Признаки духовных явлений. Духовно зрелый человек думает о внутреннем больше, чем о внешнем

Психические явления - Разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения. В психологию термин "явление" пришел из философии, где он обычно обозначает все чувственно (через ощущения) воспринимаемое. Например, молния или дым это явления, потому что мы можем их непосредственно наблюдать, а химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями, сами не есть явления, потому что их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата.

Так же и в психологии. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям. Остальное, сокрытое, считается психическими механизмами. Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты. Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин "психические явления" необходим для обозначения того круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.

Довольно очевидно, что психические явления можно разделить на объективные и субъективные. Объективные явления доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния). Субъективные доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю - речь идет об интроспекции). К субъективным явлениям можно отнести сознание или ценности. Доступ стороннего наблюдателя к сознанию или ценностной сфере весьма ограничен. Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно "читаются" сторонними наблюдателями. С другой стороны, только сам обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться.

В классической отечественной психологии психические явления делятся на три вида:

1) психические процессы (память, внимание, восприятие и др.),

2) психические состояния (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.),

3) психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).

Психические процессы - это отдельные подпроцессы целостной психической деятельности, имеющие свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция - обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.

Для удобства иногда психические процессы делят на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) и регуляционные (эмоциональные и волевые). Первые обеспечивают познание действительности, вторые регулируют поведение. На самом деле у любого психического процесса есть "вход" и "выход", то есть имеется и прием информации и некоторое воздействие. Но в этом и есть суть психических явлений - не всегда они являются тем, чем кажутся.

Вообще из всех явлений психические процессы, пожалуй, наиболее загадочны для понимания. Взять, например, память. Мы точно знаем, когда что-то учим, когда повторяем, когда припоминаем. Мы обладаем способностью "напрягать" память. Однако в разного рода нейрофизиологических исследованиях так и не было найдено даже следов памяти как самостоятельного и целостного процесса. Оказывается, функции памяти сильно размыты по всей высшей нервной деятельности.

Другой характерный пример - эмоции. Каждый человек переживал эмоции, но большинство затрудняется с определением для этого психического явления. В психологии эмоция обычно трактуется как довольно кратковременное субъективное отношение, реакция человека на то или иное событие, явление, объект. На эту эмоцию, в частности, накладывает отпечаток ценности, характер и иные свойства личности. Не очень квалифицированные наблюдатели обычно склонны судить об эмоции либо как о волнении-причине последующего поведения, либо как о волнении-реакции на событие. В любом случае эмоция рассматривается как нечто весьма цельное, потому что она нам кажется такой: цельной, неделимой. На самом деле эмоция - психический процесс с довольно сложным механизмом. Самое прямое воздействие на эмоцию оказывают инстинкты человека - врожденные склонности действовать так, а не иначе. За смехом, печалью, удивлением, радостью - всюду стоят инстинкты. Помимо этого в любой эмоции можно найти борьбу - столкновение разных инстинктивных тенденций между собой, а также с ценностной сферой личности, его жизненным опытом. Если такой борьбы нет, то эмоция быстро затухает: переходит в действие или просто исчезает. И, действительно, в эмоции просматривается не только мотивация к какому-то действию (или бездействию), но и результат действия (бездействия). Если человек успешно совершил действие - его поведение подкрепляется, почти в буквальном смысле "цементируется", - с тем, чтобы в дальнейшем он продолжал действовать в том же духе. Субъективно это воспринимается как удовольствие. Важно понимать, что нам не дается "конфетка" - "цементирование" нашего поведения мы воспринимаем как "конфетку".

Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Как минимум, на протяжении суток мы бываем в двух разных психических состояниях: сна и бодрствования. Первое состояние отличается от второго довольно сильно суженным сознанием и "отключением" ощущений. Нельзя говорить, что в состоянии сна человек полностью бессознателен или совсем лишен ощущений. Проснувшись утром, мы осознаем довольно четко, даже не глядя на часы, сколько мы проспали. Если человек приходит в сознание после наркоза, то он даже примерно не может оценить продолжительность этого своего состояния. Во сне нам даны ощущения, но они сильно приторможены. Тем не менее сильный звук или яркий свет нас легко будит.

