Краткое содерж человек в футляре. Нелегкая судьба Андрея. Конфликт в среде интеллигенции и необходимость кардинальных перемен

Андрей Платонов (1899-1951) - признанный мастер отечественной литературы. К сожалению, опала, постоянный критический подход к его творчеству и частое осуждение со стороны властей не прибавляли ему популярности у читателей. При жизни литературным журналам попросту запретили принимать на рассмотрение произведения Платонова. Поэтому работал писатель, что называется "в стол", зарабатывая на хлеб лишь редактированием сборников народных сказок. Большинство произведений Платонова встретилось со своим читателем лишь после смерти писателя.

Название повести интересно словом "сокровенный". Оно определяется Далем как "потайной", "скрытый", "спрятанный ото всех". Современные словари к этим значениям добавляют еще "сердечный" и "задушевный".

Все эти качества могут быть приписаны не столько складу главного героя, сколько сути его душевных поисков, заставляющих Пухова ездить по стране, охваченной Гражданской войной, не останавливаясь подолгу на одном месте.

Глава 1

Чем-чем, а чувствительностью Фома Пухов не отличался - после смерти жены отрезал себе колбасы на ее гробе, проголодавшись. После похорон герой лег спать, но в дверь постучали "беспрекословной рукой". Пришедший к нему конторский сторож вручил путевку, обязывающую Фому явиться на работы по очистке железнодорожных путей от снежных заносов. Этот участок железной дороги вел к фронту, по нему постоянно шли красноармейские эшелоны. Надо - значит, надо. Возражать в те годы было не принято.

В составе бригады рабочих Пухов отправляется в эту командировку. На одном участке пути - там, где навалило особенно много снега, снегоочиститель застревает и начинает буксовать. Машинист, вылетевший из поезда от внезапной остановки, ранен, а помощник его погиб. Казачий конный отряд пытается было отбить снегоочиститель для своих целей, но отступает под натиском красноармейцев, подоспевших на бронепоезде.

Снегоочиститель толкачом вызволяют из снегового плена, и скоро тот продолжает путь.

Глава 2

Изложение второй главы краткого содержания "Сокровенного человека" Платонова начинается на станции Лиски, где прибывшим разрешили отдохнуть три дня. Пухов выменял себе махорки, осмотрел развешанные плакаты, принес газет из агитпунктов, но все же ему скучно. На одном из бараков набрел на объявление, которое предлагало всем обладателям "умелых пролетарских рук", отправляться на отладку и восстановление железнодорожных путей, мастерских, узлов связи и прочих нужных молодой России учреждений на Кавказе и Кубани.

Жена у Пухова умерла, ничего больше его на одном месте не держит, поэтому он сорвал листок и принес другу Зворычному с предложением поехать на Черное море. Но у того ответного желания не возникло - дома его дожидались жена и сын.

А спустя неделю Пухов с пятью слесарями отправился на юг. В Новороссийске героя откомандировали на катер, у которого сломался мотор, чтобы заняться его ремонтом. Пухов долго мучился, но перебрал и запустил-таки хитрый механизм. А потом пересел на пароход "Шаня". Пароход вез красноармейский десант, который должен ударить в тыл врангелевской армии. Ожидается "настоящая большевистская война", и никто не собирается жалеть себя, отсиживаясь в безопасности.

Началась буря, когда "Шаня" подошел к Керченскому проливу. Идущее следом судно с разведкой потрепало непогодой - и людей с него пришлось принять на пароход. Изрядно перегруженный, находясь под пристальным вниманием сторожевых вражеских крейсеров, "Шаня" вынужден вернуться обратно к Новороссийску.

Глава 3

В Новороссийске Пухов провел около четырех месяцев в должности старшего слесаря на береговой базе местного пароходства. Все это время герой занимался тем, что писал рапорты о пароходных поломках и о невозможности починить их в настоящих условиях.

