О снах и видениях. Православное отношение к сну и сновидениям

Количество записей: 62

Здравствуйте, батюшка. Помогите мне разобраться. У меня такая ситуация. Полгода назад я познакомилась с молодым человеком, его мама недавно приняла постриг. И сам он 10 лет жил на территории храма. Он меня стал водить в храм на службы, и мы вместе даже ходили на исповедь и причастие. И у меня появилось желание чаще ходить в храм, читать молитвы. Такое желание у меня возникало еще лет в 15, сейчас мне 21. В том возрасте я первый раз задумалась о монашеской жизни, и мне хотелось прийти в монастырь и стать монахиней. Сейчас опять появилось такое желание. И еще совсем недавно мне приснился сон, что я пришла в храм работать, не за деньги, а как бы просто помогать храму. И захожу в келью, а матушки мне принесли постельное белье, показали, где моя кровать, и дали мне платок и молитвослов. Как будто я пришла туда насовсем. Может, это знак того, что мне суждено стать монахиней? Но у меня есть молодой человек и он хочет на мне жениться, а я не знаю, как быть, и вроде хочется быть с ним, и хочется прийти в монастырь и остаться там.

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Вам следует, прежде чем принимать решение, пожить в монастыре недели две-три. Посоветоваться со здравомыслящими монахинями. Посмотреть на эту жизнь изнутри. Вы должны знать, что монашество - это не романтика, это целая жизнь, имеющая множество уровней, соответствующих силам подвижников, но совершенно отличная от всего того, что Вам известно, и что Вы себе представляете. Прочтите святителя Игнатия Брянчанинова "Приношение современному монашеству". И, не смущайте пока парня.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Я хочу рассказать Вам свой сон. Стою я на большой дороги а во круг бегают, кричат люди, что пришел конец света. Я становлюсь на колени, смотрю в небо и кричу: Господи помилуй, Господи помилуй, а в небе сначала было пыльное облако, затем оно раздвинулось, и я увидела голубое небо, а на нем в облачном образе - Бога. Что бы это значило, вещий ли это сон?

Светлана

Увы, не знаю я, Светлана, что значат Ваши сны… Да и очень сомневаюсь, что они – от Бога. Если бы Вы после такого сна со всех ног рванули бы в храм, в грехах каяться, то да, может быть, это и было бы от Бога. А так – такие сны только голову морочат, да еще и самомнение развивают: «Вот, мол, чего мне приснилось!» Не обращайте внимание! Храни Вас Бог!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Мне очень часто снится моя покойная бабушка, в основном снится голодная и в гневе! Ходила в церковь, на могилку приносила помянуть (конфеты,печенье) поминали дома, но она мне все равно снится! Спать нормально не могу, подскажите, что мне делать?

Александра

Александра, что Вы так сильно переживаете? Снится – ну, и ничего страшного. Это же Ваша бабушка, и Вы с ней прожили долгое время, поэтому и снится. За усопших нужно молится всегда, не временами, а каждый день. В конце молитв утреннего правила есть поминовение усопших, вот и поминайте свою бабушку. На могилу конфеты, печенье и другие продукты приносить не нужно. Продукты для поминовения принято приносить в церковь на канон. И не обращайте внимание на сны. Снам верить нельзя. Что приснилось, - встали и забыли!

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, мне постоянно снятся вещие сны, и часто стала снится недавно умершая бабушка. Сны с бабушкой очень странные: мы все время общаемся на старой квартире. Что все это означает?

Анна

Анна, снам с бабушкой верить нельзя, за нее нужно сугубо помолится, подать поминание и отслужить панихиду, если она крещеная, а в Ваших вещих снах покаяться и попросить Бога, чтобы больше они никогда не снились. Это очень серьезное искушение, тончайший обман: у Ваших "вещих" снов не тот источник, они не от Бога. Начнется все с очевидных вещей, а потом, приучив верить снам, бес заведет в такие дебри, из которых и не выберитесь. Это очень опасно. Берегитесь!

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка. На вопросы о снах всегда пишется, не обращать на них внимания, что это все пустое, от лукавого, не толковать их. Сейчас читаю Ветхий Завет, Бытие, и там много очень пишется, что во снах Бог приходил к Лавану Арамеянину и говорил ему; далее Иосифу сны снились, и как он их истолковал, так и произошло, что братья его ему поклонились и т. д. Как же тогда? Объясните, пожалуйста. Спасибо.

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Во времена, о которых Вы читаете, Господь готовил человечество к самому важному событию: воплощению Сына Божия и Его Воскресению. Ветхий Завет рассказывает нам об этой подготовительной работе. Современное осторожное отношение к снам продиктовано тем обстоятельством, что недавно обратившиеся к вере люди, или люди малорелигиозные, встречая в снах проекции своих страхов, склонны толковать их как нечто значимое и впадают в уныние. Вместо того, чтобы обратиться с молитвой к Богу, - безвольным страхом вконец ослабляют себя. Святые Отцы дали нам четкий критерий: сон от Бога - такой, что, проснувшись, человек воскликнет: "Господи, какой же я грешный!" - и покаянной молитвой начнет путь освобождения от власти грехов. Необходимости же в таких снах, что описаны в Ветхом Завете, сейчас нет. Труд, который совершался человечеством по подготовке прихода Спасителя, завершен. И узнать все, что необходимо для нашего спасения, мы можем в Евангелии. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка! Расскажите, пожалуйста, а вот если человек умер, а в жизни его было так: в Бога верил всегда, не богохульствовал и не сомневался. В юности вел не очень правильный образ жизни (пьянки, гулянки), не исповедовался, но знал все свои грехи и мысленно раскаивался в них. Став старше, старался вести более правильный образ жизни, был добрым, кто просил, тому давал, не злопамятствовал, прощал. Но на службах не стоял, в церковь заходил лишь ненадолго, заказать поминовение, свечки поставить, молился мысленно за всех. Женился, родил сына. А потом умер. И вот что меня интересует: прошел ли он все мытарства и в царствии ли небесном он? Во снах он мне часто снится, всегда светлый и улыбается.

