Комплексное расстройство развития сознания – как проявляется синдром Аспергера. Синдром Аспергера у детей: симптомы

Данное заболевание характеризуется однотипными действиями, ограниченными интересами и выраженным дефицитом социального общения. Часто диагностируется синдром Аспергера у детей младшего школьного возраста.

Патология оказывает влияние на восприятие окружающего мира, отношение к другим людям и обработку информации.

Визуально синдром Аспергера у взрослых и детей определить не представляется возможным. Ученые полагают, что такие известные личности, как Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн имели этот синдром.

Люди с синдромом Аспергера сталкиваются с трудностями в общении, взаимодействии и воображении. К ним применяют термин социальная “триада нарушений”. По выражению лица людей с синдромом Аспергера, их голосу и языку тела очень сложно определить, что они испытывают, счастливы ли они или нет. Обычные люди не понимают людей с синдромом Аспергера, им тяжело общаться.

Симптомы синдрома Аспергера становятся заметными примерно с 2-3 летнего возраста. Симптомы могут быть как умеренными, так и тяжелыми. Рассмотрим основные симптомы синдрома Аспергера заболевания:

  • Сложности с поиском друзей;
  • Проблемы в общении с другими людьми;
  • Озабоченность собственным миром;
  • Не понимание чувств других людей;
  • Повторение определенных действий;
  • Нечувствительность к эмоциям;
  • Не разделение достижений и интересов с другими;
  • Несоответствующие эмоциональные и социальные реакции;
  • Ограниченные интересы;
  • Однотипное мышление;
  • Психологические проблемы при изменении графика или режима;
  • Высокий интерес к нескольким темам;
  • Многократное повторение слов и фраз;
  • Ограниченные языковые навыки;
  • Хорошая механическая память, при этом информация не воспринимается;
  • Концентрация на мелочах;
  • Сложность с абстрактным мышлением и фантазиями;
  • Плохой зрительный контакт;
  • Сложности с невербальной коммуникацией;
  • Неуклюжие движения;
  • Способность читать, не понимая слов;
  • Плохая координация;
  • Колебания рук;
  • Небольшое количество эмоций;
  • Одержимое желание завершить любые начатые задачи;
  • Не восприятие критики

Причины развития заболевания

Причины синдрома Аспергера схожи с причинами всех заболеваний аутистического спектра. Основные причины синдрома – это сочетание биологических и генетических факторов. Также синдром Аспергера у детей может развиваться под воздействием токсических веществ, которые оказывают влияние на развитие плода в первые месяцы беременности.

Как лечить синдром Аспергера?

Как лечить синдром Аспергера?

Вылечить синдром Аспергера на сегодняшний день не возможно, от этой патологии не существует специальных лекарств и методик терапии. Во время лечения контролируют симптомы синдрома Аспергера с целью улучшения социальных навыков пациента.

Лечение синдрома Аспергера заключается в приеме следующих препаратов:

  • Психотропные препараты;
  • Стимуляторы;
  • Лекарственные средства для контроля приступов;
  • Нейролептики, например, рисперидон.
  • Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, например, сертралин, циталопрам, пароксетин и флуоксетин

Такое лечение помогает снизить риск возникновения дефицита внимания и проблем с психическим здоровьем.

Помимо приема лекарственных препаратов лечение синдрома Аспергера основывается на проведении поведенческой терапии. Поведенческое лечение синдрома Аспергера поможет ребенку развить социальные навыки.

Как живут люди синдромом Аспергера?

Некоторые люди с синдромом Аспергера (а именно 1/3 больных) способны жить самостоятельно и выполнять «нормальную» работу, но в большинстве случаях они не способны на такие действия. Самые способные (около 5%) не отличаются от обычных людей, а проблемы с адаптацией у них обнаруживаются при нейропсихологическом тестировании.

