Как работает наш мозг. Как работает наш мозг и как улучшить его работу

Мы много писали о том, какие существуют типы мышления, как наш образ мысли влияет на нашу жизнь, но задумывался ли ты о том, насколько специфична работа нашего мозга? Влияет ли окружающая температура на его продуктивность? В какое время дня умственная активность наиболее высокая? Помогает ли разговор с самим собой лучше мыслить и ?

Наш мозг бесконечно сложен. Узнавая о нем что-нибудь новое, в копилку неизвестного мы добавляем еще больше вопросов. Перед тем, как сесть за руль автомобиля, ты узнаешь о механизмах его работы, поэтому твой главный центр по обработке информации не должен стать исключением. Мы расскажем тебе о том, что ты, скорее всего, не знал.

Сколько энергии уходит на работу мозга

Удивительным фактом является то, что во время активного процесса мышления ты используешь чуть больше энергии, чем когда мозг пребывает в спокойном состоянии. Энергии потребляется практически столько же, как и при отдыхе, просмотре шоу. Иначе говоря, в те моменты, когда мозговая активность наименьшая. К такому выводу пришли ученые из Пенсильвании, когда провели свой эксперимент, который заключался в сравнении потребления кислорода людьми, которые бездельничали, и теми, кто решал непростые математические задачи. Разница была минимальной. Можно сказать, что энергия, потребляемая мозгом, нужна лишь для того, чтобы поддерживать его жизнедеятельность.

Какой этап при решении каких-либо проблем самый трудоемкий для мозга

Будешь удивлен, но ты тратишь гораздо больше энергии, готовясь решить проблему, то есть в тот момент, когда думаешь о ней. В сам же момент решения требуется намного меньше энергозатрат. Это еще раз доказывает то, что если у тебя есть какие-то проблемы, которые необходимо решить, то лучше не думай о них, а сразу же берись за дело. Сэкономишь и нервы, и энергию.

Напрягается ли тело во время работы мозга

Был проведен эксперимент, в котором к телу испытуемого подсоединили устройство для измерения активности в мышцах и устройство для измерения мозговой активности. Было обнаружено, что в то время как человек делает сильные мозговые усилия, напряжение растекается по телу подобно волнам. То есть в тот момент, когда одна мышца расслабляется, другая начинает напрягаться, и так по всему телу.

Какое время дня является самым лучшим для умственной работы

Оно может быть индивидуальным для каждого. Идеальным временем для активной мозговой деятельности является середина времени бодрствования, но лучше работу начинать через пару часов после пробуждения. Важным фактом является то, что активное и продуктивное составляет от 3 до 5 часов максимум.

Думаем ли мы быстрее, чем говорим

Гораздо, гораздо быстрее. Исследования на факультете психологии показали, что обычный человек говорит со скоростью от 125 до 169 слов в минуту, а думает в 4 раза быстрее.

Полезно ли говорить с собой

Безусловно. Доктор Альберт Госс, профессор психологии Калифорнийского университета, предполагает, что мера человеческого интеллекта может быть основана на том, насколько хорошо мы можем общаться с собой. Кто-то даже умудряется вести такой диалог вслух, хотя таких людей не очень много.

Частенько мы проговариваем те действия, которые необходимо совершить, например, чтобы запомнить дорогу, мы будем упоминать каждый поворот, и это помогает запомнить маршрут. При походе в магазин частенько можно встретить людей, которые бормочут себе под нос: хлеб, молоко, колбаса, шоколад… Мы делаем это чтобы лучше усвоить информацию и воспользоваться ею в нужный момент.

Какой объем памяти имеет мозг

Наша память – вещь универсальная, ведь некоторые воспоминания могут намеренно стираться мозгом, так как наносят травму психическому здоровью. Размер мозга у каждого человека немного отличается, но объем памяти, которая может в нем храниться, просто феноменален. Если измерять книгами, то мозг способен сохранять около девяти миллионов томов информации. Иначе говоря, ты вряд ли когда-нибудь сможешь перегрузить его информацией.

Какая часть мозга нам на самом деле необходима

Судя по всему, мы могли бы нормально функционировать и с половиной нашего мозга. Доказательством этому являются многочисленные случаи, подтверждающие этот факт. Множество людей, которые перенесли операцию по удалению определенной части мозга из-за опухолей, успешно продолжали свою трудовую деятельность, в том числе множество врачей, юристов, инженеров и других профессий. Было проведено аналогичное исследование среди ветеранов, которые во время боевых действий получили проникающие ранения в голову. После выздоровления они проходили тот же тест, что и при зачислении на службу. Результаты не оказались хуже. Когда одна область мозга сильно повреждена, то другая в состоянии взять на себя ее функции, так что интеллектуальные способности человека практически не нарушаются.

