Фз о социальном обеспечении инвалидов. Знание – это сила: закон о социальной защите инвалидов

Инвалиды в России относятся к одной из социально незащищенных категорий граждан, которые нуждаются в государственной поддержке. В зависимости от степени тяжести состояния здоровья выделяют 3 группы инвалидности.

Определение закона

Данный закон гарантирует всем гражданам, имеющим инвалидность, равные права с остальными гражданами, а также социальную поддержку государства. На основании данного закона обязаны действовать все государственные органы и соблюдать законные права инвалидов.

Закон о социальной защите подразумевает предоставление инвалидам необходимых условий для их жизнедеятельности, а также реализацию ими права на реабилитацию.

Общие положения

Действие данного закона распространяется на людей, признанных инвалидами. Инвалидами в России, согласно статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», считаются те люди, которые были признаны специальной социальной медицинской экспертизой.

Основными параметрами для определения инвалидности является способность человека самостоятельно оказывать себе необходимые действия для обеспечения жизнедеятельности.

В зависимости от степени самостоятельности человека врачами-экспертами устанавливается .

Детям, не достигшим совершеннолетнего возраста 18 лет, устанавливается общая категория ребенок-инвалид. Группа инвалидности определяется только после достижения им 18 лет. Это связано с тем, что в процессе развития ребенка достаточно сложно определить степень самостоятельности исходя из возраста развития малыша.

Государство берет на себя обязательства по защите прав каждой группы инвалидов. Данные обязательства прописываются в статье 2 данного закона, которые обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Законодательными актами установлено, что в России каждый гражданин имеет право на обеспечение ему равных условий жизнедеятельности, а также на создание дополнительных вспомогательных условий, если он в них нуждается.

Эти права закреплены в основном законе Российской Федерации Конституции, а также в Федеральном законе « О социальной защите инвалидов». Также на основании статьи 3.1 этого закона никто не вправе дискриминировать людей по инвалидности и ущемлять их в предоставленных им законодательством правах.

Компетенции федеральных органов и органов местного самоуправления распределены в статье 4 и 5 ФЗ «О социальной защите инвалидов». На основании данного распределения обязаны действовать все федеральные и местные органы.

Все инвалиды числятся в Пенсионном Фонде в определенном реестре, куда вносятся основные данные о каждом из них. В этом реестре учитываются персональные данные, а также сведения о трудовой деятельности человека и получаемых им льготах. Порядок ведения данного реестра регулируется статьей 5.1 настоящего закона.

Статья 6 ФЗ «О социальной защите инвалидов» определяет ответственность за причинение вреда здоровью любого человека, которое привело к инвалидности. Виновные люди несут уголовную, материальную, административную и гражданско-правовую ответственность за нанесение вреда здоровью.

С тем какие полагаются льготы детям инвалидам можно ознакомиться .

Медико-социальная экспертиза

Глава 2 данного закона устанавливает конкретный порядок определения инвалидности. Данное заключение выдается социальной медицинской экспертизой. В нее входят врачи, которые должны определить тяжесть заболевания и его последствия, которые приводят к неполноценному функционированию человека. Определение и деятельность данной экспертной группы определены в статье 7 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

На основании определения состояния человека данная комиссия должна также проанализировать и предоставить следующие данные:

  • реабилитационный курс для восстановления человека;
  • аналитику причин возникновения инвалидности и ее характера в целом у населения России;
  • разработка общих комплексных мер для инвалидов каждой группы;
  • причины смерти инвалидов в тех ситуациях, когда семья умершего имеет право на получение государственной поддержки;
  • степень трудоспособности инвалида;
  • заключение о группе инвалидности.

Эти обязанности указаны в 8 статье настоящего закона. Решение данной комиссии не подлежит оспариванию другими органами власти и обязательно для исполнения.

Реабилитация и абилитация инвалидов

Под абилитацией понимается процесс восстановления отсутствовавших у человека способностей к бытовой и профессиональной деятельности. Это определение указано в 8 статье настоящего закона.

Общественные объединения

В России разрешены статьей 33 настоящего законодательного акта общественные объединения, созданные с целью оказания помощи инвалидам.

