Свержение василия шуйского. Воцарение и правление василия шуйского

Почему царствование Василия Шуйского закончилось его свержением, Вы узнаете из этой статьи.

Причины свержения Василия Шуйского

Василий Иванович Шуйский (годы жизни 1552-1612) является потомком Рюриковичей и русским царем с 1606 года по 1610 год.

Стоит сразу отметить, что те времена были достаточно смутными. За власть и трон боролись Борис Годунов, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II и другие. Сам Шуйский находился в тайной оппозиции Борису Годунову, параллельно поддерживал Лжедмитрия I и после координировал заговор против него и занял российский трон. Царь из боярского окружения подавил громкое восстание Болотникова и в 1607 году подписал указ касательно 15-летнего сыска крестьян. Власть Василия Шуйского пошатнулась. Когда на арене появился Лжедмитрий II, Шуйский, желая как можно быстрее справиться с конкурентом, заключил в 1609 году договор со Швецией. Условия договора в конечном итоге не привели ни к чему хорошему. Москвичи низложили его с престола и насильно постригли в монахи. После его сдали Польше в плен, где он и умер.

Почему свергли Василия Шуйского?

Василия Шуйского свергли по следующим причинам:

  • Он выражал волю и интересы части бояр, которая не вошла в число Боярской думы Лжедмитрия II. Правление Шуйского приобрело характер Гражданской войны.
  • Заключенный договор со Швецией привел к польской интервенции.
  • Поговаривают, что Василий отравил своего племянника Скопина-Шуйского с целью избавиться от еще одного конкурента.
  • 24 июня 1610 года совершилось сражение поляков с русскими. Под Клушиным войска Шуйского были разбиты, что подорвало окончательно его авторитет.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, почему свергли Василия Шуйского.

Василий родился в 1552 году в семье Ивана Андреевича и Анны Федоровны Шуйских. Воспитывался вместе с братьями Андреем, Дмитрием и Иваном. Особых сведений о детстве будущего правителя не сохранилось.

В молодом возрасте Василий Иванович стал интересоваться политикой. Он вступил в Московскую судную палату и добился повышения по службе. Стал боярином. Князь постоянно принимал участие в военных походах.

После смерти Василий сначала выступил с другими боярами против Богдана Вольского, а потом стал противником Бориса Годунова.

В 1591 году Василий Шуйский расследовал причины внезапной смерти царевича Дмитрия. Следствие подтвердило, что он умер в результате несчастного случая, что, по мнению современников, было на руку Борису Годунову.

В 1598 году, после смерти царя Федора Иоанновича, Шуйский входил в число претендентов на русский престол. Его знатность и близость к пресекшейся династии позволяли ему на это надеяться. Но царем стал Борис Годунов, который мучил князя своей подозрительностью и недоверием. Чтобы уцелеть, Василию Шуйскому надо было обладать незаурядной выдержкой и осторожностью, и эти качества у него были в избытке.

В 1604 году в российских пределах появился самозванец Лжедмитрий. Василий Иванович на Красной площади при большом скоплении народа несколько раз заявил, что это, несомненно, самозванец, а настоящего царевича Дмитрия он лично хоронил в Угличе. Успокоенный этим заявлением, Борис Годунов отправил Шуйского с войсками против Лжедмитрия. Разгром войск самозванца затянулся. В апреле Борис Годунов умер, и царем стал его сын Федор.

Это правление было недолгим. Через несколько месяцев войско присягнуло Лжедмитрию. Волнения в столице достигли максимума. По одной из версий, Василий Шуйский в этот раз исказил правду и сказал, что самозванец - истинный царевич. Этого было достаточно, чтобы решить судьбу Годуновых. 10 мая молодой царь и его мать были задушены людьми Лжедмитрия.

Василий Шуйский встречал самозванца в Туле, и в результате был прощен. Действия продолжились 20 июня, когда Дмитрий въехал в Москву. Через три дня Шуйский был арестован. Ему припомнили все прошлые грехи, и Дмитрий велел судить его Земскому собору. Шуйский держался очень мужественно и не отказывался от своих показаний. Результат суда был предсказуем - Шуйского приговорили к смертной казни. Правда, через несколько дней она была заменена ссылкой, а все имущество Шуйских отошло в казну.

30 июля состоялось венчание на царство Дмитрия. По этому поводу была объявлена амнистия. Дмитрий простил всех опальных, в том числе и Шуйского. Ему вернули боярство и все вотчины.

Восстановившись в прежней власти, князь Василий Иванович возобновил и свою заговорщицкую деятельность.

В ночь с 16 на 17 мая 1606 года в Москву вошел отряд заговорщиков, занял все ворота и полностью изолировал Кремль. Лжедмитрий I был убит.

