Мыслительные операции. Психология мышления

Понятие логической формы (формы мышления)

Как было отмечено выше, к основным формам абстрактного мышления относятся понятие, суждение, умозаключение. Каждая из этих форм мышления представляет собой систему, элементы которой определенным образом связаны друг с другом и образуют соответствующую логическую структуру. Слово "форма" указывает на то, что логика рассматривает понятия, суждения, умозаключения, отвлекаясь от их конкретного содержания, изменения и развития форм.

Логическая форма (форма мышления) – это способ связи элементов мысли, ее строение.

Структуру мысли, т.е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) трех следующих суждений: "Все студенты МГУ (S ) имеют студенческие билеты (Р )", "Все адвокаты (S ) являются юристами (Р )". Содержание у них разное, а форма одна и та же: "S есть Р " ("Большой театр России (S ) – национальное достояние (Р )"). Она включает в себя: 1) S (субъект) , т.е. понятие о предмете суждения; 2) Р (предикат) , т.е. понятие о признаке предмета;

3) связку ("имеют", "являются"). Иногда связка может отсутствовать или заменяться на тире, кванторное слово также может быть опущено. При этом под кванторами (от лат. quantum – сколько) необходимо понимать логические операторы, которые указывают на "количество" индивидов, принадлежащих сфере рассуждений.

Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму: "Если студент регулярно выполняет домашнее задание, то у него больше шансов сдать экзамен на отличную оценку"; "Если на улице много снега, то можно кататься на лыжах": "Если А , то В". Символически: А → В.

В общем виде структура логической формы может быть представлена как совокупность элементов: 1) логические переменные (содержательная сторона рассуждения) – имена предметов, суждения (высказывания), которые имеют самостоятельное содержание; 2) логические постоянные (формальная сторона рассуждения) – логические союзы ("и", "или", "если... то" и т.п.), кванторные слова ("все", "ни один", "некоторые" и др.), связки, которые не имеют самостоятельного содержания.

Понятие закона мышления (логического закона)

Мышление человека подчинено логическим законам, или законам мышления.

Рассмотрение этого вопроса непосредственно связано с проведенным выше анализом понятий "истинность мысли" и "правильность рассуждения".

Правильные логические формы рассуждений – это такие, в которых всегда из истинных суждений с необходимостью получаются новые истинные суждения. Правильно построенные рассуждения имеют характер законов мышления.

Таким образом, закон мышления, или логический закон, – эго необходимые устойчивые связи между мыслями в процессе рассуждения.

Особенности законов формальной логики:

  • 1) объективность – законы не зависят от воли и сознания человека;
  • 2) формальная всеобщность – охватывают бесконечно различные по содержанию, но сходные по форме мысли;
  • 3) необходимость – без соблюдения законов невозможно достичь истины в рациональном познании;
  • 4) абстрактность – отражают лишь существенные связи между мыслями, отвлекаясь от несущественных;
  • 5) устойчивость – их содержание не изменяется при изменении предмета рассуждения;
  • 6) очевидность – не нуждаются в доказательствах;
  • 7) нормативность – обеспечивают правильность рассуждения.

Формальная логика изучает два типа законов.

1. Законы, выражающие необходимые общие требования, которым должны удовлетворять понятия, суждения, умозаключения и логические операции с ними. Эти законы называются основными, потому что они выражают коренные свойства логического мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Основные формально-логические законы:

  • 1) закон тождества;
  • 2) закон исключенного третьего;
  • 3) закон непротиворечия;
  • 4) закон достаточного основания.
  • 2. Законы, выражающие логические формы (схемы, структуры) правильно построенных рассуждений, умозаключений, высказываний.

Ко второму типу законов относятся правильно построенные высказывания, в которых истинность одних суждений с необходимостью заставляет признавать истинность других. При правильно построенном мышлении мы "чувствуем принуждение" мыслить так, а не иначе. Например, если мы признали истинность суждений: "Если человек совершил кражу, то он совершил преступление" и "Человек совершил кражу", то необходимо признать истинность и такого суждения: "Человек совершил преступление".

Законы мышления лежат в основе различных логических операций, умозаключений, доказательств, которые совершает человек в процессе мыслительной деятельности.

