Основная квалификация должность. О профессии, специальности и квалификации при поручении дополнительных трудовых функций

Психологические особенности овладения профессией

Человек и труд

Труд - это процесс преобразования человеком окружающей действительности и изменение в ходе этого самого себя с це­лью удовлетворения общественных и личных, материальных и ду­ховных потребностей .

Человек в своей жизни осуществляет разные виды труда от простого труда по самообслуживанию до сложных видов творче­ства. Каждый из этих видов труда вносит свой вклад в общечело­веческий опыт , причем разные виды труда в различной степени развивают самого работника.

«Наша профессия требует максимальной степени даром сопереживания, штраф часов и, наконец, ограничения свободы», она выжила как принцип лобби уже Джакоб Херл, легендарный главный исполнительный рейха Ассоциации немецкой промышленности. Они - опытные профессионалы, и они сочетают эти способности со своими «навыками людей», энергией, адаптируемостью и надежными способностями, которые являются сверхурочными, стрессами и компромиссом; они достаточно сильны, чтобы терпеть конкурирующие взгляды и настойчиво продвигать свою точку зрения, несмотря на скептицизм, критику и нападения.

Труд может стать для человека

Или только средством поддер­жания существования ,

Или, кроме того, еще и средством самовыра­жения ,

Самореализации,

поиска и достижения смысла жизни .

Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимо:

- мастерство,

- умение,

Лучшие лоббисты понимают сложные вопросы и видят стратегические направления, но у них также есть шестое чувство тактических маневров и высокая скорость отклика, будь то внутренние или внешние. Они делают это прямо в разговоре или в письменной форме, но также косвенно через контакт с партнерами по альянсу, мультипликаторами, журналистами. Косвенные могут даже быть основной частью их деятельности, и может быть, что сбор информации и их внутренний обмен гораздо важнее внешнего обмена. Наблюдение важнее для многих, чем для влияния.

Лоббистам не нужно направлять лоббирование. Зачастую их самая важная задача - рассказать своей доске как проецируемое наблюдательное сообщение, какие политические вещи им нужно позаботиться о себе и какие темы в общественной повестке дня, которые могут стать риском или возможностью.

- знания .

В ходе развития общества и появления разделения труда воз­никли профессии. Разделение труда и его усложнение ведут к закреплению за индивидом определенной профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации.

Психология профессий

«Профессия» от латинского «говорить публично», что понималось в своё время, как «объявлять другим о своём деле, занятии, специальности. «Для чего же мне объявлять?» - зададите вы вопрос.

Да, лоббирование в строгом смысле слова - прямая беседа с отдельным политическим директором - часто претендует на наименьшую часть бюджета лоббиста. Это не означает, что лоббисты, как правило, являются только наблюдателями, а фактическая работа по убеждению и переговорам осуществляется другими лицами, которые должны быть отправлены в нее. Напротив, лоббисты обычно эффективны только в том случае, если они свободны от узких директив в качестве доверенных лиц своих заинтересованных сторон с большим объемом охвата.

Их профессионализм проявляется в том, что они могут в значительной степени свободно решать, когда использовать инструменты. Это послы, но не послы; они являются поставщиками услуг, но также послами и дипломатами с небольшим, но часто большим предложением переговоров, которые они берут на себя.

Чтобы кто-то узнал в продукте вашей деятельности :

Предмет своей по­требности,

Чтобы установился некоторый диалог,

Состоялся обмен ценностями,

Удовлетворение потребностей.



Профессии - это исторически возникшие формы дея­тельности, необходимые обществу, для выполнения которых чело­век должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответству­ющие способности и профессионально-важные качества.

Это часто бывает правильным для ваших работодателей или клиентов - иногда вы не хотите точно знать, что делают лоббисты. Есть лоббисты, в основном внештатные консультанты и экс-политики, которые флиртуют с ним, Однако изображение и содержание этой деятельности далеко друг от друга. Общественность, похоже, является лоббистом с хорошим и плохим изображением.

