Тема родины в лирике Лермонтова. Стихотворение «Родина

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…
А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.

Тема родины, России занимает в творчестве А.А. Блока ведущее место. Можно сказать, что это сквозной мотив лирики поэта. Поначалу, в ранней поэзии, тема России проявлялась в пейзажных зарисовках, изображении природы любимых мест. Подмосковье, Шахматово, Москва, Петербург и его окрестности – все это отразилось в поэзии Блока.
Более явственно и продуманно тема Родины прозвучала в стихотворении «Осенняя воля» (1905). Его считают первым серьезным воплощением этой темы в лирике Блока. Лирический герой испытывает чувство трагического одиночества. Ничто не может помочь герою. И только любовь к природе России помогает ему преодолеть это тягостное чувство. Пусть российские пейзажи бедны и невзрачны:

Битый камень лег по косогорам
Желтой глины скудные пласты
…..
Разгулялась осень в мокрых долах
Обнажила кладбища земля…

Но они глубоко родные, кровные. Только Россия может дать успокоение, смысл жизни, скупое счастье:

Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить, и плакать без тебя!

Развитие темы Родины происходит у Блока в стихотворении «Русь» (1906). Здесь Россия представляется поэту сказочно-колдовской землей:

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна…

Но, к сожалению, обладая огромными богатствами во всех областях жизни, Россия бедна и убога («утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»). Поэт чувствует кровное родство со всем русским, он хочет обрести обновление благодаря тесной связи со своей Родиной:

Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Сам Блок говорил, что в России для него все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Наиболее полно и серьезно его раздумья о своей стране отразились в поэтическом цикле «Родина» (1907-1916). Здесь поэт размышляет о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем. Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, особенности русского характера.
В своих рассуждениях герой не отстраняется, не судит со стороны. Для него любовь к Родине - чувство глубоко личное, похожее на любовь к жене или матери:

О бедная моя жена,
О чем так горько плачешь?

Одним из самых известных стихотворений цикла «Родина» является стихотворение «Россия» (1908). В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» - «расхлябанные колеи». Россия - страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!

Автору дорога именно деревенская, народная родина с ее простором, широтой и… нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта.
Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойничью красу!

Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины.
Последние две строки характеризуют особенности русского характера, отдающего себя с готовностью в руки любому «чародею». В этом образе скрыты многие правители Руси, «заманивающие» и «обманывающие» ее, как наивную девушку с «разбойничьей красой». Но автор понимает: что бы ни случилось, Россия «не пропадет, не сгинет». Она по сути своей сильнее всех бед и катастроф. «И лишь забота затуманит» ее «прекрасные черты». С годами любимая страна поэта не меняется:

Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты все та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

Россией были пролиты целые потоки слез, поэтому еще одна беда – это как очередная капелька, упавшая в реку. Но от несчастий красота страны не тускнеет.
Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу».
Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»
Кроме цикла «Родина» судьбам России Блок посвятил и цикл стихов «На поле Куликовом» (1908). Этот цикл посвящен истории страны, начиная татарским игом и заканчивая современностью. Герой «На поле Куликовом» - это и воин времен Куликовской битвы, и современник поэта, стоящий у порога «высоких и мятежных дней».
Россия предстает в этом цикле в образе степной кобылицы. Это символ движения и борьбы, преодоления «тоски безбрежной» и мглы «ночной и зарубежной».
В 1918 году Блок поверил, что для его любимой России наступают новые, лучшие времена. Свои надежды поэт отразил в стихотворении «Скифы»:

В последний раз – опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз – на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

Мне кажется, что А.А. Блок - удивительный поэт, горячо любивший свою Родину. Его произведения, посвященные этой теме, отличаются теплотой, сопереживанием, пониманием, искренней верой в лучшее будущее родной России.


