Как раскрыть возможности своего мозга? Развитие мозга: полезные советы и упражнения Как начать использование больших возможностей мозга

Самая большая загадка для ученых - не безграничность космоса или образование Земли, а человеческий мозг. Его возможности превышают способности любого современного компьютера. Мышление, прогнозирование и планирование, эмоции и чувства, наконец, сознание — все эти присущие человеку процессы, так или иначе, протекают в пределах небольшого пространства черепной коробки. Работа человеческого мозга и ее изучение связаны гораздо сильнее, чем любые другие объекты и способы исследования. В данном случае они практически совпадают. Мозг человека изучается при помощи мозга человека. Возможность понять протекающие в голове процессы фактически зависит от способностей «мыслительной машины» познавать саму себя.

Структура

Сегодня довольно много известно о строении головного мозга. Он состоит из двух полушарий, напоминающих половинки грецкого ореха, покрытых тонкой серой оболочкой. Это кора больших полушарий. Каждая из половинок условно поделена на несколько долей. Самые древние в эволюционном плане отделы мозга, лимбическая система и ствол, находятся под мозолистым телом, соединяющим два полушария.

Человеческий мозг состоит из клеток нескольких разновидностей. Большая часть из них — это глиальные клетки. Они выполняют функцию соединения остальных элементов в единое целое, а также принимают участие в усилении и синхронизации электрической активности. Примерно десятая часть клеток мозга — это нейроны различных форм. Они передают и принимают электрические импульсы при помощи отростков: длинных аксонов, транслирующих информацию от тела нейрона дальше, и коротких дендритов, принимающих сигнал от других клеток. Соприкасающиеся аксоны и дендриты образуют синапсы, места передачи информации. Длинный отросток выделяет в полость синапса нейромедиатор, химическое вещество, влияющее на работу клетки, оно попадает на дендрит и приводит к торможению или возбуждению нейрона. Сигнал передается по всем связанным клеткам. В результате очень быстро возбуждается или тормозится работа большого числа нейронов.

Некоторые особенности развития

Человеческий мозг, как и любой другой орган тела, проходит определенные стадии своего формирования. Ребенок появляется на свет, так сказать, не в полной боевой готовности: процесс развития мозга на этом не завершается. Наиболее активные его отделы в этот период находятся в древних структурах, отвечающих за рефлексы и инстинкты. Кора функционирует хуже, поскольку состоит из большого числа незрелых нейронов. С возрастом человеческий головной мозг утрачивает часть из этих клеток, зато приобретает множество прочных и упорядоченных связей между оставшимися. Погибают «лишние» нейроны, не нашедшие себе места в образовавшихся структурах. На сколько работает человеческий мозг, по-видимому, зависит от качества связей, а не от количества клеток.

Распространенный миф

Понимание особенностей развития головного мозга помогает определить несоответствие реальности некоторых привычных представлений о работе этого органа. Бытует мнение, что человеческий мозг работает на процентов 90-95 меньше, чем может, то есть используется примерно его десятая часть, а остальная таинственно дремлет. Если перечитать вышеизложенное, становится понятно, что не использующиеся нейроны не могут долго существовать — они погибают. Скорее всего, подобная ошибка — результат бытовавших некоторое время назад представлений, что работают только те нейроны, которые передают импульс. Однако в единицу времени в подобном состоянии находится лишь некоторые клетки, связанные с необходимыми сейчас человеку действиями: движением, речью, мышлением. Спустя несколько минут или часов им на смену приходят другие, ранее «молчавшие».

Таким образом, в течение определенного времени в работе тела участвует весь мозг, сначала одними своими частями, затем другими. Одновременная активация всех нейронов, которая подразумевает столь желанную многими 100% работу мозга, может привести к своеобразному короткому замыканию: человек будет галлюцинировать, испытывать боль и все возможные ощущения, содрогаться всем телом.

Связи

Получается, нельзя говорить, что какая-то часть мозга не работает. Однако способности человеческого мозга используются, действительно, не полностью. Дело, правда, не в «спящих» нейронах, а в количестве и качестве связей между клетками. Любое повторяющееся действие, ощущение или мысль закрепляются на уровне нейронов. Чем больше повторений, тем прочнее связь. Соответственно, более полноценное использование мозга предполагает построение новых связей. На этом построено обучение. Детский мозг еще не имеет стойких связей, они формируются и закрепляются в процессе знакомства ребенка с миром. С возрастом внести изменения в сложившуюся структуру становится все сложнее, поэтому дети легче обучаются. Тем не менее, при желании развить способности человеческого мозга можно в любом возрасте.

Невероятно, но факт

Способность образовывать новые связи и переобучаться дает поразительные результаты. Известны случаи, когда она преодолевала все грани возможного. Человеческий мозг — структура нелинейная. Со всей определенностью в нем нельзя выделить зоны, которые выполняют одну конкретную функцию и никакую больше. Более того, при необходимости части головного мозга могут брать на себя «обязанности» травмированных зон.

Так произошло с Говардом Рокетом, в результате инсульта обреченным на инвалидное кресло. Он не пожелал сдаваться и с помощью ряда упражнений пытался разрабатывать парализованные руку и ногу. В результате каждодневного упорного труда через 12 лет он смог не только нормально ходить, но и танцевать. Его головной мозг очень медленно и постепенно перенастроился таким образом, чтобы непострадавшие его части смогли выполнять функции, необходимые для нормального движения.

