Симпатия и антипатия в общении. Язык тела - ключ к пониманию собеседника

Вы никогда не задумывались над тем, кто из двоих вошедших в комнату людей, вам больше нравится? К одним в общении вы проявляете симпатию, к другим – антипатию . При условии, что один похож на вас, а второй – полная ваша противоположность. Так вот, наука установила, что большинству людей симпатичны те, которые на нас самих не похожи. И двух мнений здесь быть не может.

Возникающее чувство симпатии основывается на первом впечатлении, а при последующем общении перерастает в кучу проблем. Наверняка, у многих были похожие ситуации, когда симпатия постепенно сходит на нет и все труднее находить общий язык. Вот эти разногласия нужно каким-то образом устранять, чтобы не доводить до возникновения конфликтных ситуаций.

Когда эти нестыковки происходят с начальством, есть два варианта: приспособиться или уйти. А если ни один из них неприемлем? Тогда мы просто отдаляемся от этого человека.

Симпатия и антипатия в общении с примером

Прослеживается интересная тенденция: люди, имеющие собственный стиль, мнение, манеру поведения, как правило, глубоко симпатичны окружающим. А в действительности, их немногие терпят в своем окружении, буквально ненавидя за то, что кто-то пренебрегает установленными правилами и живет по своим законам. Причем в общении он чаще проявляет антипатию, чем симпатию к окружающим . Простой пример – люди из его довольно узкого окружения заслуживают его внимания намного больше, чем остальные. В лучшем случае, этого человека назовут инакомыслящим, в худшем – опасным и неприятным человеком.

Чем обосновано наше мнение о том, что мы всегда правы? Только своим личным, индивидуальным опытом, порой абсолютно противоположным. Диалог двух людей с совершенно различным жизненным опытом будет, мягко говоря, очень бурным. Представьте ситуацию, когда общаются два человека, причем один из них прожил спокойную безмятежную жизнь, а второй был вынужден с ранних лет завоевывать свое место под солнцем. Естественно, им будет нелегко найти общий язык, ведь оценка любому явлению или действию получается у них взаимоисключающая. Т.е., что для одного хорошо, то второму плохо. Как же таким разным людям строить отношения?

Нужно научиться слушать и понимать ближнего. Любой из нас может сказать, что он понимает точку зрения собеседника и может стать на его место. Это на словах, а на деле, слушая выступления коллег по животрепещущим вопросам, бесимся от чувства несправедливости, обиды и злости. Как это ни парадоксально, но мы не умеем уважать мнение другого человека, чаще всего даже не готовы его выслушать.

Симпатия и антипатия - коллеги

Хотите доказательств? Попросите своих коллег озвучить свое мнение о вас, попросив их говорить правду и пообещав не обижаться на них. Как думаете, какой будет результат? Желающих сказать правду будет очень и очень немного – кто же захочет портить отношения из-за « пустяка». Они ведь уже знают, что их высказывания вам не понравятся, и вы обидитесь, даже если не подадите вида. Это относится не только к личностям, но и к политике, культуре, женщинам и мужчинам в общем. Это актуально особенно в начале карьеры . На все это у нас свое, абсолютно незыблемое и непоколебимое мнение, и другой точки зрения для нас не существует.

Начиная разговор, у нас одна цель – высказаться самому, а не слушать другого. Нас не интересует чужое мнение. Каждый человек хочет, чтобы именно его услышали, согласились с его позицией. В любом случае, будьте миролюбивы, но решительны, терпимее, не поддавайтесь эмоциям, относитесь к себе менее критично, но не будьте агрессивны. Чаще проявляйте симпатию при общении к окружающим и меньше – антипатию.

Симпатия (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому – или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым - внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п., т. е. аттракция. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1975), симпатия - это мало осознанное отношение или влечение одного человека к другому.

Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих философов, в частности стоиков, которые трактовали ее как духовную объективную общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. Однако на протяжении многих столетий симпатия, по существу, рассматривалась как эмпатия. Отголоски такого взгляда на симпатию, ее смешение с эмпатией можно встретить и сейчас. Например, в словаре социально-психологических понятий «Коллектив, личность, общение» (1987) говорится, что близкой сипатии выступает эмпатия и что «…иногда симпатия ведет к альтруистической помощи; а иногда, напротив, может обусловливать избегание другого человека как источника тревожащих и потому негативных эмоций.

Мы можем уклоняться от встречи с определенными людьми, поскольку даже один их вид печалит нас». Ясно, что речь идет о проявлении эмпатии, а не симпатии. Скорее в случае избегания человека надо говорить об антипатии к нему, но и она вовсе не обязательна в описываемом случае.

