Сколько надо добавлять донника в табак. Донник лекарственный (Гурьян, буркун). Гуцулы в Карпатах курят мать-и-мачеху и другие местные растения, — говорят, не только не вредно, но даже полезно

Ботаническое название: Азимина трехлопастная (Asimina triloba), вид листопадных деревьев или кустарников, из рода Азимина (Asimina) семейства Анноновых (Annonaceae). Малораспространенная плодовая культура, в последнее время приобретающая все большую популярность.

Родина азимины трехлопастной: Северная Америка.

Освещение: светолюбива, выносит небольшое затенение.

Почва: рыхлая, плодородная, влажная без застоя воды.

Полив: регулярный, почва всегда должна быть влажной.

Максимальная высота дерева: 12-15 м.

Средняя продолжительность жизни дерева: более 50 лет

Посадка: семенами, отводками, корневыми отпрысками.

Общее описание дерева азимина

Трехлопастная азимина — дерево с широкопирамидальной кроной, вырастающее до 4-5, при благоприятных условиях — до 12-15 м. В природе произрастает по берегам рек, в лесах с влажной рыхлой почвой, часто образует густые заросли. Ствол и ветки с серой гладкой корой, молодые побеги густо опушены. Крупные, от 12 до 33 см в длину и 4,5-12 см в ширину, черешковые кожистые листья продолговато-яйцевидной формы, заостренные на концах и суживающиеся к черешкам, появляются в конце весны после распускания цветов. Нижняя поверхность у молодых листов опушенная, красновато-коричневая, верхняя – гладкая глянцевая, ярко-зелёная, со временем становится светло- или серо-зелёной.

Цветение начинается в апреле и длится около 3 недель. Цветочные почки, благодаря изоляционной оболочке, хорошо выдерживают весенние заморозки.

Одиночные, свисающие на опушенной цветоножке колокольчатые коричнево-пурпурные или винно-красные цветы появляются в пазухах прошлогодних листьев, придавая растению декоративный вид. Их диаметр достигает 6 см, в каждом имеется несколько пестиков, благодаря чему растение азимины может завязывать до 9 плодов из одного цветка.

Обоеполые цветки протогеничны, то есть рыльце пестика созревает раньше, чем раскрываются пыльники, опыление внутри одного цветка исключено. Растение требует перекрестного опыления, для чего рекомендуется иметь в саду не менее 2 сортов. Цветы обладают слабым неприятным запахом, напоминающим запах испорченного мяса, опыляются мухами, пчелами, муравьями.

Плоды азимины (фото см. ниже) созревают в сентябре-октябре и представляют собой сочные ягоды продолговато-цилиндрической формы, обычно несколько угловатые, разные по величине и массе. Их длина может быть от 5 до 15 -16 см, ширина – 3-7 см, масса – от 60 г до 200г.

Отдельные плоды собраны в соплодия по 2-3, иногда до 9 шт., имеют тонкую, полупрозрачную, легко снимающуюся кожицу и оранжево или беловато-желтую мякоть, в спелом виде мягкую, по консистенции похожую на сливочное масло, очень сладкую, по вкусу напоминающую банан и манго, с резким землянично-ананасовым запахом. Цвет кожуры вначале темно-зеленый, затем она постепенно светлеет и становятся лимонно-желтой, после первых заморозков чернеет.

Семена азимины

Семена азимины крупные, до 2-2,5 см, слегка сплюснуты по бокам, темно-коричневые, по виду похожи на семена хурмы. Располагаются внутри плода по 10-12 шт. в 2 ряда.

По форме и внешнему виду плоды напоминают небольшие бананы, в связи с чем другое распространенное название азимины трехлопастной – банановое дерево. Местные жители в разных странах называют её банан Небраски, северный банан, собачий банан. Азимина — банановое дерево упоминается также в литературе как азимина трилоба, а в США известна как пау-пау, что в переводе означает «лап-лап», из-за сходства соплодий, состоящих обычно из 3-5 плодов, по форме с рукой.

История культивирования, полезные свойства растения азимины

Родина азимины трехлопастной — южные и восточные районы США, на севере она распространена от южной части канадского Онтарио до Флориды. В природе произрастает по берегам рек, в лесах с влажной рыхлой почвой, часто образует густые заросли. Интродуцирована в 1736 году, встречается в Испании, Франции, Японии, Италии и ряде других стран. Без защиты может расти только в южных регионах Европы, в России известна мало, культивируется в садах Краснодарского края, на Черноморском побережье Кавказа.

В культуру введена немногим более 100 лет назад. В настоящее время выращивается в США и Канаде, где приобретает все большую популярность. Центром коммерческого разведения азимины считаются юго-восточные регионы штата Огайо в США, где в окрестностях города Олбани проводят посвященный ей ежегодный фестиваль, так называемый «Pawpaw festival».

По химическому составу плоды близки к бананам и содержат большое количество сахаров (до 25 %), витамина С (в отдельных сортах до 62 мг на 100 г), а также витамин А и микроэлементы: калий, кальций, магний, железо. Имеют высокую питательную ценность, поскольку достаточно калорийны (359 ккал). Употребляются в свежем виде, консервируются с сахаром, используются для приготовления мороженого, начинок для пирогов и тортов.

Растение обладает лекарственными свойствами. Его семена, содержащие алкалоид азиминин, издавна применяют как рвотное средство. Отвар листьев обладает мочегонными свойствами. Согласно последним исследованиям, препараты из азимины оказывают противоопухолевое и антимикробное действие.

К недостаткам, сдерживающим распространение культуры, относятся низкая урожайность (не более 25-40 кг с взрослого дерева), плохая приживаемость после пересадки, обусловленная стержневой корневой системой, а также невозможность хранения и транспортировки плодов. Они имеют замечательный вкус и аромат, но быстро переспевают и портятся, поэтому должны употребляться или перерабатываться немедленно после снятия. Зрелый плод может храниться не более 2-3 дней, а если он упал и получил повреждения, то уже на следующий день приобретает неприятный вкус пережженного кофе.