Паранормальные способности

Пластичность головного мозга - не единственная его особенность, поражающая ученых. Нейробиологи не обходят своим вниманием и такие явления, как телепатия или ясновидение. В лабораториях ставятся эксперименты, призванные доказать или опровергнуть возможность таких способностей. Исследования американских и английских ученых дают интересные результаты, позволяющие предположить, что их существование - не миф. Однако окончательного решения нейробиологи пока не вынесли: для официальной науки по-прежнему есть определенные грани возможного, человеческий мозг через них переступить, как считается, не может.

Работа над собой

В детстве по мере отмирания не нашедших себе «места» нейронов исчезает способность помнить все и сразу. Так называемая эйдетическая память встречается у малышей достаточно часто, у взрослых — это крайне редкий феномен. Однако человеческий мозг представляет собой орган и, как любая другая часть тела, он поддается тренировке. А значит, можно и память улучшить, и интеллект подтянуть, и творческое мышление развить. Важно только помнить, что развитие человеческого мозга — дело не одного дня. Тренировки должны быть регулярными независимо от поставленных целей.

Непривычно

Новые связи образуются в тот момент, когда человек делает что-то не как обычно. Простейший пример: на работу можно добраться несколькими путями, но по привычке мы всегда выбираем один и тот же. Задача — выбирать каждый день новую дорогу. Это элементарное действие принесет плоды: мозг будет вынужден не только определять путь, но и регистрировать новые визуальные сигналы, идущие от неизвестных ранее улиц и домов.

В число подобных тренировок можно отнести и использование левой руки там, где привычна правая (и наоборот, для левшей). Писать, печатать, держать мышку так неудобно, зато, как показывают эксперименты, уже спустя месяц таких тренировок значительно усилится творческое мышление и фантазия.

Чтение

О пользе книг нам говорят с самого детства. И это не пустые слова: чтение способствует повышению активности мозга в противоположность просмотру телевизора. Книги помогают развиваться фантазии. Под стать им действуют кроссворды, ребусы, игры на логику, шахматы. Они стимулируют мышление, заставляют нас пользоваться теми возможностями головного мозга, которые обычно не востребованы.

Физические упражнения

На сколько работает человеческий мозг, на всю мощность или нет, зависит и от нагрузки на все тело. Доказано, что физические тренировки за счет обогащения крови кислородом положительно сказываются на активности мозга. Кроме того, удовольствие, которое получает тело в процессе регулярных упражнений, улучшает общее состояние и настроение.

Существует большое число способов повысить активность головного мозга. Среди них есть и специально разработанные, и крайне простые, к которым мы, сами того не зная, прибегаем каждый день. Главное — это последовательность и регулярность. Если сделать каждое упражнение по разу, существенного эффекта не последует. Ощущение дискомфорта, возникающее вначале - не повод бросать, а сигнал, что это упражнение заставляет мозг работать.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Чтобы легко и быстро запоминать номера телефонов друзей, важные даты имена, нужно тренировать мозг и раскрывать его потенциал. Вот 60 простых советов, как быстрее думать, улучшить память, лучше усваивать информацию и использовать весь потенциал своего мозга.

Можете начинать выполнять их прямо с сегодняшнего дня:

  1. Решайте загадки и головоломки.
  2. Развивайте амбидекстрию (способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой). Старайтесь чистить зубы, расчесывать волосы, манипулировать компьютерной мышью своей неосновной рукой. Пишите обеими руками одновременно. Меняйте руки во время еды при пользовании ножом и вилкой.
  3. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы и оптические иллюзии.
  4. Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, затыкайте на время уши, принимайте душ с закрытыми глазами.
  5. Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать, смаковать вино, шоколад, пиво, сыр и что-нибудь еще.
  6. Научитесь печатать вслепую.
  7. Придумывайте новые способы применения обычных предметов. Сколько разных способов вы можете придумать, например, для гвоздя? Десять? Сто?
  8. Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос.
  9. Изменяйте установленный порядок вещей. Задавайте себе вопрос «А что если?..»
  10. Бегайте, резвитесь, занимайтесь спортом.
  11. Развивайте критическое мышление. Опровергайте распространенные заблуждения.
  12. Рисуйте, чертите автоматически. Вам не нужно быть для этого художником.
  13. Займитесь каким-нибудь видом искусства - скульптурой, живописью, музыкой - или испытайте себя в каком-либо другом творчестве.
  14. Изучайте искусство показывать фокусы, развивайте ловкость рук.
  15. Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода.
  16. Сидите прямо.
  17. Пейте много воды.
  18. Разнообразьте виды деятельности. Выберите для себя увлечение, хобби.
  19. Практикуйте короткий сон.
  20. Слушайте музыку.
  21. Объявите войну своей склонности к отсрочкам, промедлению.
  22. Играйте в шахматы или другие настольные игры.
  23. Играйте в игры «для ума». Судоку, кроссворды и бесчисленное множество других игр к вашим услугам.
  24. Рассматривайте каждую идею, приходящую к вам. Заведите блокнот и составьте банк идей.
  25. Позвольте своим идеям развиваться. Возвращайтесь к каждой из них через определенные промежутки времени.
  26. Проводите «тематическое наблюдение». Постарайтесь, например, отмечать предметы красного цвета как можно чаще в течение дня. Отмечайте автомобили конкретной марки. Выберите тему и концентрируйтесь на ней.
  27. Ведите дневник.
  28. Изучайте иностранные языки.
  29. Читайте длинные слова наоборот. !еинеджуборП
  30. Измените свое окружение - измените место расположения предметов, мебели.
  31. Пишите! Пишите рассказы, поэзию, заведите блог.
  32. Изучайте технику быстрого чтения.
  33. Учитесь методу определения дней недели для любой даты.
  34. Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени.
  35. Подружитесь с математикой. Боритесь с «неумением считать».
  36. Изучайте систему образного мышления для развития памяти.
  37. Запоминайте имена людей.
  38. Тренируйте концентрацию внимания и полное отсутствие мыслей.
  39. Измените привычную скорость различных видов деятельности.
  40. Делайте только одно дело за раз.
  41. Настраивайтесь на непрерывное обучение в течение всей своей жизни.
  42. Путешествуйте за рубежом. Знакомьтесь с образом жизни людей других стран.
  43. Время от времени общайтесь с людьми, чье мировоззрение отличается от вашего.
  44. Участвуйте в мозговых штурмах.
  45. Изменяйте способы планирования будущего: кратковременное/долговременное, коллективное/индивидуальное.
  46. Измените средство общения: используйте бумагу вместо компьютера, голосовую запись вместо письма.
  47. Читайте классиков.
  48. Составляйте краткое содержание книг.
  49. Высказывайте свои проблемы вслух.
  50. Описывайте свои ощущения в мельчайших деталях.
  51. Смешивайте ощущения. Сколько весит розовый цвет? Как звучит запах лаванды?
  52. Спорьте. Защищайте свои доводы. Попытайтесь также принять точку зрения оппонента.
  53. Будьте любопытными.
  54. Бросайте вызов самому себе.
  55. Развивайте искусство визуализации. Уделяйте этому минимум 5 минут в день.
  56. Заведите словарь интересных слов.
  57. Ищите метафоры. Связывайте абстрактные и конкретные концепции.
  58. Идите каждый день разным маршрутом. Меняйте улицы, по которым вы идете на работу, бегаете трусцой или возвращаетесь домой.
  59. Устанавливайте различные операционные системы на ваш ПК.
  60. Развивайте словарный запас.

Границы возможностей человеческого мозга гораздо шире, чем мы привыкли думать. Что будете уметь, знать и помнить вы, зависит только от вашего желания и упорства. Удачи!

В образовательных учреждениях нам стараются дать общие знания из разных сфер жизни, однако не учат непосредственно мыслить. Во время учебы дети запоминают определенные формулы, факты, причинно-следственные связи, но самостоятельной продуктивной работы мозга почти не происходит. А умение нестандартно, креативно мыслить является как раз тем инструментом, который помогает миллионерам становиться миллионерами, изобретателям – продуцировать новые идеи, ученым – совершенствовать технологии и т.д. Для прогресса всего общества отдельным личностям необходимо использовать свои скрытые возможности. А представьте, если бы каждый из нас стал использовать свои способности по полной? Мы бы и природу смогли сохранить, и новые источники энергии нашли, и лекарства от всех болезней изобрели, и жили бы без войн и катастроф.

Как работает наш мозг?

В стандартных бытовых ситуациях от человека не требуется каких-то сверхъестественных действий или знаний, потому мозг и не продуцирует никаких новых идей и не использует скрытые возможности. В нестандартных, экстренных ситуациях, наоборот, мозг «включается» на полную и предлагает определенное решение с целью снятия психоэмоционального напряжения. Все ограничения по поводу того, что мы можем или не можем делать, только в нашей голове. Все могут запоминать огромные объемы информации, решать сложные задачи, вспоминать то, что казалось давно забыто.

Способы развития нестандартного мышления

Чтобы использовать те возможности, которые не очень нужны в повседневной жизни, надо предлагать своему мозгу нестандартные задачи. Это и ежедневное заучивание 5-7 иностранных слов, и решение логических головоломок, и осуществление в уме сложных математических операций с трехзначными числами. Методика развития своего скрытого потенциала и развития умственных способностей может быть любой.

Чтобы начать развивать свой мозг, наладить межполушарные связи в нем, дать мозгу и себе некий импульс для работы, можно использовать следующие техники и упражнения:

1) Выполняйте перекрестные движения, например, махи, когда правая нога, согнутая в колене, должна коснуться левого локтя и наоборот. Эти упражнения активизируют оба полушария головного мозга и снимают умственную усталость.

2) Попробуйте одновременно выполнять вращение двумя руками в противоположных направлениях: прямая правая рука вращается по часовой стрелке, а левая – против часовой стрелки.

3) Соединяйте пальцы в колечки: на правой руке – от указательного до мизинца, соединяя их по очереди с большим пальцем, а на левой – в обратном направлении.

4) Выберите какой-то предмет, имеющийся в вашей квартире, и придумайте ему 5-10 способов применения в быту.

5) На чистом листе напишите своей ведущей рукой одно слово. Затем постарайтесь написать это слово второй рукой. Далее возьмите ручки или карандаши в обе руки и постарайтесь сразу писать двумя руками: одной – прямо, а другой – в зеркальном отражении. Если писать сложно – можно сначала рисовать фигуры: от квадрата до звездочки.