Определяя природу симпатии и антипатии американский социолог Якоб Морено выдвинул гипотезу, что источники симпатии и антипатии - носят врожденный характер и являются результатом tele - таинственной способности притягивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах, к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Якоб Морено, определенные люди обладают социальной одаренностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде потока особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.

Эта гипотеза подверглась справедливой критике со стороны многих психологов, особенно отечественных, отмечавших, что главным определяющим симпатию или антипатию фактором является поведение человека в процессе взаимодействия с другими людьми, его нравственные и моральные качества, его идейные убеждения. В этих взглядах тоже есть известный перехлест. Ф. Ларошфуко справедливо отмечал, что «иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках» (1971, с. 162). Феномен привлекательности, притягательности для объяснения природы симпатии используется и в настоящее время, но вместо tele Якоб Морено используется другое понятие - аттракция.

Английское слово attraction переводится как «привлекательность», «притяжение», «влечение». В психологии этим термином обозначают процесс и результат формирования положительного эмоционального отношения (Андреева, 1997). Аттракция - это наличие чувства, отношения к другому человеку и его оценка. Спецификой симпатии и антипатии является то, что они никем специально не устанавливаются, а складываются спонтанно в силу ряда причин психологического характера.

Хотя уже в раннем возрасте дети быстро и уверенно определяют свои предпочтения, до сих пор не ясны причины, по которым они симпатизируют одним взрослым и сторонятся других (Stevenson, 1965).

Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадочным, это создает большие трудности для педагогов в воспитании детей и формировании положительного социального климата в детских группах. Как отмечает А. А. Рояк (1974), если дети не любят дошкольника, воспитателю очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему других детей. Понять механизмы формирования симпатии в некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции. По Л. Я. Гозману, (1987) ими являются:

Свойства объекта аттракции;

Свойства субъекта аттракции;

Соотношение свойств объекта и субъекта аттракции;

Особенности взаимодействия;

Особенности ситуации общения;

Культурный и социальный контекст;

Время (динамика развития отношений во времени).

Таким образом, возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, зависит от особенностей как объекта симпатии (его привлекательности), так и симпатизирующего субъекта (его склонностей, предпочтений) и определяется конкретными социальными условиями.

В зарубежной социальной психологии, отмечает В. П. Трусов (1984), многократно обнаруживалась предсказательная функция эмоциональных показателей (симпатии-антипатии) при изучении политических предпочтений, так как они менее подвержены влиянию «семантических фильтров» по сравнению с когнитивными и поведенческими показателями. Наиболее точные совпадения с результатами реального голосования за того или иного кандидата давали эмоциональные оценки кандидата.

Конкретному изучению свойств человека, вызывающих к нему симпатию или антипатию, посвящены лишь единичные исследования на примере взаимоотношений тренеров и юных спортсменов.

Ю. А. Коломейцев (1975) выявил, что ученики, к которым тренеры питают симпатию («любимчики»), имеют сходство с тренерами по типологическим особенностям проявления свойств нервной системы. Между тренерами и «нелюбимчиками» такого сходства найдено не было.

Однако в исследовании Т. М. Симаревой и др. (1979) этот факт не нашел подтверждения, хотя были выявлены типологические различия между группами «любимых» и «нелюбимых» юных спортсменов. У первых значительно чаще встречалось преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу, что свидетельствует, судя по ряду исследований (Высотская и др., 1974; Фетискин, 1978; Сидоров, 1983), о наличии у них выраженной потребности в двигательной активности, большей работоспособности. У первых чаще, чем у вторых, встречалась сильная нервная система, которая тоже способствует проявлению высокой работоспособности «через не могу» за счет терпеливости (Ильина, 1976). В группе «любимых» чаще встречалось и преобладание возбуждения по «внешнему» балансу, что в сочетании с предыдущими двумя типологическими особенностями говорит об их большей решительности, активности. Таким образом, «любимчики» отличаются от «нелюбимчиков» такими типологическими особенностями, которые в комбинации обеспечивают лучшее проявление различных волевых качеств. Последние же, позитивно влияя на поведение спортсменов на тренировках и соревнованиях, на самоотдачу, работоспособность, а в конечном итоге и на спортивный результат, вызывают более положительное отношение к ним тренеров.

Этот вывод был подтвержден и результатами опроса тренеров, которые должны были оценить по 10-балльной шкале всех спортсменов, которых они тренировали, используя следующие критерии: качества, характеризующие одаренность спортсменов; качества, характеризующие работоспособность; волевые качества. Оказалось, что по всем этим критериям преимущество в оценках имели «любимые» спортсмены (хотя были случаи, когда по какому-то критерию некоторые «нелюбимые» оценивались выше).

Доминантное отношение тренеров к «любимым» ученикам проявлялось даже в том, что они начинали писать список своей группы с «любимых», а «нелюбимые» оказывались в этом списке на последних местах.

