Должностная инструкция казначея. Особенности профессии казначея

Первый государственный казначей и Министр финансов Российской Империи А.И. Васильев

Иллюстрация сайта liveinternet.ru

Казначей - лицо, заведующее казначейством, ответственный за планирование и осуществление различных видов финансовой и инвестиционной деятельности компании, административных и других организациях.

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой. Казначей, имеет несколько формулировок.

Должностное лицо, возглавляющее казначейство.

Хранитель казны денег, ценностей. Выборное лицо, ведающее денежными средствами какой-либо, общественной организации.

Должностное лицо, ведающее приемом, хранением и выдачей денежного, вещевого и технического довольствия в войсковых частях.

Монах в мужском монастыре, заведующий всем хозяйством, приходом и расходом денежных средств.

На Руси казначеями называли хранителей любой казны, не обязательно государственной, поскольку свою казну могли иметь не только князья, но и бояре, и просто "лучшие люди". Как правило казначеи при них были лично зависимыми дворовыми людьми (холопами).

При дворе удельных князей домосковской Руси казначеи приравнивались по своему статусу к тиунам. По сути это были "специализированные" тиуны, управлявшие таким специфическим объектом, как княжеская казна. С XV в., с возникновением приказов, видный дворцовый чин; ведал казенный двор или приказ, также дела о холопстве.

Основные обязанности казначея:

Управление и контроль денежных потоков компании;

Организация работы отдела казначейства;

Планирование движения денежных средств, контроль ликвидности проектов компании;

Ведение всей документации по финансированию проектов компании;

Составление платежного календаря, контроль исполнения бюджета движения денежных средств;

Долгосрочное/краткосрочное прогнозирование движения денежных средств;

Ежедневный/еженедельный отчет о движения денежных средств;

Регулирование финансовых потоков, управление банковскими счетами компании;

Контроль и анализ дебиторской и кредиторской задолженностей;

Контроль осуществления платежей;

Определение потребности в заемных средствах и их структуры;

Мониторинг рынков финансовых и кредитных услуг, установление и поддержание отношений с кредитными учреждениями, управление кредитным портфелем компании.

Профессия казначея считается одной из самых востребованных. Сотрудников на эту должность ищет большое количество компаний. Чтобы получить такую работу, необходимо иметь экономическое или финансово-экономическое образование. Такая деятельность требует от человека наличия системного мышления. Из личных качеств ценятся самостоятельность, аналитический склад ума, коммуникабельность, творческий подход к выполнению рабочих обязанностей, стрессоустойчивость, исполнительность, ответственность, аккуратность, пунктуальность. К достоинствам данной профессии можно отнести ее большую популярность на современном рынке труда. Главным ее недостатком, наличие большого количества финансовых рисков и финансовой ответственности.

Финансовый сектор традиционно испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, и казначей является одной из наиболее востребованных специальностей, так как все больше компаний сталкиваются с проблемой поиска опытных сотрудников на эту должность. И хотя людей, причисляющих себя к данной профессии, немало, но настоящих профессионалов на рынке - единицы.

Общее описание

Казначей - сотрудник, ответственный за планирование и осуществление различных видов финансовой и инвестиционной деятельности компании (см. «Глоссарий.ru»).

Если проследить карьеру успешных представителей этой профессии, то можно отметить, что многие из них начинали со стартовых позиций не только в казначействе. Самые востребованные кандидаты в этой области, как правило, приобретали опыт в ключевых отделах банка: в бухгалтерии, в аналитическом, финансовом, кредитном департаментах. Такие специалисты очень хорошо знакомы с работой банковской системы, что позволяет им добиваться высоких результатов на позиции казначея и успешно строить свою дальнейшую карьеру.

Образование

Большинство кандидатов, претендующих на позицию казначея, имеют экономическое или финансово-экономическое образование. Но работа казначея требует системного мышления, поэтому специалисты, обладающие двумя высшими образованиями, одно из которых техническое, а второе экономическое, наиболее востребованы работодателями. Традиционно высоко котируются обладатели дипломов старейших московских вузов (Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Финансовая академия при Правительстве РФ, МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО), и в то же время ценятся выпускники МГТУ им. Н. Э. Баумана, МАИ, МФТИ, МИФИ, то есть молодые специалисты с хорошей технической подготовкой.