Говорят, что основной валютой для лоббистов является информация. Это правда, но это только половина правды. Информация настолько же хороша, насколько доверяет человеку, с которого оно происходит. Доверие, доверие, честность - это старомодные слова, имеющие большое значение в повседневной жизни каждого лоббиста. Те, кто обычно говорят правду и открыто устраивают свои переговорные руки, не всегда выигрывают, но они постоянно создают основу для больших шансов на прибыль.

Профессия - это такое занятие, которому надо специально учиться .

В обществе очень много профессий и специальностей (десят­ки тысяч) и они очень разные :

По предметной области труда,

Его целям,

Орудиям,

Средствам и условиям.

Мир профессий относительно изменчив, текуч (профессии воз­никают, дробятся, объединяются, отмирают) и должен быть пред­нетом постоянного изучения.

То, что происходит, когда они обнаруживают, что их обманули, легко представить. Понятно, что лоббисты должны знать о поведении политических институтов, а также о соответствующих распоряжениях, уголовных кодексах, положениях о принятии подарков, о правилах борьбы с коррупцией. Ему не нужна формальная квалификация, чтобы быть лоббистом. Профессиональный престиж предоставляется отдельным лицам, но не профессиональной группе. Поэтому не многие считают, что каждый может быть лоббистом. Это было бы антидемократическим, доступ к политическому представительству интересов был бы заглушен профессиональной монополией.

Типы профессий

Для упрощения ориентировки в сложном мире профессий выделено и условно различаютпять крупных предметных областей профессиональной деятельности :

1) с живыми системами;

2) с техническими и неживыми природными система­ми;

3) с социальными, включая малые группы и отдельных людей;

Таким образом, формальной профессиональной квалификации нет, доступ к профессии открыт. Кроме того, открытая карьера не означает, что люди всех дисциплин и уровней образования работают в профессии лоббиста. Существует мало исследований в области карьеры лоббистов, но в биографиях часто бывают общности, которые не являются случайными. С другой стороны, разнообразие удивительно.

Десять глав, десять высококвалифицированных личностей, очень разные профессии, учебные пути и самые важные направления деятельности: мужчины и женщины, старые и молодые лоббисты, левые и правые, педагоги, юристы, богословы, журналисты, политологи, менеджеры из линейки и баров, Генералисты и специалисты, боссы крупных аппаратов, руководители небольших команд и отдельных бойцов, коллеги и проводники, анонимные специалисты и лица средств массовой информации.

4) со знаково-символическими системами;

С художественными.

В соответствии с различимыми разновидностями объективных систем выделяются пять типов профессий , по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира :

1. «Человек - живая природа» («П»).

Представители этого типа имеют дело с

Все по-разному попадали в профессию лоббиста. Попытайтесь войти в ситуацию своей работы или клиентов и спросите себя, почему человек был выбран для текущей работы или предмета. Универсальный лоббист, который мог бы представлять любые интересы грамотно и достоверно, вступать в контакт и решать любую проблему - это реалистичный мультфильм. Даже юридические фирмы, агентства и консультанты, которые представляют большое количество клиентов в качестве контрактов и лоббистов, ценят ценность специализации и специализированных сетей контактов и знаний.

Растительными и животными организмами,

Мик­роорганизмами,

И условиями их существования.

Примеры : мастер-­плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, пче­ловод, лесовод.

2. «Человек - техника и неживая природа» («Т»).

Работ­ники имеют дело с

Неживыми, техническими объектами труда.

Среди сотрудников бундестага стремление к более поздней деятельности в лоббировании довольно велико. Они знают эту деятельность, потому что они входят в число прямых лоббистов лоббистов, и они видят привлекательные возможности дизайна и зарплаты. Тот, кто призван стать лоббистом, обычно имеет опыт политического управления. У этих лоббистов часто бывает небольшая прогулка волка в качестве солдат партии. Они организовывали избирательные кампании для сторон или руководили избирательным окружным управлением, работали в мэрии, парламенте штата или депутатах Бундестага, писали выступления в административных органах или министерствах, координировали встречи, составляли письменные планы принятия решений, контролировали журналистов или организовывали мероприятия.

При­меры : слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электро­слесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания, швея, шоферы.

3. «Человек – человек» («Ч»).