Распространенные сорта азимины на фото

В настоящее время известно около 60 сортов азимины, отличающихся по срокам созревания, величине семян и плодов. Основная селекционная работа по их созданию ведется в США и Канаде, и большинство выращиваемых в России сортов созданы именно там. Среди наиболее распространенных можно отметить культивары Дейвис и Оверлиз, с желтой мякотью и превосходным качеством плодов, а также сорт Мартин, отличающийся холодостойкостью. В рассадниках можно встретить саженцы сортов Тейлор, Митчел, Золото Ребекки, Грин ривер и т.д. Имеется несколько сортоформ отечественной селекции, среди которых:

Десертная, среднеспелая, среднерослая, с плодами весом 250-270 г и желтой мякотью отличных вкусовых качеств, занимающей до 95 % от общего объема плода;

Сочинская 11, сильнорослая, раннеспелая,с крупными (до 350 г) плодами и желто-оранжевой вкусной мякотью.

Выращивание и размножение азимины

На территории нашей страны выращивание азимины возможно в районах с теплым климатом, обеспечивающих не менее 160 безморозных дней (Краснодарский край, Кубань, Кавказ). Взрослые деревья светолюбивы, и дают максимальный урожай при полном солнечном освещении, молодые посадки в первые два года страдают от прямых солнечных лучей и нуждаются в притенении.

Деревья поливают регулярно, приствольные круги и междурядья мульчируют, что позволяет сохранить в почве влагу и предотвращает её перегрев в летние месяцы. По мере роста саженцев переходят на искусственное задернение многолетними травами, периодически скашивая их и используя в качестве мульчи. В период активного роста азимину подкармливают раз в 2 недели органическим или полным минеральным удобрением. Весной производят санитарную обрезку и обрезку на замещение.Растение мало поражается болезнями и вредителями.

Размножают азимину семенами, корневыми отводками и прививкой. Корневая поросль обычно немногочисленна, слабо наращивает корневую систему и плохо переносит пересадки. Для размножения её рекомендуется отделить от материнского растения за год до планируемой пересадки.

Семена азимины требуют стратификации, иначе их прорастание может затянуться до 3 лет. Стратифицированные семена при посеве поздней осенью всходят в июле.

Молодые растения в первый год развиваются слабо, плохо переносят пересадку. Выращенные из семян экземпляры зацветают на 4-8 год, привитые — через 2-3 года, однако прививать деревья достаточно сложно.

Азимину можно выращивать в контейнерной культуре.

Многие начинающие табаководы и не только начинающие рано или поздно начинают ароматизировать свой табак. Это неизбежно, т.к. табак начинает приедаться. Ароматизация табака в домашних условиях по сути привносит изменения во вкусе при курении.

Ароматизация табака в домашних условиях рецепты

  • 1. Самое простое, это добавить к табаку вишневый лист. Как раньше его добавляли в махорку, чтобы сбить ее специфический запах и вкус. Лист собирается, высушивается и мешается с табаком.
  • 2. Можно добавить цветы жёлтого донника. Мешку подбираем опытным путем на свой вкус. Также из донника можно сделать спиртовую (40%) вытяжку и ей ароматизировать табак. Для этого опрыскиваем ферментированный, отлежавшийся лист или нарезку и в тепло на недельку для пропитки.
  • 3. Берем две столовые ложки меда и растворяем его в 200 гр. коньяка. Добавляем 80 мл. уксуса 9% и 1 мл. глицерина и доводим до 1 литра дистиллированной водой. Увлажняем этой смесью из пульверизатора лист табака, герметично его пакуем и отправляем в теплое 40-50 С место (можно к батарее если зима). Раз в 10-12 дней открываем табак, если в банке и переупаковываем если в пакете. Через пару месяцев достаем, проветриваем и даем отдохнуть пару недель. Можно также подсушить в духовке и снять пробу.
  • 4. Можно использовать ваниль, только натуральную стручковую. Ваниль перетирается с нарезанным увлажненным табаком. Укладывается в банку, герметично закрывается и в тепло на пару тройку дней.
  • 5. Попробуйте поэкспериментировать с ароматизированным чаем. В пол-литровую банку с увлажненным табаком кладете пакетик чая и закрываете. Даете постоять 3-4 дня и пробуете. Можно пробовать миксы одновременно закладывая в банку разные чаи.
  • 6. Ароматизация табака в домашних условиях с помощью безникотинового кальянного табака «Leyla» погарской фабрики. Для этого один брикет заливаем 150-200 мл. кипяченой воды и даем настояться часов 5. После сливаем полученную жидкость и ей обрабатываем табак путем опрыскивания. Помещаем обработанный табак в банку и закрываем крышкой. Через пару деньков достаем, подсушиваем до нужной влажности и пробуем. При покупке кальянного табака, вкусы выбираем под свое предпочтение.
  • 7. Еще один очень простой способ. Покупаем кисет табака (я уважаю Мак Барен звар шаг) вы на свое усмотрение и подмешиваем к своему табаку в пропорции 1 к 15. Тщательно перемешиваем и герметично закрываем. Через неделю можно курить.
  • 8. Самый простой вариант, это покупать уже ароматизированные гильзы.
  • 9. Можете попробовать ароматизаторы для электронных сигарет. Разводите водой 1 к 10 и обрабатываете из пульверизатора. В этом случае запах больше будет идти от самого табака чем при курении.
Ароматизация табака листьями чёрной рябины

Соусирование табака в домашних условиях

Для этого берутся ягоды (какие вам нравятся) заливаются водой и ставятся на огонь. Вода выпаривается до консистенции слегка густого концентрата. Далее в этот соус добавляется мед и спирт содержащие напитки. Все на ваш вкус. Берется посуда, в нее укладываются желательно ферментированные листья табака и заливаются нашим отваром. Все это дело ставим под гнёт и убираем в теплое место на пару суток.
По прошествии суток желательно поместить наш табак под пресс или зажать в струбцину и прогреть при температуре 60-70 С в течении 5 часов. Следующий этап это нарезка, просушка в духовке и снятие пробы.

Вообще, лучше экспериментировать с мешками разных сортов, чем с ароматизацией табака. Ну здесь как говорится берет любопытство и интерес попробовать чего то необычного.

