Где мощи анны кашинской. Святая благоверная великая княгиня анна кашинская (†1368)

Святая благоверная Анна Кашинская (ок. 1280 - 2 октября 1368) - тверская княгиня, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского.

В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским, сыном великого князя Ярослава Ярославича. У супругов родилось пятеро детей, но дочь Феодора умерла в младенчестве. Четверо же сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий росли и воспитывались родителями, в подражании лучшим примерам своего рода (в родах и Михаила, и Анны были князья, отдавшие жизнь за веру и родную землю, причисленные к лику святых: это святые благоверные князья Михаил Черниговский, Василий Ростовский, Александр Невский).

http://radioblago.ru/arc/GrajdaneNeba/jitiya/oct/15oct/15.blg.kn.Anna-Kashinskaya-arpgg2bjhk6.mp3
Михаил Тверской и Анна Кашинская

По лествичному праву наследования в 1305 году Михаил стал великим князем Владимирским. Получив Владимирский престол, он пытался объединять разрозненные русские земли воедино. В период великого княжения вёл борьбу с московским князем Юрием Даниловичем, занимавшим ярко выраженную проордынскую позицию и Новгородом. Князь Юрий Данилович Московский, «перекупив» в Орде право на великое княжение, в 1317 г. пришел с отрядом татар на Тверскую землю и стал разорять ее. Михаил выступил против них и наголову разбил объединенные войска. Юрию же удалось бежать. Тогда Юрий оклеветал Михаила перед ханом, и тот был вызван на суд.

Кончина Михаила Тверского в Золотой Орде

Михаил, несмотря на уговоры детей и бояр, поехал. Анна провожала мужа до Нерли. В Орде, после неправедного суда, Михаил Ярославич был зверски убит. Только через год Анна и тверитяне узнали о случившемся.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского - виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Младший сын Василий построил для неё в городе Кашине Успенский монастырь, куда она и перебралась, по просьбе Василия. Там в непрестанной молитве она провела остаток дней. За три года до её смерти всю княжескую семью выкосил страшный мор. У княгини не осталось никого из родных, кроме Василия. Неразлучные в жизни, они и умерли в один год - 1368. Перед смертью она приняла схиму с именем Анна и преставилась 2 октября 1368 года . Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

В повести о перенесении мощей святой Анны Кашинской рассказывается о случившемся тогда чуде. Когда гробница внесена была уже на паперть Воскресенского собора, несшие ее вдруг остановились, потому что не могли дальше двинуться ни на шаг. Тогда царь Алексей Михайлович обратился к Анне Кашинской с умиленной молитвой, в которой просил ее пребывать тут, пока на месте обретения ее мощей не будет воздвигнут каменный храм в ее имя. После этого гроб с мощами без затруднения внесли в Воскресенский собор и с молебным пением поставили на правой стороне вблизи алтаря.

Рака с мощами Анны Кашинской

На средства Алексея Михайловича в 1666 году был построен каменный Успенский собор с приделом во имя святой Анны Кашинской. По его повелению была изготовлена серебряная позолоченная рака для ее мощей. Руками его сестер-царевен были вышиты покровы на раку мощей святой Анны Кашинской. В Успенском соборе до начала XX в. хранился запрестольный крест – дар царя.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников (из-за того, что пальцы правой руки её нетленного тела были сложены для двуперстного крестного знамения, а приказано было креститься тремя пальцами), и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие — единственное в истории Русской Православной Церкви.

Несмотря на деканонизацию (которая длилась 230 лет), почитание Анны в Тверской епархии сохранялось, и тверские епископы этому не препятствовали; писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с Михаилом Ярославичем, велась запись исцелений и т. п. Уже в 1818 году Святейший Синод разрешил включить имя Анны в месяцесловы, а в 1899-1901 годы началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено. На повторную канонизацию было дано согласие Николая II.

Парад в день празднования святой Анны кашинской. Фото В.Колотильщикова. Нач. XX в

Ныне святые мощи почивают во вновь открытом после реставрации Вознесенском соборе , ставшем кафедральным, т.е. главным собором города Кашина . Начиная с 1994 г. 25 июня, в День города и День почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, после литургии совершается Крестный ход с ее мощами по маршруту: Вознесенского собор, церковь святых Петра и Павла, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор.

