Основные даты жизни и творчества С. А. Есенина. Литература конца XIX - начала XX века

  • 1895, 21 сентября (4 октября н. ст.). В селе Константинове Кузьминской волости (ныне Рыбниковский район Рязанской области), в семье крестьян Александра Никитича и Татьяны Федоровны (урожд. Титовой) Есениных родился сын Сергей. (его сестра Екатерина родилась в 1905 г., сестра Александра -- в 1911 г.) 1909 за отличную успеваемость по окончании Константиновского сельского училища награжден похвальным листом.
  • 1909--1912. Учеба в церковно-учительской второклассной школе в селе Спас-Клепики Рязанского уезда. В свидетельстве о ее окончании сказано, что Есенину присвоено «звание учителя школы грамоты».
  • 1912, июль. Переезд в Москву по вызову отца, который работал в мясной лавке Н.Крылова. Отец устроил сына на работу в конторе лавки с тем, чтобы тот смог позже поступить в учительский институт. Однако в конторе Есенин проработал всего одну неделю.
  • 1912, сентябрь--февраль. Работал продавцом в книжной лавке.
  • 1913, март. Поступил в типографию товарищества И. Д. Сытина. Сперва, работал экспедитором, потом в корректорской подчитчиком.
  • 2 сентября. Начал слушать лекции на вечернем историко-филологическом факультете Московского городского народного университета А. Л. Шанявского, где, по собственным словам, проучился полтора года.

Осень. Впервые читал свои стихи профессиональному литератору И. Белоусову, который нашел, что у Есенина «талант истинный».

Конец года. По воспоминанию приятеля Есенина Н. Сардановского, поэт читал стихотворение «Выткался на озере алый свет зари...» профессору университета Шанявского известному литературоведу П. Н. Сакулину и удостоился лестного для себя отзыва. Вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, корректором типографии Сытина.

1914, январь. В детском журнале «Мирок» № 1 под псевдонимом Аристон опубликовано стихотворение Есенина «Береза». Это первое печатное выступление поэта.

Середина мая. Уволился из типографии Сытина.

Август -- декабрь. Откликается на военные действия стихами «Молитва матери», «Сиротка », « Богатырский посвист », «По селу тропинкой кривенькой...» и другими, поэмами «Галки» (запрещена военной цензурой, ее текст не разыскан) и «Марфа Посадница».

Сентябрь. Поступил корректором в типографию торгового дома «Д. Чернышев и Н. Кобельков».

Декабрь. Уволился из типографии и с этих пор полностью отдается творческой деятельности.

  • 21 декабря. (1915, 3 января н. ст.) Родился сын Юрий. (В 1937 г. арестован и расстрелян чекистами. В 1956-м реабилитирован.)
  • 8 марта. Выехал из Москвы в Петроград.
  • 9 марта. Читал стихи Блоку, от которого получил рекомендательные письма к издательскому работнику, литератору М. Мурашеву и к поэту С. Городецкому.
  • 11 марта. Чтение стихов С. Городецкому, который вводит Есенина в литературный круг Петербурга.
  • 22 апреля. В журнале «Голос жизни» с предисловием Зинаиды Гиппиус напечатаны четыре стихотворения Есенина, которые сам поэт вместе со стихотворением «Зашумели над затоном тростники...», опубликованным с посвящением С. Городецкому в «Новом журнале для всех» (№ 4), в одном из автобиографических набросков назвал первой своей публикацией.

Конец апреля. В связи с царским указом о призыве на военную службу выехал в Рязань (к месту призыва).

20 мая. Из-за болезни глаз получил отсрочку от воинской службы и выехал в Константинове.

Май -- сентябрь. Жил в Константинове, писал стихи и повесть «Яр».

Конец сентября. Приехал в Москву.

Начало октября. Прибыл в Петроград, впервые встретился с Н. Клюевым.

Середина октября. Вошел в группу крестьянских поэтов «Краса», которая прекратила свою деятельность в первой половине ноября 1915 г. Впрочем, Есенин принял участие и в организационном заседании общества «Страда», которое состоялось на квартире у С.Городецкого. В декабре «Страда» организовала вечер поэзии Есенина и Клюева.

  • 16 октября. Передал. М. В. Аверьянову право издания книги стихов «Радуница».
  • 1916, 4 января. При материальной поддержке полковника Д. Н. Ломана Есенин и Клюев прибыли в Москву для творческих выступлений (в том числе и перед придворными кругами).
  • 16 января. Начальник Царскосельского полевого военно-санитарного поезда N 143 полковник Д. Н. Ломан ходатайствует перед мобилизационным отделом Главного управления Генерального штаба о зачислении Есенина в состав санитарной команды поезда.
  • 30 января. Цензурное разрешение на выпуск первой книги поэта «Радуница».
  • 5 апреля. Призван на воинскую службу и зачислен к Д. Н. Ломану в военно-санитарный поезд.
  • 20 апреля. Прибыл для прохождения военной службы в поезд.
  • 27 апреля -- 13 июня. Совершил две поездки с поездом к линии фронта.
  • 22 июля. Читал стихи на концерте для раненых в лазарете в присутствии императрицы и ее дочерей. По ходатайству Д. Н. Ломана, за участие в концерте императрица пожаловала Есенину золотые часы, которые поэт, однако, не получил.

Август. В связи с несвоевременным возвращением из увольнения получил дисциплинарное взыскание (арест) на 20 суток.

  • 1917, 27 февраля. Свержение самодержавия в России.
  • 17 марта. Откомандирован из санитарного поезда в распоряжение Воинской комиссии при Государственной думе.

Март. Знакомство с Зинаидой Николаевной Райх.

  • 30 июля. Венчание с 3.Н. Райх в Кирико-Иулиттовской церкви в предместье Вологды.
  • 25 октября. Большевистский переворот; свержение Временного правительства во главе с А. Ф. Керенским.
  • 1918, январь. Написана поэма «Инония».
  • 25 февраля. Вышла книга «Красный звон» -- коллективный сборник произведений С.Есенина, Н.Клюева, П.Орешина и А.Ширяевца. Есенин поместил в нем под названием «Стихослов » цикл из пяти поэм (« Марфа Посадница», «Товарищ», «Ус», «Певущий зов», «Отчарь»).

Конец февраля -- начало марта. В издательстве «Сегодня» отдельной книжкой выходит стихотворение Есенина «Исус-Младенец».

Конец апреля. Выехал из Петрограда на постоянное местожительство в Москву.

Вторая половина мая. В эсеровском издательстве «Революционный социализм» вышел сборник стихов «Голубень».

Вторая половина сентября. Организует издательство "Московская Трудовая Артель Художников Слова" (МТАХС), в котором становится заведующим (члены правления -- А. Белый, С. Клычков, П. Орешин, Л. Новицкий). Это издательство выпустило до конца года книги Есенина «Преображение», «Сельский часослов», а также второе, переработанное издание «Радуницы».

  • 3 ноября. На открытии памятника А. Кольцову в Москве читал стихотворение «О Русь, взмахни крылами...».
  • 1919, 30 января. Совместно с поэтами А. Мариенгофом, Р. Ивневым, В. Шершеневичем и с художниками Б. Эрдманом и Г. Якуловым опубликовал в Воронеже «Декларацию» имажинистов (10 февраля она была перепечатана в Москве).

До 10 февраля. Выступил одним из организаторов кооперативного издательства «Имажинисты».