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Это вопрос не для смертного, надо у ангела спросить. Мы забываем, что Бог не компьютерная программа, Он судит не автоматически, по набору данных. Бог живой, Он Личность. И Бог - Любовь. Нам надо беспокоиться о другом, - пройдем ли мы сами мытарства. Не прилепится ли душа наша к страстям, с которыми не боролась при жизни. Не отвратится ли от добродетелей, к которым не понуждала и не приучилась в жизни временной. А участь других душ оставим на Суд Божий. Раз снится, значит помните. Мы же просим у Господа: "И сотвори ему вечную память". Вот Он и дает нам помнить. Каким Вы помните человека, таким он Вам и представляется. Вообще, на сны внимания не обращайте, а то лукавый поймает Вас на этом внимании, и начнет крутить-вертеть, как ему вздумается. Молитесь об усопшем. Он в этом остро нуждается. Даже святые, полагавшие всю свою жизнь на борьбу со страстями и на упражнения в добродетелях, ужасались своей посмертной участи, видя себя хуже всей твари. А человек, проживший жизнь, по естественным влечениям, - когда хотел, добро творил, когда хотел, свечки ставил, - нуждается в особенно усиленных молитвах за его душу. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! У меня вопрос по поводу сна. Недавно мне приснился сон, я не видел, кто, но кто-то сказал мне, что через 10 лет я умру, это что правда? Я очень переживаю.

Виктор

Виктор, Церковь говорит, что к снам нужно относиться очень категорично – не верить снам. Дьявол многих прельстил через сны. Наша жизнь полностью находится во власти Божией, и мы должны дорожить своей жизнью. Бог от нас ждет покаяния, ждет, когда мы обратимся к Богу, когда начнем праведную, благочестивую жизнь. Сейчас идет Великий пост, и каждый православный христианин обязан его соблюдать. Так же и Вам говорю: поститесь, исповедуйтесь и причащайтесь, и живите полной церковной жизнью со Христом, и тогда ни какая вражия сила Вам не повредит, и будете всегда спать спокойно и не бояться за свою жизнь. Если мы со Христом, кто может нам противостоять? И смерть не приблизиться к нам без воли Бога.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день. Меня зовут Наталья. Я живу в Киргизии. У меня есть подруга Татьяна, которая болеет раком. Вот уже почти год она самоотверженно борется с этим недугом. Недавно она мне сказала, что эта болезнь случилась сразу после смерти ее отца (папа Виктор умер в январе 2012). Он ей часто снится. И ей кажется, что он ее не отпускает. Папа у нее не был крещенным, и соответственно, его не отпевали в церкви. Татьяна крещенная. Она верит и ходит в церковь. Она очень хороший человек. Очень хочется ей помочь выкарабкаться. Скажите, батюшка, что можно и нужно сделать в ее случае? Что мне еще нужно делать, кроме того, что читать канон за болящего? Пожалуйста, помолитесь за нее. Заранее благодарю Вас за ответ. С уважением, Наталья.

Наталья

Наталья, Вашей подруге надо бы посоветовать почаще ходить на исповедь: дело в том, что подобные явления родственников в большинстве случаев являются иллюзией, обманом, и имеют корень в собственной греховности. А Вы постарайтесь чаще подавать за нее записки на Литургию и еще подайте поминание в какой-нибудь монастырь, где круглые сутки читают "неусыпаемую" Псалтирь.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, скажите, надо ли верить в сон, и что делать, если приснился плохой сон?

Милана

Здравствуйте, Милана! Святые отцы Церкви учат нас не придавать какого-то значения снам, потому что, доверяя снам, человек очень легко может попасть в обольщение. Если Вам приснился дурной сон, просто постарайтесь его забыть, а если он не дает Вам покоя, то расскажите о нем на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, мне пару дней назад приснился сон, будто ко мне в дом ворвались воры и сломали все мои иконы, а наша икона с супругом, которая венчанная, была прибита наверху, и из нее торчали гвозди. А маленькие иконки были целые, но вместо изображения - белое место, а я очень плакала и пытала склеить изображения. Спасибо большое.

Юлия

Юлия, снам категорически верить нельзя. Вообще никак их не принимать, что бы там ни было. Кто доверяет снам, тот добровольно отказывается от своего Богоподобия и вручает себя во власть демонов-мучителей. Встали и забыли. А вот о чем забывать нельзя ни в коем случае, так это со вниманием, покаянием и благоговением помолиться утром прежде всех дел, и вечером перед отходом ко сну. И будет Вам радость.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Скажите, мне постоянно снятся умершие родственники, соседи, друзья. Я хожу в церковь, ставлю им свечи за упокой их душ, молюсь, но они все приходят и приходят. Как мне избавиться от этого? И нужно ли? Меня это беспокоит.

Юлия

Юлия, ничего страшно нет в том, что Вам часто снятся усопшие, не переживайте. Со смертью это никак не связано. Усопшие молиться за себя не могут, и помочь себе ничем не могут, поэтому, когда нам снятся усопшие, мы это расцениваем, как их просьбу за них помолиться. Может, некому кроме Вас вспомнить, помолиться за них. Молиться за усопших - хорошее дело. Если снятся, молитесь за них. Будете молиться, и они перестанут сниться вам. Не переживайте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! У меня к Вам такой вопрос. Я учусь в старших классах и лично занимаюсь с одной учительницей. Я к ней очень привязалась. Но когда я ложусь спать и закрываю глаза, мне представляется, что я вижу ее мертвой в гробу на улице среди цветов. А она в жизни здорова и очень верующая. И слезы во сне текут из моих глаз, я кричу ей: не уходи, а она мертвая. И не раз мне такое видится. Что это значит, а то я уже в реальной жизни от нее теперь шарахаюсь, как от призрака.

