Раскованность или распущенность? Нормы поведения подростков. Социальные нормы. Социальное поведение

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Подольская Олеся Александровна 1 , Клокова Ажелика Валерьевна 2
1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, преподаватель кафедры дошкольной и коррекционной педагогики
2 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, студентка


Аннотация
В статье рассматриваются особенности социального поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Даются методические рекомендации педагогам ДОУ по формированию социального поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

PECULIARITIES OF SOCIAL BEHAVIOR OF BOYS AND GIRLS OF PRESCHOOL AGE IN THE ROLE-PLAYING GAME

Podolskay Olesya Aleksandrovna 1 , Klokova Angelica Valeryevna 2
1 Yelets State Ivan Bunin University, lecturer, department of preschool pedagogy and correctional
2 Yelets State Ivan Bunin University, student


Abstract
In the article features of social behavior of children of preschool age in the role-playing game to considered. Methodic recommendations for the teachers of pre-school educational institution on the formation of the social behavior of boys and girls preschool age in the role-playing game are provided.

Библиографическая ссылка на статью:
Подольская О.А., Клокова А.В. Особенности социального поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]..02.2019).

Дошкольное образование является первой ступенью образовательной системы в России. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования сегодня особенно актуален выбор современной российской педагогикой пути гуманизации воспитания и образования, борьбы за возвращение в воспитательную и образовательную деятельность истинного понимания мужественности и женственности.

Цель – сформировать в ребенке будущего мужчину, мужа, отца, будущую женщину, жену, мать – одна из главных в воспитании. Долгое время, особенно в советский период, в отечественной педагогике культивировалась бесполость воспитания.

В исследованиях Т.В. Бендас, О.А. Ворониной, С.В. Глебова, Н.С. Григорьева, А.А. Денисовой, А.В. Дресвягина, В.Д. Еремеева, И.С. Клециной, Я.Л. Коломинского, И.С. Кон, Л.Г. Луняковой, Л.В. Поповой, Н.Л. Пушкаревой, Т.П. Хризман, Л.В. Штылевой и др. подчеркивается, что при формировании личности необходимо учитывать специфику пола, познавательной деятельности, эмоциональной сферы и типов социального поведения мальчиков и девочек.

Мальчики должны быть мужественными, смелыми, решительными, ответственными, устойчивыми в эмоциональном плане, по-рыцарски относиться к представительницам женского пола.

Девочки в свою очередь должны быть заботливыми, нежными, скромными, терпимыми, уметь мирно разрешить конфликт. В период интенсивного физического роста и развития психических процессов дети должны четко осознавать свою половую принадлежность.

И.С. Кон считает, что универсальным фактором половой социализации является общество сверстников как своего, так и противоположного пола.

Дошкольный возраст играет важную роль в социализации детей. Социальное поведение предполагает глубокое усвоение ребенком образцов правильного адекватного поведения, норм, ценностей, позволяющих ему быть полноценным членом общества.

По мнению Н.Д. Никандрова, С.Н. Гаврова и др., социализация – влияние жизни в результате, которых индивид усваивает правила, принятые в данном обществе, нормы, ценности, модели поведения .

А.Д. Глафирова, считает важной составной частью социализации роль мужчины и женщины . Ребенок наблюдает за поведением мужчины и женщины, что помогает ему усваивать непосредственные социальные роли. Социум, в котором развиваются дети, где они получают знания, умения и навыки, дают им установку на определенную социальную роль.

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является одним из видов детской деятельности. Именно в ней происходит усвоение детьми правил поведения с учетом гендерного фактора. Старшие дошкольники выбирают ту сюжетно-ролевую игру, которая помогает им определиться со своей полоролевой ориентировкой.

Импульсивная деятельность, когда ребенок не осознает своей половой принадлежности, постепенно меняется к опосредованной, осознанной деятельности. Мальчики и девочки понимают и принимают социальные роли, связанные с адаптированным к данной ситуации поведением. Дети в сюжетно-ролевых играх могут дать оценку хорошим и плохим поступкам, понимают нравственные нормы добра и зла.

Социальное поведение старших дошкольников отличается возможностью развития способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним, способности самоопределения, самоактуализации. Всё это представлено навыками культурного поведения, специфическими знаниями (индивидуальным опытом познания окружающего мира), ролевым поведением, его социальной компетентностью. Социальные роли детей подчинены правилам, изменяющимся в зависимости от ситуации. Следовательно, социальное поведение мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста должно быть инициативно, гибко, адаптировано к необходимой ситуации, самостоятельно и независимо. При изменении одного компонента меняется вся составляющая.

Процесс социального поведения детей старшего дошкольного возраста включает социальное самосознание: видовой (ребенок – человек), родовой (ребенок – член семьи), половой (ребенок – носитель половой сущности).

Таким образом, развитие социального поведения старших дошкольников включает несколько компонентов:

Мотивационный (проявления доброты, заботы, помощи, внимания, милосердия);

Когнитивный (познание другого человека – взрослого, сверстника – и способность понять его интересы и потребности, заметить изменение настроения, эмоционального состояния и др.);

Поведенческий (связан с выбором подходящих для ситуации способов общения и образцов поведения).

Термин «гендер» впервые встречается в исследованиях Р. Столлера.

По мнению Н.И. Абубакировой, «гендер»- социокультурное происхождение различий мужчин и женщин .

А.А. Чекалина рассматривает, «гендер» как социально-психологический пол человека, включающий в себя характеристику и особенности личности индивида в социуме, проявляющиеся в общении и взаимодействии .

К старшему дошкольному возрасту, ребенок осознает свою половую принадлежность, проявляет интерес и стили поведения к различным играм и партнерам в них.

Гендерное поведение дошкольников отличается когнитивностью (ребенок относит себя к определенному полу); эмоциональностью (проявляет полоролевые предпочтения, высказывает свои интересы, представляет ценностные ориентации, реагирует на оценку, проявляет эмоции, связанные с формированием черт маскулинности и феминности); поведенческим аспектом – как ребенок усваивает модель поведения типичную для пола.

Педагоги и родители должны понимать своего ребенка, помогая раскрыть его гендерные возможности. В период пребывания в дошкольном учреждении дети подвергаются исключительно женскому вниманию. Воспитатели не идентифицируют гендерный образ ребенка с определенной социальной ролью. Нужно полоориентированное обращение к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.

В связи с этим важной задачей является повышение квалификации воспитателей ДОУ по осуществлению дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности.

В дошкольном возрасте гендерная принадлежность особенно интенсивно формируется в игровой деятельности. Дети старшего дошкольного возраста внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. В результате этого дошкольники могут развивать у себя очень жесткие и стереотипные представления о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки».

При этом дети большое внимание обращают на особенности поведения, соответствующие его полу и не проявляют интереса к неуместному для его пола поведению.

Следовательно, воспитание старших дошкольников с учетом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми он постоянно сталкивается в семье. Поэтому, в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой детей, педагог должен создавать ситуации, направленные на проявление у мальчиков и девочек тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Таким образом, на основании изученных исследований, раскрывающих сущность и содержание социального поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, мы разработали методические рекомендации педагогам ДОУ по формированию гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Педагогам необходимо провести беседу со старшими дошкольниками с целью выявления представлений у них о роли занятости мужчины и женщины в семье, определения знаний о различиях мальчиков и девочек, культуре их поведения. Результаты беседы должны стать основой для разработки плана дальнейших действий воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, тактики подбора комплекса необходимых сюжетно-ролевых игр с учетом гендерных особенностей.