6) Произносите длинные слова наоборот, не записывая их при этом. Например, курица – ацирук.

7) Купив очередную книгу любимого автора, не заглядывайте в аннотацию, а начинайте читать. Когда дойдете до какого-то захватывающего момента, закройте книгу и постарайтесь представить, что будет дальше. Затем сравните свои представления. Так вы сможете развить способность предвосхищать события.

8) Учитесь наблюдать и припоминать. Сначала можно сосредоточиться на одном предмете, бросив на него взгляд и стараясь воспроизвести как можно больше деталей, его характеризующих. Затем сосредоточьте внимание на окружающей обстановке в доме или на улице и также как можно более полно воспроизводите детали. Самым сложным упражнением является припоминание вечером всех событий, случившихся за день: с кем общались, кого встречали, какие машины проезжали мимо, что ели на обед и т.д.

Таких способов очень много. Можно развивать мозг с помощью игр с друзьями: придумывать ассоциации, составлять новые названия давно знакомым предметам, сочинять стихи. Важно лишь не давать своему мозгу застаиваться, а постоянно подкидывать ему новые задачки.

Самый важный орган человеческого тела – мозг . Он управляет практически всеми процессами в нашем организме, и постоянно поддерживает сверхсложную психофизическую систему в работоспособном состоянии. При этом, мозг работает без перерывов и выходных, независимо от того, что вы делаете: дышите, смотрите фильм, фантазируете или спите.

Логично предположить, что качество нашей жизни напрямую зависит от развития этого органа (во всех планах, пожалуй). Посему, спрос на и интеллекта был и будет во все времена.

Сегодня существует множество методов и подходов в развитии мозга, но, как я убедился на собственном опыте, мало какие концентрируются именно на мозге. Это – упущение. Поэтому, используя научные знания, я предлагаю исправить эту ошибку и излагаю свой, достаточно простой подход как развивать мозг .

В этой статье мы поговорим об общих моментах как развивать мозг (интеллект), которые можно использовать в повседневной жизни, не вдаваясь в детали и подробности; без специфических знаний, упражнений и тренировок.

Изложенные «фишки» подойдут всем тем, кто стремится увеличить качество своего серого вещества и жизни в целом.

Итак, поехали.

Как развивать мозг?

Главную роль в развитии мозга играют не гены, природные способности и потенциал, как многие считают.

Основную роль в развитии мозга играет:

ОБУЧЕНИЕ

И это — самый естественный способ развития мозга. Остальные модели и техники — лишь приятное дополнение.

Как развивать мозг обучением?

С момента рождения в головном мозге человека кол-во нейронов достигает около 86 миллиардов. Это количество не увеличивается (нейрогенез опустим). Напротив, с начала нашей жизни это количество постоянно уменьшается, а алкоголь, стрессы, инфекционные заболевания и прочие продукты нашей жизнедеятельности процесс ускоряют. Значительно.

Но, тем не менее, наш мозг продолжает интенсивно развиваться. Как это возможно?

Наш ум и интеллект зависит не от количества нейронов в голове, а от числа нейронных соединений в головном мозге (грубо: ум), и скорости передачи импульсов, которые генерируют нейроны (грубо: скорость мышления). Со старостью, скорость импульсов значительно падает, однако, многие люди при этом сохраняют интеллект.

Согласно последним научным данным, слабоумие, ограничение подвижности и другие проявления деградации наступают не из-за замедления передачи импульсов в головном мозге, а тогда, когда мозг человека потерял более 90% нейронов.

Отсюда можно сделать вывод, что главную роль в играют нейронные соединения, которые составляют нейронную сеть в наших головах, или, если хотите – наш ум. Соответственно, чем масштабнее сеть, тем человек умнее и его мозг более развит в интеллектуальном плане.

Примечание:

нейронные соединения отвечают не только за «количество знаний», которыми мы обладаем, но и за то, насколько наше мышление «качественно» и «креативно». Чем больше сеть, тем «качественней» мышление.

Ответив на вопрос, как увеличить количество нейронных соединений, мы и ответим на вопрос как развивать мозг .

Новые нейронные соединения образуются всегда, когда мы что-то новое видим, узнаем, или делаем. Однако, наиболее большое их количество образуется тогда, когда мы обучаемся.

А значит, обучение – это и есть то основное упражнение, отвечающее на вопрос как развивать мозг .

Что требуется знать, чтобы обучение стало эффективным для мозга?

1. Для хорошего состояния мозга (а это можно видеть по всем долгожителям) его необходимо ПОСТОЯННО обучать различным видам новой деятельности

Это могут быть:

  • танцы
  • боевое искусство
  • иностранные языки
  • новый вид спорта
  • музыка
  • творчество
  • чтение
  • путешествия
  • психотехники
  • и т.д.

2. Любое обучение должно проходить в течение длительного времени:

от месяца до года (в зависимости от сферы деятельности).

В противном случае, эффект обучения будет минимальным.

3. Обучение должно проходить в «правильных» для вашего мозга условиях

  • Правильное питание

  • Правильная обстановка

  • Правильный сон

Разберем эти пункты подробнее.

