Даты и события троянской войны. История троянской войны

Троянская война является важной вехой в греческой мифологии. Парис, сын короля Трои, приглашается на обсуждение красоты трех богинь Олимпа. Взамен на его вердикт, ему обещана самая красивая женщина в мире. Поскольку Елена к тому времени была уже замужем за королем Спарты, Парис похищает ее в Трое.

Похищение Елены Прекрасной порождает десятилетнюю Троянскую войну между греками и троянцами. В конце концов, она разрешается не сражением, а уловкой Одиссея: спрятанные в деревянной лошади («Троянский конь») греческие воины попадают в вражеский город и ночью открывают ворота товарищам. Таким образом, Троя была взята и уничтожена.

Троянская война является центральным событием греческой мифологии.

Божественный спор и похищение Елены Прекрасной

Поводом для Троянской войны было похищение Елены Прекрасной сыном короля Трои Парисом.

На свадьбу Пелея и Фетиды были приглашены все греческие боги и богини, кроме Эриды, богини раздора. В отместку она приходит незваной и развязывает спор: в середине праздника в центр божественного общества она бросает золотое яблоко, на котором написано «Самой красивой» (отсюда происходит «Яблоко раздора»). Возникает ожесточенный спор о том, кто самая красивая среди богинь на Олимпе — Гера, жена Зевса, богиня мудрости или Афродита, богиня любви.

Зевс хочет закончить спор. Поэтому он дает право на суждение Парису, сыну троянского царя Приама, кому должно принадлежать яблоко (это решение — так называемое «Суд Париса»). Парис награждает яблоком богиню Афродиту, поскольку он считает её самой красивой женщиной в мире. Однако, Парис влюбляется в Елену, которая уже замужем за Менелаем, королем Спарты, и хочет выкупить титул красавицы у Афродиты. Это не удаётся ему и поэтому Парис похищает Елену Прекрасную (Троянскую).

Менелай требует возвращения жены, но спартанцы отказываются возвращать Елену. Тогда могущественный брат Менелая Агамемнон, который был царем Микен, объединяет греческую армию и возглавляет высшее командование. На греческой стороне было много храбрых героев, из которых наиболее важную роль сыграли Одиссей, царь Итаки и Ахиллес, сын Пелея и Фетиды.

На троянской стороне выступали, прежде всего, Гектор, сын царя Приама, и Эней, сын Афродиты. Греческие боги также принимают стороны: и Афина поддерживают греков, Афродита и Аполлон помогают троянцам.

Гнев Ахиллеса

Троя осаждается десять лет, но греки не могут захватить город. На десятом году в греческой армии происходит раскол: Ахиллес был лишен Агамемноном его возлюбленной рабыни Брисеиды. Из гнева Ахиллес уходит. Но когда его лучший друг Патрокл был убит Гектором, Ахиллес хочет отомстить, и возвращается в борьбу с Троей. Он был неуязвим, погрузившисьв младенчестве в воды Стикса — только пятка, за которую его удерживала мать, оставалась уязвимой (отсюда уязвимая точка или слабая точка человека называется «ахиллесовой пятой»).

Ахиллес победил и убил Гектора и потащил его вокруг гробницы Патрокла. Царь Приам выпрашивает тело своего сына у Ахиллесса, и похоронная процессия уходит. Сам Ахиллес был убит Парисом, чья стрела управлялась Аполлоном и попала в ахиллесову пяту.

Окончание войны и завоевание Трои, произошло благодаря уловке Одиссея: по его совету греки строят деревянного коня («Троянский конь»), в чьем животе прячутся самые смелые герои. Конь был оставлен у ворот города Трои, греческие корабли отступили.

Троянцы верят, что греки отказались от осады и оставили коня в качестве подарка троянцам. Несмотря на предупреждения Лаокоона об опасности, они затаскивают коня в город, чтобы посвятить его богине Афине. Ночью греческие бойцы тайно выходят из деревянного коня, призывают корабли огненными факелами и открывают ворота греческим воинам. Таким образом, Троя была окончательно завоевана и уничтожена.

Побег Энея из Трои

Троянский царь Приам, его семья и его воины были убиты или захвачены. Но Эней убегает из горящего города, спасая не только своего отца Анхиза, которого он выносит на своих плечах, но и его сына Аскания. После долгих скитаний он прибывает в Италию, где его потомки основали Рим. Таким образом, Троя связана с мифами, окружающими основание Рима.

