Тема: Государство и политическая система общества. Политическая система

В качестве юридического явления государство рассматривается в самых разных аспектах. Его исследуют в связи с историческими процессами формирования цивилизаций или же как главный инструмент образования объединений людей. Но на данный период времени наиболее важным моментом изысканий ученых и практиков является изучение его в пределах политической системы.

Государство в политической системе общества представляется стержневым элементом. Чтобы понять это, необходимо изучить понятие, роль и, кроме того, место государства в данной структуре.

Понятие и место государства в политической системе обществ а

Политическая система может быть представлена особой структурой, имеющей как вертикальное, так и горизонтальное построение (в зависимости от соотношения её элементов). Так, в неё может быть включено политические партии, и, собственно, государство. Главной функцией рассматриваемой системы является обеспечение доступа к управлению процессами, протекающими в рамках определенной страны и за её пределами. В данном случае справедливым может стать вывод - место государства в политической системе общества может быть определено как главенствующее.

Чем объясняется данный тезис? Ответ прост: теми особенностями, которыми обладает государство как элемент рассматриваемой системы. А ими являются:

1. Особый статус - интересы народа могут быть представлены на международной арене только государственным аппаратом, что обусловлено наличием и функционированием явления «суверенитет».

2. Особые полномочия, заключающиеся в том, что государство единственное имеет право создавать акты, регламентирующие все аспекты жизни на конкретной, четко оговоренной территории.

3. Особый «аппарат законного принуждения», который гарантирует существование и функционирование первых двух черт, а именно: наличие армии и органов охраны внутреннего правопорядка.

Многие правоведы приводят дополнительные особенности, но, как правило, они лишь уточняют представленные аспекты.

Исходя из вышеперечисленного, следует, что государство в политической системе обществафактически находится в двояком положении. Первое - это важный элемент, без которого система не может существовать. А, второе, представленные выше особенности вполне четко указывают на то, что оно находится на самой вершине «политической пирамиды», что и обуславливает его роль.

Роль государства в политической системе общества

Исследуя то, какие обязанности входят в спектр его правосубъектности как основного участника политической системы, нельзя не определить совокупность данной системы. Итак, в это явление, кроме закономерно включают политические партии и неправительственные организации, главными «ячейками» которых выступают граждане страны. Для создания и функционирования указанных субъектов необходимо оперировать особыми правилами, позволяющими эффективно строить и контролировать политические взаимоотношения. В этом и заключается основная роль государства в политической системе общества.

Большинство стран мира предпочитают соблюдать хотя бы формальное разделение власти в стране на три основных вида - законодательную, судебную и исполнительную. И все эти «ветви» дают возможность осуществлять построение политической системы. Так, с одной стороны, издает нормативные акты, регламентирующие отношения в рамках существующей системы. А с другой - является целью, достижение которой преследуют партии и неправительственные организации.

Государство в политической системе общества также эффективно задействует и исполнительную власть. С одной позиции, оно имеет возможность контролировать исполнение другими субъектами нормативных актов, а с другой - исполнительные органы страны являются фактическим выражением интересов её граждан.

Тут же стоит отметить, что, в отличие от первых двух, имеет одну, но четко оговоренную функцию - разрешать споры между участниками политической системы.

Как видно, государство в политической системе общества играет весьма значительную роль. И, несмотря на то, что нельзя взаимозаменять два указанных понятия, без государства не может существовать и политическая система, т.к. остальные субъекты фактически зависят от него в самых разнообразных аспектах.