Интеллект и ловкость рук эквивалентны

Как ни странно, но да, чем более ловкий человек, тем большим интеллектом он одарен. Это не означает, что люди с «дырявыми руками» – поголовно глупцы, но те, кто может одновременно координировать работу рук и головы, с большей вероятностью обладают высоким интеллектом.

Можно ли обучаться во время сна

Скорее всего, ты слышал множество историй о том, как люди ложились спать с наушниками, слушая лекции или же информацию, которая требует усвоения. Так как мы имеем несколько фаз сна, то мозговая активность меняется вместе с тем, как мы переходим от одной фазы к другой. Был проведен эксперимент, в котором испытуемый лег спать в наушниках и слушал лекцию по истории. Датчики отслеживали его состояние, и когда он уснул, ученые зафиксировали, на каком моменте лекции это произошло. Наутро испытуемый помнил все, что слушал, даже когда был в сонном состоянии, но не смог вспомнить ни единого слова о том, что звучало в его наушниках после того, как уснул.

Умственные способности женщин и мужчин различаются

Нет, исследования показали, что умственные способности женщин и мужчин одинаковы, различны сами . Так, при равных условиях мужчины на 50% лучше справляются с экстренными ситуациями, нежели женщины, тем не менее понятие интеллекта формируется из множества факторов. Мужчины лучше женщин в истории, лучше ориентируются на местности и в пространстве, женщины же превосходят мужчин в изучении языков, орфографии и арифметике.

Есть ли связь между гениальностью и безумием

Человек летает в космос и погружается в морские глубины, создал цифровое телевидение и сверхмощные компьютеры. Однако сам механизм мыслительного процесса и орган, в котором происходит умственная деятельность, как и причины, побуждающие нейроны взаимодействовать, до сих пор остаются загадкой.

Головной мозг – важнейший орган человеческого организма, материальный субстрат высшей нервной деятельности. От него зависит, что человек чувствует, делает, о чем думает. Мы слышим не ушами и видим не глазами, а соответствующими участками коры головного мозга. Он же вырабатывает гормоны удовольствия, вызывает прилив сил и утоляет боль. В основе нервной деятельности лежат рефлексы, инстинкты, эмоции и другие психические явления. Научное понимание работы мозга все еще отстает от понимания функционирования всего организма в целом. Это, безусловно, связано с тем, что мозг – гораздо более сложный орган по сравнению с любым другим. Мозг – самый сложный объект в известной нам вселенной.

Справка

У человека отношение массы головного мозга к массе тела в среднем равно 2%. А если поверхность этого органа разгладить, получится примерно 22 кв. метра органики. Мозг содержит около 100 миллиардов нервных клеток (нейронов). Чтобы вы могли представить себе это количество, напомним: 100 миллиардов секунд – это примерно 3 тысячи лет. Каждый нейрон контактирует с 10 тысячами других. И каждый из них способен к высокоскоростной передаче импульсов, поступающих от одной клетки к другой химическим путем. Нейроны могут одновременно взаимодействовать с несколькими другими нейронами, в том числе находящимися в удаленных отделах мозга.

