Инструкция по выполнению задания. В результате мейоза из одной клетки появляются четыре клетки с гаплоидным набором хромосом Что такое аллель? Какие гены называются аллельными

Образование половых клеток. Мейоз

Вспомните

значение полового размножения организмов в природе;

роль половых клеток в половом размножении.

Мейоз - особый тип деления клетки. В ядре соматических (телесных) клеток эукариот содержится два набора идентичных хромосом - по одному от обоих родителей. Такие клетки называют диплоидными (греч. diploos - «двойной» и eidos - «вид»,).

В половом размножении принимают участие две родительские особи. Важную роль в этом процессе выполняют гаметы - мужские и женские

половые клетки. Посредством заключённой в них наследственной информации они осуществляют передачу свойств определённого вида организмов от родителей потомкам. Таким образом осуществляется преемственность поколений и непрерывность существования видов.

Число хромосом у каждого вида при половом размножении остаётся постоянным. Это связано с тем, что половые клетки образуются путём особого деления. Благодаря ему в ядро каждой гаметы попадает не два, а только один набор хромосом. Уменьшение числа хромосом в ядре называют редукцией (от лат. reducere - «приводить обратно», «возвращать»). Клетки с одинарным набором хромосом называют гаплоидными (греч. haploos - «простой», «одиночный» и eidos - «вид»). Гаплоидный набор принято обозначать как n , а диплоидный - 2 n .

Процесс деления клетки, в результате которого в ядре дочерних клеток оказывается вдвое меньшее количество хромосом, называют мейозом (греч. meiosis - «уменьшение»). В результате оплодотворения (слияния мужской и женской гамет) формируется зигота - первая клетка будущего организма. Встреча родительских гамет при оплодотворении носит случайный характер. В зиготе объединяется наследственная информация, полученная от родительских особей, и восстанавливается диплоидный набор хромосом.

Например, у человека в каждой половой клетке (и в сперматозоиде, и в яйцеклетке) в норме содержится 23 хромосомы. При образовании зиготы ядра половых клеток сливаются и их хромосомы объединяются попарно. Таким образом, в зиготе оказывается 46 хромосом. Хромосомы, образующие друг с другом пары, называют гомологичными (греч. homoios - «подобный», «одинаковый»).

Мейоз, или редукционное деление, - это сочетание двух своеобразных этапов деления клетки, без перерыва следующих друг за другом. Их называют мейозом I (первое деление) и мейозом II (второе деление). Каждый этап имеет несколько фаз. Названия фаз такие же, как у фаз митоза. Перед делениями наблюдаются интерфазы. Но удвоение ДНК в мейозе происходит только перед первым делением.

В интерфазе, предшествующей первому делению мейоза, наблюдается увеличение размеров клетки, удвоение органоидов и удвоение ДНК в хромосомах.

Первое деление мейоза. Мейоз I начинается профазой I, во время которой удвоенные хромосомы (состоящие из двух хроматид) хорошо видны под световым микроскопом. В этой фазе одинаковые (гомологичные), но происходящие из ядер отцовской и материнской гамет хромосомы сближаются между собой. Центромеры (перетяжки) гомологичных хромосом располагаются рядом и ведут себя как единое целое, скрепляя четыре хроматиды. Такие соединённые между собой гомологичные удвоенные хромосомы называют парой или бивалентом

Гомологичные хромосомы, составляющие бивалент, тесно соединяются между собой в некоторых точках. При этом может происходить обмен участками нитей ДНК, в результате которого образуются новые комбинации генов в хромосомах. Этот процесс называют кроссинговером (англ. crxtssingover - «перекрёст». Кроссинговер может приводить к перекомбинации малых или больших участков гомологичных хромосом с несколькими генами.

Благодаря перекрёсту в половых клетках оказываются хромосомы с иными наследственными свойствами по сравнению с хромосомами родительских гамет.

Явление перекреста имеет фундаментальное биологическое значение, так как увеличивает генетическое разнообразие потомства.

В метафазе I биваленты располагаются в экваториальной части клетки. Затем, в анафазе I, происходит расхождение гомологичных хромосом к противоположным полюсам клетки. Телофазой I завершается первое деление мейоза, в результате которого образуются две дочерние клетки. Каждая хромосома в них ещё остаётся удвоенной (т. е. состоит из двух сестринских хроматид).

Вслед за. телофазой I наступает вторая иптерфаза. Она занимает очень короткое время, так как синтез ДНК в ней не происходит.

Второе деление мейоза. Мейоз II начинается профазой II. Возникшие в телофазе I две дочерние клетки начинают деление, подобное митозу: ядрышки и ядерные мембраны разрушаются, появляются нити веретена, одним своим концом прикрепляющиеся к центромерам. В метафазе II хромосомы выстраиваются по экватору веретена. В анафазе II центромеры делятся и хроматиды расходятся к полюсам клетки.

В телофазе II вокруг ядра, которое теперь содержит одинарный (гаплоидный) набор хромосом, образуется ядерная мембрана и происходит разделение цитоплазмы. Редукционный процесс образования половых клеток завершается созданием четырёх гаплоидных клеток - гамет.

В результате мейоза из одной клетки появляются четыре клетки с гаплоидным набором хромосом.

Процесс образования мужских половых клеток (сперматозоидов) называют сперматогенезом (греч. spermatos - «семя» и genesis - «возникновение», «происхождение»), женских половых клеток (яйцеклеток) - оогенезом.

Мейоз встречается в жизненных циклах очень многих организмов и имеет большое значение в живом мире. В процессе мейоза (в отличие от митоза) образуются дочерние клетки, которые содержат в два раза меньше хромосом, чем родительские. Однако благодаря взаимодействию хромосом, происходящих от отца и матери, потомство приобретает качественно новые, неповторимые признаки, обусловленные перекомбинациями генов в хромосомах. Появляющееся множество новых комбинаций генов увеличивает возможность вида вырабатывать приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды, что играет важную роль в эволюции. На рисунке внимательно рассмотрите, как располагаются и как расходятся хромосомы в фазах мейоза. Прокомментируйте изменение свойств гомологичных хромосом, произошедшее в результате их перекреста.

Прокариоты. Эукариоты. Органоиды клетки. Мономеры. Полимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. Ферменты. Биосинтез. Фотосин­тез. Метаболизм. Биологическое окисление (клеточное дыхание). Глава 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Изучив главу, вы сумеете:

Охарактеризовать два основных типа размножения и их роль в эволю­ции жизни;

Рассказать о биологическом значении оплодотворения и роли зиготы;

Раскрыть суть митоза и мейоза и их значение;

Объяснить процессы клеточного деления и его биологическое значение;

Описать этапы онтогенеза.

§ 13 Типы размножения

Размножение - это воспроизведение себе подобных, обеспечивающее продолжение существования вида.

Размножение - основное свойство всех организмов. В результате раз­множения увеличивается число особей определенного вида, осуществляется непрерывность и преемственность в передаче наследственной информации от родителей к потомству. Достигнув определенных размеров и развития, орга­низм воспроизводит свое потомство - новые организмы того же вида и рассе­ляет их в окружающем пространстве.

Разнообразие организмов, исторически сложившееся на Земле, обусло­вило чрезвычайно большое разнообразие способов размножения. Однако все они являются лишь вариантами двух основных типов размножения - бесполого и полового.

Бесполое размножение - это самовоспроизведение организмов, в кото­ром участвует лишь одна особь (родитель). В половом размножении, как правило, участвуют две особи (два родителя) - женская и мужская.

Половое размножение. Главной особенностью полового размножения является оплодотворение, т. е. слияние женской и мужской половых клеток и обра­зование одной общей клетки - зиготы (греч. zygotes - «соединенный вместе»). Зигота дает начало новому организму, в котором объединены наследственные свойства двух родительских организмов.

