Методы психодиагностики их классификация. Классификация методик психологической диагностики и их основания. Типы диагностических методик

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности. Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний.

2. Основные методы психодиагностики и их классификация

В насоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и верификации.

Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

Таблица 1

Классификация психодиагностических методов

Существуют также другие методы психолого-педагогического исследования, такие как, ранжирование, рейтинг, и метод графов.

3. Краткие характеристики

психодиагностических методик.

1. Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

2. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

· субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;

· эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

3. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

4. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

5. Объективно манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Более развернутую классификацию психодиагностических методик

можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 2)

Таблица 2

Классификация психодиагностических методик

III. Психодиагностика образовательной системы.

III . Конструирование типичных диагностических процедур .

1. Тесты и тестирование

Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.

Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 3.

2. Требования, предъявляемые к тестам

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

4. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов по Й.Шванцаре

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);

по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

по психической активности испытуемых:

интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову

по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

по назначению:

общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

тесты профессиональной пригодности;

тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

тесты достижений;

по материалу, которым оперирует испытуемый:

бланковые;

предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

по форме ответа: устные и письменные;

по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

стандартизованные самоотчеты:

тесты-опросники, открытые опросники (см. Тема 4);

шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация (см. Тема 4);

индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток (см. Тема 4);

проективные техники (см. Тема 5);

диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

"Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве оснований."

В.К. Гайда

Список литературы

Анастази А. Психологическое тестирование. Т.II. – М. : Педагогика, 1982. С. 114-119.

Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.

Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.

О. В. Белова. Классификации психодиагностических методов

В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека.

Большинство созданных и применяемых практических психодиагностических методик представляют так называемые бланковые методики - такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого, в свою очередь, судят о психологии того человека, который эти ответы предложил. Широкая распространенность и практический интерес к бланковым методикам объясняются тем, что они относительно просты как для разработки, так и для исполь­зования и обработки получаемых результатов.

Второе место по частоте встречаемости занимают опросные методики , в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в ин­терпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.

Третье место по частоте использования занимают рисуночные психодиагностические методики. В них для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. Нередко в содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равена).

Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные, которые, в свою очередь, могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и информативные.



Следующая группа методик - объективно-манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т.п.

Опираясь на представленную попытку разделения психодиагностических методик на группы, попробуем предложить более развернутую их классификацию, выделив вначале общие критерии, в соответствии с которыми далее методы психодиагностики будут разделены на частные группы. Такими критериями являются следующие:

1. Тип применяемых в методике тестовых задач.

2. Адресат используемого в методике тестового материала.

3. Форма представления тестового материала испытуемым.

4. Характер данных, используемых для выводов о результа­тах психодиагностики.

5. Наличие в методике тестовых норм.

6. Внутреннее строение методики.

1) По типу применяемых тестовых заданий опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие (в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собствен­ной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физио­логические (в данном случае психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологиче­ских реакций организма человека).

К примеру, для оценки психологии некоторого человека можно использовать его ответы на прямые или косвенные вопросы, его согласие или несогласие с теми или иными суждениями, результаты его устной, письменной, изобразительной, технической или иной деятельности, его произвольные и непроизвольные действия и реакции в ответ на некоторые стимулы и многое другое. Этой же цели могут служить также электроэнцефалограмма, электрокардиограмма, электромиограмма, кожно-гальваничес-кая реакция (КГР) и другие рефлексы, включая сердечно-сосудистые рефлексы и рефлексы дыхательной системы.

2) По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательные, апеллирующие к сознанию испытуемого, и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека. Примером методик первого типа могут служить опросники, а примером второго - проективные методики.

3) По испытуемым психодиагностические методики делятся на бланковые (представляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме: рисунок, схема и т.п.), технические (презентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео- или киноформе, а также через иные технические устройства и машины), сенсорные (представляют материал в виде физических сти­мулов, непосредственно адресованных органам чувств).

4) По характеру данных, используемых для психодиагностичес­ких выводов, методики подразделяются на объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него). Примером методик объективного типа могут служить тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или практических результатов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективизм в оценках сведен к минимуму. С другой стороны, классическим примером методики субъективного типа является такая, которая в основном опирается на интроспекцию и выводы, делаемые на базе интуиции и внутреннего опыта.

5) По психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими.

6) Наконец, по внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на мономерные и многомерные. Первые характеризуются тем, что в них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство, а вторые - тем, что они предназначены для психодиагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. В последнем случае психодиагностическая методика подразделяется, как правило, на несколько частных методик - под-шкал, оценивающих отдельные психологические качества. Например, известный тест Спилбергера-Ханина для оценки тревожности - это мономерная методика, а личностный тест Кеттела - многомерная методика.

Одна и та же психодиагностическая методика одновременно может рассматриваться и квалифицироваться с разных сторон, по различным критериям. Поэтому почти любую методику можно отнести не к одной, а сразу к нескольким классификационным группам. В этой связи выделенные и описанные выше критерии классификации психодиагностических методик следует расценивать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга в характеристике разных методик, как возможные аспекты их анализа и разделения на классы.

