Конспект урока какие врачи нас лечат. Какие есть врачи? Зубной боли повелитель


Тема: «Доктора бывают разные»
Цели : помочь учащимся выяснить, какие бывают врачи. Что лечит каждый из них. Повторить, какие бывают болезни, симптомы и правила приема лекарства. Развивать речь, мышление, внимание. Учить анализировать и синтезировать материал для поиска ответов на вопросы и задания учителя. Воспитывать уважение к людям помогающим в сложных ситуациях.
Тип урока-занятия: комбинированный
Средства обучения : мультимедийная презентация «Доктора бывают разные», портрет А.П. Чехова, слова А.П. Чехова, карточки для индивидуальной работы, оформление на доске.

I.Организационный момент

Мы с товарищем вдвоем,
Замечательно живем.
II. Мобилизующий этап. Определение темы урока

1. Логическое упражнение:
– Сегодня в семье наших друзей неудачный день. У Сережи, Нади, папы заболело горло, зуб, появились боли в животе. У Сережи заболело горло. У папы не болит живот. Определите, какие болезни начались у каждого члена семьи?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, указав, людей, которые помогут пережить этот неудачный день.
-Я думаю, что тема урока – «Доктора», потому что только эти люди помогут избавиться от недугов.

III. Постановка цели урока.
- Зная тему и используя опорные слова, поставьте цель урока:
повторить …
узнать, какие …
познакомиться с деятельностью.
- Итак, цель нашего урока: повторить название болезней и лекарств; узнать, какие бывают врачи; узнать что они лечат.

IV.
Повторение изученного.
Повторение изученного материала начинается с пословиц, связанных с темой урока.
… – дороже богатства.
… – лечись, а … – берегись.
(Здоровье дороже богатства. Здоровье нельзя купить даже за самые большие деньги Болен – лечись, а здоров – берегись. Это значит, что если ты заболел, то должен лечиться, а если ты здоров, то надо беречь свое здоровье..)
– А как надо беречь здоровье? – задает учитель следующий вопрос.
(Чтобы сберечь здоровье, надо соблюдать режим дня, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться.)
– Если люди не закаляются, не занимаются спортом, плохо питаются, не соблюдают режим дня, то со временем могут заболеть.
- Что нужно использовать для лечения? (лекарства).
- Что нужно помнить при приеме лекарств.
Правила приема лекарств
- не принимай никакие лекарства самостоятельно;
- лекарства прописывает только врач;
- все лекарства должны храниться в специально отведенном месте – аптечке, которая должна закрываться;
- проверяйте срок годности лекарства;
- читайте описание, инструкции
-Какие бывают болезни?
- Сейчас я раздам вам карточки, а вы прочитайте записанные на них названия болезней. На карточке есть полоски. Напишите признаки заболеваний каждой обозначенной на карточке болезни.
- Обратите внимание, что у некоторых болезней бывают одинаковые признаки.
Учащиеся работают в парах. Составленные детьми карточки выглядели следующим образом:
Простудные заболевания: Грипп:
- насморк и кашель - боли в мышцах
-болит горло - высокая температура
- поднимается температура - вялость, слабость,
- краснеют и слезятся глаза желание лечь
- сильная головная боль
- кашель и насморк
Боли в животе:
- подташнивание
- болезненные ощущения в животе
- отказ от пищи
– Назовите признаки простудных заболеваний.
– Скажите, как человек должен вести себя, чтобы не болеть простудными заболеваниями, гриппом, избежать боли в животе?

