Методы обследования стоматологического больного при заболеваниях твёрдых тканей зубов. Медицинская документация, правила её. Сбор анамнеза в стоматологии

НАРУЖНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

Учебные элементы

Цель занятия: Научиться методике наружного обследования челюстно-лицевой области (ЧЛО) ребенка, записи зубной формулы.

Основные термины: анамнез, внешний осмотр, обследование челюстно-лицевой области, зубная формула.

План изучения темы:

  1. Контроль исходного уровня знаний
  2. Собеседование по теме занятия:

а) анамнез;

б) внешний осмотр и наружное обследование челюстно-лицевой области;

в) запись зубной формулы (графико-цифровая и международная двух цифровая системы);

  1. Контроль усвоения знаний.

Изложение учебного материала

Анамнез – совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и прочем, собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики (БМЭ, 1984).

1. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ:

Антенатальный (пренатальный, внутриутробный) период является ключевым в жизни человека. В антенатальном периоде происходит закладка и формирование органов и систем, в том числе зубочелюстной. Наличие факторов риска на этом этапе может привести к нарушению процессов закладки и гистогенеза зубов и послужить причиной возникновения множественного кариеса, некариозных поражений в перспективе.

Основные факторы риска антенатального периода:

Малые интервалы между родами;

Заболевания матери (гистозы, инфекционные заболевания, обострение хронической соматической патологии);

Прием лекарственных препаратов;

Несбалансированное и некачественное питание;

Вредные привычки.

Постнатальный период подразделяется на: период новорожденности, грудной, ранний детский, дошкольный, младший школьный, средний школьный, старший школьный. Для каждого возрастного периода характерны определенные факторы риска:

Основные факторы риска постнатального периода:

Характер вскармливания (грудное, искусственное);

Заболевания и патологические состояния ребенка (диспепсия, рахит, гиповитаминозы, инфекционные заболевания, аллергические состояния, хронические заболевания);

Характер питания ребенка (консистенция пищи, частый прием простых сахаров, недостаточное потребление молочных продуктов);

Не регулярный и не качественный уход за полостью рта.

Генетическая предрасположенность (наличие кариеса у родителей - предрасполагающий фактор для развития кариеса у ребенка).

Место и условия проживания (концентрация фторида в питьевой воде, социально-бытовые условия, социальный статус родителей и пр.)

2. АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ позволяет получить предварительную информацию, необходимую для постановки диагноза, составления плана лечения и прогноза.

Основные вопросы анамнеза заболевания:

Появление первых признаков патологии;

Динамика заболевания;

Первое обращение к стоматологу;

Характер и эффективность лечения;

Последующие обращения;

ОБЩЕНИЕ является обязательным и важнейшим элементом стоматологического обследования, позволяющим ВРАЧУ УСЛЫШАТЬ ПАЦИЕНТА . Во время общения с ребенком ил его родителями (опекунами) врач получает информацию, необходимую для постановки диагноза, планирования эффективного лечения. Пренебрежение разговором во многих случаях приводит к врачебным ошибкам и конфликтным ситуациям.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАРУЖНОГО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Этапы обследования Вариант нормы Вариант патологии
1. Жалобы Жалоб нет Предъявляет жалобы на боль, неприятные ощущения во время приема пищи, разрушение зубов, кровоточивость десен, травму СОПР, нарушение прикуса, эстетические дефекты и т.д.
Анамнез заболевания, жизни См. выше
Психоэмоциональное состояние. Спокойное. Ребенок доброжелателен, активен, весел Тревожное. Ребенок испуган, капризен, агрессивен, заторможен
Показатели физического развития Соответствует возрасту Акселерация, ретардация. Масса тела понижена, повышена
Осанка, походка Прямая, энергичная Сутулая, вялая. Неправильная осанка оказывает воздействие на рост костей лицевого скелета, положение нижней челюсти и обуславливает развитие аномалий прикуса
Положение головы Прямое Опущена, запрокинута
Симметричность лица и шеи Симметричны Асимметричны, шея искривлена или укорочена
Характер дыхания Носовое Ротовое (ноздри узкие, рот приоткрыт, губы сухие, переносица широкая)
Характер глотания Соматическое: свободное глотание, движения мимических мышц незаметны. Язык расположен в верхнем этаже, упирается в твердое небо за верхними резцами Инфантильный тип глотания: напряжение мимических мышц и мышц шеи "симптом наперстка", протрузия губ, увеличение высоты нижней трети лица (язык расположен в нижнем отделе, упирается в губы, щеки)
Характер речеобразования Ребенок произносит все звуки (соответствующие возрасту) правильно Нарушено произношение ряда звуков
Размер ротовой щели, смыкание губ Ротовая щель ограничена перпендикулярами, опущенными от зрачков при прямом взгляде. Губы сомкнуты, напряжение мышц визуально и пальпаторно не определяется, носогубные и подбородочная складки умеренно выражены Ротовая щель меньшего или большего размеров (макро, микростомия). Губы разомкнуты, при смыкании отмечается напряжение мимических мышц, носогубные складки сглажены
Состояние жевательных мышц (определяется пальпаторно или визуально) При пальпации жевательных и височных мышц болезненности не определяется, при смыкании зубов мышцы напряжены Определяется болезненность при пальпации, напряжение мышц слабое или в покое
Функция ВНЧС (определяется бимануальной пальпацией) Движение головки в суставе свободное во всех направлениях, плавное. Амплитуда движений по вертикали 40-50 мм, по горизонтали – 30 мм Объем движений нижней че­люсти ограничен или чрезмерен, болезненность. При пальпации хруст или щелканье
Состояние лимфатического аппарата ЧЛО Не пальпируются или определяются подвижные лимфатические узлы, безболезненны, при пальпации эластичной консистенции Лимфатические узлы увеличены в размере, болезненны при пальпации, плотной или каменистой консистенции, спаяны с тканями
Состояние кожных покровов Розовой окраски, умеренной влажности и тургора Бледные или ярко-розовые. Тургор снижен, имеются элементы сыпи (пятна, папулы, корки, расчесы, пустулы, шелушения, рубцы, волдыри)
Состояние красной каймы губ Ярко-розовая, влажная, чистая Бледность, сухость, наличие шелушения, корок, трещин, пузырьков

Запись зубной формулы:

Графико-цифровая система (Зигмонда-Палмера, 1861) - запись формулы производится с помощью системы координат. Постоянные зубы обозначаются арабскими, а молочные - римскими цифрами.

