Угнетение когнитивных функций. Нарушение когнитивных функций (памяти, речи, восприятия). Что такое когнитивные нарушения, их виды и механизм развития

Высшая мозговая деятельность может быть подразделена на функции:

  • общие функции , которые не могут быть локализованы в одной специфической зоне мозга, а требуют совместной работы нескольких зон:
  • внимание и способность к концентрации
  • память
  • исполнительные функции высшего порядка
  • социальное и личностное поведение.
  • локализованные функции , которые связаны с нормальной структурой и функционированием специфического отдела одного полушария (рис. 1).

Рис. 1. Локализация функций в мозге

Когнитивные функции

Внимание и концентрация

Анатомия

Поддержание внимания обеспечивается тем же анатомическим субстратом, что и сознание, а именно, активирующей ретикулярной системой, которая проецируется на таламус и далее — на кору головного мозга.

Обследование

Клинические тесты изучения внимания и его концентрации включают оценку следующих функций:

  • Ориентация в пространстве и времени. — Может ли пациент назвать время сугок, день недели, месяц и год, место, в котором он находится?
  • Повторение числового ряда в прямом и обратном порядке.
  • Серийный счет — последовательное вычитание 7 от 100; при неудачной попытке — обратный счет от 20 или называние месяцев в обратном порядке.

Клинические проявления

Делирий (ранее рассматривался как острая спутанность сознания ) — синдром, проявляющийся ослаблением внимания и способности к концентрации. Довольно распространенное расстройство, особенно среди пациентов старших возрастных групп. Другие проявления этого состояния

  • спутанность мышления и речи
  • зрительные галлюцинации
  • нарушение цикла засыпание — просыпание: пациент долгое время пребывает в состоянии бодрствования и более беспокоен в ночное время
  • нарушение памяти — невозможность усвоения новой информации
  • немотивированная смена настроения — пациент может быть возбужденным, энергичным или, наоборот, подавленным и апатичным.

Как можно предположить, исходя из анатомии, причины делирия те же, что и в случае измененного сознания. Это может расцениваться как относительно благоприятный исход коматозных состояний. В зависимости от вызвавшей причины делирий обычно исчезает в течение нескольких дней.

Память

Определения

Как установлено нейропсихологическими исследованиями, система памяти включает в себя несколько составляющих.

  • Неспецифическая память — усвоение моторных действий, выполняемых автоматизировано (например, вождение автомобиля).
  • Специфическая память доступна сознанию и включает в себя:
  • эпизодическую память — вспоминание автобиографических деталей и других пережитых событий, соответствующих определенному периоду времени
  • семантическую память — хранение общих знаний об окружающем мире.

Другие важные составляющие памяти:

  • Кратковременная память рабочая память, ответственная за немедленное вспоминание небольших объемов вербальной или пространственной информации.
  • Антероградная память — усвоение нового материала.
  • Ретроградная память — воспроизведение ранее усвоенного материала.

Анатомия

Анатомическим базисом эпизодической памяти является лимбическая система (включает гиппокамп, таламус и их связи), тогда как семантическая память связана преимущественно с височной корой . Система неспецифической памяти включает в себя базальные ганглии, мозжечок и их связи с корой больших полушарий.

Обследование

Тесты оценки памяти:

  • Воспроизведение сложной вербальной информации (называние имени и адреса с интервалом в 5-10 мин, произвольного набора слов, пересказывание короткого рассказа) и набора геометрических фигур с целью изучения вербальной и невербальной антероградной памяти
  • Воспроизведение автобиографической информации с целью оценки ретроградной памяти
  • Тесты на общие знания и словарный запас для оценки семантической памяти, например перечисление последних новостей, имен политических деятелей и других мировых знаменитостей.

Клинические аспекты

Амнезия может быть острой, преходящей и постоянной. Она может развиваться относительно изолированно или в сочетании с другими когнитивными расстройствами.

Транзиторная глобальная амнезия (ТГА) характеризуется полной утратой как ретроградной, так и антероградной памяти; наблюдается у людей среднего и старшего возраста. Ретроградная амнезия может распространяться на месяцы и даже годы. Пациент кажется растерянным, постоянно задает простые вопросы, например: «Что произошло?», но расстройства сознания и когнитивный дефицит отсутствуют. Приступ, включая ретроградную амнезию, продолжается в течение нескольких часов, так что потеря памяти длится только во время приступа. Рецидив наблюдается нечасто и прогноз благоприятный. Ранее ТГА считалась проявлением цереброваскуляриой патологии, у многих больных ее причина остается невыясненной, хотя она часто ассоциирована с мигренью.

У некоторых пациентов с повторными эпизодами ТГА имеется лобная эпилепсия — «транзиторная эпилептическая амнезия».

