Джозеф Пулитцер – великий отец новой журналистики ▲. Пулитцер Джозеф - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Джозеф Пулитцер родился в небольшом венгерском городке Мако 10 апреля 1847 года в семье богатого еврея-хлеботорговца и немки, которая к тому же была ревностной католичкой. Вскоре, правда, семейство переехало в Будапешт, где мальчугана отдали в частную школу.

В 17 лет юношу охватило страстное желание поступить на военную службу. Пулитцер пытался завербоваться сразу в три армии: австрийскую, французскую и британскую. Однако не подошел ни одной из них. У молодого человека было плохое зрение и вообще слабое здоровье.

Три отказа могли бы отбить всяческое желание служить в армии у кого угодно, но только не у Джозефа Пулитцера. В Гамбурге будущий издатель, а в то время просто зеленый юнец, нанялся в армию американскую.

«Я занимался журналистикой всю жизнь и уверен, что она оказывает сильнейшее влияние на умы людей. Мне хотелось бы сделать эту профессию привлекательной для сильной духом и умной молодежи, а также помочь тем, кто уже посвятил себя журналистике, помочь приобрести высокие моральные и профессиональные качества»


Тернистый путь к американским звездам

Всего нескольких месяцев на корабле хватило юноше для того, чтобы расстаться со всеми своими иллюзиями. Согласно существующей легенде, желание демобилизоваться у рядового американского армии Джозефа Пулитцера было настолько велико, что лишь завидев американский берег (а это было у Бостона), молодой человек, не думая, перемахнул за борт и поплыл в сторону берега. Говорят, что с собой он прихватил и щедрое вознаграждение, которое получил у вербовщика в Гамбурге.

Однако повоевать за дядюшку Сэма Джозефу все-таки пришлось. Пулитцер служил в Первом нью-йоркском кавалерийском полку, впрочем, совсем недолго. В 1865 году Гражданская война закончилась, и его просто уволили. 18-летний Пулитцер не знал, чем заняться.

В Сент-Луисе, где он осел после войны, иммигранту из Европы пришлось несладко. Молодой человек свободно говорил по-немецки и французски, но плохо знал английский, а без этого найти хорошую работу было непросто. Кем только не приходилось работать будущей "иконе американской журналистики": и пастухом, и официантом, и даже мусорщиком. Однако Джозеф не отчаивался. Все свободное время он проводил в городской библиотеке, изучая язык и закон.

Удача улыбнулась ему в шахматной комнате библиотеки, куда молодой человек время от времени заходил после читального зала. Судьбу Пулитцера решил всего один совет, который он дал, наблюдая за игрой двух завсегдатаев. Игроки, которые оказались редакторами крупнейшей местной газеты Westliche Post, выходившей на немецком языке, оценили смекалку юнца и предложили ему работу. Молодой, подающий надежды журналист быстро продвигался по карьерной лестнице и к 25 годам стал соучредителем Westliche Post.

В 1878 году Пулитцер посчитал, что достаточно богат для того, чтобы завести семью. Он женился на девушке из Вашингтона. Венчание с Кейт Девис было организовано по канонам протестантской епископальной церкви. Женитьба сильно изменила иммигранта из Венгрии, совсем недавно еще бродившего по грязным улицам Сент-Луиса в поисках какой угодно работы. Теперь он был американским гражданином с деньгами и свободно говорил по-английски. В элегантной одежде, с рыжей бородой и в пенсне он легко смешался с элитой Сент-Луиса. Теперь он любил потанцевать, повращаться в хорошей компании и покататься в парке верхом.

Однако эти аристократические удовольствия быстро закончились после того, как в том же 1878 году Пулитцер купил газету St. Louis Post-Dispatch. Биограф журналиста Джеймс Уайман Барретт пишет, что теперь он "садился за рабочий стол рано утром и работал до полуночи, а иногда даже дольше, вникая в каждую мелочь".



«Только искреннее чувство ответственности спасет журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благу»

"Революция одного человека"

Чтобы заставить читателя покупать газету, Пулитцер наводнил издание сенсационным расследованиями и хлесткими комментариями. Он писал о коррупции в органах власти, махинациях с налогами и отпетых мошенниках. Жареные факты пришлись читателям по вкусу, тиражи росли, и газета процветала.

Однако работа по двадцать часов в сутки не прошла бесследно. В 35 лет у Пулитцера начинает пропадать зрение. Это напугало восходящую звезду американской журналистики, и в 1883 году он вместе с женой засобирался на лечение в Европу.

Пулитцер доехал до Нью-Йорка, но на пароход не сел. Вместо этого он купил новую газету - The New York World, которая была на грани банкротства. Забыв про здоровье, удачливый издатель вновь принялся за работу. Это была "революция одного человека", позже напишет Баррет.

Пулитцер изменил редакционную политику, содержание, формат The World и повел издание в крестовый поход против коррупции. К старой формуле успеха добавилось еще несколько пунктов. На страницах ньюйоркского таблоида впервые стали широко использоваться иллюстрации и печататься статьи с продолжениями. И, наконец, последняя составляющая успеха - оперативность. Именно The World первой дала на своих страницах описание той статуи, которую никак не могли доставить из Франции в Америку и которая теперь известна всему миру как статуя Свободы.