Педагоги должны провести наблюдение за самостоятельно организованными сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников с целью выявления у каждого ребенка, принимающего участие в игре, его социальной роли.

Для составления подробного социального портрета каждого ребенка необходимо провести анкетирование с родителями. Вопросы анкеты должны быть подробно разработанными, понятными и читаемыми. Следовательно, всё это должно служить отправной точкой для комплекса деятельности, развивающей у ребенка самосознание своей социальной роли, учитывая гендерную принадлежность. При подборе сюжетно-ролевых игр с гендерным фактором необходимо развивать у старших дошкольников сознание того, что он принадлежит к определенному полу, ему присущи именно те черты поведения, которые и составляют его социальный портрет.

Воспитатели не должны навязывать детям игры, в которых нечетко определены мужские и женские роли. При выборе данных игр необходимо помнить, что мальчики предпочитают игры военного направления, строительные и игры, связанные с получением ими определенных трудовых навыков. Девочки старательно копируют взаимоотношения в семьях и им интересно проигрывание чувств и эмоций, а не действий, как у мальчиков.

Работа по формированию социального поведения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре должна продолжаться в течение длительного времени, так как гендерный аспект, по мнению Н.И. Абубакировой, А.Д. Глафировой и др., усваивается достаточно тяжело.

Воспитателям рекомендуется провести комплекс мероприятий по педагогическому просвещению родителей, связанных с полоролевой ориентацией. Таким образом, только совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей может дать эффективный результат и помочь мальчикам и девочкам старшего дошкольного возраста твердо усвоить свою социальную роль.

Поводом для написания этой статьи послужили наблюдения за поведением молодых людей в автобусах города К. Садишься в автобус и слышишь объявление: «Уважаемые пассажиры, первые места предназначены для инвалидов, пассажиров с детьми, пожилых людей и беременных женщин. Будьте внимательны друг к другу!» Действительно - приятно слышать. Но вот по жизни наблюдаешь несколько другую картину. Итак, автобус следует от дачных участков, в салоне много пассажиров (в основном женщин пенсионерок), нагруженных сумками.

Сидит паренёк у окна, в ушах наушники, глазами смотрит в свой телефон, ничего вокруг не замечает. Доехал спокойно до нужной ему остановки и вышел. Одна из женщин справедливо заметила: «Я стеснялась попросить его, чтоб уступил место, думала, у него, может, ноги болят». Ещё один случай: на первом сидении хорошо устроились мама и сынок лет 4 - 5. Рядом стоят пожилой мужчина и 2 женщины. Молодая мама даже не пошевелилась и не подумала, что они занимают два места. Ну, хотя бы одно можно уступить?

Нормы поведения дошкольников

Мне сразу же вспомнился случай из моей практики. Будучи студенткой пединститута, я была на практике в детском саду. Мы с воспитателем Тамарой Алексеевной готовились к экскурсии в лесополосу близ города. Одним из мероприятий подготовки к данной экскурсии было родительское собрание, на котором Тамара Алексеевна предупредила родителей, что в автобусе должны сидеть взрослые и девочки, если мест сидячих будет недостаточно, то мальчики постоят рядом со взрослыми, держась за поручни. В процессе беседы с родителями она пояснила, что родители должны думать о формировании у мальчиков правильного отношения к девочкам и взрослым и понимания мужского достоинства, учить их вести себя сдержанно, учтиво. Подчеркнула, что эти качества должны проявляться в поступках детей и попросила родителей поддержать её в формировании норм поведения детей дошкольного возраста.

Нормы поведения детей в обществе

Усваивая необходимые навыки, нормы поведения ребёнка в обществе происходит знакомство с правилами поведения. Благодаря этим правилам дети начинают понимать, как надо вести себя на улице, в транспорте, общественных местах и т. п. Дети старшего дошкольного возраста уже знают и понимают, что при встрече необходимо здороваться, при расставании говорить «до свидания». Они умеют и знают для чего нужно выполнять правила санитарии и гигиены, обращаться вежливо с просьбой к взрослым и ровесникам, благодарить за услугу и прочее. Далее более подробно воспитательница коснулась правил поведения детей в транспорте и общественных местах: уступать место старшим, девочкам, нельзя громко разговаривать, нельзя в транспорте есть пирожные, печенье, мороженное и т. п. Причём в беседе с родителями Тамара Алексеевна подчеркнула, дети воспринимают правила поведения тогда, когда взрослые их обосновывают. Например, можно просто строго сказать: «Нельзя в автобусе есть мороженое.», а можно и так выразить мысль: «Нельзя в автобусе есть мороженое, так как можно испачкать одежду рядом сидящего или стоящего человека.» В первом случае требования категоричны и не требуют раздумий, а во втором случае - они рассчитаны на осознанность, а мотивировка слова «нельзя» связана с удобствами для других, поэтому ответственность детей за собственное поведение повышается.

Родители должны научить ребёнка способности связывать нарушения правил поведения с отрицательными последствиями для других. Поэтому всегда полезно оценивать поступки детей. Уступил место старшим - молодец, возможно у пожилого человека болит нога и ему трудно стоять, и т. п. Не уступил - поступил не по правилам. Похвала и порицание дают конкретные понятия о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо».

Нормы поведения детей в семье

Ведя разговор о правилах поведения, нужно всегда помнить, что дома то же необходимо соблюдать эти правила: нормы поведения ребёнка за столом, в общении с взрослыми, умение встречать гостей, правильно вести себя в гостях и прочее. Родителям следует помнить, что считается нужным их образец в соблюдении норм и правил поведения детей. Вежливость, любезность, внимательность к окружающим должны быть присущи каждому члену семьи. И эти качества родителями прививаются с самого раннего детства. К семи годам дети должны понимать, что если в доме кто-то отдыхает, то нельзя играть в шумные игры, громко включать музыку, телевизор. Пришедшим в дом гостям нельзя показывать своё плохое настроение, чтобы гости этого не заметили, а то пожалеют, что они пришли. Необходимо помогать матери, отцу по дому. Пришедшему в гости к ребёнку, лучше предложить игрушки, хотя иногда этого и не хочется делать. Если гость что-либо сломал, не следует подавать вида, что ты расстроен и прочее.

Психологической особенностью дошкольника является его стремление к подражанию. Сила примера в сочетании с «хорошими» поступками взрослых усиливает желание детей делать всё по правилам. В беседе Тамара Алексеевна дала характеристику мальчиков и девочек группы.

Её характеристика была примерно такой: «Коля проявляет вежливость при просьбе», «Вера всегда аккуратна и осторожна», «Вася предупредительный мальчик, всегда гостям группы подаст стул», «Нина очень внимательна и отзывчива», и так обо всех. Согласитесь, нет правил без исключений, так и в группе не бывает, что все дети отличаются примерным поведением. Так, например, что она сказала о хулигане Боре? «Боря сегодня понял, что нужно благодарить за оказанную услугу, а Таня со всеми здоровается утром так, чтобы все слышали и обещала всегда здороваться.» Другими словами можно сказать - воспитатель нашла способы воздействия на детей и показала родителям, как с ребёнком можно быть мягким и в то же время строгим. На это указывал А.С. Макаренко, который сказал, что между пониманием ребёнка, как нужно поступить, и привычным способом его поведения «есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом».