Один из самых важных параметров психического состояния - общий функциональный уровень психической активности. На этот уровень влияет много факторов. Например, это может быть условия и продолжительность деятельности, уровень мотивации, здоровье, физическая крепость и даже черты характера. Трудолюбивый человек способен значительно дольше сохранять высокий уровень активности.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния можно подразделить на четыре вида:

Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);

Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация);

Волевые состояния (инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости);

Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например усталость и возбуждение, стресс и раздражительность). Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как "раздражительная усталость" или "веселая настойчивость". Однако нельзя сказать "целеустремленная усталость" или "веселый стресс". Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.

Психические свойства личности - это такие явления, которые позволяют дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени. Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу - предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее. Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе. Нет смысла выдвигать такого рода психические свойства как "обладающий памятью" или "похожий на ручеек".

Следует заметить, что список психических явлений не ограничивается процессами, состояниями и свойствами. Есть, как минимум, еще социальные отношения - тоже психическое явление, но не сводимое к свойствам или другим явлениям.

Уроки 44-46. Содержание и формы духовной деятельности

Итог

Творческая деятельность

Творческая деятельность

Что такое «творческая деятельность»? Чем она отличается от других видов деятельности?

Какие ассоциации возникают у вас при слове «творчество»? (После ответов ребят, по ходу объяснения учителя, выстраивается схема.)

В чем заключается социальная сущность деятельности?

Какова структура деятельности?

Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?

Каковы мотивы деятельности?

Как соотносятся потребности и интересы?

В чем особенности творческой деятельности?

Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание Выучите § 17, выполните задания.

Главный герой повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» - подросток, который живет одним стремлением, одной мечтой: не дать малышам, беззаботно резвящимся на поле, свалиться в пропасть, находящуюся здесь же, рядом. Один педагог использовал образ этой книги, когда размышлял о роли культуры, роли духовной деятельности в формировании личности. Он назвал культуру «ловцом во ржи». Не секрет, что сегодняшний мир значительно поднял и укрепил материальные стимулы. Но еще когда-то в древности было произнесено: «Не хлебом единым...»

В «Школьном философском словаре» дается следующее толкование этих категорий:

Дух - идеальный мир, ступень его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке.

Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа - язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера.

Сложные, но очень интересные вопросы мы исследуем сегодня на уроке.

Итак, как же происходит процесс создания и освоения духовных ценностей? Какие особенности имеет этот процесс? По ходу моего рассказа вы должны в своих тетрадях записать в виде тезисов ответы на данные вопросы.

На прошлом уроке мы выяснили структуру любой деятельности. Духовная деятельность не является исключением. Она протекает по той же схеме:

Цель -> средства -> результат

Результат - формирование духовных ценностей. - Что же такое духовные ценности и чем они отличаются от всех прочих?

Исследователи подразумевают под ценностью то, без чего человек не мыслит полноценной жизни, то, что свято для конкретного человека, для группы людей или для всего человечества. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. В наши дни даже появилась специальная наука аксиология - наука, изучающая ценности.


Философы обращают внимание на следующие отличительные признаки духовных явлений:

Идеальность. Создавая произведения искусства и культуры, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя и развивая индивидуальные творческие способности.

Общественный характер духовных ценностей. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат повышению социальных взаимодействий. В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается. Например: «Если у меня есть яблоко и я отдам его тебе, то у меня уже не будет яблока. Если у меня есть идея и я поделюсь ею с тобой, то у нас обоих будет общая идея».

В процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы. Знаки и символы окружают нас повсюду и от того, как быстро и точно мы расшифровываем их тайный язык, зависит общий уровень культурной компетенции личности.

Что такое "психическое явление"?

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство психических явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувству­ем, мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим. Психические явле­ния не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются; мы одновременно осуществляем свою психическую деятельность и осознаем ее. Эта уникальная особенность психических явлений предопределила особен­ность науки, которая их изучает. В психологии объект и субъект познания сливаются.

Признаки психических явлений:

    Объектность. Содержание психического явления и механизм егопротекания отнесены к разным объектам: к предмету или к органу. Любыевнешние характеристики объекта воспринимаются как характеристики объекта, а не как свойства обеспечивающей физиологической системы.

    Самостоятельность существования. Любое психическое состояниесвязано с изменением состояния организма. Но эта связь не однозначна, неуниверсальна.

    Идеальность. Психические процессы несводимы к физиологическойформе их протекания. Идеальные образы реальных предметов и явлений несовпадают с материальной формой их воплощения.