  • 14 Государство в политической системе общества. Место и роль государства в политической системе
  • 18. Классификация функций государства
  • 20. Понятие и система государственной власти.
  • 21. Соотношение государственной власти, права и закона.
  • 24.Общие тенденции развития государственной власти.
  • 27.Соотношение права и закона.
  • 32 Классификация юридических норм. Критерии классификации. Эффективность юридических норм и нормативно-правовых актов.
  • Раздел IV. Теория прав»
  • Глава 17- Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 337
  • 34.Понятие о нормативно-правовых актах, их разновидности, свойства.
  • 35.Структура нормативно-правового акта, ее обусловленность.
  • 36.Процедура принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов.
  • 37.Понятие о законе. Его свойства. Структура закона.
  • 39.Понятие о законе. Его свойства. Структура закона.
  • 39. Понятие о юридическом регулировании общественных отношений и его механизме.
  • 40 Основные юридические системы современности.
  • 41. Юридическая деятельность: понятие, структура.
  • 42. Толкование юридических норм: понятие, виды, приемы.
  • 43. Систематизация законодательства.
  • 44. Юридические презумпции, юридические фикции и аксиомы в системе юридической деятельности.
  • 45. Правовое воспитание как деятельность по формированию и развитию правосознания и правовой культуры.
  • 46. Применение юридических норм: понятие, стадии, акты.
  • § 3.Акты применения правовых норм: понятие, виды
  • 47. Юридические факты: понятие, классификация.
  • 48. Понятие о правоотношении, его основные элементы.
  • 49. Классификация правоотношений
  • 50. Понятие о правосознании. Основные концепции правосознания.
  • 51. Структура правосознания и его функции.
  • 53. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления, социальная опасность.
  • 54. Понятие о правовой культуре. Основные концепции правовой культуры.
  • 56. Понятие, формы, механизм правового воспитания.
  • 57. Правомерное и законопослушное поведение. Структура и виды правомерного поведения.
  • 58. Состав правонарушения и его элементы.
  • 59. Основные концепции юридической ответственности в отечественной юридической литературе.
  • 60. Основание, содержание, разновидности и формы реализации юридической ответственности.
  • 62. Понятие о законности. Принципы, требования законности.
  • 63.Правовая система: понятие, структура.
  • 64.Становление концепции правового государства.
  • 65.Признаки правового государства
  • 67. Действие норм права в пространстве, во времени и по кругу лиц.
  • 68 Система отраслей современного российского права.
  • 69. Понятие и формы реализации права.
  • 70. Нормативно-правовые акты и акты применения норм права (сравнительный анализ).
  • 71. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
  • 72. Сущность и функции современного демократического государства.
  • 73. Права, свободы и обязанности гражданина в правовом государстве.
  • 74. Проблемы осуществления экологической функции Российским государством на современном этапе.
  • 75. Система прав человека. Права народов и местных сообществ в системе прав человека.
  • 14 Государство в политической системе общества. Место и роль государства в политической системе

    Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

    Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое.

    Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму «общеобязательности».

    Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

    Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.

    Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

    Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;

    Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;

    Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

    Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);

    Обладает, как правило, монополией на правотворчество;

    Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

    Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:

    Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы;

    Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы;

    Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства;

    В Конституции имеется статья, которая провозглашает РФ социальным и правовым государством. Формирование правового государства - одно из направлений развития нашей политической системы. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений.

    Роль государства в политической системе:

    Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления;

    Регистрирует их соответствующими органами (как правило Минюстом) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

    Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения;

    15. Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства. Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с государственным аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только государственные органы, образующие государственный аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), а также методы осуществления власти. Понятие механизма государства является более узким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входят не только государственные органы, но и негосударственные организации, учреждения, группы принимающие участие в борьбе за политическую власть.

    В литературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечает следующие признаки механизма государства:

    Это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности;

    Характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями;

    Между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства;

    Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)

    Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

    Структура механизма государства включает:

    · Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).

    · Государственные организации, подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).

    · Государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).

    · Государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.

    · Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.

    · Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

    Механизм государства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретных задач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития. Первичным структурным элементом механизма государства является государственный орган.

    Механизм государства – это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет свои функции. Государство обеспечивает свои функции через систему органов государства носящее название государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства (каждый государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, которая осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области). Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

