Типы мировоззрений и их характеристика. Правильный выбор цели, согласно типа мировоззрения. Проблема свободы в экзистенциализме

Мировоззрение - это система взглядов и принципов человека, его понимание окружающего мира и место в этом мире. Мировоззрение обосновывает жизненную позицию индивида, его поведение и поступки. Мировоззрение напрямую связано с деятельностью человека : без него деятельность не имела бы целенаправленный и осмысленный характер.

Первым философом, обратившим внимание на мировоззрение, был Кант. Он именовал его как миросозерцание .

Примеры мировоззрения рассмотрим при разборе его классификации.

Классификация мировоззрений.

В классификации мировоззрений рассматриваются три основных типа мировоззрения с точки зрения его социально-исторических особенностей :

  1. Мифологический тип мировоззрения сформировался во времена первобытных людей. Тогда люди не осознавали себя как личности, не выделяли из окружающего мира и во всем видели волю богов. Язычество - главный элемент мифологического типа мировоззрения.
  2. Религиозный тип мировоззрения так же, как и мифологический, основан на вере в сверхъестественные силы. Но, если мифологический тип более гибкий и позволяет проявление различных видов поведения (лишь бы не прогневать богов), то у религиозного есть целая нравственная система. Огромное количество моральных норм (заповедей) и примеров правильного поведения (иначе - адское пламя не дремлет) держит общество в ежовых рукавицах, но зато объединяет людей одной веры. Минусы: непонимание людей другой веры, отсюда - разделение по религиозному принципу, религиозные конфликты и войны.
  3. Философский тип мировоззрения имеет социальный и интеллектуальный характер. Здесь важен разум (интеллект, мудрость) и общество (социум). Основной элемент - стремление к познанию. Эмоции и чувства (как в мифологическом типе) отходят на задний план и рассматриваются в контексте все того же интеллекта.

Существует и более подробная классификация типов мировоззрения, основанная на установках взглядов на мир.

  1. Космоцентризм (античный тип мировоззрения, заключается во взгляде на мир как на упорядоченную систему, где человек ни на что не влияет).
  2. Теоцентризм (средневековый тип мировоззрения: Бог в центре, и он влияет на все явления, процессы и объекты; такой же фаталистический тип, как и космоцентризм).
  3. Антропоцентризм (после эпохи Ренессанса человек становится центром мировоззрения в философии).
  4. Эгоцентризм (более развитый вид антропоцентризма: в центре внимания уже не просто человек как биологическое существо, а каждая отдельная личность; здесь заметно влияние психологии, которая начала активно развиваться в Новое Время).
  5. Эксцентризм (не путать с эксцентризмом в психологии; современный вид мировоззрения, в основе которого лежит материализм, а также отдельные идеи всех предыдущих типов; при этом рациональное начало уже находится вне человека, скорее - в обществе, которое становится в центре мировоззрения.

При изучении такого понятия как мировоззрение, нельзя не коснуться такого термина как менталитет.

Менталитет с латыни дословно переводится как «душа других». Это отдельный элемент мировоззрения, который означает совокупность образа мысли, идей и нравов отдельного человека или социальной группы. По сути - это разновидность мировоззрения, его частное проявление.

В наше время менталитет чаще всего рассматривается как характеристика мировоззрений отдельной социальной группы, этноса, нации или народа. Анекдоты про русских, американцев, чукчей, англичан основаны именно на идеи менталитета. Главная особенность менталитета в этом понимании - передача мировоззренческих идей из поколения в поколение как на социальном уровне, так и на генетическом.

При изучении мировоззрения как вида восприятия мира в дальнейшем обязательно следует исследовать такие проявления как

Мировоззрение – 1) совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; 2) совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру; 3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества. Мировоззрение включает также переживания, эмоции, чувствования и представления человека, носит систематизированный характер.

Мировоззрение включает компоненты:

1. Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально‑психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;

2. Мировосприятие (эмоционально‑чувственное составляющее мировоззрения) – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;

3. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально‑теоретическом уровне представлено научными идеями) – познавательно‑интеллектуальная сторона мировоззрения;

4. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

5. Менталитет – 1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением.

Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности, установки. Субъекты (носители) мировоззрения: отдельный человек; группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); общество в целом.

Пути формирования: стихийный, осознанный.

Классификация типов мировоззрения:

А) определяется эпохой и временем, в которых живет человек. Можно выделить несколько исторических типов мировоззрения:

* мифологическое – свойственно для первобытного сознания и древних культур; в его основе – комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека.