Эмоциональное отношение к человеку оказывает влияние на оценку как его личности в целом, так и его профессиональных качеств. Это было выявлено Е. Г. Еделевой в отношении оценки школьниками учителей физической культуры; если учитель не нравился и с ним у учащегося были конфликтные отношения, то он оценивался низко и как профессионал, а не только как личность.

Эмоциональное отношение к человеку оказывает влияние и на оценку его личности в целом, а также его профессиональных качеств. Это было выявлено Е. Г. Еделевой в отношении оценки школьниками учителей физической культуры: если учитель не нравился и с ним у учащегося были конфликтные отношения, то он оценивался низко и как профессионал, а не только как личность.

Личные отношения - это чувства которые испытывают люди друг к другу. В основном чувства при общении бывают положительные (симпатии) или отрицательные (антипатии).
Симпатия (греч. sympatheia- «внутреннее расположение, влечение») - чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности человека к другим людям.
Антипатия (греч. antipatheia, от anti против, и pathos страсть) - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии. Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов.

Наследственная или приобретённая антипатия человека и животных к тем или иным предметам часто имеет инстинктивную или рефлекторную природу и, по мнению некоторых авторов, связана с задачей самосохранения индивидуума, биологического вида, группы или этноса.
В социологии и психологии антипатия, как и симпатия, служит одним из мотивационных регуляторов межличностных и межгрупповых взаимоотношений. При этом чувства приязни и неприязни могут быть более или менее независимыми или даже взаимодополнительными, то есть закономерно сочетаться в эмоциональном отношении к другому человеку (выраженность одного полюса с одновременной выраженностью противоположного)[Википедия].
Возникновение симпатий или антипатий зависит от:
* привлекательности физической;
* сходства и похожести;
* характера, умения, успешности в различных видах деятельности;
* совместного труда, действия на пользу другого;
* уважительного отношения к другому.
Внешность, физическая привлекательность
Если внешние черты человека нам приятны, то мы невольно симпатизируем ему. Он воспринимается нами за внешние физически красивые качества, а люди неряшливые, неопрятные чаще вызывают антипатию.
Сходство, похожесть
Сходство и похожесть бывает внешняя и внутренняя.
Сходство внешнее - тот же возраст, пол, культурный уровень, материальная обеспеченность.
Внутреннее сходство - общность интересов, взглядов, ценностей, норм поведения, черт характера.
"Непохожесть" человека на других мешает нам понять его и почувствовать к нему симпатию. За "непохожесть" человека, ему часто навешивают обидные прозвища и ярлыки.
Качества характера, умения
При вступлении в отношения с другими на закрепление симпатий влияют различные качества характера, успешность в различных видах деятельности, умения, увлечения. Они делают человека привлекательным для окружающих. Если человек расположен к другим, отзывчив, внимателен, добр и умеет иногда уступать другим, то он вызывает у них наибольшую симпатию.
Антипатию и настороженность, напротив, вызывают скованные, робкие, застенчивые, не уверенные в себе люди.
Психологи попросили школьников описать, какие ребята вызывают у них наибольшую антипатию. И вот, что получилось.
"Победитель" - тот, кто без всяких веских оснований считает. что он всегда и во всем должен быть первым.
"Самый красивый" ("первая красавица") - тот, кого больше всего на свете занимает вопрос: "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?"
"Богач" - тот, кто считает: "Могу всё купить и продать. Я лучше всех, потому, что у меня больше денег".
"Хулиган" - "Мне нравится чувствовать беззащитность других".
"Самоуверенный" - "Я всегда прав!"
"Подлиза" - "Я буду делать только то, что нравится другим!"
" Слабак, тихоня" - "Не трогай меня, я маленький и слабый!"
"Плакса, ябеда" - "Я буду жаловаться взрослым"
Все описанные ребята сосредоточены на себе, думают только о себе, не считаются с окружающими, ради достижений своих целей могут использовать других людей. Они постоянно
демонстрируют, что они лучше других - умнее. красивее; другие - что они хуже (слабее, беззащитнее), чем другие. И то и другое окружающим не нравится, вызывают антипатию.
Совместный труд, действия на пользу другого
Общее дело лучше всего объединяет людей. Общие, совместные и особенно деловые отношения создают благоприятные условия для формирования у людей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу особенно если они полезны лично каждому.
В мультфильме "Зима в Простоквашино" кот Матроскин объясняет так:"Потому что совместный труд - для моей пользы - объединяет".
Ленивые и неумехи вызывают у нас антипатию.
Уважительное отношение к другому
Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Уважение предписывает не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального.
Уважение - одно из важнейших требований нравственности. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие. Подавление этих требований является нарушением уважения. Однако смысл этих качеств, из которых складывается уважение, определяется характером общества и принятыми парадигмами. Понимание прав человека, свободы, равенства в разные века было совершенно разным. Согласно словарю по этике под редакцией И. Кона наибольшие возможности для глубокого уважения, устранения эксплуатации, а также условия для наивысшей меры реальной свободы личности даёт коммунистическая формация.
По Канту уважение устанавливает норму человеческих отношений даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание.
Также уважение - это моральный долг и единственная правильная позиция человека перед лицом всего ценного, перед лицом любого человека (Википедия).
Доброжелательность - осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность - то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага...
Если люди относятся к нам доброжелательно, уважительно. Если всё это проявляется у человека в мимике, поведении, поступках - это вызывает у нас симпатию.
Антипатию вызывают у нас люди безразличные, недоброжелательные.
При доброжелательности человек:
* смотрит прямо на человека, взгляд выражает приветливость;
* тепло сердечно улыбается;
* садится близко;
* выражает заинтересованность в том, что нравится и чем увлечен человек;
* возможны дружеские потасовки;
* слушает внимательно;
* высказывает одобряющие, понимающие суждения;
* лицо доброжелательное открытое;
* жесты спокойные, приветливые, выражающие отношение к собеседнику (1,с.110-111).

