Объем инфузионной терапии у детей. Диурез не повышается. Требования к «детской воде»

Читайте также

Особенности состояния здоровья часто болеющих детей

По клиническим проявлениям, характеру течения острых респираторных инфекций, спектру их осложнений, возможному прогнозу дальнейшего формирования состояния здоровья можно выделить три основных клинических типа часто болеющих детей: соматический, оториноларингологический, смешанный.


О пользе воды для организма человека говорят все врачи и печатные издания, но мало кто оговаривает какой объем воды нужен нам для нормальной жизни.

Достаточно часто родители сталкиваются с двумя противоположными ситуациями: ребенок пьет очень много воды – и ребенок почти не пьет воду. Мамы таких деток обеспокоены данной проблемой и начинают ограничивать употребление воды или, наоборот, пытаются силой напоить. Так, где же она «золотая середина» и сколько надо ребенку выпивать воды?

Для начала стоит отметить, что к воде мы относим обычную воду – родниковую, бутилированную, кипяченую, фильтрованную и др. Соки, компоты, сладкая вода, газированные напитки, молочные коктейли, морсы, чай, отвары трав, настои - к понятию «вода» не относятся.

Какую воду лучше всего давать ребенку?

Правильная питьевая вода, крайне необходимая для нормального роста и развития ребенка, должна соответствовать гигиеническим нормативам, изложенным в СанПиН № 2.1.4.1116-02. Однозначно, та вода, которая течет в квартире из крана, вряд ли соответствует этим нормативам и давать ее пить детям не стоит. Если у вас есть колодец или скважина, то эта вода, возможно, будет более пригодна для питья. Но чтобы это узнать отнесите пробы воды в лабораторию, где проведут специальное исследование и дадут вам профессиональное заключение. Лучше всего давать детишкам пить бутилированную питьевую воду. На этой воде должна быть маркировка «вода высшей категории» или «детская вода».

Требования к «детской воде»:

Сбалансированный минеральный состав. Помните, количество солей и их концентрация в детской воде значительно ниже, чем в обычной.

Не должна содержать консерванты, в том числе диоксид углерода и серебро, микроорганизмы.

Детскую воду нельзя обрабатывать химикатами.

Нормы потребления воды ребенком

Нормы потребления зависят от возраста ребенка, питания, образа жизни, времени года. Необходимо помнить, что вода в организм ребенка поступает не только с чистой водой, но и с кашей, супом, овощами и фруктами.

Дети до года

Находящиеся только на грудном вскармливании, в воде не нуждаются (рекомендации ВОЗ). Если ребенок на искусственном вскармливании или введен прикорм, то ребенка нужно допаивать водичкой 100-150 мл в сутки. В жаркое время года или при повышенной температуре тела объем воды можно увеличить, при условии, что малыш ее пьет, а не выплевывает. Как только в рационе появляется твердая пища, то ребенку необходимо давать воды из расчета: вес ребенка Х 50 мл – объем жидкой пищи (суп или молоко) Х 0,75.

Например, ваш малыш весит 10 кг и съедает 300 мл молока в сутки:

1. 10 кг. Х 50мл. =500 мл.

2. 300 мл. Х 0,75=225мл.

3. 500мл. – 225мл. =275 мл.

225 мл - это то количество воды, которое ваш малыш должен выпить за сутки.

Дети от года до 3 лет

В этом возрасте дети уже сами ходят, бегают и активно играют в подвижные игры. Поэтому в этом возрасте количество необходимой воды достигает 800 мл. Не забываем, что все дети разные. Если ваше чадо предпочитает стоять рядом с вами и смотреть на игры других детей, а не участвовать, то ему может быть достаточно и 500 мл в сутки. Но если ваш ребенок активно бегает, то потребность в воде может возрасти и до 1,5 литров.

Воду нужно пить строго в перерывах между едой, за 20 минут до еды или через 20 минут после. Вместе едой пить воду не рекомендуется, так ухудшается процесс пищеварения.

Дети от 3 до 7 лет

Норма потребления в этом возрасте будет от 1,5 до 1,7 л. Границы нормы могут меняться в зависимости от активности ребенка и его пола.

Дети старше 7 лет должны пить воду во взрослой норме – 1,7-2 литра. Увеличиваем количество воды, если ребенок занимается спортом, болеет.