19 мая на Красной площади при огромном скоплении народа было предложено избрать на царство Василия Ивановича Шуйского.

Василий Иванович Шуйский - русский царь

Василий Шуйский венчался на царство 1 июня 1606 года. Венчание прошло скромно. Сразу после этого был поставлен новый патриарх. Им стал бывший казанский митрополит Гермоген, последовательный противник Лжедмитрия.

При вступлении на трон Шуйский дал «крестоцеловальную запись» не решать никаких важных вопросов без Государевой (Боярской) думы.

Стараясь снять вопросы, которые могли возникнуть в будущем о смерти царевича Дмитрия, Василий Иванович распорядился привезти из Углича его тело, и 3 июня мощи Дмитрия были выставлены в Архангельском соборе. Однако эти действия не смогли остановить новую нарождающуюся смуту.

Василий Шуйский старался обзавестись надежными сторонниками, и всем боярам - участникам переворота 1606 года жаловал новые земли с крепостными, дал определенные льготы. Но параллельно он продолжил вводить ужесточения в экономической сфере. В первую очередь выросли барщина и оброк, что создавало дополнительное недовольство. Появилось большое количество беглых крестьян и холопов.

Складывающееся социальное напряжение привело к восстанию Ивана Болотникова (1606-1607 годы). Правительству пришлось принимать срочные меры для объединения дворянства и боярства в борьбе с восставшими. На первом этапе властям удалось справиться с ними. Те, кто остался от армии Болотникова, переметнулись на сторону самозванца.

В 1607 году новый самозванец - Лжедмитрий II - начал наступление на Москву. Первоначально его действия имели успех - были захвачены многие русские города. Штурмовать Москву он не решился и обосновался в ближнем Подмосковье, в селе Тушино.

Своих сил для борьбы с самозванцем у Василия не хватало, и он был вынужден пригласить в Россию шведские войска. Для этого ему пришлось принять все условия шведов, что вызвало большое недовольство в обществе. Действия Швеции вызвали недовольство Польши и привели к открытой интервенции с ее стороны. Поляки двинулись вглубь страны и осадили Смоленск. А 24 июня 1610 года объединенное русско-шведское войско было разгромлено поляками под селом Клушино, возле Вязьмы. Дорога на Москву была открыта.

Василий Шуйский остался без поддержки. Московские бояре выдвинули ему ультиматум, в котором требовали сложить царскую власть. 19 июля его насильно постригли в монахи и заточили в Чудовом монастыре. Московские бояре пошли дальше, и в сентябре 1610 года сдали бывшего царя вместе с семьей полякам. Польский гетман Жолкевский отвез его в Польшу, где он был помещен в Гостынский замок. Там Шуйский и скончался в 1612 году.

Портрет Василия Шуйского

Не стало Скопина как раз в ту пору, когда особенно нужен был высокодаровитый вождь, и притом любимый войском. Тушинский вор уже был не опасен Москве; но зато с запада надвигалась на нее и Василия Шуйского более страшная гроза. Когда победы Скопина и его движение к Москве, с одной стороны, а с другой – вторжение Сигизмунда в русские пределы рассеяли тушинское скопище, положение русских бояр и служилых людей, перешедших на сторону самозванца, стало очень затруднительным. Что им оставалось делать? Бежать за самозванцем, потерявшим всякую надежду на успех, было бы совсем неразумно. Идти с повинной головой к Василию Шуйскому было уже поздно. Он щадил и даже жаловал своих каявшихся изменников тогда, когда уходили они от сильного его врага, а теперь мог посмотреть на них совсем иначе. Русские тушинцы решились искать милости у польского короля.

31 января 1610 г. к Сигизмунду явилось их посольство. Тут были люди разных чинов: знатные бояре, дьяки, дворяне... Главными представителями были боярин Михаил Салтыков с сыном Иваном и дьяк Грамотин, ловкий, смышленый, но безнравственный делец.

Большим праздником для тщеславного Сигизмунда было прибытие русского посольства к нему в стан. Торжественно принимал он посольство противников Василия Шуйского в своем шатре, окруженный сенаторами. Униженно приветствовали короля русские послы: Михаил Салтыков поцеловал руку ему и сказал приветствие, поздравил его с прибытием в Русскую землю, заявил, что московский народ расположен к нему и желает отдаться под его покровительство и вверить ему свою участь. А Иван Салтыков выразил от всего русского духовенства благодарность королю за то, что он пожаловал в московскую землю, соболезнуя о всеобщей смуте и разорении ее областей, чтобы при Божией помощи водворить в опустошенной стране мир и спокойствие. Затем дьяк Иван Грамотин сказал самое главное, что всякого звания московские люди бьют челом королю и выражают желание возвести на московский престол вместо Василия Шуйского королевича Владислава с тем только, чтобы король не нарушал святой веры греческого закона, которую столько веков блюли московские люди.