Лечение, которое Пулитцер прописал The World, не просто привело "больную" в чувство, но и подняло ее на ноги. Через десять лет газета стала крупнейшей в стране и расходилась тиражом в 600000 экземпляров.

Изменения, происходившие в The World, понравились далеко не всем. В борьбе за тиражи конкуренты были готовы на все, лишь бы "заткнуть рот" удачливому венгру. Подчас это были не самые чистые методы. Скажем, The Sun припомнила Пулитцеру его родословную, назвав "евреем, не помнящим родства". После этого газету Пулитцера перестали покупать проживающие в Нью-Йорке евреи.

Все эти тиражные битвы не прошли бесследно - здоровье Пулитцера продолжало ухудшаться, у него начались нервные срывы. В 1890 году, в возрасте 43 лет, нью-йоркский издатель и вовсе был вынужден отказаться от редактирования The World. С тех пор он больше никогда не появлялся в редакции. Пулитцер лечился в лучших клиниках мира, но ничто не помогало. Последние двадцать лет он провел в звуконепроницаемых бункерах в своем нью-йоркском особняке и на яхте "Либерти".

Впрочем, даже оттуда Пулитцер не забывал управлять своими изданиями. В 1896 году он оказался втянут в битву за тиражи с Уильямом Рендолфом Херстом, чей Journal не брезговал даже фабрикацией новостей. Пулитцеровский The World, впрочем, вел себя не лучше. Когда кубинцы подняли восстание против владевших островом испанцев, Пулитцер и Херст пытались одолеть друг друга, соревнуясь в том, кто припишет Испании преступления посерьезнее. Оба потребовали от Соединенных Штатов объявить Испании войну после того, как американский военный корабль Maine при загадочных обстоятельствах сначала взорвался, а потом затонул в порту Гаваны 16 февраля 1898. Конгрессмены, прочитав газетные новости, действительно объявили войну.

Лишь четыре месяца спустя Пулитцер решил отказаться от концепции, которая сегодня обозначается словосочетанием "желтая пресса". The World стала сдержаннее в подаче материала и встала на сторону Демократической партии.

Умер Джозеф Пулитцер 29 октября 1911 года на борту своей яхты. Незадолго до этого он надиктовал то, что можно считать его профессиональным завещанием: "Только искреннее чувство ответственности спасет журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благу".

«Гласность, гласность, гласность — самый большой моральный фактор и сила в нашей общественной жизни»

Жизнь после смерти

Еще в 1904 году Пулитцер составил завещание, в котором жертвовал два миллиона долларов Колумбийскому университету. Медиа-магнат хотел, чтобы три четверти этих денег пошли на создание высшей Школы журналистики, а оставшуюся сумму следовало потратить на создание премии для американских журналистов. "Я занимался журналистикой всю жизнь и уверен, что она оказывает сильнейшее влияние на умы людей. Мне хотелось бы сделать эту профессию привлекательной для сильной духом и умной молодежи, а также помочь тем, кто уже посвятил себя журналистике, помочь приобрести высокие моральные и профессиональные качества".

Колумбийская Школа журналистики была основана через год после смерти Пулитцера, а премию начали вручать в 1917 году.

В своем завещании Пулитцер подробно описал, как следует вручать награду. В частности, он просил ежегодно давать четыре награды по журналистике, четыре по литературе и одну в области образования. Особенно тщательно бывший издатель The World описал, что именно следует отмечать в сфере высокой словесности. Он хотел, чтобы отдельные премии вручались за лучший роман, драму, книгу по истории Соединенных Штатов и биографию.

Пулитцер не считал этот список итоговым и допускал возможность изменений. Правом вносить эти изменения он наделил наблюдательный совет, который с 1917 года не раз им пользовался, доведя число наград до 21. В 1922 году появился приз за лучшую карикатуру. В 1942 году к нему добавилась награда за самую выдающуюся фотографию (позднее эта номинация была разделена на две - на новостную фотографию и художественную). В 1997 году совет директоров признал рост значимости той работы, которая была проделана газетами в области интернет-журналистики. Теперь он требует от газет предоставлять на конкурс не только печатную версию издания, но и его страницу в Интернете.

Пулитцер завещал сформировать наблюдательный совет из издателей газет. Кроме того, он хотел, чтобы в этом органе заседал президент Колумбийского университета, ученые и "другие уважаемые люди, которые не являются ни журналистами, ни редакторами". Наследники в точности исполнили волю Пулитцера. В 2004 году совет состоял из двух медийных топ-менеджеров, пяти ученых, в том числе и президента Колумбийского университета, декана Колумбийской школы журналистики, журналиста и администратора. При этом декан и администратор лишены права голоса. Состав совета меняется каждый год.

Работа совета начинается в январе, когда он назначает судей, которым придется оценить последние достижения в области литературы и журналистики. Всего выбирается 102 человека, которые распределяются по 20 независимым комиссиям. Каждой группе нужно выделить самых достойных претендентов на премию.