V. Изучение нового материала

Обратите внимание, что у некоторых болезней бывают одинаковые признаки.
- Как же быть в этом случае. Ведь при ангине нельзя пить таблетки, которые прописывают при гриппе. Кто нам поможет?
Наташа заболела
У Наташи кашель,
И головка горяча.
Мама вызвала Наташе
Утром детского врача.
- Расскажите, что стряслось? –
Задал врач простой вопрос.
Шепчет девочка несмело:
- Я мороженное съела,
Оттого и заболела.
- Горло красное на вид, -
Вынес доктор свой вердикт:
(решение, заключение)
- Чай с малиновым вареньем –
Вот прекрасное леченье.
И побольше витаминов –
Свежих ягод, мандаринов.
- Что случилось с Наташей?
- Кого вызвала мама?
- Почему мама вызвала врача, а не продавца, парикмахера?
- Врач лечит нас, когда мы болеем. Он, как волшебник, может вылечить любой недуг у детей и взрослым: ведь он знает все лекарства и у него есть множество инструментов, помогающих ему в его интересной и ответственной работе. Но чтобы стать врачом, нужно много знать, ведь от этих знаний зависит жизнь человека. Кроме того врач должен быть добрым, он должен любить и жалеть своих пациентов.
- Какой доктор поможет девочке вылечиться? (педиатр)
- Ребята, а взрослые болеют? Кто вылечит взрослых? (терапевт)
- Терапевт и педиатр – это врачи, которые лечат легкие болезни. Терапевты лечат взрослых. А педиатры детей.
- А если этот врач столкнется со сложной болезнью, что он будет делать?
- Правильно, посоветует обратиться к врачу-специалисту. Это доктора, которые лечат какую-то одну болезнь, но уже знают они про нее все на свете.
- А кого вы из врачей-специалистов знаете или к кому ходили на прием?
- Правильно, ребята. Это врач-окулист, врач-хирург, врач-отоларинголог или ЛОР, врач-стоматолог и т.д.
- Что лечат эти врачи? (Врач-окулист (офтальмолог) занимается лечением зрения. Ребенка перед поступлением в школу или детский сад обязательно показывают глазному врачу. С помощью специальных таблиц врач устанавливает, нет ли у ребенка дефектов зрения. Офтальмологи лечат болезни глаз, проводят операции под микроскопом. Если надо вживляют искусственный хрусталик. Врачи-офтальмологи совершают поистине чудо – ослепший человек вновь видит. Врач-хирург – самая героическая из врачебных профессий. В переводе с греческого «хирургия» означает рукодействие. Хирург в больнице, как на войне должен быть готов к любым неожиданностям, он обладает глубокими знаниями, огромной выдержкой, «золотыми» руками. По многу часов хирург стоит у операционного стола, ему помогает бригада врачей и медицинских сестер – опреационная бригада. Смелость, настойчивость, точность – важные свойства хирурга. ЛОР лечит наши уши, горло и нос, стоматолог лечит наши зубы, десны).
- А теперь ответьте мне:
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет врач!
- Кто из врачей поможет?
- А кто из врачей дает следующие рекомендации?
Зубы чистим пастой мятной,
Ароматной и приятной.
Щеткой действуем умело.
Зубы станут очень белы!
Случается, что на дороге или на производстве произошла авария, пострадали люди; или человеку стало плохо на улице, дома, на работе. Как нужно поступить в этих случаях?
- Во всех этих случаях мы вызываем «Скорую помощь».
- Кто знает, по какому номеру?
- Чтобы врач всегда везде успевал (ведь больной долго ждать не может), его возят на специальной машине, которая называется «Скорая помощь». Машина скорой помощи – это специальная машина для быстрой и безопасной перевозки пострадавших или заболевших людей. На крыше такой машины установлен специальный мигающий фонарь – маячок, который дает знать другим водителям, что надо освободить путь Врач должен мгновенно оценить обстановку, быстро поставить диагноз, действовать срочно. Если необходимо, то оказав первую помощь, доставить больного в больницу.
– Объясните, как вы понимаете, что такое больница. (На доске вывешивается карточка со словом.)
- Действительно, больница – это медицинское учреждение, в котором люди лечатся в течение определенного времени (недели, месяца и т.д.), не выходя из него до полного выздоровления.
– А какое еще медицинское учреждение вы знаете, в котором люди лечатся?
(Поликлиника.)
Карточка со словом поликлиника прикрепляется на доску.
– В чем разница между больницей и поликлиникой?
- Поликлиника – это медицинское учреждение с врачами разных специальностей для приходящих больных, где устанавливается диагноз и способ лечения заболевания. Врачи поликлиники оказывают помощь и на дому.
«Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения чистоты души и чистоты помыслов» говорил врач и писатель А.П. Чехов.
- Где мы еще встречались с фамилией этого человека? Антон Павлович Чехов был не только гениальным писателем, но и хорошим профессиональным врачом.
Физминутка

VI. Закрепление изученного.
- Подскажите, какие врачи работают в больницах, поликлиниках?
терапевт – заболевания уха, горла, носа;
педиатр – заболевание глаз;
стоматолог – выполняет операции
окулист – заболевание зубов;
отоларинголог – лечит взрослых.
хирург - лечит детей
- Соедините стрелками название врачей и функции, которые они выполняют.
- Хочу добавить, что у врачей, работающих в поликлинике, больнице есть помощники – медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, своевременно дают больным лекарства, водят их на процедуры. Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают сестрам ухаживать за больными.
- А кто поможет Рыжику? (песик с перевязанной лапкой)
- Правильно есть доктора, которые лечат и собак. Это ветеринары.

VII.
Итог урока - В поликлинике ремонт все таблички с дверей сняли. Помогите правильно повесить таблички с названиями кабинетов, поясните свое решение.
Здоровье … . (нужно беречь)
Можно заболеть, если … . (человек не бережет здоровье)
При заболевании … . (надо обратиться к врачу)
Врачи бывают разные … (педиатр, терапевт, ЛОР, окулист, хирург, стоматолог)
Помогают врачам лечить больных … (медицинские сестры, санитарки)
– Восстановите запись так, чтобы мы могли обобщить весь материал, изученный на уроке.
– Молодцы! Вы хорошо усвоили материал.

VIII.Рефлексия
– Когда мы заболеваем, то идем к врачу, который выписывает рецепт для получения лекарства. На рецепте врач обязательно поставит печать. На рецептах (у каждого ученика на столе), которые лежат перед вами тоже есть печати. Прочитайте, что выписано на рецепте. Если вам было интересно, комфортно на уроке, эта печать должна быть красного цвета. Если что-то не понравилось – синего, а если вам было неинтересно и ничего полезного вы не узнали, печать должна быть черного цвета.


Полный текст материала Конспект + презентация урока валеологии "Доктора бывают разные", 3 кл. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Аллерголог — специалист по лечению аллергии. К нему направляют при аутоиммунных заболеваниях, аллергических проявлениях, часто «подхватываемых» простудах и инфекциях.

Анестезиолог — специалист, который разбирается в средствах и методах обеспечения анестезии при острых болевых синдромах, шоковых состояниях, травмах, хирургических вмешательствах.

Гастроэнтеролог — врач, лечащий нарушения работы желудочно-кишечного тракта. К нему обращаются с болями в животе, проблемами с пищеварением и стулом, с любыми неполадками, связанными с питанием и диетами, с лишним весом в том числе. На диетах также специализируется врач диетолог.

