История создания поэмы “Анна Снегина”

Слайд 2

На родине Сергея Есенина, в селе Константиново, есть дом с мезонином. Когда-то в нем жила помещица Лидия Кашина, с которой, по мнению исследователей, великий лирик писал свою Анну Снегину - героиню одноименной поэмы..

Слайд 3

Замысел поэмы «Анна Снегина» возник, вероятнее всего, после поездок в родное село Константиново, в конце мая - начале июня и в августе 1924 г. По словам А. К. Воронского, вернувшись в Москву в начале июня, Есенин некоторое время ходил притихший и как будто потерявший что-то в родимых краях: «Все новое и непохожее. Все очень странно»

Слайд 4

Одна из крупнейших вещей Есенина была создана за очень короткий срок 14 декабря 1924 г. поэт сообщил П. И. Чагину: «Теперь сижу в Батуме. Работаю и скоро пришлю Вам поэму, по-моему, лучше всего, что я написал». Уже 20 января поэт просил Г. А. Бениславскую: «Скажите Вардину, может ли он купить у меня поэму 1000 строк. Лиро-эпическая. Очень хорошая».

Слайд 5

В марте Есенин читал «Анну Снегину» матери, которая приезжала навестить своих детей. «Она, как всегда, - вспоминала А. А. Есенина, - слушала чтение Сергея с затаенным дыханием, не перебивая его, ни о чем не расспрашивая. Неграмотная, она отлично понимала стихи сына и многие из них запоминала во время его чтения» Известен снимок, где поэт сфотографирован с матерью за самоваром во время чтения поэмы

Слайд 6

Действие «Анны Снегиной» происходит с весны до поздней осени 1917 г. и в 1924 г. Связь поэмы с реальной действительностью прослеживается по ряду деталей, получивших отражение в тексте и отмеченных родными и близкими поэта. За церковью, внизу у склона горы, на которой расположено старое кладбище, стоял высокий бревенчатый забор, вдоль которого росли ветлы. Этот забор, тянувшийся почти до самой реки, огораживающий чуть ли не одну треть всего константиновского подгорья, отделял участок, принадлежавший помещице Л. И. Кашиной. Имение ее вплотную подходило к церкви и тянулось по линии села.

Слайд 7

Белый каменный двухэтажный кашинский дом утопал в зелени. Дух захватывало при виде огромных кустов расцветшей сирени или жасмина, окружающих барский дом, дорожек, посыпанных чистым желтым песком, барыни, проходившей в красивом длинном платье... Приехали. Дом с мезонином Немного присел на фасад. Волнующе пахнет жасмином Плетневый его палисад…

Слайд 8

Образ героя-рассказчика, которому Есенин дал свое имя - Сергей (в речи Анны), Сергуня, Сергунь, Сергуша, Сергуха (в речи мельника), - играет важную роль не только в содержании, но и в композиции поэмы и имеет некоторые автобиографические черты: дезертирство из армии Временного правительства, о котором поэт упоминал в автобиографии 1923 г. и других документах, приезд весной 1917 г. в Константиново, болезнь героя:«И в этом проклятом припадке // Четыре я дня пролежал...». В письме к А. Белому Есенин писал: «Лежу совсем расслабленный в постели» с указанием адреса: «Адрес: Скатертный пер., д. 20. Лидии Ивановне Кашиной для С. Е.»), посещение села летом 1924 г., переписка с дедом. Но полного совпадения между героем «Анны Снегиной» и самим Есениным нет.

Слайд 9

Образ главной героини поэмы Анны Снегиной также собирательный. Одним из ее прототипов является Лидия Ивановна Кашина (1886-1937) - дочь богатого помещика Ивана Петровича Кулакова (?-1911), которому принадлежали хутор Белый Яр, леса за Окой, тянувшиеся на десятки километров в глубь Мещеры, заливные луга, а также ночлежные дома в Москве на Хитровом рынке. «„Кулаковкой“, - писал В. А. Гиляровский, - назывался не один дом, а ряд домов в огромном владении Кулакова между Хитровской площадью и Свиньинским переулком. Владельца главной трущобы Москвы с его миллионами „вся полиция боялась“, потому что „с Иваном Петровичем генерал-губернатор за ручку здоровался“»

Слайд 10

Л. И. Кашина была красивой и образованной женщиной. В 1904 г. с отличием закончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Е. А. Есенина вспоминала: «К молодой барыне все относились с уважением. Бабы бегали к ней с просьбой написать адрес на немецком языке в Германию пленному мужу.

Слайд 11

Мне, конешно, нет дела, а я вот что тебе скажу: брось ты эту барыню, не пара она тебе, нечего и ходить к ней. Ишь ты, - продолжала мать, - нашла с кем играть. Сергей молчал и каждый вечер ходил в барский дом. Мать больше не пробовала говорить о Кашиной с Сергеем. И когда маленькие дети Кашиной, мальчик и девочка, приносили Сергею букеты из роз, только качала головой. В память об этой весне Сергей написал стихотворение Л. И. Кашиной „Зеленая прическа...“ Тимоша Данилин, друг Сергея, занимался с ее детьми. Однажды он пригласил с собой Сергея. С тех пор они стали часто бывать по вечерам в ее доме. Сын Л. И. Кашиной, Г. Н. Кашин, рассказывал, что летом 1917 г. в доме Кашиной устраивались литературные вечера и домашние спектакли, которые иногда посещал Есенин.«Матери нашей, - вспоминала Е. А. Есенина, - не нравилось, что Сергей повадился ходить к барыне.

Слайд 12

Зеленая прическа,Девическая грудь,О тонкая березка,Что загляделась в пруд?Что шепчет тебе ветер?О чем звенит песок?Иль хочешь в косы-ветвиТы лунный гребешок?Открой, открой мне тайнуТвоих древесных дум,Я полюбил печальныйТвой предосенний шум.И мне в ответ березка:"О любопытный друг,Сегодня ночью звезднойЗдесь слезы лил пастух.Луна стелила тени,Сияли зеленя.За голые колениОн обнимал меня.И так, вдохнувши глубко,Сказал под звон ветвей:"Прощай, моя голубка,До новых журавлей".

Слайд 13

И при этом вся сконфузится: ты, говорит, уж прости меня, голубушка, если я не права... Подарки часто делала. Все раздавала крестьянам, деткам их маленьким. Славная, добрая и умная была барышня". "Она была прямой противоположностью своего отца, - вспоминали константиновцы, - Вся такая тонкая, нежная, возвышенная, неспособная обидеть человека. Бывало, упрекнет так мягко, что и не поймешь, ругает или хвалит.

Слайд 14

Иду я разросшимся садом,Лицо задевает сирень.Так мил моим вспыхнувшим взглядамПогорбившийся плетень.Когда-то у той вон калиткиМне было 16 лет,И девушка в белой накидкеСказала мне ласково: "Нет!"Далекие, милые были.Тот образ во мне не угас.Мы все в эти годы любили,Но мало любили нас.

Слайд 15

История подтверждает: уже известный на всю Москву молодой поэт пришел в "дом с мезонином" по приглашению самой Лидии Кашиной - она интересовалась его творчеством и просила почитать стихи В поэме Есенин рассказывает об этой встрече иначе: Был скромный такой мальчишка,А нынче...Поди ж ты...Вот.Писатель...Известная шишка...Без просьбы уж к нам не придет. В действительности, похоже, поэт заметно робел. Ведь он, сын простых крестьян, всегда воспринимал барышню как нечто из "иных миров"...