Литература:
1. Психолгия. 4 класс. А.Д.Андреева, И.В.Дубровина,Д.В.Лубовская, А.М.Прихожан. Воронеж: Модек,2001.

Симпатия
Материал www.psychologos.ru/articles/view/simpatiya

Симпатия - чувство дружеской расположенности, бескорыстного притяжения. На того, кто симпатичен, хочется смотреть, хочется его слышать, хочется чаще быть с ним рядом. При этом никакой явной выгоды от этого смотрения, слышания и бытия рядом - нет.
В отличие от влюбленности, симпатия - легкое и контролируемое чувство. Симпатию легко "отодвинуть" и забыть о ней, с влюбленностью сделать подобное сложно.
У детей и подростков проявления симпатии имеют иногда неожиданные, в том числе негативные формы: дернуть за косичку, толкнуть, ударить...
Что делать, чтобы люди нравились?
Люди нам нравятся не всегда. Люди бывают и противные, и трудные. А иногда хочется, чтобы люди вам нравились - от этого и самому среди них бывает приятнее находиться, и это иногда нужно для дела. Бывает, что вы головой понимаете - человек наверное хороший, а в душе теплого отношения нет, и тогда хочется поправить душу. Что может этому помочь? Что можно сделать, чтобы какой-то человек вам стал нравиться больше?
Сила симпатии
Статья написана по книге Дэвида Майерса "Социальная психология"
Кого мы будем любить больше – того, кто сначала не любил нас, а потом полюбил, или того, кто любил нас с самого начала?
Пример: Саша учится в одной группе с Олей. Поначалу он не мог избавиться от ощущения, что для Оли он – парень так себе. Но по мере того как идет время, он замечает: мнение Оли о нем явно меняется в лучшую сторону, а в конце концов выясняется, что она считает его способным, внимательным и очаровательным молодым человеком. Вопрос: нравилась бы Оля Саше больше, если бы с самого начала была о нем такого лестного мнения?
Чтобы прояснить этот вопрос, Эллиот Аронсон и Дарвин Линдер провели эксперимент: они «позволили» 80 студенткам подслушать, как отзывалась о них одна женщина. Одни студентки слышали только лестные отзывы, другие – только отрицательные. Другие слышали и те и другие, но в разной последовательности: либо сначала отрицательные, а потом лестные (как в случае с Сашей), либо наоборот. И в этом и в других экспериментах к «оценщице» лучше относились те испытуемые, которые выросли в её глазах, особенно если этот рост был постепенным и опровергал первоначальную критику. Возможно, похвала Оли вызвала большее доверие, потому что последовала за критикой. А возможно и другое: похвалы Оли пришлось ждать, поэтому и вызвала особенную благодарность.
Аронсон полагал: если постоянно хвалить человека, похвала может обесцениться. Когда муж в пятисотый раз повторяет жене: «Дорогая, ты просто неотразима!», – его слова меньше впечатляют, чем если бы он сказал: «Дорогая, по-моему, это платье не очень идет тебе». Поэтому гораздо легче обидеть человека, которого безумно любишь, чем обрадовать. Это значит, что отношения, в которых взаимное уважение и взаимное одобрение сочетаются с честностью по отношению друг к другу, будут оцениваться выше и приносить радости больше, чем отношения, потускневшие под давлением отрицательных эмоций, или те, в которых люди пытаются лишь «не скупиться на похвалу». Аронсон писал:
«По мере того как отношения становятся все более и более близкими, возрастает и значение подлинности – нашей способности отказаться от попыток произвести хорошее впечатление и начать «предъявлять» себя такими, какие мы есть на самом деле, даже если мы вовсе не хороши… Если двое действительно любят друг друга, их отношения будут более продолжительными и эмоциональными в том случае, если они смогут выражать не только позитивные, но и негативные чувства, а не просто постоянно «миловаться» друг с другом».
Чаще всего, общаясь с разными людьми, мы выступаем в роли цензоров собственных негативных чувств. А это значит, что некоторые люди лишены обратной связи, которая могла бы помочь им скорректировать свое поведение. Живя в мире приятных иллюзий, они продолжают вести себя так, что отталкивают от себя тех, кто при других обстоятельствах мог бы стать другом.