Запись зубной формулы постоянного прикуса


V IV III II I I II III IV V

V IV III II I I II III IV V

В большинстве стран принята международная цифровая система , предложенная Международной Федерацией Стоматологов (FDI) и утвержденная Международной Организацией Стандартов (ISO). Верхний и нижний зубные ряды условно делятся на 2 части: верхний правый квадрант обозначается 1, левый - 2, нижний левый - 3, правый – 4. Для записи формулы конкретного зуба к этой цифре приписывается порядковый номер этого зуба. Например: левый верхний постоянный клык - 23, нижний правый постоянный первый моляр - 46.

18 17 16 15 14 13 12 11 | 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 41 | 31 32 33 3 435 36 37 38

Для записи формулы молочных зубов квадранты обозначаются 5, 6, 7, 8. Например: правый верхний первый молочный моляр - 54, левый нижний молочный клык - 73.

55 54 53 52 51 | 61 62 63 64 65

85 84 83 82 81 | 71 72 73 74 75

Из двух систем более удобной является международная цифровая система обозначения зубов, дающая возможность передавать данные по телефону, телеграфу, факсу, обрабатывать с помощью компьютера.

Тестовые задания:

1. Факторы риска кариеса молочных зубов в антенатальном периоде:

а) гистозы

б) плохая гигиена полости рта у матери

в) острые инфекции и хронические заболевания матери

г) гингивит беременных

д) стрессовые ситуации

2. Факторы риска кариеса зубов и болезней пародонта после рождения ребенка:

б) болезни ребенка

в) генетическая предрасположенность

г) нерациональное питание

3. Укажите последовательность наружного осмотра ребенка:

а) состояние кожных покровов лица и красной каймы губ

б) психоэмоциональное состояние и физическое развитие ребенка

в) характер дыхания, глотания, речеобразования

г) состояние лимфатических узлов челюстно-лицевой области

д) осанка, походка, положение головы и шеи

4. Международная цифровая система обозначения зубов позволяет:

а) передавать данные по телефону

б) передавать данные по телеграфу

в) передавать данные по факсу

г) производить компьютерную обработку

д) затрудняюсь ответить

5. Запишите в международной цифровой системе зубы:

6. Запишите в графико-цифровой системе зубы:

7. Причины зубочелюстных аномалий у детей:

а) ротовое дыхание

б) соматическое глотание

в) сосание пальца, языка, щек

г) плохая гигиена полости рта

д) неправильная осанка

8. Нарушению первичной минерализации молочных резцов способствуют:

а) плохая гигиена полости рта у матери

в) гистозы

г) инфекционные заболевания матери

д) плохая гигиена полости рта

9. Нарушению первичной минерализации молочных моляров способствуют:

а) гистозы

б) хронические заболевания ребенка

в) характер вскармливания

г) токсикозы II половины беременности

д) плохая гигиена полости рта у ребенка

10. Нарушению вторичной минерализации молочных зубов способствуют:

а) искусственное вскармливание

б) гистозы

в) плохая гигиена полости рта у ребенка

г) хронические заболевания ребенка

Литература:

1. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. М., 2008. - С. 71–72

2. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. - М., 2001. - с. 107–108.

3. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Учебник. Профилактика стоматологичес-ких заболеваний. Москва, 2006, с. 155–176, 298–301.

Тема ЗАНЯТИЯ.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА И ПАРОДОНТА У ДЕТЕЙ.
ИНДЕКСЫ РЕГИСТРАЦИИ СОСТОЯНИЯ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТА

Учебные элементы

Цель занятия: Освоить методику обследования слизистой оболочки полости рта (СОПР) и пародонта, применения индексов РМА, CPITN, КПИ.

Основные термины: СОПР, пародонт, пародонтальные индексы

План изучения темы:

4) Контроль исходного уровня знаний

5) Собеседование по теме занятия:

а) оценка СОПР, уздечек и тяжей слизистой, глубины преддверия полости рта

б) оценка пародонта, критерии нормальной десны

в) проба Шиллера-Писарева

г) индексы РМА, CPITN, КПИ

6) Контроль усвоения знаний

Значение темы: обследование пациента при заболеваниях твёрдых тканей зубов необходимо для правильной постановки диагноза и оценки эффективности лечения. Правильное заполнение медицинской документации свидетельствует о юридической грамотности врача, показатели работы врача-стоматолога указывают на уровень оказания квалифицированной помощи.

Цель занятия: на основе теоретических знаний и практических умений студент должен:

− знать основные и дополнительные методы обследования больных при заболеваниях твёрдых тканей зубов, медицинскую документацию и показатели работы врача-стоматолога;

− уметь проводить клинический осмотр, оценивать результаты дополнительных методов исследования (термо-, электроодонто- и рентгенодиагностики); заполнять документацию терапевтического стоматологического приёма;

− иметь представление о проведении дополнительных методов диагностики (электрометрии , лазерной флюометрии, люминесцентной диагностики).

План изучения темы

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия:

1. Анатомическое строение органов полости рта.

2. Основные и дополнительные методы обследования стоматологического больного.

Основные понятия и положения темы:

При обследовании пациентов используют основные и дополнительные методы диагностики заболеваний твёрдых тканей зубов.

К основным методам относят:

- Опрос (сбор жалоб, анамнеза заболевания, анамнеза жизни).

- Осмотр. Внешний осмотр (общее состояние пациента, конституция, выражение лица, поведение, речь, состояние кожных покровов и красной каймы губ, пальпаторное исследование мягких тканей головы и шеи, лимфоузлов, височно-нижнечелюстных суставов, точек выхода ветвей тройничного нерва). Осмотр полости рта (преддверие, СОПР, пародонт, прикус, зубная формула). При осмотре зубов обращают внимание на размеры коронок, наличие дефектов зубных рядов и зубов, состояние пломб, подвижность зубов.

- Зондирование проводится с помощью углового зонда для определения: наличия и глубины кариозной полости (КП), её сообщения с полостью зуба, болезненности стенок и дна, наличия зубного камня и мягкого налёта.


- Перкуссия проводится постукиванием ручкой зонда или зеркала по оси зуба (вертикальная перкуссия) или перпендикулярно оси зуба (горизонтальная). Болезненность при вертикальной перкуссии возникает при воспалении апикального периодонта, при воспалении маргинального периодонта возможна болезненность при горизонтальной перкуссии.

- Пальпация выявляет болезненность, эластичность лимфатических узлов, спаянность их с подкожной клетчаткой, а также болезненность патоморфологических элементов и припухлостей мягких тканей.

