И вспомнил олег коня своего краткое. Вещий олег или великий князь киевской руси

О древнерусском князе Вещем Олеге, мы знаем из «Повести временных лет», которую написал монах Нестор Летописец. В своем труде Нестор описывал все события, которые происходили в жизни славянского народа, князей, которые руководили могущественным государством.

Что мы знаем о Вещем Олеге?

Также «Повесть временных лет» описывает, как сражались жители Киевской Руси с захватчиками, которые посягали на территорию их государства. Вещий Олег - это князь, который сумел объединить Киевскую Русь в одно великое государство. В 907 году , Вещий Олег собрал свое войско и пошел в военный поход на Византию.

Жители Византии не ожидали, что князь обладает таким большим войском и вынуждены были сдаться. Однако Олегу не нужна была их территория, он добился того, что византийцы признали Киевскую Русь как самостоятельное государство и заключил с ними военные и торговые договора. Интересным является то, что князь Олег сослужил прототипом для создания героя русских былин Вольги Святославовича.

«И вспомнил Олег коня своего»

Стихотворение «И вспомнил Олег коня своего» - урывок из «Повести временных лет». Нестор Летописец рассказывает нам о загадочных и мистичных обстоятельствах смерти вещего Олега. Однажды, к Вещему Олегу пришли волхвы, которые рассказали ему о том, что он погибнет из-за своего коня.

Князь не хотел верить в предсказание, так как любил своего коня, который был верным его помощником во всех боях. Однако князь не захотел играть с судьбой, и, попрощавшись со своим другом, лично убил его. Убитого коня Олег приказал сжечь на вершине горы, чтобы от него не осталось ничего.

Спустя несколько лет князь вспомнил предсказания волхвов, и решил подняться на гору, чтобы увидеть кости коня и убедиться в том, что волхвы ошибались. На горе остался только череп коня. Олег взял его в руки и усмехнулся: ведь череп никак не может его убить.

В этот момент из глазного отверстия на черепе, вылезла ядовитая змея, которая укусила князя. Через несколько минут Вещий Олег скончался рядом с черепом своего коня. Предсказание волхвов сбылось - князь был убит из-за коня.

Достоверность легенды о смерти Вещего Олега

До наших дней сохранились летописные источники, в частности «Повесть временных лет» новгородская летопись, в которых подтверждаются обстоятельства смерти вещего Олега от укуса ядовитой змеи. Однако сомнения вызывает тот факт, что подобных легенд на то время существовало множество.

Незадолго до смерти Олега, таким же образом погиб исландский викинг Одд Орваре , которому колдунья в двенадцатилетнем возрасте напророчила смерть от коня. Некоторые историки уверены в том, что пророчество волхвов было выдуманным современником князя, чтобы придать мистификации его смерти.

Тема. Летописи. «И вспомнил Олег коня своего».

Кубан. «Летописи земли кубанской».

Цели урока: познакомить детей с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдательность, умение находить в тексте устаревшие слова.

Оборудование: «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина – распечатанные тексты.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Постановка цели.

3.Проверка домашнего задания. Работа в группах.

Актуализация знаний.

Летопись – запись важнейших событий из года в год, из лета в лето.

Береста – верхний слой коры, снятый с бересты.

Берестяные грамоты – древнерусские письма на бересте.

Свиток – свёрнутая трубкой рукопись из пергамента.

Пергамент – специально обработанная кожа (телячья, баранья, свиная), чтобы на ней можно было писать.

4.Работа над новым материалом.

1. Первичное чтение с комментированием (Учащимся раздаются тексты).

Ибо - потому что. Волхвы, кудесники – колдуны, чародеи. Княже – вежливое обращение к князю. Укорять – обвинять. Сей – этот. Слывет – известна.

2. Беседа по содержанию:

О каком князе идёт речь в этом отрывке?

Какую смерть предсказали волхвы князю?

Как поступил князь Олег со своим конём, чтобы избежать смерти?

Удалось ли ему уйти от судьбы?

Заметили ли вы, что почти каждое предложение начинается с союза «И»?

(Это придаёт речи напевность и связность, одно предложение словно перетекает в другое). Каким ещё жанрам литературы свойственна такая напевность и неторопливость?

3. Повторное выразительное чтение.

5.Физминутка

Конь копытом застучал,

Головою покачал

Низко голову склонил

И воды в реке попил.

Снова голову поднял

И по полю поскакал.

6. Закрепление изученного материала.