Симпатия

Симпатия (греч. - «внутреннее расположение, влечение») - чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности человека к другим людям. Противоположно антипатии.
Симпатия, как правило, возникает на основе общих взглядов, интересов и ценностей, а также вследствие избирательной положительной реакции на внешность, поведение и черты характера другого человека. Симпатия одного человека к другому проявляется как инстинктивная склонность, чувство внутреннего родства между ними. Выражается в повышенном интересе к человеку, доброжелательности, оказании внимания и помощи.
Примечания
1. Давлетчина С. Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100 с).
2. Симпатия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
3. 1 2 Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.
4. Что такое Симпатия?
Антипатия

Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Антипатия (греч. от - «против», и - «страсть») - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии. Антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов.
Антипатия имеет своим источником представление о вредности, опасности, уродстве, неполноценности объекта антипатии, приобретённое личным или наследственным опытом или же привитое воспитанием. В основе этого чувства может лежать также особая возбудимость нервной системы индивидуума (см. Идиосинкразия).
Наследственная или приобретённая антипатия человека и животных к тем или иным предметам часто имеет инстинктивную илирефлекторную природу и, по мнению некоторых авторов, связана с задачей самосохранения индивидуума, биологического вида, группы или этноса.
В социологии и психологии антипатия, как и симпатия, служит одним из мотивационных регуляторов межличностных и межгрупповых взаимоотношений. При этом чувства приязни и неприязни могут быть более или менее независимыми или даже взаимодополнительными, то есть закономерно сочетаться в эмоциональном отношении к другому человеку (выраженность одного полюса с одновременной выраженностью противоположного).
Примечания
1. Freud S. Group psychology and analysis of the ego. - Standard Edition, v. XVIII. London: Hogarth Press, 1955. P.101-102
2. Напр., межэтническая антипатия как «отрицательная комплиментарность» в теории этногенеза Л. Н. Гумилёва.
3. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 176 с.
Ссылки
Антипатия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
Л. Я. Гозман. «Психология эмоциональных отношений»

Общество >> Этика

«Партнер» №5 (152) 2010г.

Тайна симпатии и антипатии

Психология чувств

Григорий Калихман (Дортмунд)

Я дал такое название статье не для того, чтобы заинтриговать читателя. Просто существует некий таинственный феномен, заключающийся в том, что одни люди, казалось бы, без видимых причин нам симпатичны, а другие - несимпатичны.

"Какой-то есть особый закон внезапного рождения симпатий", - писал английский поэт Джордж Байрон. Впрочем, задолго до рождения Байрона выдающийся шотландский экономист Адам Смит (тот самый, труды которого читал Евгений Онегин) пытался сформулировать этот "закон". В 1754 году он опубликовал книгу под названием "Теория нравственных чувств". Эту книгу Смит начинает с определения чувства симпатии и его влияния на отношения между людьми. Согласно Смиту, симпатия - это способность разделять какие бы то ни были настроения и чувствования других людей. Современная психология называет эту способность и, главное, готовность словом "эмпатия". Слово "симпатия" (происходит от греческого sympatheia - влечение, расположение) означает устойчивое одобрительное отношение к кому-либо, проявляющееся в приветливости, доброжелательности и других положительных эмоциях.

О рождении симпатии

Иногда бывает даже так, что чувство симпатии или антипатии может стоить очень дорого. Можно вспомнить такой исторический пример. "Великий людоед всех времен и народов" уничтожил журналиста Михаила Кольцова, одного из самых преданных своих паладинов, и в то же время пощадил Илью Эренбурга и Бориса Пастернака, которых Кольцов оговорил под пытками. По-видимому, они были симпатичны Сталину.

Симпатия является самым простым видом межличностной притягательности. Она не задевает нас глубоко. Можно сказать, что это чувство является поверхностным. Если мы разочаровываемся в человеке, которому раньше симпатизировали, это не причиняет нам особой боли. Мы можем находить симпатичными множество людей любого пола и любого возраста. Следовательно, чувство симпатии не имеет выраженной сексуальной окраски. Во многих случаях симпатия вызывает ответную симпатию. Если кто-то проявляет к нам интерес и восхищается нашими "выдающимися" достоинствами, мы, в свою очередь, начинаем симпатизировать этому человеку. И уж почти наверняка антипатия порождает ответную антипатию. Можно сказать, что несимпатичный человек - это тот, кто не проявляет интереса и симпатии ко мне, такому хорошему и обаятельному.

