Как прокачать свой мозг. Как прокачать мозг при помощи обыкновенной ручки

Итак, как известно, мозг - важнейший орган нашего тела. Кто-то говорит, что он - самая сложная вещь во вселенной. И незнание некоторых его особенностей может очень плачевно сказать на жизни человека.

Но обо всем по порядку.

Понимание роли мозга

Нет невежества страшнее, чем невежество по отношению к самому себе.

Мозг управляет почти всем в нашем организме - от дыхания, работы органов чувств до сложных мыслительных процессов и воображения. Существует множество методик и советов по развитию, однако, как я убедился, мало какие делают упор на роль мозга в процессе.

Мозг - хорошо изучаемый орган, и, обладая знаниями о работе мозга, можно понять, как те или иные методики влияют на мозг и стоит ли их применять. Кроме того, можно выработать свои подходы, основанные не на теоретических рассуждениях, а на научных знаниях.

Питание

Мозг - чрезвычайно требовательный к энергии орган. Поэтому питание должно быть равномерным в течение дня, и включать в себя совершенно особые вещества. Их много и они разные, но в целом рекомендуются белки, сложные углеводы, а также жиры омега-три. К примеру, мой завтрак обычно состоит из яблока и яичницы (иногда из кусочков рыбы), обед - из овощей/фруктов и мяса, ужин - также из овощей и мяса. Также я каждый день пью витамины, выпиваю много воды (около 2-3 л) и 2-4 кружки зеленого чая.

Тут надо сказать, что питание и работа мозга связаны непосредственным образом. Если во время еды заниматься другими делами - пища не будет усвоена, так как для полноценного усвоения нужно всеми органами чувств воспринимать пищу, и позволить мозгу сосредоточиться на этом непростом процессе.

Также, если кушать много сразу, мозг не будет должным образом получать энергию и работать бесперебойно. Можно сравнить с огнем - либо вы держите огонь равномерным, подбрасывая понемногу дрова через определенное количество времени; либо же ждете, пока все сгорит, потом снова накидываете поверх углей кучу и разжигаете огонь снова, тратя лишнее время и имея неравноценно распределенное во времени пламя.

Кроме того, как я напишу позднее, здоровое питание позволяет легко выполнять физические нагрузки, а это очень полезно для мозга.

Поэтому к питанию нужно отнестись очень внимательно - нужно чтобы объем пищи за один раз был небольшим, само питание должно наполнять энергией равномерно в течение дня.

Окружающая обстановка

Прежде всего, воздух. Помимо питания, с которым мы имеем дело каждый день (помните правило Парерто, что 20% причин дают 80% результата?), очень важно, чтобы воздух, которым мы дышим, был полон кислородом. Поэтому нужно проветривать помещения, по возможности спать с открытым окном, и периодически делать гимнастику с глубоким дыханием.

Во-вторых, порядок. Как ни странно, именно порядок снаружи позволяет привести в порядок дела внутри. При этом порядком я называю такое состояние окружающих предметов и людей, когда обстановка не раздражает. Иногда, правда, агрессия бывает скрытой - скажем так, наличие порядка определяется тем, хочется ли вам находится в определенной обстановке, или нет.

Далее, это количество отвлекающих и раздражающих факторов, и количество расслабляющих и вдохновляющих. Они у каждого свои, но обычно к первой группе относится лишний шум, неприятные запахи, неудобная мебель, беспорядочно расположенные предметы в области зрения, слишком яркий или тусклый свет, слишком яркая или блеклая цветовая гамма вокруг, и так далее. Нужно отметить, что к постоянно имеющимся факторам мозг умеет приспосабливаться и игнорировать их - вроде шума из окна. А к другим - вроде ремонта за стеной - ему приспособиться очень тяжело.
И что касается вдохновляющих факторов - они у каждого свои.
В общем и целом, нужно иметь это в виду и стремиться создавать вокруг себя такую обстановку, чтобы сосредоточиться было легко

Сон

Сон - это один из самых важных факторов здоровой работы мозга. Можно выделить следующие моменты:
  • Сна должно быть достаточно. В среднем это 7-8 часов сна без пробуждения
  • Отход ко сну должен быть таким, чтобы уснуть можно было за 15 минут нахождения в кровати.
  • Сон должен быть в достойной обстановке. Желателен свежий воздух, темнота, тишина.
  • Сон должен совпадать с внутренними часами человека (обычно начинается до 12 ночи и заканчивается в 6-10 утра).

Я стараюсь спать по 8-10 часов и вставать рано утром.

Физические нагрузки

Говорят, гармония - отсутствие дисбаланса. В данном случае речь о том, что для мозга лучшим отдыхом является смена вида деятельности, например, смена умственной деятельности на физическую. У меня стоит в Убунту настройка, которая блокирует на десять минут через каждые пятьдесят компьютер, и я вынужден идти и прогуляться. (соотношение в районе 10-50 установлено наукой и рекомендовано для работающих за компьютером). Каждый вечер я стараюсь погулять на свежем воздухе не менее получаса, либо совершить велопрогулку (1-1.5 часа).
Также люблю отжиматься в перерывах между деятельностью, работать с гантелями.