Геронтолог — врач, изучающий различные (биологические, социальные и психологические) аспекты процесса старения человека, причины старения и средства омоложения — борьбы со старением.

Гинеколог — «женский» врач, который поможет при заболеваниях, характерных только женскому организму (болезни женских половых органов, нарушение цикла) и при заболеваниях женской репродуктивной системы (недостаток гормонов, бесплодие, контрацепция, беременность). В роддоме обитают акушеры-гинекологи, которые принимают роды.

Дерматолог и дерматовенеролог — специалисты по кожным и венерологическим проблемам. К ним — с хроническими заболеваниями кожи, изменившимися родинками, любой сыпью, зудом, изменениями цвета и структуры кожи, в общем, со всем, чем вас беспокоит поверхность вашего тела. Отдельно выделяют врачей дермато-косметологов.

Иммунолог — специалист, который занимается иммунной системой. Зачастую врач совмещает специализацию аллерголог-иммунолог.

Кардиолог — врач, который занимается сердцем и сосудами. Его стоит посетить при болях в груди, одышке, учащенном или замедленном сердцебиении, головных болях при перепадах температур, ощущении нехватки воздуха.

Логопед — диагностика речевого развития, профилактика и коррекция звукопроизношения, общего недоразвития речи, нарушений письма и чтения, нормализация темпа и ритма речи, устранения расстройств голоса.

Маммолог — специалист по заболеваниям молочных желез, к нему обращаются при болях в груди, а также при любых обнаруженных уплотнениях, новообразованиях, выделениях из сосков и так далее.

Невропатолог, невролог — специалист по заболеваниям нервной системы, от головных болей до лечения неврозов, болевого синдрома нервного происхождения, воспалений различных нервов и прочих «нервных» патологий.

Неонатолог лечит новорожденных, их организм отличается не только от взрослого, но и от организма детей постарше. Детьми старшего возраста занимается педиатр.

Нефролог — врач, специализирующийся на лечении болезней почек. Очень часто ео функции выполняет уролог при отсутствии необходимости в штатном нефрологе.

Онколог — врач, занимающийся диагностикой различных новообразований и лечением раковых образований.

Оториноларинголог — его еще называют «ухо-горло-нос» или ЛОР, врач, который лечит болезни ушей, носа и горла, устраняет инородные тела из низ (особенно у детей).

Офтальмолог (окулист) — врач, занимающийся органами зрения, изучает строение, работу и болезни глаза, методы лечения и профилактики глазных болезней.

Педиатр — детский врач. Педиатр лечит всех детей, кроме новорожденных, в возрасте до 14-16 лет.

Проктолог — врач, который специализируется на заболеваниях кишечника. Его также часто называют «мужским» врачом, т.к. помимо прочего он занимается леченим простатита у мужчин.

Пульмонолог — специалист, который занимается болезнями органов дыхания (лечит бронхита, астму, пневмонию, туберкулез).

Реаниматолог — занимается поддержанием и восстановлением жизненно важных функций организма при угрожающих жизни заболеваниях (занимающийся реанимацией, изучивший реаниматологию). Часто реаниматолог выполняет работу анестезиолога и наоборот.

Ревматолог — специалист по лечению заболеваний воспалительного и дистрофического характера, при которых поражаются соединительные ткани и суставы.

Стоматолог — врач, занимающийся изучением и лечением зубов, нормы и патологии развития, изучает методы профилактики различных заболеваний полости рта, челюсти. и пограничных областей лица и шеи.

Сурдолог — врач дефектолог, занимающийся глухотой или нарушениями слуха. Диагностикой заболеваний, лечением нарушений слуха, а также подбором слуховых аппаратов и их настройкой.

Терапевт — специалист первой помощи, который диагностирует заболевание и направляет на дальнейшее обследование к узкопрофильным специалистам.

Травматолог — врач, к которому следует обращаться при любых травмах: порезах, повреждениях, переломах и др. Ортопед-травматолог лечит опорно-двигательный аппарат, травматолог-реаниматолог занимается реабилитацией после травм.

Трихолог — лечит заболевания волос и кожи головы. Трихология изучает волосы и волосистую часть кожи головы, строение, фазы роста нормальных (неизмененных) волос.

Уролог и уролог-андролог — его часто называют «мужской врач», однако это не совсем верно. Уролог — специалист по проблемам с мочеполовой системой, а вот андролог занимается расстройствами половых функций у мужчин, гормональными дисфункцями мужской репродуктивной сферы, заболеваниями, передающимися половым путем.

Флеболог — врач, который лечит заболевания вен, в частности, варикозное расширение вен и тромбофлебит.

Фонопед (фониатр) — врач-дефектолог, занимающийсядиагностикой и лечением нарушений голоса. Фониатр ставит диагноз и проводит лечение, а фонопед «ставит» голос, помогает с помощью специальных упражнений развить нервномышечный аппарат гортани и освоить правильное дыхание.

Фтизиатр — специалист по лечению туберкулеза легких. Очень часто отдельного кабинета фтизиатра нет, поэтому следует обращаться к пульмонологу.

Хирург — занимается лечением различных заболеваний, требующих физического оперативного вмешательства.

Эндокринолог — специалист по гормонам, обмене веществ. Поможет в случае нарушениях работы щитовидки, иных желез, надпочечников, яичников, гипофиза и гипоталамуса, гормональном бесплодии. По вопросам женских гормонов чаще встречается гинеколог-эндокринолог.