На начальном этапе возникновения симпатии наиболее существенными являются внешние данные человека и манера его поведения, затем в процессе общения более значимыми становятся его социально-психологические свойства. Как это ни покажется странным, слишком высокий уровень положительных качеств снижает привлекательность, потому что такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная "правильность" угнетает. Установлена существенная зависимость симпатии от самораскрытия и доверия партнеров друг к другу. При этом очень важным является не только сходство жизненных установок, но и взаимодополняемость личностных свойств, а также сотрудничество, не переходящее в соперничество.

В одном из современных романов описано, как возникло чувство взаимной симпатии между двумя людьми - начальником и подчиненной, которые до того уже больше года работали вместе: "В этот момент что-то изменилось: у них появились отношения, и они оба это явно почувствовали. Наверно, и раньше в их подсознании что-то происходило. А возможно, возникло спонтанно. Кто поймет тайны психологии..."

Что говорит наука

Если уж говорить о тайнах психологии, то наука пытается объяснить, как и почему возникает чувство симпатии между двумя людьми. Какие-то исследователи открыли, что симпатия между двумя людьми может возникнуть, если они находятся друг от друга на расстоянии не более двух метров. Всему виной, видите ли, вещества, выделяемые телом и называемые феромонами, ощутить которые на большом расстоянии очень сложно. Хотите - верьте, хотите - проверьте. А вот в солидной газете Welt am Sonntag в конце 2008 года была опубликована статья под названием "Gentest statt Gespräch" ("Генетический тест вместо разговора"). В статье говорилось о том, что ученые якобы установили, будто чувство симпатии реализуется на генетическом уровне и, проведя соответствующее исследование, можно установить, понравятся два конкретных человека друг другу или не понравятся. Далее сообщалось, что некоторые агентства, занимающиеся знакомствами и подбором супружеских пар, взяли эту теорию на вооружение и внедряют ее в практику.

По-видимому, в этих исследованиях есть какое-то рациональное зерно. В качестве подтверждения можно привести известное высказывание Максима Горького. Отвечая на вопрос писателя Леонида Андреева, что заставляет его (Горького) тратить время на бесплодную борьбу с антисемитизмом, Горький ответил: "Еврей вообще симпатичен мне, а симпатия - явление биохимическое и объяснению не поддается".

Можно предположить, что антипатия по отношению к евреям вообще (а не к какому-то конкретному еврею), которая зовется антисемитизмом, тоже реализуется на биохимическом уровне. Если исходить из такой точки зрения, то антисемитизм (или, если говорить обобщенно, ксенофобия) какого-то отдельно взятого человека вряд ли можно искоренить, так как нельзя изменить его биохимическую природу.

О стойкости подобного рода убеждений (точнее говоря, предубеждений) писала знаменитая американская психотерапевт Джанетт Рейнуотер: "В отрочестве я спорила со своими знакомыми, придерживающимися расистских убеждений, я неистовствовала и проповедовала, исходя из ошибочных миссионерских идей изменить их систему взглядов, что, конечно же, не удалось сделать".

Наблюдая за собой, каждый может обнаружить, что какие-то люди ему нравятся, к другим он испытывает в лучшем случае безразличие, а к третьим - антипатию. При этом иногда бывает даже так, что этих людей мы никогда не встречали, а видели только по телевизору. И если кто-то вызывает у меня немотивированное неприятие и даже раздражение, то более чем вероятно, что я тоже могу вызывать неприятие у каких-то людей. И совсем не обязательно, что люди, которым я несимпатичен, плохие. Просто они другие, и их антипатию следует переносить, по возможности, спокойно. Здесь уместно вспомнить такое высказывание: "Если не всем ты понравиться сможешь делом своим и искусством, лучшим по вкусу придись: плох приглянувшийся всем".

От симпатии до любви

Значительно более сложными чувствами, по мнению психологов, являются любовь и сексуальное влечение, которые далеко не всегда эквивалентны друг другу.

В большинстве случаев любовь начинается с чувства симпатии. Если отрезок времени от возникновения симпатии до зарождения любви является очень кратким, то принято говорить о любви с первого взгляда. Стендаль в своем знаменитом трактате "О любви" писал: "В силу симпатии и некоторых других законов нашей природы, любовь - это просто-напросто величайшее счастье, какое только может быть". Размышляя о сексуальном влечении, Стендаль далее пишет: "После интимной близости между двумя людьми, испытывающими даже не любовь, а всего лишь чувство симпатии, возникает такое доверие, такая легкость общения, такое нежное внимание друг к другу, какие не появятся и после десятилетней симпатии и прочной дружбы".