Таким образом, эти послы, выражавшие на самом деле волю только русских изменников, говорили с королем от имени всей Русской земли – являлись самозваными представителями ее и предавали ее Сигизмунду, злейшему врагу русской народности и православия.

Всем лживым уверениям этих послов король верил или притворялся, что верит: это ему было очень выгодно – являлся удобный повод свергнуть Василия Шуйского и водворить польскую власть в Москве.

4 февраля заключен был между королем и посольством договор. Главные условия его заключались в том, чтобы Владислав венчался на царство в Москве по старому обычаю; чтобы святая вера греческого закона осталась неприкосновенною и "учители римские, лютерские и других вер – раскола церковного не чинили; чтобы перемена законов зависела от бояр и всей земли и царь не казнил никого, не осудя прежде с боярами и думными людьми". Стало быть, Владиславу предлагалось не самодержавие, а ограниченная царская власть, какая была у Василия Шуйского. Любопытно следующее условие: "Для науки вольно каждому из народа московского ездить в другие государства христианские, кроме басурманских, поганских , и государь отчин, имений и дворов ни у кого за то отнимать не будет". Видно, что со времен Бориса и Лжедмитрия I мысль о необходимости сближения с Западом и просвещения уже укоренилась и окрепла. Но в то же время тушинские послы требовали, чтобы крестьяне оставались прикрепленными к земле и чтобы холопам вольности не было дано.

И вот как раз в то время, когда русские изменники готовились предать Москву и русский престол в руки полякам, не стало того вождя, в котором лучшие русские люди видели надежду на спасение от внутренних и внешних губителей Русской земли.

Василия Шуйского не любили и не уважали... Нелюбовь к нему сказывалась уже и раньше, и притом очень сильно. Так, 17 февраля 1609 г., когда тушинцы заградили пути в Москву и там настала сильная нужда и дороговизна, то поднялся мятеж, и шумная толпа служилого и черного люда стала дерзко кричать: "Надо переменить царя! Василий сел самовольством, не всею землею выбран!"

Толпа мятежников, по звону набатного колокола, наполнила Красную площадь. Из толпы раздались крики: "Князь Василий Шуйский не люб нам на царстве! Его одна Москва выбрала!"

Несдобровать бы тогда Василию Шуйскому: у него было много и явных врагов, и тайных недоброхотов меж боярами, желавших его свергнуть; но на этот раз его выручил патриарх Гермоген.

– До сих пор Москва, – сказал он народу, – всем городам указывала, а не другие города указывали ей... А что кровь льется, то это творится по воле Божией, а не по хотению царя!

Своими увещаниями патриарх на время образумил мятежников. Но скоро открыт был тайный заговор погубить Василия. Главного виновника казнили. Положение Василия Шуйского становилось все хуже и хуже. Общее недовольство, крамолы и неудача за неудачей преследовали его.

Блестящие успехи Скопина, царского родича, на время примирили было народ с несчастным царствованием Василия Шуйского; но когда неожиданно скончался Скопин и народная молва, хотя и ложная, обвинила в его смерти царского брата и самого царя, то положение его сделалось крайне шатким. В рязанской земле Прокопий Ляпунов начинает волновать народ, требует свержения Василия Шуйского, заводит даже сношения с самозванцем, засевшим в Калуге. Заговорили громче прежнего недоброхоты Василия и в Москве... На свою беду, царь назначил главным предводителем войска, которое готовился вести на Сигизмунда покойный Скопин, своего бездарного брата Дмитрия, не любимого ни войском, ни народом.

Ополчение это, состоявшее по большей части из новобранцев, предводимое неискусным и нелюбимым вождем, двинулось к Можайску. Сигизмунд отправил навстречу русским отряд своего войска под начальством гетмана Жолкевского. Встреча произошла 24 июня 1610 г. между Москвой и Можайском, у деревни Клушино. Первым же напором поляки обратили в бегство русскую конницу, смяли пехоту; наемные иноземцы из русского войска стали передаваться на сторону поляков. Рать Василия Шуйского была разбита наголову. Дмитрий Шуйский и другие воеводы позорно бежали.

После этой победы Жолкевский двинулся к Москве, провозглашая повсюду царем королевича Владислава, а Василия Шуйского – свергнутым. Город за городом сдавались ему, и он уже приближался к столице. С другой стороны спешил к ней Лжедмитрий II из Калуги и 1 июля стал в Коломенском селе; он рассчитывал, что Москва в крайности скорее признает его власть, чем Владислава. Москва волновалась. Грамоты Жолкевского, в которых он сулил Русской земле мир, спокойствие и всякие благодати, если она признает своим царем Владислава, раскидывались по улицам, ходили по рукам, читались громогласно на сходках. Люди, преданные самозванцу, с своей стороны, мутили народ... Многие, не желая повиноваться Василию Шуйскому и думая свергнуть его, вовсе не хотели попасть и в руки самозванцу и тайно согласились с тушинцами, что те покинут его, а москвичи сведут Василия с престола и выберут всей землей нового царя.