Соскучившись по дому, герой решил вернуться. Со станции Тихорецкой добирается до Баку. Там он встретил своего знакомого, матроса Шарикова, которому поручили приводить в порядок пароходство на Каспии. Отметим в кратком содержании "Сокровенного человека" Платонова, что семь дней прожил Пухов в Баку - город ему не понравился и надоел. Шариков выдал ему командировочное направление в город Царицын - для привлечения рабочих рук в Баку и поиска новых заказов.

Глава 4

Люди в поезде, в котором ехал герой, стремятся в родные села и везут выменянные для пропитания муку и крупу со всех концов света. Таковы увиденные Пуховым бабы, возвращающиеся из турецкой Анталии, и калека из Аргентины.

Поезд едет, подолгу останавливаясь на станциях. Добравшись до Царицына, Пухов отыскал завод, показал мандат какому-то служащему. Прочитав, тот приклеил бумагу на забор. Пухов снова отправился на вокзал и сел на ночной поезд, идущий в неизвестном направлении.

Глава 5-6

Пухов прибыл на родину, в город Похаринск, и отправился в гости к другу Зворычному. Тот устроил его на старое место - слесарничать у гидравлического пресса.

Поселился Пухов в своей прежней комнате, а на чай стал ходить к Зворычному и, испытывая неудобство от нахлебничества, рассказывал ему о вымышленных событиях, которые с ним якобы произошли.

Глава 7

Однажды на утренней заре Пухов проснулся от орудийных залпов и пулеметного стрекота. Пошел посмотреть, что делается: на путях стоял бронепоезд красных, лупивший огнем в сторону моста. В пяти верстах от него стоял поезд белых и отвечал тем же.

Пухову дали винтовку и гранату. Рабочие залегли в лощине, отстреливаясь от наступающих на город белогвардейцев. На другом конце города красными частями еле сдерживалась конница генерала Любославского.

Герой предложил пустить груженые платформы по рельсам на броневик белых. Путь идет с уклоном, а платформы, если их разогнать, неминуемо разобьют машину неприятеля.

Однако это предприятие терпит неудачу, платформы разбиваются, не налетев на бронепоезд белогвардейцев. Рабочие, побежавшие следом, убиты огнем пулеметов.

Только к вечеру Красная армия, собравшись с силами, смогла разгромить белый бронепоезд. А уже утром благодаря захваченному трофею отбили и вражескую кавалерию.

Глава 8

В городе погорело и повредилось много жилья, но люди в большинстве уцелели. Зворычный и другие рабочие отвернулись от Пухова, обвиняя его в провальной попытке разбить белогвардейский поезд и гибели рабочих. Но герой не считал себя неправым.

Собрание партячейки, рассмотрев его дело, решило, что Пухов не враг, а просто странный мужик. Его обязали пройти курсы политграмоты и отпустили.

Труд в цеху тяготил Пухова своим унылым однообразием. Мятущийся, с неугомонными мыслями в голове, он отправляет письмо Шарикову в Баку и через месяц получает от того ответное письмо, приглашающее приехать для работы на нефтяном прииске.

В Похаринске увольняют Пухова легко: и не вредитель вроде, но какой-то сомнительный человек, словно ветер, дующий в другую сторону от паруса революции.

Переходим к заключительной главе "Сокровенного человека" Платонова в кратком содержании, которое приводится здесь.

Глава 9

Пухов доехал удачно - ему удалось попасть на платформу с пустой цистерной, следующей как раз до Баку.

На месте, глядя на Шарикова, он наблюдает, как из бывшего мастерового вырастает организатор, живущий уже не своим умом, обтесанный на разных курсах.

Квартиры нетребовательному герою не дали - спал он в сарае на ящике, неподалеку от работающего двигателя, который качал нефть из скважины.

Пытались было его женить и пристроить в семью, но Пухов отказывался, отвечая, что он "человек облегченного типа".

Шло время. Работа не напрягала. Кормили сытно. Герой постепенно успокаивался. Шариков предложил ему вступить в партию, но и тут Пухов отказался, заявив, что в партию он не годится, потому как дурак от природы.