Амнестический синдром проявляется стойкой утратой памяти (антероградной и ретроградной), часто безвозвратно, в большинстве случаев встречается вместе с другими когнитивными нарушениями. Причина — очаговое поражение лимбической системы, например ишемия гиппокампа, его повреждение при энцефалите, вызванном вирусом простого герпеса, инфаркт в области таламуса, дефицит витамина B 1 (синдром Корсакова), закрытая тяжелая черепно-мозговая травма. Тяжелая амнезия может быть ранним признаком болезни Альцгеймера.

Амнезия, наряду с другими когнитивными расстройствами, возникает внезапно и имеет обратимый характер при острых состояниях спутанного сознания, однако является персистирующей (как и прочие нарушения) при развитии деменции (см. ниже).

Исполнительные функции, личность и поведение

Сложно дать четкое определение понятию исполнительных функций, которые включают в себя возможность планировать, адаптироваться, оперировать абстрактными понятиями и решать задачи, связанные с различными чертами личности и особенностями поведения в социуме, например инициативностью, мотивациями или сдерживанием.

Анатомия

Лобные доли больших полушарий головного мозга, в особенности префронтальные извилины , играют ключевую роль в формировании нормальных исполнительных функций, в то время как вентромедиальные отделы лобных долей отвечают за социальное сознание, личность и поведение.

Обследование

Тесты для выявления дисфункции лобных долей носят ориентировочный характер, и поэтому важную информацию можно почерпнуть из рассказов близких (Может ли пациент справляться с работой? Ходит ли самостоятельно в магазин?) и клинического обследования.

Пациенты с двусторонним поражением лобных долей плохо справляются со следующими тестами:

  • нарушена плавность речи ; например, при задании перечислить продукты, купленные в магазине; при названии слов, начинающихся на определенную букву
  • интерпретация поговорок ; например, нарушается правильная трактовка смысла поговорок, пословиц
  • сознательная оценка ; например, невозможность дать оценку высоты какого-нибудь известного здания.

Персеверация является также признаком поражения лобных долей; заключается в навязчивом повторении определенных слов или движений.

При более серьезном поражении лобных долей развивается утрата ингибиторного контроля : пациент становится раздражительным, агрессивным с отклонениями в социальном поведении и гигиене, характерна неопрятность с мочой и калом. Некоторые пациенты становятся немотивированно веселыми и шумными, однако другие, напротив, пассивны, немногословны и малоподвижны. При крайней выраженности этих симптомов возможно состояние акинетического мутизма .

Утрата нормального ингибирования может стать причиной появления примитивных рефлексов , из которых наиболее важные следующие:

  • хватательный — непроизвольное хватание, возникающее при легком ударе по ладони пациента. Наиболее выражен при отвлечении внимания пациента
  • сосательный — вызывается отрывистым прикосновением шпателем или неврологическим молоточком к губам пациента, в случае положительного рефлекса губы вытягиваются вперед.

Клинические проявления

Причиной двустороннего поражения лобных долей могут быть травма, опухоль, инфаркт и очаговые дегенеративные поражения.

Локализованные когнитивные функции

Доминирование полушарий

У большинства людей левое полушарие головного мозга отвечает за речевые функции. Даже у большинства левшей левое полушарие доминирует.

Функции доминантного полушария

Речь

Определения

Афазия , или дисфазия , — нарушение речевых функций в результате очагового повреждения головного мозга. Наблюдаются нарушения произношения, чтения и письма, которые могут возникать независимо друг от друга (алексия/дислексия и аграфия/дисграфия соответственно).

Дисфазию следует отличать от дизартрии — нарушения артикуляции вследствие поражения мышц, вовлеченных в произношение или иннервирующих их черепных нервов (включая поражение нижних (бульбарных) отделов мозгового ствола), мозжечка, базальных ганглиев, больших полушарий. Мутизм полное отсутствие речевой продукции, может быть следствием тяжелой формы афазии или дизартрии (анартрии) либо проявлением психического заболевания.

Обследование

Проводятся клинические тесты на нарушение речи.

  • Плавность речи ; пациент может спонтанно (при произвольном рассказе) произносить фразы обычной длины (пять и более слов). При нарушении плавности речи возникают синтаксические ошибки
  • Понимание речи ; надо оценить, может ли пациент указать на используемый в повседневной деятельности объект (ручка, часы, ключи) при назывании их врачом. Может ли выполнять более сложные задания («Возьмите ключи и передайте мне ручку»)? Может ли отвечать на конкретные вопросы («Как называется серая пыль, которая остается после выкуренной сигареты?»)?
  • Повторение ; может ли пациент повторять отдельные слова или предложения
  • Называние повседневных предметов: часы или авторучка, а также менее привычных,- перо, пряжка, разводной ключ. Функция именования объектов в определенной степени нарушена у большинства больных с афазией (аномия ).

В дополнение к вышеперечисленным тестам, раздельно могут быть оценены способности писать и читать.