Дополнительные методы:

- Термометрия. В КП или на поверхность зуба наносят ватный тампон, смоченный холодной водой или горячей водой (70-80°), нагретый инструмент. По характеру боли (интенсивность, продолжительность) судят о степени поражения зуба. Здоровые зубы не реагируют на +10+20 °С и выше, при пульпите боли возникают при +20+28 °С.

- Электроодонтодиагностика (ЭОД) - определение электровозбудимости пульпы зуба. Пассивный электрод пациент держит в руке или он фиксируется на губе, активный электрод помещают на предварительно высушенный зуб (в КП или на поверхность зуба, наиболее чувствительную к электротоку - середина режущего края, передний щёчный бугор). В кариозных зубах электровозбудимость проверяют со дна КП. Постепенно увеличивают силу тока до появления мелких покалываний в зубе. По величине силы тока судят о состоянии пульпы зуба. Аппаратура: ЭОМ-1, ЭОМ-3, «Пульптест-Про», «Diqitest».

Показатели ЭОД (мкА) в зубах со сформированными корнями (мкА)

- Рентгенография (Rg) для определения скрытой КП, глубины и её сообщения с полостью зуба, качества пломбирования. Классификация кариозных дефектов по J. Espelid и В. Tveit: К 1 - полость в пределах и эмали занимает не более половины её толщины; К 2 - кариес, поражающий слои эмали более чем на половину толщины; К 3 - кариес эмали и дентина, при котором дефект занимает не менее половины слоя твёрдых тканей; К 4 - дефект дентина больше чем на половину его толщины, но не сообщающийся с полостью зуба; К 5 - кариозный дефект, проникающий в полость зуба.

- Витальное окрашивание используют для дифференциальной диагностики кариеса в стадии пятна с некариозными поражениями, оценки качества краевого прилегания пломб. При поражении твёрдых тканей зуба краситель (метиленовый синий 2%, метиленовый красный 0,1%, кармин, конгорет, тропеолин) наносят на очищенную от налёта поверхность зуба. Оценку проводят по интенсивности окрашивания очага поражения.

- Электрометрический метод позволяет измерить в мкА величину электрического тока, проходящего через исследуемую зону (КП, границу пломба-зуб). Применяется аппарат «Дент Эст», состоящий из низковольтного источника тока, активного (одноразовый микрошприц) и пассивного (зубоврачебное зеркало) электродов. Оценка краевого прилегания пломб проводится по шкале Буянкиной Р.Г.: нормальная остаточная краевая проницаемость качественных пломб - менее 2 мкА; нарушение краевого прилегания без развития вторичного кариеса - 2,1-5,2 мкА; вторичный кариозный процесс с локализацией на стенках кариозной полости - 5,3-10,0 мкА; кариозный процесс, распространяющийся до дна кариозной полости - 10,1-15,0 мкА; визуально вторичный кариес может быть диагностирован при 15,1 мкА и более.

- Лазерная флюорометрия основана на анализе оптических свойств тканей зуба при их облучении лазером. Отражённая световая волна, попадая на фотоэлемент, преобразуется электронной системой прибора в цифровые показатели на дисплее и звуковой сигнал. Метод позволяет выявить изменения структуры эмали и используется для диагностики начальных форм заболевания, а также оценки эффективности ремтерапии. Показатели при поверхностном кариесе - 10-25, среднем кариесе - 25-30, глубоком кариесе - 30-39. Аппаратура: «Diagnodent» и «Diagnodent Pen» (Kavo).

- Люминесценция основана на различной способности тканей отражать ультрафиолетовые лучи. Используют для определения краевого прилегания пломб, распознавания начального кариеса. Исследование с помощью лучей Вуда проводят в затенённом помещении с расстояния 20-30 см. Аппаратура: ОЛД-11 и микроскопы, снабженные кварцевой лампой с фильтром из тёмно-фиолетового стекла (фильтр Вуда).

- Трансиллюминация. Оценивают тенеобразование, наблюдаемое при прохождении света через объект исследования. Исследование проводят в тёмном помещении с помощью лампы-полимеризатора. При кариесе определяется ограниченная полусфера тёмного цвета. При остром пульпите коронка поражённого зуба темнее коронок здоровых зубов, при хроническом - наблюдается сравнительно тусклое свечение твёрдых тканей зуба. Трансиллюминация также выявляет трещины эмали и поддесневые зубные отложения.

На стоматологическом терапевтическом приёме заполняют: амбулаторную карту (форма №043/y), листок ежедневного учета (форма №037/у), сводную ведомость (форма №50), реестр, направления на рентгендиагностику, физиолечение.

Показатели работы врача-стоматолога на терапевтическом приёме: количество больных, количество пломб, количество санированных, количество УЕТ, процент санированных от первичных больных, процент первичных больных и др.

Семио́тика ,- наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения.

Обычно правильность постановки диагноза во многом гарантируется умени­ем собирать и анализировать результаты обследования пациента, придерживаясь такой последовательности:

1. Жалобы (пациента, его родных или лиц, которые сопровождают ребенка).

2. История заболевания (anamnesis morbi).

3. Анамнез жизни (anamnesis vitae).

4. Объективное обследование органов и систем (statuspraesens communis).

5. Объективное обследование челюстно-лпцевой области (status localis).

6. Предварительный диагноз (suspicio diagnosis).

7. Данные дополнительных методов обследования (результаты общего анали­за крови, биохимических, иммунологических анализов крови, мочи, рентгеногра­фии, компьютерной томографии, магнитно-ядерного резонанса, остеометрнн, си-алографии, УЗИ, термографии, ангиографии, цитологического, патогистологи-ческого исследования и т.п.).

8. Дифференциальный диагноз (diagnosis differencial).

9. Окончательный диагноз.

Очень большое внимание на всех клинических дисциплинах уделяют методи­ке сбора жалоб и анализу данных анамнеза. При выборе дополнительного метода обследования детей следует придерживаться принципа максимальной информативности.

При знакомстве с ребенком и его родителями чрезвычайно важно войти в кон­такт с ними. Иногда это трудно сделать но объективным причинам, а иногда в этом виновен врач - он не умеет спокойно, мягко, заинтересованно начать разговор с маленьким пациентом и его родителями. Бывает, что с первым говорить значительно проще и эффективнее, чем со взрослыми. Если ребенок возрастом до 4-4,5 года, то разговор с ним но поводу жалоб и болезни в подавляющем боль­шинстве случаев нерезультативней для врача, однако пренебрегать им было бы неправильным. Во время такого разговора необходимо войти в доверие к ребен­ку, убедить его, что здесь ему ничего не угрожает, он может ничего не бояться Кстати, очень важно, чтобы знакомство ребенка с учреждением, куда он пришел, настраивало бы его положительно. Если ребенок слышит окрики сестер, санитарок, крики других детей, звон падающего инструментария, это может вызвать у него отрицательное отношение к медперсо­налу, и тогда о каком-либо контакте не может быть и речи.

