Тема родины в лирике александра блока. Сочинение: Тема Родины в лирике А.А.Блока

1. Вечная тема лирики А. С. Блока.
2. Образ Родины в стихотворениях разных лет.
3. Вера поэта в будущее России.

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь — и жизнь и смерть, счастье или погибель.
А. А. Блок

Образ России у А. А. Блока сложен и многогранен. Он вобрал в себя все: и радость, и горе, двойственность и противоречивость. Родина имеет важное значение в жизни народа и каждой отдельной личности. Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее. Любовь к своей стране дает поэту мощный творческий толчек, она вызывает восторг даже скромными приметами: «наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе...». Россия может быть нищей, но нет страны дороже ее сердцу Блока. Тема родины звучит уже в ранних стихотворениях поэта. В «Осенней воле» (1905) образ родины неотделим от родной русской природы. И пусть этот осенний пейзаж невзрачен, поэт восклицает:

Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

Стихотворение «Русь» вышло в свет в 1906 году, оно посвящено России. В нем Русь представляется как нечто святое, священное. Она древняя, заколдованная, языческая: Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...

Молитвенная тональность стихотворения завораживает читателя:

Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.

Лирический герой благодарит Русь за спасение души:

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Поэт говорит о постижении тайны духа русского народа, духа Руси, которым она жива. Образ России поэт отождествляет с женщиной. В цикле стихотворений «На поле Куликовом» он восклицает:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!

Никто из поэтов до А.. А.. Блока так не обращался к России. Блок сравнивает Русь с женщиной, женой, с которой ему предстоит проделать долгий путь, полный лишений, разочарований и потерь. «На поле Куликовом» — предчувствие грядущих бурь, трагедий. Поэт видит весь путь страны — «от поля Куликова» до современных дней. Блок придает исключительное значение Куликовской битве как историческому событию. Он называет ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди.

Ряд символов передает нам переживания лирического героя, полные тревоги, внутренней силы и энергии:

И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Образ России многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей», «Твой лик нерукотворный». Образ Руси отождествляется и с образом Богоматери.

Образы у Блока имеют глубокую внутреннюю наполненность, а символы обретают новые смыслы:

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали...

Много тревоги, тяжелых предчувствий. Неоднократно встречаются словосочетания «вековая тоска», «тоска могучая». Как бы ни описывал поэт настоящее своей отчизны, он всегда верил в ее будущее. В пятом стихотворении цикла «На поле Куликовом» лирический герой предвидит «начало высоких и мятежных дней». Тревога, беспокойство подчеркнуто словами «как бывало». Последняя строфа звучит как предостережение:

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!

Любовь к Родине, к народу А, А. Блок выразил в стихотворении «Россия», датированным 1908 годом. Это произведение сочетает в себе реалистическое начало и романтическую приподнятость:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

Реальный образ России лишен ярких красок:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...

Но поэт верит в родину, он восхищается ей:

Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

И вновь Блок сравнивает Россию с женским образом:

Ну что ж? одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

Несколькими словами поэт рисует яркий, знакомый образ.

В судьбе и творчестве А. А. Блока Россия — совершенно особенная тема. Именно Россия стала счастьем и болью поэта, надеждой и утешением. По словам В. М. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель — с отвлеченной идеей, а как поэт — с интимной любовью». Россия в творчестве А. А. Блока предстает как стихия, как страна еще непознанной энергии и силы. Она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее.

1901-1907 годов развивается в разных направлениях, чаще параллельных, нежели пересекаю­щихся. Все они по-разному проявляются в разделе «Родина», куда вошло 27 стихотворений 1907-1916 годов. Важнейшую роль в нём играет цикл «На поле Куликовом» (1908).

Известную битву А.Блок рассматривает как событие символиче­ское, главный смысл которого раскрывается через два многознач­ных образных ряда, являющих собой противоположные жизнен­ные начала. Все пять стихотворений пронизывает начало светлое, святое, божественное: «святое знамя», «светлый стяг», «за святое де­ло», «светлая жена», «в одежде, свет струящей», «светел навсегда», «светлые мысли», «озарим кострами», «что княжна фатой» и т.д. Ему противостоит начало тёмное, ночное, зловещее: «тучей чёрной двинулась орда», «сожжённые тёмным огнём», «и даже мглы - ноч­ной и зарубежной», «пусть ночь», «в ночь, когда Мамай», «перед До­ном тёмным и зловещим» и т.д.

Данные образные ряды - своеобразная ось координат всего цикла. Лирический герой, Русь находятся на пересечении этих на­чал, стихий. Отсюда и борьба на разных уровнях: военно-нацио- нальном и личностном, борьба со злом во вне и в себе, борьба с пе­ременным успехом:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль.

(«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво...») Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моём, И падают светлые мысли, Сожжённые тёмным огнём.

(«Опять с вековою тоскою...»)

Однако наличие противоположных начал в цикле, антитеза, ис­пользуемая в качестве основного художественного приёма, не сви­детельствуют о двойничестве этих начал, что присуще творчеству символистов. «На поле Куликовом» отличает христианская иерар­хичность, подчинённость системы образов, ценностной шкалы ис­точнику света - Богу (отсюда та неслучайная символика, о которой шла речь). К Творцу по-разному обращены мысли героев в наибо­лее критические минуты:

Чтоб не даром биться с татарвою, За святое дело мёртвым лечь!