Синдром Аспергера у детей приводит к сложностям в общении со сверстниками. Такие проблемы в детском возрасте и юношестве становятся очень серьезным: ребенок подвергается нападкам и издевательствам со стороны других детей. Это приводит к тому, что такие дети, вырастая, становятся отсоединёнными от окружающего мира.

Дети с данным синдромом могут проявлять способности в математике, языку, музыке, иногда данные способности доходят до уровня «одарённых», но в других областях у ребенка наблюдаются значительные задержки.

Многие учителя считают детей с синдромом Аспергера неуспевающими и проблемными. Низкая мотивация ребенка воспринимается учителями, как высокомерие и непослушание, в то время, как ребенок, молча сидя, чувствует себя несправедливо обиженным и расстроенным.

Люди с синдромом Аспергера вовсе не обречены на несчастную жизнь. Тенденция к решению задач, свойственных людям с этим синдромом, часто дает возможность достичь высоких результатов в области их интересов.

Многие люди с аутистичными заболеваниями могут иметь детей, при этом синдром не обязательно передастся по наследству. Многие больные замечают свои затруднения и пытаются приспособиться к здоровым людям. Но зачастую синдром Аспергера у взрослых приводит к тому, что они остаются одинокими на протяжении всей жизни.

Члены семьи и партнеры людей с синдромом Аспергера часто страдают от того, что больные очень буквальны и не выражают эмоции. Но если они не эмоциональны, вовсе не значит, что они менее чувствительны. Понимание этого поможет членам семьи и партнерам не чувствовать себя отвергнутыми. Если Вы описываете свои эмоции, избегайте нечетких выражений, так пациенту с синдромом Аспергера будет проще Вас понять. Синдром Аспергера у взрослых являются такой проблемой, что окружающие не могут принять их особенностей. От таких людей ожидают стандартного поведения, свойственного остальным людям. Очень важно понимать, что люди аутичного спектра могут быть успешными и талантливыми в одних делах и некомпетентными в других. Поэтому членам семьи и партерам людей с данным синдромом необходимо, прочесть как можно больше литературы об этом заболевании.

  • Записывайте любимые телевизионные передачи ребенка, чтобы он мог их просматривать в любое время;
  • Ограничивайте время, которое ребенок тратит на единственную, одержимую активность;
  • Избегайте использования оборотов речи, при общении с ребенком используйте точные слова;
  • Следует учесть, что ребенок с данным синдромом может не понимать сказанного, даже, если он повторяет слова, это он делает механически. Поэтому следует давать ребенку разъяснения;
  • Ребенку с раненого возраста необходимо объяснять, как он должен вести себя в общественных местах;
  • Нельзя угрожать ребенку и давать ему пустых обещаний;
  • Обязательно хвалите ребенка за его достижения, особенно за его социальные навыки.

Дети с синдромом Аспергера чаще всего имеют нормальное IQ и могут посещать обычные школы, но они могут нуждаться в дополнительной поддержке, поэтому учителей необходимо обязательно информировать о диагнозе.

Синдром Аспергера представляет собой обособленную форму аутизма.

Обычно признаки заболевания появляются у ребенка после 5 лет, однако несведущий человек может перепутать их с симптомами других расстройств.

Важно понимать, что синдром Аспергера характеризуется ограничением взаимодействия с социумом и изменением поведенческих алгоритмов.

При этом проблем с речью или отставания в интеллектуальном развитии не наблюдается. Если ребенок ведет себя странно, следует показать его педиатру. Синдром Аспергера у детей, симптомы которого описаны ниже, требует обязательного лечения.

Все симптомы заболевания у детей можно разделить на три группы:

  • коммуникативно-социальные проблемы;
  • недостаточная эмоциональность, слабо развитое воображение и творческое мышление;
  • проблемы с пространственным и чувственным восприятием мира.

Обнаружить симптомы синдрома можно даже у маленького ребенка. Главное — внимательно следить за его поведением.

