Понтий пилат и его собака банга

"На коленях Пилата лежала любимая собака - желтый травильный дог Банга,
в чеканном ошейнике, с одним зеленым изумрудом." М.А. Булгаков Черновики "Мастера и Маргариты"

Хотя в окончательной версии своего романа Михаил Афанасьевич и не указал породу Банги, любимой собаки Понтия Пилата, многие думают, что это был дог. Действительно, "гигантский остроухий пес серой шерсти" ассоциируется с данной породой. Но появляется историческая неувязка: хотя ранее догами и называли любую собаку крупных размеров, как порода он был означен только в 1878 году. Зато порода с красивым названием Кане Корсо, которая берет свое начало от гладиаторских травильных собак, идеально вписывается по описаниям и дате. Крупные, до 70 сантиметров в холке, с цветовым диапазоном от чёрного до тигрового, сильные, выносливые и преданные, собаки породы Кане Корсо использовались на войнах, как защитники и одновременно, как грозные напарники, а также в мирной жизни, в качестве рабочих собак. Со временем, методы ведения сельского хозяйства менялись, мода на охоту пропадала, использование собаки на войне в качестве оружия сейчас тоже сложно представить, вследствие этого, порода Кане Корсо была на грани вымирания, но к счастью была сохранена силами нескольких зоологов–энтузиастов. На данный момент существует организация S.A.C.C. (Societa Amatori Cane Corso), занимающаяся возрождением и сохранением данной породы
________________


Все еще скалясь, прокуратор поглядел на арестованного, затем на солнце,
неуклонно подымающееся вверх над конными статуями гипподрома, лежащего
далеко внизу направо, и вдруг в какой-то тошной муке подумал о том, что
проще всего было бы изгнать с балкона этого странного разбойника, произнеся
только два слова: "Повесить его". Изгнать и конвой, уйти из колоннады внутрь
дворца, велеть затемнить комнату, повалиться на ложе, потребовать холодной
воды, жалобным голосом позвать собаку Банга, пожаловаться ей на гемикранию.
И мысль об яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора.
Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал,
мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостном Ершалаимском солнцепеке
стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом, и какие еще никому
не нужные вопросы ему придется задавать.
-- Левий Матвей? -- хриплым голосом спросил больной и закрыл глаза.
-- Да, Левий Матвей, -- донесся до него высокий, мучающий его голос.
-- А вот что ты все-таки говорил про храм толпе на базаре?
Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо
мучителен, и этот голос говорил:
-- Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся
новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.
-- Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про
истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
И тут прокуратор подумал: "О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то
ненужном на суде... Мой ум не служит мне больше..." И опять померещилась ему
чаша с темною жидкостью. "Яду мне, яду!"
И вновь он услышал голос:
-- Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так
сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах
говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно
являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о
чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное,
по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас
кончатся, голова пройдет.... (М. Булгаков - МАСТЕР И МАРГАРИТА)


ПАЛЕВАЯ СОБАКА БАНГА
Показ нового сериала "Мастер и Маргарита", который уже окрестили главным культурным событием года, начнется в будущий понедельник. В преддверии большой премьеры корреспондент "НВ" встретился с догом Айкором и его хозяйкой Юлией Кучеровой, которая поведала немало интересного о съемках.
..."Больше мне ничего не нужно!" - сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника. За ними идет спокойный и величественный гигантский остроухий пес..." Это строки из последней главы булгаковского романа. Трудно поверить, что грозного пса библейского Понтия Пилата в новом сериале сыграл милый дог Айкор. "Видимо, режиссера подкупил палевый окрас собаки и его хрупкое телосложение. Хотя Владимир Бортко выбрал его по фотографии в последний момент - ведь настоящий претендент на роль Банги, кстати, брат Айкора, скоропостижно скончался накануне съемок", - говорит хозяйка Юлия Кучерова.
