Развитие китайской медицины. Буддийские основания тибетской медицины найданова софья минжировна Отношение к болезни в буддизме


Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI-V в.в. до н.э. и превратившееся в ходе развития в одну из трех мировых религий. В настоящее время в мире насчитывается 400 млн. буддистов-мирян и примерно 1 млн. монахов и монахинь. Основными источниками буддистской веры выступают – Трипитака («три корзины», свод священных книг) и Лалитивистара (жизнеописание Будды). Основатель буддизма – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть «пробужденного, просветленного».

Отношение к биоэтическим проблемам диктуется философско-этическими положениями буддизма. Стержнем учения является проповедь Будды о «четырех благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий и путь, ведущий к освобождению от страданий. Освобождение буддизм представляет себе, прежде всего, как уничтожение желаний, точнее – угашение их страстности, чем достигается особое состояние – нирвана.

Нравственный идеал буддизм представляет как абсолютное непричинение вреда окружающему, проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства, совершенной удовлетворенности.

Буддийская этика основывается на альтруизме и сострадании. Она содержит требования, близкие христианству: не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное; не кради; не пьянствуй; не произноси ошибочных, пустых или лживых речей; не прелюбодействуй. Если буддийские монахи руководствуются многочисленными (более 200) правилами, то мирянам рекомендуется следовать пяти вышеперечисленным заповедям.

По многим биоэтическим проблемам буддизм высказывается сходно с другими религиозными конфессиями (см.: Христианство, Ислам, Иудаизм). Но в некоторых вопросах позиция буддизма «мягче» позиции других религий. Например, христианство не допускает оплодотворение спермой донора в технологиях искусственного деторождения. Буддизм же считает, что подобная практика приемлема при условиях добровольного согласия супругов, соблюдения анонимности донора и без выплаты ему вознаграждения, так как в основе его участия (донора) лежит лишь желание помочь ближнему. Как и христианство, буддизм не исключает воспитания приемного ребенка, считая это более предпочтительным вариантом решения проблемы бездетности.

^ «ВРАЧ - ПАЦИЕНТ»

«Врач - пациент» – отношения, исторически складывающиеся с такими отношениями как «врач - врач», «врач - медсестра», «врач - родственники пациента», «врач - государство». Отношение «врач - пациент» является исторически первичным, основным и выступает ключевой проблемой биоэтики. Проработка юридических, этических, религиозных и др. прав, свобод и ценностей участников отношения «врач - пациент» создает прочную основу решения биоэтических проблем в различных областях медицины: реаниматология, трансплантология, психиатрия, генная инженерия и диагностика, репродуктивная медицина, пластическая хирургия.

Отношение «врач - пациент», включенное в систему прав, свобод и ценностей, позволяет выделить в нем ряд аспектов: медицинский, административно-организационный, правовой, этический, психологический, религиозный, экономический.

Медицинский. Стороны отношения («врач» и «пациент») выступают обобщением. Врач для пациента представляет медицину в целом, разнообразие врачебных специальностей, манипуляций, технологий диагностического, лечебного, профилактического характера. Пациент – это лицо, обратившееся за медицинской помощью, нуждающееся в ней, пользующееся ею на постоянной или временной основе. Пациент, в свою очередь, выступает в многоообразии нозологических форм, профессий, социального статуса, пола, этнического происхождения, отношения к закону (законопослушный или правонарушитель).

Отношение «врач - пациент» носит не столько дихотомический, сколько триадический характер. Встреча пациента и врача – это всегда (в большинстве случаев) по поводу заболевания. Поэтому это отношение можно представить в следующем виде: «врач – болезнь - пациент». Со стороны врача пациент ожидает медицинскую услугу, помощь, вмешательство. Под медицинским вмешательством понимается воздействие на организм человека медицинскими методами и средствами в целях профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, научного исследования. В соответствии со специальностью различается и тактика врачей: терапевт – тактика вопросов, психиатр – тактика исследовательская, психотерапевт – тактика сотрудничества, хирург – «анатомический» подход.

Медицинский аспект амбивалентен относительно биоэтических ситуаций и проблем. С одной стороны, в строгом смысле слова, медицинские технологии нейтральны относительно ценностей и прав пациентов. Сами по себе такие технологии как, например, забор, хранение, переливание крови, подготовка фракций крови, кровезаменителей не ассоциируются с вопросами этики, но эпидемия СПИДа способствовала выявлению ряда проблем в этой сфере. Есть случаи, когда больные, нуждающиеся в переливании крови, получали ВИЧ-инфицированные фракции крови.

С другой стороны, реализуясь опосредованно, через медработников, медицинские технологии могут вступать в противоречие с правами и ценностями пациентов. Например, трансплантация крови – общепринятая технология. Но, если пациент является членом религиозной секты Свидетелей Иеговы, то переливание ему обычной крови – ущемление его религиозных ценностей. В этом случае возникает биоэтическая ситуация и проблема. Основное противоречие этого аспекта – противоречие между потребностью пациента в медицинской помощи и ее качеством.

^ Административно-организационный аспект состоит в том, что организация медицинской помощи гражданам закрепляется административно: - имеются районные, городские, областные и др. медучреждения; - работа медицинского персонала организуется в соответствии с графиками, отпусками. К тому же необходимо добавить, что распределение финансовых, технических материальных ресурсов проводится далеко неравномерно и не всегда по потребностям медучреждений.

Административно-организационный аспект сам по себе тоже не порождает биоэтических проблем, но может создать условия для них. Например, отсутствие специалиста, задержка выезда скорой помощи по вызову, опоздание врача на прием и т.д. Основное биоэтическое противоречие этого аспекта – противоречие между потребностью пациента в медицинской помощи и доступностью этой помощи.

^ Правовой аспект состоит в том, что отношения «врач – пациент» регламентируются нормами права. Выделяют личные, социальные, экономические, политические права и свободы граждан, гарантируемые Основным законом (Конституцией) государства. (См.: «Права врача», «Права человека», «Права пациента»).

Данный аспект включает в себя диалектику прав и обязанностей сторон. Если одна сторона заявляет права, то, тем самым, возлагает на противоположную сторону определенную обязанность. Так, если пациент выражает свое право на медицинскую помощь, то врач обязан оказать эту помощь. Если врачу дано право оказания помощи, то пациент обязан подчиниться предписаниям, назначениям врача.

Особенность действия правовой нормы состоит в ее принудительном и внешнем характере. Эта особенность сохраняется, несмотря на то, что в современной культуре происходят серьезные изменения судебно-правовой системы от карательного правосудия в сторону охранительного правосудия. Об этом свидетельствуют изменения Уголовного кодекса Российской Федерации (1997 г.), принятие «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.), принятии ряда законов о защите здоровья и прав пациентов при оказании психиатрической помощи, трансплантации и др. В стадии разработки и обсуждения находятся проекты законов: «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения», «Об эвтаназии и условиях ее применения».

Реализация прав, свобод врача и пациента тесно связана с ответственностью за нарушения норм, правил, законов (См.: «Ответственность медработников», «Врачебные ошибки», «Ответственность пациента»).

^ Этический аспект. Этика выступает ядром биоэтики. Вероятно, в название последней этика входит не случайно. Ведь с точки зрения гуманистической этики человек выступает самоценным, целостным существом. В этике человек выступает, прежде всего, как цель, а не как средство. В неэтических отношениях человек выступает преимущественно в качестве средства: в экономических – работника, в политических – электората в правовых - гражданина и т.д. Самоценность пациента закреплена в биоэтических принципах: конфиденциальность, информированное согласие, справедливость, не навреди, делай добро, уважение автономии личности. Врач, в свою очередь, реализуя вышеперечисленные принципы, сохраняет и себя на высоком этическом уровне.

Этический аспект не ограничивается только отношением «врач-пациент». Весьма важным является морально-этическое отношение пациента к своей болезни и к своему здоровью. Отечественная социология медицины использует понятие «самосохранительное поведение», выражающее наличие или отсутствие вредных привычек, информированность о болезнях, рисках, ценностях здоровья, степень активного поведения человека относительно своего здоровья. Социологические опросы свидетельствуют о том, что лишь 22% опрошенных считают здоровье самым главным в жизни, 68% уверены в том, что в некоторых обстоятельствах можно забыть о важности здоровья ради дополнительного заработка, учебы и пр., 10% ответивших предпочитают жить с риском, острыми ощущениями, ни в чем себя не ограничивая (Социологические исследования. – 1999. - № 5. – С.84,91).

Этические отношения «врач - пациент» регулируются этическими нормами и принципами. Если правовая регуляция носит внешне принудительный характер (судебные решения, законы, постановления), то моральная – предполагает свободное и добровольное выполнение нравственных норм.

