Загадки пропавших экспедиций. Экспедиции, пропавшие при загадочных обстоятельствах

ВВЕДЕНИЕ

За сто лет до Ермака

Завоеватель Новой Сибирской Землицы

Их имена остались неизвестны

Искатель неведомых землиц Михаил Стадухин

Кочи Семена Дежнева домой не вернулись

Пропавший бесследно Иван Толстоухов

Последняя экспедиция Витуса Беринга

Тайна отряда Лассиниуса

Их даже смерть не разлучила

Пропавшая экспедиция Никиты Шалаурова

О чем молчат берега Тюленьего залива?

Странная гибель капитана 1–го ранга Креницына

Лейтенант Кротов и разбитое судно в губе Митюшиха

Август Циволька и братская могила в губе Мелкой

В погоне за призраком

«Сердца подвиг благодарный»

Загадка лейтенанта Брусилова

«Безумная попытка» Седова

Дневник Афанасия Рослякова

«Руслан» домой не вернулся

Тайны «Челюскина»

Где пропал Н-209?

Дирижабль «СССР–В6» должен был спасти папанинцев

Провал «Страны чудес»

«Академик Шокальский» сражался до конца

Следующим был «Норд»

Случаи гибели на Севере одиночных или неизвестных русских мореходов

Дневник Хьюго Виллоуби

Наследство Виллема Баренца

Генри Гудсон. Жизнь за Арктику

Тяжелый урок

О чем рассказали находки на острове Кинг–Уильям

Загадка экспедиции Соломона Андре

Роковая «Жанетта»

Капитан Барлетт сошел с «Карлука» последним

Обелиск на берегу Прёвена

Унесенные ветром

Поплавок от «Лaтaмa-47GR»

Иностранные путешественники - вечные пленники Арктики

Как погиб Федот Попов?

Бессмертный подвиг Руфа Серебренникова

Ружье со шхуны «Григорий Богослов»

Последнее путешествие Эдуарда Толля

Рассказ Альбанова о судьбе команды «Святой Анны»: одни загадки

Самолет Буторина нашли через 10 лет

Истинное лицо Витуса Беринга удалось восстановить

Корабль Баренца был найден в расчетном месте, но родились новые тайны

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Малоизвестные случаи гибели в Арктике русских путешественников

Приложение 2

Малоизвестные случаи гибели в Арктике иностранных путешественников

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Тайны пропавших экспедиций

Ковалев. С. А.

Москва

«Вече»

Суровая и холодная Арктика. Закованные в лед моря, острова, архипелаги и берега, не вернувшиеся в родной порт и вмерзшие во льды суда и корабли, занесенные метелями поселки. Бескрайняя ледяная стихия враждебная человеку. По всему Крайнему Северу- в тундре, на берегах Ледовитого океана, на покрытых льдом островах, на заброшенных стоянках стоят памятные знаки, кресты и надгробные камни - немые свидетели самоотверженности и мужества героев, которые шли покорять арктические моря и пустыни. Славные имена полярных исследователей - Руаля Амундсена, Виллема Баренца, Витуса Беринга, Фердинанда Врангеля, Семена Дежнева, Т. Де–Лонга, Дмитрия и Харитона Лаптевых, Петра Пахтусова, Федота Попова, Владимира Русанова, Георгия Седова, Эдуарда Толля, Джона Франклина, Семена Челюскина - навсегда вошли в историю изучения Севера.

О тайнах пропавших полярных экспедиций, о загадках суровой Арктики рассказывает новая книга писателя и журналиста, капитана 1–го ранга С. Ковалева.

ВВЕДЕНИЕ

Суровая и холодная Арктика - край мороза и пурги. Закованные в лед моря, острова, архипелаги и берега, не вернувшиеся в родной порт и вмерзшие во льды суда и корабли, занесенные метелями поселки. Бескрайняя ледяная стихия, враждебная человеку. Но есть и другая Арктика - в граните, в каменных гуриях, в обетных и надмогильных крестах. По всему Крайнему Северу - в тундре, на берегах Ледовитого океана, на покрытых льдом островах, на заброшенных стоянках стоят немые свидетели самоотверженности и мужества героев, которые шли покорять арктические моря и пустыни. Славными именами полярных исследователей - Руаля Амундсена, Виллема Баренца, Витуса Беринга, Фердинанда Врангеля, Семена Дежнева, Т. Де–Лонга, Дмитрия и Харитона Лаптевых, Петра Пахтусова, Федота Попова, Владимира Русанова, Георгия Седова, Эдуарда Толля, Джона Франклина, Семена Челюскина и многих других - справедливо гордятся во всем мире. Эти исследователи показали незабываемые примеры самоотверженности ради покорения Арктики. И сегодня их имена хорошо известны каждому цивилизованному жителю нашей планеты.

Но есть среди покорителей арктических морей и пустынь тысячи моряков, кормщиков, промышленников, купцов, имена которых не стали достоянием мировой истории. Об их судьбе ни родные, ни близкие уже никогда не узнали. Меж тем этих людей роль в освоении арктических пустынь не меньше, чем заслуги вышеназванных. И хотя имена многих пионеров освоения Арктики уже затеряны в тумане истории, но ниже мы вспомним их, и по возможности - поименно. Правда в большинстве случаев - очень и очень скупо, так как туман мировой истории с годами стал откровенно «непроницаемым». А сколько промысловых зимовий и безвестных крестов, стоящих на арктических берегах и островах еще хранят память об их подвигах! Тем более, что зимовья нередко становились убежищем для моряков и промышленников с кораблей и судов, погибших в неравной борьбе с суровой Арктикой. К сожалению, только малая часть этих памятных мест известна нам и сегодня.

Данная книга представляет собой первую попытку собрать воедино имена погибших арктических путешественников, мореходов и полярников в назидание новым поколениям жителей России. Сразу же оговорюсь, что здесь будет рассказано не только о погибших экспедициях, но и о тех, которые вернулись домой.

Глава 1

РУССКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ, НАВЕКИ ОСТАВШИЕСЯ НА «СЕВЕРАХ»!

В древнейшие времена в Греции родилась легенда о стране гипербореев, которая была расположена на Крайнем Севере, за пределами дуновений холодного ветра Борея, где полгода длится день, а полгода - ночь. Исключительно важными для историков стали рассуждения о полярных странах знаменитого греческого ученого и воспитателя Александра Македонского - Аристотеля, который на одном из рисунков своего труда «Метеорологика» изобразил южный и северный полюса Земли, а в тексте отметил, что после «летнего солнцеворота» постоянно дуют северные ветры (бореи). «Объясняется это тем, - писал Аристотель, - что борей дует из полярной области, полной воды и снега». Но первым, побывавшим в районе Полярного круга в 325 году до нашего летоисчисления, оставившим после себя письменные свидетельства о существовании страны полуночного солнца - Туле и «свернувшегося моря», стал древнегреческий астроном и географ Пифей. Первым, кто к 890 году нашей эры проник в Баренцево и Белое моря и достиг устья реки Северная Двина (по другим данным, Варзуга), стал норвежец Отар из Халогаланда. Этот поход открыл путь из Норвегии к мурманскому берегу.