Положение Шуйского в Москве становилось со дня на день труднее. Готовилось его свержение.

17 июля Захар Ляпунов с толпой соумышленников явился во дворец и стал дерзко говорить Василию Шуйскому:

– Долго ли за тебя будет литься кровь христианская? Земля запустела; ничего доброго в твое правление не делается! Сжалься над нашей гибелью, положи царский посох, а мы уже сами о себе подумаем!..

Дерзость Ляпунова возмутила Василия Шуйского; он стал бранить мятежника, даже схватился за нож... Но на эту угрозу дюжий Ляпунов ответил:

– Не тронь меня, а не то сомну тебя всего!

В тот же день за Москвой-рекой, у Серпуховских ворот, собралась большая сходка. Тут были бояре, дворяне, торговые люди и проч. Бояре и всякие люди приговорили: бить челом Василию Шуйскому, чтобы он царство оставил, для того что кровь многая льется, а в народе говорят, что он государь несчастливый, многие города украинские его не хотят, и надо его свергнуть. Против этого приговора говорили только некоторые бояре да патриарх, но их не послушали.

С тяжелым поручением сообщить этот приговор Василию Ивановичу и предложить ему в удел Нижний Новгород отправился во дворец царский свояк, князь Воротынский. Василию Шуйскому ничего более не оставалось делать, как отказаться от власти; он из дворца переехал в свой боярский дом.

После этого главные виновники совершившегося свержения послали сказать тушинцам, что Василий сведен с престола и теперь очередь за ними – исполнить свое обещание отстать от самозванца. На это тушинцы насмешливо ответили: "Вы не помните своего крестного целования, и потому своего царя с царства свели, а мы за своего помереть рады!"

Некоторые уже стали жалеть, что свергли злосчастного Василия Шуйского, а патриарх стал требовать, чтобы снова признали Шуйского царем. Многие соглашались с ним. Тогда Захар Ляпунов и его сообщники, опасаясь, чтобы этого не случилось, поспешили в дом к Шуйскому, взявши с собою монахов из Чудова монастыря, и заявили Василию Ивановичу, что для успокоения народа он должен постричься в монахи. Тот вовсе этого не желал, всячески противился, кричал, что он решительно не хочет постригаться. Все было напрасно! Обряд пострижения над Василием Шуйским совершен был насильно: Ляпунов держал его за руки, а князь Тюфякин произносил за него монашеские обеты.

Пострижение Василия Шуйского в монахи. Картина Б. Чорикова, 1836

Патриарх негодовал. Он заявил, что это пострижение не имеет никакой силы, что монахом стал не Шуйский, а тот, кто произносил обеты. Но свергнутого Василия Шуйского свезли в Чудов монастырь. Жена его тоже была пострижена, а братья заключены.

Василий Иванович Шуйский. Родился в 1552 году - умер 12 (22) сентября 1612 года. Русский царь Василий IV Иоаннович (1606-1610). Последний царь из рода Рюриковичей.

Василий Шуйский родился в 1552 году.

Отец - Князь Иван Андреевич Шуйский (1533-1573), русский государственный и военный деятель, боярин (с 1566), воевода в Смоленске (1569), сын князя Андрея Михайловича Шуйского, убитого псарями .

Мать - Анна Фёдоровна, ее происхождение неизвестно.

Братья: Андрей Иванович, Дмитрий Иванович, Александр Иванович, Иван Иванович (Пуговка).

Весь влиятельный клан Шуйских был представлен при дворе.

С 1584 года Василий Шуйский - боярин и глава Московской судной палаты.

В походах 1574, 1576, 1577 и 1579 годов - рында с большим сайдаком (оруженосец-телохранитель Великого князя).

Летом 1581 года - воевода Большого полка во время похода к Серпухову.

В июле 1582 года - воевода Большого полка в походе к Новгороду (при брате Андрее).

Воевода полка правой руки в походе к Серпухову в апреле 1583 года.

Воевода смоленский в 1585-1587 годах.

По неизвестным причинам был в непродолжительной ссылке в 1586 году.

Во время преследования Шуйских царем с 1587 году находился в ссылке в Галиче. В 1591 году Борис Годунов, уже не видя опасности в Шуйских, возвращает их в Москву. С тех пор Шуйские в целом вели себя лояльно.