Помимо высшей школы существуют также курсы повышения квалификации, которые можно пройти, к примеру, в ГУ-ВШЭ - Институт профессиональной переподготовки специалистов «Финансовый менеджмент».

Смежные карьеры

Как правило, в казначеи приходят соискатели с начальных позиций в трейдинге, а также специалисты, имеющие опыт работы в финансово-бухгалтерской или банковской сферах, и кандидаты, занимающиеся аналитической деятельностью.

Функциональные обязанности

Основными функциональными обязанностями казначея являются:

  • управление и контроль денежных потоков компании;
  • организация работы отдела казначейства;
  • планирование движения денежных средств (ДДС), контроль ликвидности проектов компании;
  • ведение всей документации по финансированию проектов компании;
  • составление платежного календаря, контроль исполнения БДДС (бюджета движения денежных средств);
  • долгосрочное/краткосрочное прогнозирование ДДС (Cash Flow);
  • ежедневный/еженедельный отчет о ДДС (Cash Flow);
  • регулирование финансовых потоков, управление банковскими счетами компании;
  • контроль и анализ дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • контроль осуществления платежей;
  • определение потребности в заемных средствах и их структуры;
  • мониторинг рынков финансовых и кредитных услуг, установление и поддержание отношений с кредитными учреждениями, управление кредитным портфелем компании.

Навыки

Среди основных умений, которыми должен обладать казначей, можно выделить следующие:

  • владение компьютером на уровне уверенного пользователя: MS Office, программы инвестиционного планирования и анализа (Project Expert, «Альт-Инвест» и другие), Excel, а также «1С» (7.7 и 8.0) и система «Банк - клиент»;
  • знакомство с методиками создания бизнес-планов, составления и контроля БДДС и платежного календаря, управления финансовыми рисками;
  • навыки сбора данных, подготовки презентаций, составления документов для предоставления в банк с целью финансирования;
  • знание РСБУ (российских стандартов бухгалтерского учета), управленческого учета, порядка оформления и сопровождения документарных аккредитивов, принципов работы казначейства.

Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к специалистам в сфере казначейства. А для работы в западных компаниях и банках необходимо свободное владение английским языком. Помимо этого казначеи должны уметь обрабатывать большой объем информации и обладать навыками тайм-менеджмента.

Из личностных качеств приветствуются: самостоятельность, коммуникабельность, аналитический склад ума, творческий подход к выполнению рабочих обязанностей, стрессоустойчивость, исполнительность, ответственность, пунктуальность, аккуратность.

Плюсы и минусы

К плюсам профессии можно отнести большую популярность ее представителей на рынке труда. Финансовый сектор традиционно испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, и казначей является одной из наиболее востребованных специальностей, так как все больше компаний сталкиваются с проблемой поиска опытных сотрудников на эту должность. И хотя людей, причисляющих себя к данной профессии, немало, но настоящих профессионалов на рынке - единицы. По статистике рекрутинговой компании Antal International, на одного профессионального казначея приходится от 5 до 10 вакансий. Кроме того, привлекательным фактором для кандидатов на позицию казначея является достаточно высокий уровень заработной платы.

Основной минус профессии - финансовая ответственность. Среди минусов можно также выделить большое количество рабочих ситуаций, связанных с высокими рисками, особенно в тех случаях, когда на казначее лежит ответственность пусть и не за принятие прямых инвестиционных решений, но за выработку определенных мер, способствующих выгодным инвестициям.

Еще одним негативным моментом служит очень большая загруженность таких специалистов. В большинстве случаев им приходится трудиться в напряженном рабочем ритме и постоянных стрессовых ситуациях, мгновенно реагировать на происходящие изменения и принимать взвешенные решения, которые могут очень серьезно повлиять на движение денежных потоков компании. Успешные казначеи, как правило, обладают быстротой реакции, основанной отчасти на их профессиональном опыте, а отчасти на врожденной интуиции.

Оплата труда

Размер материальной компенсации казначея зависит от опыта работы, функциональных обязанностей и масштаба компании. При наличии опыта работы от 1 года уровень дохода колеблется в районе $1500-2000. Специалист, проработавший в течение 1-2 лет, уже может претендовать на оклад от $2000. А в том случае, когда стаж кандидата превышает 3-летнюю отметку, вполне можно рассчитывать на зарплату от $4500.