Появление русских людей на берегах Белого моря предположительно произошло в начале XII века. А в 1342 году новгородский боярин Лука Валфромеев основал на берегу Северной Двины городок–крепость Орлец. Однако отдаленность от Новгорода удобных и богатых промысловых мест на Севере и трудности шедших туда путей стали основными причинами, почему простому переселенцу трудно было туда попасть. Он застревал на пути, задержанный широкими порожистыми реками, каменными скалами–сельгами и топкими болотами Обонежья. На далекий морской берег (Терский, Поморский, Летний, Зимний, как его называли в разных местностях) могли проникнуть только хорошо снаряженные и снабженные партии колонистов, имевшие целью основать новый промысел или приобрести новое становище для морского лова. Такого рода партии и формировались новгородскими боярами, желавшими завести или увеличить свои промысловые заимки на Севере. Они шли туда на конях или на лодках- «ушкуях» и чаще всего добирались до морского берега. Выйдя к морю, они шли морем вдоль берегов, ища удобных мест для жизни. Найдя устье реки, впадающей в море, они входили в реку до первых ее порогов. Привлекали их и удобные бухты, в которых можно было основаться для ловли рыбы и боя моржей. Все удобные места, не занятые ранее, занимались последними на имя господина и становились боярской вотчиной.

Пропавшие экспедиции. 7 исчезнувших экспедиций: главные тайны

5 (100%) 1 vote

Пропавшие экспедиции. 7 исчезнувших экспедиций: главные тайны

Пропажа целой экспедиции – всегда загадка. Подготовленные люди, полярники, исследователи тропиков, первопроходцы – исчезали при таинственных обстоятельствах. Следы некоторых групп так и не были найдены.

Экспедиция Лаперуза

1 августа 1785 года граф де Лаперуз на кораблях «Буссоль» и «Астролябия» отправился в рискованное кругосветное путешествие, чтобы систематизировать открытия, сделанные Куком, и наладить торговые отношения с туземными племенами.

За первый год путешествия Лаперуз обогнул мыс Горн, посетил Чили, остров Пасхи и в июле 1786 года дошел до Аляски.

В следующем году исследователь прибыл к берегам Северо-Восточной Азии, и открыл там остров Кельпаэрт.

Затем экспедиция двинулась к Сахалину – найдя пролив, который теперь носит имя графа. В конце 1787 года Лаперуз уже был у берегов Самоа, где потерял 12 человек в стычке с дикарями.

Зимой 1788 года экспедиция передаёт через британских моряков последнее сообщение на родину. Больше их уже никто не видел. Только в 2005 году удалось достоверно идентифицировать место кораблекрушения, однако судьба Лаперуза до сих пор неизвестна. Вместе с ним также погибла и большая часть его записей.

«Террор» и «Эребус»


Эти два британских судна с 129-ю людьми на борту майским утром 1845 года покинули причал Гринхайт. Под руководством сэра Джона Франклина они намеревались исследовать последнее белое пятно на карте канадской Арктики и закончить открытие Северо-Западного прохода.

Уже 170 лет судьба этой экспедиции не даёт покоя учёным и писателям.

Рекомендуем почитать

Но всё что удалось обнаружить за это время — лишь несколько могил и два зимовочных лагеря.

На основании находок был сделан вывод, что корабли затёрло во льдах, а команда, страдающая от цинги, пневмонии, туберкулёза и жуткого холода, не гнушалась каннибализмом.

Пешком через Австралию


4 апреля 1848 года немецкий исследователь Людвиг Лейхгард вместе с восьмью спутниками двинулся в путь. Он планировал за три года пересечь австралийский материк с востока на запад пешком.

Однако спустя оговоренное время никто из членов этой экспедиции так и не объявился. В 1852 году на поиски отправилась первая команда, за ней последовала вторая, потом третья и так семнадцать лет подряд.

Пока один скитающийся по материку бродяга случайно не обмолвился, что жил несколько месяцев на берегу реки Мулиган с неким Адольфом Классеном.

Когда он узнал, что это один из тех, кого так давно ищут, то отправился на его поиски, но погиб в пути.

И лишь спустя долгое время выяснилось, что Классен почти тридцать лет прожил в плену у дикарей. Они же его и убили примерно в 1876 году. С ним погибла и последняя надежда узнать о судьбе Лейхгарда и его экспедиции.

В поисках Арктиды


В 1900 году барон Эдуард Васильевич Толль на шхуне «Заря» отправился в экспедицию по поиску новых островов в Арктике. Толль также свято верил в существование так называемой Земли Санникова и хотел стать её первооткрывателем.

В июле 1902 года барон, в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и двух охотников Василия Горохова и Николая Дьяконова, покинул шхуну, чтобы на санях и шлюпках достигнуть заветной Арктиды.

Туда же через два месяца должна была подойти «Заря».

Однако из-за плохой ледовой обстановки корабль получил повреждения и вынужден был уйти в Тикси. На следующий год под руководством, тогда ещё лейтенанта, Колчака была собрана спасательная экспедиция.

Они обнаружили стоянку Толля, а также его дневники и записи. Из них следовало, что исследователи решили не дожидаться «Зари» и продолжили путь самостоятельно. Других следов этих четырёх человек так и не нашли.

Геркулес


Это небольшое зверобойное судно, на котором в 1912 году опытный полярник Владимир Александрович Русанов вместе с членами своей экспедиции отправился к острову Шпицберген, чтобы раньше других стран закрепить за Россией право на добычу там полезных ископаемых.

Всё прошло удачно. Но по неизвестным причинам Русанов решил возвращаться через северо-западную оконечность Новой Земли, а если уцелеет судно, то идти на восток до первого встречного острова. Телеграмма с его намерениями стала последней весточкой с «Геркулеса».

Только в 1934 году на одном из островов близь берега Харитона Лаптева был обнаружен столб с вырезанной надписью «Геркулес 1913». А на соседнем острове были найдены вещи с Геркулеса: мореходная книжка, записи, куски одежды и т.д. Но тел членов экспедиции так и не нашли.

Тайны пропавших экспедиций Ковалев Сергей Алексеевич

Где пропал Н-209?

Где пропал Н-209?

В 1946 году исландские рыбаки, промышлявшие у Гренландии, нашли вмерзшие в лед доски от ящиков, на которых по–русски выжжено «август 1937». Возможно, это был обломок ящика с борта исчезнувшего самолета «СССР Н-209»? Но найти ответ на этот вопрос не удалось и сегодня. Меж тем этот будущий рекордный полет начинался весьма буднично: ничего не предвещало катастрофы.

