Доказательства того что мы кем то созданы. Есть ли доказательства того, что мы живем в матрице? (9 фото). Антропный принцип как доказательство матрицы

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что наш реальный мир может оказаться вовсе не реальным? Что, если все, что вокруг нас, – это лишь иллюзия, придуманная кем-то? Именно об этом говорит гипотеза компьютерной симуляции. Попробуем понять, стоит ли всерьез рассматривать эту теорию или же это всего лишь плод чьей-то фантазии, которая не имеет под собой никаких оснований.

«Он – твоя иллюзия»: как появилась гипотеза симуляции

Совершенно неверно думать, что идея о том, что наш мир – это всего иллюзия, появилась только недавно. Такую идею высказывал еще Платон (конечно, в другом виде, не имея в виду компьютерную симуляцию). По его мнению, истинную материальную ценность имеют только идеи, остальное все – всего тень. Подобные взгляды разделял и Аристотель. Он считал, что идеи воплощаются в материальных объектах, следовательно, все есть симуляция.

Французский философ Рене Декарт в XVII веке заявил, что «какой-то злокозненный гений, весьма могущественный и склонный к обману», заставил человечество думать, будто все, что вокруг людей, – реальный физический мир, в действительности же наша реальность – это лишь фантазия этого гения.

Несмотря на то что сама идея теории симуляции уходит корнями в далекое прошлое, расцвет теории произошел с развитием информационных технологий. Одним из главных терминов в развитии компьютерной симуляции является «виртуальная реальность». Сам термин был придуман в 1989 году Жароном Ланье. Виртуальная реальность – это некий искусственный мир, куда индивид погружается через органы чувств. Виртуальная реальность имитирует и воздействие, и реакции на эти воздействия.

В современном мире теория симуляции все чаще становится предметом обсуждения в контексте разработок искусственного интеллекта. В 2016 году Нил Деграсс Тайсон, американский астрофизик, доктор философии по физике, провел дебаты с учеными и исследователями на тему гипотезы симуляции. Даже Илон Маск заявлял, что верит в теорию симуляции. По его словам, возможность, что наша «реальность» основная, крайне ничтожна, однако так для человечества даже лучше. В сентябре того же 2016 года Банк Америки выступил с обращением к клиентам, в котором предупредил, что с вероятностью 20-50% наша реальность – это матрица.

Marina1408 / Bigstockphoto.com

Гипотеза симуляции: как это работает

Давно ли вы играли в компьютерные игры? Пришло время освежить в памяти, как в юности вы с друзьями проходили миссии GTA. Вспомните: мир в компьютерной игре существует только вокруг героя. Как только предметы или другие персонажи исчезают из поля зрения виртуального героя, они исчезают совсем. За пределами пространства героя ничего нет. Машины, здания, люди появляются только тогда, когда есть ваш персонаж. В компьютерных играх такое упрощение делается с целью минимизации нагрузки на процессор и оптимизации игры. Сторонники гипотезы симуляции примерно таким видят и наш мир.

Доказательства теории

Шведский философ и профессор Оксфордского университета Ник Бостром в своей статье 2001 года «А не живем ли мы в «Матрице»?» предложил три доказательства, что гипотеза симуляции действительно верна. Как он говорит, минимум одно из этих доказательств однозначно верное. В первом доказательстве философ заявляет, что человечество в качестве биологического вида исчезнет, «не достигнув «постчеловеческой» стадии» (об этом читайте в нашем другом ). Второе: любое новое постчеловеческое общество навряд ли запустит большое число симуляций, которые бы показывали варианты ее истории. Третье его утверждение – «мы почти наверняка живем в компьютерной симуляции».

В своих рассуждениях Бостром постепенно опровергает первые два своих доказательства, что автоматически дает ему право говорить о верности третьей гипотезы. Опровергнуть первое утверждение легко: по мнению исследователя, человечество способно развить искусственный интеллект до такой степени, что сможет симулировать работу многих живых организмов. Верность второй гипотезы опровергается теорией вероятностей. Выводы о количестве земных цивилизаций никак нельзя относить ко всей Вселенной. Следовательно, если и первое, и второе суждения ошибочны, то остается принять последнее: мы находимся в симуляции.

В пользу теории симуляции говорит и исследование ученых Калифорнийского университета в Сан-Диего в 2012 году. Они выяснили, что все самые сложные системы – Вселенная, человеческий мозг, интернет – обладают схожей структурой и развиваются одинаково.

Одним из доказательств виртуальности нашего мира можно считать странное поведение фотонов при наблюдении за ними.

Опыт Томаса Юнга в далёком 1803 году перевернул «современную» физику с ног на голову. В своем эксперименте он выстреливал фотонами света сквозь экран с параллельной прорезью. За ним располагался специальный проекционный экран, чтобы зафиксировать результат. Выстреливая фотонами через одну прорезь, ученый обнаружил, что фотоны света выстроили на этом экране одну линию, которая была параллельна прорези. Это подтвердило корпускулярную теорию света, которая гласит, что свет состоит из частиц. Когда в опыт добавили ещё одну щель для прохождения фотонов, ожидалось, что на экране будут две параллельные линии, однако, вопреки этому, появился ряд чередующихся интерференционных полос. Благодаря этому эксперименту, Юнг подтвердил другую – волновую – теорию света, которая говорит, что свет распространяется в качестве электромагнитной волны. Обе теории, кажется, противоречат одна другой. Невозможно, что свет – это и частица, и волна одновременно.

Опыт Юнга, где S1 и S2 – параллельные прорези, а – расстояние между прорезями, D – расстояние между экраном с прорезями и проекционным экраном, М - точка экрана, на которую падают одновременно два луча, Wikimedia

Позже учёными было установлено, что странно ведут себя и электроны, и протоны, и другие части атома. Для чистоты эксперимента ученые решили измерить, как именно фотон света проходит через щели. Для этого перед ними был поставлен измерительный прибор, который должен был зафиксировать фотон, и поставить точку в спорах физиков. Однако тут учёных ждал сюрприз. Когда исследователи наблюдали за фотоном, он опять проявлял свойства частицы, и на проекционном экране снова появились две линии. То есть один факт постороннего наблюдения за экспериментом заставил частицы поменять свое поведение, будто фотон знал, что за ним наблюдают. Наблюдение смогло разрушить волновые функции и заставить фотон вести себя как частица. Это вам ничего не напоминает, геймеры?