Слайд 16

Затем герои поэмы временно теряют друг друга из виду. Войны, революции, сумятица, описания гибельности происходящего - на этом фоне теплится неугасимое юношеское чувство, как бы олицетворяя неиссякаемую красоту. И - встреча: Луна хохотала, как клоун.И в сердце, хоть прежнего нет,По-странному был я полонНаплывом шестнадцати лет.Расстались мы с нейна рассвете...Сгущалась, туманилась даль...Не знаю, зачем я трогалПерчатки ее и шаль.

Слайд 17

Далее жизнь Снегиной складывается довольно типично для женщины ее происхождения. Гибель мужа во время гражданской войны, - по всей видимости, он сражался на стороне Белой армии. Крестьяне сжигают имение. Сама Анна исчезает. И вдруг, спустя годы, письмо из Англии, "и почерк такой беспечный" - да, от нее. Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал... Оно полно тоски по России: Я часто хожу на пристаньИ, то ли на радость, то ль в страх,Гляжу средь судоввсе пристальнейНа красный советский флаг.

Слайд 18

Судьба Кашиной была совсем иной. Увы, куда печальней и трагичней, чем у героини поэмы. Из России она никуда не уезжала.В начале 70-х Владимиру Астахову удалось разыскать сына Лидии Ивановны. Георгий Николаевич Кашин был еще совсем малышом, когда после выселения из усадьбы в 1918 году он с матерью и маленьким братом переехал в Москву. Крестьяне села Константиново действительно намеревались сжечь усадьбу. Вероятно, именно это бы и произошло, если бы не вмешательство Есенина. Во всяком случае, по воспоминаниям сестры поэта Александры, он выступил с пламенной речью на собрании колхоза:"Растащите, разломаете все, и никакой пользы! А так хоть школа будет или амбулатория. Ведь ничего нет у нас!" Через год в "доме с мезонином" был открыт медпункт, а потом в нем поселились учителя, преподававшие в местной школе.

Слайд 19

Кашина в отличие от Снегиной не успела стать вдовой. Ее муж, Николай Кашин, сначала обычный деревенский учитель, стал исследователем творчества Александра Островского, под его редакцией вышло первое собрание сочинений русского классика. Николай Кашин стал одним из первых советских профессоров.В 1919 году Лидия Ивановна, чтобы прокормить двоих детей, нанялась на службу в управление связи Красной Армии. Работала машинисткой, шила на дому, а в 1922 году ее взяли на работу в издательство недавно основанной газеты "Труд". Редакции были необходимы хорошо образованные, грамотные люди. Лидия Ивановна в течение пяти лет исполняла обязанности корректора, а потом - литературного редактора. В эти годы Есенин навещал Кашину в Москве. И даже целый месяц гостил у нее: самому поэту в 1918 году жить было негде. В архиве столичного музея-квартиры Есенина есть фотографии, где они вместе пьют чай. У обоих - веселые, по-дружески открытые лица.

Слайд 20

В начале 30-х семьей Кашиных заинтересовались "органы", а в 1936 году взяли профессора Кашина. В 1937 году была арестована Лидия Ивановна. Официально считалось, что она в тот же год умерла от рака...Род Кашиных продолжается. Внуки и правнуки Лидии Ивановны живут в Москве. "Кашины иногда приезжают в наши края, - рассказывают жители Константинова, - одну из правнучек зовут Аней, и она напоминает ту девушку в белой накидке... А еще больше она напоминает самого Сергея Александровича. Беленькая, кудрявая, веселая..."Но это уже наверняка совпадения. Судя по всему, роман Кашиной и Есенина был чисто платоническим.

Слайд 21

"Белый дом" сохраняется и сейчас. Это часть есенинского музея. Редкие письма, фотографии и среди документов - копия трудовой книжки Лидии Кашиной, где сохранилась запись о том, что она работала в редакции газеты "Труд". Удивительное прикосновение многолетней судьбы газеты к великой и горькой есенинской судьбе. Далекие, милые были!Тот образ во мне не угас.Мы все в эти годы любили,Но, значит,Любили и нас.

Посмотреть все слайды

В январе 1925 г. Есенин написал лиро-эпическую поэму “Анна Снегина”, в сюжете которой переплелись события эпохального и интимного характера. Сюжет сопровождается отступлениями, вставками, репликами главного героя-рассказчика. История отношений поэта Сергея и помещицы Анны Снегиной носила автобиографический характер. Есенин подчеркивал сходство своего героя с собой. Достаточно обратить внимание на совпадение имен, на детали портрета, особенности творческой судьбы героя: блондин, “с кудрявыми волосами”, участник войны, при встрече с Анной предлагает прочесть ей стихи “про кабацкую Русь”, она упрекает его за скандальное городское житье и т.д. В размышлениях героя о судьбе России и крестьянства также отразились взгляды Есенина. В желании автора сделать героя своим двойником выразилась романтическая традиция; поэт словно оспаривал пушкинское замечание: “Как будто нам уж невозможно / Писать поэмы о другом, / Как только о себе самом” (“Евгений Онегин”).

Традиционно начало сюжета - главный герой появляется в тех местах, где развиваются основные события. В апреле 1917 г. на отдых в село Радово после военных испытаний приезжает купивший себе фиктивный документ, “липу”, и таким образом, по сути, дезертировавший с фронта Сергей. Заметим, что и в дальнейшем герой, стремясь сохранить независимость, занимает позицию наблюдателя по отношению к потрясшим страну катаклизмам. В его отказе воевать проявляется не малодушие, а принципиальное нежелание сражаться за невнятные идеалы. Он, известный на всю страну поэт, был воспитан кулаком, как говорят о нем беднейшие крестьяне; они называют его “беззаботником”, но “свойским, мужицким”. Сергей останавливается у радовского мельника.

В любовной линии повествования описаны изменения в отношениях Сергея и Анны. Сам сюжет построен по принципу фрагментарности, как ряд лаконичных эпизодов, в которых лирический комментарий занимает не меньшее место, чем событийность. Развитие любовного сюжета зависит от случая, персонажи в нем достаточно инертны, как бы ведомы стечением обстоятельств. Благодаря этой особенности усиливается лиризация действия, на первый план выдвинут мир чувств, доминирует поэтика впечатления от происходящего, что является признаком импрессионистской эстетики.

Экспозиция любовного сюжета дана ретроспективно: герой вспоминает себя в шестнадцать лет. Сюжетообразующую роль в любовной линии часто играет пейзажная деталь: герой видит калитку, у которой “девушка в белой накидке” когда-то ответила ему, влюбленному, отказом. Теперь любовная неудача не вызывает драматических переживаний и представляется Сергею “далекими, милыми былями”. Возможно, в основе этой психологической мотивировки лежит реминисценция пушкинской сентенции “что пройдет, то будет мило” (“Если жизнь тебя обманет...”). Герой отмечает: “Тот образ во мне угас...”; его сердце спокойно; более того, в дальнейшем он признается себе: “Теперь бы с красивой солдаткой / За весть хорошо роман”.

Однако череда обстоятельств подготавливает встречу Сергея и Анны. Активную роль в композиции любовною сюжета играет образ мельника: он сообщает Сергею, что отправляется к помещице, для которой настрелял “прекраснейших дупелей”, позже он рассказывает ему о своем посещении Онегиных. Если первое появление Анны в поэме дано в форме воспоминания, второе - рассказа о ней, то далее она становится участницей сценического действия: Сергей заболевает и Анна по просьбе мельника выхаживает его. Этот эпизод является завязкой любовной истории. Он выполнен в стилистике впечатления: Сергей видит перед собой “кого-то”, “белое платье”. Далее действие развивается по принципу узнавания, и суть не только в том, что избавившийся от лихорадки Сергей узнает Анну, но прежде всего в том, что персонажи на протяжении всего любовного сюжета стараются прояснить для себя характер отношений.