Как развивать мозг питанием?

Мозг - это самый энергопотребляемый орган. Имея массу всего в 1200-2000 граммов, он потребляет до 30% всей энергии организма . А значит, для того, чтобы он работал у вас быстрее, чем у абсолютного большинства, его требуется постоянно подзаряжать.

Как это делать правильно?

1. Питание должно поступать равномерно в течение дня.

Если вы едите много и «залпом», то ваш мозг будет работать со значительными перебоями, т.к. не будет получать энергию, когда это необходимо. При этом, вместо того, чтобы решать задачи, вы будете ходить «сонной мухой» с заторможенным мышлением.

Этот процесс можно сравнить с костром - либо вы поддерживаете огонь в костре равномерным, понемногу подбрасывая дрова через определенные промежутки времени; либо ждете, когда все сгорит, а потом снова накидываете поверх кучу углей и разжигаете костер снова, при этом тратя лишнее время и имея неравноценно распределенное во времени пламя.

Поэтому, старайтесь питаться так, чтобы пища поступала равномерно, постоянно подпитывая ваш мозг. Подъедайте в течение всего дня

2. Питание должно обязательно содержать в себе белки, сложные углеводы, воду, жиры омега-три.

Белки . Лучше брать из рыбы и морепродуктов – он усваивается быстрее и лучше организмом.

Сложные углеводы . Это 55-60% всей поступающей энергии. Не экономим.

Жиры омега-три . Или всеми нелюбимый «рыбий жир», невероятно полезная для развития вашего мозга штука; увеличивает скорость передачи импульсов, генерирует больше связей и уменьшает расстояние между синапсами.

Вода . 2-3 литра ежедневно.

3. Во время принятия пищи сконцентрируйтесь на еде и не занимайтесь посторонними вещами.

Если ты хочешь стать лучше – перестань есть у компьютера!

Работа мозга и питание непосредственно связаны между собой. Если во время процесса принятия пищи заниматься другими, посторонними делами, то еда не будет полноценно усвоена. Для ее полноценного усвоения требуется воспринимать пищу всеми органам чувств и сконцентрироваться, сосредоточив мозг на этом процессе.

Пользовательская психотехника от меня

Как говорили китайцы: мы то, что мы едим. Полностью поддерживаю. Потому как, правильная концентрация на этом повседневном процессе дает очень неплохой эффект – укрепляет «дух» и увеличивает внутреннюю «силу».

Суггестивная психтехника в помощь: перед каждым принятием пищи настройтесь на то, что еда сделает вас сильнее. Ощутите это. После чего, ешьте с удовольствием, полностью сконцентрировавшись на процессе (не упуская мысли, что «ЕДА ДЕЛАЕТ ТЕБЯ СИЛЬНЕЕ»)

Психотехника работает как «молитва перед едой». Только эффект на психику оказывает сильнее.

В вопросе, «как развить мозг» к питанию требуется относиться внимательно. Поэтому, оно должно быть здоровым, сбалансированным, иметь небольшой объем и одновременно насыщать вас энергией в течение всего дня.

Как развивать мозг при помощи окружающей обстановки?

Окружающая обстановка в той или иной степени влияет на наши интеллектуальные способности. Например, воздух обедненный кислородом, негативно влияет на состояние вашего мозга, шум мешает концентрации и т.д. Поэтому, я выделю несколько элементов в окружающей обстановке, которые способствуют развитию вашего мозга.

1. Свежий воздух.

Как говорилось, мозгу требуется кислород, и поэтому важно, чтобы воздух, которым мы дышим, был им полон. Проветривайте помещение чаще, больше гуляйте на свежем воздухе, спите с открытыми окнами, если возможно, и периодически занимайтесь дыхательной гимнастикой.

2. Порядок.

Наш мозг имеет около 7 каналов восприятия информации (аналогия с 7-ми ядерным процессором) с которыми он может более менее работать одновременно. Часто эти наши каналы забиты всякой ересью: начиная тем, чтобы «не забыть поздравить дядю Васю с днем рождения», и заканчивая «не забыть обзвонить клиентов». Все это растрачивает ваш мыслительный потенциал и концентрацию, в то время, когда его можно было запустить на решения действительно стоящих вопросов. Поэтому, для того, чтобы освободить свои каналы от «оперативных дел» и развивать свой мозг (а не засорять его), я рекомендую держать свои рабочее место и жилое пространство в порядке. Это освободит вашу голову от ненужных мыслей и здорово упорядочит поступающую информацию.

Ведь каждая бумажка – это незаконченное дело!

Примечание

Помните то, что новое знание, не внедренное в жизнь в течение 48 часов, имеет 95%-ую вероятность быть забытым и не внедренным никогда!

Поэтому, если вы прочитали предыдущий абзац и задумались, что за своим компьютерным столом пора бы и прибраться – ПРИСТУПАЙТЕ НЕМЕДЛЕНО!

Не отлаживайте на потом: «на выходные», «на завтра», «на конец статьи» — приступайте ПРЯМО СЕЙЧАС!

3. Комфорт.

Ваша обстановка должна быть комфортной для работы и для жизни. Без шума, вибраций, яркого света, неудобных стульев – и всего того, что раздражает вас и ваш мозг, мешая сосредоточению. Поэтому, стремитесь создавать такую обстановку, какая способствовала бы вашей продуктивности и не мешала концентрации.