«Ребята! не Москва ль за нами умрём те ж под Москвой,

Как паши братья умирали»

Жизнь современной России никогда не оставляла поэта равнодушным и всегда находила отклик в его творчестве. Наиболее яркие и злободневные стихотворения Лермонтова становились заметным явлением в жизни русского общества. Вспомнить хотя бы произведение, посвященное трагической гибели А. С. Пушкина. В стихотворении «Смерть Поэта» звучит не только гражданское негодование, но и явный протест против николаевской действительности, в которой гибнут самые талантливые люди России. Лермонтов обвинял высший свет и высокопоставленных чиновников, погубивших «свободный, смелый дар» Пушкина.

«Люблю отчизну я, но странною любовью — восклицает Лермонтов в стихотворении « Родина». В нём поэт создал великолепные картины русской природы: холодное молчание степей, «лесов безбрежных колыханье», подобные морям разливы рек. Степи, леса и моря — такие пейзажи характерны для русского фольклора, когда речь идёт об описании Родины. Затем поэт приводит нас в деревню, и перед читателями предстаёт картина жизни простых русских людей. Лермонтову близка и понятна эта жизнь:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

Н а пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Отношение Лермонтова к России всегда носило противоречивый характер. Поэт нежно любил русскую природу, народ, прославлял славное историческое прошлое страны. Но он видел Россию и с другой стороны: видел деспотическую и жестокую власть, подавляющую любое проявление свободной мысли. Вот почему поэт любит свою отчизну «странною любовью». Лермонтов сам называет чуждые ему формы патриотизма: его не интересует «слава, купленная кровью ». Он

любит Россию народную, крестьянскую: соломенные крыши, печальные деревни. В этом стихотворении патриотическая тема носит лирический характер.

«Родина» — одно из последних стихотворений Лермонтова, поэтому оно воспринимается как итоговое, обобщающее произведение. Любовь поэта обращена не к могучей империи, а к России народной. Лермонтов откликается душой на всё, что его окружает в родной стране, и не возникает сомнений, что ему бесконечно дороги и «чета белеющих берёз», и народная «пляска с топаньем и свистом » .
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

  • Образовательная цель: найти традиционные мотивы темы Родина и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.
  • Развивающая цель: развитие навыка анализа стихотворений А.Блока.
  • Воспитательная цель: воспитание чувства любви к своей стране через поэтику А.Блока.

Оборудование к уроку: тексты, презентация с репродукциями картин М. Врубеля. “Царевна – лебедь”, “Пан”, “Сирень”, “Лебедь”, “К ночи”.

Вступительное слово учителя.

В 1911 -1912 годах Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное “Собрание сочинений”. С тех пор поэзия Блока в сознании читателей существует как единая лирическая трилогия, а по словам поэта, “трилогия вочеловечения”. Собирательным образом всех книг становится Родина. На одном из литературных вечеров Блок читал стихи из разных циклов. Его спросили, нельзя ли что-нибудь из темы Россия. Блок сдержанно ответил: “Это - всё о России”. Действительно, какое бы стихотворение он ни написал, это радость, боль, тревога, восхищение -это всё о России. Кто может поспорить, что “Прекрасная Дама”, “Снежная маска”, “Фаина”, “Страшный мир”, “Скифы”, “Возмездие”, “Двенадцать” не о России. Но объять необъятное на одном уроке невозможно. Существует у Блока цикл стихов “Родина”. На уроке прочитаем несколько стихотворений из этого цикла.

Ещё в 1006 году Блок писал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...”. (Слайд №1, №2, №3).

Беседа о целях и задачах урока.

Вопрос к классу: Тема Родины новая в литературе?

Ответ: Нет.

Учитель: Следовательно, какие задачи урока мы поставим перед собой.

Ответ учащихся: Найти традиционные мотивы и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.

Учитель: В конце урока вы должны будете к уроку подобрать эпиграф. Это будет вашим пониманием темы урока. (Слайд №4)

Первое задание.

Учитель: Я предлагаю вам послушать стихотворение “Русь”. (Слайд №5)

С какой интонацией я читала?

Ответы учащихся: Интонация молитвы.

Учитель: Это не Россия – это Русь.