Настоящее время чередуется с прошедшим, причем в мотиве воспоминания использован прием повтора; как ранее в памяти Сергея всплыл эпизоду калитки, так теперь придается воспоминаниям Анна: “Когда-то я очень любила / Сидеть у калитки вдвоем. / Мы вместе мечтали о славе...” Из переданного ранее Сергею мельником разговора Анны и ее матери следует, что влюбленность шестнадцатилетнего Сергея для нее лишь милый эпизод, забава (он - “забавный такой господин”, он был влюблен в нее “забавно”). Сейчас он влечет ее к себе тем, что в его жизни мечты о славе реализовались и он стал известным поэтом, о его скандальной жизни говорит вся страна. Перед ней новый, незнакомый ей Сергей. Он в свою очередь тоже оказывается во власти впечатлений, “невольно” разглядывает ее, удивляется своему смущению, отвечает ей “невпопад”. Детали поведения героя характеризуют его состояние безволия, податливости возвращающемуся чувству: “He знаю, зачем я трогал / Перчатки ее и шаль”. Настроение Сергея передано через эмоциональное восприятие пейзажа, который выступает здесь средством психологического анализа: “Луна хохотала, как клоун”, “Есть что-то прекрасное в лете”. Наконец, играет свою роль в узнавании чувства героя и самоанализ: “По-прежнему был я полон / Наплывом шестнадцати лет”.

Следующая встреча с Анной драматична, в их отношениях проявляется конфликт, в котором персонажи не играют определяющей роли; как и большинство других событий любовного сюжета, конфликт вызван случаем: Сергей застает Анну в тяжелое время, она узнает о гибели на войне своего мужа, офицера, и в сердцах упрекает дезертира Сергея в трусости. Такое стечение обстоятельств Есенин называет “дней роковым кольцом”.

Последняя встреча происходит через несколько месяцев, после Октябрьской революции. У Снегиной экспроприируют “весь хутор”, и добрый мельник привозит бездомных Анну и ее мать к себе. Появление героини в доме мельника вызывает в Сергее прежнее и опять же неясное чувство: “Тогда я всю ночь напролет / Смотрел на скривленный заботой / Красивый и чувственный рот”.

Из признания Анны следует, что их первая встреча у мельника могла развиться в любовь, но она подчинила свою “страсть преступную” рассудку, убедила себя в том, что увлечение Сергея было бы кратковременным и впоследствии он бросил бы ее, “как выпитую бутыль”; названа еще одна причина - “старые взгляды” матери. Вновь проявляет себя композиционный принцип узнавания, проясняется скрытая причина обидных слов Анны о трусости Сергея: так она попыталась противостоять зарождающимся между ними интимным отношениям. В этом эпизоде вновь существенную роль играет состояние природы, заря побуждает Анну вспомнить о другом рассвете, в текст вновь введен уже знакомый нам лейтмотив: “Мы с вами сидели вместе... / Нам по шестнадцать лет...” И это воспоминание, и взгляд Анны (“оглядев меня нежно”), по сути, подтверждают ее признание в “страсти преступной”. Данный эпизод - кульминация любовной истории.

Внешние обстоятельства продолжают управлять сюжетом: лишившиеся дома Анна и ее мать под вечер уезжают из села, вскоре Сергей отправляется в Питер. Эти события являются мнимой развязкой сюжета.

Из лондонского письма Анны следует, что она ходит на пристань смотреть “на красный советский флаг”, причем со смешанным чувством, не осознавая, радость или страх внушает ей этот символ Советской России. Ho символом родины для нее оказывается Сергей; она пишет, что он мил ей, “как родина”. Он же - символ ее молодости: он мил ей и “как весна”. Точку в истории о несостоявшейся любви ставит герой-рассказчик; если в начале сюжета звучали его слова: “Мы все в эти годы любили, / Ho мало любили нас”, то после прочтения письма он произносит: “Мы все в эти годы любили, / Ho, значит, / Любили и нас”. Развязка сюжета проясняет, таким образом, суть чувства Анны: то была не просто “страсть преступная”, а любовь.

Таким образом, все композиционные особенности внешнего сюжета служат раскрытию психологического состояния героев, выявляют скрытый лирический сюжет.

Параллельно в поэме развивается сюжет об отношениях крестьян села Радово и деревни Криуша. Жизнь криушан и радовцев изображена в отличной от любовной истории манере. Описание крестьянской жизни дано в реалистическом ключе, настроения и поступки персонажей социально и исторически мотивированы, отмечены психологической определенностью и ясностью.

Радово - село в двести домов, оно богато “лесом и водью”, пастбищами и полями. По словам возницы, одного из рассказчиков, радовцам “счастье дано”: “Дворы у нас крыты железом, / У каждого сад и гумно. / У каждого крашены ставни, / По праздникам мясо и квас”.

Криуша - бедная деревня, в которой все пахали одной сохою “на паре заезженных кляч”. От нищеты криушане рубили дрова в радовском лесу, что стало причиной конфликта и трагедии: во время драки радовцев и криушан Прон Оглоблин, мужик из Криуши, убил старшину. В итоге десять криушских мужиков были арестованы и отправлены в Сибирь. Возница называет их “грешными душами”, старуха-мельничиха - “воровскими душами”. Отметим, что социальный конфликт приобретает дополнительный бытийный смысл: роковым образом после произошедшего счастье изменяет радовцам, три года село переживает “то пожар, то падеж”. He улучшилась и участь криушан, Сергей видит, что в деревне “у каждого хата гнилая, / А в хате ухваты да печь”. Мужики из Криуши озабочены ценами на рожь, на скот, их волнует, отойдут ли им после Февральской революции господские пашни без выкупа. На вопрос о Ленине нищим и озлобленным криушанам Сергей ответил: “Он - вы”.

Среди мужиков Криуши выделяется выпущенный из тюрьмы после Февральской революции Прон. Он местный возмутитель спокойствия, ниспровергатель порядка. Старуха-мельничиха говорит о нем: “Булдыжник, драчун, грубиян. / Он вечно на всех озлоблен, / С утра по неделям пьян”. Сам рассказчик видит, как Прон, еще до Октября, “спьяну” на крестьянской сходке “костит обнищалый народ”, подбивает мужиков отнять у Снегиной угодья. Прон типичен, таких “тысячи”. Для него Октябрьская революция - “великое счастье”, он не сдерживает своих страстей: “Теперь мы всех р-раз - и квас! Без всякого выкупа с лета / Мы пашни берем и леса”. Действительно, после пролетарской революции криушане присваивают себе хозяйство Снегиной. Ленин для Прона, устраивающего в Криуше коммуну, - “старшой комиссар”. Ho, как становится известно из письма мельника к Сергею, в 1920 г. Прон был расстрелян деникинцами; тогда же тяжело пришлось и другим крестьянам: “Co скрежетом и со смехом / Гульнула казацкая плеть”. Есенин показал, что жизнь деревни многотрудна, что своего счастья крестьянин так и не нашел ни до революции, ни в Феврале, ни в Октябре, ни в Гражданскую войну, нет его и при Советах: по словам мельника, и в 1923 г. они “живут не в раю”.