Только факты

  • Мозг – лидер по энергопотреблению в организме. На него работает 15% сердца, и он потребляет около 25% кислорода, захватываемого легкими. Для доставки кислорода к мозгу работают три крупные артерии, которые предназначены для его постоянной подпитки.
  • Около 95% тканей мозга окончательно формируются к 17 годам. К концу пубертатного периода мозг человека составляет полноценный орган.
  • Головной мозг не чувствует боли. В мозге нет болевых рецепторов: зачем они, если разрушение мозга приводит к смерти организма? Дискомфорт может чувствовать оболочка, в которую заключен наш мозг, – так мы испытываем головную боль.
  • У мужчин мозг обычно больше, чем у женщин. Средний вес головного мозга взрослого мужчины – 1375 г, взрослой женщины – 1275 г. Они также различаются размерами различных областей. Однако учеными доказано, что это не имеет отношения к интеллектуальным способностям, а самый большой и тяжелый мозг (2850 г), который описывали исследователи, принадлежал пациенту психиатрической больницы, страдающему идиотизмом.
  • Человек использует практически все ресурсы своего мозга. То, что мозг работает всего на 10%, – миф. Ученые доказали, что имеющиеся резервы мозга человек задействует в критических ситуациях. Например, когда кто-то убегает от злой собаки, он может перепрыгнуть через высокий забор, который в обычных условиях он ни за что не преодолел бы. В экстренный момент в мозг вливаются определенные вещества, которые стимулируют действия того, кто оказался в критической ситуации. По сути, это допинг. Однако проделывать такое постоянно опасно – человек может умереть, потому что исчерпает все свои резервные возможности.
  • Мозг можно целенаправленно развивать, тренировать. Например, полезно заучивать тексты наизусть, решать логические и математические задачи, изучать иностранные языки, познавать новое. Также психологи советуют правшам периодически «главной» рукой делать левую, а левшам – правую.
  • Мозг обладает свойством пластичности. Если поражен один из отделов нашего важнейшего органа, другие через некоторое время смогут компенсировать его утраченную функцию. Именно пластичность мозга играет исключительно важную роль в овладении новыми навыками.
  • Клетки головного мозга восстанавливаются. Синапсы, связывающие нейроны, и сами нервные клетки важнейшего из органов регенерируются, но не так быстро, как клетки других органов. Пример тому – реабилитация людей после черепно-мозговых травм. Ученые обнаружили, что в отделе мозга, отвечающего за обоняние, из клеток-предшественниц образуются зрелые нейроны. В нужный момент они помогают «починить» травмированный мозг. Ежедневно в его коре могут образовываться десятки тысяч новых нейронов, однако впоследствии может прижиться не больше десяти тысяч. Сегодня известны две области активного прироста нейронов: зона памяти и зона, ответственная за движения.
  • Мозг активно работает во время сна. Человеку важно иметь память. Она бывает долгосрочная и краткосрочная. Перевод информации из краткосрочной в долгосрочную память, запоминание, «раскладывание по полочкам», осмысление информации, которую человек получает в течение дня, происходит именно во сне. А чтобы тело не повторяло в реальности движения из сна, мозг выделяет особый гормон.

Мозг способен значительно ускорять свою работу. Люди, пережившие ситуации угрозы для жизни, говорят, что за миг перед их глазами «пролетела вся жизнь». Ученые считают, что мозг в момент опасности и осознания грозящей смерти в сотни раз ускоряет работу: ищет в памяти аналогичные обстоятельства и способ помочь человеку успеть себя спасти.

Всестороннее изучение

Проблема исследования мозга человека – одна из самых захватывающих задач науки. Поставлена цель познать нечто, равное по сложности самому инструменту познания. Ведь все, что до сих пор исследовалось: и атом, и галактика, и мозг животного – было проще мозга человека. С философской точки зрения неизвестно, возможно ли в принципе решение этой задачи. Ведь главное средство познания не приборы и не методы, им остается наш человеческий мозг.

Существуют различные методы исследования. В первую очередь в практику ввели клинико-анатомическое сопоставление – смотрели, какая функция «выпадает» при повреждении определенной области мозга. Так, французский ученый Поль Брока 150 лет назад обнаружил центр речи. Он заметил, что у всех больных, которые не могут говорить, поражена определенная область мозга. Электроэнцефалография изучает электрические свойства мозга – исследователи смотрят, как электрическая активность разных участков мозга меняется в соответствии с тем, что делает человек.

Электрофизиологи регистрируют электрическую активность «мыслительного центра» организма с помощью электродов, позволяющих записывать разряды отдельных нейронов, или с помощью электроэнцефалографии. При тяжелейших заболеваниях мозга тонкие электроды могут вживляться в ткань органа. Это позволило получить важную информацию о механизмах работы мозга по обеспечению высших видов деятельности, были получены данные о соотношении коры и подкорки, о компенсаторных возможностях. Еще один метод изучения мозговых функцийэлектрическая стимуляция отдельных областей. Так канадским нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом был исследован «моторный гомункулус». Было показано, что, стимулируя определенные точки в моторной коре, можно вызвать движение разных частей тела, и установлено представительство различных мышц и органов. В 1970-е годы, после изобретения компьютеров, представилась возможность еще более полно исследовать внутренний мир нервной клетки, появились новые методы интроскопии: магнитоэнцефалография, функциональная магниторезонансная томография и позитронно-эмиссионная томография. В последние десятилетия активно развивается метод нейровизуализации (наблюдение за реакцией отдельных частей мозга после введения определенных веществ).

Детектор ошибок

Очень важное открытие было сделано в 1968 году – ученые обнаружили детектор ошибок. Это механизм, который дает нам возможность производить рутинные действия, не задумываясь: например, умываться, одеваться и одновременно думать о своих делах. Детектор ошибок в подобных обстоятельствах все время следит, правильно ли вы действуете. Или, например, человек внезапно начинает чувствовать себя некомфортно – он возвращается домой и обнаруживает, что забыл выключить газ. Детектор ошибок позволяет нам даже не задумываться о десятках задач и решать их «на автомате», сходу отметая недопустимые варианты действий. За последние десятилетия наука узнала, как устроены многие внутренние механизмы человеческого организма. Например, путь, по которому зрительный сигнал доходит от сетчатки до мозга. Для решения более сложной задачи – мышления, опознания сигнала – задействована большая система, которая распространена по всему мозгу. Однако «центр управления» пока не найден и даже неизвестно, есть ли он.