    16. Государственный аппарат. Орган государства и его признаки. Государственный аппарат - это система государственных органов, наделённых властными полномочиями и осуществляющих функции государства. Государственный аппарат имеет следующие признаки: 1) элементами государственного аппарата являются государственные органы, то есть государственные структуры, обладающие властными полномочиями по управлению обществом; 2) это система государственных органов; характер системы обеспечивается общими принципами формирования и деятельности государственных органов, их иерархичностью и взаимодействием, единством конечной цели; 3) государственный аппарат осуществляет государственную власть и функции государства. Часто в юридической литературе понятия «государственный аппа­рат» и «механизм государства» рассматривают как тождественные. Но многие авторы наполняют эти понятия разным содержанием. Так некото­рые видят различие в том, что понятие «механизм государства» отражает функционирующий государственный аппарат. Другие авторы считают, что государственный аппарат включает в себя лишь государственные органы, непосредственно осуществляющие государственную власть, а в понятие «механизм государства» помимо них включаются - вооружённые силы, милицию, принудительные учреждения и т. д., опираясь на кото­рые, государственные органы осуществляет свою властную деятельность. Представляется, что последняя точка зрения ближе к истине, но её необ­ходимо подкорректировать путём включения в механизм государства по­мимо названных элементов государственных учреждений, государствен­ных предприятий и других государственных структур, которые не осуще­ствляют государственную власть, но участвуют в реализации функций го­сударства. Механизм государства - это система властных государственных органов, вооружённых сил и других силовых структур, государст­венных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляю­щих функции государства. Орган государства - понятие, признаки. Орган государства - это относительно самостоятельный эле­мент государственного аппарата, осуществляющий определённый вид управленческой деятельности государства и наделённый для этого властными полномочиями. Орган государства обладает следующими признаками: 1) представляет собой относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, связанный с другими государственными органами отношениями координации и соподчинения; 2) государственный орган обладает, как правило, внутренней структурой, то есть состоит из подразделений (отделов, департаментов, секторов), объединённых единым руководством и единством целей; 3) государственный орган состоит из служащих, то есть людей, которые выполняют работу по управлению, наделены для этого соответствующими правами и обязанностями, связаны служебной дисциплиной; 4) имеет определённую закреплённую в нормативно-правовых актах компетенцию, то есть совокупность его властных прав и обязанностей, посредством которых государственный орган и осуществляет свою властную деятельность; 5) для реализации своих полномочий государственный орган наделяется необходимой материальной базой и финансовыми средствами. + Функции государства. Внутренние функции государства. 1) Экономическая функция 2) Политическая функция 3) Социальная функция 4) Идеологическая функция 5) Экологическая функция 6) Функция развития научно-технического прогресса. Внешние функции государства. 1) Функция обороны страны 2) Ведение захватнических войн 3) Поддержание мирового порядка 4) Сотрудничество с другими государствами

    17. Функции государства: понятие, соотношение с сущностью, формой и механизмом государства .

    Характеристика основных внутренних функций российского государства

    Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.

    К числу внутренних относятся функции:

    1) экономическая – реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу. Объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию. Конституция также провозглашает равенство и защиту всех форм собственности в стране. Для экономической системы Российской Федерации свойственно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности проводится различными правовыми нормами, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам;

    2) финансовая – осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции Российского государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

    3) социальная - речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико;

    4) политическая - данная функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

    5) экологическая – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов. Содержание экологической политики Российского государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности;

    6) культурная – направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

    7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан – эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное в характеристике правоохранительной функции – это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;

    8) обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности.

    21. Характеристика основных внешних функций российского государства

    Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

    В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

    1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

    2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.

    Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.

    1. Военную - в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.

    Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.

    2. Функцию сотрудничества с другими государствами - она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

    Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

    1) в экономике;

    2) поддержании мира и мирового правопорядка;

    3) природоохранительной деятельности;

    4) борьбе с международной преступностью;

    5) сфере науки, культуры, образования;

    6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

    22. Формы осуществления функций государства

    Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.

    Функции - то, чем конкретно занимается государство. В них проявляется социальное назначение, сущность государства.

    Различают следующие формы осуществления функций государства:

    1) правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

    2) организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.

    В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:

    1) на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;

    2) правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;

    3) оперативно-исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;

    4) правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.

    Вместе с тем организационная деятельность включает в себя:

    1) организационно-регламентирующую деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;

    2) организационно-хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;

    3) организационно-идеологическую деятельность - это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы.

    Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:

    1) законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно-правовых документов;

    2) исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;

    3) судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;

    4) контрольно-надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.

    Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).

    23. Механизм государства: понятие и структура

    Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

    Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

    Признаки механизма государства:

    1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

    2) сложная структура;

    3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

    4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

    Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

    1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

    – органы представительной власти;

    – органы исполнительной власти;

    – судебные органы;

    – контрольно-надзорные органы;

    2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

    1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

    2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

    3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

    4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

    Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

    1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

    2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

    3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

    1. Понятие политической системы; 2. Понятие и виды субъектов политической системы; 3. Особенности государственного аппарата, как субъекта политической системы; 4. Негосударственные организации, как субъекты государства; 5. Виды политических систем.

    1. Понятие политической системы:

    Любая система состоит из элементов, которые в рамках системы приобретают новые качества, которые в отдельности отсутствуют.

    Любая система обладает внешними связями (экономической, правовой, связи внешнего характера).

    Любая система относительна, устойчива, относительна стабильна. Политическая система появилась в середине 60-х годов. Господствует устное предположение о государстве, государство понимается как государственный аппарат). Политическая система более широкое понятие, чем понятие государство. Любая система состоит из элементов.