Между тем смерть собаки, претендующей на эту роль, не единичный случай. Всякий раз, когда ставится фильм и спектакль по "Мастеру и Маргарите", то с догом, который исполняет роль собаки Понтия Пилата, случалось что-нибудь страшное.
МИСТИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ
Например, когда Юрий Любимов привез своего "Мастера" в Петербург, то за несколько дней до приезда труппы администраторы искали темного дога для использования в спектакле. Выбор пал на голубую собаку с купированными ушами. Ее хозяйка любезно согласилась предоставить любимицу для столь знаменитого спектакля. "Договор был произведен вечером в четверг, а в пятницу утром мне подруга звонит вся в слезах, - рассказывает собаковод Елена Ярцева. - Эта молодая догиня - ей был всего 1 год и 2 месяца - утром неожиданно умерла без каких-то видимых причин. Мы были просто в шоке". Но на этом странная история не заканчивается. Погибшей собаке тут же нашли замену - черную догиню. В спектакле она отыграла благополучно, но после него получила тяжелую травму: распорола лапу так, что пришлось беднягу оперировать. Когда же Театр на Таганке приехал вновь, питерские дожатники наотрез отказались предоставлять своих племенных собак для постановки.
То же самое произошло и с фильмом Бортко. Когда через несколько дней после утверждения на роль неожиданно умер брат Айкора, съемочная группа обратилась к Елене Ярцевой с просьбой предоставить собаку. "Я наотрез отказалась, равно как и некоторые мои знакомые, - рассказывает заводчица. - Фильмы приходят и уходят, а заниматься разведением собаки чистых кровей куда более серьезная и кропотливая работа, по крайней мере, для меня". Конечно, эти трагические истории с догами, играющими пса Понтия Пилата, возможно, являются простым совпадением, так сказать, стечением обстоятельств. Но, может быть, все это не случайность?
ДОГ ПОХУДЕЛ И ОТБИЛСЯ ОТ РУК
Но вернемся к Айкору. К счастью, с этой собакой все сложилось благополучно. Из Болгарии, где на Софийской киностудии "Баяна" снималась история Иешуа и Пилата, в сентябре прошлого года дог вернулся целым и невредимым. Правда, хвостатый актер за две недели съемок похудел на целых десять килограммов. Хозяйка дога объясняет это плохим питанием. "Мы жили в хорошей гостинице, но питание собаки не было организовано. Тайком по ночам на кухне я варила ему кашу", - сетует Юлия.
Однако потеря в весе не единственное последствие съемок. Сцены с собакой снимали всего два дня, но за это время хозяйку ни разу не пустили на съемочную площадку - дабы она не отвлекала питомца. "Айкора у меня забрали и отдали специалистам, которые учили его собачьему "актерскому мастерству" - покорно сидеть и лежать рядом с Понтием Пилатом, лаять по команде и тому подобное, - рассказывает Юля. - Когда мы вернулись в Россию, я не могла с ним совладать - он гавкал не по делу, не слушался, убегал. Пришлось отдать его на дрессировку в школу милиции".
АЙКОР ЗАРАБОТАЛ 500 ДОЛЛАРОВ
С ролью гордого пса Банги дог справился замечательно. Правда, не обошлось на съемочной площадке и без казусов. "Когда на "Ленфильме" доснимали заключительную сцену с лунной дорожкой, то Айкор, шедший следом за Пилатом, не удержался и свалился с нее. Видимо, декорация была расположена под большим наклоном и у собаки соскользнули лапы. Но, когда все поправили, он со сценой справился", - рассказывает владелица.
Съемочная группа и актеры собаку полюбили. Кирилл Лавров, который в сериале исполняет роль Понтия Пилата, так привязался к Айкору, что подарил Юле фотографию с надписью: "Спасибо за хорошую собаку". Еще одним подарком догу за его актерские труды стал ошейник из натуральной кожи, который был одет на нем во время съемок. (Кстати, в нем он позировал и для "НВ" - см. фото.) Конечно, не обошелся хвостатый артист и без гонорара - он составил целых 500 долларов (!).