В настоящее время отечественное здравоохранение регламентируется «Этическим кодексом российского врача» (1994г.), «Клятвой российского врача» (1994 г.). Наряду с национальными существуют и международные этические документы: «Международный кодекс медицинской этики», «Женевская декларация», «Хельсинско-Токийская декларация» и др. Необходимость в международных этических документах обусловлена трагическим опытом европейской истории (медицинские эксперименты нацистских врачей в концлагерях), взаимной заинтересованностью развитых государств в развитии медицинской науки и практики, совместной деятельностью по ликвидации очагов эпидемий, борьбой с опасными заболеваниями XXI века (СПИД, рак, диабет и др.).

Биоэтическими принципами являются: уважение моральной автономии личности, конфиденциальность, «не вреди», «делай добро», справедливость (См.: «Принципы биоэтики», «Медицинская этика»).

Законодательства развитых стран (в том числе и России) предусматривают в судебном порядке возмещение по иску пациента морального ущерба, наряду с возмещением за нанесенный вред здоровью. (См.: «Ответственность медработников»).

Нарушение профессиональных этических норм медицинским персоналом нередко выступает причиной появления особой группы психогенных заболеваний пациентов (См.: «Сестрогения», «Ятрогения»).

^ Религиозный аспект состоит в том, что в некоторых случаях поведение пациента, его согласие (или отказ) на медицинское вмешательство, выбор медицинских технологий и вообще отношение к здоровью, жизни, смерти зависит от его религиозных убеждений (См.: «Буддизм», «Ислам», «Иудаизм», «Христианство»). Для России этот аспект важен и потому, что она представляет собой многоконфессиональную страну. По некоторым данным, в России на 2002 г. зарегистрировано организаций: православных – 11130, протестантских – 3738, исламских – 3121, католических – 273, иудейских – 189, буддийских – 189.

Религиозная мотивация поведения пациента отличается не только от светского (атеистического) поведения, но и может различаться внутри самой религиозной мотивации (православие, католицизм, буддизм и др.).

Религиозное мировоззрение в целом не противоречит медицине с ее задачами об охране здоровья человека. Для христианина, например, важно не забывать слова из Библии: «Господь создал из земли врачевства, и благлразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сирах, 38). В более широком контексте имеется различие между Западом и Востоком. Так, если на Западе считается, что пациенту нужен покой, то на Востоке пациент – центр внимания, больной – это «кровать внутри гостиницы»; отношение к алкоголю на Западе лояльное, на Востоке – нетерпимое, а в отношении к наркотическим веществам – обратная кртина (Человек. – 2002. - № 6, - С.27).

Биоэтические проблемы возникают как результат противоречия между проведением медицинской технологии и религиозными ценностными ориентациями. Например, если христианство считает эвтаназию убийством, то восточные религии вполне допускают ее. Поэтому терапевтическое сотрудничество и эффективность лечения в некоторых случаях зависят от внимательного отношения медперсонала к выраженной мировоззренческой позиции пациента.

^ Психологический аспект состоит в том, что врач и пациент представляют собой лиц с разными темпераментами, характерами, настроениями, привычками. Такое различие может создать острую биоэтическую ситуацию, если оно будет проигнорировано участниками отношения «врач-пациент».

Психологический аспект отношения «врач – пациент» конкретизирует известное правило «лечить не болезнь, а больного». Именно психическое состояние пациента во многом представляет особенность его личности.

Для врачебного персонала весьма важно понять, например, предоперационное состояние больного. Клиническая медицина выявила следующие типы психического состояния пациентов: - синдром ипохондрической депрессии (нарушение сна, неопределенные боли в теле,…); - синдром тревожной депрессии (боязнь наркоза и желание местной анестезии, снижение настроения); - синдром апатической депрессии (чувство обреченности, потеря интереса к окружающим,…); - паранойяльная реакция (подозрительность, злобность, убежденность, что операцию будут делать студенты) (Деонтология в медицине: В 2-х томах: Т.1. – М., 1988. – гл. 6).

Лечащему врачу, прежде всего, важно уметь распознать отношение пациента к своей болезни и на этом выстроить терапевтическое сотрудничество. В отечественной медицинской литературе представлен перечень типов отношения пациента к своей болезни: - гармоничный (трезвая оценка своего состояния); - эргопатический (уход от болезни в работу); - анозогнозический (пациент гонит от себя мысль о заболевании, отказ от обследования); - тревожный (беспокойность, мнительность); - ипохондрический (сосредоточение на субъективных болезненных, неприятных ощущениях); - неврастенический (вспышки раздражения, особенно при болях); - меланхолический (неверие в выздоровление); - апатический (безразличие к исходу болезни); - сенситивный (озабоченность неприятным впечатлением); - эгоцентрический (болезнь напоказ); - паранойяльный (по мнению такого пациента, болезнь – результат чьего-то умысла, «сглаза»); - дисфорический настроение мрачное, озлобленное, ненависть к здоровым) (Врач. -2001. - № 12. С.37-38). Встречаются в медицинской практике утилитарное отношение к болезни (заболевание или фиктивное заболевание как способ решения жизненных проблем) и нозофильное (чаще пожилые одинокие пациенты).

Врачам, работающим в стационарах и клиниках педиатрического профиля, полезно знать и учитывать для установления терапевтического сотрудничества с родителями детей психологические «портреты» самих родителей: правильные, искатели несовпадений, педанты, истерики, скептики, эрудиты, энергичные, героические.

Вышеперечисленные типы отношения пациентов к своей болезни, портреты родителей маленьких пациентов – результат длительного вдумчивого наблюдения врачей-клиницистов за поведением самих пациентов, их близких. Эмпирическое происхождение этих типов не снижает их значимости в повседневной работе медицинского персонала. Способствуя установлению терапевтического сотрудничества, знание этих типов тем самым предотвращают возникновение биоэтических ситуаций.

Психологический аспект проявляет себя неравномерно в разных областях медицины. Известная медицинская сентенция: слово лечит, слово и ранит, требует от врача чуткости, тактичности в речевом общении с пациентами. Реплики врача: «такая молодая, и такая больная», «ваше сердце старше Вас» и им подобные травмируют психику пациента и противоречат основополагающему принципу «не вреди». Особенно значим психологический аспект в психиатрии, психотерапии. Остро напоминает он о себе при лечении безнадежных больных, в медицине катастроф.

^ Экономический аспект состоит в том, что процесс лечения, препараты, техника, работа специалистов – все это имеет свою стоимость и цену независимо от того, в каких условиях осуществляется медицинская помощь – рыночных или нерыночных.

Биоэтические проблемы возникают в условиях дефицита препаратов, койко-мест, современного диагностического оборудования, времени, «совести» (факты взяточничества, коррупции). Возможность возникновения биоэтических проблем связана с удорожанием современной медицинской техники (томографы, лапароскопия, новые высокоэффективные препараты и т.д.). В этих условиях большую роль играет принцип справедливости (См.: «Принципы биоэтики»). Экономический аспект отношения «врач-пациент» является весьма актуальным, нередко «болезненным» для пациента. Это связано с тем, что отечественная медицина, как и здравоохранение в целом, вынуждено осваивать рыночные механизмы. На фоне низкого финансирования здравоохранения и невысокой платежеспособности большей части населения страны возникают серьезные проблемы со своевременной качественной медицинской помощью.

Экономическая сторона медицинской практики нередко является почвой, на которой произрастает криминал (незаконное усыновление, удочерение; продажа за рубеж человеческих органов и др.). Барьером злоупотреблению в медицине выступают не только этические принципы, но и ответственность медперсонала за их нарушение.

Вышеперечисленные аспекты отношения «врач – пациент» в медицинской практике взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга. Их роль в достижении эффективного лечебного результата неодинакова и зависит от многих обстоятельств. Однако пренебрегать ни одним из них нельзя, ведь за каждым из них кроются те или иные человеческие убеждения, характер, достоинство, надежда.

В отношении «врач – пациент», помимо аспектов, выделяются устойчивые формы взаимных связей, взаимных ожиданий врача и пациента. Такие формы в специальной литературе обозначаются типами, но чаще моделями. В нашем словаре мы рассмотрим ряд моделей, имеющих место в отечественной и зарубежной медицинской практике (договорная, коллегиальная, контрактная, патерналистская, информированного согласия, сакральная, техническая).

Вагбхата был буддистом, и его работа ясно показывает влияние буддийской этики на индийскую медицину. Во вступительных шлоках своего медицинского руководства он выражает почтение «тому единственному и неповторимому лекарю» Будде, «искоренившему и устранившему такие болезни, как похоть, и им подобные, которые вызывают заблуждения и леность, и распространяются на всех живых существ, прилипая к ним навеки» 22 .

Вагбхата посвящает целую главу свей книги взаимосвязи здоровья и нравственности, призывая к развитию духа бескорыстной любви, дающему основу здоровья. Он призывал лекарей практиковать сострадание Будды и относиться ко всем существам, даже червям и муравьям, как к равным себе.