Пациентам назначают лечение, в котором они не нуждаются

Весна - коварное время: обманчивое тепло, общая усталость, авитаминоз обостряют хронические болезни и добавляют новые. Мочеполовая система - в числе самых уязвимых, от неудобств в этой деликатной сфере страдают мужчины и женщины. Попросила рассказать об урологических проблемах главного врача строящейся в Московской области Ильинской больницы, канд. мед. наук Алексея ЖИВОВА – разговор получился настолько всеохватным, что поневоле задумаешься: кто нас лечит, как и почему так дорого во всех смыслах нам обходится наше здоровье. Читайте и размышляйте.

Алексей Викторович, для начала о том, что волнует наших дорогих мужчин - о простатите. Недавно мы писали о нем () - и, судя по откликам: беда-беда. Но как бы ни была распространена эта напасть, многие из тех, кто с нею столкнулся, отмечают: врачи любят нагнать страха, при любых симптомах ставят именно этот диагноз и предрекают чуть ли не рак. Почему?

- Хронический простатит, по меткому выражению одного из известнейших американских урологов Эдвина Меерса , - мусорная корзина клинического невежества. Под этот диагноз попадает масса того, что на самом деле простатитом не является. Ставят его, потому что не в силах полноценно обследовать пациента. Не хватает знаний, навыков, нет специального оборудования и т.д. У мужчины, который жалуется на боли в промежности или плохое мочеиспускание, может быть масса других вещей, необязательно простатит.

- Насколько реально распространена проблема?

Простатитом болеют, по разным данным, от 5 до 40 процентов мужчин. Это заболевание не угрожает жизни, никогда не перерастает в рак. Да, оно вызывает дискомфорт, но для жизни не опасно. Если нет боли, мочишься нормально, можно и не лечиться.

- И все же если поставили диагноз рак простаты, можно вылечиться?

Если рак поставлен на ранней стадии и опухоль не вышла за пределы предстательной железы, пациента можно либо прооперировать, либо провести ему лучевую терапию. Если опухоль вышла за пределы предстательной железы, проросла в соседние органы - это неизлечимо, но с этим можно довольно долго жить даже при наличии метастазов - при условии, что будет проводиться гормональная терапия. Рак простаты часто протекает достаточно доброкачественно и развивается медленно. Бывают такие благоприятные формы этого заболевания, за которыми врачи наблюдают, а лечение назначают лишь тогда, когда болезнь начинает прогрессировать.

Анна СЕМЕНОВИЧ, как и многие другие звёзды шоу-бизнеса, рекламировала смертельно опасные для мужчин средства. Кадр: Youtube.com

К вопросу о мужском здоровье - что вы думаете о средствах для укрепления потенции, которые рекламируют по ТВ? Они не опасны? Действуют?

Начнем с того, что реклама лекарств у нас запрещена, и то, о чем говорят с экрана, к медицине не имеет никакого отношения. То, что предлагается, - это клинически не исследованные БАДы, эффективность и безопасность которых никем не установлена. Вы принимаете их на свой страх и риск. И хорошо, если ничего не произойдет. Бывало не раз, что для повышения эффективности в эти средства добавляли медицинские препараты, никому об этом не сообщив. Некоторые средства для лечения импотенции, та же виагра, может вызвать резкое снижение давления. И если при сердечном приступе вместе с виагрой принять, например, нитроглицерин, можно умереть.

С БАДами все очень непросто. Законодательная база их распространения и применения несовершенна, многие вопросы не урегулированы. Все, что рекламируется, - чистая коммерция. Один из моих пациентов купил прибор «для лечения всех урологических заболеваний». Он полгода этот прибор к себе прилаживал, пока рак не вырос за пределы мочевого пузыря и было поздно что-либо делать. То есть обманом человека отвлекли от эффективного лечения и убили. Есть БАДы, которые содержат вредные вещества, но никто об этом не говорит.

- Как вы относитесь к манипуляциям по увеличению мужского полового органа?

Не существует ни одной доказанной методики, которая может увеличить половой орган с высокой гарантией ожидаемого результата. Поэтому все мировые Ассоциации урологов рекомендуют воздержаться от подобных манипуляций. Вред от них может превысить пользу и ожидаемый эффект.

Михаил ЕФРЕМОВ вовсе не злоупотребляет - он лечится пивом...

Лечимся пивом

Спрошу о дамах. Проблема, которая не обошла стороной ни одну женщину, - цистит. Реально ли «полечиться травками, и все пройдет»?

Острый цистит через три-четыре дня может пройти без лечения. Но на это лучше не полагаться и обратиться к врачу. Не обязательно к урологу - терапевт справится с острым неосложненным циститом. Лечить его надо не травками, а антибиотиками, это уменьшит риск рецидива. Не лечиться совсем опасно, потому что, если инфекция мочевых путей приобретет хроническое течение и попадет в почки, может развиться почечная недостаточность.

- Недержание мочи - как с этим жить?

С этим не надо жить - эта неприятность излечима хирургическим путем. Стрессовое недержание мочи у женщин после 40 лет - очень распространенная проблема. Существуют квоты на высокотехнологичную помощь в рамках ОМС. И они такие операции оплачивают.


...а ШУРЕ из-за рака удалили яичко

- Камни в почках - когда их трогать не стоит, а когда нужно удалять?