Мифологические источники

Гомер, в 8 веке до нашей эры В «Илиаде» описывает только решающую заключительную фазу десятилетней войны, начиная с эпизода «гнев Ахиллеса» вплоть до смерти и захоронения Гектора. Предыстория и сама Троянская война (божественный спор и похищение Елены) довольно ярко вплетены в повествование. Точно так же конец войны, завоевание и разрушение Трои также косвенно описаны в «Одиссее».

Историчность троянской войны

Были написаны задолго до Гомера и передавались устно из поколения в поколение, пока Гомер не изложил их в письменной форме. Миф отражает традиционную поэзию и легенду, исторически недоказанное прошлое. Вопрос об историчности Троянской войны остается спорным. Хотя события войны не подтверждены археологическими выводами, многие ученые считают, что миф основан на реальных событиях в период микенской колонизации в Малой Азии (в XIII веке до нашей эры).

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII-XII вв. до н. э., и начинали с неё новую - «троянскую» эру: восхождение населявших Балканскую Грецию пле-мён к более высокому уровню культуры, связан-ному с жизнью в городах. О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-за-падной части полуострова Малая Азия - Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий - киклические поэмы. Самой же авторитетной для эллинов была эпическая поэма «Илиада», приписываемая великому греческому поэту Гомеру, жившему в VIII в. до н. э. В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона - так назван в поэме этот малоазийский город.

Что же рассказывают старинные предания о Тро-янской войне? Началась она по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная богиня реши-ла отомстить и подбросила пирующим богам золо-тое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три олимпийские богини, Гера, Афина и Афродита, за-спорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троян-ского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами. Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, пре-краснейшей из смертных женщин, и вручил золо-тое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая. Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Еле-ну покинуть мужа и уехать с ним в Трою. Беглецы прихватили с собой рабов и сокровища царского до-ма. О том, как добрались Парис и Елена до Трои, мифы рассказывают по-разному. По одной версии, они через три дня благополучно прибыли в родной город Париса. По другой, богиня Гера, враждебная Парису, подняла на море бурю, его корабль занесло к берегам Финикии, и лишь долгое время спустя беглецы прибыли наконец в Трою. Есть и ещё один вариант: Зевс (или Гера) подменили Елену призра-ком, который и увёз Парис. Сама же Елена во время троянской войны находилась в Египте под защитой мудрого старца Протея. Но это - поздний вариант мифа, гомеровский эпос его не знает.

Троянский царевич совершил тяжкое преступ-ление - нарушил закон гостеприимства и тем на-влёк на родной город страшное бедствие. Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могу-щественного царя Микен Агамемнона, собрал боль-шое войско, чтобы вернуть неверную жену и похи-щенные сокровища. На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь. Знатнейшие ахейские герои и цари: Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид, Филоктет, мудрый ста-рец Нестор и многие другие привели свои дружины. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды, самый отважный и могучий из героев. По предсказанию богов, греки не могли завоевать Трою без его помощи. Одиссей, как самый умный и хит-рый, сумел уговорить Ахилла принять участие в походе, хотя тому и было предсказано, что он по-гибнет под стенами Трои. Предводителем всего вой-ска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.

Греческий флот, насчитывавший тысячу кораб-лей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к бере-гам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву бо-гине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокро-вища мирным путём. Посланцами в Трою отправи-лись испытанный дипломат Одиссей и оскорблён-ный супруг Менелай. Троянцы им отказали, и на-чалась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помо-гали ахейцам, Афродита и Аполлон - троянцам.

Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они по-строили на берегу моря возле своих кораблей ук-реплённый лагерь, стали разорять окрестности го-рода и нападать на союзников троянцев. На десятом году осады произошло драматическое событие, по-влёкшее за собой серьёзные неудачи ахейцев в сра-жениях с защитниками Трои. Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Ни-какие уговоры не могли убедить Ахилла оставить гнев и взяться за оружие. Троянцы воспользова-лись бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляе-мые старшим сыном царя Приама Гектором. Сам царь был стар и не мог принимать участие в войне. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою. Когда Агамемнон, проверяя боевой дух вои-нов, притворно предложил прекратить войну и вер-нуться домой, ахейцы встретили предложение с восторгом и устремились к своим кораблям. И толь-ко решительные действия Одиссея остановили вои-нов и спасли положение.

Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл, упросил героя дать ему свои доспехи и колесницу и устремился на помощь греческому вой-ску. Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставляет Ахилла забыть об обиде. Жажда мести воодушев-ляет его. В поединке с Ахиллом гибнет троянский герой Гектор. На помощь троянцам приходят ама-зонки. Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам, как и было предска-зано, от стрелы Париса, направленной богом Апол-лоном. Мать Ахилла Фетида, стремясь сделать сына неуязвимым, окунула его в воды подземной реки Стикс. Она держала Ахилла за пятку, которая и осталась един-ственным уязвимым на его теле местом. Бог Аполлон знал, куда направить стрелу Париса. Этому эпизоду поэмы человечество и обязано выражением «ахиллесо-ва пята».

После смерти Ахилла среди ахейцев начинается спор за обла-дание его доспехами. Они доста-ются Одиссею, и, оскорблённый таким исходом, Аякс Теламонид кончает жизнь самоубийством.

Решительный перелом в войне происходит после прибытия в ла-герь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем - союзника троянцев мисийца Эвринила. Ос-тавшись без предводителей, тро-янцы больше не решаются выхо-дить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный де-ревянный конь, внутри которого спрятался отбор-ный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убе-дить троянцев, будто ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплывает на кораблях от побережья Троады. На самом же деле ахейские ко-рабли укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

Удивлённые оставленным деревянным чуди-щем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!» (Эта фраза со временем тоже стала крылатой.) Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота. Тайно вер-нувшиеся ахейцы врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Менелай с мечом в руках ищет неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказывается не в силах убить её. Всё мужское население Трои погибает, за исключением Энея, сына Анхиза и Афроди-ты, получившего от богов повеление бе-жать из захваченного города и возро-дить его славу в другом месте (см. ст. «Древний Рим»). Женщин Трои ждала не менее горест-ная участь: все они стали пленницами и рабынями победителей. Город погиб в огне пожара.

После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Оилид навлекает на греческий флот гнев богини Афины, и она насылает страшную бу-рю, во время которой тонут многие корабли. Менелая и Одиссея буря заносит в дальние страны. Странствия Одиссея после окончания Троянской войны воспеты во второй поэме Гомера - «Одиссее». В ней же рассказывается о возвращении Менелая и Елены в Спарту. Эпос благосклонно относится к этой прекрасной женщине, так как всё происходившее с ней было волей богов, которой она не могла про-тивиться. Предводитель ахейцев Агамемнон после возвращения домой был убит вместе со спутни-ками своей женой Клитемнест-рой, не простившей мужу смерти дочери Ифигении. Так, совсем не триумфально, закончился для ахейцев поход на Трою.

Как уже сказано, древние гре-ки не сомневались в исторической реальности Троянской войны. Да-же такой критически мыслящий и ничего не принимающий на ве-ру древнегреческий историк, как Фукидид, был убеждён в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои - исторический факт, лишь приукра-шенный поэтом. Действительно, в поэме очень мало сказочной фантастики. Если из неё вычленить сце-ны с участием богов, что и делает Фукидид, то рас-сказ будет выглядеть вполне достоверным. Отдель-ные части поэмы, такие, как «каталог кораблей» или перечень ахейского войска под стенами Трои, написаны как настоящая хроника.

Европейская историческая наука Нового време-ни иначе отнеслась к греческим мифам. Она видела в них лишь легенды и сказки, не заключающие в себе реальной информации. Историки XVIII- XIX вв. были убеждены, что никакого похода гре-ков на Трою не было и что герои поэмы - мифиче-ские, а не исторические фигуры. Единственным из европейцев, поверившим эпосу, оказался Генрих Шлиман. Он не был учёным-профессионалом, и для него Ахилл, Агамемнон, Одиссей и прекрасная Еле-на были живыми людьми, а драму, разыгравшуюся под стенами Трои, он переживал как события соб-ственной жизни. Шлиман долгие годы мечтал най-ти легендарный город.

