Какой Тихий океан? Общая характеристика и описание Тихого океана

Наиболее интенсивное развитие отрасли морского хозяйства получили в Индонезии, Малайзии, . Индонезия - крупнейший производитель в регионе нефти и нефтепродуктов (общие запасы, включая шельф, составляют около 8 млрд т), оловянной руды. Континенталь-но-морские месторождения нефти и газа сосредоточены у побережья островов Ява и Мадура, в северной части Западного пролива и у западного и восточного побережья острова Калимантан. Россыпи касситерита прослеживаются на шельфе оловянных островов (Банка, Белитунг, Син-кеп) до глубины 35 м. Богатейшие в мире залежи россыпного олова находятся на западе полуострова (районы г. Ипох и ), добыча которого дает 4/5 стоимости продукции горнорудной отрасли Малайзии. Увеличивается добыча нефти и газа в штате Саравак (г. Мири), на шельфе северо-западной части острова Калимантан и у полуострова Малакка. Выгодное положение на международных морских путях, близость к источникам сырья и рынкам сбыта Восточной Азии стимулировали его развитие как крупнейшего мирового торгово-распредели-тельного, финансового и портового центра (грузооборот более 300 млн т) Юго-Восточной Азии. Растет значение отраслей морского хозяйства в Таиланде (разработка оловоносных прибрежно-морских россыпей у восточного побережья Малаккского перешейка, месторождений природного газа на дне Сиамского залива), Вьетнаме (90% населения сосредоточено на морском побережье) и Филиппинах (около 500 портов и портопунктов, из них 30 осуществляют внешне торговые операции). Северо-восток Австралии (штат Квинсленд), слабо заселенный, располагает значительными запасами полезных ископаемых (каменный уголь, нефть и природный газ, медь, полиметаллы, бокситы, олово и никель), разработка которых составляет основу экономики прибрежной зоны. Крупнейшими промышленно-портовыми центрами кроме Сингапура являются Манила, Келанг, Бангкок, Хайфон, Хошимин (Новый порт), Танджунгприок (часть ), Думай (специализированный нефтяной порт), Брисбен, Гладстон.

Юго-Западная провинция ограничена с востока меридианом 170° з. д., на западе - наиболее экономически развитой юго-восточной частью Австралии (штаты Новый Южный Уэльс и ). Почти в центре провинции расположена , кроме открытых вод океана она включает часть моря и Тасманова моря. Территории провинции богаты топливно-энергетическими ресурсами (каменный уголь, нефть и газ на шельфе Бассова пролива, западное побережье острова Северного), прибрежно-морскими россыпями рутила, ильменита, циркона, титано-магнетитовых песков, полиметаллических руд, меди, вольфрама, олова, железных руд, бокситов, фосфоритов (в шельфовой зоне на поднятии Чатем), геотермальных источников (Новая Зеландия).

В связи с невысокой рыбопродуктивностью вод (небольшая зона повышенной рыбопродуктивности - свыше 100 кг/км2 - располагается только вокруг островов Новой Зеландии) рыбный промысел не получил широкого промышленного развития. Промысел ведут кроме Новой Зеландии (560 тыс. т) Япония, Республика Корея, .

Положение провинции в стороне от главных мировых рынков предопределяет ведущую роль морских коммуникаций для обеспечения связей с , Восточной и Юго-Восточной Азией и Европой. В экспортных потоках из Австралии доминируют каменный уголь, руды цветных и тяжелых металлов, сельскохозяйственные товары (шерсть, зерно). Новая Зеландия со специализацией на мясо-шерстном и молочном животноводстве вывозит на мировой рынок сливочное масло, шерсть, сыр, мясо, фрукты. Крупнейшими портами, через которые проходят основные грузопотоки, связанные с бассейном Тихого океана, являются Сидней и Мельбурн и аванпорт Джилонг (специализируется на зерновых и нефтяных грузах). В штате Новый Южный Уэльс функционирует 9 морских портов (Ньюкасл, Порт-Кембла, Хантер и др.), обслуживающих угольно-металлургические базы. Крупнейшие порты Новой Зеландии - столица Веллингтон, портово-промышленный комплекс Окленд, нефтяной порт Фангареи.

Южная провинция занимает огромное пространство Тихого океана между 5 и 45-55° ю. ш. и 170-180 и 105° з. д. В ее пределах находится большая часть Южной котловины, где располагается весь южный пояс железомарганцевых конкреций. На юге и востоке провинции дно океана ограничено Южно-Тихоокеанским и Восточно-Тихоокеанским поднятиями. В пределах провинции находятся острова Западной и центральной Полинезии (Самоа, Токелау, Кука, Маркизские, Туамоту, Общества, Тубуаи), а также отдельные острова (Уоллис и Футана, Питкэрн, Пасхи и др.).

