Настоящий расцвет личности, ее внутренней свободы, достоинства, ответственности, характерный для оттепели, обусловил особенности поэмы А. Твардовского «За далью-даль» (1950-1960). Исследователь А. Македонов определил это произведение А. Твардовского как поэму смены эпох, поиска истины. Здесь автор стремится понять и сказать всю правду «о времени и о себе», не перекладывая трудных решений на чьи-либо другие плечи. По сравнению с предшествующими произведениями в поэме «За далью — даль» еще более усиливается лирическое начало, которое становится определяющим, структурообразующим. Все изображенное в произведении показано глазами лирического героя, дано сквозь призму его восприятия, его переживания, осмыслено им. Так эпическая по своей сути поэзия Твардовского, обращенная к переломным историческим периодам в судьбе народа, обогащается открыто выраженным лирическим пафосом и глубиной философского размышления о больных проблемах века, о своем жизненном пути.
Твардовскому «есть, что видеть, есть, что петь». И верно, он «поет» об обновленной стране, о стойкости, созидательной активности, «молодеческом резоне» народа-труженика. В главах «Семь тысяч рек», «Огни Сибири» активно используется лексика и эпитеты высокого стиля («древо», «державный», «краса»), метафоры («семь тысяч рек», «единая семья», «кузница державы», «Млечный путь», «огни Сибири»), фольклорные образы («матушка Волга», «батюшка Урал»). В главе «На Ангаре» описание перекрытия реки разворачивается в картину праздника труда, победы человека в трудной борьбе со стихией и переходит в открытое авторское размышление о самом дорогом:
Ты здесь — венец красы земной,
Моя опора и защита И песнь моя —
Народ родной!
В этих главах, выражающих самые искренние чувства поэта, его благодарность родине за счастье быть с ней на ее трудном пути, автор порой бывает многословным и велеречивым (думается, Твардовский с его удивительным чувством правды и неприятием всякого рода украшательства сознавал это и сам, когда просил сотрудников редакции посмотреть завершенные главы еще и еще раз: «По-моему, я в них воспарил»). С другой стороны, этот утверждающий пафос связан, думается, со стремлением поэта не дать усомниться в том действительно ценном, что было создано трудом народа за годы Советской власти.
Наибольшей художественной силой обладают главы произведения, в которых автор не «поет», а размышляет, где преобладает пафос анализа и самоанализа. Такой настрой задает избранный писателем жанр книги. Первые публикации отрывков из нее шли с подзаголовком «Из путевого дневника». Здесь точно определены особенности произведения, связь его повествовательного сюжета (путешествие в пространстве — через всю страну и во времени — из настоящего в прошлое и будущее) и сюжета лирико-психологического. В дневник заносится то, что человеку особенно дорого, что важно лично для него, и это придает произведению исповедальный характер, усиливает эффект подлинности, достоверности всего, о чем идет речь в поэме. Дневник необходим и для того, чтобы понять самого себя, вызвать себя на беспощадный суд совести, «немую боль в слова облечь». Особую роль в этом «путешествии за правдой» (вспомним традиционный фольклорный сюжет) играют главы «С самим собой», «Друг детства», «Так это было».
Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла.
Всего с лихвой дано мне было В дорогу — света и тепла…
Чтоб жил и был всегда с народом,
Чтоб ведал все, что станет с ним,
Не обошла тридцатым годом.
И сорок первым.
Твардовский мыслит себя частью народа, он не представляет свою жизнь вне судьбы общей, и это придает характеру лирического героя черты эпические. Вот почему «я» в поэме Твардовского постоянно сочетается с «мы». Но это не лишает автора возможности и необходимости быть «за все в ответе — до конца».
Просто, искренне и мужественно, стремясь понять, а не осудить, приступает Твардовский к самому важному и трудному — размышлению о пути, пройденном страной после революции, о своем понимании сталинской эпохи.