* космоцентризм – свойственно для древних культур и связано с натурфилософией (Дао в Древнем Китае, фюсис (природа) и логос в Древней Греции);

* теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага;

* антропоцентризм – мировоззрение, которое возникло в эпоху Возрождения: «человек есть мера всех вещей» (Протагор );

* социоцентризм – свойственно для современности, определяется пониманием значимости для человека общественных отношений, формируется философией и обществознанием;

* знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм) – свойственное для современности мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как о главном факторе общественного прогресса и основном средстве решения экологических и социальных проблем.

Б) по методологическим признакам (опираясь на различные познавательные способности человека):

* чувственно‑образное – основывается на обыденных представлениях, формируется стихийно, в повседневном обиходе;

* эстетическое – связано с восприятием окружающего мира с точки зрения красоты;

* рационалистическое, или рационализированное (абстрактно‑логическое, философское и научное) – может строиться на основе обобщения научных знаний, которые в нем синтезируются.

В) по видовым различиям:

* философское – теоретически обобщает опыт духовного и практического освоения мира человеком; философия выполняет важнейшую функцию, являясь рациональным ядром мировоззрения, ибо опирается на достижения наук о природе и обществе;

* религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни;

* научное – стремится к всецелой объективности, представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания; основывается на современных достижениях научного познания мира;

* обыденное – относительно или условно‑объективно, является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

* суеверное – является необъективным и дезориентирует человека; искаженно воспринимает окружающий мир.

Г) по эмоциональной окраске:

* оптимистическое;

* пессимистическое.

В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.

В мировоззрении выделяют два уровня: 1) рационально‑теоретический, 2) жизненно‑практический.

Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т. к. отражает потребности как общественного, так и личностно‑духовного развития. В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным (например, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования).

Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести и мировоззренческий плюрализм.

Виды знаний

Знание является единством чувственного и рационального познания.

Знание – 1) проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; 2) обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в субъективном и в объективном отношении; 3) инструмент организации деятельности на различных структурных уровнях организации людей.

В середине XIX в. основатель позитивизма О. Конт предложил концепцию развития человеческого знания, рассматривая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного (основано на традиции и индивидуальной вере); философского (основано на интуиции, рациональное и умозрительное по своей сути); позитивного (научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента).

Классификация форм человеческого знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного (выраженного в понятиях, суждениях, теориях) и неявного (не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта).

Классификация видов знаний в зависимости от:

носителя информации : знания людей; знания в книгах; знания в электронных книгах; знания в Интернете; знания в музеях;

способа представления: устная речь, текст, изображение, таблица и др.;

степени формализации: бытовые (неформализованные), структурированные, формализованные;

сферы деятельности: инженерное знание, экономическое, медицинское и др.;

способа получения знаний: практические (строятся на действиях, овладении вещами, преобразовании мира) бытовые, научные, экстрасенсорные, религиозные;

характера соотношений между представляемыми в знании объектами: декларативные, процедурные (знания о действиях над объектами, необходимых для достижения цели).

Виды знаний:

1) Обыденное (житейское) – основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений (между собой и с природой).

2) Мифологическое – представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. е., в конечном итоге, познавал ее.

3) Религиозное – акцент делается на веру в сверхъестественное и эмоционально‑образное отражение действительности, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно‑чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности.

4) Художественное – формируется в сфере искусства, не стремится быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания – художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен.

5) Философское – главной особенностью является его рационально‑теоретическая форма.

6) Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.

7) Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

8) Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

9) Квазинаучное – объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного знания. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. п.

Формы знаний:

* Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание.

Признаки научного знания: знание рациональное (полученное при помощи разума, интеллекта); оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое (не всегда получается); системное (основанное на многом); это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности (точные измерения, наличие терминологии); знание, открытое для критики (в отличие от религии, культуры, искусства и т. д.), обладающее особым научным языком.

* Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами.

Ненаучное знание подразделяется на:

а) донаучное знание – знания, полученные до появления современной науки; б) паранаучное знание – формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания (астрология, экстрасенсорные знания (это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию – уфология), в) вненаучное знание – сознательно искаженные представления о мире (его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр.); г) антинаучное знание – бессознательное, ошибочное (утопия, вера в панацею); д) псевдонаучное знание – отличается крайней авторитарностью и пониженным критицизмом, игнорированием эмпирического опыта, противоречащего собственным постулатам, отказом от рациональной аргументации в пользу веры; е) лженаучное знание – знания, которые не доказаны или опровергнуты, сознательно используют домыслы и предрассудки.