Воспитание правильного поведения детей

«Заполнить опытом» — значит постоянно упражнять ребёнка в выполнении правил и норм поведения. Чего, я думаю, не было у сидящего в автобусе мальчика подростка и, уверяю вас, не будет у того ребёнка, чьи мама или папа не умеют сами выполнять элементарные правила. Я часто вспоминаю, как нам классная руководительница, Нина Петровна, всегда приводила примеры из жизни прославленных героев (в то время просто на таких примерах воспитывали) и потом она с нами уже вела просто разговор о культуре поведения. Это, став взрослыми, мы поняли, что нас воспитывали. Представьте себе - как поведёт мальчик, о котором я написала, в трудной ситуации, когда речь зайдёт о спасении других и его конкретно жизни и спасении? Да, есть вероятность, что он проявит чувства настоящего мужчины…

Дома, говоря на подобную тему с детьми, лучше всего приводить примеры из литературы, жизни знакомых вам людей. Необходимо, чтобы дети поняли, что большое всегда вырастает из малого, как гласит мудрая пословица: «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого шага…»

Культура поведения людей проявляется не только в умении здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, но и в способности быть доброжелательным, с уважением относиться к окружающим.

Чего вам всем желаю.

В разных жизненных ситуациях нам приходится сталкиваться с разными обстоятельствами жизни

Ребенок и социальные нормы

Каждый год детства, подростничества и юности - это не только новый шаг в психическом развитии, становлении личности, формировании психических функций и "вызревании" интеллектуальных возможностей, но это еще и ступень социального становления, расширения и качественного изменения социально-психологических возможностей человека. Социально-психологическое развитие - это процесс усвоения человеком доступного ему на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, во внутренние социальные ценности и установки. Определение громоздкое, но оно отражает суть этого процесса.

Находясь в некоторой среде - семье, образовательном учреждении, компании сверстников - ребенок как бы "заглатывает" те нормы и ценности, которые в этой среде главенствуют, а затем постепенно перерабатывает их, изменяя и приспосабливая к своим индивидуальным особенностям и жизненным целям. Но все очень непросто. Процессы "поглощения" и переработки социального опыта разнесены во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет бурный процесс переработки, осмысления опыта: в это время главное - жить не как все, быть непохожим на других. Сложная спираль социально-психологического развития должна привести к социальной зрелости личности - состоянию гармонии типического и индивидуального в человеке. Но случается это не быстро и не всегда.

В детстве и в юности история взаимоотношений человека с нормами драматична, полна опасностей, преодолеть которые без помощи и поддержки удается далеко не всем. На каждом этапе можно выделить некоторые принципиально важные задачи для взрослых, работающих с детьми. От эффективности их решения зачастую зависит, будет ли развитие ребенка естественным и продуктивным.

Этапы социально-психологического развития жестко к возрасту не привязаны. Хотя есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем развития интеллекта. И вообще, высокий уровень социальной ответственности и самостоятельности возможен, по мнению Кольберга, одного из признанных авторитетов в области возрастной психологии и воспитания, лишь при достижении высшей стадии развития мышления (по Ж. Пиаже).

Подростковый возраст, возносящий ребенка на высшую, из доступных ему, ступень интеллектуального развития, наиболее богат и драматичен с точки зрения социально-психологического развития. Но и задолго до него ребенок вступает в активное взаимодействие с миром ценностей и норм.

Дошкольник.

Чрезвычайно причудливо переплетается нормативность и спонтанность поведения и оценок в дошкольный период. С одной стороны, дошкольник не уверен в достаточности собственного опыта и весьма восприимчив к усвоению норм и правил, поэтому во всех ситуациях, контролируемых "взрослым миром", ребенок стремится быть жестко и некритично нормативным. С другой стороны, произвольный контроль за собственными действиями у маленького ребенка еще очень нестабилен, поэтому при отсутствии постоянного внешнего нормативного давления он не в состоянии самостоятельно удерживаться в рамках "правильного" поведения. Еще одна возрастная черточка дошкольника. Да, ребенок очень чувствителен к нормам, с удовольствием копирует внешние образцы поведения, но в своем стремлении к подражанию он некритичен и "всеяден". С одинаковым упоением он воспроизводит как "хорошие", так и "плохие" социальные образцы.

Как распутать этот узел? У родителей и педагогов есть большой соблазн вести социальное развитие ребенка по линии "урезанного" подражания (подкрепляя только социально положительные образцы). Но это тупиковая дорога. Другая, но более реальная перспектива выглядит менее привлекательной с педагогической точки зрения, так как таит в себе множество конфликтов и острых углов, но именно она выводит ребенка на новый личностный уровень. Это линия формирования социальной независимости поведения. Смысл независимости - в умении замечать ситуации, когда поступки сверстников или взрослых расходятся с твоим опытом, и противостоять их авторитету, поступая так, как считаешь нужным. Первые проявления независимости - в осознании ошибок других людей. Во что обратятся первые ростки такой социальной самостоятельности, во многом зависит от реакции взрослого. Неприятно, когда маленький ребенок указывает на непоследовательность или явную ошибочность ваших действий. Но что делать?

Младший школьник.

7-10 лет - блаженный для воспитателей этап социально-психологического развития ребенка, получивший устойчивое название "правильный возраст". Учить иных - тяжелый крест, но в целом педагогам начальной школы грех жаловаться. Вот только ответственность на них лежит колоссальная, а последствия неправильной социально-психологической "политики" по отношению к детям могут наблюдаться многие и многие годы. "Долгое время, - констатирует Х. Лейтес, - школьная жизнь и состоит в том, чтобы слушаться учительницу, выполнять то, что она скажет". Важнейшая социально-психологическая задача "правильного возраста" - усвоение типического опыта. Часто не критическое. Главное - накопить, научиться выполнять, впереди еще много времени для того, чтобы все осмыслить. Не надо ребенку в этом мешать. Не надо пытаться сделать его личностно-независимым в 9 лет. Он может с этим не справиться. Важно только не эксплуатировать нормативность ребенка, уважать его достоинство и огромный личностный потенциал. Но настанет время, и... "Правильный" возраст с различными индивидуальными вариациями продолжается до 10-11-ти лет.

Младший подросток.

К 12-ти годам начинает набирать силу социальная активность, потребность в реализации своего морального мировоззрения. Я бы сравнила этот этап возрастного развития с историческим периодом крестовых походов. Младших подростков отличает особый интерес к обобщенным нравственным нормам, отвлеченным социальным представлениям.

Принцип явно превалирует над конкретным случаем. Оценивая частную ситуацию, ребенок пытается применить к ней тот или иной нравственный закон, почерпнутый им из книг, героических фильмов, семейных разговоров. Но не из своей жизни. Личный опыт все еще не обладает большой ценностью в глазах его носителя.

Соедините все вышесказанное с потребностью ребенка быть активным в отстаивании своих взглядов на жизнь, его способность к совершению сильных поступков, которой он не отличался еще 2-3 года назад, и вы получите взрывоопасный, драматичный внутренний мир, вы увидите зародыш грядущих душевных потрясений. Вы найдете также источники жизненных сценариев типа "Павлик Морозов", молодежных фашистских организаций, экстремистских религиозных организаций. Нужно быть очень осторожным в словах и поступках при общении с младшим подростком. Ложь, двуличие взрослых вызывают у него сильные негативные чувства. Трудно вернуть доверие человека, весь мир для которого черно-белый, если вы уже ступили хотя бы одной ногой на черную его сторону.

Старший подросток.

13-15 лет - возраст всепобеждающего стремления к индивидуализации и отрицания типического социального опыта. Но подросток еще не готов к полной личностной автономизации, его душит сильный эмоциональный протест, на фоне мощных душевных переживаний еще нет места анализу, осмыслению, поиску собственных ценностных ориентиров.