В 1591 году вёл следствие по делу царевича Дмитрия. Будучи под строгим надзором Годунова, Шуйский признал причиной смерти царевича самоубийство - несчастный случай. С этого же года вновь введён в Боярскую думу. После этого был воеводой новгородским. В 1598 году - первый воевода полка правой руки в армии Мстиславского в Крымском походе к Серпухову.

С января 1605 года был воеводой полка правой руки в походе против Лжедмитрия I, и в битве при Добрыничах одержал победу. Однако, не сильно желая победы Годунова, бездействием дал усилиться самозванцу.

После смерти Годунова пытался осуществить переворот, однако был арестован и сослан вместе с братьями. Но Лжедмитрий I нуждался в боярской поддержке, и в конце 1605 года Шуйские вернулись в Москву.

В ходе вооружённого народного бунта 17 (27) мая 1606 года, организованного Василием Шуйским, Лжедмитрий I был убит, а 19 (29) мая группа приверженцев Василия Ивановича «выкликнула» Шуйского царём.

Царствование Василия Шуйского

Василий IV Шуйский коронован 1 (11) июня 1606 года Новгородским митрополитом Исидором. При этом он дал крестоцеловальную запись, ограничивавшую его власть. В начале июня правительство Шуйского объявило Бориса Годунова убийцей царевича Дмитрия.

Шуйский пытался укрепить войско после унизительных поражений, нанесённых царской армии сторонниками Лжедмитрия. При нём в России появился новый воинский устав - результат переработки немецких образцов. В то же время усилились центробежные тенденции, наиболее заметным проявлением которых было восстание Болотникова, подавленное только в октябре 1607 года.

В августе 1607 года на смену Болотникову пришёл новый претендент на престол - Лжедмитрий II. Царские войска были разбиты под Болховом (1 мая 1608). Царь со своим правительством был заперт в Москве, под её стенами возникла альтернативная столица со своей правительственной иерархией - Тушинский лагерь.

К концу 1608 года Шуйский не контролировал многие регионы страны. Выборгский трактат начала 1609 года обещал территориальные уступки шведской короне в обмен на вооружённую помощь царскому правительству. Командование русско-шведской армией принял на себя князь М. В. Скопин-Шуйский. Многие видели в молодом и энергичном полководце преемника пожилого и бездетного государя.

Свержение и плен Василия Шуйского

Несмотря на то, что большая часть страны была освобождена от антиправительственных сил к марту 1610 года, в сентябре 1609 года в пределы России вторгся польско-литовский король Сигизмунд III, осадивший Смоленск. Сам царь Василий Шуйский не был популярен в народе. Кроме того, антишуйские настроения в Москве были подогреты неожиданной смертью молодого полководца Скопина-Шуйского.

Поражение войск Дмитрия Шуйского под Клушином от армии Сигизмунда 24 июня (4 июля) 1610 и восстание в Москве привели к падению Шуйского. 17 (27) июля 1610 частью боярства, столичного и провинциального дворянства Василий IV Иоаннович был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи , причём, отказался сам произносить монашеские обеты. В сентябре 1610 он был выдан - не как монах, а в мирской одежде - польскому гетману Жолкевскому, который вывез его и его братьев Дмитрия и Ивана в октябре под Смоленск, а позднее в Польшу. В Варшаве царь и его братья были представлены как пленники королю Сигизмунду и принесли ему торжественную присягу.

Бывший царь умер в заключении в Гостынинском замке, в 130 верстах от Варшавы, через несколько дней там же умер его брат Дмитрий. Третий брат, Иван Иванович Шуйский, впоследствии вернулся в Россию.

В 1635 году по просьбе царя Михаила Фёдоровича останки Василия Шуйского были возвращены поляками в Россию. Василия погребли в Архангельском соборе Московского Кремля.

Василий Шуйский. Смутное время

Личная жизнь Василия Шуйского:

Дважды был женат.

Первая жена - княжна Елена Михайловна Репнина (ум. 1592), дочь известного боярина князя Михаила Петровича Репнина, казненного в 1564 году Иваном Грозным за отказ надеть потешную маску и быть шутом (был зарезан прямо в церкви, у алтаря).

Почему Шуйский женился на сироте Репниной - непонятно. По мнению историков, этот брак с дочерью казненного боярина выглядит нелогичным, особенно если учесть, что другой брат - князь Дмитрий Иванович - был женат на дочери Малюты Скуратова. Первый брак был бездетным, из-за чего закончился разводом.

Вторая жена - княжна Мария Петровна Буйносова-Ростовская , в девичестве Екатерина, в иночестве Елена (ум. 1626), дочь князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского.

Второй брак состоялся уже после вступления на престол. Вторая женитьба, к которой царь Василий Иванович не слишком стремился, состоялась только из соображений династической целесообразности.