Февраль. Написана поэма «Пантократор».

Сентябрь. Написана поэма «Кобыльи корабли».

Декабрь. Отдельным Изданием вышла статья Есенина «Ключи Марии».

1920, январь. Второе издание сборника «Голубень» и первый выпуск коллективного сборника «Конница бурь» с поэмой «Небесный барабанщик» вышли в издательстве МТАХС.

Февраль. Издательство «Имажинисты» выпустило сборник С. Есенина, А. Мариенгофа и В. Шершеневича «Плавильня слов».

3 февраля. Родился сын Есенина Константин, будущий спортивный журналист. (Умер в 1986 г.)

Середина апреля. В Харькове, где в это время находился Есенин, который вместе с В. Хлебниковым и А. Мариенгофом выступил в городском театре с чтением стихов, вышел коллективный сборник «Харчевня зорь» с поэмой «Кобыльи корабли».

Май. Вышел второй сборник имажинистов «Конница бурь» с поэмой Есенина «Пантократор» и со стихами «Теперь любовь моя не та...» (посвящены Н. Клюеву), «Хорошо под осеннюю свежесть...», «Я покинул родимый дом...».

  • 14 июня. В кафе имажинистов «Стойло Пегаса» (Тверская, 37) читал стихи на «Вечере лирики имажинистов».
  • 15 июня. Индивидуальный поэтический вечер Есенина в «Стойле Пегаса». Июнь Вышел сборник «Трерядница» (издательство «Злак»)

Начало июля -- середина сентября. Вместе с А. Мариенгофом ездил по югу России и по Кавказу. Побывал в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Таганроге, Кисловодске, Пятигорске, Баку, Тифлисе.

Август. В поезде на пути из Кисловодска в Баку написана поэма «Сорокоуст».

Октябрь -- ноябрь. В Берлине в издательстве «Скифы» выпущены книга Есенина «Триптих» (поэмы «Пришествие», «Преображение») и коллективный сборник «Россия и Инония» с поэмами Есенина «Инония» и «Товарищ».

Ноябрь. Написана «Исповедь хулигана». Вышло второе издание сборника «Преображение».

Декабрь. Начата работа над драматической поэмой «Пугачев». Издательство «Имажинисты» выпустило третье издание книги «Радуница», а также коллективный сборник «Имажинисты» с поэмой Есенина «Сорокоуст».

Январь. Издательство «Имажинисты» выпустило коллективный сборник «Золотой кипяток» с поэмой «Исповедь хулигана».

Февраль. Это же издательство выпустило второе издание сборника «Трерядница» и коллективный сборник С. Есенина и А. Кусикова «Звездный бык» с «Песнью о хлебе».

  • 14 апреля. В «Известиях» письмо наркома просвещения А. В. Луначарского с критикой сборника «Золотой кипяток» и других книг, выпущенных в 1921 г. издательством «Имажинисты».
  • 16 апреля. Есенин уезжает в Туркестан.

Май. Приезд в Ташкент. Впервые после шестилетнего заочного знакомства (по переписке) встретился с поэтом А. Ширяевцем.

Конец мая. Чтение «Пугачева» на ташкентской квартире литератора и издательского работника В. И. Вольпина.

  • 1 июля, 6 августа. Публичные чтения «Пугачева», которого продолжает отделывать и заканчивает в августе.
  • 3 октября. В студии художника Г. Якулова знакомится с американской танцовщицей Айседорой Дункан.
  • 5 октября. Орловским судом расторгнут брак Есенина с 3. Н. Райх.

Ноябрь. Сближается с А. Дункан.

Декабрь. Отдельным изданием в издательстве «Имажинисты» выходит драматическая поэма. «Пугачев».

  • 1922, февраль. Вместе с А. Дункан был несколько дней в Петрограде. На деньги друга Есенина А. Сахарова в издательстве «Эльзевир» вышло второе издание «Пугачева».
  • 17 марта. Официальное обращение к наркому просвещения Луначарскому с просьбой ходатайствовать перед Наркоматом иностранных дел о разрешении Есенину поездки в Берлин.
  • 3 апреля. Получено разрешение на поездку в Берлин сроком на три месяца.
  • 2 мая. Официально зарегистрирован брак Есенина с Айседорой Дункан.
  • 10 мая. Вылетел в Кенигсберг, откуда поездом выехал в Берлин.
  • 11 мая. Прибыл в Берлин. В этот же день побывал в редакции газеты «Накануне».

Лето. Был в Дюссельдорфе, откуда выехал в Бельгию, потом -- в Париж, потом -- в Италию, потом -- снова в Париж, где жил с А. Дункан около месяца.

Июль -- август. Берлинское «Русское универсальное издательство» выпустило отдельной книгой «Пугачева». Август в четвертом номере франко-бельгийского журнала «Le Bisque vert» напечатана статья поэта Ф. Элленса «Великий русский современный поэт: Сергей Есенин» и поэма «Кобыльи корабли» (перевели на французский Ф. Элленс и М. Милославская).

Конец сентября -- начало октября. В Москве в Госиздате вышло «Избранное» Есенина, за границей -- есенинская книга «Confession d"un Voyou» («Исповедь хулигана» в переводе на французский Ф. Элленса и М. Милославской; вступительная статья Ф. Элленса).

  • 1 октября. На пароходе «Paris» вместе с А. Дункан прибыл в США (в то время они назывались Северо-Американскими Соединенными Штатами -- САСШ). Однако представители иммиграционного ведомства запретили Есенину и Дункан сойти на берег, сославшись на имеющиеся у властей сведения, что супруги прибыли в Штаты, чтобы вести коммунистическую пропаганду. Есенин и Дункан с негодованием отвергли это обвинение.
  • 2 октября. Президент Соединенных Штатов распорядился впустить Есенина и Дункан в страну.

Октябрь -- ноябрь. Ездил с Дункан по американским городам, где она выступала. Побывал в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне, Луисвилле, Канзас-Сити, Мемфисе, Детройте, Балтиморе,. Филадельфии, Кливленде, Индианополе, Милуоки и др.

Ноябрь. Берлинское издательство 3. И. Гржебина выпустило первый том (он оказался единственным) есенинского «Собрания стихов и поэм».

В течение года. Начал работать над поэмами «Черный человек» и «Страна негодяев».

  • 1923, 4 февраля. Отбыл вместе с А. Дункан на пароходе во Францию.
  • 11 февраля. Приезд в Париж.
  • 15--16 февраля. Переезд в Берлин.

Конец марта. Передал издателю (инженеру И. Т. Благову) сборник «Стихи скандалиста».

  • 10 апреля. Вернулся в Париж.
  • 13 мая. Вечер поэзии Есенина в парижском театре Р. Дункана, брата А. Дункан. Между поэтом и танцовщицей возникают конфликты, в конечном счете приведшие их к отчуждению друг от друга.

До 10 июня. В Берлине издан сборник «Стихи скандалиста». Главлит запретил его к ввозу в Советскую Россию.

Весна--лето. Готовил для издания в Париже сборник «Москва кабацкая». В Париже издание не состоялось.

Август. Познакомился с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской, которой посвятил цикл стихотворений «Любовь хулигана».

Сентябрь. Расстался с А. Дункан и вступил в гражданский брак с Галиной Артуровной Бениславской.