В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в известных научных понятиях, а во

втором случае - через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Иногда количественные и качественные характеристики сочетаются в рамках одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство получает двойную, количественно-качественную характеристику. Например, в тесте А.Е. Личко, предназначенном для диагностики акцентуаций характера у подростков, каждая из изучаемых черт характера имеет двойную характеристику: и количественную, и качественную одновременно.

Критерий Методики
1) По типу применяемых тестовых заданий - опросные - утверждающие - продуктивные - действенные - физиологические
2) По адресату тестового материала - сознательные, - бессознательные,
3) По форме представления тестового материала - бланковые - технические - сенсорные
4) По характеру данных,используемых для психодиагностических выводов - объективные - субъективные
5) По критерию наличия тестовых норм - имеющие подобные нормы - не располагающие ими.
6) По внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на. - мономерные - многомерные

Все методы психодиагностики можно также разделить на научные и практические, хотя такое деление условно: большинство известных психодиагностических методик используется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании. Однако между ними все же есть разница, которая заключается в том, что научно-исследовательские методики главным образом ориентированы на выявление и последующее изучение того или иного психологического качества в целях его сугубо научного познания, а практические - на оценку степени его развития и использования в практических целях. Кроме того, научная методика может быть уникальной, трудоемкой, дорогостоящей и применяться только в рамках научного исследования, будучи из-за указанных ее качеств непригодной для широкой практической психодиагностики. Практическая же методика, напротив, должна быть универсальной, простой и относительно дешевой.

Существование множества психодиагностических методик объясняется не только большим количеством свойств, которые с их помощью приходится оценивать, но также тем, что практически все методики имеют ограничения в применении, в силу ко­торых приходится создавать и использовать другие методики, не обладающие подобными ограничениями.

Рассмотрим в этой связи достоинства и недостатки некоторых типов методик. Достоинство методик, обращенных к сознанию , в том, что они позволяют судить о психологии данного человека непосредственно на основе того, что говорит он о себе или окружающие люди о нем. Однако испытуемый может недостаточно искренне или некритично отвечать на адресованные ему вопросы, в том числе под влиянием субъективно воспринятой инструкции, предвзятого отношения к психодиагносту или ситуации психодиагностики. Словом, сознательное субъективное искажение результатов тестирования - один из самых серьезных недостатков данной группы методик. Правда, некоторые специальные приемы, используемые конструкторами подобных методик, в частности введение в ее структуру контрольных вопросов, суждений, специально оценивающих степень искренности отвечающего, позволяют существенно снизить уровень субъективности получаемых результатов. Вместе с тем заметим еще раз: полностью избежать данного недостатка в подобного типа методиках практически невозможно, что делает их не всегда валидным, надежным и однозначным измерительным инструментом.

Преимущество объективных методик , опирающихся не на словесные ответы, самохарактеристики или самооценки, а на не зависящие от сознания человека непроизвольные действия и реакции, а также продукты его деятельности, заключается в том, что они позволяют избежать субъективности, и в этой связи достаточно надежны. Вместе с тем их валидность и однозначность, а также точность иногда оставляют желать лучшего. Поясним сказанное. Объективные показатели не всегда отражают своими изменениями именно те психологические свойства, для оценива­ния которых они предназначаются. Например, физиологические реакции не всегда соответствуют психологическим свойствам и состояниям человека. Они, кроме того, связаны с сиюминутными физическими состояниями организма, а не только психоло­гическими процессами, и в этом смысле не вполне однозначны. Наконец, для показателей подобного рода трудно разработать тонкую измерительную шкалу, позволяющую выявлять различные степени проявления диагностируемого качества и дифференцирование их оценивать. Другими словами, объективные по­казатели не являются точными мерками силы отражаемого в них свойства. Допустим, что для выводов о наличии у ребенка определенного отношения к членам своей семьи используются осо­бенности рисунка семьи, сделанного самим ребенком. Такой ри­сунок, как показано в многочисленных исследованиях, действительно может отражать сложившиеся в семье отношения, но, помимо этого, также и художественно-изобразительные способности ребенка, его желание рисовать, стремление понравиться психологу, настроение в момент тестирования и многое другое. В зависимости от всего этого может меняться характер рисунка, в том числе те признаки, по которым обычно судят об отношениях ребенка к отдельным членам семьи.

Проективные методики по сравнению со всеми уже рассмотренными имеют одно весьма существенное достоинство: они, как правило, валидны и относительно надежны при высоком уровне профессиональной подготовки пользователя. Они менее субъективны и мало подвержены случайным, ситуативным влияниям. Недостаток их - трудоемкость и значительные временное затраты, необходимые для получения нужного психодиагностического результата.

Методики, позволяющие получать количественные данные, отражающие степень развитости изучаемого свойства, дают возможность использовать меры и методы количественной обработки результатов психодиагностики. В то же самое время с по­мощью таких методик невозможно отличить друг от друга качественно различные психологические свойства, имеющие одинаковые количественные показатели.

