Боевая гимнастика цигун. Ицюань цигун или боевое искусство? Интервью с Анатолием Криводедовым

Доброго времени суток, Бойцы! В этой статье я опишу уникальный комплекс цигун, для начинающих изучать психофизические практики людей. В самом Китае он весьма популярен за счёт простоты, доходчивости и быстрого тренировочного эффекта.

Выбирая среди сотен подобного рода комплексов, я руководствовался следующими соображениями. Во-первых, комплекс цигуна, для начинающих изучать психопрактики, должен быть простым и понятным.


Во-вторых, комплекс цигуна для начинающих должен быть интересным! Ну, и в третьих, от комплекса должен чувствоваться быстрый положительный эффект, что немаловажно, поскольку человек так устроен, что он не будет много лет разучивать нечто, от чего нет результата.

Как-бы сам не стану утверждать, что этот комплекс сильно простой, поскольку таковые бывают и много проще, но то, что он весьма интересен и приносить огромную пользу – это несомненно! И в этом причина, что выбор был сделан в его пользу.

Следует отметить тот факт, что о цигуне я уже делал статью под названием « » и который можно без боязни практиковать, поскольку оно уникально настолько, что риск получить какие-то побочные отрицательные эффекты, ничтожно мал. Но то упражнение было чисто интуитивного плана, хотя активизация энергетики была очень быстрой. Этот же комплекс цигуна для начинающих, сконструирован так, что своим жёстким порядком движений прорабатывает всё тело: это очень важно, если человек хочет заложить прочный фундамент для своего дальнейшего роста не только в психофизическом плане, но и в практике такого боевого искусства, как .

1. Чем отличаются цигун-комплексы различных школ боя внутренних направлений.

Если коснуться темы психотренинга немного подробнее, то практически каждой школе БИ, особенно даосского направления, были присущи индивидуальные цигун-комплексы, заточенные исключительно под его особенности.

Заметьте, что начальные упражнения по развитию энергетики совпадали почти во всех школах боевых искусств. Разнились именно цигун-комплексы. Это связано прежде всего с тем, что каждой школе характерна своя специфическая работа, а чтобы сделать её наиболее эффективной, разрабатывались психофизические комплексы, делающие упор на характерные черты своей школы.

Так, например, цигун-комплекс стиля чтобы «Белый журавль» изначально разрабатывался с той целью, чтобы повысить хлесткую силу рук. В «орлином когте» упор делается на развитии силы пальцев, а цигун-комплекс багуа-чжан, о котором и пойдёт сегодня речь, прорабатывает скручивания тела, его повороты, вращения и закручивания конечностей, а также, круговые перемещения. То есть, данный комплекс для начинающих, помимо всего прочего, способствует обретению навыка кругового движения, о котором мы уже многократно говорили.

2. Описание комплекса цигуна для начинающих.

Комплекс “Цигун поворотов и вращений” состоит всего из восьми движений, выполняемых как на месте, так и в движении.
Все полезные эффекты этого комплекса цигуна для начинающих, можно выразить в одном предложении: он объединяет внутренние И, Ци и Цзинь со внешними структурами сухожилий, костей и мышц. В «переводе на русский» это предложение звучит, как: «Благодаря поворотам и вращениям, комплекс отлично стимулирует все суставы и мышцы, подвергая их дозированному стрессу, т.е. такой нагрузке, которая нагружает мышцы и связки оптимально для каждого человека». Круговые движения комплекса также стимулируют акупунктурные полости, поскольку задействует близлежайшие мышцы.

Данный комплекс был создан даосами, а даосы, если кто не в курсе, ставили своей целью достижения бессмертия в физическом теле. В поисках решения этой сверхзадачи, им было создано великое множество просто уникальных оздоровительных комплексов, упражнений и методик и много таких разработок было сплавлено в одно целое с боевыми искусствами.

Я постарался изложить этот цигун, для начинающих людей максимально подробно, но если что будет непонятно, задавайте вопросы, а теперь, приступим к самому упражнению.

Цигун для начинающих. Подготовительная поза.

Суть этой позиции заключается в успокоении эмоционального ума, остановки внутреннего диалога и настройки на предстоящий тренинг.

Позиция. Человек стоит прямо, ноги вместе, руки свободно опущены - внешне это всё. Внутренне же человек должен быть полностью сконцентрирован на предстоящей тренировке. Ни одной лишней мысли! Только предстоящий комплекс! Время выделено, домочадцы предупреждены или ещё лучше: отсутствуют. Телефон и вовсе отключен.

Цигун для начинающих. Поза «взращивание эликсира».

Его целью является накопление энергетики в области нижнего дань-тяня, используя в качестве привязки для манипулированию энергетикой, собственное дыхание. Во время вдоха, внимание должно быть направлено на область под пупком, куда ведётся энергия из всех четырёх конечностей. Во время выдоха, энергия идёт вверх и обратно в конечности. При этом идёт расслабление и распрямление всех суставов рук и плеч. Получается, что во время выдоха, ци идёт вдоль позвоночника, проходит плечи, локти и достигает пальцев. Одновременно, она через таз, колени и лодыжки, достигает пальцев ног.

Физическая работа. Из естественной позиции этого комплекса цигуна для начинающих, человеку необходимо перенести вес тела на правую ногу и отставить левую влево на ширину примерно плеч, при этом колени немного согнуты и расположены прямо над точками юн-чюань. Пальцы ног как-будто вцепляются в пол - так идёт активизация внутренних «насосов» ног. Совершая обнимающее движение ладонями, необходимо перенести вес тела чут-чуть назад. Руки приподнимаем на уровень поясницы, пальцы смотрят косо вниз, ладони смотрят друг на друга. Плечи расслаблены, руки опущены, запястья распрямлены, расстояние между кончиками пальцев примерно сантиметров тридцать, тридцат пять, руки будто что-то обнимают: обычно автоматически активизируется мысленный образ шара.

Было бы очень неплохо предварительными упражнениями научится чувствовать этот шар, потому что удерживая его на уровне дань-тяня, человек само собой начинает вовлекать в работу и зону под пупком. Как научиться этот шар чувствовать, читаем в этом уроке (). Грудь необходимо расслабить, а для этого её необходимо некоторым образом «втянуть»: тут лучше попрактиковаться отдельно, чтобы понять нюансы. Голова должна ощущатся так, словно она подвешена за нить.

Поза выдерживается шестнадцать циклов брюшного дыхания. Дышите естественно и с удовольствием, но и не зацикливайтесь на нём! Ваша цель состоит в концентрации на животе под пупком.

Цигун для начинающих. Поза «Толкания жернова».

Для правильного выполнения этой части, применяется мыслеобраз постоянного прокручивания большого колеса в горизонтальной плоскости со следующим правилом: “На вдохе толкаешь, на выдохе тянешь - так поворачиваешь жернов”. Можно также представить, что ладони связаны с землёй столбом энергии, который и ведёт их по кругу, а можно и вообще мыслеобразы совместить: ошибкой это не будет.

Движения. Левое толкание: приставьте левую ногу к правой ноге - ладони при этом поворачиваются вниз (рис 3.). Из этой позиции, сделайте шаг левой вперёд и влево, описав ладонями горизонтальную дугу против часовой стрелки - выдох (рис 4). Далее, перенесите больше половины веса тела (примерно процентов 60) на заднюю ногу, возвращая ладони по дуге к животу - при этом совершите вдох (рис 5). Продолжайте переносить вес тела вперёд, и назад, описывая руками горизонтальный круг против часовой стрелке с обязательной координацией движений со вдохами и выдохами.
Всё это дело повторяется восемь раз. По окончании восьмого движения, перенесите весь вес тела на правую ногу, приставьте к ней левую и выпрямитесь, совершай вдох. Руки опущены, ладони находятся горизонтально пальцами вперёд (рис 6).

Далее, идёт правостороннее толкание, являющееся зеркальным отражением левосторонних движений.
Примечание. Существует два типа дыхания. Одним мы пользуемся постоянно - оно для нас привычно и естественно: при вдохе живот увеличивается, при выдохе - уменьшается. Это, так называемое, буддийское дыхание.

Существует ещё и другой вид дыхания, прямо противоположен первому: это когда при вдохе живот уменьшается, а при выдохе увеличивается. Этот вид дыхание способствует проявлению большей силы, чем при буддийском дыхании, а потому, совершенно необходимо его освоить.

Цигун для начинающих. Поза «вращения ладоней».