  • Суточная физ. потребность в жидкости


  • отеке головного мозга (и его угроза) – общий объем жидкости не должен превышать 2/3 ФП при этом в/в часть не более ½ ФП.

  • дыхательной недостаточности – при II ст. ограничить до ½ ФП, при ДН III ст. – 1/3 ФП.

  • сердечной недостаточности – максимальный V в/в инфузии не более ½ - 1/3 ФП, при гипосистолии полное прекращение ИТ.

  • почечной недостаточности – за исключением преренальной ОПН V в/в инфузии не более суммы "неощутимых" потерь (25 мл/кг/сут у детей младшего возраста и 10 мл/кг/сут – старшего возраста) и диуреза за предыдущие сутки


Клинические признаки дегидратации


Клинические признаки дегидратации (продолжение)




Скорость инфузии (кап/мин)=

  • …..объем жид-ти (мл)….

  • кол-во часов инфузииХ3

  • При шоке за первый час вводится 10-15мл/кг

  • При эксикозе I-II степени за первые 6-8 часов регидратации целесообразно вводить (вместе с питанием) объем жидкости, приблизительно равный его исходному дефициту внеклеточного объема:


  • Кальций ФП=0.1-0.5 ммоль/кг/сут

  • (у новорожденных, недоношенных 1-3 ммоль/кг/сут)

  • Ca хлорид 10%=1 мл =1 ммоль

  • Ca глюконат 10%=1 мл = 0.25 ммоль

  • Вводим 10% р-р 0.5 мл/год/сут (СаCl) -1 мл/год/сут (Са глюк.)

  • (не более 10 мл), за 1-2 введения


Калий ФП= 1.0-2.0 ммоль/кг/сут

  • Калий ФП= 1.0-2.0 ммоль/кг/сут

  • Скорость введения К не должна превышать 0.5 ммоль/кг/час!

  • Вводим: - в растворе глюкозы

  • - при наличии диуреза

  • - суточную дозу делим на 2 введения

  • - концентрация К в растворе не более 1%

  • 7.5% р-р = 1 мл = 1 ммоль

  • 4% р-р = 1 мл = 0.5 ммоль

  • Вводим 7.5% р-р 1-2 мл/кг/сут

  • 4% р-р 2-4 мл/кг/сут


Магний ФП = 0.1-0.7 ммоль/кг/сут

  • Магний ФП = 0.1-0.7 ммоль/кг/сут

  • 25% = 1 мл = 2 ммоль

  • Вводим в р-ре глюкозы из расчета 0.5-1 мл/кг/сут не более 20 мл за 2 раза

  • Натрий ФП = 2 – 4 ммоль/кг/сут

  • 10% NaCl=1 мл = 1.71 ммоль

  • 0.9% NaCl=10мл = 1.53 ммоль


Сода

  • Сода

  • (коррекция декомпенсированного метаболического ацидоза)

  • Объем 4% соды(мл) = ВЕ*вес/2

  • Полученный объем делим на 2,

  • вводим его в р-ре глюкозы 1:1, повторяем КОС

  • Если нет КОС, то вводим 2 мл/кг

  • Нельзя вводить соду при нарушениях вентиляции

  • Нельзя стремиться к полной и быстрой компенсации ацидоза, как только рН достигнет уровня 7,25 и более инфузию прекращают и вводят КCL, так как может возникнут гипокалиемия ввиду перехода К в клетку



Клинический

  • Клинический

  • Контроль веса 2 раза в сутки

  • Почасовой контроль диуреза

  • Нормализация гемодинамики (ЧСС, АД)

  • Лабораторный

  • Биохимические показатели (Электролиты, глюкоза, мочевина, креатинин, белок, КЩС, коагулограмма)

  • ОАК с Ht

  • ОАМ с удельным весом



Абсолютное количество мочи объемом жидкости

  • Абсолютное количество мочи , выделенное за определенное время, нужно соотносить с объемом жидкости , введенным в организм за тот же временной интервал.