Предметом интереса, распоз­нания, обслуживания, преобразования здесь являются:

Социальные системы,

Сообщества,

Группы населения,

Они работали по разным темам и научились анализировать их в соответствии с политическими критериями и получать от них рекомендации. Они также изучили правила, которые нигде не записаны, и которые только учатся учиться и применять, когда поглощаются аппаратом. Любители даже не ощущают опасности, которая угрожает через невидимые ловушки. С другой стороны, опытные практикующие прислушиваются к предупреждающим звукам низкого уровня и нечетким сигналам.

Этот прошлый опыт позволяет лоббистским лоббистам брать на себя бюджетную и кадровую ответственность, а также функции внешнего представительства на уровне среднего уровня интересов групп интересов или консалтинговых компаний. Чем меньше предварительных опытов, тем более вероятно, что они начинают свои первые шаги в лоббировании функций поддержки для других, а затем постепенно принимают дополнительные задачи.

Люди разного возраста.

Примеры : продавец продовольственных товаров, парикмахер, инже-

нер-организатор производства, врач, медицинская сестра, учитель, воспитатель.

4. «Человек - знаковая система» («З»).

Представителей профес­сий этого типа занимаются:

- Естественные и ис­кусственные языки,

- условные знаки, символы, цифры, формулы .

Те, кто успешно успешно взаимодействовали между государством и экономикой, значительно повысят свою рыночную стоимость в лоббировании. Потому что тот, кто нуждается в лоббировании, обычно имеет это, потому что количество соответствующих тем, учреждений, юрисдикций, контактов и влиятельных лиц, принимающих решения, стало огромным. Не обязательно логическая, политическая или административная логика, друг и враг, чтобы решать, какие речи и комитеты задействованы, кто является тем перьями, на которых подчиняются подходы к координации, на каких мощных ярдах и аренах они должны сражаться не всегда четко разделяться, конечно, не в долгосрочной перспективе.

Примеры : программист, чертежник-картограф, ма­тематик, редактор издательства, языковед.

5. «Человек - художественный образ» («Х»).

Представителей этого типа профессий интерисуют:

- Явления, фак­ты художественного отображения действительности .

Примеры : худож­ник-декоратор, художник-реставратор, маляр, артист балета, актер дра­матического театра, концертный исполнитель и т.д.

С другой стороны, предсказуемость таких изменений не очень велика. Демократия закладывает позиции власти вовремя, и каждое крупное изменение, каждый процент больше или меньше в день выборов, каждое изменение кабинета, каждая реструктуризация приводит к кадровым колебаниям в штатах, а также на низком и среднем уровнях в политических организациях.

Это тем более вероятно, что это будет причина желания начать в самом низу и создать сеть, которая должна стать интересной для других, которая рассматривается как кандидат на должность посредством стажировок, неполных рабочих мест и добровольной работы. Они очень востребованы, но они не являются формальным входом в лоббистскую взлетно-посадочную полосу, и популярная станция в федерации популярна среди юристов. Они допускают первый опыт, а не больше. И для того, чтобы нанять нужного человека, охотники за головами ищут себя в необычных местах.

Особенности понятий профессия, специальность, квалификация, должность, должностные обязанности

При психологическом рассмотрении труда важно определить, в чем заключается особенность понятий: профессия, специальность, квалификация, должность.

Ø Профессия:

С точки зрения общества - это система профес­сиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта .

Найти кого-то нелегко. И так часто бывает совпадение. В открытой, размытой профессиональной сфере, такой как лоббирование, есть четыре гипотезы: во-первых, что необходимо, поскольку профессиональные знания приобретаются прежде всего на практике - более или, возможно, менее систематически, автоматически, «на работе» или в лучшем случае в виде неформальное ученичество с опытным наставником в установленном лобби. Во-вторых, всевозможные консультанты или поставщики услуг предлагают обучение, чтобы показать «как это сделать» - без каких-либо подтвержденных доказательств того, что консультант или поставщик услуг знают, что он делает.

С точки зрения конкретного человека , профессия - это ос­новной род занятия, деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества.

Ø Специальность - отдельная отрасль науки, техники, мастер­ства или искусства (СИ. Ожегов, 1995).

Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии .

В-третьих, кандидаты на лоббирование позиций не систематически завербовываются и воспитываются, несмотря на большую ответственность, которую они несут. И, в-четвертых, вклад высших учебных заведений в предоставление специализированного и специализированного персонала для этой высококачественной службы знаний является низким.

Для этих четырех презумпций в повседневной жизни есть многочисленные подтверждающие показания. Но многое меняется, и здесь понятие профессионализации возвращается в игру. В отличие от американского общения, аналогичного политическому общению, американизация, которую можно описать так же хорошо, как англичанин или Брюссель.

Ø Квалификация Степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовки .

Ø Должность - служебная обязанность, служебное место (СИ. Ожегов, 1995). Должность является более сложным понятием. Делать что-нибудь по должности (исполнять обязанность).

Иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы.

Во-первых, уже нет правдоподобного, что все, что вам нужно в лоббировании, можно узнать, кстати, в ходе дневной работы. Для этого технические требования слишком высокие, и они слишком быстро меняются. Во-вторых, небольшие консалтинговые фирмы и крупные организаторы коммерческих семинаров пытаются передать знания о лоббировании, но они не разработали систематический подход, и как разочарование, так и скептицизм клиентов, которые не могут полагаться на печать качества, нетренированные концепции обучения.

В-четвертых, ряд немецких университетов используют возможности Болонского процесса и свободу взимания сборов, чтобы позиционировать себя на рынке образования в качестве поставщика высококачественного непрерывного образования. Но можно сформулировать тезис: чем больше лоббистов набирают из других политических дисциплин, тем выше доля тех, кто также начал свою профессию с политической академической квалификации. Лоббирование как профессиональная практика не является ни объектом в прошлом, но и в будущем для фундаментальных исследований, но, безусловно, является предметом углубленного обучения выпускников университетов, которым уже была оказана первая ответственность в этой профессии.

Чаще должность - это любая фиксированная работа и профессия.

Ø Должностные обязанности - это отображение трудовых функций в нормативных актах, устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной работы .

Примеры для понятий : профессия, специальность должность .

- Профессия - средний медицинский работник,

- специальность ­медицинская сестра,

- должность - старшая медицинская сестра кар­диологического отделения больницы.

На практике случается, что работникам поручают дополнительные задачи и обязанности в пределах разных, по их мнению, профессий. Это порождает недовольство работников, которое может привести к коллективно-трудовым спорам или даже к их увольнению. Чтобы избежать недоразумений, следует определиться с такими категориями, как «специальность», «специализация», «квалификация» и «профессия».

Общие положения

На практике случается, что работникам поручают дополнительные задачи и обязанности в пределах разных, по их мнению, профессий. Это порождает недовольство работников, что может привести к коллективно-трудовым спорам или даже к их увольнению.

Чтобы избежать недоразумений, следует определиться с основными категориями, которыми оперируют при изменении условий труда, в частности, и расширении трудовых задач в должностных (рабочих) инструкциях работников, а именно: «специальность», «квалификация» и «профессия». Заметим, что в этом случае речь идет не о совмещении и совместительстве профессий, а именно о расширении должностных (рабочих) инструкций работников в пределах трудового законодательства.

Так, в Общих положениях Справочника квалификационных характеристик профессий работников Справочника квалификационных характеристик профессий работников (далее - Общие положения), в частности, отмечено, что, если возникает потребность, задачи и обязанности, которые содержатся в типовой квалификационной характеристике определенной должности, могут быть распределены между отдельными исполнителями или круг задач и обязанностей отдельных работников может быть расширен с поручением им работ, предусмотренных для разных групп должностей, одинаковых по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации.

Обратить внимание. Поскольку отдельные квалификационные характеристики рабочих содержат лишь основные или типовые задачи и обязанности, работодатель может дополнять рабочие инструкции видами работ, которые входят в состав технологических карт, инструкций, других нормативных документов и определены трудовым договором, - при условии соблюдения правил охраны труда, санитарных норм и требований безопасности выполнения работ.