(«Мы, сам-друг, над степью в полночь стали...») Теперь твой час настал. - Молись!

(«Опять на поле Куликовом...»)

Божественное начало, наличествующее во всех пяти стихотво­рениях, как начало ценностное и структурно определяющее, ни ра­зу не подвергается сомнению, тем более дискредитации, как было до июня 1908 года и после него неоднократно.

Этот цикл не столь характерен для творчества поэта и отноше­нием к другому бессознательному чувству - тоске. Она, один из ключевых образов в лирике А.Блока, - порождение двух стихий: природной и человеческой («Река раскинулась. // Течёт, грустит ле­ниво...»). Природная тоска-грусть существует как данность, как пра­родина русского человека. К этой тоске своеобразно привито ази­атское начало: «Наш путь - стрелой татарской древней воли // Пронзил нам грудь». И как результат - беспредельность, безбреж­ность, вечность русской тоски.

В данном контексте стало традицией приводить слова А.Пуш- кина «На свете счастья нет, но есть покой и воля» как выражение идеала, предваряющего блоковскую тоску-волю. Думаю, почва для подобных утверждений отсутствует. В плане к продолжению отрывка «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...» А.Пушки- ным вполне определённо сказано: «О, скоро ли перенесу мои пе­наты в деревню, - поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические - семья, любовь etc. - религия, смерть» (Пушкин А. Полн. собр. соч.: В 10 т. - Т. 3- - М., 1957). То есть данный идеал никак не сов­падает с азиатским из «На поле Куликовом»: воля у Пушкина «при­вязана» к основным «культам», лежащим в основе традиционного национального мировосприятия, - земли, семьи, народа, рели­гии, смерти.

Отношение Блока к азиатскому пути, к тоске-воле принято трак­товать как неосознанное, противоречивое. Такой подход порождён прежде всего констатирующими характеристиками цикла, не вы­ражающими авторских оценок В четвёртом стихотворении, где позиция поэта обнажена, о влиянии татарской воли - на уровне от­дельного человека и уровне вечном - сказано следующее: «Развяза­ны дикие страсти // Под игом ущербной луны»; «И падают светлые мысли, // Сожжённые тёмным огнём». Понятно, что влияние это положительным не назовёшь.

Показателен выход, предлагаемый в данной ситуации: Явись, моё дивное диво! Быть светлым меня научи!

На первый взгляд, «дивное диво» - это не тютчевское: «Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!...» («Наш век»). Одна­ко если «дивное диво» возьмём в контексте «светлого» образного ряда цикла, заканчивающегося итоговой мыслью пятого стихо­творения: «Теперь твой час настал. - Молись!», - то станет ясно: перед нами редкий случай, когда позиции А.Блока и Ф.Тютчева совпадают.

Конечно, нельзя не заметить: то, что у Ф.Тютчева существует как естество, у А.Блока - труднейшее волевое решение, у которого на уровне чувства и мысли есть серьёзный противовес. Это обусловли­вает дальнейшее развитие темы Родины в творчестве поэта. Хрис­тианская вертикаль в той или иной степени определила направлен­ность стихотворений «Там неба осветлённый край...» (1910), «Сны» (1912), «Я не предал белое знамя...» (1914), «Рождённые в года глу­хие...» (1914), «Дикий ветер» (1916). Азиатская вертикаль, завершаю­щаяся «Двенадцатью» и «Скифами», породила произведения, став­шие знаковыми.

В стихотворении «Россия» (1908) можно выделить три равно­значных части. В первой задаётся тон в изображении Родины, кото­рый станет преобладающим, часто единственным в последующих произведениях цикла: «И вязнут спицы росписные // В расхлябан­ные колеи», «нищая Россия», «избы серые». Здесь же звучит тонкая лирическая нота («Твои мне песни ветровые, // Как слёзы первые любви»), которую трудно оценить однозначно, ибо такое отноше­ние героя к отчизне соседствует с признанием: «Тебя жалеть я не умею...». Если это любовь, то не традиционно-русская, где жалость и любовь - чувства, по крайней мере, одного корня.

Во второй части появляются прямые характеристики России: «разбойная краса», «прекрасные черты». Возникает вопрос: такое соседство, такой знаменательный ряд - это случайность или зако­номерность? Оксюморонное словосочетание «разбойная краса» даёт основание предположить, что данный ряд - закономерность.

Здесь же содержится и объяснение неумению жалеть: «Не пропа­дёшь, не сгинешь ты...». Вера Блока держится на двух «китах», пер­вый из которых - «мгновенный взор из-под платка». С большой до­лей точности можно предположить, что речь идёт о взоре, вверга­ющем в водоворот плотских страстей.

Вторая составляющая веры героя-автора - «глухая песня ямщи­ка», звенящая «тоской острожной». Понятно, что ключевой является последняя часть образа, порождённая известной «левой» традици­ей, подразумевающей в этой тоске «освободительный» пафос. Та­ким образом, Блок, игнорируя сущность России, создаёт миф, кото­рый по-разному реализуется в «Кармен», «Двенадцати», «Скифах» и других произведениях, в частности, в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» (1910).