  • Необходимо вести таблицу учета


Почасовой диурез




Если на фоне регидратации

  • Если на фоне регидратации

  • Диурез не повышается:

  • исключить ОПН

  • возможно введено избыточное количество солевых растворов

  • Диурез превышает объем полученной жидкости

  • введен избыток растворов содержащих воду (5% глюкоза)

  • из-за избытка концентрированных растворов глюкозы у больного развился осмотический диурез


Расчет количества жидкости для парентерального введения дол­жен основываться у каждого конкретного ребенка на следующих по­казателях:

Физиологические потребности (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Суточная потребность детей в жидкости (норма)
Возраст ребенка Объем жидкости, мг/кг
1-е сутки 0
2-е сутки 25
3-й сутки 40
4-е сутки 60
5-е сутки 90
6-е сутки ПО
с 7-х суток до 6 мес 140
6 мес-1 год 120
1-3 года 100-110
3-6 лет 90
6-10 лет 70-80
Больше 10 лет 40-50


Коррекция дефицита жидкости в организме - расчет дефицита основывается на клинических и лабораторных показателях.

Возмещение дополнительных патологических потерь, которые под­разделяются на 3 категории:

1) неощутимые потери жидкости через кожу и легкие; возрастают при лихорадке: на каждый 1 °С - на 12%, что в перерасчете озна­чает увеличение общего объема жидкости в среднем на 10 мл/кг массы на каждый 1 °С повышенной температуры (табл. 3.2). За­метим, что усиленную перспирацию при одышке лучше корригировать с помощью адекватного увлажнения и согревания ды­хательной смеси (микроклимат);

2) потери из желудочно-кишечного тракта (ЖКТ); если нельзя из­мерить объемы жидкости, которые ребенок теряет при рвоте, считается, что эти потери в сутки составляют 20 мл/кг;

3) патологическая секвестрация жидкости в растянутые петли ки­шечника.

Обратим особое внимание на то, что при инфузионной терапии надо всегда стремиться назначать ребенку как можно больший объем жидкости per os; к парентеральному ее введению прибегают лишь при

Примечания: 1. При инфузии восполняется разница между нормой и патологией. 2. При повышении температуры тела свыше 37 °С к рассчитанному объему добав­ляют по 10 мл/кг на каждый градус.


отсутствии такой возможности. Особенно это касается детей ранне­го возраста, когда приходится решать вопрос о назначении инфузи­онной терапии при эксикозе различной этиологии (табл.

3.3). Не сле­дует также забывать, что существует ряд состояний, когда необходимо ограничить физиологические потребности организма в жидкости. О них речь пойдет в специальных разделах, здесь же упомянем лишь такие, как почечная недостаточность в стадии олигурии, сердечная недоста­точность, тяжелая пневмония.

Таблица 3.3. Распределение жидкости в зависимости от степени эксикоза


В целом следует отметить, что при определении объема инфузи­онной терапии необходимо составить программу ее применения. Она должна осуществляться по принципу «шаг за шагом», причем каж­дый этап не должен превышать 6-8 ч и заканчиваться мониторингом важнейших показателей. Сначала это должна быть экстренная кор­рекция расстройств, например восстановление дефицита ОЦК, вос­становление дефицита объема жидкости, содержания важнейших электролитов, белка и т.д. Вслед за этим инфузионная терапия при необходимости проводится в поддерживающем режиме с коррекци­ей сохраняющихся нарушений гомеостаза. Конкретные схемы зави­сят от вариантов ведущего патологического синдрома.

Способы инфузионной терапии

В настоящее время единственным способом осуществления инфузион­ной терапии можно считать внутривенный путь введения различных ра­створов. Подкожные инъекции жидкостей сейчас не применяются, внутриартериальное нагнетание используется лишь по специальным показаниям, а внутрикостное введение различных лекарственных пре­паратов и растворов сегодня может быть использовано лишь в экст­ренных ситуациях (в частности, при проведении реанимационных ме­роприятий и невозможности внутривенного введения препаратов).

Наиболее часто в педиатрии применяют пункцию и катетериза­цию периферических вен. Для этого обычно используют вены локте­вого сгиба и тыльной поверхности кисти. У новорожденных и детей до 1 года могут быть использованы подкожные вены головы. Пунк­ция вены осуществляется обычной иглой (в этом случае существуют проблемы с ее фиксацией) или специальной иглой-«бабочкой», ко­торая легко фиксируется к коже ребенка.

Чаще прибегают не к пункции, а к пункционной катетеризации периферических вен. Проведение ее значительно упростилось с по­явлением специальных катетеров, надетых на иглу («Венфлон», «Броунюля» и т.д.). Эти катетеры сделаны из специальных термопласти­ческих материалов, которые практически не вызывают реакции со стороны стенки сосуда, а существующие размеры позволяют вводить их детям начиная с периода новорожденности.