Кроме того, физические упражнения в течение дня играют следующие роли. Во-первых, как средство для поддержания организма в активном состоянии - физическая активность поднимаете температуру тела, и мозг лучше работает. Во-вторых, снимает психологические нагрузки - известно, что заглушаемые эмоции переходят в зажимы в теле, физнагрузки и спорт снимают это вместе со стрессами и так далее. В-третьих, регулярные физические нагрузки приводят к выработке эндорфинов - гормонов радости и счастья - и тем самым в течение дня занимающийся человек поднимает себе настроение. Поэтому, кстати, зарядка так хорошо бодрит - разгоняет кровь, как говорится.

Много еще чего есть. Например, переключаясь и идя на прогулку, вы даете задачу своему подсознанию, которое ее решит лучше вас. Кроме того, регулярные физические нагрузки держат тело в хорошем тонусе и позволяет вам выглядеть настолько стройно, насколько решите вы сами.

Таким образом, регулярное сочетание обычной деятельности за компом с разной физкультурой резко повышает эффективность работы и жизни в целом.

По себе - катаясь регулярно не менее 5 часов в неделю, делая разные физнагрузки, и бросив употреблять алкоголь вообще, я за эти полгода болел всего 1 неделю. Против месяца как минимум ранее.

Обучение

Все наверняка читали статьи, когда долгожители реже лишаются ума, если работают и занимаются интеллектуальным трудом. И это действительно так, и в любом возрасте - если мозг не развивать, то он начинает, образно выражаясь, черстветь. Мозг - наше самое главное дарование, и относиться к нему надо трепетно.

Для хорошего состояния мозга его желательно регулярно обучать каким-либо новым видам деятельности в разных сферах, умственных и физических. При этом в течение длительного периода - от месяца до года. Очень хорошо влияют на мозг: освоение новых сложных физических действий (танцы, боевое искусство, новый вид спорта), музыка, освоение новых языков.

Восприятие мира

Мозг воспринимает мир в искаженном виде, и это очень важно знать и постоянно знать. Картинка из квадратов в начале статьи - пример тому.

Однако гораздо более сильными являются искажения в восприятии на уровне сознания (я уже писал об этом в статье ). По сути дела, именно эти искажения являются причиной большего количества конфликтов и недопонимания во всем мире. Вот почему важно всегда подвергать сомнению как факты и истины, поступающие извне, так и своим убеждения и представления о мире и о себе.

Лично для меня стал откровением следующий случай. Я всегда считал ворон хитрыми, и, видя этих птиц, искал и находил в их поведении что-то хитрое. Однажды, проходя мимо нескольких птиц, я поглядел в глаза вороне - и не нашел там ничего хитрого, ничего человеческого; только непонятное ощущение осталось. И понял - наделяя в своем сознании объект какими-либо свойствами, я его начинал видеть таким же и в реальности. С тех пор я стараюсь людей постоянно переоценивать, понимания, что текущее восприятие может быть ошибочным.

Это соображение можно заставить работать на себя следующим образом. Осознав, что можно управлять своим восприятием реальности, и что оно всегда будет неполным, сформировать его по своему вкусу. Взять то, что не нравится - люди, работа, дом, и так далее - затем найти положительные стороны, и стремиться дальше воспринимать относящиеся к рассматриваемым явлением события только в положительном ключе. И, убедив себя в том, что происходящее позитивное и полезно в каком-то смысле (даже научиться шутить на данную тему), вы заметите, как ваше отношение начнет меняться на положительное - ранее нелюбимые люди начнут нравится, появится уважение к ним; нудные задачи возбудят интерес и заиграют новыми красками.

А если позитивно взглянуть не получилось - опять же, вы в силах менять не только модель явления в своем мозге, но и реальность. Просто поменяйте то, что раздражает, на то, что является желаемым - да, придется приложить усилия, но оно того стоит.
Я бросил курить и пить именно поэтому - позитивные моменты находить было все тяжелее, а потери в виде денег, здоровья, времени были очевидны и отрицательны для моей жизни.

В итоге можно сказать, что постоянное и активное освоение новых полей деятельности всесторонне влияет на человека в положительном ключе - как на его мировоззрение, уважение к себе, к своей личности, осознание своей многогранности, так и на мозг, который щедро благодарит за то, что его одаривают новой пищей для ума, что называется.

Развитие характера

В прошлом разделе я слегка коснулся, а тут попробую подробнее раскрыть тему работы над собой. Оказывается, почти на 100% жизнь человека - дело его рук, а точнее, его мозга. Наши мысли - вот что определяет наши поступки и наш характер. Можно сказать, что ответственность за практически все аспекты в жизни человека лежит на нем, осознает он это, или нет.