В нем родились две дочери - Анна и Анастасия.

Царевна Анна Васильевна (1609 - 26 сентября 1609 года), умерла во младенчестве. Была погребена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле, после его разрушения большевиками останки, вместе с прочими были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где находятся и сейчас. Гробница была найдена в ходе работ по исследованию некрополя Вознесенского монастыря в Кремле. Исследователь некрополя Вознесенского монастыря Т. Д. Панова приводит надпись на крышке саркофага: «Лета 7118 сентября в 26 ден на памят святаго апостола Ивана Богослова преставис дще государя царя и великого князя Василия Ивановича всея Руси царевна и великая княжна Анна Васильевна всея Руси».

Боярин, князь. Русский царь. Находился на престоле с 19 (29) мая 1606 года по 17 (27) июля 1610 года. Единственный из русских царей умер в плену на чужбине.

Родословная

Принадлежал к древнему княжескому роду, который представлял собой суздальскую ветвь , восходящую, по мнению большинства историков, к Андрею Ярославичу, великому князю Владимирскому и младшему брату . Сам Василий Шуйский считал своими прямыми предками именно Александра Невского и его третьего сына князя Андрея Александровича Городецкого, также занимавшего владимирский великокняжеский стол.

Отец - боярин князь Иван Андреевич Шуйский, видный государственный деятель и воевода в царствование . Мать - Анна Фёдоровна (точное происхождение неизвестно). Братья - Андрей, Дмитрий, Иван Пуговка - были боярами, занимали ответственные административные и военные должности. Был дважды женат, выбор невест Елены Михайловны, княжны Репниной-Оболенской и Марии Петровны, княжны Буйносовой-Ростовской, скорее всего, определялся династическими соображениями. Потомства не оставил, две дочери от второго брака умерли во младенчестве.

Придворная служба

Служба молодого князя при дворе , начавшаяся в 1570-е годы, шла успешно, несмотря на настороженное отношение грозного и мнительного царя к знати. В 1582/83 году князя Василия даже арестовывали по причине, оставшейся неизвестной, но вскоре освободили на поруки братьям. Тем не менее, в 1584 году он уже имел чин боярина и вёл важные судебные дела. Карьере Василия Шуйского способствовал брак его младшего брата Дмитрия с Екатериной, дочерью думного дворянина Григория Лукьяновича Малюты Скуратова из рода Бельских. Другая дочь этого самого влиятельного опричника была замужем за . Родственные связи отнюдь не ослабили постоянную борьбу между двумя влиятельными боярами и будущими царями. Их противостояние, пожалуй, осталось самой примечательной чертой Василия Шуйского в русском историческом сознании и закреплено А.С. Пушкиным в зачине трагедии «Борис Годунов», начинающейся с нелицеприятных слов князя о бесстыдно и преступно рвущемся к царской власти Борисе. Борьба за влияние на молодого и неспособного к управлению царя Фёдора Иоанновича (1584-1598) была Шуйскими проиграна Годунову вчистую и князь Василий, будучи тогда воеводой в Смоленске, угодил, как и его сородичи, в ссылку. В 1587 году его обвинили в измене, в тайных поездках под видом охоты за рубеж. Постепенно гнев Годунова утих, и в апреле 1591 года князя Василия вернули в Москву. Почти сразу же произошли судьбоносные для страны и для него самого события. 15 мая 1591 года в Угличе погиб , главой комиссии для расследования дела был назначен Шуйский. Видимо, Годунов полагал, что выводы, представленные вельможей, еще недавно пребывавшим в опале, и к тому же опытным судейским чиновником, будут приняты как справедливые и непредвзятые. Уже 30 мая комиссия закончила работу в Угличе, а 2 июня доложила в Боярской думе свои выводы о несчастном случае с больным царственном ребёнком и злокозненных родственниках царевича Нагих, поднявших бунт против царских слуг. Официальные результаты «угличского дела» позволили Шуйскому вернуться в судебную и административную элиту, например, на должности главы Рязанского Судного приказа или воеводы в Великом Новгороде, но вряд ли вернули полное доверие Годунова. Тот даже запретил бездетному князю жениться второй раз, чтобы не плодить конкурентов на престол.