Существует множество подходов к проведению регидратации ; большинство из них взаимозаменяемы, основываются на одних и тех же принципах, и превосходство какого-либо одного из них не доказано. Из практических соображений для расчетов берут значение веса при поступлении, а не величину должного веса. В первую очередь следует добиться стабильности гемодинамики; это обеспечивает поддержание мозгового и почечного кровотока и включение компенсаторных механизмов, направленных на восстановление ОЦК.

Первый этап терапии заключается в быстрой инфузии относительно изотоничной жидкости (физиологического раствора или раствора Рингера с лактатом). Если главную роль в дегидратации играет (например, при стенозе привратника), раствор Рингера с лактатом не применяют, поскольку лактат усугубляет метаболический алкалоз, вызванный потерей кислого желудочного содержимого. Большинство растворов для пероральной регидратации содержат буферы, также способствующие нарастанию метаболического алкалоза у детей младшего возраста с профузной рвотой. При легкой и среднетяжелой дегидратации инфузия проводится в течение 1-2 ч из расчета 10-20 мл/кг (1-2% веса).

При тяжелой дегидратации проводят инфузию со скоростью 30-50 мл/кг/ч до восстановления стабильной гемодинамики. Начальная быстрая инфузия изотоничной жидкости преследует несколько целей:
1) выиграть время до получения результатов анализов;
2) предупредить дальнейшую дегидратацию;
3) сконцентрироваться на составлении программы регидратации.

Объем жидкости, введенной на этом этапе, при дальнейших расчетах не учитывается.

На втором этапе возмещаются потери жидкости и электролитов до поступления ребенка в больницу. Многие подходы к проведению регидратации основываются на одних и тех же принципах.
1. При всех типах регидратации восполнение потерь проводится медленно.
2. Не следует быстро восполнять потери калия. Калий является преимущественно внутриклеточным ионом, и поэтому даже быстрое введение его концентрированных растворов желаемого эффекта не окажет, но может вызвать смертельно опасные осложнения. Калий добавляют только после двукратного мочеиспускания в концентрации не более 40 мэкв/л или со скоростью инфузии 0,5 мэкв/кг/ч.
3. Для восполнения дефицита воды и NaCl лучше всего подходит 0,45 % раствор NaCl, содержащий по 77 мэкв/л Na+ и Cl-. В нем больше натрия, чем в стандартных растворах для поддерживающей терапии, но отношение воды к натрию выше, чем в плазме.

Выше приведены два примера программ восполняющей инфузионной терапии . В программе I поддерживающая терапия к восполняющей не добавляется. Скорость инфузии рассчитывают таким образом, чтобы полностью восполнить предполагаемый дефицит в течение 6- 8 ч. Основное внимание уделяют восполнению дефицита, а остальные компоненты инфузионной терапии оставляют на потом.

В некоторых случаях подразумевается быстрое введение большого объема, что ограничивает применение этой программы у подростков, больных с диабетическим кетоацидозом, грудных детей с гипертонической дегидратацией и детей с дегидратацией больше 10%. В таких случаях, а также у старших детей предпочтительнее программа II - медленное и длительное восполнение дефицита жидкости. При этом восполняющая терапия дополняется поддерживающей. Расчеты в этом случае сложнее, чем при программе I. Скорость инфузии складывается из скорости, необходимой для поддерживающей терапии, и скорости, обеспечивающей устранение половины дефицита жидкости в течение 8 ч.

Для детей весом до 10 кг объем инфузии примерно одинаков в обеих программах. Так, у ребенка весом 10 кг со степенью дегидратации 10% дефицит жидкости составит 1000 мл. В соответствии с программой I восполнение такого дефицита за 8 ч возможно при скорости инфузии 125 мл/ч. В случае программы II за 8 ч возмещается половина дефицита (500 мл), то есть скорость восполняющей инфузии составляет 62,5 мл/ч; скорость поддерживающей инфузии при этом равна 40 мл/ч. Таким образом, общая скорость инфузии составляет 102 мл/ч. Обе эти программы возможны при изотонической или гипотонической дегидратации, но не при гипертонической дегидратации.

Лечение гипертонической дегидратации - это совершенно особенная и сложная задача, требующая тщательной оценки состояния и иного подхода к скорости восстановления дефицита жидкости. У таких детей на основании клинической картины легко недооценить тяжесть дегидратации. Потери натрия меньше, чем при других видах дегидратации, поэтому, казалось бы, содержание натрия во вводимых растворах должно быть снижено.