Практические моменты, которые оказались мне полезны (над большими из них я продолжаю работать и сейчас):

  • Контроль речи. Мы слышим почти все, что говорим. И если постоянно повторяем что-либо вслух, вскоре начинаем сами верить в это, и своими поступками делать это в реальности. Это к тому, что если постоянно говорить другим, что вы больны, и самому слышать свои слова - в конце-концов заболеете; то же самое про нехватку времени - времени будет не хватать, и так далее. Посему стараюсь говорить уверенно, позитивно, и мало.
  • Контроль мыслей - все то же самое. Именно мысли определяют образ жизни, и правильное мышление сразу дает огромное преимущество над 95% людей, которые про это не знают. Мне это дается трудно, но я пробую разные способы - от медитации для расслабления, музыки для создания положительного настроя, блокнота и психологической готовности для генерации идей, до волевых усилий по пресечению мыслей о волнении, неудачах, тревогах, страхах и так далее.
  • Эмоциональный контроль. Feelings are much like waves, we can’t stop them from coming but we can choose which one to surf. Jonatan Mårtensson. Очень помогает чувство юмора - я всегда стараюсь в грустном положении вспомнить какой-нибудь анекдот или афоризм, чтобы улыбнуться. Также помогает умение быть спокойным, например, в очереди в Сбербанке - со временем я начал удивляться, чего людей так раздражает ожидание. Дело в том, что эмоции слабо совместимы с концентрацией и сосредоточенной умственной работой, поэтому научиться самоконтролю стоит, чтобы дать мозгу работать в полную силу.
  • Волевые качества, лидерские качества. Упорство, воля, умение идти до конца, терпение - это очень помогает. Однажды я решал 8 часов «завальную» задачу устного экзамена ВМК, чтобы потом опубликовать решение на форуме и получить удовлетворение собой. Полезное качество, помогает добиваться результатов и наслаждаться ими.
  • Умение общаться. Я начал жизнь белой вороной, и в школе трудно общался, был замкнутым и депрессивным человеком. Со временем усилиями сделал себя оптимистичным, жизнерадостным, и научился находить общий язык с практически любыми людьми. Все свелось к развитию адекватности и умению слушать собеседника в сочетании с эмпатией, ну и конечно - море практики.

Литература

Я много читаю, но из книг всегда можно выделить те, которые повлияли на меня больше всего.
  • Роберт Энтони, «Секреты уверенности в себе». Книга, после которой я бросил пить, съехал от родителей, и вообще волосы стали гладкими и шелковистыми:) Если серьезно, то книга по плотности полезной информации и детализации в чем-то для меня была сопоставима с «Совершенным кодом». В ней есть рецепты по выкорчевыванию почти всех типов тараканов - низкой самооценки, чувства вины, субъективности и осуждения других людей, страхов, чувства одиночества, и так далее.
  • Мэтью Макдоналд, «Научи свой мозг работать». Научное обоснование множеству моментов, о которых я читал в других книгах и статьях, в тч. книги Энтони. Обо всем подробно и со вкусом.
  • Тимоти Феррис, «Как работать 4 часа в неделю». Заразила оптимизмом, подходом к жизни, и просто отношением к тайм-менеджменту.

Список из трех книг, на самом деле их были сотни. Даже в научной фантастике Азимова и творениях Гессе всегда есть что-то, о чем можно задуматься и изменить в себе или окружающем мире.

Наш мозг работает благодаря нейронам и синапсам. Первые воспринимают и обрабатывают информацию из внешнего мира, передают её внутренним органам. Вторые обеспечивают связь между нейронами.

То, насколько развит наш мозг, зависит от количества и разнообразия синапсов.

Примерно до 25 лет количество синапсов в мозге человека увеличивается, а когнитивные функции достигают своего пика. После этого происходит постепенная деградация. Это нормально: со временем стареет не только тело, но и мозг.

Тем не менее мы следим за своей фигурой, регулярно посещая тренажёрный зал, пользуемся антивозрастными кремами, но о старении мозга забываем. И напрасно: память, внимание, мышление можно тренировать, развивать и держать в тонусе так же, как и тело.

Это подтверждают современные научные исследования. Учёные из Центра функциональной магнитно-резонансной томографии головного мозга Оксфордского университета в 2009 году доказалиA positive-negative mode of population covariation links brain connectivity, demographics and behavior . , что в нашем мозге на протяжении всей жизни формируются новые синапсы, а также выявили взаимосвязь между количеством нейронных связей и качеством жизни человека.

Люди с большим числом нейронов и синапсов, как правило, имели высокий уровень жизни, высшее образование, старались вести здоровый образ жизни и были в целом ей удовлетворены.

Как тренировать мозг

Есть разные способы тренировки мозга: можно учить стихи, решать кроссворды, читать книги. Даже игра в «Тетрис» развивает когнитивные способности, но только до определённого уровня. Однако последние исследования нейропсихологов показывают, что самым эффективным способом развития мозга являются когнитивные тренировки - простые упражнения, которые прокачивают внимание, память и мышление.

На основании научных исследований в области нейропсихологии создан онлайн-тренажёр для мозга - «Викиум ». Он предлагает несложные задания на внимательность, память и скорость реакции.

Упражнения имеют игровую форму, чтобы полезное сделать ещё и приятным. Игры доставляют удовольствие, а то, что доставляет удовольствие, требует от человека повторения этого действия.

