Проблема критериев прогресса. Социальный прогресс. Проблема его критериев

"Прогресс" (лат.) - "движение от низшего к высшему".

  • Общественный прогресс - развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
  • Причины общественного прогресса - потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.

Для регресса характерны:

  • движение от высшего к низшему;
  • процесс деградации;
  • возврат к изжившим себя формам и структурам.

Прогресс: эволюция и революция.

Эволюция

(одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении).
Для эволюции характерны:

  • естественная обоснованность изменений
  • постепенность;
  • непрерывность;
  • функциональная целостность процессов изменения;
  • органический характер процессов развития.
Революция

(одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому).

Для революции характерны:

  • быстрота изменения;
  • неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.

Реформы - это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство политической, экономической, социальной и духовной сфер общества.

Основные противоречия прогресса

  • Нелинейность прогресса: прогресс - выглядит как ломанная линия с падениями и спадами, с позитивными сдвигами и попятными движениями.
  • Относительность прогресса: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
  • Противоречивость прогресса: прогрессивные сдвиги имели как положительные, так и отрицательные последствия.
  • Цена прогресса: ускоренный прогресс нередко оплачивался высокой ценой, иногда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.

Критерии общественного прогресса

Базовая наука: философия . Тема эссе: «Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы.» (Г. Гегель).

Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Так Георг Гегель, известный немецкий философ, понимал всемирную историю как прогресс в сознании свободы. По его мнению, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, и я полностью согласна с его точкой зрения. Вопрос критерия социального прогресса достаточно актуален, он поднимался философами разных времен, но не нашел однозначного решения.

В течение тысячелетий человек боролся за свои права, а государство, в свою очередь, все больше признавало в человеке свободную личность. Уже в древние века начинают зарождаться понятие «свобода» и права человека. Зарождение концепции прав человека можно отнести к V-VI вв. до н.э. в древних греческих полисах, там впервые возникают идеи демократии. Это послужило крупным шагом на пути движения к прогрессу. Первым документом, в котором были закреплены права человека, можно назвать английскую Великую Хартию вольностей (1215 г). Она заложила основы, создала предпосылки для дальнейшего утверждения свободы и господства закона в жизни общества. Свобода слова, религии, печати, право покидать свою страну и возвращаться в нее, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека были развиты в Билле о правах, Habeas Corpus Act, Декларации независимости, Декларации прав человека и гражданина. Таким образом, каждая новая ступень развития общества добавляла все больше прав и свобод человека и распространяла их на все более широкий круг людей.

Кроме этого, стоит отметить, что и сам процесс развития общества, зависит от объема прав и свобод человека. Так как именно они определяют социальные возможности и блага человека, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему взаимодействий, отношений людей в обществе, что так же сказывается на развитии общества. Например, люди из разных социальных слоев общества могут объединяться в общие союзы, что было невозможным при раннем делении общества на касты, сословия и т.д.Так как в современном развитом обществе, где права человека не ограничиваются, главным критерием в подобных случаях будет являться именно умственная развитость человека, его креативность, и тогда такие союзы могут создать что-то новое.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Теория общественного прогресса - составная часть общей социологии. В то же время ее значение относительно самостоятельно. Она пытается выяснить, какую направленность имеют процессы в обществе, тенденцию его развития, а также раскрывает на этой основе общую логику всего исторического процесса.

Понятия "прогресс", "развитие" и "регресс"

Прежде чем рассматривать проблемы общественного прогресса, выясним содержание следующих понятий: "прогресс", "развитие", "регресс". Развитие - самая широкая категория, которая обозначает процесс происходящих в определенных направлениях качественных изменений. Такими направлениями может быть как нисходящая, так и восходящая линия. Следовательно, понятие прогресса - это только одна из сторон развития, восходящая линия от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс же, напротив, - упадок, стагнация, деградация. Это движение от высшего к низшему, то есть по нисходящей линии.

Мнение Б. Шоу

Как своих сторонников, так и противников имеет теория общественного прогресса. Б. Шоу, английский писатель, заметил в связи с этим, что благородным делом является поиск логики исторического процесса, однако не благодарным. По его мнению, мудрый человек стремится, прежде всего, приспособиться к этому миру, а глупый - приспособить его к себе. Поэтому, как считает прогресс зависит во многом от глупцов.