Клиническая анатомия

Используя эти тесты, можно более точно определить степень имеющейся у больного дисфазии (рис. 2). Причинами очаговых поражений областей, отвечающих за речевые функции, могут быть травмы, инфаркт или опухоль. Дегенеративные заболевания мозга (такие как деменция, см. ниже) менее вероятны в качестве причины таких нарушений.

Рис. 2. Топическая диагностика и классификация синдрома дисфазии. Расположение очага поражения кпереди от линии а вызывают дисфазию с нарушением плавности речи. При более дорзальной локализации поражения плавность речи сохраняется. При поражении в области ниже линии б , проходящей через Сильвиеву щель, страдает понимание обращенной речи, в то время как при расположении очага выше, оно сохраняется. Поражение области, ограниченной линией с , влияет на способность пациента повторять фразы, тогда как при поражении вне этой области такая способность сохраняется. Так, речь при афазии Брока (область В) прерывистая, утрачивается ее плавность, повторение нарушено, но понимание сохранено. Указанные на диаграмме топические характеристики в полной мере справедливы для возникновения проводниковой афазии (область С) и афазии Вернике (W). При развитии глобальной афазии страдают все речевые функции

Способность письма связана с областью угловой извилины, которая расположена кпереди от речевой зоны. Поражения в этой области в сочетании с нарушением письма (аграфия или дисграфия) в типичных случаях приводят к таким расстройствам, как акалькулия, или дискалькулия, — нарушение способности понимания чисел, их написания, а отсюда — нарушения счета.

Праксис

Диспраксия (апраксия) — невозможность выполнять сложные моторные действия, не связанная со снижением мышечной силы, чувствительности и координации. Может быть выявлена при выполнении пациентом тестов на повторение жестов или имитацию пользования предметами домашнего обихода, например молотком или ножницами. Причиной диспраксии может быть повреждение теменной области доминантного полушария. Проводящие пути, обеспечивающие праксис, берут начало в теменной области и направляются в премоторную область лобной доли одноименного и контралатерального полушарий, переходя на противоположную сторону через мозолистое тело.

Функции субдоминантного полушария

Ввиду того что большинство зон, отвечающих за речевые функции, располагаются в доминантном полушарии головного мозга, субдоминантное полушарие в большей степени (хотя и не исключительно) отвечает за зрительно-пространственные функции.

Игнорирование

Пациенты с острым обширным поражением субдоминантного (как правило, правого) полушария, например с инсультом, могут вести себя так, как будто левая половина пространства перестала существовать. Это может относиться как к левой половине тела пациента, так и ко внешнему миру. У больного возникают:

  • отрицание неработоспособности левой стороны тела, несмотря на ее паралич вследствие инсульта
  • жалобы на то, что левая рука принадлежит кому-то другому
  • игнорирование визуальных и тактильных раздражителей с левой стороны
  • одевание только правой стороны, прием пищи только с правой стороны тарелки.

Игнорирование может быть установлено посредством тестов, при которых пациента просят перерисовать простейший рисунок с изображением дома, циферблата часов. Игнорирование левой части рисунка — признак поражения субдоминантного полушария. Более тонкие нарушения могут быть выявлены такими тестами, как вычеркивание заданных букв на странице текста или попытка разделить пополам горизонтальную линию (пациент с игнорированием непременно разделит линию правее от центральной точки).

Представления о механизмах, лежащих в основе игнорирования, противоречивы; этот феномен остается слабо изученным. Хотя многие пациенты, перенесшие инсульт, восстанавливаются от игнорирования, у значительного числа больных эта проблема остается и значительно ограничивает возможность проведения реабилитационных мероприятий.

Апраксия одевания

Пациенты с поражением субдоминантного (правого) полушария головного мозга очень часто не могут самостоятельно правильно одеться. Термин «апраксия» в этой ситуации использовать не вполне корректно, так как нарушение имеет не столько моторную, сколько зрительно-пространственную основу вследствие того, что больные не в состоянии правильно ориентировать части своего тела для одевания.

Конструктивная апраксия

Пациент с поражением субдоминантного полушария, как правило, не способен создавать из нескольких элементов сложные фигуры, такие как звезда, куб или перекрывающиеся многоугольники. Опять же, термин «апраксия» здесь не совсем корректен, так как у больного имеются преимущественно зрительно-пространственные нарушения, нежели моторные.

Агнозия

Более сложное зрительно-перцептивное расстройство. Обычно возникает при двустороннем теменно-затылочно-височном поражении и включает:

  • невозможность распознавать объекты, представленные визуально (агнозия зрительных образов — зрительная агнозия ). Диагноз может быть установлен в том случае, если исключена дисфазия, поражения самого глаза и интеллектуальное снижение
  • невозможность узнавать знакомые лица (прозопагнозия )
  • центральные расстройства цветного зрения.