1. Сравнительный анализ стихотворения А.С.Пушкина и летописи.

Чтение по напечатанным текстам уч-ся.

О чём это стихотворение?

2. Словесное рисование. Какую иллюстрацию можно нарисовать?

Что нарисуете на переднем плане? На заднем?

«Олег на коне и волхвы», «Олег рядом с черепом коня», «Похороны Олега».

3. Кубан. Летописи земли кубанской. Выставка книг.

7. Итог урока. Для чего летописцы писали, а мы с вами читаем?

Домашнее задание: Дифференцированно:

I группа- выразительное чтение последнего отрывка летописи.

II группа- составить синквейн «Князь Олег».


И жил Олег, княжа в Киеве, мир храня со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов* и кудесников**:

— От чего мне умереть?

И сказал ему кудесник один:

— Княже! Коня любишь и ездишь на нём, — от него тебе и умереть!

Олегу запали слова эти в душу, и сказал он:

— Никогда не сяду на него и не увижу его больше.

И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошёл на греков.

Когда вернулся Олег от Царьграда в Киев и прошло четыре года, на пятый год вспомнил он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старшего конюха и сказал:

— Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?

Тот же ответил:

Олег тогда засмеялся и укорил того кудесника, сказав:

— Не правду говорят волхвы, но только ложь: конь умер, а я жив.

И повелел оседлать себе коня:

— Да увижу кости его.

И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал:

— От сего ли черепа смерть мне принять?

И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим и понесли его и похоронили его на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могила Олеговой. И было всех лет княжение его тридцать и три.

___________________________________

*Волхвы — языческие жрецы. Считалось, что они обладают даром предвидения и колдовства.

** Кудесники — колдуны.

Тема. Летописи. «И вспомнил Олег коня своего».

Цели урока: познакомить детей с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдательность, умение находить в тексте устаревшие слова.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Постановка цели.

3.Проверка домашнего задания. Работа в группах.

II. Актуализация знаний учащихся
- С каким новым жанром произведений мы с вами познакомились на предыдущем уроке?

Что такое летопись?
- Кто главный герой прочитанной летописи? Что вы о нём узнали?
III. Формирование учебной задачи урока
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над летописями. Но прежде чем сформулировать учебную задачу урока, предлагаю вам прослушать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и понять, что ещё нам неизвестно о великом князе?
Прослушивание небольшого отрывка из стихотворения А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" (от начала стихотворения и до слов "Но примешь ты смерть от коня своего")

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Как ныне сбирается вещий
Отмстить неразумным ,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твое;
;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».

Какое событие произошло в жизни Олега?
- Посмотрите на название летописи, которую мы сегодня будем читать, соотнесите заголовок с содержанием отрывка из стихотворения А.С. Пушкина и определите учебную задачу урока.
- Как вы думаете, что нам нужно будет для того, чтобы понять, как Олег принял смерть от своего коня? (дети предлагают варианты: прочитать, проанализировать, сделать выводы).
IV. Чтение летописи
Чтение вслух "Цепочкой"
V. Беседа по содержанию
- Понравилась ли вам летопись? Что именно?
- О чём узнали из сюжета летописи? Что для себя открыли?
- Рассмотрите иллюстрации слайд-шоу, соотносятся ли они с содержанием летописи? Какие события на них изображены?
- Что было непонятным в содержании? Какие слова и выражения хотелось бы уточнить? (разобрать слово «кудесник», «волхвы», «княже», «укорять», «сей»).

VII. Перечитывание летописи с предварительным заданием
- Ребята, перечитайте самостоятельно летопись ещё раз и попробуйте найти ответ на вопрос «Слабость или сила характера Олега проявилась в случившемся событии жизни Олега?»
VIII. Анализ текста летописи
- Ребята, можно ли однозначно ответить на вопрос, поставленный перед перечитыванием летописи? (нет, так как над этим нужно подумать).
- Попробуем разобраться. Прочитайте диалог Олега с кудесником. Что значат строки «и запали слова эти в душу Олегу»?
- Как Олег отреагировал на предсказание кудесника?
- Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа?
- Перечитайте диалог Олега с конюхом. Что сообщил ему конюх? Как Олег отреагировал на сообщение конюха о смерти коня? («Олег засмеялся и укорил того кудесника…»).
- Почему Олег так отреагировал, почему он засмеялся и сказал, что волхвы ему соврали? (он разочаровался в их предсказаниях).
- Перечитайте эпизод, в котором Олег едет попрощаться с конём, увидеть его кости. Чем заканчивается этот эпизод? От чего умер Олег?
- Как вы думаете, какие качества характера Олега проявляются в этом эпизоде: сила и слабость его характера?