Как смягчить табак

P.S. Не экспериментируйте на больших партиях табака, так как результат может вам понравиться, а может и сильно огорчить. Вот если что то понравится, тогда дерзайте на большей партии.


Непременным атрибутом запорожского казака, помимо "шаблюки" (сабли) и "ратыща" (пики), была также "люлька" (трубка). Народные "парсуны" (портреты) казаков всегда изображают их с трубкой: на коне ль в походе, или сидя с кобзой - а люлька всегда в зубах. В известной украинской народной песне "Ой, на горі женці жнуть" гетману Петру Сагайдачному даже приписывают такие слова:

"Мені з жінкою не возиться,
А тютюн та люлька
Козаку в дорозi знадобиться…"

Особенную любовь к трубке и табачному зелью сечевиков отмечают все современники и историки Запорожского Коша. Вот, например, как это описывает Яворницкий:

"В свободное от походов время запорожские козаки любили, лежа на животах, побалагурить, послушать рассказы других, держа при этом в зубах коротенькие люлечки, так называемые "носогрийки" или люльки-буруньки, и попыхивая из них дымком. Люлька для козака первое дело: запорожец принесет на Великдень пасху из церкви, поставит ее на стол, а сам скорей за трубку: "А, ну-ка, синки, берiться за люльки, нехай паска постоє, а поросяти кат не візьме", - шутливо говорят о запорожских козаках их потомки. Люлька для запорожца - родная сестра, дорогая подруга его: он как сел на коня, зараз же запалил люльку да так верст шесть, а то и больше все смалит и смалит и изо рта ее не выпускает…" (см. Яворницкий Д.И. История запорожских козаков, К.-1990, т.1, с.237).

Короткая казачья люлька-"бурулька" или, правильней, "бурунька" (от татарского слова burun - нос), что, фактически, то же самое, что и "носогрейка" - вещь непростая. Много их сохранилось по музеям и частным коллекциям запорожских древностей, что позволяет восстановить их исторический облик. Любой заядлый курильщик скажет, что букет табака значительно меняется в зависимости от того, из какой породы вырезана трубка. Украинские поселяне издавна вырезали себе люльки только из особых пород деревьев - прежде всего из вишни, а также из груши, липы и вереса. По народным поверьям, ни в коем случае нельзя было резать люльки из осины - проклятого дерева, на котором Иуда повесился. Нельзя было резать трубки из дуба - дерева, священного для всех славян. Практически не резали трубки из хвойных пород - сосны и ели, поскольку их смолистый запах напрочь заглушал аромат самого табака. Однако люлька запорожская, как видно из сохранившихся экземпляров, в старину была вовсе не цельнодеревянной - а представляла собой довольно сложную конструкцию, значительно отличающуюся от современных сувенирных образцов.

"Чашка" трубки чаще всего лепилась из глины и обжигалась на огне, однако сохранилось много образцов "чашек", выточенных из вулканического туфа или других, преимущественно мягких горных пород. По внешнему ободу "чашки" нередко наносились сакральные узоры - т.н. "карбы", имевшие также место на кобзах-бандурах, тростях-насеках и посохах-костурах. И уже только в саму чашу трубки вставлялась "втулка", выточенная из дерева (вишни, липы или груши). "Чубук" изготавливался также нередко деревянным, из клена. Но чаще всего материалом для чубука служил полый внутри "очерет" (тростник), коим заросли на сотни верст днепровские плавни. Такие чубуки практически никогда не чистили - и когда в чубуке накапливались смолы, его попросту выбрасывали, меняя на новый, благо материал для него всегда был под рукой.

А вот что пишут исследователи про курительные трубки из другого региона Украины:

"Трубки как объект народного искусства сохраняются еще до сих пор на Гуцульщине, там они изготавливаются из мосяжной и мельхиоровой бляхи, изредка встречаются и отлитые люльки. Интересным образцом является трубка-"путиловка", которая изготавливается в селе Путили Черновецкого уезда. Место соединения крышки с трубкой иногда украшено плоским гребнем или венчиком. Венчики обычно заканчиваются головкой птицы или коника. Крышки трубки также бывают с украшением, сделанным из узенького пояска бляхи "кучерями", изготовленными очень мастерски…" (см. Воропай О. Обычаи нашего народа: Этнографический очерк (укр.). - К. - 2005г., с. 489).

Помимо самой люльки, сечевики с особыми чувствами относились и к другим трубочным атрибутам - т.н. "причиндальям". К ним, прежде всего, относились кисеты-"капшуки" для хранения табака, нередко искусно вышитые матерями или нареченными казаков, а также стальные "кресала" для добывания огня, часто выкованные в форме стилизованных животных - волков, коней, птиц и змей. А некоторым "причиндальям" запорожцы, только с им присущим чувством юмора, дали весьма колоритные названия - "затычка" (чтоб забивать табак в трубку) и "протычка" (чтоб прочищать ее); они изготавливались из металла, а в старину из кости или рога, и также богато украшались орнаментом. Люльку и сопутствующие ей "причиндальи" запорожец носил чаще всего или в своем широченном поясе, используя его вместо карманов, или в накладном мешке-"гамане", крепившемся также к поясу, или прятал за отворот своей знаменитой смушковой шапки-"бирки".

Помимо трубки как предмета личного обихода запорожцы знали и трубки как предмет ритуальный, использующийся для коллективных действий:

"У запорожцев кроме того, что каждый козак имел у себя люльку, а то была еще "обчеська" люлька, очень больших размеров, обсаженная монистами, дорогими камнями, разными бляхами, иногда исписанная надписями вроде "козацька люлька - добра думка"; и с такой люльки потягивало целое общество или собрание, когда обдумывало какое-нибудь предприятие или замышляло против кого-нибудь поход…" (см. Яворницкий, там же).

Упомянутые историком большие размеры "обчеськой" люльки относятся прежде всего не столько к чашке трубки, сколько к длине самого чубука - такие трубки с длинными чубуками были еще в ходу у черноморцев, где и были запечатлены уже в 19в. на фотографиях и рисунках исследователей кубанской казачьей старины.

Курение трубки на Украине в среде казачества стало считаться чуть ли не символом молодечества, а "добра люлька" была поставлена в один ряд наравне с "ясной зброей" - "белым", или, как говорят ныне, холодным оружием. Знаменитый гоголевский Тарас Бульба погиб лишь потому, что не захотел, чтоб его люлька врагу досталась. Однако наряду с курением трубки использовали и нюханье табака:

"Люльки, однако, не исключали и употребление нюхательных рожков: нюхари были преимущественно старые деды, которые, избегая слишком большой затраты времени около люльки, предпочитали ей рожок с табаком: "Поки її наложеш, поки її запалиш, поки її накриєш та поки її насмокчешся, єретичої душі, а то смикдьорг! Утер носа та й готов!.." А некоторые употребляли и то, и другое: "Люлька душу услаждає, а ріжок мозок прочищає"…" (см. Яворницкий, там же).

"Курии" и "нюхари" порой нередко добродушно насмехались друг над другом. Главным поводом для насмешек над "нюхарями" была неопрятность последних - на одежде часто бывали видны остатки нюхательного табака. Однако "нюхари", например, Старобельского уезда весело отвечали, что кто нюхает и не утирается - тот и не грешит вовсе: с него смеются люди и осуждают его, а тем самым берут его грех на себя. А в Белгородском уезде рассказывали легенду, что на нюханье табака благословила сама Пресвятая Богородица, с помощью нюхательного табака избавившаяся от головной боли.

Наиболее полное собрание легенд и преданий о происхождении табака и курения мы находим у известного украинского этнографа конца 19в. Георгия Булашева. Согласно этим народным преданиям, украинский народ видел в курении происки бесовщины, как, например, рассказывали селяне Черниговского уезда:

"…когда Бог разгневался на чертей и начал их скидывать с неба, то один черт летел-летел да и напоролся… на суховерхий дуб. Висел черт на нем до тех пор, пока начала с него труха сыпаться. Стала падать труха на землю, а из той трухи начала расти табачная рассада. Люди стали ее брать там, курить и нюхать, а потом и у себя на огородах развели" (см. Мифы Украины. По книге Георгия Булашева "Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях" (укр). - К. - 2003г., с.286).

В других легендах также рассказывается о "нечистом" происхождении табака - например, в Александровском уезде считали, что начало курения связано с началом распития водки и происходит от того пустынника, которого искусил на это бес; в других же местах считали, что черти заманили селянина, идущего в церковь, в лес, подарили ему трубку и научили курить. Бытовало также мнение, что табак вырос из тела той блудницы, которая сняла Предтече голову.

А в легенде из Чигиринского уезда рассказывается, как черти, дабы отвлечь монаха от молитвы, стали его искушать, подпалив растущий рядом дуб. Монах молитвой застиг и обездвижил черта в самом дубе - дуб рос-рос и раздавил черта: вот из этой бесовской крови, пролившейся на землю, и вырос табак (см. Мифы Украины, с.286-291).

Табак на Украине издавна назывался словом "тютюн", заимствованным напрямую из турецкого языка (tutun - табак). От турков же, видимо, казаки позаимствовали и сам обычай курить трубки, поскольку турки держали в своих руках всю средиземноморскую торговлю в 16-17вв. - сами же османы, скорей всего, очень быстро переняли привычку курить трубку непосредственно у испанцев; тем более, что само курение различных, в том числе и наркотических трав для получения "кейфа" (т.е. наслаждения), было издревле присуще мусульманским народам - и вместо гашиша в кальяне появился уже ароматизированный табак, приведший за собой и привычку курения уже собственно трубки.

Однако самым интересным моментом в курении табака является процесс его ароматизации - чтобы отбить неприятный табачный запах, который, по меткому выражению украинских селян "…горло дерет". Для этого существует два основных способа - ферментация табака, употребляющаяся ныне повсеместно как основной способ, и добавление в табак смесей из ароматизированных трав, как, например, в кальяне. Незаслуженно забытый исследователь запорожской казачьей старины Анатолий Пастернак, большой знаток украинской народной медицины, в своих работах пришел к интересным выводам. Оказывается, что в процессе ферментации собранных табачных листьев тот самый махорочный, резкий привкус табака уничтожается, что приводит к улучшению вкусовых качеств табака и табачных смесей. Однако в результате этого процесса также разрушаются и полезные для здоровья вещества - а вот концентрация никотина увеличивется в десятки раз:

"Сеяли табак, который произрастал в наших климатических условиях, а это, преимущественно, махорочные сорта. Применяли технологию приготовления самую простейшую - высушивали листья… А это - яблочная, лимонная, щавелевая кислоты, разные эфирные масла, которых в листьях махорки целых полтора процента. Среди них - кемпферол, кверцетин. Специалисты знают: все эти вещества не только не вредные, они полезные для организма! Например, кемпферол и кверцетин укрепляют сердечные мышцы…" (см. Пастернак А. А тютюн та люлька…/ж. "Наука и общество" (укр.), 1991г., №11, с.76).

Из самых известных на Украине махорочных сортов "самосада" сеяли чаще всего такие как "самсон" и "дюбек". Вот в них-то, чтобы отбить махорочный смрад, и добавляли различные душистые травы, обратившись к опыту народных целителей, знахарей-травников. Пастернак среди прочих трав выделяет следующие:

Материнку (или душицу лекарственную) - в ней содержатся тимол и карвакол, успокаивающие нервную систему, а также терпены, противодействующие болезням желудка;
- любисток - его "молодица" (девушка на выданье) мешала в табак, чтобы "…привязать к себе казака", а также сберечь его в пути; в нем содержатся фурокумарин, псорален, бергаптен, обладающие антисептическим и противоопухолевым действием;
- мяту - ее добавляли не только в курительную смесь, но также и в смеси для нюханья табака; мята содержит вещества, положительно влияющие на тонус, бодрость, рассудительность, спокойствие, оказывающие благотворное воздействие на работу мозга;
- тирлич (или горечавку желтую) - как говорили старики: "…чтоб руки-ноги не выкручивало", т.е. от ревматических болей в суставах;
- падуб - предупреждающий болезни горла, ангину, воспаления десен, укрепляющий эмаль зубов (см. Пастернак, с.77, а также: Иванишин Д.С., Катина З.Ф., Рыбачук И.З., Иванов В.С., Бутенко Л.Т. Лекарственные растения Украины. - К. - 1974г., с.101, 12.

Помимо вышеозначенных растений, обладающих сугубо лекарственным воздействием, в народной среде в курительные смеси добавляли также травы, имеющие сомнительное с точки зрения практической медицины значение, но имевшие большое значение для самих казаков, согласно народным верованиям, в связи с их специфической деятельностью. Считалось, например, что:

Для очищения крови после ранения нужно курить терновые листья и его сушеные цветы;
- для того, чтобы отогнать "черные мысли", курили с табаком сушеную полынь;
- казаки-"могильники", несшие неусыпную "варту" (стражу) на степных могилах-курганах, для улучшения зрения курили высушенную тырсу, т.е. ковыль.

Одной из самых интересных трав, употреблявшихся в курительных смесях, был буркун (или донник желтый), который курили старые рыбаки, находившиеся в силу своего промысла долгое время чуть не по пояс в воде. Сушеные верхушки с листьями и цветами буркуна (донника) содержат в себе в больших количествах вещество кумарин, обладающее противосудорожным воздействием. Однако то же самое вещество, кумарин, угнетает нервную систему и обладает к тому же еще и наркотическим, а точнее, галлюциногенным, эффектом (см. Губергриц А.Я., Соломченко Н.И. Лекарственные растения Донбасса. - Донецк - 1968г., с.71). Запорожские казаки, зная этот побочный эффект, курили табак с примесью буркуна после боя, если сечевик "…не мог забыть вида гибнувшего врага или умирающего побратима" (см. Пастернак, с.77). Интересное подтверждение этому находим и на страницах романа Шолохова "Тихий Дон", когда донской казак Григорий Мелехов, главный герой повествования, чтобы развеять тоску, курил: "…пригоршню смеси: сухой донник и корешки недозрелого самосада - "дюбека" (см. Шолохов М.А. Тихий Дон. - М. - 1980г., т.2, с.153).

Украинские народные верования также донесли до нас предания про некую "чаклун-траву" - т.е. "колдун-траву", порошком из которой запорожцы лечат рубленые, колотые и резаные раны (см. Пастернак, с.77-7). В знахарской практике "характерников", этих запорожских чародеев, согласно народным преданиям и различным "Травникам" и "Зелейникам" 16-18вв., употреблялись и другие сказочные растения - например, "разрыв-трава", отмыкающая любые замки и оковы, "одолень-трава", помогающая одолеть любого врага, "цвет папоротника", с помощью которого ищут клады, в большом количестве оставленные сечевиками в своих запорожских угодьях. Народные легенды глухо упоминают про корень той самой "одолень-травы", однако неизвестно, каким именно образом его употребляли. А вот про "чаклун-траву" есть упоминание, что ее именно курили, "…чтобы сабля не брала" (см. Пастернак, с.77). Учитывая многие архаические элементы, сохранившиеся в запорожской среде, и дошедшие чуть ли не до наших дней со времен индоевропейских воинских союзов (например, культ волка-оборотня), можно предположить, что курение (или, точнее, воскуривание) различных трав, содержащих галлюциногенные или стимулирующие вещества, входило и в ритуальную практику сечевиков, как до этого подобное имело место у скандинавских "берсерков", а также в ритуальной практике других народов. Более того, подобная практика подготовки к битве могла иметь место у запорожцев еще и в силу постоянного взаимодействия с мусульманским миром, на протяжении столетий использовавшего психотропные вещества (например, опиум и гашиш) в качестве допинга для своих воинов, например, подобные упоминания существуют про османских янычар. Однако что это было за тайное зелье казаков - история умалчивает. Уж не здесь ли коренится одна из разгадок тайн запорожских "характерников", которых, согласно легендам, "…ни пуля, ни сабля не брала"?

Как бы там ни было, но рецептура приготовления и сами пропорции из трав, добавлявшихся в курительные смеси, до наших дней практически не дожила. Единственным исключением являются сохранившиеся в народе до сих пор рецепты "злого тютюна" (четверть полыни на три четверти табака), и "мишанок", т.е. смесей в равных частях самосада сорта "самсон", мяты и любистка, или в равных частях табака и донника. А вот грешно курить или нет - на то есть следующая украинская легенда: "…Кто курит, но не плюет при этом, тот греха не делает, но кто курит и плюет, тот "пекла" (ада) не избежит - потому что земля всем нам мать: мы все из земли, землей живем и в землю снова пойдем, и того земля не примет, кто на нее плюет…"

Здравствуйте, дорогой читатель!

Разгар лета. Жара. Безветрие. Возле дороги – заросли вымахавшей почти в человеческий рост травы. Терпкий аромат донника. Это вокруг его цветков гудят тяжело нагруженные взятком пчелы. Одни растения – с желтыми цветками, другие, очень похожие – с белыми. Принадлежат они к одному роду, чем сходство и объясняется. Полезные свойства донника – тема этой статьи.

Виды донника

Донник – род растений семейства бобовых. Видов этот род содержит довольно много. Но наиболее распространены донник лекарственный (или желтый) и донник белый. Это двулетние травы. Произрастают они по всей Евразии, особенно в зоне степей. Но расселились широко – и по всей средней полосе, и на север. Попали растения даже за океан – в Америку.

У донника лекарственного ярко-желтые мотыльковые цветки, похожие на цветки многих других бобовых. Они довольно мелкие, собраны в кисти. Отличаются сильным ароматом.

Плод донника – яйцевидный боб размером 3 – 4 мм, с одним или двумя семенами внутри.

Стебель прямостоячий, сильноветвистый. У растений второго года может достигать в высоту полутора метров.

Листья мелкие, очередные. Самый нижний – тройчатый, из листочков обратнояйцевидной формы. Остальные листья ланцетные, продолговатые, с зубчиками по краям. Формой своих листьев, особенно тройчатыми, донник тоже похож на многих других бобовых.

Стебли и листья донника белого очень похожи на таковые у донника лекарственного. Похожи по форме и цветки. Только лепестки в них белого цвета.

Примечательно, что и химический состав растений во многом схож. Следовательно, похожи и полезные свойства обоих донников. Оба они – лекарственные растения, пусть один носит название «лекарственный», а второй – всего лишь «белый».

Места обитания донников – пустоши, обочины дорог, железнодорожные насыпи. Часто встречается в посевах, как сорняк. Но выращивают донники и специально, как растения кормовые. Выведен ряд сортов.

Полезные свойства донника

Применение человеком растений определяется их химическим составом. У донника, как и прочих бобовых, высоко содержание в листьях и плодах белка, жиров. В значительных количествах содержатся гликозид кумарин, холин, пурины. Это важные биологически активные вещества.

Будем помнить близкое родство обоих донников и их сходство, в том числе и в применении. Но описывать я буду все же применение лекарственного донника, полезные свойства которого изучены наиболее хорошо.

Лечебное использование донника

Применение желтого донника народной медициной насчитывает века. Растение за этот срок изучено лекарями прекрасно. Свои незаурядные лечебные свойства донник проявил в лечении многих заболеваний.

Думаю, что и название растения происходит от его целебного использования. Ведь донником лечили подагру. А нижняя часть брюшной полости человеческого организма частенько именовалась именно «дном». Болезни же этой «нижней части» — «донными болезнями».

Препараты из донника (экстракты, настои, мази) использовались народной медициной для лечения нарывов, фурункулов, опухолей. При воспалении молочных желез делали примочки из настоя травы донника. Подобными примочками лечили и воспаленные суставы при ревматизме.

При простудных заболеваниях, бронхитах, кашле отвары донника можно применять, как отхаркивающее средство, способствующее удалению мокроты.

Применяется донник лекарственный и в составе травяных чаев, обладающих успокаивающим действием, используемых при бессоннице.

Полезные свойства донника признаны и современной медициной. Установлено, например, что кумарин – это антикоагулянт. Препараты из донника понижают свертываемость крови и используются при тромбозах, стенокардии.

Главной формой применения донника служат настои. Один из рецептов таков.

В эмалированную посуду положить две столовых ложки сушеной травы и залить стаканом крутого кипятка. Нагревать 15 минут в водяной бане. Настой остудить, процедить и отжать. Разбавить настой кипяченой водой, долив ее до целого стакана (200мл).

Принимать 2 – 3 раза в день по половине стакана.

Другой настой можно использовать, как успокаивающее средство при бессоннице, головной боли, повышенной возбудимости и даже истерии и неврастении.

Для его получения 1 чайную ложку сухой травы донника заливают стаканом кипятка и настаивают 30 минут.

Принимать 2 – 3 раза в день по полстакана до еды.

В домашних условиях из донника довольно просто получить мазь, способствующую созреванию и вскрытию нарывов и фурункулов.

Для этого 2 столовых ложки свежих цветков разотрите с 2 – 3 ложками несоленого сливочного масла. Используют такую мазь свежеприготовленной, накладывая ее на больное место.

Но помните: самолечение опасно! Обязательно консультируйтесь с врачом. Входящий в состав цветков кумарин ядовит, и при нарушении дозировки возможно возникновение головной боли , рвоты . При совершенно неумеренном употреблении могут появиться даже поражения печени и кровообращения !

Сбор травы донника

Собирают траву донника для лекарственных целей в период цветения. В это время срезают или обрывают нежные части растения – цветочные кисти, верхушки побегов с листьями.

Сушат сырье под навесом в тени, рассыпав его тонким слоем. При правильной сушке листья останутся зелеными, а цветки – желтыми.

Хранить высушенную траву донника можно до двух лет.

Другие полезные свойства донника

Донники выращивают, как растения кормовые. Но корм все же получается слишком грубоватым, поэтому используют траву в основном для получения силоса.

Молодые листья, верхушки соцветий можно использовать в пищу в качестве заправок в супы, щи, салаты, окрошки. Также их кладут в мясные блюда, как ароматную добавку.

Донники – прекрасные медоносы. Донниковый мед к тому же обладает целым рядом полезнейших свойств.

В табачной промышленности для ароматизации табака используют добываемый из цветков донника кумарин. Применяют его и в парфюмерии.

Как и прочие бобовые, донники живут в симбиозе с азотфиксирующими бактериями. На их корнях есть хорошо заметные образования – клубеньки. В них-то бактерии и обитают. Они способны связывать свободный азот из воздуха и превращать его в соединения, доступные для усвоения растениями.

Поэтому донники применяют в севооборотах – их выращивание способствует повышению плодородия почвы.

Таков донник, полезные свойства которого я Вам, надеюсь, показал достаточно понятно и интересно.

Клик по картинке – подписка на новости

Ни для кого не секрет, что в содержимом современных сигарет практически отсутствует натуральный табак. Разумеется, можно приобрести качественный сортовой табак, но необходимо учитывать, что его стоимость будет достаточно высокой.

Например, в российских сигаретах «Таволга» содержатся зверобой, мята, подорожник, тысячелистник, хвощ, эвкалипт, чабрец, донник и шалфей , в американских сигаретах «Smoke Free» - мягкая оболочка кокосового ореха , в состав индийских сигарет «Nirdosh» входят базилик, куркума, гвоздика, индийская корица, калган, лакричник, листья тенду , а вместо сигаретной бумаги используется эвкалиптовый лист.

В травяных сигаретах нет никотина, ими заменяют обычные сигареты, чтобы справиться с психологической зависимостью от курения.

Пижма, хвощ, подорожник, богородская трава, аир, тысячелистник, мята, эвкалипт, шалфей, донник, а также чебрец он горький но зато имеет свойство хорошо очищать легкие и другие дыхательные пути, так что это будет в какой-то мере полезно.

Курение с использованием крапивы или чабреца, листьев земляники или малины, эвкалипта или можжевельника способствует очищению бронхов и легких от накопившейся в них слизи.

Смеси.

1) Смесь душистых трав:Хвощ, Трава горца птичьего, Мята, Пустырник, Донник, Подорожник, Чабрец, Эвкалипт.
Могут использоваться как средство для повышения тонуса.
2) Смесь душистых трав: Хвощ, Трава горца птичьего, Тысячелистник, Шалфей, Донник, Подорожник, Чабрец, Эвкалипт. Ароматизированы ванильным сиропом.
Могут использоваться как антистрессовое средство.
3) Смесь душистых трав: Хвощ, Трава горца птичьего, Тысячелистник, Пустырник, Донник, Подорожник, Чабрец, Эвкалипт. Ароматизированы сиропом чернослива.
Могут использоваться как средство для полного отказа от сигарет с никотином.
4) Смесь душистых трав: Хвощ, Трава горца птичьего, Тысячелистник, Пустырник, Донник, Подорожник, Чабрец, Эвкалипт. Ароматизированы шоколадным сиропом.
Могут использоваться как средство для похудения.

Чем можно заменить махорку. Сухая хвоя сосны. На отломанных ветках, которая стала жёлтой. Она более крепкая, чем махорка, но курить можно. Только самокрутки надо делать потоньше.

Гуцулы в Карпатах курят мать-и-мачеху и другие местные растения, — говорят, не только не вредно, но даже полезно.

Можно в два раза снизить расходы на сигареты

Прошлый год я вырастил 60 растений табака у себя на балконе. Высушил и переработал все части растений: листья, стебли и корни. К полученному табаку, добавил где-то 50% высушенных душистых и полезных трав, которые собирал летом.

Получилась изумительная и ароматная курительная смесь, которой очень хорошо накуриваешься. А запах хорошо воспринимают даже некурящие женщины. Это, как вы сами понимаете, о многом говорит. Я кручу на машинке сигареты с фильтром, так лучше. Набивать гильзы сложнее.

В месяц на бумажки и короткие фильтры диаметром 8 мм трачу где-то 5-7 евро.


Курю около 30 сигарет в день, но сигареты немного короче, чем «king size».

Таким образом, в год у меня расходы на курение составят 60-80 евро. У нас в Латвии пачка сигарет в магазине стоит 3 евро. Если бы я курил магазинные сигареты, то в год я бы потратил в районе 1000 евро, а если бы курил российские контрабандные — то 600-700 евро.

Исходя из этого моего опыта, я обнаружил, что если покупать табак для сигарет и самому их крутить, то можно снизить расходы в два раза!

Такая литровая банка табака в Латвии стоит в районе 14 евро. Из нее получается около 250 сигарет с табаком немножко лучшим, чем в магазинных сигаретах. Не рекомендую покупать табак в пачках, он дороже и у него большая влажность (надо его досушивать).

С учетом стоимости фильтров (100 шт стоят 0,60 евро) и стоимости бумажек (50 шт стоят 0,30 евро) — это получается в ДВА РАЗА дешевле, чем сигареты в магазине.

Ну, а если к табаку из банок добавлять сушеные травы, указанные на этой странице, то количество хорошей курительной смеси можно довести до 350-400 сигарет. А это уже ОЧЕНЬ СУЩЕСТВЕННАЯ экономия личного бюджета!

Мой личный опыт выращивания табака на балконе.


У меня на балконе размещается 80-100 растений в обрезанных 5-ти литровых пластмассовых бутылках из под воды. В ход идут листья, измельченные жилки, стебли и корни.

Мелко-мелко (часть на специальной резке, а часть через ручную мясорубку) измельченные СВЕЖИЕ стебли и корни укладываются в большое ведро для ферментации. Обычно это забраживает через неделю. Все это отжимается и сушится в духовке.

Остается большое количество жидкости. Этой жидкостью я обрабатываю измельченные сушеные травы: донник, подорожник(от кашля), подмаренник, полынь(от рака легких), мята, можно листья малины или черной смородины, Эти травы потом тоже сушатся в духовке. Все это я потом смешиваю.

Получается около 20 литров сухой курительной смеси. Кручу сигареты на машинке, с коротким фильтром 8 мм. Дым из-за трав очень ароматный (даже женщины не трендят, когда я рядом курю). Крепости мне хватает, но зять и некоторые другие говорят, что крепковато (крепость из-за корней).

Согласитесь, что в сигаретах, которые продают табака нет вообще, там какие-то растения, обработанные химией. Так что я курю ГОРАЗДО ЛУЧШЕ ПОКУПНЫХ СИГАРЕТ!!! Выращиваю так уже третий год.

Раньше выращивал табак на даче

Чем заменяли табак во время блокады Ленинграда?

Лаборатории ленинградского пищепрома были брошены на поиск подходящих заменителей табака, изобретение эрзацев. На пивоваренных заводах Ленинграда нашли 27 тонн хмеля, который полностью использовали как добавку (10–12%) к табаку, а когда хмель закончился, стали примешивать сухие опавшие листья осины, березы, дуба, клена и других деревьев.

Причем кленовые листья оказались наиболее подходящими. Их сбором активно занялись работницы табачных фабрик и школьники. Причем масштабы сбора впечатляли - до нескольких десятков тонн. Листья просушивали на ветру, упаковывали в мешки и после технологической обработки добавляли (до 20%) к табаку. Использовались и «внутренние ресурсы» табачных фабрик. За десятилетия работы под полами цехов скопилось немало табачной пыли. Ее выгребали и тоже добавляли в курево, в качестве никотиновой «приправы».

Время «берклена»

Что дело и впрямь было худо, говорит то, что курения «берклена» не избежали даже те, кто занимал в городе высокое положение. «Сено, пропущенное через лошадь» постепенно вытесняло табак и из их пайков. «В первое время мы получали даже папиросы, - вспоминает Петр Палладин, бывший в блокаду начальником радиовещательного узла связи Ленинградского радиокомитета. - Это были «Красная звезда”, или «Звездочка”, как их тогда все называли.
Махорку заменила смесь из табака с кленовыми листьями и табачной пылью. Свернутый в козью ножку, табак при курении трещал, как будто в нем был порох, от цигарок летели искры, на гимнастерках и шароварах появлялись прожженные дырочки. Выстрелившие кусочки табака не гасли, а продолжали гореть, грозя поджечь все горящее».