Деменция

Деменция — глобальное приобретенное нарушение интеллектуальных способностей, обычно прогрессирующее и встречающееся в состоянии сохраненного уровня бодрствования. У пациента с деменцией имеется ухудшение со стороны двух или более когнитивных функций (одна из которых — память, а другая может проявляться нарушениями речи, праксиса, зрительно-пространственного гнозиса, личностного и социального поведения и абстрактного мышления) в отсутствие угнетенного состояния и психических расстройств, таких как депрессия и шизофрения, проявления которых могут быть сходными с таковыми при деменции.

Кортикальная и субкортикальная деменция

Полезно выделение деменции с преимущественным поражением либо коры головного мозга, либо подкорковых структур (некоторые типы деменции имеют смешанный характер). При поражении коры у пациента наблюдается нарушение речевых функций, памяти, праксиса и/или зрительно-пространственного гнозиса. Субкортикальные деменции характеризуются в большей степени замедлением когнитивных функций, мышления (брадифрения ), расстройствами личности и настроения. Пациенты становятся апатичными и инертными, с признаками лобного поражения. Функции памяти, речи, праксиса и гнозиса могут оставаться относительно сохранными, по крайней мере на ранних этапах заболевания.

Нейропсихологическое обследование

Когнитивные функции могут быть оценены в ходе клинического обследования. В дополнение существуют стандартные шкалы и опросники; одна из наиболее применяемых — Краткая шкала оценки психического статуса (Mini-Mental State Examination, MMSE) (табл. 1). Количество баллов менее 24 (из 30 возможных) является признаком деменции. Однако суммарный балл по результатам применения данной шкалы нечувствителен к ранним стадиям деменции, в частности у пациентов с высоким преморбидным интеллектуальным уровнем, в случаях с ограниченным когнитивным дефицитом, например, при поражении субдоминантного полушария или лобных долей. Многие пациенты с когнитивным дефицитом нуждаются в углубленном психометрическом обследовании с участием психолога.

Таблица 1. Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE)

Признак

Сумма баллов

Ориентация


Год, месяц, день, число, время года

Государство, город, улица, больница, палата

Называние объектов


Врач называет три объекта и просит обследуемого их повторить (затем повторить эти же три предмета три раза)

Внимание


Серийный счет по 7 (всего 5 чисел); каждый правильный ответ оценивается в 1 балл

Запоминание


Обследуемого просят вспомнить те три слова, которые он повторял ранее

Речь


Просят обследуемого назвать ручку и часы

Повторить фразу: «Если и или никаких но»

Выполнение трехэтапного задания: (каждый этап оценивается в 1 балл): возьмите лист бумаги правой рукой, сложите его пополам и положите на стол

Выполнить написанную на бумаге команду: «Закройте глаза»

Написать фразу, отметить, есть ли в ней подлежащее и сказуемое

Копирование


Копировать два наложенных друг на друга пятиугольника

Общая сумма баллов

Неврология для врачей общей практики. Л. Гинсберг

Под когнитивными функциями понимаются наиболее сложные функции головного мозга, при помощи которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. К когнитивным функциям относят:

  • мышыление - cпособность человека отражать объективную действительность в суждениях, представлениях, понятиях;
  • поведение - определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой;
  • гнозис или восприятие информации - способность к распознаванию информации, поступающей от органов чувств;
  • память - запоминание и хранение информации;
  • праксис - целенаправленная деятельность;
  • внимание - сосредоточенность сознания, избирательная направленность на что-либо, имеющее значение;
  • речь - способность к вербальной коммуникации, которая включает понимание обращенной речи, построение собственного речевого высказывания, чтение и письмо;
  • интеллект - способность сопоставлять информацию, находить общее и различия, выносить суждения и умозаключения. Интеллектуальные способности обеспечиваются интегрированной деятельностью головного мозга в целом.

Хорошо известно, что когнитивные способности взрослых здоровых лиц весьма различны, так как большинство когнитивных функций имеют условно-рефлекторный механизм и развиваются после рождения под воздействием окружающего социума. В процессе взросления и обучения происходит дальнейшее совершенствование когнитивных функций, пока они не достигнут своего пика, индивидуального для каждого человека.

Нарушения когнитивных функций

О нарушениях когнитивных функций можно говорить в тех случаях, когда какое-либо заболевание приводит к снижению когнитивных способностей по сравнению с исходным уровнем у данного человека. Легкое (умеренное) когнитивное расстройство может являться промежуточным этапом между снижением когнитивных функций при нормальном старении и более серьезным развитием деменции. О легком когнитивном расстройстве можно говорить если человек:

  • часто забывает вещи
  • забывает о важных событиях (датах)
  • теряет ход мыслей во время разговора
  • чувствует себя более подавленными, принимая решения, планируя шаги для выполнения задания или интерпретации инструкций.
  • становится более импульсивным, тревожным, апатичным.

и эти изменения наблюдают родственники или близкие.