  • 17 декабря. Помещен для лечения в профилакторий имени Шумской (для нервнобольных).
  • 1924, февраль -- март. Продолжал лечение в Шереметьевской (ныне Институт имени Склифософского) и Кремлевской больницах. Вел переговоры об издании «Москвы кабацкой».
  • 7 апреля. Порывает с имажинистами. Пишет письмо об отказе сотрудничать в их журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном».
  • 12 мая. У поэтессы и переводчицы Надежды Давидовны Вольпин от Есенина родился сын Александр, которого Есенин не видел и не признал. (Впоследствии Александр Сергеевич Есенин-Вольпин сам стал поэтом, игравшим заметную роль в диссидентском движении в России 1960--1970-х гг. В настоящее время проживает в Соединенных Штатах Америки.)
  • 17 мая. Похороны поэта Александра Ширяевца на Ваганьковском кладбище в Москве. Есенин участвовал в гражданской панихиде и в поминальном вечере. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу...» поначалу было опубликовано в журнале «Красная новь» (1924. № 4) под заглавием «Памяти Ширяевца».

Июнь--июль. Жил в Ленинграде. Написал стихотворения «Сукин сын», «Русь советская» и поэму «Песнь о великом походе».

Июль. В Ленинграде вышла «Москва кабацкая».

  • 1 августа. Возвращение в Москву.
  • 2--6 августа. Написана «Поэма о 36».
  • 31 августа. «Правда»: «Письмо в редакцию. Мы, создатели имажинизма, доводим до всеобщего сведения, что группа «имажинисты» в доселе известном составе объявляется нами распущенной. Сергей Есенин. Иван Грузинов».
  • 3 сентября. Выехал на Кавказ, где находился до конца февраля 1925 г. Жил в Тифлисе, Баку, Батуми. Написал там много известнейших стихотворений и поэм. Таких, к примеру, как «Баллада о двадцати шести», «Стансы», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Ответ». Начал работу над циклом «Персидские мотивы» и над поэмой «Анна Снегина».
  • 1925, до 20 января. В.Тифлисе вышла книга «Страна советская», куда вошли почти все стихи Есенина, написанные на Кавказе.
  • 1 марта. Возвратился в Москву.

Март. Знакомство с внучкой Л. Толстого Софьей Андреевной.

Конец марта. Переезд в Баку.

Март -- апрель. Отдельным изданием вышла поэма «Песнь о великом походе».

Первая половина мая. Лежал в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз: туберкулез).

Май. С посвящением Петру Ивановичу Чагину в издательстве «Современная Россия» вышла книга «Персидские мотивы».

Начало июня. Вышла книга «Березовый ситец».

30 июня. Подписал с Госиздатом договор на издание «Собрания стихотворений» в трех томах (10 000 строк по высшей ставке -- 1 рубль за строку).

Июль. Приезжал в Константинове. Написал стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая...», « Каждый труд благослови, удача...», «Видно, так заведено навеки...».

25 июля. Вместе с С.А. Толстой выехал в Баку. Поселился на даче П. И. Чагина в Мардакянах.

Август. Написано несколько стихотворений цикла «Персидские мотивы», а также «Жизнь-- обман с чарующей тоскою...», «Гори, звезда моя, не падай...».

  • 7 сентября. Возвращение в Москву.
  • 13 сентября. Написаны стихотворения «Я красивых таких не видел...», «Ах, как много на свете кошек...», «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «В этом мире я только прохожий...», посвященные младшей сестре Есенина Шуре.
  • 18 сентября. Официально зарегистрирован в Хамовническом загсе брак с С.А. Толстой.

Сентябрь -- октябрь. Работал над подготовкой к набору рукописи «Собрания стихотворений» для Госиздата.

  • 12--14 ноября. Записал и сдал в печать поэму «Черный человек».
  • 26 ноября. Лег в клинику 1-го Московского государственного университета. «Видишь ли, нужно лечить нервы...»-- из письма Есенина П.И.Чагину. В больнице написаны «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...», «Какая ночь! Я не могу...», «Не гляди на меня с упреком...», «Ты меня не любишь, не жалеешь...».
  • 21 декабря. Покинул клинику. Перед этим из больницы дал телеграмму своему приятелю Вольфу Иосифовичу Эрлиху с просьбой найти ему две-три комнаты в Ленинграде для постоянной жизни в этом городе. Просил С. А. Толстую перевести на себя московскую комнату: «Ведь я уезжаю и потому нецелесообразно платить лишние деньги...» По выходе из клиники написал заявление в Госиздат с просьбой аннулировать все его прежние доверенности и гонорар выдавать только ему. Снял со сберкнижки все деньги, чтобы увезти их в Ленинград.
  • 23 декабря. Просил Госиздат выслать гранки его собрания сочинений в Ленинград, куда выехал из Москвы вечерним поездом.
  • 24--27 декабря. В Ленинграде остановился в гостинице «Англетер». Встречался со многими тамошними литераторами.
  • 27 декабря. Вырвал из блокнота листок с записанным на нем стихотворением и отдал его В. Эрлиху. Просил, чтобы тот прочел его не при нем. Эрлих прочитал стихотворение 28 декабря. Это было -- «До свиданья, друг мой, до свиданья...».
  • 28 декабря. Повесился в гостиничном номере (согласно официальной версии).
  • 30 декабря. Тело Есенина привезено в Москву. Гроб установлен в Доме печати. На фасаде дома прикрепили полотнище с надписью: «Тело великого национального поэта Сергея Есенина покоится здесь». Прощание с поэтом не прекращалось и ночью.
  • 31 декабря. Прежде чем похоронить Есенина на Ваганьковском кладбище, его гроб на руках обнесли вокруг памятника Пушкину на Тверском бульваре...

Сергей Есенин (1895-1925) – великий творец, чьи проникновенные стихотворения о русской душе и «голосе народа» давно стали классикой начала двадцатого века. Его неспроста называют «тонким лириком» и «мастером пейзажа» — в этом можно убедиться, прочитав любое его произведение. Но творчество «крестьянского поэта» столь многогранно, что для его характеристики недостаточно двух слов. Необходимо оценить все мотивы, темы и этапы его пути, чтобы понять искренность и глубину каждой строки.

21 сентября 1895 года в селе Константиново в Рязанской области (губернии) родился русский поэт Сергей Александрович Есенин. Родители «желтоволосого» мальчика «с голубыми глазами» – Татьяна Федоровна и Александр Никитич — были крестьянского происхождения. В их среде было принято выдавать юных девушек замуж против их воли, и такие браки обычно распадались. Так и произошло в семье Сергея, у которого было 2 сестры – Екатерина (1905-1977гг) и Александра (1911-1981гг).

Практически сразу после свадьбы отец Есенина – Александр – вернулся в Москву для заработка: там он работал в мясницкой лавке, пока его жена – Татьяна – вернулась в «отчий дом», именно там маленький Сергей провел большую часть своего детства. Денег в семье не хватало, несмотря на работу отца, и мать Есенина уехала в Рязань. Именно тогда за воспитание ребенка взялись бабушка с дедушкой. Титов Федор Андреевич – дед Сергея – был знатоком церковных книг, тогда как бабушка будущего поэта — Наталья Евтихиевна — знала множество народных песен и стихов. Такой «семейный тандем» подтолкнул юного Сережу к написанию своих первых будущих прозаических работ, ведь уже в свои 5 лет Есенин научился читать, а в 8 – попытался написать первые стихи.