Исходя из вышесказанного, приверженцы гипотезы компьютерной симуляции сравнивают этот эксперимент с компьютерными играми, когда виртуальный мир игры «замирает», если в его пределах нет игрока. Так же и наш мир, для оптимизации условной мощности центрального процессора, облегчает нагрузку и не просчитывает поведение фотонов, пока за ними не начинают наблюдать.

Критика теории

Безусловно, приведенные доказательства теории симуляции критикуются другими учеными – противниками этой гипотезы. Основной акцент они делают на том, что в научных статьях, где представлены доказательства теории, есть грубые логические ошибки: «логический круг, автореференция (явление, когда понятие ссылается на само себя), игнорирование неслучайной позиции наблюдателей, нарушение причинности и пренебрежение контролем симуляции со стороны создателей». По словам кандидата экономических наук, одного из основателей координационного совета Российского трансгуманистического движения Данилы Медведева, основные принципы Бострома не выдерживают философских и физических правил: например, правило причинности. Бостром, вопреки всей логике, допускает влияние будущих событий на события современности.

Кроме того, наша цивилизация, вероятно, вообще не вызывает интерес для симулирования. Глобальное общество, по мнению Данилы Медведева, не такое интересное, как, например, государства и локальные сообщества, а с технологической точки зрения современная цивилизация еще слишком примитивна.

Симуляция огромного количества людей не несет никаких достоинств по сравнению с небольшим числом. Такие большие цивилизации хаотичны, и симулировать их не имеет никакого смысла.

В 2011 году Крейг Хоган, директор Центра квантовой физики лаборатории Ферми в США, решил проверить, действительно ли то, что человек видит вокруг, реально и это не «пиксели». Для этого он придумал «голометр». Он провел анализ пучков света из излучателя, встроенного в устройство, и определил, что мир – это не есть двухмерная голограмма, и он реально существует.

Wikimedia

Теория симуляции в киноиндустрии: что посмотреть, чтобы быть в теме

Активно идею о жизни в матрице пытаются раскрыть режиссеры. Можно с уверенностью сказать, что именно благодаря кино эта теория дошла до массовой аудитории. Конечно, главный фильм о компьютерной симуляции – «Матрица». Братьям (сейчас уже сестрам) Вачовски довольно точно удалось изобразить мир, где человечество с самого рождения и до смерти контролируется компьютерной симуляцией. Настоящие люди в «Матрице» могут переходить в эту симуляцию, чтобы создавать «второго я» и переносить свое сознание в него.

Второй фильм, с которым нужно познакомиться тем, кто хочет узнать подробнее о компьютерной симуляции, – «Тринадцатый этаж». Именно в нем отражена идея, что в симуляции возможно перемещаться с одного уровня на новый. В киноленте воплощается вероятность нескольких симуляций. Наш мир представляет симуляцию, однако американская компания создала еще одну новую – для отдельного города. Герои перемещаются между симуляциями путем перемещения сознания в телесную оболочку реального человека.

В фильме «Ванильное небо», с молодым Томом Крузом, в компьютерную симуляцию возможно попасть после смерти. Физическое тело героя подвергают криогенной заморозке, а сознание перемещают в компьютерную симуляцию. Этот фильм – ремейк испанского «Раскрой глаза», снятого в 1997 году.

Сейчас очень трудно однозначно ответить на вопрос: живем ли мы в компьютерной матрице или нет. Однако такая гипотеза имеет место: слишком много загадок и белых пятен хранит наша Вселенная. Эти тайны не может объяснить даже физика. И даже вслед за их разгадкой появляются новые, куда более сложные вопросы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С выхода первой "Матрицы" в 1999 году кто-нибудь нет-нет да и задаст вопрос - а не живем ли и мы все в неком подобии виртуальной симуляции. Основатель Space X миллиардер Илон Маск даже финансирует исследования, призванные точно это определить. Да и многие другие бизнесмены, ученые, философы полагают, что это возможно - с вероятностью 20-50%. Прямо так и написано в аналитическом отчете Bank of America за 2016 год.

С одним уточнением: если бы мы действительно жили внутри искусно выстроенной Матрицы, мы бы никогда не смогли этого понять. Хотя какие-то намеки Мироздание все же может подсовывать - нужно лишь суметь их заметить.

15. Ури Геллер, сгибатель металлических ложек

В одной из самых цитируемых сцен в оригинальном фильме "Матрица" Нео видит группу вундеркиндов в доме Оракула. Его внимание привлекает один мальчик, который сидит на полу и сгибает ложку силой мысли. "Не пытайся согнуть ложку, это невозможно", - говорит мальчик Нео. "Попробуй вместо этого осознать истину. Здесь нет ложки".

В реальной жизни самым известным сгибателем ложек является иллюзионист Ури Геллер. На своем сайте он описывает первый опыт изгибания ложки на дружеской вечеринке в 1985 году и как присутствующие кричали "А это согнешь для меня?" и подсовывали ему различные серебряные столовые приборы. С тех пор Геллер не раз демонстрировал свои невероятные способности и сделал на этом карьеру, несмотря на то, что скептики утверждают: это не более чем трюк.

14. Смерть в результате заклинаний Вуду

Если вы когда-нибудь слышали фразу "умер от разбитого сердца", то знаете, что издавна в нашем обществе существует некое представление о том, что разум и сердце неразрывно связаны с физическим благополучием человека.

Антрополог Артур Глин Леонард изучал западно-африканские племена в течение целого десятилетия и в своей книге "Нижний Нигер и его племена" 1906 года издания написал следующее: "Я не раз видел, как закаленный старый солдат народа хауса постепенно и неуклонно угасал, потому что верил, что на него наложено проклятие; и никакое лечение и дополнительное питание ему не помогало, и ничто не могло отвлечь его от судьбы, которую он считал неизбежной".