Половые клетки - гаметы (греч. gametes - «супруг») - образуются у ро­дительских организмов в специальных органах. У животных и человека их называют половыми органами, у растений - генеративными органами (греч. genero- «произвожу», «рождаю»). В половых органах у животных и в генера­тивных органах у растений развиваются мужские и женские гаметы. Мужские гаметы - обычно мелкие клетки, содержащие только ядерное (наследственное) вещество. Одни из них - неподвижные (спермии), другие - подвижные (сперматозоиды).

Спермии развиваются у всех покрытосеменных и голосеменных расте­ний, а сперматозоиды - у водорослей, мхов, папоротниковидных и у большин­ства животных организмов, в том числе у человека.

Женские гаметы (яйцеклетки) - достаточно крупные клетки, иногда в тысячу раз крупнее сперматозоидов. В яйцеклетках помимо ядерного веще­ства содержится большой запас ценных органических веществ, необходимых после оплодотворения для развития зародыша.

Оплодотворение у многих примитивных организмов (нитчатые зеленые водоросли, например спирогира, некоторые виды бактерий, инфузории, плес­невые грибы и др.) осуществляется слиянием двух морфологически одина­ковых клеток, в результате чего образуется одна клетка - зигота. Такой поло­вой процесс получил название конъюгация (лат. conjugatio - «соединение»). Сливающиеся клетки называют также гаметами. Их конъюгация (слияние) дает зиготу.

Конъюгировать могут две соседние клетки одной и той же нити спирогиры или клет­ки двух разных рядом лежащих нитей. При этом роль женской половой клетки выпол­няет та, в которую перетекает содержимое другой клетки. Перетекающее содержи­мое считается мужской половой клеткой.

У инфузории туфельки хвостатой конъюгируют две одинаковые свободноплавающие особи. Причем они не сливают вместе содержимое клеток, а обмениваются между собой ядерным веществом.

Таким образом, половое размножение характеризуется развитием поло­вых клеток, оплодотворением и образованием зиготы, объединяющей наслед­ственное вещество двух разных родительских особей. В итоге каждая дочерняя особь, развивающаяся из зиготы, содержит в себе новые свойства - от двух раз­ных организмов одного и того же вида.

При половом размножении всегда возникает организм с уникальными, до того еще не встречавшимися в природе свойствами, хотя и очень похожий на своих родителей. Такие организмы с новыми наследственными свойствами, полученными от обоих родителей, нередко оказываются более приспособлен­ными к жизни в изменяющихся условиях окружающей среды.

При половом размножении происходит постоянное обновление наслед­ственных свойств у дочерних поколений организмов. В этом - величай­шая биологическая роль полового размножения в эволюции живого.

Такого обновления нет при бесполом размножении, когда дочерние орга­низмы развиваются только от одного родителя и несут только его наследствен­ные свойства.

Бесполое размножение. Это древний способ воспроизведения себе подоб­ных, свойственный организмам всех царств живой природы, особенно прокари­отам. Такой способ размножения, осуществляющийся безучастия половых кле­ток, широко распространен у одноклеточных организмов, у грибов и бактерий.

У одноклеточных и многоклеточных организмов бесполое размножение осуществляется делением и почкованием. Деление у прокариот идет путем пере­тяжки клетки на две части. У эукариот деление происходит сложнее и обеспе­чивается процессами, протекающими в ядре (см. § 14).

Примером бесполого размножения служит вегетативное размножение у растений. У некоторых животных также встречается вегетативное размноже­ние. Его называют размножением путем фрагментации, т. е. частями (фрагмен­тами) тела, из которых развивается новая особь. Размножение фрагментами характерно для губок, кишечнополостных (гидра), плоских червей (планария), иглокожих (морские звезды) и некоторых других видов.

У одноклеточных и некоторых многоклеточных животных, а также у грибов и растений бесполое размножение может осуществляться путем почкования. На материнском орга­низме образуются особые выросты - почки, из которых развиваются новые особи. Еще одна разновидность бесполого размножения - спорообразование. Споры - это отдельные, очень мелкие специализированные клетки, которые содержат ядро, цито­плазму, покрыты плотной оболочкой и способны на протяжении длительного времени переносить неблагоприятные условия. Попав в благоприятные условия среды, споры прорастают и образуют новый (дочерний) организм. Спорообразование широко представлено у растений (водоросли, мохообразные, папоротникообразные), грибов и бактерий. Среди животных спорообразование отмечается, например, у спорови­ков, в частности у малярийного плазмодия.

Примечательно, что при бесполом размножении отделившиеся дочер­ние особи полностью воспроизводят свойства материнского организма. Попав в другие условия среды, они могут проявить свои свойства иначе главным образом лишь в размерах (величине) новых организмов. Наследственные свойства остаются неизменными.

Способность повторять в дочерних организмах неизменные наследствен­ные качества родителя, т. е. воспроизводить однородное потомство, - уникальное свойство бесполого размножения.

Бесполое размножение позволяет сохранить неизменными свойства ви­да. В этом заключается важное биологическое значение этого типа размноже­ния. Организмы, появившиеся бесполым путем, обычно развиваются значи­тельно быстрее, чем появившиеся путем полового размножения. Они быстрее увеличивают свою численность и значительно быстрее осуществляют расселе­ние на большие территории.

У большинства одноклеточных и многоклеточных организмов беспо­лое размножение может чередовать­ся с половым.

Например, у некоторых морских кишечнополостных половое поколе­ние представлено одиночными свобод­ноплавающими медузами, а бесполое - сидячими полипами. У растений, на­пример у папоротников, половое по­коление (гаметофит) представлено мелким листовидным заростком, а бес­полое поколение (спорофит) - круп­ным листостебельным растением, на котором развиваются споры (рис. 19).

Характерно, что бесполое раз­множение осуществляется тогда, когда организм находится в благоприятных для него условиях. При ухудшении условий организм переходит к половому раз­множению. У многих высокоразвитых растений и животных половое размноже­ние начинается лишь после того, как организм пройдет ряд определенных стадий в своем развитии и достигнет возраста половой зрелости.

Бесполое и половое размножение - два основных способа продолжения жизни, сформировавшиеся в процессе эволюции живой природы.

1. Объясните эволюционное преимущество полового размножения перед бесполым.

2*. В чем состоит биологическая роль бесполого размножения в эво­люции живого?

Слияние двух соседних, рядом лежащих клеток - способ оплодотворе­ния у многих примитивных организмов.

Подвижные половые мужские клетки развиваются у большинства животных и растений, а неподвижные половые мужские клетки - толь­ко у семенных растений.

§ 14 Деление клетки. Митоз

Все новые клетки возникают путем деления уже существующей клетки, реализуя основной закон жизни: «клетка - от клетки». Этот процесс наблюда­ется и у одноклеточных, и у многоклеточных организмов.

У одноклеточных организмов деление клетки лежит в основе бесполого размножения, ведущего к увеличению их численности. У многоклеточных орга­низмов деление лежит в основе формирования самого организма. Начав свое существование с одной клетки (зиготы), благодаря многократно повторяюще­муся делению они создают путем бесполого размножения миллиарды новых клеток: таким образом идет рост организма, обновление его тканей, замена по­старевших и отмерших клеток. Клеточное деление не прекращается на протя­жении всей жизни организма - от рождения до смерти.

