Конспект урока химии
2 курс на тему
«Химия и повседневная жизнь человека»
Цель:
Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения комплекса знаний и способов деятельности на примере химических веществ, окружающих человека в повседневной жизни; организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности.
Задачи:
– обобщение знаний учащихся о практическом значении химических веществ в повседневной жизни человека;
– развитие познавательного интереса к предмету, развитие умений применять знания, полученные на уроках, на практике;
– формирование коммуникативных компетенций – умения работать в коллективе, группе, выражать и отстаивать собственную точку зрения;
– создание комфортных условий с учетом индивидуальных психических особенностей обучающихся и индивидуального темпа работы, организация самостоятельной работы учащихся со справочным материалом и другими информационными ресурсами, формирование навыков здорового образа жизни.
Ход урока .
1 . Организационный момент, постановка цели урока
Наш сегодняшний урок посвящен теме «Химия и повседневная жизнь человека». В любой отрасли человеческой деятельности, следовательно, в любой профессиональной деятельности, связанной с материальным миром, мы неизбежно соприкасаемся с веществами и используем их свойства и взаимодействие между собой. Химия, обладая огромными возможностями, создает невиданные ранее материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Именно с этой целью мы проводим этот урок, и, надеюсь, он будет интересен и полезен также тем, кто считает химию скучным, бесполезным для себя школьным предметом, далеким от повседневной жизни обычного человека
Как сказал М.В. Ломоносов «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». И это действительно так. Объять необъятное невозможно, поэтому мы разобьем обозначенную проблему на несколько тем,
Рано утром мы встаем и отправляемся умываться и приводить себя в порядок, поэтому первая тема - «Гигиена и косметика»
Затем мы бежим на кухню завтракать, вторая тема - «Химия и пища».
Ну и конечно, никто не станет спорить, что именно в «Домашней аптечке» находится квинтэссенция того, что даже бабушки называют словом «Химия».
И на сегодняшнем уроке мы обсудим только эти три темы. Кроме того, приближается священная для нас дата – 65-летие Великой Победы. Эта Победа досталась нашему народу очень нелегко. Цена Победы - это многие миллионы человеческих жизней, это боль, это страдание, это великий подвиг не только солдат, но и тех, кто оставался в тылу. Свой вклад во всеобщее дело Победы внесла и химия. Мы не будем сегодня говорить о выплавке металла, изготовлении пороха и т.д. – это и так очевидно. А вот как и какие вещества помогали жить и выживать в те трудные годы – на эту тему вам будут предложены дополнительные задания. В зависимости от того, насколько плотно мы сегодня поработаем, вы выполните их в классе, или они станут для вас домашними.
Итак, начнем.
2. Основной этап – презентация информационных проектов.
Вы пришли на урок не только с багажом теоретических знаний, полученных за четыре года на наших уроках, некоторые из вас именно к этим темам готовили информационные проекты, поэтому вам и первое слово.
1 проект «Гигиена и косметика»
После каждого проекта озвучиваются задания, они же представляются на слайде, и на распечатках для каждого.
Задание №1 –Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы, когда был дефицит мыла, многие мыли волосы процеженным настоем древесной золы. Как можно объяснить применение золы для этих целей? Напишите уравнения соответствующих реакций.
2 проект «Химия и пища»
Какой была война, живущим сегодня, к счастью, трудно представить. Но даже в те тяжелые времена жизнь не останавливалась.
Из воспоминаний Ирины Ивановны Коршуновой, отличника просвещения СССР и РСФСР, жительницы блокадного Ленинграда: «Мне часто снятся по ночам 125 блокадных граммов хлеба с огнем и кровью пополам. Этот кусочек для нас был на вес золота, белый-белый - его пекли из отрубей и бумаги. Хлеб до сих пор остается для меня святыней»
Задание № 2 – Рассчитайте, какую долю от суточной потребности в энергии для взрослого человека (средняя норма 3000 калорий) составляла блокадный паек хлеба массой 125 г, если его энергетическая ценность равна 200 калориям на 100 г.
3 проект - «Домашняя аптечка»
В годы ВОВ многие ученые-химики создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Так, полимер винилбутилового спирта, полученный М. Ф. Шостаковским, - густая вязкая жидкость - оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием «бальзам Шостаковского». Академик А. В. Палладий синтезировал средства для остановки кровотечения. Учеными Московского университета был синтезирован фермент тромбон - препарат для свертывания крови. В СССР первый пенициллин был получен З.В. Ермольевой в 1942 году. Разработка методов биологического синтеза пенициллина в массовых масштабах, его выделения и очистки, выяснение химической природы, изготовление лекарственных препаратов создали условия для медицинского применения антибиотиков. В годы войны пенициллин применялся для лечения осложнённых инфицированных ран и спас жизни многим советским воинам.