В 1904 году Есенин пошел в Константиновское земское училище, где после получения «грамоты» с отличием (1909) решил поступить в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Юноша, скучающий по родным, приезжал в Константиново только во время каникул. Именно тогда он начинает писать свои первые стихи: «Наступление весны», «Зима» и «Осень» — приблизительная дата создания 1910 год. Спустя 2 года, в 1912 году, Есенин получает диплом по специальности «учитель грамоты» и решает уехать из дома в Москву.

Работа в мясной лавке Крылова, конечно, не была предметом мечтания молодого Есенина, поэтому после ссоры с отцом, под началом которого он работал, он решает уйти работать в типографию И.Д.Сытина. Почему эта должность стала одной из самых важных «ступенек» на пути к исполнению его желаний? Именно там он познакомился со своей первой гражданской женой – Анной Изрядовой – и открыл самому себе доступ к литературно-музыкальному кружку.

Поступив в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет в 1913 году, Есенин вскоре бросил институт и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Уже через год он начинает печататься в журнале «Мирок» («Береза» (1914)), а уже спустя несколько месяцев большевистская газета «Путь правды» публикует еще несколько его стихотворений. 1915 год стал особенно значим в судье русского поэта – он знакомится с А. Блоком, С. Городецким и Н.Гумилевым. В октябре того же года в журнале «Проталинка» выходит «Молитва матери», посвященная Первой мировой войне.

Сергей Есенин был призван на войну, но благодаря своим влиятельным друзьям он был назначен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны – именно там он стал еще больше отдаваться «духу времени» и посещать литературные кружки. Впоследствии была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

Опустив подробности жизни великого поэта в Москве, можно так же сказать о том, что его «революционное настроение» и попытка бороться за «русскую правду» сыграли с ним злую шутку. Есенин пишет несколько небольших поэм, — «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик» – которые были полностью пронизаны ощущением изменения жизни, но далеко не это изменило его статус и придало известности. Его свободолюбивые порывы только привлекли жандармов на его выступления. Значительно на его судьбу повлияло совсем другое обстоятельство — знакомство с Анатолием Мариенгофом и заигрывание с новыми модернистскими течениями. Имажинизм Есенина – описание патриархального уклада жизни «бедных крестьян», которые утратили способность бороться за собственную независимость («Ключи Марии» 1919). Однако эпатаж деревенского парня в рубахе, подпоясанной красным кушаком, начинает надоедать публике. И уже спустя год в его творчестве появляется образ пьяницы, хулигана и скандалиста, которого окружает «сброд» («Исповедь хулигана»). Этот мотив был встречен жителями столицы с одобрением и восторгом. Поэт понял, где лежат ключи от успеха, и стал активно разрабатывать свой новый имидж.

Дальнейшая «история успеха» Есенина базировалась на его скандальном поведении, бурных романах, громких разрывах, поэзии саморазрушения и гонении на советскую власть. Исход ясен – убийство, инсценированное под самоубийство 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник Сергея Есенина вышел в 1916 году. «Радуница» стала неким олицетворением отношения пота к родине. Критики говорили, что «на всём его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок». Основной образ – крестьянская душа, которая, несмотря на свою «задумчивость», одарена «радужным светом». Особенностью является так же то, что имажинизм присутствует здесь в роле поиска нового лиризма и принципиально новых форм стихосложения. Есенин зачал новый «литературный стиль». Далее вышли:

  1. «Голубень» 1920 г.
  2. «Стихи скандалиста» 1926 г.
  3. «Москва кабацкая» 1924 г.
  4. «Любовь хулигана» 1924 г.
  5. «Персидские мотивы» 1925 г.
  6. Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.

    Художественный мир

    Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

    Основные темы

    Темы лирики Есенина:

  • Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — пишет автор, думая о давно ушедших безвозвратных днях, которые он проводил в родной и любимой деревне. Однако не стоит забывать, что эта тема не всегда была связана с родным краем, она также была олицетворением любви. Так, например, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» он говорит о своей любви к молодой девушке, которая дарит ему гармонию.
  • Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма. Для примера достаточно будет взять сборник «Москва кабацкая», в который вошел такой цикл как «Любовь хулигана», где Прекрасная Дама – это не счастье, а напасть. Ее глаза – это «златокарий омут». Его стихотворения о любви – крик о помощи человека, который нуждается в настоящих чувствах, а не в подобии чувственности и страсти. Именно поэтому «есенинская любовь» — это скорее боль, а не полет. Вот еще .
  • Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
  • Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены .
  • Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и простым народом.
  • Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме « » (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему». Автор сопоставляет судьбу страны с судьбой народа, тогда как они, несомненно, влияют на каждого человека в отдельности — именно поэтому поэт так ярко описывает каждого персонажа с присущей ему «простонародной лексикой». Он удивительным образом предвидел трагедию 1933 года, когда «хлебороб» перерос в голод.

Главные мотивы

Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.

Пусть и не долгая, но насыщенная жизнь «последнего поэта деревни» охватила смену идеалов в России – это, к примеру, прослеживается в стихотворении «Возвращение на Родину»: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Если стиль Есенина немного хаотичен и обособлен от привычного читателям представления «стихотворного сложения», то язык — понятен и достаточно прост. В качестве размера автор избрал дольники – древнейшую форму, которая существовала еще до появления силлабо-тонической системы стихосложения. Лексика поэта окрашена диалектизмами, просторечиями, архаизмами и типично разговорными фрагментами речи вроде междометий. Широко известны .

Просторечия, которые Сергей Есенин использует в своих стихотворениях — это, скорее, особенность его художественного оформления и, конечно, знак уважения к своему происхождению. Не стоит забывать, что детство Есенина проходило в Константиново, и будущий поэт считал, что именно диалект «простого народа» — душа и сердце всей России.

Образ Есенина в лирике

Сергей Есенин жил в очень непростое время: тогда разыгрались революционные события 1905-1917 года, началась гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали огромное влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».

Образ Есенина — это лучшие качества поэта, отображённые в его стихотворениях. Например, показателен его патриотизм в стихотворении «Поэт»:

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Кроме того, ему присуща особенная «любовная чистота», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается в возвышенных чувствах своим музам, говорит о многообразной палитре человеческих эмоций. В лирике Есенин зачастую предстает нежным и недооцененным поклонником, к которому любовь жестока. Лирический герой описывает женщину восторженными репликами, цветистыми эпитетами и тонкими сравнениями. Он часто винится и театрально преуменьшает эффект, произведенный на даму. Оскорбляя себя, он в то же время гордится своей хмельной удалью, сломанной судьбой и сильной натурой. Унижаясь, он стремился произвести впечатление непонятого и обманутого в лучших чувствах кавалера. Однако в жизни он сам доводил своих пассий до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Нередко инициатором разрыва становился он, но в лирике упоминалось лишь то, что он жестоко обманут в своих ожиданиях и огорчен. Примером может послужить знаменито « «. Словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, приписывая зрелые работы к раннему периоду творчества, чтобы все подумали, будто он был феноменально одарен с детства. Другие, не менее интересные факты о поэте вы можете найти .

Если сначала Есенин принял революцию, учитывая свое крестьянское происхождение, то потом он отвергал «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя иностранцем. В деревне с приходом большевиков стало только хуже, появилась строгая цензура, все чаще власть стала регламентировать интересы искусства. Поэтому лирический герой со временем приобретает саркастические интонации и желчные ноты.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Слова Есенина – это особенная художественная композиция, где главную роль играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.

Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» Есенин использует метафорическое высказывание:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

В известном произведении «Письмо к женщине» он представил на суд публики развернутую метафору длиною в стихотворение. Россия становится судном, революционные настроения – качкой, трюм – кабаком, большевистская партия – рулевым. Сам поэт сравнивает себя с лошадью, загнанной в мыле, и пришпоренной смелым ездоком – временем, которое стремительно менялось и требовало от творца невозможного. Там же он предрекает себе роль попутчика новой власти.

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

С.А.Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос в религиозной семье деда-старовера. Стихи начал писать с 8 лет. В 1912-1915 гг. учился в Москве в Народном университете Шанявского и работал корректором. С 1914 г. Есенин начал печататься в детских изданиях «Проталинка», «Мирок», «Новь» и др. Весной 1915 г. он отправился в Петроград и встречался там с А.А.Блоком, С.М.Городецким и другими столичными поэтами, познакомился с издателями. С этого времени Есенин становится профессиональным поэтом.

В начале 1916 г. вышел первый поэтический сборник Есенина «Радуница», высоко оцененный критиками, обратившими внимание на самобытный талант молодого поэта. Вскоре его призывают в армию, вплоть до Февральской революции 1917 г. он служит санитаром в военном поезде. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», - объяснял он впоследствии свое отношение к происходившему в стране.

В 1919 г. Есенин переселился в Москву и вошел в литературную группу поэтов-имажинистов. Первая половина 1920-х гг. - наиболее продуктивный период творчества Есенина. Выходят в свет лирические сборники «Трерядница» (1920), «Исповедь хулигана» (1921), «Москва кабацкая» (1924), «Стихи» (1924), «Персидские мотивы» (1925), «О России и Революции» (1925) и поэмы «Кобыльи корабли» (1920), «Сорокоуст» (1920), «Песнь о великом походе» (1924), «Возвращение на родину» (1924), «Русь советская» (1924), «Русь бесприютная» (1924), «Русь уходящая» (1924), «Ленин» (1924-25), «Поэма о 36» (1925), «Анна Снегина» (1925), «Черный человек» (опубл. в 1926); драматические поэмы «Пугачев» (1922), «Страна негодяев» (1924-1926). В 1922-1923 гг. Есенин совершил длительное путешествие в Европу и США.

Ранняя лирика

Сергей Есенин (в отличие, например, от Блока) не склонен был делить свой творческий путь на какие-либо этапы. Поэзия Есенина отличается высокой степенью цельности. В ней все - о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве», - говорил поэт. Есенин принес в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками - «изумительными в своей красоте». Но его вклад в русскую литературу связан не столько с новизной тематики (пейзажная лирика - магистральная тема всей поэзии XIX века), сколько со способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края

Только синь сосет глаза.

Крестьянская Русь - центральный образ первых сборников Есенина «Радуница» (1916) и «Голубень» (1918). Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница - день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли на Руси и первые весенние дни. Голубая, синяя - постоянные эпитеты есенинской России:

Опять передо мною голубое поле.
Качают лужи солнца рдяный лик.

Водою зыбкой стынет синь во взорах...


Специфическое, «индивидуальное» использование цвета - характерное для всей поэзии начала XX века явление. Если у Блока «синий» - цвет разлуки, печали, недостижимости счастья, то в поэзии Есенина он почти всегда предметно закреплен, более конкретен. Смысловые ассоциации «синих» цветовых определений у Есенина - молодость, полнота светлых чувств, нежность.

«Обаяние и тайна есенинской Руси - в тихо лучащемся отсутствии» (Л.Аннинский). Ключевые образы ранней поэзии - звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия - это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов « на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.
(«Голубень»).

И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты - смирна и ливан
Волхвов, таинственно волхвующих.
(«Тебе одной плету венок... »).

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф. Для молодого Есенина она - воплощение рая. Однако постепенно этот образ осложняется. Примечательны переклички есенинского образа Руси с блоковской Россией. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» - другая, «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса...
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...

Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты - русская боль.

Но, вопреки всему, чувства лирического героя неизменны: «Тебе одной плету венок,/Цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить - / Я научиться не могу».

В стихотворении «За темной прядью перелесиц...» лирический герой прямо отождествляет себя с родиной:

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России - «земная» и «небесная» - уживаются в душе поэта, хотя его тоска - о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина - «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что она - оставленная. Мотив покинутого отчего дома - один из ведущих в лирике Есенина.

В качестве специфических черт лирического героя есенинской поэзии обычно выделяют следующие:

Максимальная приближенность «биографии героя» к биографии автора (автобиографические мотивы - в основе большинства стихов Есенина);

Естественность тона, исповедальная открытость лирического героя («стихи - письмо от Есенина», - определял эту особенность Ю. Тынянов);

Ощущение героем кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли глагол»);

Открытость героя миру, благодарное его приятие, но при этом - тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

Послеоктябрьская лирика

«Последний поэт деревни». Несмотря на необыкновенную цельность есенинского художественного мира, на протяжении творческого пути поэта стиль его «словесной походки» менялся. « В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», -- писал поэт в автобиографии («О себе», 1925 г.). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие поэты, писавшие о крестьянстве (Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую Крестьянскую Республику - благословенную страну Хлеба и Молока. В 1917-1919 гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. - «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако очень скоро стало ясно, что ожидания Есенина не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове (поездки на родину обычно бывали «урожайными» на лирику) Есенин пишет единственное стихотворение - «Я последний поэт деревни...»:

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Если бы мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если бы не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, - его вполне можно было бы принять за зарисовку с натуры. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ прощания и с вымирающей - деревянной - деревней, и с ее последним поэтом - еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало:

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой последний час!

Есенин будто заказывает панихиду по дорогому его сердцу обреченному миру, сам ее в одиночку «справляет», и делает это именно в том Храме, где богослужение можно совершать в любой час и на всяком месте - в храме Природы. Через традиционный для его поэзии «древесный» образный знак («все от дерева - вот религия мысли нашего народа», - считал поэт) выражает он свою самую глубокую боль. Это боль от погибели того быта, где все связано с «деревом», а главное - от вымирания рожденного этой «религией» искусства. Поэтому «скромный» мост, который «последний поэт деревни» строит в песнях, - это «дощатый», из дерева слаженный мост. Поэтому и знаком гибели становится хрип «деревянных» часов луны. Поэтому и служки храма - деревья, «кадящие» осенней листвой. И даже необходимая в обряде поминального действа свеча, как и все, что сплотилось в обреченном протесте против неживых ладоней железного гостя, - свеча живая, из телесного воска сотворенная:

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

Есенин стал «последним поэтом» не только деревни, но и всей Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого» (из письма Есенина, август 1920 г.).

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
(«Сорокоуст», 1920 г.)

Год 1920-й - переломный в творчестве Есенина. Мотивы покинутого дома осложняются у него конфликтом «Русь Советская» - «Русь уходящая». Сам поэт - в «узком промежутке» между ними: «Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец».

Литературовед Алла Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет «разговаривающим Есениным». Стихи 1924-1925 гг. удивительно многоголосы. Сам поэт не знает ответа на вопрос «куда несет нас рок событий?», поэтому он дает право голоса многим своим героям - матери, деду, сестрам, землякам:

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит голь.
«С Советской властью жить нам по нутрю...
Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...»

Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном картофеле и хлебе.
(« Русь уходящая »).

Любовная лирика. «Заметался пожар голубой, / Позабылись родимые дали. / В первый раз я запел про любовь, / В первый раз отрекаюсь скандалить». Это строки знаменитого стихотворения из цикла «Любовь хулигана» (1923). Действительно, в раннем творчестве Есенина (до начала 1920-х гг.) стихи о любви были редкостью. Показательно для его поэтического мира стихотворение 1916 г. «Не бродить, не мять в кустах багряных...». Здесь любимая неотделима от природного окружения: у нее «сноп волос овсяных » и «зерна глаз»: «С алым соком ягоды на коже, / Нежная, красивая была / На закат ты розовый похожа / И, как снег, лучиста и светла». Ушедшая возлюбленная, что была «песня и мечта», не исчезла бесследно - она растворилась в окружающем мире:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.


Поделиться в социальных сетях!

С.А.Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос в религиозной семье деда-старовера. Стихи начал писать с 8 лет. В 1912-1915 гг. учился в Москве в Народном университете Шанявского и работал корректором. С 1914 г. Есенин начал печататься в детских изданиях «Проталинка», «Мирок», «Новь» и др. Весной 1915 г. он отправился в Петроград и встречался там с А.А.Блоком, С.М.Городецким и другими столичными поэтами, познакомился с издателями. С этого времени Есенин становится профессиональным поэтом.

В начале 1916 г. вышел первый поэтический сборник Есенина «Радуница», высоко оцененный критиками, обратившими внимание на самобытный талант молодого поэта. Вскоре его призывают в армию, вплоть до Февральской революции 1917 г. он служит санитаром в военном поезде. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», — объяснял он впоследствии свое отношение к происходившему в стране.

В 1919 г. Есенин переселился в Москву и вошел в литературную группу поэтов-имажинистов. Первая половина 1920-х гг. — наиболее продуктивный период творчества Есенина. Выходят в свет лирические сборники «Трерядница» (1920), «Исповедь хулигана» (1921), «Москва кабацкая» (1924), «Стихи» (1924), «Персидские мотивы» (1925), «О России и Революции» (1925) и поэмы «Кобыльи корабли» (1920), «Сорокоуст» (1920), «Песнь о великом походе» (1924), «Возвращение на родину» (1924), «Русь советская» (1924), «Русь бесприютная» (1924), «Русь уходящая» (1924), «Ленин» (1924-25), «Поэма о 36» (1925), «Анна Снегина» (1925), «Черный человек» (опубл. в 1926); драматические поэмы «Пугачев» (1922), «Страна негодяев» (1924-1926). В 1922-1923 гг. Есенин совершил длительное путешествие в Европу и США.

Ранняя лирика

Сергей Есенин (в отличие, например, от Блока) не склонен был делить свой творческий путь на какие-либо этапы. Поэзия Есенина отличается высокой степенью цельности. В ней все — о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил поэт. Есенин принес в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками — «изумительными в своей красоте». Но его вклад в русскую литературу связан не столько с новизной тематики (пейзажная лирика — магистральная тема всей поэзии XIX века), сколько со способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края

Только синь сосет глаза.

Крестьянская Русь — центральный образ первых сборников Есенина «Радуница» (1916) и «Голубень» (1918). Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница — день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли на Руси и первые весенние дни. Голубая, синяя — постоянные эпитеты есенинской России:

Опять передо мною голубое поле.
Качают лужи солнца рдяный лик.
<...>
Водою зыбкой стынет синь во взорах...

Специфическое, «индивидуальное» использование цвета — характерное для всей поэзии начала XX века явление. Если у Блока «синий» — цвет разлуки, печали, недостижимости счастья, то в поэзии Есенина он почти всегда предметно закреплен, более конкретен. Смысловые ассоциации «синих» цветовых определений у Есенина — молодость, полнота светлых чувств, нежность.

«Обаяние и тайна есенинской Руси — в тихо лучащемся отсутствии» (Л.Аннинский). Ключевые образы ранней поэзии — звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия — это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов « на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.
(«Голубень»).

И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты — смирна и ливан
Волхвов, таинственно волхвующих.
(«Тебе одной плету венок... »).

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, — это лишь поэтический миф. Для молодого Есенина она — воплощение рая. Однако постепенно этот образ осложняется. Примечательны переклички есенинского образа Руси с блоковской Россией. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» — другая, «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса...
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...

<...>
Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты — русская боль.

Но, вопреки всему, чувства лирического героя неизменны: «Тебе одной плету венок,/Цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить — / Я научиться не могу».

В стихотворении «За темной прядью перелесиц...» лирический герой прямо отождествляет себя с родиной:

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России — «земная» и «небесная» — уживаются в душе поэта, хотя его тоска — о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина — «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что она — оставленная. Мотив покинутого отчего дома — один из ведущих в лирике Есенина.

В качестве специфических черт лирического героя есенинской поэзии обычно выделяют следующие:

— максимальная приближенность «биографии героя» к биографии автора (автобиографические мотивы — в основе большинства стихов Есенина);

— естественность тона, исповедальная открытость лирического героя («стихи — письмо от Есенина», — определял эту особенность Ю. Тынянов);

— ощущение героем кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли глагол»);

— открытость героя миру, благодарное его приятие, но при этом — тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

Послеоктябрьская лирика

«Последний поэт деревни». Несмотря на необыкновенную цельность есенинского художественного мира, на протяжении творческого пути поэта стиль его «словесной походки» менялся. « В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», -— писал поэт в автобиографии («О себе», 1925 г.). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие поэты, писавшие о крестьянстве (Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую Крестьянскую Республику — благословенную страну Хлеба и Молока. В 1917-1919 гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. — «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако очень скоро стало ясно, что ожидания Есенина не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове (поездки на родину обычно бывали «урожайными» на лирику) Есенин пишет единственное стихотворение — «Я последний поэт деревни...»:

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Если бы мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если бы не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, — его вполне можно было бы принять за зарисовку с натуры. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ прощания и с вымирающей — деревянной — деревней, и с ее последним поэтом — еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало:

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой последний час!

Есенин будто заказывает панихиду по дорогому его сердцу обреченному миру, сам ее в одиночку «справляет», и делает это именно в том Храме, где богослужение можно совершать в любой час и на всяком месте — в храме Природы. Через традиционный для его поэзии «древесный» образный знак («все от дерева — вот религия мысли нашего народа», — считал поэт) выражает он свою самую глубокую боль. Это боль от погибели того быта, где все связано с «деревом», а главное — от вымирания рожденного этой «религией» искусства. Поэтому «скромный» мост, который «последний поэт деревни» строит в песнях, — это «дощатый», из дерева слаженный мост. Поэтому и знаком гибели становится хрип «деревянных» часов луны. Поэтому и служки храма — деревья, «кадящие» осенней листвой. И даже необходимая в обряде поминального действа свеча, как и все, что сплотилось в обреченном протесте против неживых ладоней железного гостя, — свеча живая, из телесного воска сотворенная:

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

Есенин стал «последним поэтом» не только деревни, но и всей Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого» (из письма Есенина, август 1920 г.).

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
<...>

Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
(«Сорокоуст», 1920 г.)