Государство обязано оказывать им содействие в реализации помощи инвалидам. Данное содействие оплачивается из средств местного бюджета каждого субъекта.

Кроме того сами инвалиды могут создавать подобные объединения. Их представители должны участвовать в принятии государственных решений, касающихся инвалидов. Данные объединения могут иметь на своем балансе недвижимое имущество, автомобили и прочую собственность.

Организациям, чей уставной капитал более половины процентов состоит из взносов инвалидов, а также фонд оплаты труда на четверть предоставлен им, могут быть выделены в безвозмездное пользование здания и нежилые помещения. Кроме того такие организации участвуют в программе поддержки малого бизнеса.

Видео

Выводы

Законодательством России предусмотрен широкий спектр государственной поддержки инвалидов. Согласно данному закону, они не должны нуждаться в платной медицинской помощи, платных вспомогательных средствах. Кроме того им осуществляется поддержка в сфере образования и получения профессии, а также помощь в дальнейшем трудоустройстве. Наряду с этим они получают материальную поддержку от государства. А вот о том, какой группе инвалидности какие льготы полагаются читайте .

Вступление в силу данного закона регулируется его статьей 35, а его действие статьей 36. На основании их другие законы не могут противоречить данному законодательному акту. А вступает он в силу с момента его публикации.

В действительности этот закон работает не в полную свою силу, потому что местные государственные органы не полноценно контролируют исполнение этого закона всеми гражданами и юридическими лицами России.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Федеральный закон от 24.11.1995 n 181-фз (ред. От 29.12.2015) "о социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.12.2015) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

24.Структура социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях (на примере УР)

Социальные услуги населению оказывают различные типы учреждений социальной защиты: комплексные центры социаль­ного обслуживания; территориальные центры социальной по­мощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подрос­тков; дома ночного пребывания; геронтологические центры.

Федеральный уровень системы социальный защиты РФ

Президент УР - Правительство УР - Министерство социальной защиты УР - агенства, фонды и т.д.

25. Непрофессиональный характер социальной работы

Непрофессиональные формы социальной работы на протя­жении столетий претерпевали изменения - от конкретных ви­дов помощи, поддержки, защиты в рамках небольших сообществ (рода, племени) до более масштабных, цивилизованных, полу­чивших признание (призрение, благотворительность и т. д.).

Благотворительность понимается в двух смыслах. В узком смысле как оказание частными лицами или организациями без­возмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения, а в широком смысле - как безвоз­мездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и других ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Становление и развитие профессиональной социальной работы (осуществляемой систематически людьми, получивши­ми специальное, среднее специальное или высшее образование) в настоящее время также сочетается с непрофессиональной со­циальной работой, которую ведут отдельные люди, те или иные организации и учреждения путем оказания разовой помощи, благотворительности и т. д.

Тяжелый кризис российского общества 1990-х гг. и раз­вал крупных отраслей промышленности побудили людей к попытке самостоятельного решения чрезвычайно острых социально-экономических про­блем современной российской жизни: согласно данным репре­зентативного опроса, проведенного среди 3340 респондентов исследовательским центром (Великобритания) в 1998 г., 61% российских граждан в период кризиса полагались только на себя, 14% - на семью, соседей, друзей и лишь 12% - на госу­дарство. Люди начали объединяться, создавая инвалидные, ве­теранские, женские, семейные, образовательные и антикризис­ные центры по оказанию социальных услуг своим членам. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, число общественных объединений, зарегистрированных в Рос­сийской Федерации на 1 января 2010 г., составляло 119 247 и некоммерческих организаций 79 988.Группы самопомощи - это небольшие, привязанные к оп­ределенному месту группы, члены которых, имея общие соци­альные, психологические, медицинские, экологические пробле­мы (потребности), решают их сообща, помогают друг другу. Эти группы иногда возникают спонтанно, но чаще их организует наиболее активный из будущих членов (реже - социальный ра­ботник). Каждый участник такой группы одновременно и при­нимает помощь от других членов, и сам ее оказывает, воплощая в жизнь принцип взаимопомощи. Цель работы в группе - смяг­чение влияния негативных явлений, а не полное их преодоле­ние (что невозможно), поддержка человека, а не формирование нового стиля жизни, постепенное научение позитивным жизнен­ным навыкам, а не полное отрицание прошлых норм жизни.