На вопрос, готова ли собака к известности, Юлия ответила: "Может, Айкора и будут узнавать, но это не нужно ни мне, ни ему. Например, когда мы улетали из Болгарии, китайцы в аэропорту, узнав, что Айкор снимался в фильме, попросили его продать. Может, у иностранцев собака-актер является редкостью, у нас к этому явлению относятся спокойнее".

20 ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ШАРИКА
Однако и в России есть народные "хвостатые" любимцы. Например, незабвенный Шарик из "Собачьего сердца", поставленного в 1988 году также Владимиром Бортко. Роль этого самого бездомного несчастного пса блестяще исполнила дворняга Карай. К сожалению, пес умер от отравления через два года после съемок. Корреспондент "НВ" встретился с Еленой Никифоровой, хозяйкой Шарика. В ходе беседы выяснилось, что у двух собак, снявшихся в фильмах Бортко, есть много общего.
Начать с того, что "хвостатые актеры" одного возраста - и Айкору, и Караю было пять лет, когда они снялись в кино. Видимо, это самый подходящий собачий возраст для дебюта в кинематографе. Кроме того, дворняга также стала актером совершенно случайно. В поиске собаки съемочная бригада обратилась в клуб служебного собаководства и узнала координаты хозяев потенциальных Шариков. Так Елена и услышала о кастинге - ей позвонили и предложили попробовать. "Бортко сам смотрел собак, - рассказывает Елена Никифорова. - На эту "роль" вместе с Караем претендовали еще 20 собак. В основном это были беспородные дворняги. Меня просто спросили, что он может делать - ходить на задних лапах, ползать и так далее. Видимо, его выбрали потому, что он был "дворняга в чистом виде" - одно ухо висит, другое стоит. Пса сфотографировали, чтобы проверить фотогеничность, и обещали позвонить. Я уже и забыла о просмотре, как вдруг раздался телефонный звонок, на другом конце провода сказали: "Приходите на съемки, мы выбрали вашего Карая".
СОБАЧИЙ ГРИМ
Елена подобрала будущую звезду еще щенком - маленький пушистый комочек копошился среди гаражей. Правда, творческую карьеру собака начала еще в агитбригадах - выступая в числе других породистых собак вместе с дрессировщиками. По словам хозяйки, Карай был, как сегодня любят говорить, тусовщиком. Потому на съемочной площадке он ничего не боялся - ни софитов, ни грима, ни бинтов, даже такой страшной гудящей машины, как ветродуй (зима в год съемок выдалась малоснежная - метель нагоняли ветродуем). Правда, по словам хозяйки, был у дворняги один страх - уколы. Впрочем, в фильме это было даже на пользу. Он натурально их пугался и вырывался, когда ему вводили снотворное.
Помните, в начале фильма лохматую собаку с обваренным боком? Так вот, оказывается, Караю наносили специальный грим, с которым бедная дворняга ходила неделями. "Когда я привезла Карая, то съемочная группа сказала, что бродячая собака не может быть такой гладкой и ухоженной. Потому гримеры сделали ее клочкастой - обмазали собаку желатином. Один бок должен был быть обваренным - закрасили его красной краской. Так как съемки были каждый день, то он в течение некоторого времени так и ходил "в гриме". Люди во дворе от пса шарахались, как от прокаженного. Сам же Карай относился к гриму равнодушно. Я его потом еле отмыла от желатина", - рассказывает хозяйка.