Скажем, если с помощью методики Д. Маккелеланда, Дж. Аткинсона и других мы оцениваем силу мотивации достижения успехов, то, получив те или иные показатели, не в состоянии судить о том, является ли мотивация достижения успехов различной у тех испытуемых, которые име­ют количественно одинаковые данные. А между тем она может быть качественно различной. В свое время X. Хекхаузен пока­зал, что в общем показателе силы мотивации достижения успехов по Д. Маккелеланду и др. на самом деле скрываются два ка­чественно различных мотива: мотив - стремление к успехам и мотив - стремление избежать неудачи. Два человека, имеющие одинаковые по силе мотивы достижения успехов, могут существенно отличаться друг от друга тем, что стремятся к успехам в совершенно разных сферах человеческой деятельности: один - в бизнесе, другой - в искусстве, третий - в спорте и т.п.

С другой стороны, методики, которые опираются только на качественный анализ экспериментальных данных, не позволяют применять количественные методы обработки результатов, судить об уровне развития соответствующих свойств и напря­мую доказывать причинно-следственные отношения между изучаемыми переменными.

Психодиагностические методики - это методики, которые позволяют количественно выражать и оценивать различные особенности людей, определяющие состояние их внутреннего природы и взаимоотношения с окружающим миром. Количественное выражение достигается через организацию специальной стимульной среды, в которую помещается испытуемый, регистрацию его показателей и реакций и преобразование данных показателей в оценку диагностируемых свойств.Психодиагностика включает широкий спектр научных подходов. Многообразие этих подходов ведет к функционированию различных типов классификаций психодиагностических методик в зависимости от атрибутов, выделяемых разными авторами в качестве релевантных и значимых для классификации.

Рассмотрим некоторые из них. По К.М. Гуревичу, средства, которыми коррелирует психодиагностика, по своему качеству разделяются на две группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные .

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Характерная черта данной группы - жесткая регламентация процедуры обследования (дословное соблюдение инструкций, строгие способы презентации стимульного материала, невмешательство исследователя в работу испытуемого), стандартизация (присутствие норм или других критериев оценки), а также валидность и надежность. Они просты и не требуют спецподготовки от экспериментатора.

Проанализируем формализованные методики в разбивке по подгруппам:

    Тесты:

    по форме проведения: индивидуальные и групповые;

    по форме ответов: устные и письменные;

    по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;

    по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные;

    по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.

    Опросники:

    личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);

    Проективные техники:

    методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;

    методики конструирования – создание целого из деталей;

    методики интерпретации – объяснение события или ситуации;

    методики дополнения – завершение рассказа, картинки;

    методики катарсиса – игровая деятельность, моделирование ситуации;

    методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;

    методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

К малоформализованным методикам относятся такие техники, как наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности. Они предоставляют очень ценные сведения об испытуемом, в частности при анализе таких психических явлений, которые с трудом поддаются объективизации (переживания, мотивация, личностные принципы и т.д.) или постоянно подвергаются изменениям (настроение, изменение целей и т. д.). Минус формализованных методик – их трудоемкость (наблюдения осуществляются в течение долгого времени) и основаны на опыте и интуиции психодиагноста.

В общем и целом, более или менее развернутую классификацию психодиагностических методик можно составить, лишь выявив общие критерии, в соответствии с которыми различные психодиагностические методики будут объединены в отдельные группы. Такими критериями являются следующие:

1) тип применяемых в методике тестовых заданий;

2) адресат, на которого направлен используемый в методике тестовый материал;

3) форма презентации тестового материала испытуемым;

4) характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики;

5) наличие в методике тестовых норм;

6) внутреннее строение методики.

Попробуем рассмотреть каждую группу методик отдельно. По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на:

    опросные (испытуемому задаются определенные вопросы),

    утверждающие (используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться), продуктивные (делается акцент на вид творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной и т.д.),

    действенные (испытуемому дается задание выполнить ряд практических действий, по характеру которых выполняется оценка его личности),

    физиологические (данная психодиагностика основывается на анализе непроизвольных физических или физиологических реакций человеческого организма).

Таким образом, для оценки психологического портрета определенного человека можно использовать его ответы на прямые или косвенные вопросы, его согласие или несогласие с некоторыми утверждениями, продукты его устной, письменной, моторной, сенсорной, изобразительной, технической или другой деятельности, его произвольные и непроизвольные реакции в ответ на специальные стимулы и т.д.

По адресату тестового материала методы психодиагностики можно поделить на:

    сознательные , которые обращаются к сознанию испытуемого

(опросники),

    бессознательные , которые направлены на неосознаваемые

реакции человека (проективные методики).

По форме презентации тестового материала психодиагностические методики подразделяются на:

    бланковые (тестовый материал в письменном или какой-либо ином знаковом формате: в виде рисунка, схемы и т. д.),

    технические (тестовый материал в аудио- или видеоформате, а также посредством иных технических оборудований и компьютера),

    сенсорные (материал в виде физических стимулов, направленных на органы чувств человека).