Участие инвалидов в жизни гражданского общества осложнено из-за физических недостатков. Преодолеть эти барьеры призвана социальная защита со стороны государства.

На ее основе строится особая система прав и обязанностей инвалида. В этой статье мы рассмотрим действующие гарантии и меры социальной поддержки инвалидов, покажем, созданы ли условия равенства с остальными гражданами.

Что нужно знать о статусе

Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

В результате, лицо частично или полностью теряет способность или возможность жить полноценно. Это проявляется в затруднении:

  • оценки текущей ситуации, своего местоположения в пространстве и времени;
  • перемещения без посторонней помощи;
  • удовлетворения своих потребностей физиологического характера, соблюдения правил гигиены;
  • восприятия информации от других людей, ее осмысления, передачи своих мыслей;
  • контроля собственных поступков в рамках принятых обществом норм;
  • запоминания и усваивания знаний, применения их на практике;
  • выполнения трудовых обязанностей.

Чтобы быть уверенным в правильности заключения МСЭ, изучите классификацию групп инвалидности.

Ограничение жизнедеятельности приводит к необходимости социальной защиты и поддержки со стороны государства. Создание условий для равных возможностей – главная задача такой защиты. Рамки предоставленных инвалидам прав основаны на международных нормах и оформлены в систему правовых актов России. Базовыми документами являются Конституция РФ и федеральный закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., с поправками от 5 декабря 2017 г.

Льготы и гарантии предоставляются лицам с ограниченными возможностями только после приобретения статуса инвалида. Учреждение медико-социальной экспертизы на основе комплексной оценки состояния здоровья принимает решение о признании инвалидности, определяет меры защиты, формирует индивидуальную программу реабилитации или абилитации.

Фамилии, имена, адреса, даты рождения, образование, места работы, группы инвалидности, получаемые пособия, путевки и иная информация о таких лицах объединена в единую электронную систему, получившую название «Федеральный реестр инвалидов» (ФРИ).

После прохождения МСЭ каждому инвалиду разрабатывается план реабилитации

Если на момент получения статуса человек имел хоть какой-то трудовой стаж, то ему положена . Если стажа нет, то следует рассчитывать на .

Реабилитация и абилитация, гарантированные права

Реабилитация – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация – это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Эти меры защиты призваны компенсировать (а, по возможности, и устранить) ограничения жизнедеятельности такого лица. Инвалид вправе получить помощь в медицинской, профессиональной, педагогической, бытовой и спортивной сферах, т.е. там, где трудно адаптироваться самостоятельно.

Для каждого инвалида составляется личная программа реабилитации или абилитации. Включенные в нее мероприятия обязательны для исполнения лицами любой организационно-правовой формы. При невозможности предоставить услугу или техническое средство реабилитации из программы инвалиду выплачивается денежная компенсация.

Участие в реабилитационной программе не обязанность, а право инвалида. Он может отказаться полностью или частично, и самостоятельно обеспечить себя техническими средствами реабилитации (протезами, слуховыми аппаратами и т.д.).

При отказе от программы инвалид не вправе требовать ее исполнения от государственных органов и компенсации непредоставленных бесплатных услуг.

Абилитация заключается в комплексе социальной и медицинской помощи

Право на помощь со стороны медицинских структур

Инвалидность подразумевает постоянное или периодическое обращение за медицинской помощью. Она бесплатна в тех же рамках, что и для остальных граждан, есть свобода выбора врача и медицинской организации. При этом созданы специальные медицинские учреждения по оказанию помощи инвалидам (центры, отделения, пансионаты, санаторно-курортные объекты).

Статус инвалида дает право и на дополнительную помощь:

  1. Бесплатные лекарства, изделия и продукты лечебного питания выдаются по рецептам специального формата. Выписывается рецепт врачом на основании данных, содержащихся в ФРИ, при предъявлении паспорта.
  2. Путевка в санаторий может быть получена на основании справки врача о необходимости проведения профилактического лечения. Срок действия справки – 6 месяцев.

