Дискалькулия у младших школьников: упражнения для коррекции. Дискалькулия конспекты занятий

    У моего сына Матвея с детства были сложности с чтением и письмом. Огромное количество ошибок, ужасный почерк, очень медленная скорость чтения с первого класса. Очень много занимались и самостоятельно, и с логопедами, и с нейропсихологами. Результата практически не было. Диагноз: невролого-дислексия, дисграфия. В школе за письменные работы – 2, но выручали устные ответы, поэтому на тройки Матвей вытягивал.
    Я не переставала искать информацию о коррекции дислексии и прочитала про методику Дейвиса. Нам очень повезло, и мы познакомились с Анной. Анна сразу очаровала и Матвея, и меня. Матвей с огромным удовольствием ездил на занятия и с воодушевлением рассказывал вечером о том, что он делал. Неделя пролетела быстро и на заключительном занятии Анна показала мне, как продолжать заниматься дома самостоятельно.
    Результат увидели сразу и он просто был потрясающим!!! Первые пятёрки за диктанты и первый триместр окончен с 4 по русскому языку! (мы занимались с Анной в начале октября). Чтение тоже улучшилось, стало меньше ошибок и немного выросла скорость. И в целом, мне кажется, Матвей стал увереннее в себе и спокойнее.
    Огромное спасибо Анне! Анна – невероятно доброжелательный, терпеливый, умный человек! Настоящий профессионал! Успехов, удачи Вам!
    P.S. Домашние занятия занимают 20-30 минут в день, совсем не тяжело.

    С уважением и благодарностью, Ржевская Мария

    Ржевская Мария, сын Матвей 12 лет.

    О проблемах в обучении чтению и письму у моей младшей внучки мы поняли по результатам итоговых работ в первом классе. Она отставала в скорости чтения, не всегда улавливала логическую цепочку рассказа, своеобразно описывала картинки. На письме пропускала гласные, хотя писала, проговаривая слоги. Во втором классе мы решили пригласить психолога и логопеда для дополнительных занятий. Полгода занятий результатов не дали. Случайно услышали о дислексии у детей. По описанию, пришли к выводу, что нам нужно обратиться за помощью к методисту. Прошли курс коррекции дислексии по методу Дейвиса. Дома продолжили выполнять задания с учётом новых рекомендаций.
    Об «успехах» и «прорыве» нам сообщила учительница. Она отметила явные улучшения по языку и чтению. Оценки теперь 4. Но внучка не пропускает теперь буквы, знает правила написания Ъ и Ь знаков, приставок, строение предложения. Усвоила. Скорость чтения увеличилась. Пересказ и понимание текста нам также поддались.
    В начале 5 класса мы решили пройти курс Дейвиса по математике, поскольку даже запоминание таблицы умножения вызывало большие трудности. В сложении и вычитании через десяток часто допускались ошибки, даже состав числа с учётом разных прорисовок нам не подчинялся. Курс по математике прошли у методиста Заяц Анны. Длился курс 5 дней, как и по дислексии. По окончании курса разрешились проблемы с пониманием текста задач, со всеми арифметическими действиями, в том числе и с таблицей умножения. Прошли сложение отрицательных чисел, десятичные дроби (уточню, что в школе это ещё не проходили). У ребёнка повысилась самооценка. Результаты контрольных стали лучше, она быстрее выполняет домашние задания. Хотелось бы поблагодарить методиста Анну за профессионализм, увлечённость, желание помочь ребёнку, за настрой на успех. Считаем, что программы по методу Дейвиса эффективны! Рекомендуем, если Вам не безразлична судьба Вашего ребёнка.

    Кныш Наталья, внучка Лиза 11 лет.

    Мы совсем недавно закончили курс коррекции дислексии у Анны (около месяца назад). Надо сказать,что восемь из девяти лет мой сын наблюдается у невролога и каких только диагнозов нам не ставили!Трудно представить,сколько мы пережили,сколько профессоров медицины,психологии, логопедии мы посетили...Однажды,в очередной раз пытаясь найти "свет в конце тоннеля",я наткнулась на информацию по дислексии и её коррекции. Я и не представляла себе,что дислексия-это не просто неумение грамотно говорить,писать,читать.Это определённое состояние человека (дизориентация),находясь в котором человек не может очень многое: "собрать" буквы в строчки,читать горизонтально, понять значение прочитанного,не говоря уже о чистописании и пр. Прочитав книгу Дейвиса, я ещё более уверилась,что это "про нас". Наши поиски наставника привели нас к Анне. Надо сказать,что большого желания у сына идти на первичную консультацию не было (был неудачный опыт общения с психологом).Я волновалась.Первая встреча началась слезами,но Аня смогла за считанные минуты расположить ребёнка к себе и в конце занятия он рассказал ей все свои секреты...Занятия мы "подгадали" на майские праздники. Скажу,что было на начало занятий:учимся во 2 классе,чтение по слогам,текст подчас не понимает.Максимальное время сосредоточения на чтении - 4 строчки,потом отводил глаза,отвлекался,если читал "про себя", совсем не понимал прочитанного. Математика - совсем плохо, не освоил состав числа до 10.Письмо-списывание с трудом 2 строчки,ни точек,ни запятых не видит,аграмматично. Почерк- домашняя работа под пристальным моим наблюдением и диктовкой-приличная,в классной работе-спасибо,если 5 строчек написано.Ни сочинения,ни изложения написать он не мог.Игнорирует левую часть листа.После курса с Анной многое изменилось.Самое важное-я смогла понять своего ребёнка,что творится с ним, когда он пишет, читает, решает. Какого труда для него это стоит-поймать "летающие" буквы и сложить в слова!Сейчас я сама по остановкам в чтении чувствую,какие слова-пускатели его тормозят. У ребёнка после курса вообще изменилось мировосприятие... Он смог плавно, целыми словами читать,понимать,что прочитал.Раньше мне приходилось перечитывать ему то,что он с горем пополам прочитал, чтобы "дошёл смысл",теперь он сам читает. И читает он не по 4 строчки,а по странице!Это большое достижение для нас. Письмо: стал "видеть" левый край листа. С грамотностью работаем! Но теперь я нашла свой "свет в конце тоннеля". Работаем дома. Это несложно, даже весело. Лепка стала любимым делом. Спасибо Анне за терпение, понимание, позитивный настрой,оптимизм и поддержку.