Став очень богатым человеком, в 1871 г. он при-ступает к раскопкам холма Гиссарлык в северо-за-падной части Малой Азии, определив его как местоположение древней Трои. При этом Шлиман ориентировался на описания города Приама, данные в поэме. Его ждала удача: холм скрывал развалины, причём не одного, а целых девяти городских поселений, сме-нявших друг друга на протяжении по меньшей мере двадцати веков - двух-трёх тысячелетий.

Описанную в поэме Трою Шлиман признал в по-селении, расположенном во втором слое снизу. Здесь он нашёл, по его мнению, Скейские ворота, башню, с которой Елена с троянскими старцами наблюдала за ходом сражений, дворец Приама и даже сокровища - «клад Приама»: великолепные золотые и серебряные украшения.

Затем, следуя указаниям поэмы, Генрих Шлиман провёл археологические раскопки в «злато-обильных» Микенах. В одной из обнаруженных там царских могил покоились - для Шлимана в этом не было никакого сомнения - останки Агамемнона и его спутников, усыпанные золотыми украшения-ми; лицо Агамемнона покрывала золотая маска. Среди многочисленных и богатых погребальных приношений было обнаружено великолепное ору-жие, достойное могучих героев.

Открытия Генриха Шлимана потрясли мировую общественность. Не оставалось сомнений в том, что поэма Гомера содержит сведения о действительно происходивших событиях и их реальных героях. Мифы не лгут, в них есть правда о далёком прош-лом. Успех Шлимана воодушевил многих археоло-гов. Англичанин Артур Эванс отправился на остров Крит искать резиденцию мифического царя Миноса и нашёл там прекрасный дворец Минотавра. В 1939 г. американский археолог Карл Блеген отк-рыл «песчаный» Пилос, место обитания мудрого старца Нестора на западном побережье Пелопонне-са. Вновь восторжествовала правильность геогра-фических указаний поэмы. Но странное дело: коли-чество открытий увеличивалось, а ситуация с Тро-янской войной и самой Троей становилась всё не-понятнее. Уже Шлиман во время раскопок начал испытывать некоторое беспокойство. Когда же на Гиссарлыкский холм и в Микены пришли археоло-ги-профессионалы, они установили, что город, при-нятый Шлиманом за Трою, существовал ещё за ты-сячу лет до Троянской войны. Могилы же в Мике-нах хранили останки людей, живших на несколько столетий раньше героев поэмы. После первых вос-торгов и возбуждения пришла очередь нового, ещё большего потрясения. Оказалось, что Шлиман от-крыл новый мир, неизвестную ранее цивилизацию, о которой ничего не знали даже древние греки. Этот мир был совершенно не похож на то, о чём расска-зывали мифы и героический эпос.

Отказавшись от безусловного доверия к мифоло-гической основе, некоторые историки тем не менее продолжают считать, что из неё всё-таки можно из-влечь зёрна истины. Ведь автору поэмы действи-тельно было известно местоположение важнейших политических центров Ахейской Греции II тыс. до н. э. Многие из описанных в поэме бытовых и военных реалий в деталях совпадают с археологическими находками. Например, найденный Шлиманом в Микенах «кубок Нестора»; «шлем из клыков вепря», принадлежавший, как говорится в «Илиа-де», критскому герою Мериону; башнеподобный щит, прикрывавший всё тело героя; наконец, бое-вые колесницы, которых не знала классическая Греция. Значит, в устной традиции народа сохра-нилась память о давно прошедших временах и со-бытиях, и поэмы зафиксировали её. Очевидно, до-стигшие процветания на рубеже XIII-XII вв. до н. э. государства греков-ахейцев стремились объ-единёнными силами совершать большие военные экспедиции в район Малой Азии. Одной из них и была осада Трои. Прочно закрепить своё влияние в районе Троады ахейцы не смогли, даже разрушив Трою. Их собственный мир оказался под угрозой нашествия варваров, и приходилось думать уже о безопасности, а не о завоеваниях.