Если яркий свет, сильные запахи и громкие звуки пугают малыша, следует показать его педиатру. Повышенная чувствительность может свидетельствовать не только о синдроме Аспергера, но и о других неврологических расстройствах.

С возрастом дети перестают бурно реагировать на раздражители, однако нестандартное восприятие окружающего мира остается. Вкусное блюдо ребенку с синдромом Аспергера может показаться дурно пахнущим, а гладкий на ощупь предмет — колючим и шершавым.

Взрослых и детей, страдающих синдромом Аспергера, можно опознать по физической неловкости и неуклюжей походке.

Данное заболевание характеризуется рассеянностью и погруженностью в себя. Из-за этого ребенок оступается на лестницах, роняет предметы, спотыкается о мебель и т. д. Тем не менее при необходимости он может сосредоточиться и вполне сносно управлять собственным телом.

Симптомы заболевания

Обычно симптомы синдрома не проявляются, пока ребенку не исполнится пять-шесть лет.

В первые годы своей жизни малыш развивается абсолютно нормально: он рано начинает говорить, с легкостью запоминает новые слова (в т. ч. иностранные), учится считать и писать.

Однако когда наступает время отдавать ребенка в подготовительный класс или школу, появляются первые проблемы.

Обычно признаки коммуникативной дисфункции замечает учитель или воспитатель, обязанность которого — наблюдать за детьми и обучать их.

Признаки социальной неприспособленности проявляются следующим образом:

  • Ребенок стесняется своей неуклюжести и отказывается от активных игр с другими детьми.
  • Веселые мультики вызывают у малыша раздражение: громкие песни и непонятные для него шутки выводят его из себя.
  • Шумным компаниям ребенок предпочитает одиночество.
  • Малыш неохотно знакомится с незнакомыми людьми и может заплакать, увидев в доме постороннего человека.
  • Дети с синдромом Аспергера сильно привязаны к родителям и месту, в котором они провели первые годы своей жизни. Необходимость сменить обстановку (например, переехать на другую квартиру) вселяет в ребенка самый настоящий ужас.
  • У малыша появляется спокойное хобби, которому он посвящает все свободное время.

Также распознать синдром Аспергера можно по ряду других симптомов, в частности по:

  • отсутствию у ребенка друзей;
  • нежеланию общаться со взрослыми и сверстниками;
  • погруженности в свой внутренний мир;
  • длительному повторению одних и тех же действий;
  • эмоциональной холодности;
  • неумению понимать чувства людей и прогнозировать их поступки;
  • однотипности мышления;
  • хорошо развитой механической памяти («зубрить» у ребенка получается хорошо, а вот осмысливать информацию — не очень);
  • неумению разделять свои увлечения, интересы и достижения с окружающими людьми;
  • отсутствию способностей к абстрактному мышлению;
  • появлению психологических проблем, связанных с изменением режима или графика;
  • дословному пониманию любых идиоматических выражений;
  • плохой зрительной памяти;
  • ограниченности интересов;
  • привычке концентрироваться на незначительных вещах, мелочах;
  • неумению фантазировать и ярко выражать свои эмоции (исключение — гнев и озабоченность чем-либо);
  • частому повторению одних и тех же фраз или слов;
  • неуклюжести движений;
  • привычке заканчивать начатое во что бы то ни стало (вплоть до одержимости);
  • чтению без понимания значения слов (ребенок читает быстро, но испытывает сложности при пересказе текста);
  • мелкой дрожи (тремору) рук;
  • неспособности адекватно воспринимать потерю чего-либо (любимого хобби или игрушки) и критику.

О методах лечения синдрома Туретта и диагностике осложнений вы найдете информацию .

Диагностика и лечение

На сегодняшний день не существует тестов, способных однозначно диагностировать синдром Аспергера. Поэтому при появлении любых подозрительных симптомов следует отвести ребенка к психиатру.