Указание. Поза вращения ладоней нарабатывает четыре вида усилия. Это «Накатывание», «Прокалывание», «Борьба» и «Заворачивание». Когда вы будете отрабатывать повороты ладоней наружу и возвращать их назад, то в этих движениях должно появляться ощущение этих четырёх усилий.

Усилие «Накатывания» должно возникать при вращении рук, усилие «Прокалывания» возникает в момент протыкающего движения вперёд, т.е. в момент вытягивания руки. Усилие «Рывка» связано с посадкой ладоней, а вот усилие «Заворачивания» - с ощущением того, что руки, точнее ладони, от кончиков пальцев до основания большого пальца, как-бы обволакивают что-то. То есть, четвёртая поза учит скоординированной физической работе телом с мыслеобразами.

Движения. Левое вращение ладоней. Начинаем вдохом цикл дыхания, совершая при этом шаг вперёд-влево примерно на 15 градусов, левой ногой. На неё переносится примерно 30 процентов веса тела, остальные проценты приходятся на правую. Вытяните обе руки вперёд, ладони вверх (рис 8). Разверните туловище тоже влево, одновременно разворачивая ладони наружу (рис 9). Тут основное требование такое, чтобы ваши ладони и пятка задней ноги должны находиться почти что в одной вертикальной плоскости.

Направьте оба указательных пальца вверх, немного согнув остальные пальцы: этими микродвижениями необходимо сработать так, чтобы возникло ощущение находящихся в каждой руке по луку. Смотреть необходимо на указательный палец верхней руки. Совершаем полный выдох.

Эта поза сохраняется на протяжении восьми дыхательных циклов, при этом следует обращать внимание на поток энергии и активизацию мышц. Дыхание естественное: обычное, свободное и не форсированное. При каждом выдохе, ци из нижнего дань-тяня должна направляться в конечности и чтобы этот поток был наиболее полон и легок, совершенно необходимо расслабить конечности тела - сустав за суставом. Спина после вытягивания рук, должна быть несколько округлена, в руках ощущение сжимания, в центрах ладоней наоборот - чувство расширения. Пальцы ног как-бы вцепляются в землю, грудь расслаблена, голова словно подвешена на веревочке.

По окончании последнего выдоха, поверните туловище в обратную сторону, пока оно не окажется в положении «вперёд», одновременно выпрямляя руки перед собой — начинается вдох (рис 10). Затем левая нога подтягивается к правой, а руки опускаются - конец вдоха. Вы принимаете положение, как перед началом исполнения этой ладони (рис 11).
Тоже самое нужно выполнить и на другую сторону тела.

Примечание. Как почувствовать четыре вида усилия. Несколько непонятно усилие “накатывания”: на этот счёт никаких пояснений нет. А вот усилие “прокалывания” довольно-таки легко сформировать. Для этого достаточно при отработке прямых движений представлять, что они проникают сквозь что-то узкое, например, через угольное ушко.

С усилием рывка мы все хорошо знакомы, только тут его необходимо переложить на посадку ладоней. А вот чтобы сформировать усилие заворачивания, нужно немного поработать отдельно. Нужно взять в руки большой кусок материи, например, простынь, и сделать им несколько движений, словно накрываете что-то. Это и есть “заворачивание”.

Цигун для начинающих. Поза «охватывающего поворота».

Указание. Необходимо, чтобы у человека выработался навык по управлению усилием поясницей и в этом суть позы «охватывающего поворота». Повороты в этом отделе тела рождают маховые движения руками и в каждом движении - от ступней к пояснице и от пояснице к кончикам пальцев — тело участвует как единое целое.

Движения непрерывны и происходят так, что именно поясница заставляет делать руки совершать маховые кругообразные движения. Во время удара ладони бьют по пояснице, выдох ускоряется, во время совершения остальных движений оно естественное: ровное, плавное и не форсированное.

Движения. Левый охватывающий поворот. Нужно перенести вес тела на правую ногу и сделать левой ногой шаг влево на ширину примерно плеч - начинается вдох. Далее идёт перенос веса тела на левую ногу (рис 12) и одновременно с этим руки вытягиваются вверх и влево ладонями вверх - тут вдох заканчивается.

Перенесите вес на правую ногу (рис 13) и сделайте мах руками в горизонтальной плоскости вправо так, чтобы левая ладонь шлёпнула по опоясывающему сосуду дай-май, проходящему вдоль поясницы. Взгляд направлен на правую руку - совершаем полный выдох.

Далее. Впиваемся в пол пальцами, поворачиваемся обратно и распределяем вес тела поровну между ногами. Не останавливаясь, поворачиваемся всем туловищем влево как можно дальше: левая ладонь при этом действии, движется за спину вдоль дай-май влево - ладонь смотрит вверх (рис 14). Правая рука идёт вниз к левой стороне поясницы. Совершаем вдох. Взгляд в направлении левой руки. Переносим вес на левую ногу и разворачиваем тело в пояснице, распрямляя руки, правая ладонь при этом действии, касается локтя левой (рис 15). Выдох.

Правый охватывающий поворот является отражением левого. Основное здесь то, что эти повороты чередуются между собой, а не исполняются так, что сначала делается полностью на одну сторону нужное количество раз, а потом на другую. Чередование идёт до тех пор, пока на каждую сторону тела не будет сделано по восемь движений.

Упражнение завершается поворотом вперёд, как в исходном положении, вес между ногами распределяется поровну, руки вытягиваются перед собой - вдох (рис 16). Далее, левая нога приставляется к правой, руки опускаются и совершается выдох.

Цигун для начинающих. Поза “Скрученного поворота”.

Одним из плюсов этого цигун-комплекса для начинающих, является наработка чувства личной двигательной сферы. А личная двигательная сфера постигается не только посредством наработки круговых движений, но и посредством ходьбы по кругу в том числе.

Указание. При перемещении по кругу, голова, тело и руки скручиваются к центру этого круга, наподобие верёвки, но следует заметить, что в тоже время, голова должна оставаться прямой, с ощущением подвешенности и не должно быть поднятых плеч.

При поворотах, мышцы туловища задействуйте постепенно. Когда будете удерживать позу, должно возникнуть чувство, что вы словно верёвка, которая скручена вдоль оси, или, если так удобней, бельё, которое выжимают. Когда совершаете выдох, немножко выталкивайте нижнюю ладонь назад и продолжайте чуток поворачивать вытянутую руку - эти манипуляции должны привести к чувству напряжения в туловище. Взгляд направлен через плечо понятой руки.

Движения. Левый скрученный поворот. Отставьте левую ступню влево примерно на тридцать сантиметров, а руками совершите движения, словно вы обхватили шар (рис 18). С течением времени, каждый раз при принятии этого положения, в руках будет сам собой активизироваться ясно чувствуемый образ шара: это нормально и говорит о прогрессе. Вдох.
Поверните внутрь правую ступню примерно на сорок пять градусов, разворачивая корпус влево (рис 19). Начинайте поворачивать левую ступню наружу настолько, насколько это возможно физически, поднимая и разворачивая при этом левую ладонь над головой, а правой ладонью совершайте движение, будь-то толкаете что-то в направлении левой подмышки (рис 20). Идёт выдох.

Это положение необходимо удерживать на протяжении восьми дыхательных циклов брюшного дыхания. Когда закончится последний цикл, разворачиваемся в первоначальное положение, только теперь левая рука будет сверху, а правая будет поддерживать шар от падения (рис 21).

Завершив упражнение, поворачиваем тело и разворачиваем ступни так, чтобы оказаться в позиции, как перед началом выполнения комплекса (рис 22).

Цигун для начинающих. Поза «протыкающего поворота».

Указание. Эта поза нарабатывает устойчивость и плавность при перемещении маховым и задерживающими способами ходьбы. Схема перемещений седьмой позы, приведены ниже и с которой необходимо всё время сверятся, пока не появится должный навык перемещения. Учтите, что рисунки сделаны с разных ракурсов.

Диаметр круга перемещения зависит от длины шага и от угла постановки ступней: вполне возможно, что в начале практики, удобнее будет ходить по кругу большего диаметра, потому что ступни надо будет ставить под меньшими углами. И, соответственно с опытом, углы постановки можно уменьшать, уменьшая и диаметр круга перемещений.