- Когда человек о чём-то очень сильно переживает – это сила или слабость? Имеет ли право человек переживать, сочувствовать? А имеет ли на это право воин, предводитель войска? (Главное, чтобы дети поняли, что переживать, сочувствовать и заботиться о ком-то – это нормальное человеческое состояние, на то он и человек, чтобы чувствовать. Князь Олег тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит своего коня, и, конечно, очень переживает его смерть, поэтому даже если это и можно назвать слабостью, за это нельзя осуждать).
- Прочитайте эпизод о том, как народ горевал после смерти Олега.
- Какие слова и выражения подбирает летописец, чтобы показать, как тяжело народ перенёс известие о смерти князя Олега?
- Что чувствуете вы, когда читаете эти строки?
- Как вы думаете – переживает ли летописец вместе со своим народом великое горе? Как вы об этом узнали? Докажите. (Слова особые подбирает, предложения по-особому строит, чтобы передать интонацию плача и горевания. Особенно нужно обратить внимание детей на ритм «и оплакивали, и понесли.., и похоронили…», что создаёт образ причитающей на похоронах женщины).
- Если летописец передаёт свои чувства и своё отношение к тому, что происходит, можно ли это отнести к элементам художественности? (да, конечно).
- Давайте посмотрим, передаёт ли летописец чувства и эмоции своего героя – князя Олега? Найдите строчки в тексте, которые подтверждают ваши предположения («И запали слова эти в душу Олегу», «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» (переживание и забота о коне, любовь к своему другу), «Олег засмеялся и укорил того кудесника (разочарование): «Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив» (некоторое раздражение от разочарования).
- Посмотрите ещё раз внимательно на текст летописи и попробуйте догадаться, что ещё есть в этом тексте, чего никогда не бывает в научных текстах? (Диалоги).
- Можем ли мы, наконец, сказать, что благодаря летописям мы смогли представить образ князя Олега? (Да, мы уже можем сказать о том, каким он был).
- Теперь сделайте вывод о том, какие элементы художественности присутствуют в данной летописи.
- И последний вопрос, на который мы должны ответить – за что же так любил Олега русский народ? (Он был великим полководцем того времени, верно служил своему государству, заботился о своём народе, при этом был человеком, которому были не чужды человеческие слабости – верил кудесникам, любил своего коня, пировал с дружиной после военных походов и пр.).

IX. Чтение летописи по ролям
- Сейчас ребята, когда мы знаем, какие чувства отразил летописец в своей летописи, постараемся донести эти чувства до слушателей. Будем учиться читать выразительно по ролям.
- Определите, сколько чтецов должно быть задействовано? (рассказчик, князь Олег, кудесник, конюх).

Х. Закрепление изученного материала.

1. Сравнительный анализ стихотворения А.С.Пушкина и летописи.

Чтение по напечатанным текстам уч-ся.

О чём это стихотворение?

2. Словесное рисование. Какую иллюстрацию можно нарисовать?

Что нарисуете на переднем плане? На заднем?

«Олег на коне и волхвы», «Олег рядом с черепом коня», «Похороны Олега».

ХI. Итог урока. Для чего летописцы писали, а мы с вами читаем?

Домашнее задание: Дифференцированно:

I группа- выразительное чтение последнего отрывка летописи.

II группа- составить синквейн «Князь Олег».

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего».

Введение

А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия. В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» - это целое литературное произведение об истории Древней Руси.

http://fs1.ppt4web.ru/images/12376/91348/640/img2.jpg

- «Повесть временных лет» Нестор создал, опираясь на рассказы древних старцев, документы княжеского архива, иноземные хроники и народные сказания. Сам Нестор был очевидцем многих описанных им событий. В своём труде летописец рассказывает о княжеских походах и свадьбах, победах и поражениях; о волхвах и скоморохах. Он обращается к легендам, к народной памяти, спорит с неверными, по его мнению, преданиями.

В самом заголовке своего введения в летопись Нестор поставил три исторических вопроса и сжато ответил на них:

Отъкуду есть пошла Русськая земля?

Кто в Киеве нача первее княжити?

Отъкуду Русськая земля стала есть (утвердилась )?

Составляя «Повесть временных лет», летописец ставил своей целью не просто рассказать о прошлом Руси, но и показать место восточных славян среди европейских и азиатских народов.

Словарная работа

Волхвы - чародеи, колдуны.

Кудесники - волшебники.

Княже - князь.

Укорил - упрекнул.

От сего - от этого.

Слывёт - здесь: называется.


Чтение с комментированием

Можно ли однозначно ответить на вопрос, поставленный перед перечитыванием летописи? (нет, так как над этим нужно подумать) .
- Попробуем разобраться. Прочитайте диалог Олега с кудесником. Что значат строки «и запали слова эти в душу Олегу»?
- Как Олег отреагировал на предсказание кудесника?
- Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа?
- Перечитайте диалог Олега с конюхом. Что сообщил ему конюх? Как Олег отреагировал на сообщение конюха о смерти коня? («Олег засмеялся и укорил того кудесника…»).
- Почему Олег так отреагировал, почему он засмеялся и сказал, что волхвы ему соврали? (он разочаровался в их предсказаниях) .
- Перечитайте эпизод, в котором Олег едет попрощаться с конём, увидеть его кости. Чем заканчивается этот эпизод? От чего умер Олег? ( И повелел оседлать себе коня:

- Да увижу кости его.

И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал:

- От сего ли черепа смерть мне принять?

http://sunny-art.ru/wp-content/uploads/2010/06/Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_146.jpg

И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.)

http://i.ucrazy.ru/files/i/2008.9.19/1221798187_724.jpg

Как вы думаете, какие качества характера Олега проявляются в этом эпизоде: сила и слабость его характера?
- Когда человек о чём-то очень сильно переживает - это сила или слабость? Имеет ли право человек переживать, сочувствовать? А имеет ли на это право воин, предводитель войска? (переживать, сочувствовать и заботиться о ком-то - это нормальное человеческое состояние, на то он и человек, чтобы чувствовать. Князь Олег тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит своего коня, и, конечно, очень переживает его смерть, поэтому даже если это и можно назвать слабостью, за это нельзя осуждать ).
- Прочитайте эпизод о том, как народ горевал после смерти Олега.
- Какие слова и выражения подбирает летописец, чтобы показать, как тяжело народ перенёс известие о смерти князя Олега? (И оплакивали его все люди плачем великим)
- Что чувствуете вы, когда читаете эти строки?
- Как вы думаете - переживает ли летописец вместе со своим народом великое горе? Как вы об этом узнали? Докажите. (Слова особые подбирает, предложения по-особому строит, чтобы передать интонацию плача и горевания. Особенно нужно обратить внимание на ритм «и оплакивали, и понесли.., и похоронили…», что создаёт образ причитающей на похоронах женщины).
- Если летописец передаёт свои чувства и своё отношение к тому, что происходит, можно ли это отнести к элементам художественности? (да, конечно) .
- Давайте посмотрим, передаёт ли летописец чувства и эмоции своего героя - князя Олега? Найдите строчки в тексте, которые подтверждают ваши предположения («И запали слова эти в душу Олегу», «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» (переживание и забота о коне, любовь к своему другу), «Олег засмеялся и укорил того кудесника (разочарование): «Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив» (некоторое раздражение от разочарования).
- Посмотрите ещё раз внимательно на текст летописи и попробуйте догадаться, что ещё есть в этом тексте, чего никогда не бывает в научных текстах? (Диалоги).
- Можем ли мы, наконец, сказать, что благодаря летописям мы смогли представить образ князя Олега? (Да, мы уже можем сказать о том, каким он был).
- И последний вопрос, на который мы должны ответить - за что же так любил Олега русский народ? (Он был великим полководцем того времени, верно служил своему государству, заботился о своём народе, при этом был человеком, которому были не чужды человеческие слабости - верил кудесникам, любил своего коня, пировал с дружиной после военных походов и пр.).

Итоги

Продолжили знакомство с летописным сводом "Повесть временных лет". Отметили значение летописей для людей. Учились понимать исторические произведения на примере фрагмента летописи под названием «И вспомнил Олег коня своего».

ИСТОЧНИК

http://ped-kopilka.ru/blogs/abisheva-manura/konspekt-uroka-po-chteniyu-4-klas.html

http://download12.proshkolu.ru/download/5698558/e3d80ac7935c9c72/41642492/6c22d3ea85d68ded

http://www.nado5.ru/e-book/i-vspomnil-oleg-konya-svoego