Перспективы

Планомерно выстраивая свою вертикальную карьеру, успешные казначеи при наличии определенного опыта работы могут претендовать на позиции руководителя казначейства крупных компаний или банков. А горизонтальная карьера таких специалистов может успешно сложиться и в смежных сферах, например на позиции главы департамента управления рисками или финансового директора компании.

Редакция выражает благодарность Наталье Куркчи, руководителю банковско-финансового департамента и партнеру рекрутинговой компании Antal International, за помощь в подготовке материала.

Дату 8 декабря в нашей стране принято считать днем рождения казначейства и профессиональным праздником всех российских казначеев. Данный праздник был восстановлен в 1992 году. Именно тогда президентским указом в нашей стране была воссоздана система органов Федерального казначейства России.


Развитие казначейства

Историю развития казначейства невозможно отделить от истории развития самого государства. К настоящему времени возрождение этого сложного финансового института уже полностью завершено. И можно с уверенностью говорить о том, что данная система в России эффективно функционирует.

От развития казначейства в большой степени зависит эффективность работы финансовой системы не только отдельной территории, но и всей страны.

Сегодня коллектив Управления Федерального казначейства включает в себя только высококвалифицированных специалистов, которые являются настоящими профессионалами своего дела. Их труд в большой степени помогает решать экономические и социальные задачи, которые стоят перед Россией. В этот день принято поздравлять всех сотрудников и ветеранов данной отрасли. Существует также традиция награждения лучших сотрудников.


Система казначейства обеспечивает прозрачность бюджетных расходов. Это было особенно важно в трудные 90-е годы, но не менее актуально и в наши дни.

История и настоящее

История российского казначейства ведется еще с древних времен. В Древней Руси впервые была учреждена должность казначея. Казначей тогда являлся представителем княжеской или боярской администрации. Он был хранителем ценностей, которые в те времена назывались казной. С тех пор казначейство нашей страны прошло долгий и трудный путь развития.


В настоящее время Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти. Если говорить коротко, то оно занимается обеспечением федерального бюджета. Данная организация должна находить оптимальные решения по финансовому управлению государственными ресурсами. Казначейство также контролирует использование российского бюджета.

Путь развития казначейства был непростым и достаточно длинным. Расширение государственных границ и укрепление нашего государства приводило к постепенному росту казны. Это требовало усиления контроля за сохранностью государственных средств. Поэтому роль казначеев постоянно возрастала. В XV веке, во время правления царя Ивана III, на Руси появились первые казенные дворы. Нужно отметить, что казначеев в те времена могли иметь не только князья, но и просто богатые люди и бояре.

Во времена правления Петра I наша страна пережила существенные финансовые преобразования. Их результатом стало создание в 1710 году Счетной или Казначейской конторы. Данное учреждение было создано для того, чтобы следить за правильностью работы механизма поступления налогов в казну. Но просуществовала она не так уж долго - до 1742 года.

Следующим важным этапом в развитии финансовой системы нашей страны можно назвать крупный правовой акт от 7 ноября 1775 года, который был издан по приказу Екатерины II. Этот документ подразумевал создание в каждой губернии казенных палат. Главными целями этих новых учреждений являлись сбор, хранение и транспортировка доходов.


В составе каждой из губерний были выделены новые административные единицы - уезды. Тогда же впервые в нашей стране появилась и должность уездного казначея. Он являлся основным финансовым чиновником низшего звена. Кандидат на эту должность назначался на три года государственным казначеем. Он был подотчетен губернской казенной палате.

Уже в то время сохранение казны считалось делом государственной важности. Казначеям даже часто приходилось хранить государственные средства с риском для собственной жизни.

Следующим важным этапом развития казначейства в нашей стране можно назвать реформы Александра I. В 1802 году этим царем было создано Министерство финансов.

По приказу Александра I, 15 февраля 1821 года в России был создан Департамент Государственного казначейства, он был включен в структуру Министерства финансов. Это учреждение и стало ядром всей системы казначейской службы. Именно с этого времени в нашем государстве был окончательно сформирован механизм деятельности казначейств.

Во второй половине 19 века, в 60-70 годах страна снова пережила серьезные реформы. Тогда был узаконен и начал действовать принцип единства бюджета. Государственное хозяйство было централизовано, было введено единство кассы. Все эти перемены привели к необходимости проведения реорганизации казначейской службы. Нужно было также увеличить штаты казначейств различных уровней.


Роль казначейства усилилась в начале XX века. Основными причинами для этого можно назвать рост доходов и расходов государства и усложнение финансовой системы. Появились новые законы и внутренние инструкции, которые более четко регламентировали деятельность казначейств.