Природно-ресурсный потенциал провинции изучен слабо. На островах Тонго ведется добыча нефти, на островах Общества разрабатываются месторождения фосфоритов. Воды провинции отличаются малым содержанием биомассы зоопланктона и низкой рыбопродуктивностью (менее 10 кг/км).

Через провинцию пролегают линии слабо напряженных морских трасс из портов Южной Америки и Панамы к портам Австралии и Новой Зеландии. Сгущение трасс отмечается только в районе островов Фиджи (Сува), Самоа (Апиа) и острова Таити (Папеэте), что объясняется выгодным географическим положением этих островов.

Характерной чертой Южной провинции является слабое развитие экономики, что не позволяет вести широкое изучение и освоение морских ресурсов. Основу экономики большинства островных государств составляет плантационное хозяйство (выращивание кокосовой пальмы, цитрусовых, бананов, ананасов, сахарного тростника, кофе, какао, земляного ореха, хлебного дерева), производство рыбных консервов и копры. Уловы рыбы островных государств и территорий невелики: от 5-15 (Тонго, Самоа, Французская ) до 45 тыс. т (Фиджи).

Наиболее диверсифицирована экономика Фиджи, ее основу составляют сахарная промышленность, туризм, и деревообрабатывающая отрасли, а также рыболовство. Ведется освоение месторождений нефти, меди, золота. На экспорт вывозится сахар, копра, пальмовое масло, золото, древесина ценных , рыба. - аграрная страна, основу экономики которой составляет сельское хозяйство (экспорт копры, тропические фрукты, морские продукты). Ведется разработка нефти, медных и железных руд, серебра и цинка. Основу экономики Французской Полинезии составляет добыча и экспорт жемчуга (80% валютных поступлений), обслуживание туристов. На островах открыты крупные месторождения фосфатов и кобальта. Часть территорий выполняет функции военно-морских баз и на экономику метрополий. Так, Американское Самоа (владение США), где в Паго-Паго размещена крупная военно-морская база, является крупным рыбоперерабатывающим центром (перерабатывается рыба, поставляемая американскими, тайваньскими и южнокорейскими промысловиками). Продукция рыбоконсервной отрасли дает около 98% экспортной выручки. Острова Уоллис и Футана («заморская территория» ) специализируются на возделывании кокосовой пальмы и производстве копры. Основу экономики Самоа составляет монокультурное сельское хозяйство (выращивание кокосовой пальмы, производство масла и копры, какао-бобов), развивается лесообработка. В г. Апиа (наряду с Сувой) создана одна из главных морских бункерных баз на пути из Америки в Азию и .

Северо-Восточная провинция охватывает восточную часть Берингова моря и открытые воды северо-восточной части океана с заливом Аляска, прибрежными водами Канады и США до зоны северной субтропической конвергенции. Недра приморских регионов и континентального шельфа провинции богаты - нефтью и природным газом (Аляска, район Лос-Анджелеса и прибрежные воды штата Калифорния), фосфоритами (побережье Калифорнии), рудами драгоценных и цветных металлов (золото, платина, ртуть). Значительную роль играет эксплуатация морских россыпей золота (у берегов полуострова Сьюард) и платиновых песков (залив Гудньюс). Дальний запад Канады - район интенсивного промышленного освоения минерального и энергетического сырья, лесных ресурсов. Тихоокеанские штаты США - основной район новейших отраслей (авиационно-ракетная, электронная) и научно-технических производств. На основе богатых гидроэнергоресурсов развита (рафинирование меди, выплавка алюминия и никеля), добываются калийные соли, железная руда, на основе лесных ресурсов развиваются лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. От берегов Японии, через центральную часть провинции (вдоль 40° с. ш.) проходит Северо-Тихоокеанское течение, расходящееся у берегов Канады на теплое Аляскинское и холодное Калифорнийское. Открытые воды провинции отличаются крайне низкой рыбопродуктивностью (менее 10 кг/км2), узкая полоса прибрежных вод Канады, Аляски и Алеутских островов имеет среднюю рыбопродуктивность (более 200 кг/км2), только на отдельных участках побережья США Отмечается высокая продуктивность (500 кг/км2). Объем уловов в провинции не превышает в последние годы 3 млн т, из которых более 90% приходится на США. Добываются многие ценные виды рыбы (лосось, тунец, анчоус, палтус), крабы и креветки. Основные рыбопромысловые зоны - воды Берингова моря, залива Аляска, Калифорнии.