Задания на «Викиуме» кажутся элементарными, но по мере прохождения уровней сложность возрастает. Таким образом мы постепенно прокачиваем мозг, не прилагая особых усилий.

Как выглядят тренировки

Перед тренировкой нужно пройти вводное тестирование. Оно оценивает текущий уровень ваших когнитивных способностей и подбирает персональную программу занятий.

Тренировка длится примерно 15 минут и состоит из разминки и основных упражнений.

Тренажёры группируются парами, чтобы прокачивать конкретные способности мозга. Например, тренировка памяти включает в себя 7 упражнений: разминку (чтобы «включить» ваше внимание) и игры для развития объёма, скорости и точности запоминания. Каждая игра дополняет предыдущую и занимает строго определённое место - для лучшего эффекта от упражнений.

Вот так выглядит тренировка на развитие внимания «Найди предмет». Нужно найти на полках предмет, который вы видите в рамке, и кликнуть по нему. За 60 секунд вы должны набрать максимальное количество очков.

Ещё одно упражнение для развития памяти - «Сигнальные лампочки». Нужно запомнить и воспроизвести последовательность, в которой загораются лампочки.

Сервис работает по freemium-модели: бесплатно доступны 9 тренажёров - 2 на память, 4 на мышление и 3 на внимание. Обладатели премиум-аккаунта получают доступ ко всем упражнениям. Всего на сайте 41 упражнение.

Вы можете смотреть статистику своего прогресса и соревноваться с другими пользователями (например, с друзьями). Кроме обычных упражнений есть специальные курсы: курс на целеполагание, на развитие внимания, творческого мышления.

Заниматься можно как с компьютера, так и со смартфона - сервис поддерживает адаптивную вёрстку веб-версии для мобильных устройств.


Человек отошел от мира животных и стал разумным существом. Он стал по-другому воспринимать мир, который его окружает. Люди стали общаться между собой, научились писать, освоили какие-то инженерские азы. Всему этому способствовало развитие мозга человека. Мышление, логика, воображение перешли на новый уровень. Чтобы понять, как развить мозг на 100 процентов, нужно в первую узнать за какие функции он отвечает.

Краткий обзор мозга человека

Мозг - самый загадочный орган в человеке. Иногда его называют компьютером. Люди на протяжении всей своей жизни познают что-то новое. Нужную информацию человек запоминает и хранит пока она ему нужна. Но то, что уже не пригодится «уничтожается» в мозге человека.

Головной мозг выполняет следующие функции:

  • Мышление;
  • Речь;
  • Сознание;
  • Чувства;
  • Координация движений;
  • Управление сном;
  • Составление планов.
Этот список значительно больше. Многие психологи пишут целые книги на тему мозга. Его очень сложно изучить и любое физическое вмешательство приводит к необратимым последствиям.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Одно из них называется правым, а другое левым. Они соединены между собой мозолистым телом. Через него проходит обмен информацией двух полушарий. Если повредить левую часть головного мозга, то это повлечет повреждение правого полушария. Справедливо и обратное. Конечно, бывали случаи, когда человеку отрубало полностью левую часть. После этого он продолжал жить полноценной жизнью. Правое полушарие стало выполнять функции уже несуществующего левого полушария.

Мозг человека делится на две части. Каждое полушарие выполняет свои определенные функции. Их назначение представлено ниже.

Левое полушарие производит последовательную обработку информации. В нем происходит пошаговый анализ. Вся информация подвергается анализу в строгом порядке. Левое полушарие работает с числами и цифрами.

Правое полушарие обрабатывает информацию, которая идет от органов чувств. Оно воспринимает музыку, цвета и отвечает за ориентацию в мире. Правое полушарие способно проводить синтез уже имеющейся информации. Оно по этой причине позволяет решать головоломки и действовать не по шаблону.

Этого достаточно, чтобы понять как сложен человеческий мозг.

Как развить способности мозга?

Психолог Юнг сравнивал сознательную часть и бессознательную с айсбергом. Его верхушка - сознание. В свою очередь, то, что находится под водой, является бессознательным. Здесь неизвестно на какую глубину прогружен айсберг.

Это же предположение можно отнести к головному мозгу человека. Он задействует всего 10 процентов своих потенциальных возможностей. Людям нужно развивать свои способности. Трудно вообразить каким будет человек, у которого мозг задействует все сто процентов своих возможностей.

Скорее всего, произойдет новая научная революция. Последуют открытия за открытиями.

Чтобы начать развивать способности мозга, нужно придерживаться следующих советов:

Избавиться от гиподинамии. Она возникает у малоподвижных людей. В группу риска попадают водители, любители постоянно смотреть телевизор и сидеть за компьютером. При гиподинамии жировые кислоты не расщепляются. На сосудах появляются холестериновые бляшки, мешающие прохождению крови. Кровь снабжает все органы кислородом. Мозг не получает O2 и начинает плохо функционировать.