    Оксана Акопян, сын Давид 9 лет.

    Мы занимались у Анны Заяц ещё в марте. Не хотела раньше писать отзыв, чтоб не сглазить) Ну и на результаты посмотреть... Итак, что было: дочь 10 лет, ученица 3 класса. Все три года в школе читала ужасно! Додумывала окончания слов, и это было очень медленно и мучительно! Понятно, что при таком чтении не понимала смысла того, что прочитала. Про письмо вообще молчу! Пропускала буквы, упорно не видела мягкий знак, имена и названия всегда с маленькой буквы! Могла начать писать с середины листа, а не сверху. Занимались с нейропсихологами 2 года на дому. Результатов не было никаких!(Что теперь: 4 по русскому языку и 4 по литературе за триместр!!! Это великое достижение для нас! Мы кроме 3 и 2 ничего не видели раньше! Я очень довольна программой и Анной! Это очень приятный человек и профессионал своего дела! Видно, что любит детей, для меня это было важно при выборе специалиста. Сразу нашла общий язык с Аришей. Занятия проходят у Анны дома в огромной просторной отдельной комнате. Это тоже для меня было плюсом. Да, ещё: сейчас мы занимаемся дома 2 раза в неделю. На каждое занятие уходит около 30 минут. Это совсем не напрягает и не сложно! Всем удачи и всего хорошего! Анне огромное человеческое СПАСИБО за то, что она делает!

    Янковская Ольга, дочь Арина 10 лет.

    Добрый день!

    Конечно не случайно глаз цепляет слово дислексия.

    Так я попала на ваш сайт. И очень хочу сказать, нет, даже кричать - эта методика работает!!! Мой сын - дислексик. Об этом я узнала, когда он учился во втором классе(было это 13 лет назад) и учитель обратила мое внимание на проблему чтения и письма у сына, посоветовала искать специалистов. Мы прошли тестирование, получили заключение "дислексия и дисграфия" и предложение перевести ребенка в специальную коррекционную школу. Но у меня совершенно нормальный, умный, здоровый, счастливый ребенок. Да, он плохо читает, да, он делает смешные ошибки почти в каждом слове. И я не согласилась на другую школу. Стала штудировать любую информацию по дислексии. Попалась статья про Рональда Дейвиса и его книгу "Дар дислексии". Зацепило. Нашла центр в Москве, съездили на консультацию. Всё понравилось и мне и сыну. Продолжили занятия. На сегодняшний день он четверокурсник, студент бюджетник неслабого московского технического университета. И хотя пишет он по-прежнему неоднородно, иногда ошибки, а иногда их совсем нет, я благодарна Дейвису за все, что я смогла дать и чему научить сына с помощью его методики. Она работает!

    Наталья, сын 21 год.

    Я хочу оставить свой отзыв о методе Дейвиса не сколько для Анны, сколько для всех тех родителей, которые ищут хотя бы какую-то информацию о лечении дислексии и о методе Дейвиса. Я сама столкнулась с проблемой, когда в интернете очень мало информации и отзывов от тех, кто уже попробовал заниматься по этому методу. Моему сыну 11 лет. Диагноз дислексия нам никто не ставил, хотя мы обращались к нейропсихологу. Нам посоветовали взять хорошего логопеда. Мы занимались с двумя логопедами на протяжении почти двух лет! Я не могу сказать, что результата не было совсем. Нет, какой-то был. Сын начал читать по слогам по крайней мере. До этого он вообще не понимал, как сложить буквы. Но проблем в том, что и в этом чтении по слогам он постоянно делал ошибки. По русскому языку ОЧЕНЬ много ошибок! Особенно в диктантах! Конечно, у меня была мысль перевести его в часную школу, всё-таки там меньше детей и подход индивидуальный. Но так сложилось, что сначала я решила попробовать метод Дейвиса. Мой выбор пал на Анну. Сразу после консультации, мы ещё не успели за дверь выйти, а Артём уже сказал, что хочет сюда прийти ещё раз и готов проходить курс. Так ему понравилась Анна). Вообще, он очень застенчивый и неохотно идёт на контакт, особенно со взрослыми людьми. А тут разговорился, не сразу, конечно, но я наблюдала за разговором Артёма и Анны и удивлялась, как он так много рассказывает о себе постороннему человеку. В общем, курс мы прошли в сентябре. В пятый день было заметное улучшение в чтении. Я была этому очень рада! Мы отправились домой заниматься дальше. Мы занимаемся три раза в неделю: это среда и два выходных. Прошёл месяц. Чтение становится всё лучше и лучше. Ошибок на письме стало меньше. Нас Анна предупреждала, что ошибки на письме будут уходить постепенно, если регулярно заниматься: сначала улучшение в чтении, а после этого и в письме. За классные работы по русскому Артём начал приносить 4! Учительница спрашивает, где мы были и что делаем, потому что тоже видит улучшения и результат! Артём понимает, о чём он читает и может пересказать. Раньше такого не было! Я решила пока остаться в государственной школе. Это удивительно, но он пока тянет программу. Надеюсь, мой отзыв поможет родителям, которые не знают, что делать и куда обращаться с проблемой дислексии.