По характеру данных методики психодиагностики делятся на:

    объективные (данные, не зависящие от сознания и желания как испытуемого, так и экспериментатора);

    субъективные (данные, полностью зависящие от сознания и желания экспериментатора или испытуемого, имеющие отношение к их опыту и зависящие от него). К методикам объективного типа относятся тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или реальных продуктов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективная оценка сведена почти к нулю. Примером же методики субъективного типа является та техника, которая в частности опирается на выводы, производимые на основании интуиции и внутреннего опыта. По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на:

    имеющие подобные нормы ;

    не располагающие ими .

По внутренней структуре методики психодиагностики можно разбить на:

    мономерные ;

    многомерные .

Для первых характерно то, что в них диагностируется и оценивается единственное свойство личности, а для вторых – то, что они применяются для оценки сразу нескольких психологических качеств человека (будь то однотипных или разнотипных). В последнем случае методика диагностирования психологии личности делится на несколько специальных методик – подшкал, которые оценивают частные психологические качества. Примером мономерной методики является известный тест Спилбергера-Ханина, а примером многомерной - личностный тест Кеттела.

При этом необходимо помнить, что одна и та же психодиагностическая методика может рассматриваться и квалифицироваться с точки зрения разных аспектов и по различным критериям. Отсюда следует, что любую методику можно отнести не к одной, а сразу к нескольким классификациям. Как следствие, выявленные и определенные выше категории классификации методик психодиагностики важно рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга, как возможные и реально существующие аспекты их анализа и разделения на классы.

Отдельно от остальных классификаций стоят психодиагностические методики, базирующиеся на качественном и количественном анализе тестовых данных. При первом виде анализа диагностируемое свойство определяется известными научными понятиями, а во втором случае – путем сравнения развития данного человека с другими людьми. В некоторых случаях количественные и качественные виды анализа сочетаются в пределах одной и той же методики, что в итоге дает двойную характеристику – количественно-качественную.

Вдобавок ко всему все методы психодиагностики можно разделить на научные и практические . Нужно отметить, что данная классификация условна, поскольку большинство наиболее применимых психодиагностических методик используется как в практике, так и в научных исследованиях. Разница между ними состоит в том, что научно-исследовательские методики ориентированы в основном на выявление и изучение какого-либо психологического качества в сугубо научных целях, а практические – на оценку степени развития личности и использования полученных данных в практических целях. Вдобавок ко всему, научная методика зачастую является затратной, трудоемкой, дорогостоящей и используется только в рамках исследования, оказываясь по вышеуказанным причинам непригодной для повсеместной практической психодиагностики. Практическая методика, наоборот, проста в применении, универсальна.

Рассмотрев различные критерии и виды классификаций, давайте перейдем к рассмотрению отдельных видов психодиагностических методик, а именно тестов по критерию содержания.

Тесты интеллекта - тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. В западной и отечественной школах психодиагностики существуют свои отдельные тесты. Шкала Бине представляет собой проверку коэффициента интеллектуальности (IQ). В нем определены границы нормы, которые свидетельствуют о нормальном интеллектуальном развитии человека определенного возраста - от 84 до 116 (ниже 84 - показатель низкого интеллекта, выше 116 - показатель высокого развития). Тесты интеллекта широко распространены в западных странах: в системе образования, а также при приеме на работу.

Школьный тест умственного развития – ШТУР (разработан Психологическим институтом РАО) для учащихся 7-9-х классов является примером отечественной шкалы интеллекта. Следом за ним идет специальный тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников – АСТУР (основан на материале школьных программ и учебников для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы). Он включает в себя ряд субтестов на проверку таких умений и знаний как: осведомленность, двойные аналогии, лабильность, классификации, обобщение, логические схемы, числовые ряды и геометрические фигуры.

Тесты способностей представляют собой выявление потенциальной предрасположенности индивида к успешному выполнению определенного вида деятельности. Они широко применяются в практике, в частности в психологической профориентации. Тесты способностей разделяются: а) по видам психических функций - сенсорные, моторные тесты, б) по видам деятельности - технические и профессионализированные тесты.

Моторные тесты проверяют ловкость, координацию движений, моторику и т.д.). К данной группе можно отнести тест ловкости Стромберга, тест скорости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда, тест М. И. Гуревича и Н. И. Озерецкого и т.д.

Сенсорные тесты используются для определения остроты органов чувств: зрения, слуха, тактильности и т.д. Здесь выделяют таблицу Снеллена, тест музыкальной одаренности Сишора, тест Винга и т.д.

Тесты технических способностей анализируют особенности, которые позволяют эффективно работать с разнообразным оборудованием или его компонентами. Наиболее яркий пример - тест Беннета.

Тесты достижений рассматривают учебные достижения индивида. Их еще называют тестами успешности, дидактическими тестами, тестами учителя. Тесты достижений оценивают успешность овладения определенными знаниями, они более объективно показывают уровень обученности, чем оценка.