Благодаря монологам, диалогам, письмам, непосредственному описанию событий в поэме показана многоликая и трудная жизнь русских людей на протяжении многихлет. Повествование характеризуется большой временной протяженностью - с апреля 1917-го до июня 1923 г.; убийство старшины происходит в 1914 г. Экспозицией сюжета о жизни крестьян является рассказ возницы о вражде Радова и Криуши, об аресте Прона, завязкой - крестьянская сходка, кульминацией - изъятие господской собственности, развязкой - расстрел Прона. Таким образом, важные фрагменты даны как внесценические.

Помимо Прона в поэме показано несколько народных типов. Например, брат Прона Лабутя. Он участник Русско-японской войны, носил на груди две медали, но он человек нетрудовой, в нем нет крестьянской основательности, он “хвальбишка и дьявольский трус”, “живет, не мозоля рук”. Как и Прон, он пьяница; “насосавшись до дури”, он “слезил” соседу “о сдавшемся Порт-Артуре”. С наступлением советской власти он прячет медали, полученные в старой России, и заседает в сельсовете. Из радовцев описан тридцатилетний возница, стребовавший с Сергея непомерную плату за “прогон”. Всем им противопоставлена семья мельника. Сам мельник - человек труда, открытый, искренний, не знающий зависти и злобы. Его жена - выразительница коренных нравственных устоев народа. Для нее местные революционеры - просто вчерашние воры; осуждая крестьянские волнения, она высказывает заботу о всей “Расее”.

В истории Радова и Криуши как раз и отразились проблемы всей страны. В поэме развита тема современной России, она раскрыта в сюжете о войне и двух русских революциях. Таким образом, в лиро-эпической поэме “Анна Снегина” есть черты эпопеи. Основным источником повествования является Сергей.

В отступлениях героя-рассказчика война 1914 г. показана как катастрофа. Развязанная “за чей-то чужой интерес”, она расколола страну на “сермяжную рать” и оставшихся в тылу “купцов да знать”, политиков, “мразь”, которая “бросает солдату-калеке / Пятак или гривенник в грязь”. Война истребила народ, физически его надломила: “И сколько с войны несчастных/ Уродов теперь и калек! / И сколько зарыто в ямах! / И сколько зароют еще!” Против войны направлен и предшествующий гимн Сергея земле, человеку, жизни.

В Февральской революции рассказчик отмечает и стихию народной свободы (“Свобода взметнулась неистово”), и позерство политиков (“Тогда над страною калифствовал / Керенский на белом коне”), которых он, называя “прохвостами и дармоедами”, обвиняет в продолжении войны. Еще одной рассказчицей в этой, по сути эпопейной, линии поэмы стала старуха-мельничиха. В ее монологе дано обобщение о “мужицких войнах”. Старуха высказывает точку зрения народа, она ссылается на рассказы прихожан. По ее словам, причина местных бед кроется в российском “без-властье”:

Прогнали царя...

Посыпались все напасти

На наш неразумный народ.

Открыли зачем-то остроги,

Злодеев пустили лихих.

В итоге “пропала Расея, пропала... / Погибла кормилица Русь...”.

Важным для понимания отношения Есенина к Октябрьской революции в 1925 г. является отступление Сергея: “Суровые, грозные годы!” Через ряд фрагментов: солдатский мат во дворцах, “чумазый сброд” играет по дворам “на роялях”, ругающийся на “всякий налог” мужик слушает граммофон, который он получил “за хлеб, за овес, за картошку”, - выражен сарказм автора по отношению к теперь уже новым политикам, обманувшим ожидания крестьян. Итак, “удел хлебороба гас”.

За счет отступлений не только социального, но и философского характера (например, “привет тебе, жизни денница!”) история двух людей, дворянки Анны и “кулака” Сергея, история Криуши и Радова обрели глубокий исторический и бытийный смысл. Есенин решает вопрос “Медного всадника”: есть ли возможности у человека сохранить свой мир, свою внутреннюю свободу в условиях глобальных потрясений? Он показывает сложное переплетение внешних сил, таких как политическая воля власти (речь идет о власти императора, Временного правительства, Советов), страстность чужого человека (например, Прона), фатальные, случайные обстоятельства, с одной стороны, и личные установки (в данном случае Анны, Сергея, мельника, его жены) - с другой. Сергей состоялся как поэт, он сохранил свой внутренний мир, он не берет на себя роль судьи в криушской истории, но содержание его отступлений о послереволюционном состоянии страны выявляет скрытую драму в отношениях личности и государства. Драматична судьба Анны, она сохраняет себе жизнь, но лишается поместья, переживает душевные утраты, как это видно из ее письма.

Вместе с тем Есенин раскрыл традиционную в русской и мировой литературе тему гармоничных отношений человека и природы. Язык поэмы, как вся поэзия Есенина, тропеичен. Органическая и душевная близость Сергея и природы выражена метафорами: “был вечер задумчиво чудный”, “состарившийся плетень”, “струилися запахи сладко”, “сиреневая погода / Сиренью обрызгала тишь”, “туман припадает ниц” и др. Создан образ “родины кроткой”, противоположной общественным и человеческим страстям. Через пейзажные описания раскрывается тема вечных смыслов мира, его непреходящих ценностей. Образы природы играют и композиционную роль. Например, повтор пейзажной детали “луна золотою порошею / Осыпала даль деревень” в начале и в конце сюжета придает многослойному, многопроблемному тексту цельность. Еще один пример: метафора “ельник / Осыпан свечьми светляков” с незначительным изменением повторяется в конце поэмы (“Ельник / Усыпан свечьми светляков”).

Жизнеподобие характеров и событий усилено речевыми характеристиками персонажей. Речи возницы присущи лексические искажения, синтаксические погрешности; язык мельника синтаксически экспрессивен, короткие фразы эмоционально усилены интонациями восклицания, вопроса; в целом отвечает литературным нормам строгий стиль монолога старухи. В языке Сергея лексика нейтральна и метафорична, сочетание просторечий (“за-весть”, “струилися” и т.п.) с тропеической образностью, порой доведенной до имажинистской игры (например, “на корточках ползали слухи”), служит точным средством характеристики героя - поэта крестьянской среды.

Сама крестьянская среда во многом воссоздана за счет узнаваемых бытовых деталей: гостя у мельника, Сергей пьет чай из самовара, он отправляется на сеновал, прихватив овчинную шубу, мельничиха напекла ему оладий и т.д.

После гибели Есенина и издания посмертного собрания его сочинений начался период официального забвения его творчества. В 1927 г. появилась статья Н. Бухарина “Злые заметки”, в которой поэзия Есенина была представлена в уничижительном тоне. Статья стала идеологической основой для критических выступлений и учебников. Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Одновременно росла популярность Есенина среди соотечественников - как в СССР, так и среди русских эмигрантов. В Париже в 1951 г. вышел в свет том избранных стихов поэта. Составитель тома и автор предисловия известный поэт Г. Иванов утверждал, что все связанное с именем Есенина выключено из общего закона умирания.

«Анна Снегина» - автобиографическая поэма Сергея Есенина, законченная им уже перед смертью - к концу января 1925 года. Она не только является плодом авторских переосмыслений Октябрьской революции и её последствий для народа, но и демонстрацией отношения поэта к революционным событиям. Он не только оценивает, но и переживает их с позиции художника и маленького человека, оказавшегося заложником обстоятельств.