Как развивать мозг при помощи сна?

Сон - это один из важнейших факторов бесперебойной и здоровой работы нашего мозга. Это известно, пожалуй, каждому, и на этом я не буду останавливаться. Однако, выделим основные моменты:

1. Время сна.

Для оптимальной работы мозга требуется 6-9 часов сна. Для каждого индивидуально. Однако я рекомендую спать 8-9 часов – это время хорошо подходит для оптимального развития вашего мозга, т.к. во сне мозг продолжает работать и, что намного важнее, обучается тому, чем вы занимались днем ранее. Образуя новые нейронные соединения.

Полезная фишка

Для того, чтобы выявить время собственного «минимума» разбивайте сон на отрезки 1,5 часа начиная с 6-ти. И выделите то время, которого хватает для восстановления сил и ресурсов именно вам.

2. Оптимальный отход ко сну.

Он должен быть таким, чтобы за 15 минут, после того как вы легли в кровать – вы отключились.

Все мы имеем пики и спады мозговой активности, поэтому ваша задача выявить такое время отхода, чтобы вы ложились спать как раз на спаде психической активности. Так вы уснете довольно быстро, без посторонних мыслей и бессонницы.

Обычно это время до 12 ночи. И да, для мозга вставать лучше рано утром , а не спать до обеда.

3. Спокойная обстановка.

Свежий воздух. Тишина. Темнота.

Вывод

Итак, в этой статье мы разобрали вопрос: как развивать мозг . Для чего это делать – каждый выбирает сам: некоторые, например, хотят прожить здоровую, яркую и долгую жизнь; некоторые – достичь успеха; некоторые – просто хотят стать более умными.

Описанные в статье способы позволяют развить ваш мозг без специфических знаний, упражнений и тренировок. Это те фишки, которые позволяют увеличивать качество вашего серого вещества, так сказать, в повседневной жизни.

1. Правильное питание для вашего мозга

2. Правильная обстановка для вашего мозга

3. Правильный сон для вашего мозга

Но, конечно, самым главным способом развития – остается обучение . Именно непрерывное обучение и самосовершенствование не только разовьет мозг, но и выделит вас из серой толпы, позволит стать успешным. Знания – это сила! Не переставайте познавать новое. Помните – это развивает вас и ваш мозг.


Что делает человека человеком? Ответов на этот вопрос можно отыскать немало, но один из самых распространенных и верных заключается в том, что человек обладает высоким самосознанием, способен мыслить и имеет мозг, многократно превосходящий по своему развитию мозг любого другого известного науке живого существа. За тысячи лет эволюции разум и мозг человека претерпели огромное количество существенных изменений, а сам этот прогресс основывается на способности к развитию. Именно по этой причине люди перешли в своем мышлении на качественно новый уровень.

Но несложно догадаться, что и человечество в целом, и каждый из нас в отдельности еще не пришел к вершине своих возможностей. А это значит, что мозг до сих пор постоянно развивается. Но более интересно то, что на развитие своего главного органа мы в состоянии повлиять самостоятельно. Мало того – это еще и обязанность каждого, ведь в первую очередь от степени развития мозга зависят личные жизненные результаты, эффективность работы, успехи в обучении, овладении новыми навыками и общении с другими.

Беря во внимание все вышесказанное, сегодня мы хотим побеседовать на тему развития мозга. Далее вы узнаете интересную информацию о мозге человека, его функции и особенности развития, полезные советы, упражнения и способы тренировки. Из всего этого может сложиться эффективная система , которая может применяться вами каждый день. И для начала мы скажем несколько слов о мозге человека в целом, чтобы лучше понять, как развить его максимально.

Коротко о мозге человека

Мозг человека – самый загадочный и таинственный орган, и многие проводят аналогию между ним и компьютером. На протяжении всей своей жизни человек что-то узнает и , а вся информация, обладающая для него той или иной полезностью, переходит в его память и хранится там, пока ему это нужно. Если же какие-то данные становятся неактуальными, мозг просто-напросто стирает их.

Функции мозга можно перечислять очень и очень долго, но главное – это то, что от него зависит мышление, память, воображение, речь, чувства, восприятие, самосознание. Естественно, этот список намного больше, и если вам хочется узнать о мозге человека и его развитии еще, вы можете найти и почитать специализированные книги (Роджер Сайп, Джон Медина, Дмитрий Чернышев и другие авторы).

Мозг представляют правое и левое полушария, связанные друг с другом мозолистым веществом, служащим для передачи информации между ними. Если повреждается одно полушарие, как правило, повреждается и второе. Но известны случаи, когда, например, при разрушении левого полушария его функции брало на себя правое, и наоборот, благодаря чему человек мог продолжать жить полноценной жизнью. Что же касается этих самых функций, они различны.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление и работу с числами. Оно обрабатывает и анализирует информацию в конкретной, строгой последовательности. А правое полушарие ответственно за чувственное восприятие и творческое мышление – с его помощью воспринимается музыка, запахи, цвета, искусство и т.д. Это же полушарие помогает человеку ориентироваться в окружающем его пространстве. А благодаря его свойству синтезировать имеющуюся информацию, человек получает возможность креативно мыслить, находить нестандартные решения, решать головоломки, выполнять всевозможные упражнения и играть в игры на развитие мышления и воображения (кстати, говоря о развитии мышления, не будет лишним упомянуть про , пройдя который вы сможете овладеть двенадцатью различными мыслительными техниками).