Тесты достижений стоят отдельно от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта):

    с их помощью анализируется успешность овладения конкретным учебным материалом, который ограничен определенными рамками;

    тесты различаются целями их применения. Тесты достижений отличаются от тестов интеллекта тем, что последние не направлены на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от испытуемого умения обращаться с понятиями, совершать определенные умственные действия, такие как классификации, обобщение, аналогии и т.д.

Выделяют три вида тестов достижений:

1) тесты исполнения (тесты действия),

2) образцы выполнения работы,

3) письменные и устные тесты.

Тесты действия – это ряд заданий, наиболее значимых для успешного осуществления определенной профессиональной деятельности (тренажеры, моделирование реальной трудовой деятельности). Сюда относятся Блэкстонский тест оценки квалификации стенографисток, тест адаптации к конторской работе Пурдье, тест изучения навыков печатания на машинке Терстона и т.д.

Письменные тесты нацелены на то, чтобы проверить специальные знания, информированность (узкая профессиональная направленность), осведомленность и представляют собой комплекс вопросов, которые представлены испытуемому на специальных бланках. Преимущество данного метода - это возможность одновременной проверки целой группы людей.

Устные тесты профессиональных достижений представляют собой серию вопросов, касающихся специальных профессиональных знаний, которые задаются в форме интервью. Они удобны в применении, универсальны и просты в интерпретации.

Личностные тесты – это психодиагностические тесты и процедуры, специально нацеленные на изучение личностных структур. Они изучают особенности мотивации, личностные черты, установки, саморегуляции, особенности внутреннего мира человека, систему его ценностей или побуждающих факторов. К большинству личностных тестов невозможно применить критерии надежности, валидности и стандартизации. На самом деле личностных тестов множество, рассмотрим лишь самые известнее из них:

1) Шестнадцатифакторный опросник Р. Кеттелла, или 16-PF - измерение 16 факторов личности – личностных черт;

2) Опросник Г. Айзенка - трехфакторная модель, включающая шкалы Р, Е и N, по первым буквам английских названий терминов «психотизм», «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм»;

3) Диагностика мотивационных тенденций или тест А.Эдвардса - опросник на основании 225 пар суждений, образующих 15 шкал: мотивация достижений, принятие авторитетов, любовь к порядку, демонстративность, автономия, терпимость, самовосприятие, принятие опеки, доминирование, чувство вины, готовность опекать других, радикализм, стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессивность.

4) Тест репертуарных решеток Келли – методика исследования индивидуальной категориальной структуры личности (24 ролевых персонажей: учитель, жена, руководитель, отец, мать и т.д., относящиеся к семи группам: «Я», «семья», «отношения», «близкие», «авторитет», «ситуативные персонажи», «ценности»);

5) Методика распределения времени - С. Я. Рубинштейн – определение предпочтений, интересов и установок личности посредством свободного распределения времени опрашиваемым по его усмотрению.

Проективные техники предназначены для диагностики личности. Это самая сложная и одновременно интересная группа методик, для которых характерен комплексный подход к оценке личности, а не выявление отдельных черт.

Испытуемый должен сам интерпретировать, развивать и определять стимулы. При этом диагностируются такие качества, как интересы и установки личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения и т.д.

Для данной группы методик характерно следующее:

1) неоднозначность стимульного материала, который испытуемый должен решать;

2) малая стандартизованностъ проведения процедуры обследования;

3) проективные методы требуют большого опыта, высокой профессиональной квалификации, творческого подхода.

Группы проективных методик:

1) Методики структурирования: интерпретирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха).

Тест Роршаха: Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс.

2) Методики конструирования: создание из деталей единого целого (тест мира). Тест мира: обследуемому предлагается более 200 моделей разнообразных предметов (людей, животных, машин, домов и т.д.), и он создает из моделей некий мир.

3) Методики интерпретации: истолкование события, ситуации (тематический апперцептивный тест (ТАТ)). ТАТ: обследуемому дается набор картинок, его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.

4) Методики катарсиса: осуществление игровой деятельности (проективная игра, психодрама). Психодрама: терапевтический групповой процесс, в котором используется драматическая импровизация для изучения внутреннего мира человека, развития потенциала человека и расширения возможностей. Исследуются особенности человека, отражающиеся в определенном написании букв и слов.

5) Импрессивные методики: предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера). Тест Люшера: из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится.

6) Адаптивные или методики дополнения: завершение неоконченного предложения, рассказ (тест Сакса-Леви). Тест Сакса-Леви: обследуемому дается задача закончить предложения.

В настоящее время существует несколько достаточно обоснован­ных классификаций психодиагностических методик.

Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специ­альных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.). Диаг­ностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16PF Р Кеттелла):

Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психо­диагностические методики.

Первые так или иначе опосредованы речевой активностью об­следуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к па­мяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение зада­ния опирается на невербальные способности - перцептивные, мо­торные.

Третье основание, используемое для классификации психодиаг­ностических методик, - это характеристика того основного методи­ческого принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают:

1) объективные тесты;

2) стан­дартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают:

а) те­сты-опросники;

б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;

в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классифика­ции;

г) индивидуально ориентированные техники типа ролевых ре­пертуарных решеток;

3) проективные техники;

4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Объективные тесты - это те методики, в которых возможен пра­вильный ответ, т. е. правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизованного самоотче­та является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утвер­ждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).