Показания. Мыслеобразы для шагания: когда идёт отталкивание задней ноги, нужно суметь почувствовать, что она словно отталкивается от почвы. Когда нога выносится вперёд, должно возникнуть чувство пинания, словно по мячу. Когда эта движущаяся нога проходит опорную, должно возникнуть ощущение «разведения ногами в стороны чего-то». Когда нога заканчивает шаг и касается земли, то она должна ещё несколько скользнуть вперёд, словно по грязи и с чувством «нащупывания» чего-то перед собой.

Движения. Исходное положение стандартное (рис 23). Сделайте вдох и совершите шаг вперёд левой ногой и поверните ладони влево, словно в позе вращения ладоней (рис 24).

Далее. Руки остаются на месте, но левая ступня поворачивается немного влево и совершается шаг по дуге правой ногой, ступню направив внутрь (рис 25). Снова совершается шаг по дуге левой ногой, ступня направлена внутрь (рис 26). После этого, правая ступня приставляется к левой и тоже немного повёрнута внутрь. В итоге, носки обеих ног смотрят немного внутрь, руки же при этом направлены несколько влево (рис 27).

Далее, поворачиваем корпус вправо до тех пор, пока руки не окажутся перед грудью и тогда начинайте опускать левую ладонь. Опустив её, выполните над ней протыкающее движение вперёд правой рукой ладонью вверх (рис 29). Одновременно с этим действием, совершите шаг вперёд левой (рис 30). Далее, делается шаг вперёд правой ногой по дуге, протягивая и проворачивая ладони вправо (рис 31).

Далее, хитрое движение: руки остаются на месте при перемещении по кругу в количестве пяти шагов: руки направлены в сторону гипотетического центра, образованного кругом перемещения (рис 32). На пятом шаге, ступни приставляются друг к другу, носками внутрь (рис 38).

Совершаем поворот туловищем, пока руки не будут прямо перед грудью (рис 39). Как только это случилось, начинайте опускать правую ладонь и совершите над ней протыкающее движение левой рукой (ладонь смотрит вверх) с одновременным шагом вперёд правой (рис 40).

Затем шагните левой ногой по дуге, протягивая и поворачивая ладони влево (рис 41). Сделайте два шага по дуге, руки в это время остаются на месте (рис. 41 и 42).

Далее, совершаем три шага по дуге, как на рисунках 43, 44, 45. Здесь вы окажетесь в позиции для выполнения ещё одного правого протыкания над рукой (рис 46). Повторите правое и левое протыкание ещё семь раз.

Для завершения этого упражнения, нужно после проведения последнего левого протыкания над рукой, выполнить движение нижеследующей, восьмой позы.

Цигун для начинающих. Завершающая позиция.

Указание. В позиции, с которой начинается восьмая завершающая поза, необходимо сделать небольшую паузу, а затем продолжить без остановок до конца. В конечной позиции также несколько минут находимся в неподвижном состоянии, чтобы энергетика вернулась туда, откуда начала свой путь: в нижний дань-тянь.

Движения. Оказавшись в позе уже изученных выше «поворачивающих ладоней», необходимо сделать небольшую паузу (рис 47), а далее, отработать без остановок до конца.

То есть, из положения (рис 47), приставляем правую ступню к левой — носки повёрнуты внутрь и смотрят друг на друга (рис 48). Сначала опустите правую руку, а затем поднимите её по кругу вправо, развернув при этом ладони обеих рук вверх (рис 49). Поднимите обе руки над головой, вдохните и опустите их перед собой (рис 50). Начинаем делать выдох.
Продолжаем опускать их и выпрямлять ноги, разводя при этом руки по бокам. Разверните правую ступню так, чтобы она смотрела вперёд и приставьте к ней левую. Завершите выдох (рис 50). Всё!

Как разучивать этот цигун-комплекс для начинающих.

Разучивая этот комплекс цигун, начинающим нет необходимости сразу же приступать к выполнению его целиком. Необходимо присмотреться к нему, мысленно проработать каждое движение, нюансы переходов с одного движения на другое, от одной позы к другой — это уже будет тренировка и когда вы приступите к физическому тренингу, то заметите, что вам не надо будет задумываться, какое упражнение и как делать, поскольку в результате мысленной проработки, тело практически будет работать без участия мозга!

Я понимаю, что многим не терпится сразу же приступить к выполнению комплекса целиком, но для начала, достаточно начать с какого-то одного движения, но отработать его буквально до естественной чистоты и плавности движений: так, чтобы впоследствии, не возвращаться постоянно к слабо изученному разделу.

Затем изучить следующую позицию, затем ещё следующую - до тех пор, пока все восемь движений не будут отработаны как надо. Объединив же их все, получим то, к чему стремились: к упражнению, которое будет долгие годы поддерживать вас в тонусе, а если дополнительно к нему, вы ещё будете вдобавок тренировать себя на сверхбыстрые движения, например, вот этими, взятыми из арсенала древних систем боя, то вы не будете двигаться по-жизни с ощущением, словно с вас содрали всю кожу, а внутрь тела налили цемент!

Статьи небольшой итог.

1. Вот такой вот опус получился - с меня семь потов сошло, чтобы полностью проиллюстрировать этот комплекс цигун для начинающих. Пришлось даже освоить соответствующую программу по анимации, в которой выставлял «актёра» в необходимые позы, а потом сохранял его скриншотами. Но, считаю, что эта статья стоила потраченного на неё времени: очень уж это интересный комплекс. Опять же, ставится навык кругового движения, что нас весьма интересует, поскольку круговое движение основа любой пластичной системы боя.

2. Если вы изучили всё это дело внимательно, думаю поняли, что данный комплекс для начинающих, скачком не освоишь: уж очень много нюансов. И хоть человек пытается быстро решить взятые на себя обязательства и с чистой совестью отставить в сторону, в этом случае, такой подход не пройдёт, потому что нельзя изменить собственное тело, а уж тем более состояние мозга, за неделю или даже год тренировок. Любое упражнение, направленное на развитие собственной личности, выполняется годами и даже этот комплекс цигуна для начинающих здесь не исключение, поскольку тренинг есть тренинг.

Уважаемые читатели блога «мастер Боя»! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже:

«Если вы хотите достичь высот и окунуться в глубины гун-фу - занимайтесь цигун. Если же вы хотите достичь высот и окунуться в глубины цигун - занимайтесь медитацией».
Сифу Хо Фатт Нам

Цигун тесно связан с китайскими боевыми искусствами. Но философия и методики тренировок присутствуют и боевых искусствах Японии, Вьетнама, Кореи, Таиланда и Индии. Даньтянь, дан-дьен, тандэн, хара, секретная чакра, свадхистана – все это одно и тоже, но на разных языках и в разных традициях. До «культурной» революции в Китае цигун преподавали исключительно избранным ученикам. Именно поэтому о нем говорили как о некоем продвинутом стиле внутреннего гун-фу, с помощью которого Мастер мог поразить противника, не оставляя никаких внешних следов. Также, что Мастера могут безболезненно переносить удары соперника, не получая травм, и даже отражать голыми руками вооруженное нападение. Позже, когда цигун начали обучать как оздоровительному искусству, многие стали ошибочно думать, что он не имеет ничего общего с боевыми искусствами.
Что же такое цигун? Система упражнений? Путь к бессмертию? Магия? Философия? Искусство? Образ жизни? В чем его секрет и как его можно использовать в повседневной жизни?

Необходимо сказать, что термин «цигун» молодой, и он массово стал употребляться в коммунистическом Китае. Так же, цигун – это собирательное понятие. Поскольку в прошлом среди Мастеров были представители разных направлений: конфуцианского, даосского, буддистского, медицинского, боевого - то и названия, которые они использовали, были различными: чин-гун, туна, даоинь, яншеншу, синци, ляньдань, сюаньгун, цзингун, дингун, сингун, нэйгун, сюдао, цзочань, нэйянгун, яншэнгун и другие. На мой взгляд, более точное название такой практики передает термин “Ян Шен Шу” - Искусство Взращивания Жизни.

Сейчас цигун находится в состоянии расцвета. В прошлом он не был так доступен и популярн. В наши дни можно пойти в книжный магазин и свободно купить книгу по цигун. Такая ситуация в прошлом была невозможна. Тогда секреты этого искусства ревностно охраняли и за обладание такой книгой люди иногда рисковали своей головой. Но обладание подобной книгой совсем не означает, что знания будут получены правильно и придет успех. Цигун на 80% состоит из мелочей, без которых это будет просто красивая гимнастика. Поэтому нужен тот, кто научит и передаст состояние цигун, то есть нужен Мастер.