    Существует два подхода:

    1) Элементами политической системы принято считать участников политических отношений. Элементами политической системы являются её субъекты.

    2) Элементами политической системы принято считать политические нормы, политические отношения, политическое сознание, которые участвуют в установлении и реализации государственной власти.

    И этот, и другой подход являются правомерными (отличаются тем, что их исследователи руководствуются разными целями).

    Соотношение понятий политической системы и государства.

    Ранее государство определялось как государственный аппарат, но государство не государственный аппарат.

    Государство – специфически организованное человеческое общество, то государство это понятие больше чем понятие политической системы.

    Каждая наука при рассмотрении объекта создаёт собственную систему категорий.

    Нас в государстве интересуют не все сферы, а лишь те, которые связаны с политикой и правом. Поэтому государство рассматривается как политическая система. Для нас юристов государство является понятием тождественным понятию политической системы.

    Для юристов государство лишь политика. Но такое соотношение даже для юристов проявляется ни всегда. Политическая сфера и политическая система не заключается в рамках, какой – то страны. И поэтому политическая система более широкое понятие, чем государство.

    Политическая система появляется в начале 60-х годов прошлого века. Возникновение этой категории объясняется тем, что в юридической науке формируется и является господствующим, узкий аппарат подход к понятию государства.

    В процессе выработки государственной власти участие принимают и другие организации (политические партии). Роль, значение этих организаций описать трудно. Было предложено ввести новую категорию – политического субъекта, т.е. эта категория охватывает не только государственный аппарат, но и организации, который соприкасается с государственной властью.


    Особенности системного образования:

    1) Система состоит из определённых элементов;

    2) Между элементами возникают уставные связи, которые обозначаются термином «структура системы»;

    3) Качественные особенности системы не тождественны особенностям её элементов;

    4) Всегда взаимодействуют с иными системами, образует внешние связи с другими системными образованиями.

    Вторая точка зрения:

    1. Элементами политических систем является системы, которые принимают непосредственное участие в формировании и организации, реализации государства.

    2. Элементами политических систем – политические отношения, политические нормы и политическое сознание, которое представлено системой политических принципов.

    Политика определяется системой отношений, возникающая по поводу государственной власти. Политические нормы регулируют политические отношения.

    Политическое сознание: наиболее типичные отношения, формирующиеся в виде принципов системы норм создаются нехаотически.

    Нормы создаются системой политики, поэтому во второй точки зрения существования субъектов политики подразумевается. (Первая точка зрения более применима). А вообще они дополняют друг друга.

    Когда политическую систему сравнивают с другой системой, то используется вторая точка зрения, так как системы одни и те же.

    Политическая система – это упорядоченная совокупность взаимодополняющих социальных институтов (субъектов), участвующих в формировании и реализации государственной власти.

    Политическая система – это упорядоченная совокупность взаимодействующих между собой политических отношений, политических норм и принципов политического сознания, возникающих в процессе формирования и реализации государственной власти.

    Политический орган общества – совокупность субъектов, участвующих в формировании и реализации государственной власти.

    1. Если исходить из прав адекватного понимания государства, то под государством подразумевается университетская форма организации социальной дифференциации человеческого общества (тот вид общества, который наступает при социальной дифференциации).

    Целое – понятие государство.

    Элемент – политическая система.

    2. В политике не исчерпывается внутригосударственные отношения, но и международные отношения.

    В этом случае, государство – страна – субъект политической системы.

    3. Когда они оказываются тождественны. Это происходит тогда, когда юристы, не разделяющие представления государства как государственного аппарата, но сферой существования функционирования государства является только политика. Рассматривается лишь внутригосударственная политика.

    Существует множество социальных институтов (некое установленная общественное образование), но все они являются системами политической структуры.

    2. Понятие и виды субъектов политической системы:

    1) Организации:

    Каждый субъект политической системы должен обладать внутренней упорядоченностью, устойчивостью, органами, которые выдают его внутренними и внешними делами.

    В законодательстве требований, которые обращены к субъекту политической системы должны преследовать политические цели:

    а) Должны выражать чьи-то политические интересы;

    б) Должны реализовывать на практике политические интересы, следовательно, вступать в политические отношения;

    в) Должны участвовать в завоевании, реализации государственной власти (формировании) субъектов политической системы и субъектов политических отношений – не одно и тоже.

    Субъектами политической системы не могут быть призваны нации, социальные классы, группы, не обладающие организационным критерием.