Так это было: четверть века Призывом к бою и труду Звучало имя человека Со словом Родина в ряду…
Мы звали — станем ли лукавить? —
Его отцом в стране-семье.
Тут ни убавить,
Ни прибавить, —
Так это было на земле.
Два лица выделены в этой главе из коллективного портрета современников, две отзывающиеся мучительной болью в душе лирического героя судьбы. Один — «друг пастушеского детства и трудных юношеских дней», перед которым лирический герой чувствует свою неизбывную вину (подробнее об этом поэт расскажет в главе «Друг детства»). С ним входит в главу образ «зрелой памяти», от сурового лица которой никуда не деться, «да нам с тобой и не пристало». Второй герой, точнее, героиня — тетка Дарья из родной смоленской деревни,
С ее терпеньем безнадежным,
С ее избою без сеней,
И трудоднем пустопорожним,
И трудоночью — не полней…
Со всей бедой — войной вчерашней И тяжкой нынешней бедой…
Тетка Дарья — олицетворение совести народной, мнения народного, которое поэт ценит превыше всего и которое не позволит покривить душой, отступить от правды.
Глава «Так это было» имела для А. Твардовского принципиальное значение. Вот слова поэта в передаче В.Лакшина: «Мне важно было написать это… Я должен был освободиться от того времени, когда сам исповедовал натуральный культ». О драме прозрения Твардовского размышлял и Ф.Абрамов: «Интеллигент, крестьянин, да к тому же еще пострадавший от коллективизации, правоверный коммунист, который все искренно оправдывал во имя революции… И силы ему давала вера, которая сильнее была в нем, чем в других. Но так было, пока не пошатнулась вера в Сталина, пока не грянул XX съезд… Вся послевоенная история — это раскрепощение».
А. Т. Твардовский
ЗА ДАЛЬЮ - ДАЛЬ
(Главы из поэмы)
Пора! Ударил отправлены?
Вокзал, огнями залитой;
И жизнь, что прожита с рожденья,
Уже как будто за чертой.
Я видел, может быть, полсвета
И вслед за веком жить спешил,
А между тем дороги этой
За столько лет не совершил;
Хотя своей считал дорогой
И про себя её берёг,
Как книгу, что прочесть до срока
Всё собирался и не мог.
Мешало многое другое,
Что нынче в памяти у всех.
Мне нужен был запас покоя,
Чтоб ей отдаться без помех.
Иллюстрации к поэме художника О.Г. Верейского. 1967 г.
Но книги первую страницу
Я открываю в срок такой,
Когда покой, как говорится,
Опять уходит на покой...
Я еду. Малый дом со мною,
Что каждый в путь с собой берёт.
А мир огромный за стеною,
Как за бортом вода, ревёт.
Он над моей поёт постелью
И по стеклу сечёт крупой,
Дурной, безвременной метелью
Свистит и воет вразнобой.
Он полон сдавленной тревоги,
Беды, что очереди ждёт.
Он здесь ещё слышней, в дороге,
Лежащей прямо на восход...
Я еду. Спать бы на здоровье,
Но мне покамест не до сна:
Ещё огнями Подмосковья
Снаружи ночь озарена.
Ещё мне хватит этой полки,
Ещё московских суток жаль,
Ещё такая даль до Волги,
А там-то и начнётся даль -
За той великой водной гранью.
И эта лестница из шпал,
Пройдя Заволжье,
Предуралье,
Взойдёт отлого на Урал.
Урал, чьей выработки сталью
Звенит под нами магистраль.
А за Уралом -
Зауралье,
А там своя, иная даль.
А там Байкал, за тою далью, -
В полсуток обогнуть едва ль, -
А за Байкалом - Забайкалье.
А там ещё другая даль,
Что обернётся далью новой.
А та, неведомая мне,
Ещё с иной, большой, суровой,
Сомкнётся и пройдёт в окне...