Какая она? Подобрать эпитеты. Найти излюбленные мотивы Блока.

Ответы учащихся: Древняя, дикая, колдовская. Русь, опоясана реками / И дебрями окружена,/ С болотами и журавлями, / И смутным взором колдуна Здесь и ночные хороводы, и ведуны, и ведьмы. Русь сказочная и непредсказуемая. Излюбленный мотив вьюги сопровождает колдовской образ девушки, придаёт особую поэзию древнего мира.

Учитель: Каково состояние лирического героя?

Ответы учащихся: Душевные метания, заблуждения и глубокая любовь к родине. Именно Русь спасает человека от потери духовной чистоты.

Живую душу укачала,
Русь на своих просторах ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Учитель: В композиции стихотворения какую особенность можно увидеть?

Ответ учащихся: Кольцевая композиция. С каким светлым молитвенным чувством начинается стихотворение, таким и заканчивается.

Учитель: То, что встречалось на пути, поэт часто узнавал по врубелевским картинам. - День спустя после похорон Михаила Александровича Врубеля Блок.А.А напишет: “С Врубелем я связан жизненно и похож на него лицом”. Обратимся к репродукциям картин Врубеля, найдём символические образы, ассоциативные ряды. (Слайд №6).

Учитель обращает внимание на картины “Царевна Лебедь”. 1990г, “Пан”,1899г,”Сидящий Демон”, 1890г, “Сирень”, “Лебедь” и другие.

Стихотворение из цикла Родина. “Россия”

(Слайд №7 прослушивание стихотворения “Россия”)

Второе задание. (Слайд №8).

Учитель: Найти общие черты изображения России с братьями по перу золотого века.

  • 1 ряд сравнивает стихотворение Лермонтова “Россия и стихотворение Блока “Россия”.
  • 2 ряд-стихотворение Пушкина “ Зимняя дорога” и стихотворение Блока “Россия”.
  • 3 ряд - отрывок из поэмы Гоголя “Мёртвые души” и стихотворение.Блока “Россия”.

Какие традиции русской классической литературы отчётливо прослеживаются в стихотворении “Россия”.1908 г.

Ответы учащихся: Образ дороги со всеми ее приметами проходит через все произведение. Он возникает в первой строфе:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи.

Эти емкие художественные детали: “три стертых... шлеи”, “спицы росписные”, “расхлябанные колеи” - опора для воображения читателя, дорисовывающего общую картину.

Образ мчащейся тройки возникает перед мысленным взором.

И на него ложатся пронзительные по силе чувства признания в любви к России:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые-
Как слёзы первые любви.
Образ человека - патриота.

Крест любви, веры, преданности и самопожертвования художника во имя спасения родины, быть верным долгу.

Образ женщины-труженицы, “с тоской острожной”.

Но здесь уже не колдуны и ворожеи, а русская женщина – крестьянка.

Анализ некоторых стихотворений из цикла “На поле Куликовом”. 1908 г. (Слайд №9, №10)

Учитель: Бесспорно, лучшее, что написал Блок о Родине, о её истории и современности, о подвиге служения своей стране – это цикл “ На поле Куликовом”. Цикл “На поле Куликовом” включает 5 стихотворений, связанных своим содержанием с известным историческим событием - Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая. “На поле Куликовом” - цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.”..

Именно в этом стихотворении звучит “О, Русь моя! Жена моя!”. Это совсем звучит по – новому. Никогда ещё в литературе так лично, предельно откровенно не была любима родина. Думается, что поэт – символист образ родины видит как любимую жену, мать, Божью Матерь-всё светлое, не запятнанное ничем. Символический образ допускает различные толкования. Но бесспорно одно: это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени:

Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма. В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем - прошлому. “Куликовская битва, - писал он в примечании к циклу,- принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение, Разгадка их еще впереди”. И, по его убеждению, время “возвращения” наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее. Отказавшись от слишком подвижного, “частушечного” четырехстопного хорея (первый черновой набросок), Блок обращается к более “строгому” классическому четырехстопному ямбу:

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.
Молись!

Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.

Задание третье.

Учитель: Выписать образы символы Родины.

Ответы учащихся: Скудная глина. О, Русь моя! Жена моя, тоска безбрежная, и вечный бой, степная кобылица, закат в крови, покоя нет. Ты сошла в одежде свет струящей. Белый конь. лик нерукотворный, лебеди, всегда символизирующих верность, чистоту, преданность, в стихах Блока они в тревоге, в смятении, образ неба, идут, идут испуганные тучи, красный, кровавый цвет, поле Куликово и так далее.

Из сердца кровь струится – так мог сказать только поэт, осознавший свою жизнь, свою долю, кровно связанной с трагической судьбой родины. Поле Куликово – символ Родины, как в те далёкие времена, опять перед битвой.

Задание четвертое. (Слайд №12).

Учитель: Прочитаем ещё одно стихотворение Блока. “На железной дороге” 1910 год. Это стихотворение также их цикла “Родина”. Как вы считаете, почему А.А.Блок включил это стихотворение в цикл “ Родина”? Россия - это прежде всего люди. Какие они?

Ответы учащихся: Всеобщее безразличие людей порождает пустоту души, обессмысливает жизнь. Вот это и есть “тоска, дорожная, железная”. В такой мертвящей атмосфере человек может быть только жертвой. Если счастье невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь. Не подходите к ней с вопросами. Автор отказывается объяснить причины гибели молодой женщины. Мы не знаем, “любовью, грязью, иль колёсами она раздавлена”. Если были при жизни равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и бестактное участие. Весь трагизм передаётся кольцевой композицией. (Слайд 13).

Другое стихотворение “Грешить бесстыдно, непробудно” 1914 год. (Слайд 14).

Учитель: Какое сословие предстаёт в стихотворении?

Ответы учащихся: Попы – ничтожество. Но и от такой России не откажется поэт, хотя стыдно, очень больно, что такие люди есть.

Итоги урока. (Слайд 15).

Мы прослушали стихи Блока о Родине, отметили классические мотивы в его стихах, нашли отличительные черты. Какой эпиграф вы бы подобрали к уроку? Ответы учащихся могут быть разнообразные, но следует обратить внимание учащихся, что поэт к судьбе России подходит с интимной любовью. Родина для него жена. Надежда и утешение. С ней и невозможное возможно, она ведёт на вечный бой, покой нам только снится, заставляет человека самосовершенствоваться.. Она так любима, как слёзы первой любви.

Домашнее задание. (Слайд 16).

  • Прочитать стихотворение “Скифы” 1918 г.
  • Объяснить смысл названия.
  • Опираясь на текст стихотворения и полученные знания на уроке, ответить письменно на вопрос: В чём поэт видит высшее предназначение России?

Список литературы.

  1. Агеносов В. В. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа Москва 2006.

Важное место в лирике Лермонтова занимает тема родины . Лермонтов горячо любил отчизну, но резко обличал деспотизм, крепостнические устои, полицейский режим, продолжавшие существовать в России даже в начале 1840- годов. В качестве примера назовем стихотворение «Прощай, немытая Россия…» (1841):

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

России «голубых мундиров» (форма жандармов), страдающей от деспотизма и рабства, поэт противопоставляет здесь вольный Кавказ.

Героическому прошлому страны Лермонтов посвятил балладу «Бородино».

А в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» поэт пишет о «малой родине», о детстве на лоне природы в имении Тарханы («родные всё места»).

Тема природы присутствует и в стихотворении «Родина» (1841) – лирическом размышлении поэта о родной стране.

Стихотворение можно условно разделить на три части.

В первой строках произведения поэт рассуждает о своей «странной» любви к отечеству:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Как мы видим, поэт не считает главным в своей любви к родине ни военную славу России («слава, купленная кровью»), ни величественное спокойствие самодержавного государства («полный гордого доверия покой»), ни даже легендарное прошлое русского народа («тёмной старины заветные преданья»).