В принципе, рассмотренной информации более-менее достаточно для приблизительного понимания устройства работы мозга человека. И остается лишь заметить, что благодаря специальным упражнениям мозг можно развивать и делать более мощным. Однако очень важно обратить внимание на так называемые подготовительные мероприятия, ведь неважно, будет тренироваться мозг ребенка или мозг взрослого, он в любом случае должен быть подготовлен к этому.

Как подготовить мозг к тренировкам

Существует три основных правила, которые следует принять во внимание, чтобы сделать свой мозг более эластичным, податливым и готовым к восприятию и усвоению новой информации, а также последующему ее воспроизведению и грамотному применению.

К этим правилам относятся:

  • Устранение гиподинамии. Это означает, что вы должны обеспечивать себя необходимым количеством физической активности. Гиподинамия свойственна людям, ведущим пассивный образ жизни или просто мало двигающимся, например, тем, чья деятельность предполагает провождение большого количества времени в сидячем положении, к примеру, школьникам и студентам, любителям часами играть в компьютерные игры или . А негативные последствия гиподинамии выражаются в том, что она не дает расщепляться жировым кислотам, находящимся в организме, что приводит к возникновению холестериновых бляшек на сосудах, препятствующих нормальному кровообращению. Кровь же обеспечивает органы, в том числе и мозг человека, нужным им количеством кислорода, и, если этот процесс нарушен, функции мозга тоже нарушаются, вследствие чего ухудшается и эффективность его работы (в особенности гиподинамия отрицательно воздействует на мозг ребенка и пожилого человека).
  • Обеспечение организма фосфатами и углеводами. Здесь мы скажем лишь о том, что, во-первых, нужно включить в свой рацион продукты, богатые фосфором (тыква, зародыши пшеницы, мак, соевые бобы, кунжут, плавленый сыр, орехи, овес, фасоль и другие), а также продукты с высоким содержанием полезных углеводов (рис, кукурузные хлопья, отруби, макароны, кефир, молоко, креветки, рыба и другие). Кстати, вы можете почитать о правильном питании. А во-вторых, вам следует минимизировать или полностью отказаться от употребления алкоголя, губительно воздействующего на нейроны головного мозга. Помимо зловредного спирта, в состав алкоголя входит углекислый газ, и вместе со спиртом он оказывает на клетки мозга очень мощное разрушающее влияние.
  • Употребление воды. Подробно о пользе воды мы , а сейчас только напомним, что чистая вода помогает организму очищаться от токсинов и шлаков, а также способствует , поддерживая нейронную связь. Чтобы обеспечить себя оптимальным количеством воды, вы должны выпивать литр воды в сутки в расчете на 30 кг собственного веса. Если же вы подвержены чрезмерному воздействию стрессов, то количество употребляемой воды желательно увеличить еще больше.

Следуя этим трем правилам, вы создадите серьезный фундамент для тренировки мозга. И любая система развития должна основываться на них – мозг ребенка и мозг человека взрослого требует особого «ухода» и внимания к себе. А еще немало полезной информации на представленную тему содержат в себе тематические книги (Роджер Сайп, Марк Уильямс и Денни Пенман, Алекс Ликерман и другие авторы).

Развитие обоих полушарий мозга

Вспомним: левым полушарием обрабатывается речевая и численная информация, логика, выводы, анализ, линейность и т.п. Правое полушарие обеспечивает пространственную ориентацию, цветовое восприятие, восприятие форм, звуков, цветов, ритмов, сновидений и т.д. Вообще, конечно, данные воспринимаются обоими полушариями, но каждое из них преобладает именно в своей области (о функциональной асимметрии вы можете почитать в ).

Отсюда вывод: развивая какое-то одно полушарие, можно, например, «поднатаскаться» в способности воспринимать образы и стать суперкреативным, но в то же время испытывать серьезные трудности с решением арифметических задач. Или, наоборот, можно стать профи в аналитике, но быть неспособным видеть красоту в картинах или не уметь составить банальный стишок из четырех строк.

Поэтому в учебных заведениях зачастую преподаются не только профилирующие дисциплины, но и те, что совершенно не связаны со специальностью. Вспомните тех же математиков, изучающих литературу, историю и другие гуманитарные предметы, или филологов, в расписании которых есть технические дисциплины. Это служит еще одним доказательством того, что развития требуют оба полушария. И для этого вы можете прибегнуть к выполнению следующих упражнений:

Упражнение 1

Для выполнения первого упражнения вам понадобится напарник. Пусть он чем-то завяжет вам глаза. Как только это будет сделано, прогуляйтесь немного по помещению или территории, где вы находитесь в данный момент. После этого дайте ответы на следующие вопросы:

  • Увеличилась ли активность ваших органов чувств, и если да, то как?
  • Что помогало вам преодолевать неуверенность из-за невозможности видеть?
  • Какие звуки вы успели запомнить?
  • Было ли что-то, что вас настораживало?
  • Было ли что-то, что вас успокаивало?

Основываясь на этих ответах, вы поймете, как реагирует организм на отключение одного из органов чувств. А само упражнение поможет вам активизировать дополнительные ресурсы обоих полушарий.