Вид Вознесенского собора, 1909 г
Кашин. Рака с мощами Анны Кашинской

В октябре 2011 года ковчег с мощами святой княгини Анны Кашинской был помещен в новую серебряную раку. Рака весом 54 килограмма была изготовлена на пожертвования жителей Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и других городов. Благодаря общим усилиям было собрано более 3,5 млн. рублей и создано настоящее произведение искусства. Изготовил раку опытный мастер из Сергиева Посада.

Серебряная рака для мощей святой княгини Анны Кашинской

Величание
Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.

Молитва преподобной княгине Анне Кашинской
О, преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к раце честных мощей твоих, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих: аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши, и не отступаеши от нас духом, сохраняюще нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему: аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь
Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно: яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Закон Божий. Благоверная княгиня Анна Кашинская

Святая благоверная Анна Кашинская (ок. 1280 — 2 октября 1368)— тверская княгиня, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского.

В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским, сыном великого князя Ярослава Ярославича. У супругов родилось пятеро детей, но дочь Феодора умерла в младенчестве. Четверо же сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий росли и воспитывались родителями, в подражании лучшим примерам своего рода (в родах и Михаила, и Анны были князья, отдавшие жизнь за веру и родную землю, причисленные к лику святых: это святые благоверные князья Михаил Черниговский, Василий Ростовский, Александр Невский).


По лествичному праву наследования в 1305 году Михаил стал великим князем Владимирским. Получив Владимирский престол, он пытался объединять разрозненные русские земли воедино. В период великого княжения вёл борьбу с московским князем Юрием Даниловичем, занимавшим ярко выраженную проордынскую позицию и Новгородом. Князь Юрий Данилович Московский, "перекупив" в Орде право на великое княжение, в 1317 г. пришел с отрядом татар на Тверскую землю и стал разорять ее. Михаил выступил против них и наголову разбил объединенные войска. Юрию же удалось бежать. Тогда Юрий оклеветал Михаила перед ханом, и тот был вызван на суд.

Кончина Михаила Тверского в Золотой Орде

Михаил, несмотря на уговоры детей и бояр, поехал. Анна провожала мужа до Нерли. В Орде, после неправедного суда, Михаил Ярославич был зверски убит. Только через год Анна и тверитяне узнали о случившемся.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Младший сын Василий построил для неё в городе Кашине Успенский монастырь, куда она и перебралась, по просьбе Василия. Там в непрестанной молитве она провела остаток дней. За три года до её смерти всю княжескую семью выкосил страшный мор. У княгини не осталось никого из родных, кроме Василия. Неразлучные в жизни, они и умерли в один год — 1368. Перед смертью она приняла схиму с именем Анна и преставилась 2 октября 1368 года . Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

В повести о перенесении мощей святой Анны Кашинской рассказывается о случившемся тогда чуде. Когда гробница внесена была уже на паперть Воскресенского собора, несшие ее вдруг остановились, потому что не могли дальше двинуться ни на шаг. Тогда царь Алексей Михайлович обратился к Анне Кашинской с умиленной молитвой, в которой просил ее пребывать тут, пока на месте обретения ее мощей не будет воздвигнут каменный храм в ее имя. После этого гроб с мощами без затруднения внесли в Воскресенский собор и с молебным пением поставили на правой стороне вблизи алтаря.

Рака с мощами Анны Кашинской

На средства Алексея Михайловича в 1666 году был построен каменный Успенский собор с приделом во имя святой Анны Кашинской. По его повелению была изготовлена серебряная позолоченная рака для ее мощей. Руками его сестер-царевен были вышиты покровы на раку мощей святой Анны Кашинской. В Успенском соборе до начала XX в. хранился запрестольный крест - дар царя.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников (из-за того, что пальцы правой руки её нетленного тела были сложены для двуперстного крестного знамения, а приказано было креститься тремя пальцами), и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.

Несмотря на деканонизацию (которая длилась 230 лет), почитание Анны в Тверской епархии сохранялось, и тверские епископы этому не препятствовали; писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с Михаилом Ярославичем, велась запись исцелений и т. п. Уже в 1818 году Святейший Синод разрешил включить имя Анны в месяцесловы, а в 1899—1901 годы началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено. На повторную канонизацию было дано согласие Николая II.


Парад в день празднования святой Анны кашинской. Фото В.Колотильщикова. Нач. XX в

Ныне святые мощи почивают во вновь открытом после реставрации Вознесенском соборе , ставшем кафедральным, т.е. главным собором города Кашина . Начиная с 1994 г. 25 июня, в День города и День почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, после литургии совершается Крестный ход с ее мощами по маршруту: Вознесенского собор, церковь святых Петра и Павла, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор.