Известно, что клетки со временем стареют (в них накапливаются ненужные им продук­ты обмена) и отмирают. Подсчитано, что у взрослого человека общее количество кле­ток составляет более 10 15 . Из них ежедневно отмирает около 1-2% клеток. Так, клет­ки печени живут не более 1 8 месяцев, эритроциты - 4 месяца, клетки эпителия тон­кого кишечника - 1-2 дня. Только нервные клетки живут на протяжении всей жизни человека и функционируют, не заменяясь. Все остальные клетки человека заменяются новыми приблизительно каждые 7 лет.

Все замены клеток в организме осуществляются путем их постоянного деления.

Деление клеток - сложный процесс бесполого размножения. Образо­вавшиеся новые дочерние клетки обычно становятся способными к делению после некоторого периода своего развития. Это обусловлено тем, что деле­нию должно предшествовать удвоение внутриклеточных органоидов, обеспе­чивающих жизнедеятельность клетки. В противном случае в дочерние клетки попадало бы все меньше и меньше органоидов. Дочерняя клетка для нормаль­ного функционирования, подобно родительской, должна получить наследст­венную информацию о своих основных признаках, заключенную в хромосо­мах. Без этой информации клетка не сможет синтезировать те нуклеиновые кислоты и белки, которые ей потребуются. А это значит, что каждой дочерней клетке при делении необходимо получить копию хромосом с наследственной информацией от родительской клетки.

Самовоспроизведение путем деления - общее свойство клеток однокле­точных и многоклеточных организмов. Однако этот процесс происходит неодинаково у клеток прокариот и эукариот.

Деление клеток у прокариот. Клеточное деление прокариот обусловле­но особенностями строения их клеток. У прокариотических клеток нет ядра и хромосом. Поэтому клетки размножаются простым делением. Ядерное веще­ство у бактерий представлено одной кольцевой молекулой ДНК, которую условно считают хромосомой. ДНК имеет вид кольца и обычно прикреплена к клеточной мембране. Перед делением бактериальная ДНК удваивается, и каж­дая из них, в свою очередь, прикрепляется к клеточной мембране. По заверше­нии удвоения ДНК клеточная мембрана врастает между образовавшимися двумя молекулами ДНК. Таким образом, цитоплазма оказывается поделенной на две дочерние клетки, в каждой из которых содержится по идентичной кольце­вой молекуле ДНК (рис. 20).

Деление клеток у эукариот. В клетках эукариот молекулы ДНК заключе­ны в хромосомах. Хромосомы играют главную роль в процессе клеточ­ного деления. Они обеспечивают передачу всей наследственной информации и участие в регуляции процессов обмена веществ у дочерних клеток. Распреде­лением хромосом между дочерними клетками и передачей каждой из них стро­го одинакового набора хромосом достигается преемственность свойств в ря­ду поколений организмов.

При делении ядро эукариотической клетки проходит ряд последователь­но и непрерывно идущих друг за другом стадий. Этот процесс называют мито­зом (греч. mitos- «нить»).

В результате митоза происходит сначала удвоение, а затем равномерное распределение наследственного материала между двумя ядрами возника­ющих дочерних клеток.

В зависимости от того, что происходит в делящейся клетке и как вы­глядят эти события под микроскопом, различают четыре фазы, или стадии, митоза, следующие одна за другой: первая фаза - профаза, вторая - метафаза, третья - анафаза и четвертая, завершающая, - телофаза. Рассмотрим, что же происходит в ядре на разных стадиях деления (рис. 21).

Профаза. Увеличен объем ядра. Ядерная мембрана распадается. Четко видны удвоенные хромосомы: они состоят из двух нитевидных копий - хроматид, соединенных перетяжкой - центромерой. В цитоплазме из микротрубочек формируется аппарат для растаскивания хромосом - веретено деления.

Метафаза. Хромосомы перемещаются в середину клетки. Каждая из них состоит из двух хроматид, соединенных центромерой. Один конец нитей вере­тена прикреплен к центромерам.

Анафаза. Микротрубочки сокращаются, центромеры разъединяются и удаляются друг от друга. Хромосомы разделяются, и хроматиды расходятся к противоположным полюсам веретена.

Телофаза. Формируются новые ядра. Хромосомы в новых ядрах стано­вятся тонкими, невидимыми в микроскоп. Вновь появляется ядрышко, и обра­зуется оболочка ядра. Это последняя фаза деления ядра клетки.

Одновременно с телофазой начинается разделение цитоплазмы. Вначале образуется перетяжка (перегородка) между дочерними клетками. Спустя неко­торое время содержимое клетки оказывается разделенным. Так появляются но­вые дочерние клетки с цитоплазмой вокруг новых одинаковых ядер. После это­го снова начинается подготовка к делению теперь уже новой клетки, и весь цикл повторяется непрерывно, если имеются благоприятные условия. Процесс митоза занимает около 1-2 ч. Продолжительность его различается у разных типов клеток и тканей. Зависит он также и от условий окружающей среды.

Деление ядра и, следовательно, клетки идет непрерывно, до тех пор по­ка в клетке имеются средства, обеспечивающие ее жизнедеятельность.

Клеточный цикл. Существование клетки от момента ее возникновения в результате деления до разделения на дочерние клетки называют жизненным циклом клетки или клеточным циклом. В жизненном цикле клетки выделяют два этапа (или стадии).

Первый этап клеточного цикла - подготовка клетки к делению. Его назы­вают интерфазой (от лат. inter- «между» и греч. phasis- «появление»). Интер­фаза в клеточном цикле занимает самый большой (до 90 %) промежуток време­ни. В этот период в клетке отчетливо видны ядро и ядрышко. Идет активный рост молодой клетки, осуществляется биосинтез белков, их накопление, подго­товка молекул ДНК к удвоению и удвоение (репликация) всего материала хромосом. Хромосом не видно, но активно идет процесс их удвоения. Удвоенная хромо­сома состоит из двух половинок, содержа­щих по одной двухцепочечной молекуле ДНК. Характерными признаками интерфаз­ных клеток являются деспирализация (раскрученность) хромосом и их равномерное распределение в виде рыхлой массы по всему ядру. К концу интерфазы хромосомы спирализуются (скручиваются) и становятся види­мыми, но еще представляют собой тонкие вытянутые нити (рис. 22).

На втором этапе клеточного цикла происходит митоз и разделение клет­ки на две дочерние.

После разделения каждая из двух дочерних клеток вновь вступает в пери­од интерфазы. С этого момента у обеих возникших эукариотных клеток начи­нается новый (теперь уже собственно их) клеточный цикл.

Как видим, клеточное деление у эукариот и прокариот происходит по-разному. Но и простое деление у прокариот, и деление путем митоза у эукариот являются способами бесполого размножения: дочерние клетки получают на­следственную информацию, которая имелась у родительской клетки. Дочерние клетки генетически идентичны родительской. Каких-либо изменений в гене­тическом аппарате здесь не происходит. Поэтому все появляющиеся в процес­се клеточного деления клетки и образовавшиеся из них ткани обладают гене­тической однородностью.

1. Объясните различия в процессах клеточного деления у прокари­от и эукариот.

2*. Почему при бесполом размножении потомки идентичны родителю?

3. Охарактеризуйте процесс митоза и особенности каждой его стадии.

4. Замените подчеркнутые слова терминами.

Первая фаза митоза начинается, когда хромосомы становятся види­мыми.

В конце третьей фазы митоза хромосомы находятся на противопо­ложных полюсах клетки.

Структуры клетки, содержащие генетическую информацию, становят­ся видимыми только во время митоза.

Лабораторная работа № 2 (см. Приложение, с. 230).

§ 15 Образование половых клеток. Мейоз

Половые клетки (гаметы) развиваются в половых (генеративных) орга­нах и играют важнейшую роль: обеспечивают передачу наследственной ин­формации от родителей к потомкам. При половом размножении в результате оплодотворения происходит слияние двух половых клеток (мужской и жен­ской) и образование одной клетки - зиготы, последующее деление которой приводит к развитию дочернего организма.