Некоторые из западных ученых отмечают положительное влияние буддизма на Аюрведу. И действительно, расцвет золотого века Аюрведы совпадает с тем, что принято считать периодом расцвета буддизма в Индии (приблизительно с середины четвертого столетия до н.э. до середины восьмого века н.э.), а также с периодом, когда влияние буддизма распространилось из Индии за ее границы.

Хотя Аюрведу иногда называют медициной индуизма, в течение этого периода она в равной степени стала и медициной буддизма. Как заметил один ученый: «Буддизм, побуждавший к добродетели сострадания и менее связанный, чем индуизм, соображениями обрядовой чистоты, по всей видимости, особенно способствовал изучению медицины... Будда сам интересовался медициной и установил немало правил и предписаний по лечению и уходу за больными монахами» 23 .

Будда хорошо знал медицину. Как указывает Циммер, «Будда, излагая свое учение о спасении, смоделировал его так же, как это делали индийские врачи, подходя к задаче врачевания» 24 .

Врач Аюрведы обучался относиться к больному и болезни в следующей последовательности:

1. Имеется ли заболевание, и если да, то какое?

2. Какова причина заболевания?

3. Имеется ли лекарство для этого заболевания?

4. Если заболевание излечимо, каково подходящее лечение? Мы узнаём эту последовательность в той, которую Будда использовал, излагая суть Дхармы в Четырех Благородных Истинах.

То, что первейшие и центральные наставления Будды связаны с великой традицией индийской медицины столь фундаментальным образом, подтверждает, что сходная терминология в медиицине и в буддизме не просто словесная метафора, но жиз ценно важная часть буддизма. Если в начале буддизм и медицина были так тесно связаны, то неудивительно, что Аюрведа процветала в Индии с возникновением буддизма и с дальнейшим распространением Дхармы была позднее принесена в Тибет.

Будда учил своих монахов необходимым для них медицинским процедурам, если установки «семичленного просветления» (серьезность, устремленность, невозмутимость и т.п.) не приводили к излечению. В медицинском разделе Винайи он отмечал, что некоторые виды пищи, такие как мед и масло, монахам следует принимать как лекарство; и действительно, он предписывал различные овощи, животные и минеральные вещества в качестве лекарств для больных монахов. Тем не менее Будда запрещал применять медицину вне монашеской общины, особенно предупреждал он монахов от зарабатывания на жизнь врачеванием. Правда, среди его мирских последователей врачи все же имелись. Среди них был личный лекарь Будды - Дживака. Совершенство Дживаки как врача и хирурга стало легендой в Индии. Его врачебное мастерство было сопоставимо с его совершенной преданностью Будде, которого он посещал трижды в день. По заявлению самого Будды, Дживака стоял во главе его мирских последователей. Из-за своей выдающейся медицинской одаренности Дживака три раза был публично именован Королем врачей, и поэтому известен как Трижды Коронованный Лекарь.

Влияние нравственного гения Будды на Аюрведу в его время и в последовавшие затем столетия описано индийским писателем Митрой: «Сострадание было источником его нравственности и плодом его нравственного поведения. Под благотворным влиянием буддизма Аюрведа вобрала в себя такие образцы нравственности, как безбрачие, эрудированность, благотворительность, дружелюбие, сострадание, участие и миротворчество 25 .

С распространением буддизма происходило и распространение Аюрведы. Росло и то влияние, которое буддизм на нее оказывал. Через двести лет после Будды индийский царь Ашока обратился в буддизм и положил начало примечательному мирному и человечному правлению. Среди его указов, свидетельства о которых остаются по сей день в форме каменных колонн, на которых были вырезаны тексты, есть один по медицине. Он касается учреждения больниц для людей и животных и культивирования лечебных растений. Второй каменный указ Ашоки гласит: «Этим [лечебницам] следует оказывать медицинский уход за людьми и животными. Лекарственные травы, полезные человеку или скотине, привозить и выращивать там, где они не растут; равно корни и плоды завозить и выращивать там, где они не росли. Вдоль дорог выкапывать колодцы и сажать деревья в пользование людям и скотам» 26 .

Больницы Ашоки опередили подобные заведения на Западе на много столетий. При царствовании Ашоки практика Аюрведы процветала и достигала самых удаленных уголков его огромного царства - от Афганистана до Цейлона, вплоть до западных границ греческих царств, где Ашока также построил тысячи монастырей и буддийских храмов.

Другим примером добродетельного буддийского царя, весьма заинтересовавшегося медициной и здоровьем своих подданых, был цейлонский король Буддадаша, живший в четвертом столетии. Он изучал медицину, и даже написал медицинский трактат, повсюду возил с собой медицинские инструменты и лечил своих подданых, включая неприкасаемых и животных. Он назначал и поддерживал местных врачей в деревнях и открывал приюты для калек и слепых.

В Махаяне медицина стала одной из пяти основных предметов, которые монах был обязан изучать и совершенствовать. Таким образом, традиция буддизма Махаяны произвела на свет много великих врачей, внесших существенный вклад в Аюрведу.

Именно в Махаяне ревностное почитание Будды Медицины - Бхайшаджья-гуру, «Владыки Врачевания», - вышло на первый план. По мере распространения буддизма Махаяны по всему Дальнему Востоку, Аюрведа, а с ней и почитание Будды Медицины, стала его главной наукой. Проникновение Махаяны в Китай и Японию и в устроенные по индийскому образцу царства Юго-Восточной Азии благотворно повлияло на здоровье народа. В царстве кхмеров, нынешней Кампучии, больницы под духовным покровительством Будды Медицины были основаны не позднее 1186 г. В Китае, который, конечно, имел свою чудесную медицинскую систему, распространение Махаяны продолжало буддийское влияние «в системе медицинской помощи, включавшей в себя больницы, лепрозорий, а в более крупных монастырях аптеки, которые поддерживались доходом от «полей сострадания». Эта система перестала быть монастырской к середине девятого столетия. Таким образом, китайская медицина получила высочайшие нравственные принципы»*27.

В самой Индии, с развитием Махаяны, Аюрведа приобрела отличительные черты Великой Колесницы. Работы по Аюрведе того периода отчетливо отражают влияние буддизма. В работах Вагбхаты упоминаются буддийские божества, которые могут быть вызваны для врачевания, и утверждается, что проказа может излечиваться молитвой к богине Таре, «Той, Кто Спасает». В Индии до сих пор существует аюрведическое лекарство, носящее имя Тары (Тара Майщура).

Аюрведический текст первого века н.э. под названием «Сукха-вативьюха», в качестве еще одного примера ссылается на Авалокитешвару, бодхисаттву сострадания, в его особом целительном проявлении Симхананды, «Львиноголосового», и наделяет его свойствами победителя всякого заболевания. Опять-таки одно из аюрведических лекарств современной Индии носит его имя.

Пожалуй, ничто лучше не иллюстрирует союз религии и медицины в буддизме и влияние этого союза на Аюрведу, чем тот факт, что величайшие философы-святые Махаяны были также великими врачами, написавшими важные медицинские сочинения. Они внесли значительный вклад в аюрведическую литературу на протяжении ее золотого века.

Первейший среди них - не кто иной, как сам Нагарджуна, основатель критической диалектики Мадхьямики, вероучения и философии пустоты, на которую опираются наставления всей высшей Махаяны и Ваджраяны.

Нагарджуна родился в семье брамина, в Кокосовой Стране (Южной Индии) в I веке н.э. Буддисты верят, что он был воплощением Манджушри, т.е. аспектом мудрости Будды. И действительно, уже ребенком, чему есть письменные подтверждения, он овладел всеми Ведами, включая магию и медицину. После обращения в Буддизм он продолжил свое совершенствование в медицине и написал «Сто Предписаний», а также много других работ, включая «Драгоценное Собрание».

Можно только поражаться бесконечной глубине и кругозору таких людей, как Нагарджуна, - адепт тантризма, философ, поэт, мастер традиционной и алхимической медицины. Медитативная и философская ясность, усиленная состраданием, которую он привнес в изучение медицины, представляет образчик личности, который мы могли бы назвать врач- мудрец. Его жизнь и знания являются и идеалом, и источником «целостной» медицины, продолжавшейся традицией линии Нагарджуны.

Другим последователем, также известным индуистким пандитом, обратившемся в буддизм, был Ашвагхоша 28 . Выдающиеся качества Ашвагхоши как буддийского философа и поэта сопоставимы с его авторитетом в медицине. Им написаны три очень важные работы по Аюрведе: «Восемь великих ветвей»; «Введение в восемь великих ветвей»; «Собрание сути восьми ветвей», плюс комментарий к последнему. Ученик Ашвагхоши Чандранандана написал комментарий к работам своего учителя, словарь медицинских терминов и немало собственных работ.