Северо-Восток - зона весьма интенсивных транспортных перевозок. Здесь проходят трассы из тихоокеанских портов Северной Америки к портам Восточной Азии (Япония, Китай) и от портов западного побережья США и Канады к портам Аляски и Алеутским . Здесь сконцентрированы крупные грузопотоки нефти, железной руды, каменного угля, руд цветных металлов, зерна, леса. На Тихоокеанском побережье США и Канады сформировалось несколько крупных портово-промышленных комплексов (Сан-Франциско, Лос-Анджелес - Лонг-Бич, Сан-Диего, Сиэтл, Ванкувер) и транспортных узлов (Валдиз - самый северный незамерзающий порт на Тихоокеанском побережье, Портленд, Лонгвью - самый крупный порт на р. Колумбия), специализированных центров рыбопереработки (Принс-Руперт). В целом провинция выделяется высоким уровнем развития морских перевозок, портового хозяйства, высоким промышленным и научно-техническим потенциалом, уступая Северо-Западной провинции в рыбных запасах, уловах рыбы и минеральных ресурсах (кроме нефти и фосфоритов).

Восточная провинция простирается от зоны северной субтропической конвергенции до 5° ю. ш. и от западного побережья Америки до меридиана 180°. Она охватывает обширную систему экваториальных течений, Гавайские острова и тяготеющие к Тихому океану районы Мексики и стран Центральной Америки. На океаническом дне здесь выявлены крупные залежи железомарганцевых конкреций, некоторые ископаемые выявлены на шельфе. В прибрежных штатах Мексики эксплуатируются месторождения нефти (Чьяпос), железа, марганца, меди, серебра, сурьмы, титановых руд, поваренной соли. На побережье разведаны запасы нефти, - железной руды, Панамы - меди, в Эквадоре разрабатываются месторождения нефти и газа, фосфоритов. Однако в странах Восточной провинции на Тихоокеанском побережье месторождения встречаются реже, чем в глубинных районах и на Атлантическом побережье.

На огромных пространствах открытых вод рыбопродуктивность не превышает 5-10 кг/км2, только на небольшом участке Гавайского побережья и узкой полосы у Калифорнийского побережья Мексики она повышается до 200 кг/км2. Объем уловов в водах провинции не превышает 2 млн т, из которых более 55% приходится на Мексику. Экономика большинства (кроме Мексики) специализируется на двух-трех культурах плантационного сельского хозяйства, добыче некоторых видов минерального сырья. В Тихоокеанских портах Мексики, Колумбии, Эквадора развита пищевая (в том числе рыбная, сахарная) промышленность, имеются центры цветной металлургии, машиностроения, химии и нефтепереработки. Основные отрасли промышленности центральноамериканских стран сконцентрированы в , Сан- , Манагуа, Сан-Хосе и . Транспортное значение провинции определяется ее положением на основных трассах морских коммуникаций (два крупных узла у Панамского канала и на Гавайских островах). Панамский канал (длина 82 км, эксплуатируется с 1920 г.) имеет шесть парных камер шлюзов и среднесуточную пропускную способность 35-40 судов. Поскольку возможности увеличения пропускной способности канала исчерпаны, разрабатываются новые проекты канала (через Туантепекский перешеек в Мексике, через озеро , через Отрето в Колумбии).

Юго-Восточная провинция ограничена с севера параллелью 5° с. ш., с юга - зоной южной субтропической конвергенции, с запада - меридианом 105° з. д. и включает тяготеющие к Тихому океану территории Перу, и Чили. На морском дне провинции залегают богатые же-лезомарганцевые конкреции и фосфориты, на шельфе - нефть и рудные . Страны провинции являются одним из основных мировых районов добычи цветных металлов (меди, свинца, цинка, олова), металлургического сырья (железная и марганцевая руда, молибден), сырья для (самородная сера, селитра и фосфориты). Провинция является важным мировым районом активного рыболовства. Хотя в целом открытые океанские воды провинции имеют низкую продуктивность (около 10 кг/км2), узкая прибрежная полоса у Чили и Перу в верхнем слое достигает 500-1000 и даже 3000 кг/км2. Здесь добывается около 13 млн т рыбы (14% мировых уловов), что составляет более 1/4 всех уловов Тихого океана. Более 60% всех уловов в этой провинции приходится на Перу (около 8 млн т), уловы Чили в 2 раза меньше (3,8 млн т). Биомасса экономической зоны Перу оценивается в 20 млн т, что позволяет ежегодно добывать 10 млн т без подрыва воспроизводственного потенциала.