    От их имени выступает субъекты политической системы. Объединения по личным интересам не может быть.

    Субъекты политической системы (общество шахматистов…). Граждане (отдельные).

    Субъекты политической системы:

    1) Система органов государственной власти.

    2) Негосударственные организации положительного характера; (Не правовые системы вообще, а правовые системы конкретной страны).

    3. Особенности государственного аппарата как субъекта политической системы:

    Государственный аппарат – это ядро политической системы.

    Признаки государственного аппарата:

    Государственный аппарат является обязательным субъектом политической системы (он в политической системе есть всегда);

    1) Государственный аппарат является единственным субъектом политической системы, который является носителем государственного суверенитета, так же он обладает верховенством политической системы;

    2) Государственный аппарат – единственный субъект, который по своей сущности предназначен всегда быть выразителем общественно-социологических интересов, независимо от дифференциации населения;

    3) Государственный аппарат – единственный субъект, который может принимать решения обязательные для всех других субъектов политической системы;

    4) Государственный аппарат – единственный субъект, обладающий монополией на легальное применение насилия;

    5) Государственный аппарат – экономически самостоятельный мощный субъект политической системы.

    Взаимодействие государственного аппарата с другими субъектами:

    1) Государственный аппарат создаёт нормативную базу общеобязательных требований, которым должны отвечать другие субъекты политической системы;

    2) Государственный аппарат может оказывать прямую финансовую поддержку легальную, нелегальную иным политическим субъектам (это неправильно, делать не нужно)

    3) Передача части государственных полномочий иным субъектам политической системы (органы местного самоуправления не входят в состав государственного аппарата, они являются негосударственными органами, но им передаётся полномочия государственного аппарата)

    4) Это направление прослеживается наиболее ярко при недемократическом режиме – этот процесс формирования негосударственных субъектов, в определении кадрового состава руководящих органов и начинают напрямую вмешиваться в принимаемые этими государственными субъектами политических решений.

    Существенные моменты:

    1) Государственный аппарат дифференцирован, в нём различаются группы органов, которые специализируются на выполнении определённых функций;

    2) Между органами государственной власти может не существовать единства. Между ними могут возникать противоречия.

    3) Это не только монопольный государственный аппарат. Государство является простым или унитарным, но существуют и сложные, существует государство в целом и государственный аппарат отдельных государств обладающих суверенитетом.

    Политические системы не ограничиваются рамками конкретной страны. Модель политической системы не универсальна.

    Государственный аппарат:

    Главной, основополагающей субъектом политической системы, её ядро.

    1. Является обязательным субъектом политической системы (без него нет государства и политики).

    Другим субъектом может возникать, может исчезать – не обязательны.

    2. Является единственным субъектом политической системы, который выступает официальным выразителем государственного суверенитета, следовательно, обладает верховенством в системе носителей политической власти.

    3. Единственный субъект политической системы, который может принимать решения, которые обязаны для всех субъектов политической системы (в том числе и для самого себя).

    4. Всегда выражают интересы всего населения, всего народа, независимо от классовых, иной принадлежности отдельных людей. Государство реализовывает, в том числе и общесоциальные функции.

    5. Единственный субъект политической системы, которому свойственна монополия на организационное применение физического насилия.

    Другой субъект может легально осуществлять санкции только с решением государственного аппарата.

    6. Экономически наиболее мощный субъект политической системы, (контролирует и распоряжается государственной собственностью и бюджетом.

    Эти признаки характеризуют его как монолитный. В реальной действительности, государственный аппарат неоднороден. Существует конкуренция между его органами. Может проявляться в искажённом виде или не проявляется вообще.

    Субъектами политической системы являются политические институты – особая социальная общность (особое социальное объединение, особая организация людей.)

    Не любая из этих организаций является политическим институтом.

    Существует организационный и целевой критерий. Этим критериям должна соответствовать организация, которая является политическим институтом.

    Критерии необходимы для того, чтобы какая – либо организация являлась политическим институтом.

    Субъектами государственной политической системы являются:

    1) Государственный аппарат и иные органы публичной власти;

    2) Негосударственные организации политического характера.

    Два социальных подразделения:

    1) Государственный аппарат;

    2) Негосударственные органы политического типа.

    Классы, нации, народности, этносы, крупные социологические организации не соответствуют критериям.

    Интерес этих групп в политической системе заключается в том, что они не являются субъектами политической системы. Субъектом политической системы может быть отдельная личность, отдельный человек, которая действует не от своего имени, а от имени организации, которую они представляют.