Уже в первой строфе разбойно-острожный мотив получает ес­тественное, только теперь государственное продолжение: Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

О сущности русской государственности в таком контексте га­дать не приходится...

Тема любви к Родине в этом стихотворении обретает новое и не­ожиданное звучание:

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться... Вольному сердиу на что твоя тьма?

Позиция героя - это позиция человека, не только вынужденно мающегося с Россией, в силу обстоятельств живущего на Родине и подумывающего о разлуке с ней, но и выступающего по отноше­нию к отчизне в роли судьи.

Используя кольцевую композицию, А.Блок вводит в первую и последнюю строфы антитезы (вольные сердце и дух героя проти­вопоставляются тьме и сонному мареву России), которые предо­пределяют и объясняют суровый приговор отчизне во второй строфе.

Начало её: «Знала ли что? Или в Бога ты верила? // Что там услы­шишь из песен твоих?» - это риторические вопросы, усугубляющие беспросветность оценок, в том числе, скрытым сарказмом. Беспро­светность усиливают и строчки, где даются прямые характеристи­ки России: «Чудь начудила, да Меря намерила // Гатей, дорог, да столбов верстовых», - и строфа, построенная по принципу дискре­дитации, перечёркивания сделанного:

Лодки да грады по рекам рубила ты, Но до Царьградских святынь не дошла... Соколов, лебедей в степь распустила ты - Кинулась из степи чёрная мгла...

Среди образов, иллюстрирующих в той или иной степени ав­торское видение истории, отметим «двойнический», предваряю­щий «Скифы»: «красное зарево» - «сонное марево».

Стихотворение «Новая Америка» (1913) представляет интерес прежде всего тем, что содержит редчайшее принципиальное при­знание: «Твоего мне не видно лица», - отчасти объясняющее пози­цию автора в «Руси», «России» и других названных и неназванных произведениях. Природно-антуражное восприятие страны («за снегами, лесами, степями») мешает понять главное - суть, дух Рос­сии; то, что в стихотворении названо «лицом». И если вопрос вто­рой строфы: «Только ль страшный простор пред очами, // Непонят­ная ширь без конца?» - несёт в себе внутреннюю неудовлетворён­ность таким эмоционально-пространственным видением России, то последовавшее затем объяснение помогает понять, почему недо­ступно «лицо» Родины.

Недоступно, в первую очередь, потому, что нет веры в Россию православную, в Русь «богомольную». В «Новой Америке», «Гре­шить бесстыдно, непробудно...» и некоторых других стихотворе­ниях в разъятом виде уже представлен образ «Святой Руси» из «Двенадцати» - «кондовой, избяной, толстозадой». И ясно одно, что в отношении к ней автор солидарен с двенадцатью красно­гвардейцами. Правда, пока речь не идёт о том, чтобы «пальнуть» в «Святую Русь».

В «Новой Америке» Блок-двоемирец вновь одномерен, одноли­неен. Через «атрибуты» веры: «глас молитвенный», «звон колоколь­ный», «кресты» - герою видится иное, являющееся для него опреде­ляющим, на что лишь «намёкнуто»:

Нет, не старческий лик и не постный Под московским платочком цветным! <...> Шепотливые, тихие речи, Запылавшие щёки твои...

Так реализуется постоянное желание видеть в России Кармен, готовность верить в Россию-Кармен.

Постоянство проявляется и в другом: у Н.Некрасова (чьё воспри­ятие отчизны было явно созвучно поэту) Русь, как общеизвестно, «и убогая, и обильная...», у АБлока же в «Новой Америке» - лишь «убо­гая финская...». Этот «левый» дальтонизм - способность видеть толь­ко одну сторону многогранного явления - встречается в творчест­ве писателя неоднократно: в «России», «Осеннем дне», «Возмездии», «Двенадцати» и других произведениях.

Е.Эткинд, комментируя статью поэта «Без божества, без вдохно­венья», задаёт вопрос: «Откуда у Блока такой - свирепо-прорабо- точный слог?». И чуть позже сам на него отвечает, ссылаясь на сви­детельства мемуариста и биографа о психическом заболевании по­эта, которое сопровождалось «беспричинными вспышками бешен­ства» (Эткинд Е. Кризис символизма и акмеизма // Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии XX века. - СПб., 1995).

Примечательно, что однобокие характеристики России, пере- иначивание её духовной сущности не вызвали ни у одного извест­ного блоковеда возражений. Более того, многие, как Г.Федотов, «хо­тели обогатить через Блока <...> знание о России» (Федотов Г. На по­ле Куликовом // «Литературная учёба», 1989, № 4). Вот, например, как с помощью поэта «обогатился» В.Орлов, всю свою жизнь посвя­тивший изучению его творчества: «Это - та историческая, «визан­тийская» Россия, что называется святой на языке Катковых и Леон­тьевых, Победоносцевых и Столыпиных, Меньшиковых и Пуриш- кевичей, «страна рабов, страна господ», где всё казалось раз и на­всегда поставленным на место: бог на иконе, царь на троне, поп на амвоне, помещик на земле, толстосум на фабрике, урядник на посту. Здесь трясли жирным брюхом и берегли добро, судили и засужива­ли, мздоимствовали и опаивали водкой, насиловали и пороли, а в гимназиях учили, что Пушкин обожал царя и почитал начальство» (Орлов В. Гамаюн. - М., 1981).

