Психическим явлением является. Психические явления — что это такое. Понятие «психический образ»

Психические процессы, состояния и свойства человека – это единое проявление его психики. Исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.

Психический процесс – это акт психической деятельности, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся и имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое как процесс не сводится к последовательности стадий во времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с внешним миром.

Психические процессы – это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

К психическим процессам относятся следующие явления: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) мышление; 4) память; 5) воображение; 6) речь.

Понятие «психическое состояние» используется для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс». Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Таким образом, психическое состояние – это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психическое состояние можно также представить как общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Психические состояния могут быть: 1) кратковременными;

2) ситуативными; 3) устойчивыми (характеризуют при этом конкретную личность).

Все психические состояния подразделяются на четыре вида: 1) мотивационные – желания, стремления, интересы, влечения, страсти; 2) эмоциональные – эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния: а) стресс, б) аффект, в) фрустрация; 3) волевые состояния – состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия); 4) состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимания или внимательности личности).

Понятие «психическое свойство» указывает на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Таким образом, психические свойства личности – это типичные для данного человека особенности его психики.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность; 3) способности; 4) характер.

Выше было обозначено, что психические процессы, состояния и свойства человека являются едиными проявлениями его психики. Поэтому одно и то же проявление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое свойство представляет собой общую характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида – вспыльчивости, несдержанности, гневливости.

22. Психические состояния и их классификации.

· Психические состояния - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне - системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира

· Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве ее специфического свойства. Так как в каждом психологическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создает дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными ее отношениями, потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

· В структуру психических состояний входят множество компонентов на самом разном системном уровне: от физиологического до когнитивного

· Классификация психических состояний

· Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Опираясь на подходы к многообразию психических состояний, предложенные Н.Д. Левитовым, мы предлагаем свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (Рис. 14.1).

23. Понятие креативности. Методы исследования.

Креативность -- способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление». Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание Креативности характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию.

В психологии выделены два основных направления изучения креативности Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости. Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности Душков Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь / Под ред. Б. А. Душкова. - 3-е изд. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. - С. 260. :

1) способность к обнаружению и постановке проблем;

2) способность к генерированию большого количества проблем;

3) семантическая спонтанная гибкость -- способность к продуцированию разнообразных идей;

4) оригинальность -- способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6) способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование.

Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем развития креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью лишь до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности -- выявление личностных качеств, с которыми она связана.

Ученые Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности с 1970 по 1980 г., сделали следующие обобщения того, что известно о креативности Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативнсти в зарубежной психологии//Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 124.:

1. Креативность -- это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью -- эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

4. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, экономике, свежее решение социальных проблем и др.

2. Характеристика процесса креативности

Исследователи Т. Тардиф и Р. Стернберг выделили два наиболее общих подхода к процессу креативности: как к процессу, протекающему в отдельной личности в отдельный момент времени (этой точки зрения придерживается большинство исследователей), или как к процессу, зависимому от системы социальных связей, проблемных сфер, критериев оценок креативного продукта и т.д., т.е. в широком социальном и историческом контексте; при этом процесс креативности не теряет своей связи с индивидуальностью творца, но требует иного подхода к анализу процесса и его созревания.

Различные исследователи делают акцент на разных составляющих процесса креативности, либо ставя во главу угла одну составляющую, которая признается центральной, либо выстраивая сложную систему взаимодействующих процессов.

Например, П. Торранс, вслед за Дж. Гилфордом описывает креативность в терминах мышления, понимая творческое мышление «как процесс чувствования трудностей, проблем, брешей в информации, недостающих элементов, перекоса в чем-то; построения догадок и формулировки гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов» Торшина К. А. Указ. соч. С. 125..

Ф. Баррон считает центральным процесс воображения и символизации, который служит критерием креативности, и вводит определение креативности как «внутреннего процесса, спонтанно продолжающегося в действии», утверждая, что с этой точки зрения отсутствие продукта не говорит об отсутствии креативности.

С. Медник постулирует, что в основе креативности лежит способность выходить за рамки стереотипных ассоциаций, работать с широким семантическим полем Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999. - С 192..

Д. Фелдман предлагает трехчастную модель креативного процесса, имеющую три связанные между собой составляющие: 1) рефлективность как основной процесс, отличающий человека от животных, позволяющий формировать самосознание, самооценку, посредством языка планировать, отражать и анализировать мир; 2) целенаправленность, или интен-циональность, позволяющую организовать переживаемый опыт «внутри и снаружи организма»; вместе с верой в возможность изменений к лучшему позволяет реально изменять среду; 3) владение способами трансформации и реорганизации, которые предлагаются культурой и обусловливают индивидуальные различия.

