Группа д по здоровью. Классификация групп здоровья при диспансеризации взрослых и детей

Группы здоровья взрослого населения

I группа - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания (патологические состояния), являющиеся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности; отсутствуют факторы риска указанных хронических неинфекционных заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно-сосудистом риске, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска врачом-терапевтом, врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья.

II группа - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания (патологические состояния), являющиеся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности, имеются факторы риска указанных хронических неинфекционных заболеваний и высокий или очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск, которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

Таким гражданам проводится коррекция факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья, при необходимости - назначение лекарственных препаратов для медицинского применения в целях фармакологической коррекции факторов риска проводится врачом-терапевтом. Подлежат диспансерному наблюдению у врача (фельдшера) отделения (кабинета) медицинской профилактики.

III группа - граждане с заболеваниями, требующими диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на заболевание, требующее дополнительного обследования (При завершении обследования группа здоровья гражданина может измениться).

Такие граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, другими врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий. Гражданам, имеющим факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, проводится их коррекция в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья.

Группы здоровья детей

I группа — здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути - первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых малышей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы. За свои годы практики я пару раз только выставляла эту группу здоровья.

II группа — здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, со сниженной сопротивляемостью к заболеваниям. Такие дети не должны иметь хронических заболеваний, но могут более 4 раз в год перенести острые заболевания.

Вторая группа имеет несколько подгрупп, а вся группа включает здоровых детей, но с некоторыми нюансами. Группа «А» включает в себя здоровых малышей, но либо имеется отягощенная наследственность, либо мамина беременность и роды проходили с осложнениями. Группа «Б» включает деток часто болеющих, с некоторыми функциональными отклонениями с возможным риском развития хронических болезней.

Остальные группы включают в себя больных детей с различными заболеваниями по своей тяжести. Такие детки обязательно стоят на диспансеризации у конкретных специалистов. Для них разрабатываются специальные программы по оздоровлению и лечению. Так к третьей группе относят малышей с пороками развития в стадии компенсации, если пороки в стадии субкомпенсации то такие детки уже относятся к четвертой группе здоровья, а стадия декомпенсации - пятая группа здоровья.

III группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (то есть в состоянии без обострения, никак себя не проявляющие). Эта группа объединяет детей с врожденной патологией или хроническими заболеваниями, при которых могут быть редкие и не тяжело протекающие обострения основного заболевания. Сопротивляемость организма у таких детей несколько снижена. К таким болезням, при которых поставят 3 группу, относят - хронические гастрит или дуоденит, ЖДВП, хронический бронхит, пиелонефрит, анемия, ожирение, заикание, плоскостопие и аденоиды.

IV группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболеваниями, при которых после обострения основного заболевания длительно нарушаются общее состояние и самочувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.

V группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно сниженными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и часто имеют инвалидность.

Разделение детей по показателям здоровья и развития нередко вызывает скептическое отношение родителей, которые считают подобный подход своего рода дискриминацией. Но специалисты уверены, что, если знать, с представителем какой группы приходится работать, это позволит лучше оценить состояние ребенка, оказать ему своевременную помощь.

Не стоит забывать и о том, что некоторым малышам недостаточно регулярного посещения врача и стандартного ведения в дошкольном или учебном учреждении. Только систематическая диагностика состояния таких ребят позволяет улучшить изначально заниженные показатели, повысить их шансы на здоровую и полноценную жизнь.

Диспансеризация ребенка и особенности присвоения группы

Чаще всего для детей, которые особо не выделяются среди своих сверстников, первая диспансеризация происходит перед зачислением в дошкольное учреждение. Она позволяет оценивать потоки поступающих и регулировать их. Ребенка в обязательном порядке осматривают хирург, офтальмолог, невропатолог, кардиолог, ЛОР, стоматолог. В случае необходимости сдаются анализы, проходятся дополнительные исследования. После того, как все этапы диагностики пройдены, педиатр делает заключение по состоянию здоровья и уровню развития малыша.

Совет: Не стоит относиться к постановке группы, как к приговору. Зачастую врачи придерживаются усредненных показателей и как бы выравнивают малышей. Если отношение к определенной группе не позволяет ребенку поступить в какое-то специальное учреждение (спортивную секцию, танцевальный кружок), стоит обговорить это с врачом.