Длительность лечения детей-инвалидов в санатории может достигать 21 дня. Инвалиды всех групп проведут в таком учреждении до 18 дней. За исключением инвалидов с нарушением функций мозга (спинного и головного), период лечения которых варьируется от 24 до 42 дней.

Задача общества сделать среду максимально доступной для лиц с ограниченными возможностями

На доступ к информации

Инвалиды вправе пользоваться общедоступными данными наравне с остальными гражданами. Обеспечение права на информацию проводится по следующим направлениям:

  • Библиотеки пополняются учебной, справочной и иными видами литературы на нестандартных носителях. Сложности со зрением решаются за счет аудио-литературы и книг, написанных шрифтом Брайля. Источник пополнения – выпуск и закупка за счет средств государства.
  • Трудности со слухом преодолеваются через визуальные источники информации (фильмы, передачи и т.д.), дополняемые сурдопереводом или субтитрами. Помощью становится и предоставление сурдотехники таким лицам.
  • Лицам с нарушением слуха и/или зрения помогает тифлосурдоперевод (дактильный пальцевый метод) и тифлосредства.

Закон признает в качестве языка общения – жестовый русский, услуги по переводу которого должны быть предоставлены в любой государственной организации.

Бесплатное образование также является государственной задачей в рамках закона

На беспрепятственное посещение объектов социального назначения

Инвалиды могут плавать в бассейнах, пользоваться транспортом, ходить в парикмахерскую. В теории… На практике они часто ограничены в возможности попасть туда, куда нужно. Сейчас эти барьеры сняты введением обязательных норм о:

  • приведении территории в состояние доступности для таких лиц: установке специальных пандусов для кресел–колясок, расширении дверных проемов, переоборудовании лифтов и т.д. Обязательно для всех строящихся и реконструируемых сооружений с 1 июля 2016 г. Если переоборудование уже невозможно, придется согласовать с обществом инвалидов процедуру предоставления услуги иным способом (на дому, дистанционно и т.д.);
  • сопровождении слепых и тех, кто не способен передвигаться сам;
  • дублировании необходимой информации: дополнение графических изображений звуковой информацией и надписями шрифтом Брайля;
  • допуске собак – поводырей при наличии документа об их специальном обучении;
  • установке оборудования и источников информации в доступных местах;
  • предоставлении 10 % стояночных мест для бесплатной парковки транспортных средств инвалидов.

Кресла-коляски и поводыри-собаки больше не препятствие для посещения общественных мест.

Из-за отсутствия подобающей инфраструктуры люди годами не покидают своих домов

Льготы в жилищной сфере

Потребность в жилье удовлетворяется путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального фонда. Размеры жилой площади могут превышать нормы максимум в два раза в зависимости от тяжести заболевания. При этом плата (за наем, ремонт и содержание) взимается в одинарном размере.

Если такое лицо попадает в организацию по социальному обслуживанию на длительный срок, то жилье сохраняется за ним лишь на полгода. После этого оно распределяется между другими инвалидами.

По достижении 18 лет дети-сироты, признанные инвалидами, обеспечиваются жильем в первую очередь при соблюдении двух условий:

  1. местом их проживания была организация, стационарно оказывающая услуги социального обслуживания (приюты, детские дома);
  2. они способны жить самостоятельно, имеют бытовые навыки.

Программа реабилитации и абилитации инвалида обуславливает комплекс средств и приборов, которые разрешено устанавливать в жилом помещении.

Льготы инвалидов в жилищной сфере:

  • 50% наемной платы и расходов по ремонту и содержанию жилища (за исключением жилья в частной собственности)
  • 50% оплаты услуг независимо от формы собственности (вода, свет, канализация и пр.)

Семьи с инвалидами имеют приоритет в очереди на получение участков земли для постройки дома и занятия садоводством, огородничеством.

