Гигиена чтения. Моя точка зрения (А. А. Микулин)

Чтение и зрение

  1. Ни в коем случае не читайте лежа!
  2. При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30 см.
  3. Свет должен падать на страницы сверху и слева.
  4. Во время чтения не забывайте делать перерывы от трех до пяти минут.
  5. Чтобы разгрузить глазную мышцу выполните несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.

Телевизор и зрение

  • Если вы смотрите программы по телевизору днем, то желательно затемнить помещение, а вечером, наоборот, включить свет сбоку или сзади сидящего.
  • Расстояние до телевизора должно быть в пять раз больше, чем диагональ экрана.
  • Младшие школьники могут смотреть телевизор не более часа в день, старшие - 1,5 часа.

Компьютер и зрение

Исследования зрительных функций у людей, постоянно работающих за компьютерами, показали, что отклонения от нормы у них встречаются гораздо чаще по сравнению с людьми того же возраста, не связанных с компьютером. Даже за рабочую смену происходит уменьшение объема аккомодации, и у некоторых пользователей развивается временная (так называемая ложная) близорукость.

Не так давно в офтальмологии утвердился термин "компьютерный зрительный синдром".

Характеризуется он следующими симптомами: жжение и ощущение песка в глазах, боль при движении глаз, покраснение глазных яблок, затуманивание зрения, замедленная перефокусировка с ближних объектов на дальние и обратно, двоение предметов, быстрое переутомление при чтении. Если вы заметили, что у вас наблюдается хотя бы один из симптомов, то необходимо обязательно обратиться за консультацией к врачу-окулисту.

Для профилактики "компьютерного синдрома" необходимо воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Используйте специальные капли для глаз, замещающие слезу;
  2. Ограничьте время работы за компьютером не более 4 часов в день;
  3. Делайте обязательные паузы во время работы на близком расстоянии через каждые 20-30 минут;
  4. Правильно организуйте рабочее место
  • верхний край монитора должен быть немного ниже уровня глаз.
  • установите монитор так, чтобы экран не отсвечивал
  • давайте отдых своим глазам. (Время от времени фиксируйте взгляд на каком-нибудь отдаленном объекте, не ближе 10 метров. Вы сразу почувствуете, как отдыхают глаза).
  • регулярно протирайте экран влажной тряпочкой (ни в коем случае не используйте моющие средства, они сотрут специальное защитное покрытие).

Пользуйтесь специальными очками с прогрессивными линзами. Применение таких очков у интенсивных пользователей ПК дает снижение зрительного утомления и улучшение показателей аккомодации по сравнению с обычными очками в 85% случаев.

Не менее важное условие сохранения зрения - правильное питание. Пища обязательно должна быть обогащена витамином А. Это, как правило, тушеная морковь, морковный салат, но обязательно со сметаной или маслом, так как витамин А является жирорастворимым. Обязательно присутствие в пище капусты, лука, укропа, различных салатов, винегрета.

Для снятия напряжения с мышц глаза, воспользуйтесь несложными упражнениями

Комплекс 1
  1. Зажмурьте глаза на 5 секунд, а затем откройте их на 5 секунд. 5 - 10 раз.
  2. Быстро поморгайте глазами в течение 1-2 минут.
  3. Смотрите прямо перед собой 2-3 секунды, затемпоставьте палец руки на расстояние 25-30 см от глаз и переведите взгляд на кончик пальца. Смотрите на него 3-5 секунд, затем опустите руку. 10 - 12 раз.
  4. Закрытые веки слегка помассируйте круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты.
  5. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя две секунды снимите пальцы с века 3- 4 раза.
Комплекс 2
  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево. 10 раз.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. 10раз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении. 10 раз.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе. 1-2 минуты.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении. 10 раз.
  6. Сведение глаз к носу. Для этого поставьте палец к переносице и посмотрите на него - глаза легко "соединятся". 10 раз.
  7. Частое моргание глазами. 1-2 минуты.
  8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Комплекс 3
  1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. 10 раз.
  2. Перемещайте ручку(карандаш) от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. 10 раз.
  3. Наклейте на стекло круглую метку диаметром 3-5 мм таким образом, чтобы она располагалась на уровне глаз. Переводите взгляд с любого удаленного предмета за окном на метку и обратно. 10 раз.
  4. Открытыми глазами медленно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. 5-7 раз в каждом направлении.
  5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. 10 раз.
  6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. 5 - 7 раз в каждом направлении.
  7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. 5 - 7 раз
Комплекс 4
  1. Поморгать не напрягая глазные мышцы. 1 минута.
  2. Не поворачивая головы с закрытыми глазами, посмотреть направо, затем налево, прямо. Поднять глаза вверх, опустить вниз и перевести взгляд прямо. Не менее 5 раз.
  3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, потом перевести взор. Не менее 5 раз.
  4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль. 1 - 2 раза.

Во время тренировок следует регулярно контролировать максимальное расстояние, при котором можно читать без затруднения. Это расстояние за-

Максимально возможное расстояние от глаза до текста (в см) меряется без очков! Мерить надо от внешнего края глаза до текста (под прямым углом). Сам текст и освещенность (лампа 40 ватт в метре от текста) должны быть постоянными. Скажем, если максимальное расстояние от невооруженного глаза до текста 25 сантиметров, то это значит, что степень близорукости минус 4,5 и что для дали надо пользоваться очками минус 3,75, а одним глазом читать в очках минус 1. Те, кто носит очки от минус 2 до минус 5 диоптрий (подобранные по шести строкам), могут читать одним глазом вообще без очков.

При регулярных занятиях очень скоро, как свидетельствует опыт, расстояние от глаза до текста начинает увеличиваться. Это свидетельствует о практическом уменьшении близорукости. Надо сразу же менять очки и для дали, и для чтения на менее сильные. Наиболее распространенная ошибка, тормозящая борьбу с близорукостью,- задержка со сменой очков для дали и для чтения. Самое удобное - вести регулярную запись замеров расстояния. Допустим: 1 января - 20 сантиметров, 15 января - 25, 1 февраля - 27,5 и т. д. Добавлю, что при чтении текст должен быть хорошо освещен. Первые несколько дней чтение одним глазом порой вызывает неудобство, но скоро вырабатывается стойкая привычка, читать так даже удобнее, потому что один глаз работает с обычной нагрузкой (а не возрастающей вдвое!), а второй при этом полностью расслаблен, отдыхает.

У занимающихся порой бывают неприятные ощущения при смене глаз. Такое случается, но страшного ничего нет. При включении в работу отдохнувший глаз дает более яркое изображение, чем тот, который успел устать.

Иногда меня спрашивают, уверен ли я, что увеличение максимального расстояния от глаза до текста свидетельствует об улучшении зрения? «До начала занятий на приеме у офтальмолога я с трудом разглядела 6 строк в очках минус 5,5 - говорила одна девушка.- Для чтения мне выписали очки минус 3. Но расстояние от невооруженного глаза до текста было не 17,5 сантиметра, как должно было быть по графику, а 20. В конце каждого месяца хожу на прием к офтальмологу. Через месяц мне поменяли очки для чтения на минус 2, а очки для дали оставили прежними. Спустя еще один месяц расстояние от глаза до текста увеличилось до 30 сантиметров, очки для чтения поменяли на минус 1, а вот вдаль я опять видела шесть строк в очках минус 5,5».

«Надо более тщательно проверять зрение вдаль,- ответил я ей,- не спешить, спокойно рассматривать таблицу. Очень скоро глаз привыкнет к новой для него оптике и будет ориентироваться более уверенно». Кроме того, хочу заметить, что график выстроен по средним показателям. Поэтому, разумеется, возможны некоторые отклонения от него: все-таки одинаковых людей нет.

Занимающимся «Зоркостью» предлагаю носить очки для дали, в которых можно читать лишь 6 строк таблицы, хотя в них хуже видно вдаль. Но зато такие очки способствуют уменьшению близорукости, а стопроцентные очки увеличивают близорукость. Я считаю, что единственное исключение нужно делать для человека за рулем. Когда близорукий ведет машину, он должен предпочесть безопасность движения заботам о своей миопии и за рулем надевать те очки, в которых лучше видит и ориентируется.

Меня часто спрашивают, что эффективнее - БСПО или «Зоркость»? БСПО удобнее (благодаря верхней зоне они обеспечивают зрение вдаль, дают зрение вблизи), но «Зоркость» доступнее. А эффективность одинаковая, так как принципы воздействия на зрение одни и те же.

Пользоваться «Зоркостью» в школе не всегда удобно, так как приходится все время менять характер работы (то писать в тетради, то смотреть на доску), а значит, поминутно снимать одни очки и надевать другие. Определенное облегчение даст такой вариант. Закажите очки, в которых левая линза подобрана для чтения по «Зоркости», а правая для дали, нижнюю половину правой линзы заклейте лейкопластырем. В таких очках можно писать и читать, используя только левый глаз, а когда надо - смотреть правым глазом на доску. У второй пары очков правая линза, наоборот, для чтения, а левая для дали.

Возраст сказывается на эффективности тренировок по улучшению зрения. Чем моложе, тем пластичнее организм, тем быстрее возможен результат. * График ограничен близорукостью не больше минус 10. Тем, у кого зрение еще хуже, тоже можно заниматься по программе «Зоркость». Для дали очки подбираются по шести строкам таблицы, а для чтения берутся очки на 2,5 диоптрии слабее (для ребенка - на 3 диоптрии). Например, при зрении минус 13 (по шести строкам) читать одним глазом надо в очках минус 10,5. Если невозможно подобрать очки вдаль по шести строкам, то «Зоркостью» пользоваться тоже можно, но здесь особенно важен контроль врача.

Если близорукость одного глаза сильнее, то очки для дали и для чтения подбираются отдельно для каждого глаза, а при тренировках больше времени отводится худшему глазу.

Занятия гимнастикой «Зоркость» предполагают серьезные волевые усилия, упорную и длительную работу. Оптическая гимнастика - это, по сути дела, настоящая спортивная тренировка, аналогичная той, которую проводят, когда стремятся к выработке качества и навыков, необходимых для определенного уровня спортивного мастерства.

Известно, что «эпидемия» близорукости в мире началась вместе с массовым распространением книгопечатания. Чем больше люди читали, тем хуже они видели. Принцип гимнастики «Зоркость» совсем иной: чем больше ты читаешь, тем лучше зрение. Получается, что гимнастика «Зоркость» в корне меняет значение чтения для наших глаз. Книга из врага нашего зрения превращается в друга.

Моя точка зрения (А. А. Микулин)

Предлагаем читателям отрывки из книги известного конструктора авиационных моторов, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий академика А. А. Микулина «Активное долголетие», в которой автор пропагандирует оздоровительные средства, не являющиеся общепринятыми, но имеющие немало сторонников.

Воздух надо ионизировать

Наличием в воздухе оптимального количества легких отрицательно заряженных ионов (от 500 до 5000 в кубическом сантиметре воздуха) объясняются целебные свойства атмосферы микроклимата, например, Абхазии, где наблюдается долголетие местных жителей. На тему о целебном свойстве отрицательно заряженных ионов в воздухе написано и издано у нас и за рубежом свыше 300 трудов. В ряде больниц и курортов сейчас функционируют целебные установки аэроионизации. В нашей печати сообщалось об успешном лечении больных гипертонической болезнью и бронхиальной астмой, помещенных в «биотроны» - камеры с ионизированным воздухом (по способу профессора М. Б. Пан-ченко).

В книге «Теория и практика лечения ионизированным воздухом» Л. Л. Васильев пишет: «Изучение аэроионизации с гигиенической точки зрения выдвинуло идею о существовании оптимального, наиболее благоприятного для здоровья и самочувствия, ионного режима воздуха, который следует искусственно создавать и поддерживать в жилых и рабочих помещениях наряду с оптимальной температурой, влажностью, достаточной вентиляцией и пр.». И далее: «Известно, что введенные в практику кондиционеры не только не обогащают воздух ионами, а, напротив, его дезионируют... Идея о включении искусственной аэроионизации в систему кондиционирования воздуха промышленных и школьных помещений была выдвинута советскими гигиенистами (Раабен, Седчиков, Варищев) еще в начале 30-х годов».

Для искусственной дополнительной ионизации воздух, прошедший кондиционеры, на первое время должен принять около 1000 легких отрицательных ионов в кубическом сантиметре. Такой воздух будет сохранять здоровье и повышать производительность труда.

Находясь у себя в квартире, я ионизирую воздух до 1000 ионов в кубическом сантиметре.

Ионы против бактерий

Первое открытие ранее неизвестного свойства отрицательно заряженных аэроионов - уничтожать бактерии - принадлежит А. А. Микулину, Г. П. Головановой и А. Г. Цейтлину: тогда, в 1953 году, нами был создан первый специальный гидроионизатор ИМ-5. Влияние ионов на бактерии проверялось следующим образом. Врач Г. П. Голованова являлась руководителем яслей, расположенных в двух домах. В одном из них Голованова установила указанный гидроионизатор для ионизации воздуха. В течение года в этом доме дети болели значительно меньше, чем в контрольном доме без ионизации воздуха.

В 1955 году по моей и Головановой просьбе профессор А. Г. Цейтлин и научный сотрудник С. М. Гром-бах провели подробные научно-медицинские исследования влияния аэроионов на бактерии. Был установлен факт уничтожения бактерий ионизацией воздуха и вынесено решение - устанавливать ионизаторы в больницах, операционных и т. п. Я убежден, что широчайшее применение аэроионизации - один из путей улучшения здоровья людей.

Заряжен ли человек электричеством!

Согласно новейшим исследованиям земной шар заряжен отрицательно, то есть избыточным количеством свободных электрозарядов - около 0,6 миллиона кулонов. Это очень большой заряд.

Отталкиваясь друг от друга силами Кулона, электроны стремятся скопиться на поверхности земного шара. На большом расстоянии от земли, охватывая ее со всех сторон, находится ионосфера, состоящая из большого количества положительно заряженных ионов. Между землей и ионосферой существует электрическое поле.

При ясном небе на расстоянии метра от земли разность потенциалов достигает примерно 125 вольт. Поэтому мы имеем право утверждать, что электроны, стремящиеся под действием поля вырваться с поверхности земли, проникали в голые стопы и электропроводные концы нервов мышц первобытного человека, ходившего по земле босиком и не носившего сапог на электронепроницаемой искусственной подошве. Это проникновение электронов продолжалось до тех пор, пока общий свободный отрицательный заряд человека не достигал потенциала заряда на участке поверхности земли, где он находился. Под действием поля заряды, проникшие в тело человека, стремились вырваться наружу, где и захватывались, рекомбинировались положительно заряженными ионами атмосферы, непосредственно соприкасавшимися с открытыми кожными покровами головы и рук. Тело человека, его живые клетки и все функциональные зависимости метаболизма миллионы лет были приспособлены природой для здоровой жизни человека в условиях околоземного электрического поля и электрообмена, выраженного, в частности, в притоке электронов в стопы и оттоке, рекомбинации электронов в положительно заряженные ионы атмосферы.

Теперь мы должны задать себе несколько вопросов. Могли бы мышцы человека носить в себе положительный электрозаряд? Нет, не могли, так как электроны с поверхности земли немедленно их нейтрализовали бы. Могли ли мышцы не иметь никакого заряда? Нет, не могли, так как электроны земли их зарядили бы. Отсюда мы попытаемся сделать первый и важнейший вывод: соприкасающиеся с землей мышцы всего животного мира, и человека в том числе, были устроены природой так, что они должны были нести в себе отрицательный электрозаряд, соответствующий величине заряда земной поверхности, на которой живое существо находилось.

Величина отрицательного заряда человеческого тела должна меняться в зависимости от напряженности электрического поля в данной точке земли в данный момент. Даже у рыб голова несет положительный, а мышцы тела - отрицательный заряд.

Причин к изменению напряженности электрического поля очень много. Одна из главных - облачность, несущая сильнейшие местные электрозаряды. Они достигают в момент образования молний десятков миллионов вольт. В живом организме на поверхности кожи напряженность электрозарядов достигает иногда такой величины, что появляются искры при соприкосновении с металлом холодильников, когда снимаешь нейлоновое белье и т. д.

Согласно проведенным мной экспериментам любая физическая работа сопровождается снижением заряда мышечных клеток, участвовавших в ней. Новая подзарядка происходит за счет превращения энергии химико-окислительных реакций с большим КПД в электрическую положительную энергию. То есть природа уже решила проблему, над которой трудятся ученые и инженеры.

Следовательно, жизнь клетки и обмен веществ в ней сопровождаются беспрерывным электроге-незом (обменом). Чем моложе и здоровее существо, тем интенсивнее в нем электрообмен. Если нарушить беспрерывный электрогенез, например, перерезать нерв, то мышца, как известно, постепенно умирает и «высыхает», несмотря на продолжающееся кровообращение.

Новейшие наблюдения сотрудников Института общественной и коммунальной гигиены показали, что при перемене погоды самочувствие больного человека зависит как от величины местной напряженности поля земли, так и от изменения барометрического давления, в большинстве случаев сопутствующего изменению напряженности поля. Но так как в быту мы не имеем комнатных приборов для измерения величины напряжения поля земли, то и объясняем состояние самочувствия не основной причиной - изменением напряженности поля, а величиной падения барометрического давления.

Электричество и заземление человека

Какие же изменения в жизни человека обусловили его отход от естественного первобытного бытия?

Человек надел сапоги, выстроил дома, изобрел то-конепроводящий линолеум, резиновые подошвы, залил улицы городов и дороги асфальтом. Человек сегодня гораздо меньше соприкасается с электрозарядами земли. В этом одна из причин таких распространенных недугов, как головные боли, раздражительность, неврозы, сердечно-сосудистые заболевания, быстрая утомляемость, плохой сон и пр.

В прошлом земские врачи прописывали больным прогулки босиком по росе. Это лечение нельзя назвать иначе, как «заземление тела пациента». В Англии и сейчас функционирует несколько обществ «босоножек».

Почему бы и нам не испробовать методы «заземления», чтобы избавиться от перечисленных выше назойливых недугов? Первые же опыты, проведенные мною, показали, что даже грубые электрические приборы способны регистрировать появление в изолированном от земли человеке вредных положительных электрозарядов, возникающих в процессе его труда и в обыденной жизни. Так, если человек, ложась в постель, натянул на себя одеяло, то он, по опытам М. А. Острякова, заряжается вредным, противоестественным статическим положительным зарядом с напряжением около 600-700 вольт. При ходьбе по полу, покрытому линолеумом, положительные заряды достигают 1000 вольт. Иные люди настолько заряжены вредным положительным электричеством, что с ними опасно здороваться несущим отрицательный заряд, так как искры обжигают руки.

Лучшим средством заземления является любой голый или изолированный металлический провод, одним концом припаянный к крану, к трубе водопровода или батарее отопления, а другим, голым, концом через нержавеющую пластинку или ложку прижатый к телу человека (лучше всего к стопам). Во время умственного труда полезно держать металлический заземленный проводом шарик или другой металлический предмет в левой руке, а во время сна конец заземленного мягкого тонкого провода может лежать, например, поверх простыни.

После публикации статьи о пользе заземления появились последователи моего метода. Все они отмечают резкое повышение работоспособности, а также улучшение сна и здоровья.

Виброгимнастика

Комплекс утренних физических упражнений недаром называют зарядкой. Действительно, это зарядка бодростью, свежестью, активностью на весь предстоящий день. Даже люди тренированные, физически крепкие, занимающиеся напряженным умственным трудом, после нескольких часов работы начинают чувствовать тяжесть в голове. Мозг устает.

Я предлагаю простое упражнение, которое могут выполнять даже те люди, кому запрещены бег и быстрая ходьба.

Если подняться на носках так, чтобы каблуки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол, то испытываешь удар, сотрясение. При этом произойдет то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.

Это упражнение я назвал «виброгимнастика».

Такие сотрясения тела нужно делать не спеша, не чаще 1 раза в секунду. После 30 упражнений (сотрясений) нужно сделать перерыв в 5-10 секунд. Ни в коем случае не старайтесь поднять каблуки выше 1 сантиметра над полом. Упражнение от этого не станет эффективнее, а лишь вызовет ненужное утомление стоп.

Слишком частые сотрясения тоже бесполезны. В межклапанных пространствах вен не успеет накопиться достаточная порция крови, и ее волна не захлестнет следующий «этаж» вены.

При каждом упражнении нужно делать не более 60 сотрясений. Выполняйте их жестко, но не резко, чтобы они не отдавались болезненно в голове. Сотрясения должны быть такими же, какие природа предусмотрела при беге. Поэтому никакой опасности для позвоночника и его дисков виброгимнастика не представляет. Мой опыт занятий виброгимнастикой в течение десятилетий это подтверждает.

Тяжесть в голове, возникающая от прилива крови в результате длительной и напряженной умствен-.ной работы, проходит после виброгимнастики. Это объясняется тем, что инерционные силы энергично продвигают венозную кровь от головы к сердцу.

Усталость проходит после минутного занятия виброгимнастикой во время подъема в гору. Эти минутные упражнения рекомендую делать через каждые 150-200 метров подъема. Особенно эффективно снимают усталость такие упражнения во время длительных походов пешком.

Виброгимнастику, по моему мнению, смело можно отнести к профилактическим видам физкультуры. Встряхивание организма, стимулирующее более энергичное пульсирование крови в венах, устраняет скопление шлаков и тромбы возле венозных клапанов. Следовательно, тряска организма - это эффективная помощь в предупреждении и лечении ряда болезней внутренних органов, средство для предупреждения тромбофлебита и даже инфаркта (микротромбофлебита вен сердечной мышцы).

Это подтверждают все сторонники виброгимнастики. Хочу привести в качестве примера свидетельство академика В." А. Амбарцумяна, успешно пользовавшегося виброгимнастикой. (Письмо приводится с разрешения автора).

«Дорогой Александр Александрович!

В период между 1966 и 1969 годами я несколько раз заболевал тромбофлебитом. В 1969 году после лечения тромбофлебита в больнице я стал применять предложенный Вами способ вибрационной гимнастики, когда болезнь еще не совсем прошла.

После двух-трех месяцев применения этого метода прошли все следы последней болезни. После этого у меня почти уже два года не было тромбофлебита. Мне кажется, что предлагаемый Вами способ действительно помогает предупреждать тромбофле-битные явления...»

В периодической печати я нередко встречаю сообщения, которые подтверждают пользу тряски, вибрации организма. Приведу одно такое сообщение, опубликованное в 1974 году в журнале «Техника - молодежи» № 7 под названием «Верхом от паралича».

«В 1952 году на Олимпийских играх в Хельсинки серебряную медаль в одном из видов верховой езды завоевала датская спортсменка Д. Хартель. Каково же было изумление публики, когда стало известно, что эта спортсменка перенесла полиомиелит и долгое время лежала в параличе!

Успех Хартель натолкнул медиков на мысль лечить последствия паралича с помощью верховой езды. И опыты, проводимые в ГДР, Англии, Швеции и Голландии, уже позволяют говорить о положительных результатах спортивно-терапевтической помощи...

Специалисты считают, что, хотя верховая езда полностью не излечивает последствий паралича, она оказывает огромное положительное влияние на пациентов, укрепляя их общее физическое состояние»


Далее:

Об этом и многом другом рассказала главный офтальмолог МЕДСИ, врач высшей категории Донцова Светлана Михайловна .

Как правильно организовать рабочее место ребёнка, чтобы снизить нагрузку на глаза во время чтения?

Самым удобным и правильным местом для чтения является специально адаптированные под ребёнка стол и стул. Место должно быть организовано так, чтобы ноги ребёнка были согнуты под углом в 90 градусов и касались пола, чтобы спина была прямая – ребёнок не должен наклоняться или «зависать» над столом. Высота стола должна быть почти на уровне грудной клетки. Расстояние от книги до глаз ребёнка – 40–45 сантиметров. Саму книгу следует держать в наклонном положении.

Стол должен находиться в самом освещённом месте комнаты, желательно, около окна, чтобы на книгу падал естественный свет и не было теней. Естественный свет – самое лучшее освещение для чтения.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день почти у всех школьников есть компьютеры на рабочих столах, необходимо установить монитор так, чтобы не было бликов от окна, а также от верхнего или от локального освещения.

Так как световой день становится всё короче, то для правильной организации чтения необходимо как , так и локальное – то есть на столе у ребёнка должна быть настольная лампа – это обязательный атрибут для школьников.

Если ребёнок правша, то настольная лампа должна стоять слева, если левша, то справа – чтобы тени не падали на книгу.

Продолжительность непрерывного чтения должна быть чуть меньше, чем в школе. Есть нормы для школьника младших классов: 30 минут работы – чтение или – и потом обязательный перерыв-отдых. Старший школьник может без вреда для глаз выдержать 45–50 минут непрерывного чтения. Если ребёнок работает на компьютере, то перерыв должен быть чаще.

Схема работы за компьютером для младших школьников – это 15 минут работы и 30 минут перерыва. Для учащихся средней и старшей школы – 30 минут работы и не менее 10 минут перерыва. В целом, детям не рекомендуется проводить за компьютером более двух часов.

Организация перерыва

Во время перерыва важно не только отвлечься от работы – будь то школьные уроки или чтение – но и сделать гимнастику для глаз и мышц шеи и спины. Можно потянуться, разогнуться, встать и сделать несколько приседаний, размять мышцы шеи. Основная – это размять все наружные мышцы глаза:

– нужно поводить глазными яблоками в разные стороны, влево-вправо;

– сделать несколько круговых движений глазами, будто рисуя взглядом круг;

– поморгать;

– посмотреть в окно и сконцентрировать взгляд на чём-нибудь далёком.

Вынужденная поза – она очень утомительная для детей. Дети не всегда замечают усталость, особенно, если им интересно и они увлечены книгой. В результате ребёнок начинает наклоняться вниз или в сторону не от того, что ему плохо видно, а потому что устала спина. В результате возникает деформация спины, позвоночника, неправильная осанка и .

На диване или в кресле?

Многие дети, как и взрослые, любят читать полулёжа в кресле или даже . При этом читать лёжа не рекомендуется никому, так как не только формируется неправильное положение головы, но и освещение, скорее всего, будет неправильным – на книгу будут падать тени. Кроме того, лёжа очень трудно удержать правильное расстояние от текста до глаз – 40 сантиметров. И самое главное – нарушается положение глаз. В положении лёжа получается, что ребёнок читает полузакрытыми глазами, что приводит к астигматизму. У человека сам глаз мягкий, и полуприспущенные веки придавливают глаз, меняют преломление световых лучей и искажают зрение. В результате устаёт глаз. Так что в положении лёжа читать нежелательно.

Также важно помнить, что дети копируют взрослых, поэтому если они видят, что мама с папой читают лёжа, то им очень сложно объяснить, насколько это вредно для зрения. Если взрослый глаз уже адаптирован, устойчив, то детский только формируется и растёт, он не привычен к экстремальным нагрузкам, и неправильное положение может , в частности, к близорукости.

Читать полулёжа в кресле можно, если расслабиться, занять удобную позу и поставить рядом дополнительное освещение. Конечно, лучше всего читать сидя за столом, но, как правило, спина тоже устаёт, и поэтому можно провести время с книгой и на диване или в кресле, главное – читать сидя и организовать себе хорошее освещение.

Нормы чтения

Нормы чтения зависят от возраста ребёнка и от того, какие у него нагрузки в школе, ведь чем старше ребёнок, тем больше домашних заданий. Для младших школьников 30 минут чтения в день – вполне достаточно. Максимум – два часа, но обязательно с перерывами и . В любом случае, ориентироваться надо на ребёнка.

Если говорить о старших школьниках, то им можно читать и более четырёх часов в день, но также обязательно нужно делать перерывы. обязательно должна быть разнообразной.

Если ребёнок чувствует сильную усталость после выполнения домашней работы и чтения, то самое лучшее – это выйти на прогулку. Регулярные, а лучше в любую погоду являются важным условием для сохранения хорошего зрения.

Если Вам больше 40 лет, Вы никогда не носили очки, а в один прекрасный день с удивлением обнаруживаете, что не видите газету даже на расстоянии вытянутой руки, не стоит впадать в панику – пришла пора обратиться к окулисту, чтобы подобрать очки для чтения.


Что такое пресбиопия?

За зрение на различных расстояниях отвечает аккомодационная функция хрусталика - способность изменять свою форму. В молодом возрасте хрусталик эластичен, при взгляде на близко расположенные предметы под действием прикрепленных к нему мышц, хрусталик становится более выпуклым и сильнее преломляет свет, тем самым фокусируя изображение на сетчатку.

С возрастом хрусталик становится более плотным, менее эластичным и теряет способность к аккомодации. Ближайшая точка ясного зрения постепенно удаляется от глаз, появляется зрительное напряжение, трудно вдеть нитку в иголку, при чтении Вы все дальше отодвигаете от себя книгу или газету. Такое явление называется пресбиопией или возрастной дальнозоркостью.

Пресбиопия постепенно прогрессирует, согласно возрастным нормам.

Пресбиопия постепенно прогрессирует, примерно каждые 5 лет требуется замена очков для близи на более сильные. Есть возрастные нормы пресбиопии. В 40 лет для чтения необходимы плюсовые очки силой 1,0 Д, в 45 лет - 1,5 Д, в 50 лет - 2,0 Д, в 55 лет - 2,5 Д, в 60 лет - 3,0 Д, в 65 лет - 3,5 Д. Далее возрастная дальнозоркость не прогрессирует, так как хрусталик полностью теряет свою эластичность.

Тем, у кого дальнозоркость, к очкам для дали прибавляется возрастная норма пресбиопии. При близорукости из этой возрастной нормы вычитается коррекция для дали. Близорукие люди долго могут читать без очков.


Если Вы не носите очки для дали, то можно пользоваться обычными монофокальными очками для чтения. При этом, если Вы в них посмотрите вдаль, то изображение будет размытым. Поэтому большой популярностью пользуются очки-половинки, с узкими стеклами, при взгляде вдаль Вы смотрите поверх очковых линз.

Готовые очки для чтения или на заказ?

Готовые очки всегда имеют одинаковую силу линз для обоих глаз и усредненное межзрачковое расстояние.

Вы можете заказать очки или купить готовые.

В первом случае Вы выбираете любую подходящую оправу и выбираете линзы, обладающие теми или иными, необходимыми Вам свойствами. Стоимость очков будет варьироваться в зависимости от цены оправы, линз и работы мастера. В зависимости от салона изготовление очков на заказ займет от пары часов до нескольких дней.

В продаже имеется большой выбор готовых очков. Они стоят на порядок дешевле, чем изготовленные индивидуально по Вашему заказу. Маленькие по размеру или даже складные, они легко помещаются в кармане. Часто продаются вместе с очечником.



Выбирая готовые очки, Вы экономите время, затраченное на ожидание изготовления очков на заказ. Но готовые очки всегда имеют одинаковую силу линз для обоих глаз и усредненное межзрачковое расстояние, обычно 62-64 мм. Если Ваше межзрачковое расстояние значительно отличается, то чтение в таких очках может вызвать головную боль, слезотечение, резь в глазах.

Если Вам нужны очки с разной силой линз для правого и левого глаза, то готовые очки также Вам не подойдут. Кроме того, как правило, линзы в готовых очках не имеют никаких дополнительных покрытий, таких как упрочняющее, просветляющее и др., таким образом, они легко царапаются и не могут обеспечивать высокого качества зрения.


Если Вы пользуетесь очками для дали, то Вам подойдут бифокальные, трифокальные очки или прогрессивные, чтобы хорошо видеть и вдалеке и вблизи. Такие очки всегда изготавливаются только по индивидуальному заказу ввиду их сложности.