Изучение проблемы общественного прогресса в античности

В истории философской мысли эта проблема была предметом постоянного интереса. В античности, например, Сенека и Гесиод утверждали, что в истории нет прогресса как такового. Напротив, она движется в направлении от Золотого века, то есть наблюдается регресс. Проблема общественного прогресса в это же время была рассмотрена Аристотелем и Платоном. Они склонялись в данном вопросе к идеям круговорота в общественной жизни.

Христианская трактовка

Интересна также христианская трактовка, которую имеет проблема общественного прогресса. В ней он рассматривается как движение вперед, вверх, но как бы поверх бытия, истории. Так полагал, к примеру, Аврелий Августин.

Прогресс от земной основы в этом случае отрывается, а понимание его связывается главным образом с личностью: личная ответственность человека перед Богом, воздаяние, соприкосновение с божественным.

Дальнейшее рассмотрение данного вопроса в истории

Эпоха Ренессанса данную проблему поставила как проблему свободы индивида и способов ее достижения. В Новое время было сформулировано иное видение социального прогресса, которое выражает известное высказывание: "Знание - сила". Однако тогда же, как и в период французского Просвещения, появляется проблема противоречивости движения вперед. В частности, Руссо указывает на противоречие между нравственным прогрессом и прогрессом знаний.

Если рассматривать немецкую классическую философию, можно заметить, что развитие в ней трактуется как движение вперед, а история человечества представляет собой процесс развития Мирового духа, Такой позиции придерживался Гегель.

Мнение по этому вопросу Ж. А. Кондорсэ

Ж. Антуан Кондорсэ, французский мыслитель, является одним из наиболее ярких теоретиков 2-й половины 19 века. В чем заключается проблема общественного прогресса с его точки зрения? Давайте разберемся. Кондорсэ был убежден, что движение вперед зависит от успехов разума, которые проявляются в распространении образования и росте науки. В самой "природе" человека, по мнению этого мыслителя, заложена способность самосовершенствования, и это обуславливает общественный прогресс, который будет протекать бесконечно. Хотя он ограничивает эту "бесконечность" рамками частной собственности, считая, что именно с ее установления начинается движение общества вперед, которое возможно лишь в условиях этой естественной основы.

Что нового принесла в изучении этого вопроса 2-я половина 19 века?

Мы видим, что подавляющее большинство названных выше исследователей, которые изучали проблемы общественного прогресса, полагали, что коренной причиной движения вперед является разум, "неограниченные его возможности". Однако во 2-й половине 19 века в понимании данного вопроса произошло смещение акцентов, вплоть до замены понятия "прогресс" "социальными изменениями" или "круговоротом" истории. Такие исследователи, как П. Сорокин и О. Шпенглер ("Закат Европы") доказывали, что движение общества происходит по нисходящей линии, и в конце концов неминуемо погибнет цивилизация.

Проблема общественного прогресса и его критериев интересовала также представителей (например, Карла Маркса, портрет которого представлен выше). Они были убеждены, что движение вперед - закон и оно приводит неизбежно к торжеству социализма в будущем. Они видели прогресса в успехах просвещения, человеческом разуме, в нравственном совершенствовании людей. Марксистская идеология формируется в середине 19 века. Основа ее - исторический, диалектико-материалистический подход к обществу, его настоящему, прошлому и будущему. История представляется в этом случае как деятельность человека, который преследует свои цели.

Не будем продолжать перечисление авторов, изучавших проблемы общественного прогресса, и их концепций. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ни одну из них нельзя считать абсолютной истиной, хотя какая-то доля ее есть в каждой из них. Вероятно, исследователи еще долго будут возвращаться к такому вопросу, как проблема общественного прогресса. Философия накопила уже множество концепций, однако все они являются несколько односторонними.

Глобальные проблемы современности

Противоречия общественного процесса аккумулируются на современном этапе в глобальных проблемах человечества. К ним относятся следующие:

Вызванные экологическим кризисом;

Проблема утверждения мира и предотвращения войны;

Демографические (депопуляционистские и популяционистские);

Проблемы духовности (культуры, здравоохранения, образования) и бездуховности (потери внутренних ориентиров - ;

Преодоления человеческой разобщенности, которая вызвана различным политическим, экономическим и духовным развитием народов и стран.