Во время знакомства с маленьким пациентом в поликлиническом кабинете же­лательно рассказать ему об окружающих предметах: "Это шкаф, где хранятся ле­карства и инструменты, а это шкаф для их очищения, мытья. Это кресло, в кото­рое ты сейчас сядешь; оно сделано так, чтобы было удобнее тебе и мне. Это подго­ловник, чтобы удобно было твоей голове, а сюда ты положишь руки. Это специ­альная лампа, она будет освещать твои зубки и десны, чтобы их можно было хоро­шо рассмотреть". Иногда можно показать и дать ребенку подержать шпатель, дру­гие безопасные инструменты. Если пациент школьник, то (в некоторых случаях) ему можно рассказать о вмешательстве; самое неприятное - это солгать ребенку, то есть сказать, что не будет больно, и ошибиться. Тогда ребенок перестанет вам верить, и для окончания вмешательства необходимо будет усилить обезболивание или действовать с позиции силы. Эта очень нежелательная ситуация, однако на практике, к сожалению, такое встречается часто. Иногда, разговаривая с малень­ким ребенком, убеждаешься, как умело он может дезориентировать врача:



Сережа, у тебя болит щечка?

Да, болит.

Сережа, у тебя не болит щечка?

Нет, не болит.

Необходимо дополнительными вопросами пли объективными приемами все-таки определить, когда ребенок говорит правду.

У детей в возрасте 5 лет и старше обычно удается собрать информацию о жа­лобах. Однако не всегда на непосредственный вопрос: "Что у тебя болит?" - по­лучаешь исчерпывающий ответ, поэтому необходимо задавать наводящие вопро­сы, которые помогут определить истинные жалобы.

При проведении опроса нужно выяснять жалобы в данный момент!

Обследуя детей, необходимо помнить о так называемых детских кризах (crisis infantum) - переходных психических отклонениях, закономерно возникающих у ребенка на 3-4-м году жизни, - это первая фаза протеста с упрямством и склон­ностью к бурным аффективным проявлениям, и в первые школьные годы - труд­ность адаптации. В 13-15 лет проявляется пубертатный криз (pubertatis - возму­жание, половая зрелость), характеризующийся психической неуравновешен­ностью, аффективной лабильностью и склонностью к депрессии, поисками путей самоутверждения, оппозицией к авторитету взрослых и т.п.



Собирая анамнез, врач должен составить представление относительно быта этой семьи, материальной обеспеченности, степени ухода за ребенком, узнать, ка­кие болезни были у ребенка, с какой частотой, какое лечение применяли, какие были осложнения и т.п. В связи с увеличением количества больных туберкуле­зом (в последнее время) и прочими специфическими заболеваниями необходимо исключить их возможную связь с заболеванием ребенка. Эпидемиологическая справка при госпитализации ребенка не всегда отображает истинные обстоятель­ства. В связи с этим важно, если ребенок посещал детские учреждения или шко­лу, уточнить эпидемиологическую обстановку в них, а также в доме, соседних квартирах. Кроме того, необходимо получить реальные данные о проведенных прививках.

Объективное обследование органов и систем. Проводя обследование общего состояния ребенка (statuspraesens communis), врач преследует такие цели:

1) обнаружить наиболее явные сопутствующие заболевания сердечно-сосу­дистой, дыхательной, пищеварительной систем, изменения со стороны опорно-двигательного аппарата, желез внутренней секреции, печени, почек;

2) выяснить, является ли заболевание органов ротовой полости и челюстно-лицевой области следствием или проявлением изменений со стороны других ор­ганов и систем;

определить, нужно ли ребенку обследование специалистом другого профиля для уточнения сопутствующего или основного диагноза, решения вопроса от­носительно показаний и противопоказаний к проведению операции в полости рта пли челюстно-лицевой области. Такое обследование важно провести тща­тельно, ничего не пропуская, одинаково внимательно рассматривая явные и возможно скрытые проявления заболевания. Оценивая общий статус, необходи­мо указать соответствие его возрасту ребенка.

Исследование местного статуса (status localis) ребенка со стоматологи­ческим заболеванием имеет свои закономерности. Важно учитывать возраст па­циента, поскольку наибольшие трудности возникают у детей до 7 лет, которые не могут или не хотят выполнять просьбы или требования врача. Близость к челюстно-лицевой области важных органов (лор-орга­ны, головной мозг, орган зрения) при травмах, врожденных дефектах, воспали­тельных, опухолевых заболеваниях заставляет челюстно-лицевого хирурга со­трудничать с врачами смежных специальностей. Методика осмотра и опенки состояния органов ротовой по­лости и челюстно-лицевой области состоит из последовательного выполнения таких основных действий:

1. Обследование лица - определение цвета кожи и красной каймы губ, сим­метричности парных отделов лица и шеи, свободы носового и ротового дыхания. 1 [еобходимо приучить себя делать осмотр слева направо (как читаем текст), тог­да вы никогда не пропустите без внимания ни одного участка.

2. Пальпации мягких и твердых тканей.ища - оценки тургора кожи, сравне­ния температуры отдельных участков лица и шеи, определения состояния лим­фоузлов челюстно-лицевой области; симметричности обеих половин верхней и нижней челюстей, совпадения центральных линий носа и резцов, степени откры­вания рта, подвижности нижней челюсти, эффективности функции височно-нижнечёлюстного сустава.

3. Осмотра и пальпации красной каймы губ и углов рта, оценки состояния тка­ней верхнего и нижнего преддверия рта и симметричности их расположения, пе­реходной складки, уздечек губ и языка.

4. Осмотра и оценки состояния зубов (соответствие временных и постоянных зубов возрасту ребенка, подвижность, пораженность кариесом, флюорозом, пери­одонтитом), что отмечается в зубной формуле, обследования десен, аль­веолярного отростка, языка, подъязычного мясца, челюстно-язычного желобка, ретромолярных пространств.

5. Оценки состояния околоушных, поднижнечелюстных и подъязычных
слюнных желез (размер, консистенция, болезненность), устьев их выводных про­
токов и слизистой оболочки вокруг, определения количества и прозрачности вы­
деляемой слюны и наличия примесей в пей,

6. Оценки тканей твердого и мягкого нёба, язычка, нёбно-язычных и нёбно-глоточных дужек, их слизистой оболочки.