Именно Чандранандана записал на санскрите наставления «Чжуд-ши», или «Четырех тантр», и отдал его тибетскому переводчику Вайрочане во время его паломничества в Индию. Из этого можно понять, что исходный текст «Чжуд-ши», ставший впоследствии основополагающим текстом тибетской медицины, является классической Аюрведой, сделавшей шаг вперед благодаря сверхспособностям (сиддхам) индийских буддистов.

Хинаянские традиции созерцания и йоги, развивавшиеся со времени Будды, также способствовали медицинским открытиям. Сочинение IV века «Вишуддхимагга» Будда-гхошы иллюстрирует влияние йогического знания на медицину. Согласно Митре: «Обращаются к сложной анатомии... и описанию десяти особенностей мертвых тел, тридцати двух аспектах тела, включая внутренности. Остеология весьма живо описана в вышеупомянутой работе по индийской йоге, неизвестной пока историкам медицины» 29 .

Это знание анатомии вероятно возникло из практики осмотра мертвых тел. Оно использовалось как дополнительное средство при размышлении о непостоянстве и взаимозависимом происхождении (если рассмотреть происхождение, к примеру, кости, можно обнаружить двенадцать взаимозависимых звеньев). Кроме того, буддийские монахи часто читали нараспев названия тридцати двух «омерзительных» частей тела, что служило противоядием от яда похоти и привязанности.

Высшая ступень развития Махаяны - буддийская тантра, Ваджраяна, Алмазная колесница. Психофизические духовные упражнения тантрической йоги сохранились в тибетской традиции до сегодняшнего дня. В них человеческое тело рассматривается как микровселенная, повторяющая порядок всей вселенной. Таким образом, само тело становится почитаемым и может быть преобразовано тантрической практикой в Чистую страну Будды. Весьма развитое знание буддизмом Махаяны внешнего порядка вещей получило продолжение в тантрической практике, став познанием священной реальности внутри.

Психофизические практики тантрической йоги нацелены на объединение поляризованных сил вселенной, переживаемых на опыте телом и умом. На фундаменте этого отождествления тела с энергиями мира возникла целая отдельная дисциплина врачевания, названная тантрической медициной.

Древние алхимические традиции Индии процветали одновременно с тантрой. Очевидно, что индийская алхимия имеет отношение и к тантре, и к медицине, так как направлена па преобразование энергии. Суть в том, чтобы трансформировать тело и сделать его «бессмертным», используя различные лечебные и «магические» травы и вещества. Применяются они вместе с мантрами и песнопениями. Благодаря этому элементы тела очищаются и преобразуются в свои энергетические копии.

Самым важным веществом, которое применяется в алхимии, является ртуть. Перед использованием крайне ядовитая ртуть должна быть очищена и «стабилизирована». Преобразование ртути таким образом - одна из основных задач алхимии. Ибо про ртуть говорится, что она подобна уму. Уму, неустойчивому по при -роде, но приведенному к устойчивости, по силам любая задача. Лекарство действует, и «Рашаратнакара», например, описывает его как наиболее могущественное средство в борьбе с любым заболеванием и в усилении жизненной энергии тела. Приготовление ртути образовало ядро этой «сиддха-медицины» - врачебных техник реализованных адептов.

Алхимические формулы тантрической медицины (особенно содержащие ртуть) постоянно используются в тибетской медицинской системе в виде настоев и пилюль-экстрактов, примен емых для укрепления больного, и других медицинских целей. Кроме того, йоги используют эти пилюли питательного экстракта для продления жизни, преодолевая с их помощью потребность в еде.

Тантра подняла значимость тела на неслыханную по тем временам высоту. Тантрическая йога - тайный внутренний союз религии и медицины, сокровенный символический ритуал, посредством которого тело может быть постигнуто на самом высоком уровне. Сараха, сиддх тантрического буддизма и поэт, хорошо известен своей радикальной позицией, направленной против излишней внешней обрядовости, развившейся в буддизме в его время. В приводимых ниже стихах им выражены великолепные внутренние прозрения последователя тантры.

«Когда ум приходит к покою,

Разрушаются тела оковы,

И, лишь только Присущийм повеет,

Ни отверженных нет, ни браминов.

Вот святая Ямуна, и вот река Ганга,

Вот Бенарес, Праяга, Луна вот и Солнце,

Вот посетил я в скитаньях прекрасные храмы,

Но храма блаженней мне данного тела не видел» 30 .

Усовершенствования и нововведения аюрведической медицины были продолжением развития цивилизации буддийской Индии. Это началось со времени Будды в VI веке до н.э. и продолжалось с развитием высшей Махаяны и тантры тысячу лет спустя. Так что индийская Аюрведа была методично перенята Тибетом как раз в момент своего высшего развития. Труды переводились, сохранялись, и знание продолжало жить, пуская новые ростки и обогащаясь местным вкладом тибетцев в медицинскую науку.

Даже уже в одиннадцатом веке святой аскет и ученый Атиша, в преклонном возрасте направляясь в Тибет из родной Бенгалии, взял с собой свой важный медицинский труд «Сердце жизни». Так, вместе с Махаяной и тантрическим буддизмом, произошла пересадка на тибетскую почву индийской Аюрведы. Буддизм в Индии продолжал пополнять родную медицинскую науку до того момента, пока к тринадцатому столетию полностью не исчез из Индии, и не только его живая традиция, но также и гробницы, храмы, университеты, искусства, науки и культура, его представлявшие. Правда и то, что вторжение мусульман планомерно уничтожило любое напоминание о буддизме, которое только удалось обнаружить. Впрочем, к тому моменту буддизм в Индии после тысячелетнего расцвета в течение пятисот лет уже пребывал в упадке, хотя многое сохранилось, и даже сейчас чувствуется его влияние на индийскую мысль, например, в Йоге и Веданте. Что же до индийской Аюрведы, то она изменилась и пришла в упадок в руках мусульман. Ее традиция прервалась и частично утрачена.

А на снежных нагорьях Тибета - страны, получившей известность под названием Земля искусства врачевания, древняя мудрость целительства выжила.

Буддийский взгляд на болезни, причины их появления и их исцеление основан на понимании того, что страдание, которое испытывают живые существа, обусловлены кармой и теми действиями, которые они совершали в прошлом.

Некоторым людям такой взгляд может показаться излишне упрощенным, и они могут воспринять его как религиозную ловушку, создаваемую чувством вины. Все же стоит сделать паузу и рассмотреть эту точку зрения более внимательно. В повседневной жизни, проявление закона причины и следствия, вызывающее человеческое страдание, вполне очевидно. Человек ограбил банк, затем он был осужден, ему вынесли приговор и посадили в тюрьму. Спортсмен безжалостно эксплуатировал свое тело в молодости, и страдает от последствий этого в зрелом возрасте. Человек с более-менее значительным материальным достатком потребляет большое количество обильной пищи, курит сигары и подвергает себя стрессу, стремясь накопить еще большую сумму денег, - и умирает от сердечного приступа в 50 лет. Ребенок не хочет чистить зубы, и в 20 лет у него появляется кариес, и тому подобное.

Более того, мы живем не одну жизнь, а многие жизни, идущие друг за другом, словно бусинки на нити. Неправильное поведение в одной жизни не прекращается со смертью, а переносится с непрерывным потоком сознания в последующие жизни, пока не созревает страдание.

Будда учил, что страдание является результатом наших собственных действий, и конец страданий - в очищении нашего ума и прекращении кармы, вызывающей это страдание. Согласно Махаяне, учению Шакьямуни Будды, Дхарме, медицина исцеляет страдание и ведет к бесконечному счастью.

Поскольку Будда мог работать только во благо существ, мы стремимся к прекращению страдания путем обучения определенным методам и призывая для помощи сверхъестественные силы. Источником всех медицинских знаний - аллопатических, натуропатических, духовных или других, является безграничный сострадательный ум Будды Медицины, который свободно одаривает помощью все живые существа, когда их карма позволяет это и ситуация требует этого.

Это - подлинное значение универсального сострадания. Если мы способны применить знание или энергию, она становится нам доступна. Если мы еще не способны использовать эти знания, то Будды и Бодхисаттвы помогут нам подготовить себя для помощи путем нашего обучения.

Итак, давайте возвратимся к карме и причине болезни. Иногда нам трудно понять, как мы могли сделать что-то сто тысяч или десять тысяч лет назад, и вдруг этот поступок может влиять на нас сейчас? И почему бог накажет нас за то, что сделано так давно? Ответ прост: бог (Бог) не наказывает нас, мы сами наказываем себя. Как это может быть? Очень просто. Ответ основан на учении Будды о взаимообусловленности и взаимозависимости всего происходящего.

Концепция взаимозависимости происходящего

В течение последних 2500 лет ученые и философы написали тома о концепции «взаимозависимости происходящего». Нагарджуна, Актиша и Тарантатха дали детальные объяснения с подробными иллюстрациями этого принципа.