Половинчатая автономизация подростка выражается так же причудливо, как половинчатая норматизация в дошкольный период. Подросток освобождается от обобщенных, не работающих в жизни и некритично усвоенных социальных норм мира взрослых, через некритичное, полное погружение в нормы референтной группы сверстников. Теперь основной источник, из которого он черпает материал для познания мира социальных отношений, - стихийный личный опыт, получаемый часто в рискованных, экстремальных формах. Подросток не свободен от типического опыта, ребенок развивается в противофазе к нему. И он не ищет свободы, он к ней не готов. Ему нужна жизненная дорога, по которой можно было бы идти, свободно размахивая своими длинными непропорциональными и неловкими руками, и у которой были бы четко очерченные, понятные и недвусмысленные бордюры. Нет возврата к некритичной нормативности. Вернее, есть, но ценой отказа от индивидуальности.

Есть путь "вечного подростка", находящегося в мнимо свободном полете, и есть путь формирования социально-психологической самостоятельности, осознанной, лично сформированной и принятой нормативности. По мнению Кольберга, путь к социально-психологической зрелости начинается после 15-ти лет. Но начало и конец этого пути трудно привязать к возрастным этапам. Зрелость - это такой уровень развития, когда человек ориентируется в действиях и оценках на собственные ценности и нормы , но обладающие общечеловеческой широтой и универсальностью. У зрелой личности достаточно высокий интеллект, многообразный социальный опыт, чувство собственного достоинства, пронесенное через все бури и потрясения детства и подростничества.

Наталья Петровна
Беседа «Правила поведения и социальные нормы общества»

Цель беседы : сформировать понятие о социальных нормах и правилах поведения в обществе .

Задачи :

Раскрыть содержание понятия социальных норм ;

Обобщить особенности правил поведения в обществе ;

Провести опрос на выявление уровня усвоения изученного материала.

Правила поведения в театре , в кино

Собираясь в театр, кино или на концерт, помни, что отдохнуть и получить наслаждение хочешь не только ты, но и другие. Поэтому не мешай окружающим приятно проводить время. Это главная заповедь при выходе «в люди» .

Одежда торжественная : прийти в театр в джинсах и футболке - признак дурного тона.

В театр, кино и на концерт приходи заранее, чтоб успеть отдышаться, сдать верхнюю одежду в гардероб, привести себя в порядок и найти места. Если твои места в середине зала, проходи к ним лицом к сидящим. Если ты пришел с девушкой, ты идёшь первым, прокладывая путь и принося извинения недовольным соседям. Кстати, воспитанный человек, если его потревожат, никогда не покажет своего раздражения и не будет ждать, пока у него попросят разрешения пройти, а встанет заранее сам, заметив идущих по узкому проходу. Вставая и садясь, старайся избегать шума. Сиденья кресла опускай бесшумно (ты должен сделать это для своей девушки) . Вставая, придерживай сиденье рукой, чтобы оно не ударилось о спинку кресла. Не занимай оба подлокотника, ведь твоему соседу, возможно, тоже хочется облокотиться. Свои вещи держи на коленях, а не бросай на пол под сиденье. Не склоняйся на спинку соседнего кресла и не упирайся в него ногами. Не занимай чужих мест; неприятно смотреть на тех, кого с позором изгоняют с чужих мест.

Если ты по какой-либо причине опоздал, входи в зал тихо и садись на свободные места, если таковых нет - стой возле двери. Свои места можно занять только во время антракта.

У некоторых людей есть привычка перед началом фильма или спектакля рассказывать содержание. Этого делать нельзя. У твоего спутника будет возможность вскоре самому всё узнать.

Во время спектакля ты должен только слушать и смотреть. Даже если спектакль или фильм неинтересен, вежливость обязывает молча досидеть до конца спектакля. Если это невыносимо - зал можно покинуть в перерыве.

Когда начинается программа, нужно прекратить всякие разговоры. Во время спектакля запрещается делать все, что мешает окружающим : шушукаться с соседом, хихикать, ёрзать в кресле, шуршать обёртками от конфет, жевать, вслух комментировать происходящее на сцене или экране, подпевать исполнителю или отбивать такт ногой, сидеть с любимой голова к голове, разговаривать по сотовому телефону. Сотовый телефон должен быть отключен на время спектакля. Если у тебя кашель или насморк, подумай, прежде чем выходить в свет. Нужно позаботиться не только о своем здоровье, но и о спокойствии других. Сходишь в другой раз.

Как уходить. Некоторые срываются с мест и мчатся в гардероб, не дождавшись конца пьесы. Это в высшей степени невежливо. Дождись, когда опустится занавес и все артисты уйдут со сцены, только после этого вставай с места.

Последнее замечание. Ты не имеешь права бросать девушку на произвол судьбы посреди ночного города (многие спектакли заканчиваются довольно поздно) . Ты обязан проводить ее, если не до двери, то хотя бы до подъезда ее дома. Хотя если уж до подъезда дошел, то и до квартиры довести сможешь.

Правила поведения на улице

На улице много народа, а потому ты должен соблюдать основные правила массового общения , чтобы избежать стрессов и конфликтов.

Итак, у нас правостороннее движение , поэтому идя по улице, не устремляйся против общего потока . Встречных обходи с правой стороны . Даже если ты очень торопишься, не лети, сбивая всех с ног, не прокладывай себе дорогу локтями, а проси разрешения пройти : «Извините, разрешите пройти» .

В многолюдной толпе не превращайся в черепаху, иначе ты можешь дождаться, когда кто-нибудь придаст тебе ускорение. Не останавливайся внезапно посреди тротуара, даже если тебя осенила гениальная мысль. Иди в ритме со всеми.

Сумки несут обычно в правой руке , стараясь не бить ими прохожих по ногам и не пачкать пальто. Зонт неси в вертикальном положении. Раскрытый зонт держи над головой так, чтобы вода не стекала на прохожих, а спицы не лезли им в глаза. Если ты под зонтом с девушкой, то зонт держишь ты.

Правило гласит : мужчина, сопровождающий даму, всегда идёт с левой стороны. Этот обычай уходит в средние века, когда у каждого мужчины на левом боку висела сабля или шпага. Чтоб оружие при ходьбе не ударяло по ногам спутницы, мужчина старался идти слева от дамы. Этому правилу в наше время не подчиняются только военные в форме. Чтобы отдавать воинское приветствие встречным военным и не задевать при этом локтем свою даму, им удобнее идти справа .

Любую тяжелую ношу своей спутницы настоящий мужчина обязан взять в свои руки, но не дамскую сумочку - девушка несет её сама. Мужчина с дамской сумочкой в руках смотрится смешно и нелепо.

В немноголюдной толпе молодые люди могут пройтись в обнимку, если они сумеют при этом идти красиво и не мешать общему движению . На улице неприлично смеяться, целоваться и находиться нетрезвым.

Если ты встретил на улице своего знакомого, не останавливайся посреди тротуара, чтобы переброситься с ним парой слов - отойди в сторону. Если ты кого-то ждешь на улице, то лучше походи взад-вперед, а не стой на одном месте.

Если девушка, идя с тобой, повстречала другого знакомого парня, то она не обязана вас представлять друг другу. Ты должен идти вперед медленным шагом или стоять поодаль, пока она разговаривает с повстречавшимся человеком. В то же время современный этикет запрещает в подобной ситуации парню оставлять девушку одну. Ты должен представить свою спутницу и только после этого начать беседу .