К 1 февраля на адрес Колумбийского университета приходят тысячи работ со всех уголков Соединенных Штатов (в 2004 году жюри получило 1423 заявки). Соискателем может стать каждый, кто опубликовал свой материал в издании, выходящем на территории Соединенных Штатов, неважно где - в ежедневной газете, воскресном приложении или журнале, который появляется раз в год.

В начале марта 77 редакторов, издателей, авторов и преподавателей собираются в Школе журналистики для того, чтобы вынести решение по 14 номинациям. На изучение работ отводится три дня. Остальные победители определяются похожим образом, но несколько позднее.

Лауреаты премии получают по 10 тысяч долларов. Особо отмечается номинация "За служение обществу". Здесь за победу вручается еще и золотая медаль.

Долгие годы Пулитцеровская премия финанисировалась из инвестиционного фонда, созданного после смерти издателя. Однако после того, как в 1970 году дела фонда пошатнулись, был создан еще один фонд, которому удалось привлечь дополнительные пожертвования и восстановить финансовое благополучие премии.

«Честность для газеты то же самое, что добродетель для женщины»

Премия скандалиста боится скандалов

По завещанию, наблюдательный совет должен был ориентироваться в своих решения на авторитетное жюри. При этом директора наделялись правом не согласиться с решением судей и вручить премию другому номинанту. Надо сказать, наблюдательный совет довольно широко пользовался этим правом, что не раз приводило к скандалам. Так, в 1963 году судьи дали высшую оценку пьесе Эдварда Олби "Кто боится Вирджинии Вульф?", однако совет посчитал драму недостаточно возвышенной. Директорам не понравились споры о сексуальной вседозволенности и грубости, которые допускали герои Олби в своей речи.

Среди других крупных "проколов" премии - скандал 1941, когда совет предпочел не заметить новый роман Эрнеста Хемингуэя "По ком звонит колокол". Пулитцеровская премия была вручена писателю только в 1953ду за менее значительную работу - повесть "Старик и море".

Организаторы премии признают промахи прошлого и уверяют, что за последнее десятилетие сильно изменились. И действительно, в 1993 Пулитцеровская премия по литературе досталась Тони Кушнеру за пьесу "Ангелы в Америке: Накануне тысячелетия". Драма посвящена проблемам гомосексуализма и СПИДа и изобилует различными непристойностями.

В последние годы иначе стали оцениваться достижения и в области музыки, которые отмечаются особой наградой с 1943. Если раньше приз всегда уходил к сочинителям классической музыки, то начиная с 1997 жюри начало рассматривать и более популярную музыку. В 1997 приз достался известному джазмену Уинтону Марсалису. В 1998 специальную награду получил Джордж Гершвин, а в 1999 - Дюк Эллингтон (оба - посмертно, в честь своего столетия).

Разумеется, не все согласны с тем, что время меняет Пулитцеровскую премию в лучшую сторону. Но разве могло быть иначе с наградой, которая была создана с подачи некогда самого скандального журналиста!

c-cafe.ru ›days/bio/27/pulitzer.ph

С 2011 года премия целиком перешла в просторы Интернета. Все заявки и прием работ, претендующих на премию, теперь комиссией принимаются исключительно в электронном виде. Так был положен конец традиции, шедшей с первого года существования премии, когда материалы поступали в виде альбомов с вырезками статей из изданий. По мнению оргкомитета, такая система сильно упростит отбор номинантов.

Сейчас Пулитцеровская премия вручается журналистам и литераторам не только американским, но и зарубежным. Так, например, в 2007 году комитет присудил посмертно премию «За свободу прессы» Анне Политковской, а фотограф Александр Земляниченко был дважды лауреатом премии — в 1991 и 1997 годах.

«в каждой статье, репортаже, очерке должен быть сюжет, должна быть история. Не только факты, социальный фон, статистика, но и драма».

Ещё:

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

[[К:Википедия:Страницы на КПМ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Страницы на КПМ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пулитцер, Джозеф Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пулитцер, Джозеф Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пулитцер, Джозеф Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Джозеф Пулитцер
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Джозеф Пулитцер [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] (англ. Joseph Pulitzer , , Мако - , Чарлстон) - американский издатель и журналист, родоначальник жанра «жёлтой прессы ».

Биография

Добившись полного успеха, Пулитцер едва ли радовался победам своих газет. В 1887 году он почти ослеп и оставил пост главного редактора The New York World. К 1890 году у издателя стали случаться нервные срывы, и он вообще отошел от дел. Болезнь прогрессировала, и скоро Пулитцер не мог даже передвигаться без посторонней помощи. Вдобавок у него развилась болезненная чувствительность к шуму. Пулитцер лечился в лучших клиниках мира, но ничто не помогало. Последние годы жизни он вынужден был провести в звуконепроницаемых бункерах в своем нью-йоркском особняке и на яхте «Свобода». Умер Джозеф Пулитцер на борту своей любимой яхты в гавани Чарлстона (шт. Южная Каролина) 29 октября 1911 года.

Наследие

Незадолго до своей смерти он надиктовал то, что в США считается его профессиональным завещанием: «Только искреннее чувство ответственности спасет журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благоденствию».