Причины когнитивных нарушений

Существует множество причин когнитивных нарушений:

  • инфекции
  • обезвоживание организма
  • травма головного мозга
  • цереброваскулярные заболевания - церебральный атеросклероз, инсульт, гипертензивная энцефалопатия и др.
  • побочные действия лекарств (ятрогенные нарушения).

Ятрогенные нарушения

Часто нарушение когнитивных функций может наблюдаться как следствие побочного эффекта лекарственной терапии (30%) или при приеме неадекватно большой дозы лекарственных препаратов.

Неблагоприятным эффектом на когнитивную сферу обладают:

  • антидепрессанты
  • нейролептики
  • седативные средства
  • препараты лития
  • бромиды (лекарственные средства, содержащие бром и его соединения)
  • бензодиазепиновые производные (диазепама, нитразепама)
  • барбитураты (производные барбитуровой кислоты, оказывающие угнетающее влияние на центральную нервную систему)
  • опиаты (наркотические алкалоиды опиума)
  • противопаркинсонические препараты (холинолитики, агонисты допамина)
  • противоэпилептические препараты (карбамазепин, топирамат, ламотриджин, вальпроаты, фенитоин)
  • противоопухолевые препараты (метотрексат, цисплатин, цитозин арабинозид и др.)
  • диуретики (наркотические алкалоиды опиума)
  • кортикостероиды (гормонов коры надпочечников)
  • дигоксин (кардиотоническое и антиаритмическое лекарственное средство, сердечный гликозид)
  • амфотерицин В (противогрибковый антибиотик)
  • препараты, содержащие висмут, косметические кремы, содержащие висмут

Ятрогенной причиной когнитивных нарушений может явиться и лучевая терапия, проводимая по поводу злокачественных новообразований.

Как при назначении подобных средств, так и при наблюдении пациентов с нарушениями памяти различной степени выраженности необходимо учитывать принимаемые им препараты. При этом пожилые люди часто не замечают побочных реакций либо эти реакции трактуются больным и его окружением как проявления нормального старения. Последнее наиболее актуально для препаратов, обладающих холинолитическими свойствами, поскольку они потенциально способны ухудшать мнестические функции. Холинолитики применяются в неврологической (при паркинсонизме, головокружении, мигрени), гастроэнтерологической (при язвенной болезни, диареи), офтальмологической и урологической практике. Помимо собственно холинолитиков, ряд препаратов обладает холинолитическими свойствами, хотя они используются по другим показаниям. Так, атропиноподобными свойствами, в частности, обладают столь разные препараты как преднизолон, теофиллин, дигоксин, нифедипин, ранитидин, дипиридамол, кодеин, каптоприл.

Однако для ятрогений более характерно возникновение острых эпизодов спутанности, чем деменции. Подтверждением того, что именно данный лекарственный препарат послужил причиной развития когнитивных расстройств, является уменьшение их выраженности после отмены этого лекарственного препарата.

Любой лекарственный препарат, который действует на общий гомеостаз (например, диуретики) или на функционирование нейронов (например, седативные средства) должен рассматриваться как возможная причина когнитивных нарушений.

Факторы риска

Наиболее сильными факторами риска развития когнитивных расстройств являются:

  • возраст
  • диабет
  • курение
  • высокое кровяное давление
  • повышенный уровень холестерина
  • депрессия
  • малоподвижный образ жизни
  • редкое участие в умственной деятельности.

Лечение когнитивных расстройств

При нарушении когнитивных функций в клинической практике применяют ноотропные препараты, оказывающие специфическое влияние на высшие интегративные функции мозга, стимулирующие память, улучшающие умственную деятельность, повышающие устойчивость мозга к повреждающим факторам. Это производные пирролидона, циклической ГАМК (пирацетам); средства, влияющие на систему ГАМК (гопантеновая кислота); нейропептиды (Церебролизин); холинcергические средства, усиливающие синтез медиатора холина (холина альфосцерат); нcейропротекторы (пентоксифиллин, ацетил-L-карнитин); церебральные вазодилататоры (винпоцетин); антиоксиданты (Мексидол); экстракт гинкго билоба (Танакан, Мемоплант); активаторы нейрогенcеза и др.

Задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, почему судьбы людей так отличаются друг от друга, ведь мы все устроены одинаково? Так почему же, несмотря на это, один человек достигает в жизни успеха, а у другого не получаются, казалось бы, самые простые вещи?

Конечно, все дело в работе мозга. А точнее, в его способности обрабатывать поступающую информацию. Давайте посмотрим, как это происходит.

Представьте, что смотрите на движущийся автомобиль.

Ваши глаза устроены не сложнее видеокамеры. Они всего лишь умеют воспринимать свет и преобразовывать его в поток сигналов. Чтобы эти сигналы обрели определенный смысл, Ваш мозг должен проделать огромную дополнительную работу.