Но скептики утверждают, что эти примеры ни-чего не доказывают. Реалии микенской культуры, являвшейся частью культуры Ахейской Греции, присутствуют в поэмах как отголоски далёкой и совершенно незнакомой поэту эпохи. Он не пред-ставляет, как действовали боевые колесницы, глав-ная ударная сила в сражениях времён Микенской Греции. Для автора это просто транспортное сред-ство: герой подъезжает на колеснице к месту схват-ки, а затем сражается пешим. Описание царских дворцов в поэме «Одиссея» показывает, что автор ничего не знает ни о водопроводе, ни о фресках, украшавших стены микенских дворцов, ни о пись-менности, исчезнувшей с гибелью ахейской куль-туры. Создание эпических поэм отделено от реаль-ных событий четырьмя-пятью столетиями. До этого времени сказания о Троянской войне передавались певцами-аэдами из поколения в поколение изустно. Каждый сказитель и каждое новое поколение вно-сили в них своё понимание событий и поступков героев. Таким образом, накапливались ошибки, по-являлись новые сюжетные детали, значительно ис-кажающие первоначальный смысл. Одно событие, вбирая в себя другие и обрастая поэтическими «под-робностями», постепенно могло превратиться в грандиозный поход греков-ахейцев против Трои, которого могло не быть никогда. Более того, архео-логические находки, сделанные на холме Гиссарлык, не доказывают, что найденное поселение яв-ляется именно Троей.

Правда, вообще отрицать существование города Трои где-то в северо-западном районе Малой Азии невозможно. Документы из архива хеттских царей свидетельствуют, что хетты знали и город Трою, и город Илион (в хеттском варианте «Труиса» и «Вилуса»), но, судя по всему, как два разных, распо-ложенных по соседству города, а не один под двой-ным названием, как в поэме. Хетты знали также страну Аххиява, могущественное государство, с ко-торым они соперничали за господство над этими городами. Учёные считают, что Аххиява - это страна ахейцев, однако пока не ясно, где она находилась. Может быть, это западная часть Малой Азии, или ближайшие к ней ост-рова, или вся Балканская Греция. Между Хеттской державой и Аххиявой был конф-ликт из-за города Илион, но его уладили мирным путём. Ни о каком крупномасштабном военном столкновении между ахейцами и Троей хеттские до-кументы не рассказывают.

Какой же вывод можно сделать, сопоставляя данные из архива хеттских царей и поэтическое по-вествование о походе против Трои? Какая-то связь между ними прослеживается, но очень неясная, по-скольку точных совпадений нет. Видимо, в устном народном творчестве, лежащем в основе поэмы, спрессовались воедино события разных времён: не-удавшаяся попытка греков-ахейцев подчинить себе район Троады (это прослеживается через трагиче-ские судьбы героев-ахейцев после взятия Трои) и гибель городов Илион и Троя в результате нашест-вия так называемых «народов моря», которое по-трясло весь древний мир Средиземноморья в конце XII в. до н. э.

  1. Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. (11)

    Реферат >> Астрономия

    Э.) (см. ст. «Троян­ская война» ). Троянская война оказалась последним событием общеахейского масштаба... н. э. династией Птолемеев. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА Троянская война , по мнению древних греков... увеличивалось, а ситуация с Тро­янской войной и самой Троей становилась...

  2. М.Монтень Опыты

    Реферат >> Педагогика

    Царя Агамемнона, верховного вождя греков в Троянской войне , и Клитемнестры. По преданию, ... царя Агамемнона, верховного вождя греков в Троянской войне , и Клитемнестры. По преданию, ... на спор трех богинь, приведший к Троянской войне . 49. Плутарх говорит… - О...

  3. О граде божьем. ок. 426 н.э. (Августин Блаженный)

    Книга >> Религия и мифология

    Объяснят ту странность, что боги троянские клятвопреступления наказывали, а римские - любили... смогли надолго сохранить ни царства Троянского , ни Лавинийского, основанного самим... троянских богов был разрушен дочерним ему городом. А чтобы после войны

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII-XII вв. до н.э., и начинали с неё новую «троянскую» эру-восхождение населявших Балканскую Грецию племён к более высокому уровню культуры, связанному с жизнью в городах. О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-западной части полуострова Малая Азия - Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий - киклические поэмы. Самой же авторитетной для эллинов была эпическая поэма «Илиада», приписываемая великому греческому поэту Гомеру, жившему в VIII в. до н. э. В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона - так назван в поэме этот малоазийский город.