Кашин. Рака с мощами Анны Кашинской

В октябре 2011 года ковчег с мощами святой княгини Анны Кашинской был помещен в новую серебряную раку. Рака весом 54 килограмма была изготовлена на пожертвования жителей Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и других городов. Благодаря общим усилиям было собрано более 3,5 млн. рублей и создано настоящее произведение искусства. Изготовил раку опытный мастер из Сергиева Посада.


Величание
Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.

Молитва преподобной княгине Анне Кашинской
О, преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к раце честных мощей твоих, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих: аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши, и не отступаеши от нас духом, сохраняюще нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему: аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь
Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно:
яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием,
темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися,
пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего,
даровати нам мир и велию милость.

Жившей в XIV веке Преподобной Анне Кашинской выпала тяжкая судьба. Потеряв мужа и сыновей, княгиня сохранила кротость и смирение, свойственное ей от природы. Святая решила посвятить жизнь служению Господу, уйдя в монахини под именем София. Только перед смертью в схиме она вновь стала Анной. Последний год жизни праведница провела в городе Кашине, который и стал местом ее почитания. В 1649 году сам царь присутствовал на открытии мощей, которые оказались нетленными. С тех пор началось почитание святой. Икона Анна Кашинская о чем молятся люди исполняла, чудотворно исцеляя обращавшихся к ней страдальцев. Преподобная также покровительствовала тем, кто потерял родственников.

Вопреки этому в 1677 году церковные разногласия привели к невероятному прецеденту: Святая Анна была деканонизирована вплоть до 1909 года, когда Блаженная была реабилитирована с разрешения царя Николая II, и вновь началось почитание ее мощей.

Анна Кашинская святая: о чем молиться

Трудная судьба праведной женщины и ее образа не повлияли на милосердие и смирение. Преподобная всегда и доносит просьбы страждущих до Господа.

  • Просите Святую Анну перед иконой об исцелении и облегчении болей. Она посылает душевную стойкость и крепкую веру.
  • Благоверная покровительствует семье и способствует благополучию в доме. Молите ее о счастливом браке, здоровых детях.
  • Перед принятием сложных решений рекомендуется обратиться к Святой Анне Кашинской за советом и указанием верного пути. Собираетесь ли вы стать солдатом, монахом или студентом, Блаженная подскажет правильные и угодные Богу решения.
  • Выходите замуж или женитесь, но у вас есть сомнения? Вознесите молитву Анне Кашинской. Она успокоит душу и откроет истину.
  • Если вы оказались в ситуации, из которой нет выхода, а единственным вариантом кажется самоубийство – обратитесь к Блаженной Анне. Смиренная Святая отгонит искушающих бесов, которые хотят заполучить еще одну душу для Сатаны.

Как правильно возносить мольбу Благоверной Анне Кашинской

Просить Блаженную о помощи необходимо перед ее изображением, освещенным зажженными свечами. к Святой Анне. Перед этим следует очистить разум от дурных мыслей и зависти. Откройте душу Господу и доверьте судьбу свою и близких людей божественной Воле. Икона Анна Кашинская о чем молятся несчастные не оставляет без внимания. Во время двухсотлетней деканонизации, когда образ княгини преследовался как старообрядческий, люди не переставали почитать Блаженную, получать исцеление и благословения.

С вятая Анна Кашинская — живой символ кашинской земли, ее небесная защитница и ходатаица. Ей выпала труднейшая судьба, но все беды и горести она переносила с истинно христианским смирением, ни в чем не уступив сомнениям и соблазнам «мира сего».

Чтобы увидеть, как любима и почитаемая святая Анна Кашинская, стоит побывать в Кашине 25 июня (по новому стилю) - в день перенесения, когда по городу идет многотысячный крестный ход. Впрочем, в какое бы время вы ни оказались в Кашине, здесь всегда чувствуется особое участливое присутствие небесной покровительницы города. Ее молитвенным заступничеством многие объясняют то, что в годы Великой Отечественной войны захватившие Тверь немецкие войска так и не овладели Кашином. И по сей день в речи кашинцев то и дело слышится: «Ну, как Матушка управит», «Помолимся Матушке», «Матушкиными молитвами все устроится».