Задание № 3 - В годы Великой Отечественной войны для лечения раненых использовался раствор 0, 018г пенициллина (С 16 Н 18 N 2 O 4 S) в 1 л раствора глюкозы (плотность равна 1 г/мл). Рассчитайте молярную концентрацию (С, в молях на литр) такого раствора.
3. Подведение итогов
Наш разговор подошел к завершению. На следующих уроках мы продолжим обсуждение вопросов о значении химии в современном мире, ну а сейчас в качестве рефлексии сегодняшнего урока я попрошу вас обсудить следующий проблемный вопрос «Наука Химия приносит человеку больше пользы, чем вреда?» У вас на рабочих листах есть два поля – «Аргументы «за» и «Аргументы «против». Приведите не менее трех аргументов в каждом поле. Можете обсудить это в парах, а затем поговорим вместе.
Работа в парах, индивидуальная – по выбору учащихся.
Общее обсуждение – высказывают свое мнение все учащиеся
Что же более весомо - «Аргументы «за» или «Аргументы «против»?
На доске – высказывания:
Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее - истина. (Грове Уильям)
Материальные успехи, которыми человечество обязано науке, - еще наименьшее из благ, являющихся результатом ее деятельности: она предъявляет законные права на область несравненно более обширную, на область нравственную и социальную. (Бертло Пьер Эжен Марсельен)
Итак, я думаю, что сегодня каждый из вас убедился, что химия как наука, а также вещества, их взаимодействия, явления, сопровождающие эти взаимодействия, не просто приносят пользу человеку, но являются неотъемлемой частью повседневной жизни.
В настоящее время существуют проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Бытовая химическая грамотность-
-соблюдение инструкций по применению приобретённых товаров;
-знать вещества и материалы, широко используемые в практике;
-уметь осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, для безопасной работы с веществами в быту, экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Каждый день мы совершаем обычные на первый взгляд действия: солим еду, пишем на доске мелом, кипятим воду.
Но на самом деле мы производим химические действия с различными химическими веществами!
Поваренная соль - хлорид натрия NaCl недаром служит важным компонентом пищи.
Это вещество в растворенном состоянии входит в состав крови и межклеточной жидкости.
При сильных кровотечениях объем циркулирующей крови восполняют так называемым изотоническим раствором - 0,9%-м раствором хлорида натрия.
Всем известная марганцовка (перманганат калия KMnO4) - одна из таких "загадочных натур". Тем, кто первый раз знакомится с этим веществом, оно преподносит немало сюрпризов:
- Перманганат калия в твердом виде - это хорошо растворимые в воде кристаллы черно-фиолетового цвета.
- В медицине применяют водные
растворы перманганата калия
различной концентрации.
- Для полосканий и промываний
желудка при отравлениях - 0,01- 0,1%- е
растворы бледно-розового цвета,
для промывания ран - 0,1- 0,5%- е (розовые),
- Для обработки язв и ожогов - 2-5%- е
(фиолетовые).
- Растворы перманганата калия
применяют для обработки ожогов.
- Поможет марганцовка
и при змеином укусе.
Йод. Название новому элементу присвоил в 1813 году французский химик Жозеф - Луи Гей-Люссак (1778-1850) за фиолетовый цвет его паров («йодос" по-гречески значит "фиолетовый").
Иодид натрия из водорослей, взаимодействуя с серной кислотой, выделяет йод (I); одновременно образуется сернистый газ - диоксид серы SO2:
2NaI + 2H2SO4 = I2 + SO2+ Na2SO4 + 2H2O
Долгое время иод не находил применения в медицине. Только в 1904 году русский военный врач Филончиков ввел в практику 5-10%-е спиртовые растворы йода для обработки ран.
Питьевая сода. Впервые это соединение состава NaHCO 3 (гидрокарбонат натрия) получил в чистом виде французский ученый Анри-Луи Дюамель де Монсо (1700-1781). Позже химики разных стран получали это вещество, пропуская углекислый газ через водный раствор соды -- карбоната натрия.
- Щелочные растворы питьевой соды размягчают живые ткани, поэтому содовые полоскания горла и полости рта способствуют механическому удалению инфекции.