Что же рассказывают старинные предания о Троянской войне? Началась она по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная богиня решила отомстить и подбросила пирующим богам золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Три олимпийские богини - Гера, Афина и Афродита - заспорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троянского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами. Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, прекраснейшей из смертных женщин, и вручил золотое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая. Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Елену покинуть мужа и уехать с ним в Трою. Беглецы прихватили с собой рабов и сокровища царского дома. О том, как добрались Парис и Елена до Трои, мифы рассказывают по-разному. По одной версии, они через три дня благополучно прибыли в родной город Париса. По другой, богиня Гера, враждебная Парису, подняла на море бурю, его корабль занесло к берегам Финикии, и лишь долгое время спустя беглецы прибыли наконец в Трою. Есть и ещё один вариант: Зевс (или Гера) подменили Елену призраком, который и увёз Парис. Сама же Елена во время Троянской войны находилась в Египте под защитой мудрого старца Протея. Но это - поздний вариант мифа, гомеровский эпос его не знает.

Ахиллес убивает королеву амазонок. Фрагмент росписи греческой амфоры. Около 530 г. до Р.Х.

Троянский царевич совершил тяжкое преступление - нарушил закон гостеприимства и тем навлёк на родной город страшное бедствие. Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могущественного царя Микен Агамемнона, собрал большое войско, чтобы вернуть неверную жену и похищенные сокровища. На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь. Знатнейшие ахейские герои и цари - Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Лакрийский, Филоктет, мудрый старец Нестор и многие другие - привели свои дружины. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды, самый отважный и могучий из героев. По предсказанию богов, греки не могли завоевать Трою без его помощи. Одиссей, как самый умный и хитрый, сумел уговорить Ахилла принять участие в походе, хотя тому и было предсказано, что он погибнет под стенами Трои. Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.

Греческий флот, насчитывавший тысячу кораблей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к берегам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокровища мирным путём. Посланцами в Трою отправились испытанный дипломат Одиссей и оскорблённый супруг Менелай. Троянцы им отказали, и началась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помогали ахейцам, Афродита и Аполлон - троянцам.

Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они построили на берегу моря возле своих кораблей укреплённый лагерь, стали разорять окрестности города и нападать на союзников троянцев. На десятом году осады произошло драматическое событие, повлёкшее за собой серьёзные неудачи ахейцев в сражениях с защитниками Трои. Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Никакие уговоры не могли убедить Ахилла оставить гнев и взяться за оружие. Троянцы воспользовались бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляемые старшим сыном царя Приама Гектором. Сам царь был стар и не мог принимать участие в войне. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою. Когда Агамемнон, проверяя боевой дух воинов, притворно предложил прекратить войну и вернуться домой, ахейцы встретили предложение с восторгом и устремились к своим кораблям. И только решительные действия Одиссея остановили воинов и спасли положение.

Неоптолем убивает царя Приама, в храме у алтаря Зевса

Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл, упросил героя дать ему свои доспехи и колесницу и устремился на помощь греческому войску. Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставила Ахилла забыть об обиде. Жажда мести воодушевила его. В поединке с Ахиллом погиб троянский герой Гектор. На помощь троянцам пришли амазонки. Ахилл убил их предводительницу Пентесилею, но вскоре погиб и сам, как это было предсказано, от стрелы Париса, направленной богом Аполлоном. Мать Ахилла Фетида, стремясь сделать сына неуязвимым, окунула его в воды подземной реки Стикса. Она держала Ахилла за пятку, которая и осталась единственным уязвимым на его теле местом. Бог Аполлон знал, куда направить стрелу Париса. Этому эпизоду поэмы человечество и обязано выражением “ахиллесова пята”.

После смерти Ахилла среди ахейцев начинается спор за обладание его доспехами. Они достаются Одиссею, и, оскорблённый таким исходом, Аякс Теламонид кончает жизнь самоубийством.

Решительный перелом в войне происходит после прибытия в лагерь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына А1хилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем - союзника троянцев мисийца Эвринила. Оставшись без предводителей, троянцы больше не решаются выходить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решают взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убедить троянцев, будто ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплывает на кораблях от побережья Троады. На самом же деле ахейские корабли укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

Троянцы закатывают коня в город

Удивлённые оставленным деревянным чудищем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!». (Эта фраза со временем тоже стала крылатой.) Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины вышли наружу и открыли ворота. Тайно вернувшиеся ахейцы ворвались в город, и начали избивать застигнутых врасплох жителей.