Процессы, связанные с знаниями: получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, потеря знаний, визуализация знания.

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.

Понятие истины, ее критерии

Гносеология – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм – философское учение, признающее возможности познания мира.

Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.

Субъект познания – носитель предметно‑практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект; активно действующее в познании творческое начало.

Объект познания – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект (человек является объектом изучения многих наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.).

Иерархия познавательных способностей человека (Платон, Аристотель, И. Кант) : а) чувственное познание – является базовым, с него начинается все наше познание; б) рациональное познание – осуществляется при помощи рассудка, способно устанавливать, открывать объективные связи (причинно‑следственные) между явлениями, законы природы; в) познание на основе идей разума – задает мировоззренческие принципы.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания (сформировался в XVII–XVIII вв. – Р. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк ).

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц ).

Формы (источники, ступени) познания:

1. Чувственное (эмпирическое) познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.

Формы чувственного познания: ощущение (отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств); восприятие (чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств); представление (чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.

2. Рациональное, логическое познание (мышление). Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Формы рационального познания: а) понятие (отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений); б) суждение (форма мышления, в которой что‑либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами); в) умозаключение (рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием). Виды умозаключений: дедуктивные (путь мышления от общего к частному, от общего положения к особенному), индуктивные (способ рассуждения от частных положений к общим выводам), традуктивные (по аналогии).

Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество.

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Особенности научного познания: объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность (доказательность, системность); проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин); использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

* Уровни научного познания: 1). Эмпирический. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2). Теоретический. Методы теоретического уровня познания: идеализация (метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками), формализация; математизация; обобщение; моделирование.

* Формы научного познания: научный факт (отражение объективного факта в человеческом сознании); эмпирический закон (объективная, существенная, конкретно‑всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами); вопрос; проблема (осознанная формулировка вопросов – теоретическая и практическая); гипотеза (научное предположение); теория (исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений); концепция (определенный способ понимания (трактовки) какого‑либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения).

* Универсальные методы научного познания: анализ; синтез; дедукция; индукция; аналогия; моделирование (воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения); абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение какого‑либо свойства или отношения); идеализация (мысленное создание каких‑либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности).

Формы ненаучного познания:

миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука.

Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания. Интуиция – способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции: 1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.

Классификация форм познания по виду духовной деятельности человека

* Экзистенциальная (Ж.‑П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и М. Хайдеггер ). К познавательной сфере относят эмоции и чувства (не ощущения) человека. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер.

* Мораль является не только личностной формой регуляции поведения человека, но и особой формой познания. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека.

* Эстетическое познание наибольшее развитие получило в искусстве. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, которая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу.

Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Субъективная истина зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок.

Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Относительная истина зависит от точки зрения наблюдателя, она носит изменчивый характер (об этом говорит теория относительности).

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.

Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.

По форме истина может быть: житейской, научной, художественной, нравственной и т. д., поэтому может быть столько истин, сколько есть видов знаний. Научную истину, например, отличает системность, упорядоченность знания, его обоснованность и доказательность. Духовная истина есть не что иное, как правильное, совестное отношение человека к себе, другим людям и миру.

Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь – сознательное искажение образа объекта. Дезинформация – это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного – ложным.

Причины относительности человеческих знаний: изменчивость мира; ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных исторических условий, уровня развития духовной культуры, материального производства и особенностей познавательной деятельности человека.

Критерий истины зависит от формы и метода познания. Он может быть эмпирическим, т. е. опытным (в науке); рационалистическим (в науке и философии); практическим (в науке, социальной практике); умозрительным (в философии и религии). В социологии основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Практика – материальная, целеполагающая деятельность людей.

Функции практики в процессе познания: 1) источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки); 2) основа познания (благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира); 3) практика является движущей силой развития общества; 4) практика – цель познания (человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности); 5) практика – критерий истинности познания.

Основные виды практики: научный эксперимент, производство материальных благ, социально‑преобразующая деятельность масс. Структура практики: объект, субъект, потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность, предмет, средства и результат.