    Субъективность. Содержание и форма существования психическогоявления индивидуальны, связаны с личным опытом и психофизиологическимсостоянием субъекта.

5. Недоступность прямому чувственному наблюдению. Любой психо­логический процесс может быть описан в системе понятий отношений лич­ности с внешним миром и в системе понятий, описывающих физиологиче­ские процессы, но все итоговые характеристики психических явлений отно­сятся к внешним объектам, а не к обеспечивающим системам. Во всех слу­чаях психических процессов содержание, структура, динамика изменений не выводятся однозначно ни из воздействия внешней среды, ни из физиологиче­ских особенностей организма.

Необходимо отметить, что вопрос о предмете психологии на сегод­няшний день не является однозначно решенным, напротив, остается во мно­гом дискуссионным. Представители различных направлений и школ совре­менной психологической науки (бихевиоризма, психоанализа, гештальтпси­хологии, генетической психологии, ассоциативной психологии, когнитивной психологии, гуманистической психологии и др.) трактуют его в зависимости от тех целей и задач, которые представляются наиболее важными в рамках данного конкретного подхода, что не исключает, разумеется, попыток со­вместить различные подходы. Поэтому логично рассмотреть основные на­правления современной психологии, чтобы понять их общую направленность и различие подходов к предмету науки и методам исследования.

Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согла­сия между научными направлениями исследования психиче­ских явлений даже в том, что такое психика.

Существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно раз­витым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой точки зрения. Чаще всего указывается, что:

    психические явления могут существовать только в форме процессов, которые даны субъекту непо­средственно – в самонаблюдении,

    психические явления не имеют физических характеристик, которые присущи материальным явлени­ям,

    объективно могут быть измере­ны только некоторые временные параметры психических процессов: например, время решения определенной зада­чи, время, затрачиваемое на подготовку и выполнение определенного действия и т. д.

Феноменологические признаки психических явлений, данных субъекту в самонаблюдении по Л.М. Веккеру:

    предметность : психический процесс объек­тивно протекает в своем органе-носителе – нервной и мы­шечной системах организма, – а в своих конечных, резуль­тативных параметрах строится субъективно и только в тер­минах (образах, понятиях) свойств и отношений внешних объектов;

    неявность нейрофизиологического субстрата, необходимогого для реализации психических процессов: носителю пси­хики не представлена внутренняя динамика изменений со­стояний собственных органов, которые обеспечивают реа­лизацию психического процесса;

    чувственная недоступность : психические процессы недо­ступны прямому чувственному наблюдению; человеку непосредственно открываются лишь результаты их реализации – образы предметного мира, понятия, цели, а также связанные с ними переживания;

    спонтанная активность психики , которая не всегда подчи­нена контролю со стороны субъекта и прямо не вытекает из физических, физиологических, биологических, социо­логических и других законов.

Этот список возможных отличительных признаков психи­ческих явлений может быть продолжен:

    Л.С. Выготский : психика человека исходно формируется во внешних формах общения и деятельности с другими людьми.

    А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин : исходно все формы психики либо в эволюционном плане, либо в онтогенезе формируются между субъектом и объективным предметным миром как ре­зультат ориентировочных составляющих выполняемых дей­ствий. Основной признак психики – ее функциональная направленность на обеспече­ние активной ориентировки субъекта во внешней среде оби­тания или внутренней среде собственного организма.

Все эти особенности психики предопреде­ляют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, кото­рые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных психических функций. Субъективные затруднения и ошибки, которые могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей:

    Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика рассматривается субъектом как не имеющая ма­териальных причин активность души.

    Иллюзия непосредственной данности психических явлений их но­сителю: у человека возникает ощущение, что психику он на­блюдает в себе самом такой, какая она и есть «на самом деле».

    Иллюзия спонтанной активности : у человека возникает ощущение полной свободы воли – убеждение субъекта, что его действия и поведение полностью могут определять­ся его собственными целями, желаниями и мотивами.

«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь ко­торый человеку дан объект, в различных ситуациях может вес­ти к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:

    иллюзия отождествления образа с объектом : то, что пред­ставляется («кажется»), принимается за реальность;

    иллюзия отождествления объекта с его образом : реальность принимается за то, что только «кажется», представляется.