А той порой, отменно точный,
Всего пути исполнив срок,
Придёт состав дальневосточный
На Дальний, собственно, Восток,
Где перед станцией последней,
У пограничного столба,
Сдаётся мне, с земли соседней
Глухая слышится пальба...
Но я ещё с Москвою вместе,
Ещё во времени одном.
И, точно дома перед сном,
Её последних жду известий;
Она свой голос подаёт
И мне в моей дороге дальней.
А там из-за моря восход
Встаёт, как зарево, печальный.
И день войны, нещадный день,
Вступает в горы и долины,
Где городов и деревень
Дымятся вновь и вновь руины.
И длится вновь бессонный труд,
Страда защитников Кореи 1 .
С утра усталые ревут
Береговые батареи...
Идут бои, горит земля.
Не нов, не нов жестокий опыт:
Он в эти горы и поля
Перенесён от стен Европы.
И вы, что горе привезли
На этот берег возрождённый 2 ,
От вашей собственной земли
Всем океаном отделённый, -
Хоть в цвет иной рядитесь вы,
Но ошибётся мир едва ли:
Мы вас встречали из Москвы
И до Берлина провожали...
Народ - подвижник и герой -
Оружье зла оружьем встретил.
За грех войны - карал войной,
За смерть - печатью смерти метил.
В борьбе исполнен новых сил,
Он в годы грозных испытаний
Восток и Запад пробудил -
И вот -
Полмира и нашем стане!
Что ж, или тот урок забыт,
И вновь, под новым только флагом,
Жипой душе война грозит,
Идёт на мир знакомым шагом?
И, чуждый жизни, этот шаг,
Врываясь в речь ночных известий,
У человечества в ушах
Стоит, как явь и как предвестье.
С ним не забыться, не уснуть,
С ним не обвыкнуть и не сжиться.
Он - как земля во рву на грудь
Зарытым заживо ложится...
Дорога дальняя моя,
Окрестный мир страны обширной,
Родные русские поля,
В ночи мерцающие мирно, -
Не вам ли памятны года,
Когда по этой магистрали
Во тьме оттуда и туда
Составы без огней бежали;
Когда тянулись в глубь страны
По этой насыпи и рельсам
Заводы - беженцы войны 3 -
И с ними люди - погорельцы;
Когда, стволы зениток ввысь
Подняв над «улицей зелёной»,
Безостановочно неслись
Туда, на запад, эшелоны.
И только, может, мельком взгляд
Тоски немой и бесконечной
Из роты маршевой солдат
Кидал на санитарный встречный...
Та память вынесенных мук
Жива, притихшая, в народе,
Как рана, что нет-нет - и вдруг
Заговорит к дурной погоде.
Но, люди, счастье наше в том,
Что счастья мы хотим упорно,
Что на века мы строим дом,
Свой мир живой и рукотворный.
Он всех людских надежд оплот,
Он всем людским сердцам доступен.
Его ли смерти мы уступим?..
На Спасской башне полночь бьёт...
1 ...Страда защитников Кореи. - Имеется в виду война в Корее в 1950-1953 гг.
2 ...И вы, что горе привезли/На этот берег возрождённый... - Свыше половины вооружённых сил, участвовавших в корейской войне, были американскими.
3 Заводы - беженцы войны... - Во время Великой Отечественной войны многие крупные заводы были эвакуированы в восточные районы страны, главным образом в Сибирь и на Урал.
Я знала этого человека очень давно.
Еще в начале восьмидесятых я читала в журнале "Юность" о талантливом воспитаннике профессора Мещерякова - Александре Суворове.
Все, что с малолетства связывало Александра с внешним миром - только осязание. В его мире нет света, нет звуков. Но этот мир очень богат. Это высокообразованный, талантливый, добрый и веселый человек. Он доктор психологических наук, действительный член Международной академии информатизации при ООН.