- Еще лучше использовать сода – солевые растворы с добавкой йода. Содовые ванночки (1 столовая ложка питьевой соды на 1 литр теплой воды) хороши для размягчения мозолей на руках и на ногах. Их можно делать 2-3 раза в неделю.
- Сухой питьевой содой обрабатывают свежие ожоги.
Нашатырный спирт - это водный раствор аммиака. Название "аммиак" произошло от названия оазиса Аммон и закрепилось за этим веществом после 1787 года.
- Аммиак, выделяющийся из нашатырного спирта, вызывает возбуждение дыхательных центров.
- Однако большое количество аммиака может вызвать остановку дыхания.
- Нашатырный спирт применяют как средство первой помощи, чтобы вывести человека из обморочного состояния.
В процессах обмена веществ между внешней средой и организмом ведущее место занимает обмен белков. Белки поступают в организм человека и животных с различными пищевыми продуктами, в которых содержание белка колеблется в широких пределах.
Молекулы белков имеют большие размеры, поэтому их называют макромолекулами.
Кроме углерода, кислорода, водорода и азота в состав белков могут входить сера, фосфор и железо. Белки отличаются друг от друга числом, составом и последовательностью мономеров. Мономерами белков являются аминокислоты.
Углеводы
Углеводы (сахара) - одна из наиболее важных и распространенных групп природных органических соединений.
Они составляют 80% массы сухого вещества растений и около 2% сухого вещества животных организмов.
Животные и человек не способны синтезировать сахара и получают их с различными пищевыми продуктами растительного происхождения.
В растениях углеводы образуются из двуокиси углерода и воды в процессе сложной реакции фотосинтеза, осуществляемой за счет солнечной энергии с участием зелёного пигмента растений - хлорофилла.
Жиры составляют существенную часть нашей пищи. Они содержатся в мясе, рыбе, молочных продуктах, зерне.
В любом природном жире есть: фосфатиды, стерины, витамины, пигменты и носители запаха.
Обычно лишь небольшая часть жира откладывается в запас, но из-за неправильного образа жизни нарушается баланс между поступлением веществ и их расходованием, это и приводит к ожирению.
Косметические средства
Сегодняшние косметические «продукты» пользуются большим спросом у женщин.
Любого рода косметика имеет очень сложный состав. Несмотря на то, что эти изделия делают девушек и женщин еще красивее, все – таки это химические вещества, которые пагубно влияют на организм! Естественная красота лучше.
«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» М.В. Ломоносов Выполнил: Жаринов Александр Владимирович Ученик 8 «В» класса МБОУ гимназии №1 п.г.т. Рыбная Слобода РТ Если бы не было химии, не было бы современной металлургии, космические корабли не вырвались бы в космос, ведь горючее для их двигателей, прочные и жаростойкие материалы для их конструкций создают с помощью химии. Химия обладает огромными возможностями: : умножает плодородие почвы, одевает, создает невиданные материалы, а также уют и комфорт сохраняет его здоровье, изменяет внешность людей облегчает труд человека Значение химии Фармацевтическая промышленность Строительство Металлургия Производство моющих средств Средства для борьбы с бытовыми насекомыми Косметические средства Сельское хозяйство Фармацевтика Большую роль играет химия в развитии фармацевтической промышленности: основную часть всех лекарственных препаратов получают синтетическим путем. Благодаря химии совершены многие перевороты в медицине. Без химии у нас не было бы обезболивающих лекарств, снотворных средств, антибиотиков и витаминов. Это несомненно делает химии честь. Химия также помогла справиться с антисанитарией. Строительство Современное развитие строительства трудно представить себе без использования продукции химической промышленности: применения и внедрения новых конструкционных полимерных материалов, пластических масс, синтетических волокон, каучуков, вяжущих и отделочных веществ и многих других полезных продуктов большой и малой химии. Металлургия Развитие химии началось задолго до начала нашей эры. Самое древнее ее направление – металлургия. Именно тогда люди начали изучать превращения различных веществ при различных условиях и стали использовать химию для своих нужд. Сначала научились получать металлы (в первую очередь медь) и смешивать ее с оловом для получения бронзы. Позже было получено из руды и железо. Производство моющих средств В настоящее время широко используется синтетические моющие средствадетергенты. Основной является синтетические поверхностно-активные вещества-ПАВ. Кроме ПАВ, в СМС входят и другие компоненты: отбеливатель, смягчитель, пенообразователи, ароматические отдушки. Средства для борьбы с бытовыми насекомыми Инсектициды - средства для борьбы с насекомыми. Инсектициды