Год 1920-й — переломный в творчестве Есенина. Мотивы покинутого дома осложняются у него конфликтом «Русь Советская» — «Русь уходящая». Сам поэт — в «узком промежутке» между ними: «Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец».

Литературовед Алла Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет «разговаривающим Есениным». Стихи 1924-1925 гг. удивительно многоголосы. Сам поэт не знает ответа на вопрос «куда несет нас рок событий?», поэтому он дает право голоса многим своим героям — матери, деду, сестрам, землякам:

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит голь.
«С Советской властью жить нам по нутрю...
Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...»

Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном картофеле и хлебе.
(« Русь уходящая »).

Любовная лирика. «Заметался пожар голубой, / Позабылись родимые дали. / В первый раз я запел про любовь, / В первый раз отрекаюсь скандалить». Это строки знаменитого стихотворения из цикла «Любовь хулигана» (1923). Действительно, в раннем творчестве Есенина (до начала 1920-х гг.) стихи о любви были редкостью. Показательно для его поэтического мира стихотворение 1916 г. «Не бродить, не мять в кустах багряных...». Здесь любимая неотделима от природного окружения: у нее «сноп волос овсяных » и «зерна глаз»: «С алым соком ягоды на коже, / Нежная, красивая была / На закат ты розовый похожа / И, как снег, лучиста и светла». Ушедшая возлюбленная, что была «песня и мечта», не исчезла бесследно — она растворилась в окружающем мире:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Далеко не все стихи цикла «Любовь хулигана» относятся к лучшим творениям Есенина. Скорее — отдельные образы, строфы, строчки:

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была...
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
(«Вечер черные брови насопил...»).

Любовь — центральная тема «Персидских мотивов» и так называемого «зимнего цикла» (конец 1925 г.). Высокий эмоциональный накал, душевная обнаженность, безоглядная удаль — отличительные черты есенинской любовной лирики. В передаче стихии любовного чувства поэт глубоко индивидуален:

Милая, ты ли? та ли?
Эти уста не устали.
Эти уста, как в струях,
Жизнь утолят в поцелуях.

Милая, ты ли, та ли?
Розы ль мне то нашептали?
(« Море голосов воробьиных...»)

Есенинские стихи о любви подчеркнуто музыкальны. Кажется, что и все очарование знаменитого «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» из «Персидских мотивов» именно в удачно найденной повторяющейся строчке — музыкальной теме всего стихотворения.

В одном из ранних стихотворений Есенин изобразил расставание с любимой как прощание с собственной тенью:

Где-то в поле чистом, у межи,
Оторвал я тень свою от тела.
Неодетая она ушла,
Взяв мои изогнутые плечи.

Где-нибудь она теперь далече
И другого нежно обняла.
<...>
Но живет по звуку прежних лет,
Что, как эхо, бродит за горами...
(«День ушел, убавилась черта...»)

Обычно редко обращают внимание на то, что в стихах Есенина любимая, как и образ России, — лишь эхо, отзвук, тень, мечта:

Светит месяц. Синь и сонь.
Хорошо копытит конь.
Свет такой таинственный,
Словно для единственной —
Той, в которой тот же свет
И которой в мире нет.
(« Вижу сон. Дорога черная...»)

Благодарное приятие — основной тон в отношении лирического героя к жизни — проявляется и в отношении к женщине — подруге, любимой. Он умеет проститься и расстаться с любимой светло, с благодарностью, без истерической натуги:

Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне
Как о цветке неповторимом...
(«Цветы мне говорят — прощай...»)

Любимая!
Я мучал вас,
У вас была тоска
В глазах усталых...
(«Письмо к женщине»)

Даже в одном из самых «кабацких», насыщенных вульгаризмами стихотворений («Излюбили тебя, измызгали — / Невтерпеж. / Что ж ты смотришь так синими брызгами? / Иль в морду хошь?») все написано, кажется, ради двух финальных строк:

К вашей своре собачьей
Пора простыть.
Дорогая, я плачу,
Прости... прости...
(«Сыпь, гармоника. Скука...»)

Особенности поэтического стиля. Литературоведы обычно отмечают следующие черты поэтики Есенина:

1) Песенно-фольклорное начало. На фольклорные источники своей поэзии не раз указывал сам Есенин. Это прежде всего песенная мелодичность. Не случайно до сих пор Есенин остается поэтом, которого поют больше, чем кого-либо другого. Ритмический рисунок есенинского стиха сходен с ритмикой народных песен и частушек:

Эх, береза русская!
Путь-дорога узкая.
Эту милую, как сон,
Лишь для той, в кого влюблен,
Удержи ты ветками,
Как руками меткими.

От народной же песни в поэзии Есенина — обилие повторов и кольцевые обрамления:

Свет вечерний шафранного края,
Тихо розы бегут по полям.
Спой мне песню, моя дорогая,
Ту, которую пел Хайям.
Тихо розы бегут по полям...

— а также постоянные эпитеты и система сквозных лирических образов (клен, черемуха, яблоня, сад, осень), переходящих из стихотворения в стихотворение.

2) Специфическая образность. «Не я выдумал этот образ, он... основа русского духа и глаза». Каждый есенинский образ («сказочный оборотень», по словам поэта) заключает в себе определение какой-то, не всегда легко, с ходу понятной поэтической мысли. В большинстве случаев «фигуральности Есенина», как правило, практически непереводимы на язык понятий. Для того чтобы глубже понять мысль поэта, необходимо учитывать весь контекст его творчества. Так, строка «все пройдет, как с белых яблонь дым» из знаменитого «Не жалею, не зову, не плачу...» скажет гораздо больше, если знаешь, что яблоня у Есенина — это и реальное дерево, и образ души поэта:

Хорошо под осеннюю свежесть
Душу - яблоню ветром стряхать...
<...>
Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.

Словесный образ Есенина отражает «узловую завязь природы и человека». Отсюда — два любимых художественных приема поэта — олицетворение и метафора, которые нередко совмещаются в одном образе:

Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
(«О красном вечере задумалась дорога...»)

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
(« Эта улица мне знакома...»)

Своеобразное открытие Есенина — «олицетворение наоборот», когда происходящее с миром природы отождествляется с состоянием человека. Целиком на таком приеме построено стихотворение «Отговорила роща золотая...» «Роща золотая» —это и сам поэт, и его поэзия. Для Есенина поэзия — прекрасный сад (роща), где слова — листья, а образы — яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком. Для поэта человек, поэзия и природа — одно нерасчленимое целое. Лирический герой Есенина часто наделяет себя «портретными» признаками деревьев (чаще всего — клена), цветка, листа: «Сам себе казался я таким же кленом, / Только не опавшим, а вовсю зеленым...»; «Я милой голову мою / Отдам, как розу золотую...»

3) Особенности цветовой и световой палитры. Преобладающие цвета в лирике Есенина — синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:

Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний — пейзаж души лирического героя. Интересно, что сторонник изобразительной точности в поэзии Иван Бунин бранил Есенина за пейзажные «неточности» и даже упрекал его в «незнании природы».

Любимые есенинские эпитеты — «синий» и «голубой» — постоянные характеристики матери-родины, Руси и юности поэта: «Стережет голубую Русь /Старый клен на одной ноге...»; «Май мой синий, июнь голубой!»