Я и не мечтала когда-либо познакомиться с ним. Но на блоге кого-то из друзей выставил фотографию Александра Суворова, окруженного детворой. Мне дали ссылку на его сайт: http://suvorov.reability.ru/ Друзья снабдили Александра устройством, с помощью которого он может читать тексты на компьютере. Я написала, и мне в ответ пришло теплое письмо.
Недавно я получила от Александра Васильевича сделанную им большую работу. Он собрал полную версию любимой поэмы Твардовского "За далью - даль". Я помню, как поэма печаталась по частям в журнале. Перед изданием полной версии ее основательно порезали. Такое время было.
Александр Васильевич сделал титаничесую работу, и сделал он ее совершенно бескорыстно. Для нас всех. Как будто у него времени и возможностей больше, чем у нас...
Посмотрите, это пишет очень начитанный, прекрасно владеющий языком и абсолютно грамотный человек. В текстах нет не то что ошибок - даже опечаток.
Кто знает, как поместить эту работу в одну из Интернет-библиотек - сделайте это!
Мой папа любил строки из поэмы Твардовского о Василии Теркине, в них глубокий смысл и жизненная наука:
"Пушки к бою едут задом.
Это сказано не зря!"
А.В.Суворов, доктор психологических наук
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕСТАВРАТОРА
Первому полному изданию поэмы "За далью - даль" (ГОСЛИТИЗДАТ, М., 1960) автор предпослал следующую аннотацию:
"Настоящее издание книги "За далью - даль" является первым, по завершении автором работы над ней, полным изданием. Публиковавшиеся в разное время по мере написания главы, ныне в отдельных случаях дополненные и переработанные, представлены здесь в последовательности, обусловленной общим планом и содержанием книги в целом.
Автор".
С авторской волей принято считаться. Увы, это не соблюдается - особенно после смерти автора, и особенно по отношению к поэме "За далью - даль". Вместо единственно корректного - историко-филологического - к этой поэме возобладал политико-конъюнктурный подход. Александра Трифоновича пытаются "подать" его посмертным читателям то более, то менее "советским", чем он был на самом деле.
И когда я захотел иметь у себя электронную версию этого произведения, читать то, что нашлось в интернете, давнему поклоннику поэзии Твардовского оказалось невозможно. Помимо явной политико-конъюнктурной "правки", предоставленные мне тексты страдали попросту недопустимой небрежностью, отдельные фрагменты оказывались почему-то не там, где им положено быть согласно подготовленному самим Твардовским изданию 1960 года.
И я взялся за реставрирование текста на основе первого полного прижизненного издания, сверяя первые главы с частичным изданием 1953 года, а остальные - с наиболее полным из обнаруженных в интернете файлов.
В результате получился текст, не совсем совпадающий с изданием 1960 года. Но я из этого издания не пожертвовал ни единой строчкой, я относился к нему как к эталонному, и если возникали разночтения, всегда предпочитал вариант из проверенного автором издания. Просто в частичном издании 1953 года обнаружились фрагменты, отсутствующие в полном издании, и я позволил себе эти фрагменты сохранить. В интернетовском файле, в целом крайне небрежном, грешащим скорее отсутствием ряда фрагментов, имеющихся в полном издании, и искажением других, - тем не менее оказались отдельные строфы, которых в полном издании не было. Ими я тоже не смог пожертвовать.
Так что получившийся текст оказался немного полнее полного прижизненного издания. Ну, от этого читатель, надеюсь, не в убытке... Скорее наоборот.
Теперь по крайней мере я сам смогу перечитывать любимое произведение, не впадая в глухую тоску по поводу пропусков и искажений.
Рассылаю реставрированный текст по всей своей адресной книге, и всех прошу сделать то же самое, прежде всего, переслать этот файл во все известные им электронные библиотеки, чтобы в распоряжении подобных мне любителей был полный, наиболее близкий к авторской воле текст.
Александр Твардовский
ЗА ДАЛЬЮ - ДАЛЬ
1/. ЗА ДАЛЬЮ - ДАЛЬ
Пора! Ударил отправленье
Вокзал, огнями залитой,
И жизнь, что прожита с рожденья,
Уже как будто за чертой.