Гениальный мозг

С середины XIX века ученые делали попытки изучения анатомических особенностей мозга людей с выдающимися способностями. На многих медицинских факультетах Европы хранились соответствующие препараты, в том числе и профессоров медицины, которые еще при жизни завещали свой мозг науке. От них не отставали русские ученые. В 1867 году на Всероссийской этнографической выставке, устроенной Императорским обществом любителей естествознания, было представлено 500 черепов и препаратов их содержимого. В 1887 году анатом Дмитрий Зернов опубликовал результаты исследования мозга легендарного генерала Михаила Скобелева. В 1908 году академик Владимир Бехтерев и профессор Рихард Вейнберг исследовали подобные препараты покойного Дмитрия Менделеева. Аналогичные препараты органов Бородина, Рубинштейна, математика Пафнутия Чебышева сохранены в анатомическом музее Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. В 1915 году нейрохирург Борис Смирнов подробно описал мозг химика Николая Зинина, патолога Виктора Пашутина и писателя Михаила Салтыкова-Щедрина. В Париже был исследован мозг Ивана Тургенева, вес которого достигал рекордных 2012 г. В Стокгольме работали с соответствующими препаратами знаменитых ученых, в том числе Софьи Ковалевской. Специалисты Московского института мозга тщательно исследовали «мыслительные центры» вождей пролетариата: Ленина и Сталина, Кирова и Калинина, изучали извилины великого тенора Леонида Собинова, писателя Максима Горького, поэта Владимира Маяковского, режиссера Сергея Эйзенштейна... Сегодня ученые убеждены в том, что, на первый взгляд, мозг талантливых людей ничем не выделяется из ряда среднестатистических. Эти органы различаются структурой, размерами, формой, однако от этого ничего не зависит. Мы до сих пор не знаем, что именно делает человека талантливым. Можем только предполагать, что мозг таких людей немножко «сломан». Он может делать то, чего не могут нормальные, а значит, он не такой, как все.

Человеческий мозг – самый сложный биологический механизм, регулирующий и координирующий все жизненные функции. Как устроен мозг и на сколько процентов он задействован. Каковы механизмы его работы и как мы можем помочь мозгу работать эффективнее.

Человеческий мозг называют самым сложным биологическим механизмом, который создала природа. Он регулирует и координирует все жизненные функции человека и контролирует его поведение.

С его работой связаны все мысли и чувства, желания и ощущения. Если мозг перестает функционировать, человек впадает в вегетативное состояние: утрачивает способность что-либо чувствовать, на что-либо реагировать и способность действовать, одним словом – .

Дать полный ответ, как устроен мозг и как он работает, невозможно. Загадки начинаются с вопроса, как он возник, и заканчиваются вопросами о его связях с невидимым тонким миром Вселенной, которые влияют на глубины человеческого подсознания. Его потенциал вряд ли будет когда-либо раскрыт полностью. Так сложилось, что этот совершенный механизм должен изучать себя сам.

Как устроен человеческий мозг?

Мозг взрослого человека в среднем составляет 1,5 кг – это всего лишь 2% от общего веса тела. (Однако доказано, что уровень ума и интеллекта не зависит от веса мозга.) Его собственные энергетические запасы очень малы, поэтому он очень зависит от снабжения кислородом. Мозг весь пронизан не одной сотней тысяч кровеносных сосудов – таким образом он поглощает 20% кислорода, получаемого легкими.

Если вдруг человеку по каким-то причинам приходится голодать, его мозг страдает в последнюю очередь, поскольку большая часть питательных веществ направляется на поддержание его работы. При потере массы тела на 50% мозг теряет всего 15% веса.

Эти факты говорят о том, что мозг в организме человека занимает привилегированное положение. Он внешнего мира его нежные ткани защищает черепная коробка, внутри же от сотрясений его оберегает спинномозговая жидкость.

Мозг покрыт тонким серым слоем с бороздками и извилинами – это кора головного мозга. Здесь находится его мыслительный центр. Кора представляет собой нервную ткань, состоящую из нескольких миллиардов нейронов, благодаря которым осуществляются прямые и обратные связи – информация от органов чувств поступает в кору, а после обработки отсылается обратно в виде команд для действия разных участков тела.