    Конкуренция может быть в рамках одной власти (раньше армия – самостоятельный субъект политической системы, так как большинство страны зависит от её захватнических организаций; военные перевороты с целью стабилизации в условиях беспорядка, хаоса – сегодняшние дни. Поддержка есть, так как именно армии ассоциируются с осуществлением общих интересов).

    Основные направления воздействия государственного аппарата на иные субъекты политической системы, зависят от:

    1) Уровня развития;

    2) Политического режима.

    Две группы субъектов политической системы:

    1) Государственный аппарат;

    2) Негосударственный орган политического характера.

    В условиях демократии:

    1. Создаёт нормативную основу, определённые требования ко всем иным

    субъектам политической системы.

    2) Материальная, финансовая поддержка иным, субъектом политической системы (помогая им, максимально учесть все интересы).

    3) Может передавать часть своих полномочий субъектам, давая им возможность проявить себя.

    4) Может привлекать иных представителей к выработке важных государственных решений.

    Например: (разрабатывается трудовой кодекс РФ в участии трудовых союзов).

    В условиях недемократического режима наряду с этими и другими функциями.

    1. Прямое вмешательство органов государственного аппарата в деятельность органов других субъектов политической системы. (Подбор кадров).

    2. Может максимально ограничивать политическую активность других субъектов. (Установление запрета на их деятельность).

    3. Государственный аппарат может вмешиваться в политическую деятельность тех социальных институтов, деятельность которых не связана с политикой.

    Создаёт иллюзию участия всего народа в политическом процессе плюс дополняет легальные возможности для контроля за их деятельностью.

    4. Негосударственные организации как системы политической системы, их особенности и виды:

    Негосударственные политические институты:

    Особенности:

    1) Формируются на добровольной основе (как правило).

    2) Эти субъекты, как правило, функционируют автономно от государственного аппарата и других субъектов политической системы.

    3) Они предназначены для выражения политических институтов отдельных социальных групп, слоев населения.

    1. В зависимости от правового статуса, зафиксированного законодательстве:

    Легальные, юридически дозволенная деятельность.

    Нелегальные, запрещена (органам, которые преследуют исправительную смену существующего строя, разжигают вражду…).

    2. По степени организационной оформленности:

    а) Организации государственного аппаративного типа;

    б) Политические партии и иные организации партийного типа;

    в) Политические движения.

    Наиболее организационной оформленности: органы местного самоуправления.

    Незаконные вооруженные формирования, контролируют территорию данной страны;

    Устойчивые организации основаны на личном членстве и обязательном участии в политической деятельности членов организации;

    Самый низкий уровень организационной оформленности.

    Может создаваться лишь для осуществления конкретной политической цели, а затем исчезать.

    3) В зависимости от отношения к политике, проводимой государственным аппаратом:

    а) Лояльные – поддерживать; одобрять, провозглашать государственную политику.

    б) Нелояльные.

    4) По объёму осуществляющих политическую деятельность:

    а) Собственно политические;

    б) Не собственно политические;

    в) Аномальные системы – политическая деятельность являющаяся главной или единственной: организации государственного аппаратного типа, политические партии.

    г) Помимо политической деятельности, так занимается иными видами деятельности: профессиональные союзы (контроль за соблюдением трудового законодательства, трудовых прав).

    д) Участвуют в политическом процессе вопреки их социальному назначению: партии филателистов.

    5. По характеру политических отношений, имеющихся у государственных субъектов.

    а) Государственные организации, наделяющиеся государственными полномочиями: например (органы местного самоуправления).

    б) Субъекты, государственными полномочиями не обладают (политические партии и движения).

    Направление воздействия на государственный аппарат зависят от развитости политической системы и режима.

    В развитых – отсутствуют аномалия, роль несобственно-политических организаций ограничена.

    В условиях демократии:

    1. Участвуют в процессе формирования органов государственной власти (выступает представительным на выборах).

    2. Участвует в разработке важных государственных политических решений.

    3. Участвует в формировании общественного мнения, без учёта, которого государственный аппарат не может вынести соответствующих решений.

    Негосударственные субъекты взаимодействуют друг с другом (вступают в коалиции…).

    В условиях антидемократии:

    Роль негосударственных субъектов может сводиться: (например: тоталитарные политические режимы. Или может преобразовывать столь существенное влияние, что подавляют сам государственный аппарат (когда главенствующим признаётся одна политическая партия; в теократических государствах – конфессия).