Заканчивался знойный день 12 августа 1937 года, но на подмосковном аэродроме в Щелково все еще было многолюдно. Летчики, механики, журналисты и гости собралась у изящного темно–синего четырехмоторного самолета, на крыльях которого красовались большие опознавательные знаки «СССР–Н-209». Столь необычная для воздушных машин окраска была выбрана с расчетом, что ее корпус будет сильнее поглощать солнечный свет, а это, в свою очередь, позволит не устанавливать в самолете систему отопления. Кому пришла такая идея? И сегодня это остается загадкой. Но, возможно, уже через несколько дней эта новация безымянного конструктора ускорила гибель экипажа Леваневского? А пока механики суетились вокруг самолета, стараясь быстрее закончить приготовление машины к полету. Д ело в том, что летчики стараются не вылетать на задания в понедельник и 13–го числа. Так было и на этот раз. Несмотря на быстро надвигающиеся сумерки, было решено не переносить вылет на утро, а стартовать до полуночи, и ни минутой позже. В это время командир экипажа Герой Советского Союза Сигизмунд Леваневский, внешне не замечая предполетную суету технарей, отвечал на вопросы окруживших его журналистов, перемежая ответы удачными шутками.

1937 год стал годом значительных успехов СССР по части сверхдальних воздушных перелетов.

Сначала в мае состоялась большая воздушная экспедиция под руководством Отто Шмидта, которая на 4 тяжелых самолетах высадила научный десант на Северный полюс. Она еще находилась в высоких широтах, как в трансарктический рейс через Северный полюс вылетел экипаж Валерия Чкалова на одномоторном самолете АНТ-25. А спустя три недели на таком же самолете полетел Михаил Громов.

Леваневский задумал трансарктический перелет еще в 1933 году, когда пришел в полярную авиацию. Но только через 4 года он сумел реализовать свои замыслы.

Подготовка Н-209 к сверхдальнему перелету велась в сжатые сроки. На самолете установили новые трехлопастные винты с антиобледенительной системой, загрузили в фюзеляж надуваемые воздухом матерчатые мешки на случай аварийной посадки в океане и неприкосновенный запас продовольствия. Туда же загрузили нарты, лыжи, шестиместную палатку, 4 спальных мешка, коммерческий груз и почту. Правда, осмотрев груз на борту, ради увеличения запаса горючего Леваневский приказал выбросить 5 мешков продовольствия. Экипаж состоял из шести человек: командир экипажа, второй пилот Николай Кастанаев, штурман Виктор Левченко, бортинженер Григорий Побежимов, механик Николай Годовиков и радист Николай Галковский. Надо отметить, что Леваневский подобрал прекрасно подготовленный к арктическим полетам экипаж. Так, штурман Левченко (1906-1937) в экипаже Леваневского был опытным арктическим специалистом. После окончания Высшего военно–морского училища им. М. В. Фрунзе (1928) и переподготовки в Школе морских летчиков (1929) он принял участие в Северо–Восточной комплексной экспедиции. Начиная с 1933 года, он постоянно летал на ледовую разведку Арктики, а в 1936 году участвовал в перелете из Лос–Анджелеса в Москву. Бортинженер Григорий Побежимов (1897-1937) в 1926 году участвовал в первом полете на остров Врангеля. С 1930 года в составе экипажей летчиков Бориса Чухновского, Анатолия Алексеева и Василия Молокова участвовал в исследовании Карского моря, бассейнов рек Лена и Енисей.

Около 18 часов 12 августа были закончены последние приготовления к полету. Короткое прощание, дружеские объятия, и в 18.15 темно–синий самолет взлетел и взял курс на север.

До полюса Н-209 должен был повторить полет по трассе Валерия Чкалова и Михаила Громова: Архангельск - Баренцево море - остров Рудольфа (архипелаг Земля Франца–Иосифа). Перелетев Северный полюс, он должен был повернуть на курс вдоль 148 западного меридиана и приземлиться на Аляске. За 10 минут до полуночи по расчетам самолет прошел остров Моржовец. Зрительное ориентирование было затруднено, так как уже на 2 тысячах метров была сплошная кучевая облачность. И в этом не было ничего удивительного: высокие широты пересекал мощный циклон Н-209 пришлось подниматься все выше и выше, а это требовало заметного увеличения драгоценного горючего. Наконец стрелка высотомера застыла на отметке 6 тысяч метров. Встречный ветер усилился и перешел в ураганный. Один за другим, как морские волны, налетали на самолет Леваневского атмосферные фронты, моторы работали в форсированном режиме, но путевая скорость падала с каждым часом. Экипаж включился в кислородные маски.

Около 14 часов новых суток Галковский передал радио: «Пролетаем полюс. От середины Баренцева моря все время мощная облачность. Высота - 6100 метров. Температура-минус 35 градусов. Стекла кабины покрыты изморозью. Ветер местами 100 километров в час. Сообщите погоду в США. Все в порядке». На такой высоте скорость ветра была соизмерима со скоростью самого Н-209.

Но отсчет километров вдоль 148–го меридиана начался. Но не минуло и часа, как в 14.32 по московскому времени пришла 19–я радиограмма Галковского, переполошившая весь штаб перелета. Вот как ее содержание пересказал известный советский полярный историк Михаил Белов в своем труде «История открытия и освоения Северного морского пути»: «Крайний правый мотор выбыл из строя из?за порчи маслопровода. Высота 4600м Идем в сплошной облачности. Ждите». Озабоченность штаба нарастала. Вся центральная часть Арктики была охвачена мощным циклоном, центр которого находился примерно в 300 километрах к юго–востоку от Северного полюса. А что несет с собой циклон? Это, во–первых, мощная многокилометровая облачность. Во–вторых - это сильные, порой противные ветры, скорость которых увеличивается с подъемом самолета. При этом три мотора Н-209 потребляли горючего больше, чем четыре, - неизбежная плата за попытку удержать перегруженную машину на максимально возможной высоте.

Явно самолет Леваневского начал терять высоту. А значит, вошел в облачность, началось обледенение, труднее стало управлять самолетом, возможна потеря связи. Реальное спасение - начать снижение, пробить облачность, осмотреться и в случае необходимости садиться на льдину. Такая радиограмма и была послана на Н-209. Но Галковский не ответил. Все наземные станции удвоили внимание. Но радиограмма от Леваневского за № 19 стала последней ясно принятой весточкой от экипажа.

Несколько часов спустя в Якутске и на мысе Шмидта приняли неразборчивое радиодонесение, состоявшее из нескольких отрывочных фраз. Слышимость была настолько плохой, что отдельные буквы и слова не ложились в связный текст. Затем связь с Н-209 оборвалась, и на Аляске Н-209 не приземлился.

Некоторое время надежду найти пропавший экипаж оставляла концовка радиограммы с Н-209, которую не получила радиостанция Тикси, зато получила радиостанция в американском Анкоридже. Концовка 19–й радиограммы звучал так: «… Посадку будем делать в 3400». У штурмана Левченко квадрат 34 с координатами 70-75 градусов северной широты и 85-115 градусов западной долготы приходился на район Канадского архипелага: острова Виктория и Принца Уэльского. Кроме того, при передаче радиограммы могло проявиться искажение, и цифра «34» в действительности была цифрой «64».