Процитировав Стендаля, я подумал, что вся эта "лирика", присущая XIX и в значительной степени XX веку, наверно, уже "не работает" в XXI веке, когда интимные отношения между людьми начинаются в столь раннем возрасте, когда они достигли физической, но отнюдь не духовной зрелости. Тот, кто смотрел телесериал "Школа", наверняка пришел к такому же выводу.

Если корни симпатии спрятаны в подсознании, то причины антипатии в большинстве случаев могут быть подвергнуты критическому анализу, чем и занимается современная психология. Эти причины могут быть различными, причем зачастую взаимоисключающими. Нередко нам не нравится в другом человеке то, что нам не нравится в себе. Например, мы боремся с излишним весом или с морщинами. И другой человек служит как бы зеркалом, которое напоминает нам о наших недостатках. Поэтому мы находим такого человека несимпатичным и стараемся его избегать.

Вторая из возможных причин прямо противоположная: нам не нравится в другом то, что мы охотно хотели бы иметь, но не имеем. Например, бездарный человек неодобрительно относится к талантливому коллеге. Или кто-то счастлив в семейной жизни, а у нас "погода в доме" оставляет желать лучшего. И мы, сами того не сознавая, испытываем чувство зависти и нерасположение к этому человеку, находя для этого другие объяснения.

Еще одна из возможных причин антипатии к кому-либо заключается в том, что он чем-то напоминает наши неудачи в прошлых отношениях с другими людьми. Допустим, человек с какими-то определенными модуляциями голоса в свое время произвел на нас неприятное впечатление. Другой человек с такими же модуляциями имеет мало шансов нам понравиться.

Следующая причина заключается в том, что другой человек не похож на нас. Например, щедрому человеку несимпатичен скряга и, наоборот, скупердяй отвергает широкую натуру, а у сдержанного человека навязчивость и развязность вызывают отвращение и отторжение.

Об антипатии

Антипатия, то есть неприязнь, недоверие или даже ненависть ко многим людям или даже к человеческому роду в целом, называется мизантропией. Для мизантропа характерно презрение к распространенным людским недостаткам и слабостям, в том числе и к своим собственным. В качестве известного литературного примера можно вспомнить замечательный рассказ О.Генри "Один час полной жизни". Там какой-то лавочник считал, что человек - это ходячее зло, и радовался, когда находил этому очередное подтверждение. Доказывать мизантропу, что жизнь прекрасна, а человек - это венец творения, означает попусту терять время. Психологи еще не установили, является ли мизантропия врожденным или благоприобретенным свойством.

К счастью, подавляющее большинство людей лишены этого недостатка, и каждый из нас должен благодарить судьбу за то, что она наделила нас способностью испытывать симпатию и счастье в любви, жизни и к людям.


Когда молчишь в компании человека, который тебе несимпатичен возникает

мысль, что он зануда. Когда же молчишь в компании того, кто тебе нравится, приходишь

к уверенности, что невыносимый зануда здесь именно ты.

Ален де Боттон. Опыты любви

Антипатия как качество личности – склонность проявлять устойчивую не расположенность, неодобрение, неблагожелательное отношение к кому-либо, чему-либо.

Репутация мудреца была столь высока, что многие стремились причислить себя к его приверженцам, хотел он того или нет. Однажды он услышал о том, что четверо особенно неприятных типов отправились повидаться с ним, побуждаемые тем, что смогут называть себя последователями мудреца. Он тотчас же разузнал о симпатиях и антипатиях этих людей. По прибытии они обнаружили, что мудрец носит красный колпак, чрезмерно болтает, ест конфеты и утверждает, что не в состоянии воздержаться от опиума. Менее получаса провели они в его присутствии и больше никогда не упоминали о нём.

Антипатия, как пошутил один юморист, — это когда ты, начиная разговор, думаешь, как будешь избавляться от трупа. Антипатия – безотчетное чувство. Она не обусловливается волевым решением, появляясь, как черт из табакерки, неожиданно и необъяснимо. Смотришь, вроде бы приличный человек, ничего в нем откровенно порочного нет, а ты, всё равно, чувствуешь к нему неприязнь и раздражение (от голоса, запаха, манер поведения, языка тела) и, либо торопишься избежать тягостного для тебя общения, либо встречаешь его холодным, ледяным тоном. Иногда антипатия возникает сознательно. К примеру, человек с позиций своей нравственности и миропонимания дает неблагозвучную оценку поведения другого человека и вызывает у себя осознанную к нему антипатию.