Следует обеспечить поступление в организм углеводов и фосфатов .Если человек желает развить способности мозга, то нужно отказаться от водки, вина и т.п. Но если выбирать меньшее из зол, то употребление пива значительно пагубнее влияет на нейроны, чем спирт. Вообще, любой спиртосодержащий напиток убивает нейроны. Пиво также содержит много углекислого газа. Происходит двойной удар. Человеческий мозг отравляется спиртом и углекислым газом.

Следует употреблять много негазированной воды. Она выводит из организма большую часть токсинов и шлаков.
Способности мозга помогает развивать вода. Она обеспечивает лучшую связь между полушариями. На 30 килограмм веса следует пить 1 литр воды. В стрессовых ситуациях объем увеличивается. От воды человеку хуже не станет.

Способы поддержания и развития деятельности головного мозга

  • Занятие спортом не реже двух раз в неделю. Стараться больше общаться с другими людьми. Это общение должно происходить с живым человеком непосредственно.
  • Питаться едой богатой витаминами и энзимами.
  • Давать организму высыпаться.
  • Избегать стресса.
  • Следует научиться расслабляться и освоить методы релаксации.
  • Придерживаясь этих пяти пунктов, можно почувствовать, что потенциальные способности мозга возросли и медленно начинают активизироваться.
Как развивать полушария мозга


Развивать только одно полушарие нецелесообразно. Можно хорошо решать уравнения, но при этом не понимать красоты природы и всего искусства. Также человек прекрасно пишущий стихи и рисующий картины не всегда умеет сложить или умножить два числа между собой.

Не зря в школах, техникумах и вузах присутствуют не только профилирующие предметы. Например, физики изучают также русский язык, историю, психологию и другие гуманитарные дисциплины. Аналогично происходит и у филологов. Совместно с гуманитарными дисциплинами у них имеются строго математические предметы.

Выше приведенные примеры сообщают, что развивать нужно оба полушария параллельно . Для этого существуют упражнения для развития мозга.

Упражнение 1.

Сначала нужно поглаживать рукой свой живот по часовой стрелке. Поле выполнения этого упражнения левой рукой следует постукивать себя по голове вертикально сверху вниз. Освоив и это движение, человек должен выполнить их одновременно. На первый взгляд все просто. Но после комбинирования почти у всех начнут путаться руки. Левая рука автоматически будет стараться совершить круговые движения. После того как цель будет выполнена и путаница прекратится, следует поменять положение рук.

Упражнение 2.

Положите обе ладони на живот. Левая рука строго находится на правой. Теперь необходимо сделать выдох. Он должен походить на задувание свечи. На это упражнение отводится одна минута.

Упражнение 3.

Это упражнение позволяет активно синхронизировать работу обоих полушарий.

Нужно поднять обе руки вверх или перед собой. От человека потребуется рисовать в воздухе левой рукой квадрат, а правой звезду. Все это делается одновременно. Как только проявится прогресс, меняется положение рук.

Упражнение можно усложнить. Для этого потребуется делать рисунки других форм. Все зависит от фантазии того, кто выполняет упражнение.

Для развития полушарий головного мозга была создана специальная программа - нейробика. Такие упражнения позволяют посмотреть на повседневные дела по-новому. Иными словам, нужно попробовать сделать что-то обычное непривычным способом.

Упражнение 4.

Попытайтесь встать с кровати с другой ноги. Можно попробовать почистить зубы другой рукой. Выпивая чай, сахар следует размешивать левой, а не правой рукой.

Упражнение 5.

Это упражнение следует выполнять с хорошим другом. Нужно завязать себе глаза и ходить вместе со своим спутником.

При выполнении этого упражнения нужно будет дать ответы на вопросы ниже.

  • Как происходила борьба с неуверенностью?
  • Какие органы чувств активизировались?
  • Какие звуки выделялись?
  • Что из услышанного настораживало, а что успокаивало?

Как развить правое полушарие мозга

Как было сказано выше, требуется развивать оба полушария. Например, в один день отдавать предпочтение логическим тренировкам, а в другой заниматься воображением и искусством.

Вначале был вопрос о том, а как развить мозг на 100 процентов. Выход один - развить оба полушария.

Дисбаланс развития обоих полушарий начинается уже с детства. Люди не умеют мыслить абстрактно и сопереживать.

Упражнение 1.

Человек должен начать рисовать. Правое полушарие синтезирует, а не анализирует. Нужно воспринимать окружающий мир абстрактно. Для этого можно стать дизайнером собственной квартиры. Научиться доверять своей интуиции в выборе обоев и цвета.

Упражнение 2.

В психологии есть понятие эмпатия. Человек должен не просто сопереживать другим людям, от него требуется смотреть на мир глазами другого. В этом случае происходит глубокая сопричастность к происходящему в жизни других людей. Данное упражнение развивает правое полушарие.

Упражнение 3.

Человеку необходимо часто слушать душевную музыку, под которую можно помечтать или просто расслабиться. Музыкальная композиция не должна сковывать человека.

Сегодня весьма не обычный выпуск, друзья, потому что мы будем говорить о том, как прокачать мозг, а не мышцы. Разобраться в огромном количестве размазанных "соплей" по глянцевым журналам и интернету на этот счет - очень сложно. А тема для нас очень важна. И это не красивые слова.