«Странная» любовь поэта к отечеству – это прежде всего любовь к русской природе, к простому народу, о чём и говорится в последующих строках «Родины».

Во второй части стихотворения поэт рисует живописную картину родной земли. Он изображает Россию с высоты птичьего полета: перед читателем открываются ее величественные просторы, бескрайние степи и леса. Поэт размышляет:

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Возникает характерный для поэзии Лермонтова образ пути. Звучит мотив странничества , соотнесенный с мотивом покоя :

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень...



Характерно, что образ пути лишен здесь романтической окраски; речь идет о проселочной дороге , о встречающихся путнику бедных, печальных селениях.

Наконец, в последней части стихотворения возникает деревенский пейзаж. Перед читателем открывается картина сельского праздника.

Вольный ямб (преимущественно пяти- и шестистопный ), передающий величественные размышления поэта об отчизне, сменяется разговорно-непринужденным четырехстопным ямбом:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Последний фрагмент «Родины» напоминает нам пушкинские стихи из «Путешествия Онегина»: «Иные нужны мне картины...» Недаром Белинский писал о «Родине» Лермонтова, что это произведение – «одно из лучших пушкинских». В своем стихотворении Лермонтов явно выступает не как поэт-романтик, а как «поэт действительности».

Произведение звучит по-пушкински оптимистично . В нем нет печати уныния, безысходности, скорби. Несколько грустное настроение при созерцании родных просторов не противоречит светлому,жизнеутверждающему пафосу произведения.

Н.А.Добролюбов писал, что в стихотворении «Родина» Лермонтов «понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

«Пророк»: итог размышлений о судьбе поэта

Стихотворение «Пророк» (1841) завершает в творчестве Лермонтова тему поэта и поэзии. В своем произведении Лермонтов явно отталкивается от пушкинского «Пророка» (1826). Он начинает рассказ с того момента, на котором закончил свое произведение Пушкин: герой обрел пророческий дар и получил от Бога повеление служить людям. Участь лермонтовского пророка оказалась печальной:



С тех пор как Вечный Судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Пророка не поняли, в него «бросали бешено каменья». Ему внемлет лишь не знающая человеческих грехов природа:

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

В то же время «шумный град» встречает пророка насмешками и оскорблениями.

Различен и сам облик пушкинского и лермонтовского пророков. Пушкин подчеркивает, что его герой обретает сверхъестественные качества; в момент начала служения он является во славе и во всеоружии Слова Божьего. Лермонтов, не забывая о «всеведенье» пророка, отмечает вместе с тем его человеческую слабость, внешнее убожество: он худ, бледен, одет в рубище.

Стихотворение Пушкина выдержано в высоком стиле; оно насыщено славянизмами. Лермонтов сочетает в своем стихотворении слова и выражения высокого стиля («Вечный Судия», «всеведенье пророка», «завет Предвечного») с разговорным языком («Смотрите ж, дети, на него...»).

Таким образом, тема трагической судьбы поэта , намеченная еще в ранних произведениях Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой...») и достигшая вершины в «Смерти Поэта», находит в «Пророке» свое художественное завершение.

Вопросы и задания

1. Назовите годы жизни Лермонтова. Расскажите о детстве поэта, о его учебе в Москве. Назовите несколько ранних стихотворений. Какое произведение поэта принесло ему широкую известность? Расскажите о первой кавказской ссылке Лермонтова. Какие произведения он написал во время этой ссылки? Где жил поэт в период между двумя ссылками? Над каким прозаическим сочинением он работал в это время? Какие лирические и лироэпические произведения он тогда написал? В каком году поэт был отправлен во вторую кавказскую ссылку? Перечислите произведения, созданные поэтом в последние годы его жизни. При каких обстоятельствах Лермонтов погиб? Что вы можете сказать о характере поэта, о его мироощущении?

2. На какую эпоху приходится расцвет творчества Лермонтова? Кратко охарактеризуйте это время. Какие тенденции эпохи отразились в творчестве Лермонтова?