Если малыш бурно реагирует на внешние раздражители, специалист понаблюдает за поведением пациента, проведет тест на звуковое восприятие и светочувствительность.

Также диагностика синдрома предполагает проведение других нейропсихологических и медицинских тестов, позволяющих отличить заболевание от иных психических расстройств.

В частности, детям предлагаются опросники, предназначенные для оценки уровня интеллекта, творческого воображения и сенсорной чувствительности.

Что касается лечения синдрома, то тут тоже все не слишком благополучно: конкретной схемы лечения, способной привести к полному выздоровлению ребенка, не существует. Задача медиков заключается в том, чтобы улучшить социально-коммуникативные навыки ребенка, т. е. научить его общаться со взрослыми и остальными детьми.

Достичь хороших результатов позволяют такие способы лечения, как медикаментозная терапия и психологическая коррекция поведения.

Последняя особенно важна, так как она помогает ребенку стать полноценной частью общества и прививает ему необходимые для этого социальные навыки.

Что касается медикаментозного лечения, то оно проводится с помощью психотропных препаратов, стимуляторов, нейролептиков и других лекарственных средств. Самостоятельное применение таких медикаментов противопоказано! Решение о назначении препарата принимает психиатр, отталкиваясь от результатов проведенной диагностики.

У многих детей с синдромом Аспергера наблюдается СДВ — синдром дефицита внимания. Данная патология характеризуется появлением страха, тревоги, депрессии и других проблем с психическим здоровьем. Такие дети особенно нуждаются в родительской ласке и любви. Чем внимательнее мама с папой относятся к ребенку, тем более защищенным он себя чувствует и тем скорее выздоравливает.

При воспитании детей с болезнью Аспергера следует соблюдать несколько правил:

  • вести себя с ребенком, как с абсолютно здоровым и взрослым человеком (жалость, раздражительность и желание ускорить процесс выздоровления лишь усугубят ситуацию);
  • ограничивать одержимость ребенка его любимым хобби (малыш должен знать, какое время отведено для игр, и строго придерживаться заданного распорядка дня);
  • разговаривать простым и доступным языком, отказаться от использования сложных речевых оборотов;
  • во время общения использовать точные и понятные слова, избегать двусмысленных и неопределенных фраз;
  • хвалить и поощрять ребенка за достижения в любых сферах, будь то учеба, спорт или общение с другими людьми;
  • доходчиво объяснять малышу, как он должен вести себя в общественных местах и в гостях у других людей;
  • не угрожать наказанием и не давать обещаний, которые не можете выполнить (дети с синдромом Аспергера воспринимают все буквально).

Успех лечения синдрома во многом зависит от поведения родителей. Если последние ведут себя спокойно и уверенно, их настроение передается ребенку, и процесс выздоровления идет быстрее. Некоторые родители впадают в отчаяние из-за того, что их чадо не похоже на остальных детей, и тем самым вредят своему отпрыску.

Важно помнить о том, что синдром Аспергера — не приговор, и многие известные люди страдают данным заболеванием.

«Необычные» дети обладают хорошо развитым логическим мышлением, способностью концентрироваться на поставленной цели и идти, что называется, до конца.

Поэтому ребенок с синдромом Аспергера может добиться гораздо большего, чем его абсолютно здоровые сверстники.

Важно понимать, что пускать на самотек заболевание нельзя. Отсутствие лечения в детском возрасте приводит к тому, что ребенок взрослеет, а вместе с ним «взрослеет» его болезнь.

В этом случае человек может испытывать трудности с поиском своего места и предназначения в жизни, страдать от фобий, навязчивых состояний и сильнейших депрессий. Поэтому при появлении у ребенка любых необычных симптомов следует незамедлительно обращаться к врачу.