Я видел, может быть, полсвета
И вслед за веком жить спешил,
А между тем дороги этой
За столько лет не совершил;
Хотя своей считал дорогой
И про себя ее берег,
Как книгу, что прочесть до срока
Все собирался и не мог.
Мешало многое другое,
Что нынче в памяти у всех.
Мне нужен был запас покоя,
Чтоб ей отдаться без помех.
Но книги первую страницу
Я открываю в срок такой,
Когда покой, как говорится,
Опять уходит на покой...
Я еду. Малый дом со мною,
Что каждый в путь с собой берет.
А мир огромный за стеною,
Как за бортом вода, ревет.
Он над моей поет постелью
И по стеклу сечет крупой,
Дурной, безвременной метелью
Свистит и воет в разнобой.
Он полон сдавленной тревоги,
Беды, что очереди ждет.
Он здесь еще слышней, в дороге,
Лежащей прямо на восход...
Я еду. Спать бы на здоровье,
Но мне покамест не до сна:
Еще огнями Подмосковья
Снаружи ночь озарена.
Еще мне хватит этой полки,
Еще московских суток жаль.
Еще такая даль до Волги,
А там - то и начнется даль-
За той великой водной гранью.
И эта лестница из шпал,
Пройдя Заволжье,
Предуралье,
Взойдет отлого на Урал.
Урал, чьей выработки сталью
Звенит под нами магистраль.
А за Уралом-
Зауралье,
А там своя, иная даль.
А там Байкал, за тою далью, -
В полсуток обогнуть едва ль, -
А за Байкалом -
Забайкалье,
А там еще другая даль,
Что обернется далью новой.
А та, неведомая мне,
Еще с иной, большой, суровой,
Сомкнется и пройдет в окне...
А той порой, отменно точный,
Всего пути исполнив срок,
Придет состав дальневосточный
На Дальний, собственно, Восток,
Где перед станцией последней,
У пограничного столба,
Сдается мне, с земли соседней
Глухая слышится пальба.
Но я еще с Москвою вместе,
Еще во времени одном.
И, точно дома перед сном,
ЕЕ последних жду известий;
Она свой голос подает
И мне в моей дороге дальней.
А там из-за моря восход
Встает, как зарево, печальный,
И день войны, нещадный день,
Вступает в горы и долины,
Где городов и деревень
Дымятся вновь и вновь руины.
И длится вновь бессонный труд,
Страда защитников Кореи.
С утра усталые ревут
Береговые батареи...
Близка, видна из дымной мглы
Броня бортов и башен серых.
- Огонь, огонь! - ревут стволы,
Чтоб защитить от моря берег.
Под небом огненным приют,
В горах скитаясь, ищут семьи.
- Огонь, огонь! - зенитки бьют,
Чтоб защитить от неба землю.
Разор и плен в родном краю
И смерть несут враги народу.
- Огонь, огонь! - народ в бою,
Чтоб защитить от них свободу...
Идут бои, горит земля.
Не нов, не нов жестокий опыт:
Он в эти горы и поля
Перенесен от стен Европы.
И вы, что горе привезли
На этот берег возрожденный,
От вашей собственной земли
Всем океаном отделенный, -
Хоть так, хоть сяк рядитесь вы,
Но ошибется мир едва ли:
Мы вас встречали у Москвы
И до Берлина провожали...
Как нам ни памятна война,
Но в дни грозы, борьбы, страданья
Мы знали, чья была вина,
Кого постигнет наказанье.
Народ - подвижник и герой -
Оружье зла оружьем встретил.
За грех войны - карал войной,
За смерть - печалью смерти метил.
В борьбе исполнен новых сил,
Он в годы грозных испытаний
Восток и Запад пробудил -
И вот Полмира в нашем стане!