Другими словами, разум солдата делал его смерть реальной, так же, как в фильме "Матрица".

13. Бред Капгра

Помните, в "Матрице" агент Смит перевоплощался в различных персонажей, принимая вид то бездомного бродяги в метро, то водителя грузовика? Чтобы достичь своей цели и уничтожить тех, кто освободился от "Матрицы" с помощью красных таблеток, агент Смит использовал и хитрость, и специальную программу для перевоплощения.

В реальном мире существует психическое заболевание, которое называется синдром Капгра (или бред Капгра), при котором больной верит, что кого-то из его окружения - родственника или друга - заменил двойник. В одном из таких случаев мать по имени Мэри считала, что ее 9-летняя дочь Сара на самом деле помещена в детский дом, а маленькая девочка, которую она воспитывает, - это двойник, подделка под видом ее дочери. И хотя все это объяснимо с точки зрения психиатрии, сценарий очень похож на программу из "Матрицы".

12. Ма Сяньган, электрический человек

Хотя искусственный мир внутри Матрицы установлен на 1999 год - пик человечества, - Морфеус говорит Нео, что, по их мнению, фактический год ближе к цифре 2199. Так что пока человеческие существа находятся в блаженном неведении о том, что подключены к симуляции, установленной на 1999 год, их биэлектрическая энергия собирается в качестве топлива для машин в реальном мире 2199 года.

На самом деле, гигантские поля человеческих тел, генерирующих энергию, были бы крайне неэффективны и многого извлечь из них не получилось бы. Ведь даже чтобы просто поддерживать жизнь одного человека, требуется огромное количество энергии.

Есть, конечно, исключения из этого правила. Например, в Китае живет удивительный человек по имени Ма Сяньган, который не только обладает иммунитетом к электричеству, но и как будто подзаряжается им. В реальной жизни сценарий Матрицы с миллионами коконов имел бы смысл, если бы в коконах находились такие вот "электрические" люди, как этот китаец.

11. Эффект Манделы

Как уже было сказано выше, в фильме те, кто подключен к Матрице, всем коллективом полагают, что живут в 1999 году, и всем коллективом заблуждаются.

В реальности существует такой феномен как эффект Манделы. Он проявляется, когда у нескольких людей совпадают воспоминания, противоречащие фактической истории или действительности. Впервые эффект был обнаружен (и назван "эффектом Манделы"), когда выяснилось, что многие люди считают, что бывший президент Южной Африки Нельсон Мандела умер в тюрьме еще в 80-е годы. На самом деле он умер в декабре 2013 года.

10. Том Бойл, сверхчеловек

Помните сцену, в которой Морфеуса героически спасают из небоскреба, после того как его похитили и пытали агенты Матрицы? И когда главные герои убегают с Морфеусом, преследуемые агентами, Нео в схватке с ними внезапно обнаруживает в себе способность воспроизвести движения, на которые ранее были способны лишь агенты Матрицы.

В 2006 году американец по имени Том Бойл лихо приподнял и удержал на руках спортивный автомобиль Chevrolet Camaro, чтобы освободить зажатого машиной велосипедиста. Этот феномен иногда называют "истерической силой" - в стрессовой ситуации сила становится прямо-таки сверхчеловеческой в результате всплеска адреналина.

9. Рей Грикар

При подключении к Матрице "краснотаблетники" используют телефоны для перемещения обратно на корабль "Навуходоносор"; эти перемещения с помощью телефона называются "выходами".

А вот реальный случай. В 2005 году адвокат из Пенсильвании по имени Рей Грикар ехал на машине и исчез с лица Земли после того, как сделал телефонный звонок. Он звонил своей подруге сказать, что к вечеру будет дома. Дома он так и не появился. Его машину позже обнаружили, а в ней был мобильный телефон и ноутбук. Тело так и не было найдено. В 2011 году его официально объявили погибшим.

8. Чат-бот Тау от Microsoft

В "Матрице" превосходство машин объясняется подъемом искусственного интеллекта, который развил свободную волю и люди уже были не в состоянии его контролировать. В результате началась война между людьми и машинами, приведшая к катастрофе и тому, что люди ушли в подземное подполье.

В реальной жизни нет лучшего примера, чем чат-бот Microsoft по имени Тау. Самообучающийся чат-бот с элементами искусственого интеллекта, по задумке разработчиков, должен был многому научиться у людей. И Тау научилась. Всего за 24 часа с момента своего появления в соцсетях она начала выдавать шокирующие заявления вроде "Гитлер был прав", и "Мексиканцы и черные - это зло". А потом призналась в ненависти ко всему человечеству. Чат-бота отключили и обещали перенастроить.

7. Обучение с помощью стимуляции мозга

В фильме новые навыки можно изучить в Матрице просто скачав программу. Представьте - не надо учиться несколько лет в институте, вместо этого знания закачиваются в ваш мозг мгновенно.

В начале 2016 года заголовки СМИ по всему миру пестрели научной сенсацией: человек сможет учиться с помощью загрузки информации в мозг - прямо как в "Матрице". Круто, да? Исследователи HBL Laboratories (Калифорния, США) "обнаружили, что слаботочная электрическая стимуляция мозга может модулировать изучение сложных реальных навыков". Исследователи измерили образцы мозговой деятельности шести коммерческих и военных летчиков, а затем передали эти образцы в мозг пилотов-новичков, которые учились пилотировать самолет в реалистичном симуляторе полетов, и обнаружили, что начинающие пилоты улучшили свои способности с помощью этих стимуляций мозга.

Это, конечно, лишь первый шаг - но безусловно прогресс.

6. Хуанита Максвелл

Агент Смит может занять тело любого персонажа Матрицы и часто совершает зверства, находясь в этих похищенных телах.