Специалист либо пойдет навстречу, либо разъяснит создавшуюся ситуацию, либо посоветует особый режим, способный быстро скорректировать проблему.

При постановке окончательного «диагноза» педиатр руководствуется следующими факторами:

  1. История беременности, родов, последующего развития ребенка.
  2. Физические показатели, особенности работы систем и органов.
  3. Качество нервно-психического развития и особенности ответа на внешние раздражители.
  4. Уровень сопротивляемости детского организма внешним условиям.

Исходя из полученных данных, детей распределяют по группам. Они берутся за основу разработки графика посещения специалистов ребенком, проведения обязательных и специальных лабораторных исследований, установления уровня физических нагрузок.

Критерии определения принадлежности ребенка к определенной группе

Существует единая таблица критериев оценки состояния ребенка. При этом нужно учесть, что она распространяется на детей от 3 до 17 лет, поэтому в зависимости от тяжести заболевания, степени его развития и специфики, малыши с одним диагнозом, различного или одинакового возраста могут попадать в разные группы.

  • Первая группа здоровья. Сюда принято относить тех детей, которые очень редко болеют или не болеют вообще. Если и присутствуют отклонения, то они незначительны, не требуют коррекции и не влияют на общее состояние малыша. Функциональных или анатомических дефектов нет.
  • Вторая группа здоровья. Характеризуется общей незначительной задержкой развития, но без присутствия патологий. Заболевания случаются у такого ребенка не реже 4 раз за год. На восстановление после тяжелой болезни уходит о трех недель. В эту категорию автоматически попадают недоношенные, малыши с анемией, близорукостью, плоскостопием, астенией или ожирением. Риск возникновения патологии высок, существующее заболевание может перейти в хроническую форму.
  • Третья группа здоровья. Присутствует одно хроническое состояние, на момент осмотра пребывающее в стадии ремиссии, не характеризующееся сложным течением. Подразумевается частичное ограничение физической активности или обучения.
  • Четвертая группа здоровья. У таких детей имеется сразу несколько хронических состояний, некоторые из них находятся в острой форме. Затронутые патологией органы и системы изменены, что создает препятствия для полноценного труда или обучения. Корректирующая или поддерживающая терапия необходимы.
  • Пятая группа здоровья. Патология приводит к инвалидности. Хотя бы одно из имеющихся хронических состояний характеризуется существенным физическим недостатком, приводящим к нарушению нормальных функций организма. Представители группы не могут посещать общие детские и подростковые учреждения.

Для постановки 4 и 5 групп необходимо проведение дополнительных исследований, консультирование с профильными специалистами. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем быстрее можно будет начать проведение соответствующей терапии.

Особенности существующих групп и их связь между собой

Стремительное омоложение ряда болезней и неблагоприятные условия окружающей среды привели к тому, что детей, относимых в первую группу здоровья, становится все меньше. Самой многочисленной является вторая группа, на представителей которой обращено основное внимание врачей с целью профилактики ухудшения их состояния. Регулярно проводятся их осмотры, назначается корректирующая терапия и оздоровительное лечение. Обязательному диспансерному учету подлежат малыши из 3-5 групп.

Принадлежность к 3 группе подразумевает снижение активности, разработку индивидуального графика жизнедеятельности и составление специфического рациона. Малыши из 4 группы, ограниченные в большей степени, получают направления в специализированные учреждения, где посещают специальные занятия, растут и развиваются под строгим контролем профильного специалиста. Именно благодаря разработанной классификации у многих детей появляется шанс на существенное улучшение качества жизни, если не на полное выздоровление.

Группы здоровья, разработанные для классификации новорожденных

Перед тем, как выписывать маму и ребенка из родильного отделения, врачи оценивают состояние грудничка и опять же относят его к одной из групп здоровья:

  • Первая. Здоровые малыш и мама (учету подлежит гестоз первой половины беременности). Представителям этой категории нужно посетить педиатра в первые три дня после выписки, на 18-20 и 28-30 дни жизни грудничка. На втором месяце жизни достаточно двух посещений, далее – один визит в месяц.
  • Вторая А. У ребенка выражена недоношенность или физиологическая незрелость на фоне узкого таза матери, может быть отечный синдром первой степени.
  • Вторая Б. У грудничка легкая асфиксия на фоне кесарева сечения, многоплодной беременности, хронических заболеваний матери. У малышей со второй группой отсутствует угроза жизни, но работа его организма нуждается в поддержке в виде правильного питания, качественного ухода, регулярных осмотров, манипуляций, направленных на укрепление иммунитета. Таких детей нужно показывать педиатру в первые три дня после выписки, на 3 и 4 неделе после родов, на 28-30 день и далее не реже раза в месяц.
  • Третья. Ставится при тяжелой асфиксии, выраженной недоношенности, родовых травмах, внутриутробном инфицировании. Малыш нуждается в особом контроле. После выписки критическими считаются первые 24 часа. Далее грудничка показывают педиатру каждые пять дней в течение первого месяца.
  • Четвертая и пятая. Врожденные пороки или состояния декомпенсации, из-за которых у детей нет сил для самостоятельного восстановления после родов. В данном случае ребенка должен контролировать врач в условиях стационара.

Определяя группы здоровья, нельзя забывать о физиологических особенностях детского организма. Они проявляются в определенном возрасте и по внешним признакам могут быть похожи на патологию. Это связано с перестройками в системах и органах, поэтому не должно вызывать беспокойства родителей:

  1. Для грудного возраста характерна анемия, некоторые изменения в составе крови, аллергические реакции.
  2. Ранний возраст славится расстройствами в работе пищеварительной системы.
  3. В дошкольный период у ребенка могут отмечаться несущественные отклонения в работе нервной, опорно-двигательной, дыхательной, выделительной систем, ЛОР органов.
  4. Школьный возраст нередко сопровождается изменениями в работе сердца, не вызывающим ухудшения здоровья, проблемами со зрением.

Независимо от возраста ребенка, не стоит полагаться на собственные возможности в оценке его состояния. Лучше регулярно посещать педиатра и других специалистов по его рекомендации для осуществления качественного мониторинга работы систем и органов своего чада.

  • 1.7. Массаж в лфк
  • 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
  • 1.7.2. Основы классического ручного массажа
  • 1.7.3. Точечный массаж
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 2. Основы методики лфк
  • 2.1. Периодизация лфк
  • 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
  • 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
  • 2.2.2. Нагрузки в лфк
  • 2.3. Формы организации занятий лфк
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
  • 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
  • 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
  • Укрепление мышечного корсета
  • 3.1.2. Лфк при плоскостопии
  • 3.2. Лфк в травматологии
  • 3.2.1. Общие основы травматологии
  • 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
  • Лфк при травмах мягких тканей
  • Лфк при травмах костей
  • Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
  • Лфк при вывихах в плечевом суставе
  • 3.3. Контрактуры и анкилозы
  • 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
  • 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
  • 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
  • Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
  • Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
  • Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
  • Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
  • 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
  • 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
  • Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
  • Артериальная гипертензия (гипертония)
  • Гипотоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Ишемическая болезнь сердца
  • Инфаркт миокарда
  • 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
  • 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
  • Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
  • Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
  • 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
  • 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
  • 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Лечебная физкультура при ожирении
  • 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
  • 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
  • 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • Гастрит
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
  • 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
  • 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
  • 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
  • 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
  • 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
  • 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
  • 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
  • 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
  • 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
  • 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
  • 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
  • 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
  • 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
  • 5.7.2. Лфк при неврозах
  • 5.8. Детский церебральный паралич
  • 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
  • 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
  • 5.9. Лфк при нарушениях зрения
  • 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
  • 6.1. Состояние здоровья школьников в России
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
  • 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
  • 6.4.1. Организация работы руководителя смг
  • 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах

    В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями:

    Наличие или отсутствие хронических заболеваний;

    Характер функционирования основных функциональных систем организма;

    Степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;

    Уровень физического развития и степень его гармоничности.

    Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:

    1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно‑психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».

    2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или некомпетенцией) врача.

    3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

    4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.

    5‑я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам.

    Комплексную оценку состояния здоровья и распределение по группам здоровья дает врач‑педиатр.

    Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода в организации занятий физкультурой или лечебной физкультурой. Так, для детей первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких‑либо ограничений в соответствии с государственными программами по физическому воспитанию для соответствующей возрастной категории. Дети второй группы здоровья как группа риска нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить специальные мероприятия по закаливанию, занятия лечебной физкультурой, диетотерапию; для них требуется организовать рациональный режим жизнедеятельности в соответствии с состоянием их здоровья. Дети с третьей, четвертой и пятой группами здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей, их двигательный режим ограничен определенными противопоказаниями (но должен быть обязательной частью образа жизни), и для них удлиняется продолжительность отдыха и сна.