В 1918 года казначейство было решено расформировать. Его функции были переданы новым финансовым органам. Главным из них стало Министерство финансов СССР и союзных республик.

Профессия казначея

Профессия казначея сегодня считается одной из самых востребованных. Сотрудников на эту должность ищет большое количество компаний.


Чтобы получить такую работу, необходимо иметь экономическое или финансово-экономическое образование. Нужно сказать, что такая деятельность требует от человека наличия системного мышления.

Из личностных качеств самыми необходимыми можно назвать следующие: самостоятельность, аналитический склад ума, коммуникабельность, творческий подход к выполнению рабочих обязанностей, стрессоустойчивость, исполнительность, ответственность, аккуратность, пунктуальность. К плюсам данной профессии можно отнести ее большую популярность на современном рынке труда. Главным ее минусом можно назвать наличие большой финансовой ответственности. Среди минусов можно выделить также большое количество рисков и большую загруженность таких специалистов.

Специалист казначейства отвечает за финансовые ресурсы и кассу компании, за планирование и осуществление финансовой, инвестиционной деятельности компании. Представляем вам образец должностной инструкции специалиста казначейства .

Должностная инструкция специалиста казначейства

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О.________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Специалист казначейства относится к категории специалистов.
1.2. Специалист казначейства назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации по представлению руководителя отдела.
1.3. Специалист казначейства подчиняется непосредственно руководителю отдела.
1.4. На время отсутствия специалиста казначейства его права и обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
1.5. На должность специалиста казначейства назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и опыт работы по профилю не менее 1 года.
1.6. Специалист казначейства должен знать:
- законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы по ведению финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений;
- перспективы развития организации, состояние и перспективы рынка сбыта продукции (работ, услуг);
- экономику, организацию производства, труда и управления;
- порядок и сроки составления отчетности;
- возможности применения вычислительной техники и осуществления расчетов и анализа хозяйственной деятельности предприятия, правила ее эксплуатации;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда;
- правила внутреннего трудового распорядка.
1.7. Специалист казначейства руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом организации;
- приказами, распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);
- настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности специалиста казначейства

Специалист казначейства выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Ведет учет данных по движению денежных средств.
2.2. Контролирует корректность учета данных по движению денежных средств.
2.3. Сверяет остатки денежных средств.
2.4. Отслеживает перемещение денежных средств (контроль, проводки, учет в базах).
2.5. Ведет реестр «неисполненные платежи» (обновляет комментарии по реестру, ведет переписку с подателями запросов, контролирует платежи «до выяснения»).
2.6. Формирует отчет «позиция».
2.7. Формирует отчет «выписка».
2.8. Выверяет списание дополнительных платежей (ДП) и стандартных платежей (СП).
2.9. Сверяет данные долгов и формирует реестр в отчете «выписка».
2.10. Подготавливает и отправляет распоряжения на взнос денежных средств на расчетные счета, в кассу.
2.11. Подготавливает и отправляет распоряжения в бухгалтерию на оплату дополнительных платежей.
2.12. Ведет базы по компаниям-нерезидентам, отслеживает платежи, регулярно предоставляет выписки по счетам в смежные подразделения.
2.13. Готовит ежемесячные отчеты по остаткам денежных средств на расчетных счетах, предоставляет их смежным подразделениям по требованию.
2.14. Предоставляет в структурные подразделения документы, подтверждающие оплату услуг (международные платежи).
2.15. Сообщает непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе деятельности недостатках, предлагает способы их устранения и обеспечивает реализацию устранения указанных недостатков.
2.16. Выполняет отдельные функции, задачи и поручения руководителя, как связанные, так и не связанные с исполнением непосредственных обязанностей, входящие в компетенцию отдела.
2.17. Участвует в формулировании экономической постановки задач, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов и пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки информации.

3. Права специалиста казначейства

Специалист казначейства имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности.
3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех недостатках в деятельности организации (структурного подразделения, отдельных работников), выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства организации от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

4. Ответственность специалиста казначейства

Специалист казначейства несет ответственность за:

4.1. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения своих должностных обязанностей.
4.3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений руководителя организации и непосредственного руководителя.
4.4. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности организации и его работникам.
4.5. Причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.6. Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Современное казначейство призвано исполнять гораздо больше функций, чем просто контроль выплат, поэтому условно все функции казначейства можно разбить на две группы: планирование и контроль, оптимизация процессов и процедур.