НЕ ХОТЕЛ КУСАТЬ МУЛЯЖ
Специально для фильма Елена обучала питомца разным вещам: ходить на задних лапах, сидеть "зайчиком", огрызаться на кошек (хотя в жизни Карай жил с кошкой в одной квартире и очень ее любил). Кстати, эпизод с кошкой так и не вошел в фильм, однако помучиться над ним пришлось предостаточно. Яркая сцена с колбасой, которую Шарик ловко ловит на лету, тоже Караю досталась нелегко. "В течение нескольких дублей его просто закормили этой колбасой, которая к тому же была еще и соленая. Но дворняга честно ловила ее, правда, потом сплевывала и мчалась к ведру с водой, чтобы запить", - вспоминает Елена Никифорова.
Вообще, как объяснить собаке, что нужно делать на съемочной площадке? Если хозяйку Айкора на съемочную площадку не пустили, то невидимым персонажем в "Собачьем сердце" выступает сама Елена, которая давала команды дворняге. "Единственная проблема возникла, когда Карай должен был укусить человека за ногу. "Укушенным" никто быть не хотел, потому сделали муляж. Но умная собака сразу раскусила подделку и долго отказывалась ее "тяпнуть". В конце концов он все же сделал это неблагородное дело", - вспоминает Елена.
ЕВСТИГНЕЕВ ПОЛЮБИЛ ШАРИКА
На съемочной площадке Карай, равно как и Айкор, был всеобщим любимцем и баловнем. Взаимная любовь у них сразу же возникла с Евгением Евстигнеевым, который исполнял роль профессора Преображенского. Владимир Толоконников, игравший Шарикова, тоже один раз специально пришел на площадку (хотя их эпизоды не совпадали), чтобы познакомиться со своим "предшественником", как он его называл.
Но с дебюта в "Собачьем сердце" сценическая карьера Карая только началась. Затем он снимался в короткометражном фильме "Переэкзаменовка", в детской сказке Одесской киностудии "Рок-н-ролл для принцессы" и в эпизодических ролях в фильмах "Навеки 19-летний" и "Свадебный марш".
Таковы две истории "хвостатых актеров" - такие разные и в то же время такие одинаковые. Собака в кадре всегда вызывает у телезрителя массу положительных эмоций. Отчасти благодаря роли Карая "Собачье сердце" стало одной из лучших постановок Булгакова. Впереди премьера "Мастера и Маргариты" с участием Айкора. Как воспримут этот фильм? Поживем - увидим...
Софья ПРОКОШЕВА

Случилось горе. Прокуратор Иудеи Пилат Понтийский, всадник Золотое Копьё сидел на ложе, освещенном луной, и глаза его были воспалены от вина и бессонницы. Пилату снова не спалось. Он гладил своего пса непривычно дрожащей рукой и тяжело вздыхал. Горе случилось сегодня утром, и это было заметно во всём. Прокуратор чувствовал себя хуже, чем обычно: к глодающей головной боли добавилась еще и новая, почти позабытая душевная. Вздохнув в очередной раз, игемон заговорил с собакой: - Банга… Банга, друг мой… Ты понимаешь меня сейчас? Эх, да что там, - я сам теперь плохо себя понимаю. Пес поднял глаза на хозяина, издав жалобный звук. - Что же это такое со мной творится? – отрывисто думал Пилат, - Даже и не знаю, что делать… - Банга, что мне делать? – произнес он вслух. Пес снова тихонько заскулил и посмотрел на луну. На лице прокуратора промелькнуло болезненное подобие улыбки. - Что, на Луну повыть предлагаешь?.. Впрочем, все это глупости. Вот если бы ты был человеком, а, Банга? Сейчас бы я тебя обнял, а ты бы похлопал меня по плечу… Пилат снова чему-то усмехнулся и, сняв плащ и тяжелый военный пояс, лег наконец-то спать. Рядом с ним, как и всегда, голова к голове, лежал верный Банга. *** - Доброе утро! Я рад-рад тебя видеть! Что тебе снилось? У тебя вид такой усталый почему-то… Понтий Пилат невольно вздрогнул и открыл глаза. Перед ним