Многие исследователи считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. Однако некоторые общие требования к процессу креативного мышления можно выделить. Креативный процесс независимо от проблемы, на которую он направлен, необходимо включает следующее:

1. Изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов.

2. Постоянное переформулирование проблемы.

3. Применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе.

4. Использование невербальной модели мышления.

5. Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями: в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса; в самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах; оно может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом. Возможно, все три вида напряжения возникают на разных этапах креативного процесса.

Что касается специфических сфер, в которых креативность из «общей» становится специальной, то здесь можно воспользоваться классификацией, предложенной X. Гарднером. Хотя эта классификация описывает семь видов интеллекта, она «скорее соотносится с видами одаренности», а стало быть, и креативности, поскольку подразумевает под выраженным видом интеллекта творческие достижения в данных областях. X. Гарднер выделил семь относительно независимых интеллектуальных компетенции, определенных как навыки, соответствующие двум базовым стандартам: формулирования и творческого решения проблем или нового подхода к решенным проблемам; широкого использования и высокой оценки обществом.

1. Лингвистический интеллект, основанный на чувствительности к смыслу слов и эффективной вербальной памяти.

2. Логическо-математический интеллект -- способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами, символами, понятиями.

3. Пространственный интеллект -- способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме.

4. Телесно-кинестетический интеллект -- способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде.

5. Музыкальный интеллект -- способность исполнять, сочинять и воспринимать эмоционально музыку.

6. Интраперсональный интеллект -- способность понимать и опознавать собственные чувства.

7. Интерперсональный интеллект -- способность замечать и различать темперамент, мотивацию и намерения других людей.

Часто они выступают вместе, например, кинестетический и пространственный интеллект дают компетентность в сфере механики.

Компетентность только в одной сфере -- лингвистической или интерперсональной -- также может привести в ряде профессий к выдающимся успехам. Существуют убедительные экспериментальные доказательства существования многих видов креативного процесса, в зависимости от сферы приложения.

3. Развитие креативного мышления

Прежние способы ведения бизнеса постоянно устаревают, поэтому менеджмент должен искать выход не в переборе известных решений, а в постоянном поиске новых основ успеха. Крупным корпорациям нелегко устоять под натиском небольших агрессивных компаний, предлагающих новые продукты и идеи. Креативность персонала становится не только залогом успеха, но и элементарным условием выживания.

Программы, обучающие креативности, нужны персоналу различных предприятий. Тренинги серьезно изменяют культуру обсуждения идей в компании.

Программы развития креативности поражают экзотическими названиями: тренинги латерального мышления, икаэринг, креатив-практика, «Мата Хари против Штирлица» и т. п. Но на самом деле большого разнообразия нет, каждый метод восходит к какой-то конкретной модели понимания креативности, и таких моделей всего четыре

Алгебра креатива. Многие исследователи рассматривают креативность не как интуитивный процесс, а подходят к ней сугубо рационально. Наиболее ярко этот подход воплощен в методе ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). В его основе лежит инженерная теория Генриха Альтшуллера, который считал, что метод проб и ошибок и ожидание творческого озарения неэффективны. По его мнению, изобретение нового - вполне технологический процесс. Проанализировав более 400 тыс. различных изобретений, Альтшуллер установил, что большинство задач решаются всего 40 приемами. Нужно лишь разделить все задачи на типы и применить нужные алгоритмы решения.

Любая сложная задача в терминологии ТРИЗа содержит в себе системное противоречие, его надо преодолеть или обойти. Вот, скажем, прием № 26: если найденное решение слишком сложно, дорого и неудобно, его надо заменить на ослабленную копию.

Шаблоны для ума. В основе второй модели также лежит идея, что творчество можно подчинить технологии. Однако систематизировать нужно не решение задачи, а сам процесс мышления. И тогда порождение нового выглядит так: сбор материала, постановка креативной задачи, соотнесение материала с задачей и, наконец, генерация идеи с помощью ассоциаций. Творческий процесс разделяется на несколько последовательных этапов, или несколько ролей, которые участник так же последовательно примеряет на себя. Самый популярный тренинг этого типа - «Шесть шляп» Эдварда де Боно.