7. Опенки речи ребенка соответственно возрасту, определения возможных причин ее нарушения.

Провести детальный осмотр органов ротовой полости и челюстно-лицевой об­ласти у детей возрастом до 7 лет значительно тяжелее - здесь нужен опыт, ско­рость (без потери качества), а в некоторых случаях - и помощник, без которого обследование 2-3-летних детей просто невозможно. Иногда (чаще в стационаре) при обследовании детей возникает необходимость в применении седативных препаратов или наркоза. Поскольку эти препараты можно применять лишь в крайнем случае, когда пет иного выхода, целесообразно вместе с анестезиологом найти оптимальное решение условий обследования.

В 70-90 % случаев после оценки жалоб и анамнеза заболевания, анамнеза жизни, анализа общего и местного статуса предварительный диагноз становится и окончательным. В тех случаях, когда врач предполагает (suspicio) 2-3 разных диагноза, необходимо вопросительный знак поставить после слова, которое вы­зывает сомнение. Тогда для постановки диагноза применяют дополнительные приемы исследования. Осуществляя дифференциальную диагностику подобных заболеваний, следует найти наиболее информативный, безопасный и простой до­полнительный метод исследования и использовать его первым. Если он не помо­жет уточнить диагноз, тогда нужно применить другой, возможно, более травма­тичный и сложный, но и более информативный

Оценка результатов микроскопического исследования тканей челюстно-лице­вой области у детей, в формировании которой принимают участие все три за­родышевых листка, значительно затруднена, что обусловлено беспрерывными, разными по интенсивности процессами роста и дифференцирования тканей лица. Часто незначительные моменты нейроэндокринной и иммунной регуляции про­цессов развития тканей предопределяют разнообразие видов клеточного "пейза­жа" в норме и тем более - при патологическом процессе.

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-1.jpg" alt="> «МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА В КЛИНИКЕ ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ» ">

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-2.jpg" alt="> «Целью клинического обследования ребенка является не только выявление конкретного стоматологического заболевания, но"> «Целью клинического обследования ребенка является не только выявление конкретного стоматологического заболевания, но и всех аспектов роста и развития ребенка. Имея возможность наблюдать ребенка регулярно, стоматолог может зачастую первым обнаружить значительные аномалии и заболевания…»

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-3.jpg" alt="> Содержание: I. Алгоритм обследования ребенка при обращении к "> Содержание: I. Алгоритм обследования ребенка при обращении к стоматологу II. Жалобы III. Внешний осмотр IV. Анамнез заболевания V. Анамнез жизни VI. Особенности клинического обследования у детей до 3 -х лет. VII. Алгоритм обследования полости рта. VIII. Определение индексов (ГИ по Федорову- Володкиной, Грин-Вермиллиону, РМА) IX. Оценка интенсивности кариеса (кпу, КПУ, кп+КПУ)

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-4.jpg" alt="> Алгоритм обследования ребенка при обращении к стоматологу: Объективная оценка нервно-психического"> Алгоритм обследования ребенка при обращении к стоматологу: Объективная оценка нервно-психического состояния ребенка; Выяснение жалоб больного; Выяснение анамнеза заболевания; Изучение анамнеза жизни ребенка; Объективное обследование: Осмотр (внешний и полости рта); Постановка предварительного диагноза; Дополнительные методы исследования; Специальные методы исследования; Постановка окончательного диагноза; Составление плана лечения.

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-5.jpg" alt="> Жалобы: üЖалобы у детей выясняются в присутствии родителей или"> Жалобы: üЖалобы у детей выясняются в присутствии родителей или с их участием. üЖалобы могут быть на: наличие боли (причина, характер, продолжительность, интенсивность, время появления, локализация, иррадиация) отек мягких тканей в области верхней, нижней челюсти затруднение пережевывания пищи отказ от приема пищи наличие кровоточивости (во время приема пищи или чистки зубов) неприятный запах изо рта подвижность зуба нарушение сна

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-6.jpg" alt="> Внешний осмотр: üНервно-психическое состояние ребенка. ü Общее физическое развитие и"> Внешний осмотр: üНервно-психическое состояние ребенка. ü Общее физическое развитие и соответствие его возрасту. ü Осанку (правильная осанка - все изгибы позвоночника: шейный, грудной, поясничный умеренно выражены). Виды неправильной осанки - вялая осанка, плоская спина, плоско-вогнутая спина, круглая спина. ü Симметрию лица, размеры и основной ортодонтический тип лица. ü Глаза, включая внешний вид глазного яблока, склеры, зрачков и конъюнктивы. ü Движения глазного яблока, которые могут указать на косоглазие или пульсацию. ü Цвет и тургор кожи лица, рук, шеи, степень подкожно-жирового слоя ü Височно-нижнечелюстной сустав. ü Положение ротовой щели. ü Положение верхней и нижней губы; ü Состояние красной каймы губ. ü Состояние лимфатического аппарата (пальпация поднижнечелюстных, подбородочных, передних и задних шейных лимфоузлов). ü Изучение состояния основных функций полости рта (функция речи, дыхания, глотания).

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-7.jpg" alt="> Анамнез заболевания: При сборе анамнеза заболевания особое внимание необходимо"> Анамнез заболевания: При сборе анамнеза заболевания особое внимание необходимо обратить на: v время начала заболевания v связь признаков заболевания с каким-либо другими заболеваниями v динамика настоящего заболевания v проводимое лечение (кто и что назначал) v эффективность проводимого лечения

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-8.jpg" alt="> Анамнез жизни: дата и место рождения; характеристика антенатального"> Анамнез жизни: дата и место рождения; характеристика антенатального периода развития ребенка; характер вскармливания (грудное, смешанное, искусственное); сосание (активное, вялое, отсутствие сосательного рефлекса); использование соски-пустышки, соски-рожка. Сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни ребенка; наличие вредных привычек; характер дыхания (носовое, ротовое, смешанное); жевание: ленивое, одностороннее, отказ от жесткой пищи; сроки прорезывания и выпадения временных зубов, прорезывание постоянных; наследственность: наличие признаков челюстно-лицевых аномалий у родных, характеристика состояния зубов у ближайших родственников; перенесенные заболевания (желудочно-кишечного тракта, эндокринные, дыхательной системы, гиповитаминозы, нарушения минерального обмена); операции, ранее проводимые в челюстно-лицевой области; гигиена полости рта (частота и длительность чистки зубов, используемая зубная паста, вид зубной щетки, применение дополнительных средств гигиены)