Земная жизнь святой Анны Кашинской (память ее празднуется 25 июня и 15 октября по новому стилю) вполне объясняет определение, данное подвижнице летописцем, — «многоскорбная». Святая благоверная великая княгиня родилась около 1278 года в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. Она была праправнучкой святого князя Михаила Черниговского и правнучкой святого князя Василька Ростовского, дед же ее, князь Борис Василькович, твердо отстаивавший интересы родного народа и родной земли во время своих неоднократных поездок в Орду, известен как «печальник земли Русской».

Тропарион

Тропарь святой благоверной княгине-инокине Анне Кашинской, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподоб-ная мати, великая княгине ино-кине Анно: яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела есй во граде Кашине твоими добродетель- ми, всех удивила еси чудным твоим житием, тёмже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребывавши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

О детстве и юности святой точных сведений не сохранилось. В 1294 году скончался отец Анны, и тогда же ее выдали замуж за князя Михаила Ярославича Тверского. Венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе Твери (в годы советской власти этот храм разрушили, но сейчас собираются восстанавливать). Летописи сообщают о рождении у супругов детей: в 1298 году родился сын Дмитрий, в 1299-м — дочь Феодора (умерла в младенчестве), а затем еще три сына: в 1300 году — Александр, в 1306 году — Константин, в 1309 году — Василий. После кончины великого князя Владимирского Андрея в 1305 году Михаил Тверской по старшинству стал его наследником.

Именно в годы правления Михаила Ярославича начался спор между Тверью и Москвой за великокняжеский престол. Московский князь Юрий Данилович оклеветал Михаила Тверского перед ханом, и того вызвали в Орду. Княгиня Анна проводила мужа до устья реки Нерли и, простившись с ним, с великой скорбью вернулась в Тверь. 22 ноября 1318 года святой благоверный князь Михаил был убит в Орде, но в Твери узнали об этом только спустя два года, когда вернулся в Москву князь Юрий, привезший его святые останки.

Получив страшную весть, княгиня Анна плакала горько и неутешно много дней. 6 сентября 1320 года тело князя-мученика доставили в Тверь. Анна выехала навстречу ему с детьми и боярами. Гроб с пением понесли в Спасо-Преображенский собор. Несмотря на то, что тело везли в жару, а до того оно два года оставалось непогребенным, тление совершенно не коснулось его.

Много тяжкого пришлось перенести княгине Анне после кончины супруга. В 1325 году ее старший сын, князь Дмитрий, встретил в Орде князя Юрия Даниловича и в присутствии хана убил его, за что и был тут же казнен. Через два года в Твери вспыхнуло крупное восстание против татар, не имевшее успеха — город был взят татарами и страшно разорен. Тогда княгине Анне пришлось скрываться. Сын ее, тверской князь Александр, бежал сначала в Псков, а позже — «в Литву и немцы». Но затем, чтобы дети его не лишились, по тогдашнему закону, права на престол, он вернулся на родину и вынужден был ехать в Орду с повинной. Провожали его мать княгиня Анна с семьей и весь город. В Орде князя Александра и старшего его сына, Феодора, по приказанию хана убили. Тела их привезли в Тверь и погребли в соборе. Княгиня Анна с детьми долго оплакивала своих сына и внука.

Перенеся все эти скорби, княгиня Анна приняла монашеский постриг — по преданию, в тверском Софийском монастыре — с наречением имени Софья. Но и в обители ее находили печальные известия о все новых и новых напастях. Княгине-инокине пришлось пережить междоусобия младшего сына Василия с внуками Всеволодом и Михаилом, а также смерть восьми членов княжеской семьи во время чумы 1365 года. В конце жизни она переехала в Кашин, которым правил князь Василий, и с именем, по одним сведениям, Анна, а по другим, Евфросиния, приняла схиму в кашинском Успенском монастыре. Предстала пред Господом великая княгиня-инокиня в 1368 году.

Уникальный случай: Анну Кашинскую канонизировали дважды (а между этими канонизациями произошла ее деканонизация). В первый раз она была прославлена в 1650 году; тогда же ее честные мощи, обретенные еще в 1611 году (о чем рассказывает «Чудо о пономаре именем Герасиме»), перенесли, при участии молодого царя Алексея Михайловича, из Успенской церкви в Воскресенский собор. Но спустя без малого тридцать лет, после проведения нового исследования случаев исцеления от мощей святой, ее имя исключили из святцев. И лишь в 1908 году Святейший Синод, с согласия императора Николая II, восстановил общецерковное почитание благоверной княгини.