Мозг на прокачку (развитие мозга)

Если мы говорим о людях в биологическом смысле, то природа (эволюция) очень любит в нас... МОЗГ, потому что большинство изменений в ДНК кодируют именно вопросы связанные с ним . Это то, что отличает нас от других животных. Например, разница в нашем ДНК и ДНК ближайшего родственника шимпанзе, всего НЕСКОЛЬКО ПРОЦЕНТОВ. Ученые задались вопросом, за что же отвечают эти 2% в теле человека. Вы наверно уже догадались за что....ЗА МОЗГ! Причем не просто за весь мозг, а за"тонкий слой" коры головного мозга, которая позволяет нам заниматься ассоциативным мышлением (т.е. ДУМАТЬ). Это то, что делает из нас ЛЮДЕЙ! И если вы хотите быть больше человеком, чем "животным", то именно эти отделы вам нужно развивать!

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

Головной мозг - это самая развитая часть нервной системы человека . Фактически, это "другой уровень". Потому что нервная система существует у всех животных, а человеческий мозг уникален своей сложностью.

Наш МОЗГ состоит из 100 - 150 миллионов НЕЙРОНОВ (нервных клеток), каждый из которых может образовывать ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧЬ связей (СИНАПСОВ) с другими нейронами вокруг.
Таким образом образуется немыслимое количество СИНАПСОВ в нашем мозгу . Порядка одного КВАДРИЛЛИОНА! Эта цифра больше, чем количество звезд во ВСЕЛЕННОЙ! Наш мозг - самый сложный из всех возможных объектов для исследования в этом мире.

ЗАЧЕМ НАМ ТАКОЙ СЛОЖНЫЙ МОЗГ? Ответ очевиден: для того чтоб выжить. Эволюция всегда закрепляет то, что помогает выживать и убивает, то, что мешает этой борьбе. Наш мозг дает нам уникальную возможность МЫСЛИТЬ путем обработки внешней информации (от сенсоров: зрение, обоняние, слух и т.д.) и ПЛАНИРОВАТЬ достижение более ВЫГОДНЫХ РЕШЕНИЙ! Таки образом мы меньше зависим от окружающего мира, чем остальные животные (можем создавать пищу, тепло, условия) и наша приспособляемость увеличивается. Это нам (эволюции) ВЫГОДНО!

Однако МОЗГ есть и у других животных тоже. В чем же отличие мозга человека от мозга других животных? В том, что у ЧЕЛОВЕКА чуть больше развитыАССОЦИАТИВНЫЕ отделы в коре головного мозга. Почему "чуть больше"? Потому что не было времени для значительных изменений. Мы принципиально развиваем эту часть мозга меньше миллиона лет. В рамках эволюции это ничтожно мало. Поэтому наш мозг отличается от мозга других животных....тоже ничтожно мало (мы во многом до сих пор - животные). НО это "ничтожно мало" позволило нам завоевать всю планету. Давайте будем называть его НОВЫМ МОЗГОМ за это.

СТАРЫЙ МОЗГ vs НОВЫЙ МОЗГ

Итак, в нашей голове есть как бы ДВА "МОЗГА"

  • СТАРЫЙ МОЗГ = БЕЗСОЗНАТЕЛЬНОЕ = ИНСТИНКТЫ (РЕФЛЕКСЫ) = это ЖИВОТНЫЙ МОЗГ
  • НОВЫЙ МОЗГ = СОЗНАНИЕ (МЫШЛЕНИЕ, АССОЦИАЦИИ) = КОРА = это МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

СТАРЫЙ МОЗГ существует многие и многие миллионы лет у человека . Это проверенное "наследство" еще от рыб. За сотни миллионов лет он доказал свою эффективность и поэтому он занимает большую часть в нашей черепной коробке.

Чем полезен старый мозг? АВТОМАТИЗМОМ принятия важных решений. Это то, что многие люди называют "бессознательным" или интуицией . Вы не будите долго размышлять о вреде вашим тканям в случае попадания пальца в горячую воду. Вы автоматически и мгновенно отдерните палец. Вы не будите размышлять о том, насколько фертильная и здоровая самка перед вами если увидите красивую девушку. Вы автоматически поймете, что "я бы вдул"! Если вы опытный водитель, то вы не будите перед каждым светофором думать о том с какой силой нужно надавить на педали тормоза и сцепления. Ваши руки и ноги сделают это автоматически. Вы не анализируете сознательно дефекты человека, ваша "интуиция" (бессознательно) сразу подскажет вам, что он ненадежный и т.д. Примеры можно приводить до бесконечности.

Старый мозг ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВЕН. Особенно когда нужно принять БЫСТРОЕ и "ПРОСТОЕ"(одноэтапное) РЕШЕНИЕ! Поэтому старый мозг - это основной орган нервной системы у ВСЕХ ЖИВОТНЫХ. В том числе и у человека.

Чем вреден старый мозг? тем же АВТОМАТИЗМОМ принятия решений. Этот мозг не мыслит в долгосрочной перспективе . Для него не ведомы многоходовые эффективные комбинации. Он говорит директивно "в такой ситуации нужно делать так", не учитывая БУДУЩЕЕ!