Все эти современные проблемы общественного прогресса затрагивают интересы человечества в целом и его будущее, поэтому и были названы глобальными. Нерешенность этих и других вопросов создает угрозу для дальнейшего существования общества в целом. Кроме того, для своего решения они требуют объединения усилий не только отдельных стран и регионов, но и всего человечества.

Каждого из нас касается проблема общественного прогресса. Обществознание, вообще, - это очень полезная наука, ведь все мы живем в социуме. Поэтому понимать основные законы его функционирования должен каждый. В школе зачастую поверхностно рассматривается проблема общественного прогресса, кратко рассказывается о глобальных проблемах. Возможно, этим темам стоит уделить больше внимания, и тогда будущие поколения направят свои силы на их решение.

Прогресс (от латинского движение вперёд ) – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и

совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. То есть прогресс - это то, что приводит к позитивным сдвигам в жизни общества.

Понятию прогресса противоположно понятие регресс (от латинского возвращение ), для него характерно обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т.е. всё, что приводит к негативным последствиям в жизни общества.

В истории человеческой мысли существовали разные точки зрения о направленности общественных изменений.

Так теория “золотого века” строилась на положении о том, что в начале существовало справедливое общество, лишённое противоречий, а затем общество регрессировало по пути обострения этих противоречий и ухудшения жизни людей. Библейская история об изгнании из рая первых людей близка к этой концепции.

Ещё в античности возникла концепция циклического развития общества, согласно которой общество движется как бы по кругу, повторяя одни и те же стадии развития. Идея прогрессивного развития человечества также появилась ещё в античности и получила наиболее полное развитие в учении французских философов-просветителей XVIII века.

В христианстве критерием прогресса выступало внутреннее совершенствование, приближение к божественному идеалу, расширение числа избранников божьих. Ряд исследователей в качестве ключевого условия прогресса рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса (Маркс, Ростоу и др.). Гегель рассматривал прогресс как саморазвитие мирового разума.



В XX веке оказалось, что прогрессивные изменения в одних областях сопровождаются регрессом в других. Стала явной противоречивость общественного прогресса . Так, в экономически развитой Америке, гордящейся своей социальной структурой, обеспечивающей равные возможности для всех людей, быстро растёт преступность, что свидетельствует о нравственном регрессе.

При всём разнообразии мнений можно выделить два подхода к критериям общественного прогресса (исходя либо из примата общества, либо личности). В первом случае критерием прогресса признаётся становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. При втором подходе, более реалистичном и гуманистичном, критерий прогресса усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья, в социальном самочувствии и цельности личности, степени её индивидуализации. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий прогресса. Однако новый гуманизм, который и является универсальным критерием прогресса, должен решить проблему и абсолютного индивидуализма, и абсолютного коллективизма. Необходимо изменение человека к себе и другим, становление культурного универсализма.

Современное понимание прогресса отвергает идею неумолимости прогресса в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе “есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш”. История не выстраивается в прямую линию: это совокупность множества ситуаций и форм, в которой возможен и временный регресс и стагнация (застой).

Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъёмов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Так, развитие промышленного производства с одной стороны приводит к повышению количества производимых благ, к росту городского населения, но с другой стороны, это ведёт к экологическим проблемам, к тому, что молодёжь, уезжая из села в город, теряет связь с национальной культурой и т.д. Поэтому цена прогресса порою очень велика. Так, например, в 60-х г.г. XX века ради строительства современного комбината по производству высококачественной бумаги был нарушен экологический баланс уникального озера Байкал. Часто одним общественным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим – нет. Так можно ли приносить в жертву прогрессу чистоту окружающей среды, высокий уровень нравственности замкнутых деревенских общин, веками проверенные традиционные устои общества?

В чём проблема смысла и направленности исторического прогресса ? В создании высокотехнологичного общества, в повышении нравственности, в дальнейшем развитии науки и познании тайн Вселенной, или в создании совершенного государства, в повышении жизненного уровня людей? Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нём условиям для свободного развития человека и удовлетворения всех его потребностей. Самым прогрессивным обществом, к которому следует стремиться человечеству, является общество, в котором благо отдельного человека, личности станет высшей ценностью. Таким образом, универсальным критерием прогресса является гуманизм.