Показательно, что в поэме «Черный человек» и последнем — «зимнем» — цикле стихов преобладают в основном два цвета — черный и белый:

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Сергей Есенин - это одно из самых известных поэтических имен в русской литературе XX века. За свои короткие три десятка лет поэт смог отразить в своих произведениях наиболее значимые моменты в истории страны, которые не всегда приводили к столь желанному "светлому будущему". Возможно, по этой причине в поэзии Есенина одним из основных является уникальное мировоззрение, полное трагизма и одновременно тонкого видения окружающей природы.

Значение Родины для поэта

В сочинении по творчеству Есенина школьник может подчеркнуть: эта особенность творчества поэта может быть объяснена тем, что жизнь Есенина прошла на стыке двух эпох - Российской империи, которая уходила в прошлое, и появления нового государства, где старым порядкам не было места. Революционный переворот 1905 года, Первая мировая война, сложная гражданская война - все эти события без конца терзали многострадальную Россию. И поэт, как никто другой, ощущал весь трагизм этой ситуации и смог отразить его с помощью своего литературного таланта. Таким образом, тема Родины в творчестве Есенина стала одной из основных.

Почти в каждом своем произведении Есенин описывает красоту родной природы. Она прекрасна для поэта в любые времена, даже в эпоху трудностей, которые выпали на долю страны. Есенин любовался Родиной, однако его не покидала мысль о тех суровых страданиях, которые следовали за революцией. Поэтому произведения поэта можно по праву назвать патриотичными.

Отношение к революции

Одно из наиболее его горьких признаний можно найти в произведении «Я последний поэт деревни». В нем звучит глубокая боль по причине гибели крестьянского быта, который он воспевал на всех этапах своего творчества. В сочинении по творчеству Есенина учащийся может упомянуть, что Есенин был сторонником Октябрьской революции, однако впоследствии понял: она не принесла в повседневную жизнь людей свободы и богатства. Наоборот, эти события еще больше усугубили положение простых людей. Крестьяне стали еще более бесправными. И самое основное - революция принесла развитие городам, а значит, и постепенное вырождение традиционной сельской жизни.

Прощание с любимой деревней

Поэт во многих своих произведениях прощается с деревней. Он ощущает, что и его время прошло. В особенности хорошо слышно это в таких наполненных горечью строчках:

«Скоро, скоро часы деревянные

прохрипят мой двенадцатый час!»

Есенин в действительности стал одним из последних поэтов, воспевавших уходящую эпоху. У поэта возникает конфликт с новой страной. Тема Родины в творчестве Есенина - одна из основных - теперь становится одновременно самой болезненной. Ведь в ней поэт ощущает себя совершенно чужим. Помимо этого, Есенину не было известно, куда ведут Родину, в каком направлении совершаются политические события и как все это отразится на его любимой деревне. С горечью Есенин пишет о прощании с сельской Русью: «Да! Теперь решено! Без возврата…». Он прощается с родными полями и предчувствует свою гибель «на московских изогнутых улицах». В произведениях, написанных уже в последние годы его нелегкого земного пути, можно найти поэтическое воспевание природы, в котором одновременно присутствует горечь о прошлой жизни, полной счастья.

Предчувствие своей гибели

В особенности трагичны произведения, которые написаны в 1925 году, последнем в жизни Есенина. Он будто бы предчувствовал свою скорую гибель, прощался со своими близкими родственниками. В стихах Сергей Александрович признавался в том, что готов уйти навсегда. Ярче всего это чувство было отражено в его стихотворении «До свиданья, друг мой, до свиданья». 28 декабря 1925 года Есенин погибает, оставив за собой целый шлейф неразгаданных тайн. Он был последним поэтом, который в своем творчестве воспевал традиционный деревенский патриархальный уклад и бережное отношение к матушке-природе. На смену сельской жизни, описанной в стихах Есенина, пришли совершенно новые правила и законы, установления которых так боялся сам поэт.

Персидские мотивы в творчестве Есенина. Сборник

Сочинение по творчеству Есенина необходимо также дополнить информацией о том, какую роль сыграли в поэзии Сергея Александровича восточные мотивы. Персия стала для поэта настоящей Меккой, вдохновившей его на написание цикла под названием «Персидские мотивы». Одной из целей жизни Есенина стало поклонение могилам Персии. Поэт мечтал побывать в Ширазе. Он был уверен в том, что в этих краях с ним произойдет настоящее чудо: его душа сможет отозваться на все увиденное и услышанное в этой неповторимой «стране роз». Есенин на себе познал очарование персидской лирики. Множество написанных им произведений отражает в себе мечты о загадочном востоке, с помощью которого поэт хотел прикоснуться к совершенно иному, волшебному миру. Однако даже в этих произведениях не раз упоминается и родная природа. Как бы ни мечтал поэт об экзотических восточных краях, Родина всегда остается для него единственной и неповторимой.

Желание побывать в Персии

В сочинении по творчеству Есенина можно указать, что поэт шел несколько лет к своему обожаемому Востоку. Он верил в то, что одним из необходимых для поэтического мастерства компонентов является освоение древневосточной классической литературы. Зимние месяцы 1924-1925 годов Есенин провел в Батуми. Там он познакомился с учительницей по имени Шаганэ Тальян, которой посвятил несколько своих произведений. Например, стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» также вошло в цикл «Персидские мотивы». В сентябре 1924 года поэт выехал уже в четвертый раз на Кавказ, движимый желанием наконец навестить загадочную Персию. Однако эта мечта Есенина, к сожалению, так и не сбылась.

Периодизация творчества поэта

Что касается этапов творчества Есенина, то здесь существует несколько различных вариантов периодизации жизни и творчества русского поэта. Одной из общепринятых точек зрения является концепция Б. Розенфельда, согласно которой вся жизнь поэта может быть условно поделена на пять периодов:

  • Первая фаза длится с 1914 по 1919 год. Это дореволюционный этап в его творчестве. К данной ступени относятся поэтические сборники «Радуница», «Голубень». Тема любви в творчестве Есенина практически не возникает на этом этапе. Однако уже появляется показательное в этом отношении произведение 1916 года под названием «Не бродить, не мять в кустах багряных…». В нем образ возлюбленной сливается с образом родной природы.
  • Вторая и третья ступени (длятся с 1919 по 1922 год) отражают реакцию поэта на события революции. Второму этапу свойственно положительное восприятие перемен, третьему - отрицательное. К данному периоду относятся сборники «Преображение», «Триптих», пьеса «Пугачев».
  • Четвертый этап длится с 1922 по 1923 год. Произведения на данном этапе относятся главным образом к узко-личной лирике. Главный сборник - «Москва кабацкая». Однако уже в эти годы творчества Есенина он становится «последним поэтом деревни», превращаясь в свидетеля «Руси уходящей».
  • Заключительный этап длится с 1923 по 1925 год. Основной поэтический сборник - «Русь советская». В его произведениях отражается отношение Есенина к новой действительности в стране.

Тема любви в творчестве поэта

Художественное сознание обычно намного острее переживает чувства. И любовь для поэта может стать как самым большим счастьем, так и источником страданий. Лирический герой произведений Есенина обладает страстным и увлекающимся характером. При этом одной из главных особенностей лирики поэта является отражение внутренних переживаний посредством описания природы. Например, таким является произведение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый». Одни из самых глубоких своих произведений поэт посвящал А. Я. Миклашевской. Это стихотворения из цикла «Любовь хулигана». Любовная тема также широко раскрывается в сборнике «Персидские мотивы».