Видео на тему

Нарушения развития индивида, трудности в социальном взаимодействии, поведенческие расстройства считаются расстройствами аутического спектра (РАС). Относятся к РАС аутизм и синдром Аспергера у детей. Последнее расстройство названо в честь австрийского психиатра и педиатра Г. Аспергера, который первым описал это состояние. Врач заметил, что его маленькие пациенты имеют ограниченные интересы, плохую речь, не умеют наладить социальные контакты, страдает от неуклюжести.

Классический ранний аутизм встречается примерно у 5–10 ребят из 10000 детского населения, чаще у мальчиков, чем у девочек. Синдром Аспергера - более распространенное нарушение развития, но пострадавшему ребенку иногда ставят неправильный диагноз либо не определяют РАС. Официальные медицинские источники приводят такие данные о частоте синдрома Аспергера среди школьников: 30–70 случаев на 10000 здоровых детей.

Современные исследования этого состояния начались в 1981 году, к 1990-му были разработаны стандартные диагностические методики. Дискуссии в научном и медицинском сообществе возобновились, и в 2013 году психиатры предложили исключить спорный диагноз, сменить его записью о расстройстве аутического спектра с оценкой тяжести конкретных случаев.

Точная причина развития синдрома Аспергера до сих пор не известна, хотя результаты исследований указывают на его генетическую природу, сопутствующие неврологические и биохимические нарушения.

Изучение строения ДНК у детей с нарушениями в развитии не выявило мутации. Современные исследования мозга также не позволяют распознать патологические изменения, которые бы спровоцировали картину, характерную для этого состояния. Ганс Аспергер в свое время отмечал схожесть симптомов у детей и отцов семейств. Эксперты пришли к выводу, что РАС являются результатом взаимодействия комплекса факторов.

Вероятные причины развития синдрома Аспергера - наследственность и воздействие неблагоприятной окружающей среды на женщину в период беременности (тератогенный эффект). Наибольшая уязвимость плода к токсинам отмечается в первые три месяца после начала беременности. Усугубляют ситуацию стресс, неблагополучная обстановка в семье. Родители среди гипотез о происхождении синдрома Аспергера выделяют негативный эффект вакцинации детей, не нашедший подтверждения в научных кругах.

Симптомы и течение синдрома Аспергера

Многие дети с таким диагнозом во взрослой жизни устраиваются на работу и адаптируются в социуме. Однако, именно ранняя диагностика и терапия позволяют облегчить состояние ребенка с расстройством аутического спектра. Диагностикой РАС занимаются детские психологи. Врач изучает социальное поведение, интеллект, физические данные, с помощью теста на синдром Аспергера у детей оценивает коммуникабельность, использование жестов и мимики, уровень эмоциональности. Важными ориентирами считаются медицинские заключения других специалистов, результаты изучения семьи.

Основные симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • стремление выполнять повторяющиеся действия (встряхивание, вращение конечностей);
  • отсутствие выражения лица или ограниченное использование мимики и жестов;
  • неспособность создать и поддерживать зрительный контакт;
  • стереотипное повторение моделей поведения;
  • воспроизведение одних и тех же звуков;
  • проблемы с воображением;
  • трудности в общении.

Обычно первые симптомы у детей становятся заметнее на третьем году жизни, сохраняются до полового созревания и ослабевают в зрелом возрасте.

Люди с синдромом Аспергера часто испытывают колебания настроения и поведения, вызванные нарушением привычного течения распорядка дня, изменением окружения. Они напоминают аутистов повышенным интересом к определенной области знаний или деятельности, выражением лица, но отличаются от пациентов, страдающих шизофренией, шизоидным расстройством.

Разнообразие проявлений синдрома Аспергера

Поведение людей, у которых диагностировали РАС, может сильно отличаться. Есть тип, близкий к аутизму, когда отмечается стремление избежать присутствия других, нежелание покидать помещение, неуверенность и страх перед людьми. Общая черта людей с РАС - нарушения координации конечностей и мышц. Дети отстают в физическом развитии, не достигают успехов в спорте. Часто встречается сочетание расстройств аутичного спектра с гиперактивностью.