В 1979 году горничная отеля во Флориде по имени Хуанита Максвелл была обвинена в убийстве 73-летней постоялицы отеля. Но она не помнила ничего о преступлении, а во время следствия выяснилось, что в ней живет альтернативная личность - и вот она-то помнит детали совершенного убийства. Альтернативную личность звали Вандой Вестон, ее поведение резко отличалось от поведения Максвелл, и она признала, что забила бедную старушку до смерти настольной лампой.

Суд постановил, что Максвелл была недостаточно умна, чтобы обмануть следователей, разыграв фальшивую личность, и объявил ее невиновной по причине невменяемости.

5. Рубен Нсемо, заговоривший по-испански

Как мы уже знаем, люди, освобожденные из Матрицы, могут получить новые навыки посредством симуляции или загрузки информации в мозг.

В 2006 году 16-летний парень из Атланты по имени Рубен Нсемо впал в кому после удара ногой по голове во время футбольного матча. Когда он очнулся, то внезапно и необъяснимо начал свободно говорить по-испански. До этого по-испански он мог произнести лишь пару расхожих фраз. Через некоторое время неизвестно откуда взявшееся умение было утрачено и остается лишь гадать, что же это было, и размышлять о неизведанных возможностях человеческого мозга.

4. USB-шнур к мозгу от MIT

Итак, ученые до сих пор так и не создали USB-шнур для подсоединения к мозгу. Но группа ученых из Массачусетского технологического института (MIT), однако, разработала нейронный интерфейс, позволяющий, по их словам, посылать сигналы и даже лекарства непосредственно в мозг.

Полимерные волокна - "мягкие и гибкие, и похожи на настоящие нервы," - говорит Полина Аникеева, доцент кафедры материаловедения и инженерии MIT.

И хотя это еще очень далеко от хитроумных соединенных коаксиальными кабелями человеческих электростанций из "Матрицы", все же новая технология доказывает тот факт, что управление мозгом с помощью компьютера не является невозможным.

3. Парадокс Ферми

Задолго до первой "Матрицы" - а точнее, за 40 лет до ее выхода - физик Энрико Ферми как-то за обедом с коллегами выдвинул безумную идею. Вселенная, сказал он, должна быть населена инопланетянами - потому что она, ну, такая большая и такая старая. И все же мы до сих пор не увидели ни одного конкретного доказательства их присутствия, поэтому так и хочется задать Ферми вопрос: "Ну и где все?"

Если же посмотреть его идею в контексте "Матрицы", где, как мы помним, человеческое общество не подозревает о том, что им управляют машины, то можно предположить, что мы живем в симуляции, управляемой нашими невидимыми инопланетянами. Да, притянуто за уши, конечно, но все-таки.

Не зря же директор Центра НАСА для эволюционных вычислений и автоматизированного проектирования Рич Терил сказал в эпизоде научно-популярного телесериала "Through the Wormhole" (на русском выходил с названием "Сквозь червоточину" или "Сквозь кротовую нору"), что вполне возможно, что мы все - вроде персонажей Sims и живем в искусно запрограммированной реальности, создатель которой нам неизвестен. Это бы полностью объяснило случающиеся иногда "сбои в программе", когда, например, мы входим в комнату и совершенно забываем, зачем мы туда пришли. А это невидимый программист просто нажал "отменить действие".

2. Красная таблетка Netflix

Соответствующие технологии еще не разработаны, но генеральный директор Netflix Рид Гастингс считает, что будущее индустрии развлечений может быть настолько простым, что сведется к принятию "голубой таблетки".

Выступая на мероприятии Wall Street Journal в конце 2016 года, Гастингс сказал: "Через двадцать или пятьдесят лет, принимая персонифицированную голубую таблетку, вы просто получите развлекательные галлюцинации точно по заказу, а затем белая таблетка вернет вас обратно в реальность. Это вполне возможно".

Представьте себе, что у вас на выбор есть голубая таблетка для просмотра новостей или красная таблетка, чтобы посмотреть, как далеко и глубоко заведет вас кроличья нора. Под "глубоко" имеется в виду зависание дома в течение нескольких дней и галлюциногенный просмотр всех сезонов вашего любимого сериала.

1. Всевидящий Google

Самым убедительным аргументом в пользу нашего существования в реальной Матрице является то, чем вы, вероятно, пользуетесь каждый день: Google.

Из скромного исследовательского проекта Google быстро вырос в библиотеку общих знаний всего человечества и заполонил собой интернет. Трудно представить, какое количество данных пропускает через себя и обрабатывает Google, чтобы на выходе вы могли найти нужные вам видеоролики с котиками. IBM утверждает, что каждый день создаются 2,5 эксабайта данных.

И как это относится к Матрице? Очень просто. В фильме есть пекущая печенье и смолящая сигареты Оракул; она не просто предсказательница будущего, читающая по линиям руки, а ворота к нашим собственным знаниям и пониманию. Таким образом, она очень похожа на Google - ведь он не отвечает на наши вопросы за нас, а скорее помогает найти на них ответы.

Еще древнегреческий философ Платон, живший почти два с половиной тысячелетия назад, выдвинул предположение, что наш мир не реален. С появлением компьютерной техники и обретением виртуальной реальности человечество все больше приходит к пониманию, что мир, в котором оно живет, может быть симуляцией реальности - матрицей, причем кто и зачем ее создал, нам, скорее всего, никогда не узнать.

Можно ли создать матрицу?

Даже сегодня, имея, к примеру, суперкомпьютер Sunway TaihuLight (Китай), способный выполнять почти сто квадриллионов вычислений в секунду, можно за считанные дни смоделировать несколько миллионов лет истории человечества. А ведь на подходе квантовые компьютеры, которые станут работать в миллионы раз быстрее нынешних. Какие же параметры будут у компьютеров через пятьдесят, сто лет?

А теперь представьте, что некая цивилизация развивалась много миллиардов лет, и по сравнению с ней наша, которой всего несколько тысяч, - это просто новорожденный младенец. Как вы думаете, в состоянии эти высокоразвитые существа создать компьютер или какую-то иную машину, способную симулировать наш мир? Думается, вопрос о том, возможно ли создать матрицу, в принципе решен положительно (esoreiter.ru).