Обычно в ядре клетки содержатся два набора хромосом - по одному от од­ного и другого родителя - 2п (латинской буквой «п» обозначают одинарный на­бор хромосом). Такая клетка называется диплоидной (от греч. diploos - «двой­ной» и eidos - «вид»). Можно предположить, что при слиянии двух ядер во вновь образовавшейся клетке (зиготе) будут находиться уже не два, а четыре набора хро­мосом, которые при каждом последующем появлении зигот будут снова удваивать­ся. Представьте себе, какое количество хромосом накопилось бы тогда в одной клетке! Но такого в живой природе не происходит: число хромосом у каждого ви­да при половом размножении остается постоянным. Связано это с тем, что поло­вые клетки образуются путем особого деления. Благодаря этому в ядро каждой половой клетки попадают не две (2п), а только одна пара хромосом (In), т. е. по­ловина из того, что было в клетке до ее деления. Клетки с одинарным набором хромосом, т. е. содержащие только половину каждой пары хромосом, называют­ся гаплоидными (от греч. haploos- «простой», «одиночный» и eidos - «вид»).

Процесс деления половых клеток, в результате которого в ядре оказыва­ется вдвое меньше хромосом, называют мейозом (греч. meiosis - «уменьше­ние»). Уменьшение вдвое числа хромосом в ядре (так называемая редукция) происходит при формировании и мужских, и женских половых клеток. При оплодотворении путем слияния половых клеток в ядре зиготы вновь создается двойной набор хромосом (2п).

Следует заметить, что у многих эукариот (микроорганизмы, низшие растения и самцы некоторых видов членистоногих) соматические (греч. soma - «тело») клетки (все клетки тела, исключая половые) имеют гаплоидный набор хромосом. У многих цветко­вых растений клетки являются полиплоидными, т. е. в них содержится много наборов хромосом. Но у большинства животных, у человека и у высших растений гаплоидными являются только половые клетки. Во всех других клетках тела этих организмов в ядре содержится диплоидный (2п) - двойной набор хромосом.

Мейоз имеет большое значение в живом мире. В процессе мейоза (в от­личие от митоза) образуются дочерние клетки, которые содержат в два раза меньше хромосом, чем родительские клетки, но благодаря взаимодействию хромосом отца и матери всегда обладают новыми, неповторимыми комбинаци­ями хромосом. Эти комбинации у потомства выражаются в новых сочетаниях признаков. Появляющееся множество комбинаций хромосом увеличивает воз­можность вида вырабатывать приспособления к изменяющимся условиям ок­ружающей среды, что очень важно для эволюции.

С помощью мейоза образуются половые клетки с меньшим набором хромосом и с качественно иными генетическими свойствами, чем у ро­дительских клеток.

Мейоз, или редукционное деление, - это сочетание двух своеобразных этапов деления клетки, без перерыва следующих друг за другом. Их называют мейозом I (первое деление) и мейозом II (второе деление). Каждый этап имеет несколько фаз. Названия фаз такие же, как фаз митоза. Перед делениями на­блюдаются интерфазы. Но удвоение ДНК в митозе происходит только перед первым делением. Ход мейоза показан на рисунке 23.

В первой интерфазе (предшествующей первому делению мейоза) наблю­дается увеличение размеров клетки, удвоение органоидов и удвоение ДНК в хромосомах.

Первое деление (мейоз I) начинается профазой /, во время которой уд­военные хромосомы (имеющие по две хроматиды) хорошо видны в свето­вой микроскоп. В этой фазе одинаковые (гомологичные) хромосомы, но про­исходящие из ядер отцовской и материнской гамет, сближаются между со­бой и «слипаются» по всей длине в пары. Центромеры (перетяжки) гомологич­ных хромосом располагаются рядом и ведут себя как единое целое, скрепляя четыре хроматиды. Такие соединенные между собой гомологичные удвоенные хромосомы называют парой или бивалентом (от лат. bi - «двойной» и valens - «сильный»).

Гомологичные хромосомы, составляющие бивалент, тесно соединяются между собой в некоторых точках. При этом может происходить обмен участка­ми нитей ДНК, в результате которого образуются новые комбинации генов в хромосомах. Этот процесс называют кроссингдвером (англ. cmssingover- «пере­крест»), Кроссинговер может приводить к перекомбинации больших или ма­леньких участков гомологичных хромосом с несколькими генами или частей одного гена в молекулах ДНК (рис. 24).

Благодаря кроссинговеру в половых клетках оказываются хромосомы с иными наследственными свойствами в сравнении с хромосомами роди­тельских гамет.

Явление кроссинговера имеет фундаментальное биологическое значе­ние, так как увеличивает генетическое разнообразие в потомстве.

Сложностью процессов, происходящих в профазе I (в хромосомах, яд­ре), обусловливается наибольшая продолжительность этого этапа мейоза.

В метафазе I биваленты располагаются в экваториальной части клетки. Затем, в анафазе I, происходит расхождение гомологичных хромосом к противо­положным полюсам клетки. Телофазой /завершается первое деление мейоза, в ре­зультате которого образуются две дочерние клетки, хотя каждая хромосома в них еще остается удвоен­ной (т. е. состоит из двух сестринских хроматид).

Вслед за телофазой I наступает вторая ин­терфаза. Она занимает очень короткое время, так как синтеза ДНК в ней не происходит.

Второе деление (мейоз II) начинается про­фазой II. Возникшие в телофазе I две дочерние клетки начинают деление, подобное митозу: ядрыш­ки и ядерные мембраны разрушаются, появляются нити веретена, одним своим концом прикрепля­ющегося к центромере. В метафазе //хромосомы выстраиваются по экватору веретена. В анафазе II центромеры делятся, и хроматиды хромосом в обе­их дочерних клетках расходятся к их полюсам.

В результате из каждой удвоенной хромосомы получаются две отдельные хромосомы, которые отходят к противоположным полюсам клетки. На обоих полюсах из групп собравшихся здесь хромосом образуется ядро. В нем каждая пара гомологичных хромосом представлена только одной хромосомой.

В телофазеII вокруг ядра, которое теперь содержит одинарный (гаплоид­ный) набор хромосом, вновь образуется ядерная мембрана и делится клеточное содержимое. Редукционный процесс образования половых клеток завершается созданием четырех гаплоидных клеток - гамет.

В результате мейоза из одной клетки появляются четыре клетки с гаплоид­ным набором хромосом.

Процесс образования мужских половых клеток (сперматозоидов) назы­вают сперматогенезом (от греч. spermatos - «семя» и genesis - «возникновение», «происхождение»). Процесс развития женских половых клеток (яйцеклеток) называют овогенезом или оогенезом (от греч. ооп - «яйцо» и genesis - «возникно­вение», «происхождение»),

1. Почему свойства дочерних организмов, развившихся из зиготы, не идентичны родительским?

2*. В чем заключается биологический смысл мейоза?

3. Замените выделенные слова термином.

Деление клеток, в результате которого в ядре оказывается вдвое меньше хромосом, приводит к образованию половых клеток.

4. Завершите утверждение, выбрав правильный термин:

Одинаковые хромосомы от отца и матери называются:

а) гаплоидными; в) диплоидными;

б) гомологичными; г) одинарными.

§ 16 Индивидуальное развитие организмов - онтогенез

Организм за период своей жизни претерпевает существенные преобра­зования: растет и развивается.