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-9.jpg" alt="> Особенности сбора анамнеза жизни у детей до 3"> Особенности сбора анамнеза жизни у детей до 3 -х лет: Хронические заболевания матери –эндокринопатии, сердечно- сосудистые заболевания, заболевания почек, ЖКТ, печени, желчного пузыря, болезни крови; Острые инфекционные заболевания матери, перенесенные в период беременности; Лекарственные препараты, принимаемые матерью в период беременности – антибиотики, гормоны, сульфаниламиды и др. ; Вредные привычки у родителей (курение, алкоголь и др.); Акушерско-гинекологический анамнез: беременность (1, 2, 3 по счету, степень доношенности), роды (1, 2, 3 по счету); Патология беременности и родов: гистозы, кровотечения, осложнения в родах; Развитие ребенка по шкале Апгар (длина и масса при рождении, когда начал держать голову, сидеть, ходить); Характер вскармливания; Заболевания первого года жизни; Группа здоровья.

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-10.jpg" alt="> Алгоритм обследования полости рта: I. Осмотр преддверия рта: - измерение"> Алгоритм обследования полости рта: I. Осмотр преддверия рта: - измерение глубины; - оценка характера и уровня прикрепления уздечек губ и языка; - изучение состояния слизистой оболочки преддверия, цвет, увлажненность. II. Исследование полости рта: - изучение состояния слизистой оболочки альвеолярных отростков, твердого и мягкого неба, дна полости рта; - оценка зубных рядов и прикуса; - оценка состояния зубов (количество, цвет, «форма» , принадлежность к молочному или постоянному прикусу, соотношение числа зубов возрасту ребенка, запись зубной формулы в соответствии с общепринятыми обозначениями, расчет индексов КПУ, КПУ+кп, кп); - определение гигиенического индекса (по Федорову-Володкиной) III. - оценка состояния пародонта (выраженность и окраска десневых сосочков, определение индекса РМА, глубина зубодесневых карманов, подвижность зуба);

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-11.jpg" alt="> Индекс гигиены полости рта по Ю. А. Федорову и В."> Индекс гигиены полости рта по Ю. А. Федорову и В. В. Володкиной (1971) Раствором Люголя (йод кристаллический - 1 г, иодид калия - 2 г, дистиллированная вода - 40 мл) окрашивают вестибулярную поверхность шести фронтальных зубов нижней челюсти. 1 балл - отсутствие окрашивания; 2 балла - окрашивание 1/4 поверхности коронки зуба; 3 балла - окрашивание 1/2 поверхности коронки зуба; 4 балла - окрашивание 3/4 поверхности зуба; 5 баллов - окрашивание всей поверхности коронки зуба. ГИ = сумма значений каждого зуба 6 Критерии оценки гигиенического состояния полости рта: 1, 1 - 1, 5 - хороший; 1, 6 - 2, 0 - удовлетворительный; 2, 1 - 2, 5 - неудовлетворительный; 2, 6 - 3, 4 - плохой; 3, 5 - 5, 0 - очень плохой.

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-12.jpg" alt=">Грин и Вермиллион (1964) предложили упрощенный индекс гигиены (УИГ) полости"> Грин и Вермиллион (1964) предложили упрощенный индекс гигиены (УИГ) полости рта. Для определения индекса обследуют 6 зубов: вестибулярные поверхности 16, 11, 26, 31 и язычные поверхности 36, 46. Индекс зубного налета (ИЗН) оценивается визуально или с помощью окрашивающих растворов (Шиллера-Писарева, фуксина, эритрозина), и определяется в баллах: 0- зубной налет не выявлен; 1- определяется мягкий зубной налет, покрывающий не более 1/3 поверхности зуба, или любое количество окрашенных отложений (зеленых, коричневых); 2- определяется мягкий зубной налет, покрывающий более 1/3, но менее 2/3 поверхности зуба; 3- определяется мягкий зубной налет, покрывающий более 2/3 поверхности зуба. ИЗН = сумма показателей 6 зубов 6 Значение Оценка индекса Оценка гигиены полости рта 0 – 0, 6 -низкий -хорошая 0, 7 – 1, 6 -средний -удовлетворительная 1, 7 – 2, 5 -высокий -неудовлетворительная более 2, 6 -очень высокий -плохая

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-13.jpg" alt=">Папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА) - позволяет судить о протяженности и тяжести гингивита. Для лучшей визуализации"> Папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА) - позволяет судить о протяженности и тяжести гингивита. Для лучшей визуализации воспаления слизистая оболочка десны может окрашиваться раствором Люголя. 0 баллов - отсутствие окрашивания, 1 балл - окрашивание только межзубного сосочка, 2 балла - окрашивание маргинального края десны, 3 балла - окрашивание альвеолярной десны. РМА= сумма показателей каждого зуба x 100% 3 х количество зубов Количество зубов учитывается в зависимости от возраста: 6 -11 лет - 24 зуба, 2 - 14 лет - 28 зубов, старше 15 лет - 30 зубов. Если есть отсутствующие зубы, то делят на число имеющихся в полости рта зубов. Оценочные критерии индекса РМА: 30% и менее - легкая степень тяжести гингивита; 31- 60% - средняя степень тяжести гингивита; 61 % и выше - тяжелая степень гингивита.

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-14.jpg" alt="> Оценка интенсивности кариеса 1. Для временных (молочных) зубов: Индекс кпу(з)-"> Оценка интенсивности кариеса 1. Для временных (молочных) зубов: Индекс кпу(з)- это сумма зубов, пораженных нелеченным кариесом (компонент «к»), пломбированных (компонент «п») и удаленных (компонент «у») у одного обследованного ребенка. Примечание: при определении количества удаленных зубов считают лишь те, которые удалены преждевременно, до их физиологического рассасывания. Индекс кпу(п)- это сумма поверхностей, пораженных нелеченным кариесом, пломбированных и удаленных зубов у одного обследованного ребенка. Примечание: при определении количества поверхностей удаленных зубов считают лишь те зубы, которые удалены преждевременно, до их физиологического рассасывания. 2. Для постоянных зубов: Индекс КПУ (з) Индекс КПУ (п) 3. При сменном прикусе подсчитывается сумма значений индексов временных и постоянных зубов: кп+КПУ (з)

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-15.jpg" alt="> Заключение: v Целью клинического обследования ребенка является стремление"> Заключение: v Целью клинического обследования ребенка является стремление правильно определить диагноз заболевания, что является залогом успешного лечения больного и профилактики болезни. Исследование полости рта - лишь одно из звеньев обследования ребенка. Поэтому особое внимание необходимо уделять первичному осмотру ребенка, установлению между маленьким пациентом и врачом доверительных отношений и тщательному сбору анамнеза у родителей. v Одной из главных задач детской стоматологии является психологическая подготовка ребенка к исследованию. Под понятием подготовки подразумевается комплекс мероприятий, благоприятно воздействующих на психологическое состояние ребенка перед лечением. v Недостаточно только поговорить с ребенком перед лечением и во время него, а затем поступать в соответствии с обычной практикой. Необходимо провести подготовку для каждого отдельного вмешательства и все лечение рассматривать как подготовку к следующему сеансу лечения.