Прежде всего, он должен распознать контуры автомобиля на фоне окружающих его предметов и сравнить полученную форму с миллионами других, хранящихся в Вашей памяти . Только задумайтесь над тем, что Вы можете сделать это за доли секунды, и Вы поймете, какими удивительными способностями обладаете. Более того, Вы сможете сделать это даже если на улице темно, а автомобиль виден только частично.

Этот процесс называется «восприятие », и его результатом будет образ автомобиля в Вашем сознании.

Образ – это гораздо больше, чем просто картинка. Ваши глаза передают Вам всего лишь плоский силуэт с двумя колесами, в то время как образ включает в себя все, что Вы знаете об автомобилях. Вы понимаете, что это – транспортное средство, что у него 4 колеса, что он железный и очень тяжелый, а также то, что если Вы вдруг с ним столкнетесь, то Вам может не поздоровиться. Но и это еще не всё!

Ваш мозг непрерывно занимается предсказанием будущего! Едва заметив машину, он тут же рассчитает вероятность вашего столкновения. Для этого, на основании видимого углового размера машины и Ваших знаний о её настоящей длине, он определит расстояние, оценит скорость и направление движения и выполнит все необходимые расчеты, результатом которых станет Ваше решение: продолжить путь или притормозить.

Это включилось в работу мышление – способность выполнять с образами различные операции и прогнозировать последствия. Именно благодаря мышлению Вы способны планировать свои действия.

Описанные процессы памяти, восприятия и мышления настолько сложны, что ни один, даже самый мощный, современный компьютер не может справиться с ними так же хорошо, как Ваш мозг. Тем не менее, и его возможности не безграничны.

Мозг не может анализировать абсолютно все, что Вы видите и слышите. Ему ежесекундно приходится выбирать, какие из поступающих сигналов нужно обрабатывать, а какие можно пропустить.

Этот механизм называется «внимание ». Благодаря ему, анализу подвергается только самая важная в данный момент информация. Так, например, если на пути вдруг возникнет препятствие (к примеру, столб или яма), Ваше внимание мгновенно переключится на него, и мозг тут же рассчитает новый маршрут движения. Однако если по какой-то причине внимание будет отвлечено на что-то другое – быть беде, поскольку в Вашем внутреннем мире, в отличие от реального, это препятствие просто не будет существовать!

Сегодня в нашей статье мы поговорим о такой важной функции, которое получило название когнитивные функции. На самом деле, это важнейшие функции в жизни каждого, ведь именно благодаря ним человек может мыслить, составлять осмысленную речь, выражать свои мысли в письменном виде, составлять планы и целостно воспринимать окружающий мир.

Иными словами, мы будем рассматривать то, что выделяет человека от животных, делая его человеком.

Определение

Сам термин »когнитивный» является научным термином, поэтому не так уж и часто его можно встречать в каждодневном лексиконе. И все таки, данный термин раскрывает такие способности человека, которые знакомы всем. Именно когнитивные функции помогают человеку найти связи с окружающей средой и построить свои представления о мире в целом.

Когнитивные функции, которые также известны под названием познавательные функции, являются мозговыми процессами, они направлены на то, чтобы индивид смог взаимодействовать с окружающими.

Человеческая жизнь во многом зависит от такого уникального и важного умения, как способность запоминать и хранить информацию. Конечно, ошибочной является точка зрения, согласно которой к этому определению относят только память.

Когнитивные функции – это сложный механизм, это взаимосвязь сложных психических процессов, уровень которых отличается у разных людей.

Важным является тот факт, что их можно развивать и тренировать, однако важно помнить и о том, что эти процессы могут нарушаться исходя из разных факторов и личностных нарушений.

Естественно, способность восприятия, сохранения и воспроизведения информации очень важно, однако эти процессы невозможны в одиночку, тут важна взаимосвязь разных процессов.

Высшие мозговые функции

Для того, чтобы лучше понять данный вопрос, нужно рассмотреть когнитивные функции по отдельности.

  1. Одной из важнейших функций является внимание. Ее можно характеризовать как способность концентрировать психические процессы на каком-то конкретном объекте. Каждый человек имеет индивидуально выраженную характеристику этого процесса, такие как:
    • Устойчивость;
    • Сосредоточенность;
    • Способ переключаться;
    • Концентрация;
    • Объем.

    Все эти характеристики меняют качество внимания у разных людей. Именно из-за них и получается так, что одни легко запоминают что-то, а другие никак не могут сконцентрировать свое внимание. Но также все эти характеристики можно развивать, работая над собой.