Прибрежные страны (Перу, Чили, Боливия) формируют емкий региональный сырьевой рынок, экспортирующий морским транспортом горнорудное сырье, продукцию сельского хозяйства и рыболовства. В Перу разрабатываются крупные месторождения железной руды (район порта Сан-Хуан), полиметаллов, фосфоритов, на морском шельфе ведется добыча нефти и газа. Чили занимает первое место в мире по добыче и экспорту меди, второе - селитры, молибдена, йода, экспортирует также каменный уголь, железную руду, серу, цинк и др. почти полностью осуществляет внешнеторговые перевозки стран провинции. Около 1/2 стоимости экспорта приходится на руды и металлы (железная руда, медь, серебро, цинк, свинец), почти 1/6 - на рыбу и рыбные продукты, остальное - на сахар, хлопок, кофе, шерсть, нефть и нефтепродукты. Основные морские порты провинции: Кальяо - экспортный и рыболовный центр Перу, Сан-Николас (вывоз руды и концентратов), Вальпараисо - главные морские ворота Чили, Антифагаста (вывоз горнорудного сырья), Уаско (вывоз железной руды), Пунта-Аренас и Талькауано. Боливия осуществляет морские связи через чилийские порты Арика и Антифагаста и перуанский Мольендо.

В Тихом океане пролегают самые большие по протяженности трансокеанские пути: центральный путь Сингапур-Панама имеет протяженность 10,8 тыс. миль, а переходы в 6 - 7 тыс. миль без захода в промежуточные порты считаются обычными в Тихом океане. На огромных площадях Тихого океана гидрометеорологические условия более сложные, чем в других океанах.

С точки зрения интенсивности мирового судоходства можно выделить три основных направления: американо-азиатское, американо-австралийское и азиатско-австралийское.

Американо-азиатское направление является главным и, в свою очередь, включает три наиболее используемых маршрута. Путь первого, наиболее оживленного маршрута судоходства, про-ходит от портов Северной Америки (Ванкувер, Сан-Франциско, Лос-Анджелес) в западную часть Тихого океана и обратно из портов Японии, КНР, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила) в США и Канаду. Он проходит в суровых гидрометеорологических условиях штормового сезонного района. Без захода в промежуточные порты его протяженность более 4,5 тыс. миль. Это основной путь поставок в Японию и другие страны различных руд, каменного угля, зерновых грузов из США, а из Канады каменного угля, зерна, леса и пиломатериалов, других грузов и различных полуфабрикатов.

Второй маршрут проходит от Панамского канала и портов западного побережья Южной Америки (через Гавайские острова) на порты Филиппин, Малайзии, КНР, Тайваня и Японии. Центральный путь проходит от Панамского канала на Сингапур. Этот путь пролегает через район редких штормов в экваториальном районе.

Третий, довольно редко используемый, маршрут проложен от Мыса Горн в порты Азиатских стран. В южной части его путь пролегает в штормовом районе (сезонном) со сложными гидрометеорологическими условиями.

Американо-австралийское направление соединяет основные порты Австралии (Сидней, Мельбурн) и Новой Зеландии (Веллингтон, Окленд) с различными портами континента Америка по трем основным судоходным путям: Сидней - Гавайские острова - порты Северной Америки; Сидней - Панамский канал и Сидней - порты Южной Америки (Вальпараисо, Кальяо). Суда, идущие в Южную Америку в опасный период, прокладывают курс к портам назначения в границах сезонного района редких штормов; в период благоприятных погодных условий - огибая Новозеландские острова с юга и используя попутное течение западных ветров. На судах регулярных линий в американские порты доставляется шерсть, свинец, цинк и другое сырье, а в обратном направлении, на Австралию - машины и оборудование, станки, приборы, различная техника.

Азиатско-австралийское, в отличие от предыдущих, имеет генеральное направление Север - Юг и связывает австралийские и новозеландские порты с японскими. Интенсивное судоходство на этом океанском пути во второй половине XX столетия связано с ростом экономического и технического потенциала Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии, развитом судостроения и ростом объемов мировой торговли. Судоходные компании Японии и других стран ЮВА организовали на этом маршруте регулярные грузовые линии по перевозке железной руды, каменного угля, шерсти и другого сырья, зерновых и продовольственных товаров из Австралии в порты ЮВА и Японии.

Вдоль побережья Южной Америки проходят океанские пути,| связывающие порты южноамериканских стран с тихоокеанскими и атлантическими (через Панамский канал) портами США. Основные сырьевые потоки (железной руды и руд цветных металлов, селитры, серы и других полезных ископаемых) имеют направление из портов западного побережья Южной Америки в порты восточного побережья Соединенных Штатов, где расположена основная промышленная база США, через Панамский канал.