Одна и та же психологическая переменная представляется груп­пой пунктов (не менее 6). Пункты теста-опросника могут быть пря­мыми, апеллирующими непосредственно либо к опыту субъекта (на­пример: Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям ис­пытуемого, в которых косвенно проявляются его личный опыт или переживания (например: Большинство людей честны?) Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие в себя це­лый ряд психологических переменных.

Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных»ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый - холодный», «сильный - слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Особый вариант шкалирования – это субъективная классификация, предполагающая выявление субъек­тивного структурирования объектов на уровне шкалы наименований.

Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальны­ми, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их ос­новное отличие от тестов-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются из­вне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конк­ретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью со­стоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять при­менение современного статистического аппарата и делают надежны­ми диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.

Проективные техники основаны на том, что недостаточно струк­турированный материал, выступающий в качестве «стимула», при со­ответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или -иные характеристики субъекта. В клиническом употреблении проек­тивные техники часто строятся на интуиции и теоретической подго­товке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе интерпретации данных. Исследовательское употребление проектив­ных техник предполагает, как правило, применение контент-аналити­ческих процедур, стандартизирующих обработку данных.

Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, ре­левантных диагностической задаче. Так, доверительный контакт не­обходим при диагностике семейных затруднений, характера личност­ного развития ребенка и во многих других случаях, в которых диаг­ност одновременно выступает в роли и консультанта, и психотера­певта. Ситуация диагностического патопсихологического обследова­ния диктует построение общения по принципу экспертизы.

Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, бе­седы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).

Различные методические приемы, на основе которых строятся те или иные методики, можно расположить на одной шкале, если за еди­ное основание классификации принять меру вовлеченности в диагно­стическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат обследования.

Аппаратурные методики и объективные психологические тесты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагнос­та и его опытности как психолога на результаты обследования. Почти столь же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некоторые формы стандартизованных самоотчетов - многие опрос­ники и шкальные техники. Можно сказать, что в этих методиках лич­ные качества психолога воплотились на этапе разработки методики; сама же процедура обследования, как и фиксация ее результата, ока­зывается рутинной операцией, которая в принципе может выполнять­ся с помощью лаборанта-непсихолога или по компьютерной програм­ме. Диагностические техники , напротив, характеризуются максималь­ной степенью вовлеченности психодиагноста в процесс психодиаг­ностики, максимальным влиянием его опытности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты обследова­ния. Этими качествами обладают различные виды бесед, интервью, диагностических игр. Например, патопсихологический эксперимент как особый психодиагностический метод характеризуется высокой сте­пенью вовлеченности психодиагноста: должен быть создан «мотив» экспертизы (обследуемый должен понимать, что на основе его отве­тов будет сделано важное для него диагностическое заключение), ре­зультаты отдельных проб интерпретируются в зависимости от того, насколько выражен этот мотив (по мнению психодиагноста). Не ме­нее явным оказывается влияние психодиагноста на результаты диаг­ностического заключения, выносимого на основе беседы с клиентом психологической консультации. Своими реакциями, ответными реп­ликами, манерой держаться психодиагност может как создать опти­мальные условия для получения диагностически важной информа­ции, так и полностью исказить эту информацию, ее смысл.

Все остальные психодиагностические методики занимают про­межуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими техниками.

Уже многомерные тесты-опросники, предполагающие анализ профиля и интерпретацию отдельных шкал в зависимости от значе­ний других и характера профиля в целом, требуют клинической опытности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностичен, кого заключения не свободны от влияния личности диагноста. Не менее значимым является это влияние и при необходимости кодиро­вания результатов обследования, полученные с помощью открытых опросников либо проективных техник В последнем случае существен­ное значение имеет создание психодиагностом атмосферы, раскры­вающей способности испытуемого к воображению, творчеству.

Если ввести одновременно два основания - меру вовлеченности психодиагноста, его влияние на результаты обследования, с одной стороны, и предметную направленность инструмента - с другой, то известные на сегодня психодиагностические методики можно распо­ложить в двухмерной классификационной таблице.

Соответствующие методики окажутся расположенными в клет­ках таблицы, при этом столбцы будут заполнены неравномерно по строкам таблицы. Так, способности и психические функции диагнос­тируются в основном методами, влияние психодиагноста в которых выражено минимально, - в основном объективными тестами и теста­ми-опросниками. Личностные черты преимущественно диагностиру­ются тестами-опросниками; когнитивная организация, другие инди­видуальные свойства выявляются преимущественно методиками сред­него уровня (по степени влияния психодиагноста на процесс диагно­стики) - репертуарными решетками, проективными техниками.

Мотивация, отношение диагностируются преимущественно про­ективными техниками. Роль диалогических методик, обладающих максимальной степенью включенности психодиагноста, особенно важна в области диагностики взаимоотношений, общения (таких свойств, актуализация которых требует воссоздания реальных ситу­аций общения).