Зато начались поиски по маршруту. Все поисковые планы исходили из того, что пропавшая машина может находиться в любой точке вдоль 148–го западного меридиана, начиная от 88–й северной параллели. Ледокол «Красин» и пароход «Микоян» поспешили к мысу Барроу на Аляске. Туда же вылетели на двухмоторных самолетах летчики Василий Задков и Алексей Грацианский. Три четырехмоторных ТБ-3 под командованием начальника полярной авиации М. Шевелева отправились на остров Рудольфа для обследования района Северного полюса. Всего на розыскные работы было направлено 15 советских самолетов, да 7 иностранных самолетов взлетели с Аляски. Однако их пришлось быстро посадить на аэродромы. В первые дни после исчезновения Н-209 полярные радиостанции Главсевморпути, разбросанные по всему арктическому побережью, неоднократно наблюдали работу неисправной радиостанции в волновом диапазоне самолета Леваневского.

Вновь вернемся к вышеназванному труду М. И. Белова: «Принято считать, что на этом радиосвязь с самолетом «СССР Н-209» была прервана и что, попав в сильное обледенение вскоре после этой последней радиограммы, он упал на лед и разбился. Однако имеется по крайней мере еще два сообщения с борта самолета Леваневского, которые не принимаются в расчет. Первую из них приняла мощная якутская станция в 15 ч. 58 мин., т. е. через 1 ч. 24 мин. после сообщения о выходе из строя правого мотора. Текст телеграммы гласил: «Все в порядке (это означало: или самолет сел на льдину, или мотор починили. - Авт. ) Слышимость LR (очень скверная. - Авт. ). А еще через 1 ч. 55 мин., в 17 ч. 53 мин., радиостанция мыса Шмидта получила на волне самолета СССР Н-209 следующую радиограмму: «Как меня слышите? LR Ждите». В последующие дни радисты Арктики улавливали слабые позывные морзянки на волне самолета, но разобрать их смысл не смогли. Последний раз волну самолета СССР Н-209 слушали 22 августа». Длительное время складывалось впечатление, что экипаж жив и тщетно пытается выйти на связь с Большой землей, передавая свои координаты. Советский Наркомат связи обратился ко всем радиолюбителям СССР и США с просьбой вести непрерывные наблюдения за эфиром. Каждый день на рабочий стол руководителя Главсевморпути Отто Шмидта ложились десятки сообщении.

Лишь 14 сентября, спустя месяц после исчезновения Н-209, звено Шевелева добралось до своей будущей базы. И только 7 октября флагманский самолет под управлением М. Водопьянова смог вылететь в центральную часть Арктического бассейна и вместе со своими самолетами выполнить сюда несколько полетов. До наступления полярной ночи рейды со стороны Аляски совершили только три самолета: Грацианского, Задкова и американца Уилкинса. Однако все они проходили в крайне сложных условиях: при плохой видимости, дожде, туманах и снегопадах. Понимая, что важен каждый час, поисками пытались охватить, как можно больший район: центральную часть Арктического бассейна и побережье Аляски. Противоречивые сведения, будоражившие воображение, постоянно поступали из разных мест Арктики. С судна «Наскопи» видели красные сигнальные ракеты в районе магнитного полюса. Эскимосы с острова Бартер (побережье Аляски) слышали шум моторов низко пролетавшего самолета вечером 13 августа. Спустя сутки после исчезновения Леваневского, в 12.25 14 августа, радиостанция Главсевморпути захватила конец передачи неизвестной радиостанции на волне 26 метров, по тону похожей на «РЛ» (позывные Н-209).

16 августа поступило сообщение из Иркутска: «В 11 часов 23 минуты по 11 часов 30 минут на волне 26.54 метра слышали сигналы неисправно работающего передатчика. Начало работы и окончание - в соответствии с аварийным расписанием Разобрать что?либо невозможно, но по характеру и продолжительности сигналов похоже на РЛ». Были и другие сообщения.

В начале октября на Землю Франца–Иосифа перебазировался новый авиационный отряд под командованием известного полярного летчика Бориса Чухновского. Его летчики на четырех тяжелых машинах, оборудованных специальными прожекторами для подсветки льдов, должны были сменить в Арктике группу Шевелева. Однако и этому отряду не удалось найти Н-209. Сначала поискам помешала непогода, которая два месяца держала советские и иностранные самолеты на аэродромах ЗФИ и Аляски. Лишь в январе 1938 года американский летчик Уилкинс совершил бросок в район полюса со стороны Аляски, а в марте - повторил его. Но все было тщетно.

Проходили месяцы 1938 года, а с ними таяла и надежда отыскать пропавший экипаж. За прошедшие 70 лет появилось множество различных предположений, гипотез о судьбе исчезнувшего экипажа. Но никто даже не приблизился к разгадке тайны.

Любопытную версию приводят в книге «По следам «таинственных путешествий»» ее авторы Дмитрий Алексеев и Павел Новокшонов:

«Каким был действительный курс Леваневского, мы достоверно не знаем. В нашем распоряжении только несколько обрывочных радиограмм, принятых 12 августа в Якутске (15 часов 58 минут), в Анкоридже (17 часов 26 минут), на мысе Шмидта (17 часов 57 минут) и в первые дни после исчезновения самолета. Информация, прямо скажем, скудна. Но и ее оказалось достаточно, чтобы сделать интересные предположения.

Физик Леонид Куперов доказал, что сообщения, принятые в Якутске и на мысе Шмидта, действительно были переданы с борта самолета! Более того, по этим радиограммам ему удалось определить и возможный район приземления Н-209. Он находился к северу от Новосибирских островов между 80 и 83–м градусами северной широты и 140-160–м градусами восточной долготы.

…район является наиболее вероятным местом вынужденной посадки по следующим причинам. Прежде всего путь следования к этому месту с курса 148 градусов западной долготы нигде не пересекается с зонами уверенного приема на 26 метрах (рабочая длина волны бортового радиопередатчика находилась в районе 36 и 26 метров, аварийная - 19 метров. 13 августа 1937 года работа велась в диапазоне 26 метров. - Авт. ) Район удален от меридиана 148 градусов западной долготы, около которого производились поиски. Поисковые полеты самолетов проходили, по крайней мере, восточнее меридиана мыса Барроу, и для них все четыре района находились в зоне молчания на аварийной волне 19 метров.

А ведь поиски в районах северной части Аляски и Канадской Арктики могли привести к успеху.

Так, 25 апреля 1938 года в Вашингтон было передано сообщение сержанта корпуса связи США Стенли Моргана. Оно было весьма любопытным. Американский сержант рассказал, что 19 или 20 августа 1937 года 3 жителя из селения Оликтова (140 миль к юго–востоку от мыса Барроу) увидели возле острова Тэтис предмет, похожий на летящий самолет. Сначала был слышен шум моторов, потом показался сам большой предмет, двигавшийся на запад. Он коснулся два или три раза поверхности и с сильным всплеском исчез среди волн бухты Гаррисона. На следующий день в этом месте появилось большое масляное пятно, которое оставалось заметным здесь еще более недели.