  2. Другая важная функция – это восприятие человека. Она составляется имея за основу информацию, которую человек получает из органов чувств в виде единых образов. Для этой функции важной является константность, иными словами, объект, который воспринимается человеком не зависимо от изменчивых условий, всегда воспринимается как тот же самый. К примеру, человек может узнать знакомого не зависимо от того как он одет, или где он находится. Этим качеством обделены животные, именно поэтому собака не может узнать своего знакомого, который будет стоять в темноте или если тот будет в другой одежде.
  3. Гнозис – это умение узнавать, визуально идентифицировать образы и сопоставить их к категориям.
  4. Память – эта когнитивная функция дает возможность запечатлеть, сохранить и в нужное время воспроизвести заранее полученную информацию.
  5. Интеллект – это уже умение »работать» с полученной информацией: делать анализ, сопоставить факты, оценивать, обобщать и так далее.
  6. Речь – это уникальное умение, благодаря которому люди могут общаться, используя символические знаки.
  7. Праксис – это комплекс способностей, которые формируют и включают в деятельности человека двигательные навыки и помогают ему построить, учить и автоматизировать последовательность своих движений.


Ниже рассмотрим некоторые функции более подробно. Так как они являются более глубокими и широкими понятиями, а также это поможет лучше понять природу когнитивных нарушений.

Несколько слов об интеллекте

Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.

Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом . Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление.

Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.

Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях.

А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.

Одним из важных составляющих интеллекта является эрудиция. Многие ошибочно предполагают, что эрудиция и интеллект то же самое, но это далеко не так. Так как эрудит всего-навсего имеет большой запас знаний, однако без интеллекта человек никак не может орудовать этим »багажом», делать логические выводы и так далее.

Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.

Праксис или уникальное способность человека

Человек имеет ряд важных и уникальных когнитивных способностей, одним из которых является праксис. Это способность человека сохранять осознанную последовательность своих действий и движений. Праксис – та способность, которая появляется у человека еще в младенчестве, дав малышу на руку погремушку, тем самим родители ставят основу для этой функции.


Выделяются несколько видов праксиса:

  • Пальцевой – когда человек учится использовать свои пальцы, то у него, как последствия, появляются жесты.
  • Символический – это уже комплекс жестов, которые дают представление о том, что хочет этим сказать конкретный человек. Это в некотором роде напоминает принцип, по которым общаются глухие: благодаря набору особых жестов они могут общаться без слов.

Нарушение этой функции у человека может привести к ряду нежелательных последствий.

Наверно ни для кого не секрет, что каждая функция связана с определенным отделом мозга. И это естественно, ведь каждая отдельная функция имеет свою локализацию в мозгу. Это представляет собой отдельные участки мозга, которые имеют группу нейронов, а они в свою очередь ответственны за определенный вид нервной передачи.

К примеру, познавательные функции находятся в коре мозга. Там выделяются 3 участка:

  1. Сенсорная – которая обрабатывает сигналы, исходящие из органов чувств.
  2. Моторная – которая в ответе за двигательные функции разных частей тела человека.
  3. Ассоциативная – ее можно считать неким посредником, который обеспечивает связь между сенсорным и моторным участками.

За мышление, как логическое, так и абстрактное, за речь, планирование своих движений, отвечают лобные доли коры мозга.

Обработка информации, полученную с помощью зрительных анализаторов, проводится в затылочной доле, в том случае, как в височной доле анализируется информация, полученная из слуховых аппаратов.

Есть более древние зоны мозга, которые помогают обеспечивать основные навыки для выживания человека.

Человеческая память, обоняние и эмоции проявляются благодаря лимбической системе.

Таламус обеспечивает переадресовывание импульсов от разных органов: зрения, слуха, равновесия и тактильных чувств.
Гиппокамп помогает запоминать новую информацию.

Осознания собственного »Я», сознание, в адаптации индивида и в чувствах существования – важная роль среднего мозга.

А все отделы тесно связаны между собой и взаимодействуют передачей импульсов нейромедиаторами: серотонинами, дофамином, адреналином, ацетилхолином и т.п. сами эти нейромедиаторы могут тормозить, либо ускорять когнитивные задачи у человека.

Из выше сказанного становится ясно, что всякие нарушения: кровотоки, повреждения мозга или опухоли в том или ином участке, могут вызвать когнитивные расстройства у человека.

Когнитивные расстройства

Даже малейшие травмы в итоге могут привести к различным нарушениям когнитивных функций. Естественно, что по уровню выраженности эти нарушения различаются от легкой до тяжелой формы.

Если всмотреться в причины появления этих нарушений, то факторы, приводящие к нарушениям, можно разделить на:

  1. Дегенеративные болезни – болезнь Паркинсонизм, Альцгеймер.
  2. Болезни сосудов – инфаркт, инсульт, атеросклероз.
  3. Проблемы с метаболизмом — гипогликемия, печеночная или почечная энцефалопатия, употребление лекарств (бензодиазепины, холинолитики), гипо- или гипертиреоз.
  4. Нейроинфекции.
  5. Различные травмы головного мозга.
  6. Опухоль мозга.