Однажды поутру он шагал к вышке от Шарикова, у которого был на ночевке, и что-то начинало проясняться в "зарастающей жизнью" душе героя:

Нечаянное сочувствие к людям, одиноко работавшим против вещества всего мира, прояснялось в заросшей жизнью душе Пухова. Революция — как раз лучшая судьба для людей, верней ничего не придумаешь.

И нет больше места тревожной раздвоенности в душе Пухова.

— Хорошее утро! - сказал он встретившему его в сарае машинисту.

На этом заканчиваем краткое содержание по главам повести Платонова "Сокровенный человек". Это произведение интересно и неоднозначно. И конечно, только прочитав повесть полностью, вы сможете лучше понять ее суть.

Ниже мы приведем небольшой анализ "Сокровенного человека" Платонова.

О чем повесть? Главный герой

Главный герой повести Пухов подобен евангельскому Фоме Неверующему - революция вызывает у него смутные сомнения. И в то же время он походит на солдата Швейка из романа Гашека, кажущегося читателю бесхитростным и открытым. Наконец, словно некрасовские мужики из поэмы "Кому на Руси жить хорошо", он обеспокоен поисками тайной сути счастья. Но Пухов не хочет ничего благополучного для себя, стремясь лишь разрешить эту загадку бытия. И словно пух, подхваченный ветром, носится он по городам и весям в это отчаянное время, не успокаиваясь.

При этом повесть начинается с эпизода, в котором проголодавшийся герой режет колбасу на гробе жены. Все вроде бы просто для героя: смерть ходит в обнимку с жизнью, но пока ты жив, надо жить.

Вот так обыденное и философское сплетаются в повести в одну нить. Отвлеченные рассуждения героя скатываются к вопросам вполне насущным. Не решает, думает Фома, что революция не устанавливает мировой справедливости - разве что улучшает жизнь рабочих. Но если в религии было где угнездиться сердцу, то в революции сердце бесприютно и оттого несчастно.

"Вечным странником" мечется Пухов по такой же мечущейся стране, не находя себе постоянного пристанища. Это не находит себе места его душа в новой жизни. Остепеняются Зворычный и матрос Шариков. С их точки зрения революция дает рабочему человеку счастья в той мере, какой он достоин.

Но Пухову приносит успокоение только чувство причастности к миру в целом. И понимание того, что все в мире взаимосвязано, необходимо и уместно. Так же неразрывно связаны друг с другом природа и революция.

В этом ключе нужно понимать и финал повести, в котором на слова героя о том, что "хорошее, мол, утро", машинист спокойно отвечает, что утро "революционное вполне".

На этом закончим изложение краткого содержания "Сокровенного человека" Платонова и его анализ.

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя - «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?»

Вы прочитали краткое содержание рассказа Человек в футляре. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

/ / / «Человек в футляре»

Эта необычная история была рассказана учителем гимназии Буркиным, ветеринарному врачу Ивану Ивановичу после охоты в доме старосты села Мироносицкое. Речь шла про некого Беликова, который преподавал греческий язык и был коллегой Буркина.

Со слов Буркина, Беликов предстает перед Иваном Ивановичем человеком странным, осторожным и предусмотрительным. Даже в солнечный день, он всегда был в галошах, с зонтиком под мышкой. Кроме того, Беликов обязательно был в теплом пальто, ведь очень боялся заболеть, и черных очках. Все вещи учителя были сложены в футляры. Когда Беликов был дома, то закрывал двери на все замки. В общем, он пытался спрятаться от окружающих и создал для себя некий «футляр». Беликов признавал только запрещающие циркуляры, любое их не выполнение становилось причиной его раздражительности. Такая правильность, «футлярность» чувствовалась не только учениками и учителями гимназиями, но и всем местным населением. И вот в один из дней, с этим «человеком в футляре» случилась забавная история, Беликов почти женился.