4.6 (91.11%) 18 votes

25 июня (12 июня ст. ст . ) Церковь чтит память св. блгв. княгини инокини Анны Кашинской, а 3 августа (21 июля ст.ст.) вспоминает обретение честных мощей св. блгв. княгини инокини Анны Кашинския.

По случаю праздника напомним нашим читателям непростую историю, связанную с почитанием святой благоверной княгини.

Великим старообрядческим праздником назвал день памяти св. благоверной княгини инокини Анны Кашинской старообрядческий епископ Михаил (Семенов):

Праздник 12 июня (день церковного прославления благоверной княгини Анны 1650 года по старому стилю) может с чистой совестью праздновать только старообрядчество, за предания которого пострадала княгиня , – писал он. – Старообрядчество, которое не закрашивало икон святой, а благоговейно поклонялось им и лобызало их “.

Не только при жизни, а и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю Анны Кашинской. Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году ее канонизации Великий собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил ее из сонма святых.

Ниже мы приводим непростую и поучительную историю святой от Никиты Шевцова, опубликованную на сайте Русской народной линии , а в качестве справки – интересный материал о практике «снятия святости» с канонизированных святых в господствующей Церкви уже в наше время…

Слёзы Анны Кашинской

Княгиню прославили… “Исключили” из святых… И вновь прославили …

Однажды, оказавшись в церкви на кладбище парижского предместья Сент-Женевьев де Буа, где похоронены многие наши знаменитые соотечественники, я купил церковный календарь. Просматривая его, увидел на одной из страничек короткий рассказ об издавна почитаемой на Руси преподобной Анне Кашинской. С тех пор меня не покидало желание побывать в тех местах, где обрела вечный покой эта святая – единственная, которая была канонизирована дважды .

Спустя годы я оказался в небольшом городке Кашине, на окраине Тверской области. При первом знакомстве Кашин может показаться невзрачным, если идти от вокзала к центру города. Но стоит оказаться в его исторической части, там, где река Кашинка делает невообразимую петлю, то будто оказываешься на сказочном полуострове с древними церквами и торговыми рядами.


Вид Вознесенского собора г.Кашина, 1909 г

Когда-то богатые кашинские купцы не жалели денег на украшение своих домов с причудливыми портиками и мезонинами. Подчас их запросы перехлестывали через край. В городе до сих пор сохранился дом купца Капитонова, отправившего губернским властям прошение разрешить ему позолотить крышу своего дома. Ответ не заставил себя ждать и был на редкость лаконичным: “Дурак, сам царь живет под железной крышей. А ты чего надумал!”

А купцу Капитонову просто очень хотелось, чтобы крыша его дома так же причудливо играла золотым отблеском под лучами северного солнца, как и купола тридцати соборов и церквей, насчитывавшихся в те времена в Кашине, чтобы и его особняк придавал еще больше праздничности любимому городу.

Гордились кашинцы его историей, сравнивая дела предков с подвигами былинных героев, чьими именами даже мосты называли – Ильинский, Добрынинский. Но особым почитанием пользовалась в Кашине преподобная Анна, считавшаяся покровительницей и защитницей города. Почему она решила взять его под свое окормление? Давайте перенесемся в далекий XIII век, когда истерзанная Русь оказалась под татаро-монгольским игом. В 1294 году ростовская княжна Анна была выдана замуж за тверского князя Михаила, который был “телом велик зело и крепок, мужествен и страшен взором”, как повествует Никоновская летопись. Хотел оградить он свой народ от произвола завоевателей, а потому принял мученическую смерть в Золотой Орде. Убили его, сердце вырезали. И стал Михаил единственным тверским князем, причисленным к лику святых.

Кончина Михаила Тверского в Золотой Орде

После смерти мужа вдову постигают два новых удара. Сначала там же, в Золотой Орде, был убит ее старший сын Дмитрий по прозвищу Грозные Очи, а потом другой сын – Александр. После умирает третий сын – Константин. С достоинством приняла Анна тяжкие удары судьбы. Не озлобилась она на людей, а твердо решила посвятить оставшуюся жизнь защите несчастных, обездоленных, страждущих. Свое предназначение она стала свято выполнять, когда, потеряв мужа и сыновей, ушла в монастырь.

Монашество Анна приняла, судя по всему, между 1339-1346 годами. Став монахиней, она, как повествует составленное в XVII веке житие Анны Кашинской, “цвела добродетелями и Богу угождала”, призывая своих ближних “от насилия изымать сирых и убогих”. А потом обратился к Анне ее единственный оставшийся в живых сын Василий с просьбой переехать в его удел, в Кашин, где он построил для нее монастырь.