Смута

Недоверие к Шуйскому не исчезло даже после победы, одержанной над самозванцем Лжедмирием I при Добрыничах 21 января 1605 года царским войском, где князь Василий был вторым воеводой после князя Ф.И. Мстиславского. В своих подозрениях Годунов оказался прав, хотя сам уже не узнал об этом из-за смерти, которая произошла 13 апреля 1605 года. Отозванный в Москву на помощь наследнику Фёдору Борисовичу, Шуйский не просто в июне 1605 года перешел на сторону самозванца, но «признал» в нём подлинного царевича. Он заявил, что выводы следствия 1591 года явились подлогом в угоду Годунову, а на самом деле остался жив и теперь по праву вернул отцовский престол. Однако как очень информированный и авторитетный свидетель он был опасен и был приговорен к смертной казни, которую отменили в последний момент и заменили тюремным заключением. Через несколько месяцев князь Василий был возвращен ко двору и даже приближен к самозванцу, которому он отомстил еще более жестоко, чем Годуновым, распространяя сведения о гибели настоящего царевича среди москвичей и собиравшегося для войны с Крымом дворянского ополчения, подстрекая их к бунту и вместе с другими представителями знати готовя заговор. Мятеж и дворцовый заговор завершились убийством самозванца 17 мая 1606 года.

Правление

19 мая 1606 года Василий Иванович Шуйский был провозглашен царём перед восставшим народом на Лобном месте на Красной площади. 1 июня он был венчан на царство в Успенском соборе Московского Кремля. В новом качестве Шуйский постарался по возможности замолить свои грехи, интриги, клятвопреступления, прежде всего, перед церковью. Нередко это делалось всенародно. Чтобы закрыть окончательно вопрос об угличской трагедии, Шуйский третий раз кардинально меняет версию тех событий. Царевич действительно погиб, по его утверждению, в 1591 году, но не в результате случайности, а был зарезан. Окончательно уверить всех в насильственной и мученической смерти Дмитрия Ивановича должны были его канонизация и обретение святых мощей, которые были торжественно перенесены крестным ходом из Углича в Москву в Архангельский собор в великокняжескую и царскую усыпальницу. Церемонии и обряды в рамках этих торжеств провели Филарет, митрополит Ростовский и Ярославский, бывший до пострижения боярином Фёдором Никитичем Романовым, и , митрополит Казанский, впоследствии прославленный как священномученик. Именно Ермоген при поддержке нового царя стал 3 июля 1606 года первосвятителем русской церкви вместо низведенного с патриаршего престола Игнатия, ставленника . Кроме того, Шуйский вернул в Москву низложенного при самозванце бывшего первого русского патриарха , чтобы испросить прощение за нарушение крестоцеловальной клятвы царю Феодору Борисовичу Годунову. В знак примирения с и его несчастной семьей Шуйский, хотя и возложил на своего прежнего соперника ответственность за убийство царевича Дмитрия, приказал перезахоронить с почестями прах бывшего царя, его сына и жены в Троице-Сергиевом монастыре.

Стремясь ослабить обвинения в нелигитимном приходе к власти без избрания , Шуйский дал «крестоцеловальную запись». В ней он обещал никого не казнить без судебного решения, принятого царём с боярами; не конфисковать имущество у родственников осуждённых, если те не были соучастниками преступлений; не принимать ложных доносов и наказывать подобных доносчиков; без вины никого не подвергать царской опале. Это дало основание ряду историков говорить об одной из первых попыток законодательного ограничения царской власти. Также он пытался упорядочить в интересах казны, землевладельцев и служилых людей их правовые отношения с зависимыми людьми и холопами. Среди принятых законов было Уложение 9 марта 1607 года, признавшее крестьян крепостными тех владельцев, за кем они были записаны в писцовых книгах начала 1590-х годов, и устанавливавшее срок сыска беглых крестьян в 15 лет.