Например, старый мозг заставляет вас постоянно жрать много еды и толстеть (он не понимает, что еды и в будущем будет достаточно). Старый мозг заставляет вас мастурбировать (он не понимает, что детей от этого не будет). Старый мозг заставляет вас "закипать" стоя в длинной очереди или пробке (он не понимает, что стрессовые гормоны в данном случае не помогут решить вопрос с помощью физических действий). Именно старый мозг заставляет вас любить полное ничтожество (старый мозг видит только классные половые признаки и на все остальное ему пофигу). Все уголовные преступления - это проявления старого мозга. Это то, что еще часто называют животными инстинктами.

ВЫВОД: СТАРЫЙ МОЗГ более БЫСТРЫЙ и АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ . Кроме того, он тратит меньше энергии на свою работу т.е. БОЛЕЕ ЭКОНОМИЧНЫЙ! Его МИНУС: СЛИШКОМ УПРОЩЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА СИТУАЦИЮ (он не учитывает долгосрочное планирование) и ОН НЕ УЧИТЫВАЕТ ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (животные инстинкты мешают человеку добиваться успеха в современном обществе).

НОВЫЙ МОЗГ это то, с помощью чего эволюция решила все пробелы старого мозга . Нам для выживания в новых условиях (когда предки ушли из леса на равнину в поисках еды), нужно было научиться ДЛИТЕЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ по этапам (делать ловушки, искусственное оружие, создавать еду самим и т.д.). Старый мозг более простой и не способен к такому сложному анализу и планированию. Это послужило причиной возникновения НОВОГО МОЗГА в виде тонкого слоя КОРЫ (1-4 миллиметра) обволакивающей старый мозг . Кора состоит из ТРЕХ ОСНОВНЫХ ЗОН:

  • СЕНСОРНОЙ зоны
  • МОТОРНОЙ зоны
  • АССОЦИАТИВНОЙ зоны

Кора есть у многих животных. Отличие человеческого мозга в том, что у человека АССОЦИАТИВНАЯ ЗОНА самая БОЛЬШАЯ, она занимает 75% коры головного мозга.

Состав мозга кажется до банального простым – 78% воды, 15% жира, соль, гидрат калия и белки. Но в то же время не существует более сложного и «многослойного» органа. Мозг находится в состоянии обучения постоянно, просто мы не всегда это замечаем. При этом, по словам знаменитого нейролингвиста Татьяны Черниговской, мы зависим от нашего мозга на все 100%. Думаете, что анализируете и воспринимаете окружающий мир самостоятельно? Но что значит это «самостоятельно», если вы (ваше «я», ваши привычки, знания, интересы и убеждения) – это и есть ваш мозг? Только мозг решает, что и как нам показать и как это интерпретировать. Но несмотря на свое совершенное строение, этот невероятный орган все равно требует тренировки. Вот этим сейчас и займемся.

1. Развиваем мелкую моторику

Развитие этого навыка полезно не только детям. Наша повседневность – это клавиатура, сенсорный дисплей смартфона или планшета с их многочисленными приложениями-планировщиками и социальными сетями. Мы не контролируем свою реакцию на тактильные ощущения, выполняя какие-то скрупулезные действия. И не осознаем, какой мощный эффект они оказывают на наш мозг. Если у детей моторика развивается естественным образом благодаря разным упражнениям – от письма до лепки из пластилина, то взрослый человек может усовершенствовать навыки, приобретенные в детстве (и с тех пор, возможно, слегка покрывшиеся пылью). Неслучайно сейчас все большую популярность набирает арт-терапия. Активизируя рефлекторные точки пальцев рук, мы позволяем сигналу поступать прямо в центральную нервную систему и получаем прекрасный результат. Проходит усталость, активизируется работа мозга, улучшается самоорганизация, появляется ясность мысли и восстанавливается энергетический баланс.

Для развития мелкой моторики пальцев рук подходит масса занятий – найдется на любой вкус. Можно освоить новый музыкальный инструмент, даже если вы уже умеете играть на клавишных, переходите на струнные! Лепка «выключит» любые негативные мысли – останутся только ваше внимание, фантазия, кусок глины/пластилина/воска и максимальная концентрация. Лепить пирожки из теста – тоже вариант: совместите вкусное с полезным. Массаж пальцев, одновременное использование обеих рук (например, при письме или рисовании), техника десятипальцевого метода печати и даже жонглирование – остается только выбрать.

2. Пишем утренние страницы

Хорошо известный, но редко используемый инструмент. Техника проста: сразу после утреннего пробуждения нужно взять листок и ручку и выплеснуть на бумагу все, что роится в голове. Бездумно, бесконтрольно отдаться потоку мысли, которая материализуется в слова. И даже если мыслей нет вовсе – об этом тоже стоит написать. Главное – не перечитывать и не пытаться отредактировать текст.