Я не ставлю под сомнение наличие в действительности блоков- ской России, но сомневаюсь в продуктивности такого взгляда, тако­го художественного метода. О возможности и необходимости ино­го подхода справедливо писал и сам поэт в октябре 1911 года: «Нам опять нужна вся душа, всё житейское, весь человек.. Возвратимся к психологии... Назад, к душе, не только к «человеку», но и ко всему че­ловеку - с духом, душой и телом, с житейским - трижды так» (БлокА.

Дневник. - М., 1989). К сожалению, этот принцип применительно к России чаще всего не соблюдается Блоком: в его зрелой лирике дух, душа отчизны практически отсутствует.

У Н.Некрасова (который, по общепринятому и справедливому мнению, был созвучен поэту в понимании многих вопросов) в ге­ниальном стихотворении «Тишина» есть строки, передающие со­стояние души, явно недоступное А.Блоку, автору третьего тома ли­рики:

Войди!Христос положит руки И снимет волею святой С души оковы, с сердца муки И язвы с совести больной... Я внял... я детски умилился... И долго я рыдал и бился О плиты старые челом, Чтобы простил, чтоб заступился.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно...» (1914) А.Блок в изображении Родины идёт по наезженной колее, на кото­рой он печально предсказуем (вновь отчизна предстаёт в виде «тём­ного царства»). Удивление вызывает то, что поэт психологически неубедительно соединяет в лирическом герое два несовместимых человеческих типа.

Социальная ограниченность авторского видения человека и России проявляется в данном случае со всей очевидностью. Так, ге­рой - представитель «тёмного царства» - лишён АБлоком каких- либо здоровых начал. Если он и совершает благое деяние (жертву­ет деньги на храм), то тут же поэт это деяние перечёркивает: «А во- ротясь домой, обмерить // На тот же грош кого-нибудь». Схема­тизм, однобокость в изображении жизни здесь и далее в тексте про­является в предельной степени: И под лампадой у иконы Пить чай, отщёлкивая счёт, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод, И на перины пуховые В тяжёлом завалиться сне...

Подобные стереотипы в изображении «старой» России найдут своё отражение в «Двенадцати», «Интеллигенции и революции».

Однако в первой части стихотворения повествуется, думается, не о «Диких», а об их судьях - интеллигентах, ибо «пройти сторонкой в Божий храм», «Тайком к заплёванному полу // Горячим прикоснуть­ся лбом» - это поведение человека, оторванного от религиозно-на- циональных корней. Плохо также стыкуются факты из двух частей, условно говоря, «интеллигентской» и «мещанской»: с одной сторо­ны, «счёт потерять ночам и дням», «голова от хмеля трудная», с другой - пусть и с сарказмом, но речь идёт всё же о работе. То есть для того, чтобы появились «переслюнявленные купоны», нужно трудиться.

Именно это соединение боли, жалости, любви к Родине и непо­нимание, неприятие её сути, духовного предназначения определи­ло пафос «Коршуна» (1916) - стихотворения, завершающего раз­дел «Родина». Материнскому завету «крест неси» Блок придаёт нега­тивный смысл. Поэтому ответ на вопрос, венчающий произведе­ние, не вызывает у него сомнений: избавление человека, России от несчастий, «коршуна» возможно лишь на пути непокорства, пере- ступления через крест.

Когда это вскоре произошло, Блок, как следует из всего сказан­ного, был уже готов воскликнуть: «Чёрная злоба, святая злоба», «Эх, эх, без креста...».

«Люблю отчизну я, но странною любовью!»

М. Ю. Лермонтов

Образ родины в творчестве Лермонтова является одним из ключевых. Однако отношения поэта к России неоднозначно.

Так, Михаил Юрьевич идеализирует прошлое своей отчизны, но совершенно недоволен современным положением дел в ней. Тема родины в лирике Лермонтова приобретает трагические ноты, связанные с невозможностью даже усилиями лучших людей исправить ситуацию. В то же время на страницах его произведений можно найти немало восхвалений подвигов и свершений России, но все они связаны с прошлым страны.

Странная и мучительная любовь к родине

Родина в творчестве Лермонтова представлена, как уже было сказано, весьма неоднозначно. Поэт не был склонен к показному патриотизму и анализировал окружающую его действительность. И многое из того, что он видел, ему не нравилось, казалось неправильным.

Лермонтов активно выступал против официальной точки зрения, которая гласила, что нынешняя Россия - практически идеал государства. Писатель видел в отчизне другое - это страна рабов и господ.

Но в то же время Лермонтов и любит свою родину: «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой». Это чувство иррационально, необъяснимо и причиняет поэту новые мучения.