Приведенная в данном разделе классификация отражает доста­точно грубо лишь общие черты психологических диагностических ме­тодик - более конкретно вопрос о классификациях обсуждается в соответствующих главах книги. Однако и в таком виде предлагаемая классификация обладает эвристической ценностью. Если заполнить все клетки табл. 1, станет видно, где существует нехватка методов оп­ределенного типа. Так, например, явно не хватает методик диалоги­ческого типа для определения способностей, поскольку" эффективная демонстрация способностей у некоторых субъектов су­щественно зависит от условий психодиагностики и характера кон­такта с психодиагностом. Пользователь психодиагностических мето­дик, так же как их разработчик, может расчертить и заполнить подоб­ную таблицу для себя и вписать в клетки известные ему методики. Это позволит ему лучше представить себе, какими методами необхо­димо овладеть и где возникаетнеобходимость в поиске и научной раз­работке методов.

Таблица 1 Основания классификации психодиагностических методик


11. Дифференциальная психометрика.

Термин «дифференциальная психометрика» обо­значает науку о дифференциально-психологических измерениях. Диф­ференциальную психометрику целесообразно отличать от «общей психометрики».

Общая психометрика имеет дело с задачами измерения психологических ха­рактеристик стимула, в частности, моделирует общепсихологические (справедливые для всех людей) функциональные зависимости между свойствами стимулов и свойствами субъективных реакций. В психо­физике речь идет об установлении соответствий между физическими характеристиками стимулов и субъективными характеристиками ощу­щений (сенсорная психофизика в социально-психологических из­мерениях устанавливается соответствие между рядами социальных объектов (например, разные виды рекламируемых товаров) и опреде­ленными психическими реакциями (например, на континууме от «очень нравится» до «очень не нравится»).

В дифференциальной пси­хометрике числовые значения (ранги, категориальные шкальные зна­чения) приписываются не стимулам, а индивидам. Дифференциаль­ная психометрика имеет дело с индивидуальными различиями между людьми в качественном и количественном составе психических свойств, каковыми являются способности, отдельные когнитивные функции (память, внимание), мотивы, поведенческие черты, установ­ки, оценки и самооценки, способы психического самосохранения (пси­хической защиты) и т. п.

По отношению к психодиагностике и дифференциальной психо­логии психометрика выступает в статусе технолого-методической дисциплины: она обосновывает требования, которым должны удов­летворять измерительные психодиагностические методы, обосновы­вает процедуры их разработки и применения.

Основываясь на введенном выше основании классификации, со­временные методы психодиагностики условно можно разделить на две категории:

1) стандартизованные, измерительные методы (будем называть их в дальнейшем «тесты»),

2) экспертные методы, или ме­тоды понимания (по традиции, они часто фигурируют под названием «клинические методы»). К первым относятся объективные тесты и стандартизованный самоотчет, ко вторым - проективные и диалоговые методы. В основе первой категории методов лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Эти методы обеспечивают диагноз (и на его основе прогноз) лишь с веро­ятностной точностью, этот диагноз оказывается более надежным по отношению к группе испытуемых, чем по отношению к отдельному испытуемому.

Экспертные методы в большей степени рассчитаны на професси­ональный опыт, психологическую интуицию самого психодиагноста. Эти методы оказываются незаменимыми везде, где не разработаны (или неизвестны) стандартизованные процедуры. Они часто оказы­ваются более эффективными по отношению к психическим явлени­ям, плохо поддающимся объективации (субъективные переживания личностные смыслы, глубинные слои опыта), по отношению к чрез­вычайно изменчивым явлениям, для которых трудно создать фикси­рованную операциональную модель (динамика целей, состояний, на­строений, многоплановых отношений в группе). Если их применяет эксперт высокой квалификации, они оказываются более надёжным средством в случае индивидуальной диагностики. Кроме того, не сле­дует забывать, что глубокий экспертный анализ - необходимый пер­вичный этап в разработке всякой стандартизованной процедуры. По мере стандартизации экспертные методы также подлежат количествен­ному обоснованию (Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г., 1980).

Достоинства измерительных методов: объективный характер про­цедуры, возможность перепроверки - обеспечиваются не автомати­чески, а благодаря выполнению психометрических требований -тре­бований репрезентативности, надежности, валидности (включая дос­товерность). Краткие определения: репрезентативность -соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам той попу­ляции, на которой применяется тест; надежность - точность и устой­чивость процедуры измерения, ее независимость от варьирующих случайных факторов; валидность - соответствие методики измеряе­мому концепту. Если эти требования не выполнены, то использова­ние тестов - ничуть не менее произвольная процедура, чем стихий­ное «вчувствование» эксперта в испытуемого. Более того, в этом слу­чае результат оказывается в нелепой зависимости от комплекса слу­чайных и побочных обстоятельств; психодиагност в своем отношении к тесту уподобляется фаталисту, склонному уповать на жребий и выразившееся в нем «провидение» (при отсутствии каких-либо разум­ных доводов в пользу того или иного решения). Опасны не тесты сами по себе, а их использование без теории и без психометрики, когда стандартная процедура выполняет фактически лишь роль глухого за­бора, отгораживающего психодиагноста от реального испытуемого. В этом случае тест служит источником иллюзорного впечатления о возможности освобождения психолога от необходимости наблюдения за весьма информативными признаками поведения испытуемого, его манерами, способами работы над заданиями и т. п.