    После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам, принадлежность к каждой из которых определяет и тот режим занятий физической культурой, который наиболее соответствует их состоянию здоровья. Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача‑педиатра и учителя физкультуры.

    Распределение школьников по медицинским группам производит врач‑педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 09.ХI.1966г.».

    На основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, делятся на четыре группы: основная, подготовительная, специальная и группа лечебной физической культуры.

    К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

    К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями. Наибольшую наполняемость этой группы составляют школьники с очаговой инфекцией ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др. Особенно распространены хронический тонзиллит (20 – 40% учащихся), кариес зубов (почти 90%) и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции и естественную сопротивляемость инфекциям. Такие дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита. Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.

    К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определенных противопоказаний в применяемых средствах физической культуры. В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из‑за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и в физической подготовке, при острых желудочно‑кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через пять – шесть месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).

    К контингенту специальной медицинской группы относят и школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из‑за дефектов опорно‑двигательного аппарата: анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов, имеющих остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника I – II степени.

    Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки, степень которой зависит от состояния здоровья данного школьника, его заболевания и других критериев состояния организма. Так, специальные медицинские группы комплектуются из обучающихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. Поэтому физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе, соответствующей особенностям занимающегося в данной медицинской группе контингента.

    К группе лечебной физкультуры относят детей (чаще всего относящихся к четвертой и пятой группам здоровья), которые имеют те или иные выраженные нарушения здоровья и освобождаются от занятий физкультурой в школе. Такие группы должны работать непосредственно при лечебных учреждениях под контролем соответствующего специалиста.

    Таким образом, ни один ребенок, посещающий общеобразовательное учреждение, не должен быть полностью освобожден от физического воспитания. В случае, если такое положение имеет место, ответственность за него должен нести врач, принявший такое решение.

    В соответствии с указанным выше Приказом министра здравоохранения СССР № 826 от 09.XI.1966 г., до настоящего времени распределение школьников по медицинским группам проводится согласно приводимой ниже таблице 13.

    Таблица 13

    Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков

    Следует обратить внимание на то, что приведенная таблица еще раз подтверждает: за редким исключением, связанным, как правило, с острыми состояниями, не может быть детей, полностью освобожденных от занятий физической культурой! В полной мере это относится и к тем случаям, когда ребенок приступает к школьным занятиям после перенесенного острого заболевания или состояния (простудно‑инфекционное, травма и пр.). При этом сроки его освобождения от занятий физкультурой в медицинской группе, в которой он постоянно занимается, рекомендуются следующие (табл. 14).

    Таблица 14

    Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенного заболевания

    Приведенные сроки касаются лишь непосредственно занятий физкультурой в школе, однако в течение указанных периодов школьник должен заниматься физическими упражнениями по схемам лечебной физкультуры непосредственно под контролем соответствующего специалиста и лечащего врача.

    Таким образом, в соответствии с результатами медицинских осмотров или (при острых состояниях и после них) заключения лечащего врача обучающиеся распределяются по медицинским группам для физического воспитания непосредственно в школе.

    Физическое воспитание в медицинских группах. Занятия физкультурой в медицинских группах непосредственно в образовательных учреждениях проводятся по соответствующим программам.

    Основная группа. Здесь занятия проводятся по государственной программе физического воспитания в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.

    Подготовительная группа. Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя физической культуры и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.

    Специальная медицинская группа. Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы заменяются выполнением индивидуальных заданий. Основной формой и средством работы специальной медицинской группы являются занятия лечебной физкультурой.

    Перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.

    В случае, если вам понадобилось узнать, что означает вторая группа здоровья человека, лучше всего обратиться к законодательству нашего государства. Страна исправно заботиться о состоянии своих граждан и для этого регулярно на бесплатной основе и при наличии полиса медицинского страхования проводит соответствующие мероприятия.

    Группа здоровья 2 у ребенка

    При рождении ребенка, лечащий врач - педиатр назначает ему всесторонний осмотр и на основании оценки здоровья ребенка узкими специалистами, присваивает ему определенную категорию. Эта группа позволяет установить возможные физические и умственные нагрузки для ребенка.