Было это тогда, когда в гимназию приехал новый учитель истории и географии Михаил Коваленко со своей сестрой Варюшей. Варя была очень весела, жива, красива, она любила петь и танцевать. Все кто знакомился с Варенькой, сразу были очарованы ею. Под эти женские чары попал и Беликов. Заметив это, учителя гимназии решили, что нужно их женить. И может быть тогда, Беликов выбросит свои футляры и станет обычным человеком. Они начали подталкивать Беликова к женитьбе, рассказывая ему как это хорошо. Даже Варя начала оказывать ему знаки внимания. Идя с ним на прогулку, она тоже одевала галоши, и брала зонтик.

И вот, когда Беликов был готов сделать Варе предложение, случилось непоправимое. Кто-то изобразил их с Варенькой, гуляющих с зонтиков, в шутливой форме. Этот рисунок увидели все учителя. Данное событие очень возмутило Беликова, и он снова укрылся в своем «футляре».

Через пару дней снова произошел вопиющий, по мнению Беликова, случай. Он заметил, как Варенька вместе с Коваленко ехала на велосипеде. Беликов считал, что девушка на велосипеде это признак дурного тона. Свое недовольство данным событием он хотел лично высказать Варе. Придя домой к Коваленкам, Варюши дома не оказалось, а ее брат, испытывая к Беликову не очень приятные чувства, просто спустил его с лестницы.

Увидев эту картину, Варя громка рассмеялась. Беликов был настолько расстроен этим событием, что закрылся у себя дома и умер через месяц.

Когда Беликова положили в гроб, его лицо излучало счастье, словно наконец-то он нашел свой футляр, который защитит его от внешних глаз.

Этими словами Буркин завершает свой рассказ. Немного помолчав, Иван Иванович спросил: «Все что нас окружает: тесные города, однообразие жизни – это ли ни футляр?».

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Жанр, конфликт и композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции : текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.

В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Смысл названия

В своём рассказе Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр», именно отсюда и появилось такое название. Под футляром понимается зацикленность на неписанном своде правил и ограничений, которыми люди сковывают себя. Зависимость от условностей превращается для них в болезнь и препятствует их сближению с обществом.

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Главные герои

  1. Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.
  2. Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.
  3. Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.

Темы

  1. Основная тема рассказа Чехова — это замкнутая и обособленная жизнь человека , который дичится окружающего мира и чуждается любого проявления чувства. Он прячет глаза от окружающих людей, постоянно носит все свои вещи в чехле, будь это маленький нож, предназначенный для заточки карандаша, или обычный зонтик, которым так удобно скрывать лицо. Многие духовные ценности были дики главному герою, а эмоции — непонятны. В этом выражается его ограниченность, отравляющая существование.
  2. Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему. Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.
  3. Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то. Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.
  4. Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе. Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.
  5. Основные проблемы

    1. Консервативность. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.
    2. Проблема бессмысленности жизни . Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло». Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.
    3. Перед читателем вырисовывается проблема счастья , точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.
    4. Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.
    5. Проблема социапатии . Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.

    Главная мысль

    Чехов был не только врачом по образованию, но и лекарем душ по призванию. Он осознавал, что болезнь духовная подчас оказывается опаснее физического недомогания. Идея рассказа «Человек в футляре» — это протест против одинокого закрытого прозябания под оболочкой. Автор вкладывает в произведение мысль о том, что футляр нужно безжалостно сжечь, чтобы почувствовать свободу и относиться к жизни с легкостью.
    Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает в одиночестве, не оставив ни благодарных потомков, ни последователей, ни достижений. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Коллеги и знакомые, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.

    Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра», растрачивающий себя впустую.

    Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция — не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.

    Чему учит автор?

    Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами. Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами.

    Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История человека, который жил по законам общества, всегда находясь в страхе осуждения. Беликов – главный герой рассказа, общество которого избегали все в округе. Приезд нового учителя Михаила в город меняет жизнь Беликова. Он осуждает сестру Михаила Вареньку за катание на велосипеде, за что получает отпор от ее брата. В потасовке главный герой падает с лестницы. Это вызывает смех у очевидцев. Страх осуждения и насмешек приводит к тому, что Беликов умирает.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Человек в футляре» отражает духовное состояние общества в конце 19-го века. Общество, в котором отсутствует духовная свобода, свободомыслие, господствует всеобщий страх перед жесткими ограничениями, установленными правилами и предписаниями, поощряются доносы, недоверие друг к другу. Замкнутая в «футляр» жизнь людей – это внутреннее рабство, подавляющее в человеке проявление естественных человеческих чувств, открытости и доброжелательности, человеческого достоинства, возможности выражать свои мысли без страха.

Читать краткое содержание рассказа Чехова Человек в футляре

Главный герой рассказа Беликов - учитель древнегреческого языка в гимназии. Его образ является собирательным, типичным для общества. В характере и в облике главного героя наиболее ярко выражены все особенности внешности и характера человека «в футляре». Жизнь Беликова проходит в постоянном страхе нарушить какие-либо устои, нормы, предписания. Все в его жизни устроено так, чтоб не испортилось.

Все было защищено «футляром»: ноги - в калошах, чтобы не замочить; тело - в теплом пальто, чтобы не простудиться; ножичек - в футляре, чтобы не порезаться; зонт - в футляре, чтобы не сломался. Все действия и поступки окружающих, которые не вписываются в строгие правила, вызывают у Беликова осуждение. Вся гимназия, да и жители всего города боялись вызвать своими действиями осуждение Беликова. Этого с виду порядочного, но ужасно скучного и надоедливого человека, стараются никуда не приглашать и по возможности избегать. В его обществе каждый проникается страхом что-то сделать не так, чтобы не стать виноватым и осужденным.

Однажды в гимназию приехал на работу новый учитель, которого зовут Коваленко Михаил. Приехал он с сестрой, которую звали Варенька. Она очаровала своей внешностью и характером всех в гимназии, включая Беликова. Беликов стал часто приходить к Коваленко в гости, гулять с Варенькой. Собирался даже жениться. Но однажды кто-то изобразил Беликова с Варенькой на картинке и разослал карикатуру всем учителям. А вскоре Беликова возмутил еще один случай. Однажды он увидел Михаила и Варю, которые катались на велосипедах. За это он и осудил поведение девушки.

Свои претензии на счет недопустимости катания женщины на велосипеде, Беликов высказал Михаилу, а тот спустил главного героя с лестницы. Эту сцену увидела Варенька и ее знакомые. Все громко рассмеялись. Страшная мысль о том, что весь город будет в курсе об этой ситуации, привела главного героя в такой ужас, что он, придя домой, слёг в постель. Через месяц он скоропостижно умер.

Смыслом всей своей жизни Беликов считал отстранение от всех с помощью чехлов и футляров. И окончательно отгородился. Он оказался в гробу – вечном и идеальном футляре. Из такого он уже точно никогда не выйдет. В этот день идет дождь. Присутствующие надели калоши и спрятались под зонтами. Почти как Беликов при жизни. И это символически показывает, что со смертью Беликова в обществе не произошло глубинных перемен.

Со временем в гимназии и в городе все равно воцарилась атмосфера недоверия, подозрительности, доносительства. Потому что «футлярный образ мыслей» является типичным явлением для тогдашней эпохи в Российском государстве, в котором существовали вполне реальные и страшные механизмы духовного подавления личности.

Картинка или рисунок Человек в футляре

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мальчики с бантиками Пикуль

    «Мальчики с бантиками» является автобиографичной повестью. Здесь автор, от лица главного героя Савки Огурцова, рассказывает о своих годах, проведенных в школе юнг ВМФ на Соловках и его дальнейшем пути на Северном флоте.

    Парень Ванюша, которого отец, родные братья и все окружающие считали дурачком, встретил волшебного конька. Конек-горбунок помогал Ванюше исполнять сложные царские задания