Доктрина взаимообусловленности происходящего - это 3-й закон механики Ньютона в применении к человеческим существам. На каждое действие есть равное ему противодействие. Взаимообусловленность происходящего показывает, что болезнь не возникает, если нет предшествующей ей причины. То есть, если перед вами встала проблема, значит, для нее есть существенные причины.

Как современный Буддист, я не верю в то, что существуют «Владыки Кармы» в сияющих белых одеждах, которые записывают в книжку все мои действия, или что секретарь Ямы, «Владыки Смерти», ведет запись моих плохих и хороших поступков. Но я знаю, что если они этого не делают, то это делаю я. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Когда я был ребенком, то, как и другие дети, мои родители и мое окружение научили меня некоторым вещам. Например, мои родители научили меня, что нельзя опорожнять свой мочевой пузырь и свой кишечник везде и в любое время, когда мне захочется. Я могу испачкать свою одежду и белье, а так же смутить таким поведением общество. Я до сих пор следую тому, чему меня научили, и время от времени ищу небольшую комнату с соответствующими удобствами, чтобы сделать то, что мне нужно.

Но некоторых детей так же учат и предрассудкам. Например, их учат тому, что все черные люди злые и преступные, а женщины глупые и слабые, что евреи лживые и жадные, что восточные люди хитрые, что немцы жестокие, что французы развратники, что итальянцы и греки грязнули, что шведы, норвежцы и датчане (моя семья шведского происхождения), молчуны и тугодумы. Интересно, что я разговаривал со многими высокообразованными людьми, современными и либеральными, которые до сих пор несут в себе признаки остатки этой программы. Хотя мы знаем, что все это неправда, мы все еще верим в эти предрассудки, хотя бы на подсознательном уровне.

Работая психологом, я встречал многих людей, которые считают, что нет ничего предосудительного в том, чтобы что-нибудь украсть у соседей, оболгать их или хотя бы насплетничать про них, или что можно приставать к женщинам с грубыми сексуальными намерениями, причем они убеждены, что «женщины действительно этого хотят». Я встречался с убеждением, что если «голубой» встретит «настоящего мужчину», то он тут же поменяет свою ориентацию. Но, справедливости ради, могу прибавить, что некоторые женщины считают, что если «голубой» в постели испытает на себе их чары, то его никогда больше сексуально не будут привлекать другие мужчины.

Я использовал эти экстремальные примеры для того, чтобы на этом поставить точку. Я думаю, что все мы понимаем эти навязанные нам мифы, за которые все еще цепляются многие члены общества. Исследуйте себя и найдите те из них, за которые все еще держитесь вы. То, что происходило с нами в прошлом, влияет на всех нас, и мы стремимся в своем поведении более или менее придерживаться социальных норм. Нам всем знакомо высказывание, что человека создают его привычки, и хорошо знаем фразу «сила привычки». Наши взгляды, которые потом ведут к нашим действиям, во многом уже обусловлены, и их очень трудно изменить. Наши понятия и предыдущий жизненный опыт имеют большое влияние на наши нынешние взгляды, и особенно на наши реакции в определенных ситуациях. Сейчас я собираюсь рассказать вам для примера очень печальную историю, основанную на опыте одного из моих родителей.

Ночь ужасов Мери

Я поехал навестить моего друга, известного психиатра в Калифорнию, в Мерин Каунти. Мы наслаждались обедом в чудесном французском ресторанчике, когда его пейджер высветил сообщение, что одна из его пациенток (назовем ее Мери), попала в отделение скорой помощи и срочно требуется его присутствие. Мы быстро закончили обед, и я пошел за ним в приемный покой.

Я хочу сделать небольшое отступление для тех, кто ничего не знает об этом месте. Мерин - это округ в Калифорнии, расположенный севернее Сан-Франциско, около Голден Гейт Брижд. Этот округ уникален в том смысле, что по уровню своих доходов здесь живут наиболее обеспеченные люди Америки, и уровень образованности жителей так же очень высок. К тому же, это один из наиболее либеральных округов, и может быть, даже по всем Соединенным Штатам. Там живут наиболее терпимые и духовно развитые люди страны.

Мери по профессии бухгалтер, и так же она имеет степень бакалавра по управлению бизнесом. Она работает администратором главного медицинского центра у залива Сан-Франциско. Мери - Дзен Буддистка, и у нее муж - доктор. Она всегда принимала активное участие в различных общественных событиях - была почетным членом Сьерра Клуба и общества Гринпис. Ее жизнь была наполнена внутренним смыслом. Но однажды произошло такое стечение обстоятельств, что ей после этого пришлось провести четыре дня в больнице.

Когда она возвращалась домой в Мил Вэли из Синстон Бич со встречи в Женском Клубе, ее мерседес вдруг заглох на безлюдном отрезке дороги Хайвей 1. Она никак не могла завести машину. Несколько минут спустя возле нее притормозил ВМВ, и из него вышли люди, чтобы предложить ей помощь.

Они были чернокожими! У Мери началась паника, которая переросла в истерию. Она выбралась из своей машины и, не разбирая дороги, побежала, сама не зная куда. Черные люди последовали за ней. Мэри в панике побежала в кусты, которые росли на обочине дороги, и там упала в овраг трехметровой глубины. Она сломала себе лодыжку и стала кричать.

Двое чернокожих мужчин спустились за ней в овраг, а Мэри, в полной истерике, швырнула в одного из них камень. К счастью для Мери и ее жертвы, в БМВ был телефон, и третий человек сразу вызвал полицию и скорую помощь.

Люди, которые, как казалось Мери, хотели напасть на нее, оказались местным доктором, его ассистентом и членом Городского Совета маленького городка в Марин Каунти.

После беседы с моим другом и со мной, уже в больнице, Мери поняла, что эти люди совсем не хотели нападать на нее, а на самом деле были добрыми самаритянами. У одного из них, ассистента доктора, определили сотрясение головного мозга, и от ее удара у него на лбу на всю жизнь остался шрам. Мэри была потрясена своими собственными действиями. Она сказала, что когда увидела трех чернокожих мужчин, приближающихся к ее машине, то полностью потеряла контроль над собой. Умом она понимала мотивацию своих действий, но все же не могла контролировать в этой ситуации свои эмоции.

Интересно отметить, что у Мэри не было никакого негативного опыта, связанного с каким-нибудь афроамериканцем, мужчиной или женщиной. Она никогда она не подвергалась с их стороны угрозе сексуального или иного насилия. Мэри отметила, что каждый день на работе общалась с афроамериканцами, и у нее самой было много друзей - афроамериканцев. Но ее программа была программой ребенка, рожденного в Чикаго. Беспрестанные предупреждения родителей и мифы окружающего ее общества привели к истерической реакции. Она признала, что предрассудки, которые были похоронены в глубине подсознания, неожиданно всплыли на поверхность и толкнули ее на действия в ту ночь на пустынной дороге.

К счастью, эти трое мужчин понимали, что такое может происходить. Они жалели Мери и сочувствовали ей. Мужчина - жертва ее удара - отказался подавать на нее в суд, и не побежал сразу же к телефону вызывать своего адвоката. В конце концов, они были терпимыми, либеральными людьми, гуманистами из Мерин Каунти.

Конечно, это довольно экстримальный пример. Но эта правдивая история в точности иллюстрирует, как обусловленные остатки впечатлений в потоке нашего ума, или потоке сознания, могут привести к экстремальной форме поведения, или, если назвать это по-другому, к насилию, которое даже могло привести к смерти Мери, если бы она упала с крутого откоса, которых так много на этом участке дороги.

Прошлая карма и настоящие результаты

Опыт наших прошлых жизней до сих пор имеется в потоке нашего сознания и формирует наши действия и их последствия в нашей жизни. Это делает нас уязвимыми для несчастных случаев и болезней, нерациональных действий, укорачивают срок нашей жизни и причиняют страдания и горе. Будда учил, что не может быть следствия без причины, и если мы не видим очевидной причины в этой жизни, то она должна быть в предыдущей жизни. Многие западные религиозные течения учат, что дети-калеки и тяжело больные дети рождены в таком состоянии из-за «первородного греха Адама и Евы». Это примитивное толкование истории Адама и Евы способствует появлению мышления с позиции вины и не имеет смысла. Тогда как учение Будды, которое говорит, что мы несем результаты своих собственных действий в нашем потоке сознания через многие жизни, является логическим объяснением происходящего. Это становится очевидным, если вы исследуете свою настоящую жизнь.

Вы можете сказать мне: «Лама Йеше, вы подрываете мое доверие. Как я могу поверить, что простуда или насморк, которые есть у меня сейчас, имеют кармическую причину?» Хорошо, тогда я приведу вам шутливый пример:

Тридцать жизней назад, когда вы были крестьянином в Богемии, вы знали, что должны практиковать щедрость и гостеприимство, но этого не делали. В вашу дверь постучал путешественник и попросил укрыть его от непогоды, а вы его выгнали. Он ужасно простудился, и болел две недели, а вы в последующих жизнях накапливали карму подобного рода, что и привело к «кармическому совпадению» в этой жизни.