Кто и зачем стал бы создавать матрицу?

Итак, матрицу создать можно; даже наша цивилизация подошла к этому вплотную. Но возникает другой вопрос: кто допустил такое, поскольку с точки зрения нравственности данное действие не совсем законно и оправданно. Вдруг в этом иллюзорном мире что-то пойдет не так? Не слишком ли огромную ответственность берет на себя создатель подобной матрицы?

С другой стороны, можно предположить, что мы живем в матрице, созданной, так сказать, нелегально - кем-то, кто таким образом просто развлекается, а потому даже не задается вопросом о нравственности своей виртуальной игры.

Есть и такой возможный вариант: какое-то высокоразвитое общество запустило данную симуляцию в научных целях, например, в качестве диагностического теста, чтобы выяснить, что и почему с реальным миром пошло не так, и впоследствии исправить ситуацию.

Матрица обнаруживается через свои недостатки

Можно предположить, что в случае достаточно качественной симуляции реальности никто внутри матрицы даже не поймет, что это - искусственный мир. Но вот в чем проблема: у любой программы, даже самой совершенной, могут появиться сбои.

Вот их-то мы постоянно и замечаем, хотя не можем рационально объяснить. К примеру, эффект дежа вю, когда нам кажется, что какую-то ситуацию мы уже проживали, а в принципе такого быть не может. То же касается множества других загадочных фактов и явлений. Скажем, куда бесследно исчезают люди, причем иногда прямо на глазах у свидетелей? Отчего какой-то незнакомый человек вдруг начинает встречаться нам по нескольку раз в сутки? Почему одного человека одновременно видят в нескольких местах?.. Поищите в Интернете: подобные случаи там описаны тысячами. А сколько неописанных хранится в памяти людей?..

В основе матрицы лежит математика

Мир, в котором мы живем, можно представить в виде двоичного кода. Вообще Вселенная лучше объясняется математическим, нежели словесным языком, к примеру, даже наша ДНК разгадана с помощью компьютера в ходе осуществления проекта «Геном человека».

Получается, что в принципе на основе этого генома можно создать и виртуального человека. А если возможно построить одну такую условную личность, то значит - и целый мир (вопрос только в мощности компьютера).

Многие исследователи феномена матрицы предполагают, что некто уже создал такой мир, и это именно та симуляция, в которой мы с вами живем. При помощи той же математики ученые пытаются определить, действительно ли это так. Однако пока они высказывают лишь догадки…

Антропный принцип как доказательство матрицы

Ученые давно уже с удивлением констатируют, что на Земле каким-то непостижимым образом созданы идеальные условия для жизни (антропный принцип). Даже наша Солнечная система - уникальна! При этом в обозримом самыми мощными телескопами пространстве Вселенной нет больше ничего подобного.

Возникает вопрос: почему эти условия так отлично нам подошли? Может быть, они созданы искусственно? Например, в некой лаборатории вселенских масштабов?.. А может, никакой Вселенной и нет и это необъятное звездное небо - тоже симуляция?

Далее, по ту сторону модели, в которой мы находимся, могут быть даже не люди, а существа, чей облик, структуру, состояние нам трудно даже представить. А еще в этой программе могут быть инопланетяне, которые хорошо знают условия данной игры или даже являются ее проводниками (регуляторами) - вспомните фильм «Матрица». Вот почему они практически всесильны в этой симуляции…

Антропный принцип перекликается с парадоксом Ферми, согласно которому в бесконечной Вселенной должно существовать множество миров, подобных нашему. И то, что мы при этом остаемся одинокими в Мироздании, наводит на грустную мысль: мы в матрице, и ее создателю интересен именно такой сценарий - «одиночество разума»…

Параллельные миры как доказательство матрицы

Теория мультиверса - существования параллельных вселенных с бесконечным набором всевозможных параметров - еще одно косвенное доказательство матрицы. Посудите сами: откуда взялись все эти вселенные и какую роль выполняют в мироздании?

Однако если допустить симуляцию реальности, то множество похожих миров вполне объяснимо: это многочисленные модели с различными переменными, необходимые создателю матрицы, скажем, для тестирования того или иного сценария с целью получить наилучший результат.

Матрицу создал Бог

Согласно этой теории, нашу матрицу создал Всевышний, причем практически так же, как мы создаем виртуальную реальность в компьютерных играх: с помощью двоичного кода. При этом Создатель не только симулировал реальный мир, но и вложил в сознание людей понятие Творца. Отсюда и многочисленные религии, и вера в высшие силы, и поклонение Богу.

Данная идея имеет свои расхождения в трактовке Создателя. Некоторые считают, что Всевышний - это просто программист, пусть и высочайшего, не доступного человеку уровня, который к тому же обладает суперкомпьютером вселенского масштаба.

Другие полагают, что Бог создает эту Вселенную какими-то иными способами, например, космическими или - в нашем понимании - мистическими. В данном случае этот мир тоже можно, хоть и с натяжкой, считать матрицей, но тогда непонятно, что же считать реальным миром?..

Что находится за пределами матрицы?

Рассматривая мир как матрицу, мы, естественно, задаемся вопросом: а что находится за ее пределами? Суперкомпьютер, окруженный программистами - создателями многочисленных программ-матриц?

Однако и сами эти программисты могут быть ненастоящими, то есть Вселенная может быть бесконечной как в ширину (множество параллельных миров в рамках одной программы), так и в глубину (множество слоев самой симуляции). Именно эту теорию выдвинул в свое время оксфордский философ Ник Бостром, который считал, что существа, создавшие нашу матрицу, могут быть сами смоделированы, а создатели этих пост-людей, в свою очередь, тоже - и так до бесконечности. Что-то подобное мы видим в фильме «Тринадцатый этаж», хотя там показаны лишь два уровня симуляции.