Дата публикации или обновления 12.08.2017


Тур Хейердал в своих трудах неоднократно подчеркивает, что одна из главных целей его многолетних исследований - определение и реконструкция древних морских путей человечества, особенно в Тихом и Атлантическом океанах.

Хейердал наметил и тщательно изучил три основных морских пути из Старого света в Новый - два в Атлантике и один в Тихом океане, - а также два маршрута из Нового света в Старый, оба в Тихом океане.

Несколько лет назад испанцы, построив копию одной из каравелл Колумба, совершили на ней экспериментальное плавание.

Они постарались полностью воспроизвести обстановку и условия пятисотлетней давности, включая провиант и мореходные инструменты того времени. Оказалось, что Америку открывать совсем не просто. Новоявленные колумбы затратили на переход на несколько недель больше, чем великий мореплаватель, а в конце пути, увидев сушу, не смогли подойти к ней самостоятельно, пришлось просить помощи буксирного корабля.

Двадцать лет назад от берегов Африки через Атлантический океан совершил в одиночку переход на западноафриканской пироге (долбленка из одного ствола) либерийский врач Ханнес Линдеман, предполагая, что он воспроизводит плавания тысячелетней давности.

И, наконец, Тур Хейердал своими плаваниями на папирусных ладьях «Ра-1» и «Ра-2» доказывает возможность трансатлантических переходов в еще более далекие века. Путь «Ра-1» и «Ра-2» был проложен с учетом попутных ветров (северо-восточный пассат) и течений (Канарское и Северное пассатное).

Следовательно, путь в Америку в северных тропических широтах Атлантического океана был доступен как судам с водонепроницаемым, так и с днищем, свободно пропускающим воду.

Доказана также и возможность для возвращения в Европу любого примитивного суденышка, если его подхватывают в умеренных широтах западный ветер и мощное течение Гольфстрим. В зависимости от гидрометеорологической ситуации суденышко может оказаться либо в северной, либо в южной Европе.

Маршрут инков - морской путь в тропических широтах южного полушария. Этим путем в наше время уже прошли одиннадцать плотов, начиная с широко известного плавания «Кон-Тики» в 1947 году. Спустя семь лет бальсовый плот «Семь сестричек» доставил американского одиночного мореплавателя Уильяма Уиллиса от берегов Перу на Самоа. В 1958 году плот «Таити Нуи» во главе с французом Эриком де Бишопом проплыл от перуанских берегов в Центральную Полинезию. Также в Центральную Полинезию приплыл со своей командой на бальсовом плоту «Кантута II» чех Эдуард Ингрис. Предыдущая его попытка на плоту из бальсы «Кантута I» в 1955 году окончилась неудачей. Ингрис стартовал из северного Перу и попал к Галапагосским островам, где ветры и течения крутили плот, не продвигая его ни на восток, ни на запад.

На металлическом плоту «Возраст не помеха» почти семидесятипятилетний Уильям Уиллис совершил в 1963 - 1964 годах переход в два этапа через весь Тихий океан - от Перу до Австралии.

В 1973 году интернациональные экипажи трех бальсовых плотов «Ла Ацтлан», «Ла Гуаякиль» и «Ла Муулуулаба» под руководством Витала Альсара совершили за 179 дней переход от Эквадора до Австралийского континента.

Транстихоокеанские плавания всех этих и других моделей перуанских плотов были возможны благодаря попутным юго-восточным пассатным ветрам и Южному пассатному течению. В популярной литературе океанские течения иногда называют «реками без берегов», или «реками в жидких берегах». Поэтому у многих сложилось представление о течениях как об устойчивых «самодвижущихся лентах», пересекающих океан. На самом деле это не так. Проведенные в 1970 году советскими океанологами шестимесячные наблюдения в Атлантическом океане в 17 точках Северного пассатного течения показали, что течение резко меняет свое направление через 10-40 суток. И это - пассатное течение, которое имеет репутацию устойчивого и постоянного.

Океанские течения правильнее представлять не в виде рек, а в виде систем вихрей разных масштабов, перемещающихся относительно друг друга и вместе движущихся в определенном направлении. Таким образом, плывя (точнее, дрейфуя) в пассагтной зоне, мореплаватель отнюдь не гарантирован от того, что изменившийся ветер или течение вытолкнет его из пассатной воздушной и водной «магистрали».