    Прямая вооружённая борьба с существующими органами государственной власти.

    Основные характеристики субъектов:

    1) Эти субъекты формируются для защиты групповых социальных интересов;

    2) По общему правилу эти субъекты формируются и функционируют на основе принципов автономности и самоуправления.

    Классификация негосударственных субъектов политической системы:

    1) Их классифицируют в зависимости от признания их в позитивном праве (признание этих субъектов в законодательстве):

    а) Легальные – это такая деятельность, которая официально признана, официально дозволена;

    б) Нелегальные – это деятельность, которая запрещена.

    2) По степени их организационной оформленности:

    а) Негосударственные субъекты государственно-аппаратного типа

    б) Негосударственные субъекты партийного типа (всевозможного рода партии и союзы, они менее организационные, но степень их организации высока;

    в) Политические движения – это такие субъекты политической системы, которые обладают низким уровнем организационной оформленности.

    В этом перечне они расположены по степени убывания их организационной оформленности.

    3) Их отношения к государственному аппарату и проводимой им политики:

    а) Лояльность – субъекты политической системы поддерживают, одобряют реализацию государственной политикой, осуществляется государственным аппаратом;

    б) Оппозиционные – изменяют политику.

    4) По объёму осуществляющей политической деятельности:

    а) Собственнополитические организации, собственнополитические субъекты;

    б) Несобственнополитические субъекты, организации – для которых политическая деятельность не является единственным видом деятельности (профсоюзы, организации);

    в) Аномальные субъекты политической системы – это такие, для которых участие в процессе противоречит их сущности, природе (клубы собаководов, партии любителей пива, трудовые коллективы).

    5) Характер их политических полномочий:

    а) субъекты, наделённые государственными полномочиями – органы местного самоуправления, которые наделяются государственными полномочиями по отдельным вопросам;

    б) Субъекты, у которых такие полномочия отсутствуют.

    Направления государственной политики:

    1) Негосударственные субъекты формируют кадровый состав органов государственной власти

    2) Негосударственные субъекты участвуют в формировании общественного мнения (без которого государственный аппарат не венесит решения);

    3) Имеет место тогда, когда негосударственные субъекты осуществляют делегированные им государственные полномочия;

    4) Когда они вооруженным путем пытаются скорректировать власть (либо гражданская война, либо государственный аппарат не в состоянии проконтролировать ситуацию в стране);

    5) Когда эти субъекты фактически подгибают под себя государственный аппарат, т.е. превращается в основных, в главных субъектов политической системы (в условиях тоталитаризма) негосударственные субъекты политической системы могут учитывать в определении кадрового состава других политических негосударственных субъектов.

    5. Виды политических систем:

    1. В зависимости от особенностей политического режима:


    Рабовладельческие Феодальные

    4. По сфере функционирования политической системы:

    Государственная политическая система и политическая система международного уровня:


    Планетарная

    (региональные).

    2. Способ разрешения внутрисистемных противоречий:

    1. Командные – ориентируются на преимущественные испытательные принудительные методы управления, исходящие от одного субъекта политической системы.

    2. Соревновательные – политические и управленческие решения принимаемые в результате конкурирующих различных субъектов между собой.

    Социоприменительные – выработка политических решений основана на достижении социального компромисса.

    а) По особенностям формы правления;

    б) По особенностям формы государственного устройства;

    в) В зависимости от количества политических партий (однопартийные, многопартийные).

    Виды политических систем:

    1) По сфере функционирования:

    а) Мировая политическая система;

    б) Региональная политическая система;

    в) Внутреннегосударственная политическая система.

    а) Система всего мира.

    б) Складывается в определенных регионах и охватывает несколько государств, несколько стран.

    в) По принадлежности к конкретной стране.

    2) По формациональной принадлежности:

    а) Добуржуазные политические системы:

    1. Рабовладельческие;

    2. Восточные.

    б) Современные буржуазные политические системы.

    3) По степени их развитости.

    Критерии развитости:

    1. Место субъекта;

    2. Характер взаимодействия.

    От особенности формы государства (формы правления, политическим режимом).

    Парламентаризм

    ПАРЛАМЕНТАРИ́ЗМ -а; м.

    1. Система государственного управления с парламентом во главе.

    2. Участие какой-л. партии в представительных собраниях правительства.

    Парламента́рный, -ая, -ое. П-ая республика. П-ая деятельность партии.