Однако быстрое введение гипотоничных растворов влечет за собой перемещение воды в дегидратированные клетки с гипертоничной цитоплазмой, что может привести к отеку мозга. В связи с этим при гипертонической дегидратации следует с особой тщательностью рассчитывать скорость инфузии. Можно использовать 0,18% NaCl с 5% глюкозы или 0,45% NaCl с 5% глюкозы. Дефицит следует восполнить за 24-48 ч одновременно с поддерживающей инфузионной терапией. Скорость инфузии подбирают так, чтобы сывороточная концентрация натрия снижалась на 0,5 мэкв/л/ч, или на 12 мэкв/л/сут. Гипертоническая дегидратация может быть осложнена гипокальциемией (редко) или гипергликемией.


При наличии клинических проявлений гипокальциемии вводят глюконат кальция в/в под мониторным наблюдением. Гипергликемия возникает из-за снижения секреции инсулина и чувствительности клеток к инсулину. Важно помнить, что на фоне гипергликемии измерение сывороточной концентрации Na+ дает заниженный результат: увеличение концентрации глюкозы на каждые 100 мг% выше уровня 100 мг% понижает концентрацию Na+ на 1,6 мэкв/л. Например, при измеренной концентрации натрия 178 мэкв/л и концентрации глюкозы 600 мг% действительная концентрация натрия составляет 170 мэкв/л (600 - 100 = 500; 500 х х 1,6/100 = 8).

При всех типах дегидратации второй этап восполняющей инфузионной терапии требует тщательного наблюдения. Поскольку исходная степень дегидратации определяется по субъективным критериям, чрезвычайно важно постоянно оценивать адекватность инфузионной терапии по изменению клинических показателей. Так, если при поступлении отмечается повышенный удельный вес мочи (1,020- 1,030), то при правильно подобранной инфузионной терапии частота мочеиспускания должна возрастать, а удельный вес мочи - снижаться. Параметры инфузии (скорость, объем, длительность) рассчитывают заранее, однако необходима постоянная коррекция на основании изменений клинической картины.

Если сохраняются тахикардия и другие признаки дегидратации, то либо тяжесть дегидратации недооценили, либо продолжающиеся потери жидкости превышают ожидаемые. В таком случае следует увеличить скорость инфузии или провести дополнительную быструю инфузию. Признаками улучшения состояния считаются нарастание диуреза, снижение удельного веса мочи, восстановление ОЦК. При быстром улучшении состояния второй этап восполняющей терапии можно сократить и перевести больного на поддерживающую терапию.

Определение суточной физиологической потребности в воде прямым измерением невозможно, поэтому ее величина рассчитывается. Приведем примеры расчетов различными способами.

Пример 1. Возраст ребенка 2 нед .
1) Весовой способ- 140 мл/(кг*сут)*3 кг=420 мл/сут
2) Калорический -100 мл/100 ккал«125 ккал/(кг»сут)*3 кг=375 мл/сут
3) По площади поверхности тела- 1500 мл/м2*0,2 м2=300 мл/сут
4) По площади поверхности тела -2000 мл/м2*0,2 м2=400 мл/сут
5) По формуле Вейля (1977)-(100-МТ) мл/(кг-сут)*3 кг=291 мл/сут

Таким образом, видно, что «потребность» ребенка в воде 291- 420 мл/сут. Различие составляет 130 мл, что соответствует 10,84% ЭЦЖ (!), 12,4% ИЦЖ (!) и 5,8% ОВТ. Значит, если «недолить», то сознательно идти на дегидратацию II степени через сутки, а «перелить» - вызвать ятрогенную гипергидратацию II степени. И то и другое плохо. Решение зависит от знаний и опыта работы врача в области ИТ.

Мы обычно используем первый способ, но если говорить о «золотой середине», компромиссном решении, то, вероятно, величина 360 мл будет удовлетворительной. Причем, она незначительно отличается от результата, рассчитанного по калорическому способу.