    Анна, сын Артём 11 лет.

    Девочка, 8 лет. Мы столкнулись с проблемой в обучении: нам было очень сложно собираться с мыслями и делать уроки, сложно было сосредотачиваться на чём-то одном. Отсюда возникли трудности со школой и одноклассниками: ребёнок не тянет школьную программу. Мы обратились за помощью к Анне. И оказалось, Анна владеет чудесными инструментами, секрет которых теперь знает наша девочка. И сейчас, в случае "полёта в облака", мы прибегаем к чудо-инстументам. Ребёнок в течение минуты возвращается к урокам, а вместе с тем улучшается успеваемость в школе на глазах. В 1-ом классе учителя нам говорили:"Ребёнок будет учиться на 2 по всем предметам". Конец триместра 2-ого класса, наши оценки по факту варьируются от 3 до 5!!! И двойки куда-то испарились и продолжают испаряться! Спасибо большое, Анна!

    Мария, София 8 лет.

    Моя дочь Варя (9 лет) прошла курс лечения от дислексии по методу Дейвиса в августе 2017 года. Перед этим были 1,5 года коррекционных программ по классическим методикам, которые не дали заметных улучшений. Мое желание (как мамы) было в увеличении скорости чтения ребенка. У Вари "математический склад" ума, даже английский язык давался ей с меньшим напряжением, чем литература и русский язык. Занятия у Анны нам очень помогли! Варя стала читать гораздо более бегло и осмысленно. Ей не приходится перечитывать предложения по два-три раза, чтобы ухватить суть. ОНА НАУЧИЛАСЬ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ! Впереди еще огромный путь, который предстоит пройти в школе. Теперь я знаю, как можно вовремя ей помочь, направить в нужном направлении.

    Большое спасибо Анне!

    Елена, дочь Варвара 9 лет.

    Мы прошли курс у Анны в конце мая. До курса дочка читала с огромным трудом, всем сердцем ненавидела чтение! Домашние задания по чтению и русскому языку были настоящей пыткой для неё и для меня и всегда заканчивались криками и ссорами, отношения у нас начали резко ухудшаться, мы стали отдаляться друг от друга. Тесты в школе по русскому языку доводили её до срыва. Доходило до того, что когда должна была быть проверочная работа по русскому, дочка начинала болеть! Мы никогда не посещали специальных врачей с этим вопросом, а те педиатры, которые смотрели её, проблемы не видели. Учительница тоже говорила, что она просто ленивая и не хочет учиться, и что нужно больше заниматься дома: больше читать и писать. Информацию про дислексию я нашла сама в интернете, очень много читала об этом, поняла, что это про мою Дарину. Там же наткнулась на сайт Анны и, честно говоря, никого и ничего больше искать не стала. Мы пришли на консультацию и моя строптивая Дарина влюбилась в Анну. На консультации Анна подвердила мои мысли по поводу дислексии и в конце мая мы пришли на курс. Результатом очень довольны! Дочка начала читать сама с удовольствием! Выбирает сама книгу и читает на ночь! Теперь начала диктовать и проверять слова, когда пишет. Ошибок стало гораздо меньше! Она стала уверенней в себе, видит свои успехи и поэтому тянется к чтению! Удивительно! И мне стало гораздо легче! Ей задали задания в летней тетради на лето: она их хочет делать сама, без моей помощи! Я очень рада и довольна! Анна, спасибо!

    Ирина, дочь Дарина 10 лет

    Проблему я заметила еще в 1 классе: чтение всегда давалось тяжело, буквы путались, окончания проглатывались или придумывались. Списывала на невнимательность. Словарные слова учили с лета, разными способами: визуально, на слух, писали множество раз. Но, к сожалению, во 2 классе словарные слова были забыты, предлоги писались вместе со словами. Я поняла, что есть проблема и заподозрила дислексию. В результате тестирования, мои опасения подтвердились. Было решено пройти курс коррекции у Анны. Результат ошеломил: диктанты, словарные слова, чтение перестало быть пыткой. Ребенок научился пользоваться инструментами, стал уверенным в себе. Стал менее тревожным. Я изменила подход к нему, стало легче мне. Конечно, впереди еще огромная работа дома, но она доставляет и мне, и ребенку радость. Анна, благодарю судьбу за встречу с вами: чудесным человеком и проффи с большой буквы. Спасибо от всей нашей семьи. Екатерина и Артём

    Екатерина Шестакова, сын Артём 8 лет.

    Хочу сказать огромное человечесоке спасибо Анне за работу! После пройденного курса мой сын, который, по большому счёту, не мог читать, не понимал, о чём читает, ненавидел чтение и всё, что с ним связано, попросил купить ему книгу!!! Каждый день читает, а я стараюсь даже не дышать, чтоб не спугнуть!) Сам садится за занятия и меня зовёт! В тех диктантах, которые я ему диктую, после курса стал делать в два раза меньше ошибок! Курс только пройден и впереди ещё занятия, но уже сейчас я вижу прогресс! У нас есть время активно позаниматься до начала учебного года... О дальнейших результатах ещё напишу...