применяют в виде растворов, эмульсий, аэрозолей. Жилые помещения следует обрабатывать только препаратами, рекомендуемыми для этой цели. Это известные препараты: хлорофос, дихлофос, хлорофосные карандаши. Косметические средства Перламутровый эффект создают соли висмутила или слюда, содержащая около 40% оксида титана. В качестве красителя для волос используются разбавленные водные растворы хорошо растворимых солей свинца, Осветление волос производят с помощью 3% серебра, меди, висмута. раствора пероксида водорода. В состав красящих шампуней входят пфенилендиамин, резорцин и другие аналогичные соединения Сельское хозяйство Исключительно большое значение химия имеет в сельском хозяйстве, которое использует минеральные удобрения, средства защиты растений от вредителей, регуляторы роста растений, химические добавки и консерванты к кормам для животных и другие продукты. Использование химических методов в сельском хозяйстве привело к возникновению ряда смежных наук, например, агрохимии и биотехнологии, достижения которых в настоящее время широко применяются в производстве сельскохозяйственной продукции. Вред химии в жизни человека Но та же химия может стать и опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной. Вы не задумывались, а сколько природной воды становиться непригодной для питья и жизни населяющих ее живых организмов из-за сбрасываемых в водоемы промышленных и бытовых сточных вод! . Неутилизированные бытовые отходы загрязняют природные ландшафты, превращая берега рек и луга в отвратительные помойки Следовательно, достижения химииэто не только благо, это и химическое оружие, и загрязнение окружающей среды, и озоновые дыры, и повышенное содержания нитратов и нитритов в продуктах питания, и ряд других проблем. Виновны в этих бедах люди, использующие достижения химии во вред себе и нашему общему дому- планете Земля. Понятно поэтому, как важно современному человеку знать и правильно использовать достижения современной химии. Много в природе дивных сил, но сильней человека - нет. Софокл Если человек будет применять химию с пользой для нашей планеты, то она будет такой: Источники информации: Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений О.С. Габриелян.12- е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007 год http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2/4698.html http://fb.ru/article/40846/himiya-v-jizni-cheloveka http://n-t.ru/ri/kk/hm12.htm http://annafil.sitecity.ru/stext_0311163304.phtml http://n-t.ru/ri/kk/hm10.htm
Химия в повседневной жизни человека
Выполнила:
Корпачева Лена
11б класс
Химия и повседневная жизнь человека
- Химия, обладая огромными возможностями, создает не виданные материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Но та же химия может стать и опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной.
Домашняя аптечка
- Пероксид водорода - отличный антисептик.
- Нашатырный спирт водный раствор аммиака возбуждает дыхательный центр.
- Аспирин, или ацетилсалициловая кислота - один из препаратов, который широко применяют как жаропонижающие, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство.
- Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы - это валидол, корвалол, нитро глицерин.
Моющие и чистящие средства
- В настоящее время широко используется синтетические моющие средства- детергенты. Основной является синтетические поверхностно-активные вещества-ПАВ, в которых длинный углеводородный предельный радикал соединен с сульфатной или сульфонатной группой. Кроме ПАВ, в СМС входят и другие компоненты: отбеливатель, смягчитель, пенообразователи, ароматические отдушки.
- Из кислородосодержащих отбеливателей наиболее распространены перборат натрия и перекарбонат натрия.
Средства для борьбы с бытовыми насекомыми
- Инсектициды - средства для борьбы с насекомыми. Инсектициды применяют в виде растворов, эмульсий, аэрозолей. Жилые помещения следует обрабатывать только препаратами, рекомендуемыми для этой цели. Это известные препараты: хлорофос () , дихлофос, хлорофосные карандаши.
Химические средства гигиены и косметики
- Косметика и гигиена тесно соприкасаются, так как имеются косметические средства (лосьон, кремы, шампуни, гели), которые выполняют гигиеническую функцию. К важным гигиеническим средствам относится, прежде всего, мыла и моющие средства.
Средства ухода за зубами
- Важнейшим средством ухода за зубами являются зубные пасты. Основные компоненты зубной пасты следующие: абразивные, связующие, пенообразующие вещества и загустители. Первые из них обеспечивают механическую очистку зубов от налета и полировку. Чаще всего в качестве абразива применяют химически осажденный карбонат кальция, а также фосфаты кальция и полимерный метафосфата натрия.