Методика такого «потокового письма» стала широко известна после выхода , в которой она подробно рассказывает об этом способе, называя его своеобразной . Вместе с выходом любых хаотичных или вполне себе связных мыслей Кэмерон обещает полное погружение в себя и уверяет, что такая привычка помогает понять свои истинные желания и принимать правильные решение, которые сами собой интуитивно возникают в голове. Мозг таким образом освобождается от мусора, лучше концентрируется, внимание становится острее, а ум успокаивается.

3. Выбираем комплекс упражнений для брейн-фитнеса

Упорные труды в тренажерном зале помогут увидеть в зеркале рельефное тело, но для «мозговой мышцы» тоже можно подобрать эффективную программу прокачки. Выполняя простые упражнения, можно задействовать оба полушария головного мозга, в результате чего улучшаются его когнитивные функции. Всего несколько минут в день – и ваше внимание, память, логика, скорость восприятия и обработки информации будут на высоте.

Для брейн-фитнеса можно применять комплекс очень простых упражнений. Например, чтение наоборот по пути на работу. Все надписи, вывески, рекламные сообщения – вы не поверите, пока не попробуете, но эта практика доставляет массу удовольствия. Во-первых, увидите, как забавно звучат некоторые русские слова в таком вот виде, вывернутые «наизнанку». Такое невинное лингвистическое хулиганство может подарить вам искреннюю радость от возникающего ощущения тотального несоответствия между тем, что видишь, и тем, что читаешь. А еще этот метод увеличивает вашу скорость чтения.

Еще один эффективный метод брейн-фитнеса – отключить один из органов чувств. Например, можно помолчать в течение часа или даже двух, пока коллеги бурно что-нибудь обсуждают. Даже если к вам будут обращаться с вопросами, отвечать нужно односложно – «да» или «нет». Так ваш речевой аппарат не совершает никаких действий, остается только слушать. Вот тут и происходит магия – «спящие» органы чувств начинают активно работать. То же самое можно проделать и в своей комнате или ванной – просто зайти туда с закрытыми глазами и попытаться делать все, как обычно, но только по памяти – принимать душ, вспоминая, где стоит шампунь, включать ноутбук, доставая его из-под груды бумаг, и много чего еще. Отлично активизируются тактильные ощущения.

В результате таких упражнений в мозгу появляются новые нейронные связи, развивается интуиция. Кстати, это помогает и в личных отношениях. Когда вы натренируете органы чувств, попеременно включая и выключая некоторые из них, в дальнейшем вам будет достаточно одного запаха или прикосновения, чтобы понять о новом знакомом практически все.

4. Осваиваем «Поиск Оракула» и «Серфинг по кнопкам»

Эти методики относятся к креативным технологиям, которые очень хорошо помогают в разрешении творческих задач и способствуют появлению нестандартных идей. «Поиск Оракула» похож на старый добрый метод гадания по книге. Все просто: перед вами стоит задача. Дальше нужно загадать номера страницы и строки, открыть книгу и соотнести прочитанное с поставленной задачей. Например, вам нужно придумать концепцию презентации, а в книге попалась строчка «Кот свернулся калачиком на теплом полу». И вы решаете провести мероприятие в теплой уютной обстановке, где все гости будут ходить в домашних тапочках. Люди выйдут из привычного состояния и смогут воспринимать ваши мысли со свежей головой.

Хоть сейчас и модно говорить «У меня дома нет телевизора», в этой методике как раз телевизор может неплохо помочь. Опять нужно задать себе вопрос и уточнение: что, кто, где и предмет. Дальше начинаем серфить по телеканалам. Первая картинка на экране отвечает на вопрос «что?», переключаем канал и видим ответ на вопрос «кто?», и так далее. На канале первой кнопки увидели, как кто-то стоит на призовом месте и получает медаль? Отвечаете – победа, воля, любые ассоциации из головы, вызванные этим изображением. Потом – кто? Переключаем канал – там девушка едет за рулем, а может, и в общественном транспорте. И дальше этими вопросами-ответами можно управлять как угодно – связь обязательно найдется. Для начала можно потренироваться на простых вопросах, которые не имеют отношения к работе, и потом переходить к более серьезным задачам.

5. Смотрим под другим углом

Тут подойдут многие техники. Первая и самая очевидная – рефрейминг. Освоив этот способ, можно забыть о стереотипах, однозначном взгляде на вещи и сохранить позитивный взгляд в любой, самой безумной повестке дня. По сути, вы пытаетесь «вставить в новую рамку», по-новому сформулировать тревожные проблемы или сложные задачи и в любой ситуации увидеть положительные стороны.

В книге «Взлом креатива» Майкла Микалко этому методу посвящена целая глава, внимание уделено еще и положению наблюдателя – получается такая своеобразная ролевая игра с самим собой. Так, например, Уолт Дисней время от времени отождествлял себя с героями своих мультфильмов или со зрителями. Тесла создавал новую реальность, пытаясь посмотреть на настоящее из будущего. Нейролингвист Татьяна Черниговская тоже советует периодически смотреть на мир глазами других людей. Так вы разовьете , сможете легко вставать на место другого человека и понимать логику его позиции изнутри, а это даст вам значительное преимущество хоть на работе, хоть в отношениях.