Золотая погребальная маска Агамемнона

Менелай с мечом в руках искал неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказался не в силах убить её. Всё мужское население Трои погибло, за исключением Энея, сына Анхиса и Афродиты, получившего от богов повеление бежать из захваченного города и возродить его славу в другом месте. Его потомки Ромул и Рем стали основателями Древнего Рима. Женщин Трои ждала не менее горестная участь: все они стали пленницами и рабынями ликующих победителей. Город погиб в огне пожара.

После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Лакрийский навлекает на греческий флот гнев богини Афины, и она насылает страшную бурю, во время которой тонут многие корабли. Менелая и Одиссея буря заносит в дальние страны. Странствия Одиссея после окончания Троянской войны воспеты во второй поэме Гомера - «Одиссее». В ней же рассказывается о возвращении Менелая и Елены в Спарту. Эпос благосклонно относится к этой прекрасной женщине, так как всё происходившее с ней было волей богов, которой она не могла противиться. Предводитель ахейцев Агамемнон после возвращения домой был убит вместе со спутниками своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерти дочери Ифигении. Так, совсем не триумфально, закончился для ахейцев поход на Трою.

Троянская война – это одна из самых известных войн древности. Ведь в ней столкнулись интересы крупных государств, а также участвовало множество известных героев того времени. Троянская война преподносится нам в виде мифов и легенд, что требует от историков кропотливого анализа для создания картины тех событий.

Современные историки считают, что Троянская война произошла в период с 1240 по 1230 гг. до н.э. Хотя эта дата очень приблизительная. Мифы гласят, что причиной войны послужило похищение Парисом Елены, которая была замужем за царём Спарты Менелаем. Также Парис, кроме Елены, прихватил часть богатств у спартанского царя. Этот факт сподвигло Менелая идти войной на Трою. Остальные греки присоединились к нему, ведь при замужестве Елены был составлен договор, что все претенденты на ее руку будут защищать Елену и ее избранника, а претендовали на ее руку почти все цари Греции.

Другая версия начала войны звучит более правдоподобно. Троя мешала торговать греческим народам с остальным миром. Брала с их кораблей значительный налог, а недовольных просто топила. Грекам пришлось объединиться для защиты своих экономических интересов и пойти войной на Трою.

Было много разногласий между греками, не все хотели воевать. Начало войны было весьма неудачным. По ошибке вместо берегов Трои греки высадились в районе Мизии, где правил Телеф, дружественный им царь. Но не поняв этого, они напали на его владения. И лишь после кровопролитной битвы была понятна ошибка, и войско отправилось дальше к цели. Но на пути их ждали новые проблемы. Шторм раскидал по морю их корабли, что значительно затянуло время их прибытия к цели.

К берегам Трои добралось 1,186 кораблей и около 100 тысяч людей. Троянцы отважно защищали свою землю. В этом им помогали союзники и наемники, которых было великое множество. Про первые девять лет войны к нам дошла очень скудная информация. Ведь эти события были описаны в поэме «Киприада», которая, к сожалению, была потеряна. Но из мифов и легенд, которые до нас дошли, известно, что в этот период часто случались конфликты между греками, ведь некоторые командиры хотели покинуть эту войну и уехать. Другие желали продолжения. Также часто вспоминались давние конфликты. В этот период ведущую роль занимал Ахилл. Он совершал набеги на близкие города, разграбляя их. Ахиллом было уничтожено около двадцати городов возле берега и близко одиннадцати поселков вдали от берега.

В этот отрезок времени был проведен поединок между Парисом и Менелаем, в котором Менелай одержал победу. Побежденный Парис должен был отдать Елену и уплатить дань. Война должна быть окончена. Но остальных греков это не устраивало. Они хотели продолжения войны и уничтожения Трои.

Продолжение войны было весьма неудачным. Греков часто оттесняли к своим укреплениям. Их корабли сжигали. И лишь благодаря большому количеству солдат, они удерживали свои позиции. В боях погибли многие известные герои тех времен, такие как Ахилл, Патрокл и многие другие.