В Тихом океане, в его северной части, Тур Хейердал отмечает два возможных маршрута. Один из них от берегов Мексики к Малайскому архипелагу. Здесь можно использовать северо-восточные пассатные ветры и Северное пассатное течение. Для реконструкции этого морского пути пока еще не отправлялась в плавание ни одна модель примитивного судна. Другой морской путь - маршрут испанца Урданеты, который в 1565 году прошел от Филиппинских островов вдоль японских островов и далее с западными ветрами пересек Тихий океан.

В 1974 году попытку пересечь Тихий океан по этому маршруту предпринял австрийский исследователь Куно Кнебль. Он построил настоящую азиатскую джонку, использовав в качестве образца керамическую модель первого века нашей эры, обнаруженную при археологических раскопках.

На этой джонке «Тай Ки» («Великий Космос») интернациональный экипаж проплыл 115 дней, пока она не затонула в двух тысячах миль от американского побережья. Основной причиной катастрофы считают то, что морской червь древоточец источил корпус джонки.

Более удачлив был английский моряк Брайен Плетт, который в 1959 году на построенной по классическим образцам джонке сумел в одиночку пересечь северную часть Тихого океана. Правда, Плетт не ставил перед собой никаких научных задач, только спортивные.

Совсем недавно Тур Хейердал приступил к моделированию древних плаваний (вероятно, самых древних) в Индийском океане.

Плаванием на камышовой ладье «Тигрис», моделирующей шумерские древние суда, Хейердал подтвердил возможность далеких рейсов шумерских мореплавателей в северной части Индийского океана. Вообще Индийский океан, на берегах которого существовала не одна древняя цивилизация, сейчас усиленно привлекает внимание морских историков.

Складывается точка зрения, что именно Индийский океан был колыбелью мирового мореплавания.

В этом разделе вы будете изучать океаны и материки - самые крупные части географической оболочки. Каждый океан и материк - это своеобразный природный комплекс. Они отличаются своими размерами, взаимным расположением, высотой поверхности или глубинами в океане, другими природными особенностями, хозяйственной деятельностью человека.

Океаны

Мировой океан обнимает Землю неразделимыми водами и является по своей природе единой стихией, которая приобретает разные свойства с изменением широт. У берегов Гренландии и Антарктиды, в ревущих ветрами сороковых широтах круглый год бушуют штормы. У тропиков немилосердно печет Солнце, дуют пассаты и лишь иногда проносятся разрушительные ураганы. Но ведь огромный Мировой океан разделен еще и материками на отдельные океаны, каждый из которых имеет свои особые природные черты.

§ 17. Тихий океан

Тихий океан - самый большой по площади, самый глубокий и самый древний из океанов. Главные его особенности - большие глубины, частые движения земной коры, множество вулканов на дне, огромный запас тепла в его водах, исключительное разнообразие органического мира.

Географическое положение океана. Тихий океан, еще его называют Великий, занимает 1/3 поверхности планеты и почти 1/2 площади Мирового океана. Расположен он по обеим сторонам от экватора и 180° меридиана. Этот океан разделяет и одновременно соединяет берега пяти континентов. Тихий океан особенно широк у экватора, поэтому на поверхности он самый теплый.

На востоке океана береговая линия расчленена слабо, выделяется несколько полуостровов и заливов (см. карту). На западе берега сильно изрезаны. Здесь много морей. Среди них есть шельфо-вые, расположенные на материковой отмели, с глубинами не более 100 м. Некоторые моря (какие?) лежат в зоне взаимодействия литосферных плит. Они глубокие и отделены от океана островными дугами.

Из истории исследования океана. Многие народы, населяющие тихоокеанские берега и острова, с давних времен совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Начало проникновения европейцев в Тихий океан совпало с эпохой Великих географических открытий. Корабли Ф.Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространство с востока на запад. Все это время море было удивительно спокойным, что дало основание Магеллану назвать его Тихим океаном.

Рис. 41. Морской прибой

Много сведений о природе океана было получено во время плаваний Дж. Кука. Большой вклад в исследование океана и островов в нем внесли российские экспедиции под руководством И. Ф. Крузенштерна, М. П. Лазарева, В. М. Головни на, Ю. Ф. Лисянского. В том же XIX в. комплексные исследования велись С. О. Макаровым на судне «Витязь». Регулярные научные рейсы с 1949 г. совершали советские экспедиционные суда. Изучением Тихого океана занимается специальная международная организация.

Особенности природы. Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель (шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые склоны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хребты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения.

Литосферная плита, на которой лежит Тихий океан, на своих границах взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которые кольцом окружают океан. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Здесь лежит знаменитое «Огненное кольцо» планеты и самая глубокая Марианская впадина (11022 м).