Если тебе нужно обратиться к прохожим, чтоб узнать дорогу, не забудь воспользоваться словами : «спасибо» , «пожалуйста» и «простите» . Если, напротив, за помощью обратятся к тебе, ответь ясно и коротко. Если не знаешь, так и скажи : «К сожалению, я не знаю» , а не запутывай человека длинными разъяснениями. Абсолютно недопустимо пройти мимо, проигнорировав вопрос или процедив сквозь зубы нечто невразумительное.

Есть на улице недопустимо, даже если ты голоден, как волк. Лучше зайди в кафе или бар. Летом в жару можешь съесть мороженое - это нужно сделать быстро и изящно, не дав ему растаять.

Ни для кого не секрет, что нужно неукоснительно соблюдать правила дорожного движения . Всегда придерживайся правой стороны дороги , а если нет тротуара, то иди навстречу движению.

Не пересекай проезжую часть улицы наискось, не перебегай улицу в неположенном месте. Не прогуливайся с друзьями в шеренгу по тротуару, вы закроете весь проход, и прохожие будут вынуждены вас обходить. Там, где можно пройти только по одному, пропусти вперед старших.

Громко не разговаривай и не смейся во весь голос; не разбрасывай по сторонам обёртки от жвачки и конфет - для этого есть мусорные контейнеры.

Не показывай пальцем на людей или предметы. Совершенно недопустимо проявлять любопытство к людям с внешними недостатками. Помоги таким людям, а также старикам, если этого требует ситуация. Однако не навязывай свои услуги, если люди в твоей помощи не нуждаются, либо отказываются. Если ты заметил у человека (даже незнакомого) какие-то погрешности в одежде, то тихо скажи ему об этом - человек будет тебе благодарен. Если человек уронил носовой платок, прикасаться к нему не следует. Надо подойти к его владельцу, тихонько сказать : «Вы уронили» , и показать глазами.

При входе в магазин сначала пропусти выходящих, а потом уже заходи сам.

Необходимо помнить, что мужчина или парень с сигаретой в зубах, сопровождающий женщину, компрометирует эту женщину на все сто процентов.

Как вести себя в общественном транспорте

Нельзя висеть на подножках или бежать за движущимся транспортом, а тем более вскакивать и запрыгивать на ходу - это опасно для жизни. Если автобус переполнен, лучше подожди следующего.

При посадке и высадке пропускай вперед детей и пожилых, уступай им место. Необходимо уступать сидячие места больным, беременным женщинам, родителям с детьми и пожилым людям. Это правило еще никто не отменял. Трамвай обходи спереди, автобус и троллейбус - сзади.

Чтобы пройти в переполненном автобусе или троллейбусе, не стоит «работать локтями» , толкаться, лезть напролом, просто попроси посторониться, пропустить вперед.

В общественном транспорте недопустимо есть что-либо, грызть семечки, ковыряться в зубах, курить, стряхивать снег или дождевые капли с одежды, бросать мусор на пол, разглядывать пассажиров, развёртывать газету на полвагона, заглядывать в книгу соседа, вести беседы о личной жизни и служебных делах, подслушивать чужие разговоры.

Если ты перевозишь колющие и режущие предметы, то аккуратно их упакуй, иначе можешь поранить или порвать чулки или одежду пассажирам.

Правила поведения в поездке за рубеж

В последнее время русские люди все чаще выезжают за рубеж, и здесь есть свои острые моменты.

Во-первых, запомни, другая страна - другие нравы. К обычаям другой страны необходимо относиться деликатно. За границей ты представляешь нашу страну, и по твоим поступкам и поведению будут судить о народе в целом.

Собираясь за границу, узнай о климате, обычаях и достопримечательностях той страны, которую ты собираешься посетить, чтоб не попасть впросак. Не поленись выучить несколько английских слов и фраз - они тебе там могут пригодиться.

В аэропорт необходимо приехать заранее, чтобы успеть выполнить необходимые формальности. Таможенный досмотр не воспринимай как личное оскорбление : таков порядок везде.

В самолёте думай не только о своем покое, но и о покое окружающих. Не издавай криков удивления или страха при взлёте и посадке. Не рассказывай соседям страшных историй об авариях и катастрофах в небе. Не занимай чужих мест, у тебя есть свое. Не бравируй своей смелостью и пристегнись ремнём безопасности, таковы правила .

В поезде правила этикета остаются в силе. Заходя в купе, поздоровайся со спутниками. Представляться не обязательно, только если появилось желание продолжить знакомство.

Не злоупотребляй правом на нижнюю полку , которая формально закреплена за тобой билетом. Ведь человек с верхней полки не сможет всю поездку провести там. Дай ему возможность периодически спускаться вниз и сидеть рядом. Помни и о том, что ящик для багажа тоже общий.

Больному или пожилому человеку воспитанный юноша всегда уступит лучшее место.

Есть в поезде нужно так, чтобы не беспокоить соседей. Не употребляй продукты с сильным ароматом : чеснок, лук, селедку и тому подобное. Во время еды не откусывай от целого помидора так, что брызги летят во все стороны, не разрывай зубами кусок мяса, не выламывай крылья курице, не чавкай, в общем , веди себя достойно.

Тихая, приятная беседа поможет в дороге скоротать время. Однако не подавляй попутчиков своей чрезмерной общительностью : не рассказывай им всю историю своей жизни, не посвящай в свои личные проблемы, не задавай некорректных вопросов : кто да зачем едет, где работает, сколько получает и т. п. Мрачно молчать тоже не стоит - это угнетающе действует на окружающих. Лучший способ прекратить разговор с назойливым соседом - углубиться в книгу или журнал.

В поезде не устраивай шумных бесед , не играй в карты до глубокой ночи (нет нужды говорить, что ни в коем случае не играй в карты с незнакомыми людьми, иначе рискуешь быть ободранным как липка, не пой, не расхаживай по вагону, не хлопай дверьми и не занимай надолго туалет.

Правила поведения в коллективе

Вежливому, культурному человеку присуща тактичность. Такт - это чувство меры. Быть тактичным - значит уметь чувствовать настроение другого человека, учитывать особенности его характера, считаться со свойствами его натуры и в зависимости от индивидуальности каждого находить ту или иную форму общения с ним .

В коллективе - в школе, институте и т. д. - будь вежливым. Хамство недопустимо нигде.

Внимание к приятелям, одноклассникам не должно быть назойливым. Не лезь в душу к людям, не грузи их своими проблемами. Избегай фамильярности по отношению к другим, не допускай ее и по отношению к себе.

Никогда не перемывай кости окружающим, не обсуждай их манеру одеваться, фигуру и цвет лица, не судачь о том, кто как на кого посмотрел, иначе горя не оберешься : уже на третьем человеке твои слова обретут совершенно иной смысл. Сплетни - грязное дело, постарайся и сам не опускаться до них, и старайся, чтобы это не коснулось тебя.

Если ты любишь шутить, следи, чтобы твои шутки не задели самолюбия окружающих, постарайся не причинить боли неуместной шуткой. Помни важное правило : в 99% из 100 твои шутки над внешностью людей, их именами или какими-то привычками успеха тебе не принесут и друзей вряд ли добавят.

На реальные ошибки людей нужно указывать спокойно, без оскорблений.

Если возникло какое-то недоразумение, если ты считаешь, что с тобой обошлись несправедливо , постарайся спокойно разобраться в ситуации. Раздражение - плохой помощник, нужно владеть собой. Парень, потерявший контроль над собой и переходящий на личности, оказывается в еще более удручающем положении.

Социальные нормы - это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды [от англ. attitude - отношение (к чему-либо)] и интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения.

Представление о том, что значительная часть нашего поведения напрямую зависит от социальных норм и социального контекста, давно принято наукой. Я даже думаю, что это величайшее достижение социальной психологии.