Мышление и деятельность

Исследовать мышление начали античные философы и ученые (Парменид, Протагор, Эпикур, Аристотель) с позиций философии и логики. В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер. В эпоху Ренессанса сенсуалисты решающее значение отдавали ощущению и восприятию; рационалисты считали мышление автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. В конце XIX в. прагматики утверждали, что мысли истинны не потому, что отражают материальный мир, а через полезность для человека. В XX в. появились теории: бихевиоризм (мышление рассматривается как процесс формирования связей между стимулами и реакциями), психоанализ (изучает бессознательные формы мышления, зависимость мышления от мотивов и потребностей); психологическая теория деятельности (мышление – прижизненная способность к решению задач и преображению действительности) и др.

Мышление – активный процесс отражения объективной действительности в понятиях, суждениях, теориях, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление, имея своим единственным источником ощущения, переходит границы непосредственно‑чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. Мышление является функцией мозга и представляет собой естественный процесс. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые суть продукты развития общественной практики, так как для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Мышление человека по своей природе социально, имеет общественно‑историческую природу. Объективной материальной формой мышления является язык. Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека.

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в используемых методах, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально‑волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу; в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Особенности мышления: чувственная конкретность и предметность (первобытный человек); большие обобщающие способности (современный человек).

Этапы мышления: 1) формулирование задачи (вопроса); 2) решение; 3) достижение нового знания.

Типы мышления:

1) Образное. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое) . Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое . Знание существует в языковых знаках (знаки‑сигналы, знаки‑признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

Формы мышления: понятие; суждение; умозаключение.

Основные виды мыслительных (логических) операций: сравнение; анализ; синтез; абстракция; конкретизация; индукция; дедукция; классификация; обобщение.

Мышление является основой поведения, адаптации; мышление связано с деятельностью, так как в ее процессе сначала решается ряд задач, а потом умственный проект осуществляется на практике.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование, творческо‑преобразующее отношение к окружающему миру.

Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем, что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Пользовательский поиск

Мировоззрение, его виды и формы

Каталог материалов

Лекции Схемы Видеоматериалы Проверь себя!
    Источники для самоподготовки
    Лекции

    Внутренний (духовный) мир человека, его структура

    Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
    Структура внутреннего мира:
    Познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
    Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
    Чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
    Мировоззрение
    Направленность личности

    Что такое мировоззрение?

    1. Совокупность взглядов человека на мир, который его окружает;
    2. Совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок; определяющих отношение человека к окружающему миру;
    3. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.
    Однако, следует отметить, что понятие мировоззрение не достаточно строго определено как и многие другие обществоведческие понятия и соответственно, оно контекстно-зависимо от условий использования, имеет различные варианты бытового уровня понимания. Это заметно по некоторым смысловым расхождениям описания в различных словарях.
    БСЭ - Мировоззрение, - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. - общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. - житейское (обыденное), философское и религиозное - во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них.... Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний. …М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
    Википедия - Мировоззрение - совокупность (система) взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями. Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.
    Общественные науки - Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.

    Из каких элементов состоит мировоззрение?

    Знания, убеждения, установки, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.
    Субъекты (носители) мировоззрения:
    - отдельный человек;
    – группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные);
    – общество в целом.
    Мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечивающим целостность общества.
    Мировоззрение решает три основных вопроса:
    - отношение человека к миру в целом
    – познание и преобразование мира
    – общество в целом.

    Типы мировоззрения

    Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие - человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.
    Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения:
    1) Обыденное
    - формируется в процессе личной практики
    – складывается стихийно, на основе жизненного опыта
    – мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией
    – широко распространено
    2) Религиозное
    - дает человеку веру в возможность достижения поставленных целей
    – нацеливает на совершение нравственных поступков
    – непримиримо к другим жизненным позициям
    – недостаточное внимание к достижениям науки
    – человек должен принимать религиозные догмы на веру без размышлений
    3) Научное
    - опирается на достижения науки
    – включает научную картину мира
    – обобщает итоги человеческого познания
    – тесно связано с практической деятельностью людей
    Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей?
    - Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.
    – Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.
    – Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.

    Убеждение

    Мировоззрение всегда связано с убеждением.
    Убеждение - это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо, точка зрения. Убеждения - это форма мыслительной деятельности человека, связанная с устойчивостью имеющихся знаний. Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.
    Источники убеждения
    - глубокие знания, которые субъект принимает за истину
    – социальная практика (жизненный опыт), которая подтверждает справедливость или ложность убеждений
    – ценностные ориентации, сформированные жизненным опытом, образованием и воспитанием

    Менталитет

    Менталитет (от позднелатинского mentalis – умственный) - определенный образ мыслей, совокупность духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, народности или нации.
    Это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность.