(отрывок из книги Тозера, перевод В.П. Зинченко)
Понятия о духовности у различных христиан разные.
В некоторых кругах считается наиболее духовным человек с хорошими речевыми способностями, который может без умолку говорить на религиозные темы; другие считают признаком духовности шумную возбужденность, а некоторые думают, что самый духовный в церкви тот, кто молится всегда первым, длиннее и громче всех остальных.
И действительно, энергичное свидетельство, частые молитвы и громкое славословие могут вполне совмещаться с духовностью, но мы должны понимать, что эти качества сами по себе еще ничего не доказывают. Истинная духовность проявляется в некоторых преобладающих желаниях. Эти постоянные, глубокие желания становятся столь сильными, что оказывают побуждающее влияние и контролируют весь ход жизни. Я перечислю их, хотя и не ручаюсь, что порядок перечисления будет соответствовать степени важности.

1. Первое - это желание быть прежде всего святым, а потом уже счастливым. Жажда счастья среди христиан настолько превосходит стремление к святости, что часто показывает фактическое отсутствие святости. Истинно духовный человек знает, что Бог дает избыток радости лишь после того, как мы станем способны ее воспринять, не повредив нашим душам, и не раньше. Джон Уэсли сказал о членах одной из первых методистских общин, что он сомневается, будут ли они совершенными в любви, потому что они посещают собрания для того, чтобы приобщаться к религии, а не для того, чтобы стать святыми.

2. Человека можно считать святым, если он желает видеть славу Христа, умножающуюся во всей его жизни, даже если ради этого ему придется потерпеть на какое-то время бесчестье или лишение. Такой человек молится: «Да святится имя Твое» и про себя добавляет: «Чего бы это мне ни стоило, Господи». Жить для славы Божьей стало для него своего рода духовным рефлексом. Он уже сделал выбор во всем, в чем затрагивается слава Божия, еще до того, как наступит сам момент выбора. Он не торгуется со своим сердцем по данному вопросу. Слава Божья - это его жизненная необходимость, он жадно глотает ее, как задыхающийся - воздух.

3. Духовный человек желает нести свой крест. Многие христиане принимают несчастье или скорби со вздохами и называют это своим крестом, забывая, что такие вещи встречаются одинаково и у святых и у грешников. Крест - это несчастья сверх обычных, которые приходят к нам, как результат нашего послушания Христу. Этот крест не возлагается на нас насильно, мы берем его добровольно, вполне осознавая все возможные последствия. Мы выбираем для себя послушание Христу, и таким образом выбираем несение креста. Нести крест - значит быть привязанным к Личности Христа, подчиненным Христу, как Господу и послушным заповедям Христа. Человек, который таким образом привязан, подчинен и послушен и есть духовный человек.

4. Далее, христианин является духовным тогда, когда он видит все с Божьей точки зрения. Способность все взвешивать на Божественных весах и оценивать так, как оценивает это Бог, является признаком жизни в Духе. Бог смотрит не только снаружи, но также и насквозь. Его взгляд не останавливается на поверхности, но проникает в истинную суть вещей. Плотской христианин смотрит на предмет или на ситуацию снаружи и, поскольку он не видит дальше этого, то все его радости и горести зависят только от видимого. Духовный человек способен смотреть насквозь, как смотрит Бог, и думать о вещах так, как думает Бог. Он стремится видеть все так, как видит Бог, даже если при этом приходится смиряться и с мучительной болью осознавать свое невежество.

5. Следующее желание духовного человека - лучше праведно умереть, чем неправедно жить. Признак истинной зрелости человека Божьего - его равнодушие к земным благам. Христианин, сознание которого порабощено любовью к земному и телесному, смотрит на смерть с замирающим от ужаса сердцем, но живущий по Духу становится все более безразличным к числу своих земных лет и, в то же время, все более озабоченным тем, какой образ жизни он здесь ведет. Он не покупает себе немногие счастливые дни жизни ценой компромисса или падения. Он не боится в любой момент умереть, потому что пребывает во Христе, зато боится позволить себе неправедные поступки, и это сознание, словно гироскоп, держит в равновесии его мысли и дела.

6. Желание видеть успех других за свой счет - еще один признак духовного человека. Он желает видеть других христиан выше себя и счастлив, когда они идут на повышение, а его самого обходят. В его сердце нет зависти, и ему приятно, когда его братья в почете, потому что такова воля Божия, а воля Божья - это для него небо на земле. Если так угодно Богу - значит, и ему хорошо, и если Бог желает возвысить над ним кого-либо другого, он этим вполне доволен.