Игли (Eagly, 1987) выдвинула предположение, что гендерные стереотипы, в сущности, являются социальными нормами. Это означает, что у всех нас есть представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, что подавляющее большинство людей придерживается этой же точки зрения и что обычно мы отдаем себе отчет, какое именно поведение считается правильным для представителей того или иного пола. Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых мы стараемся соответствовать гендерным ожиданиям,- это нормативное и информационное давление. [Эти термины ввели Дойч и Жерар (Deutsch и Gerard) в 1955 г.]

Роль нормативного давления

Термин «нормативное давление» (normative pressure) описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания (социальные нормы), чтобы общество его не отвергло. Нормативное давление очень важно в нашей приверженности гендерным ролям.

Ряд исследований показали, что несоответствующее гендерной роли поведение особенно сильно вредит популярности среди мальчиков (Berndt & Heller, 1986; Huston, 1983; Martin, 1990) и что родители негативно реагируют на игры своих детей, характерные для противоположного пола (Fagot, 1978; Langlois & Downs, 1980).

К сожалению, роль нормативного давления в желании соответствовать гендерным ролям пока мало изучена у взрослых людей. В одном исследовании (O"Leary & Donoghue, 1978) было обнаружено, что учащиеся колледжа находят допустимым, когда человек ведет себя как лицо противоположного пола, но результаты двух других исследований показали, что несоответствующее гендерным ролям поведение приводило к снижению популярности (Berndt & Heller, 1986; Tilby & Kalin, 1980).



Размышляя о роли нормативного давления в стремлении людей соответствовать гендерным ролям, я неизменно вспоминаю своего знакомого по имени Клифф. Учась в колледже, я подрабатывала официанткой, и мы с Клиффом оказались в одной смене. В то время он с головой погрузился в изучение гендерных ролей и решил в качестве эксперимента нарушить одну-две гендерных нормы. Начал пользоваться розовым лаком для ногтей и губной помадой, а впоследствии иногда обслуживал клиентов, надев юбку. Мы отслеживали, как отражался его внешний вид на чаевых. Как только Клифф нарушал гендерные нормы в отношении одежды, то тут же получал в наказание меньше чаевых. Порой даже вмешивалась администрация, которая требовала, чтобы он носил брюки и использовал меньше косметики.

Верите ли вы, что за отклонение от гендерной роли вам грозят социальные наказания? Случались ли у вас трудности при попытке нарушить свою гендерную роль? Многие женщины опасаются, что их могут посчитать слишком агрессивными (и назвать «стервой»), а мужчины боятся, что если они будут слишком внимательны к своей партнерше, то друзья начнут считать их «слюнтяями». Вспомните, сколько существует пренебрежительных слов, которые используются применительно к одному из гендеров и отражают разницу в нормах для мужчин и женщин.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг., отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение (French, 1992). В рамках ультраортодоксального иудаизма (который не исповедуют большинство евреев) с женщинами, которые отказывают в сексе своим мужьям или пренебрегают исполнением работы по дому, можно развестись без их согласия и лишить их всех прав на детей. Хасидские мужчины напали на группу паломниц во главе с женщиной-раввином, несущей Тору, которые хотели совершить поклонение перед Стеной Плача в Иерусалиме,- хасиды полагают, что женщинам не дозволено надевать шали, предназначенные для религиозных церемоний, и даже прикасаться к Торе. Более чем у 20 миллионов женщин во всем мире половые органы изувечены в результате клитородэктомии [хирургическая операция, состоящая в удалении клитора и малых половых губ] и других операций, направленных на то, чтобы навсегда уничтожить возможность оргазма или сохранить девственность [чтобы гарантировать отсутствие добрачных сексуальных связей, малые половые губы сшиваются еще в детском возрасте, а вырезаются непосредственно перед свадебным обрядом].

Несмотря на жуткую боль и длительные физиологические проблемы, сопровождающие подобные манипуляции, эта практика продолжает существовать, потому что мужчина не возьмет в жены не изувеченную девушку, а девушка, чтобы выжить, должна выйти замуж (French, 1992). Если женщина хочет получить поддержку в своем обществе, то должна пройти этот уродующий обряд. В таких религиозных общинах на территории Соединенных Штатов, как Римско-Католическая церковь и Церковь Святых Последнего Дня, женщин принуждают следовать традиционным гендерным ролям под угрозой отлучения. А в некоторых протестантских общинах женщин, усомнившихся в необходимости слепого подчинения мужчинам, навещает категорично настроенный пастор, который разубеждает их, показывая в Библии отрывки, подтверждающие подчиненное положение женщины.

Гомосексуальность как нарушение гендерных норм

Важность гендерных норм в современном американском обществе и последствия неподчинения им хорошо иллюстрируются присущей множеству людей реакцией на проявления гомосексуальности. Например, организаторы традиционного парада в честь Дня св. Патрика в Бостоне в 1994 г. предпочли совсем отменить парад, нежели подчиниться решению суда, по которому геи могли принимать в нем участие. С самого раннего возраста социум учит, что мы должны вступить в брак с представителем противоположного пола, иметь с ним детей и усвоить ролевые взаимоотношения особого рода, касающиеся другого гендера. Люди, которые не заводят детей, не вступают в брак, равно как и те, кто имеет романтические и/или сексуальные отношения с человеком своего гендера, часто рассматриваются как нарушители гендерных ролей и подвергаются серьезному социальному принуждению.

Для многих гомосексуальность представляется максимально возможным нарушением гендерных норм. Кайт и До (Kite & Deaux, 1987), а также Тэйлор (Taylor, 1983) обнаружили, что стереотипы гетеросексуалов в отношении гомосексуалов отражают «теорию сексуальной инверсии», которая допускает, что гомосексуалы подобны гетеросексуалам противоположного пола.

Теория сексуальной инверсии (Inversion theory of sexuality). Предположение, согласно которому гомосексуал подобен гетеросексуалу противоположного пола. Склонность к поведению, соответствующему противоположной гендерной роли, рассматривается в рамках этой теории как признак гомосексуализма.

Однако исследования показывают, что такие взгляды далеки от реального положения дел (Peplau & Gordon, 1983; Taylor, 1983; Viss & Burn, 1992). Например, один из общепринятых стереотипов, касающихся гомосексуальных взаимоотношений, состоит в том, что один партнер исполняет традиционную мужскую роль, а другой - женскую. Но результаты исследований указывают на то, что в большинстве пар геев и лесбиянок оба партнера и зарабатывают деньги и равноценно распределяют между собой домашние дела (Blumstein & Schwartz, 1983; Kurdek, 1993; Peplau & Gordon, 1983). Люди с традиционными поло-ролевыми аттитюдами, как правило, хуже относятся к гомосексуалам (Black & Stevenson, 1984; Dew, 1985; Herek, 1984; Holtzen & Agresti, 1990; Krulevitz & Nash, 1980). Предположительно, те, кто высоко ценит традиционные гендерные роли, плохо относятся к гомосексуалам, оттого что видят в них людей, уклоняющихся от соответствующей биологическому полу роли (Taylor, 1983).

За нарушение социальных норм приходится дорого платить. Для гомосексуалов это может принимать форму физического насилия, дискриминации при приеме на работу, разрыва личных отношений, унизительных прозвищ и насмешек. На протяжении почти всей истории США гомосексуальное поведение было законодательно наказуемо, и в рамках закона до сих пор нет равноправия между гомо- и гетеросексуалами. Так, в решении по процессу «Бауэре против Хардвика» (1986) Верховный суд постановил, что фундаментальное право на неприкосновенность частной жизни не распространяется на такую область частной жизни, как гомосексуальное поведение по обоюдному согласию. Леонард (Leonard, 1991) описывает множество судебных процессов, на которых гомосексуальность рассматривалась как преступление.

Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из списка психических расстройств лишь в 1974 г. Теперь психологи считают, что если у гомосексуалов возникают проблемы с душевным здоровьем, то нередко причиной этого следует считать скрытное существование, которое они вынуждены вести из-за неодобрительного отношения общества (Cain, 1991). (Это не означает, что у гомосексуалов хуже обстоят дела с душевным здоровьем, чем у остальной части населения,- результаты исследований не дают повода для подобного заключения; речь идет только об утверждении, что некоторая часть проблем, с которыми сталкиваются гомосексуалы, коренится в неодобрении общества.)

Исследователи отмечают, что когда человек, осознающий себя геем, понимает, в каком конфликте он оказался с идеалами общества, то это приводит к серьезной фрустрации (Hellwege et al., 1988; Thompson, 1992). Знание о том, что гомосексуальность неприемлема, ставит такого человека перед очень тяжелым выбором: признаваться перед людьми в своей инакости или скрывать ее. Признание может повлечь за собой стрессы, напряженность в отношениях с близкими, разрыв с ними, потерю работы (Cain, 1991), расставание с детьми.

Утаивание собственной гомосексуальности связано с не меньшими усилиями и стрессом. Обстановка секретности вызывает ощущение, что ты бесчестен, а то, что скрывается важная часть собственной идентичности, не дает возможности налаживать с людьми доверительные личные отношения (Cain, 1991).

Потенциальная опасность общественной травли - важнейшее условие того, «выйдет» ли гей к остальным людям или будет жить тайной жизнью. В нескольких исследованиях обнаружилось, что озабоченность возможным отторжением со стороны общества - это основной фактор, побуждающий скрываться (Franke & Leary, 1991). Быть гомосексуалом в радикально ориентированном на гетеросексуальность обществе настолько трудно, что в ответ на заявление, что гомосексуальность - это их собственный выбор, некоторые геи возражают, что они ни за что не стали бы гомосексуалами, если бы действительно имели возможность выбирать: это слишком сложно в обществе, которое их не поддерживает (Fairchild & Hayward, 1989).

Отклонения от гендерной роли часто рассматриваются людьми как доказательство гомосексуальности. А ведь мальчики в Соединенных Штатах уже в четвертом классе используют слова вроде «педик» и «гомик», когда хотят оскорбить сверстников с низким статусом (Thorne & Luria, 1986). В ряде исследований (Deaux & Lewis, 1984; Storms et al., 1981) выяснилось, что люди склонны с большей вероятностью воспринимать тех, кто обладает чертами противоположного гендера, как гомосексуалов. Желание избежать этого позорного ярлыка частично объясняет пассивное подчинение гендерным ролям.

Исследователи доказали, что устойчивая ассоциация между неповиновением гендерным нормам и гомосексуальностью стала серьезным препятствием на пути каких-либо перемен в отношении общества к гендерным ролям (Phelan, 1993; Silber, 1990). Особенно негативно могут быть настроены к геям гетеросексуальные мужчины, потому что они глубже впитали традиционные роли и отклонение от мужской роли для них скорее ассоциируется с гомосексуальностью, чем отклонение от женской роли (Morin & Garfinkle, 1978; Whitely, 1990).

Конечно, геям стоит «выходить из подполья», просто для того чтобы уменьшить в обществе количество стереотипов, касающихся гомосексуалов (Viss & Burn, 1992). Но бесспорно, таким людям следует тщательно выбирать, признаваться ли вообще в своей гомосексуальности и если признаваться, то кому. Наше общество все еще изобилует значимыми антигомосексуальными предрассудками, и геи очень часто испытывают на себе негативные социальные последствия отклонения от своих гендерных ролей.

Роль информационного давления

Информационное давление (informational pressure) вызвано тем, что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большой степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими (Smith, 1982). Другими словами, иногда мы подчиняемся не просто из-за того, что боимся осуждения общества, а потому, что без направляющего воздействия других мы действительно не знаем, что думать, чувствовать и делать. При этом мы обращаемся за подсказкой к окружающим и следуем их примеру. Мы живем в цивилизации, которая создана людьми и без них не поддается пониманию. Исходя из этого, можно сказать, что полагаться на окружающих, чтобы расширить наши познания в социальных вопросах и о мире, в котором мы существуем, в целом способствует адаптации. Чалдини (Cialdini, 1993) отметил следующую особенность: чтобы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что считают правильным другие, а свое поведение мы считаем правильным только до тех пор, пока наблюдаем его у окружающих (он назвал это социальной проверкой ).

Социальная проверка (Social proof). Человек оценивает свое поведение как правильное, пока наблюдает такое же поведение у членов референтной группы.

Те же самые механизмы действуют применительно к гендерным ролям: когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим, как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько велика пропасть между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу, что так и есть на самом деле, и соответствуем этим ожиданиям. Мысль о том, что гендеры должны обладать и обладают массой отличий, настолько повсеместно укрепилась в нашей культуре, что неудивительно, если мы считаем ее верной. Далее в этой главе мы обсудим многочисленные каналы, по которым эта информация поступает.

Информационное давление в сочетании с нормативным принуждением частично объясняет силу влияния гендерных норм на наше поведение.

Аронсон (Aronson, 1992) предположил, что подчинение нормативному давлению вызвано нашим желанием нравиться окружающим, а подчинение информационному давлению - желанием быть правыми.

Конформность - экономия мысли

Человеческой психике свойственно экономить время и силы. Так и тенденция подчиняться социальным нормам фактически экономит мышление: все, что от нас требуется в определенной социальной ситуации,- это бездумно демонстрировать социально ожидаемое поведение. Роберт Чалдини в своей книге «Влияние» (Robert Cialdini, 1993) увлекательно аргументирует мысль о том, как велика роль социальных норм в упрощении нашей жизни и сокращении объема необходимых мыслительных операций. Подобная тенденция, отметил он, обычно работает в нашу пользу. Возможно, в раннем возрасте мы обнаруживаем, насколько проще жить, следуя социальным нормам, и научаемся делать это, практически не задумываясь. Часто так происходит и с гендерными нормами. Большинство людей принимают их бессознательно, даже не ставя под сомнение.

Подчинение гендерным нормам: уступчивость, одобрение или идентификация?

Хотя в подавляющем большинстве случаев нашей реакцией будет почти автоматическое подчинение социальным нормам, бесспорно, существуют ситуации, когда мы этого не желаем. Социальные психологи признают, что, если люди подчиняются, это совсем необязательно означает, что они согласны с социальным договором. Иногда мы изменяем свое поведение, чтобы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если в действительности их не приемлем. Этот тип подчинения получил название уступчивость (желание избежать социального наказания и завоевать социальное одобрение), а основу его составляет нормативное давление.

Уступчивость (Compliance). Тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.

Одобрение, интернализация (Acceptance). Тип подчинения социальным нормам, когда человек с ними полностью согласен.

Идентификация (Identification). Тип подчинения социальным нормам, при котором человек повторяет действия ролевой модели.