Имя Пулитцера носит высшая журналистская премия в США, присуждаемая за страсть к точности, приверженность к человеческим интересам, предоставление аудитории развлечения, удовлетворение любознательности. Ещё в 1904 году Пулитцер составил завещание, в котором жертвовал два миллиона долларов Колумбийскому университету. Три четверти этих денег предназначались на создание высшей Школы журналистики, а оставшаяся сумма - на премии для американских журналистов. Он завещал назначить четыре премии за журналистику, четыре - за достижения в области литературы и драмы, четыре «плавающие» премии - за различные достижения в гуманитарной области и одну премию - за вклад в образование. Колумбийская Школа журналистики была основана через год после смерти Пулитцера, а премию начали вручать начиная с 1917 года. Всего присуждается 25 премий. Лауреаты премии получают по 10 тысяч долларов. Особо отмечается номинация «За служение обществу».

Символ США - знаменитая статуя Свободы , установленная на острове Либерти-айленд, - появился здесь благодаря стараниям Джозефа Пулитцера. Идея возведения статуи была непопулярна, и государство отказалось финансировать этот проект. Статуя Свободы уже начала ржаветь в Париже, ожидая, когда её погрузят на корабль и доставят в Америку. Тогда Пулитцер начал громить в своих газетах всех: политиков - за отказ от субсидий, богачей - за то, что не дают денег, обывателей - за равнодушие. За два месяца этой кампании Фонд постройки статуи Свободы получил достаточно денег на завершение строительства. Памятник открывал лично президент США Гровер Кливленд . Произошло это 28 октября 1886 года. А созданный Пулитцером романтический ореол вокруг статуи Свободы существует и по сей день.

Библиография

  • Brian, Denis . Pulitzer: A Life ().

Напишите отзыв о статье "Пулитцер, Джозеф"

Примечания

Ссылки

  • Пулицер, Джозеф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Пулитцер, Джозеф

– Как же мне пусто без тебя, моя Льдинушка!.. Как же без тебя темно...
И только тут я заметила, что Изольда выглядела иначе!.. Видимо, то яркое «солнечное» платье предназначалось только ей одной, так же, как и усыпанное цветами поле... А сейчас она встречала своего Тристана... И надо сказать, в своём белом, вышитом красным узором платье, она выглядела потрясающе!.. И была похожа на юную невесту...
– Не вели нам с тобой хороводов, сокол мой, не говорили здравниц... Отдали меня чужому, по воде женили... Но я всегда была женой тебе. Всегда была суженой... Даже когда потеряла тебя. Теперь мы всегда будем вместе, радость моя, теперь никогда не расстанемся... – нежно шептала Изольда.
У меня предательски защипало глаза и, чтобы не показать, что плачу, я начала собирать на берегу какие-то камушки. Но Стеллу не так-то просто было провести, да и у неё самой сейчас глаза тоже были «на мокром месте»...
– Как грустно, правда? Она ведь не живёт здесь... Разве она не понимает?.. Или, думаешь, она останется с ним?.. – малышка прямо ёрзала на месте, так сильно ей хотелось тут же «всё-всё» знать.
У меня роились в голове десятки вопросов к этим двоим, безумно счастливым, не видящим ничего вокруг, людям. Но я знала наверняка, что не сумею ничего спросить, и не смогу потревожить их неожиданное и такое хрупкое счастье...
– Что же будем делать? – озабочено спросила Стелла. – Оставим её здесь?
– Это не нам решать, думаю... Это её решение и её жизнь, – и, уже обращаясь к Изольде, сказала. – Простите меня, Изольда, но мы хотели бы уже пойти. Мы можем вам ещё как-то помочь?
– Ой, девоньки мои дорогие, а я и забыла!.. Вы уж простите меня!..– хлопнула в ладошки стыдливо покрасневшая девушка. – Тристанушка, это их благодарить надо!.. Это они привели меня к тебе. Я и раньше приходила, как только нашла тебя, но ты не мог слышать меня... И тяжело это было. А с ними столько счастья пришло!
Тристан вдруг низко-низко поклонился:
– Благодарю вас, славницы... за то, что счастье моё, мою Льдинушку мне вернули. Радости вам и добра, небесные... Я ваш должник на веки вечные... Только скажите.
У него подозрительно блестели глаза, и я поняла, что ещё чуть-чуть – и он заплачет. Поэтому, чтобы не ронять (и так сильно битую когда-то!) его мужскую гордость, я повернулась к Изольде и как можно ласковее сказала:
– Я так понимаю, вы хотите остаться?
Она грустно кивнула.
– Тогда, посмотрите внимательно на вот это... Оно поможет вам здесь находиться. И облегчит надеюсь... – я показала ей свою «особую» зелёную защиту, надеясь что с ней они будут здесь более или менее в безопасности. – И ещё... Вы, наверное, поняли, что и здесь вы можете создавать свой «солнечный мир»? Думаю ему (я показала на Тристана) это очень понравится...
Изольда об этом явно даже не подумала, и теперь просто засияла настоящим счастьем, видимо предвкушая «убийственный» сюрприз...
Вокруг них всё засверкало весёлыми цветами, море заблестело радугами, а мы, поняв, что с ними точно будет всё хорошо, «заскользили» обратно, в свой любимый Ментальный этаж, чтобы обсудить свои возможные будущие путешествия...