Если камень вызывает нарушение оттока мочи из почки - нужна операция. Во всех остальных случаях можно его не трогать. Но у камней есть нехорошее свойство - они растут и вызывают инфекцию. Поэтому камни размером более сантиметра лучше удалить. Но опять же необязательно.

- Есть народный рецепт от камней - две бутылки теплого пива в день. Что скажете?

Чем больше человек пьет, тем выше вероятность того, что маленькие камни выйдут с мочой. Можно пить пиво, воду, чай с молоком или есть арбузы – не принципиально. Но ориентироваться надо не на выпитую воду, а на выделенную. Примерный суточный диурез в норме - полтора литра. Чтобы выделить полтора литра с мочой, надо выпить два. Любителям шоколада, кофе, куриного мяса, печени - продуктов, которые могут повышать концентрацию в моче мочевой кислоты, солей оксалатов и т.д., эту норму стоит увеличить.

Экстренно против ЗППП

- Поговорим о заболеваниях, передающихся половым путем, - сейчас все лечится?

За исключением ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С, все лечится довольно быстро и эффективно. Гонорея, хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз, сифилис... Если есть симптомы: выделения, дискомфорт при мочеиспускании или известна информация, что партнер чем-то болеет, нужно обратиться к врачу и пройти курс лечения антибиотиками. Никаких других методов не существует. Местное лечение, когда мужчинам в мочеиспускательный канал, а женщинам во влагалище вводят какие-то жидкости или мази - это жульничество, которое может вызвать осложнения.

Кроме того, существует экстренная профилактика ЗППП. Если случился подозрительный половой акт без презерватива, рекомендую в течение шести-двенадцати часов после контакта обратиться к врачу, который введет определенные лекарства. Процентов на 70 можно так себя обезопасить. Но это касается только бактериальных инфекций. К сожалению, против вируса иммунодефицита человека или гепатита никаких способов предохраниться, кроме презерватива, не существует.

Рис. Васи ЛОЖКИНА

Мужчинам и не только

В каком возрасте на что обратить внимание

  • От 18 до 30 лет - рак яичка. Юноши и молодые мужчины должны приучиться исследовать свою мошонку - ощупать свои яички. Если там есть уплотнение - болезненное или безболезненное, надо обязательно идти к урологу.
  • После 40 лет начинает увеличиваться предстательная железа - практически у всех мужчин развивается аденома простаты. Процесс неизбежный, для жизни неопасный, хотя мешает нормально мочиться.
  • В 50 лет, а у лиц с наследственной предрасположенностью в 45 , повышается риск заболеть раком предстательной железы. Надо обязательно сдать анализ на простато-специфический антиген - ПСА. Если показатель меньше 1,0 нг/мл, можно в следующий раз сдать этот анализ через два года. Если больше - надо делать ежегодно. Если этот показатель выше возрастной нормы - идти к урологу и выяснять, что происходит.
  • После 50 - 60 лет необходимо ежегодно делать ультразвуковое исследование почек, чтобы не пропустить рак, - это касается и мужчин, и женщин. На ранних стадиях большинство раков излечимы. УЗИ позволяет поймать его в самом начале.
  • Ну, и, конечно, всегда стоит помнить о здоровом образе жизни: не курить, не злоупотреблять спиртным, нормально питаться, не иметь слишком большой лишний вес. Привычные рекомендации, но они работают.

Ситуация с медицинским образованием в России сегодня катастрофически плохая

История с хроническим простатитом как нельзя лучше отражает ситуацию в российской медицине, - считает Алексей Викторович Живов. - Сразу всплывают финансовые, организационные, образовательные и правовые проблемы. Все вместе это приводит к тому, что нередко пациентам ставится неверный диагноз и назначается лечение, в котором они не нуждаются.

Ни для кого не секрет, что работа врача у нас - далеко не высокооплачиваемая, как во всем мире. И именно это толкает врачей искать дополнительные заработки. Средняя зарплата врача в России - 15 - 20 тысяч рублей. Какой у него интерес бесплатно кого-то лечить? Пациенту приходится «благодарить» доктора - тогда тому интересно работать. Низкими зарплатами государство стимулирует коррупцию. Но прежде чем врача сажать в тюрьму за взятку, ему нужно дать нормальную зарплату.

На материальную составляющую наслаивается царящий в российском здравоохранении правовой вакуум. Если врач совершит ошибку либо будет заниматься обманом, то до тех пор, пока это дело не квалифицируют как уголовное, ответственность за него будет нести лечебно-профилактическое учреждение. А вот если бы он отвечал за пациента сам, то трижды подумал бы, надо ли кого-то пытаться ввести в заблуждение или торопиться с постановкой диагноза.

- В какой момент надо включить мозги и сказать: «Я пойду к другому врачу»?

Возьмите себе за правило: если предстоит серьезная процедура, надо по всем возможным каналам навести справки о враче, к которому обращаетесь. Кроме того, в медицине всегда важно получить второе мнение - во всем мире это очень уважаемая традиция.

- Государственные и частные клиники - есть разница, куда обращаться?

К сожалению, количество нуждающихся в качественном лечении пациентов значительно превосходит количество врачей, которые могут эту помощь оказать. Это касается и государственных, и частных клиник. У нас банальная нехватка квалифицированных медицинских кадров. В лучшем случае, только половина, а то и всего тридцать процентов врачей могут поставить диагноз и назначить правильную схему лечения.