Некоторые люди имеют искаженные представление о цигун. При первом приближении цигун можно считать системой упражнений, но он отличается от обычных видов физкультуры и спорта. Считать, что это всего лишь какой-то вид плавных физических упражнений для поддержания здоровья и лечения болезней, - такое понимание крайне ограничено. Плавные физические упражнения составляют лишь незначительную часть цигун. Китайский цигун имеет множество разновидностей и содержит исчерпывающе полный набор форм, которые могут выполняться в положениях лежа, сидя, стоя, в движении. Есть динамические и статические формы, а также сочетания тех и других. Аналогичная ситуация сложилась и с йогой несколько десятилетий назад. Тогда многие западные люди думали о йоге как о наборе забавных поз для похудения или как о разновидности гимнастики. В то время как все эти достоинства имеют место, они весьма мелки по сравнению с главной целью йоги - единению с Богом. Таким же образом многие люди понимают цигун поверхностно. Они не осознают поистине неограниченных возможностей этого древнего Искусства.

Одной из основных целей занятий является обретение крепкого здоровья и долголетия. Также благодаря практике цигун человеческое тело приобретает удивительные возможности, которые поражают даже самых отъявленных скептиков и служат объектом научного изучения. Но в чудесах цигун нет ничего загадочного и мистического. Цигун – это наука. И человек, желающий заниматься цигун, не должен считать себя всезнающим и непогрешимым. Необходимо настроиться на учебу. Эта наука, в широком смысле, является средством познания ци. Цигун соприкасается со всеми видами человеческой деятельности, связанными с энергией. Сюда можно отнести фэн шуй, медицину, физиогномику, климатологию и тп. В практическом применении искусство цигун направлено на сохранение и укрепление здоровья, усиление боевых качеств, тренировку умственных способностей и движение к духовному совершенству.

Частично Цигун похож на йогу – этот раздел называется «даоинь» (современное название «даосская йога»). Много техник даоинь повторяют характерные особенности движений разных животных: черепахи, журавля, обезьяны, тигра. Но в целом Цигун – это искусство владения энергетикой человека и вселенной. Это - огромный комплекс практик, который задействует в совокупности тело, дыхание и сознание. Термин «цигун» состоит из двух слов: «ци» и «гун». На Западе принято понимать под «ци» энергию. Также, этим словом изначально обозначались воздух, пар, дыхание. «Гун», означает «мастерство, достижение». Один из возможных переводов этого термина звучит как «искусство управления жизненной энергией».

Занятия по системе Цигун предполагают формирование правильной структуры тела - физической и энергетической: очищение, открытие каналов, по которым протекает жизненная энергия ци. Затем - изучение способов принимать и излучать ци, распределять ее по каналам; изучение прикладных техник Цигун; техник уменьшения потребления пищи заменяя ее ци; изучение базовых методик Цигун-терапии для поддержания психического и телесного здоровья. Третий этап - расширение интуитивного восприятия и познания, что способствует развитию человека как индивидуума и пониманию его истинной природы.

Мастера различных школ боевых искусств, всегда использовали цигун для усиления боевой мощи. Тот тип цигун, который известен как «боевой», иногда называют жестким цигун (ин цигун). Однако, для обозначения оздоровительного аспекта, термин «мягкий цигун» звучит весьма редко, и то, чтобы избежать неправильного толкования. Жесткий цигун иногда называется также «ушу-цигун» (цигун боевого искусства). В нем при помощи хлопков, ударов и соответствующих приемов, ци направляется в определенные части тела, вызывая в мышцах или костях тех или иных органов, нехарактерную для обычных людей способность переносить болевые ощущения. Отсюда и рассказы о людях, не боящихся ножа, копья, иглы, давления, прижигания и ошпаривания. Они проявляют невероятные способности переносить боль и демонстрируют их на сцене или применяют в целях самозащиты.
Для тренировки воинов, цигун стали применять во времена династии Тан. Учеников школ гун-фу знакомят с базовыми понятиями цигун ещё на начальном этапе обучения, а в процессе тренировок они постигают более сложные элементы этого искусства. Шаолиньское гун-фу, наиболее знаменитое из китайских боевых искусств, содержало семьдесят два специализированных направления: Золотой Колокол, Железная Ладонь, Бег поверх Травы и другие, применявшие цигун на тренировках. Известный факт, что Мастера шаолиньского гун-фу выдерживают удары, не получая травм, ломают кирпичи голыми руками или бегают очень долго и быстро, не уставая. Секрет следует искать в искусстве управления потоком ци.

Также цигун развивает способность к абстрагированию от окружающей обстановки и сосредоточению на конкретной задаче - качества, бесценные для любого бойца. Все достижения гун- фу так или иначе связаны с медитацией, которая представляет собой процесс тренировки ума.
Это уже неоспоримый факт: цигун существенно повышает боевое мастерство. В отличие от других боевых искусств (не использующих цигун в тренировках) и различных видов физических упражнений, цигун позволяет человеку совершенствоваться без оглядки на возраст. Дело в том, что, в отличие от физической силы, убывающей с возрастом, внутренняя мощь цигун с годами практики только лишь возрастает.

Во многих боевых искусствах за приобретение внешней силы ученик расплачивается огрубением кожи и мозолями на руках и ногах. Владеющий цигун, обладая не меньшей боевой мощью, не только не будет носить эти памятные знаки - напротив, благодаря цигун, его внешность станет более привлекательной. В то время как представители многих школ боевых искусств становятся агрессивными в силу специфики тренировок, то с цигун они неизменно спокойны и уравновешены.
Подобные качества являются прямым результатом дыхательных и медитативных техник по системе цигун. Например, Тай-цзи цюань - это не только эффективное искусство самообороны, но и прекрасный способ профилактики и лечения заболеваний. С его помощью человек успешно противодействует органическим и эмоциональным нарушениям. Если ученик не осознает значимости цигун, как основной составляющей, то занятия тай-цзи цюань как таковые, принесут несомненную пользу. Однако, тренировки с привлечением техник цигун, значительно усилят боевой эффект.

Поскольку уровень достижений тренирующихся неодинаков, то очень трудно одной методикой охватить тысячи вариантов. Но большинство школ гунфу развивают только нижний даньтянь. Это можно объяснить тем, что именно этот даньтянь совпадает с центром тяжести человека, что выгодно при изучении боевой техники. Кроме того, энергия и структура нижнего даньтяня являются наиболее доступными для изучения. Человек, постигший ис¬кусство владения даньтянем, может лечить, об¬ладает сверхсилой и сверхвыносливостью, владеет магией, не боится смерти. Существуют сотни методов и систем развития даньтяня. Великой тайной в работе с нижним полем энергии является способ достижения гармонии между телом, дыханием и духом. Разгадкой ее занимались многие выдающиеся Мастера, но каждый из них достигал своей глубины в этой бесконечной пропасти понимания жизни.

Как пример, можно привести японские практики развития тандена или хара. В сумо «центр тела» выступает видимым образом – это огромные животы борцов. В схватках сумотори зрители видят не просто движения в виде серии толчков и бросков, а поединок, взаимное столкновение центров борцов. При этом, каким бы физически крепким и массивным не был бы борец, он всегда уступит своему противнику, который лучше овладел своим хара. Также в японской культуре есть очень важное понятие - «харагэй» («искусство хара»). Это интуитивный процесс общения людей и понимание ими друг друга при помощи намеков. В таком виде концепция хара вошла в такие искусства, как чайная церемония, каллиграфия и японский театр.

Кисида Кэндзо, директор общественной организации, занимающейся вопросами морального воспитания населения (сюёдан), которая была основана в 1906 г. (39-й год Мэйдзи), сказал следующее:
«Человек, овладевший хара» -это, прежде всего, храбрец, который ничего не боится и ничему не удивляется. Тот же, кто дрожит от страха по малейшему поводу, силы в хара не имеет.
Во-вторых, у такого человека возрастает сила самоконтроля и выдержка, и при малейшей неприятности или раздражении он не поднимает шума, так как все «оседает на дно» хара.
В-третьих, такой человек не чувствует ни жары ни холода, а ощущения физической боли сильно ослабевают. Если, например, при медицинской операции «опустить силу» на «дно» хара, то боль сразу уменшится. Такой человек бесстрашно стоит перед обнаженным мечом и легко может сделать даже каппуку.