Как и всё остальное «интересненькое», мои удивительные прогулки на разные уровни Земли, понемногу становились почти что постоянными, и сравнительно быстро угодили на мою «архивную» полочку «обычных явлений». Иногда я ходила туда одна, огорчая этим свою маленькую подружку. Но Стелла, даже она если чуточку и огорчалась, никогда ничего не показывала и, если чувствовала, что я предпочитаю остаться одна, никогда не навязывала своё присутствие. Это, конечно же, делало меня ещё более виноватой по отношению к ней, и после своих маленьких «личных» приключений я оставалась погулять с ней вместе, что, тем же самым, уже удваивало нагрузку на моё ещё к этому не совсем привыкшее физическое тело, и домой я возвращалась измученная, как до последней капли выжатый, спелый лимон... Но постепенно, по мере того, как наши «прогулки» становились всё длиннее, моё, «истерзанное» физическое тело понемногу к этому привыкало, усталость становилась всё меньше, и время, которое требовалось для восстановления моих физических сил, становилось намного короче. Эти удивительные прогулки очень быстро затмили всё остальное, и моя повседневная жизнь теперь казалась на удивление тусклой и совершенно неинтересной...
Конечно же, всё это время я жила своей нормальной жизнью нормального ребёнка: как обычно – ходила в школу, участвовала во всех там организуемых мероприятиях, ходила с ребятами в кино, в общем – старалась выглядеть как можно более нормальной, чтобы привлекать к своим «необычным» способностям как можно меньше ненужного внимания.
Некоторые занятия в школе я по-настоящему любила, некоторые – не очень, но пока что все предметы давались мне всё ещё достаточно легко и больших усилий для домашних заданий не требовали.
Ещё я очень любила астрономию... которая, к сожалению, у нас пока ещё не преподавалась. Дома у нас имелись всевозможные изумительно иллюстрированные книги по астрономии, которую мой папа тоже обожал, и я могла целыми часами читать о далёких звёздах, загадочных туманностях, незнакомых планетах... Мечтая когда-нибудь хотя бы на один коротенький миг, увидеть все эти удивительные чудеса, как говорится, живьём... Наверное, я тогда уже «нутром» чувствовала, что этот мир намного для меня ближе, чем любая, пусть даже самая красивая, страна на нашей Земле... Но все мои «звёздные» приключения тогда ещё были очень далёкими (я о них пока ещё даже не предполагала!) и поэтому, на данном этапе меня полностью удовлетворяли «гуляния» по разным «этажам» нашей родной планеты, с моей подружкой Стеллой или в одиночку.
Бабушка, к моему большому удовлетворению, меня в этом полностью поддерживала, таким образом, уходя «гулять», мне не нужно было скрываться, что делало мои путешествия ещё более приятными. Дело в том, что, для того, чтобы «гулять» по тем же самым «этажам», моя сущность должна была выйти из тела, и если кто-то в этот момент заходил в комнату, то находил там презабавнейшую картинку... Я сидела с открытыми глазами, вроде бы в полностью нормальном состоянии, но не реагировала ни на какое ко мне обращение, не отвечала на вопросы и выглядела совершенно и полностью «замороженной». Поэтому бабушкина помощь в такие минуты была просто незаменимой. Помню однажды в моём «гуляющем» состоянии меня нашёл мой тогдашний друг, сосед Ромас... Когда я очнулась, то увидела перед собой совершенно ошалевшее от страха лицо и круглые, как две огромные голубые тарелки, глаза... Ромас меня яростно тряс за плечи и звал по имени, пока я не открыла глаза...

Джозеф Пулитцер (англ. Joseph Pulitzer, 1847, Мако - 1911, Чарльстон) - американский издатель, журналист, родоначальник жанра «жёлтой прессы».

Джозеф родился в 1847 году в Мако в Венгрии. Его семья была довольно обеспеченной. Отец и мать были евреями. Вскоре семья перебралась в Будапешт, где Джозеф получил образование в частной школе. Джозеф мечтал о том, что будет военным, однако его не приняли в армию в Австрии. У Джозефа было плохое зрение и вообще плохое физическое состояние здоровья. Все же он попал в американскую армию. По пути туда Джозеф раздумал служить и, прибыв в США – дезертировал. Но он еще немного повоевал, ведь как раз в это время заканчивалась Гражданская война в Америке. Война была окончена, а денег, которые заработал Джозеф, едва хватало на билет до Сент-Луиса. Там молодой иммигрант попытался найти работу. Однако по-английски он говорил очень плохо, так что шансов было мало. Все же Джозефу удалось устроиться репортером в немецкоязычную газету. Теперь он стал продвигаться медленно, но верно по карьерной лестнице.