Антипатия – это противоположный от симпатии полюс. «Какой-то есть особый закон внезапного рождения симпатий», — писал английский поэт Джордж Байрон. С антипатиями всё обстоит точно также. Корни антипатии спрятаны в представлениях человека, какими должны быть другие люди. Если существует большой крен реалий от его представлений, возникает антипатия. Он видит в другом человеке отрицательные качества личности, например, коварство, лицемерие, подлость, вредность, лживость, словом, длинный ряд пороков, которые сразу же формируют в сознании устойчивое антипатийное его восприятие.

Антипатия может стать следствием расхождений в мировоззрении, политических взглядах. Помимо этого, человек, заглянув в подвалы своей памяти, иногда накладывает свои плохие воспоминания на другого человека, чем-то напоминающего того, кто причинил в прошлом горе и страдания. Происходит своеобразный перенос, сваливание дурного на подходящую личность. Это ассоциативная антипатия. В таком случае нужно проанализировать, что конкретно тебя раздражает в этом человеке и найти этому логическое объяснение. Зачастую оно бывает настолько комичным, что ассоциативная линейка автоматически ломается.

Антипатия – это неприятие другого. Человек, вызывающий антипатию, не способен что-то доказать, довести до разума. Эго другого человека становится непреодолимым заслоном на пути его слов к душе и разуму. Беда антипатии в том, что ее слова никто не воспринимает. Слова в одно ухо влетают, бегут по поверхности ума и вылетают в другое ухо. Пусть он приводит несокрушимые аргументы, объясняет свою точку зрения так, что было бы понятно младенцу, всё равно – антипатия не позволяет принять его слова. Человек понимает, что антипат прав, но принять это не может. Поэтому необычайно сложно, если вообще возможно, договариваться, достигать каких-то положительных результатов с человеком, вызывающим антипатию.

Визуально антипатия диагностируется по следующим признакам: инстинктивное соблюдение больших дистанций между собеседниками; скрещенные руки или ноги, сцепленные пальцы рук; отсутствие копирования жестов собеседника; взгляд исподлобья, хмурые брови, сжатый рот; напряжение в мышцах, ощущение внутреннего дискомфорта.

Антипатия – признак двойственности ума, признак шараханья в крайности, в чрезмерности и избыточности идеализаций. Она является перекосом в одну сторону. Она не учитывает свою противоположность – симпатию и, тем самым, приучает ум к негативу. Ум начинает мыслить негативно. Ум человека движется между противоположностями и склонен к крайностям. Человек зачастую, видя в другом какой-то недостаток, гиперболизирует его, делает из мухи слона, создает отрицательную идеализацию. Мол, слишком он уродлив и неполноценен. Квазимода в сравнении с ним — красавчик. Словом, антипатия – результат какой-то пристрастности, предвзятости. В одном древнем трактате говорится: «Тот, кто избавился от двойственности ума, от симпатий, антипатий , от любви и ненависти, находится на трансцендентном уровне. С этого момента начинается его духовная жизнь. В противном случае, он будет всегда принимать какие-то догматические идеи».

Человек проявляет симпатию к тем объектам, которые его услаждают и ублажают, и испытывает антипатию к тем объектам, которые могут представлять опасность. Мало того, в антипатийных объектах человек порой видит причину своих неприятностей, видит в них корень своих проблем. Природа позаботилась о том, чтобы каждый остерегался своей противоположности. В животном мире можно встретить обилие антипатии. Френсис Барретт пишет: «Слон дрожит, услышав хрюканье свиней, а лев – кукареканье петуха, пантера не тронет их, если они намазаны куриным жиром, особенно, если в него был добавлен чеснок. Также вражда существует между лисами и лебедями, быками и галками. И некоторые птицы подвержены бесконечной дисперсии, например, галки и совы, коршуны и вороны… В водной среде существует сильнейшая антипатия между дельфинами и водоворотами, кефалью и щуками, каракатицами и лобстером, и последний чуть ли не падает замертво при виде первой, но лобстер разрывает морского угря».

Антипатия, как неприязнь, недоверие или даже ненависть ко многим людям или даже к человеческому роду в целом, называется мизантропией. Мизантроп - нелюдимый человек, страдающий или наоборот наслаждающийся человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основой жизненной философии. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп». Мизантропу присуще презрение к людским порокам и слабостям, в том числе и к своим собственным. В качестве известного литературного примера можно вспомнить замечательный рассказ О.Генри «Один час полной жизни». Там какой-то лавочник считал, что человек — это ходячее зло, и радовался, когда находил этому очередное подтверждение. Пустое дело убеждать мизантропа в том, что в любом человеке, кроме недостатков, есть и положительные качества личности. Устойчивая антипатия ко всем людям – визитная карточка мизантропа.

Петр Ковалев 2014 год