В-четвертых, становится возможным легко овладеть высшими секретами мастерства различных искусств, будь то кэндо, дзюдо, каллиграфия, живопись, музыка, пение в театре Но, плотницкое или кузнецкое дело – мастера любого из искусств – люди, овладевшие хара.

И в-пятых, искусство харалечит все болезни, здоровье возрастает, а значит приходит творческая активность, бодрость и отличное настроение. Способ дыхания силой хара – один из самых действенных методов оздоровления».

Однако методы, используемые в цигун, словами передать очень трудно. Кроме того, овладевших ими людей всегда было не слишком много. В Цинскую эпоху (1644-1911 гг.) Чжоу Сюэхай писал: «О методах даоинь существуют трактаты таинственные, смысл их скрытный, так что многого не понять. Как ни стыдно, но не усвоить эти методы». Поэтому до сих пор цигун считают тайным учением и важное место при тренировках отводится правильной передачи метода.

Дьяченко Дмитрий

Чего только не услышишь, когда люди начинают рассуждать о внутренней энергии. Одни рассказывают истории о магах, движением брови повергающих наземь целые полчища нападающих, другие ни во что подобное не верят и ссылаются на школьный курс физики и биологии. Одни заявляют, что если для достижения результата необходимы годы ежедневных тренировок, то этим не стоит и пытаться заниматься, другие лишь в таких вещах и видят истинную ценность. Я попытаюсь обобщить существующие точки зрения и рассмотреть вопрос с точки зрения применения внутренней энергии (что бы под этим ни понималось) в бою. Опираться я намерен на факты, свидетелем которых был сам либо на свидетельства очевидцев и литературу, которым у меня нет оснований не доверять. Использоваться будут в основном материалы связанные с Китаем, так как остальной мир в подобных вещах идет по его стопам.

Вначале некоторые общие замечания. Очень многие путают такие понятия как `цигун" и `нэйгун". `Цигун" в переводе с китайского означает `работа с ци", то есть именно оперирование с внутренней энергией. `Нэйгун" - это `внутренняя наработка", то есть все виды тренировки, не связанные напрямую с тренировкой комплексов, поединками, общеразвивающими упражнениями и специальной закалкой. К нэйгун относятся, например, `наработка легкости" - искусство легких прыжков и беганья по стенам, `наработка тяжести" - выработка устойчивости позиций, то что называют `врастанием в землю", и т.п. Такие методики могут использовать ци, а могут и не использовать.

Согласно исследованиям китайских историков методики цигун появились еще до появления письменности. Они описываются еще в самом раннем медицинском памятнике Китая - "Каноне о внутреннем Желтого императора". В боевых искусствах изучение цигуна пошло по двум направлениям - применительно к занимающемуся, чтобы сделать тренировки боле эффективными, и применительно к нанесению вреда противнику.

Самое простое применение цигуна по отношению к себе - это применение методик работы с ци для приведения себя в нормальное состояние. Очевидно, что тренировка даст лучший эффект, если приступить к ней с ясной головой, полностью сосредоточенным на предстоящей работе. Например в трактате стиля cаньхуан паочуй (Пушечный удар трех императоров) о методах укрепления ударных поверхностей и противоударной закалке тела говорится, что перед началом тренировки следует встать в позицию "столбового стояния" и прикрыв глаза заниматься дыхательными упражнениями до тех пор, пока ци не наполнит ноги и не поднимется до даньтяня. А в трактате "Разъяснение истинного смысла шаолиньского кулачного искусства" говорится, что приступать к набивке тела можно лишь после того, как накопление ци достигнет такой стадии, что она начнет "сочиться сквозь поры тела".

Наши поклонники рукопашного боя могут посмеяться над этими "причудами", но китайские любители жесткого цигуна (подчеркиваю - любители, а не профессионалы, я общался с одной такой группой, в которой люди занимаются в свободное время, как в кружке самодеятельности) могут хлопком ладони расколоть кирпич, держащийся в другой руке, или безо всякого ущерба для себя быть поднятым на воткнутом в живот трезубце. Занимающиеся традиционными боевыми искусствами обратили, наверное, внимание, что примерно такие же действия рекомендуется выполнять перед началом тренировки комплексов, и это не случайно. Постепенно время такой регуляции организма начинает сокращаться, а "включателем" для нее становятся какие-нибудь жесты или мысленные образы, связанные с началом комплекса или тренировки. В реальной боевой ситуации одно такое исполненное действие мгновенно переводит ваш организм в состояние боеготовности. Поклонники ушу тут в выгодном положении, ибо устрашающие ритуальные приветствия многих комплексов отлично подходят как для запугивания противников перед началом схватки (не раз проверено на улице), так и для приведения себя в боевое состояние.

Другое применение внутренней энергетики основано на восточном учении о меридианах и коллатералях, причем знание теории тут очень важно. Европа познакомилась с китайским искусством иглоукалывания и прижигания еще в xvii веке, а уже в следующем столетии отдельные приемы этих методик стали широко применяться в терапевтических целях. Однако в отрыве от теоретических знаний они оказались малоэффективны (известен случай, когда в конце xix века в одной из французских больниц пациенты взбунтовались против "врачей-колольщиков"), и после прохождения моды на китайские методики они в Европе (включая Россию) исчезли бесследно. Благодаря тесным связям СССР и КНР в 40-50-е годы началось возрождение этих методик, много советских врачей ездили на учебу или на практику в Китай. На рубеже 50-60-х годов их усилиями был издан целый ряд оригинальных и переводных работ по китайской медицине как теоретического, так и сугубо практического характера, сформировались признанные центры по восточной (пунктурной) рефлексо терапии в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Горьком (Нижнем Новгороде), Казани и Улан-Удэ. На рубеже 80-90-х годов произошел новый всплеск моды на Восток, и на русском языке стали появляться новые работы, касающиеся уже не только медицинских, но и боевых аспектов применения учения о биологически активных точках. Таким образом в настоящее время из стран невосточного мира Россия стоит на первом месте по количеству качественной информации, связанной с этими вопросами.

При изучении вопросов, связанных с китайским учением о внутренней энергии сразу же встала проблема о том, что такое ци. Существует несколько десятков вариантов перевода этого термина на русский язык - "воздух", "дыхание", "лимфа", "эфир", "атомы", "нервная регуляция", "жизненная энергия" и т.д., каждый из которых отражает лишь небольшую часть его значения и ни один из которых не исчерпывает его полностью. К тому же этот термин может соединяться с бесконечным количеством определений. Создается впечатление, что как только китайским специалистам требовалось объяснить какое-либо физиологическое или психическое явление, они сразу же придумывали новый вид ци. В то же время все эти виды являются проявлением одного единого ци. Многие китайские авторы, похоже, сами не очень вникают в суть взаимодействия различных проявлений единого ци, удолетворяясь знаниями о выполняемых ими функциях. В принципе для практического использования этого достаточно. В русскоязычной литературе применительно к задачам медицинской практики самое удачное определение предложил В.Г.Вогралик: ци - это интегральная функция всей деятельности организма, его энергии, тонуса, жизненности. Ци каждого из органов или системы органов выражает обмен и функции в данный момент; равнодействующая всех этих проявлений и составляет единое ци организма. Данное определение было принято большинством российских рефлексотерапевтов. С моей точки зрения оно ничем ни хуже определений из системы Кадочникова "человек - это механическая система с конечным количеством степеней свободы", "прием есть использование своих степеней свободы для уменьшения числа степеней свободы противника".

Представление о пронизывающих тело каналах и коллатералях, по которым непрерывно циркулирует ци, и о возможностях воздействовать на эту циркуляцию через избранные точки составляет основу специальной теории китайской медицины и китайских боевых искусств. Каждое тело есть ци, облеченное в некоторую форму. Все физиологические процессы в организме в конечном счете сводятся к взаимодействию различных видов ци как внутри, так и вне заданной формы. Однако прохождение ци по замкнутому контуру сквозь некоторые знаменательные точки и области, соединенные сетью каналов, выполняет важную контролирующую функцию. Данная теория разрабатывалась на протяжении многих веков. В настоящее время она описывает около 36 точек, расположенных на 12 главных и двух "чудесных" каналах. Кроме того, течение ци прослеживается еще по шести "чудесным" каналам. Выделяют также примерно 280 внеканальных точек.