Вы сидите дома в холодный и дождливый вечер у огня. Или, может, вы удобно устроились в своей постели, читая роман, а может быть, еще удачнее - книгу по Дхарме. И тут звонит ваш телефон. Это ваша сестра, которая говорит, что ее муж напился в таверне Джо «Счастливое Времячко», и один из посетителей - должник Джо - готов вызвать полицию. Сестра говорит, что она в отчаянии, что ей нужен кто-нибудь для присмотра за ее одиннадцатью детьми, что ей надо взять такси и вызволить своего муженька, а заодно и семейный автомобиль, который припаркован в неположенном месте и, скорее всего, будет конфискован полицией.

Стоит отметить, что вы, как вы помните, в течение некоторого времени в прошлом накапливали позитивную карму, которая позволяет вам наслаждаться теплом и уютом, и, возможно, даже читать книгу о Дхарме. Но наряду с этим, ваша негативная карма наградила вас этой идиоткой-сестрой, которая была так глупа, что вышла замуж за этого неудачника - мужа (вашего шурина). Теперь мы имеем взаимовлияние причин. Следствие вот-вот произойдет.

Ваше благородство, подогреваемое любовью к сестре, ваше социальное чувство ответственности, и сознание того, что, вероятнее всего, вам еще придется дать сестре денег взаймы, чтобы выручить вашего шурина из тюрьмы, для того, чтобы он и далее мог совершенствоваться в избранной им профессии старьевщика, а так же вам придется выкупить машину сестры, - вы выбегаете из дома прямо под дождь, без плаща, и немедленно промокаете насквозь.

Потом, конечно, когда вы приходите к сестре, и она убегает, вас шокирует старшая племянница. Она рассказывает вам, что беременна, но точно не знает, от кого из своих друзей. Ваш старший племянник заявляет, что он голубой, и что у его друга СПИД. Следующая за ними по возрасту, троица племянников устроила драку за то, кто будет первый играть в «Игру для мальчиков», а остальные дети визжат, и вы обнаруживаете, что у семимесячного младенца понос, а в доме нет ни одного памперса. Одновременно с этим открытием шестилетний племянник сообщает вам, что малыш только что проглотил деталь от его конструктора, и что он хочет получить ее обратно. Как только возвращается ваша сестра со своим муженьком, то сразу же начинаются серьезные семейные разбирательства.

Вы немедленно устраняетесь из ситуации, и несетесь домой под проливным дождем. Через пару дней вам становится «не совсем хорошо», и вы теперь уверены, что следовало бы приютить того несчастного путешественника тринадцать жизней назад.

Болезни имеют определенные кармические причины. Причины эти очень разнообразны. Некоторые из них вызывают эмоциональные проблемы, а другие - различные степени физических заболеваний. Тот факт, что обычная простуда вызвана вирусом, а насморк - бактерией, не означает, что их появление случайно.

Неотделимо от всего этого должна присутствовать причина, вызывающая нападение на дискретное поле индивидуума бактерии или вируса, или вызывающая мутацию клетки при заболевании раком. Эта причина позволяет развиваться болезни и идти ей своим ходом. Мы так же должны знать, что и позитивные кармические причины в прошлом накапливаются и так же присутствуют в нас. Так, человек получает бактериальную инфекцию, вызванную негативной кармой. У человека так же может быть и позитивная карма - стабильное финансовое положение, медицинская страховка и возможность обратиться к хорошему врачу, получить специфическое лекарство от этой болезни. Можно сказать: «Если у меня хорошая карма, то почему же я заболеваю?» Ответ, конечно, таков: «У вас имеется и плохая карма». Помните, что плохая и хорошая карма не взаимоуничтожают друг друга в потоке сознания. Вместо этого они обе прекращаются в кабинете врача. Вы тогда можете спросить: «Как же мы можем уничтожить свою плохую карму?»

Функции Будды Медицины

Первый шаг - быть осознанным, вести себя как Бодхисаттва и, таким образом, не создавать больше плохой кармы. Второе - практиковать доброе отношение, щедрость и другие совершенные качества, чтобы, прежде всего не возникала плохая карма. И третье - призывать Будду или Бодхисаттву и просить у них помощи и поддержки. В случае болезни или травмы, конечно, наиболее подходящим будет обращаться к Будде Медицины и связанным с ним 13-ти Буддам и Бодхисаттвам. Поскольку только просветленный Будда может работать для блага всех живых существ и никогда не может причинить вред и страдание, логично, что он захочет помочь человечеству в устранении болезней и человеческих страданий. Если медицинские практики являются одним из путей устранения страдания, то мы должны призывать Будду Медицины, просветленного и совершенного врача.

Сидя на своем троне в царстве под названием «Сияние Лазуритового Света», он готов подарить помощь каждому, кто обращается к нему и призывает его. Из его сочувственного ума и просветленного намерения проистекают мудрость и знание, как земные, так и божественные.

Однако наше призывание Будды Медицины не означает, что поток духовного исцеления немедленно растворит все наши печали. Это может произойти и происходит, но наряду с этим должен присутствовать и хороший врач - натуропат, аллопат или хиропрактик, применяющий специальное лечение для специфической проблемы, от которой вы страдаете. Если мы верим, что все целительские знания и методы имеют свое происхождение из ума Просветленного Врача, Будды Медицины, тогда и знания, которыми владеет врач - натуропат, аллопат или хиропрактик, тоже имеют происхождение из ума Будды Медицины.

Сегодня многие люди, отвергая западных врачей, и не одобряя выпуск и производство различными компаниями причиняющих вред здоровью сильных химических лекарств, полностью переходят на лечение натуропатическими и гомеопатическими целителями.

Действительно, существуют многие материалистически настроенные и жадные аллопаты - врачи, и большинство выпускающих лекарства компаний находятся под подозрением в манипулировании и политических махинациях. Но мы должны не забывать о том, что их знания о лечении и методы так же исходят из ума Будды Медицины. Определенная группа людей хотела бы изобразить врачей-аллопатов и компании, выпускающие лекарственные препараты, в самых черных красках, забывая о том, что в сфере альтернативных целителей также существуют жадные шарлатаны, которые обещают чудесное исцеление и приводят своих пациентов к смерти.

Как в официальной, так и в альтернативной медицине, существует хорошее и плохое, доброта и жадность, и глупо было бы отвергать целую систему из-за нескольких ее аморальных представителей. Тысячи людей умерли от гриппа в 1917 году из-за отсутствия антибиотиков. До открытия пенициллина любая царапина на коже, порез, лопнувшая мозоль, или обычная простуда с осложнениями могли привести к смерти. В наши дни простое применение антибиотиков может спасти жизни и прекратить некоторые виды страдания.

Согласно Буддистской традиции, все медицинские знания берут свое начало в сострадательном уме Будды Медицины. Это - не дискуссия по поводу достоинств и недостатков той или иной системы, это просто исторический взгляд Буддизма на источник целительских знаний.

В каждой стране, на которую имеет влияние Махаяна, через концепцию Будды Медицины сформировался свой взгляд и свое понимание причин человеческих болезней. Однако, нигде в Буддистском каноне не сказано, что Буддисты должны полагаться только на духовные методы целительства. Доказательством этого могут служить фармакопея, советы здорового образа жизни и правильного питания, предназначенные для начинающих монахов и монахинь. Если бы во времена Будды и немного позже ценились только духовные средства исцеления, то тогда не давались бы такие «земные» советы - как питаться и как вести здоровый образ жизни.

Буддизм учит нас не исключать физическую вселенную, а скорее относиться к физическому и духовному, как к единому целому, а не как к двум, даже и взаимозависимым, частям вселенной. В этом смысле доза медицинского лекарства или таблетка пенициллина имеют такую же так называемую духовность, как и часть целительной мандалы, и во всех аспектах, они расцениваются как физическая эманация Будды Медицины. Мы можем в этом смысле сделать еще один шаг, признав, что эти лекарства являются частью той же физическо-духовной вселенной, частью которой являются так же и все учения Будды Медицины.

С точки зрения холистического целительства, духовное исцеление и физическое исцеление - одно и тоже, потому что физические и духовные целители являются не-дуальным единством, и мы являемся частью того же единства. Хотя воспринимаемая нами реальность иллюзорна и существует очевидное разделение, это разделение тоже иллюзорно, оно является просто результатом нашего неправильного видения абсолютной реальности.

Как утверждалось во многих буддистских текстах, подношение, подносящий и сам объект подношения не являются отдельно существующими, - и так же целитель, исцеляемый и исцеляющее лекарство. Это, конечно, является видением с уровня высшей реальности. Но если мы рассматриваем целительство таким образом, то мы видим, что не столь важно, кто целитель, если его воздействие исцеляет и приносит благо. И здесь не имеют значения его личностные предпочтения или предубеждения.