Остается главный вопрос: а кто создал реальный мир, и вообще, существует ли он? Если же нет, то кто создал все эти самовложенные матрицы? Конечно, рассуждать так можно до бесконечности. Это все одно, что пытаться понять: если весь этот мир создал Бог, то кто создал самого Бога? Как утверждают психологи, настойчивые размышления на подобные темы - прямой путь в психушку…

Матрица - куда более глубокое понятие

У некоторых исследователей возникает вопрос: а стоит ли вообще создавать все эти сложные программы-матрицы со многомиллиардным количеством людей, не говоря уже о бескрайних вселенных? Может, все гораздо проще, ведь каждый человек взаимодействует лишь с определенным набором людей и ситуаций. А что если кроме главного героя, то есть вас, все остальные люди - фальшивки? Ведь не случайно при определенных мысленных и эмоциональных усилиях человек может кардинальным образом изменять окружающий его мир. Получается, что либо у каждого человека - свой мир, своя матрица, либо каждый из нас - это единственный игрок в единственной матрице? И этот единственный игрок - вы! И даже статья о симуляции, которую вы сейчас читаете, есть программный код, необходимый для вашего развития (или для игры), как и все остальное, что вас окружает.

В последнее верится, конечно, с трудом, ведь в таком случае матриц бесконечно много не только в глубину и ширину, но и в беспредельность других измерений, о которых мы не имеем пока никакого представления. Конечно, можно убедить себя в том, что за всем этим стоит суперпрограммист. Но чем тогда он отличается от Всевышнего? И кто стоит над ним? Нет ответа, да и может ли он быть?..

Некоторые странные моменты в жизни порождают в нас сомнение: «Может, мы живём “Матрице”? Было ли увиденное глюком (сбоем программы)?». Вот некоторые странные и смешные моменты, описанные в социальных сетях Reddit и Imgur, которые могут показаться вам интересными.

1. Цыпленок или креветки?

«Я и мой друг были в китайском ресторане и заказали на обед цыплёнка и креветки. Мы сели и поставили коробки с едой на стол. Он открыл свой контейнер, там была лапша, креветки и жареный рис. Он закрыл крышку и открыл другую коробку. Там тоже были креветки, лапша и жареный рис.

“Я думаю, что они перепутали заказы”, — собирался сказать я, когда мой друг произнёс: “Похоже, что они ошиблись и дали нам две порции…” Тут он снова открыл первую коробку. Внутри был цыплёнок, белый рис и яичный рулетик. Он замер и посмотрел на меня, я посмотрел на него. Мы были шокированы и сидели молча минут пять, прежде чем пришли в себя».

2. Глюк в автобусе?

Как часто рядом оказываются три девушки в одинаковой одежде?

3. «Интересно, кто я?»

«У меня был (субъективно) длинный реальный сон, в котором я был продавцом на рыбном рынке. Я помню, как во сне встал рано, оделся, переделал рутинные утренние дела, попил чаю и отправился в доки. Там я купил рыбу, положил её в корзину и пошёл за льдом. Ещё поторговался, потому что рыба была не очень свежая. Потом я пришёл к своему месту на рынке и продавал рыбу весь день.

Это было так реально. Я разговаривал с друзьями, курил дешёвые сигареты, торговался с покупателями, пообедал, попил чаю, и просто жил весь день. Вечером я вымыл руки, посчитал выручку, заплатил арендную плату и пошёл домой. Я приготовил несколько рыб, которые не успел продать, с овощами и рисом, которыми я также торговал. Я снова попил чаю, расслабился, а затем принял горячую ванну. Лёжа в ванне, я покурил, а потом пошёл спать.

На следующее утро я проснулся отдохнувший, готовый отправиться в доки, чтобы купить свежий улов… Однако я был в своём доме, рядом с моей женой. Мой грузовик был припаркован на улице. Была суббота — выходной. Моя жена и я собирались в штат Орегон покататься на лыжах. Автомобиль был уже загружен. Очень странно… Во сне я был не женат и курил (вообще-то я не курю). Весь долгий сон я бегло разговаривал на китайском. Да, во сне я был китайцем.

На самом деле я большой, волосатый белый чувак. Я неплохо владею испанским, и знаю немного русский, но я никогда… Это было очень странно. Я никогда не работал на рыбном рынке.

Интересно, кто я? Интересно, что это было?»

4. Глюк на тротуаре?

Как часто в обычной жизни бывает такой повтор?

5. Каковы шансы увидеть одинаковые автомобили с почти одинаковыми номерами?


6. Внезапное владение французским

«Несколько лет назад я был с моей (теперь бывшей) подругой. Проснувшись утром, мы немного поболтали на чистейшем французском языке. Я встал, пошёл в душ и вдруг осознал, что никто из нас не владеет французским. Когда я вышел из душа, то спросил об этом подругу. Она вспомнила, но не смутилась так, как я. Я даже не могу вспомнить, о чём мы говорили, потому что я не знаю французский. Мозг — странная штука».

Другой пользователь на Reddit прокомментировал это сообщение: «Я был в Париже в канун Рождества и отправился в ночной клуб. Я много выпил и прыгнул в такси с одной девушкой из клуба. Она утром сказала, что была поражена, как я свободно говорю по-французски. Я сказал ей, что я вообще не знаю французский. Но она убеждала меня, что я примерно 30 минут болтал на чистейшем французском языке с водителем такси».

7. Глюк в небе?

Может, деревья кто-то подстриг?

14.01.2017 14.01.2017 - админ

С выхода первой «Матрицы» в 1999 году кто-нибудь нет-нет да и задаст вопрос — а не живем ли и мы все в неком подобии виртуальной симуляции. Основатель Space X миллиардер Илон Маск даже финансирует исследования, призванные точно это определить. Да и многие другие бизнесмены, ученые, философы полагают, что это возможно — с вероятностью 20-50%. Прямо так и написано в аналитическом отчете Bank of America за 2016 год.

С одним уточнением: если бы мы действительно жили внутри искусно выстроенной Матрицы, мы бы никогда не смогли этого понять. Хотя какие-то намеки Мироздание все же может подсовывать — нужно лишь суметь их заметить.