Левые и правые. Далеко не все тренеры требуют от участников мыслить рационально. Не менее сильный метод - погружение человека в нестандартные ситуации. Источник креативности заключается в умении переключаются с первичных познавательных процессов (сновидения, мечты, образы), которые рождают новые и неожиданные мысли, на вторичные (логическое мышление, тексты). Чтобы научиться мыслить творчески, нужно максимально разбудить воображение. Например, начать рисовать, лепить из пластилина, больше фантазировать, а затем попытаться рассказать о полученных впечатлениях в письменной форме. Многие тренеры называют это «правополушарным переоформлением». Считается, что именно правое полушарие отвечает за образное мышление: следуя данной теории, чем слаженнее взаимодействуют полушария, тем богаче понимание реальности - и тем больше новых идей может придумать человек.

Креативный оркестр. Один из самых перспективных методов - развитие креативности у целых команд. Тренинги такого типа чаще всего приобретают форму групповой импровизации. Например, один креативный директор агентства любит проводить со своими сотрудниками одно несложное упражнение. Люди встают в круг, ведущий начинает рассказывать какую-нибудь выдуманную историю, а затем кидает мяч наугад другому игроку. И так по очереди все придумывают продолжение истории.

А другой генеральный директор компании как-то привез группу сейлз менеджеров мебельной компании в курортный город и за два часа до начала тренинга развесил по городу объявления, что в местном клубе состоится концерт приезжих «звезд». Только после этого участникам тренинга объяснили, что их ждет. После бури возмущений они начали готовиться и в итоге поставили хороший спектакль. «Этот эксперимент мы повторяли четыре раза с разными группами,- говорит генеральный директор.- И каждый раз участники справлялись».

В основе импровизационных техник лежат идеи Джона Као, гарвардского профессора, музыканта, основателя нескольких компаний и продюсера фильма «Секс, ложь и видео». Као считает, что главным фактором преуспевания в бизнесе сегодня является постоянное творчество. Компании должны превратиться в «фабрики идей», состоящие из креативных сотрудников и руководителей, интенсивно обменивающихся информацией друг с другом. Деятельность компании, по мнению Као, превращается в джемминг - музыкальную импровизацию.

Конечно, ни один тренинг не способен научить человека придумывать гениальные идеи. Но главный плюс таких программ состоит в том, что они устраняют препятствия, мешающие развитию креативного мышления, главное из которых - страх творчества. Раскрепостив свое сознание, люди уже не боятся провала или насмешки и предлагают свои идеи более активно.

24. Методологические принципы психологической науки.

Прежде чем рассматривать общие черты методологии, рассмотрим концепцию факта. Что же такое психологический факт? Как отмечал выдающийся французский ученый Клод Бернар, «факт сам по себе ничто, он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает» (Фресс, Пиаже, 1966). Например, в качестве психологического факта может выступать определенный акт поведения ребенка, в котором проявляются особенности его личности. Если же мы наблюдаем за группой детей, то в качестве психологического факта могут выступать акты совместной деятельности группы, общения между детьми, проявления общего настроения и многое другое. Очевидно, что факты интересуют психолога не сами по себе, а как выражение определенных внутренних психологических закономерностей.

Однако наблюдения за определенным психологическим фактом недостаточно. Многие родители располагают огромным запасом конкретных фактов из жизни своих детей, но это не делает их научными работниками в области, скажем, детской психологии. Даже более или менее систематизированные дневниковые записи не могут рассматриваться в качестве научных работ по психологии, а служат лишь материалом для дальнейшего научного анализа и интерпретации с точки зрения методологии научного исследования. В этой связи, вопрос о разработке методологии психологии всегда был и остается одним из самых актуальных.

Метод -- это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

Методология (от греч. methodos -- путь исследования, logos -- наука) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология -- учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук. Это культура научного исследования.

Методы (от греч. methodos -- путь исследования или познания) -- это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.

Метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках, Методика - это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описания объекта и процедуру изучения, способ фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.

Одна из важнейших задач современной психологии заключается в том, чтобы рассматривать все разнообразие используемых методов и методик как единую систему (т.е. в рамках системного подхода). Любой объект должен рассматриваться с различных сторон, с помощью различных методов и на разных уровнях методологического анализа.

С точки зрения методологического анализа выделяются три уровня анализа любого явления.

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений .

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека .

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние , например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для человека.


Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений,определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология (рис. 2, табл.1).

На рис. 2 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии . Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления 1 .