    При проведении глубокого осмотра, особое внимание уделяется:

    1. Наличие диагнозов и отклонений в раннем младенчестве;
    2. Физическое состояние;
    3. Нервно-психические показатели;
    4. Работа иммунной системы;
    5. Работа внутренних органов;
    6. Наличие хронических заболеваний.

    Присвоенная вторая категория свидетельствует о том, что у вашего ребенка не совсем идеальное здоровье . Он иногда страдает вирусными или респираторными заболеваниями, либо имеет проблемы с весом, либо склонен к аллергическим реакциям.

    Обычно при рождении вторую группу присваивают многим детям . Однако у нее также есть несколько подвидов:

    • В подгруппу 2-А входят дети, имеющие предрасположенность к различным болезням, обусловленную генетикой или протеканием беременности;
    • Подгруппу 2-Б составляют дети, перенесшие заболевания в первые несколько суток после рождения. Эти дети нуждаются в особом внимании педиатра вплоть до трех месяцев.

    1. Закаливание организма для повышения общего иммунитета;
    2. Диета для сбрасывания веса;
    3. Правильное питание для набора недостающих килограммов;
    4. Наличие двигательной активности;
    5. Занятия физической культурой, однако сдача нормативов возможна позже сроков, установленных для здоровых детей;
    6. Занятия в секциях общей физической подготовки;
    7. Участие в эстафетах и спортивных соревнованиях;
    8. Регулярные прогулки на свежем воздухе.

    2 группа: предназначения МВД требования по здоровью

    Мы знаем с детства, что на службу во внутренних войсках принимаются люди с отличным состоянием здоровья. И для того, чтобы отслеживать изменения, служащие проходят регулярную врачебную комиссию.

    Во время службы и в момент прохождения медкомиссии, врачи оценивают здоровье военнослужащих по состоянию внутренних органов, наличию хронических заболеваний, соотношению роста и веса, и присваивают им различные категории.

    В зависимости от присвоенной категории, существуют предназначения, которыми может и способен заниматься конкретный военнослужащий.

    Таким образом в группу 2 по меркам МВД входят следующие работы:

    1. Оперативная деятельность, в том числе поисковая и розыскная;
    2. Объектовая охрана МВД;
    3. Управление разными видами автомобильного транспорта, кроме оперативного;
    4. Работа, относящаяся к тушению пожаров. Это и водители и пожарные МЧС и сотрудники образовательных учреждений МЧС;
    5. Преподаватели школы Милиции и других образовательных учреждений, подведомственных МВД.

    Таким образом, для того чтобы заниматься определенным родом деятельности в войсках МВД необходимо на комиссии подтвердить свою принадлежность к группе здоровья 2.

    Группа состояния здоровья 2 у взрослых

    Для взрослого человека вторая категория означает, что в его организме присутствуют болезни, которые, однако никак не влияют на исполнение им трудовых обязанностей и жизненную активность . Скорее всего у такого человека имеется хроническое заболевание, без острой формы, которое не затрагивает его жизненно-важные функции. Эту категорию имеют примерно 76% всего населения .

    Для поддержания пациентов со второй группой, врачи назначают:

    • Лечебную физкультуру;
    • Профосмотр дважды в год.
    1. Наличие хронических заболеваний;
    2. Уровень физической активности гражданина;
    3. Наличие вредных привычек.

    При этом профосмотр позволяет выявить:

    • Сахарный диабет;
    • Сердечные заболевания;
    • Проблемы с ЖКТ;
    • Патологии сосудистой системы;
    • Наличие опухолей, в том числе раковых;
    • Проблемы с функционированием печени и желчного пузыря.

    Таким образом, регулярно проходя медосмотры и зная свою группу, вы с легкостью составите для себя приемлемый уровень нагрузок и питания, и станете регулярно проводить мероприятия, направленный на поддержание вашего состояния.

    Для чего нужна шкала здоровья?

    Определить состояние организма как ребенка, так и взрослого человека помогает диспансеризация. В ее процессе человек:

    1. Сдает лабораторные анализы;
    2. Проходит узких специалистов;
    3. При необходимости направляется на более глубокое обследование, например, УЗИ.

    Таким образом, в результате диспансеризации у участкового врача имеется общая картина состояния конкретного человека. Это важно:

    • Для пациента, чтобы владеть информацией о своем здоровье;
    • Для работодателя, чтобы правильно распределять трудовую нагрузку;
    • Для государства, чтобы анализировать состояние граждан в целом.

    Диспансеризация до восемнадцати лет проводится ежегодно, в после каждые три года.

    Какие еще бывают группы?

    Кроме второй группы, описанной выше, в российской классификации здоровья граждан, существует еще три:

    1. Первая включает в себя людей, у которых в результате осмотра и по итогам анализов нет отклонений от нормы ни по одному из показателей. Такие люди годны к выполнению любого труда и не нуждаются в постоянном наблюдении и других медицинских предписаниях;
    2. Третья состоит из больных, страдающих обострениями хронических заболеваний. Эти граждане регулярно нуждаются в медицинской помощи, поэтому часто отстранены от трудовой деятельности из-за больничных;
    3. Четвертая группа хронических болезней еще не имеет, однако, в организме существуют предпосылки для их возникновения. Люди с четвертой группой постоянно должны наблюдаться у соответствующего врача.

    Таким образом, все население так или иначе в результате диспансеризации причисляется к одной из категорий. Пациенты группы 3 даже могут претендовать на инвалидность.

    Таким образом, разобравшись что означает вторая группа здоровья, стало понятно, что это далеко не приговор и не масса диагнозов и ограничений. Люди с этой группой практически ничем не ограничены, однако, обладают информацией о наиболее слабом участке своего организма, требующего более пристального внимания.

    Видео: бывают ли приятные болезни?

    Казалось бы, что может быть хорошего в болезни. В данном ролике Стас Перов расскажет про 5 приятных заболеваний человека:

    Здравствуйте, друзья! Что такое группы здоровья детей по физкультуре? Если задать этот вопрос родителям школьников, а также будущих первоклашек, то внятных, четких ответов будет не много.

    С одной стороны, это хорошо! Значит со здоровьем детей все в порядке, и вопрос просто не актуален. Но с другой стороны, никто не застрахован от разных неприятностей со здоровьем. И тогда родители рискуют оказаться совершенно не готовыми к проблемам с физкультурой.

    А проблемы появляются, об этом свидетельствует огромное количество сообщений и вопросов по данной теме на различных интернет-форумах. Поэтому предлагаю разобраться с этим прямо сейчас.

    Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.

    План урока:

    Группы здоровья ребенка

    В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н оценка здоровья детей производится по следующим критериям:

    • хронические заболевания (есть они или нет);
    • состояние систем организма (дыхательной, выделительной, эндокринной и т.д.);
    • сопротивляемость организма внешним воздействиям (холода, жары, раздражающих веществ и т.п.);
    • физическое развитие.

    Сначала врач оценивает состояние здоровья ребенка. А потом определяет его в одну из пяти групп.

    Первая

    Ребенок здоров.

    Физическое развитие в пределах возрастной нормы. Нет каких-либо физических недостатков.

    Вторая

    Это дети:

    • у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются какие-либо функциональные нарушения (внутренний орган функционирует не правильно, причем причины этих нарушений лежат вне этого органа);

    • выздоравливающие после перенесенных заболеваний средней и тяжелой степени тяжести;

    • с задержкой физического развития (низкий рост, повышенная или пониженная масса тела и т.п.);

    • часто болеющие ОРЗ;

    • у которых наблюдаются физические недостатки, возникшие в следствие травм или операций, но все органы и системы организма функционируют нормально.

    Третья

    Это дети:

    • с хроническими заболеваниями. Но эти заболевания находятся в стадии ремиссии (исчезновение симптомов заболевания) с редкими обострениями, у которых сохранены или компенсированы функции органов и систем организма;

    • с физическими недостатками, возникшими вследствие травм или операций. Функции органов и систем организма компенсированы. Они не ограничены в возможности обучения и труда.

    Четвертая

    Это дети:

    • страдающие хроническими заболеваниями. Фаза активная. Обострения частые. Функции органов и систем организма сохранены или компенсированы или компенсированы не полностью;

    • с хроническими заболеваниями, которые находятся в стадии ремиссии, но с такими нарушением функций органов и систем организма, которые требуют поддерживающего лечения;

    • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, у которых не полностью компенсированы функции органов и систем организма. Возможность обучения и труда ограничена.