Человечество как социальная общность развивается сейчас под влиянием двух определяющих тенденций. Первая – это многообразие человечества. Современный мир многолик. 6 млрд. землян принадлежат к одному биологическому виду, но к разным расам, нациям и народам. Представители более чем 1 000 этносов говорят на различных языках, сохраняют культурные традиции и особенности, исповедывают разные взгляды или являются атеистами.

Продолжают сохраняться политические и социально-экономические различия между более чем 200 независимыми государствами. Неодинаково положение людей и внутри государств. Сохраняется социальная стратификация, различно имущественное положение людей, принадлежащих к разным социальным группам, их образ жизни.

Но главной основой непреходящего многообразия мира людей является сам человек - уникальный и неповторимый.

Вторая тенденция развития человечества – это нарастание взаимосвязи и целостности современного мира. Целостность мира означает, что социальные связи охватили всю планету, в рамках мирового сообщества резко возросла взаимозависимость. Эту усилившуюся взаимозависимость стран и народов называют глобализацией.

Перечислим основные факторы, способствовавшие глобализации мира:

1) рост мировых экономических и финансовых связей;

2) развитие средств транспорта и коммуникаций, в частности, создание всемирной компьютерной сети;

3) обострение глобальных проблем человечества, требующих сплочения усилий людей для их разрешения.

Противоречия современного общественного развития определяются и многообразием мира и негативными последствиями глобализации. Недаром в движении антиглобалистов активно участвуют сотни тысяч людей, выступающих за сохранение многообразия мира.

Глобальные проблемы

Глобальными проблемами человечества называются проблемы, касающиеся всех живущих на Земле людей, от решения которых зависит не только дальнейший социальный прогресс, но и судьба всего человечества.

Глобальные проблемы появились в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века, они взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех без исключения стран мира.

Перечислим основные проблемы и покажем их взаимосвязь друг с другом.

Угроза термоядерной катастрофы тесно взаимосвязана с угрозой ядерной войны, а также техногенными катастрофами. В свою очередь эти проблемы взаимосвязаны с угрозой третьей мировой войны. Всё это связано с истощением традиционных источников сырья и поиском альтернативных видов энергии. Нерешённость этой проблемы ведёт к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, продовольственной проблеме, нехватке питьевой воды и т.д.). Остро стоит проблема изменения климата на планете, которая может привести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис в свою очередь связан с демографической проблемой. Демографическая проблема характеризуется глубоким противоречием: в развивающихся странах идёт интенсивный рост населения, а в развитых странах происходит демографический спад, что порождает огромные трудности для экономического и социального развития.

Одновременно обостряется проблема “Север-Юг”, т.е. растут противоречия между развитыми странами и развивающимися странами “третьего мира”. Всё большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей.

После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом. Следующими невинными жертвами террористов могут стать жители любой страны мира.

В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам. Какова же стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем? Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.

При подготовке данной главы были использованы материалы из следующих учебных пособий:

  1. Гречко П.К. Введение в обществознание. – М.: Поматур, 2000.
  2. Кравченко А. И. Обществознание. – М.: “Русское слово – РС” - 2001.
  3. Курбатов В.И. Обществознание. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.
  4. Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл./Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.,2001г.
  5. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. – М.: Школа – Пресс, 2000.
  6. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов. – М.: 2000.
  7. Обществознание. 100 экзаменационных ответов./Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов-на-Дону.: “Мар.Т”, 2000.

Идея прогресса начала утверждаться в науке с XVII-XVIIIстолетий (Бэкон, Вольтер), впоследствии она стала общепризнанной.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и благосостояния людей, осуществляется и развивается человеческая личность.

Социологическое понятие прогресса неизбежно включает проблему взаимоотношения личности и общества. И здесь нельзя не согласиться с определением социального прогресса, данным русским социологом П. Л. Лавровым: «Прогресс, как смысл истории, осуществляется в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях, точно так же как в расширении и уяснении сознательных процессов и мотивов действия в личностях, поскольку это не препятствует росту и скреплению солидарности между возможно большим числом личностей» 1 .