3. Что способствовало формированию романтического миросозерцания Лермонтова? Определите важнейшие грани романтического идеала поэта.

4. Охарактеризуйте лирического героя поэзии Лермонтова в его эволюции. Почему Лермонтова нередко называют «поэтом мысли»?

5. Назовите основные жанры поэзии Лермонтова? Чем отличаются жанры лирического размышления, ораторской думы от традиционных элегии и оды? Что вы можете сказать о жанре баллады в поэзии Лермонтова? Как трансформируется у Лермонтова жанр послания?

6. Что такое поэтический символ? Приведите примеры образов-символов в стихотворениях Лермонтова.

7. Назовите основные мотивы поэзии Лермонтова. Как они соотносятся друг с другом?

8. Какие темы, мотивы присутствуют в раннем творчестве Лермонтова? Какие вариации мотива свободы можно услышать в ранней лирике поэта? Приведите примеры. Как в произведениях раннего Лермонтова соотносятся мотивы борьбы и покоя? Сделайте разбор стихотворений «Парус», «Ангел». Какое звучание приобретает в ранней лирики поэта мотив любви?

9. Сделайте разбор стихотворения «Смерть Поэта». Расскажите об обстоятельствах его написания. Как в этом произведении соотносятся образы Поэта, его убийцы, а также «надменных потомков известной подлостью прославленных отцов»?

10. Сделайте разборы стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива...» и «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...» Какие мотивы в этих произведениях схожи, а какие звучат по-разному?

11. Разберите балладу «Бородино». Почему Л.Н.Толстой назвал это произведение Лермонтова «зерном» романа «Война и мир»?

12. Проанализируйте стихотворение «Дума». Каково отношение самого поэта к поколению 1830-х годов? В чем он упрекает современников, за что их обличает? Как поэт мыслит судьбу своих сверстников?

13.Какая тема объединяет стихотворения «Поэт» и «Есть речи – значенье...»? Сделайте краткий разбор этих произведений. Каким, по мысли Лермонтова, должен быть настоящий поэт? Какое влияние имеет на человека поэтическое слово?

14. Рассмотрите стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...» Каковы его жанровые и композиционные особенности? Как здесь выражен идеал поэта? В каких словах звучит тема поэта и поэзии?

15. Почему стихотворения «И скучно и грустно» и «Завещания» Белинский считал самыми пессимистическими стихотворениями Лермонтова? Сделайте их краткий разбор.

16. В чем заключается особая таинственность стихотворения «Сон»? Проанализируйте его композицию. Какие силы позволяют лирическому герою и его возлюбленной увидеть друг друга в разлуке?

17. В чем своеобразие стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...» как любовного послания? Как здесь проявилось «романтическое двоемирие»? Кого, по мнению исследователей, поэт называет «подругой юных дней»?

18. Сделайте разбор стихотворения «Утес». Почему это произведение Б.М.Эйхенбаум назвал «маленькой балладой»? Какие образы-символы мы здесь находим и как их можно истолковать?

19. Разберите стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Почему это стихотворение называют одним из итоговых в поэзии Лермонтова? Какие здесь встречаются образы-символы? Дайте их толкование.

20. Назовите произведения Лермонтова, которые можно отнести к теме родины. Какие грани этой темы раскрываются в лирике Лермонтова? Почему в стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о своей «странной» любви к отчизне? Что он здесь подразумевает? Что является главным в любви поэта к отечеству? Какие образы подтверждают это? Почему Белинский назвал «Родину» «пушкинским» произведением Лермонтова? Какие строки из «Евгения Онегина» перекликаются с третьей частью «Родины»? Как Н.А.Добролюбов определил лермонтовское понимание любви к отечеству?

21. Охарактеризуйте стихотворение «Пророк» как итог размышлений Лермонтова о судьбе поэта. Сравните лермонтовское стихотворение с «Пророком» Пушкина. В чем своеобразие двух произведений?

22. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Основные мотивы лирики Лермонтова».