Россия в первой половине двадцатого века оставалась страной с низким уровнем грамотности, что вскоре подверглось существенным изменениям. В результате ряда революционных восстаний возникли первые политические партии, таким образом, народ стал полноправным участником общественной жизни. Кроме того, на развитие отечества оказали влияние глобальные потрясения: в 1914-1918 гг. Российская Империя была вовлечена в Первую Мировую войну, а 1918-1921 гг., ее раздирала гражданская война. Поэтому эпоха, в период которой была написана поэма, называется уже эпохой «Советской республики». Есенин показал этот переломный момент истории на примере судьбы маленького человека – самого себя в лирическом образе. Драматизм эпохи находит свое отражение даже в размере стиха: трехстопный амфибрахий, который так любил Некрасов и использовал, как универсальную форму для своей обличительной гражданской лирики. Этот размер более соответствует эпосу, чем легким стихотворениям Сергея Александровича.

Действие происходит на рязанской земле в период весны с 1917 по 1923 г. Автор показывает реальное пространство, описывает реальную русскую местность: «Село, значит, наше Радово…». Использование топонимов в книге не случайно. Они важны для создания метафорического пространства. Радово - это литературный прообраз Константиново, места, где родился и вырос Сергей Александрович. Конкретное художественное пространство не просто «привязывает» изображаемый мир к тем или иным топографическим реалиям, но и активно влияет на суть изображаемого. И село Криуша тоже (Есенин в поэме называет Криуши) действительно существует в Клепиковском районе Рязанской области, который находится в соседстве с Рыбновским районом, где расположено село Константиново.

«Анна Снегина» была написана С. Есениным во время его 2-й поездки на Кавказ в 1924-1925 гг. Это был самый насыщенный творческий период поэта, когда ему писалось легко, как никогда прежде. И это объемное произведение он писал залпом, работа приносила ему неподдельную радость. В итоге, получилась автобиографическая лироэпическая поэма. В ней заложено своеобразие книги, так как она вместила в себя сразу два рода литературы: эпос и лирика. Исторические события - это эпическое начало; любовь героя - лирическое.

О чем поэма?

Произведение Есенина состоит из 5 глав, каждая из которых раскрывает определенный этап в жизни страны. Композиция в поэме «Анна Снегина» — цикличная: начинается и заканчивается она приездом Сергея в родное село.

Есенин, прежде всего, расставил для себя приоритеты: с чем ему по пути? Анализируя обстановку, сложившуюся под влиянием социальных катаклизмов, он выбирает для себя старое доброе прошлое, где не было такой оголтелой вражды между родными и близкими людьми. Таким образом, основная мысль произведения «Анна Снегина» заключается в том, что поэт не находит в новой агрессивной и жестокой реальности места человеку. Борьба отравила умы и души, брат идет на брата, а жизнь измеряется силе нажима или удара. Какие бы идеалы за этим превращением не стояли, они того не стоят – вот приговор автора послереволюционной России. В поэме явно обозначился разлад официальной партийной идеологии и философии творца, и этого несовпадения Сергею Александровичу так и не простили.

Однако и в эмигрантской доле автор не нашел себя. Показывая пренебрежение к письму Анны, он обозначает пропасть между ними, ведь ее нравственного выбора он никак не может принять. Есенин любит родину и не может оставить ее, тем более в таком состоянии. Снегина уехала безвозвратно, как уходит прошлое, и для России исчезновение дворянства – исторический факт. Пускай и поэт новым людям кажется пережитком прошлого со своим сопливым гуманизмом, но он останется в родном краю наедине со своей ностальгией по вчерашнему дню, которому он так предан. В этом самопожертвовании выражается идея поэмы «Анна Снегина», а в образе девушки в белой накидке перед мысленным взором рассказчика появляется мирная патриархальная Россия, в которую он до сих пор влюблен.

Критика

Впервые фрагменты из произведения «Анна Снегина» были изданы в 1925 году в журнале «Город и деревня», но полномасштабная публикация была лишь в конце весны этого года в газете «Бакинский рабочий». Сам Есенин ставил книгу очень высоко и говорил о ней так: «По-моему, это лучше всего, что я написал». Это в своих воспоминаниях подтверждает и поэт В. Ф. Наседкин: «Своим литературным друзьям он охотнее всего читал тогда эту поэму. Было видно, что она нравилась ему больше, чем другие стихи».

Критики боялись освещать столь красноречивый укор новой власти. Многие избегали высказываться в печати о новой книге или отозвались равнодушно. Зато у рядового читателя, судя по тиражу газеты, поэма вызвала неподдельный интерес.

По данным газеты «Известия» от 14 марта 1925 за номером 60, мы можем установить, что в Доме Герцена на встрече группы литераторов под названием «Перевал» прошло первое публичное чтение поэмы «Анна Снегина». Реакция слушателей была отрицательной или равнодушной, во время эмоционального декларирования поэта они молчали и никак не проявляли заинтересованности. Кое-кто даже попытался вызвать автора на обсуждение произведения, но он резко отклонил подобные просьбы и покинул зал в расстроенных чувствах. Мнение о работе он спросил лишь у Александра Константиновича Воронского (литературного критика, редактора журнала «Красная новь»). «Да, она мне нравится», - отозвался он, может, поэтому ему посвящена книга. Воронский был видным членом партии, но боролся за свободу искусства от государственной идеологии. За это его расстреляли при Сталине.

Конечно, некрасовская прямолинейность, простота слога и витиеватость содержания, столь не свойственные Есенину, вызвали у советских критиков предположение, что поэт «исписался». Они предпочитали оценивать лишь форму и стиль скандального произведения «Анна Снегина», не вдаваясь в подробности в виде деталей и образов. Современный публицист, Александр Тененбаум, иронично замечает, что «осудили Сергея критики, имена которых сегодня уже затёрлись донельзя».

Есть некая теория, что чикисты поняли антиправительственный подтекст поэмы и расправились с Есениным, инсценируя самоубийство доведенного до отчаяния творческого человека. Фраза, которая трактуется некоторыми людьми, как похвала Ленину: «Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он - вы», — на самом деле означает, что вождь народов – предводитель бандитов и пьяниц, как Прон Оглоблин, и трус-перебежчик, как его брат. Ведь революционеров поэт отнюдь не хвалит, а выставляет в карикатурном виде.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сколько существует гениальных, поучительных и невероятно интересных произведений, вышедших из-под пера знаменитых русских писателей и поэтов. Многие зарубежные граждане восторгаются ими и читают, как принято говорить, взахлеб. А вот русские люди изучают их в большинстве своем еще в школе, забывая со временем и главных героев, и сюжет, и важную мысль классической литературы.

В этой статье нам хотелось бы вспомнить Сергея Александровича Есенина. В частности, его автобиографическую поэму, которую он назвал «Анна Снегина». Повествует она о юношеской влюбленности известного поэта и его родном селе в эпоху Октябрьской революции. Также в ней можно проследить и отношение самого Сергея Александровича к событиям того времени и их последствиям.

Крылатое выражение гласит: «Человек без прошлого - как дерево без корней». Именно поэтому игнорировать свою историю нельзя ни в коем случае. Ведь человек, отказавшийся от своего прошлого, рискует тем, что потеряет себя. Вот почему так важно непрерывно стремиться в глубину веков, впитывая в себя новые потоки информации.

Однако большинство учебников истории написаны сухим языком, поэтому далеко не каждый человек решится изучить их на досуге. Зато читать литературные произведения — одно удовольствие. И окинув хотя бы беглым взглядом краткое содержание и анализ произведения Сергея Есенина «Анна Снегина», в этом можно будет убедиться.