Попытки Шуйского переломить в свою пользу политическую и нравственно-психологическую обстановку в обществе не увенчались успехом. В 1605-1606 годах последовали один за другим два кровавых переворота, которые сопровождались убийствами носителей верховной власти и тем самым поощряли насильственные методы достижения целей, развязывали руки сторонникам самых радикальных действий, освобождали от прежних клятв и присяг, расшатывали государственный аппарат и вооруженные силы государства. Россия все больше втягивалась в Смуту - гражданскую войну. Противники Шуйского вновь и вновь использовали слух об очередном чудесном спасении , под лозунгами возвращения которого к власти собирались все недовольные или просто стремящиеся к быстрой наживе. В 1606 году крупнейшим антиправительственным выступлением стало восстание под предводительством Ивана Болотникова, в ходе которого мятежники осадили Москву. Царю Василию пришлось лично вести в бой верные войска. Ему удалось после удачного сражения 2 декабря 1606 года отбросить восставших от столицы и заставить их уйти сначала в Калугу, а затем в Тулу. 21 мая 1607 года царь вновь лично выступил в поход, который закончился 10 октября сдачей Тулы - главного опорного пункта мятежа. Шуйский дал обещание сохранить жизнь руководителям восстания - Болотникову и Илейке Муромцу, но, как это случалось и раньше, не счел нужным его сдерживать. Расправа над вожаками одного восстания не привела к замирению страны, во главе нового мятежа встал очередной самозванец . К беглым холопам и крестьянам, к бунтовавшим казакам и служилым людям юга России присоединились военные отряды из Речи Посполитой. В битве под Болховом 30 апреля и 1 мая 1608 года армия под командой царского брата князя Дмитрия Шуйского была разбита, войска подошли к Москве и встали лагерем в селе Тушино, где создали параллельные органы власти. Из-под власти Шуйского к «тушинскому вору» ушли многочисленные города, обширные территории, перебежало немалое число бояр и служилых людей. Москва оказалась вновь в осаде. Царь направил в Новгород своего племянника боярина князя просить помощи у шведского короля Карла IX в обмен на уступку Швеции города Корелы с уездом. В 1609 году насилия и грабежи польско-литовских и казацких отрядов, служивших самозванцу, вызвали выступление против него жителей Замосковных городов и Русского Севера. Одновременно начался поход к Москве армии князя Скопина-Шуйского, которая в ряде сражений разбила войска самозванца и 12 марта 1610 года вошла в Москву, сняв осаду со столицы. Значительная часть городов и уездов страны признала власть царя Василия. Однако князь Скопин-Шуйский неожиданно скончался после пира 23 апреля 1610 года. Пошли слухи о том, что его отравила свояченица царя Екатерина Григорьевна по наущению зятя и супруга, опасавшихся притязаний прославленного полководца на трон, наследником которого официально считался её муж Дмитрий Шуйский как брат бездетного Василия. Это событие нанесло сильный удар по престижу царя и боеспособности армии в тот момент, когда началась польско-литовская интервенция.

Еще в сентябре 1609 года король Речи Посполитой Сигизмунд III перешел русскую границу и осадил Смоленск, призвав к себе польско-литовскую шляхту, до того времени служившую Лжедмитрию II. В битве при Клушине 24 июня 1610 года русская армия под командованием князя Дмитрия Шуйского была разбита. Польско-литовские войска подошли к Москве, но пока не спешили занять город, где произошел очередной государственный переворот. В столице 17 июля 1610 года было собрано своеобразное собрание под открытым небом, напоминавшее то ли древнее вече, то ли импровизированный собор. Оно прошло с участием духовенства, Боярской думы, командиров дворянских отрядов и воинских людей, находившихся в городе, жителей московского посада. На нём было принято решение о низложении царя, которого свели из царской резиденции на его старый боярский двор и взяли под стражу. 19 июля Василия Шуйского насильно постригли в монахи и заточили в московский Чудов монастырь. Также была пострижена и отправлена в Суздаль в Покровский монастырь его жена. Противники Шуйского, объединившиеся против него, не могли поделить власть между собой и решили отдать её иноземцам. Новое правительство, сформированное из представителей боярства и прозванное «Семибоярщиной», в августе 1610 года заключило договор об избрании на русский трон польского королевича Владислава (будущий король Владислав IV Ваза). В сентябре 1610 года бояре передали Василия Шуйского вместе с братьями Дмитрием и Иваном командующему польско-литовской армией гетману Станиславу Жолкевскому для вывоза их из Москвы и помещения в один из монастырей. Тот в нарушение предварительной договоренности с Думой увез пленников с собой к королю Сигизмунду III под Смоленск. За свои политические и военные ошибки Василию Шуйскому пришлось платить позором, который унижал всю Россию и тешил самолюбие её западных соседей. Его вместе с братьями и воеводой Михаилом Борисовичем Шеиным, руководителем героической обороны Смоленска в 1609-1611 годах, прекратившейся только, когда защитники перестали получить какую-либо помощь от остальной страны, заставили участвовать в качестве живых трофеев в церемонии триумфального въезда Жолкевского 29 октября 1611 года в Варшаву. Затем в королевском дворце в присутствии всей польской знати во время заседания сейма и в присутствии иностранных послов он был вынужден поклониться Сигизмунду III и целовать ему руку. Затем Шуйских поместили под стражу в замке в г. Гостынин в Мазовии, где Василий и скончался 12 (22) сентября 1612 года, вслед за ним через пять дней 17 (27) сентября умер князь Дмитрий. На родину в 1620 году смог вернуться только их брат Иван. Сама смерть Василия Шуйского была также использована польскими властями в пропагандистских целях. Останки его и брата Дмитрия были погребены в Варшаве в специально выстроенной усыпальнице, получившей название «московская каплица» («русская часовня»), с надписями, сообщавшими о польских победах, приведших к пленению московского царя. Правительство царя восприняло такие похороны как унижение для России. После заключения мирного договора между Россией и Речью Посполитой (1634) останки Василия Шуйского были переданы русской стороне и торжественно перезахоронены в 1635 году в великокняжеской и царской усыпальнице - Архангельском соборе Московского Кремля.