Все эти неудачи заставили греков пойти на хитрость. Мастером Эпеем был построен гигантский деревянный конь. Он был оставлен неподалеку возле стен, а в нем спрятались лучшие греческие воины. В это время основные греческие силы спалили свой лагерь и отплыли в море, давая понять, что война окончена. Троянцы, обнаружив деревянного коня, подумали, что это дары богов за их победу над греками и втянули его в город. В честь победы они устроили пир, охрана потеряла бдительность. В полночь греки вылезли из своего убежища, дали сигнал своим кораблям и отворили ворота.

Армия греков лавиной хлынула на спящий город, защитники ничего не смогли сделать, чтобы спасти город. Около двух дней греки грабили Трою. Жители были убиты или угнаны в рабство, а сам город был сожжен дотла.

Причина Троянской войны до сих пор остается для историков загадкой, некоторые даже не согласны, что эта война вообще имела место в истории. Причина уходит далеко в греческую мифологию. Однако, прежде всего, необходимо дать определение понятию «Троянская война», а также указать датировку, и краткое описание событий, которые происходили в границах этого явления.
Троянская война – полумифологизованная война между городом государство Троя и греческими полисами во главе со Спартой, которая происходила в течение десяти лет, где-то на рубеже ХІІІ-ХІІ веков до н.э.
Впервые о Троянской войне писал греческий поэт Гомер. Он раскрыл эти события в своих поэмах «Илиада» и частично в «Одиссеи».
Причина начала войны.
Известно, что между Спартой и Троей велась уже продолжительный срок война, и победитель за долгое время так и не определился, потери были большие с обеих сторон. За общим согласием, стороны решили заключить перемирье, чтобы прекратить бессмысленное кровопролитие.
А теперь квази-историческая информация, которую дает Гомер. Квази – потому что подтверждения этому факту до сих пор нет, и это может быть фантазия Гомера.
Гомер говорит, что троянский царевич Парис, вместе со своим старшим братом Гектором – величайшим троянским воином и наследником троянского престола, прибывают в Спарту, дабы заключит выгодный для обеих сторон мирный договор.
Переговоры закончились успехом, но долго мира не было. Парис на рассвете похищает молодую, прекрасную жену спартанского царя Менелая – Елену и отвозит ее в Трою.
Менелай, оскорбленный подобным поступком обращается за помощью к царю Микен – Агамемнону, который только ждал повода начать войну с Троей. Менелай и Агамемнон собрали под своим началом всех царей Грации и сев на корабли, отправились на берег Трои.
Можно ли считать похищение Елены как причину начала Троянской войны до сих пор не ясно. Однако, вполне возможно, что это похищение послужило поводом, причины же были и другие, например, за владение Эгейским морем. Если подумать здраво, то под повод похищение прекрасной царицы подходит прекрасно. А вот такая причина как гегемония в море, кажется такое здравой. Однако, это только гипотезы.
Краткий ход войны.
Гомер очень подробно описывает ход войны и это занимает много страниц, повторять самые мелкие детали за Гомером смысла нет, так как он описывает чуть ли не каждый поединок между славными воинами.
Греки пришли с огромным флотом на берега Трои и, высадившись у стен, захватили земли под стенами великого города. Однако Троя имела на своей защите прочный, высокие стены, которые еще никто не преодолел. Не преодолеть их не смогла и объединенная армия греков, хотя те сильно побеждали по числу.
В ходе войны был убит Гектор, не стоит много говорить об этом, так как все знают сюжет о битве Гектора и Ахиллеса – величайшего греческого воина. Взять штурмом Трою грекам по-прежнему не удавалось, и они решили осадить город. Осада Трои продолжалась, как говорит Гомер – целых десять лет.
Осада также не приносила успехов, и тогда греки решили взять троянцев хитростью. Они построили огромного деревянного коня, куда спрятались греческие воины. Греки подарили троянцам этого коня в знак того, что смирились с поражением и отправляются домой. Троянцы приняли дар и пропустили его за свои стены. Ночью греки вылезли из коня и открыли ворота, затем армия греков пробралась в город, полностью спалив его. Большинство жителей были убиты. Погиб также Ахиллес.
Результат.
Могущественный город Троя был полностью стерт с лица земли. Греки понесли в свою очередь огромные потери, Микены же после этой войны начали постепенно терять власть, последовал скорый упадок микенской цивилизации и ее крах.