Синдром Аспергера обычно не влияет на интеллект детей, они обучаются в школе, умеют читать, писать, считать, но требуют больше внимания педагогов и родителей. Встречаются среди таких ребят «лирики» и «физики», проявляющие интерес к определенным областям знаний, узкоспециализированной информации. Первый случай - это более высокий уровень вербального мышления, по сравнению с аналитическими и техническими способностями. Формируется богатый словарный запас, развивается умение участвовать в дискуссиях, высказывать свое мнение и приводить аргументы.

«Физики» способны понять и переработать большие объемы информации, они первенствует в области математики и информатики. Абстрактное мышление развито, но не сформированы на достаточном уровне вербальные навыки. Дети с этим типом синдромом Аспергера могут найти решение, но не сумеют правильно объяснить полученные результаты в присутствии других.

Такие проблемы ребенка его окружение оценивает как чудачество, застенчивость, лунатизм. Особенности поведения считают недостатками воспитания или характера. Например, кажется странным неумение определить по виду человека его примерный возраст, настроение. Люди с синдромом Аспергера, не могут распознать сигналы, которые без труда «читают» другие. Основные проблемы появляются при установлении отношений, понимании других людей, социальном поведении. Меньше трудностей возникают с речью, по сравнению с классическим аутизмом.

Дети с синдромом Аспергера не избегают компаний, стремятся к контактам с людьми, но часто принимают все буквально. Ирония и юмор, метафоры, гиперболы не доступны их пониманию. Окружающим они могут показаться надменными, равнодушными, хотя на самом деле это не так. Иногда у детей с этим расстройством возникают проблемы в изучении наук, требующих развитого абстрактного мышления. Повторение неудач в межличностном взаимодействии, учебе и жизненных ситуациях приводит к появлению у детей неуверенности, чувства собственной неполноценности, самоосуждения.

Лечение синдрома Аспергера

Ранний и точный диагноз, своевременно начатое лечение помогут избавить ребенка от ненужного стресса, облегчают его взросление. Кроме того, появляется возможность правильно организовать воспитание и обучение. Одно из направлений терапии - немедикаментозное. Ребенка учат распознавать по фотографии либо рисунку, что чувствует человек. Создают различные ситуации и побуждают к определенному поведению в них. Проводят сеансы лечебной физкультуры, применяют методику Войта для улучшения двигательной координации.

Начиная с детского сада, ребенок с синдромом Аспергера должен получать логопедическую помощь.

Медикаменты используются реже, чем при классическом аутизме. Если синдром Аспергера сочетается с гиперактивностью, то врач выписывает соответствующие лекарственные средства. Кроме того, в зависимости от преобладающих симптомов назначают антидепрессанты, препараты для устранения повышенной тревожности, агрессии, неврозов.

Синдром Аспергера – это нарушение развития, которое выражается в отсутствии социальной взаимосвязи с обществом, однотипными, зажатыми интересами, шаблонными действиями. Синдром сопровождается физической неловкостью, сложностью истолковывать обычную мимику, жесты. Это врожденное состояние на всю жизнь. Большая численность «аспергеров» обладают колоссальным IQ. Должная поддержка и одобрение поведения предоставляют личности все шансы вести полноценную жизнь.

Особенности патологии

Синдром впервые обрисовал педиатр из Австрии – Ганс Аспергер (Hans Asperger) в 1944 году, он употребил определение «аутистическая психопатия». Сегодняшнее звучание недуга, прописано психиатром Лорной Уинг (Lorna Wing) в ее работе 1981 года.

Множество разнообразных моментов остается «за кадром», конкретная причина возникновения синдрома неведома. Не существует полного излечения болезни Аспергера, специалистами определены лишь методы поддержки.

Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма

Симптомы заболевания

Выделяют основные болезненные проявления:

  1. Трудное социальное взаимодействие. Больные часто бывают буквальными, без эмоций. Они не понимают шуток, анекдотов, значения метафор. Пациенты немногословны, часто погружены «в себя», не могут своевременно начать, закончить разговор, вкусная еда ассоциируется с употреблением помоев.
  2. Сложности эмоционального мировосприятия. Такие люди редко поддерживают дружбу, могут начать неприемлемую тему разговора, отличаются некорректным поведением, бывают замкнутыми.
  3. Отсутствие воображения, восторга, чувственности. Пациенты не предвидят итога ситуации, упускают послания через мимику и намеки, заняты четко последовательной, цикличной деятельностью.

Все это создает сложности при общении с другими людьми, что влечет за собой тревогу, беспокойство, замешательство. Присутствует незначительная схожесть с аутизмом.

Определены основные симптомы у взрослых, страдающих синдромом Аспергера:

  • пациенты соблюдают некие порядки и правила, настаивают на их выполнении, упорно действуют по одному шаблону. Возвращение домой другой дорогой может привести к замешательству, ступору;
  • одержимая увлеченность делом, хобби. «Аспергеры» с головой погружаются на изучение своего предмета обожания, развивают свои способности так, что могут заниматься любимым делом;
  • сенсорная чувствительность заключаются в звуках, увиденном изображении, резком вкусе продуктов или напитков. Тревогу может вызвать громкая музыка, яркий свет. Людям тяжело дается восприятие собственного тела.

Точный механизм, запускающий синдром Аспергера, до сих пор является объектом споров мировых ученых и психологов

Осложнения патологии

Страдающие синдромом Аспергера подавлены своим внутренним состоянием психического расстройства. Это может привести к таким последствиям:

  • социофобии, сходной с паранойей, сопровождающейся страхом;
  • биполярному расстройству – два поля, одно возбуждено и активно, второе – пассивно в депрессии;
  • шизофрении – что-то манипулирует сознанием человека, заставляет исполнять любые приказания;
  • паранойе – дезинформирует обладателя, подпитывается чувствами тревоги, боязни;
  • селективной мутации – больной живет среди шумных, назойливых людей, посещает развлекательные учреждения;
  • тревожности, пробуждающей страх, беспокойство;
  • посттравматическому стрессовому расстройству – жертва катастрофы или аварии постоянно переживает неприятное событие у себя в голове;
  • обсессильно-компульсивному расстройству, проявляющемуся навязчивыми идеями, выполнением одного ритуала многократно;
  • депрессией, поселяющей на душе тяжесть и подавленность, поглощающей позитивные эмоции человека;
  • тревожным расстройством личности;
  • пограничным личностным расстройством;
  • диссоциативным расстройством, выражающимся во множественном безрассудстве.

Основная проблема людей с синдромом Аспергера – это коммуникативные дисфункции

Диагностика и причины заболевания

Научным путем не установлена конкретная причина возникновения синдрома Аспергера, он все еще исследуется. На данном этапе выявлено его сходство с расстройством аутистического спектра – психологического состояния, которое первоначально проявляется к 4-11 годам жизни, нарушая функцию центральной нервной системы. Приблизительно 1% жителей Земли живут с такими особенностями. Диагноз, который установлен своевременно и правильно, позволяет снизить болезненное потрясение у детей и семьи.

Нарушение развития, выявляется совместной работой профессионалов разных областей, состоит в:

  • разнообразном наблюдении за пациентом;
  • генетической, неврологической экспертизе;
  • определении психомоторных навыков;
  • манере обучения;
  • выявлении способностей для самостоятельной жизни;
  • тестировании интеллекта.

Изучение проблемы показало, что совокупность генетических и экологических факторов могут спровоцировать изменения головного мозга, но синдром Аспергера не зависит от человека, его социальных обстоятельств, не прививается с воспитанием.