Знание психометрики дает психологу необходимую критичность в понимании ограниченности методик, в понимании тех допущений, которые сделаны при разработке той или иной оценочной шкалы, те­ста, опросника, системы задач и т. п.

Специфика психодиагностических процедур, по сравнению с обычными физическими измерениями, заключается в том, что здесь сама процедура измерения взаимодействует с «объектом» измерения, более того, рождается в этом взаимодействии, зависит от его характе­ристик и «портится», если эти характеристики меняются. В физичес­ких измерениях объект в значительных пределах пассивен и не влия­ет со своей стороны на физический прибор. Человек, напротив, все­гда активен и может применять такую тактику, которую психодиаг­ност при разработке методики вовсе не предусматривал. Диапазон «срабатывания» теста довольно узок и фактически сводится к той популяции, на которой происходила эмпирико-статистическая разра­ботка теста, обеспечивающая его надежность, валидность, репрезен­тативность тестовых норм. Узость этого диапазона можно сравнить со свойствами пружинного динамометра из мягкого металла: доста­точно тяжелый груз, выходящий по весу за допустимые пределы, по­рождает в пружине необратимые деформации и нарушает изометричность шкалы.

Для корректного применения- теста на новой популяции или в но­вых целях (от целей зависит установка испытуемых в ситуации тести­рования) психолог должен провести серию предварительных психо­метрических экспериментов, направленных на перепроверку надеж­ности, валидности и репрезентативности теста в новых условиях. Пе­ренесение теста с одной популяции на другую без проверки как минимум однородности распределения тестовых баллов (устойчивости тестовых норм) может приводить к серьезным диагностическим ошибкам или к непроизводительным затратам на бесполезную пси­ходиагностику. К серьезным ошибкам может привести попытка про­гноза по результатам теста, не проверенного на прогностическую ва­лидность, - в этом случае психолог должен ограничиться лишь теку­щим диагнозом.

Строгое следование требованиям психометрики особенно необ­ходимо при переносе тестов, разработанных за рубежом. В условиях недостаточной разработки отечественных методик многие психологи склонны рассматривать в качестве готовых зарубежные методики, тогда как реальные языковые и социокультурные различия бывают столь сильными, что полная эмпирическая адаптация зарубежной ме­тодики по своему объему не уступает разработке оригинальной мето­дики. Это прежде всего относится к шкалам ценностных ориентации, к характерологическим опросникам и другим личностным тестам. В данной книге читатели познакомятся с процедурами, позволяющими проверить эмпирическую корректность тестовых диагностических шкал. Для того чтобы убедиться в пригодности того или иного зару­бежного теста, психолог должен уметь повторить процедуру, с помо­щью которой конструировался и обосновывался этот тест его автора­ми. Если при конструировании многомерного теста использовался факторный анализ, то нельзя считать адаптированным тест, прошед­ший проверку только на устойчивость тестовых норм; нужно обяза­тельно перепроверить устойчивость самих тестовых шкал (т. е. по­вторить факторный анализ).


12. Тесты в психодиагностике: объективные тесты, тест-опросники.

Под тестом (англ. test- проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.

Термин «тест», получивший чрезвычайно широкое распространение в различных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa - ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся ал- химиками для проведения опытов. В русском языке слово «тест» долгое время имело два значения:

1) испытательная присяга, религиозная английская клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик;

2) плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделения олова из золота или серебра.

Близкое современному содержание термин «тест» как термин психологический получает в конце XIX в. В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования -на тесты групповые и индивидуальные, по направленности - на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений - на тесты скорости и тесты результативности. Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные. Активно разрабатываются тесты компьютерные, изначально конструируемые с учетом возмож- ностей современной вычислительной техники. Предложенная нами классификация опирается на реализуемый в тестах диагностический подход.

Термин «тест» используется наряду с другим термином - методика (иногда - техника). Имеет ли этот термин содержание, отличное от термина «тест»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить о становлении советской психодиагностики в 1970-е гг. Слово «тест» в это время имело по известным причинам дополнительное негативное значение, обозначая не только инструмент исследования, но и его «буржуазное происхождение». Поэтому все используемые тесты были переименованы в методики. Сегодня нет оснований отказываться от термина-понятия, с которым связана вся история и нынешний день психодиагностики. Термин «методика» целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряют ее, а оценивают. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные методики. Следует также учитывать сложившуюся в русскоязычной литературе традицию употребления термина «опросник». Опросниками (носящий искусственный характер термин «тест-опросник» постепенно вышел из употребления) называют такие психодиагностические инструменты, которые, в отличие от других тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей.

Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрическим характеристикам. Распространенные представления о «простоте» и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики.