Камертональное исследование. Исследование слухового анализатора Опыт вебера выводы

Ножку звучащего камертона приставляют к середине темени . При нормальном слухе звук передается одинаково в оба уха и место звучания камертона определяется на середине головы или в обоих ушах. Если же закрыть одно ухо пальцем или заткнуть его ватой, то звук воспринимается этим ухом и источник его кажется находящимся ближе к нему (латерализация звука).
В случае односторонних заболевапий звукопроводящего аппарата при опыте Вебера звук воспринимается больным ухом,-звук направлен в больное ухо.

Латерализация звука объясняется тем, что в больном ухе имеются лучшие условия для резонанса, оттуда труднее происходит отток звуковых волн, наконец, звуки извне притекают туда меньше и тем самым не мешают восприятию звука, доставляемого через кости черепа.

При односторонних заболеваниях звуковоспринимающего аппарата звук при этом опыте будет восприниматься здоровым ухом. Опыт может быть произведен с помощью костного телефона аудиометра. Это дает некоторые преимущества по сравнению с камертопами, колебания которых быстро затухают.

При оценке опыта Вебера нужно иметь в виду, что ответ обследуемого является субъективным и далеко не всегда правильным. Во многих случаях больной сам не в состоянии разобраться в локализации звука. Нередко при односторонней глухоте он не латерализует звук или дает путаные ответы. Для уточнения результатов нужно перемещать ножку камертона по обе стороны от средней линии; совпадение ответов больного с этим перемещением облегчает суждение о результатах опыта.

Латерализация нередко меняется в зависимости от высоты камертона. Так, наблюдаются разные результаты при высоком и низком камертоне. Дополнением к опыту Вебера может служить опыт с камертоном или трещоткой Барани, которые ставят на некотором расстоянии от затылка по средней линии. При неодинаковом слухе на оба уха больной будет латерализовать звук, передаваемый через воздух, в сторону лучше слышащего уха.

При поражении звукопроводящего аппарата латерализация при этом опыте и опыте Вебера разная; при поражении звуковосприятия она совпадает.
При некоторых процессах во внутреннем ухе звук при опыте Вебера вначале воспринимается посередине, а затем латерализуется в здоровое или лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне (1885)

Сравнение костной и воздушной проводимости является одним из наиболее распространенных диагностических методов и известно как опыт Ринне.
Опыт проводится следующим образом . Звучащий камертон приставляют ножкой к сосцевидному отростку; звук воспринимается в течение известного количества секунд, затем он не слышен. Если теперь, не ударяя вновь, поднести бранши камертона к слуховому проходу больного, то при нормальном состоянии уха или при поражении звуковоспринимающего аппарата камертон будет опять слышен (положительный опыт Ринне).

При значительном поражении звукопроводящего аппарата наблюдается обратное явление: после того как камертон перестает быть слышимым через воздух, звук продолжает восприниматься, если поставить ножку камертона на сосцевидный отросток (отрицательный опыт Ринне).

Методика: ножку звучащего басового (с 128) камертона приставляют к

середине темени.

При нормальном слухе звучание камертона определяется посередине головы или в обоих ушах. При одностороннем заболевании звукопроводяще­го аппарата или различной выраженности тугоухости на оба уха звук вос­принимается больным или хуже слышащим ухом - латерализация слуха в больное ухо. При заболеваниях звуковоспринимающего аппарата наблюда­ется латерализация звука в здоровое (лучше слышащее) ухо.

Опыт определения костной проводимости (опыт Шваба-

Методика: ножка звучащего камертона ставится на середину темени или сосцевидный отросток.

Суть опыта в сравнении длительности восприятия звучащего низкочас­тотного (с 1.28) камертона при костном проведении звука у больного и здо­рового человека («паспорт» камертона).

Костная проводимость удлиняется при заболеваниях звукопроводящего аппарата и укорачивается при заболевания звуковоспринимающего аппарата.

на экзаменационные вопросы

Слуховой паспорт, его дифференциально-диагностические возможности

Исследование слуховой функции проводится не только с целью опреде­ления остроты слуха, но, главным образом, для уточнения топической диаг­ностики заболевания.

Исследование слуха начинается по определенному плану (слуховой пас­порт).

Сначала необходимо выяснить наличие субъективного ушного шума у больного и его характер.

Проводится исследование криком с использованием трещотки Барани для заглушения здорового уха при определении полной односто­ронней глухоты.

Проводится камертональное исследование воздушной проводи­мости с использованием двух камертонов: басового и дискантного. Ис­следование костной проводимости проводится с помощью басового ка­мертона.

Проводятся опыты Швабаха. Вебера, Ринне.

В топической диагностике нарушений слухового анализатора необходи­мо основываться на следующих показателях камертоналыюго исследования:

1. Сравнении времени восприятия высокочастотного и низкочастотного камертонов при исследовании воздушной проводимости.

2. Сравнении длительности восприятия низкочастотного камертона при воздушной и костной проводимости.

3. По характеру костной латерализации.

4. По изменению длительности восприятия по кости по отношению к норме.

В качестве дополнительных тестов камертонального исследования, ис­пользуемых в топической диагностике, проводятся опыт Бинта, а также опыт Желле, с помощью которого определяется подвижность стремени в овальном окне.

Проводится опыт Кутурското. основанный на резком нарушении функ­ции ототопики, который позволяет диагностировать полную одностороннюю глухоту (выключение слуха на одно ухо).

Слуховой паспорт при поражении звукопроводящего аппарата

ЛОР-болезни

(Зиндера и Покровского, Гринберга и др.).

При исследовании определяют порог слышимости, который для нор­мально слышащих людей соответствует примерно 10 дБ; порог разборчиво­сти, т.е.50% разборчивость (он примерно на 35 дБ выше порога тонального) и 100% разборчивость речи, которая достигается в норме при интенсивно­сти 45-50 дБ. Результаты исследования изображают графически в виде рече­вых аудиограмм. На оси абсцисс отмечают интенсивность речи в дБ, на оси ординат - разборчивость в процентах к общему числу поданных обследуе­мому слов.

Это исследование проводится с целью дифференциальной диагностики тугоухости. Основано оно на сравнении восприятия чистых звуков при воздушном и костном проведении. Существуют специальные наборы камертонов, позволяющие проводить исследования в широком частотном диапазоне. Однако для повседневной практики достаточно иметь только два камертона: низкий (128 колебаний в секунду - С 128) и высокий (2048 колебаний в секунду - С 2048). Каждый камертон должен иметь «паспорт», то есть данные о времени в секундах, в течение которого его звучание воспринимается отологически здоровыми людьми.

Исследование воздушной проводимости

При исследовании воздушной проводимости камертон приводится в звучание «максимальным» дозированным ударом перкуссионного молоточка (басовый камертон можно приводить в звучание ударом о нижнюю треть собственного бедра) и подносится браншами к уху исследуемого, который должен отвечать, слышит ли он звук. Камертон подносят к наружному слуховому проходу максимально близко, не касаясь уха, таким образом, чтобы ось его (она проходит поперёк обеих браншей) совпадала с осью слухового прохода. Во избежание адаптации или утомления слуха камертон надо подносить к уху через каждые 4-5 секунд. Исследование костной проводимости производят при помощи звучащего басового камертона, ножку которого плотно приставляют к середине темени больного. Длительность восприятия звучащего камертона при воздушном и костном проведении определяется в секундах (количественное исследование). При качественном исследовании слуха камертонами применяют ряд опытов.

Методика исследования:

1. Возьмите набор камертонов С 128 , С 512 , С 2048 , начинайте исследование камертонами низкой частоты - с С 128 . Камертон С 128 и выше приводятся в колебание отрывистым сдавлением браншей двумя пальцами или лёгким ударом о тенор левой ладони, а С 2048 - ударом щелчка ногтя. Исследуемому дается четкая инструкция о необходимости без промедления сообщить исследующему о том, что он перестал слышать камертон.

2. Звучащий камертон, удерживая за ножку двумя пальцами, поднесите к наружному слуховому проходу исследуемого на расстоянии 0,5 - I см секундомером измерьте время, в течение которого исследуемый слышит звучание данного камертона, отсчет времени начинается с момента приведения в колебание камертона.

3. После того как пациент перестанет слышать, нужно камертон отдалить от уха и вновь сейчас же приблизить (не возбуждая его повторно). Как правило, после такого отдаления камертона пациент еще несколько секунд слышит звук. Окончательное время отмечается по последнему ответу пациента.

Исследование костной проводимости (опыт Ринне):

Костная проводимость исследуется камертоном С 128 , таккак вибрация камертонов с более низкой частотой ощущается кожей, а камертоны с более высокой частотой переслушиваются через воздух другим ухом.

1. Звучащий камертон С 128 поставьте перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка. Продолжительность восприятия измерьте также секундомером, ведя отсчет времени от момента возбуждения камертона. После того как восприятие звука через ткани прекратилось, камертон, не возбуждая, подносят к наружному слуховому проходу. При этом в норме исследуемый слышит по воздуху колебания камертона - опыт Ринне положительный (R+)

2. Если исследуемый, по прекращении звучания камертона на сосцевидном отростке, не слышит его и по воздуху у наружного слухового прохода, такой результат называется отрицательным (R-).

При опыте Ринне в норме наблюдается преобладание воздушной проводимости звука над костной в два раза (R+), при отрицательном - наоборот, костная преобладает над воздушной, что бывает при поражении звукопроводящего аппарата. При аболеваниях звуковоспринимающего аппарата наблюдается, как и в норме, перевес воздушной проводимости над костной, при этом длительность восприятия камертона, выраженная в секундах, как воздушной, так и костной проводимости, меньше, чем в норме, но опыт Ринне остается положительным.

Опыт Вебера (W)

Звучащий камертон С 128 приставьте к темени исследуемого, чтобы ножка его находилась посередине головы. Бранши камертона должны совершать свои колебания во фронтальной плоскости, то есть от правого уха к левому.

В норме исследуемый слышит звук камертона в середине головы или одинаково в обоих ушах (норма ←W→). При одностороннем заболевании звукопроводящего аппарата звук латерализуется в больное ухо (например, влево:W→), при одностороннем заболевании звуковоспринимающего аппарата звук латерализуется в здоровое ухо (например, вправо:←W). При двустороннем заболевании ушей разной степени или разного характера результаты опыта нужно расценивать зависимости от всех факторов.

Опыт Швабаха (Sch)

- изменение длительности восприятия звука через кость.

Звучащий камертон приставьте к темени исследуемого и держите его до тех пор, пока последний перестанет слышать. Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит камертон себе на темя, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если также не слышит, то опыт Швабаха у исследуемого нормален. Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата. Таким же образом опыт производится на каждом ухе: камертон ставится на площадку сосцевидного отростка.

Опыт Желле (G)

Приставьте звучащий камертон на сосцевидный отросток и одновременно сгущайте воронкой воздух в наружном слуховом проходе этого же уха. В момент компрессии воздуха исследуемый с нормальным слухом почувствует снижение восприятия (опыт Желле положительный), это обуславливается ухудшением подвижности звукопроводящей системы вследствие вдавления стремени в нишу овального окна. При неподвижности стремени (отосклерозе) никакого изменения восприятия в момент сгущения воздуха в наружном слуховом проходе не произойдет (опыт Желле отрицательный). При заболевании звуковоспринимающего аппарата произойдет такое же ослабление звука, как в норме, т.е. опыт Желле будет положительным.

Заполнение слухового паспорта

Результаты речевого и камертонального исследования записываются в слуховом паспорте для последующего анализа. Ниже приводится схема слухового паспорта исследуемого с нормальным слухом справа и нарушением звуковосприятия слева.

контрольная работа

6. Опыт Ринне. Опыт Вебера. Проводимость (костная, воздушная) при нейросенсорной тугоухости

Для ориентировочной оценки состояния слуха можно пользоваться шепотной и разговорной речью (речевая аудиометрия). При легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается больным с расстояния 1--3 м, разговорная -- с расстояния 4 м и более. При средней степени тугоухости шепотная речь воспринимается с расстояния меньше 1 м, разговорная речь -- с расстояния 2--4 м. При тяжелой степени тугоухость шепотная речь, как правило, вовсе не воспринимается, разговорная воспринимается с расстояния менее 1 м. Более точное определение степени понижения слуха осуществляется с помощью тональной аудиометрии. При этом к легкой степени тугоухости относят потерю слуха на тоны речевого диапазона в пределах 40 дБ, к средней степени -- около 60 дБ, к тяжелой -- около 80 дБ. Большую потерю слуха относят к глухоте.

В диагностике тугоухость не утратили своего значения камертоны. Их используют преимущественно в условиях поликлиники, и особенно при необходимости обследования больного на дому. Для определения слухового порога (минимальная интенсивность звука, еще воспринимаемая ухом испытуемого при воздушном проведении), характеризующего остроту слуха, камертон помещают у входа в наружный слуховой проход таким образом, чтобы ось камертона (поперечная линия между его браншами) находилась на одной линии с осью слухового прохода в непосредственной близости от него; при этом камертон не должен касаться козелка и волос. Для определения слухового порога в условиях костной проводимости (опыт Швабаха) используют камертоны с числом колебаний 128 и 256 в 1 мин; ножку камертона прижимают к сосцевидному отростку или к середине теменной области и измеряют время восприятия испытуемым звука. Сопоставление длительности звучания камертона при воздушном и костном проведении (опыт Ринне ) позволяет дифференцировать кондуктивную и нейросенсорую тугоухость; при кондуктивной тугоухости звук камертона при воздушном проведении воспринимается дольше, чем при костном, -- положительный опыт Ринне; при нейросенсорной тугоухости опыт Ринне также положителен, но цифровые значения звукопроведения камертонов меньше, чем в норме.

О пыт Вебера : при помещении ножки камертона на среднюю линию головы у больных с нейросенсорной тугоухостью звук ощущается (латерализуется) в лучше слышащем ухе. Уточнению диагноза способствует исследование восприятия звука камертона при костном проведении в условиях повышения давления в наружном слуховом проходе (опыт Желле) или закрытия наружного слухового прохода влажным пальцем (проба Бинга).

Выявление тугоухости у детей раннего возраста представляет значительные трудности, т.к. ребенок не может дать ответа о наличии или отсутствии слухового ощущения. В последнее время исследование слуха у детей проводят с использованием вычислительной техники путем регистрации слуховых вызванных потенциалов, представляющих собой электрический ответ на звуковую стимуляцию, различный в зависимости от места отведения потенциала и его параметров (компьютерная аудиометрия). По слуховым вызванным потенциалам можно судить о наличии слуховой реакции у ребенка любого возраста, а при необходимости -- и у плода. Кроме того, это исследование позволяет сделать объективное заключение о степени тугоухости, месте поражения слухового пути, а также оценить перспективы реабилитационных мероприятий. Более широкое распространение в аудиологической практике получил метод объективной оценки слуха у детей по данным измерения акустического сопротивления (импеданса) среднего уха.

Основной метод лечения нейросенсорной тугоухости - консервативный: медикаментозная терапия, физиотерапия, однако при хронической нейросенсорной тугоухости оно, как правило, малоэффективно. Лишь некоторые формы острой (внезапной) нейросенсорной тугоухости на ранних этапах развития поддаются лечению. Реабилитация больных с хронической нейросенсорной тугоухостью осуществляется главным образом путем слухопротезирования, которое позволяет улучшить слух далеко не у всех больных.

В профилактике тугоухости большое значение имеет массовое обследование различных контингентов населения. Его проводят широкодоступными и быстровыполнимыми методами (например, с помощью тональной аудиометрии на 3--4 частотах) у лиц, занятых в шумном производстве, среди групп населения с факторами риска возникновения нарушений слуха (например, при браках между близкими родственниками), в профессиональных коллективах, связанных по роду работы с восприятием специальных акустических сигналов. Особое значение имеет раннее выявление признаков тугоухости у детей, т.к. вовремя не обнаруженные слуховые нарушения приводят к задержке формирования речи у ребенка, отставанию его в интеллектуальном развитии и, в конечном счете -- к инвалидности, требующей длительной и не всегда успешной реабилитации. При своевременном установлении дефекта слуха и идентификации степени его выраженности ребенка переводят под наблюдение специалистов-сурдопедагогов.

Делись добром;)

Камертональное исследование проводится с целью дифференциальной диагностики кондуктивной и перцепивной тугоухости.

Камертональное исследование слуха основано на применении разночастотных камертонов. В начале 18 столетия они были придуманы и использовались как музыкальные инструменты.

Сегодня же набор камертонов, представляющих собой источник низкого или высокого тона, является обязательным оснащением кабинета лор-врача. Низкочастотные камертоны используют для анализа и воздушной, и костной проводимости, а высокочастотные используют только при воздушном проведении звука.

Принципы работы

Основные принципы работы с камертонами:

  • при выполнении теста камертон нужно держать исключительно за ножку, не касаясь при этом бранш; при этом бранши не должны дотрагиваться до ушной раковины и волос пациента;
  • если нужно исследовать костную проводимость, то ножка камертона должна быть установлена на лоб по средней линии или на сосцевидный отросток (в зависимости от того, что требуется определить — феномен литерации звука или время звучания самого прибора), но не прижата слишком сильно (это может спровоцировать болезненные ощущения, которые будут отвлекать пациента от сути исследования).

Камертоны также позволяют провести аудиометрические тесты, помогающие дифференцировать от кондуктивного. Для записи результатов заводят слуховой паспорт.

О процедуре

Проводится следующим образом. Прибор подносится к уху. Расстояние от бранши до наружного слухового прохода составляет не более 1 см. Чтобы привести его в движение, врач совершает легкий удар о бранши. Длительность звучания указывается в паспорте камертона, с данными которого врач уже соотносит полученные в ходе исследования показатели.

Воздушная проводимость

Диагностируется при снижении продолжительности восприятия звука прибора с низкой частотой, но с нормальным или околонормальным восприятием камертона с высокой. Перцептивная тугоухость имеет противоположную картину.

Костная проводимость

По кондуктивному типу диагностируется только при помощи низкочастотного камертона. При этом продолжительность восприятия звука может быть от нормальной до увеличенной. Дискантовая тугоухость характеризуется снижением продолжительности звуковосприятия.

Виды исследований

Опыт Ринне позволяет сравнить показатели воздушной и тканевой проводимости. За основу берется тот факт, что человек слышит через воздух приблизительно в два раза лучше, чем через кость. В таком случае говорят о положительном опыте Ринне. Если же время восприятия через воздух уменьшено, при увеличении или сохранении восприятия через кость, тогда речь идет о поражении звукопроводящего аппарата, то есть опыт расценивается как отрицательный. Когда поражен звуковоспринимающий аппарат, сокращается продолжительность и костного, и воздушного проведения. Опыт Ринне также фиксируется как положительный.

Опыт Ринне

а - опыт Ринне положительный, воздушная проводимость больше костной;
б - опыт Ринне отрицательный, костная проводимость больше воздушной

Опыт Вебера направлен на определение латерализации звука. Камертон при этом устанавливают на теменную область. В случае поражения звукопроводящего аппарата звук воспринимается лучше на стороне поражения, при нарушении звуковосприятия латерализация происходит на стороне здорового уха.

Опыт Вебера

Опыт Желле помогает установить, насколько подвижно стремя в окне преддверия. Для проведения камертонального исследования ножку камертона устанавливают на сосцевидный отросток, а после, используя специальный резиновый баллон, сгущают и разрежают воздух в наружном слуховом проходе. Маркером того, что подвижность стремени сохранена, служит изменение звуковосприятия.

Также при помощи камертонов проводится тональная пороговая .