Опытный психолог способен поставить диагноз синдрома Аспергера, основываясь на наблюдении за поведением взрослых или детей, а также на изучении анамнеза жизни пациента

Устанавливать диагноз взрослым труднее, чем детям. С возрастом симптомы изменяются, требуется подробная клиническая оценка состояния пациента, анализируется поведение личности с его слов и от беседы с его окружением.

Существует большое количество различных тестов, которые помогают выявить неврологические и психические отклонения.

Тесты для взрослых, отличны от детских, но делятся на одинаковые группы для оценки:

  • интеллекта;
  • сенсорной чувствительности;
  • созидательного воображения.

Многообразие разносторонних тестов помогает определить признаки синдрома. Вот некоторые из них:

  1. Тест ASSQ разработан для возраста детей от 6-16 лет. Он выявляет аутичную направленность синдрома Аспергера с помощью восприятия всевозможных картинок.
  2. Шкала-опросник по оценке аутизма у детей.
  3. Aspie Quiz – тестирование, по итогам которого выявляют аутизм у взрослого населения, включает 150 вопросов.
  4. Тест АQ определяет коэффициент аутизма у и синдром Аспергера взрослых.
  5. Тест SQ – оценка эмпатии по шкале.

Тесты выступают только инструментом для определения отличительных особенностей, диагноз устанавливает квалифицированный специалист.

В качестве диагностирования синдрома Аспергера используют различные тесты

Признаки синдрома Аспергера у детей

Повышенная чувствительность у детей может нести в себе возможные неврологические расстройства. Когда младенец беспокойный, капризный, трудно отнести это к каким-либо отклонениям. Но если замечена нервозность именно из-за внешних раздражителей – света, громких звуков, нужно проверить состояние малыша.

С возрастом может отсутствовать бурная реакция на раздражители. Вас должно насторожить, если ребенок стремительно преуспел в каком-либо учебном предмете на отлично, но вдруг появились трудности в играх с олицетворением кого-либо.

При синдроме Аспергера у детей симптомы социального характера проявляются к 5-6 годам, когда ребенка оформляют в подготовительную группу или школу, выражаются они в следующем:

  • малыш не принимает участие в активных играх;
  • замечено сильное увлечение одним спокойным занятием;
  • у ребенка нет желания смотреть веселые мультфильмы с шумными песенками;
  • наблюдается неестественная реакция при виде незнакомых людей;
  • малыш не играет с другими детками, ведет себя обособленно;
  • замечена навязчивая привязанность к своему дому и родителям.

Стартовые комфортные условия для детей создают родители. Итог таких условий раскрывает уникальную способность малыша и определяет его деятельность в будущем. Необходимо научиться контролировать собственные эмоции, уметь разделять их на первичные, которые человек испытывает сразу (стресс), и вторичные – гнев, который следует за стрессом. Нужно использовать диалог с окружающими для понятия этих эмоций, после действовать разумно и логично.

Эмоции малыша нужно понимать и рассматривать, прибегая к навыкам. Для ребенка с особенностями развития тревога выступает первичной эмоцией, которая ведет к плачу. Любые проявления агрессии и гнева являются вторичными эмоциями.

Важно обращать свое внимание на реальную причину дискомфорта, вызывающую тревогу. Рассматривать проблему нужно по конкретному случаю, постепенно обучая малыша этим навыкам для применения их в других ситуациях.

Как лечить?

В настоящее время для устранения синдрома Аспергера нет специфического лечения. Подавить депрессию, нервные тики помогают седативные препараты, антидепрессанты. Понимание расстройства изучается углубленно. Поведенческая терапия, многообразие сервисов и методов для всестороннего развития таких людей совершенствуются.

Состояние деток улучшается с возрастом, некоторые проблемы остаются или сводятся к минимуму. Чем раньше проблема диагностирована, тем больше шансы для ее решения. Должная поддержка поможет пациенту чувствовать себя комфортно.