Мозг слона и человека сравнение. Чей мозг весит больше

Учёные давно заметили, что продвинутый интеллект и эволюционно развитый мозг присутствует у человека и прочих животных, зачастую демонстрирующих социальное поведение. Это сподвигло антрополога и специалиста по эволюционной психологии Робина Данбара выдвинуть гипотезу социального мозга . Согласно теории, человек развил у себя крупный мозг, чтобы иметь возможность жить большими социальными группами. Хотя в последние 20 000 лет из-за «одомашнивания» человека его мозг уменьшился в размерах, но перед этим эволюция должна была за относительно короткий срок быстро увеличить мозг гоминидов, чтобы люди смогли объединяться в большие племена.

В социальном общении очень важно распознавать так называемое «стороннее знание», то есть понимать иерархию, социальные взаимосвязи и отношения типа «она знает, что он знает» и тому подобные. Например, альфа-самец у шимпанзе выбирает себе любых самок, но при этом терпимо относится к попыткам спаривания с ними со стороны тех, кто помог ему воцариться на троне. Без достаточно продвинутого мозга такие тонкости социальной иерархии невозможно усвоить.

Сейчас группа учёных из США и Великобритании опубликовала новую научную работу «Социальные и культурные корни мозга китов и дельфинов », которая подтверждает гипотезу социального мозга.

У представителей отряда китообразных (дельфины и киты) самая продвинутая нервная система среди всех таксономических групп, и они высоко котируются по любой характеристике нейроанатомической сложности. При этом многие китообразные также организованы в иерархические социальные структуры и демонстрируют удивительную широту культурного и социального поведения, особенности которого - что редкость для животных - очень похожи на социальное поведение людей и приматов. Но до сих пор было собрано совсем мало свидетельств корреляции между крупным мозгом, социальными структурами и культурным поведением китоообразных.

У китов и дельфинов обнаружено огромное количество признаков сложнейшего социального поведения, в том числе:

  • взаимоотношения в сложных альянсах;
  • социальная передача техник охоты (обучение);
  • совместная охота;
  • сложное пение, включая пение на региональных групповых диалектах;
  • речевая мимикрия (имитация чужих голосов);
  • использование «голосовых подписей-идентификаторов», уникальных для конкретной особи;
  • межвидовое сотрудничество с людьми и другими животными;
  • аллопарентальная забота о чужом детёныше (например, со стороны самки-помощницы или «няньки»);
  • социальные игры.
Все эти образцы социального поведения подробно исследованы и описаны в научной прессе, но до сих пор не проводилось сравнительного изучения видов отряда китоообразных по уровню сложного социального поведения, степени применения инноваций и обучаемости новому поведению - чтобы можно было сравнить степень продвинутости социальных навыков и размер мозга. Такие исследования ранее проводились у птиц и приматов, но не у китоообразных. Сейчас этот пробел в научных знаниях устранён.

Исследователи собрали большой массив данных по каждому виду китообразных: масса тела, размер мозга, степень проявления социального общения по указанным выше признакам - и вычислили корреляцию между этими показателями. На первой диаграмме внизу показаны родственные связи между видами и размер мозга (красный соответствует большему размеру, зелёный - меньшему). На второй диаграмме - показатели по социальному поведению (социальный репертуар). В конце концов, снизу приведён график взаимосвязи между этими двумя параметрами.

Учёные выяснили, что эволюционное развитие мозга связано с социальной структурой вида и с рамером группы. Причём связь с размером группы квадратичная, то есть наиболее развитый мозг и продвинутое социальное поведение демонстрируют группы среднего размера, а не малые или большие группы.

Авторы научной работы указывают на явные параллели между морскими млекопитающими и приматами/человеком. У дельфинов и китов тоже наблюдается сочетание одновременно большого мозга, гиперсоциального поведения и разнообразия поведенческих паттернов. Именно эти качества позволили человеку размножиться в неимоверном количестве и заселить всю Землю. Учёные полагают, что у дельфинов и человека интеллектуальные способны проявились в ходе эволюции как своеобразная эволюционная реакция на необходимость жить в обществе себе подобных.

10

10 место - Новые извилины

Существует миф о том, что, узнавая что-то новое, у человека появляются новые извилины. На самом деле человек не рождается с извилинами, в начале развития плод обладает гладким маленьким мозгом. По мере роста, нейроны растут тоже и мигрируют в разные зоны мозга, создавая борозды и хребты. К возрасту в 40 недель мозг уже почти так же извилист, как и у взрослого человека. То есть, по мере обучения новых рельефов не появляется, мы с ними попросту рождаемся.

Однако по мере обучения мозг действительно меняется - за это отвечает пластичность мозга, но все равно новые извилины не появляются.