В должностные (рабочие) инструкции могут быть внесены изменения и дополнения лишь на основании приказа руководителя предприятия, учреждения, организации (далее - предприятие) с согласия работника. Приказ о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию издают в случае перераспределения обязанностей между работниками в связи с сокращением численности, рациональным разделением труда. При изменении наименования предприятия, структурного подразделения или должности в должностные (рабочие) инструкции вносят соответствующие изменения.

В Общих положениях также отмечено, что рабочий высшей квалификации, кроме работ, указанных в квалификационной характеристике присвоенного ему разряда (класса, группы и т. д.), должен владеть знаниями, навыками и умением выполнять работы, предусмотренные квалификационными характеристиками рабочих низшей квалификации этой же профессии. Поэтому работы, приведенные в квалификационных характеристиках низших разрядов, как правило, не указываются.

Таким образом, при изменении в организации труда работодатель может поручить работнику дополнительные работы в пределах одной специальности (квалификации). Что же имеется в виду под понятиями «специальность» и «квалификация»?

Специальность и квалификация

Следует отметить, что понятие «квалификация» и «специальность» являются, как правило, дефинициями системы образования, тогда как «профессия» применяется по большей части в системе социально-трудовых отношений, и на рынке труда в частности.

Так, понятие «специальность» не следует путать с понятием «профессия», поскольку первое употребляется лишь как разновидность области знаний по образовательно-квалификационным уровням «младший специалист», «специалист» и «магистр» (для бакалавров - направление подготовки). Специальности как таковые утверждены постановлениями Кабинета Министров Украины, а именно:

  • «Об утверждении перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста» от 20 июня 2007 года № 839;
  • «Об утверждении перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационным уровням специалиста и магистра» от 27 августа 2010 года № 787.

В соответствии с Законом Украины «О высшем образовании» (далее - Закон № 2984) высшее образование - уровень образования, который получает лицо в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целеустремленного процесса усвоения содержания учебы, которое основывается на полном общем среднем образовании и завершается приобретением определенной квалификации по итогам государственной аттестации. То есть конечным результатом высшего образования должно быть присуждение выпускнику определенной квалификации. Вместе с тем законодатель определяет квалификацию через профессиональные названия работ (ст. 12 вышеуказанного Закона). Напомним, что профессиональные названия работ содержатся в Национальном классификаторе Украины (далее - КП).

Таким образом, если речь идет о квалификации , следует иметь в виду приобретенную квалификацию в высшем учебном заведении. Обычно высшие учебные заведения указывают квалификацию (наименование профессии) в приложении к диплому. Вместе с тем в приказе Министерства образования и науки Украины «О введении в высших учебных заведениях Украины Европейской кредитно-трансферной системы» от 16 октября 2009 года № 943 предусмотрена выдача студентам приложения к диплому европейского образца. В Рекомендациях Министерства образования и науки Украины относительно заполнения Приложения к диплому европейского образца в высших учебных заведениях Украины от 10 июня 2010 года № 1/9-409 указано, что наименование квалификации формируется из названия образовательно-квалификационного уровня и направления подготовки (для бакалавров) или названия образовательно-квалификационного уровня и специальности (для других образовательно-квалификационных уровней). Наименование квалификации должно соответствовать утвержденным отраслевым стандартам высшего образования (образовательно-квалификационной характеристике, образовательно-профессиональной программе подготовки, учебному плану). Допускается отдельно указывать наименование профессиональной квалификации в соответствии с КП, например, «техник-лаборант».

Следовательно, если в приложении к диплому работника указано несколько профессий , например, квалификация «Социолог. Преподаватель социологии», то пределами такой квалификации и будут указанные профессии. Иными словами, расширять должностную инструкцию преподавателя социологии можно дополнительными трудовыми обязанностями социолога, и наоборот, но, опять-таки, с согласия соответствующего работника.

Если наименованием квалификации является название образовательно-квалификационного уровня с добавлением приобретенной специальности (направления подготовки), например «Магистр по издательскому делу и редактированию», работодатель имеет более широкие возможности для поручения работнику дополнительных видов работ. Поскольку квалификационные характеристики содержатся в отраслевых выпусках СКХП, то логично использовать соответствующий отраслевой выпуск СКХП, например Выпуск 18 «Издательское дело». К магистрам по издательскому делу и редактированию не предъявляются требования о наличии стажа работы по должностям:

  • «Редактор І категории»;
  • «Редактор по рецензированию І категории»;
  • «Редактор карт І категории»;
  • «Редактор карт технический І категории»;
  • «Редактор литературный І категории»;
  • «Редактор научный І категории»;
  • «Редактор-переводчик І категории»;
  • «Редактор технический І категории»;
  • «Редактор художественный І категории»;
  • «Технолог-издатель І категории».

Следует отметить, что соответствующие наименования профессий используются в Выпуске 18 СКХП в расширенном виде, т. е. именно таких редакций в КП нет.

Таким образом, работодатель может расширить задачи и обязанности, например, редактора І категории, дополняя их некоторыми трудовыми функциями, например, технолога-издателя І категории (таблица ).

Табл. Задачи и обязанности редактора І категории и технолога-издателя І категории

Технолог-издатель І категории

Отвечает за редактируемую рукопись, ее национально-патриотическое, общественно-политическое, научно-техническое, литературное содержание и художественное оформление.
Принимает оригинал от автора, определяет актуальность, вид, целевое назначение, новизну, контролирует своевременную и качественную подготовку рукописи к изданию.
Принимает участие в формировании тематических планов выпуска литературы, определении тем изданий, отборе авторов, распорядителей, рецензентов и т. д.
Рассматривает предложения относительно заключения договоров с внештатными творческими работниками.
Анализирует рецензии, готовит редакторское заключение на авторский оригинал, аргументирует его одобрение или отклонение.
Редактирует принятую к изданию рукопись, редакторским мастерством способствует повышению ее литературного уровня.
Подает заказ на художественное оформление издания.
Проводит предварительную работу с авторами по созданию авторского оригинала, оказывает помощь в определении композиции издания (размещение частей, разделов; подготовка аппарата книги: предисловия, библиографических справок, именных и предметных указателей, комментариев и т. д.), согласовывает дополнения, сокращения.
Составляет рабочее содержание для технического редактора, аннотацию для книгораспространяющих организаций и т. д.

Организовывает работу по выпуску печатных и электронных изданий в сфере малого бизнеса.
Изучает первичную информацию, оценивает новизну и актуальность материалов, группирует и упорядочивает их по тематике и категориям пользователей.
Согласовывает с авторами и владельцами информации возможность ее публикации.
Принимает участие в заключении договоров с авторами и контролирует выполнение договорных обязательств.
Определяет размер авторского гонорара, устанавливает тираж и определяет стоимость издания.
Проектирует структуру изданий, разрабатывает параметры технического и художественного оформления, составляет технологические спецификации.
Для печатных изданий выполняет технико-экономическое обоснование различных технологических схем изготовления и выбирает оптимальную, для электронных - определяет провайдера для сохранности изданий, защиты от несанкционированного вмешательства, вид носителя информации, формат записи, программное обеспечение.
Рассчитывает потребность в основных и вспомогательных материалах.
Определяет сроки изготовления изданий, составляет графики выполнения технологических операций, контролирует их соблюдение.
Организовывает работу по техническому редактированию и художественному оформлению изданий, проверяет качество полиграфического выполнения.
Просматривает и визирует сигнальные экземпляры

Обратить внимание. В соответствии с Общими положениями в случае выполнения работником работ, которые принадлежат к разным должностям, трудовой договор заключается с согласия сторон по должности, признанной основной. Основной считается должность с наибольшим объемом выполняемых работ по сравнению с другими должностями.

Как и в предыдущем примере, соответствующие изменения должны быть введены с согласия работника. В любом случае работодатель должен издать приказ о поручении дополнительных задач и обязанностей работнику (приложение 1 ).

Если с работником заключен письменный трудовой договор (контракт), соответствующие изменения должны быть внесены и в него.

Обратить внимание. Работодатель не вправе требовать от работника выполнять работу, не обусловленную трудовым договором.

Другое дело - понимание квалификации для квалифицированных рабочих - выпускников профессионально-технических учебных заведений. В дипломах таких рабочих обычно указываются именно наименования профессий в соответствии с КП, а также соответствующее их категорирование (разряд, класс, категория и т. д.). Следует заметить, что в законодательстве сферы профессионально-технического образования отсутствует толкование срока «квалификация». В частности, в таких нормативно-правовых актах, как Закон Украины «О профессионально-техническом образовании» (далее - Закон № 103), постановления Кабинета Министров Украины: «Об утверждении Положения о профессионально-техническом учебном заведении» от 5 августа 1998 года № 1240 (далее - Положение № 1240); «Об утверждении Государственного перечня профессий по подготовке квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях» от 11 сентября 2007 года № 1117 (далее - Перечень № 1117) и «Об утверждении образцов документов о профессионально-техническом образовании» от 9 августа 2001 года № 979 (далее - Постановление № 979), содержатся лишь отдельные ссылки относительно термина «квалификация»:

  • «Выпускнику профессионально-технического учебного заведения, который успешно прошел квалификационную аттестацию, присваивается образовательно-квалификационный уровень «квалифицированный рабочий» по приобретенной профессии соответствующего разряда (категории)» (часть первая ст. 15 Закона № 103);
  • «Лицу, которое овладело курсом профессионально-технического обучения и успешно прошло квалификационную аттестацию, выдается свидетельство о присвоении или повышении рабочей квалификации, образец которого утверждается Кабинетом Министров Украины» (часть третья ст. 16 Закона № 103);
  • «Выпускнику профессионально-технического учебного заведения, который успешно прошел квалификационную аттестацию, присваивается образовательно-квалификационный уровень «квалифицированный рабочий» по приобретенной профессии соответствующей квалификации (разряда, класса, категории, группы) по Национальной рамке квалификаций, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины … и выдается документ о профессионально-техническом образовании, образец которого утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 12 ноября 1997 года № 1260 «О документах об образовании и ученые звания»…» (п. 14 Положения № 1240);
  • «Перечень профессий определяет принадлежность рабочих профессий к видам (виду) экономической деятельности и устанавливает диапазон рабочих квалификаций (разрядов, классов, категорий, групп) для первичной профессиональной подготовки в соответствии с аттестационными уровнями профессионально-технических учебных заведений, а также профессионально-техническим обучением на производстве, в сфере услуг» (абзац третий Перечня № 1117).

Кроме того, в соответствии с Постановлением № 979 в приложении к свидетельству о присвоении (повышении) рабочей квалификации, диплому квалифицированного рабочего, диплому квалифицированного рабочего с отличием, свидетельству о присвоении (повышении) рабочей квалификации и т. д. должны указываться наименования приобретенных профессий.

Таким образом, в дипломе или свидетельстве о получении профессионально-технического образования рабочего указывают, среди прочего, профессиональные названия работ в соответствии с нормами КП. Фактически это можно объяснять как квалификацию (приложение 2 ).


Не рекомендуется поручать дополнительные трудовые функции работникам, если эти функции или виды работ принадлежат к разным льготным Спискам, утвержденным постановлениями Кабинета Министров Украины, в частности:

  • «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях» ;
  • «Об утверждении Перечня производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели» ;
  • «Об утверждении Списков производств, работ, цехов, профессий и должностей, занятость работников в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и за особый характер труда» .

Следовательно, расширять должностные обязанности работника можно лишь в пределах тех профессий, которые содержатся в одном из вышеуказанных постановлений. Нельзя расширять задачи и обязанности работника по профессии из одного постановления, используя профессию из другого, или же, наоборот, добавлять к профессиям, которые не содержатся в этих постановлениях, такие задачи и обязанности, за выполнение которых работникам могут предоставляться соответствующие льготы.

Обратить внимание. Если работник выполняет работы, по которым он имеет право на определенные льготы в соответствии с вышеуказанными постановлениями Кабинета Министров Украины, законодательством не запрещено поручать ему дополнительные трудовые функции по подобным профессиям, которые не предусмотрены в этих постановлениях, но не наоборот.

Повышение квалификации и специализация