Летом того же года на Аляске работала экспедиция доктора Хомера Келлемса, установившая в эти же дни памятник американскому пилоту Вилли Посту, разбившемуся возле мыса Барроу тремя годами раньше. Все тот же сержант Морган предложил Келлемсу осмотреть бухту Гаррисона и побережье острова Тэтис. Экспедиционное судно «Пандора» быстро достигло назначенного района и приступило к осмотру акватории бухты. Одновременно с помощью крюков–кошек они внимательно осмотрели дно, где магнитный компас указал на присутствие на дне металла. На месте находки был сброшен буй, но до логического конца поисковую работу довести не удалось, так как закончилось короткое полярное лето. В дальнейшем, если машина Леваневского упала на малые глубины, то она могла вмерзнуть, а затем вместе со льдом уйти в океан. Либо - разбиться во время движения льдов по бухте. Если же она упала на большие глубины, то и сегодня лежит на месте катастрофы. Неразбериха с числами дня падения самолета не является основанием, чтобы не верить рассказам эскимосов».

Вспомним, что в американском городе Анкоридж приняли концовку 19–й радиограммы с Н-209, которая звучала так: «…Посадку будем делать в 3400». Откровенная несогласованность поисковых действий между СССР и США привели к тому, что эту фразу в Москве даже не рассматривали. Либо - получили ее от американской стороны, но не обратили на нее достаточного внимания. Меж тем, вышеуказанная цифра «34» может указывать на район, находящийся в границах треугольника, имеющего вершинами канадские острова Принс–Патрик, Виктории и Принца Уэльского, которые вдвое ближе от места выхода из строя мотора Н-209, чем Аляска, где искали пропавший самолет. Но почему?то в «Канадском треугольнике» искать самолет Леваневского… не стали. Весьма любопытно, что, по информации вышеупомянутых Д. Алексеева и П. Новокшонова, «14 августа 1937 года корреспондент ТАСС сообщил из Нью–Йорка: «…корпус связи заявил, что радиостанция в Анкоридже на Аляске перехватила в 14 часов 44 минуты по гринвическому времени сообщение с самолета. В этом сообщении говорилось: «Не имеем ориентировки. Затруднение с передатчиком»», А это может указывать на то, что штурман Виктор Левченко только предположительно знал направление и скорость ветрового и общего сноса самолета. Это сегодня мы знаем, что этот снос был западным и отклонял Н-209 от курса на несколько десятков километров за каждый час полета. К тому же асимметрия исправно работающих двигателей - два слева, один справа - еще дальше уводила самолет вправо от намеченного курса. Каким курсом вел свой самолет Леваневский, мы достоверно не знаем и сегодня, но вполне реально, что он мог привести Н-209 в вышеназванный «треугольник». Причем даже если они до него не долетели, то не обязательно сразу же упали на дно Канадской впадины.

В марте 1946 года к северо–востоку от острова Врангеля советские полярные летчики обнаружили громадный ледяной остров площадью в 600 квадратных километров. Такой же по площади остров был обнаружен известным полярным летчиком Ильей Мазуруком через два года, в апреле 1948 года, на долготе Берингова пролива. Еще через два года, правда, меньший ледяной остров, площадью примерно 100 квадратных километров, сфотографировал экипаж полярного летчика Виктора Петрова. Позднее эти острова были обнаружены американскими полярными летчиками и поименованы ими как Т-1, Т-2, Т-3 соответственно. По внешнему виду они также приняли их за настоящие ледяные острова, которые… меняли свои координаты. На подобный остров мог приледниться и самолет Леваневского, а затем, пройдя параллельно северным берегам Канадского архипелага по направлению к мысу Барроу, возможно, вернулся к мысу Колумбия. Но к этому времени в мире разразилась Вторая мировая война и у СССР и США появились совсем иные заботы. К тому же, допустим, этот остров стал разрушаться, и в конце концов растаял окончательно. Только сейчас последние следы Н-209 и его несчастного экипажа ушли на дно Чукотского моря или моря Бофорта? А может, и возле Гренландии? Но пока известно, что 13 сентября 1937 года в Охотском море радист парохода «Батум» принял на волне 54 метра странную радиограмму: «Широта 83 градуса норд, долгота 179 градусов вест РЛ…» Быть может, это и был последний зов погибающего экипажа?

Слава им, которые не побоялись оставить теплые и уютные жилища, хлебосольные столы и отправились в неизвестность, рискуя своей жизнью, с одной лишь целью - познать тайну или приблизить остальных к ее разгадке.

Однако не все походы закончились успешно. Многие экспедиции были непостижимым образом потеряны. Одни так и не удалось разыскать, найденные останки других не проливают свет на причины их гибели, давая больше загадок, чем ответов на вопросы.

Многие пропавшие экспедиции и сегодня являются объектом расследования, поскольку пытливым умам не дают покоя странные обстоятельства их исчезновения.

По следам пропавшей арктической экспедиции

Одной из первых в печальном списке пропавших числится экспедиция Франклина. послужило первопричиной снаряжения этой экспедиции в 1845 г. Она должна была обследовать неизвестный участок Северо-Западного прохода, лежащего между Атлантическим и Тихим океанами в зоне умеренных широт, протяженностью приблизительно в 1670 км и завершить открытие неизвестных арктических областей. Экспедицию возглавил офицер английского флота - 59-летний Джон Франклин. К этому времени он уже был участником трех экспедиций в Арктику, две из которых он возглавлял. Джон Франклин, экспедиция которого тщательно готовилась, уже имел опыт полярника. Вместе с экипажем он на кораблях «Эребус» и «Террор» (водоизмещением приблизительно 378 тонн и 331 тонна соответственно) отправился из английского порта Гринхайт 19 мая.

История пропавшей экспедиции Франклина

Оба корабля были хорошо оснащены и приспособлены для плавания во льдах, многое было предусмотрено для удобства и комфорта экипажа. В трюмы был загружен большой запас провизии, рассчитанный на три года. Галеты, мука, засоленная свинина и говядина, мясные консервы, запасы лимонного сока против цинги - все это измерялось тоннами. Но, как обнаружилось позднее, консервы, которые дешево поставил экспедиции недобросовестный производитель Стивен Голднер, оказались плохого качества и, по предположению некоторых исследователей, послужили одной из причин гибели многих матросов из экспедиции Франклина.

Летом 1845 года родственники членов экипажа получали немногочисленные письма. В письме, отправленном Осмером, экономом с «Эребуса», говорилось, чтобы ждали их возвращения на родину в 1846 году. В 1845 году капитаны китобойных судов и Даннетт рассказывали о встрече с двумя кораблями экспедиции, ожидавшими подходящих условий, чтобы пересечь пролив Ланкастера. Капитаны были последними европейцами, которые видели живыми Джона Франклина и его экспедицию. В последующие 1846 и 1847 годы никаких известий от экспедиции больше не поступало, 129 ее членов пропали навсегда.

Поиски

Первая поисковая группа по следу пропавших кораблей была отправлена по настоянию жены Джона Франклина только в 1848 г. Кроме кораблей Адмиралтейства к поиску известного мореплавателя в 1850 г. присоединились тринадцать сторонних кораблей: одиннадцать из них принадлежали Британии и два - Америке.