Если на Востоке эту систему принимают как нечто данное, то на Западе попытались поместить под нее очевидное материалистическое обоснование. Простейший вариант - совмещение канальной сети с сосудисто-нервными стволами --- не прошел: совместить удалось лишь очень небольшие отрезки. В настоящее время разрабатывается более тонкая теория о том, что структурную основу главных точек и каналов составляют межклеточные щелевые контакты. С этой теорией близко связана гипотеза о связи "каналов тела" с межмышечными щелями, которые в основном совпадают с линиями контурирования мышц.

Сложность определения места каналов на привычном анатомическом атласе человека привела некоторых исследователей к мысли о том, что каналы - чисто функциональная система, без определенного реального носителя. Однако лабораторные исследования с применением современных методик опровергли это мнение. Например, китайские специалисты установили, что при электростимуляции точек вдоль канала может возникнуть красная или белая линия, вызванная гиперемией (красный дермографизм) или спазмом кожных сосудов (белый дермографизм).

В 1986 году были опубликованы материалы уникального эксперимента, осуществленного в парижском институте Неннера. В определенные точки методом акупунктуры вводилась жидкость, содержащая технеций. Испускаемые ею лучи фиксировались при помощи электронной фотокамеры. В результате выявилось, что радиоактивная жидкость распространялась строго вдоль "каналов", выделяемых традиционной китайской медициной. Когда ту же жидкость вводили в произвольные точки на теле, не связанные с акупунктурой, то она вообще не распространялась по организму.

Итак, подведем итог этого теоретического отступления: между различными частями орагнизма человека существуют определенные взаимосвязи и взаимовлияния. Для объяснения этого механизма существует теория, описываемая в терминах энергии ци. От современных объяснений эта теория в положительную сторону отличается краткостью и проверенностью временем. С точки зрения практического применения нам абсолютно не важно знать что стоит за нею.

В медицине обычно нужна тонкая регулировка хода ци для приведения организма в норму. В бою же требуется мгновенный результат (если вы только не тайный убийца, которому требуется чтобы жертва скончалась от недомогания через 3 суток 7 часов и 28 минут), причем важен именно результат - смерть противника - а не механизм его получения. Потому в теории боевых искусств обычно изучали не шесть сотен точек, в каждой школе складывался свой ограниченный набор - как правило 36 точек, от школы к школе эти наборы различались. Глубокая теория тоже была не нужна, важно лишь было знать где эти точки находятся. Однако в наших современных условиях обычно убивать людей не требуется, поэтому если вы хотите уметь применять искусство воздействия на точки в обычной драке, то вам необходимо четко представлять, что будет после воздействия на определенную биологически активную точку - у человека остановится сердце или просто тут же опорожнится кишечник (первое, конечно, мгновенно завершит бой, но и второе может решить схватку в вашу пользу). Для этого же необходимо некоторое знакомство с теорией. В качестве примера приведу историю, рассказанную в частной беседе президентом Красноярской Краевой Ассоциации Шаолиньцюань Анатолием Ковганом.

Когда он несколько лет назад был в Шаолиньском монастыре и активно завязывал знакомства с монахами и другими мастерами ушу, то про одного из его новых знакомых ему рассказали, что тот является одним из крупнейших современных мастеров воздействия на точки. Во время обеда в одной из окрестных забегаловок А.Ковган спросил самого монаха, правда ли это. Монах ответил что правда, и сказал что сейчас продемонстрирует свое искусство. Заметив беспокойство собеседника он сказал, что тот может не бояться, демонстрировать будут не на нем, и они пошли к хозяину заведения. Посмотрев на хозяина монах сказал тому, что он (хозяин) не совсем здоров, и спросил, не замечал ли тот у себя таких-то и таких-то симптомов. Хозяин ответил, что замечал, и согласился чтобы монах его полечил. Монах тут же ударил пальцами в какую-то точку, и хозяин с грохотом упал на месте без сознания на стоявшую в той комнатушке кушетку (грохот произошел из-за того, что он что-то сшиб при падении). Монах действительно провел сеанс лечения, понажимав некоторые точки, после чего нажатием на нужную точку привел хозяина в чувство. Тот принялся благодарить за лечение и очень удивился, когда прибежали соседи и стали выяснять, что тут был за шум - он не помнил ничего.

Однако на искусство воздействия на точки есть и противоположная точка зрения. В 1991 году в СССР приезжал один из крупнейших мастеров ушу современности - Ма Минда. Во врмя общения с любителями ушу на вопрос об искусстве смертельного касания он ответил, что сомневается, что кто-либо сумеет применить это искусство в бою против него. Его сомнения были вполне обоснованы - по моим визуальным оценкам в бою он действовал в темпе 3-5 ударов в секунду. Чтобы подойти к такой мельнице на дистанцию хотя бы удара, одного владения искусством смертельного касания недостаточно.

Итак, применимо ли искусство воздействия на точки в рукопашной схватке? На мой взгляд, владение этим искусством можно сравнить с наличием ножа в руке. Если у вас есть нож, то это серьезное преимущество, но это еще недостаточно для победы: если у вас слабый удар, то вы можете даже не порвать одежду противнику, если противник хорошо умеет драться, то вы не сможете применить против него нож вообще. Так и с искусством воздействия на точки. Если вы хотите применять его в бою, то помимо заучивания наизусть располложения нужных точек и вызываемого ими эффекта вам нужно уметь мгновенно находить их на ощупь (чтобы знать, каким пальцем жать когда вы взяли захват приблизительно за нужное место), укреплять пальцы (чтобы нажимать на нужную точку даже сквозь одежду и чтобы уметь наносить удары пальцами на нужную глубину), учиться хватать подброшенные мешочки с песком (для выработки умения мгновенно и крепко хватать), ну и владеть хотя бы элементарными навыками обычного рукопашного боя, иначе пока вы будете брать свой захват или прицеливаться для удара пальцами, вы рискуете нарваться на прямой в челюсть.

Более удивительным способом обращения с внутренней энергией является так называемое "испускание внешнего ци". Теоретическое определение такого: путем длительных тренировок с использованием какого-либо метода гармонизировать внутреннее ци человеческого организма, накопить его внутри тела, а в нужное время используя определенные биологически активные точки испускать его наружу. Реальность его у меня сомнений не вызывает: будучи пару лет назад в Красноярске я познакомился с господином Чжан Цзюньци из Сианя, который занимался по школе цигун "испускание ци сквозь указательный палец" и по приглашению Красноярской Краевой Ассоциации Шаолиньцюань вел группы цигун. Для красноярского телеканала "Афонтово" он согласился провести публичную демонстрацию своего искусства, на которой я присутствовал.

Дело происходило в обычном спортзале, в демонстрации приняли участие все желающие - как из числа занимающихся, так и просто зашедшие с улицы, прослышав о происходящем - всего человек 30. Чжан предупредил, что он не намерен испускать полные "боевые" порции ци, что это только демонстрация, и потому как только кто-либо почувствует что ему трудно стоять и хочется упасть - пусть тут же садится на пол. После этого он начал с короткими промежутками производить "выстрелы" по толпе (по крайней мере так это смотрелось - он вытянул по направлению к участвующим в демонстрации руку с выпрямленными указательным и средним пальцами, и каждый раз когда он со звуком `ц!" содрогался, в толпе кто-нибудь опускался на пол). После того, как на полу оказалось человек 15, мы сказали что для демонстрации достаточно, но тут один из зашедших участников с вызовом сказал, что он так ничего и не почувствовал и потому ни во что это не верит. Чжан подошел на несколько метров и произвел в него еще один "выстрел" - никакого эффекта. Тогда Чжан спросил, действительно ли тот хочет почувствовать эффект и в порядке ли у него сердце и печень. Получив утвердительный ответ на оба вопроса Чжан тут же произвел "выстрел" по полной программе. Парень как подкошенный рухнул на месте в скрюченном положении - у него свело все мышцы.

Страшное искусство, не правда ли? Однако для овладения им действительно нужны годы и годы занятий, а применение его в бою сравнимо с использованием однозарядных пистолетов: после выстрела из одного вам нужно доставать следующий, а за это время противники могут приблизиться на дистанцию рукопашного контакта. Так что на мой взгляд оно применимо лишь в качестве вспомогательного умения - как пираты использовали пистолеты во время абордажной схватки. Если вы все же захотите овладеть таким искусством - ищите учителя. Более-менее нормальная методика для самостоятельных занятий приведена в книге Линь Хоушэна и Ло Пэйюя "300 вопросов о цигуне" (вопрос 116), выдержавшей уже 2 издания на русском языке за последние годы, но так как она издавалась в Новосибирске, то я сомневаюсь, что эта книга окажется доступной желающим заниматься из других регионов.