Что ж, или тот урок забыт,
И вновь, под новым только флагом,
Живой душе война грозит,
Идет на мир знакомым шагом?
И, чуждый жизни, этот шаг,
Врываясь в речь ночных известий,
У человечества в ушах
Стоит, как явь и как предвестье.
С ним не забыться, не уснуть,
С ним не обвыкнуть и не сжиться.
Он - как земля во рту на грудь
Зарытым заживо ложится...
Дорога дальняя моя,
Окрестный мир страны обширной,
Родные русские поля,
В ночи мерцающие мирно, -
Не вам ли памятны года,
Когда по этой магистрали
Во тьме оттуда и туда
Составы без огней бежали;
Когда тянулись в глубь страны
По этой насыпи и рельсам
Заводы - беженцы войны -
И с ними люди - погорельцы;
Когда, стволы зениток ввысь
Подняв над "улицей зеленой",
Безостановочно неслись
Туда, на запад, эшелоны.
И только, может, мельком взгляд
Тоски немой и бесконечной
Из роты маршевой солдат
Кидал на санитарный встречный...
Та память вынесенных мук
Жива, притихшая, в народе,
Как рана, что нет-нет и вдруг
Заговорит к дурной погоде.
Но, люди, счастье наше в том,
Что счастья мы хотим упорно,
Что на века мы строим дом,
Свой мир живой и рукотворный.
Он всех людских надежд оплот,
Он всем людским сердцам доступен.
Его ли смерти мы уступим?..
На Спасской башне полночь бьет...
__________________________________________________
Не получается поместить в сообщение весь текст, видимо, есть ограничения на число строк.
Полный текст - во Вложении:
Вложение:
"За далью - даль" Твардовского, краткое содержание которой приведено в этой статье, известная послевоенная поэма знаменитого советского литератора. В этом произведении автор осуждает Сталина.
Создание поэмы
Поэма "За далью - даль" Твардовского - краткое содержание позволяет получить полноценное представление о сюжете - была написана в разгар хрущевской оттепели. В ней автор размышляет о ходе времени, долге и ответственности художника, жизни и смерти.
Глава "Так это было" практически целиком посвящена культу личности Сталина. А также тем последствиям, к которым привела такая государственная политика. В главе "Друг детства" рассказывается о реабилитации людей, которые были незаконно осуждены в годы репрессий в Советском Союзе.
Твардовский в этой поэме наиболее ярко представил свою идею державности. В то время идея была весьма популярной, но многие придерживались культа сильного государства. Твардовский же не связывает этот культ с каким-либо конкретным государственным деятелем или конкретной формой правления. Такая точка зрения помогла ему стать своим в среде поклонников Российской империи.
Твардовский "За далью - даль" (содержание кратко пересказывается в этой статье) писал в период с 1950 по 1960 годы. Само произведение относится к лирическому жанру, при этом имеет очевидный эпический уклон.
Основной сюжет поэмы вращается вокруг темы дороги. Лирический персонаж отправляется в путь на поезде в путешествие по всей стране. Уже в начале повествования читатель узнает, что первоначально этот путь пролегает через Урал и Сибирь. Об этом путешествии он мечтал уже давно.
В пути лирический герой предается воспоминаниям, на память приходят тяжелые военные будни, разруха и голод, которые в одночасье поглотили всю страну.
Одно из развлечений в пути - вагонные споры. А также сменяющиеся пейзажи за окном. Они служат дополнительным фоном этого произведения. Параллельно автор размышляет на страницах поэмы о карьерном росте, активно призывает молодое поколение ехать осваивать далекие и необжитые сибирские земли.
В поэме "За далью - даль" Твардовского, краткое содержание которой передается в этой статье, отдельно упоминаются грандиозные планы по освоению сибирских просторов. Поэт описывает процесс возведения гидроэлектростанции на реке Ангара.
Завершается лирическая поэма прибытием поезда в самую восточную точку страны - во Владивосток.