В результате долгих настойчивых поисков отрядам удалось обнаружить некоторые следы экспедиции: три могилы умерших матросов, консервные банки с клеймом Голднера. Позднее в 1854 г. Джоном Рэ, английским врачом и путешественником, были обнаружены следы пребывания участников экспедиции на территории теперешней провинции Канады Нунавут. По свидетельству эскимосов, люди, пришедшие к устью реки Бак, умирали от голода, и среди них были случаи каннибализма.

В 1857 году вдова Франклина после тщетных попыток уговорить правительство об отправке очередной поисковой команды сама отправляет экспедицию, чтобы найти хоть какие-то следы пропавшего мужа. В общей сложности в поисках Джона Франклина и его команды участвовали 39 полярных экспедиций, некоторые из них были оправлены на средства его жены. В 1859 г. члены очередной экспедиции, возглавляемой офицером Уильямом Хобсоном, находят письменное сообщение о смерти Джона Франклина 11 июня 1847 г. в пирамиде, сложенной из камней.

Причины гибели экспедиции Франклина

Долгих 150 лет оставалось неизвестно, что «Эребус» и «Террор» оказались затерты льдами, а команда, вынужденная оставить корабли, пыталась дойти до канадского берега, но суровая арктическая природа шансов выжить никому не оставила.

Сегодня мужественный Джон Франклин и его экспедиция вдохновляют художников, писателей, сценаристов на создание произведений, рассказывающих о жизни героев.

Загадки сибирской тайги

Тайны пропавших экспедиций не перестают бередить умы наших современников. В сегодняшнее прогрессивное время, когда человек шагнул в космос, заглянул в морские глубины, раскрыл тайну атомного ядра, остаются необъяснимыми многие загадочные события, которые происходят с человеком на земле. К таким тайнам относятся некоторые пропавшие экспедиции в СССР, самой таинственной из которых остается туристическая группа Дятлова.

Огромная территория нашей страны с ее загадочной сибирской тайгой, старинными Уральскими горами, разделяющими материк на две части света, рассказами о многочисленных кладах, сокрытых в недрах земли, всегда привлекала пытливые умы исследователей. Пропавшие экспедиции в тайге - это трагическая часть нашей истории. Как ни пыталась советская власть скрывать и замалчивать трагедии, информация о сгинувших целых командах, обрастая слухами и неправдоподобными легендами, доходила до людей.

Необъяснимые обстоятельства гибели Игоря Дятлова и его экспедиции

С названием горы Холат-Сяхыл (что переводится как «гора мертвецов»), расположенной в северной части Урала, связана одна неразгаданная тайна, относящаяся к пропавшим экспедициям в СССР. Проживающие в этих местах народности манси не зря дали хребту такое зловещее название: здесь много раз бесследно исчезали или погибали по непонятным причинам люди или группы людей (обычно в составе 9 человек). Необъяснимая трагедия случилась на этой горе ночью с 1 на 2 февраля в 1959 году.

А началась эта история с того, что 23 января отряд из девяти свердловских туристов, возглавляемый Игорем Дятловым, отправился в запланированный лыжный переход, сложность которого относилась к высшей категории, а протяженность составила 330 километров. Опять девять! Что это: случайное стечение обстоятельств или роковая неизбежность? Ведь в 22-дневный поход изначально должны были отправиться 11 человек, но один из них по уважительным причинам отказался в самом начале, а другой, Юрий Юдин, отправился в поход, но по пути заболел и вынужден был вернуться домой. Это спасло ему жизнь.

Окончательный состав группы: пять студентов, три выпускника Уральского политехнического института, инструктор турбазы. Из девяти членов - две девушки. Все туристы экспедиции были лыжниками со стажем и имели опыт проживания в экстремальных условиях.

Целью отряда лыжников был хребет Отортен, что с языка манси переводится предостерегающе «не ходи туда». В злополучную февральскую ночь отряд обустроил лагерь на одном из склонов Холат-Сяхыл; вершина горы находилась от него на расстоянии трехсот метров, а гора Отортен - в 10 км. Вечером, когда группа готовилась к ужину и занималась оформлением газеты «Вечерний Отортен», произошло нечто необъяснимое и ужасное. Что могло ребят так напугать и почему они панически разбегались из разрезанной ими изнутри палатки, непонятно до сегодняшнего дня. В ходе следствия было установлено, что оставляли туристы палатку впопыхах, некоторые даже не успели обуться.

Что случилось с экспедицией Дятлова?

В назначенный срок группа лыжников не возвратилась и не дала о себе знать. Родные ребят забили тревогу. Они стали обращаться в учебные заведения, на турбазу и в милицию, требуя начать поисковые работы.

20 февраля, когда истекли все сроки ожидания, руководством политехнического института был отправлен первый отряд на поиски пропавшей экспедиции Дятлова. Вскоре за ним последуют другие отряды, будут вовлечены милицейские и военные структуры. Только двадцать пятый день поиска принес какие-то результаты: была обнаружена палатка, разрезанная по боковой стороне, в ней - нетронутые вещи, а неподалеку от места ночевки - трупы пяти человек, смерть которых наступила в результате переохлаждения. Все туристы находились в скорчившихся от холода позах, у одного из них была зафиксирована черепно-мозговая травма. У двоих - следы носового кровотечения. Почему выбежавшие из палатки босиком и полураздетые люди не могли или не захотели вернуться в нее? Этот вопрос по сей день остается загадкой.

После нескольких месяцев поисков на заснеженном берегу речки Лозьвы были найдены еще четыре трупа участников экспедиции. У каждого из них были обнаружены переломы конечностей и повреждение внутренних органов, кожа имела оранжевый и фиолетовый оттенок. Труп девушки нашли в странной позе - она на коленях стояла в воде и у нее не было языка.

Впоследствии вся группа была захоронена в Свердловске на Михайловском кладбище в а место их гибели обозначено с именами погибших и с кричащей надписью «Их было девять». Непокоренный группой перевал с тех пор стал называться перевалом Дятлова.

Вопросы без ответов

Что же случилось с экспедицией Дятлова? До сих пор существуют только многочисленные версии и предположения. Одни исследователи обвиняют в гибели отряда НЛО и как доказательство приводят слова очевидцев о появлении в ту ночь у Горы Мертвецов желтых огненных шаров. Государственная метеостанция также зафиксировала неизвестные "шарообразные объекты" в районе гибели маленького отряда.

По другой версии ребята вышли к древней арийской подземной сокровищнице, за что были убиты ее хранителями.

Существуют версии, по которым пропавшая экспедиция Дятлова погибла в связи с испытаниями различных видов оружия (от атомного до вакуумного), с отравлением спиртом, с ударом шаровой молнии, с нападением медведя и снежного человека, со сходом лавины.

Официальная версия

В мае 1959 года было вынесено официальное заключение о гибели В нем указывалась ее причина: некая стихийная сила, преодолеть которую ребята не могли. Виновников трагедии не нашли. По решению первого секретаря Кириленко дело было закрыто, строго засекречено и передано в архив с предписанием не уничтожать его до специального распоряжения.