Если не врать друг другу, нужно прямо сказать: ситуация с медицинским образованием в России сегодня катастрофически плохая. Большинство учебников не соответствует международным стандартам, нет достаточного количества информации на русском языке. Но знание английского не является обязательным требованием для наших студентов. У нас замечательная история, традиции российской и советской медицины, но времена-то меняются.

Еще такой момент. Я уролог - это хирургическая специальность. Для того чтобы стать урологом, люди во всем мире учатся минимум четыре, максимум шесть лет после медицинского института. У нас же почему-то решили, что урологом можно стать за два года. Но даже если образование будет очень насыщенным, за два года подготовить узкого хирургического специалиста нереально.

То же касается и терапевтов. В США специалистов по семейной медицине после окончания вуза обучают еще четыре года. А у нас вчерашних студентов, которые не разбираются ни в чем, выбрасывают в поликлинику. В итоге пациенты не могут решить там никаких вопросов.

Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования ЗОЖ способствует созданию и проведению занятий по укреплению здоровья детей. В настоящее время актуально уделять большое значение воспитанию здорового поколения, поэтому занятие “Какие врачи нас лечат?” ориентировано на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Важно научить детей заботиться о своём здоровье, воспринимать жизнь как величайшую ценность, способствовать умению управлять своим эмоциональным и физическим состоянием.

Цель занятия: обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья.

Задачи занятия : сформировать необходимые знания о педиатре, окулисте, отоларингологе, стоматологе; формировать необходимые знания, умения, навыки, рациональные приёмы мышления и деятельности, которые будут востребованы в дальнейшей жизни; добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Достижение названной цели и задач достигается принципами обучения. Общеметодическими принципами – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы. Принципом сознательности и активности – нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса. Принципом наглядности – обязывает строить процесс обучения с использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принципом систематичности и последовательности, который проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего материала. Принципом повторения умений и навыков, который является одним из важнейших. Принципом непрерывности, который тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. На основе принципов учёта возрастных и индивидуальных особенностей, принципа оздоровительной направленности, принципа активного обучения, принципа формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей происходит формирование двигательных умений и навыков, двигательных способностей ребёнка.

В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические и общепедагогические. Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике оздоровления как наилучшим. Для успешной реализации задач используются следующие специфические методы: рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация, упражнения, ситуационный метод, игровой метод. Из общепедагогических методов используются: наглядность, рассказ, беседа, познавательная игра.

Для реализации данных методов использовались защитно-профилактические приёмы (личная гигиена); компенсаторно – нейтрализующие приёмы (дыхательная гимнастика, оздоровительная минутка, упражнения на релаксацию, гимнастика для глаз); стимулирующие приёмы (психологический настрой на урок, физические нагрузки).

Для успешного проведения занятия использовалось оборудование: доктор Айболит, цветок “здоровый образ жизни”, иллюстрации и инструменты врачей, офтальмотренажёр профессора В.Ф.Базарного.

Важным моментом является настрой, психологическая установка на работу. С него я и начала своё занятие. Формулирование темы предложено с учётом использования проблемно – диалогической технологии, ведь мыслить ребёнок начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Проблемная ситуация является мощным источником мотивации ребёнка. Затем проводим дыхательную гимнастику для повышения работоспособности, так как даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность. В соответствии с принципом оздоровительной направленности повторяем составляющие ЗОЖ и переходим к беседе по теме: “Какие врачи нас лечат?” Через некоторое время для снятия мышечного напряжения проводим упражнения на релаксацию. При изучении профессии окулист обязательно повторяем гимнастику для глаз и знакомимся с офтальмотренажёром профессора В.Ф.Базарного. После изучения материала проводим оздоровительную минутку для профилактики нарушений осанки и снятия утомления. В заключении анализируем стихотворение Э.Успенского, проводим валеологический самоанализ. Завершаем занятие игрой “Чей инструмент?”, так как игра является естественной потребностью ребёнка, развивает умение распределять и концентрировать внимание, способствует формированию волевой саморегуляции.

Занятие “Какие врачи нас лечат”

Цель занятия: обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья.

Задачи занятия: сформировать необходимые знания о педиатре, окулисте, отоларингологе, стоматологе; формировать необходимые знания, умения, навыки, рациональные приёмы мышления и деятельности, которые будут востребованы в дальнейшей жизни; добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Ход урока

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети! Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Я рада видеть вас!

Приветствую тех, кто время нашёл
И к нам на занятие по здоровью пришёл!
Пусть зима стучится к нам в окно,
Но в зале у нас тепло и светло!
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь
И набираем естественно вес!
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой, как воздух нужны,
А с ними порядок, уют, чистота,
Эстетика. В общем, сама красота!
Здоровье своё бережём с малых лет.
Оно нас избавит от болей и бед!

II. Формулирование темы

(см. приложение 1)

– На доске вы видите тему нашего занятия. (Дети удивлены, им непонятно)

Проследи за стрелками 4 раза,
Собирая буквы по одной.
И тогда узнаешь сразу,
О чём будем беседовать с тобой.

– Озвучьте тему нашего занятия. (Какие врачи нас лечат?)

III. Упражнения на дыхание

– Предлагаю провести дыхательную гимнастику. А для чего она нужна?

  • Чтобы кровь снабжалась кислородом;
  • Чтобы был хороший ритм сердца;
  • Чтобы кровь хорошо циркулировала в организме.