70% мозга составляют большие полушария – правое и левое. Они соединены мозолистым телом, благодаря которому могут обмениваться информацией. Правое и левое полушария симметричны и представляют собой как бы 2 мозга, каждый из которых руководит своими процессами, и в то же время они помогают друг другу.

Правое и левое полушарие состоят из лобной, теменной, затылочной и височной доли. В каждой из них находятся центры, отвечающие за определенную деятельность: височная – за слух, и речь; затылочная – за зрительные ощущения, лобная – за двигательную активность, теменная – за телесные ощущения. Под затылочными долями полушарий находится мозжечок, отвечающий за координацию движений и равновесие тела. А под корой головного мозга – таламус, контролирующий внимание и бодрствование, и гипоталамус, регулирующий процессы саморегуляции организма.

Это лишь самое поверхностное описание такого сложнейшего органа, как человеческий мозг. И если с точки зрения физиологии он изучен далеко не полностью, то о том, как происходят в нем мыслительные процессы, известно еще меньше. Людей волнует вопрос: является ли духовная жизнь человека, его мысли, чувства и эмоции следствием физических и химических процессов, происходящих в нем, или это что-то другое – еще не изученное и таинственное

Любопытно, что еще в 19 в. некий архимандрит Борис в своем сочинении «О невозможности чисто физиологического объяснения душевной жизни человека» утверждал, что несмотря на то, что жизнь души является результатом работы мозга, психические явления «имеют свое подлинное бытие вне головного мозга». Однако каким образом, «сие нам неизвестно». С ним соглашаются и люди науки, например физиолог из Англии Ч.Шеррингтон. Он считал, что мысль рождается за пределами материи, но поскольку она возникает в головах людей, они думают, что произвели ее сами.

На сколько процентов работает мозг человека

Ученные не однократно пытались оценить, на сколько работает мозг человека, и в результате их исследований, в прошлом веке, возникло множество ложных теорий. По одной из них считалось, что человек использует только 3% от его потенциала, в то время как другие утверждали, что 15-20 процентов.

Миф о 10% мозга

В 1936 году в предисловии к книге « » американский писатель Лоуэлл Томас написал «Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют своих умственных способностей».

Нейробиолог Барри Гордон характеризует миф как «смехотворно ошибочный», добавляя: «мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно». Барри Бейерштейн приводит аргументы, опровергающие миф о десяти процентах:

  1. Исследования повреждений мозга: если 90% мозга обычно не используется, повреждения этих частей не должно влиять на его работу. Практика же показывает, что почти не существует областей, которые могут быть повреждены без потери способностей. Даже небольшие повреждения могут приводить к огромным последствиям.
  2. Мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ. Он может требовать до 20% всей энергии тела, при этом составляя лишь 2% массы. Если бы 90% были не нужны, люди с меньшим, более эффективным мозгом имели бы эволюционное преимущество – остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности.
  3. Сканирование: технологии вроде позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» зоны появляются лишь в случае сильных повреждений.
  4. Локализация функций: вместо того, чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было.
  5. Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки. Если бы 90% мозга бездействовала, это сразу бы заметили.
  6. Нейронные заболевания: клетки мозга которые не используются, имеют тенденцию вырождаться. Следовательно, если 90% мозга были бы неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека показало бы масштабное вырождение.

Другим аргументом является то, что большой размер мозга требует увеличения черепа, что повышает риск смерти при рождении. Такое давление обязательно избавило бы популяцию от лишнего мозга. Таким образом получается, что мы используем 100% мозга в целом, но для каждой задачи используется свой участок и намного меньше процентов.

Как начинается мыслительная деятельность?

Пытаются разобраться, как работает мозг человека с точки зрения происходящих в нем мыслительных процессов, и современные ученые. Ведь зная, как мозг думает, можно понять, как стимулировать его работу. Итак, чтобы мозг начал думать, в него должна поступить информация, то есть он должен иметь то, о чем думать. Таким образом, начать мыслить означает начать оперировать имеющейся информацией.

Как информация поступает в мозг?

1. Первоначальная информация является сенсорной – она воспринимается от органов чувств, и это то, что мы видим, слышим и ощущаем. Чем сильнее внимание будет сконцентрировано на сенсорных ощущениях, тем больше информации поступит в память. А внимание усиливается, когда человеку что-то интересно. Например, если он постоянно ходит на работу одной и той же дорогой, его мозг как бы уходит в спячку и задействован примерно на 5%. Если же он меняет маршрут, мозг «просыпается», чтобы воспринять новую информацию

2. Такой сенсорный вид информации хранится в памяти совсем недолго, ведь ее поступает довольно много. Мозг должен отделить более важную от менее важной, чтобы более важную переместить из краткосрочной памяти в долгосрочную. Для этого надо, чтобы разные свойства объекта объединились и сложились в образ. Например, чтобы запомнить имя нового знакомого или его телефон, необходимо услышанную и увиденную информацию связать с его внешностью, обстоятельствами встречи и пр.