Рис. 2. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии

Психические процессы целостные акты психической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой

Познавательные -ощущение, восприятие, мышление, воображение, память

Эмоциональные

Психические состояния Психические свойства текущее своеобразие психической типичное для индивида своеобразие деятельности (псих. процессов) , его психической деятельности обусловленное содер. (объектом) Темперамент деят. и его личностной значим. -индивидуальные особенности псих...

Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется отчетливо и ясно - это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т. п. - все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано.

Действительно, принадлежность индивиду, их испытывающему, субъекту - первая характерная особенность всего психического. Психические явления выступают поэтому как процессы и как свойства конкретных индивидов...

Основным способом существования психического является его существование в качестве процесса, в качестве деятельности. Это положение непосредственно связано с рефлекторным пониманием психической деятельности, с утверждением.

Что психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром, непрекращающегося потока воздействия внешнего мира на индивида и его ответных действий, причем каждое действие обусловлено внутренними причинами...

Психическое воздействие некоторые понимают как разновидность гипноза, другие понимают это как форму убеждения оппонента в своей точке зрения, основанную на психологических особенностях людей. Однако и гипноз, и убеждение с помощью психологических приемов, являются всего лишь частными проявлениями большого многообразия феномена, именуемого как психическое воздействие человека на окружающий его мир.

Действенное постоянство ПЭ

Психическая Энергия находится в постоянном действии. Человек может не осознавать постоянную работу своих чакр, создающих и регистрирующих окружающие потоки ПЭ или выражающих свою деятельность в виде неполезных материальных отложений, но ПЭ не может застыть в бездействии. ПЭ деятельна всегда.

Неисчерпаемость ПЭ

Психическая Энергия неисчерпаема, как в качественном, так в количественном выражении. ПЭ человека не может истощиться ни возрастом, ни болезнью. Лишь...

Трансмутация ПЭ

Возвышение, расширение и утончения сознания приводить неминуемо к изменению работы чакр, которые притягивают из космоса пространственный огонь соответствующего качества. Так чакры нагнетаются огнём пространства, что приводит к их частичному и постепенному возгоранию. Такой планомерный процесс расширения и утончения сознания приводит к новому качеству работы чакр. Центры после каждой ступени возгорания работают на более высоких вращательных скоростях, порождая более высокие...

Необходимость изучения ПЭ

Дух человека рождён в Мире Огненном. Согласно эволюции, рождённый дух спускается в материальные миры на тонкий и физический планы для собирания опыта, и в целях собственной индивидуализации. После успешного прохождения всех миров, умудрённый и самосознающий дух должен возвратиться на свою родину - в Мир Огненный.

Чтобы из плотных материальных слоёв подняться в высшие миры, дневной разум человека должен осознать всеначальную энергию, с помощью которой он должен...

Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие “ стресс ”. Его применяют для обозначения широкого круга не только психических, но и физиологических состояний, например физического напряжения, утомления и т. д., а также разнообразных явлений, относящихся к другим областям знания.

Традиционное понимание стресса заимствовано психологами из физиологии. Как известно, Ганс Селье и его школа...

ПЭ и Братство

Смысл Братства заключается в объединении ПЭ. С незапамятных времён люди объединяются в едином стремлении продвижения человеческой эволюции по законам духовного космоса. С тех пор существует Братство, члены которого неусыпно трудятся на благо всей планеты.

Главным и самым сильнейшим средством действий Братства является ПЭ, которая изучена Братством досконально, и изучение которой продолжается по сей день, и изучение которой будет продолжаться дальше, ибо ПЭ беспредельна в...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: Психические явления

Введение

1. Понятие ощущений

2. Восприятие

3. Мышление

Заключение

Список литературы

Введение

Психология в последние годы стала отраслью знаний, популярной в нашем обществе. В то же время слово «психология» все еще окутано завесой тайны для людей, которые не читали книг по психологии и не соприкасались с психологами на практике. Их ценят, уважают, но побаиваются, пологая, что психолог «насквозь видит человека». Многие затрудняются точно сказать, кто такой психолог, что он делает и какую пользу он может принести, но проявляют заинтересованность, видимо, находясь под магическим действием слова «психолог».

В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), и поэтому, как правило, стесняются обратиться к специалисту подобного рода, или с педагогом. Однако в основном психология имеет дело с нормальными, здоровыми людьми.

Правильному пониманию мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые не редко называют себя психологами.