    Светлана, сын Артём 12 лет

    Тяжело смотреть на ребенка, который считается не просто "белой вороной" в классе, у которого нет друзей, когда психолог начальной школы говорит о школе для "неполноценных"детей. А дома этот ребенок увлекается астрономией, животными и т.д. Дошло до того, что родители приняли решение перевести Настю в другую школу. Но где вероятность, что там будет лучше? Я не буду писать и перечислять все те проблемы, которые вы все прекрасно знаете (дислексия и дисграфия). Об этом написано во всех отзывах о своих детях. Хочу просто сказать АННА, ОГРОМНОЕ СПАСИБО, такое СПАСИБО, что передать это невозможно. Это могут понять только те родители с детьми, которые прошли курс дислексии у Анны. Это могут понять дети, которые не хотят расставаться с Анечкой. Дорогие родители, если вы читаете мой отзыв, не раздумывайте, звоните и записывайтесь к Анне. Поверьте выне узнаете своего ребенка после 2 занятия. Еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО и НИЗКИЙ ПОКЛОН.

    Вера Борисовна, внучка Анастасия 9 лет

    Я нашёл Анну в июне 2018г. Обратились к ней с проблемой в чтении и письме у сына. Он очень плохо читал, делал много ошибок, не понимал, о чём читал. В тетради по русскому все страницы были красные от исправлений учителя. Могу сказать, что метод работает. Сейчас сын читает без проблем. Конечно, не то, что задали в школе на лето, это ему не интересно. Но читает книги, которые сам выбирает: смотрит в интернете, ищет, просит купить. Это удивительно, конечно, и непривычно. Про письмо однозначного отзыва пока дать не могу. С ним занимается жена, нужно повторить ещё много правил по русскому. Но, в диктантах, которые она ему диктует, однозначно стал делать меньше ошибок. Метод Дейвиса могу смело рекомендовать. Это видимый "толчок" в развитии ребёнка.

    Олег, сын Глеб 11 лет

    Добрый день, до прихода к Анне я ознакомилась со многими доступными методиками коррекции дислексии. Искала лучшее для сына и считаю, что нашла верный путь. Идти на курс Максим особо не хотел, помнил последние наши занятия. Там были большие утомительные домашние задания по коррекции дислексии. Но после первой встречи с Анной заинтересовался и сказал сам, что хочет заниматься. Анна в беседе с ребенком- подростком увлекает и заинтересовывает. Проблема была в огромном количестве орфографических ошибок в диктантах, и даже при простом переписывании. Прошли курс коррекции дислексии. Начли заниматься дома 2 раза в неделю. Через полтора месяца сын впервые в жизни попросил купить ему книгу. Это не школьная программа, а его выбор, но за лето " проглотил" три тома по 350 страниц. Мы продолжаем работать дома, в правильно настроенном состоянии заново проходим правила по русскому языку. Улучшился почерк, стал задумываться над правописанием, легче концентрируется, не так устает. Продолжаем работать и наблюдать за результатами. Анна, очень большое спасибо от всей нашей семьи!

    Ольга, сын Максим Соловьёв 10 лет.

    В сентябре 2018 г. мой ученик Саша(11 лет) занимался у Анны Заяц по преодолению дисграфии и дислексии. Трудности у Саши в освоении школьной программы по русскому языку и литературе нарастали из года в год. К концу 5 класса встал вопрос о пересдаче результатов итоговой проверки, так как они были " неудовлетворительными". Правила ученик знает, грамматические задания выполняет, а с диктантом- катастрофа, хотя последующую работу над ошибками выполняет устно хорошо. Анна его научила настраиваться на работу, длительное время удерживать внимание при выполнении заданий, читать без потери букв, осознавать прочитанное; работать со словами, в которых он делает ошибки при их написании. Занятия были интересными и продуктивными. Ребенок легко усвоил,как он должен действовать, чтобы преодолеть возникающие трудности. С энтузиазмом продолжили начатую работу дома. В учебе у Саши появились положительные результаты, а это естественно отразилось и на отношении его к учебе. Он стал увереннее в своих силах, с удовольствием ходит на уроки русского и литературы. Большое спасибо Анне за такие результаты!

    Надежда, сын Даниил 11 лет

    Анна здравствуйте, большое спасибо за вашу работу, успехи налицо.

    Александр Моргачев.

    Александр, сын Дмитрий Моргачев 9 лет

    Во 2 классе моему ребенку поставили диагноз дизграфия дизлексия ЗРР прошли ПМПК направили в коорекционную школу.На уроках медленно писал,читал медленно ничего не понимал.Стеснялся отвечать на уроках чтения не запоминал стихи.На уроках нервничал расстаивался не хотел ходить в школу.Мы перешли на домашнее обучение. начали заниматься с логопедом за урок писал 28 слов.В интернете я нашла курсы по методу Дейвиса. Мы приехали на консультацию по тесту наш диагноз подтвердился., мы начали обучение. В первый день после курса он вышел с горящими глазами и сказал: "мама я счастлив! " До вечера он все что-то рассказывал для меня был большой прогресс,потому что в школе его ставили в пример ни одного замечания за год молчит умничка,а это был диагноз.который вылился,что ушли из школы.Лосле второго занятия ребенок был радостный придумывал шутки и до вечера его было не остановить от расговлров.На занятиях Анна заменила и психолога и нейропсихолога и логопеда и дефектолога которых нам сказали пройти. после 3 дня занятий он был задумчив,сконцентрирован 2 часа, а потом до вечера не замолкал. после 4 дня занятий он рассказывал алфавит обратно был уверен в себе хорошее настоение. после 5 дня занятий прочитал он книгу в метро да так выразительно,громко и задорно с гордостью умилялся весь вагон. В автобусе попросил вторую книгу и сам выразительно прочитал.Каждый вечер читает сестренке на ночь прочитал 13 книг сказок,а сам прояитал 11 рассказов Носова. сейчас начал читать " Мальчик-звезда." Написал на формате А4 рассказ на 110 слов со всеми знаками препинания, описаниие лисы употребил 6 прилагательных,предлоги без ошибок за 1 час.Большой скачок,прорыв увидел логопед после курса

    Дейвиса его хвалят на занятиях пересказывает прочитаное запоминает уроки учит стихи на уроки уходит мало времени.

    Годы мучений моих и ребенка прекратились в один миг как глоток свежего воздуха Спасибо большое Анне за ее труд и помощь Родители которые столкнулись с такой проблемой не теряйте время приходите заниматься на курсы очень эффективная прграмма рекомендую.

    Удачи!

    Наталья, сын Кирилл Емельянов 9 лет

Если это вербальнаядискалькулия, при которой дети не запоминают и качественно не используют математическую терминологию , то работать нужно по всем направлениям формирования математических представлений:

    Учиться считать предметы и называть их общее количество на наглядном примере. Важно называть количество и счет словами, учить запоминать эти слова и их последовательность. Например, разложить дома вилки и ложки на столе и посчитать их.

    Развивать понимание слов , обозначающих математические понятия. Те же самые ложки, вилки, можно подключить игрушки, обувь, предметы одежды, части тела, считать и акцентировать внимание на числе: вот одна ложка, а вот один ботинок, а теперь покажи один пальчик. Теперь ты понял, сынок, что это один какой-то предмет. Тогда дай мне один носок и т.д.

    Развивать умения пользоваться математической терминологией в разных видах деятельности, если чертим в тетради круг – это называется окружность, берем в руки чашечку, проводим детским пальчиком по ее поверхности – это тоже окружность.

    Развивать пространственное восприятие. Учить ориентироваться в собственном теле, в пространстве. Это полезно для развития абстрактного мышления в целом. Уже в год ребенок должен показывать все части тела и учиться понимать, а что у него наверху, что внизу, что спереди, а что сзади.

    Активизировать зрительную и слуховую память . Показывать картинки с цифрами и количеством предметов, заучивать небольшие стихотворения, подкрепляя их наглядным показом движений и эмоциями. Например, заучивание стихотворения:

Лебеди летели,

И на воду сели,

Сели, посидели,

Снова полетели.

Нужно эмоционально махать руками, изображая взмахи крыльев лебедей их полет, а затем приземлиться и как бы поплюхаться в воде. Это здорово развивает память!

    Считать предметы и называть их, согласуя числительные с существительным : одно яблоко, два яблока и т.д. А потом спрятать и спросить: сколько не стало яблок? Одного, двух, трех и т.д., таким образом, на наглядном примере развивать лексику и грамматику.

    Развивать слуховое восприятие . Назвать несколько чисел вразброс и попросить, чтобы ребенок повторил их.

    Развитие сенсорных представлений: работать с формой, величиной, цветом, учить ребенка разграничивать эти понятия, сравнивать, находить сходства и различия. Дай мне такой же по цвету кубик, а теперь дай кубик другого цвета, но такого же размера, а теперь дай мяч такого же цвета и размера как кубик.

Если у ребенка практогностичекая дискалькулия, при которой недоразвито восприятие образа предмета, его формы, признаков и свойств, действий с ним, затруднен счет предметов , то необходимо формировать:

    Представление об образе предмета и его символическом изображении. Например, как обозначить колючесть: ежик, иголки. А как кислость предмета? Лимон.

    Словесное обозначение системы исчисления и последовательность счета. Каким словом можно назвать пару ботинок (показать), а количество пальцев на руке? Также можно поиграть в такую игру: назови число, которое идет после пяти, девяти, а что стоит перед цифрой два?

    Называние итога счета и соотношение его с количеством предметов или пальцев.

    Зрительно-пространственное восприятие . Здесь могут подойти любые предметы, например, пуговицы разной величины, формы и цвета, а также чашечки или формы для песочницы соответствующие цвету, размеру (большие, маленькие) и форме пуговицам. А теперь попросим малыша разложить квадратные пуговицы (можно детали мозаики) в квадратные формочки, круглые – в круглые, треугольные – в треугольные. Так же раскладываются по цвету и размеру.

    Зрительную и слуховую память на примере эмоционального заучивания стихов.

    Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук с помощью манипуляций предметами: собирать пазлы, раскладывать пуговицы, собирать мозаику, вырезать ножницами; координацию движений с помощью логоритмических упражнений.

    Пополнять словарь на основе наглядного материала.

Если у ребенка дислексическаядискалькулия, которая проявляется в неспособности освоения чтения задач, заданий, примеров математического содержания, то поработать предстоит в следующих направлениях:

    Формировать зрительный образ математических знаков и геометрических фигур. Для этого нужно показывать картинки с данными символами и фигурами. Положить перед ребенком три картинки, попросить запомнить, потом убрать одну и спросить: угадай, чего не стало. Далее увеличивать количество картинок.

    Развивать сенсорное восприятие . В этом случае нужно дать возможность ребенку потрогать, понюхать, увидеть глазками предмет или сразу несколько предметов для сравнения: большой-маленький, круглый-квадратный-треугольный. Показать и объяснить, что такое трапеция, пирамида, конус, цилиндр, попросить ребенка найти в комнате предметы, похожие на эту фигуру. Также можно раскатать из теста и испечь печенье разного размера, формы и украсить кондитерскими посыпками разных цветов.

    Формировать представление об образе цифр , математических знаков и отражения их понятия в речи. Лучше всего смастерить цифры разного размера из поролона, пенопласта, картона, ткани, слепить из глины или пластилина. Также можно изготовить знаки «плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше» и дать ребенку возможность потрогать эти математические символы, чтобы пространственно и через органы осязания их запомнить. Затем найти похожие цифры, например «2» и «5», попросить поставить между ними нужный знак, «больше» или «меньше».