Ранние годы будущего поэта

Большинство современных школьников знают Сергея Александровича Есенина лишь благодаря тому, что он писал в свое время стихи с нецензурными словами. Вот только классиком русской литературы его считают совсем за иные заслуги. Но за какие же? Ответить на этот вопрос смогут единицы.

Родился знаменитый поэт третьего октября 1895 года. Семья его жила, как принято говорить в настоящее время, за чертой бедности. Положение Есениных улучшилось лишь тогда, когда они переехали в Москву, и глава семьи занял должность приказчика. Однако счастья это не принесло. Маленького Сережу взяли на попечение трое дядей, которые воспитывали его в весьма своеобразной манере. Что не могло не сказаться на формировании личности будущего поэта. Мать, не выдержав постоянных задержек мужа на работе, вернулась в село Константиново под Рязанью, где они проживали ранее. И попыталась устроить свою жизнь с другим мужчиной. Так у Сергея Александровича появился брат Саша. Но потом женщина вновь вернулась к мужу.

Образование будущий русский классик получил в Константиновской земской школе в его родном селе, о котором он расскажет в поэме «Анна Снегина». Есенин в школьные годы заслужил репутацию второгодника с отвратительным поведением. Но потом перешел в церковно-приходское образовательное учреждение и вроде бы исправился. Дальше будущий поэт учился в земском училище и учительской школе, где у него впервые проснулась тяга к написанию стихотворений и поэм.

Первый поэтический опыт Есенина

Как нам известно, учителя из Сергея Александровича не получилось. Он вообще очень долго определялся с местом работы, безуспешно пытаясь найти себя. Когда Есенин работал корректором, познакомился с поэтами, а после стал вольным слушателем Московского городского университета.

Первым опубликованным произведением Сергея Есенина было стихотворение «Береза». Начинается оно следующими словами: «Белая береза под моим окном...» Произошло это знаменательное для поэта событие в 1914 году. Примерно за одиннадцать лет до того, как изучаемая поэма Есенина «Анна Снегина» была написана. В дальнейшем мировоззрение, взгляды, характер, а соответственно и художественный стиль поэта значительно изменялись. И это легко прослеживается в его творчестве даже на примере указанных выше произведений.

Личная жизнь Есенина также заслуживает внимания. Ведь он был в официальном браке с тремя женщинами и имел четверых детей. Но больше всего запечатлелись в памяти современников его романтические отношения с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан. Она была значительно его старше, но паре это абсолютно не мешало.

Внезапная кончина великого русского классика

У Есенина была непреодолимая тяга к спиртному. И об этом знали не только его близкие, но и обыватели. Сергей Александрович ничуть не стыдился и не смущался своего поведения и частенько появлялся на публике в непотребном виде. В 1925 году он даже был отправлен в Московскую клинику на лечение. Когда оно закончилось или, как гласят некоторые источники, было прервано поэтом, он переехал в Ленинград. И вроде бы жизнь Сергея Александровича пошла на лад, но 28 декабря этого же года страну ошеломило почти безумное известие о его смерти.

Причина внезапной кончины русского классика до сих пор покрыта мраком. Существует даже версия о том, что Есенин покончил с собой и написал своей кровью прощальное стихотворение. Однако фактов, подтверждающих ее, до сих пор нет. Поэтому потомкам остается лишь гадать и теряться в домыслах.

Темы и проблемы в поэме Есенина «Анна Снегина»

В изучаемом произведении, помимо любовной, революционной и военной тем, ярко раскрывается тема Родины. И это улавливается в многочисленных описаниях пейзажей родного села, в которых главный герой ищет спасения, утешения. Здесь же, в глуши, у него появляется и глубокое чувство патриотизма и любви к своей Отчизне. Особенно это чувствуется в концовке поэмы. Ведь Сергуша не отправился вслед за Снегиной на чужбину, он выбрал Родину. Которую для него олицетворяет не огромная Москва с ее политическими интригами, а тихое, отдаленное село с красотой русских просторов. Также в произведении важную роль играет дорога, как символ пути, помогающий читателю познать внутренний мир рассказчика через его размышления.

Анализ поэмы «Анна Снегина» Есенина не может обойти вниманием и поднимаемые автором проблемы. Многие из которых читатели улавливают самостоятельно. Однако мы все равно раскроем каждую из них. Во-первых, это тема неравенства сословий. Ведь именно она стала ведущей причиной революции и развела по разным сторонам двух любящих людей — рассказчика и Анну. Во-вторых, тема Первой мировой войны, в которой солдаты не были заинтересованы и шли на смерть за чужие интересы. В-третьих, проблема долга, по причине которой Снегина не может быть с Сергушей. Ведь так она предаст покойного супруга. Но и самим поэтом движут противоречивые мысли. Это становится очевидным, когда он отказывает в помощи Анне, поддерживая тем самым крестьян. В-четвертых, проблема дьявольской трусости, что демонстрирует нам автор на примере образа Лабути. На его примере раскрывается и пятая проблема — предательства. В-шестых, проблема несоответствия поступков собственным идеалам. Ведь большевики вовсю пропагандировали всеобщие равенство и справедливость. Но несмотря на это, все же причиняли вред другим людям — знати. И даже выгнали из собственного дома несчастную вдову, бросив ее на произвол судьбы. Ну и, в-седьмых, проблема власти, которой нет дела до нужд простого народа. Есенин так формулирует свои мысли, передавая их читателю через возницу, который везет главного героя в родное село: «Раз — власти, на то они власти, а мы лишь простой народ».

Вот что хотел донести до людей замечательный поэт, таковы проблемы «Анны Снегиной» Есенина.

Особенности структуры поэмы

Согласно историческим сведениям, поэму «Анна Снегина» Сергей Есенин закончил незадолго до своей смерти. А начал ее тогда, когда отправился во вторую поездку на Кавказ. По некоторым данным, это место имело огромное значение для поэта. Ведь именно там протекал самый яркий творческий период Есенина. Сам он говорил, что пишет с безумным упоением, практически залпом, получая небывалую радость от самого процесса. И это ощущается при чтении поэмы. Ведь ее можно сравнить с целой книгой, вмещающей в себя два литературных рода:

  • любовные переживания героя — лирику;
  • события, внешние по отношению к герою — эпос.

Но особенным считается не только это. Также примечателен и стихотворный размер поэмы Есенина «Анна Снегина». Ведь в этом произведении поэт использует стиль, любимый Николаем Некрасовым. А именно трехстопный амфибрахий, в котором ударение падает на третий слог («СелО, значит, нАше — РадОво, дворОв, почитАй, два стА»…).

Многие критики, в том числе и современные, отмечают, что в произведении Есенин сумел показать переход страны от Российской Империи к Советской республике. А также судьбу маленького человека в период Гражданской войны и Первой мировой.

Кроме того, необходимо отметить, что сюжет поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина», как частенько отмечают в современных произведениях, основан на реальных событиях. Село Радово является прообразом места, где проживал сам поэт. Поэтому его упоминание имеет огромное значение для создания так называемого метафорического пространства.

Начинается и заканчивается изучаемая поэма одинаково. В обоих случаях повествование ведется о том, как главный герой приехал в родное село. Благодаря этой особенности, композиция произведения имеет цикличное строение.