    Философия как мировоззренческая система

    Термин «философия» в переводе с греческом языка означает любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia - мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.
    Философия - это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность.
    Таким образом, Философия - это теоретический уровень мировоззрение. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий фи­лософ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия - мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения с позиции рациональности.

Условно все типы мировоззрения делят на две группы: социально-исторические типы и экзистенциально – личные.

Уже было описано ранее. Стоит лишь освежить память: мировоззрение – это совокупность понятий, убеждений, ценностей о жизни, о самом человеке, о его положении в жизни.

Типы мировоззрения и жизненные цели

От того, каким мы мировоззрением пользуемся – такие ставим соответственные жизненные (), и, соответственно, согласно типу нашего представления о мире – выбираем способ реализации такой цели.

Несчастные и неудачные люди обычно цель берут из одного контекста мировоззрения, а путь к ней с другого. У счастливых и успешных людей — цель и путь к ней находятся в одной системе координат (в одном контексте их мировоззрения).

Типы мировоззрения, исторически-социальные

Формировались в хронологическом порядке. Очень хорошо понять в чем отличие – зная историю всего человечества. От каменного века до наших дней. В каждый период времени отражались те принципы, что лежали в каждом из этих типов мировоззрения.

Еще один любопытный факт: человечество развивалось — и развивалось его мышление, менялось мировоззрение. И точно такое же происходит с развитием ребенка. Т.е, по сути, каждый человек — взрослея, развивает свое мировоззрение выбирая соответственные цели.

Архаический тип мировоззрения

Это раннее представления человечества о мире, о самом человеке в нем

Характеризуется тем, что не отделены в нем друг от друга реализм и фантазия. Эти два понятия слились в образе ранних верований: анимизма, фетишизма, тотеизма. Нет четкого деления от своего «Я» и окружающего мира. Как такого понимания «Душа» вовсе не существует. В то же время: все живое наделено жизнью, как и человек: от камня до солнца.

Жизненные цели формируются не осознанно: это угодить себе и другим одушевленным существам (жертвоприношение, ритуалы, идолы ….)

Мифологический тип мировоззрения

На этом витке истории происходит четкое отделения «себя» от окружающего мира. А если есть «Я», значит есть «Он» , у которого поступки, помысли могут не совпадать с моими. Изо таких взглядов происходит уже конфронтация (противостояние).

Это эра культов и пантеонов богов. Как сама жизнь полна конфронтацией и конкуренций за место под солнцем, так и рождаются мифы, о точно таком же противостоянии между богами.

Жизненные цели приобретают уже более четкую структуру и осмысленность: быть с Сильными мира сего, иметь власть… добиться благосклонности определенного бога или человека…

Религиозный

Еще большее деление мира. Что есть мир этот и мир тот . Появляются понятия души, духа и тела. Богу божье, кесарю кесарево.

Появляется понятие вера – в невидимое, без критического анализа в последнее. Общее для всех религий идеи: о сотворении Богом мира, о концепций добра и зла, о следствии не выполняя тех или иных правил поведения.

Жизненные цели – согласно концепции веры, которую исповедует человек – «правильные» в ее понимании поступки и помыслы.

Философский тип мировоззрения

При увеличении знаний о самом человеке и о окружающим его мире – происходит коллапс (критическая масса), когда нужно эти знания переосмыслить. Так и образуются различные школы философии.

Если переосмысленные знания в контексте такой школы – то полагают, что философия та же, но – развивается… Если же противоречие со старой школой – очевидны, образуется новое философское течение.

Жизненные цели в этом контексте – это личностный рост, саморазвитие, самоактуализация, поиск истины …

Экспоненциально-личностные типы мировоззрения

Формируется согласно взрослению самого человека. От некритического, не отделения себя от мамы до подросткового экзистенциального кризиса… плюс накладываются внешняя среда влияния.

В основе мировоззрения каждого человека лежит собирательный образ со многих типов мировоззрений. Это может быть как гармоничная комбинация философии, веры и традиций, так и без особой критики воспринимаются различные мировоззренческие законы, как аксиомы.

Возьмите раннее описанные типы – смешайте что-то из низ в кучу, вот вам и будет современный человек такой человек.