светлана

Здравствуйте, Светлана. Это значит, что Вы уже очень увлеклись собственными снами и стали доверять им, а теперь бес лукавый показывает вам картинки, которые смущают вашу душу. Запомните раз и навсегда – снам верить нельзя. Из святоотеческого наследия мы знаем, что всякий раз, как кто-то легкомысленно отступал от этого правила, повреждался или погибал совсем, несмотря даже на всю свою духовную опытность и праведность. А у Вас ее нет, так что берегитесь и не верьте снам. Вместо этого молитесь понемногу, но как можно чаще, не выдумывая ничего, а кратко, теми молитвами, которые выучили из молитвослова. Молитесь обязательно перед сном и вначале дня. Обязательно в ближайшее время исповедуйтесь в том, что легкомысленно доверились снам и подвергли себя бесовскому искушению. Читайте понемногу "Письма Валаамского старца" схиигумена Иоанна (Алексеева), у него есть несколько писем, написанных духовным дочкам как раз Вашего возраста. Эта книга будет для Вас введением в истинную, здоровую и спасительную духовную жизнь. Аминь.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Помогите советом, я в растеряности, проблемы с любимым (Алексей). Мы живем вместе уже год, любим друг друга, но мне часто стали сниться плохие сны, я чувствую что-то негативное. Я часто хожу в церковь, вчера я ходила в церковь, где привезены мощи Николая угодника, я помолилась, поцеловала мощи, пришла домой и мой любимый подошел поцеловать меня и нас сильно ударило током, так, что мы буквально отлетели друг от друга... Я не знаю, что думать. Он не ходит в церковь, а последний раз, когда мы были в церкви на Рождество, он вышел мокрый, его можно было выжимать, он сказал, что плохо себя чувствует. Но он говорит, что он верит в Бога, и крестик есть, но почему-то ему плохо и он не знает, что это. Что нам делать делать?

Елена

Здравствуйте, Елена! Насколько я понял из Вашего вопроса, Ваши отношения с молодым человеком никак не оформлены. Если это так, то получается, вы живете в блуде, а отсюда и проблемы. Вам нужно поскорее хотя бы расписаться в ЗАГСе, а потом, после исповеди и раскаяния в своем грехе, со всей серьезностью подойти к таинству венчания. Надеюсь, трудностей с этим у вас не возникнет, раз вы так любите друг друга. Помоги вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. На 9 неделе беременности мне приснился сон - передо мною стоит мальчик, года 1,5, я у него спрашиваю: "Как ты хочешь, чтобы мы тебя назвали?" - а он мне говорит: "Леша, Алексей!". Я надеялась, у меня будет дочь, сейчас беременность 20 недель, на УЗИ сказали мальчик, вот я и вспомнила этот сон, имя это мне не нравится, но я не знаю, что мне делать! Что значит этот сон, действительно ли мне надо назвать его Алексей?

Евгения

Христианство как-то с недоверием относится к снам, ведь они могут быть и игрой нашего подсознания, и даже следствием влияния темных сил. Если Вам не нравится это имя, назовите по-другому, это Ваше право.

диакон Илия Кокин

Батюшка, благословите. Мне приснилась икона "Моление о чаше". Что это значит?

Владимир

Скорее всего, этот образ просто всплыл из Вашей памяти. Это не нужно воспринимать как какое-то предзнаменование.

диакон Илия Кокин

Я заказала Псалтирь Неусыпаемую о здравии, на себя и мужа, у мощей Матроны Московской, потом узнала, что его хорошо еще и самой читать, купила книгу и читаю, но теперь мне сказали, что прежде чем начать читать Псалтирь, надо получить благословении на чтение, иначе можно сделать себе намного хуже, так как может произойти нападение бесовское, так ли это? И еще хотелось бы узнать про сны, слышала, что в сны верить нельзя, но если снится, как кто-то из святых говорит (не знаю, кто, не видела, чувствовала, что кто-то святой говорит, если не Сам Иисус) вот что: Анастасия, Вера, Надежда, Любовь,проповедуй их. Тогда я задумалась, при чем здесь Анастасия, а потом узнала, сон мне приснился накануне дня Анастасии Узорешительницы, я про нее ничего не знала и не слышала, вот тогда я удивилась сну, но Анастасия, насколько я узнала позже, покровительница заключенных, и какое отношение может иметь ко мне, не поняла, но почитав про нее, что она вообще от разных уз нехороших избавляет, купила ее иконку и молюсь так же и ей, прошу избавить мужа от уз разлучницы и наставить на путь истинный. А до этого, года 3-4 назад, я поехала в деревню, где уже давно никто не живет, прабабушки нет в живых, дом разваливается. И вот, ночью там мне приснился сам Иисус Христос, стоял в проходе из комнаты в кухню, с крестом, а я как будто крест целовала, до сих пор у меня это не выходит из головы. По поводу дома этого очень много переживаний, что он почти развалился весь, а восстановить некому, я же сама этого сделать не могу, нет возможности, а бабушка, когда жива была, говорила, что не станет ее, и дом забросят все, боялась этого и свои дни хотела дожить в своем доме, но когда уже очень болела, ее одна из дочерей забрала к себе на Украину, там бабушки и не стало, там ее и похоронили, дом вообще часто снится мне, маме моей и бабушке, не понимаю, почему, но вот то, что Иисус приснился, в покое меня вообще не оставляет этот сон, чувство какое-то, что это знак был, но что за знак, я упустила, у нас же там в доме и иконы пропали, загадка для всех, куда они делись, есть предположение, что бабушка могла их запрятать перед отъездом, но это лишь предположения. Можете ли Вы что-то сказать, стоит ли придавать значения таким снам, и если стоит, то что могут значить такие сны? Просто я слышала, что существуют божественные сны, но может, я что-то не совсем поняла о божественных снах, так можно ли мои сны отнести к таковым?