Образование, как способ интеграции в общество

Все уровни образования доступны лицам с ограниченными возможностями на началах бесплатности. Их содержание адаптировано к программам абилитации и реабилитации.

Отдельные виды заболеваний дают право обучаться на дому. В остальных случаях образовательные структуры должны создать условия для обучения, включая санитарную обстановку и соответствие образовательных программ возможностям инвалидов.

Сотрудники образовательных учреждений обязаны оказывать поддержку вне зависимости от получения образования дома или в государственных организациях.

Законодательство предусматривает льготы ЖКХ

Повышение конкурентноспособности инвалидов на рынке труда

Профессиональная адаптация инвалидов обеспечивается государством за счет:

  1. Установки квот для трудоустройства: от 2 до 4% (если работников более 100); до 3% (от 35 до 100 работников). Квоты обязательны для любой организации.
  2. Создания адаптированных рабочих мест (с иным оборудованием, освещением и пр.) в пределах этих квот.
  3. Требования соответствия условий труда программе реабилитации (абилитации).
  4. Обучения новым профессиям, стимулированием предпринимательства таких лиц.

Инвалидам I и II групп гарантируется полная оплата при трудовой неделе в 35 часов. Всем инвалидам положен отпуск в 30 календарных дней.

Для детей предусмотрена выдача лекарств и выдача специальных средств, например, инвалидных кресел

Обслуживание на социально-бытовом уровне

Социальные услуги оказываются организациями социального обслуживания при содействии общественных объединений инвалидов. Такие услуги оказываются:

  • Стационарно, когда лицо живет в учреждении круглосуточно. Жилое помещение, лекарства, спецсредства, еда, одежда и пр. выдаются на месте.
  • На дневном стационаре, когда пребывание в организации и получение услуги ограничены частью суток.
  • На дому, если нет возможности выйти на улицу. Так покупаются лекарства, продукты, делается уборка и т.д.

Инвалид вправе без очереди бесплатно или на льготных условиях отдать поврежденное средство технической реабилитации (коляску, слуховой аппарат, протез и пр.) на ремонт.

Материальная помощь и ежемесячные выплаты

Это помощь в форме пособий, пенсий, выплат при причинении вреда, наступлении страхового случая и т.д. Кроме этого, каждый месяц инвалиды получают дополнительную выплату (ЕДВ).

Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. В связи с этим 1 января 2018 года вступил в силу федеральный закон, устанавливающий доступность для инвалидов различных объектов и услуг. По просьбам наших читателей мы публикуем, какие изменения произойдут в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.

С 1 января 2018 года инвалиды имеют право на сопровождение

Для начала отметим, что Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» был принят ещё 1 декабря 2014 года, но в силу вступил с 1 января 2018 года. И то не в полном объёме. Часть его статей начнёт действовать с 1 июля 2017 года, а некоторые - с 1 января 2018 года. Он вносит изменения практически во все нормативно-правовые акты с точки зрения обеспечения возможности инвалидам воспользоваться услугами во всех сферах жизнедеятельности. Прежде всего внесены изменения в Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Статья № 15 этого закона как раз говорит о беспрепятственном доступе инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Аптеки, прачечные, парикмахерские и любые другие организации должны обеспечить инвалидам возможность воспользоваться их услугами.

Но здесь надо учитывать, что часто оборудовать здание пандусами или специальными подъёмниками для инвалидов просто невозможно. Законодатель предусмотрел, что в этом случае организации должны согласовать с обществами инвалидов другие способы оказания услуги инвалидам. Это может быть доставка товара на дом, сотрудничество с социальными работниками, которые приобретут товар для инвалида, подвоз человека к зданию, оказание услуги по почте или интернету и т. п. Эта работа, кстати, частично уже организована в регионе. Всегда инвалиды могут обратиться в службу социального такси.

Эти услуги бесплатные?

Из закона не вытекает, что все инвалиды должны быть обеспечены бесплатной доставкой до необходимого им места. Документ предусматривает лишь обеспечение возможности воспользоваться услугами транспорта.

Кто будет заниматься сопровождением инвалидов?