Согласно чисто прагматическому подходу, происходит ли исцеление сверхъестественными волнами духовного благословения, исходящего от Будды Медицины, или при помощи инъекции пенициллина, прописанной врачом - аллопатом, и выполняемой при помощи остроконечного инструмента улыбающейся медицинской сестрой, которая говорит: «Это совсем не больно», или настоем из трав, преподносимым «джентельменом, украшенным перьями», который при этом бьет в свой барабан. Если лечение эффективно и страдание устранено, исцеление исходит из одного источника - сострадательного ума Будды Медицины, другими словами, источником исцеления является всепроникающая энергия, которая является основой всего целительства.

Я знаю, что трудно принять концепцию о том, что не существует разницы между так называемым чудесным исцелением и инъекцией пенициллина, но это реальность. Давайте посмотрим на это с другой точки зрения. Я был воспитан, как западный европеец, и хорошо знаком с лекарством под названием пенициллин. Я знаю, что он может сделать.

Когда впервые появился пенициллин, родители и бабушки и дедушки называли его «чудесным лекарством», или «волшебной пилюлей». Чтобы по-настоящему оценить волшебную силу антибиотика, надо быть ровесником поколения наших родителей, а так же наших бабушек и дедушек. Только тогда мы смогли бы оценить огромные перемены, которые антибиотики привнесли в жизнь многих других людей вокруг них.

Или, может, мы научимся ценить их в приближающийся «период после антибиотиков». Согласно недавним сообщениям всемирного здравоохранения, этот период уже не за горами, потому что в течение десятилетий, этими серьезными препаратами серьезно злоупотребляли, и они прописывались даже при обычной простуде. Такие злоупотребления привели к появлению многих патогенных микроорганизмов, которые стали устойчивы к воздействию антибиотиков. В результате мы имеем, например, новые формы туберкулеза, неизлечимые при помощи антибиотиков.

Пенициллин был открыт уже при моей жизни, но все же я могу сказать, что у меня есть опыт, когда он начал применяться впервые, и я испытал на себе силу его воздействия. Во время моей службы в армии (1969-1974), мне довелось служить в Северном Таиланде. Со мной был взвод морских пехотинцев, один из которых был военным медицинским братом. Люди, среди которых мы жили и работали, не имели понятия о современной медицине, и результаты, которых он добивался, применяя обычный пенициллин и тетрациклин, были настоящим чудом. Дети, которые были обречены на гибель или полную слепоту, выздоравливали за несколько часов. Взрослые, которые умирали от сепсиса (заражения крови), и чьи дети могли навсегда остаться сиротами, выздоравливали за короткое время и снова принимались за работу.

После моего увольнения из армии я путешествовал по Непалу и всегда брал с собой пенициллин и тетрациклин. С теми небольшими медицинскими знаниями, которые я получил от моего сослуживца, и с опытом проживания в течение пяти лет без доктора, я верю, что мудро использовал эти медикаменты.

Фактически, как раз перед моим ритритом в Мустанге, мои знания по оказанию первой медицинской помощи спасли жизнь и ногу Его Высочества Короля Мустанга. В моем понимании, этот результат применения моих смутных познаний в медицине и последующее излечение, были настоящим чудом. Местные жители, наблюдавшие за тем, что происходило, пришли поклониться мне, как святому. Это выглядело немного пугающе, но в то же время утвердило меня в мысли, что «чудеса» иногда не заключаются в молитвах и заклинаниях, а маленькая таблетка иногда становится более магической, чем молитвы святого.

Теперь некоторые люди станут думать, что это может привести кого-нибудь к отрицанию концепции духовности, и они могут начать поклоняться храму медицинской науки. Это не так. Волшебное действие маленькой белой таблетки имеет то же происхождение, что и чудесные исцеления, производимые Ламами (А я видел их множество!). Все - и таблетка, и пуджа - происходит из одного источника - сострадательного ума Будды Медицины.

Все что я сказал, не принимайте, пожалуйста, как хвалебный гимн пенициллину, западной медицине или медикаментам. Я отметил антибиотики просто как пример. Существует множество новых и старых видов медицины, аллопатических, натуропатических, а так же настоев из трав, которые творят чудеса и прекращают болезнь и страдание.

Что мне хочется донести до своих читателей - это то, что все они происходят из одного источника и только абсолютный глупец может отвергать одну систему ради другой. Все эти дисциплины, вместе взятые - лечение травами, натуропатические, гомеопатические, аллопатические методы, хиропрактика (если у вас когда-либо были серьезные проблемы с позвоночником - вы знаете, что хиропрактик - костоправ - божественный целитель!), а так же духовное целительство в реальности одна система - система, устраняющая страдания и болезни.

Аюверда - религиозное течение, зародившееся в Индии. При оказании медицинской помощи приверженцам Аюверды, врач ни при каких обстоятельствах не должен причинять страдания больному. Он должен быть терпелив, внимателен, спокоен, сострадателен, чрезвычайно корректен, особенно с женщинами. Врач не должен терять самообладания, быть высокомерным, обладать повышенным самомнением. Ни в коем случае ни больному, ни его родственникам нельзя сообщать об угрозе смерти, пусть даже реальной; во всех случаях следует вселять надежду на скорое и полное выздоровление. Во всех случаях следует бороться за жизнь пациента до конца. О болезни, пациенте, его жизни, семье, доме и т.д. должна храниться строжайшая врачебная тайна. Следует иметь в виду, что в Индии корова является священным животным. Поэтому нельзя использовать препараты, приготовленные на основе телячьей сыворотки (некоторые вакцины, сыворотки, эпителизирующие/регенерирующие препараты и др.).

    • springy
    • January 17, 2009
    • 18:49

    Буддизм отрицает активную эвтаназию, а также искусственное продолжение жизни, когда без медицинской аппаратуры и интенсивной терапии могла бы наступить смерть. Однако врач должен приложить все усилия для спасения человеческой жизни. Запрещено искусственное прерывание беременности во всех случаях. Пересадка органов и переливание крови возможны только от живого донора, при условии, что это было его даром больному (т.е. донор не получил за это денег). Искусственное оплодотворение не признается буддизмом.

    • springy
    • January 17, 2009
    • 18:49

    Иудаизм отрицает эвтаназию, даже, если об этом имеется соответствующая просьба больного. В то же время по вопросу относительно того, когда прекращать реанимационные мероприятия, мнения ведущих религиозных общин расходятся. Ортодоксальные раввины считают, что нужно поддерживать жизнь любой ценой, неортодоксальные - что в ряде случаев можно дать возможность свободно умереть, если продолжение жизни связано с существенными физическими страданиями, которые не могут прекратиться. В иудейской традиции большое уважение уделяется человеческому телу даже после его смерти, поэтому его нельзя вскрывать, нельзя брать органы на трансплантацию, если только перед смертью человек сам не разрешил этого и семья также не имеет соответствующих возражении.

    Во всех случаях врач должен бороться за жизнь до последнего вдоха. Лечение при невозможности полного физического выздоровления должно быть направлено на уменьшение страданий больного. Нельзя больному сообщать о диагнозе. Смерть констатируется на основании остановки сердечной и дыхательной деятельности, а также неподвижности. После наступления смерти необходимо незамедлительно вызвать раввина для совершения религиозных обрядов по умершему.

    Забор органов и крови возможен только в том случае, если это не приводит к ухудшению состояния здоровья реципиента и является добровольным актом. При заборе органов и крови особое внимание нужно уделить тому, чтобы тело донора не было изуродовано. Ортодоксальные иудеи могут отказаться от пересадки органов или переливания крови, если процедура не будет освещена раввином.

    Искусственное прерывание беременности во всех случаях недопустимо. По медицинским показаниям возможна стерилизация женщины, но не мужчины. Разрешено искусственное оплодотворение спермой мужа, если другие способы забеременеть оказались безрезультатными.

    В идуаизме разрешен прием вовнутрь только кошерных (одобренных конфессией) продуктов. Соответственно, все употребляемые лекарства должны быть кошерными. Только раввин имеет право признать тот или иной продукт кошерным или некошерным. Сложнее всего получить статус кошерного препарата в случае животного происхождения средства. Бычья сыворотка и яичный белок могут, используемые для приготовления вакцин, сывороток, могут быть кошерными только, если при забое животного, разбивании яйца соблюдались определенные религиозные обряды. Препараты на основе свиных сывороток не могут быть кошерными. Также не могут быть кошерными препараты на основе сырья, полученного от рыб с неполным развитием костей или от хрящевых рыб (например, акул).

    • springy
    • January 17, 2009
    • 18:49

    Католицизм. Всякая медицинская помощь должна быть направлена на сохранение жизни. Все медицинские вмешательства, преследующие эту цель (включая пересадку органов, переливание крови, применение малоизученных лекарств), допустимы, если нет альтернативных вариантов лечения. Аборт возможен только при прямых медицинских показаниях (угроза жизни матери). Ни при каких других обстоятельствах медицина не должна регулировать продолжение беременности.