Изображение родной природы

Яркими сочными красками рисует родные пейзажи Лермонтов. Природа и родина тесно переплетаются в сознании поэта. Несмотря на то что Лермонтов считается признанным певцом кавказских красот, в его творчестве много обращений именно к родной природе.

Родина в поэзии Лермонтова часто связана с воспоминаниями детства. Так, в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» лирический герой, чувствуя свою отчужденность в ярком маскарадном мире, возвращается в своих воспоминания в те дни, когда жил ребенком в усадьбе. Перед его внутренним взором встают: дом, сад, пруд, село, поля и туманы над ними, аллеи, шорохи листьев под ногами. Родная природа предстает местом, где герой может спрятаться от шума и суеты человеческого мира.

Соотношение образов Родины и природы

Родина в творчестве Лермонтова предстает как место, где можно найти защиту и покой. Однако этот образ напрямую связан с пейзажными зарисовками. Только когда в сознании поэта восстают изображения ландышей, бескрайних полей, садов, отступает одиночество, приходит блаженство и умиротворение.

Образ природы наделяет способностью покорять человека Лермонтов. Тема родины лишается в подобных стихотворениях какой-либо социальной или политической направленности. Поэт видит красоту и гармонию природы, а следовательно, и отчизны. И эта красота и гармония останутся неизменными, в отличие от постоянно меняющейся государственной власти.

В природе Лермонтов видит и проявление Бога. В ее целесообразности, гармоничности, законах устройства.

Тема родины в лирике Лермонтова тесно связана с образами родной природы. При этом здесь поэт не колеблется относительно своей любви к отчизне. Он однозначно дает понять, что нет ничего прекраснее и ближе для него.

Природа и общество

Родина в творчестве Лермонтова включает в себя как образ природы, так и образ общества, окружающего поэта. При этом они контрастны и противопоставлены друг другу.

Так, общество наделяется дисгармоничными чертами. Там царствует ложь, злоба, несправедливость и лицемерие. Обрести здесь счастье, покой и умиротворение невозможно. Для Лермонтова это враждебный и опасный мир.

В противоположность обществу предстает природа. Она дарит успокоение, заглушает душевные страдания. Однако покой дается только на тот краткий миг, когда лирический герой оказывается погружен в природу и отстранен от общества. Но, так или иначе, ему приходится возвращаться - и страдания начинаются вновь.

Как относился к крепостнической России Лермонтов

Тема родины тесно связана с проблемой крепостничества и самодержавной власти. остро переживает царящую в стране социальную несправедливость. Он видит людей, закованных в цепи и лишенных свободы. Однако, даже страдая от окружающей действительности, он не в силах побороть свою любовь к отчизне. Здесь тема родины в лирике Лермонтова приобретает форму мучения и страданий, которые тесно сплетены с мотивом любви к отчизне.

Таким образом, отчизна предстает перед лирическим героем местом смерти и рождения, страной как близких людей, так и злобных лжецов и предателей.

Стихотворение «Родина»

Часто обращался к образу отчизны Лермонтов. «Родина» - стихотворение, в котором этот образ становится основным. Более того, это поэтическое признание в любви.

Описывая проявления отчизны, лирический герой признается ей в любви, признается в любви и сам Лермонтов. «Родина» - стихотворение, в котором происходит осмысление того, чем дорога герою Россия. Он перечисляет ее достоинства и недостатки, рисуя величественный и неприступный образ.

В стихотворении Лермонтов описывает три пейзажа, сменяющих друг друга. Это степь, лес и река - типичные образы русского фольклора. Степь завораживает своей необъятностью и привольностью. Лес предстает могучим, мощным, его образ придает родной природе богатырские черты. И замыкает пейзажный ряд описание полноводной, спокойной и величественной реки. Эти зарисовки родной природы отражают величие, ширь и размах России.

Однако образ родины включает в себя не только природные описания, но и изображения людей, которые обитают здесь. Поэт обращается к образу русского человека, который остается естественным, гармоничным в своем сосуществовании с природой.

Красочно и ярко изображается сцена народного веселья в праздник. Поэт бесконечно радуется царящему безудержному веселью, в котором проявляется свобода русского народа.

Лермонтов изображает разные грани образа родины, которыми восхищается и искренне их любит. Любое проявление отчизны находит отклик в душе поэта.

Описание героического прошлого России

Лермонтов, не в силах найти идеалы в окружающей его действительности, вынужден обращаться к прошлому отчизны. Поэт испытывает большой интерес к истории России. Объясняется это тем, что Лермонтов стремился найти героические характеры хотя бы в прошлом, если в настоящем не получилось.

Родина в творчестве Лермонтова тесно связана с концепцией национального характера. Так, в рамках этой концепции поэт в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» рисует образ Калашникова. Купец наделяется чертами богатыря, он предстает честным, сильным духом, отважным, способным стоять за правое дело и правду до конца. Создавая подобные образы, Лермонтов романтизирует персонажей прошлого и превозносит их на пьедестал отваги и чести.

Стихотворение «Бородино»

Стихотворение было написано в честь празднования юбилея Бородинской битвы. Построено стихотворение как диалог представителя поколения 1812 года с поколением писателя.