Цели будут разные в зависимости от того, какая концепция мировоззрении доминирует… Происходит самое интересное: когда цели в одной плоскости, а пути к ним в другой…

Догматический

Догма – не критическое, но осознанное следование правилам и законом, согласно какому-то мировоззрению.

Следование к целям — согласно догмам и правилам.

Рефлекторный

Рефлексы – подсознательное следование каким-то правилам. Если в догмах разум еще принимает участие, в рефлексии – это следование принципам и правилам без участия сознания, рефлекторно, импульсивно.

В целее положении рефлексия играет не заметную но, иногда, весьма существенную роль.

Правильный выбор цели, согласно типа мировоззрения

Многие понятия из перечисленных типов крепко вплелись в наше сознание.

Некоторые примеры — раньше и сейчас.

Архаичный тип: раньше — откровенное поклонение идолам (все живое), сейчас — фенички, бусики, талисманчики…. приносящие удачу, концепция многих нью — «вселенная живая»…

Мифологический тип мировоззрения: раньше — поклонение пантеону богов: Зевесу, Велесу, Ирису…, сейчас — от челлинга (получение сакральных знаний от неземных форм бытия) до влияние звезд, понятий судьбы и кармы, неявных и тонких миров.

Если у человека ничего не получается — не получается достичь успеха, вот ответ, почему так происходит: выбор цели не из своего типа мировоззрения.

Дело в том, что изменить свое зрение на мир довольно сложно, а вот выбрать правильную соответствующую типу мировоззрению, цель довольно просто. Только своя цель принесет ! От чужих, не своих, целей вы будете — только несчастны…

Успехов вам, и правильно выбранных целей!

Что такое мировоззрение? Даже определение здесь далеко не простое и однозначное. Чаще всего мировоззрением называется система взглядов (представлений) человека о себе, окружающем мире и собственном месте в нём. Чтобы разобраться с термином, нужно понять, что именно обществоведы вкладывают в «систему взглядов». Это важные компоненты мировоззрения, последнее же состоит из самосознания, представлений об окружающем мире и установленной взаимосвязи.

Базовым считается обыденное мировоззрение. Далеко не все осознают, какую роль в жизни человека оно играет. Речь идёт о представлениях и нравственных ценностях, сформированных в процессе жизни, на основании опыта, инстинктов и критического анализа пережитого. Но обыденное мировоззрение специально не вырабатывают. Оно появляется само, как естественный результат мыслительной активности. Необходимо отметить, что обыденное мировоззрение – это уровень, на котором находится большинство человечества.

Бывает также профессиональное мировоззрение. Его обычно рассматривают как следующий уровень. Формируется у людей в связи со спецификой их профессиональной деятельности, откуда и пошло название. Здесь функции мировоззрения часто носят просветительский характер. Учёный, художник, политик и многие другие пытаются передать свои взгляды на жизнь. Если мировоззрение обыденное формируется случайно, то здесь мы говорим о переработке очень своеобразного опыта, полученного во многом благодаря собственному выбору.

Теоретический уровень предполагает свободное оперирование рядом понятий. В данном случае мировоззрение его сущность и структура анализируются самим индивидуумом, обобщаются и трансформируются (при необходимости). Личность осознанно соглашается с философами или же создаёт собственное течение. Нужно сказать, что в истории было не так много тех, кто достиг подобного понимания себя, мира и происходящих в нём процессов.

Классификация мировоззрения

Говоря о том, что такое мировоззрение, нельзя не затронуть вопрос деления на типы. Отчасти те перекликаются с уровнями. Но здесь есть и свои отличия. Итак, виды мировоззрения:

1. Житейское

В данном случае самому вопросу, что такое мировоззрение, как правило, не придаётся особое значение. Человек пользуется теми представлениями, что сформировались у родственников, близких, окружающих, у него самого благодаря полученному опыту. Он нечасто задумывается над тем, какой смысл носят те или иные установки.

2. Мифологическое мировоззрение отличается неопределённостью

В этой разновидности субъективное и объективное тесно переплетаются. Центральным является миф. Он определяет, как жить, что именно нужно делать. При этом уровень критики – низкий, люди не размышляют над тем, какой смысл скрывается в традициях, обрядах и т.п. Они просто следуют им.

3. Религиозное мировоззрение

Это одно из самых стабильных, влиявших долгое время на умы целых народов. Оно базируется на вере в сверхъестественное, здесь роль мировоззрения в жизни человека становится доминирующей. Именно вера определяет поступки, часто влияет на характер. К тому же мировоззрение религиозное – самое агрессивное среди всех. Оно противостоит критике, не даёт всерьёз рассмотреть постулаты других мировоззрений. Чем и объясняется удивительная живучесть на протяжении такого долгого времени.