Совокупность преобразований, происходящих в организме от его за­рождения до естественной смерти, называют индивидуальным развитием или онтогенезом (от греч. ontos- «сущее» и genesis- «возникновение», «происхож­дение»). У одноклеточных организмов жизнь укладывается в один клеточ­ный цикл и все преобразования происходят между двумя делениями клетки. В многоклеточных организмах этот процесс гораздо сложнее.

При бесполом размножении, в том числе и вегетативном, онтогенез начинается с момента деления инициальной (т. е. дающей начало) клет­ки материнского организма. Организм на ранних этапах развития называют зачатком.

Одноклеточные организмы, как и все клетки, возникают путем клеточ­ного деления. Во вновь образовавшейся клетке не всегда оказываются сфор­мированными внутриклеточные структуры, обеспечивающие ее специфичес­кие функции и процессы жизнедеятельности. Необходимо определенное вре­мя, чтобы сформировались все органоиды и были синтезированы все нужные ферменты. Этот ранний период существования клетки (и одноклеточного орга­низма) в клеточном цикле называют созреванием. После него следует период зрелой жизни клетки, завершающийся ее делением.

В индивидуальном развитии многоклеточного организма выделяют не­сколько этапов, которые часто называют возрастными периодами. Различают четыре возрастных периода: зародышевый (эмбриональный), молодости, зре­лости и старости.

У животных нередко выделяют только два периода: эмбриональный и постэмбриональный. Эмбриональный период - это развитие зародыша (эмбри­она) до его рождения. Постэмбриональным называют период развития организ­ма от его рождения или выхода из яйцевых или зародышевых оболочек до смерти.

Эмбриональный период онтогенеза (эмбриональное развитие), происходя­щий внутриутробно в теле матери и оканчивающийся рождением, есть у боль­шинства млекопитающих, в том числе у человека. У яйцекладущих организмов и выметывающих икру эмбриональное развитие происходит вне тела матери и оканчивается выходом из яйцевых оболочек (у рыб, земноводных, пресмы­кающихся, птиц, а также у многих беспозвоночных животных - иглокожих, моллюсков, червей и др.).

У преобладающего большинства животных организмов процесс эмбрио­нального развития происходит сходным образом. Это подтверждает общность их происхождения.

У человека в ходе эмбрионального развития первым начинает обособляться головной и спинной мозг. Это происходит в течение третьей недели после зачатия. На этой ста­дии длина зародыша человека составляет всего 2 мм.

С первых дней эмбрионального развития зародыш очень чувствителен к повреждаю­щим воздействиям, особенно химическим (лекарства, яды, алкоголь, наркотики) и ин­фекционным. Например, если женщина в промежутке между 4-й и 1 2-й неделями беременности заболевает краснухой, то это может вызвать выкидыш или нарушить у зародыша формирование сердца, головного мозга, органов зрения и слуха, т. е. органов, развитие которых происходит в этот период.

После рождения или выхода из яйца начинается постэмбриональное раз­витие организма. У одних организмов этот период жизни занимает несколько дней, у других - несколько десятков и сотен лет, в зависимости от видовой при­надлежности.

Лев умирает от старости в возрасте около 50 лет, крокодил может прожить до 100 лет, дуб - до 2000 лет, секвойя - более 3000 лет, а овес - 4-6 месяцев. Некоторые насекомые живут несколько дней. Человек умирает от старости в возрасте между 75-100 годами, хотя некоторые люди живут более 100 лет.

Постэмбриональное развитие складывается из трех возрастных перио­дов: молодости, зрелости и старости. Каждому из этих периодов свойственны определенные преобразования в строении и процессах жизнедеятельности организма, обусловленные его наследственностью и воздействием внешних условий. В процессе постэмбрионального развития организм претерпевает количественные и качественные изменения.

Онтогенез - это развитие индивидуума (особи), обусловленное наследст­венностью и влиянием условий среды обитания.

Онтогенез, безусловно, одно из самых удивительных биологических явлений. Появившись в виде крошечного зародыша или зачатка, организм проходит ряд сложных стадий развития, в процессе которых у него посте­пенно формируются все органы и механизмы, обеспечивающие жизнедея­тельность. Достигнув половой зрелости, организм реализует главнейшую функцию живого - дает потомство, чем обеспечивает длительность и непре­рывность существования своего вида.

Существование любого организма представляет собой сложный и не­прерывный процесс эмбрионального и постэмбрионального развития в опре­деленных условиях обитания и на протяжении сроков, свойственных каж­дому виду.

1. Охарактеризуйте период эмбрионального развития организма.

2. Замените терминами следующие определения: организм на ранних этапах развития; индивидуальное развитие многоклеточного организма.

3*. Поясните, почему влияние опасных внешних воздействий (радиа­ция, курение) оказывается более разрушительным на эмбриональном этапе онтогенеза, нежели на постэмбриональном.

Размножение присуще всем живым организмам. С помощью размно­жения обеспечивается самовоспроизведение организмов и непрерывность существования вида. Есть два основных типа размножения организмов - бесполое и половое. Непрямое клеточное деление (митоз) в процессе прохож­дения ряда фаз (профазы, метафазы, анафазы, телофазы) обеспечивает пере­дачу дочерним клеткам одинаковой с родительской наследственной информа­ции, заключенной в хромосомах ядра. В интерфазе осуществляется подготовка клетки к делению.

Наиболее древний тип размножения - бесполое размножение. Он обес­печивает стабильность генетической информации, сохранение свойств вида, более быстрое увеличение численности и расселение на новые территории.

Половое размножение возникло в процессе эволюции позднее бесполо­го. Благодаря мейозу, кроссинговеру и оплодотворению половое размножение обеспечивает генетическую изменчивость, позволяющую организмам приоб­ретать новые признаки и свойства, а значит, лучше приспосабливаться к меня­ющимся условиям окружающей среды.

В процессе мейоза происходит редукционное деление половых клеток и образование гаплоидного (In) набора хромосом в ядре гамет. При оплодотво­рении клеток происходит слияние мужской и женской половых клеток с гапло­идным набором хромосом и образуется зигота с диплоидным (2п) набором хромосом в ядре.

Зигота дает начало развитию нового организма. Протекание жизни организма от зарождения до смерти называют индивидуальным развитием (онтогенезом). У многоклеточных онтогенез складывается из эмбрионального и постэмбрионального периодов.

Индивидуальное развитие всех организмов осуществляется в соответ­ствии с наследственными свойствами, присущими виду, и в зависимости от условий среды обитания.

Проверьте себя

1. Поясните, в чем проявляется биологическая роль женских и муж­ских половых гамет.

2. Объясните основные отличия митоза от мейоза.

3. В чем проявляется зависимость индивидуального развития орга­низма от условий среды в эмбриональном и постэмбриональном пе­риодах?

4. Какие этапы наблюдаются в клеточном цикле одноклеточных орга­низмов?Поясните значение интерфазы в жизни клетки.

1. Охарактеризуйте понятия «рост организма» и «развитие организма».

Проблемы для обсуждения

1. Охарактеризуйте биологическую роль разных типов размножения, если они наблюдаются у организмов одного и того же вида. Приведи­те примеры.

2. Раскройте механизм обеспечения непрерывности жизни.

3. Правильно ли утверждение, что развитие организма происходит в эмбриональном периоде, а в постэмбриональном периоде идет лишь увеличение размеров тела, т. е. рост организма? Подтвердите ваши суждения конкретными примерами.

Основные понятия

Бесполое размножение. Половое размножение. Гамета. Зигота. Хромо­сома. Митоз. Мейоз. Кроссинговер. Клеточный цикл. Диплоидная клетка. Гаплоидная клетка. Онтогенез.