Всего в поэме пять глав. В каждой из них содержится свой особенный этап формирования новой страны:

  1. Первая рассказывает о том, какое негативное влияние оказывает на жителей Первая мировая война. Ведь вся страна вынуждена работать лишь для того, чтобы прокормить русскую армию. Которая участвует в нескончаемой кровавой бойне. По этой причине главный герой и решил дезертировать с фронта и немного отдохнуть.
  2. Вторая, по сути, представляет собой комментарий автора к бедствиям, постигшим страну. В ней же главный герой вспоминает о юношеской влюбленности, а позже встречает Анну Снегину, которая ныне является женой другого и проводит в разговорах с ней целый день.
  3. Третья глава поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина» повествует об отношениях главных героев. Вспоминая о прошлом, они понимают, что их симпатия взаимна. Но ситуация значительно усложняется известием о смерти мужа Снегиной. Она обвиняет главного героя в трусости, разрывая всякие отношения с ним. В это же время в стране происходит революция, простые люди жаждут получить земли во всеобщее пользование.
  4. В четвертой главе Анна и Сергуша все же мирятся. Женщина признается главному герою в своих чувствах. В деревне вовсю идет передача знатного имущества государству. Поэтому в конце этой части рассказчик уезжает в Петербург, дабы разузнать ситуацию.
  5. Пятая глава описывает окончание гражданской войны. Страна обнищала, вокруг процветает криминал, Сергуша возвращается в родное село, но не застает Анны. Главный герой по-прежнему ее любит, но Снегина эмигрировала в Лондон, а Сергуша не в силах оставить свою страну.

Согласно словам друзей Сергея Александровича, в свои последние годы он стал пересматривать взгляды на жизнь и ситуацию в стране. Он устал от богемной жизни, ему надоело бунтовать, и именно поэтому он отправился на Кавказ, чтобы вдохнуть "провинциального" воздуха. И это ощущается при прочтении произведения Есенина «Анна Снегина». Ведь женщина олицетворяет сожаление поэта об утрате юности, символизирует желание вернуться к человеческим ценностям. Но предстает словно мираж, и меланхоличность Сергея Александровича довольно неуместна. Страна разваливается, и уже ничего не будет так, как прежде.

Рассказчик как прототип Сергея Есенина

В поэме Сергея Есенина «Анна Снегина», анализ которой мы производим в данной статье, героев всего шесть. Самым главным среди них является рассказчик, за личиной которого скрывается сам поэт. Он выходец из крестьян, обладает отличным умом и проницательностью. Его история — полное отражение жизни Сергея Александровича. Он тоже поднялся с низов и стал известным литературным деятелем. Но прошел тяжелый путь. Его характер сильно изменился, он потерял всякую веру в порядочные качества человечества и стал циником. Поэтому на первых этапах общения с Анной рассказчик держится несколько поодаль от нее, больше упиваясь дивными пейзажами вокруг и мыслями о прошлом.

Происходящее в стране удручает героя. Он не видит никакого смысла в жутком кровопролитии, злится из-за того, что богатые живут не зная бед и отсиживаются в безопасности, а люди с меньшим достатком — народ - идут на смерть («Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес»). Именно по этой причине Сергуша сбегает в родное село, желая абстрагироваться от реальности и погрузиться в думы и мысли о былом. Так и начинается поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина».

Также важно упомянуть следующее: критики и литераторы отмечают, что события в стране воспринимаются главным героем критично, с болью и возмущением. И он бы хотел воспротивиться действительности, взбунтоваться, но усталость, печаль и некий страх все же берут свое. Выражаясь в стремлении укрыться от бессмысленной войны и революционных противоборств, ностальгируя о прошлом. И вроде бы рассказчик хочет разобраться в ситуации, противопоставляет, сравнивает прошлое и настоящее. Но сил двигаться дальше нет, и он остается с прошлым.

Анна Снегина как образ реальной возлюбленной Есенина

В анализе «Анны Снегиной» Есенина невозможно умолчать о том, что под личиной героини, именем которой названо произведение, скрывается Лидия Ивановна Кашина. Она была дворянкой, но несмотря на это, в юности у нее с будущим поэтом была большая любовь. Ничего серьезного из глубокой привязанности не вышло. Сергей выбрал жизнь поэта, а девушка - семейную жизнь. И довольно выгодно вышла замуж за белогвардейца Бориса.

Вновь встретились герои поэмы лишь в период революционных действий. Когда сословное различие стало особенно ощутимо. Анна сильно изменилась, и главный герой едва узнает в ней прежнюю простую девушку. А ей льстит не только знакомство с известным поэтом, но и юношеская любовь, которой когда-то пылало его сердце. Она начинает кокетничать с Сергушей, и он, невзирая на значительные перемены в характере и манере поведения девушки, все же вновь влюбляется в нее.

И тогда ему кажется, что Анна по-прежнему чиста и белоснежна. На это намекает и ее фамилия, и наряд. Настолько, что мысли о бессмысленной войне, о нескончаемых потоках крови народа отступают на второй план. В главной героине Сергуша видит символ былой страны, он погружается в мир прошлого, позволяя себе забыться.

Однако дальнейший сюжет поэмы Есенина «Анна Снегина» повествует нам о том, что отношения главных героев не складываются. Ведь девушка обвиняет Сергушу в трусости и дезертирстве. Особенно ситуация усугубляется, когда с фронта приходит весть о смерти мужа Анны. Тем не менее в конце произведения герои примиряются и даже признаются друг другу в своей любви. Но девушка эмигрирует в Лондон, потому как не может найти себе место в Новой России.

Именно этим и отличаются реальные события и те, что изложены Есениным в сюжете «Анны Снегиной». В жизни Лидия Кашина отправляется в Москву, предварительно передав поместье крестьянам. Приспосабливается к Советской России и становится машинисткой.

Прон Оглобин как воплощение односельчанина Есенина

Начнем с того, что этот герой — отрицательный. Но в нем поэт представляет читателю революционера мечтателя и романтика, который одержим желанием радикальных перемен и искренне верит, что добиться их можно только восстанием. Он большевик, стремится к народному равенству, всеобщей справедливости, социализму. И остается верным своим суждениям до конца. Поднимает бунт, но погибает от рук белогвардейцев.

Его характер списан с Петра Яковлевича Мочалина. Вот только некоторые черты значительно преувеличены. Ведь Прон — грубиян, нахал и драчун, любящий выпить. Более того, у него есть склонность к агрессии, насилию. И это доказывает тот факт, что в прошлом за убийство он был сослан на каторгу.

Однако отличается образ от реального персонажа не только преувеличенным характером, но и судьбой. Ведь Петр Мочалин не умирает, а устраивается вполне неплохо и занимается партийной работой.

Лабутя как пример неоднозначности революции

Этот герой - важный участник повествования. Поэтому краткое содержание поэмы Есенина «Анна Снегина» без него теряет свой особенный смысл. Итак, Лабутя — брат Прона. Но несмотря на это, является полной его противоположностью. Ведь он труслив, что доказывает эпизод расстрела Прона большевиками, в котором Лабутя прячется за сеном.

До идей революции ему дела нет, более того, он их не разделяет. А вот желание получить выгоду и не упустить свое горит в нем огнем. И это становится очевидным, когда читатель доходит до момента, в котором Лабутя спешит как можно скорее описать дом и имущество Анны.

Путем противопоставления Прона и Лабути Есенин хотел продемонстрировать неоднозначность революции. Ведь в идеологической борьбе участвовали разные люди, поэтому переворот получился разносторонним. А не конкретно плохим или хорошим.

Мельник как образец национального характера

Большинство читателей даже краткого содержания «Анны Снегиной» Есенина отмечают, что этот герой самый добрый, милосердный, позитивный и душевный. Он умеет с улыбкой воспринимать все тяготы судьбы и не делит людей на богатых и бедных, знать и крестьян, белых и красных. И это видно по его поступкам. Например, он угощает Сергушу, да и Анне с ее матерью в трудный момент предоставляет теплый кров. Тем самым демонстрируя черты характера истинного христианина.