Дыхательная гимнастика (взята из книги В.И.Ковалько “Здоровье-сберегающие технологии”)

  1. Вдох через нос – выдох через рот;
  2. Краткий глубокий вдох – замедленный выдох;
  3. Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох;
  4. Медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струёй;
  5. Выдох толчками;
  6. Глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержать дыхание, при выдохе считать от 1 до 10;
  7. На выдохе усиливать звук: жужжащей пчелы, писк летающего комара, рычание собаки.

IV. Беседа о составляющих здорового образа жизни

– Предлагаю вам составить цветок здорового образа жизни. Вспомните, какие составляющие здорового образа жизни должны быть на нашем цветке?

  1. Отказ от вредных привычек;
  2. Движение;
  3. Правильное питание;
  4. Закаливание;
  5. Правила личной гигиены;
  6. Хорошее настроение.

V. Беседа по теме: “Какие врачи нас лечат?”

– Отгадайте загадку:

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

– Какого сказочного доктора вы знаете? (Доктора Айболита)

– Кого лечил доктор Айболит? (зверят, насекомых, птиц)

– А кто лечит вас, когда вы болеете?

– Как называется врач, который лечит любые детские болезни?

(На доске вывешивается слово ПЕДИАТР)

– Послушаем небольшое сообщение о педиатре.

Педиатр в переводе с греческого значит “лечить детей”. Сложность работы педиатра состоит в том, что ребёнок не всегда может рассказать, где и что у него болит. Детскому врачу надо быть добрым, терпеливым к детскому плачу. Педиатр наблюдает за развитием ребёнка, направляет на прививки против детских болезней, а также лечит простуды и другие болезни.

Труд педиатра имеет важное значение, потому что в детстве закладывается здоровье будущего гражданина. Настоящий опытный педиатр должен уметь располагать к себе детей. Он друг детворы. Он наблюдает за ребёнком с самого рождения и до 16 лет. Он лечит разные детские болезни.

– А какие? (ветряная оспа, коклюш, свинка, рахит, дифтерия)

– Против каких болезней вам ставили прививки? (против коклюша, краснухи, столбняка, полиомиелита, паротита, гепатита, клещевого энцефалита, гриппа)

– А лечит педиатр зубы?

– Как называется врач, который лечит зубы?

(на доске вывешивается слово СТОМАТОЛОГ)

– Прочитайте это слово по слогам, целиком, с ударением.

– Послушаем сообщение другого ученика о стоматологе.

Стоматолог в переводе с греческого значит “рот и учение”. Работа стоматолога состоит в профилактике и лечении зубов. Частой болезнью зубов является кариес. Это, когда зуб гниёт. Также стоматолог лечит дёсна, удаляет зубы, исправляет дефекты зубов.

Современные стоматологические кабинеты оснащены прекрасным оборудованием, удобными креслами. В некоторых больницах во время лечения больной надевает наушники, слушает музыку, а не звук работающей бормашины. Есть стоматологи-хирурги, которые делают небольшие операции в полости рта. Работа этих врачей гораздо сложнее. Также есть стоматолог-протезист. Он восстанавливает дефекты зубов и всего жевательного аппарата. При отсутствии зубов делает протезы. Это сложное и кропотливое дело. Стоматолог также, как и педиатр должен быть добрым, терпеливым к детскому плачу.

– Когда вы последний раз были у стоматолога?

– Сколько зубов вам вылечили?

– А сколько удалили?

VI. Комплекс упражнений на релаксацию (

взят из книги В.И.Ковалько “Здоровье-сберегающие технологии”)
  1. Роняем руки;
  2. Трясём кистями;
  3. Стряхиваем воду с пальцев;
  4. Поднимаем и опускаем плечи;
  5. Мельница.

VII. Беседа по теме: “Какие врачи нас лечат?”

Следующий врач, о котором мы будем говорить, следит за зрением. Как называется этот врач?

(на доске вывешивается слово окулист)

– Прочитайте это слово по слогам, целиком, с ударением.

– Послушайте сообщение об окулисте.

Окулист в переводе с латинского значит “глаз”. Строение глаза сложное. Испортить зрение очень легко, а вот исправить очень сложно. Для восстановления зрения надо будет носить очки. Их подбирает окулист. Также он лечит разные глазные болезни.

– Вы знаете какие-нибудь глазные болезни?

Самыми распространёнными являются близорукость и дальнозоркость. У школьников в результате несоблюдения правил бережного отношения к глазам проявляется близорукость. Это когда ребёнок близко видит, а далеко нет.

– Какие правила бережного отношения к зрению мы с вами знаем?

  • Смотреть телевизор не больше 1 – 1,5 часов в день;
  • Сидеть не ближе 3 метров от телевизора;
  • Не читать лёжа;
  • Не читать в транспорте;
  • Оберегать глаза от попадания в них инородных предметов;
  • При чтении и письме свет должен падать слева; у левшей при письме справа;
  • Расстояние от глаз до текста 30-35 сантиметров;
  • Делать гимнастику для глаз.

VIII. Гимнастика для глаз

– Проведём гимнастику для глаз (взята из книги Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья)

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

2. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.

3. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

– Я хочу вам показать офтальмотренажёр профессора Базарного, по которому мы будем проводить физминутки для глаз. (см. приложение 2 )

– Физминутка проводится стоя. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по восьмёрке.

Все мы в течение жизни обращаемся к врачам. Как вы понимаете, в организме человека функционируют множество органов и систем, и далеко не всегда врач широкой практики может поставить диагноз и назначить лечение. Чаще всего, за консультацией пациента направляют к конкретному специалисту узкой направленности. Специализаций врачей существует довольно много. Давайте поговорим о том, какие есть врачи, и что они лечат.