Планирование и контроль

Базовые функции любого казначейства – краткосрочное планирование движения денежных средств, формирование платежного календаря, поддержание платежеспособности компании и недопущение кассовых разрывов.

Более продвинутая задача – контроль оплат на соответствие бюджету. В самом простом виде она реализуется так. Если заявка на платеж есть в реестре выплат и ее сумма не превышает остатка по соответствующей статье бюджета движения денежных средств (БДДС), то документ отправляется на исполнение. Если ответ «нет» хотя бы по одному из этих двух пунктов – дополнительно согласуется с руководством.

Сложнее, когда информации о лимитах по БДДС явно недостаточно и нужна дополнительная проверка по бюджету доходов и расходов (БДР). В этом случае положительное решение нередко принимается вне зависимости от того, выше ли сумма, чем запланировано в БДДС. Например, компании предложили оплатить аренду за три месяца вперед со скидкой 20 процентов. Здесь контроль по БДДС не имеет смысла, ведь в этом бюджете может быть заложена выплата в расчете на месяц (при этом денег в свободном остатке хватает на трехмесячный арендный платеж). А проверка по БДР (с учетом разнесения суммы на три месяца равными частями) даст зеленый свет такому предложению. И компания в итоге выиграет в прибыли.

С планирования и контроля оплат постановка казначейства только начинается. Следующий этап – проверка исполнения корпоративных процедур.

Выплата денег – это такое уникальное событие в хозяйственной деятельности, к которому можно привязать различные контроли. В оперативном перечислении средств заинтересован не только контрагент, но и инициатор платежа. Для последнего это означает своевременную поставку товаров или начало работ по проекту в срок. Следовательно, момент обработки заявки вполне может послужить контрольной точкой, например, в части управления рисками. Конечно, это напрямую не входит в задачи казначейства. Но поскольку для реализации большинства управленческих решений требуются деньги, платежный календарь и послужит «проверочным постом» для них.

Достаточно выделить ключевые риски, определить, как по ним должны приниматься решения, спроецировать их на платежный календарь и не пропускать оплат без нужных согласований.

Также можно добавить в перечень функций казначейства такие составные части управления рисками, присущие этому подразделению, как страхование имущества, хеджирование открытых валютных позиций и контроль над эффективным использованием капитала предприятия.

Дальнейшее развитие контрольных функций казначейства – корпоративные обязательства . В краткосрочном периоде компании зачастую ограничены в управлении большинством своих расходов. Договоры с поставщиками и подрядчиками уже заключены, плюс есть такие обязательные платежи, как зарплата, аренда, налоги и пр. В идеале в казначейство (как вариант в отдел) должна поступать информация обо всех будущих (реальных и возможных) расходах по всем договорам. И если разнести этот суммарный объем обязательств по времени – график выплат компании будет практически готов.

Почти каждую заявку на платеж следует привязать к определенному договору (конечно, для мелких расходов можно сделать исключение). Нет действующего документа – нет оплаты. Если такое правило установлено, то заявка проверяется казначейством не только на соответствие бюджету, но и контракту (действительно заключен, в нем прописаны именно такие обязательства, сумма не отличается от договорной, условия оплаты те же). Это простое требование, но на практике порой возникает необходимость в оплате по еще не подписанному обеими сторонами договору.

Т.о. у казначейства есть еще одно направление для контроля – исполнение обязательств самой компанией и ее деловыми партнерами, например, по кредиту и поставщиками.

Чтобы не допускать просрочек и сделать систему казначейства эффективной для управления можно ввести определенные контрольные показатели, например, «процент просроченной кредиторской задолженности по сырью» и закрепить его как KPI за казначейством (норматив – 0%).

При передаче дополнительных функций казначейству, не стоит забывать, что основные задачи этого отдела – обеспечить компанию денежными ресурсами, а также правильно и своевременно исполнять платежи, укладывающиеся в рамки бюджета. Поэтому нужно тщательно оценивать эффективность мер по расширению обязанностей казначейства. Ведь при нерациональном подходе можно навредить действующим процессам и увеличить расходы компании.