Климат океана разнообразен. Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме северного полярного. Над его огромными пространствами воздух насыщен влагой. В области экватора выпадает до 2000 мм осадков. От холодного Ледовитого океана Тихий защищен сушей и подводными хребтами, поэтому северная часть его теплее южной.

Рис. 42. Японское море

Тихий океан - самый неспокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях его дуют пассаты. В западной - развиты муссоны. Зимой с материка приходит холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана; часть морей покрывается льдом. Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы - тайфуны («тайфун» означает «сильный ветер»). В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Здесь преобладает западный перенос воздуха. Самые высокие волны высотой до 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана. Ураганы поднимают в нем целые водяные горы.

Свойства водных масс определяются особенностями климата. Из-за большой протяженности океана с севера на юг среднегодовая температура воды на поверхности изменяется от -1 до +29°С. В целом осадки в океане преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах.

Течения в Тихом океане согласуются с общей схемой их в Мировом океане, которая вам уже известна. Так как Тихий океан сильно вытянут с запада на восток, в нем преобладают широтные потоки вод. И в северной, и в южной части океана образуются кольцеобразные движения поверхностных вод. (Проследите по карте их направления, назовите теплые и холодные течения.)

Органический мир Тихого океана отличается необыкновенным богатством и разнообразием видов растений и животных. В нем обитает половина всей массы живых организмов Мирового океана. Объясняют эту особенность океана его размерами, разнообразием природных условий и возрастом. Особенно богата жизнь в тропических и экваториальных широтах у коралловых рифов. В северной части океана много лососевых рыб. На юго-востоке океана близ берегов Южной Америки образуются огромные скопления рыбы. Водные массы здесь очень плодородны, в них развивается много растительного и животного планктона, которым питаются анчоусы (сельдеобразные рыбы длиной до 16 см), ставриды, скумбрии и другие виды рыб. Много рыбы поедают здесь птицы: бакланы, пеликаны, пингвины.

В океане обитают киты, морские котики, морские бобры (эти ластоногие живут только в Тихом океане). Много и беспозвоночных животных - кораллы, морские ежи, моллюски (осьминоги, кальмары). Здесь обитает самый крупный моллюск - тридакна, весом до 250 кг.

В Тихом океане есть все природные пояса, кроме северного полярного. Каждый из них имеет свои особенности. Северный субполярный пояс занимает небольшую часть Берингова и Охотского морей. Температура водных масс здесь низкая (до -1°С). В этих морях происходит активное перемешивание вод, и поэтому они богаты рыбой (минтай, камбала, сельдь). В Охотском море много лососевых рыб и крабов.

Обширные территории охватывает северный умеренный пояс. Он подвержен сильному влиянию западных ветров, здесь часты штормы. На западе этого пояса лежит Японское море - одно из наиболее богатых разнообразными видами организмов.

В экваториальном поясе на границах течений, где усиливается подъем глубинных вод к поверхности и возрастает их биологическая продуктивность, обитает много рыб (акулы, тунцы, парусники и др.).

В южном тропическом поясе Тихого океана у берегов Австралии находится уникальный природный комплекс Большого Барьерного рифа. Это самый крупный на Земле «горный хребет», созданный живыми организмами. По размерам он сопоставим с Уральским хребтом. Под защитой островов и рифов в теплых водах развиваются колонии кораллов в виде кустов и деревьев, колонн, замков, букетов цветов, грибов; кораллы светло-зеленые, желтые, красные, голубые, лиловые. Здесь же обитает множество моллюсков, иглокожих, ракообразных, различных рыб. (Другие пояса опишите по карте атласа.)

Виды хозяйственной деятельности в океане. На берегах и островах Тихого океана расположено более 50 прибрежных стран, в которых живет примерно половина человечества. (Какие это страны?)

Рис. 43. Рельеф дна Тихого океана. Каковы особенности строения рельефа дна?

Использование природных богатств океана началось еще в древности. Здесь возникло несколько центров мореплавания - в Китае, в Океании, в Южной Америке, на Алеутских островах.

Тихий океан играет важную роль в жизни многих народов. Половина мирового улова рыбы приходится на этот океан (см. рис. 26). Кроме рыбы часть улова составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В Японии на морском дне выращивают водоросли, моллюсков. В некоторых странах из морской воды извлекают соль и другие химические вещества, опресняют ее. На шельфе ведут разработки россыпей металлов. У берегов Калифорнии и Австралии добывают нефть. На дне океана обнаружены железомарганцевые руды.