святая благоверная княгиня-инокиня Анна Кашинская

Анне тяжело было расставаться с Тверью, которой правил ее любимый супруг и где она была так счастлива. Но в конце концов согласилась. И стал ее приезд великим праздником для кашинцев, которые всем городом вышли встречать ее. В Кашине она прожила почти двадцать лет и пользовалась всеобщим почитанием и поклонением. И великая скорбь охватила горожан, когда в 1368 году она ушла в мир иной. В тот же год умер и князь Василий.

Шли годы, и казалось, угаснет память об Анне вместе с родом удельных кашинских князей. Но вот почти три столетия спустя об Анне вновь заговорили в связи с удивительными событиями, имевшими непосредственное отношение к Кашину. В Смутное время в период между 1606 и 1611 годами трижды подходили к городу поляки и всякий раз уходили, так и не сумев овладеть Кашиным. А тут вдруг вспыхнул пожар и также быстро прекратился. И стали задумываться кашинцы: не охраняет ли их некая чудодейственная сила?

Слухи о праведнице вскоре дошли и до Москвы. Царь Алексей Михайлович объявил, что сам прибудет в Кашин, чтобы присутствовать при перенесении мощей Анны из деревянного собора в каменный Воскресенский. Царь сам вместе с боярами поднял на плечи мощи преподобной Анны и перенес их на новое место.

Не только при жизни, а и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю Анны Кашинской. Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году ее канонизации Великий собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил ее из сонма святых. Столь на первый взгляд странное решение объяснялось происходившими на Руси важными религиозно-политическими событиями, связанными с борьбой со старообрядчеством. Ведь все хорошо помнили, что при первом вскрытии гроба Анна Кашинская предстала с рукой, благословляющей людей. Но на руке были соединены не три, а два пальца. Так крестились раскольники. Поэтому у церковных иерархов возникли серьезные опасения, что Анна может стать символом старообрядчества. Это и предопределило ее деканонизацию.

Но кашинцы продолжали почитать свою заступницу: войны, пожары и эпидемии на протяжении столетий обходили стороной этот тверской городок. Минуло более 220 лет, прежде чем стала возможной повторная канонизация Анны Кашинской. Она состоялась 25 июня 1909 года, вскоре после того как в России был принят закон о старообрядцах, предоставлявший им право свободного вероисповедания и гражданские права. В день повторной канонизации Анны в тихий Кашин, украшенный флагами и гирляндами, пришли свыше ста тысяч богомольцев.


Парад в день празднования святой Анны кашинской. после повторной канонизации

Казалось бы, своими слезами и страданиями святая Анна наконец-то вымолила себе вечный покой. Но, видно, еще не до конца испила она чашу страданий и гонений. Тяжкие испытания выпали на ее долю в послереволюционные годы. В январе 1930 года мощи Анны стали объектом атеистической пропаганды. В Кашин приехала комиссия, в присутствии которой были вскрыты мощи святой. Происходившее засняли на кинопленку. Вскоре в “Правде” появилась статья, автор которой со всем революционным пылом убеждал читателей, что преклонение перед представляющими собой обыкновенные кости мощами преподобной Анны – это “поповский обман”, подлежащий решительному разоблачению.

Ну а затем начались многолетние скитания ее мощей, которые прекратились лишь в начале 90-х годов прошлого столетия. После того как Воскресенский собор был закрыт, они одно время были экспонатом в краеведческом музее. Потом их перенесли в храм Вознесения, который при Хрущеве тоже закрыли. После этого мощи побывали еще в двух городских храмах. И лишь 25 июня 1993 года это неслыханное кочевье завершилось. В этот день мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской были перенесены во вновь открывшийся кафедральный собор Вознесения, где и по сей день находятся.


Рогожское братство Честного Креста издало крайне познавательную брошюру о своём расследовании подделки покрова святой

Настоятель собора отец Дмитрий рассказал мне, что Кашин, чтобы помолиться над мощами преподобной княгини, приложиться к ним, регулярно посещают паломники со всей России. К Анне обращаются со своими горестями и надеждами, получая утешение. Удивительная вещь, говорит отец Дмитрий, очень часто в день почитания Анны Кашинской во время утренней литургии начинается дождь. Но когда вслед за ней наступает черед Крестного хода, он обычно прекращается, и небо светлеет, выглядывает солнце, иногда появляется радуга…

Немало историй связано с исцеляющей силой мощей святой Анны. Сравнительно недавно к ним поднесли тяжело больную женщину, которая не могла ходить, и, казалось, дни ее были сочтены. Но, приложившись к мощам, она встала на ноги.