Прогресс как понятие можно применять к системе в целом и к отдельным ее элементам. Для примера возьмем сферу материального производства. Совершенствование средств и организации труда ведет к росту его эффективности, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания. Мы бесконечно далеко ушли от примитивной культуры наших предков восьмитысячелетней давности. Они даже представить себе не могли, что поля можно обрабатывать машинами, что хлеб можно выпекать, не прикасаясь к нему руками, что можно получать энергию от мощных электростанций и в считанные часы преодолевать расстояния во многие тысячи километров. Современная цивилизация, индустриальная и техногенная, создавшая огромные промышленные комплексы, превратившая развитие техники и научных знаний в ведущую детерминанту общественного развития, - это следствие прогресса.

Произошли изменения и в характере трудовых отношений. Рабство Древнего мира сменилось феодальным устройством, основанным на отношениях вассальных, а оно в свою очередь уступило место системе наемного труда.

Научно-технический прогресс (машинизация и автоматизация) определяет другие стороны прогресса: урбанизацию, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни. Все эти стороны прогресса теснейшим образом взаимосвязаны.

Однако отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Ряд ученых считают, что надежды на безграничный прогресс, составляющий ядро «новой религии», призванной заменить Град Божий Земным Градом, не оправдались. Все большее число людей начинают сознавать, что:

  • - неограниченное удовлетворение желаний не является путем к счастью и даже к получению максимального удовольствия;
  • - экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными увеличивается;
  • - независимыми хозяевами своей жизни мы не стали, а стали винтиками бюрократической машины;
  • - технический прогресс создал опасность окружающей среде и угрозу ядерной войны;
  • - человек, превратившись в сверхчеловека, наделенный сверхчеловеческой силой, пока не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума.

Причину столь неутешительных последствий прогресса Э. Фромм 1 и ряд других авторов видят в самой индустриальной системе, в том, что ее психологическими посылками являются себялюбие, эгоизм, алчность, которые порождены данной системой и отнюдь не ведут к гармонии и миру. Людей все больше привлекает все механическое, безжизненное, все сильнее охватывает жажда разрушения. Оказывается забытым человек, который отторгнут от общества, потерян в современном индустриальном мире. Кризис личности - одна из самых сложных проблем, порожденных современной цивилизацией, современным индустриальным миром.

Конечно, прогресс не представляет собой прямолинейной дороги развития общества. Социальные изменения гораздо более сложны и противоречивы. Типы и темпы их различны: возможны застойные явления, попятное движение, топтание на месте, движение по кругу. Несколько веков совершенствования сменяются периодами упадка, и человечеству вновь приходится бороться за те принципы, которые, казалось, были уже прочно завоеваны.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно используются два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Как прогрессивное, соответственно, характеризуется то общество, в котором достаточно высоки (по сравнению с другими обществами) оба эти показателя, первый из которых порой называют «базисным», а второй - «надстроечным». Однако в современной ситуации все очевиднее становится недостаточность использования этих двух критериев при определении уровня прогрессивности социальных изменений.

Первый критерий социального прогресса - уровень производительности труда - в наибольшей степени сохранил свою роль критерия, отражающего состояние экономической сферы жизнедеятельности общества. Хотя уже сегодня необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в этой сфере. На основе компьютерной техники в экономической жизни реализуется то, что А. Тоффлер назвал «альтернативным будущим»: переход от стандартизованного массового обслуживания населения к учету потребностей каждой индивидуальности, создание «малых сетей» производства, отработка «мягких технологий», переход в экономике от централизации к децентралиии и автономии, от концентрации к диффузии, от иерархии к независимости, от унификации к многообразию, от Скопления масс людей на производстве и скученности городов к надомному труду и децентрализованным общинам. Персональная информатизационная система предоставляет Новые возможности личности выступить в роли самостоятельного производителя, особенно при производстве новой Основной ценности - информации, наиболее рентабельного товара- «ноу-хау».

Наряду с интеллектуальным трудом все большее значение приобретает труд в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если индустриальное общество определялось качеством товаров, выражающим уровень жизни, то постиндустриальное определяется качеством жизни, измеряемым обслуживанием и услугами - здравоохранением, образованием, развлечениями и искусством (Д. Белл). С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер труда усложняется проблема подсчета средней производительности труда как критерия, используемого при определении прогрессивности общества. Однако в целом Роль этого критерия сохраняется.