И последнее, самое известное применение внутренней энергии в боевых искусствах - для усиления удара. Его использование сравнимо с применением кастета. Как ответил основатель стиля багуачжан Дун Хайчуань на вопрос ученика, "нанесение удара с использованием внутренней энергии базируется на нанесении удара с помощью силы". В китайских боевых искусствах обычно выделяют три уровня овладения использованием энергии в ударе - удар с помощью усилия-цзин, удар с применением ци и удар с применением шэнь. Понятия цзин, ци и шэнь встречаются в любой теоретической работе по цигуну, все они относятся к субстанциям, присутствующим в организме от рождения, однако с помощью специальных методик одни субстанции можно перегонять в другие. В боевых искусствах под цзин понимают силу, идущую "от костей и сухожилий", комплексное усилие всего тела, в противоположность силе ли, возникающей от сокращения мышц и могущей появляться даже если тело неподвижно.

Считается, что ученик овладевает выбросом усилия-цзин, если в его движениях присутствуют так называемые "три внешние координации", то есть "координируются движения плеч и бедер, координируются движения локтей и коленей, координируются движения кистей рук и стоп". Достичь этого можно за пару лет тренировок. Движение с использованием ци происходит, когда в нем участвует весь организм всеми своими возможностями (см. приводившееся ранее определение ци, принятое среди российских рефлексотерапевтов). Это достигается уже за более длительный срок, необходимо овладение "тремя внутренними координациями". Шэнь отождествляется с духом, удар с использованием шэнь становится как бы одушевленным, это уже не рядовой удар, а произведение искусства.

Те, кто помнят демонстрировавшийся короткими отрывками в телепередаче "Клуб путешественников" китайский художественный фильм "Южный и северный Шаолиньские монастыри", или видели его на видеокассетах (он известен в варианте с переводом с японских субтитров как "Арахан - буддийский монах"), могут вспомнить финальный бой, где наставник Шаолиня по боевым искусствам Чжирэн (его играет Юй Хай из сборной ушу провинции Шаньдун) и монах Чжимин (его роль исполнил многократный чемпион КНР по ушу Ли Ляньцзэ) применяют одну и ту же технику стиля богомола. Несмотря на то, что Ли Ляньцзэ вроде бы все движения делает абсолютно правильно, все равно ему далеко до Юй Хая, который стилем богомола занимается всю жизнь. Как добиться такого мастерства, спросите вы? Нужно тренироваться, тренироваться и тренироваться, годами и десятилетиями. Но ведь это долго, воскликните вы! Ну что ж, Восток - дело тонкое, не зря те, кого на Западе считают мастерами, на Востоке в лучшем случае отождествляются с продвинутыми учениками...

БОЕВОЙ ЦИГУН – “ЖЕСТКИЙ ЦИГУН” (ИН ЦИГУН).

“Жесткий цигун” также называется цигуном у-шу (военного искусства). Он официально получил это название в 1976 г. на Всекитайской конференции по цигуну и после этого получил распространение по всей стране. До этого он был известен под названием “нож и ружье не берут”, “накидка золотого колокола”, “железная рубаха”, “железная ладонь” и т.д. Однако все разновидности жесткого цигуна* основываются на внешней тренировке покровов мышц, костей и кожи (т.е. закаливании поверхности тела ударами, тычками и т.д.) и внутренней тренировке дыхания (т.е. перемещении ци в любую часть тела). Тем самым достигается способность противостоять огромному давлению и выносить удары острых предметов. Такой цигун и называется “жестким цигуном”.

Необходимо отметить, что главной целью занятий “жестким цигуном” является укрепление своего собственного здоровья и тела, а вовсе не нанесение вреда другим людям.

В разных школах и направлениях “жесткого цигуна” есть некоторые различия в методиках. Имеются упражнения одиночные и парные; методы базовые и специальные; есть упражнения на полусогнутых ногах, а есть и с нанесением ударов; есть упражнения по развитию силы пальцев и рук, а также по тренировке силы (крепости) макушки. Обычный порядок занятий “жесткого цигуна” таков.

Первый шаг: обучение основным упражнениям, таким, например, как стойки в “позе всадника”, в “позе лучника” и др., обучение ударам ногами при сгибании поясницы, и т.д.; это система закаливания организма.

Второй шаг: с помощью концентрации и мысленного сопровождения развивать силу пальцев и ладоней. Например, втыкать пальцы и ладони в кучу зеленых бобов, крупнозернистого песка или железных опилок.

Третий шаг: концентрируя внимание и направляя мысли, ладонями, кулаками или палкой наносить удары по разным частям тела, тем самым тренируя мышцы, кости, кожные покровы, воспитывая их крепость и выносливость.

Четвертый шаг: деревянным шестом или дубинкой наносить удары по ладоням, плечам, даньтяню, ногам и другим частям тела, чтобы выработать их невосприимчивость к ударам.

Пятый шаг: подвесить мешок с песком или камень, наносить по нему удары ладонями и кулаками, чтобы оттолкнуть от себя; когда мешок начнет возвратное движение, то надо останавливать его, подставляя тренируемую часть тела или даньтянь. В это время совместить внутреннюю работу по перемещению ци и внешнюю работу частей тела так, чтобы они слились в одно целое; при касании громко выдохнуть (хэ). Тренироваться до тех пор, пока это не будет происходить естественно.

Шестой шаг: в зависимости от того, какую часть тела надо тренировать (голову, шею, грудь, живот или руки и ноги), проводить направленные воздействия острием. После длительных занятий тренируемая часть приобретает способность выдерживать огромное давление и колюще-режущие удары. Это и означает овладение искусством “нож и ружье не берут” (“пуля и нож не входят”, “сила, способная остановить тысячу цзиней”).

Методика “жесткого цигуна 18 архатов”, объясненная Сунь У, включает в себя перемещение ци в макушку головы, извержение ци и заглатывание ци. Эти три способа взаимосвязаны, дополняют друг друга. Конкретные упражнения таковы.

Подготовить пояс длиной 5,5 чи и шириной примерно в 2 цуня. Перед началом занятия туго обмотать им поясницу, встать ровно, затем слегка ослабить пояс так, чтобы можно было засунуть два мизинца.

(1) Перемещение ци в макушку головы (дин ци).

Методы тренировки.

1) Стоять прямо, ноги расставить на ширину плеч. Левую руку положить на пояс, правую опустить вниз, кончик языка с напряжением упереть в нёбо.

2) Вдохнуть. Вдох должен быть медленным, глубоким и долгим, грудь при этом естественно приподнимается.

3) Ци всего тела концентрируется в правой и левой руках (от локтя до предплечья). Правая рука плотно прижимается к правой стороне поясницы, ладонь обращена влево, пальцы направлены вперед; перемещают ладонь до нижней части живота, затем пальцы перемещаются вверх, вдоль средней линии живота поднимаются до уровня глаз и затем до макушки. Одновременно с поднятием рук вверх к макушке выполняются легкие покачивания головой в обе стороны.

Требования.

1) При перемещении ци к макушке важно обратить внимание на то, чтобы вся имеющаяся в организме энергия ци переместилась в точку бай-хуй.

2) При выполнении упражнения следует максимально концентрировать мысли на макушке.

3) Стойка должна быть прямой, голова поставлена также прямо, обе щеки слегка втянуты внутрь.

4) На начальном этапе занятий возможны неприятные ощущения в голове, отечность и покраснение лица, другие симптомы. Это обычное явление, после полумесяца занятий они исчезнут. Однако концентрацию внимания на точке бай-хуй лучше всего проводить под руководством преподавателя*.

Практические занятия в мини-группе оздоровительному и боевому цигун, в т.ч. с практикой комплексов с палкой и мечом для здоровья и боевого применения.

Серия с практиками разделов мастера-наставника Виктора Тимофеева - это полная система дисциплин для совершенствования Тела, Ума и Духа.

Уникальность заключается в том, что вы выполняете техники вместе с мастером, исключая их неправильное исполнение.

Семь позиций серии посвящены Боевым Искусствам.