Но мы не гонимся за чудесами, говорит о. Дмитрий. Главное, что, приходя к преподобной Анне, люди обретают веру, их сердца наполняются любовью к Богу и ближним.


Последние разоблачения были сделаны уже после повторной канонизации

О благоверной напоминает и минеральная вода, на базе которой несколько десятилетий назад в городе был создан санаторий. Эта вода разливается и продается в Тверской области и за ее пределами. Существует легенда, что в эту целебную воду превратились слезы Анны, которые она выплакала, молясь за Кашин и его жителей…

Ее заступничеством многие объясняют тот факт, что в годы Великой Отечественной захватившие Тверь фашистские войска так и не смогли овладеть Кашином. Они были остановлены в тридцати километрах от города. Немецкой авиации не удалось разбомбить железнодорожный мост через Волгу, находившийся примерно в десяти километрах от Кашина.


Подлинный покров святой

Интересно, что в годы войны именно в Кашин из Калинина были эвакуированы многие государственные учреждения. Хоть и считали партийцы себя атеистами, но все же многие втайне надеялись на защиту святой Анны.

Мы не знаем, как выглядела Анна Кашинская. Самое ее первое иконописное изображение относится к XVII веку. На иконе она предстает старицей со скорбным лицом и четками в руках. С теми же четками ее можно увидеть на другой иконе, только молодую и красивую. Но какой бы ни изображали ее, она по-прежнему вызывает восхищение, ее помнят и чтут.
Кашин Тверской области

ГОНЕНИЯ НА СВЯТЫХ

ИЗ КНИГИ Ф. Е. МЕЛЬНИКОВА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ СО ВРЕМЕН ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ДО РАЗГРОМА СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ»).

Спустя 27 лет после торжественного прославления, святая благоверная княгиня Анна Кашинская была дерзко исключена из лика святых. Поводом к этому необычайному событию послужили следующие обстоятельства. В то время как Никон и его единомышленники объявили старые обряды, в особенности двоеперстие, страшной ересью, духовенство г. Кашина, воспротивившееся никоновской реформе, стало указывать на мощи святой Анны, как на доказательство правоты и спасительности древних обрядов: мощи святой княгини почивали с рукой, сложенной двоеперстно, и на покрове, вышитом царственными руками, она была изображена также с двоеперстным сложением. Для кашинцев было бесспорно, что двоеперстие не есть ересь, а совершенно православный святой обряд, в противном случае Господь не прославил бы двоеперстие нетлением на руке святой Анны. Сведение о таком чудесном свидетельстве в пользу двоеперстия доходили до Москвы, о них узнал и патриарх Иоаким.

В конце 1676 г. новый царь, Феодор Алексеевич, стал собираться в г. Кашин на поклонение святой Анне Кашинской. Обозрение святой, ясно свидетельствовавшей своим нетлением, что в древности Русская Церковь знаменовалась двоеперстием, могло убедить юного царя в правоте и спасительности старой веры. А это повело бы к разрушению всей никоновской реформы и к уничтожению всех соборов, которые с таким жаром проклинали и еретичили старые обряды древней Церкви. Иоаким, ревностный сторонник и защитник никоновских обрядов и книг, счел нужным принять решительные меры в устранение столь убедительного свидетельства в пользу двоеперстия. Он немедленно отправил в Кашин особую комиссию «досмотреть» мощи святой Анны и произвести о них следствие. По возвращении комиссии в Москву, патриарх Иоаким созвал в феврале 1677 г. малый собор из находившихся в Москве архиереев. Собор определил впредь, до большого собора: кашинский храм, построенный во имя святой Анны, запечатать, чтобы никакой и никому не совершалось в нем службы, ни празднества, ни молебнов не петь святой Анне и доставить в Москву для рассмотрения покров с ее гроба и иконы с ее изображением. Поездка царя Феодора Алексеевича после сего не состоялась, но не известно, по каким причинам: вследствие ли этого соборного решения или по другим каким-либо обстоятельствам. Двоеперстное сложение, изображенное у святой Анны на покрове, было зашито триперстием, и в таком переделанном виде покров был возвращен в город Кашин.