Основы учения о наследственности и изменчивости

Изучив главу, вы сумеете:

Объяснить основные понятия генетики;

Описать механизм определения пола и типы наследования признаков;

Охарактеризовать роль наследственности и изменчивости организмов в живой природе.

§ 17 Из истории развития генетики

Генетика (греч. genesis - «происхождение») - так называется наука, изу­чающая наследственность и изменчивость организмов, а также механизмы управления этими процессами. Она имеет давнюю историю.

Еще в древние времена люди понимали, что растения, животные да и чело­век наследуют какие-то признаки от родителей, поскольку нельзя было не ви­деть сходства потомства и родителей. Причем определенные «родовые» при­знаки передавались неизменными из поколения в поколение. Опираясь на эту способность растений и животных к наследованию определенных качеств, стали отбирать для посева семена растений от наиболее урожайных особей, ста­рались сохранять молодняк животных, обладающих нужными человеку свой­ствами - дающих больше молока или шерсти, лучше выполняющих тягловые работы и т. п.

Старинные китайские рукописи свидетельствуют, например, что 6000 лет назад со­здавались различные сорта риса путем скрещивания и отбора. Археологические на­ходки подтверждают, что египтяне культивировали урожайные сорта пшеницы. Среди вавилонских памятников письменности в Двуречье найдена каменная табличка, отно­сящаяся к VI тысячелетию до н. э., на которой записаны данные о наследовании фор­мы головы и гривы в пяти поколениях лошадей (рис. 25).

Однако только в XIX и начале XX в., когда были накоплены знания о жиз­ни клетки, ученые приступили к исследованию феномена наследственности. Первый научный труд по изучению наследственности был выполнен чешским ученым и монахом Г. Менделем. В 1865 г. в статье «Опыты над растительными гибридами» он сформулировал закономерности наследования признаков, за­ложившие основание науки генетики. Мендель показал, что наследственные черты (задатки) не являются «слитными», как это считалось ранее, а переда­ются от родителей потомкам в виде дискретных (обособленных, отдельных) единиц, которые он назвал факторами. Эти единицы, представленные у особей парами, не сливаются вместе, а остаются дискретными и передаются потом­кам в мужских и женских половых клетках по одной единице из каждой пары.

В 1909 г. наследственные единицы были названы датским ученым В. Иогансеном генами (греч. genos- «род»). В начале XX в. американский эмбриолог и генетик Т. Морган установил экспериментально, что гены находятся в хро­мосомах и располагаются там линейно. С тех пор концепция гена является цен­тральной в генетике.

Видную роль в развитии генетики в первой половине XX в. сыграли наши отечествен­ные ученые. А.С. Серебровский, исследуя генетику животных, показал сложную струк­туру гена, ввел в науку термин «генофонд». Учение о наследственности и изменчи­вости обогатили труды Н.И. Вавилова, сформулировавшего в 1920 г. закон гомоло­гических рядов наследственности и изменчивости, что обеспечивало тесную связь генетики с эволюционным учением. Ю.А. Филипченко провел многочисленные экспе­рименты по генетическому анализу растений, разработал методы исследования изменчивости и наследственности. Значительный вклад в развитие генетики внесли также Г.Д. Карпеченко, Н.К. Кольцов, С.С. Четвериков и другие исследователи.

В 40-х гг. были заложены биохимические основы генетики. Учеными бы­ла доказана роль молекул нуклеиновых кислот в передаче наследственной ин­формации, что обусловило рождение молекулярной генетики. Расшифровка структуры молекулы ДНК, опубликованная в 1953 г., показала тесную связь это­го химического соединения с наследственной информацией в генах.

Достижения в области молекулярной генетики привели к созданию новой отрасли би­ологической науки - генной инженерии, которая позволяет, манипулируя индивиду­альными генами, получать в пробирке новые сочетания генов в хромосоме, которых ранее не было. Генная инженерия широко вошла в практику сельского хозяйства и био­технологию.

Развитие генетики с опорой на молекулярные основы в рассмотрении наследственных качеств стало возможным благодаря созданию высоких тех­нологий в области научных исследований, которые появились только в сере­дине XX в.

Генетика представляет собой теоретическую основу селекции (лат. selectio - «выбор», «отбор») растений, животных и микроорганизмов, т. е. созда­ния организмов с нужными человеку свойствами. Основываясь на генетиче­ских закономерностях, селекционеры создают улучшенные сорта растений и породы домашних животных. Методами генной инженерии выводят новые штаммы (чистые культуры) микроорганизмов (бактерий, грибов), синтезиру­ющих вещества для лечения болезней.

Исследования ученых-генетиков привели к пониманию того факта, что на­ряду с инфекционными болезнями существует много различных наследствен­ных заболеваний. Ранняя диагностика этих заболеваний позволяет вовремя вмешаться в течение болезни и предотвратить или замедлить ее развитие.

Ухудшение экологии и негативные изменения окружающей среды вызва­ли много нарушений в генетической сфере живых организмов, увеличив веро­ятность наследственных заболеваний у человека.

Для решения многих проблем, связанных с этой тревожной тенденцией, и обеспечения генетической безопасности человека потребовались целена­правленные исследования и объединение усилий ученых - экологов и генети­ков. Так возникло новое важное направление в науке - экологическая генети­ка, обеспечившая развитие службы генетической безопасности. Последняя изучает генетическую активность химических и физических факторов среды, воздействующих на человека и природу в целом. Экологи доказали, что для ус­тойчивого развития жизни на Земле необходимо сохранение биологического разнообразия видов и природных экосистем. Эта жизненно важная для челове­чества задача обусловила активное развитие такого направления в биологиче­ской науке, как популяционная генетика.

Знания генетики востребованы в ботанике, зоологии, микробиологии, экологии, учении об эволюции, антропологии, физиологии, этологии и других областях биологии. Данные генетических исследований используют в биохи­мии, медицине, биотехнологии, охране природы, сельском хозяйстве. Можно сказать, что открытия и методы генетики находят применение во всех облас­тях человеческой деятельности, связанной с живыми организмами. Законы ге­нетики имеют большое значение для объяснения всех процессов жизни на Земле.

Научная и практическая роль генетики определяется значимостью пред­мета ее исследования - наследственности и изменчивости, т. е. свойств, присущих всем живым существам.

1. Что изучает наука генетика, когда и почему она стала так называться?

2. Почему Г. Мендель считается «отцом генетики»?

3. Замените выделенные слова термином.

Данные науки, исследующей наследственность и изменчивость организ­мов, в настоящее время нашли широкое применение во всех областях биологии.

Единицы, которые обеспечивают передачу наследственных свойств, имеются у всех без исключения организмов.

4*. Охарактеризуйте роль знаний о нуклеиновых кислотах для разви­тия генетики.

§ 18 Основные понятия генетики

Генетика изучает два основных свойства живых организмов - наследст­венность и изменчивость.

Наследственность - способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа (растения, животные, грибы или бактерии) сохраняют в своих потом­ках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей их генетической информации. Носителями наслед­ственной информации у организмов являются гены.

Ген - единица наследственной информации, проявляющейся как при­знак организма.

В теме «Биосинтез белков в живой клетке» (§ 10) отмечалось, что ген служит основой для построения молекул белка, но в генетике ген выступает как носитель признака у организма. Такая «двойственность» гена становится понятной, если вспомнить, что важнейшая функция белка в клетке - ферментативная, т. е. управление химиче­скими реакциями, в результате которых формируются все признаки организма. Эту «двойственную» роль гена можно выразить схемой: ген -» белок -> фермент -> хими­ческая реакция -> признак организма.