Народные добавки к табаку

Чтобы отбить махорочный смрад, добавляли различные душистые травы, обратившись к опыту народных целителей, знахарей-травников. Среди прочих трав выделяются следующие:

— материнку (или душицу лекарственную) — в ней содержатся тимол и карвакол, успокаивающие нервную систему, а также терпены, противодействующие болезням желудка;
— любисток — его «молодица» (девушка на выданье) мешала в табак, чтобы «…привязать к себе казака», а также сберечь его в пути; в нем содержатся фурокумарин, псорален, бергаптен, обладающие антисептическим и противоопухолевым действием;
— мяту — ее добавляли не только в курительную смесь, но также и в смеси для нюханья табака; мята содержит вещества, положительно влияющие на тонус, бодрость, рассудительность, спокойствие, оказывающие благотворное воздействие на работу мозга;
— тирлич (или горечавку желтую) — как говорили старики: «…чтоб руки-ноги не выкручивало», т.е. от ревматических болей в суставах;
— падуб — предупреждающий болезни горла, ангину, воспаления десен, укрепляющий эмаль зубов (см.

Помимо вышеозначенных растений, обладающих сугубо лекарственным воздействием, в народной среде в курительные смеси добавляли также травы, имеющие сомнительное с точки зрения практической медицины значение, но имевшие большое значение для самих казаков, согласно народным верованиям, в связи с их специфической деятельностью. Считалось, например, что:

— для очищения крови после ранения нужно курить терновые листья и его сушеные цветы;
— для того, чтобы отогнать «черные мысли», курили с табаком сушеную полынь;
— казаки-«могильники», несшие неусыпную «варту» (стражу) на степных могилах-курганах, для улучшения зрения курили высушенную тырсу, т.е. ковыль.

Единственным исключением являются сохранившиеся в народе до сих пор рецепты «злого тютюна» (четверть полыни на три четверти табака), и «мишанок», т.е. смесей в равных частях самосада сорта «самсон», мяты и любистка, или в равных частях табака и донника.

Особенно остро проблема вставала в периоды серьезного табачного дефицита. Чтобы не быть голословным, привожу выдержку из старинной работы, где говорится буквально следующее: «Сверх известных родов табака употребляют также для курения и нюхания другие растения, как по принятому в какой-либо стране обычаю, так наиболее по недостатку в действительном табаке. К сим растениям принадлежат…». Далее идет довольно обширный перечень заменителей табака: буквица, кожевенное гладкое дерево, листья дягеля, толокнянка, кудрявый щавель, дубовые листья, горная баранья трава, стрельная трава попутнико-листная, комарник песочный, вереск ягодный, глох шелковистый и т.д.
К некоторым из этих растений даются забавные комментарии. Например, липовые листья: «В 1802 году писали в ведомостях, называемых Reichs anzeiger, что сии листы весьма удобно могут заменять табак. Липовые листы собирают осенью, когда они с дерев падают, сушат, режут, мешают с табаком, и употребляют вместо настоящего курительного табака».
О листьях обыкновенного грецкого, или волошского орешника (Juglans regia L.) автор пишет: «Высушенные листы сего орешника не только подмешивают в табак для умножения массы, но бедные люди употребляют также одни листы, т.е. без примеси табака для курения. Я знаю одного старика, который по недостатку в табаке сушил, резал и курил сии листы; он часто досадовал только на то, что они не могли хорошо гореть, но ежеминутно потухали, а посему он принужден был ходить на кухню, и, как он говорил, взять свежий уголек из печки и опять закурить свой Канастер».
А вот еще интересный вариант – картофельные листья (Solanum tuberosum L.): «Сии листы по принадлежности своей к роду подсолнечников (Solanum) вероятно имеют оглушающую силу, и потому весьма хорошо могут употребляемы быть вместо табака. В ведомостях под названием Gazzette salutaire 1774 года и в 7-й части Берлинского собрания сочинений упоминается, что Стокгольмская Медицинская Коллегия опытами дознала, что из сушеных картофельных листов можно составлять курительный табак, и что они запахом и видом даже превосходят обыкновенный табак».
В нашей истории также были времена, когда проблема снабжения войск и гражданского населения табачными изделиями стояла особенно остро. Речь идет о Великой Отечественной войне. В блокадном Ленинграде решение этой задачи выпало на долю табачной фабрики Урицкого. И она справилась с нею! Ни война, ни блокада не смогли сломить людей и остановить работу фабрики. Предприятие стало поставлять для фронта знаменитую махорку, а умирающим от голода ленинградцам – хлеб. Ведь сотни жителей города работали здесь и благодаря этому смогли выжить. В это сложное для страны время табачная фабрика Урицкого была одним из немногих работавших в городе предприятий – запасы табака хранились не на разбомбленных складах, а в помещении самой фабрики. И она продолжала выпускать «Беломор», в ничтожных количествах, главным образом для фронта. В 1942 году в блокадном Ленинграде за одну папиросу «Беломор» можно было получить полбуханки хлеба, за две – сто граммов масла, а за три – похоронить человека. Из-за нехватки сырья фабрика вынужденно выпускала и табачную смесь с использованием заменителей и табачной пыли. В качестве добавок брали осенние листья клена , собранные работницами на аллеях Большого проспекта.

Также очень интересно:

От того, какую воду мы употребляем, зависит общее состояние нашего организма!

Вода после магнитной обработки - мягкая, с нужным кислотно-щелочным балансом ( pH = 7,1 - 7,5 ). И одновременно это СИЛЬНЫЙ АНТИОКСИДАНТ, а это уже профилактика ОНКОЛОГИЧЕСКИХ заболеваний.

После активации вода становится биологически активной.

Старение и уже приобретенный вами букет заболеваний можно остановить единственным путем - ежедневным употреблением активированной (биологически активной) воды, максимально близкой к клеточной воде в организме!

НЕ НАДО НИЧЕГО ПРИДУМЫВАТЬ И МЕНЯТЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ!
ПРОСТО НАЧНИТЕ УПОТРЕБЛЯТЬ ДРУГУЮ ВОДУ!

Кликните по фото

тоже кликните по фото