    парламентари́зм

    система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций XVI-XVIII вв. С усложнением структуры общественных связей происходит процесс усиления полномочий исполнительной власти (президента, правительства).

    ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

    ПАРЛАМЕНТАРИ́ЗМ, система политической организации государства (см. ГОСУДАРСТВО) , при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при юридическом верховенстве представительного законодательного органа - парламента. При парламентаризме правительство (см. ПРАВИТЕЛЬСТВО) образуется парламентом и ответственно перед ним. Система парламентаризма сложилась в эпоху революций 16-18 веков. Со временем по мере усложнения структуры общественных связей в странах парламентаризма произошел процесс усиления полномочий исполнительной власти (президента, правительства).
    Рационализированным парламентаризмом называют конституционные меры и процедуры, направленные на обеспечение стабильности правительства при сохранении основных черт парламентарной системы, включая законодательный контроль за правительственной политикой. Рационализированный парламентаризм проявляется в системе ответственности кабинета, процедуре его формирования (инвеституре) и попытках избежать роспуска парламента. Например, вопрос о доверии правительству требует простого большинства депутатов, а для выражения недоверия - квалифицированного большинства. Приемом рационализированного парламентаризма является конструктивный вотум. Рационализированный парламентаризм предоставляет правительству, которому выражено недоверие, право распустить парламент.


    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "парламентаризм" в других словарях:

      Система правления, основанная на парламентском правлении. Наличие парламента еще не означает наличие парламентаризма. Парламентаризм предполагает наличие парламента, но настоящая власть имеется там, где существует парламентская республика или… … Политология. Словарь.

      Система государствен. устройства, при которой парламент является органом верховного контроля над исполнительной властью, как напр. в Англии, Бельгии, Франции, Италии и Венгрии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А … Словарь иностранных слов русского языка

      парламентаризм - а, м. parlementarisme m. 1. Система государственного управления, характеризующаяся наличием парламента. БАС 1. Вопросы de la haute politique находим в статье о парламентаризме. СВ 1889 5 2 115. Сквозь эту плохо сидящую на нем маску, вы без труда… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      ПАРЛАМЕНТАРИЗМ процесс становления и развития в государстве органов законодательной власти как самостоятельного политического института. Парламентаризм характеризует становление в государстве системы разделения властей, при которой три ветви… … Философская энциклопедия

      ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, парламентаризма, мн. нет, муж. (полит.). Система государственного управления с парламентом во главе. «Парламентаризм не устраняет, а обнажает сущность самых демократических буржуазных республик, как органа классового угнетения.»… … Толковый словарь Ушакова

      Система организации и функционирования верховной го сударственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента. При ПАРЛАМЕНТАРИЗМЕ правительство образуется парламентом… … Финансовый словарь

      Строй Словарь русских синонимов. парламентаризм сущ., кол во синонимов: 1 строй (48) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      Система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при юридическом верховенстве представительного (законодательного) органа парламента. При П. правительство образуется парламентом и ответственно… … Юридический словарь

      ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной власти при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры… … Современная энциклопедия

      Система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры общественных… … Большой Энциклопедический словарь

      Система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательной и исполнительной власти при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры общественных… … Исторический словарь

    Книги

    • Парламентаризм в России. Проблемы и перспективы , . Издание представляет собой сборник научных статей, подготовленных специалистами вузов, музеев, архивов, исследовательских организаций, а также студентами, аспирантами и молодыми политиками по…

    Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

    Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

    Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

    Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

    Политическая система характеризуется :

    • , традициями и обычаями.

    Политическая система осуществляет следующие функции :

    • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
    • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
    • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
    • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
    • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
    • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
    • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

    Классификация политических систем

    Существуют различные классификации политических систем.

    Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

    Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

    • определение перспективных направлений социального развития;
    • оптимизация движения общества к своим целям;
    • распределение ресурсов;
    • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
    • разработка норм и правил поведения членов общества;
    • контроль над выполнением норм, законов и правил;
    • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

    В политическую систему входят следующие институты:

    • и его ;
    • общественно-политические движения;
    • группы давления, или .

    Государство

    По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

    Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

    Общественно-политические движения

    Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

    Группы давления или группы интересов

    Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

    Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

    Средства политического влияния

    Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

    Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

    Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

    Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

    • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
    • обеспечением общественной безопасности;
    • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
    • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

    Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

    • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
    • соблюдение законов и директив;
    • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
    • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

    Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

    • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
    • приведение законов в действие;
    • контроль над соблюдением законов.

    Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

    Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.