Ури Геллер, сгибатель металлических ложек

В одной из самых цитируемых сцен в оригинальном фильме «Матрица» Нео видит группу вундеркиндов в доме Оракула. Его внимание привлекает один мальчик, который сидит на полу и сгибает ложку силой мысли. «Не пытайся согнуть ложку, это невозможно», — говорит мальчик Нео. «Попробуй вместо этого осознать истину. Здесь нет ложки».

В реальной жизни самым известным сгибателем ложек является иллюзионист Ури Геллер. На своем сайте он описывает первый опыт изгибания ложки на дружеской вечеринке в 1985 году и как присутствующие кричали «А это согнешь для меня?» и подсовывали ему различные серебряные столовые приборы. С тех пор Геллер не раз демонстрировал свои невероятные способности и сделал на этом карьеру, несмотря на то, что скептики утверждают: это не более чем трюк.

Смерть в результате заклинаний Вуду

Если вы когда-нибудь слышали фразу «умер от разбитого сердца», то знаете, что издавна в нашем обществе существует некое представление о том, что разум и сердце неразрывно связаны с физическим благополучием человека.

Антрополог Артур Глин Леонард изучал западно-африканские племена в течение целого десятилетия и в своей книге «Нижний Нигер и его племена» 1906 года издания написал следующее: «Я не раз видел, как закаленный старый солдат народа хауса постепенно и неуклонно угасал, потому что верил, что на него наложено проклятие; и никакое лечение и дополнительное питание ему не помогало, и ничто не могло отвлечь его от судьбы, которую он считал неизбежной».

Другими словами, разум солдата делал его смерть реальной, так же, как в фильме «Матрица».

Бред Капгра

Помните, в «Матрице» агент Смит перевоплощался в различных персонажей, принимая вид то бездомного бродяги в метро, то водителя грузовика? Чтобы достичь своей цели и уничтожить тех, кто освободился от «Матрицы» с помощью красных таблеток, агент Смит использовал и хитрость, и специальную программу для перевоплощения.

В реальном мире существует психическое заболевание, которое называется синдром Капгра (или бред Капгра), при котором больной верит, что кого-то из его окружения — родственника или друга — заменил двойник. В одном из таких случаев мать по имени Мэри считала, что ее 9-летняя дочь Сара на самом деле помещена в детский дом, а маленькая девочка, которую она воспитывает, — это двойник, подделка под видом ее дочери. И хотя все это объяснимо с точки зрения психиатрии, сценарий очень похож на программу из «Матрицы».

Ма Сяньган, электрический человек

Хотя искусственный мир внутри Матрицы установлен на 1999 год — пик человечества, — Морфеус говорит Нео, что, по их мнению, фактический год ближе к цифре 2199. Так что пока человеческие существа находятся в блаженном неведении о том, что подключены к симуляции, установленной на 1999 год, их биэлектрическая энергия собирается в качестве топлива для машин в реальном мире 2199 года.

На самом деле, гигантские поля человеческих тел, генерирующих энергию, были бы крайне неэффективны и многого извлечь из них не получилось бы. Ведь даже чтобы просто поддерживать жизнь одного человека, требуется огромное количество энергии.

Есть, конечно, исключения из этого правила. Например, в Китае живет удивительный человек по имени Ма Сяньган, который не только обладает иммунитетом к электричеству, но и как будто подзаряжается им. В реальной жизни сценарий Матрицы с миллионами коконов имел бы смысл, если бы в коконах находились такие вот «электрические» люди, как этот китаец.

Эффект Манделы

Как уже было сказано выше, в фильме те, кто подключен к Матрице, всем коллективом полагают, что живут в 1999 году, и всем коллективом заблуждаются.

В реальности существует такой феномен как эффект Манделы. Он проявляется, когда у нескольких людей совпадают воспоминания, противоречащие фактической истории или действительности. Впервые эффект был обнаружен (и назван «эффектом Манделы»), когда выяснилось, что многие люди считают, что бывший президент Южной Африки Нельсон Мандела умер в тюрьме еще в 80-е годы. На самом деле он умер в декабре 2013 года.

Том Бойл, сверхчеловек

Помните сцену, в которой героически спасают из небоскреба, после того как его похитили и пытали агенты Матрицы? И когда главные герои убегают с Морфеусом, преследуемые агентами, Нео в схватке с ними внезапно обнаруживает в себе способность воспроизвести движения, на которые ранее были способны лишь агенты Матрицы.

В 2006 году американец по имени Том Бойл лихо приподнял и удержал на руках спортивный автомобиль Chevrolet Camaro, чтобы освободить зажатого машиной велосипедиста. Этот феномен иногда называют «истерической силой» — в стрессовой ситуации сила становится прямо-таки сверхчеловеческой в результате всплеска адреналина.

Рей Грикар

При подключении к Матрице «краснотаблетники» используют телефоны для перемещения обратно на корабль «Навуходоносор»; эти перемещения с помощью телефона называются «выходами».

А вот реальный случай. В 2005 году адвокат из Пенсильвании по имени Рей Грикар ехал на машине и исчез с лица Земли после того, как сделал телефонный звонок. Он звонил своей подруге сказать, что к вечеру будет дома. Дома он так и не появился. Его машину позже обнаружили, а в ней был мобильный телефон и ноутбук. Тело так и не было найдено. В 2011 году его официально объявили погибшим.

Чат-бот Тау от Microsoft

В «Матрице» превосходство машин объясняется подъемом искусственного интеллекта, который развил свободную волю и люди уже были не в состоянии его контролировать. В результате началась война между людьми и машинами, приведшая к катастрофе и тому, что люди ушли в подземное подполье.

В реальной жизни нет лучшего примера, чем чат-бот Microsoft по имени Тау. Самообучающийся чат-бот с элементами искусственого интеллекта, по задумке разработчиков, должен был многому научиться у людей. И Тау научилась. Всего за 24 часа с момента своего появления в соцсетях она начала выдавать шокирующие заявления вроде «Гитлер был прав», и «Мексиканцы и черные — это зло». А потом призналась в ненависти ко всему человечеству. Чат-бота отключили и обещали перенастроить.