15 глав
Всего 15 глав в поэме "За далью - даль" Твардовского. Краткое содержание начинается с вступления. В нем и в самой первой главе рассказывается о мотивах, которые побудили лирического героя отправиться в это путешествие.
Автор подробно описывает свои впечатления от увиденного за окном во время путешествия. Он пространно рассуждает о далях в предвкушении предстоящих радостных событий. Изначально, уезжая из Москвы, лирический герой ожидает чего-то важного и значимого от этой поездки.
В главе "В дороге" описывается настроение автора и его огромное желание получить новые ощущения в неизведанных местах необъятной родины. В поэме Твардовского "За далью - даль" (краткое содержание по главам позволяет подробно познакомиться с произведением) лирический герой искренне радуется каждой встрече, любому новому попутчику.
Необъятная Волга
Лирический герой Твардовского особенно поражается и восхищается необъятной Волгой, которую видит из окна своего поезда.
Он пишет о Волге, как о вездесущей реке, в которой увидеть себя смогло пол-России. Реку рассматривает с нескрываемым восторгом, сразу забывая обо всем, чем занимался только что.
В главе "Две кузницы" автор обращается к своей юности, которая прошла в Загорье на Смоленщине. Он вырос в кузнице отца. А после был вынужден приехать на Урал. Две кузницы, с которыми он столкнулся, являются наглядным отражением образа отца и Урала-добытчика, который называли кузницей всей державы.
Называя Волгу матушкой, Урал поэт называет батюшкой.
Привет, Сибирь
Важную роль в этом произведении играет глава "Две дали", в которой лирический герой прощается с Уралом и приветствует Сибирь. Он описывает ее пейзажи и все, что оказывается в поле его зрения.
По сути, у Твардовского в "За далью - даль" главными героями становятся не конкретные люди, а исторические эпохи и места, которые лирический герой поэмы проезжает на поезде.
Автор приходит в восторг от того, что видит за окном вагона. В эту главу поэт вложил глубокий смысл. Он размышляет о настоящем и прошлом своей страны. За последние годы ему и его народу пришлось перенести немало испытаний. Это и горести войны, и трагические потери на фронтах, и радость от новостроек, всеобщее воодушевление от восстановления городов.
Но все же печальных воспоминаний намного больше.
Диалог с читателем
Отличительной особенностью этой поэмы является диалог с читателем, который автор ведет практически в каждой главе. Это придает дополнительную живость и необычность всему тексту.
В главе "Литературный разговор" он рассказывает о попутчиках главного героя. Он с ними проводит в одном вагоне уже третьи сутки. Это офицер Советской Армии в звании майора, молодая романтическая пара и дама в пижаме. Поэт внимательно описывает особенности каждого из персонажей, добавляет собственные домыслы и предположения об их дальнейшей судьбе.
Встречает в поездке лирический герой и своего старого друга. Они вспоминают прошлое, как вместе играли в детстве, пасли скот и жгли костры. Они не виделись целых семнадцать лет, а встретились внезапно и невзначай. На все про все у них всего пять минут на станции Тайшет.
Отдельное место в поэме занимают воспоминания о войне. За десять дней, которые длится поездка, автору удается охватить огромный географический и исторический пласт.
Поэт много сил потратил, работая над этим произведением. В поэме Твардовского "За далью - даль" - содержание по главам изложено в этой статье - выражены самые сокровенные мысли и идеи автора.
Анализ поэмы "За далью - даль"
Глубокий смысл вложил в понятие далей Александр Твардовский. "За далью - даль" - анализ произведения приведен в этой статье - с невероятным мастерством передает описания долин, рек и озер, воспоминания автора и его рассуждения о настоящей и предстоящей жизни.
Одни из самых проникновенных - фронтовые эпизоды, которые поэт брал из собственной памяти. Пожалуй, самое важное в этой поэме - сопоставление времен, радости и печали обитателей эпохи, их осознание грядущего нового времени.