Комплексы:

1. Большое дерево - Да Шу Гун и Столбовое стояние – 2 упр.
2. и лечебный комплексы семейной школы ушу и цигун «Лунванмэнь» – более 30 упр., в т.ч.:

  • тренировка каналов – от 9 упр.
  • энергия человека – от 3 упр.
  • энергия Стихий – от 5 упр.
  • лечение – от 5 упр.

3. Комплекс цигун с палкой – более 10 упр.
4. Комплекс с палкой тай-бо – более 10 упр.
5. Комплекс 5 стихий тибетского бон-по – 5 упр.
6. Комплекс суставной-сухожильный – более 12 упр.
7. Цигун с цзянь – система упражнений направленная на наработку навыка проявления внутренней энергии в оружии – более 8 упр.
8. «6 волшебных звуков» («6 целительных звуков») или Лье Цзи Цзё – 6 упр.
9. Восемь кусков парчи или Бадуань Цзинь – 8 упр.
10. Айнские ритуальные комплексы с катаной для очищения мест проведения ритуалов – 8 упр.
11. Боевой жёсткий цигун – набивка поверхностей для укрепления здоровья и боевого применения – от 8 упр.
12. Лёгкий цигун – после занятий возникает ощущение легкости, бег подобен полету, даже когда спокойно сидите, кажется, что тело может свободно воспарить в воздух и т.д. – от 8 упр.

Как говорил мастер Чиа: Если вы это делаете, то она у вас есть. Если вы этого не делаете, то у вас её нет.

Вы отвечаете за свой собственный процесс. Вы сами себе хозяин и сами для себя решите, насколько далеко вы продвинитесь в своих занятиях – так же как и в своей собственной жизни.

Цигун боевой

Характерным элементом традиционного ушу было выполнение комплексов упражнений - тао, или таолу. Они имели характер ритуала, приобщавшего к всемогуществу природных либо божественных сил, мудрости и совершенству легендарного основателя школы ушу. Одновременно тао служили средством отработки приемов единоборства, психической и физической закалки.

Во многих школах ушу задачи подготовки к рукопашному поединку отходили далеко на задний план, а доминировали цели «совершенствования тела-личности». В этом случае комплексы (тао) сами по себе служили средством психофизиологического тренинга.

Ряд стилей ушу, в том числе тайцзи-цюань, принято относить к «внутренним» (нэйцзя). Считается, что в них приемы «внутренней работы» - нэйгун, нацеленной на управление внутренними психосоматическими процессами, доминируют над «внешней» формой движения. Такие стили противопоставляются «внешним» (вайцзя), в которых акцентируется правильность и эффективность физического действия, «внешней работы» (вайгун). Это противопоставление, отражающее соперничество разичных школ и направлений ушу, достаточно условно. В обоих направлениях «внутренняя работа» сочетается с «внешней». Движение служит и для создания необходимого внутреннего состояния, тогда как последнее позволяет правильно и результативно выполнять «внешнюю работу» .

Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун». И все же методики цигуна в боевых искусствах обычно принято отделять от таолу как вспомогательные приемы, служащие развитию специальных качеств. С этой целью обычно применяют «жесткие» методики. Они нацелены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, мгновенной и, максимальной реализации психических и физических возможностей. «Жесткие» системы цигуна позволяют, в частности, демонстрировать приемы «разбивания», способность противостоять нажиму режущей кромки или острия холодного оружия, выдерживать давление на грудь огромных тяжестей, удары твердыми и тяжелыми предметами и т.д. Такие методики могут требовать интенсивного выполнения упражнений в быстром темпе, предусматривать значительные физические и психические нагрузки. Им обычно противопоставляют «мягкие» системы, имеющие целью лечение и оздоровление. Но функциональную грань между «жесткими» и «мягкими» методиками не всегда можно провести достаточно отчетливо.

Основная задача воинского цигуна - накопление, перераспределение, использование различных видов энергий в теле человека и в окружающей его среде. Он применяется для усиления атаки и защиты, для контроля над противником. Сейчас насчитывается около 600 различных видов воинского цигуна, но наиболее распространены следующие: «18 упражнений», «8 кусков парчи», «Трактат об изменении мышц», «Эмейский цигун», «Цигун Белый Журавль».

На протяжении веков были выработаны особые правила, помогавшие ученику освоить технику цигун. Считалось, что лучшее время для таких занятий с 23 часов до 1 часа ночи или с 3 до 5 часов утра. Нельзя упражняться ни слишком сытым, ни слишком голодным. Перед занятиями необходимо расслабиться, освободить голову от посторонних мыслей, вымыть руки и лицо, прополоскать рот. Заниматься нужно в широкой одежде, не стесняющей движений. После тренировки нельзя купаться в холодной воде.

Осваивая новые виды упражнений, следует постепенно переходить от простых к сложным, от медленных к быстрым, от легких ударов к тяжелым. В течение первых 4-5 месяцев занятий необходимо специальными лекарственными кремами и мазями смазывать кожу, чтобы защитить ее от повреждений.

Во время тренировок нужно держать туловище вертикально, концентрируя волю в нижней области живота (чуть ниже уровня пупка), стараться освободиться от излишних напряжений. Распределение энергии в теле должно быть равномерным.

Очень важно уметь регулировать дыхание. От этого во многом зависит способность накапливать и использовать энергию. Существует два способа дыхания: диафрагменное, то есть дыхание животом, когда во время вдоха живот расширяется, а во время выдоха вбирается, и парадоксальное, когда все происходит наоборот: во время вдоха живот вбирается, а во время выдоха мышцы живота расслабляются и живот естественным образом распускается. При необходимости нужно моментально менять один вид дыхания на другой.

Более конкретное представление об упражнениях жесткого цигуна дают два примера:

«Железная бочка»

Перед тренировкой нужно выбрать какой-нибудь тяжелый груз (лучше каменный), вес его должен быть чуть больше того, что вы можете поднять.

Встаньте перед грузом прямо и примите стойку всадника. Напрягите колени внутрь. Расправив грудь, опустите дыхание вниз и вберите ягодицы. Сконцентрируйтесь на низе живота.

Вытяните вперед кисти обеих рук и сожмите ладонями камень. Используя парадоксальное дыхание, с силой вдохните воздух через нос и задержите выдох. Прижмите кончик языка к верхнему нёбу, пальцами ног вцепитесь в землю, пальцы рук прижмите к камню. Всем телом с силой поднимите камень. Поднимайте его до тех пор, пока не выпрямятся ноги в коленях. Затем медленно опустите камень на прежнее место, одновременно потихоньку выдыхая воздух через нос.

Выполнение упражнения следует довести до 36 раз. Затем нужно немного увеличить груз. Для овладения этим упражнением понадобится 18-24 дня.

"Удары по бочке"

Это упражнение фактически является продолжением предыдущего. Перед тренировкой нужно обязательно выполнить массаж живота ладонями.

Приняв вертикальную позицию (ноги на ширине плеч), сожмите кисти рук в кулаки и приставьте их к линии пояса так, чтобы центр кулаков был вверху. Кончик языка прижмите к зубам. Смотреть надо прямо. Мысленно направьте всю вашу энергию в верхнюю часть макушки. Используя парадоксальное дыхание, носом вдыхайте, ртом выдыхайте.

При вдохе поднимите кисти обеих рук до уровня уха, центрами кулаков вниз. Приподнимитесь на носках, затем быстро опуститесь в стойку всадника. Разведя руки в стороны, ребрами ладоней резко ударьте в нижнюю часть живота с криком «Хэ!». Одновременно вберите анус. Удары вначале наносятся в область низа живота, а затем по всему животу, груди, ребрам.

На следующем этапе удары наносятся связкой прутьев, затем палкой. Когда вы не будете чувствовать боли от ударов палкой, то берите кирпич и наносите удары по животу кирпичом. Тренироваться нужно до тех пор, пока кирпич не начнет разбиваться об живот.

Следующий этап - удары по животу мешком, наполненным песком. Здесь зам понадобится помощь товарища. Когда все части тела перестанут испытывать боль от ударов, вы овладеете искусством железной бочки.

Конечно, освоение этих и подобных упражнений невозможно без опытного наставника. День за днем, год за годом рука об руку с учителем ученик шел по пути познания себя и окружающего мира, чтобы, поняв его, научиться использовать скрытую в нем могучую силу. Известный древнекитайский философ Ле-Цзы учил: «Посвятив долгое время работе со стихиями, человек становится подобен другим вещам. Ничто не может ни поранить, ни остановить его. Он может все - проходить через камень и металл, ступать по воде и пламени».