стоял неизвестный ему мужчина и, вероятно, именно он разбудил прокуратора подобной тирадой. Игемон приподнялся на ложе и прокашлялся. От неожиданности он даже не подумал позвать охрану; но – подумать только! – какой-то человек проник во Дворец Ирода, к святая святых – опочивальне прокуратора, и осмеливается разговаривать с ним в таком тоне! - Что вы здесь делаете? – спросил Пилат грозно. - Собственно говоря, я здесь спал, - ответил неизвестный. - А кто же вы такой будете? – Пилат повысил голос. - Я? Извини, но я – твой лучший друг, - немного обиженно произнес человек. Прокуратор наконец-то рассмотрел его получше. Мужчина как мужчина, около тридцати пяти лет, темноволосый, с северными, благородными чертами лица. Глаза – тоже темные и влажные. Приятная внешность, осанка военная. Только на носу – небольшое родимое пятно, портящее его и придающее ему сходство с… - Банга?! – воскликнул Пилат, пожалуй, слишком громко, так, что раб в саду расколол еще один кувшин. - Ну вот! – обрадовался человек, моментально расплываясь в улыбке, - А то ты уже чуть солдат не позвал, правда? Игемон все еще не мог прийти в себя и поверить в случившееся. «Это что же выходит? Я захотел, чтобы он стал человеком – и вот, пожалуйста…» - Нет. Все не так, как ты думаешь, - улыбнулся бывший пес. Прокуратор сам не заметил, как произнес свои мысли вслух. «Ба! – подумал он уже про себя, - Что я, сам за своими словами не слежу? Да, сильно я сдал в последнее время…» А Банга тем временем продолжал – голос у него был ровный, густой, как у порядочного молодого патриция: - Еще давным-давно, когда я был мальчиком, я довольно жестоко повелся с одним псом – очень странным псом, кстати. Черный такой, знаешь, и кучерявый. Что за порода?.. Но как впоследствии оказалось, это был не пес вовсе, а чародей, обернувшийся собакой. Он превратил меня в щенка… А теперь, как видишь, проклятие кончилось. Пилат все еще молчал, обдумывая произошедшее. На самом деле, будь Банга собакой, сейчас бы он приказал накормить их обоих, а затем – отпустил бы пса гулять по саду до обеда… - Ну так что, завтракать будем или нет? – приятный голос вновь оторвал прокуратора от размышлений. «Хм, ничего не поменялось, - едва заметно улыбнулся игемон, - Но теперь – только попробуй его не накорми! Не молчит ведь. Но – хорош, ничего не скажешь, хорош…» После завтрака немного удивленные рабы уносили посуду, а Пилат полулежал, держа в руках кратер с вином. На соседнем ложе расположился Банга и смачно, с удовольствием грыз кость. - Так, значит, тот колдун тебе отомстил? – спросил его хозяин. - Нет, скорее, наказал. Может, и правильно. За что я животных-то невинных мучил? - Гм! – только и произнес прокуратор, делая вид, что поперхнулся. - Ну да ладно, что сейчас вспоминать об этом! Теперь-то я снова человек. - И… что ты теперь собираешься делать? – медленно проговорил игемон, соображая, как объяснить Каифе и Афранию присутствие этого молодого человека. - Ну как что? То же, что и всегда, - улыбнулся Банга, - Ведь ничего не поменялось, правда? Наклонившись к прокуратору через стол, он лизнул Пилата в щеку. Тот одернулся молниеносным движением. - Ну, знаете ли! – попытался он изобразить праведный гнев и скрыть внезапный румянец, - Как это понимать, Банга? Quod licet Jovi, non licet bovi, - сквозь зубы закончил прокуратор. - Скорее наоборот, - произнес бывший пес, недобро сужая глаза. - Что – наоборот? - Quod licet bovi, non licet Jovi. Игемон нарочито удивленно поднял брови. - Ну, что естественно и прощается неразумному, по твоему мнению, животному, то совсем неуместно