Твардовский как будто сквозь всю свою жизнь проносит эти воспоминания, гармонично вписывая их в эту поэму, которую он считал одним из своих ключевых произведений.
Это настоящий литературный шедевр XX века.
В поэме Александра Твардовского «За далью даль» описано путешествие героя по стране. В этой «дороге, лежащей прямо на восход…» автора ожидало множество новых впечатлении, прошлых воспоминаний и неожиданных встреч. Путь от Москвы до Волги, далее через Урал, Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток описан автором на основе личных впечатлений.
После вступления, в главе «В дороге» отмечено:
Как сладки мне слова: «Я еду,
Я еду», – повторять себе.
Впечатления от встречи с великой русской рекой – Волгой – описаны в главе «Семь тысяч рек». Автор называет Волгу серединой родной земли.
Кувалду главную Урала
В работе видеть боевой.
Восхищённо описана индустриальная мощь Урала. Показано, какую большую роль сыграл «батюшка Урал» в победе над гитлеровскими захватчиками.
В «Литературном разговоре», коротко и ёмко описаны его попутчики по долгому пути. Автор делит литераторов на группы: таких писак, что заранее написав роман, лишь для галочки побывают на крупной стройке или заводе, и тех, кому важен «жар живой, правдивой речи», и поэтому работающих добросовестно, с душой.
В «Огнях Сибири» описаны огромные просторы этой земли, её тайгу и горы, богатства края, историю, душевные качества людей, преобразующих природу на пользу человеку.
В «Друге детства» описана случайная встреча с давним другом – после семнадцатилетней разлуки. Друг автора был незаконно осуждён, и лишь теперь выпущен на свободу. Автор, не терявший веры в друга, с горечью размышляет о том, кто виноват в этой несправедливости.
«Фронт и тыл» – глава, в которой описана дискуссия о том, где труднее в войну: на фронте или в тылу? Попутчик, седой майор-фронтовик, разрешил спор: на фронте легче, задача солдата – воевать, а обеспечивает его страна. Седой старик-орденоносец ему возразил, в тылу легче: не бомбят. А согласились, что лучше совсем без войны.
В «Москве в пути» интересно раскрыто стремление многих жить в столице.
Трудовой подвиг строителей гидроэлектростанции ёмко описан в главе « На Ангаре».
Страна родная, полон я
Тем, что от края и до края
Ты вся - моя,
моя,
моя!
Глава «Так это было» стоит особняком. Здесь осмысливается время, когда во главе страны был И.С.Сталин. Правдиво рассказано о страшных страницах истории, но одновременно показан подвиг народа и страны.
Особенного внимания заслуживает тема Великой Отечественной войны, проходящая через всё произведение. Автор с большим мастерством и силой сумел показать величие и роль дружбы, взаимопомощи, любви к своей Родине.
Картинка или рисунок За далью - даль
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Алый Коваль
Прибывшему на границу озорному и неопытному бойцу Кошкину было в первый же день сделано замечание - он должен был следить за ответами, которые предназначались командиру, за своей четкой и разборчивой речью
- Краткое содержание Островский За двумя зайцами
Довольно таки знаменитая пьеса была создана М.Старицким. Островский же перевел ее на русский язык, и получилось комическое, но поучительное творение. По произведению был поставлен фильм, а в театрах с большим аншлагом проходили спектакли
- Краткое содержание Пестрая лента Конана Дойла
В один из апрельских дней к Шерлоку Холмсу обратилась встревоженная молодая дама, которую зовут Эллен Стоунер и поведала сыщику и его другу свой рассказ.
- Краткое содержание Екимов Ночь исцеления
К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому
- Краткое содержание Крейцерова соната Лев Толстой
Эта повесть, насыщенная красками быта и суровой реальности, начинается в одном из вагонов поезда, где ведётся весьма жаркая и волнующая беседа о сущности любви и её атрибутов. Беседа начинается с пожилого человека и дамы с папиросой