    Запрещена стерилизация даже лиц с генетическими аномалиями, умственно или физически отсталых. Косметическая или другая хирургическая операция допустимы только тогда, когда преследуют своей целью сохранить целостность и здоровье индивидуума или других части тела. Эвтаназия запрещена во всех видах.

    • springy
    • January 17, 2009
    • 18:50

    Мусульманство. В мусульманской религиозной традиции считается, что душа у зародыша появляется с первой недели четвертого месяца беременности - с этого времени прерывание беременности запрещено. До данного срока за женщиной сохраняется свобода выбора относительно сохранения или прерывания беременности.

    Врач-мужчина, особенно не мусульманин, не может осматривать женщину и принимать у нее роды в отсутствие ее ближайших родственников. Поэтому при развертывании передвижных военных госпиталей на территории мусульманских стран, необходимо укомплектовать штатный состав врачей женщинами по всем медицинским специальностям. При организации медицинской помощи убежденным мусульманам также следует разделять потоки пациентов на мужчин и женщин так, чтобы ни в одном помещении не оказывались пациент-мужчина и пациент-женщина.

    Мусульманство признает искусственное оплодотворение в случае, если для него использована сперма законного мужа и имеется согласие супругов. Трансплантация органов и переливание крови возможны только от живых доноров, исповедующих ислам и давших на то согласие. Трансплантация возможна от человека с церебральной смертью, которому искусственно поддерживается дыхание и кровообращение.

    Мусульманство запрещает использование каких-либо продуктов, полученных на основе свинины. Поэтому не допускается использование свиных вакцин, сывороток и т.д. Шариат требует от медицинских работников борьбы за сохранение жизни пациентов до самой последней минуты, категорически отвергая возможность эвтаназии.

    • springy
    • January 17, 2009
    • 18:50

    Православие рассматривает аборт как один из видов убийств. Аборт может быть разрешен только в том случае, если есть прямая угроза жизни матери. Православие не возражает против пересадки кожи или переливания крови, если при этом донору не причиняется значительный вред и достигается существенная польза для реципиента. Пересадка других органов возможна только в том случае, если нет угрозы для жизни донора. Смерть наступает при необратимом разрушении тканей человека. Только после этого возможет забор органов для трансплантации. До смерти врач должен сделать всё возможное для продления жизни, в т.ч. давать наркотические анальгетики, проводить реанимационные мероприятия, хирургические вмешательства и т.д. Однако большинством неортодоксальным священников признается, что поддержание жизни после смерти мозга бессмысленно, если оно сопряжено с соматическими нарушениями.

    В восточной православной традиции разрешено обращаться с молитвой к Богу об ускорении отделения души от тела, если нет шансов на выздоровление больного, его болезнь затянулась, причиняя значительные страдания больному и его родственникам. В этой ситуации разрешена пассивная, но не активная эвтаназия.

    Православие не признает контрацепции вне брака и в ряде случаев допускает использование контрацепции в браке. Методы планирования семьи допустимы, если последующее деторождение может отрицательно сказаться на здоровье матери или же если семья не в состоянии содержать еще одного ребенка. В любом случае должны использоваться обратимые методы контрацепции.

    Православная церковь с некоторыми оговорками допускает искусственное оплодотворение. Возможно осеменение жены спермой донора при условии согласия мужа. Ряд священников запрещают, а ряд разрешают оплодотворение жены спермой мужа, если другие способы забеременеть оказались безрезультатными.

    • springy
    • January 17, 2009
    • 18:51

    Протестантство практически ни как не регламентирует деятельность врача, оговаривая лишь, что она должна быть компетентной и гуманной.

    Таким образом, при оказании медицинской помощи необходимо стараться по возможности учитывать вероисповедание больного, его культуральные и др. личностные особенности. Следует особенно отметить, что при оказании медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и в условиях массовых катастроф (особенно транснациональных) необходимо соблюдать максимальную осторожность при оказании медицинской помощи, объяснять больным или их родственникам необходимость каждого медицинского вмешательства и целесообразность проведения подобного лечения. При оказании медицинской помощи на территории зарубежных государств желательным является присутствие местных врачей, знакомых с культуральными особенностями оказания медицинской помощи населению.

    • monocular199210
    • January 17, 2009
    • 19:02

    Таким образом, идеальным больным (не считая случаев констатации)

    является протестант...)

    • seattle4201
    • January 17, 2009
    • 19:41

    а лучше атеист:)

    • audacious
    • January 17, 2009
    • 19:58

    Со Свидетелями Иеговы сталкиваться приходилось. Все бы ничего, если бы речь не шла о летальной кровопотере....

    • reparation
    • January 21, 2009
    • 23:47

    У нас светское государство,нас эта тема не касается,если надо-доставим,дальше мутите голову врачу п.о.Препараты крови мы не используем.

    • loll197503
    • January 23, 2009
    • 09:52

    Видал таких....в черных юбках в пол и платках...жалоб море а ни живот показать ни помощь..от всего отказались в том числе и от поездки в стационар....не понимаю зачем они тогда вызывают нас! Пускай их бог им помогает в таком случае! Я против каких бы то ни было религиозных моментов в оказании помощи, я не шаман и не священник

    • blithe
    • February 05, 2009
    • 02:53

    хм у нас в Казани мусульманство. но пока не сталкивался сам.

    • salt198010
    • February 05, 2009
    • 15:04

    а полис ОМС вне политики, вне религии.

    • blithe
    • February 05, 2009
    • 17:20

    Ярослав Кузнецов что верно то верно

    • orthodoxy6619
    • June 29, 2012
    • 11:09

    с другой стороны - мы обязаны... по новому закону. следовательно.нвадо знать во избежание жалоб. большое спасибо за информацию

    • hagen
    • June 29, 2012
    • 11:43

    Нужно определиться, что для врача на первом месте - жизнь и здоровье пациента или неприятие врачом каких-то национальных осоьенностей и традиций. Мне случалось и делать ЭКГ не снимая бюстгальтера, и пальпировать живот через ткань, и просить коллег-женщин заменить меня на вызове. Не вижу в этом ничего страшного или унизительного для себя, не мое дело заниматься жкстренным перевоспитанием взрослых людей, выросших в определенной культурной традиции.

    Конечно, если уж никак не получается, надо брать развернутые мотивированные отказы.

    • tightwad
    • July 27, 2012
    • 11:09

    Вопрос сложный и неоднозначный, коллеги. В любом случае, принятие решения в ургентной ситуации должно быть коллегиальным (в случае СМП - с уведомлением выше стоящих должностных лиц) и обязательным подробным оформлением информированного добровольного согласия или отказа от вмешательства (процедуры) и ознакомлением с возможными последствиями отказа, включая смерть пациента, как того требует закон. Кроме того, оказывая помощь пациентам, исповедующим различные религии, следует уважать религиозные чувства и традиции. Сложность выбора заключается и в том, что закон с одной стороны, требует соблюдения права пациента на религиозные свободы, а с другой стороны - некоторые религиозные традиции и взгляды препятствуют оказанию помощи, в том числе по жизненным показаниям. Решать должен сам пациент (законный представитель). А обществу и государству ещё предстоит немало потрудиться, чтобы выработать приемлемые для всех морально-этические нормы и правила поведения... В любом случае актуальность проблемы, особенно в условиях ЧС мирного и военного времени, не вызывает сомнений. Любопытно было бы изучить мировой опыт и судебную практику по этому вопросу... Не думаю, что всё так просто трактуется...

    • screen6596
    • July 28, 2012
    • 20:14

    А мне интересно,зачем они вызывают скорую,если потом не дают, по религиозным соображениям,дотрагиваться до больного?Что они хотят от врачей?Зачем едут в больницу?Что бы не давать там себя лечить?

    Не трогайте,никакие манипуляции не делайте,но если больной умрёт,то мы на вас в суд подадим за неоказание помощи?Где их религиозная логика?

    • hagen
    • July 28, 2012
    • 21:28

    Татьяна Дюбанова, не надо так утрировать. Я не припомню в своей практике именно ОТКАЗОВ от медпомощи по религиозным или традиционным причинам. Были только некоторые ПРОСЬБЫ, о которых я сказал выше.

    Кстати, в полиции и других сруктурах проводить личный досмотр (обыск) имеют право только лица того же пола, и это никгого не удивляет. Конечно, может показаться, что это не совсем то, но если у какой-то нации есть запрет на обнажение перед ЛЮБЫМ мужчиной вне зависимости от его профессии, то это вполне аналогично нежеланию русской женщины раздеваться перед мужчиной-полицейским или таможенником.

    • screen6596
    • July 28, 2012
    • 21:34

    hagen, ну если всё именно так,как вы пишете,то это мелочи жизни.

    А то уж напугали меня,что совсем не подпускают к истекающему кровью и т.д.