4. Накопленный запас образов и понятий, наделенных личностным смыслом, позволяет осуществлять мыслительные операции, позволяющие проникать вглубь проблемы и решать определенные задачи.

5. Формой мышления является суждение (или высказывание) – мысль о предмете, в которой путем отрицания или утверждения раскрываются его признаки.

6. На основе суждений человек делает умозаключение. Например, увидев утром на улице лужи, он приходит к выводу, что ночью шел дождь.

Как помочь мозгу работать эффективнее?

1. Переработку всей информации: ее получение, проведение и передачу другим клеткам осуществляют нейроны, находящиеся в коре головного мозга. У новорожденного количество нейронов больше, чем у взрослого, но несмотря на это, он практически не умеет ни слышать, ни видеть.

Его глаза видят свет, но его мозг этого не понимает, потому что еще не образовались связи с другими нейронами, чтобы информация поступила дальше – в кору больших полушарий. По мере их образования ребенок будет различать сначала свет, затем силуэты, цвета и пр. Чем разнообразнее и ярче будут предметы вокруг него, тем быстрее образуются такие связи и тем лучше будет работать та часть мозга, которая связана со зрением.

Любопытно, что если по какой-то причине (например, из-за травмы или заболевания) ребенок не будет видеть во младенчестве, то в дальнейшем связи между нейронами в его мозге никогда не образуются и он так и не научится видеть. Его глаза будут здоровые, он будет видеть свет, но останется слепым, потому что нейронные связи, обеспечивающие поступление сигнала в мозг, могут образовываться почти всегда только в детстве.

Это же относится и к слуху и, в меньшей мере, к другим способностям: осязанию, обонянию, способности говорить, ориентироваться и др. То есть, очевидно, существует определенный период, когда образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, слуха и пр.

Таким образом, чтобы заставить мозг эффективно работать, его нужно тренировать с самого детства. Чем мозг моложе, тем он восприимчивей. И чем меньше его нагружать, тем хуже он будет работать. Мы все знаем, что если не тренировать мышцы, то они со временем станут дряблыми и начнут атрофироваться. То же касается и мозга: если его перестать нагружать, клетки, отвечающие за мыслительные процессы, начнут отмирать. У людей, которые тренируют свой мозг, ухудшение его работы отмечается лишь в глубокой старости.

2. Не стоит забывать и о питании – мозг нуждается в продуктах, содержащих жирные кислоты Омега-3 (это жирная морская рыба – лосось, семга, скумбрия, грецкие орехи) (см. « »). А вредны для него продукты, в состав которых входят трансжиры (маргарин, чипсы, крекеры, пирожные и т. п.).

Касательно работы мозга существует множество противоречивых научных теорий и гипотез. Эмоции решения у человека зачастую противостоят друг другу. Эмоции появляются у человека ввиду природы мозга, запрограммированного на систему инстинктов. Так, при виде положительных стимулов - вкусной еды, денег как источника удовольствия, привлекательного представителя противоположного пола - мозг вырабатывает сигналы и отправляет их гормональной системе. Вырабатываются химические вещества, влияющие на реакцию человека - он может начать испытывать страх, радость, или восхищение.

Работы по эмоциональному интеллекту имеют тем больший вес, что могут применяться в бизнесе, маркетинге и политике. Многие решения человек применяет подсознательно. Причем это не всегда плохо. В заднем отделе мозга формируются паттерны: шаблоны человеческого поведения в испытанных ранее ситуациях.

IQ: рациональное мышление

Считается, что левое отвечает за рациональные действия. Поэтому левое полушарие называют аналитическим, а правое - творческим. В полной мере данная гипотеза даже не могла оправдаться. Мозг человека гораздо более сложен. Он разделен на тысячи областей, каждая из которых отвечает за одну из возможных функций. Имеется и ряд «пустых» областей, функциональность которых развивается в зависимости от потребностей личности. Тем не менее большинство ученых к выводу о том, что большая часть аналитических участков мозга действительно находится в левом полушарии.

Основа рационального мышления - приверженность знаковым системам. Отделы левого полушария активизируются при чтении, и решении математических задач. Какая бы то ни было письменность не свойственна животным, их левые полушария задействованы в меньшей степени, чем в мозге человека. Исключение составляют высшие млекопитающие (дельфины, киты).

Связь между полушариями

Связь между полушариями мозга и отдельными участками образуется за счет нейронных сетей. Это своего рода провода, передающие электрические мозговые импульсы с невообразимой скоростью. Мышление человека (мыслительный вектор, скорость, черты характера) напрямую зависит от наличия сформированных нейронных связей.

Считается, что люди, обладающие проявлениями гениальности, имеют огромное количество устойчивых связей нейронов и синапсов (еще один вид соединительных «проводов») между левым и правым полушариями. Это позволяет им анализировать определенную знаковую информацию, творчески ее интерпретировать и преподносить в переработанном виде в другой знаковой системе. Развитию устойчивых нейронных связей способствуют привычки. Вот почему многие гении занимались любимым делом уже в раннем возрасте - сформировавшиеся привычки способствовали укреплению нейронных связей, которые позволяли им творить произведения мирового масштаба.

Интеллект – это способность адаптации средств к цели.

А. Бине

Как же работает наш мозг не с точки зрения физиологии, а психологии мыслительных процессов? Достаточно много написано про то, за что отвечает правое и левое полушарие мозга, много советов и рекомендаций для стимулирования мышления, вроде таких: “Каждый раз добирайтесь до работы разными маршрутами”, “Смените рабочую руку: если вы правша – используйте левую руку, и наоборот ”, “Решайте кроссворды, играйте в логические игры, шахматы, например ” и т.д. Правда, зачем все это делать не объясняется, кажется понятным как само собой разумеющееся. Зная, как человек думает, появляется возможность понять, какие существуют ресурсы стимулирования мышления на каждом этапе работы мозга.

С чего начинается мыслительная деятельность? Чтобы думать, у нас должно быть “о чем думать”, т.е. информация. Мышление – это, по сути, оперирование имеющейся информацией. Как поступает к нам эта информация?

1. Первоначально человек воспринимает все то, что он знает на уровне органов чувств – т.е. вся информация на этом этапе является сенсорной , это то, что мы видим, слышим, ощущаем.

Эта информация поступает в память, которую можно смело считать “совокупностью информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением”.

Чем выше концентрация внимания на сенсорных ощущениях, тем больше информации поступает в память. Как правило, внимательность возрастает, когда нам что-то интересно – например, все новое. Именно поэтому рекомендуют ходить на работу, в магазин новой, незнакомой дорогой. В противном случае велик риск жить на автомате, когда мозг уходит в спячку или работает только на свои 5%.

Сенсорный тип информации сохраняется в памяти очень непродолжительное время, потому что такой информации поступает очень много, и мозгу как-то надо отделять более приоритетную от менее важной. Для того чтобы сенсорная информация перешла в долговременную память необходимо:

2. Чтобы различные свойства объектов сложились в общую картину, образ. Например, кошка – это небольшое, мяукающее, пушистое домашнее животное. Таким образом, формируются понятия, абстрактные образы, которыми в дальнейшем оперирует человеческий мозг.

Понятия суть сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Ф. Энгельс

Именно поэтому для запоминания услышанного номера телефона или имени нового знакомого, необходимо аудиальную и визуальную информацию представить образно – как-то связать с внешностью человека, обстоятельствами встречи и т.д..

Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

Как только сформировались понятия, их можно начать делить на средства и цели – очень существенный момент в улучшении мыслительной деятельности. Причем в зависимости от ситуации разные понятия могут быть либо средствами, либо целью.

3. Далее понятию, образу придается личностный смысл : для любителя кошек – это источник положительных эмоций, для человека, у которого аллергия на них – скорее наоборот.

4. Имея в запасе определенные понятия и наделяя их личностным смыслом, человек начинает строить логические мыслительные операции.

Логическим или абстрактным мыслительным операциям, которые естественным образом происходят у взрослого человека в мозгу, предшествуют конкретные операции – это когда дети собирают–разбирают игрушки, и не только игрушки:), всячески манипулируют конкретными предметами.

Сначала нужно проделать эти операции на практике и только потом можно переходить к “теории”, иначе как мы убедимся, что так оно и есть?..

С помощью мыслительных операций осуществляется проникновение вглубь проблемы-цели, изучаются свойства объектов (не обязательно находящихся перед глазами), составляющих эту проблему (не обязательно находящуюся перед глазами), и находится решение задачи (в первую очередь в уме и только затем реализуется на практике).

5. Суждение отражает связи между предметами и явления, утверждает что-либо или отрицает это.

Чем больше связей установлено между различными объектами, тем больше вероятность, что из множества имеющихся найдется правильное решение задачи. Именно поэтому во время мозгового штурма рекомендуют выдвигать пусть фантастические, невозможные способы решения проблемы, вроде “Прилетит вдруг волшебник В голубом вертолете, И бесплатно покажет кино”.