Когда Диана посещает свою бабушку, то сталкивается с некоторыми неудобствами. Например, в этом доме принято, что женщины во время обеда подают мужчинам блюда, уносят их грязную посуду, занимаются уборкой. Диана не считает это правильным, но в доме своей бабушки делает,- ведь если она откажется, то обидит родственников. За столом Диана обслуживает своего мужа, который соответственно ей подыгрывает. Обычно муж Дианы не ждет, пока женщины обслужат его, но дома у бабушки подчиняется норме, оставаясь сидеть, вместо того чтобы помочь. Этот пример иллюстрирует важный признак уступчивости: если угроза наказания за неподчинение отсутствует, то поведение становится другим.

Нередко бывает, что внутренне мы полностью соглашаемся с нормами, которым подчиняемся. Такой тип подчинения называется одобрением или интернализацией. Когда я была еще совсем ребенком, мать практически полностью обслуживала моего отца и выполняла все его приказы, говоря, что так и должно быть, потому что «мужчины главнее женщин». При этом она не просто внешне подчинялась этой норме, но и внутренне принимала ее. Часто именно влиянию информации мы обязаны тем, что принимаем социальные нормы и модели поведения, не поддающиеся трансформации из-за того, что человек в них безоговорочно верит. Однако когда ситуация социального контекста меняется (например, если женщина начинает зарабатывать деньги), то человек тоже может измениться. Моя мать тоже изменилась и с тех пор больше не верит, что «мужчины главнее женщин» и что женщины должны делать всю работу по дому.

Третий тип подчинения, называемый идентификацией, имеет место, когда мы повторяем действия ролевых моделей просто потому, что хотим быть похожими на них. В качестве примера можно привести мальчика, который восхищается своим традиционно мужественным отцом и постепенно впитывает большую часть его взглядов. Одна из моих студенток описала, как в детстве идентифицировалась с героиней телевизионного сериала «Маленький дом в прерии», которую звали Мэри:

"До того как я начала смотреть «Маленький дом в прерии», меня, без сомнения, можно было назвать сорванцом. Положение дел изменилось, как только я начала смотреть «Маленький дом». Я стала все менять, лишь бы быть похожей на Мэри. Я никогда не видела Мэри в шортах или штанах, она всегда носила чистое платье. Тогда я тоже начала носить платья и стремилась быть аккуратной, чтобы не запачкаться.

Мэри старательно училась в школе, учитель любил ее, и, глядя на нее, я тоже стала усердно заниматься. Я с большей заинтересованностью начала относиться к работе по дому. Я видела, как Мэри помогает матери, и под влиянием Мэри тоже начала готовить и накрывать на стол, даже когда меня об этом не просили. Я помогала маме сортировать белье и взяла за привычку заправлять постель, поскольку заметила, что у Мэри постель всегда была аккуратно заправлена."

Как отметил Аронсон (Aronson, 1992), представления, связанные с идентификацией, могут измениться, если новая идентификация сменит предыдущую (например, вы можете начать идентифицироваться с группой сверстников больше, чем с отцом). Кстати, девушка, которая в детстве настолько идентифицировалась с персонажем «Маленького дома в прерии», некоторое время спустя стала идентифицироваться со своей матерью, деловой женщиной.

Ученые еще не знают, какой из процессов чаще заставляет людей подчиняться гендерным ролям: уступчивость, одобрение или идентификация. К сожалению, эта тема пока мало разработана, но, по данным нескольких исследований, и мужчины и женщины сильнее выражают свою приверженность гендерным стереотипам на публике, чем среди близких людей (Eagly & Crawley, 1986; Eagly et al., 1981; Eisenberg & Lennon, 1983). Это скорее указывает на уступчивость, чем на одобрение или идентификацию. Исследование мужской роли, в котором выяснилось, что традиционная мужественность находит слабое одобрение и поддержку (Burn & Laver, 1994; Thompson & Pleck, 1986), также указывает на важнейшую роль уступчивости в подчинении гендерной роли.

Нормативное и информационное давление отнюдь не исключают друг друга. Как утверждают Плеки соавторы (Pleck et al., 1993 b), именно те, кто одобряет и принимает традиционные гендерные роли (чаще в результате воздействия информационного давления), с большей вероятностью подвергаются социальному порицанию за их нарушение (нормативному давлению). И наоборот, со всех сторон обрушивающаяся на человека информация о том, как хорошо подчиниться гендерной роли, может повлечь за собой это подчинение даже при отсутствии одобрения. Прежде всего человек хочет, чтобы общество его принимало.

Люди в разной степени привержены традиционным половым ролям. Каган (Kagan, 1964) и Колберг (Kohlberg, 1966) отметили, что некоторые люди в высшей степени соответствуют физиологическим нормам для соответствующего пола - полотипизированы (sex-typed) (например, предельно женственные женщины и крайне мужественные мужчины). У них особенно сильна мотивация выдерживать все свое поведение в рамках гендерно-ролевых стандартов. Они подавляют в себе любое поведение, которое может быть расценено окружающими как несвойственное гендеру. Фрейбл (Frable, 1989) обнаружил, что такие люди с большей готовностью воспринимали гендерные правила, диктующие надлежащее поведение мужчинам и женщинам в данной культуре. Разные подгруппы в структуре общества, так же как отдельные люди, могут различаться по степени приверженности традиционным гендерным ролям. В некоторых религиозных общинах подчинение традиционным гендерным ролям щедро поощряется, тогда как в других предоставляется больше свободы. Джонс и Макнамара (Jones & McNamara, 1991) обнаружили, что у искренне верующих людей (в отличие от тех, для кого религия в первую очередь представляла собой источник комфорта) были более традиционные ценности в отношении женщин. Личностные отличия и разные способности не меньше влияют на приверженность к традиционным гендерным ролям. Так, математически одаренная женщина может продолжить свое обучение в области точных наук, хотя это и не приветствуется обществом, а маленький, тонкокостный мужчина вряд ли станет заниматься таким типично мужским видом спорта, как футбол.

Наконец, некоторые люди побывали в ситуациях, когда их отклонение от гендерных ролей вызвало сильный стресс - либо из-за того, что последовавшее наказание было действительно суровым, либо из-за того, что оно показалось таким, потому что произошло в период личностного дискомфорта. Люди с такими критическими переживаниями гендерной социализации могут хотеть подчиниться традиционным гендерным ролям, поскольку негативные переживания особенно ярко запечатлелись в их памяти. (Пока это не более чем гипотеза; я не встречала ни одного исследования, которое проверяло бы ее.) Например, одна из моих студенток рассказывала, что ее отцу при рождении дали имя Мишель, а дядю назвали Николь. Когда они выросли, это вылилось в забавную ситуацию. По ее словам, это два самых больших мачо из всех, кого она видела в жизни (между прочим, они сменили имена на «Майкл» и «Ник»). Не исключено, что такая приверженность традиционной мужской роли частично была реакцией на насмешки, которым они подвергались в детстве. Некоторые из моих студенток описали, как, сделав себе короткую стрижку, они через некоторое время прикладывали все усилия, чтобы соответствовать женской роли. Вот рассказ одной из них:

"Мне было восемь лет. В школе намечался карнавал, я одновременно и очень хотела пойти, и волновалась, а мама сказала, что отпустит меня, только если я сделаю прическу. Отец не пожалел денег и отвел меня к своему собственному парикмахеру сделать модную стрижку. Но когда я пришла на карнавал и встретила там маму, она бросилась в слезы и страшно накричала на отца за то, что тот «позволил парикмахеру обкорнать ребенка». И еще четыре недели меня как минимум раз в день принимали на улице за мальчика. Именно тогда я и решила, что никогда больше не буду похожей на мальчишку, отрастила длинные волосы и стала носить только платья. Меня потрясло, когда в выпускном классе все сошлись во мнении, что у меня «скорее всего, будет десять детей»."