Второй критерий - уровень свободы личности - долгое время считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. Однако феномен «бегства от свободы» (Э. Фромм), столь ярко представленный в современных социологических исследованиях, заставил усомниться в универсальности свободы личности как цели социально-политического развития общества. Человек нуждается не только в свободе, но и в ответственности за других. И отнюдь не всякая социально-политическая организация общественной жизни предоставляет личности возможности полноценно удовлетворять и первую и вторую потребность. Осознание данного факта могло произойти, очевидно, не раньше современного периода, когда Развитие демократии во многих странах мира достигает стадии, на которой становятся явственно ощутимы ее «пределы роста». Сегодня необходимостью стало преодоление представлений о свободе личности как единственной цели социально-политического развития. В связи с этим второй критерий прогресса может определяться как Уровень развития социально-политических средств обеспечения потребности членов общества в свободе и ответственности.

Однако мало того, что формулировка второго критерия представляется некомплексной. Нетрудно заметить, что в самом наборе критериев социального прогресса пока имеется существенный пробел.

Традиционно комплексный анализ жизни общества, социальных изменений осуществляется через исследование состояния трех основных сфер - экономической, социально-политической и духовной. Последняя (очевидно, не по значению) пока никак не отражена в критериях прогрессивности общественного развития. По-видимому, это можно объяснить тем, что, с одной стороны, духовной сфере очень часто в социологии отводилась роль необязательного украшения, орнамента, оформляющего «реальные» экономические и политические процессы; с другой - даже увидев и поняв, сколь велико значение духовной сферы в жизни общества, чрезвычайно затруднительно выделить определенный, операбельный критерий, характеризующий уровень духовной жизни общества, позволяющий сопоставить прогрессивность духовной жизни разных обществ. И все же попытки такого рода предпринимаются. На наших глазах ценностный подход все глубже проникает в ткань социологических исследований. Эта тенденция отражает суть того явления, которое называется в современной социологии веберовским ренессансом. Анализ ценностей, нравственных мотивов экономической и социально-политической активности людей становится неотъемлемой частью характеристики всего процесса развития общества в целом. «Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности трудней всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель, и спасение цивилизации, - писал А Д Сахаров. - Я убежден, что «сверхзадачей»... прогресса является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной ^ смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое». 1

Таким образом, в социологии выявляется третий критерий, позволяющий определять уровень прогрессивности того или иного общества - уровень нравственности в обществе. По-видимому, именно третьему критерию прогресса предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, сводящим воедино все многообразие подходов к проблеме прогресса, отражающим тенденцию гармонизации социальных изменений. В третьем критерии прогрессивности социальных изменений отражены также два критерия, которые выделил А. Энштейн для характеристики научного познания: критерий изящества (соответствие научного познания внутреннему совершенству) и критерий красоты (соответствие научного познания внешнему оправданию, сочетающемуся с внутренним совершенством). Социальные изменения прогрессивны при условии, что они отвечают «критерию изящества», т. е. внутренне совершенны, оптимально (по времени, по затрате социальной энергии) решают определенную социальную задачу, и «критерию красоты», т. е. эти изменения не только позволяют решить определенную социальную проблему, но и получить позитивную суммарную «отдачу» в общественном организме от предпринятого изменения.

Последняя проблема является особенно острой применительно к социальным изменениям в России. Особенности социальных изменений в нашей стране отражают своеобразие национальной культуры, в которой как ни в какой другой развита идея безмерности, страстное стремление к реализации идеала, что нередко служит препятствием в достижении прагматических, обыденных целей, реализации преобразований, способных обеспечить постепенный прогресс общества.

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов :

  • Прогресс;
  • Регресс.

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделили историю человечества на 5 эпох :

  • Золотой;
  • Серебряный;
  • Медный;
  • Бронзовый;
  • Железный.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делили историю на три группы :

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должно показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. По обществознанию понятие общественного прогресса - это движение вперед. Регресс - антоним, противопоставление первому понятию. Регресс - движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх - к лучшему, вниз - к возврату к прежним формам жизни.

Противоречия научных теорий

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки и спады.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии - это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

А. Кондорсе

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Утописты

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Ф. Шеллинг

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Г. Гегель

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Типы критериев:

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы :

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса - это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина - индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.