Практическое значение логики

Представляя собой практическую науку, формальная логика способствует совершенствованию процесса мышления, а именно формирует знания, умения и навыки, которые позволяют специалисту:

  • а) логически непротиворечиво, доказательно излагать свои мысли;
  • б) критически оценивать свои и чужие рассуждения, самостоятельно оценивать и решать сложные проблемные ситуации, явления и процессы;
  • в) грамотно, т.е. логически правильно используя такие операции и процедуры, как обобщение и ограничение, определение, деление понятий, преобразования суждений, установление их истинности и ложности, упорядочивать информацию;
  • г) использовать законы мышления как эффективное средство познания, убеждения в ходе разнообразных коммуникативных ситуаций;
  • д) обнаруживать и квалифицировать логические ошибки, сознательно или неумышленно допущенные в рассуждениях.

Будучи нормативной наукой, формальная логика не просто описывает человеческое мышление, а задает определенные принципы (нормы) и правила, которым мышление человека подчиняется.

Формальная логика формирует культуру мышления, умение эффективно использовать приобретенный человечеством арсенал логически познавательных средств.

Во всех науках используется определенная терминология, понятия, утверждаются или отрицаются суждения, строятся умозаключения. Но ни одна наука, кроме формальной логики, не изучает общие особенности этих форм общения.

Открытие логической формы мышления позволило разграничить мир явлений и их глубинных инвариантных структур, которые скрыты за внешней чувственной стороной явлений, что позволило устанавливать закономерные отношения для целого класса явлений и делать научные обобщения.

Таким образом, логику можно назвать наукой, изучающей формы мышления с точки зрения их структуры, законы и правила получения выводного знания.

Логика также изучает общие логические приемы, используемые человеком в познавательной действительности.

Изучение логики формирует следующие умения.

  • 1. Точно мыслить и четко излагать свои мысли.
  • 2. Убеждать собеседника.
  • 3. Обосновывать свои рассуждения.
  • 4. Анализировать свои и чужие рассуждения.
  • 5. Вести спор, дискуссию, полемику.
  • 6. Думать (и это самое главное).

Совершается в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение - мыслительная операции, основанная на

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование - выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие

Понятие - форма мышления, отражающая словом конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение - форма мышления, отражающая связи форме утверждения илиотрицания.

Умозаключение

Умозаключение - вывод.

Различаются умозаключения:

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология , без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний , умений, навыков.

Логика и эмоции в процессе мышления

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения илиотрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Физиологические механизмы мышления.

Физиологическим процессом мышления является сложная аналитико- синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления прежде всего имеют значения те временный связи (ассоциации), которые образуются между мозговыми центрами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражителями, образующиеся при этом нервные связи отражают действительную связь вещей и явлений. Эти закономерности вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. Мышление ничего другого не представляет, как ассоциации, сначала элементарные, состоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация – это и есть момент рождения мысли.

Мышление опирается не только на первоначальные связи. В процессе мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры.

Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить основные взаимосвязи и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами, а обобщенными символами.

На основе философских предельно общих принципов теории познания человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими, конкретными, частными науками – формальной логикой и психологией.

Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения.

Понятие есть мысль, в которой отображаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда вырыжаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя. Суждение – это отражение –связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение “Металлы при нагревании расширяются” выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая таким образом различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказыванием чего-то о чем-то. Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметам, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Истинным является, например, высказывание: “Киев – столица Украины”. Ложное суждение, наоборот, выражает такую связь между объективными явлениями, которая в действительности не существует, например: “Сумма внутренних углов треугольника в геометрии Евклида не равна двум прямым”.


Суждения бывают общими, частными, единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: “Все рыбы дышат жабрами”. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты – отличники”; в единичных суждениях – только к одному, например: ”Этот ученик плохо выучил урок”.

Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в выражают то, что воспринимается; 2) опосредствованно – путем умозаключений или рассуждений. В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждение. Например, Д.И. Менде-

леев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов. Когда впоследствии эти элементы были открыты и исследованы, то оказалось, что многие теоретически выведенные предсказания (суждения)

Д.И. Менделеева подтвердились.

В такой умозаключающей, рассуждающей (и, в частности, предсказывающей) работе мышления наиболее отчетливо проявляется его опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение – это и есть основная форма опосредствованного познания действительности. Например, если известно, что “все сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе суждение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что “данное вещество горюче” (третье суждение выведенное из первых двух); причем уже не требуется специально прибегать к непосредственной опытной, эмпирической проверке этого вывода. Следовательно, умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называется посылками умозаключения. В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: ”Все сланцы горючи” (общая, или большая, посылка), “Данное вещество является сланцем” (частная, или меньшая, посылка).

Вывод, получаемый в ходе умозаключения из этих двух посылок, большей и меньшей, называется заключением (“Данное вещество горюче”).