Джозеф получил американское гражданство в 1867 году. Пулитцер продолжал писать статьи и репортажи на немецком языке, но параллельно он учил английский и право. Вскоре вторым языком он овладел как родным. В 1869 году он становится депутатом Законодательного собрания штата Миссури. Далее, в 1875 году он стал депутатом Конституционного собрания. Пулицер получил предложение стать адвокатом в Вашингтоне, но он так и не начал там работать, ибо газетный бизнес полностью им овладел. В 1878 году он покупает газету «Сент-Луис диспетч». Купил он ее довольно дешево, но в газету Джозеф вкладывал свое сердце, душу и скромное состояние. «Сент-Луис диспетч» была объединена с газетой «Пост-диспетч» и тираж удвоился. В 1881 году газета стала приносить 45 тысяч долларов дохода.

Пулитцер боролся с коррупцией в Сент-Луисе, а потому нажил себе довольно много врагов. Например, в 1882 году он публикует статью, в которой обличил известного прокурора. Завязалась серьезная ссора. В итоге, прокурор был застрелен Джозефом. Грянул скандал и Пулитцер покинул город. Пулитцер был человеком, не отличавшимся сильным здоровьем, а потому на какое-то время он решил перебраться в Европу, чтобы отдохнуть от газетных войн. Однако когда он ненадолго остановился в Нью-Йорке, ему повстречался финансист Джей Гульд, который предложил ему в рассрочку купить ежедневную газету «Уорлд» за 346 тысяч долларов. Пулитцер согласился и очень скоро превратил газету в одну из ведущих в городе. По сути дела, Джозеф Пулитцер стал родоначальником журналистики, которая была рассчитана на всех.

Здоровье подводило Пулитцера. В 1887 году, когда ему стало совсем плохо, он почти потерял контроль над газетой, а все из-за борьбы с магнатом Уильямом Херстом. Газета потихоньку катилась на уровень «желтой прессы». Однако Джозеф все же вернулся к работе и возродил газету. В последний году жизни Джозефа тираж газеты был 300 тысяч по будням и 600 тысяч по воскресеньям. Кроме того, что Джозеф руководил «Уорлдом», он основал газету «Ивнинг уорлд» с тиражом в 400 тысяч экземпляров. У Пулитцера был талант к ведению газетного бизнеса. Умер Джозеф Пулитцер в 1911 году. Он оставил семье 30 миллионов, а часть состояния завещал на благотворительность. 2 миллиона он, например, передал на создание школы журналистики в Колумбийском университете. Однако особую известность он получил благодаря учреждению Пулитцеровских премий за успехи в литературе и журналистике.

В понедельник в Соединенных Штатах были названы имена лауреатов Пулитцеровской премии - самой престижной награды в стране в области журналистики, литературы и музыки. Ее основатель еще при жизни стал иконой американской публицистики.


Джозеф Пулитцер родился в небольшом венгерском городке Мако 10 апреля 1847 года в семье богатого еврея-хлеботорговца и немки, которая к тому же была ревностной католичкой. Вскоре, правда, семейство переехало в Будапешт, где мальчугана отдали в частную школу.

В 17 лет юношу охватило страстное желание поступить на военную службу. Пулитцер пытался завербоваться сразу в три армии: австрийскую, французскую и британскую. Однако не подошел ни одной из них. У молодого человека было плохое зрение и вообще слабое здоровье.

Три отказа могли бы отбить всяческое желание служить в армии у кого угодно, но только не у Джозефа Пулитцера. В Гамбурге будущий издатель, а в то время просто зеленый юнец, нанялся в армию американскую.


Тернистый путь к американским звездам


Всего нескольких месяцев на корабле хватило юноше для того, чтобы расстаться со всеми своими иллюзиями. Согласно существующей легенде, желание демобилизоваться у рядового американского армии Джозефа Пулитцера было настолько велико, что лишь завидев американский берег (а это было у Бостона), молодой человек, не думая, перемахнул за борт и поплыл в сторону берега. Говорят, что с собой он прихватил и щедрое вознаграждение, которое получил у вербовщика в Гамбурге.

Однако повоевать за дядюшку Сэма Джозефу все-таки пришлось. Пулитцер служил в Первом нью-йоркском кавалерийском полку, впрочем, совсем недолго. В 1865 году Гражданская война закончилась, и его просто уволили. 18-летний Пулитцер не знал, чем заняться.

В Сент-Луисе, где он осел после войны, иммигранту из Европы пришлось несладко. Молодой человек свободно говорил по-немецки и французски, но плохо знал английский, а без этого найти хорошую работу было непросто. Кем только не приходилось работать будущей "иконе американской журналистики": и пастухом, и официантом, и даже мусорщиком. Однако Джозеф не отчаивался. Все свободное время он проводил в городской библиотеке, изучая язык и закон.

Удача улыбнулась ему в шахматной комнате библиотеки, куда молодой человек время от времени заходил после читального зала. Судьбу Пулитцера решил всего один совет, который он дал, наблюдая за игрой двух завсегдатаев. Игроки, которые оказались редакторами крупнейшей местной газеты Westliche Post, выходившей на немецком языке, оценили смекалку юнца и предложили ему работу. Молодой, подающий надежды журналист быстро продвигался по карьерной лестнице и к 25 годам стал соучредителем Westliche Post.