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-16.jpg" alt=">v Эффективность лечения зависит от квалификации врача и его умения установить контакт с"> v Эффективность лечения зависит от квалификации врача и его умения установить контакт с ребенком. Для осуществления такого подхода необходимы следующие условия: Уважение к личности ребенка Создание позитивной установки на лечение. Премедикация. Различные виды обезболивания.

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-17.jpg" alt=">Спасибо за внимание! ">

Методы обследования пациента – это приемы, способы, используемые врачом для установления болезни или физиологического состояния организма. Методы обследования можно разделить на две большие группы: клинические и дополнительные или специальные, т.е. инструментально-лабораторные. Каждая из этих групп методов обследования включает ряд более частных методов и конкретных методик – расспрос или анамнез, осмотр, пальпация, зондирование, перкуссия, большое количество биофизических и биохимических методов.

Обследование пациента проводится в стоматологическом кабинете и спокойной обстановке, внушающей ему доверие к врачу. Если пациент ребенок, врач знакомится с ребенком и его родителями. Перед обследованием необходимо отрегулировать кресло, чтобы пациент принял правильное и удобное положение. Лучше всего проводить обследование при естественном рассеянном освещении (особенно при изучении состояния слизистой оболочки полости рта). Искусственное освещение должно быть направлено на область рта, чтобы не слепить и не раздражать пациента. Для обследования используют стерильный смотровой набор инструментов в лотке (стоматологическое зеркало, зонд, пинцет). Непосредственно перед обследованием пациента врач обрабатывает руки.

При обследовании пациента существует определенный порядок. Клиническое обследование слагается из двух этапов:

    опрос – выяснение жалоб, истории жизни и истории болезни;

    объективное исследование – исследование при помощи физических методов (осмотр, пальпация, зондирование, перкуссия).

Каждый этап клинического обследования проводится в определенной последовательности. Опрос состоит из трех частей:

    сбор жалоб;

    сбор анамнеза жизни;

    сбор анамнеза заболевания.

Жалобы могут быть разнообразны, чаще всего они связаны с появлением болевых ощущений, деформаций или дефектов, функциональных и эстетических нарушений в челюстно-лицевой области. Если обследование проводится в профилактических целях, жалобы могут отсутствовать.

Анамнез жизни проводится путем расспроса о хронических заболеваниях пациента, перенесенных травмах и операциях.

Анамнез жизни ребенка собирается в основном в результате беседы с родителями. В первую очередь необходимо узнать возраст ребенка (месяц и год рождения). Далее выясняется:

1) наследственная предрасположенность: на кого похож ребенок и каково состояние зубочелюстной системы у ближайших (а если необходимо, то и у отдаленных) родственников;

2) хронические заболевания матери;

3) акушерско-гинекологический анамнез матери: беременность по счету, роды по счету; острые инфекционные заболевания матери, перенесенные в течение беременности; лекарственные препараты, получаемые матерью в период беременности; производственные вредности у матери; патология беременности и родов: токсикоз первой половины беременности (рвота, дерматозы, хорея, острая желтая атрофия печени, бронхиальная астма, остеомаляция и др.), токсикоз второй половины беременности (водянка, нефропатия, преэклампсия, эклампсия, гипертония и гипотония беременных и др.); кровотечения и анемия; угроза выкидыша; осложнения при родах (аномалии родовой деятельности, предлежание плаценты, лицевое предлежание плода, гипоксия плода, родовспоможение с использованием акушерских щипцов, вакуумэкстракция, кесарево сечение);

4) развитие ребенка: длина, масса при рождении, возраст, когда начал держать голову, сидеть, ходить, говорить, вид и сроки вскармливания (грудное, искусственное, смешанное), сроки прикорма, перехода на жесткую пищу; заболевания, перенесенные ребенком на первом году жизни (внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь, стафилококковая инфекция, пневмония, ОРВИ, экссудативный диатез, диспепсия, рахит и др.); лекарственные препараты, которые ребенок получал на первом году жизни; сроки начала прорезывания временных зубов, сроки и характер смены зубов, перенесенные и сопутствующие заболевания, вредные привычки;

5) бытовые условия жизни ребенка: питание (режим потребления сладостей, качество и консистенция пищи), образ жизни (режим труда и отдыха, физическая культура);

6) санитарная культура дома (уровень санитарно-гигиенических знаний ребенка и родителей);

7) характер нейропсихических реакций (характер и темп дыхания, положение головы во время сна, поведение, успеваемость, увлечения).

Анамнез заболевания . Если есть жалобы, то выясняют время их появления, изменение характера жалобы во времени (динамика), выясняют, с чем пациент связывает появление заболевания, что предпринималось и с каким результатом.

Анамнез заболевания ребенка записывается со слов родителей. Дополнительно, а также в случае отсутствия жалоб необходимо выяснить, ухаживает ли ребенок за своими зубами, пользуется ли он зубной щеткой, зубной пастой. Детально выяснить, каковы предметы, средства, и методы гигиены полости рта ребенка. Узнать, лечил ли он зубы или другие заболевания полости рта.

Вторым этапом клинического обследования пациента является объективное исследование.

Обследование начинают обычно с определения общего состояния организма. Внешний осмотр пациента начинается с момента появления его в кабинете. Определяются физическое и психоэмоциональное состояние, конституционный тип развития (гиперстенический, астенический, нормальный).

В процессе осмотра ребенка обращается внимание на состояние опорно-двигательного аппарата; может быть изменение осанки, искривление костей конечностей, деформация позвоночника. Осмотр головы позволяет определить резко выраженные нарушения положения, величины и формы головы, состояние волосяного покрова.