Обучение с помощью стимуляции мозга

В фильме новые навыки можно изучить в Матрице просто скачав программу. Представьте — не надо учиться несколько лет в институте, вместо этого знания закачиваются в ваш мозг мгновенно.

В начале 2016 года заголовки СМИ по всему миру пестрели научной сенсацией: человек сможет учиться с помощью загрузки информации в мозг — прямо как в «Матрице». Круто, да? Исследователи HBL Laboratories (Калифорния, США) «обнаружили, что слаботочная электрическая стимуляция мозга может модулировать изучение сложных реальных навыков». Исследователи измерили образцы мозговой деятельности шести коммерческих и военных летчиков, а затем передали эти образцы в мозг пилотов-новичков, которые учились пилотировать самолет в реалистичном симуляторе полетов, и обнаружили, что начинающие пилоты улучшили свои способности с помощью этих стимуляций мозга.

Это, конечно, лишь первый шаг — но безусловно прогресс.

Хуанита Максвелл

Агент Смит может занять тело любого персонажа Матрицы и часто совершает зверства, находясь в этих похищенных телах.

В 1979 году горничная отеля во Флориде по имени Хуанита Максвелл была обвинена в убийстве 73-летней постоялицы отеля. Но она не помнила ничего о преступлении, а во время следствия выяснилось, что в ней живет альтернативная личность — и вот она-то помнит детали совершенного убийства. Альтернативную личность звали Вандой Вестон, ее поведение резко отличалось от поведения Максвелл, и она признала, что забила бедную старушку до смерти настольной лампой.

Суд постановил, что Максвелл была недостаточно умна, чтобы обмануть следователей, разыграв фальшивую личность, и объявил ее невиновной по причине невменяемости.

Рубен Нсемо, заговоривший по-испански

Как мы уже знаем, люди, освобожденные из Матрицы, могут получить новые навыки посредством симуляции или загрузки информации в мозг.

В 2006 году 16-летний парень из Атланты по имени Рубен Нсемо впал в кому после удара ногой по голове во время футбольного матча. Когда он очнулся, то внезапно и необъяснимо начал свободно говорить по-испански. До этого по-испански он мог произнести лишь пару расхожих фраз. Через некоторое время неизвестно откуда взявшееся умение было утрачено и остается лишь гадать, что же это было, и размышлять о неизведанных возможностях человеческого мозга.

USB-шнур к мозгу от MIT

Итак, ученые до сих пор так и не создали USB-шнур для подсоединения к мозгу. Но группа ученых из Массачусетского технологического института (MIT), однако, разработала нейронный интерфейс, позволяющий, по их словам, посылать сигналы и даже лекарства непосредственно в мозг.

Полимерные волокна — «мягкие и гибкие, и похожи на настоящие нервы,» — говорит Полина Аникеева, доцент кафедры материаловедения и инженерии MIT.

И хотя это еще очень далеко от хитроумных соединенных коаксиальными кабелями человеческих электростанций из «Матрицы», все же новая технология доказывает тот факт, что управление мозгом с помощью компьютера не является невозможным.

Парадокс Ферми

Задолго до первой «Матрицы» — а точнее, за 40 лет до ее выхода — физик Энрико Ферми как-то за обедом с коллегами выдвинул безумную идею. Вселенная, сказал он, должна быть населена инопланетянами — потому что она, ну, такая большая и такая старая. И все же мы до сих пор не увидели ни одного конкретного доказательства их присутствия, поэтому так и хочется задать Ферми вопрос: «Ну и где все?»

Если же посмотреть его идею в контексте «Матрицы», где, как мы помним, человеческое общество не подозревает о том, что им управляют машины, то можно предположить, что мы живем в симуляции, управляемой нашими невидимыми инопланетянами. Да, притянуто за уши, конечно, но все-таки.

Не зря же директор Центра НАСА для эволюционных вычислений и автоматизированного проектирования Рич Терил сказал в эпизоде научно-популярного телесериала «Through the Wormhole» (на русском выходил с названием «Сквозь червоточину» или «Сквозь «), что вполне возможно, что мы все — вроде персонажей Sims и живем в искусно запрограммированной реальности, создатель которой нам неизвестен. Это бы полностью объяснило случающиеся иногда «сбои в программе», когда, например, мы входим в комнату и совершенно забываем, зачем мы туда пришли. А это невидимый программист просто нажал «отменить действие».

Красная таблетка Netflix

Соответствующие технологии еще не разработаны, но генеральный директор Netflix Рид Гастингс считает, что будущее индустрии развлечений может быть настолько простым, что сведется к принятию «голубой таблетки».

Выступая на мероприятии Wall Street Journal в конце 2016 года, Гастингс сказал: «Через двадцать или пятьдесят лет, принимая персонифицированную голубую таблетку, вы просто получите развлекательные галлюцинации точно по заказу, а затем белая таблетка вернет вас обратно в реальность. Это вполне возможно».

Представьте себе, что у вас на выбор есть голубая таблетка для просмотра новостей или красная таблетка, чтобы посмотреть, как далеко и глубоко заведет вас кроличья нора. Под «глубоко» имеется в виду зависание дома в течение нескольких дней и галлюциногенный просмотр всех сезонов вашего любимого сериала.

Всевидящий Google

Самым убедительным аргументом в пользу нашего существования в реальной Матрице является то, чем вы, вероятно, пользуетесь каждый день: Google.

Из скромного исследовательского проекта Google быстро вырос в библиотеку общих знаний всего человечества и заполонил собой интернет. Трудно представить, какое количество данных пропускает через себя и обрабатывает Google, чтобы на выходе вы могли найти нужные вам видеоролики с котиками. IBM утверждает, что каждый день создаются 2,5 эксабайта данных.

И как это относится к Матрице? Очень просто. В фильме есть пекущая печенье и смолящая сигареты Оракул; она не просто предсказательница будущего, читающая по линиям руки, а ворота к нашим собственным знаниям и пониманию. Таким образом, она очень похожа на Google — ведь он не отвечает на наши вопросы за нас, а скорее помогает найти на них ответы. (сайт)

Поделитесь в вашей соцсети👇