Без имени

Псалтирь за себя и мужа Вы можете читать совершенно безбоязненно и в отношении «нападения бесовского» излишне не беспокоиться. А о сновидениях уже неоднократно писалось на нашем сайте – снам верить нельзя. Более того, уверяю Вас, чем более церковным человеком Вы будете становиться, тем реже Вас будут мучить всякие странные сновидения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. На протяжении 3 месяцев три раза приснилось, что мне говорят, что я скоро умру. Причем, одни раз мне это сказал архимандрит Иоанн (Крестьянкин), а второй раз св.Матрона. Как мне относиться к этим снам? Я читала, Святые Отцы писали, что мы не достойны, чтобы нам снились святые, что это сны от лукавого, дабы человека ввести в уныние и отчаяние. Но, с другой стороны, я слышала, что если Господь хочет до нас что-то донести через сон, это говорится прямо, без всяких там толкований и намеков. Стараюсь не думать, но все равно страшновато... Хотелось бы услышать Ваше мнение. Я знаю, как РПЦ относится к снам, если бы мне это говорили обычные люди во сне, я бы Вас этим вопросом не отвлекала.

Надежда

Надежда, дьявол может принимать образ светлого Ангела, тем более, он может принимать образ любого человека и даже святого. Я думаю, Вам не нужно верить этим снам. И, конечно Вы правильно думаете – Церковь к вере во сны относится отрицательно. Когда человек рождается, он уже приговорен к смерти: «смертью умрешь», поэтому к смерти надо относится нормально, к смерти надо готовится по-христиански всю свою жизнь. Конечно, никто не хочет умирать, всем хочется пожить подольше. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим.6:3).

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, отче и с праздником Вас! Пишет Вам снова Иван. Хотел бы поблагодарить Вас за оперативные и скорые ответы на мои вопросы, которые очень часто возникают в процессе духовной жизни. Мне постоянно снятся сны о прошлой моей греховной жизни - как я пьянствую или хочу напиться, но снятся в последнее время и иные сны. В ночь на день памяти святителя Василия Великого мне приснился его лик на иконе, а сегодня ночью я видел во сне преподобного Серафима Саровского чудотворца, как он исцелил двух незнакомых мне детей от каких-то болезней и взглянул на меня, не могу передать насколько лик его был благодатным и умиротворенным, но в тоже время не проявляющим каких-то эмоций! Можете ли Вы мне подсказать мне, как мне расценивать такие сны, как относиться к ним? Спаси Вас Господь! С уважением, Иван.

Иван

Иван, я рад, что Вам начали сниться позитивные сны, но думаю все же, что те образы, которые рождаются у нас в бессознательном состоянии, являются отражением наших дневных раздумий и переживаний. И только в одном случае сон можно признать благодатным, то есть "сном от Бога", когда он располагает нас к покаянию. Если Ваши сны имеют такое действие – слава Богу, и да благословит Вас Господь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Извините, пожалуйста, за, может быть, глупый вопрос. Но просто сил уже нет. Мне часто снятся кошмары (можно сказать, с детства), я, конечно, понимаю, что верить в сны нельзя, но они меня просто мучают. Они бывают настолько мощными, будто наяву! И не просто картинка, а душевные муки и боли, которые ощущаю. Я очень стараюсь не обращать на них внимания. Хожу в церковь, на ночь молюсь, пью святую водичку, готовлюсь к исповеди и причастию. А в последнее время мне несколько ночей подряд (и около года назад тоже) снится, будто я в церкви, и там от свечей так жарко, что мне становиться плохо, падаю в обморок, задыхаюсь, обстановка мрачная. Ощущение, будто кто-то мне внушает, что в церкви плохо. Как мне быть? Посоветуйте, пожалуйста.

Сны, сновиде́ния – призраки деятельности, сопровождающие состояние частичного самозабвения (утраты самосознания) во время сна.

Три рода сновидений

Характер снов отвечает духовному состоянию человека наяву. Вот как об этом пишет :

«Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он наяву находится во власти страстей, пристрастий, беспокойства и суеты. Иначе говоря, он находится во власти или под влиянием лукавого духа, который непрерывно всевает в него мысли и чувствования.

То же продолжает делать злой дух с человеком и во сне. Здесь ему еще легче владеть душой, потому что воля человека ослаблена. Как бы насмехаясь над бедной, порабощенной ему душой, злой дух заставляет ее переживать нелепые, иногда грязные положения, в соответствии с той нечистотой мыслей и чувствований, которые допускала душа наяву.

Вот почему святые отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая их за откровения из потустороннего мира.

Но не то значение будут иметь сны для людей, живущих живой верой и в бодрствовании стремящихся всегда удержать в себе Духа Святого Божия».

Ум, очищенный от всякой нечистоты, по блестящим и светлым разумениям бывает для души звездным небом, имея в себе Солнце правды сияющим, и светлые лучи богословия испускающим, в уяснение, что есть глубина и высота, и широта ведения Бога.

Приняв в недра свои эти лучи, Он изъясняет потом словом глубины Духа всем, имеющим Духа Божественного в себе, обнаруживает лукавство духов, и поведает о тайнах Царствия Небесного».

Обратившись к Библии , мы найдем в ней все три перечисленных рода сновидений.