Через 25 лет хранения все закрытые уголовные дела уничтожались. Однако "Дело Дятлова" по истечении так и осталось лежать на пыльных полках.

Пропавшая шхуна "Святая Анна"

В 1912 году шхуна отправилась в плавание вокруг Скандинавского полуострова и пропала. Только через 2 года пешком вернулись на Большую Землю штурман В.Альбанов и матрос А.Кондар. Последний замкнулся в себе, резко изменил вид деятельности и ни разу ни с кем не пожелал обсудить, что произошло со шхуной. Альбанов, напротив, рассказал, что зимой 1912 года "Святая Анна" вмерзла в лед и ее понесло в Ледовитый океан. В январе 1914 года 14 человек из команды получили разрешение капитана Брусилова сойти на берег и своими силами добираться до цивилизации. В пути 12 погибло. Альбанов развил бурную деятельность, стараясь организовать поиски затертой льдамы шхуны. Однако корабль Брусилова так и не был найден.

Другие пропавшие экспедиции

Многих поглотила Арктика: аэронавтов под руководством шведского ученого Саломона Андре, Карскую экспедицию под началом В. Русанова, команду Скотта.

Другие пропавшие экспедиции 20 века связаны с трагическими и загадочными обстоятельствами гибели искателей Золотого города Пайтити в бескрайних джунглях Амазонии. Для разгадки этой тайны были организованы 3 научные экспедиции: в 1925 году - под руководством британского военного и топографа Форсета, в 1972 году - франко-британская команда Боба Николса и в 1997 году - экспедиция норвежского антрополога Хавкшолла. Все они бесследно сгинули. Особенно поражает исчезновение в 1997 году, когда техническое оснащение экспедиции было на самом высоком уровне. Их не смогли найти! Местные утверждают, что все, кто ищет Золотой город, будут уничтожены племенем Уачипайри - индейцами, которые охраняют тайну города.

Пропавшие экспедиции… Что-то загадочное и зловещее кроется в этих словах. Эти экспедиции снаряжались и отправлялись для того, чтобы решить какую-то проблему или объяснить миру какую-то загадку, но само их исчезновение стало для современников и потомков непостижимой тайной.

129 мертвецов в полярной пустыне: загадка гибели экспедиции Франклина

Последний раз их видели в августе 1845 года. Два британских корабля под жуткими названиями Erebus («Мрак») и Terror («Ужас») с 129 моряками на борту ожидали в море Баффина недалеко от берегов Гренландии подходящей погоды, чтобы плыть дальше, в неизведанные воды Канадского Арктического архипелага. Оснащенная по последнему слову тогдашней науки и техники экспедиция во главе с сэром Джоном Франклином должна была поставить точку в поисках заветного Северо-Западного прохода, но исчезла в безжалостных полярных льдах, а загадка ее гибели с тех пор не дает покоя уже которому поколению искателей приключений. Лишь в 2014 году канадские ученые обнаружили затонувший «Эребус», а совсем недавно, 3 сентября, после 170 лет поисков был найден и «Террор». Трагедия пропавшей экспедиции Франклина - в обзоре Onliner.by.

Открытие Америки при всей монументальности этого события для истории человечества не сняло с повестки дня другую сверхактуальную на то время задачу - поиска нового пути в Индию. Феноменальные богатства новой части света еще не стали известны европейцам, и обе Америки воспринимались пока как досадная помеха, преграждавшая путь в Азию. В 1522 году экспедиция Фернана Магеллана завершила первое кругосветное плавание в обход южноамериканского континента. На повестке дня оставался вопрос так называемого Северо-Западного прохода - перспективного морского пути вдоль северного берега Северной Америки.

Первая попытка обнаружить его была предпринята англичанами еще в 1497 году, но в конечном итоге поиски растянулись на четыре столетия. Справиться с задачей пытались лучшие мореплаватели своего времени - от Генри Гудзона до Джеймса Кука. Но на пути у героев вставали непроходимые льды Арктики, запутанный лабиринт проливов и заливов Канадского Арктического архипелага и экстремальная погода, что оставляло мало шансов на успех, зато исправно брало за покорение себя самую высокую цену - человеческие жизни.

Возможные варианты Северо-Западного прохода

Исследования канадской Арктики активизировались в XIX веке, и, несмотря на все объективные сложности, к середине столетия размер белого пятна на географических картах Северной Америки сократился до минимума площадью меньше территории современной Беларуси. Британскому адмиралтейству казалось, что оставалось сделать последний, но решительный шаг длиной в сотню миль, и совершить его было поручено Джону Франклину - опытному, хотя и довольно пожилому к тому времени 59-летнему полярнику, уже совершившему три масштабных арктических экспедиции.

Джон Франклин

С финансированием проблем не было. Для плавания Британский королевский флот предоставил два корабля, уже побывавших в арктических (и антарктических) походах. На «Эребус», ставший флагманом, и «Террор» погрузили почти сто тонн еды (муки, галет, солонины, овощных и мясных консервов). Не забыли и о средстве против цинги, этого бича всех мореплавателей: четыре тонны лимонного сока должны были помочь с ней справиться. Корпуса парусников для плавания в сложной ледовой обстановке были укреплены металлическими листами, на них же в качестве дополнительных силовых установок смонтировали снятые с локомотивов паровые двигатели. Отопительная система и система дистилляции воды завершали передовое на тот момент техническое оснащение кораблей. Все было готово к многолетнему путешествию, целью которого был долгожданный Северо-Западный проход.







Экспедиция Франклина вышла в плавание 19 мая 1845 года. Сделав остановку в гренландском заливе Диско, где борт «Эребуса» и «Террора» покинули пять провинившихся матросов (тем самым спасших себе жизнь), корабли с 129 людьми на борту отправились дальше вглубь Северного Ледовитого океана. В августе китобои в последний раз видели их в море Баффина, после чего следы парусников и их обитателей были потеряны почти на десятилетие.

Тревогу в адмиралтействе забили только спустя два года. С одной стороны, было понятно, что покорение Северо-Западного прохода потребует зимовки (и, скорее всего, даже не одной), с другой - отсутствие всяких вестей начинало настораживать. В 1848 году на поиски Франклина и его отряда отправилась экспедиция авторитетного полярного исследователя Джеймса Росса, который сам плавал на «Эребусе» и «Терроре». Это мероприятие закончилось полным провалом, но у Росса появилось много последователей, чему в немалой степени способствовала объявленная британским правительством награда в £20 тыс. - значительная по тем временам сумма.

В августе 1850 года, спустя пять лет после того дня, когда корабли Франклина видели в последний раз, были наконец-то обнаружены какие-то их следы. На небольшом островке Бичи у Девона, крупнейшего необитаемого острова на планете, команда капитана Горация Остина обнаружила следы зимовки, а неподалеку - три могилы матросов из экипажа Франклина.