Вроде бы не главная с управленческой точки зрения, но не менее важная функция – контроль корректности данных для целей бухгалтерского (налогового) учета. Имеется в виду проверка заявки на правильность заполнения реквизитов контрагента, договора, наличия платежных документов. И это тоже могут делать в казначействе.

Оптимизация платежных процессов и процедур

Первая из задач второго блока функций казначейства – оптимизация движения денежных средств, а также их остатков по источникам финансирования и валюте платежа с целью снижения стоимости привлеченного капитала и максимизации дохода от размещения временно свободных денег. Для группы компаний решение этой задачи существенно упрощается, если создается централизованное казначейство. Причем не обязательно переводить все дочерние предприятия в один банк и на единый расчетный счет, достаточно иметь доступ к их счетам (Cash management). Только будьте осторожны с использованием такого инструмента как Cash management и заранее продумайте схемы товарно-денежных потоков и межхозяйственных связей. Кроме того, территориально распределенным компаниям централизованное казначейство поможет увеличить оборачиваемость денег. Все дело в часовых поясах. Сначала оплачиваете по счетам дальневосточного банка, в конце операционного дня переводите остатки в Москву и оплачивайте их счета. В столице можно деньги весь день использовать и под вечер перевести обратно.

В холдингах казначейство зачастую играет роль внутреннего расчетно-кассового центра, практически банка. Оно перераспределяет деньги между проектами (бизнесами), отвечает за внутрикорпоративное кредитование. И здесь возникает новая задача – корректный расчет рентабельности проектов (бизнесов) с учетом внутренней стоимости денег. Результаты этих расчетов понадобятся при оптимизации бизнес-портфеля.

Отдельная задача для казначейства – оптимизация залоговой массы и повышение кредитоспособности компании. Ведь многие производственные и торговые компании не могут договориться с банками о новом займе по одной причине – нет качественного и достаточного обеспечения. В этой ситуации казначейству можно вменить управление залогами: когда и какой из них и под какой кредит будет заведен, когда освобожден и станет доступным для нового кредитного договора. Ожидаемый результат – повышение оборачиваемости залогов. Кроме того, в зависимости от состава и ликвидности последних может меняться процентная ставка по банковским кредитам.

Основная функция казначейства – это управление денежными потоками. Нужно собрать деньги, зачислить их на счета компании и произвести оплату. Все остальное – составляющие, которые помогают выполнять поставленные задачи. В одних компаниях казначейство включает корпоративные финансы, в других – это два разных подразделения.

Повышение качества управленческого учета и отчетности – в этом также может помочь казначейство. В управленческом учете, как правило, сроки закрытия гораздо короче, чем в бухгалтерском. Необходимо завершить период задолго до того, как будет полностью готова первичная база и отчетность по РСБУ. И не важно, какой метод трансформации используется (трансляция от документов или конвертация оборотов по счетам), в любом случае в управленческом учете требования к оперативности и глубине аналитики гораздо выше, чем в бухгалтерском.

Но ведь вся управленческая аналитика по деньгам есть уже в заявках на выплату денежных средств. Поэтому при поступлении выписки из банка каждую выплату можно связать с породившей ее заявкой и автоматически подцепить из последней все управленческие аналитики. Поскольку выписки банка вводятся в систему учета оперативно, то и управленческая отчетность для топ-менеджмента по факту движения денежных средств во всех необходимых разрезах формируется достаточно быстро. Более того, информация по затратам компании также может вноситься на основании выплат, то есть тех же заявок. Поэтому можно сделать так, чтобы информация по оплаченным заявкам автоматически формировала так называемый управленческий факт по расходам. Прошла оплата – сформировался предварительный расход, сразу видно фактическое отражение в бюджете движения денежных средств и бюджете доходов и расходов.

С предыдущей задачей связана еще одна – ускорение закрытия периода. А точнее, один из ее аспектов – повышение исполнительской дисциплины. Часто сроки закрытия страдают из-за позднего представления первичных документов сотрудниками или контрагентами. Уговорами тут не поможешь, нужны жесткие меры. Можно установить дополнительные проверки в процессе выплат. Есть у заявителя авансовый отчет под ранее выданные деньги или другие оправдательные документы? Нет – не получишь деньги по новой заявке. Или если контрагент по предыдущей оплате не представил акты выполненных работ по предыдущему авансу, на очередной транш он может не рассчитывать. И так системно можно проанализировать все узкие места в процессах получения первичных документов и завязать их на платежный календарь.

С уважением Молодой Аналитик