Ген представляет собой участок молекулы ДНК (а у некоторых вирусов - РНК) с определенным набором нуклеотидов. В последовательности нуклеотидов заложена генетическая информация о развитии признаков организма. У выс­ших организмов гены располагаются в ДНК хромосом (это так называемые ядерные гены) и в ДНК, содержащейся в органоидах цитоплазмы - митохонд­риях и хлоропластах (это цитоплазматические гены).

У всех организмов одного и того же вида каждый ген располагается в опре­деленном месте относительно других генов. Местоположение гена на участке ДНК называют локусом. У разных особей одного вида каждый ген имеет не­сколько форм - аллелей. Аллели содержат информацию о том или ином варианте развития признака, который контролируется этим геном (например, цвет глаз). В клетках диплоидного организма обычно содержатся по две аллели каждого гена, полученные одна - от матери, другая - от отца. Любое изменение структу­ры гена приводит к появлению новых аллелей этого гена и изменению контро­лируемого им признака.

Организмы, которые в одинаковых (гомологичных) хромосомах несут различные (альтернативные) аллели одного и того же гена, называют гетерози­готными, а организмы с одинаковыми аллелями в гомологичных хромосомах называют гомозиготными.

Гетерозиготность обычно обеспечивает более высокую жизнеспособность организмов, их хорошую приспособляемость к изменяющимся условиям среды и поэтому широко представлена в природных популяциях различных видов.

Ген - это участок молекулы ДНК, определяющий возможность развития отдельного признака. Однако само развитие этого признака в значитель­ной мере зависит от внешних условий.

Совокупность всех генов (аллелей) отдельной особи называют геноти­пом. Генотип выступает как единая взаимодействующая система всех генетиче­ских элементов, которые контролируют проявление всех признаков организ­ма (развитие, строение, жизнедеятельность).

Совокупность всех признаков организма называют фенотипом. Фенотип формируется в процессе взаимодействия генотипа и внешней среды. В фено­типе реализуются не все генотипические возможности организма. Поэтому фенотип еще называют частным случаем проявления генотипа в конкретных условиях. Полного совпадения генотипа с фенотипом практически не бывает. Изменение генотипа не всегда сопровождается изменением фенотипа, как и наоборот.

В пределах одного вида все особи достаточно похожи друг на друга. Но в различных условиях особи даже с одинаковым генотипом могут различаться между собой по характеру и силе проявления своих признаков (т. е. по феноти­пу). В связи с этим в генетике используют понятие норма реакции, которым обозначают размах (пределы) фенотипических проявлений признака у особи под влиянием внешней среды без изменения генотипа.

Генотип определяет пределы (размах) нормы реакции организма, т. е. его генетические возможности, а фенотип реализует эти возможности в признаках.

Каждый организм обитает и развивается в определенных условиях ок­ружающей среды, испытывая на себе действие внешних факторов. Эти факто­ры (температура, свет, присутствие других организмов и др.) могут проявиться в фенотипе, т. е. могут измениться размеры или физиологические свойства ор­ганизма. Поэтому проявление признаков даже у близкородственных организ­мов может быть разным. Эти различия между особями в пределах вида называ­ют изменчивостью.

Изменчивость - это свойство живых организмов существовать в раз­личных формах, обеспечивающих им способность к выживанию в из­меняющихся условиях среды.

Изменчивость может быть вызвана воздействием факторов окружающей среды, не затрагивающим изменений генотипа. Изменчивость, связанная с изме­нениями генотипа, сопровождается появлением новых признаков и качеств, наследуемых организмом. Это особенно часто наблюдается у особей, появив­шихся в результате скрещивания.

Изменчивость - свойство организмов, противоположное наследствен­ности. Но и наследственность, и изменчивость неразрывно связаны между собой. Они обеспечивают преемственность наследственных свойств и возмож­ность приспособиться к изменяющимся новым условиям среды, обусловливая поступательное развитие жизни.

Наследственность и изменчивость присущи всем организмам. Генетика, изучая закономерности наследственности и изменчивости, выявляет методы управления этими процессами.

1. Что такое аллель? Какие гены называются аллельными?

2. Сопоставьте роль наследственности и изменчивости в жизни орга­низмов.

3*. Исключите в предложениях слова, искажающие правильность ут­верждений.

Ген как наследственный фактор и дискретная единица генетической информации локализован в хромосомах органоидов.

Генотип - это единая система всех хромосом и генетических эле­ментов данной клетки или организма.

Пределы нормы реакции определяются генотипом и фенотипом.

Жемчужина российского Причерноморья, город Сочи ежегодно собирает миллионы туристов. Превосходный климат, теплое море, протяженные пляжи и развитая инфраструктура - вот главные составляющие успеха самого популярного курорта страны.
Отдых в Сочи летом и зимой может стать поистине незабываемым, особенно в свете приближающейся Олимпиады.
А чтобы ваше прибытие в главный южный город России не омрачилось никакими неприятными сюрпризами вроде отсутствия подходящих мест в гостиницах, рекомендуем заранее выбрать и забронировать жилье в частном секторе, воспользовавшись информацией на сайте нашего туристического агентства.

Дома, мини-отели и другое жилье

Туристическое агентство "НВК", работающее в сфере туризма с 2003 года, представляет подробный каталог жилья, сдаваемого в аренду в частном секторе Большого Сочи. Мы рады предложить вашему вниманию всевозможные варианты размещения: отдельные гостевые дома и мини-отели, коттеджи и благоустроенные квартиры. Благодаря такому богатству выбора после ознакомления с предложениями вам не составит труда найти вариант, оптимальный по цене и предпочтительному уровню комфорта.
Что касается географии, то она также крайне разнообразна. Адлер и Хоста , Красная Поляна и Лазаревское, Дагомыс и Лоо – вот далеко не полный список уютных курортных уголков, где вы сможете заказать жилье с помощью нашего сайта. Достаточно определиться с конкретным местом на территории города-курорта, куда бы вы хотели приехать на отдых, и выйти на связь с владельцем дома или мини-отеля.

Сочи 2017: бронирование недорого и напрямую

В каталоге вы найдете подробную и достоверную информацию о предлагаемом жилье, сможете оценить внешний вид здания и обстановку внутри комнат, ознакомитесь с ценами и узнаете прямые контактные данные хозяина приглянувшегося вам объекта. Наш каталог – это отличная возможность снять дом, квартиру или гостиницу без посредников, а значит, обойтись без переплат.
Не секрет, что близящаяся Олимпиада в Сочи привела к росту цен на рынке аренды жилья на Черноморском побережье, о чем свидетельствуют новости курорта, поэтому дополнительные пути экономии отнюдь не будут лишними.
К тому же, обратившись к хозяину, можно лично с ним обговорить различные нюансы, неизбежные, если вы, к примеру, планируете провести отдых в Сочи с детьми или хотите приехать большой компанией. Как показывает опыт, компромисс в таких делах достигается гораздо быстрее при общении без посредников.

Помощь при аренде жилья в частном секторе и другие услуги

Чтобы сделать ваш отдых в Сочи 2017 еще более приятным и комфортным, наше агентство предлагает целый ряд дополнительных услуг. Мы поможем сравнить цены на различные предложения по прайсам гостиниц и по вашему желанию окажем содействие в бронировании, взяв на себя переговоры с владельцем объекта.
А если во время пребывания в Сочи у вас возникнут какие-либо другие вопросы, в их решении вы также можете смело положиться на нас. Кроме того, в перечень наших услуг входят пассажирские перевозки на микравтобусах и легковых автомобилях любого класса.
По прибытии в Сочи мы можем встретить вас на вокзале или в аэропорту, чтобы затем доставить к месту отдыха, а после завершения отпуска проводим обратно на вокзал. Также в агентстве работает служба заказа такси. Отдых в Сочи нельзя представить без осмотра многочисленных историко-культурных и природных достопримечательностей Черноморского побережья.
Мы организуем экскурсии по знаковым местам Сочи и его окрестностей – этот способ проведения досуга наверняка оставит в вашей памяти самые яркие впечатления.