В безжизненном каменистом ландшафте забытого богом и людьми острова свое последнее убежище нашли кочегар Джон Торрингтон, матрос Джон Хартнелл и рядовой морской пехоты Уильям Брейн, умершие в январе - апреле 1846 года. Стало ясно, что они стали жертвами первой зимовки экспедиции, которую зажатые льдами «Эребус» и «Террор» провели у острова Бичи.

В 1854 году во время исследования полуострова Бутия отряд путешественника Джона Рэя собрал целый ряд рассказов местных инуитов. Аборигены в один голос утверждали, что видели группу из нескольких десятков «белых людей», умерших от голода в устье крупной местной реки Бак. При этом пришельцы, судя по свидетельствам эскимосов, перед смертью ели трупы своих товарищей. Предполагаемый каннибализм среди членов экипажа «Эребуса» и «Террора» глубоко возмутил их коллег, оставшихся в Великобритании, и вдову Франклина. Общественность напрочь отвергла инсинуации, предполагавшие, что моряк королевского флота мог опуститься до поедания себе подобных.

Кроме устных свидетельств, Рэй собрал и вещественные доказательства гибели экспедиции, выкупив у инуитов найденные ими столовые приборы с «Эребуса». Этого оказалось достаточно, чтобы Франклина и компанию признали умершими, а их поиски официально прекратились. Тем не менее история обреченных в полярной пустыне на этом совсем не закончилась.

Спустя еще четыре года очередной поисковый отряд, профинансированный на этот раз лично вдовой Франклина, во время изучения крупного острова Кинг-Уильям, расположенного между полуостровом Бутия и устьем реки Бак, сделал долгожданную находку. Среди полярных экспедиций, особенно когда что-то шло не так, было принято на всякий случай оставлять своим возможным спасателям послания под специальными каменными пирамидами - гуриями. Именно такой документ был обнаружен на Кинг-Уильяме, а его содержание пролило свет на судьбу путешественников.







Послание, по сути, представляло собой две записки, сделанные в разное время. Первая была написана после второй зимовки:

«28 мая 1847 года. Корабли Ее Величества „Эребус“ и „Террор“ зимовали во льду под 70°5′ с. ш. и 98°23′ з. д. Зиму 1846-1847 годов провели у острова Бичи под 74°43′28″ с. ш. и 91°39′15″ з. д., предварительно поднявшись по проливу Веллингтона до 77° северной широты и вернувшись по западной стороне острова Корнуоллис. Экспедицией командует сэр Джон Франклин. Все в порядке. Партия из двух офицеров и шести матросов покинула корабль в понедельник 24 мая 1847 года».

После ознакомления с этим текстом оставалось сразу несколько вопросов. Во-первых, очевидно, что ситуацию сложно было охарактеризовать как «все в порядке». Среди членов экипажей уже были первые жертвы, а целых восемь человек успели бросить свои корабли и товарищей, отправившись навстречу смерти. К тому же авторы послания по неизвестной причине запутались в датах. Зимовка у острова Бичи случилась годом ранее. Летом 1846 года освободившиеся корабли дрейфовали среди островов Канадского Арктического архипелага, в конце концов спустившись на юг к острову Кинг-Уильям, где они провели зиму 1846-1847 годов, а весной описали свои приключения в указанном документе.

Вторая записка была сделана годом позже на полях первой:

«25 апреля 1848 года. Корабли Ее Величества „Эребус“ и „Террор“ были покинуты 22 апреля в 5 лигах к северо-северо-западу от этого места, будучи затерты льдами с 12 сентября 1846 года. Офицеры и экипаж в составе 105 человек под командой капитана Ф. Р. М. Крозье стали лагерем здесь, под 69°37′42″ с. ш. и 98°41′ з. д.

Сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года, общие потери экспедиции на настоящий момент - 9 офицеров и 15 матросов.

Джеймс Фитцджеймс, капитан корабля Ее Величества „Эребус“, Ф. Р. М. Крозье, капитан и старший офицер. Завтра выступаем на рыбную реку Бак».

В этом тексте верная хронология восстанавливается. Итак, у Кинг-Уильяма «Эребус» и «Террор» в конечном итоге провели целых две зимы: лето 1847 года оказалось слишком коротким и холодным, лед вокруг кораблей так и не успел растаять. К весне 1848-го из 129 членов экипажа умерло 24 человека, включая главу экспедиции Джона Франклина. Оставшиеся в живых моряки, чувствуя свое бессилие перед окружавшей их полярной полупустыней и оказавшись под угрозой голода и неминуемой смерти, пошли на отчаянную авантюру. Они решили с остатками припасов и снаряжения попробовать добраться до Большой земли. Ближайшая база компании Гудзонова залива в Форт-Резолюшне находилась в 2210 километрах к югу.

Обреченные полярники соорудили из шлюпок импровизированные сани, которые они вынуждены были тащить сами. Изможденные тремя зимовками, страдая от болезней, экстремальной погоды, голода, они из последних сил волокли эти сани, периодически теряя своих товарищей. Одна из шлюпок была найдена в 1854 году. Кроме двух скелетов, в ней обнаружили книги, мыло, швейные принадлежности, матросские перчатки, ружья и ножи, два рулона листового свинца, ботинки и шелковые платки - вещи как необходимые, так и абсолютно ненужные в предпринятом походе.

Скелетированные останки моряков периодически находились и на протяжении следующих десятилетий. Судя по всему, бо́льшая часть экипажа «Эребуса» погибла еще на Кинг-Уильяме. Выжившие сумели добраться до желанного устья реки Бак, где их и увидели эскимосы. Скорее всего, на этом этапе у них закончилась провизия, что привело к каннибализму: его следы были зафиксированы на обнаруженных позже человеческих костях.

В середине 1980-х годов канадские ученые решили провести эксгумацию тел трех моряков, погибших на острове Бичи еще во время первой зимовки в 1846 году. Сначала была вскрыта могила Джона Торрингтона, и фотографии его прекрасно сохранившейся за 140 лет в вечной мерзлоте мумии облетели весь мир. Патологоанатомическое исследование останков показало, что несчастный кочегар, умерший 1 января 1846 года, страдал от истощения и пневмонии. Кроме того, в его тканях было обнаружено повышенное содержание свинца. Немедленно возникли версии, что причиной смерти Торрингтона (а вместе с ним и остальных членов команды Франклина) могло стать свинцовое отравление. Консервные банки, найденные на их стоянках, были запечатаны второпях, с использованием свинцового припоя, вступавшего в прямой контакт с пищей. Высокое содержание свинца было и в пресной воде, которую давали системы дистилляции, установленные на кораблях.

Само по себе отравление свинцом убить моряков не могло. Однако оно, судя по всему, существенно ослабило иммунитет членов экипажа, после чего они стали легкими жертвами погоды, голода, цинги и других заболеваний. Торрингтон и его товарищ Уильям Брейн, чьи тела сохранились до наших дней, умерли от пневмонии. Третий из похороненных на острове Бичи - матрос Хартнелл - погиб от туберкулеза. Скорее всего, подобная же участь ждала и остальных их коллег.