О простых снах-мечтаниях говорится в книге Иисуса, сына Сирахова: Безрассудные люди обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале (). О таких снах говорит книга Екклезиаста: Сновидения бывают при множестве забот () и продолжает: во множестве слов, много суеты ().

В Библии мы встречаем также множество снов-видений, требующих истолкования. Способность истолковывать сны по отношению сновидений к будущим событиям, конечно, была сверхъестественным даром, так как эти сны известны только единственно Верховному Виновнику их. Например, Иосиф получил Божественное откровение истолковать сон хлебодару и виночерпию (). Не от Бога ли истолкования? -сказал он им () и растолковал сон; впоследствии Бог приводит Иосифа, чтобы он растолковал сон фараону (). Да и злоключения Иосифа, промыслительные для его судьбы и судеб народа Божия, начинаются с его отроческих снов, которые он тут же истолковывает (). Даниил по Божественному внушению напомнил и разъяснил забытый сон об исполине на глиняных ногах Навуходоносору ().

Знаменателен и сон жены Понтия Пилата. Перед казнью Спасителя она говорила Пилату: Не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него ().

Наконец, к снам - откровениям мы без сомнения можем отнести видение Иаковом таинственной лестницы, соединявшей небо с землею, по которой сходили и нисходили ангелы Божии, а наверху стоял сам Господь (). Этот сон, несомненно, свидетельствовал о неусыпном Промысле Божием, о мире и человеке, о том, что ангелы суть служители Божии между людьми и что сам Господь есть верховный Владыка и Промыслитель всего сотворенного.

В Новом Завете, в первой же главе первого из Евангелий, мы встречаем сон-откровение праведного Иосифа, усомнившегося в девстве Пречистой Девы. Когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (). Волхвы получили во сне откровение не возвращаться к Ироду (), а после их ухода Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и

беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его (). Наконец, по смерти Ирода Ангел еще дважды является Иосифу во сне - сперва с вестью о смерти Ирода и повелением вернуться в землю Израилеву, а затем с указанием поселиться в Галилее (). Так через сны Господь являет Свою волю о спасении всего мира, вершину Божественного Промысла.

Как относиться к снам

Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, Страшного суда и других загробных ужасов, были потрясены видением на краткое время, потом рассеялись, забыли о виденном и вели жизнь беспечную; напротив того, не имевшие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием постепенно пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния и в радости, рождаемой извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность».

«Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения», – учит св. .
(Из книги «Сновидения. Жизнь души во сне»)

Анонсы статей

Освящение квартиры

При въезде в новую квартиру или дом после ремонта мы замечаем, что там как-то не уютно, не обжито. Внешне все хорошо: есть электрика, газ, вода, ремонт вроде не плохой, а все равно, что-то не то.

Помочь Храму

Православие о снах или Как относиться православным верующим к снам

По причине того, что человеческая душа бессмертна, душевная жизнь человека не прекращается даже во сне. Только во сне наша воля (сознание) подавляется и включается так называемое подсознание. Во сне к нам приходят слова, мысли, которые присылаются откуда-то. А вот откуда они, это и нужно осознать, чтобы правильно относиться к снам.

Стоит ли придавать особое значение снам?

Святой Симеон Новый Богослов говорит: "Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит ли день в заботах о делах человеческих, о них же суетится она и в сновидениях; если же она все время пучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями".

Мнение Святого Симеона также поддерживает психолог отец Александр Ельчанинов, который пишет, что когда во сне гаснет наше нормальное сознание и мы теряем контроль над собой, тогда всплывают из глуин подсознательные основы нашей личности и мы, больше чем когда-либо, являемся сами собой. Типичные для наших снов образы, видения и душевные состояния - есть самые верные, ничем не крытые проявления нашей настоящей личности.

Таким образом, сны в определенной степени могут характеризовать чистоту нашей души. Значит, характер снов отвечает духовному состоянию человека наяву.

Если человек видит жизнь далекую от Бога, то он является пленником грехов, страстей, которые остаются нераскаянными. Другими словами, человеком владеют злые духи (бесы). А если они владеют его мыслями, руководят делами наяву, в реальной жизни, то для них нет ничего проще порабощать человеческий сон. Вот почему святые отцы рекомендуют не обращать особого внимания на сновидения, какого характера они бы не были.

Как в отношении суждения о снах - являются ли они от лукавого или нет, так и в отношении вообще всех сверъестественных явлений, у иноков Старого Афона есть правило: "Не принимай и не отвергай". Это мудрое правило спасает человеа от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать благодати; а также спасет и от поношений благодати, если действительно имело место проявление благодати.

С медицинской точки зрения, сон является продуктом жизнедеятельности человеческого мозга. С православной точки зрения, это состояние души, когда она наиболее подвержена влиянию сил зла.

Таким образом, можно сделать вывод, что доверять снам не стоит. Также не нужно молиться о том, чтобы кто-то приснился, что-то сказал, ведь этим мы только открываемся для духов зла и даем им возможность в очередной раз ввести нас в заблуждение.

Что такое сновидения? Святитель Григорий Нисский пишет, что они есть «некие призраки умственной деятельности», которые «составляются случайно той душой, которая неразумна». Это видно из того, что «мечтающий во сне часто представляет себе неуместное и невозможное, чего не было бы, если бы душа и тогда управлялась рассудком и размышлением. Но… некие подобия бывшего наяву и отголоски произведенного чувством и мыслью, какие только отпечатлены в ней памятливой силой души, вновь живописуются» .

Подробно это описывал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение… Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения» .