    Пятая

    Это дети:

    • с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.

    • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.

    Группы по физкультуре

    Когда школьник отправляется в первый класс, вместе с ним в школу попадает его медицинская карта. В ней обязательно указывается группа по физкультуре. Их три: основная, подготовительная, специальная.

    Основная

    Дети с первой и частично со второй группой здоровья, физически и психологически крепкие и развитые, не имеющие заболеваний. Либо имеющие небольшие отклонения, при которых не запрещены физические нагрузки, например, небольшой избыточный вес, или незначительные аллергические реакции.

    Они занимаются по основной программе, сдают , им можно участвовать в различных соревнованиях и всевозможных спортивных мероприятиях.

    Подготовительная

    Дети со второй группой здоровья. Они имеют отставание в физическом развитии и поэтому не могут заниматься так же интенсивно как их здоровые сотоварищи, хотя на уроки ходят вместе с классом.

    Задача педагога — подобрать специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью. Подбирает он их в соответствии , в которой лечащий врач должен указать, что именно нельзя делать школьнику (кувыркаться, плавать, наклоняться, прыгать и т.п.)

    Так же в справке должен быть указан срок перевода. После того, как действие справки закончится, ученик автоматом попадает в основную группу.

    Для того, чтобы подвергнуть таких школьников тестовым испытаниям по физической культуре необходимо получить разрешение врача. Так же его разрешение потребуется для того, чтобы привлечь ученика к участию в спортивно-массовых мероприятиях.

    Специальная

    Для того, чтобы перевести школьника в специальную группу мнения одного лечащего врача не достаточно. В этом случае собирается комиссия (КЭК). Справка оформляется на определенный срок.

    Специальная группа делится еще на две.

    Специальная «А»

    Дети с третьей группой здоровья. Те, у которых имеются существенные ограничения по физическим нагрузкам. Они не могут заниматься вместе с классом. Для таких детей в школах должны проводиться отдельные уроки по физкультуре и разрабатываться специальные программы. А занятия должны вести учителя или инструкторы, прошедшие специальную подготовку.

    Таким детишкам нельзя посещать спортивные секции, участвовать в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях.

    Специальная «В»

    Сюда относятся дети частично с третьей и четвертой группами здоровья. Им разрешено посещать теоретические занятия в школе. Но риск физических нагрузок для здоровья так велик, что в школе они физкультурой не занимаются. То есть, по сути, это освобождение от школьных уроков физкультуры.

    Но совсем без физической активности их никто оставлять не собирается. Им рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.

    Ну а детишки с пятой группой здоровья чаще всего находятся в медицинских учреждениях и для них возможность занятий ЛФК крайне индивидуальна.

    Как ставят оценки?

    Тоже интересный вопрос. Все понятно, если ученик в основной группе, тогда он и на основании этого ему выставляется та или иная оценка.

    А если в подготовительной или в специальной, что тогда? Он ведь не может сдавать нормативы как его полностью здоровые одноклассники. В этом случае учитель ориентируется на посещаемость занятий, качество выполнения упражнений, а также теоретические знания. Учебники по физкультуре, оказывается, существуют.

    Так же учитель может попросить подготовить проект на какую-нибудь спортивную тему или на тему ЗОЖ, реферат, доклад или презентацию. Но без оценки по физкультуре ученик остаться не может.

    Ну вот вроде бы и все, друзья. Есть вопросы? Задавайте их в комментариях. Вместе обязательно разберемся.

    Интересно, а как вы относились к урокам физкультуры, когда учились в школе?

    Я, если честно, не очень любила на них появляться. Мне нагрузки и без них хватало, так как я усиленно занималась волейболом. И была очень рада, когда мой учитель, Александр Васильевич, разрешил мне не приходить и автоматом ставил пятерки. А потому что я все равно бы на пятерки все сдала.

    Да и сейчас дети к физкультуре относятся не лучшим образом, мне кажется. Считают ее каким-то второстепенным предметом. А зря! Спорт — это круто! Приятно иметь гибкое, стройное и сильное тело, которым ты еще и без труда управляешь. Согласны?

    А у этих ребят на видео с физкультурой в школе точно проблем не было)

    Желаю вашим маленьким школьникам крепкого здоровья и великолепных спортивных достижений!

    Всего вам доброго!

    Всегда ваша, Евгения Климкович!