Тема является, безусловно, не самой простой. И дело отнюдь не только в том, что, увы, нет литературы по житейскому пониманию многих явлений (не только психических). Скорее, проблема при написании работы в том, что эти явления одновременно весьма сложно объясняются с научных позиций, причем для некоторых даже нет однозначного объяснения, и в то же время на протяжении многих веков человек считает их, как ничто более, естественными и самими собой разумеющимися. Реферат построен на основе обзора пяти общеизвестных явлений: ощущения и восприятие, память, мышление и эмоции. В обзорах явления я стараюсь осветить как научные, так и повседневные взгляды на то или иное явление. Итак, начнем с ощущений.

1. Понятие ощущений

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета... Скорее, утрату одного из них мы способны воспринять как нечто непоправимое. Явления ощущений настолько примитивны, что, пожалуй, в житейской практике для них нет конкретного определения. Психология имеет вполне конкретное определение ощущений. С ее точки зрения они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т. е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия.

Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости.

Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха.

Следующий вид ощущений - вкусовые - имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.

Кожная чувствительность, или осязание, - это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности.

Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения.

Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

Далеко не все ощущения являются осознаваемыми.

Например, в нашем языке нет слов, ассоциируемых с ощущением равновесия. Тем не менее такие ощущения все же существуют, обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния.

Иногда под действием одного раздражителя, могут возникать ощущения, характерные для другого. Данное явление называется синестезией.

2. Восприятие

Способность иметь осознаваемые ощущения дана живым существам, наделенным головным мозгом. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. Причем для человека настолько привычно воспринимать образы, что в житейском понимании этих двух важнейших психических явлений он практически не делает разницы между ощущением и восприятием.

Отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является, некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа.

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Психологи выделяют четыре свойства восприятия образа. Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.

Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов.

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу.

В житейском понимании этих явлений описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения - ведущего органа чувств у человека.

Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. В повседневной практике, и это установлено абсолютно точно, при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу.

Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых, мы судим о психологии человека и его состоянии.

В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки (в том случае, когда с ее помощью человек ощупывает предмет), ряда других частей тела.

Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем большим кажется человеку и сам предмет.

Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом.

Скорость движения, оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.

Более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями.

Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени.

Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния.

При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.

3. Мышление

Для человека свойственен высший познавательный процесс, название которому - мышление. В житейской практике мышление может ассоциироваться со здравым смыслом, интуицией... В действительности, оно не имеет ничего общего ни с тем, ни с другим. Оно представляет собой способность учиться, решать поставленную задачу. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Психология выделяет следующие виды мышления:

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.

Последний из видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. В житейской практике отмечалось, что, например, наглядно-действенное мышление встречается у людей, занятых реальным производственным трудом, а наглядно-образное - у людей, которым приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Теоретическое понятийное мышление - это мышление ученого.

Доминирующее свойство мышления, безусловно, оставляет свой отпечаток на личности, поэтому задолго до выделения этих свойств психологической наукой они были отмечены в житейской практике.

Более глубокое проникновение в суть выполняется при помощи операций мышления - анализа и синтеза. Анализ-это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют.

Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения - понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

На основе сказанного можно сделать вывод, что мышление - это процесс производства умозаключений с логическими операциями над ними.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых, биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненното опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. ощущения психология восприятие мышление

В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, - антероградной амнезии - сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память.

Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Необходимо развить максимальную мощность в критическую минуту, пусть даже это будет достигнуто с помощью энергетически невыгодных процессов обмена веществ. Физиологическая активность животного переключается на "аварийный режим". В таком переключении и состоит первая приспособительная функция эмоций.

Другая функция эмоций-сигнальная. Голод заставляет животное искать пищу задолго до того, как истощатся запасы питательных веществ в организме; жажда гонит на поиски воды, когда запасы жидкости еще не исчерпаны, но уже оскудели; боль - сигнал того, что ткани повреждены и находятся под угрозой гибели.

Наконец, третья приспособительная функция эмоций - их участие в процессе обучения и накопления опыта. Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и определять такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность быстро отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Заключение

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. Научная психология в целом - это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.

Житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии... И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Более того, ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной. Распространившиеся в последние годы популярные издания и пособия по психологии, к сожалению, ведут к сильному упрощению и искажению взглядов человека на самого себя, на свое переживание и поведение, на людское общество, что не допустимо. Но в то же время это говорит и о том настоятельном интересе к психологии, который испытывает современное общество. И здесь, житейская психология, как более доступная в изложении и более наглядная, как более практичная и применимая в повседневной жизни, выступает на первый план, в то время как научная психология, в силу специфического терминологического языка и сложных абстрактных теорий не может удовлетворить потребность людей в психических знаниях для повседневных практических нужд.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.

2. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.

3. Немов Р.С. Психолгоия. В 3 т. Т.1. М., 1995.

4. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.1, 2. ЛГУ, 1974, 1976.

5. Краткий психологический словарь. М., 1980.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Отличие восприятия от ощущений. Первичный анализ стимула и кодирования сигнала. Ассоциативная теория восприятия. Активность, историчность, предметность, целостность, константность, осмысленность восприятия. Зрительное восприятие и зрительные иллюзии.

    реферат , добавлен 07.12.2016

    Восприятие пространства, времени и движения. Избирательность, целостность, константность, предметность, структурность и осознанность восприятия. Обоняние, зрение, вкус, слух и осязание. Взаимосвязь чувственного и осмысленного, ощущения и мышления.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Восприятие и его свойства. Предметность, целостность, константность и категориальность. Психологическая сущность мышления и его виды. Индивидуально-психологические особенности мышления. Взаимосвязь между отдельными видами восприятия и мышлением.

    реферат , добавлен 08.05.2012

    Определение сущности и физиологической основы ощущений, характеристика их модальности и интенсивности. Особенности кинестетической и вестибулярной чувствительности. Основные свойства восприятия: целостность, константность, предметность, осмысленность.

    реферат , добавлен 11.12.2011

    Восприятие и ощущения как сложные познавательные психические процессы. Свойства и классификация ощущений, строение анализатора. Основные виды восприятия и классификация его свойств, предметность, целостность и структурность, свойство апперцепции.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Типы ощущений по Е.И. Рогову: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность. Развитие сенсорных процессов в онтогенезе. Развитие восприятия у детей раннего возраста.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2010

    Восприятие: понятие, виды, основные характеристики. Физиологический порог приема сигналов. Предметность, целостность, константность и категориальность перцептивного образа. Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2011

    Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Сущность и особенности ощущений. Общая характеристика восприятий. Сущность воображения. Внимание, память, мышление, речь. Эмоциональные процессы и образования в психике человека. Эмоции, чувства, воля.

    дипломная работа , добавлен 04.01.2009

    Формирование восприятия в ходе психического развития ребенка с точки зрения возрастной психологии. Понятие и строение человеческой деятельности, ее виды и развитие. Деятельность и психические процессы, роль элементов деятельности в развитии восприятия.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2012

    Основные психические процессы. Отражение свойств предметов и явлений материального мира. Теории, объясняющие природу ощущений человека. Основные свойства представления. Общая характеристика восприятия. Соотношение ощущений, восприятия и представлений.

Психические явления – наблюдаемые (изнутри или снаружи) особенности психической жизни человека.

Все психические явления, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Каждая из групп подлежит дальнейшей категоризации на подгруппы субъекта (индивид или группа) и направленности (внутреннюю или внешнюю) психического явления. Причем, проявление внешних психических явлений, как групповых, так и индивидуальных, определяется как поведение.

I. Психический процесс - динамическое отражение действительности, акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции, представляющие ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности .

Психические процессы подразделяются на:

· познавательные - ощущение, представление, восприятие, мышление, память и воображение;

· регуляционные - эмоциональные, волевые.

Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

II. Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

· Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);

· Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация);

· Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия);

· Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например, усталость и возбуждение, стресс и раздражительность). Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как "раздражительная усталость" или "веселая настойчивость". Однако нельзя сказать "целеустремленная усталость" или "веселый стресс". Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.

III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. Психические свойства личности - это такие явления, которые позволяют дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени. Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу - предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее. Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе.

К психическим свойствам личности относятся:

· темперамент;

· направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);

· характер;

· способности.

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.

Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.

Сводная таблица психических явлений по Р.С. Немову

№ п/п Явления, изучаемые психологией Понятия, характеризующие эти явления
Процессы: индивидуальные, внутренние (психические) Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.
Состояния: индивидуальные, внутренние (психические) Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.
Свойства индивидуальные, внутренние (психические) Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.
Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие) Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.
Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие) Готовность, интерес, установка.
Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие) Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм.
Процессы: групповые, внутренние Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.
Состояния: групповые, внутренние Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.
Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.
Процессы: групповые, внешние Межгрупповые отношения.
Состояния: групповые, внешние Паника, открытость группы, закрытость группы.
Свойства: групповые, внешние Организованность.