Через величайший океан нашей планеты проходят важные морские пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережий материков. (Найдите на карте порты Тихого океана.)

Хозяйственная деятельность человека в Тихом океане привела к загрязнению его вод, к истощению некоторых видов биологических богатств. Так, к концу XVIII в. были истреблены млекопитающие - морские коровы (вид ластоногих), открытые одним из участников экспедиции В. Беринга. На грани истребления в начале XX в. находились котики, уменьшилась численность китов. В настоящее время их промысел ограничен. Большую опасность в океане представляет загрязнение вод нефтью, некоторыми тяжелыми металлами и отходами атомной промышленности. Вредные вещества разносятся течениями по всему океану. Даже у берегов Антарктиды в составе морских организмов обнаружены эти вещества.

  1. Выделите наиболее характерные черты природы Тихого океана.
  2. Назовите виды хозяйственной деятельности в океане. Укажите районы рыбных и других промыслов.
  3. В чем проявляется отрицательное воздействие человека на природу Тихого океана?
  4. Проложите по карте маршрут туристского судна или научно-исследовательского корабля. Объясните направления маршрутов целями плаваний.

По принятым критериям, с учетом общих и специфических районообразующих факторов С. В. Михайлов выделил четыре транспортных района в Мировом океане.

1. Атлантический транспортный район занимает пространство между 60° с.ш. и 30° ю.ш. Для него характерны благоприятные навигационные условия (незамерзае мость, относительно небольшая протяженность морских путей и т.п.), тяготение к нему преимущественно развитых стран. В пределах района пролегают трансатлантические пути, связывающие берега Западной Европы и Америки, и проходят меридиональные трассы вдоль американского, европейского и африканского побережий. Наибольшие по объему перевозки совершаются между портами Европы и Северной Америки. В структуре грузопотоков превалируют нефть, руда, каменный уголь, генеральные грузы. Пассажирские перевозки совершаются главным образом по воздушным линиям, которые географически совпадают с океанскими путями.

2. Тихоокеанский транспортный район ограничивают параллели 40° с.ш. и 50° ю.ш. Он лежит в незамерзающей области океана, но на юго-западе его центральной части проходят тайфуны, которые осложняют судоходство. Этому району свойственны морские пути большой протяженности. Они связывают главным образом Японию и берега Азии с американским и австралийским побережьями, в меньшей степени развиты сообщения между портами Азии и Австралии. В грузопотоках преобладают нефть из Индийского океана в Японию, металл и промышленные изделия из США в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Из Японии отправляются оборудование и приборы, а из стран Юго-Восточной Азии - сырьевые грузы: руда, джут, каучук и т. п. В Тихоокеанском транспортном районе преобладает грузообмен, свойственный системе «развитые страны - зависимые страны». Это объясняется тем, что к нему выходят, с одной стороны, развивающиеся страны, а с другой - такие развитые страны, как США, Австралия. Пассажирские перевозки осуществляет в основном аэрофлот по трансокеанским и межконтинентальным воздушным линиям.

3. Индийский транспортный район располагается примерно между параллелями 15° с.ш. и 45° ю.ш. и характеризуется благоприятными для плавания навигационными условиями. В этом районе весьма значительна доля транзитных путей, связывающих Атлантический и Тихий океаны. Частично они проходят через Красное море и Суэцкий канал, частично - вокруг Африки. Кроме того, здесь пролегают и трансокеанские маршруты из стран Африки в Индию, Индонезию, Австралию, из Индии в порты австрало-азиатских морей и к берегам Австралии. Наиболее интенсивное судоходство отмечается в северной части Индийского транспортного района, главным образом по транзитным морским путям. Структуру грузопотоков определяют нефть, руды цветных металлов, каучук, джут, рис, чай, вывозимые из индоокеанских стран, и промышленные товары, ввозимые в них. Транзитные перевозки включают в себя сырьевые и генеральные грузы. В этом транспортном районе сравнительно большое место занимают пассажирские перевозки в основном на местных линиях южноазиатских стран.

4. Район Персидского залива и Средиземного моря занимает промежуточное положение между Атлантическим и Индийским транспортными районами. Он отличается узкоспециализированным нефтяным профилем перевозок. При этом они имеют одностороннее направление: порты Персидского залива - отправители, порты Средиземноморья и Атлантики - получатели грузов. Кроме морских перевозок нефти здесь развита ее передача по нефтепроводам, проложенным по дну Средиземного моря. В силу замкнутости бассейна и сравнительно небольшой его акватории объемы перевозок во многом зависят от международной обстановки в регионе.