Рассказ ведет солдат, высказывающий взгляд на войну народа. Часты в стихотворении противопоставления предыдущего поколения с нынешним: «Да, были люди в наше время Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!» Современная Лермонтову молодежь предстает бездейственной, неспособной на геройства и отвагу. При этом прошлое поколение писатель изображает не просто как народную массу, а как объединенных одним стремлением сильных личностей.

Сила и красота национального духа

В стихотворении отражается противостояние «цивилизации», которую представляют французы, и «природы», которую воплощает русский народ. Так, русские предпочитают открытый бой и силу, умение и ловкость, пренебрегают французской хитростью и изворотливостью.

Своеобразие национального духа проявляется и в том, что отношение к людям определяется личными качествами, а не богатством мундира и принадлежностью к определенному сословию.

Такова в понимании Лермонтова идеальная отчизна, которую он любит, представляет и изображает, прибегая к романтической идеализации.

Основные мотивы в лирике поэта, связанные с темой Родины

Связь образа родины с темой поэта и поэзии отражают ранние стихотворения Лермонтова. Тема «Родина» в них проявляется через чувство родства лирического героя с народною душой. Так, в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» герой обнаруживает свое родство с отчизной через национальную принадлежность - «с русскою душой».

Родина связана и с недосягаемым идеалом, как, например, в поэме «Мцыри». Образ родины для героя сливает с образами свободы и воли. Но мечта оказывается недостижимой и приводит героя к смерти.

Позднее в проявляются мотивы тоски по родине. Возникает эта тема в связи с тем, что и сам поэт был оторван от родных мест, причиной тому - частые ссылки на Кавказ. Поэт тяжело переживал разлуку с отчизной. В стихотворениях позднего периода начинают возникать образы родной земли как источника живительной силы. В то же время оторванность от нее несет страдания гибель для писателя.

К тем же, у кого нет родины и кто неспособен страдать от разлуки с ней, поэт испытывает лишь презрение. Например, в стихотворении «Тучи» герой отчетливо оговаривает разницу между собой, изгнанным и страдающим, и тучами, которые не испытывают никаких мук и терзаний.

Заключение

Все произведения, которые Лермонтов создал за годы своей творческой жизни, связаны с темами родины и свободы. Не всегда поэт говорил об этом прямо, но эти темы звучали и в тех стихотворениях, где изображались судьбы поколений, велись рассуждения о предназначении поэта, рассказывалось об узнике или бессмысленном кровопролитии, повествовалось об изгнании и никчемности жизни. Через все эти произведения невидимой линией прошла тема Родины.

Если говорить о том, какое место занимает родина в то однозначно можно заявить, что центрообразующее. Многие мотивы лирики поэта так или иначе будут связаны с образом отчизны.

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…
А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.

Тема родины, России занимает в творчестве А.А. Блока ведущее место. Можно сказать, что это сквозной мотив лирики поэта. Поначалу, в ранней поэзии, тема России проявлялась в пейзажных зарисовках, изображении природы любимых мест. Подмосковье, Шахматово, Москва, Петербург и его окрестности – все это отразилось в поэзии Блока.
Более явственно и продуманно тема Родины прозвучала в стихотворении «Осенняя воля» (1905). Его считают первым серьезным воплощением этой темы в лирике Блока. Лирический герой испытывает чувство трагического одиночества. Ничто не может помочь герою. И только любовь к природе России помогает ему преодолеть это тягостное чувство. Пусть российские пейзажи бедны и невзрачны:

Битый камень лег по косогорам
Желтой глины скудные пласты
…..
Разгулялась осень в мокрых долах
Обнажила кладбища земля…

Но они глубоко родные, кровные. Только Россия может дать успокоение, смысл жизни, скупое счастье:

Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить, и плакать без тебя!

Развитие темы Родины происходит у Блока в стихотворении «Русь» (1906). Здесь Россия представляется поэту сказочно-колдовской землей:

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна…

Но, к сожалению, обладая огромными богатствами во всех областях жизни, Россия бедна и убога («утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»). Поэт чувствует кровное родство со всем русским, он хочет обрести обновление благодаря тесной связи со своей Родиной:

Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Сам Блок говорил, что в России для него все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Наиболее полно и серьезно его раздумья о своей стране отразились в поэтическом цикле «Родина» (1907-1916). Здесь поэт размышляет о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем. Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, особенности русского характера.
В своих рассуждениях герой не отстраняется, не судит со стороны. Для него любовь к Родине - чувство глубоко личное, похожее на любовь к жене или матери:

О бедная моя жена,
О чем так горько плачешь?

Одним из самых известных стихотворений цикла «Родина» является стихотворение «Россия» (1908). В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» - «расхлябанные колеи». Россия - страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!

Автору дорога именно деревенская, народная родина с ее простором, широтой и… нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта.
Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойничью красу!

Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины.
Последние две строки характеризуют особенности русского характера, отдающего себя с готовностью в руки любому «чародею». В этом образе скрыты многие правители Руси, «заманивающие» и «обманывающие» ее, как наивную девушку с «разбойничьей красой». Но автор понимает: что бы ни случилось, Россия «не пропадет, не сгинет». Она по сути своей сильнее всех бед и катастроф. «И лишь забота затуманит» ее «прекрасные черты». С годами любимая страна поэта не меняется:

Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты все та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

Россией были пролиты целые потоки слез, поэтому еще одна беда – это как очередная капелька, упавшая в реку. Но от несчастий красота страны не тускнеет.
Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу».
Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»
Кроме цикла «Родина» судьбам России Блок посвятил и цикл стихов «На поле Куликовом» (1908). Этот цикл посвящен истории страны, начиная татарским игом и заканчивая современностью. Герой «На поле Куликовом» - это и воин времен Куликовской битвы, и современник поэта, стоящий у порога «высоких и мятежных дней».
Россия предстает в этом цикле в образе степной кобылицы. Это символ движения и борьбы, преодоления «тоски безбрежной» и мглы «ночной и зарубежной».
В 1918 году Блок поверил, что для его любимой России наступают новые, лучшие времена. Свои надежды поэт отразил в стихотворении «Скифы»:

В последний раз – опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз – на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

Мне кажется, что А.А. Блок - удивительный поэт, горячо любивший свою Родину. Его произведения, посвященные этой теме, отличаются теплотой, сопереживанием, пониманием, искренней верой в лучшее будущее родной России.


Важное место в лирике Лермонтова занимает тема родины . Лермонтов горячо любил отчизну, но резко обличал деспотизм, крепостнические устои, полицейский режим, продолжавшие существовать в России даже в начале 1840- годов. В качестве примера назовем стихотворение «Прощай, немытая Россия…» (1841):

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

России «голубых мундиров» (форма жандармов), страдающей от деспотизма и рабства, поэт противопоставляет здесь вольный Кавказ.

Героическому прошлому страны Лермонтов посвятил балладу «Бородино».

А в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» поэт пишет о «малой родине», о детстве на лоне природы в имении Тарханы («родные всё места»).

Тема природы присутствует и в стихотворении «Родина» (1841) – лирическом размышлении поэта о родной стране.

Стихотворение можно условно разделить на три части.

В первой строках произведения поэт рассуждает о своей «странной» любви к отечеству:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Как мы видим, поэт не считает главным в своей любви к родине ни военную славу России («слава, купленная кровью»), ни величественное спокойствие самодержавного государства («полный гордого доверия покой»), ни даже легендарное прошлое русского народа («тёмной старины заветные преданья»).

«Странная» любовь поэта к отечеству – это прежде всего любовь к русской природе, к простому народу, о чём и говорится в последующих строках «Родины».

Во второй части стихотворения поэт рисует живописную картину родной земли. Он изображает Россию с высоты птичьего полета: перед читателем открываются ее величественные просторы, бескрайние степи и леса. Поэт размышляет:

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Возникает характерный для поэзии Лермонтова образ пути. Звучит мотив странничества , соотнесенный с мотивом покоя :

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень...



Характерно, что образ пути лишен здесь романтической окраски; речь идет о проселочной дороге , о встречающихся путнику бедных, печальных селениях.

Наконец, в последней части стихотворения возникает деревенский пейзаж. Перед читателем открывается картина сельского праздника.

Вольный ямб (преимущественно пяти- и шестистопный ), передающий величественные размышления поэта об отчизне, сменяется разговорно-непринужденным четырехстопным ямбом:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Последний фрагмент «Родины» напоминает нам пушкинские стихи из «Путешествия Онегина»: «Иные нужны мне картины...» Недаром Белинский писал о «Родине» Лермонтова, что это произведение – «одно из лучших пушкинских». В своем стихотворении Лермонтов явно выступает не как поэт-романтик, а как «поэт действительности».

Произведение звучит по-пушкински оптимистично . В нем нет печати уныния, безысходности, скорби. Несколько грустное настроение при созерцании родных просторов не противоречит светлому,жизнеутверждающему пафосу произведения.

Н.А.Добролюбов писал, что в стихотворении «Родина» Лермонтов «понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

«Пророк»: итог размышлений о судьбе поэта

Стихотворение «Пророк» (1841) завершает в творчестве Лермонтова тему поэта и поэзии. В своем произведении Лермонтов явно отталкивается от пушкинского «Пророка» (1826). Он начинает рассказ с того момента, на котором закончил свое произведение Пушкин: герой обрел пророческий дар и получил от Бога повеление служить людям. Участь лермонтовского пророка оказалась печальной:



С тех пор как Вечный Судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Пророка не поняли, в него «бросали бешено каменья». Ему внемлет лишь не знающая человеческих грехов природа:

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

В то же время «шумный град» встречает пророка насмешками и оскорблениями.

Различен и сам облик пушкинского и лермонтовского пророков. Пушкин подчеркивает, что его герой обретает сверхъестественные качества; в момент начала служения он является во славе и во всеоружии Слова Божьего. Лермонтов, не забывая о «всеведенье» пророка, отмечает вместе с тем его человеческую слабость, внешнее убожество: он худ, бледен, одет в рубище.

Стихотворение Пушкина выдержано в высоком стиле; оно насыщено славянизмами. Лермонтов сочетает в своем стихотворении слова и выражения высокого стиля («Вечный Судия», «всеведенье пророка», «завет Предвечного») с разговорным языком («Смотрите ж, дети, на него...»).