Упражнение 2

Посредством второго упражнения вы научитесь синхронизировать работу обоих полушарий своего мозга. Выполняется оно так:

  • Встаньте прямо и вытяните вперед или вверх обе руки;
  • Нарисуйте в воздухе левой рукой круг, а правой – квадрат;
  • Выполняйте упражнение, пока не добьетесь успеха, а затем поменяйте руки.

Также это упражнение можно усложнить, рисуя в воздухе руками более сложные фигуры. А на основе идеи этого же упражнения есть даже специальная система развития обоих полушарий. Смысл ее состоит в том, чтобы выполнять привычные вещи нестандартными способами. Можно, к примеру, мыть посуду, чистить зубы или кушать другой рукой, держать телефон у другого уха, носить сумку или рюкзак на другом плече (под словом «другой» понимается для правшей – левая сторона, а для левшей – правая).

Упражнение 3

Банальное и простое на первый взгляд упражнение, но в действительности оно отлично помогает синхронизировать работу правого и левого полушарий. Выполняется следующим образом:

  • Поглаживайте правой рукой живот по часовой стрелке;
  • Теперь левой рукой легонько постукивайте по голове вертикальными движениями;
  • Немного потренировавшись, выполняйте указанные движения одновременно.

Интересно, что очень часто руки как бы сами начинают путать движения: левая рука делает то, что должна правая, а правая – то, что должна левая. Упражнение очень интересно, а после того как первый вариант будет освоен, просто поменяйте руки.

Очень эффективно использовать три этих упражнения, когда требуется оказать воздействие на мозг ребенка. Но и для взрослых они будут крайне полезны – при кажущейся простоте, они прекрасно тренируют мозг, вследствие чего улучшается мышление, память, воображение и т.д. Но будет еще лучше, если вы совместите свои тренировки с развитием мышления, например, с прохождением .

Упражнения двух последующих групп можно выполнять отдельно и совместно друг с другом, а также в комплексе с уже рассмотренными. Зависит этот ваших личных потребностей и предпочтений.

Развитие левого полушария мозга

Здесь мы также рассмотрим три упражнения:

Упражнение 1

Смысл очень прост – всего лишь нужно выполнять все действия и манипуляции с объектами окружающего мира при помощи правой руки. Несмотря на то, что для правшей это естественно, даже для них это будет крайне необычно, а левши получат превосходную практику.

Упражнение 2

Это упражнение не намного сложнее предыдущего – для развития левого полушария ежедневно уделяйте немного времени на и решение арифметических задач.

Упражнение 3

Опять же очень простое упражнение – каждый день по 30-40 минут разгадывайте кроссворды и сканворды. Их разгадывание считается по большей части аналитическим, нежели интуитивным процессом, а значит, и задействовано в нем левое полушарие.

Развитие правого полушария мозга

В этой группе представлено четыре упражнения:

Упражнение 1

Систематически прослушивайте любимую музыку, и фантазированию, т.к. именно за это отвечает правое полушарие мозга. Чем раскованнее вы будете себя чувствовать, тем лучше.

Упражнение 2

Для развития правого полушария выполняйте все действия и манипуляции с объектами окружающего мира левой рукой. Если в предыдущем блоке неудобства испытывали левши, то в этом случае постараться придется правшам. Кстати, будет классно, если и читать и писать вы будете учиться справа налево, для чего очень эффективно заниматься арабским письмом. Заодно вы будете и тренировать память.

Упражнение 3

Т.к. правому полушарию в больше степени свойственно синтезировать, а не анализировать данные, уделяйте время рисованию, ведь именно во время рисования развивается абстрактное мышление. Выделяйте ежедневно по 30 минут для этого. Кроме того, рисование можно заменить или совместить с дизайном интерьера или одежды. Дополнительным плюсом это упражнения можно назвать .

Упражнение 4

Развивайте в себе эмпатию. Это означает, что нужно развивать в себе способность к сопереживанию и восприятию мира глазами других людей. Учитывая это, правое полушарие развивается просто прекрасно, а подробно о развитии эмпатии вы можете узнать, перейдя по .

Все упражнения, о которых мы поговорили, при регулярном выполнении сделают ваш ум более острым и гибким, а мозг – натренированным и способным на серьезные достижения. Самое главное – это не забывать уделять внимание обоим полушариям.

И напоследок еще несколько хороших советов для развития мозга:

  • Занимайтесь спортом ( , ходите в бассейн, совершайте пробежки и т.д.);
  • Общайтесь с окружающими людьми на интересные темы;
  • Обеспечивайте себя полноценным сном и хорошими условиями для отдыха;
  • Правильно питайтесь и ешьте больше витаминных продуктов;
  • Развивайте стрессоустойчивость и позитивное мышление;
  • Играйте в развивающие игры и шахматы;
  • Читайте познавательную литературу и развивающие книги (Роджер Сайп, Кэрол Дуэк, Артур Думчев и т.д.);
  • Занимайтесь самообразованием и проходите курсы по развитию мышления (курс по когнитивистике ).

Такая система развития позволит вам всегда личностно расти, тренировать интеллект и иметь активный, здоровый и сильный мозг. Желаем вам успехов и возможности использовать свой потенциал по максимуму!