    Аналитико-синтетическую деятельность. Здесь вашему вниманию я могу предложить множество игр, одна из которых: «Что общего». Например, показать ребенку картинки с изображением елки, кактуса, иголки, ежика и спросить, а чем они все похожи, что у них общего, что их объединяет. А вот игра «Угадай по описанию». Назвать признаки предмета, например: круглое, сладкое, красное, этот фрукт растет на дереве, что это? Или, например, игра «Парные картинки». Нужно дать ребенку набор картинок по одной из пары, а второй набор остается у взрослого. По очереди то взрослый, то ребенок описывают картинку, а его партнер угадывает, поднимая парный аналог картинки.

    В соответствии с содержанием и возрастом ребенка. Здесь очень хорошо подойдет в любом возрасте заучивание скороговорок, подкрепляя рисунком:

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр,
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

А также можно составлять слово , обозначающее математическое понятие (например «шесть»), из набора предложенных букв.

Это тот случай, когда ребенок не может выполнять счетные операции и арифметические действия . Что для этого необходимо делать:

    Формировать счетную деятельность на примере несложных игр, например «Один, много», а также «Который по счету»: выставить разные игрушки в ряд и попросить назвать, а который по счету заяц, медведь, лиса и т.д.

    Формировать умения выполнять арифметические действия , желательно наглядно. У Пети было два яблока, мама дала ему еще три, сколько яблок стало? Петя был мальчиком нежадным и угостил одним яблоком бабушку, сколько яблок тогда у него осталось? У школьников нужно использовать задачки с использованием знаков умножения и деления.

    Развивать понимание математической терминологии через стишки и потешки.

    Развивать умение пользоваться знаками и символами. Можно поставить в ряд нужные цифры и предложить ребенку расставить между ними необходимые знаки «+», «-», «=»,«х»,«:».

    Активизировать аналитико-синтетическую деятельность через предложенные выше игры и упражнения.

    Совершенствовать слуховое и зрительное восприятие через те же игры, «Угадай, где звенит», «Читай по губам», также можно ребенку предложить найти нужный предмет на рисунке в условиях зашумления или наложения одного предмета на другой.

    Развивать зрительную и слуховую память . Игры: «Угадай, чего не стало», «Повтори за мной» (цепочку из 3-5 слов), «Глухой телефон», а также разучивание стишков и скороговорок, сопровождая движениями.

    Развивать лексику и грамматику, раскладывая и называя картинки по темам: обувь, одежда, овощи, фрукты, транспорт и т.д. Также здесь подойдет игра «Угадай чего не стало», «Один-много», «Из чего, какой», «Жадина».

    Развивать связную речь через раскладывание сюжетных картинок и последовательный пересказ данной истории.

Нельзя ограничивать описание дискалькулии только нарушениями счёта.

«Дискалькулия – комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач.»

Симптомы дискалькулии можно объёдинить в следующие группы:

  • Ошибки в назывании чисел.
  • Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений.
  • Затруднения с определением места числа среди остальных чисел.
  • Недостаточное знание математической терминологии.
  • Сложности в разложении числа на слагаемые.
  • Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше.
  • Ошибки в написании чисел.
  • Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта.
  • Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия.
  • Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий.
  • Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Причины дискалькулии

Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов.

Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта.

Возможные органические причины дискалькулии – затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и невозможность запоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи.

Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.

Диагностика дискалькулии

Родители могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.

Классификация дискалькулии

Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии:

  1. Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.
  2. Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.
  3. Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.
  4. Дислексическая – нарушение чтения математических символов.
  5. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики.

Профилактика дискалькулии

  1. Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.
  2. Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
  3. Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.
  4. Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.
  5. Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Коррекция дискалькулии

Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед. Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности.

Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. На первом этапе вводятся понятия меньше-больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и использованию в речи цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь между цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления.

При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков. Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи.

Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость.

Дискалькулия у взрослых

«Дискалькулия у взрослых – повод для немедленного обращения к неврологу, она может быть проявлением угрожающего жизни состояния!»

В большинстве случаев это проявление органического поражения головного мозга, чаще всего инсульта. Также причинами дискалькулии у взрослых могут быть опухоли, травмы, кисты при их локализации в височной области.

– это специфическое расстройство развития школьного навыка, характеризующееся снижением способности к изучению арифметики и других математических наук. Проявляется трудностями либо полной неспособностью понимать цифровые символы, сравнивать величины, выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления. Дошкольники позже начинают идентифицировать геометрические фигуры, размеры объектов. Школьники отстают в освоении учебных предметов, требующих работы с числами и расчетами. Диагностика проводится при помощи комплекса специальных проб. Программа коррекции составляется индивидуально, реализуется психологом или логопедом

    Термин «дискалькулия» происходит из английского языка и переводится как «неумение, неспособность подсчитывать». Синонимичное название расстройства – математическая дислексия . В МКБ-10 оно отнесено к категории специфических расстройств развития учебных навыков, часто сочетается с дислексией (специфическим нарушением чтения), СДВГ , бессонницей . Распространенность дискалькулии среди дошкольников и младших школьников составляет около 6%. Мальчики и девочки в одинаковой степени подвержены данному нарушению. Симптомы наиболее развернуто проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, на эти периоды приходится пик диагностики.

    Причины

    По этиологии расстройство навыка счета может быть генетическим, органическим или психогенным. Нередко оно формируется при воздействии сразу нескольких факторов. Установление ведущей причины является важной диагностической задачей, так как ее характер определяет направленность лечения и прогноз. Дискалькулия может быть обусловлена:

    • Наследственной отягощенностью. Установлено, что среди детей с трудностями освоения арифметических знаний большинство имеет родителя с таким же расстройством. Этот факт подтверждает наличие генетического фактора. Измененный ген в настоящее время не выявлен.
    • Негативным опытом обучения математике. Дискалькулия провоцируется принуждением к занятиям арифметикой, применением суровых наказаний за ошибки, напряженными и конфликтными отношениями между ребенком и учителем (родителем, воспитателем). Подобные проблемы способствуют возникновению стойкого страха, неуверенности в себе, замкнутости, негативного отношения к математике.
    • Органическими поражениями ЦНС. В основе расстройства могут лежать дисфункциональные нарушения головного мозга, искажающие процесс обработки зрительной информации, снижающие способность к восприятию пространственных отношений, установлению последовательностей. Причинами патологии становятся осложнения при беременности и/или в родах, внутриутробные инфекции и интоксикации (алкоголизм , курение, наркомания матери), перенесенные в раннем детстве черепно-мозговые травмы и инфекционные болезни, поражающие ЦНС.

    Патогенез

    Патофизиологической основой дискалькулии является нейронная дисфункция во внутритеменной борозде, недостаточность нейронной передачи во всей теменной доле, а также в прилегающих зонах – в префронтальной коре, поясной коре, задней части височной доли и субкортикальных зонах. Данные участки ответственны за восприятие символов (букв, цифр), понимание пространственных соотношений, умение совершать математические операции.

    На уровне познавательных процессов при дискалькулии определяется когнитивный дефицит представления символической цифровой информации, проявляющийся трудностями при расшифровке арифметических примеров, обработке смысла и значения математических расчетов и условий задач. Другими патогенетическими механизмами являются нарушение доступа к оперативной памяти на числа, снижение концентрации и функции распределения внимания, недостаточное развитие кратковременной памяти, функции планирования и контроля сложной (этапной) деятельности, недостаточная скорость обработки поступающей информации.

    Классификация

    Дискалькулия характеризуется нарушением одного или нескольких процессов, обеспечивающих формирование счетного навыка. В зависимости от дефицитарности того или иного компонента выделяют пять видов расстройства, различающихся по симптоматике и требующих различных техник психокоррекции:

    • Вербальная дискалькулия. Свойственны трудности называния и восприятия математических категорий на слух. Дети относительно успешно справляются с письменными заданиями, но не могут ответить на устные вопросы.
    • Практогностическая дискалькулия. Ученики испытывают сложности при переводе абстрактных математических понятий в конкретные примеры и наоборот. Они могут оперировать категориями («сложение», «деление»), но им не дается сравнение наглядных объектов, переведение условий задачи в символическую схему.
    • Лексическая дискалькулия. При данном виде расстройства обнаруживаются проблемы чтения цифр, математических знаков, примеров, уравнений. Хорошо развито аудиальное усвоение понятий, но невозможно их понимание при самостоятельном прочтении.
    • Графическая дискалькулия. Затруднения возникают при необходимости написать математические символы. Дети могут использовать абстрактные понятия устно, но письменные работы даются тяжело.
    • Идеогностическая дискалькулия. Нарушена способность выполнять мысленные расчеты без использования символов – цифр, арифметических знаков. Пациентам необходима чувственная опора для решения примеров и задач (письменный расчет, использование палочек, рисование данных задачи).
    • Операциональная дискалькулия. Отмечаются проблемы письменного и устного выполнения арифметических операций. Ребенок может понимать числа, сравнивать их, но долго осваивает цифры (символические обозначения чисел) и математические знаки.

    Симптомы дискалькулии

    Расстройство навыков счета проявляется по-разному, зависит от вида нарушения и возраста ребенка. Симптомы определяются уже в дошкольном периоде, когда формируются первые арифметические способности, максимально разворачиваются в младших классах, а без специальной коррекции сохраняются на протяжении средних, старших классов. Взрослые компенсируют дискалькулию, выбирая профессию и образ жизни, не связанные с математикой.

    Дошкольники имеют проблемы с освоением прямого и обратного счета в пределах десятка, позже понимают, что такое числа. У них снижена способность измерять, сравнивать и классифицировать: не могут выбрать из двух яблок большее, посчитать количество карандашей и записать его цифрой. Имеются проблемы распознавания математических символов – нет связи между графическим изображением числа и его словесным звучанием: «4» и «четыре». При дисграфических расстройствах дети ошибаются, копируя цифры с образца и записывая их под диктовку. Нередко они путают внешне похожие символы (3 и 8, 6 и 9), отображают их перевернутыми или зеркальными. При вербальной форме расстройства выявляются ошибки идентификации чисел, схожих по звучанию при словесном предъявлении: малыши путают «девять» и «десять», «семь» и «восемь». Недостаточность функции контроля и планирования обнаруживается как неспособность ребенка удержать инструкцию, произвольно остановить счет или начать его с определенной цифры. При порядковом счете числа дублируются, упускаются.

    У учеников младшей школы имеются сложности распознавания арифметических символов. Они ошибаются со знаками «-» и «+», «». При мнестических расстройствах выявляется неспособность заучить и воспроизвести из памяти даже простые математические структуры, например, таблицу умножения. Затруднено распознавание и перевод в математическую запись грамматических конструкций «меньше, чем», «меньше на», «меньше в», «больше, чем», «больше на», «больше в». Дети продолжают использовать наглядные предметы – пальцы, счетные палочки, карандаши – для счета и простых операций. Им сложно запомнить правила выполнения расчетов, порядок действий. При нарушении восприятия пространства складывают и вычитают справа налево, в примере «7-3=» от трех отнимают семь. Ошибаются при перенесении операций сложения и вычитания из горизонтального вида в вертикальный, путают колонки цифр местами при умножении «столбиком» и делении «уголком».