При этом, по свидетельству блаженного Августина, «душа и во сне не утрачивает способности ни чувствовать, ни понимать. Ибо она и тогда имеет перед своими глазами образы чувственных предметов, причем зачастую их нельзя даже отличить от тех предметов, чьими образами они являются; и если душа при этом что-либо постигает, то оно одинаково истинно и для спящего, и для бодрствующего. Например, если кто-нибудь во сне увидит себя рассуждающим и будет в состязании утверждать что-либо на основании истинных положений, то положения эти и по пробуждении останутся такими же истинными, хотя и окажется ложным все остальное, например место, где, как ему снилось, он вел свои рассуждения, лицо, с которым они велись, и тому подобное, что, впрочем, нередко проходит бесследно и забывается даже бодрствующими» .

Святитель Григорий указывает, что на характер сновидений оказывает влияние и состояние тела: «Так, жаждущему кажется, что он у источников; и нуждающемуся в пропитании - что он на пиру; и юноше во цвете сил мечтается сообразное его страсти и возрасту», - и влияние болезней: «Иные сонные видения бывают у имеющих расстроенный желудок; иные - у людей с поврежденными мозговыми оболочками; иные - у больных горячкой». А также влияет и нравственный характер спящего: «Иные мечтания - у человека мужественного, и иные - у боязливого; иные сновидения - у невоздержанного, и иные - у целомудренного… О чем привыкла душа размышлять наяву, образы того составляет она в сновидениях» .

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что на характер сновидений влияет образ мыслей и занятия человека: «Чем душа занята и о чем разглагольствует наяву, о том мечтает или философствует она и во сне; или, проведши весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; или, поучавшись все время в вещах божественных и небесных, в видение их входит и во время сна и умудряется видениями, по пророку: “Юноши ваши видения узрят” (Иоил. 2: 28; Деян. 2: 17). И не прельщается ложными сновидениями, но видит во сне истинное и поучается откровениями» .

Святитель Григорий Двоеслов подробно объясняет, какого рода бывают источники сновидений: «Иногда сны рождаются от полноты желудка, иногда от пустоты его, иногда от наваждения (диавольского), иногда от размышления и наваждения вместе, иногда от откровения, иногда от размышления и откровения вместе. Сновидения двух первых родов мы знаем по опыту; а примеры сновидений остальных четырех родов находим в книгах Священного Писания. Если бы не случались часто сновидения от наваждения тайного врага, то премудрый муж никогда бы не указал на это словами: “Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир. 35: 7). Также: “Не ворожите, не гадайте по снам” (Лев. 19: 26) . Этими словами ясно показывается, что должно отвращаться сновидений, которые соединяются с гаданиями. Опять, если бы сны не происходили иногда от размышления и наваждения вместе, то не сказал бы премудрый муж: “Приходит соние во множестве попечения” (Еккл. 5: 2). Если бы сны не рождались иногда от тайных откровений, то… ангел не внушил бы во сне обручнику Марии бежать во Египет, взявши Младенца (см.: Мф. 2). Опять… [когда] пророк Даниил, рассуждая о сновидении Навуходоносора (см.: Дан. 2: 29), с благоговением рассматривает сон и значение его и объясняет, из какого размышления произошел он, то ясно показывает, что сновидения весьма часто бывают от размышления и откровения вместе. Но если сны отличаются такою разнородностью, то, очевидно, тем менее должно верить им, чем труднее понять, из какого источника они происходят. Впрочем, святые мужи в наваждениях и откровениях некоторым внутренним чувством различают сам голос и образ видений, так что узнают, что воспринимают от доброго духа и что претерпевают от наваждения диавольского. Если ум не будет осторожен в отношении к снам, то чрез духа-обольстителя впадет во многие мечтания: он имеет обыкновение предсказывать много истинного, чтобы после опутать душу какой-нибудь ложью» .

О том же говорит и святитель Филарет Московский: «Сновидения различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нервов, от сердца, мыслей, воображения, каковы сии наяву, и, наконец, от влияний духовного мира: чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидения, потребно многое испытание» .

Вещие сны

Достойно внимания то, как святые отцы объясняют так называемые «вещие сны», которые сбываются. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит об этом довольно кратко: «К мыслительной способности относятся суждение, одобрение, стремление к действию, а равно и отвращение и уклонение от него… Эта же способность действует в сновидениях, предвещая нам будущее» .

Святитель Григорий Нисский описывает подробнее этот «механизм», проводя разницу между такими снами и откровениями от Бога: «Сбивчивая память и предусмотрительность, дремлющая под какими-то наложенными покровами, представляют [человеку во сне] подобия того, что заботило наяву, и нередко указывают нечто из сбывающегося. Ибо по тонкости естества душа имеет нечто большее сверх телесной дебелости и может усматривать иное из действительно существующего… Так виночерпий выжимал гроздь в чашку фараонову, так хлебодар представлял, что несет кошницы, - чем каждый занимался наяву, тем же занимающимся почитал себя и в сновидении. Подобия обычных им занятий, отпечатлевшиеся в предусмотрительной способности души, подали случай по такому пророчеству ума предугадать о том, что сбылось со временем… Хотя у всех бывают естественные сонные видения, только некоторые, а не все делаются в сновидениях причастными Божественного откровения. А всем другим, если сообщается в сновидениях некое предведение о чем-нибудь, то бывает это сказанным выше способом» .

Святитель Николай Сербский сообщает о тех знаках, которые Господь посылает людям: «Нередко Господь Бог во сне дает людям сигнал не делать того, что они задумали… Некоторым богобоязненным женам, страдающим от бесплодия, которые усердно молили Бога даровать им дитя, были даны во сне сигналы, что молитвы их услышаны… Не так уж редко случается, что кому-то во сне дается знак, что смерть близка… Примеры снов-сигналов многочисленны и в наши дни» .