для человека, даже если он остается на тех же дружеских правах, так? Пилат коротко усмехнулся. Он посмотрел на человека, бывшего когда-то его верным товарищем, и покачал головой. - А ты, Банга, непрост… Совсем непрост, как я погляжу. Откуда у тебя эта склонность к философствованию? – сказал он. - А ты не слышал поговорку, что собаки похожи на своих друзей? - Хозяев, - поправил прокуратор. - Ага, значит, собака – уже не друг человека? Смерив нового Бангу с головы до ног, Пилат почувствовал раздражение. Какие же все-таки неприятные создания – люди! Как только они получают возможность говорить, сразу начинают качать права. Или высказывать то, в чем боишься признаться. С собакой как-то спокойней. «Неужели я трушу?» - мелькнула мысль где-то в глубоком подсознании прокуратора, но он быстро собрался, отогнав лишние думы. - Собака, конечно, друг… Но человек собаке – все-таки хозяин, - процедил игемон, ощупывая виски. - Знаешь, что? Тебе нужен хороший врач, вот что я скажу, - авторитетно заявил Банга, складывая руки на груди. - Нет хороших врачей, - мрачно проговорил Пилат, чувствуя, как новая волна боли накрывает его, - в Ершалаиме все врачи – шарлатаны. - Так уж и все? – снова сощурился его собеседник. Нехорошие глаза у «человекообразного» Банги, жестокие. Такие глаза были бы у совести, будь она одушевленной. Этот невинный разговор о враче вызвал у прокуратора цепь воспоминаний и словно вскрыл недавно затянувшуюся рану. И теперь совершенно некому пожаловаться на изводящую его боль. - Слушай, Банга… Ты не мог бы оставить меня одного? – с трудом произнес Пилат, снова присаживаясь на ложе. - Ты же болен. Как я тебя оставлю? – вопрос прозвучал почти как риторический. Сил возражать у игемона не было, и он велел затемнить комнату. Единственным, что немного облегчало его состояние, была мысль, что завтра он сможет покинуть ненавистный Ершалаим, и приступы прекратятся. А тут еще с собакой нужно что-то делать. То есть, не с собакой, а… Молодой человек бывший когда-то псом, сел подле прокуратора. Уставшие, покрасневшие от болезни глаза встретились с черными и лукавыми. Прищурившись, Банга заговорил, причем голос его звучал невыносимо громко: - Ну да, так я и думал. Боишься людей. Отталкиваешь любую привязанность, если она не молчит. Отодвигаешь любые отношения, далекие от формальных. Прикрываешься должностью, как щитом. Тебе ведь не врач нужен, Пилат… Один глаз Банги постепенно менял цвет, становился из черного безумно-зеленым, а голос его зазвучал неумолимо и властно: - Знаешь, не все в мире отношения подгоняются под старый шаблон «хозяин-подчиненный». И у людей, и у животных. И смысл не в том, можешь ли ты кого-то контролировать или нет… Страшные разноцветные глаза моргнули, и на их месте игемон увидел другие. Живые, теплые, с длинными ресницами. Добрые глаза. В ушах зазвенело и зашумело, и сквозь этот шум (точно в пустыне песчаная буря!) прокуратор услышал высокий, отдаляющийся голос. Голос этот звал за собой, словно говоря, что уже больше никогда не вернется: «Добрый человек! Игемо-о-о-он!..» «Иешуа!» - хотел вскрикнуть прокуратор и… проснулся. Он лежал на балконе, где и велел вчера постелить постель, и было около восьми часов утра. Рядом на ложе, голова к голове, спал верный Банга. У него была серая шерсть, мокрый нос (Пилат лично проверил) и обыкновенный собачий хвост. «Приснилось?» - судорожно думал прокуратор, отирая со лба ледяной пот, и, лишь ущипнув себя за руку, облегченно вздохнул. «Ф-фух… Приснится же этакое?.. Ну где, где еще такое видано, чтобы человек мог стать – другом человека?»