Стоит отметить, что религиозное мировоззрение породило, в свою очередь, ответвления. Но его виды и формы в любом случае основаны на вере в сверхъестественное. Яркий пример – метафизическое мировоззрение как система взглядов, где центральное место занимает, опять же, вера в неизменность вещей, природы и всего, что порождено Творцом. Однако подтипы данной категории объединяет то, что здесь не только не задумываются над тем, какой смысл носят те или иные утверждения, но часто об таком нельзя рассуждать. Вернее, можно, но исключительно в определённом контексте.

4. Научное мировоззрение

Это одно из самых популярных в настоящем. Тут важно понимать, какой смысл заложен в окружающем нас мире, что означает то или иное явление. Какая-либо мифология здесь полностью отсутствует. Всё максимально точно, аргументировано и конкретизировано. Научное мировоззрение постоянно развивается, пополняется новыми знаниями, всё более полно отражает окружающий мир. Но в то же время подход не меняется.

5. Философское

Обществознание рассматривает данную разновидность как одно из высших проявлений мыслительной активности. Здесь индивидуум часто теоретизирует, он задумывается над тем, как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности, какой смысл у определённых понятий, какие формы может принимать знание. Сам вид основывается на фактах, такой же подход демонстрируют и учёные. Но научное мировоззрение не решает новые экзистенциальные проблемы. Кроме того, оно практически не имеет дела с так называемыми вечными вопросами.

Философия же активно ими интересуется. В ней отчасти можно увидеть мифологическое мировоззрение, особенно в отношении к неопределённому, к тому, что оно допускается и включается в систему ценностей. Свой отпечаток оставило и религиозное мировоззрение, например, по поводу того, что касается морально-нравственных ценностей. Но в целом доминирующим здесь считается широкий подход в сочетании с критичностью. Не зря системно рационализированное мировоззрение называют философией.

6. Гуманистическое

В то время как религиозное мировоззрение ставит в центр Бога, тут главным оказывается сам человек, человеческие возможности, характер, способность к созиданию и развитию. Если сравнивать с остальными подходами к формированию взглядов о себе и окружающем мире, то научное мировоззрение в большей степени обращено на законы (закономерности) окружающего мира, на познание, выявление и исследование. Человек здесь не может претендовать на особую роль, в отличие от гуманистического.

Необходимо отметить, что основные типы мировоззрения довольно жёстко классифицируются в науке (в рамках обществоведческого пласта знаний, например). Но в повседневной жизни в сознании одного человека особенности религиозного мировоззрения способны тесно переплетаться с гуманистическим или даже научным, просто по разным вопросам. Кроме того, люди склонны к изменениям своих взглядов. И если раньше в суждениях одной и той же личности наблюдались особенности мифологического мировоззрения, то впоследствии они могут смениться на теоретические.

Исторические формы мировоззрения

Традиционно первым появилось мифологическое мировоззрение. Оно было призвано объяснить природу вещей, явлений, которые вызывали вопросы. На обсуждаемом этапе люди не задавались сложными вопросами, не рассуждали о том, что такое «мировоззрение типы мировоззрения», например. Далеко не все осознавали, что у них есть система ценностей.

Вторым появилось религиозное мировоззрение, которое оказалось гораздо более структурированным. Оно не только давало представление, но и позволило разработать этику, уставить ограничения. Мировоззренческая функции религии, опять же, не всегда осознавалась и исследовалась. Многие просто подчинялись догматам.

Однако мировоззрение и его виды формы – всё это постоянно развивалось. Постепенно религия перестала удовлетворять социум. Появилась наука, которая выгодно отличалась прогрессивным подходом, стремлением к точности и новым знаниям, объявленным здесь ценностью. Противоположностью такому направлению стало реакционное мировоззрение, довлеющее ко всему старому, стабильному, устоявшемуся.

При изучении данной темы стоит отметить, что понятие мировоззрения и структура мировоззрения исследуются философами до сих пор. Современные теории считаются наиболее спорными, потому что они не прошли проверку временем. Но если вы захотите ознакомиться с такими вопросами глубже, достаточно будет поискать информацию по запросу «мировоззрение его структура и исторические типы». В контексте развития и перспектив рассматриваются и современные явления.