Большой собор по делу святой Анны Кашинской был созван патриархом Иоакимом в Москве 1-го января 1678 г. Не отрицая нетленности мощей, почивающих в Кашине, собор высказал сомнение в принадлежности их святой благоверной княгине Анне. Он назвал их в своем определении «именуемыми великия княгини Анны» и постановил, чтобы они стояли как «простое» тело вместе с другими князьями-покойниками. Относительно самой Анны собор определил, чтобы по ней, как по обычной покойнице, пелись только панихиды и творилась милостыня. Но самой ей молиться как святой отнюдь нельзя. Храм, построенный во имя ее, переименовать в храм Всех Святых. «Житие» святой Анны собор признал неправым и ложным. Составителя его и лиц, внимающих житию святой Анны, собор уподобил чародеям и блудникам, убийцам и идолослужителям и возгласил, что всем им участь в озере, горящем огнем и серою. Под строгим запрещением собор требовал, чтобы никто не внимал житию и канонам святой Анны, чтобы все, у кого они есть, доставили их тверскому архиепископу, а также, чтобы были доставлены и иконы с изображением святой Анны. Собор повелевал, чтобы житие святой Анны было даже сожжено. Он приводил определение Шестого Вселенского собора, предающего анафеме принимающих ложные повести о святых мучениках христианах. Если же кто, заключал иоакимовский собор свое определение по делу святой Анны Кашинской, явится непокорником сему нашему соборному изречению и будет иметь у себя явно или тайно житие и каноны княгини Анны или только читать их и внимать им, таковых мы осуждаем и анафеме предаем. (стр.354-356).

О старообрядческом храме св. Анны Кашинской

Единственный старообрядческий храм во имя св. благоверной Анны Кашинской находится в посёлке Кузнецы. Это 55 км от Москвы по Егорьевскому шоссе. За несколько лет храм изменился до неузнаваемости благодаря местной общине и помощи соседней общины г.Павловского Посада.

фото храма прп. Анны Кашинской до революции. Храм был построен за четыре месяца и успел стать первым в мире храмом, освящённым во имя этой святой.

В 1990-е частным владельцем храма в Кузнецах, который не стоял на госохране как памятник архитектуры и потому был приватизирован вместе с фабрикой, цехом которой числился, оказался небезызвестный миллиардер Брынцалов. Он и отдал церковь законным владельцам – старообрядцам.


Храм св. Анны Кашинской в 1990-е

Столь активное нынешнее возрождение храма во многом связано с тем, что его настоятелем теперь является протоиерей Евгений Кузнецов, присоединённый в сущем сане от РПЦ МП в мае 2012 г. (см. п. 7: постановления Совета Митрополии от 2012 года ).


современный внешний вид храма (2013 год)

До того он около 20-ти лет служил в одном из окрестных приходов МП, пользовался уважением многих людей, и привёл с собою часть своих тамошних духовных чад. Они и составляют теперь основу местной общины, возрождают замечательный храм. Помоги им Бог!

Материал по теме

Основательное расследование сайт истории подмены церковного праздника Рождества Христова коммерческо-идеологическим суррогатом.


Иногда бывает, что историю приходится править…

Крайне любопытные материалы открытой научной конференции в РГБ по теме «Как противостоять фальсификации российской истории»

ДОКЛАД:

«Влесова книга» как историко-филологический фальсификат

Шалыгина Наталья Владимировна , кандидат филологических наук, доцент Православного университета имени св. Иоанна Богослова

Обобщен богатый фактический материал о том, что «Влесова книга» является полной исторической фальшивкой как с точки зрения лингвистического и филологического анализа, так и с точки зрения исторической несостоятельности версии о её обретении. Приводятся примеры подмен, новейших изменений и дополнений, вносимых в новых редакциях издания в ответ на аргументы научной критики, а также вероломной подмены негативных отзывов на эту книгу свидетельствами о её действительности от тех же авторов.

Научно обоснованное разоблачение наукообразной версии мировой истории от специалистов из уполномоченной комиссии Российской Академии Наук.


О рыбном дне, застое и большой политике

Удивительное расследование сайт о популярном советском мифе 1980-х – создании антиправославной диетической традиции “рыбного дня” в четверг в противовес древней Православной традиции держать пост по средам и пятницам.

Исследование сайт о том, почему сами католики исключили святого Валентина из поминовения 14 февраля, а наши не помнящие родства иваны да марьи взахлёб рисуют сердечки в надежде на взаимность.