    В средних и старших классах дискалькулия влияет на освоение алгебры, геометрии и смежных наук, где требуются арифметические расчеты. Учащиеся нередко не понимают формулировки задач, не анализируют условия, не удерживают в уме данные, даже если имеется визуальная опора в виде текста или картинок. Проявляются сложности в установлении связей между понятиями, различении ключевой информации от второстепенной. К общим симптомам относятся трудности распознавания даты и времени, составления бюджета, снижение ориентировочных способностей в незнакомой обстановке, неумение анализировать задачи и применять разные подходы и формулы для ее решения. Не всегда доступно понимание графиков, формул, таблиц. Подростки плохо ориентируются по карте местности, не пользуются информацией на табло движения общественного транспорта.

    Осложнения

    Уровень развития математических способностей у детей имеет практическую значимость. В повседневной жизни людям приходится ежедневно оперировать математическими навыками, анализировать количество объектов, их размер и удаленность. Счетная деятельность важна при дошкольной подготовке и в течение всей учебы в средней школе, профессиональных учреждениях образования. Отсутствие психолого-педагогической поддержки детей приводит к неуспеваемости по математике, физике, химии, черчению, информатике и по некоторым другим предметам. Трудности освоения школьных программ способствуют снижению познавательного интереса ребенка, прогулам занятий, а в дальнейшем – к отказу от получения профессионального образования, трудоустройства.

    Диагностика

    Вопрос о необходимости обследования ребенка чаще всего возникает при подготовке к первому классу либо в начальной школе. За первичной консультацией родители обращаются к педагогам, школьным психологам , логопедам . Профессиональная диагностика и подтверждение диагноза осуществляются врачом-психиатром. Он проводит беседу, собирает анамнестические данные и уточняет жалобы. Специалист уделяет внимание условиям проживания и воспитания, наличию неврологических и психических болезней у пациента, дислексии и дискалькулии у матери или отца. Дополнительно психолог выполняет ряд специфических проб:

    • Классификация, сравнение, счет. Для обследования старших дошкольников используются пробы на прямой счет до десяти, сравнение размеров и количества объектов, классификацию предметов, идентификацию геометрических фигур. Учитывается развитие пространственной ориентировки, умение удерживать инструкцию, производить поэтапные операции.
    • Арифметические операции. Младшим школьникам предлагается выполнить тесты на расположение чисел по порядку их убывания и возрастания, сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание, определение правой и левой стороны. Сложность тестов подбирается индивидуально с учетом возраста.
    • Перекодирование информации. Ученики среднего и старшего звена решают задачи, требующие переведения словесных конструкций («больше», «прирост на», «сокращение на») в математические схемы. Оценивается умение осуществлять сложные поэтапные операции, применять формулы, использовать дроби.

    С целью дифференциальной диагностики исследуется общий уровень интеллекта, степень развития речи и мнестических функций. Полученные данные позволяют различить дискалькулию с олигофренией, ЗПР , педагогической запущенностью , задержкой речевого развития . Ключевым диагностическим признаком является изолированное снижение арифметических навыков при относительно нормальном развитии памяти, интеллекта, внимания, эмоционально-волевых качеств.

    Лечение дискалькулии

    Помощь детям с расстройством математических навыков основана на психокоррекционных упражнениях, активирующих нейронные связи в специфических участках мозга. Занятия проводятся логопедами, педагогами-психологами. По необходимости врачи-неврологи и психиатры назначают прием ноотропов. Коррекционное воздействие осуществляется в трех направлениях:

    • Развитие пространственных функций. Для освоения арифметики необходим сформированный навык ориентировки в окружающем пространстве, умение устанавливать соотношения между объектами и их изображениями, оперирование понятиями высоты, глубины, ширины, длины, направления лево/право. Применяются задания с кубиками Коса, доски Сегена, игровые техники с определением направления движения и расположения объектов (внизу, вверху, впереди, позади, слева, справа).
    • Развитие речи. Умение словесно выражать мысль является важным условием устранения дискалькулии. Выполняются упражнения, ориентированные на увеличение запаса слов, освоение терминов математики, их правильное употребление. Вначале дети осваивают слова «больше», «меньше», «равно», наименования фигур, учатся классифицировать предметы, выделяя ведущие признаки. Затем изучают порядковый счет, практикуют включение в речь чисел.
    • Развитие способностей к арифметике. При положительном результате речевых занятий специалист переходит к обучению простым математическим действиям. Дети проговаривают и записывают выполняемые операции, воспроизводят их на наглядном материале, разбирают смысл задач, тренируются удерживать условия, подбирать логику решения. Постепенно вводится представление о составных частях целого, практикуется разделение предмета на элементы и складывание его обратно. Отрабатывается навык написания цифр, других мелких символов.

    Прогноз и профилактика

    При своевременной коррекции дискалькулия преодолевается, ребенок начинает осваивать счет, простые операции и термины, его успеваемость в школе повышается. Для профилактики практогностической дискалькулии рекомендовано выполнение простых примеров, задач с озвучиванием действий, параллельным использованием наглядной опоры – рисунка, пальцев, счетных палочек. Предупреждение графической дискалькулии включает тренировку мелкомоторных движений, координации «образ-движение руки»; вербальной дискалькулии – усвоение названий операций, практику их использования в беседе; дислексической дискалькулии – формирование представлений о цвете, форме, размере, задания на узнавание знаков и цифр; операциональной дискалькулии – освоение счета, вербальное использование специфических терминов.