9


9 место - Мозг человека - самый большой

Пропорционально всему телу, мозг человека действительно довольно большой, но распространённое заблуждение состоит в том, что мозг человека больше, чем у любого другого создания.

Мозг взрослого человека весит приблизительно 1,3 кг и достигает 15 см в длину. Самый большой мозг принадлежит кашалоту он весит более 8 кг. Другое животное с большим мозгом – слон, вес его мозга составляет около 5 кг.

Многие спросят, а как же соотношение мозга к телу? Однако и в этом люди уступают. У землеройки вес её мозга составляет 10% от общей массы.

8


8 место - Уровень интеллекта зависит от размера мозга

Как показала практика, размер мозга на уровень интеллекта никак не влияет. Например, мозг И.С. Тургенева весил 2012 г, а мозг Анатоля Франса - 1017 г. Самый тяжелый мозг - 2850 г - был обнаружен у индивида, который страдал эпилепсией и идиотией. Мозг его в функциональном отношении был неполноценным. Итак, прямой зависимости между массой мозга и умственными способностями отдельного индивида нет.

7


7 место - Чем человек старше, тем слабее его память

В самом деле, в большинстве случаев мы наблюдаем именно такую картину - у людей преклонного возраста замедляется процесс мышления, ухудшается память, в некоторых случаях сопровождаясь старческим маразмом.

Однако же не возраст тому виной, а образ жизни, который вел и ведет каждый конкретный человек. Некоторые люди сохраняли свое мышление ясным до глубокой старости. Конечно, для этого недостаточно одного желания - необходимо соблюдать определенный режим работы, отдыха и питания. Желательно употреблять здоровые продукты, среди которых стоит отметить рыбу, свежие фрукты и овощи. Интеллектуальные упражнения также сохраняют мышление ясным.

6


6 место - Мозг работает как компьютер

Это миф. На самом деле, если мы посмотрим на то, как устроены современные компьютеры и как устроен мозг, мы увидим, что различия между ними фундаментальны. В компьютере программа, хранимая в памяти, исполняется при помощи процессора, таким образом, память и вычисления разнесены. В мозге же это разделение отсутствует, фактически память и вычисление в нем совмещены друг с другом за счет того, что память хранится в структуре связей между нервными клетками, которые и совершают вычисления.

5


5 место - Алкоголь убивает клетки мозга

Алкоголизм, конечно, может приводить к серьезным проблемам со здоровьем, но эксперты не верят, что спиртное – причина смерти нейронов. Фактически, исследования показали, что даже постоянное пьянство не убивает нейроны.

4


4 место - Повреждение мозга делает из человека овощ

Это не всегда так. Есть разные типы повреждения головного мозга, и их влияние на человека зависит во многом от того, где они располагаются и насколько они серьезны. Мягкие мозговые травмы типа сотрясения связаны с тем, что мозг перемещается внутри черепа, что провоцирует кровотечение и разрыв. Мозг на удивление хорошо оправляется от незначительных травм, и подавляющее большинство людей, испытавших легкую травму мозга, не становятся инвалидами на всю жизнь.

3


3 место - Полушария мозга

Левое полушарие мозга отвечает за рациональность, а правое - за творчество. Это правда лишь отчасти. Исследование одаренных школьников, победителей математических олимпиад высокого уровня, показало, что среди них были и отчетливые правши, и левши, и амбидекстры (люди с одинаковой ловкостью рук), то есть эти школьники имели несколько разное распределение функций по полушариям.

2


2 место - Мозг - это серое вещество

Многие из нас слышали, что клетки коры головного мозга - серого цвета, и это утверждение не подвергается никаким сомнениям. Однако же, серый цвет имеют только клетки мертвого головного мозга, который покинул тело хозяина. Натуральный цвет живого мозга - красный. Кстати, ткани головного мозга напоминают по структуре обычное мягкое желе.

1


1 место - Миф о 10 % используемой части мозга

Миф, утверждающий, что большинство людей используют не более 10 % мозга. Нейробиолог Барри Гордон характеризует миф как «смехотворно ошибочный», добавляя: «Мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно».

Исследования показывают, что каждый отдел человеческого мозга имеет свой определенный набор функций. Если миф про 10% верен, то шанс повредить мозг был бы гораздо меньше – нам следовало бы беспокоиться только о том, чтобы маленькие 10% нашего мозга были в безопасности. Но в реальности даже повреждения очень небольшой области мозга могут привести к серьезным последствиям для нашего функционирования. Сканирование мозга также показало, что во всем мозге есть определенный уровень активности, даже во время сна.