В 1878 году Пулитцер посчитал, что достаточно богат для того, чтобы завести семью. Он женился на девушке из Вашингтона. Венчание с Кейт Девис было организовано по канонам протестантской епископальной церкви. Женитьба сильно изменила иммигранта из Венгрии, совсем недавно еще бродившего по грязным улицам Сент-Луиса в поисках какой угодно работы. Теперь он был американским гражданином с деньгами и свободно говорил по-английски. В элегантной одежде, с рыжей бородой и в пенсне он легко смешался с элитой Сент-Луиса. Теперь он любил потанцевать, повращаться в хорошей компании и покататься в парке верхом.

Однако эти аристократические удовольствия быстро закончились после того, как в том же 1878 году Пулитцер купил газету St. Louis Post-Dispatch. Биограф журналиста Джеймс Уайман Барретт пишет, что теперь он "садился за рабочий стол рано утром и работал до полуночи, а иногда даже дольше, вникая в каждую мелочь".


"Революция одного человека"


Чтобы заставить читателя покупать газету, Пулитцер наводнил издание сенсационным расследованиями и хлесткими комментариями. Он писал о коррупции в органах власти, махинациях с налогами и отпетых мошенниках. Жареные факты пришлись читателям по вкусу, тиражи росли, и газета процветала.

Однако работа по двадцать часов в сутки не прошла бесследно. В 35 лет у Пулитцера начинает пропадать зрение. Это напугало восходящую звезду американской журналистики, и в 1883 году он вместе с женой засобирался на лечение в Европу.

Пулитцер доехал до Нью-Йорка, но на пароход не сел. Вместо этого он купил новую газету - The New York World, которая была на грани банкротства. Забыв про здоровье, удачливый издатель вновь принялся за работу. Это была "революция одного человека", позже напишет Баррет.

Пулитцер изменил редакционную политику, содержание, формат The World и повел издание в крестовый поход против коррупции. К старой формуле успеха добавилось еще несколько пунктов. На страницах ньюйоркского таблоида впервые стали широко использоваться иллюстрации и печататься статьи с продолжениями. И, наконец, последняя составляющая успеха - оперативность. Именно The World первой дала на своих страницах описание той статуи, которую никак не могли доставить из Франции в Америку и которая теперь известна всему миру как статуя Свободы.

Лечение, которое Пулитцер прописал The World, не просто привело "больную" в чувство, но и подняло ее на ноги. Через десять лет газета стала крупнейшей в стране и расходилась тиражом в 600000 экземпляров.

Изменения, происходившие в The World, понравились далеко не всем. В борьбе за тиражи конкуренты были готовы на все, лишь бы "заткнуть рот" удачливому венгру. Подчас это были не самые чистые методы. Скажем, The Sun припомнила Пулитцеру его родословную, назвав "евреем, не помнящим родства". После этого газету Пулитцера перестали покупать проживающие в Нью-Йорке евреи.

Все эти тиражные битвы не прошли бесследно - здоровье Пулитцера продолжало ухудшаться, у него начались нервные срывы. В 1890 году, в возрасте 43 лет, нью-йоркский издатель и вовсе был вынужден отказаться от редактирования The World. С тех пор он больше никогда не появлялся в редакции. Пулитцер лечился в лучших клиниках мира, но ничто не помогало. Последние двадцать лет он провел в звуконепроницаемых бункерах в своем нью-йоркском особняке и на яхте "Либерти".

Впрочем, даже оттуда Пулитцер не забывал управлять своими изданиями. В 1896 году он оказался втянут в битву за тиражи с Уильямом Рендолфом Херстом, чей Journal не брезговал даже фабрикацией новостей. Пулитцеровский The World, впрочем, вел себя не лучше. Когда кубинцы подняли восстание против владевших островом испанцев, Пулитцер и Херст пытались одолеть друг друга, соревнуясь в том, кто припишет Испании преступления посерьезнее. Оба потребовали от Соединенных Штатов объявить Испании войну после того, как американский военный корабль Maine при загадочных обстоятельствах сначала взорвался, а потом затонул в порту Гаваны 16 февраля 1898. Конгрессмены, прочитав газетные новости, действительно объявили войну.

Лишь четыре месяца спустя Пулитцер решил отказаться от концепции, которая сегодня обозначается словосочетанием "желтая пресса". The World стала сдержаннее в подаче материала и встала на сторону Демократической партии.

Умер Джозеф Пулитцер 29 октября 1911 года на борту своей яхты. Незадолго до этого он надиктовал то, что можно считать его профессиональным завещанием: "Только искреннее чувство ответственности спасет журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благу".


Жизнь после смерти


Еще в 1904 году Пулитцер составил завещание, в котором жертвовал два миллиона долларов Колумбийскому университету. Медиа-магнат хотел, чтобы три четверти этих денег пошли на создание высшей Школы журналистики, а оставшуюся сумму следовало потратить на создание премии для американских журналистов. "Я занимался журналистикой всю жизнь и уверен, что она оказывает сильнейшее влияние на умы людей. Мне хотелось бы сделать эту профессию привлекательной для сильной духом и умной молодежи, а также помочь тем, кто уже посвятил себя журналистике, помочь приобрести высокие моральные и профессиональные качества".