Пример 2. Возраст ребенка 1 год .
1) 120 мл/ (кг*сут)*10 кг=1200 мл/сут
2) 100 мл/100 ккал*110 ккал/(кг*сут)*10 кг=1100 мл/сут
3) 1500 мл/м2*0,5 м2=750 мл/сут
4) 2000 мл/(м2.сут)*0,5 м2=1000 мл/сут
5) 1000 ккал+(100*1) = 1100 ккал/сут-100 мл/100 ккал=1100 мл/сут
6) (95-3, умноженное на возраст в годах)*МТ=92*10=920 мл/сут

Различие между крайними величинами при исключении 3-го способа составляет 280 мл, 4,67% от ОВТ, 8,48% от ИЦЖ и 10,37% от ЭЦЖ. Результаты довольно близки между собой, а максимальная разница относительно величин водных пространств организма несколько меньше, чем в первом примере. Третий способ, как неудовлетворительный, из дальнейших расчетов будет исключен.

Пример 3. Возраст ребенка 10 лет .
1) 80 мл/(кг*сут)*30 кг=2400 мл/сут
2) 100 мл/100 ккал-80 ккал/(кг-сут)*30 кг=2400 мл/сут
3) 2000 мл/(м2*сут)-1 м2=2000 мл/сут
4) 1000 ккал+(100 ккал-10 лет)*100 мл/100 ккал=2000 мл/сут
5) (95-3*10)-30 кг=1950 мл/сут

Различие между крайними величинами составляет 450 мл, что соответствует 2,5% ОВТ, 3,75% ИЦЖ и 7,5% ЭЦЖ. С увеличением возраста величина размаха колебаний общего объема физиологической потребности в воде, рассчитанной различными способами, отнесенная к величинам водных пространств организма, снижается. Таким образом, в различных рекомендациях и до настоящего времени нет единства.

Какой же способ должен избрать врач , проводящий ИТ? В данном случае он не ошибется, избрав любой способ расчета, так как регулирующие системы организма нивелируют ошибку, если она была допущена относительно истинных потребностей организма данного ребенка. Сложнее дело обстоит при работе в конкретных ситуациях.

Там вопрос решается после комплексной оценки состояния ребенка, функций его жизненно важных органов и систем: сердечно-сосудистой системы, почек, органов дыхания, интенсивности метаболизма. Основываясь на «золотой середине», почти всегда можно принять правильное решение.

Определение потребности в ионах . Наиболее часю потребность в ионах рассчитывается на основании величин массы тела, площади поверхности тела и энергетических затрат организма. Для новорожденного потребность в натрии определяют следующим образом.
1) 2-3 ммоль/(кг*сут)*3 кг=6-9 ммоль/сут
2) 35-50 ммоль/(м2*сут)*0,2 м2=7-10 ммоль/сут
3) 1-3 ммоль/100 ккал*125 ккал/(кг»сут)-3 кг=3,75-11,25 ммоль/сут

Определение потребности в натрии для ребенка в возрасте 1 года .
1) 2-3 ммоль/(кг*сут)*10 кг=20-30 ммоль/сут
2) 35-50 ммоль/(м2*сут)*0,5 м2 = 17,5-25 ммоль/сут
3) 2-3 ммоль/100 ккал*110 ккал/(кг-сут)-10 кг=22-33 мл/сут

Определение потребности в натрии для ребенка 10 лет .
1) 1,5 ммоль/(кг*сут)*30 кг=45 ммоль/сут
2) 35-50 ммоль/(м2*сут)*1 м2=35-50 ммоль/сут
3) 1-3 ммоль/100 ккал*2400 ккал/сут=24-72 ммоль/сут

Как видно из приведенных примеров , наибольшие колебания отмечаются при расчете на энергетические потребности, что связано с большой величиной колебаний потребности, определенной на 100 метаболизированных килокалорий. Точнее следует сказать, что эта потребность тоже еще не установлена. Однако, если вернуться к единице МТ как критерию расчета, то средние величины, полученные указанными способами с учетом пределов колебаний, для новорожденных составят 2,6 ммоль/(кг-сут), для годовалого ребенка - 2,5 моль/(кг*сут), а для ребенка 10 лет - 1,5 ммоль/(кг*сут).

Выполнив аналогичные расчеты потребности в ионе калия, увидим, что относительно единицы МТ потребность новорожденного составит около 2,4-2,5 ммоль/(кг»сут), годовалого ребенка- в среднем около 2,15 ммоль/(кг«сут), а десятилетнего ребенка - около 1,4 ммоль/ (кг сут).

Таким образом, потребности детей в воде и основных ионах, определяются с помощью довольно простых расчетов. На основании этих данных можно решать проблему обеспечения потребностей детей в основных ионах.