Методом пальпации определяется состояние лимфатических узлов (шейных, подчелюстных, подбородочных). Если лимфатические узлы пальпируются, то необходимо отметить их величину, болезненность, консистенцию, подвижность.

Определение стоматологического статуса начинают с исследования конфигурации лица и состояния его наружных покровов. Определяют симметричность правой и левой половины лица; цвет кожных покровов, их эластичность; наличие рубцов, их характер, форму; выраженность носогубных и подбородочных складок; соотношение высоты среднего и нижнего отделов лица (в норме примерно равны); в профиль – выступание или западение, переднее или заднее положение отдельных частей лица (губ, подбородка, нижней или средней части лица). Могут быть установлены асимметрия лица, увеличение или уменьшение высоты нижнего отдела лица по сравнению с высотой среднего отдела, переднее или заднее положение, или смещение в сторону отдельных частей лица, сглаженность или выраженность, углубление носогубных складок.

Оценивают развитие и состояние органов чувств, расположенных на лице (уши, глаза, нос).

Отдельно необходимо провести исследование нижней челюсти: визуально определить форму, симметричность обеих ее половин, величину, наличие неровностей, утолщений, приобретенных и врожденных деформаций, пальпаторно определить характер поверхности утолщения или опухоли (гладкая, бугристая), консистенцию (плотная, упругая, мягкая).

О состоянии височно-нижнечелюстного сустава в определенной мере можно судить по степени открывания рта и боковых движений нижней челюсти. Индивидуальную норму открывания рта предложено определять по ширине 3 пальцев пациента (указательного, среднего и безымянного). В норме при открывании рта движение нижней челюсти плавное, без боковых смещений, средняя линия нижней челюсти не отклоняется от средней линии лица. Боковые движения нижней челюсти в обе стороны плавные, на равные расстояния.

Далее осматривают и пальпируют область сустава и наружный слуховой проход: может быть припухлость, гиперемия, болезненность. Подушечки средних пальцев устанавливают впереди козелка уха и при открывании, закрывании рта, при боковых движениях челюсти устанавливают степень подвижности головок нижней челюсти, появление при этом болезненности, хруста или щелканья. У здорового пациента головки нижней челюсти при экскурсии пальпируются с обеих сторон, экскурсия безболезненна, симметричная, плавная, без патологических шумовых явлений.

Существенное значение имеет состояние губ. Следует обратить внимание на величину ротовой щели и характер смыкания губ (сомкнуты, не сомкнуты, спокойное, напряженное смыкание), в норме линия смыкания губ параллельна зрачковой линии, углы губ чистые, сухие, на одном уровне. Контур красной каймы губ целостный, правильный («дуга купидона»). Слизистая губ бледно-розовая, сухая, чистая, гладкая.

Следующий этап – исследование полости рта , которое, в свою очередь, делится на две части:

    осмотр преддверия полости рта;

    осмотр собственно полости рта.

Преддверие осматривают при сомкнутых зубах. В норме слизистая оболочка преддверия бледно-розовая, влажная, чистая, без патологических изменений. Затем осматривают выводные протоки околоушных слюнных желез, которые находятся на уровне первого или второго моляра верхней челюсти. Стоматологическим зеркалом оттягивают вперед и несколько кнаружи угол рта. Слизистая оболочка выводных протоков в норме не изменена. Контур вестибулярной десны, соотношение формы десен, зубов и межзубных промежутков не нарушены, ткани плотные, упругие. После прорезывания зубов может быть установлено правильное или низкое прикрепление уздечки верхней губы (ниже уровня шеек центральных резцов), правильное или высокое прикрепление уздечки нижней губы (выше уровня шеек центральных зубов), мелкое преддверие полости рта (менее 5 мм в сочетании с побледнением маргинальной десны и межзубных сосочков при оттягивании губы). При этом уздечки губ могут быть укорочены, утолщены. Затем пациента просят сомкнуть зубы и проглотить слюну. В этом положении оценивают прикус (соотношение зубных дуг в центральной окклюзии). Соотношение определяется по участкам и направлениям. Участков 3: два боковых и фронтальный. Направлений тоже 3: сагиттальное (переднезаднее), вертикальное и трансверзальное (поперечное). Физиологические виды прикуса: ортогнатический, прямой, бипрогнатический, физиологический прогенический (с отсутствием сагиттальной щели во фронтальном участке), глубокое резцовое перекрытие. Аномальные (патологические) виды прикуса: прогнатический, прогенический, глубокий, открытый, латерогнатический, латерогенический. Для физиологических видов прикуса характерны полноценная функция и хорошая эстетика. Зубы не должны выступать из зубной дуги, должны плотно контактировать друг с другом апроксимальными поверхностями, образуя контактные пункты. На верхней челюсти в постоянном прикусе форма зубной дуги полуэллипс, на нижней челюсти – парабола, во временном прикусе – полукруги.

Собственно полость рта осматривают при широко открытом рте. Осмотр при помощи шпателя позволяет оценить состояние небных миндалин. В норме слизистая оболочка рта бледно-розовая, влажная, чистая, без патологических изменений. Контур оральной десны, соотношение формы десен, зубов и межзубных промежутков не нарушены.

Небо по форме и глубине визуально определяется как нормальное, глубокое, плоское, очень глубокое и узкое «готическое».

Язык в норме не имеет отпечатков зубов, подвижен, при широко открытом рте кончик языка упирается в верхние передние зубы (если нет, то может быть короткой уздечка языка), уздечка языка прикрепляется к альвеолярной части нижней челюсти на уровне дна полости рта (если выше – патология, «парус»). Слизистая спинки языка розовая, чистая, влажная, без складок и участков ороговения.

Далее приступают к осмотру зубов и записи зубной формулы с обозначением состояния зубов. Следует соблюдать определенный порядок осмотра зубов, который предусматривает последовательность и исключает пропуски. В настоящее время принято осмотр начинать с последнего зуба верхней челюсти справа, далее – влево все зубы верхней челюсти, затем слева направо все зубы нижней челюсти, заканчивая осмотр последним зубом нижней челюсти слева. Для краткости записи состояния зубов обычно пользуются, так называемой, зубной формулой. В графической числовой зубной формуле каждый зуб челюсти имеет свой порядковый номер. Нумерация начинается с центрального резца и заканчивается третьим моляром. Графическая часть формулы имеет крестообразный вид с короткой вертикальной линией, разделяющей зубы челюстей на левые и правые, и более длинной, отделяющей зубы верхней челюсти от зубов нижней челюсти. Постоянные зубы записываются арабскими цифрами, временные – римскими.