При этом святые отцы осуждали стремление к толкованию сновидений и гаданию по ним. Выше уже цитировались слова святителя Григория Двоеслова, напоминавшего Божию заповедь не гадать по снам. Святитель Василий Великий также с порицанием пишет: «Возмутил тебя сон - бежишь к снотолкователю» . Ниже будет подробнее сказано о том, как, согласно святым отцам, надлежит относиться к сновидениям.

Аскетическое отношение к сновидениям

Святитель Феофан Затворник пишет: «Исторически подтверждается, что бывают сновидения от Бога, бывают свои, бывают от врага. Как разузнать - ума не приложить. Глазок смотрок. Решительно только можно сказать, что сны, противные православному христианству, должно отвергать. Еще: никакого нет греха не следовать снам, когда не достает уверенности. Божии сны, кои исполнять должно, повторительно были посылаемы» .

Общепризнанным считается положение, что бесы нередко используют сновидения как оружие против верующих. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним» . То же читаем и у преподобного Исаака Сирина: «Иногда враг, под видом откровений от Бога, изводит на среду прелесть свою и в сновидениях показывает что-либо человеку… и делает все, чтобы прийти в возможность мало-помалу убедить человека и хотя бы несколько привести в согласие с собою, чтобы человек предан был в руки его» .

Отсюда видно, что даже просто занимательные, яркие сны, обращающие на себя внимание, могут представлять опасность, если относиться к ним с нездоровым интересом. Потому у преподобного Иоанна Лествичника есть наставления и о том, как нужно вести себя после сна, дабы не потерпеть от бывшего сновидения какого-либо вреда: «Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний; ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих» .

Но преподобный Иоанн также указывает несколько особых типов бесовских искушений, насылаемых на монахов через сновидения: «Когда мы, ради Господа, оставив свои домы и родственников, предаем себя отшельнической жизни из любви к Богу, тогда бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих. Посему кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее» .

«Бесы тщеславия - пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть» .

Преподобный Петр Дамаскин говорит о том, как бесы имитируют «духовные» сновидения: «Видя, что Христос по крайней благости Своей снисходит к святым мученикам и преподобным отцам, являясь им или Сам, или чрез ангелов, или иным неизъяснимым образом, как Он сказал (см.: Ин. 14: 21), начал и диавол представлять некоторым многие обольщения в погибель. Потому и написали рассудительные отцы, что ничего такого не должно принимать: ни каких-либо изображений, ни света, ни огня, ни иного какого-либо обольщения. Ибо диавол ухищряется хотя этим обольстить нас в сновидениях или чувственно» .

Блаженный Диадох Фотикийский предупреждает о другой опасности: «Когда ум начнет ощущать благодатное утешение Святого Духа, тогда и сатана влагает в душу свое утешение в кажущемся сладким чувстве, во время ночных успокоений, в момент некоего тончайшего сна (или засыпания). Если в это время ум окажется держащим в теплейшей памяти святое имя Господа Иисуса… то лукавый обольститель оный тотчас удаляется» .

Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?

Об этом вопросе писали многие святые отцы, указывая признаки, по которым можно заключить о том, истинный ли увиденный духовный сон или ложный. Имеет смысл привести их высказывания.

Блаженный Диадох Фотикийский: «Сны, являющиеся по любви Божией… не изменяются из одного образа в другой, не наводят страха, не возбуждают смеха или внезапной печали, но приступают к душе со всею тихостью и наполняют ее духовной радостью; почему душа, и по пробуждении тела, со всем вожделением ищет этой испытанной во сне радости. У бесовских мечтаний все бывает противно сему: не пребывают они в одном и том же образе и вида своего не показывают долго не смятенным… при этом они много говорят и обещают великого, а еще больше угрозами стращают, принимая на себя нередко род воинов; иногда припевают душе и что-нибудь льстивое с шумным криком… Бывает, впрочем, что и добрые сны не радость приносят душе, а печаль некую сладостную и слезу неболезненную. Это случается с теми, которые преуспели уже в великом смиренномудрии» .

Преподобный Иоанн Лествичник: «Бесы многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостию и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести; ибо ангелы показывают нам муки, страшный суд и разлучения, а пробудившихся исполняют страха и сетования. Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов» .

Преподобный Варсонофий Великий так отвечает на вопрос о том, «как смеет диавол в видении или сонном мечтании показать Владыку Христа или святое причастие?»: «Ни Самого Владыку Христа, ни святого причастия показать он не может, но лжет и представляет образ какого-либо человека и простого хлеба; но святого креста показать не может, ибо не находит средства изобразить его другим образом… диавол не смеет употребить его (к прельщению нашему), ибо на кресте разрушена сила его и крестом нанесена ему смертоносная язва… Итак, когда увидишь во сне образ креста, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу» .

Преподобный Амвросий Оптинский: «Эти сны, может быть, не истинные, а с шуией стороны, потому что от истинных видений бывает мир и польза душевная, а от этих снов последовало общее смущение. Поэтому советую тебе не доверять этим снам, а оставлять их без решения и молиться, чтобы Господь и Царица Небесная устроили о тебе полезное, якоже Им угодно» .

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями» .

Этот же святитель добавляет: «Нам надо знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов… Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием… так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам ангелы Божии или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию» .

Не следует верить снам

Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.

Блаженный Диадох Фотикийский посвятил целый раздел своего творения «добродетели неверования никаким снам». Называя это «великой добродетелью», он определяет ее суть в следующем правиле: «Совершенно не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не погневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней» .

Преподобный Ефрем Сирин призывает: «Не верь обманчивым снам, возлюбленный; “сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир. 35: 7). Ибо какой меры совершенств достигли мы, чтоб видать нам видения ангелов?» О том, чтобы не придавать никакого внимания любым снам вообще, говорит и преподобный Петр Дамаскин: «Желающий достигнуть бесстрастия, должен… не бояться также сновидений злых или как бы хороших, ни мысли лукавой или благой, ни печали или как бы радости» .

Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Когда будешь верить снам, то, точно, немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам, нам страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию» ; «снам верить пусть опасается, довольно с нее успокоения в совести; хотя бы и благодатный был сон, но все не погрешит, когда, опасаясь прелести, вменит себя недостойною того быть» .

У святителя Феофана Затворника читаем: «В письме великопостном вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте, по пробуждении, душу свою и память. Самое хорошее к тому средство - молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории» .

Преподобный Амвросий Оптинский: «Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения» .

Святитель Игнатий (Брянчанинов) подробно объясняет, «сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается» .

Сон праведников

Блаженный Иероним Стридонский говорит: «Апостол повелевает нам всегда молиться, а у святых даже сам сон бывает молитвой» . О том же свидетельствует преподобный авва Фалассий: «Ум, освободившийся от страстей, видит тонкие помышления и когда бодрствует тело, и когда в сон погружается» . Преподобный Максим Исповедник: «Когда душа начнет чувствовать себя здравою, тогда начнет и сновидения иметь чистыми и безмятежные» .

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении… Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение» .

Подробнее о таком состоянии, то есть о сне совершенного подвижника, пишет преподобный Иоанн: «Когда он и уснет немного, сон его бывает как у иного бодрствование; ибо огонь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: “Просвети очи мои, да не когда усну в смерть” (Пс. 12: 4). Кто достигает сей меры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным» .

Естественно, что при таком сне бывают и иного рода сновидения. Преподобный Зосима Верховский, рассказывая о духовном опыте своего учителя преподобного Василиска, писал, что тот во сне нередко имел духовные видения: «В таких сонных видениях иногда зрит он, как бы в откровении, будущие, уготованные грешным и праведным воздаяния, но, недоумевая, как оба тех изъяснить, говорит, что неисповедимо воздаяние грешным из-за страшного ужаса и нестерпимой мучительной лютости, а праведным - из-за пречудной славы и неизреченной сладости и радости. Иногда же предузнавал он и некоторые перемены в жизни своей и других отцов, которые со временем и исполнялись»

18.04.2015

Что святые отцы говорят о сновидениях. Верить ли снам?

Каждому человеку снятся сны. Психологи относят сны к области скрытых желаний, влечений, страхов и тревог. Они утверждают, что сновидения являются бессознательным отражением действительности, указывают на слабые места и проблемы человека.

Есть люди, придающие излишнее значение своим снам, даже пытающиеся толковать сны по сонникам.

Стоит ли верить снам? Этим вопросом люди задавались на протяжении многих веков.

Святые отцы Православной Церкви также не обошли вопрос сновидений стороной. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми святоотеческими высказываниями на эту тему.

Свт. Игнатий Брянчанинов: «Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение… Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения».

Блаженный Августин: «Душа и во сне не утрачивает способности ни чувствовать, ни понимать. Ибо она и тогда имеет перед своими глазами образы чувственных предметов, причем зачастую их нельзя даже отличить от тех предметов, чьими образами они являются; и если душа при этом что-либо постигает, то оно одинаково истинно и для спящего, и для бодрствующего. Например, если кто-нибудь во сне увидит себя рассуждающим и будет в состязании утверждать что-либо на основании истинных положений, то положения эти и по пробуждении останутся такими же истинными, хотя и окажется ложным все остальное, например место, где, как ему снилось, он вел свои рассуждения, лицо, с которым они велись, и тому подобное, что, впрочем, нередко проходит бесследно и забывается даже бодрствующими».

Преподобный Симеон Новый Богослов считал, что на характер сновидений влияет образ мыслей и занятия человека: «Чем душа занята и о чем разглагольствует наяву, о том мечтает или философствует она и во сне; или, проведши весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; или, поучавшись все время в вещах божественных и небесных, в видение их входит и во время сна и умудряется видениями, по пророку: “Юноши ваши видения узрят” (Иоил. 2: 28; Деян. 2: 17). И не прельщается ложными сновидениями, но видит во сне истинное и поучается откровениями».

Святитель Григорий Двоеслов: «Впрочем, святые мужи в наваждениях и откровениях некоторым внутренним чувством различают сам голос и образ видений, так что узнают, что воспринимают от доброго духа и что претерпевают от наваждения диавольского. Если ум не будет осторожен в отношении к снам, то чрез духа-обольстителя впадет во многие мечтания: он имеет обыкновение предсказывать много истинного, чтобы после опутать душу какой-нибудь ложью».

Святитель Феофан Затворник: «В письме великопостном вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте, по пробуждении, душу свою и память. Самое хорошее к тому средство - молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории».

И завершаем подборку цитат высказыванием святителя Игнатия Брянчанинова: «Сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается.

Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель человека обновленного — Святый Дух. «На них же осияла Божественного Духа благодать, - сказал преподобный Макарий Великий, - и во глубине ума их водворилася: сим Господь яко душа есть» (Слово 7, гл. 12). И в бодрствовании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога-Слова; во сне повелено ему бежать в Египет и возвратиться из него (Мф., гл. 1 и 2). Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями».

Современные психологи и святые отцы сходятся во мнении, что сон – это продолжение мыслительной деятельности человека. Однако святые отцы настойчиво предупреждают об опасности вверяться сновидениям, отчего могут быть беды. Возможно, стоит прислушаться к многовековому опыту христианской Церкви и к снам относиться именно как к снам, то есть фантазиям, получаемым посредством нашего воображения. И пусть всем нам снятся хорошие, добрые и красивые сны.