Различают умозаключения двух основных видов: 1) индуктивные (индукция) и 2) дедуктивные (дедукция).

Индукция есть умозаключения от частных случаев, примеров и т.д. (т.е. от частных суждений) к общему положению (к общему суждению).

Например, после того как установлено, что электропроводностью обладают и железо, и медь, и алюминий, и платина, и т.д., становится возможным обобщить все эти частные, отдельные, единичные факты в общем суждении: “Все металлы электропроводны”.

Дедукция, наоборот, есть умозаключение от общего положения (суждения) к частному случаю, факту, примеру, явлению. Одним из распространенных видов дедуктивного умозаключения является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно”.

С помощью такой силлогистической дедуктивной формулы из двух посылок (общей и частной) выводится суждение об электропроводности олова.

Силлогизм – это простейшая и вместе с тем очень типичная логическая форма мышления. На основе подобных способов и формул рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности. По мере такого сопоставления осуществляется проверка всех основных мыслей, возникающих в процессе обдумывания постепенно решаемой задачи. Истинность, правильность каждой мысли становится тогда строго обоснованной и доказательной. По существу, весь процесс доказательства

(например, математической теоремы) строится в конечном итоге как цепь силлогизмов, соотносящих друг с другом различные суждения, понятия и т.д.

Таким образом, силлогизм и все остальные логические формы дедукции и индукции совершенно необходимы для нормального протекания мыслитель-

ной деятельности. Благодаря им всякое мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым и, значит, правильно отражает объективную действительность. Поэтому формальная логика, специально исследующая такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение, тем самым изучает весьма существенные закономерности мыслительной деятельности.

Закономерности, изучаемые формальной логикой, хотя и необходимы, но совершенно недостаточны для полного, глубокого, всестороннего объяснения человеческого мышления.

Предмет формальной логики – это не все мышление, а только одна его сторона, хотя, как мы видели, и весьма существенная (логические формы мышления). Формальная логика исследует как бы готовые, имеющиеся, уже возникшие мысли – понятия, суждения и т.д. – и устанавливает определенные соотношения (формулы) между ними. Силлогизм и является одними из примеров такого соотношения или такой формулы. Тем самым формальная логика отвлекается, абстрагируется от непосредственных условий возникновения и развития этих мыслей – понятий, суждений, умозаключений.

Основными формами абстрактного (логического) мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Каждая из названных логических форм будет предметом нашего изучения в следующих разделах. Сейчас мы кратко рассмотрим их с целью освещения понятие логической формы.

Отдельные предметы или их совокупности отражаются нашим мышлением в понятиях, которые являются разными по своему содержанию. Например, "учебник" и "преступление" - понятия, отражающие совершенно разные предметы мысли. Учебник - это печатное источник знаний основ какой-либо науки и служит обучению будущих специалистов. Преступление - это общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние. Как видим, эти различные предметы отражаются в мышлении одинаковым способом - как определенная совокупность их общих, существенных свойств и признаков.

Выделяя характерные признаки одного предмета, или повторяющиеся и общие признаки некоторого множества предметов, мы создаем понятие предмета "А" как некоторую совокупность его существенных признаков "а", "b", "с".

Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково - как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятия.

В форме суждения отражаются отношения между предметами и их свойствами. Эти отношения утверждаются или отрицаются. Например, "обвиняемый имеет право на защиту" и "Волга не впадает в Черное море".

Приведенные суждения различны по своему содержанию, но способ связи составляющих их содержания одинаковый - эта связь выражается в форме утверждения или отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект - от латинского - лежащий внизу, находящийся в основе понятие о предмете суждения) - так обозначается понятие о предмете суждения - и Р (предикат - от латинского - сказанное, признак предмета) - понятие о признаке предмета, получим схему, которая является общей для любого суждения данного типа: "S - Р", где S и Р-понятия, входящие в суждение, а знак " - " - означает связь между ними. Под S и Р можно понимать любые предметы и их свойства, под знаком " - " - связь (и утвердительный, и отрицательный).

Таким образом, суждение является определенным способом отражения отношений предметов действительности, который выражается в форме утверждения или в форме отрицания.

Рассматривая умозаключение, посредством которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод осуществляется одним и тем же способом.

Например:

Все филологи изучают логику

Мы - студенты-филологи

Мы изучаем логику.

Вывод ("Мы изучаем логику") с необходимостью выводится из предпосылок том, что они связаны общим понятием "филологи".