Критики солидарны с мнением читателей, однако добавляют, что в образе Мельника Есенин продемонстрировал широту русской души и лучшие качества нашего народа.

Мать Анны Снегиной

Последний персонаж поэмы «Анна Снегина» Есенина в кратком содержании упоминается редко. Потому как произносит всего несколько коротких фраз. Но даже несмотря на это, читатель улавливает, что же представляет собой мать Анны Снегиной. Во-первых, женщина довольно скупа на чувства и эмоции. И это не удивительно, учитывая соответствующие жизненные условия. Во-вторых, она обладает трезвым умом и самообладанием. Благодаря чему не только относительно спокойно принимает смерть зятя, но и дочке помогает смириться с неожиданным ударом судьбы.

В поэме Есенина «Анна Снегина» и кратком содержании чувствуется дух самопожертвования. Ведь главный герой, как и сам Сергей Александрович, не смог принять новой агрессивной России, где родные враждуют и постоянно сталкиваются лбами. Но и оставить ее не смог. И предпочел предаться ностальгии о прошлом, мирной патриархальной России, которую уже не вернуть. Ее символизирует Анна Снегина. Которая осталась лишь в мечтах поэта.

Поэму Сергея Есенина “Анна Снегина” изучают в 11 классе на уроках литературы. Сам автор считал её лучшим своим произведением: он вложил в поэму всё своё мастерство, самые трогательные воспоминания молодости и зрелый, слегка романтический взгляд на прошлые отношения. История безответной любви поэта не основная в произведении – она происходит на фоне глобальных событий в русской истории – войны и революции. В нашей статье вы найдёте подробный анализ поэмы по плану и много полезной информации при подготовке к уроку или тестовым заданиям.

Краткий анализ

Год написания – январь 1925 года.

История создания – написана на Кавказе в 1925 году “на одном дыхании”, на основе воспоминаний о прошлом и переосмысления исторических событий 1917-1923 годов.

Тема – основными являются темы родины, любви, революции и войны.

Композиция – состоит из 5 глав, каждая из которых характеризует определённый период в жизни страны и лирического героя.

Жанр – лироэпическая поэма (по определению автора). Исследователи творчества Есенина называют её повестью в стихах либо стихотворной новеллой.

Направление – автобиографическое произведение.

История создания

Поэма “Анна Снегина” была написана Есениным в январе 1925 года, незадолго до смерти. В то время он находился на Кавказе и очень много писал. Произведение, по словам автора, писалось легко и быстро, на одном дыхании. Сам Есенин был крайне доволен собой, считал поэму своим лучшим произведением. В нём переосмыслены события революции, военные действия, политические события и их последствия для России.

Поэма глубоко автобиографична, прототипом Анны Снегиной стала знакомая поэта Лидия Ивановна Кашина, которая вышла замуж за дворянина, офицера белогвардейца, стала далёкой и чужой. В юности они были неразлучны, а в более зрелом возрасте Есенин случайно встретил Лидию, и это стало толчком к написанию поэмы.

Смысл названия достаточно прост: автор выбрал вымышленное имя со значением чистого, белого снега, образ которого возникает в произведении несколько раз: сквозь бред во время болезни, в воспоминаниях поэта. Снегина так и осталась для лирического героя чистой, недоступной и далёкой, оттого её образ так притягателен и мил ему. Критика и общественность приняли поэму холодно: она была непохожа на остальные произведения, вопросы политики и смелые образы отпугивали знакомых от комментариев и оценок. Поэма имеет посвящение Александру Воронскому – революционеру и литературному критику. В полном варианте она была опубликована в 1925 году в журнале “Бакинский рабочий”.

Тема

В произведении переплетаются несколько основных тем . Особенностью произведения является то, что в нём много личных переживаний и образов прошлого. Тема родины , в том числе малой родины – родного села поэта Константиново (которое в повествовании названо Радово). Очень тонко и трогательно описывает лирический герой родные места, их быт и уклад, нравы и характеры людей, живущих в деревне.

Герои поэмы очень интересны, разнообразны и разноплановы. Тема любви раскрыта по-есенински откровенно: лирический герой видит в возлюбленной образ прошлого, она стала женой чужого человека, но по-прежнему интересна, желанна, но далека. Мысль о том, что он тоже был любим греет лирического героя и становится утешением для него.

Тема революции раскрыта очень честно, показана глазами независимого очевидца, который нейтрален в своих взглядах. Он не борец и не вояка, ему чужды жестокость и фанатизм. Возвращение домой отразилось в поэме, каждое посещение родного села волновало и расстраивало поэта. Проблема разрухи, бесхозяйственности, упадка деревни, бед, которые стали итогом первой мировой войны и революции – всё это показывает автор глазами лирического героя.

Проблематика произведения разнопланова: жестокость, социальное неравенство, чувство долга, предательство и трусость, война и всё, что сопутствует ей. Основная мысль или идея произведения состоит в том, что жизнь изменчива, а чувства и эмоции остаются в душе навсегда. Отсюда следует вывод: жизнь изменчива и быстротечна, но счастье – это очень личное состояние, которое неподвластно никаким законам.

Композиция

В произведении “Анна Снегина” анализ целесообразно проводить по принципу “вслед за автором”. Поэма состоит из пяти глав, каждая из которых относится к определённому жизненному периоду поэта. В композиции есть цикличность – приезд лирического героя на родину. В первой главе мы узнаём, что главный герой возвращается на родину, чтобы отдохнуть, побыть вдалеке от города и шумихи. Послевоенная разруха разобщила людей, армия, требующая всё больших вложений, держится на деревне.

Вторая глава повествует о прошлом лирического героя, о том, какие люди живут в селе и как их меняет политическая обстановка в стране. Он встречается с бывшей возлюбленной, они долго разговаривают.

Третья часть – раскрывает отношения Снегиной и лирического героя – чувствуется взаимная симпатия, они по-прежнему близки, хотя возраст и обстоятельства разделяют их всё больше. Гибель супруга – разъединяет героев, Анна сломлена, она осуждает лирического героя за трусость и дезертирство.

В четвёртой части происходит отторжение имущества у Снегиных, она с матерью переезжает в дом к мельнику, объясняется с возлюбленным, раскрывает ему свои опасения. Они по-прежнему близки, но суматоха и стремительное течение жизни требует возвращения автора в город.

В пятой главе описывается картина нищеты и ужасов гражданской войны. Анна уезжает за границу, откуда шлёт весточку лирическому герою. Деревня меняется до неузнаваемости, только близкие люди (в особенности, мельник) остаются всё так же родными и близкими, остальные деградировали, пропали в передрягах и потерялись в существующих смутных порядках.

Жанр

В произведении охвачены достаточно масштабные события, что делает его особенно эпичным. Сам автор дал определение жанру – “лироэпическая поэма” , однако критики-современники дали жанру немного другое обозначение: повесть в стихах или стихотворная новелла.

Новелла описывает события с острым сюжетом и резкой концовкой, что очень характерно для произведения Есенина. Нужно отметить, что сам автор не был теоретически подкован в вопросах литературоведения и жанровой специфики произведений, поэтому его определение несколько узко. Художественные средства, используемые автором, настолько разнообразны, что их описание требует отдельного рассмотрения: яркие эпитеты, живописные метафоры и сравнения, оригинальные олицетворения и другие тропы создают неповторимый есенинский стиль.