Подбор очков для чтения

Часто, когда появляется необходимость в очках для чтения, люди берут их у своих родственников или друзей. При использовании чужих очков могут возникнуть проблемы со зрением и ухудшение общего состояния, ведь важна не только сила очковых линз, но и межзрачковое расстояние, и возможное наличие у Вас астигматизма (неровной поверхности роговицы, требующей назначения цилиндрических очков).

Чужие очки могут стать причиной ухудшения зрения и общего самочувствия.

Если ранее Вы никогда не носили очки, или за короткий срок сменили несколько пар с различной силой линз, то наилучшим вариантом будет, если Вы сначала обратитесь к офтальмологу. Врач не только проверит зрение и выпишет рецепт на очки, но и исключит ряд серьезных заболеваний.


Подбор очков для чтения производится по специальной таблице для проверки зрения вблизи с текстами различного размера. Самый мелкий - текст № 1, соответствует остроте зрения 1.0. Самый крупный, находящийся внизу таблицы, текст № 10 – остроте зрения 0.1. Таблицу необходимо держать на расстоянии 33-35 см, но если Вы хотите в очках для чтения смотреть, например, на экран компьютера, то необходимо смоделировать ситауцию, отодвинув табличку на большее расстояние.

Проверив зрение вдаль каждого глаза в отдельности (чтобы не пропустить какого-либо заболевания) офтальмолог или оптометрист, постепенно увеличивая силу линз, подберет необходимые Вам очки для чтения и выпишет долгожданный рецепт.


Если Ваши очки для чтения не подходят для работы за компьютером, закажите прогрессивные очки, чтобы хорошо видеть на различных расстояниях.

С годами возможности хрусталика утолщаться постепенно снижаются. К 45 годам в большинстве случаев здоровый глаз не может читать текст на расстоянии ближе 25 см. А оптимальное расстояние для чтения — 30—35 см. Практически такое расстояние достигается, когда человек сидит за столом, на котором лежит книга, и читает, подперев подбородок кулаком руки, поставленной на локоть.

Надо стараться по возможности всегда — с самых юных лет до самых преклонных — читать при таком удалении текста от глаз. Если на этом расстоянии читать становится тяжело (хотя зрение вдаль хорошее), а буквы расплываются, то, значит, появляется возрастная дальнозоркость.

С этого времени пора пользоваться гимнастикой «Зоркость» для дальнозорких. То есть читать попеременно одним глазом при максимальном приближении текста.

Правила чтения и контроля здесь те же, что и при общем варианте «Зоркости»: «смена» глаз через каждые 15—20 минут, периодический «массаж» хрусталика — несколько раз подряд отдалить и приблизить текст, контрольное измерение расстояния проводить от наружного края невооруженного глаза при стабильном освещении. Читать по программе «Зоркость» для дальнозорких надо без очков. Но лишь до определенного предела.

Если минимальное расстояние от текста до глаз возрастет до 60 см, придется читать одним глазом в очках плюс 1 диоптрия. Если это расстояние увеличится до 70 см, надо тренироваться в очках плюс 1, 25. При минимальном расстоянии 90 см придется менять очки на плюс 1, 5 диоптрии.

Ю. А. Утехин считает, что в борьбе против возрастной дальнозоркости наряду с гимнастикой для глаз очень важна общая профилактика старения организма, которая, как доказано, пагубно сказывается и на зрении. Утехин, который еще в молодые годы сам избавился от близорукости, сейчас в возрасте 55 лет бегает почти ежедневно (на дистанции от 5 до 15 км), ездит на велосипеде, ходит на лыжах, плавает, выполняет другие упражнения. Он считает, что спортивные занятия способствуют выведению вместе с потом шлаков и продуктов распада, засоряющих организм, мешающих нормальной работе различных систем, преждевременно старящих органы и ткани, в том числе — и хрусталик глаза.

Тут просматривается даже вполне определенная зависимость. У 60-летнего активного, спортивного человека хрусталик в таком же состоянии, как и у 45-летнего «гипокинетика». Зашлакованность организма у человека, ведущего малоподвижный образ жизни, слабый общий тонус его мускулатуры, вялое кровоснабжение — все это воздействует как на состояние организма в целом, так и на отдельные его системы.

Применительно к предмету нашего сегодняшнего разговора можно сказать: то, что плохо для всего организма, плохо и для хрусталика. Вот почему очень часто приходится слышать от пожилых физкультурников, что они, приобщившись к регулярным беговым тренировкам, почувствовали, как отступает возрастная дальнозоркость.

«Можно ли жить без очков?», Стив Шенкман