А что касается вида нарушений, то это будет зависеть от того места, где находится воздействующий фактор. Однако, это не значит, что при нарушении нужно опускать руки. Отнюдь, ведь нарушения легкой формы и даже средней тяжести даже у людей в возрасте могут восстановиться, если правильно и своевременно принять меры и лечить их.

Несколько слов напоследок

Когнитивные функции – это способности, которые связаны с мозгом человека и находятся в зависимости от человеческого организма в целом. Именно это и становится причиной того, что в разных нарушениях, повреждении мозга или же организма и под воздействием сильных эмоций наблюдаются сбои в качестве когнитивных функций. Когда эти сбои достигают заметных пределов, то эти понижения качества называют когнитивным расстройством.

А это, в свою очередь, влияет на всю жизнь человека, сказываясь в его разных сферах: от простых бытовых до социальных и профессиональных сферах индивида.

Благо на сегодняшний день есть много способов для борьбы с когнитивными нарушениями. Поэтому, если вы чувствуете, что у вас возникли какие-то проблемы, мелкие нарушения когнитивных функций: провалы в памяти, трудности с восприятием и т.п., то необходимо бороться с ним, используя ту или иную методику.

Жизнь любого человека немыслима без познания. Даже людям, не имеющим формального образования, приходится адаптироваться к действительности, приобретать навыки и формировать реакции. Конечно, этим не исчерпываются когнитивные функции мозга, но данные умения очень важны для приспособления к среде и выживания.

В современной нейрофизиологии считается, что за познавательные функции ответственна, в основном, область коры полушарий. А оговорка здесь потому, что многие не происходят без участия эмоционального мозга, лимбической системы. Здесь рождается мотивация, здесь действительности придается чувственная окраска. Без работы данной системы человек потерял бы всякие импульсы к действию.

Когнитивные функции мозга включают память, планирование, речь, механизмы обработки математической информации, а также Чтобы ничего не забыть, начнем по порядку, с памяти.

Запоминание - это перевод информации, с которой мы сталкиваемся, в своеобразный «код» мозга. Причем запоминается далеко не все, а только значимое, и тут в свои права вступает Часто эмоционально окрашенные события помнятся всю жизнь, а нужная информация кажется эмоциональному мозгу банальной - и не запоминается. Так эмоции управляют нами. За память отвечают все зоны мозга, в зависимости от того, какого рода информацию мы пытаемся запомнить. Причем в памяти хранится гораздо больше, чем нужно, информации - ее-то иногда «вытаскивают» из памяти гипнотизеры. Человек, которому трудно было запомнить рисунок, часто все равно узнает его среди сотен похожих. Так что на память жаловаться грех - мы просто не умеем с ней работать. А если она страдает, страдают и другие когнитивные функции, например, планирование.

Ведает планированием передняя доля коры. Нейрофизиологи уверены, что именно здесь «живет» сознание. И самоконтроль. Поэтому люди с травмой этой части мозга становились безудержными, импульсивными личностями, которые так и не смогли вписаться в общество. Притом, что профессиональные знания не пострадали. В правой доле живут интуиция и предчувствие, левые же доли делают человека аналитиком. Из-за работы правой доли мы испытываем негативные эмоции, а вот левая делает нас счастливыми. И действительно, стоит человеку начать что-нибудь планировать - и страхи уходят. А без анализа ситуации они усиливаются. Так происходит переключение между этими зонами.

Каждый маленький ребенок - гениальный лингвист. Он способен создать в уме модель родного языка или даже нескольких языков за первые три года. Кстати, о языках. Иногда произносят термин «когнитивная функция языка». Это понятие - из языкознания, и означает оно, что язык становится кодом, средством для понимания мира человеком. Последние исследования доказывают, что для создания и понимания речи необходимо не только но и правое. Иначе человек не сможет понять общий смысл шутки или истории из жизни знакомых. По отдельности фразы понимает, а вот над чем смеяться - никак не догадается.

Когнитивные функции включают и математические способности. Многие себя считают бесталанными в и опускают руки, доверяя калькуляторам. В результате многие взрослые люди не могут даже грубо подсчитать сумму покупок в магазине или проверить счет, выписанный в ресторане. Этим пользуются ушлые торговцы на рынках. Впрочем, не все так грустно, можно вернуть утраченные когнитивные функции, если вы сможете себя заставить регулярно упражняться. Это как фитнес - чем больше времени тратится, тем ярче результаты, хотя у каждого свои нормы.

И наконец, о пространственном мышлении. Некоторые люди отлично работают с компасом и картой, моментально отмечая все особенности местности, даже кажется, они могут сами рисовать точные карты. А другим даже найти нужную улицу трудно. Что делать, если эта когнитивная функция не на уровне? Вспомнить школьный курс черчения, придумывать причудливые объекты, рисовать их в разных ракурсах, а затем отдавать на проверку человеку, который «может рисовать карты».

Так что, в каком бы состоянии ни находились ваши когнитивные функции, ситуацию можно при помощи труда изменить в лучшую сторону.