Дезодоранты
- Дезодоранты выпускают в твердом виде, шариковые и в аэрозольной упаковке. В аэрозольных баллонах используют сжиженные газы, температура кипения которого очень низка. Они легко переходят в газовую фазу и не только выталкивают основу из баллона, но, расширяясь, распыляют ее на мелкие капельки. Долгое время эту роль выполняли только фторхлоруглеводы.
Косметические средства
- Перламутровый эффект создают соли висмутила или слюда, содержащая около 40% оксида титана.
- В качестве красителя для волос используются разбавленные водные растворы хорошо растворимых солей свинца, серебра, меди, висмута.
- Осветление волос производят с помощью 3% раствора пероксида водорода.
- В состав красящих шампуней входят п- фенилендиамин, резорцин и другие аналогичные соединения.
Химия и пища
- Человек-единственное существо на Земле, которое практически всю свою пищу подвергает химической или термической обработке.
Развитие пищевой промышленности
- Медики рекомендуют для рационального и диетического питания включать в меню хлеб из муки, содержащей тонкоизмельченные отруби. Сейчас часто говорят об „искусственной пищи”. Хотя этот термин не означает получение продуктов питания путем химических реакций. Речь идет о том, чтобы природным белковым продуктам придать вкус и вид традиционных продуктов, включая деликатесы.
Химия в повседневной жизни человека
Выполнила:
Корпачева Лена
11б класс
Химия и повседневная жизнь человека
- Химия, обладая огромными возможностями, создает не виданные материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Но та же химия может стать и опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной.
Домашняя аптечка
- Пероксид водорода - отличный антисептик.
- Нашатырный спирт водный раствор аммиака возбуждает дыхательный центр.
- Аспирин, или ацетилсалициловая кислота - один из препаратов, который широко применяют как жаропонижающие, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство.
- Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы - это валидол, корвалол, нитро глицерин.
Моющие и чистящие средства
- В настоящее время широко используется синтетические моющие средства- детергенты. Основной является синтетические поверхностно-активные вещества-ПАВ, в которых длинный углеводородный предельный радикал соединен с сульфатной или сульфонатной группой. Кроме ПАВ, в СМС входят и другие компоненты: отбеливатель, смягчитель, пенообразователи, ароматические отдушки.
- Из кислородосодержащих отбеливателей наиболее распространены перборат натрия и перекарбонат натрия.
Средства для борьбы с бытовыми насекомыми
- Инсектициды - средства для борьбы с насекомыми. Инсектициды применяют в виде растворов, эмульсий, аэрозолей. Жилые помещения следует обрабатывать только препаратами, рекомендуемыми для этой цели. Это известные препараты: хлорофос () , дихлофос, хлорофосные карандаши.
Химические средства гигиены и косметики
- Косметика и гигиена тесно соприкасаются, так как имеются косметические средства (лосьон, кремы, шампуни, гели), которые выполняют гигиеническую функцию. К важным гигиеническим средствам относится, прежде всего, мыла и моющие средства.
Средства ухода за зубами
- Важнейшим средством ухода за зубами являются зубные пасты. Основные компоненты зубной пасты следующие: абразивные, связующие, пенообразующие вещества и загустители. Первые из них обеспечивают механическую очистку зубов от налета и полировку. Чаще всего в качестве абразива применяют химически осажденный карбонат кальция, а также фосфаты кальция и полимерный метафосфата натрия.
Дезодоранты
- Дезодоранты выпускают в твердом виде, шариковые и в аэрозольной упаковке. В аэрозольных баллонах используют сжиженные газы, температура кипения которого очень низка. Они легко переходят в газовую фазу и не только выталкивают основу из баллона, но, расширяясь, распыляют ее на мелкие капельки. Долгое время эту роль выполняли только фторхлоруглеводы.
Косметические средства
- Перламутровый эффект создают соли висмутила или слюда, содержащая около 40% оксида титана.
- В качестве красителя для волос используются разбавленные водные растворы хорошо растворимых солей свинца, серебра, меди, висмута.
- Осветление волос производят с помощью 3% раствора пероксида водорода.
- В состав красящих шампуней входят п- фенилендиамин, резорцин и другие аналогичные соединения.
Химия и пища
- Человек-единственное существо на Земле, которое практически всю свою пищу подвергает химической или термической обработке.
Развитие пищевой промышленности
- Медики рекомендуют для рационального и диетического питания включать в меню хлеб из муки, содержащей тонкоизмельченные отруби. Сейчас часто говорят об „искусственной пищи”. Хотя этот термин не означает получение продуктов питания путем химических реакций. Речь идет о том, чтобы природным белковым продуктам придать вкус и вид традиционных продуктов, включая деликатесы.