5.1 Суждения не обязательно содержат сравнения, хотя такое случается довольно часто. Если кто-то говорит: "Я эгоист", - вы можете спросить: "Кто это сказал?" Если он ответит: "Я" или какая-то авторитетная личность, то вы можете выразить сомнение: "Пользуясь какой меркой, вы (он) решил(и), что вы эгоист?"

5.2 Суждения включают в себя анализ, который означает расчленение (разбивание) объекта на составляющие его части или свойства.

А также синтез - процесс соединения или объединения ранее разрозненных свойств или понятий в целое или комплект. Синтез неотделим от анализа и они, как правило, осуществляются одновременно.

6. На основе нескольких суждений делается определенный вывод – умозаключение. Пример умозаключения: Человек, просыпаясь утром, видит на улице лужи и приходит к выводу, что ночью был сильный дождь.


Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

6.1 Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах человек делает общий вывод. Например, учитель, просматривая годовые оценки знаний каждого ученика, не увидел ни одной двойки. Из этих фактов (частных случаев) он делает общий вывод: весь класс успевает.

6.2 Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. Например: в классе 9б все ученики успевают. Сидоров учится во 9б классе, следовательно, он - успевающий ученик. Дедукция позволяет людям предвидеть ход событий, обнаруживать новые факты, опираясь на раскрытую закономерность.

Подводные камни обобщения: существует опасность не увидеть отдельных деревьев в лесу, если разные части опыта без разбора смешиваются в кучу под одним названием. Например, судить о всех представителях какой-то национальности, опираясь на качества единичных лиц. Чрезмерно "увлекшись" обобщением, человек будет видеть и слышать лишь то, что ожидает увидеть и услышать.

6.3 Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Вывод о том, что на Марсе есть жизнь, сделан по аналогии Марса с Землей: Марс, как и Земля,- планета, окружен атмосферой, имеет несколько времен года и времени суток и т. д. На основе умозаключений по аналогии создаются гипотезы.

С точки зрения формальной логики структура умозаключения выглядит примерно так:

  • Все жидкости – упруги.
  • Ртуть – жидкость.
  • Ртуть – упруга. (вывод)

Но(!) умозаключение умозаключению рознь:

  • Все гусеницы едят салат.
  • Я ем салат.
  • Я – гусеница:)

Таким образом, приспособление средств к цели , адаптация человека к окружающей среде осуществляется двумя способами:

1) Ассимиляция, при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующей структуре информации.
2) Аккомодация (термин Ж.Пиаже), при которой, напротив, прежние знания трансформируются, переделываются с целью их приспособления к новой ситуации.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

  1. Мотивация (желание решить задачу).
  2. Анализ проблемы (выделение "что дано", "к чему требуется прийти", какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).
  3. Поиск решения: с помощью известных алгоритмов, на основе комбинации звеньев из различных алгоритмов, эмпирического метода проб и ошибок, с помощью логических мыслительных операций (см. выше) и пр.
  4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
  5. Реализация решения на практике.
  6. Проверка найденного решения.
  7. Коррекция (в случае необходимости возврат к пункту № 2).

Резюмируя, ресурсы для улучшения работы мозга , учитывая этапы мыслительного процесса, будут:

  • Внимательность при усвоении сенсорной информации.
  • Грамотное формирование понятий с учетом их свойств, построение классификаций (хотя бы в уме; пример классификации см. выше).
  • Понимание причины возникновения личностного смысла того или иного понятия.
  • Расширение связей между понятиями, пусть на первый взгляд даже не связанными.
  • Критичное отношение к суждениям.
  • Проверка правильности умозаключений-выводов.
  • Пошаговое решение проблемы, в случае необходимости (см. структура мыслительных процессов)

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного - например, “эврика” Архимеда и таблица Менделеева относятся к результатам второго типа мышления.

Два следующих теста в картинках позволят лучше понять, как вы собираете информацию из окружающего мира и каким образом оперируете ею.

Тест №1. Практик и Логик.

Перед вами цепочка овалов. На основе этой детали вам надо воссоздать всю картину, из одного фрагмента сотво­рить целое. Что вы нарисуете и чем дополните данный рисунок, зависит только от вас.


Тест №2 Сенсорик и Интуитивист.

Инструкция. Перед вами произвольный набор фигур, некая композиция. Используя одну, две или больше фигур (столько, сколько вам потребуется для выполнения задачи), нарисуйте человека.

Ключи тестов приведены в статье “ ”

Как работает мозг человека и как улучшить его работу.

5 Rating 5.00 (1 Vote)