2013 год

Инструкция по выполнению задания

Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к минимуму знаний выпускников основной школы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Задания представлены в форме незавершенных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными.

Утверждения представлены в:

Закрытой форме, то есть с предложенными вариантами завершения, при выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из 4 предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждения. Правильным является только одно – то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранные варианты отмечаются зачеркиванием соответствующего квадрата в бланке ответов: «а», «б», «в» или «г»;

Открытой форме, то есть без предложенных вариантов завершения. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать слово, которое, завершая утверждение, образует истинное высказывание. Подобранное слово вписывается в соответствующую графу бланка ответов;

Форме, предполагающей установление порядка известных Вам направлений, систем, характеристик, показателей, размеров. Выбранный вариант отмечается зачёркиванием соответствующего квадрата в бланке ответов: «а», «б», в» или «г».

Записи должны быть разборчивыми.

Внимательно читайте задания и предполагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте незнакомые задания вместо их выполнения путем догадки. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии можно вернуться к пропущенному заданию. Время выполнения заданий – 90 мин.

1. Вы – в лесу, где возник пожар. Определите очередность действий.

1) быстро выходить из леса в сторону ветра

2) определить направление распространения огня

3) выбрать маршрут выхода из леса в безопасное место

4) определить направление ветра

а) 4, 2, 3, 1

б) 1, 2, 3, 4

в) 3, 2, 4, 1

г) 2, 1, 4, 3

2. Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

… – орган тела человека, в котором кровь из венозной превращается в артериальную.

3. Определите очередность действия после оповещения об аварии на химическом предприятии неподалеку от вашего дома. У вас нет индивидуальных средств защиты, убежища, а также возможности выхода из зоны аварии:

1) включить радиоприемник, телевизор, прослушать информацию

2) входные двери закрыть плотной тканью

3) плотно закрыть все окна и двери

4) герметизировать жилище

а) 1, 2, 3, 4

б) 2, 1, 3, 4

в) 4, 2, 1, 3

г) 3, 2, 1, 4

4. Ядерное оружие – это:

а) высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой)

б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения в результате возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи

в) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии

г) самопроизвольное превращение неустойчивых атомных ядер в ядра других элементов, сопровождающееся испусканием ядерных излучений

5. Оказавшись в зоне химического заражения, вы почувствовали запах горького миндаля. Какое это отравляющее вещество?

а) иприт

б) зарин

в) синильная кислота

г) фосген

6. При одновременном заражении радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными (биологическими) средствами в первую очередь обезвреживаются:

а) отравляющие вещества, а затем радиоактивные вещества и бактериальные (биологические) средства

б) радиоактивные вещества и бактериальные (биологические) средства, а затем отравляющие вещества

в) бактериальные средства, а затем радиоактивные и отравляющие вещества

г) радиоактивные вещества, а затем бактериальные и отравляющие

7. Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

Состояние глубокого угнетения центральной нервной системы, при котором утрачиваются сознание и реакция на внешние раздражители, наблюдается расстройство регуляции жизненно важных функций организма, называется …

8. Определите правильную последовательность оказания первой медицинской помощи при закрытых переломах:

а) остановить кровотечение, наложить стерильную повязку, дать обезболивающее средство, провести иммобилизацию конечности, доставить пострадавшего в медицинское учреждение

б) на место перелома наложить тугую повязку, дать обезболивающее, доставить пострадавшего в медицинское учреждение

в) дать обезболивающее средство, провести иммобилизацию, доставить пострадавшего в лечебное учреждение

г) провести иммобилизацию, на место перелома наложить холод, доставить пострадавшего в лечебное учреждение

9. Завершите утверждение, вписав соответствующее определение в бланк ответов.

Восстановление или временное замещение нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма при помощи определенных внешних воздействий называется …

10. Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

Строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) – одно за другим на дистанциях, установленных командиром, называется …

11. Битва русского войска во главе с Александром Невским с рыцарями Ливонского ордена на льду Чудского озера произошла в … году.

а) 1242 б) 1380 в) 1223 г) 1283

12. Отравляющие вещества (ОВ), вызывающие острое жжение органов дыхания, зрения, слезотечение, кашель, затрудняющие дыхание, относятся к ОВ:

а) общеядовитого

б) психохимического

в) раздражающего

г) нервно-паралитического

13. Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

Механические смеси оксидов железа с алюминием , воспламеняющиеся от специального запального устройства, горящие в отсутствие кислорода и создающие температуру до 3000°С, называются. . .

14. Физическое и психическое состояние организма человека, находящегося в условиях социального и экологического благополучия, при котором он обладает высокой работоспособностью и испытывает удовлетворение от своей жизнедеятельности, называется:

а) счастьем

б) благополучием

в) удовлетворенностью

г) здоровьем

15. Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

а) мусор, бумагу

б) бензин, керосин

в) деревянные строения

б) хлором

в) фосгеном

г) нашатырным спиртом

25. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка аммиака. Вы живете на четвертом этаже девятиэтажного дома. Как вы поступите, если ваш дом оказался в зоне заражения?

а) останетесь в своей квартире

б) укроетесь в подвале здания

в) подниметесь на верхний этаж

г) проветрите помещение и останетесь в своей квартире

26. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы можете оказаться в зоне заражения, живете на первом этаже девятиэтажного дома. Как вы поступите?

а) укроетесь в подвале здания

б) подниметесь на верхний этаж

в) останетесь в своей квартире

г) покинете свою квартиру и спуститесь на первый этаж

27. Взрывчатая смесь, состоящая из нефтепродуктов и добавок порошкообразного магния (алюминия), жидкого асфальта и тяжелых масел, является:

а) напалмом

б) термитными смесями

в) зажигательной смесью «Электрон»

г) пирогелями

28. Одноклеточные безъядерные организмы, являющиеся гетеротрофами, которые вызывают инфекционные заболевания, называются болезнетворными:

а) грибами

б) вирусами

в) простейшими животными

г) бактериями

29. Завершите утверждение, вписав соответствующее определение в бланк ответов.

Поражающий фактор ядерного оружия, который вызывает значительные разрушения материальных объектов и механически уничтожает живую силу противника, называется ….

30. Найдите среди перечисленных ниже названий групп организмов и отдельных организмов тот, который может вызвать инфекционные заболевания:

а) насекомые

б) грызуны

в) амфибии

г) одноклеточные грибки

31. Какой сигнал ГО означает завывание сирены, прерывистые гудки предприятий и транспортных средств?

а) Воздушная тревога

б) Радиационная опасность

в) Внимание всем

г) Химическая опасность

32. Найдите среди перечисленных названий заболеваний то, которое не является инфекционным:

а) холера

б) столбняк

в) гепатит А

г) педикулез

33. Из перечисленных ниже выберите одну причину вынужденного автономного существования в природных условиях:

а) отсутствие средств связи

б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут

в) крупный лесной пожар

г) потеря компаса

34. Укажите число ростов общевойскового противогаза.

а) 3 б) 4 в) 5 г) 6

35. Область пониженного давления в атмосфере – это:

а) смерч б) циклон в) буря г) антициклон

36. Чем отличается бактериологическое оружие от химического оружия массового поражения?

37. Дайте определение, что такое чрезвычайная ситуация.

38. Описать порядок надевания противогаза.

39. Назовите размеры ОЗК.

40. Назовите помещения, которые находятся в убежище.