«Пусть лошадь думает, у нее голова больше!» - знакомая фраза?
И вот вроде бы все логично - чем больше мозг, тем умней его счастливый обладатель. Да и примеров тому массы: всякие там букашки-таракашки с мозгом в несколько миллиграмм, мышки, белочки да синички с мозгом весом всего около 1 грамма и далее - кошки (около 30 гр.), собаки (около 100гр.) и человекообразные обезьянки с мозгом, весящим около 400 гр. - ну никак не могут тягаться с такими умниками как мы с вами, обладающими, в среднем, 1400 граммами серого вещества. Вот, пока вроде бы все правильно.

Ну, а дальше-то начинаются полные непонятки: упуская всяких лошадок и коровок с весом мозга в 300-400 граммов, у слона – вес мозга более 5 кг, а у кашалотов, вообще 7кг с лишним! Вау! Так вот кто они - самые наиумнейшие и наимудрейшие! Ан-нет!

Оказывается, что разумность как раз зависит не сколько от размеров и веса мозга, столько от соотношения его веса с общим весом всего тела. И вот тут уж человеку нет равных!

Ну, например: У людей соотношение веса тела к весу мозга составляет:…. так…. 70 кг разделить на 1,4 кг…так…. ага - в 50 раз. А вот у коровы – в 1000 раз, у собаки - в 500 раз, у шимпанзе -120 раз. Ну а если подсчитать у «умников» китов да кашалотов, то вообще получается, что вес их тела превышает вес мозга аж в 3000 раз!

В общем, наши единственные и ближайшие «по уму» родственники – это дельфины, вес мозга некоторых видов которых достигает 1700 гр., при весе тела около 135 кг.

А вот интересно, существует ли разница в весе мозга, так сказать, внутри рода человеческого? Оказывается да, существует!

Продолжаем.
Вообще, наш мозг – штука довольно таки энергоемкая и энергопотребляющая. Например, «отдыхающий» мозг потребляет 9% всей энергии организма и 20% кислорода, а «работающий», то есть думающий мозг, расходует около 25% от всех поступающих в организм питательных веществ и примерно 33% так необходимого организму кислорода. В общем, получается, что думать то и не очень то и выгодно! И даже, возникает вопрос: а зачем нам тогда такой большой и «прожорливый» мозг?

Оказывается что, как в животном мире, так и в людском, для выживания, помимо экономии энергии , очень важен еще один фактор - время реакции. И вот тут то наш большой мозг очень даже кстати! Человек использует его по сути как большой и мощный компьютер, который включается тогда, когда необходимо резко ускорить решение сложных задач, требующих огромного напряжения и быстрой реакции. Вот потому то, хотя наш мозг и безумно прожорливый, но ооочень нужный и незаменимый.

Так как же устроен это «компьютер»?

Человек считает себя самым разумным существом на планете. Насколько это зависит от массы мозга? Насколько "затратно" для организма думать и сколько времени нужно отдыхать от размышлений?


Сравнение размеров мозга голубого кита (слева) и человека (справа)


Средний вес человеческого мозга - 1.4 кг. Мозг слона весит 5 кг, а голубого кита - 6,8 кг, а кашалота - 7 кг. Соотношение массы мозга и массы тела, так называемый церебральный индекс, у человека тоже не самый высокий. Мозг составляет порядка 2% от массы человеческого тела, у колибри этот показатель составляет 16%, у насекомоядной мыши - 10%.


Размер головного мозга у разных людей может значительно отличаться, и большой мозг отнюдь не признак гениальности. Например, головной мозг Альберта Эйнштейна весил 1230 г, а обладателем самого тяжёлого мозга (2850 г) оказался пациент психиатрической больницы, страдающий идиотией.

Мыслительные процессы требуют огромных энергетических затрат. Занимая всего 2% от массы тела, мозг даже в неактивном состоянии съедает 9% поступающей энергии. А как только у него появляется пища для размышлений, он начинает потреблять четверть энергии и треть поступающего кислорода.

После интеллектуального труда организму необходим отдых. Восстанавливается головной мозг в 3 раза дольше, чем время, затраченное на размышления. То есть после 4 часов активного интеллектуального труда должны последовать 12 часов полного интеллектуального безделия. Не забывайте об этом и берегите свои нейроны.

Зарождение нового происходит в нутрии старого – это закон природы. Мы являемся свидетелями зарождения новой расы людей. Некоторые называют их «солнцеедами». Иными словами, это люди, отказавшиеся от обычной пищи и получающие энергию для жизни...

Учёные из Национального института здоровья в ходе опытов на мышах выявили одну молекулу, которая образуется в спинном мозге. Она провоцирует процесс, воспринимаемый мозгом, как чувство зуда....

Когда человеку отрубают голову, его жизнь заканчивается не сразу. Несколько минут сердце продолжает работать, двигаются конечности и сокращаются мускулы, функционирует даже мозг. Любой, кто, например, разделывал живую рыбу, помнит, что у рыбы с...