Таким образом, тема трагической судьбы поэта , намеченная еще в ранних произведениях Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой...») и достигшая вершины в «Смерти Поэта», находит в «Пророке» свое художественное завершение.

Вопросы и задания

1. Назовите годы жизни Лермонтова. Расскажите о детстве поэта, о его учебе в Москве. Назовите несколько ранних стихотворений. Какое произведение поэта принесло ему широкую известность? Расскажите о первой кавказской ссылке Лермонтова. Какие произведения он написал во время этой ссылки? Где жил поэт в период между двумя ссылками? Над каким прозаическим сочинением он работал в это время? Какие лирические и лироэпические произведения он тогда написал? В каком году поэт был отправлен во вторую кавказскую ссылку? Перечислите произведения, созданные поэтом в последние годы его жизни. При каких обстоятельствах Лермонтов погиб? Что вы можете сказать о характере поэта, о его мироощущении?

2. На какую эпоху приходится расцвет творчества Лермонтова? Кратко охарактеризуйте это время. Какие тенденции эпохи отразились в творчестве Лермонтова?

3. Что способствовало формированию романтического миросозерцания Лермонтова? Определите важнейшие грани романтического идеала поэта.

4. Охарактеризуйте лирического героя поэзии Лермонтова в его эволюции. Почему Лермонтова нередко называют «поэтом мысли»?

5. Назовите основные жанры поэзии Лермонтова? Чем отличаются жанры лирического размышления, ораторской думы от традиционных элегии и оды? Что вы можете сказать о жанре баллады в поэзии Лермонтова? Как трансформируется у Лермонтова жанр послания?

6. Что такое поэтический символ? Приведите примеры образов-символов в стихотворениях Лермонтова.

7. Назовите основные мотивы поэзии Лермонтова. Как они соотносятся друг с другом?

8. Какие темы, мотивы присутствуют в раннем творчестве Лермонтова? Какие вариации мотива свободы можно услышать в ранней лирике поэта? Приведите примеры. Как в произведениях раннего Лермонтова соотносятся мотивы борьбы и покоя? Сделайте разбор стихотворений «Парус», «Ангел». Какое звучание приобретает в ранней лирики поэта мотив любви?

9. Сделайте разбор стихотворения «Смерть Поэта». Расскажите об обстоятельствах его написания. Как в этом произведении соотносятся образы Поэта, его убийцы, а также «надменных потомков известной подлостью прославленных отцов»?

10. Сделайте разборы стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива...» и «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...» Какие мотивы в этих произведениях схожи, а какие звучат по-разному?

11. Разберите балладу «Бородино». Почему Л.Н.Толстой назвал это произведение Лермонтова «зерном» романа «Война и мир»?

12. Проанализируйте стихотворение «Дума». Каково отношение самого поэта к поколению 1830-х годов? В чем он упрекает современников, за что их обличает? Как поэт мыслит судьбу своих сверстников?

13.Какая тема объединяет стихотворения «Поэт» и «Есть речи – значенье...»? Сделайте краткий разбор этих произведений. Каким, по мысли Лермонтова, должен быть настоящий поэт? Какое влияние имеет на человека поэтическое слово?

14. Рассмотрите стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...» Каковы его жанровые и композиционные особенности? Как здесь выражен идеал поэта? В каких словах звучит тема поэта и поэзии?

15. Почему стихотворения «И скучно и грустно» и «Завещания» Белинский считал самыми пессимистическими стихотворениями Лермонтова? Сделайте их краткий разбор.

16. В чем заключается особая таинственность стихотворения «Сон»? Проанализируйте его композицию. Какие силы позволяют лирическому герою и его возлюбленной увидеть друг друга в разлуке?

17. В чем своеобразие стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...» как любовного послания? Как здесь проявилось «романтическое двоемирие»? Кого, по мнению исследователей, поэт называет «подругой юных дней»?

18. Сделайте разбор стихотворения «Утес». Почему это произведение Б.М.Эйхенбаум назвал «маленькой балладой»? Какие образы-символы мы здесь находим и как их можно истолковать?

19. Разберите стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Почему это стихотворение называют одним из итоговых в поэзии Лермонтова? Какие здесь встречаются образы-символы? Дайте их толкование.

20. Назовите произведения Лермонтова, которые можно отнести к теме родины. Какие грани этой темы раскрываются в лирике Лермонтова? Почему в стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о своей «странной» любви к отчизне? Что он здесь подразумевает? Что является главным в любви поэта к отечеству? Какие образы подтверждают это? Почему Белинский назвал «Родину» «пушкинским» произведением Лермонтова? Какие строки из «Евгения Онегина» перекликаются с третьей частью «Родины»? Как Н.А.Добролюбов определил лермонтовское понимание любви к отечеству?

21. Охарактеризуйте стихотворение «Пророк» как итог размышлений Лермонтова о судьбе поэта. Сравните лермонтовское стихотворение с «Пророком» Пушкина. В чем своеобразие двух произведений?

22. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Основные мотивы лирики Лермонтова».