Врачи общей практики

К этому списку можно отнести врачей, которые ставят первоначальный диагноз, а также отправляют на консультацию к другим специалистам, а также выезжают на дом.

Для того чтобы понять, какие врачи бывают, важно понимать, что в организме человека есть некоторые системы, состоящие из органов и тканей. Например, костная, пищеварительная, сердечнососудистая и т.п. Специалисты этой группы занимаются лечением заболеваний конкретной системы.

  • Иммунолог – специалист, который занимается лечением иммунной системы. Довольно часто это специализация совмещается с аллергологией.
  • Кардиолог – врач, который занимается лечением сердечнососудистой системы. А именно, заболеваниями сердца, крупных и мелких сосудов в организме. Кроме того, при головных болях или одышке терапевт часто направляет к кардиологу.
  • Стоматолог – врач довольно широкой практики, который занимается лечением зубов человека, полости рта, челюсти, а также некоторых областей шеи и лица. Среди стоматологов также есть свои специализации – существуют специалисты, занимающиеся только лечением или удалением зубов, или же протезированием. Но довольно часто стоматолог совмещает в себе сразу несколько функций.
  • Эндокринолог – специалист, который занимается изучением и лечением гуморальной или гормональной системы организма. Кроме того, такой врач изучает обмен веществ. Иногда встречается эндокринолог, имеющей вторую специализацию – гинекологию. Такой специалист занимается проблемами женский гормонов.
  • Пульманолог – врач, занимающийся болезнями дыхательных путей, таких как астма, пневмония или туберкулез.
  • Окулист или офтальмолог – специалист, который исследует и лечит органы зрения, изучает строение и работу глаз. Кроме того, такой врач занимается профилактикой глазных болезней.
  • Невропатолог и невролог – врачи, которые занимаются лечением нервной системы. В их область интересов входят любые боли, связанные с нарушениями нервов, а также различные виды неврозов.
  • Психиатр – специалист, который занимается лечением психики человека. Если рассматривать, какие есть врачи в историческом аспекте, то психиатрия является одной из самых молодых специализаций, ведь раньше психические заболевания не считали объектом медицины.
  • Дерматолог или дерматовенеролог – врач, который занимается лечением болезней кожи, а также венерическими заболеваниями. Стоит отметить, что дерматолог довольно часто имеет дополнительную специализацию косметолога.
  • Гастроэнтеролог – специалист по заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Если у вас беспокоит кишечник, какой врач его лечит, вы не знаете, то в первую очередь стоит обратиться к этому специалисту. Иногда гастроэнтеролог совмещает в себе функции диетолога – специалиста по питанию человека.

Какие есть врачи, занимающиеся женским здоровьем

  • Гинеколог – врач, который занимается заболеваниями, присущих только женскому организму – болезни женских половых органов, нарушения менструального цикла, бесплодие и т.п. Помимо этого, в роддоме гинекологи сопровождают роды у женщин.
  • Маммолог - специалист по заболеваниям молочных желез. Помимо этого, он занимается всеми косметическими операциями женской груди.

Какие есть врачи по мужским проблемам

  • Андролог или уролог-андролог – специалист, который занимается расстройствами половой сферы у мужчин, а также нарушениями репродуктивной сферы. Помимо этого, уролог лечит и болезни, связанные с мочеполовой системой.
  • Проктолог – специалист, который занимается заболеваниями кишечника. Однако, чаще всего, к нему обращаются с проблемой простатита.

Стоит отметить, что если у вас беспокоит геморрой, к какому врачу обращаться, назначит терапевт, однако, чаще всего проктолог занимается этой неприятной болезнью.

Врачи узкой направленности

  • Флеболог – специалист по заболеваниям вен, так, именно этот врач занимается лечением варикозного расширения вен и тромбофлебита.
  • Фтизиатр – врач, который занимается лечением туберкулеза лёгких, но довольно часто его роль берёт на себя пульмонолог.
  • Трихолог – врач, занимающийся изучением и лечением заболеваний волос и кожи головы.
  • Оториноларинголог или ЛОР – врач, который лечит заболевания ушей, носа и горла. Помимо этого, занимается извлечением чужеродных предметов из этих органов.
  • Онколог – специалист по диагностике и лечению различных новообразований и рака.
  • Нефролог – врач, который занимается болезнями почек. Однако, довольно часто функции нефролога выполняет уролог.
  • Аллерголог – специалист по лечению различных видов аллергии, а также аутоиммунных заболеваний.
  • Травматолог – врач, который замается лечением различного вида травм, повреждений и переломов.

Какие бывают врачи смежного профиля

Такой тип врачей не занимается какой-то конкретной болезнью, однако, их помощь необходима при лечении многих заболеваний

  • Хирург - специалист по лечению болезней, которые требуют физического оперативного вмешательства.
  • Анестезиолог – специалист, который изучает и подбирает средства и методы для обеспечения анестезии при болевых синдромах, хирургических операциях и травмах.

Какие бывают врачи, не связанные с лечением болезней

  • Патологоанатом - изучает болезни путем вскрытия и исследования трупов человека. Помимо этого, посмертно ставит диагноз, находит причину смерти, а также исследует воздействие болезни на организм.
  • Судмедэксперт – отдельный вид врачей, которые занимаются исследованием мертвого тела с целью определения места, времени и причины смерти. Такой врач работает сугубо по запросам правоохранительных органов.