И социальные работники, и работники служб сервиса. Закон не устанавливает, что каждому инвалиду будет «приставлен» сопровождающий. Это услуга, которая будет оказываться в рамках социального обеспечения инвалидов.

Допустим, инвалид захочет купить лекарство в аптеке возле дома, но там нет пандуса. Что ему делать? По закону, с 1 января ему должны оказать услугу

Если инвалид обслуживается соцработником, то о приобретении и доставке лекарств позаботится социальный работник. Если инвалид не обслуживается на дому соцработником, он может обратиться за помощью в соцзащиту или потребовать от работников аптеки оказать ему необходимую помощь.

Какие действия инвалидам можно ожидать от соцзащиты в такой ситуации?

Должны выделить социального работника. Если рассматривать данную ситуацию с аптекой, соцработник приобретёт необходимые лекарства и отвезёт их домой. Но в дальнейшем должен заработать механизм, который предусмотрен, то есть каждая аптека должна обеспечить инвалидам возможность получить у них услуги.

В дальнейшем будет введена административная ответственность для организаций, которые закон не исполняют. То есть если инвалид сообщит нам о том, что ему не была оказана определённая услуга из-за отсутствия доступа в организацию, учреждение могут оштрафовать.

Закон говорит о том, что пандусами будут оборудованы только вновь вводимые в эксплуатацию здания. Но при этом собственники существующих объектов всё равно обязаны принимать меры для обеспечения доступа. Поясняем это положение закона.

Действительно, с этого года любые вновь вводимые объекты должны соответствовать требованиям по доступности для маломобильных категорий граждан.

Там везде должны быть установлены пандусы?

Пандусы, лифты, расширенные проёмы и т. д. Что касается уже введённых объектов, если их невозможно переоборудовать, с обществами инвалидов должно быть согласовано, что возможно достичь только частичной или условной доступности.

Кто несёт ответственность за то, что пандусы не установлены в многоэтажках?

Управляющая компания, которая обслуживает данный дом. Проблема установки пандусов в многоквартирных домах стоит очень серьёзно по следующей причине: пандус является частью капитального строительства. В большинстве домов основная часть квартир приватизирована, поэтому для получения разрешения на установку пандуса или подъёмников требуется согласие жильцов. Многие его не дают: кто-то не согласен с установкой пандусов, считая, что они будут мешать выходу из подъезда.

Изменения порядка предоставления инвалидам льгот на оплату жилья

Мы привели региональное законодательство в соответствие с федеральным. С учётом того, что все льготы инвалидам на оплату содержания жилья и услуг ЖКХ выплачиваются за счёт федеральных средств, они напрямую регулируются Федеральным 181-м законом о социальной защите инвалидов.

181 закон чётко говорит о том, что 50% льготу на оплату жилья имеют инвалиды, проживающие в государственном и муниципальном жилищном фонде.

То есть те, кто проживает в приватизированной, купленной или подаренной квартире, этой льготой не обладают. И второй момент - по областному законодательству льгота распространялась на всех членов семьи инвалида, по федеральному же - выплата осуществляется конкретно на инвалида - без учёта членов семьи, которые с ним проживают.

Некоторые жители возмущены этим. Хочется, чтобы они понимали, что данные льготы выплачиваются из федеральных средств. Речи об экономии нет!

Льготы на капитальный ремонт

Кстати, многие инвалиды являются одновременно и ветеранами труда. У них есть право выбора, по какой категории предусмотреть эту льготу: получать её как инвалид или как ветеран труда. В последнем случае они будут получать льготу на прежних условиях.

Новый закон предусматривает и скидку в 50% на оплату капремонта для людей старше 75 лет.

Эту норму предусмотрел Федеральный закон от 29.12.2015 № 399-ФЗ:

Скидка в 50% на капремонт для инвалидов 1−2 группы и семей, в которых есть ребёнок-инвалид. Эта выплата действует с 1 января.

Закон говорит о праве региона установить льготу людям старше 75 лет - 50%-ю скидку на оплату капремонта, а тем, кто старше 80 лет, - 100%-ю скидку. Это право каждого региона нашей страны - устанавливать льготу или нет.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.

Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

Платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

Платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

Платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.