Колумбийская Школа журналистики была основана через год после смерти Пулитцера, а премию начали вручать в 1917 году.

В своем завещании Пулитцер подробно описал, как следует вручать награду. В частности, он просил ежегодно давать четыре награды по журналистике, четыре по литературе и одну в области образования. Особенно тщательно бывший издатель The World описал, что именно следует отмечать в сфере высокой словесности. Он хотел, чтобы отдельные премии вручались за лучший роман, драму, книгу по истории Соединенных Штатов и биографию.

Пулитцер не считал этот список итоговым и допускал возможность изменений. Правом вносить эти изменения он наделил наблюдательный совет, который с 1917 года не раз им пользовался, доведя число наград до 21. В 1922 году появился приз за лучшую карикатуру. В 1942 году к нему добавилась награда за самую выдающуюся фотографию (позднее эта номинация была разделена на две - на новостную фотографию и художественную). В 1997 году совет директоров признал рост значимости той работы, которая была проделана газетами в области интернет-журналистики. Теперь он требует от газет предоставлять на конкурс не только печатную версию издания, но и его страницу в Интернете.

Пулитцер завещал сформировать наблюдательный совет из издателей газет. Кроме того, он хотел, чтобы в этом органе заседал президент Колумбийского университета, ученые и "другие уважаемые люди, которые не являются ни журналистами, ни редакторами". Наследники в точности исполнили волю Пулитцера. В 2004 году совет состоял из двух медийных топ-менеджеров, пяти ученых, в том числе и президента Колумбийского университета, декана Колумбийской школы журналистики, журналиста и администратора. При этом декан и администратор лишены права голоса. Состав совета меняется каждый год.

Работа совета начинается в январе, когда он назначает судей, которым придется оценить последние достижения в области литературы и журналистики. Всего выбирается 102 человека, которые распределяются по 20 независимым комиссиям. Каждой группе нужно выделить самых достойных претендентов на премию.

К 1 февраля на адрес Колумбийского университета приходят тысячи работ со всех уголков Соединенных Штатов (в 2004 году жюри получило 1423 заявки). Соискателем может стать каждый, кто опубликовал свой материал в издании, выходящем на территории Соединенных Штатов, неважно где - в ежедневной газете, воскресном приложении или журнале, который появляется раз в год.

В начале марта 77 редакторов, издателей, авторов и преподавателей собираются в Школе журналистики для того, чтобы вынести решение по 14 номинациям. На изучение работ отводится три дня. Остальные победители определяются похожим образом, но несколько позднее.

Лауреаты премии получают по 10 тысяч долларов. Особо отмечается номинация "За служение обществу". Здесь за победу вручается еще и золотая медаль.

Долгие годы Пулитцеровская премия финанисировалась из инвестиционного фонда, созданного после смерти издателя. Однако после того, как в 1970 году дела фонда пошатнулись, был создан еще один фонд, которому удалось привлечь дополнительные пожертвования и восстановить финансовое благополучие премии.


Премия скандалиста боится скандалов


По завещанию, наблюдательный совет должен был ориентироваться в своих решения на авторитетное жюри. При этом директора наделялись правом не согласиться с решением судей и вручить премию другому номинанту. Надо сказать, наблюдательный совет довольно широко пользовался этим правом, что не раз приводило к скандалам. Так, в 1963 году судьи дали высшую оценку пьесе Эдварда Олби "Кто боится Вирджинии Вульф?", однако совет посчитал драму недостаточно возвышенной. Директорам не понравились споры о сексуальной вседозволенности и грубости, которые допускали герои Олби в своей речи.

Среди других крупных "проколов" премии - скандал 1941 года, когда совет предпочел не заметить новый роман Эрнеста Хемингуэя "По ком звонит колокол". Пулитцеровская премия была вручена писателю только в 1953 году за менее значительную работу - повесть "Старик и море".

Организаторы премии признают промахи прошлого и уверяют, что за последнее десятилетие сильно изменились. И действительно, в 1993 году Пулитцеровская премия по литературе досталась Тони Кушнеру за пьесу "Ангелы в Америке: Накануне тысячелетия". Драма посвящена проблемам гомосексуализма и СПИДа и изобилует различными непристойностями.

В последние годы иначе стали оцениваться достижения и в области музыки, которые отмечаются особой наградой с 1943 года. Если раньше приз всегда уходил к сочинителям классической музыки, то начиная с 1997 года жюри начало рассматривать и более популярную музыку. В 1997 году приз достался известному джазмену Уинтону Марсалису. В 1998 году специальную награду получил Джордж Гершвин, а в 1999 году - Дюк Эллингтон (оба - посмертно, в честь своего столетия).

Разумеется, не все согласны с тем, что время меняет Пулитцеровскую премию в лучшую сторону. Но разве могло быть иначе с наградой, которая была создана с подачи некогда самого скандального журналиста!


Андрей Ломкин