Таким же образом, то есть благодаря смысловой связи суждений-предположений, можно получить вывод из любых других по содержанию суждений.

Итак, мы выделяем нечто общее в разных по содержанию умозаключениях: способ связи между суждениями.

Рассмотрев основные формы мышления - понятие, суждение и умозаключение, мы нашли в них нечто общее, что не зависит от предметного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли - признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не сам по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Логическая форма или форма мышления - это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет такого смысла, который бы был лишен формы, как и нет такой формы, которая была бы бессмысленной. Но в целях специального анализа мы абстрагируемся от предметного содержания мыслей и сосредотачиваемся на изучении их формы. Исследование логических форм вне их конкретным содержанием и является важнейшей задачей науки логики.

таково общее понятие логической формы.

Логические формы мышления

Мышление изучают и психология, и логика, но они изучают разные стороны мышления. Психология изучает мышление как процесс : выявляет мотивацию мышления, то есть психологические причины, которые порождают процесс мышления, изучает взаимосвязь мышления со способностями человека как субъекта мышления. Логика изучает результат мышления , мысли, соотношение между отдельными мыслями.

В логике выделяют три логические формы мышления :

1. Понятие - мысль, выраженная словами, в которой отражаются общие существенные и отличительные признаки предметов и явлений окружающей действительности. Понятие характеризуется объемом и содержанием. Объем определяется количеством объектов, охватываемых этим понятием (человек – все люди, а студент – часть людей). Содержание понятия определяется теми признаками, которые входят в данное понятие. Между объемом и содержанием понятия существует обратная зависимость. Чем уже объем, тем шире содержание и наоборот. Бывают понятия, имеющие содержание, но не имеющие объема – искусственные или сказочные понятия (Змей Горыныч).

Существует множество способов введения понятий :

- указание (это береза, это Маша Иванова и так далее).

Указание того, что делает объект , каковы его функции.

- перечисление внешних признаков , которыми обладает данный объект.

Указание того, чем не является данный объект.

- указание ближайшего родового признака и видовых отличительных признаков (так вводятся научные понятия). Цель любого обучения – цель научных понятий (определения ощущений).

Наряду с научными различают житейские понятия, которые употребляются в быту. Научные понятия легко поддаются определению, а житейские – трудно, но зато житейские усваиваются легче, чем научные.

Житейские понятия отражают те сферы жизни и деятельности людей, которые еще не стали объектами научного исследования, но отражают важные для жизнедеятельности людей явления.

Каждое понятие усваивается человеком и результат этого усвоения не совпадает с тем определением, которое дается в словаре. В связи с этим возникают два аспекта в изучении понятийной сферы человека:

1) формирование понятий

2) строение понятийной сферы человека.

2 .Суждение – это мысль, выраженная словами, в которой отражаются связи между двумя понятиями. Каждое суждение состоит из двух понятий и связано между ними (Иванова Катя – студентка. Иванова Катя – первое понятие, студентка – второе понятие, пропущенное лет – третье понятие).

Они бывают : - истинные – соответствуют реальной действительности,

- ложные – не соответствуют реальной действительности.

Суждения могут относиться к определенному объему объектов данного класса. По этому признаку различают :

1. Единичные суждения. Относятся к отдельному объекту данного класса (студентка Иванова – отличница).

2. Частные суждения. Относятся к определенной части объекта данного класса (некоторые студенты нашей группы – отличники).

3. Общие суждения. Относятся ко всем объектам данного класса (все студенты нашей группы переболели гриппом).

3. Умозаключение – это вывод нового суждения из двух или нескольких имеющихся суждений. Существует три вида умозаключений :

1 . Индуктивные умозаключения представляют собой переход от единичных суждений к общим суждениям (Алюминий, железо и медь проводят электричество. Они металлы. Следовательно, металлы электропроводны). Индуктивные умозаключения имеют прогностический характер, так как обобщение распространяется и на те объекты, которые не изучались, то есть делается прогноз их свойств. Поэтому всегда остается место для сомнения относительно того, что впоследствии может обнаружиться такой объект, который не будет соответствовать полученному умозаключению.

2 . Дедуктивные умозаключения п редставляют собой переход от общего суждения к частному или единичному суждению (Сократ – человек. Все люди смертны. Следовательно, Сократ смертен).

3 . Умозаключения по аналогии представляют собой переход от частного к частному, опираются на предположение о том, что если два объекта сходны в одном отношении, то они сходны и в другом отношении (Медь проводит электричество. Медь – металл. Алюминий тоже металл. Следовательно, алюминий проводит электричество.