Укрепление здоровья населения. Раздел V. Современные проблемы профилактики

Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 106 Апашкина Н. В.

«Здоровье даром не даётся, за него надо бороться».

В истории человечества люди всегда стремились к сохранению своего здоровья, к выполнению своих биологических и социальных предназначений. Отношению к своему здоровью принципиально менялось уже в рабовладельческих сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. В своё время Абу Али ибн-Сина (980-1037) в «Каноне врачебной науки» указывал как на наиболее эффективный путь к долголетию – сохранения здоровья, а не лечение болезней. Жизнь в 21 век ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Продолжает снижаться ожидаемая продолжительность жизни, падает рождаемость, остаются высокими показатели общей смертности и связанная с ними естественная убыль населения. Отмечается рост общей заболеваемости взрослого населения, в последнее время значительно возросла заболеваемость туберкулёзом, болезнями, передаваемыми половым путём, в то же время в стране увеличилось количество курящего населения. Угрожающее состояние здоровья населения привело к угрозе национальной безопасности России, её будущего. Долгие десятилетия в нашей стране не существовало приоритета здоровья. Как следствие предыдущего положения, в стране отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации мало внимания обращают на формирование гармонично развитого – физически и духовно – человека. Для сравнения, у американских старшеклассников при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а у российских – девятое. А ведь формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом здоровья в зрелом возрасте.

«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие. Даже субъективные блага – качества ума, души, темперамента – при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья», - писал философ Артур Шопенгауер.

Здоровье следует рассматривать как целостное многомерное динамическое состояние организма и форму жизнедеятельности человека, которая обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, достаточную удовлетворённость состоянием своего организма и приемлемую социальную дееспособность. Основными показателями здоровья, интегрально отражающими его различные стороны, являются: уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его основных физиологических систем; резистентность организма к различным неблагоприятным факторам; наличие заболеваний, нарушений физического или психического развития. Ни по одному из указанных параметров здоровье россиян нельзя признать удовлетворительным, что подтверждается наличием неблагоприятных тенденций медико-демографических показателей, показателей болезненности и смертности. Сложившая ситуация во многом является следствием низкой гигиенической культуры населения, что проявляется в резком увеличении распространённости вредных привычек (курение, наркомания, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, низкая двигательная активность), ухудшение состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами общества в целом. Укрепление здоровья – процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Основными элементами системы укрепления здоровья являются гигиеническое обучение и воспитание и профилактика заболеваний, взаимосвязанные между собой. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого. Для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создаёт свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, духовного и социального здоровья. Каждый человек заинтересован в своём благополучии и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). ЗОЖ – это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на его здоровье, и выбор алгоритмов поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, и постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта и возвратных особенностей. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

В настоящее время, в связи с резкой обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всём мире. При физических нагрузках в активную работу вовлекаются практически все органы и системы организма. Благоприятное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста происходит в результате:

    повышения тонуса центральной нервной системы;

    улучшения свойств нервных процессов – силы процессов возбуждения и торможения, их подвижности, уравновешенности;

    усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

    увеличения общего объёма циркулируемой крови, повышения числа эритроцитов и содержанием гемоглобина;

    развития мышечной системы;

    совершенствования двигательных качеств мышц: быстроты, силы, ловкости, выносливости; развития двигательной активности и координации движений;

    улучшения кровообращения мышечных волокон;

    развития адаптационных способностей организма;

    утолщения костной ткани, её большей прочности, большей подвижности суставов;

    нормализации обмена веществ в организме;

    совершенствования регуляции функций организма;

    профилактика гиподинамии;

    избавления от лишнего веса при систематических занятиях с умеренным питанием;

    улучшения функционального состояния всего организма, положительного влияния на самочувствие, настроение, работоспособность.

Регулярные физические нагрузки приводят организм в состояние тренированности, в основе которого лежит процесс адаптации, т.е. приспособление функций разных органов к новым условиям их деятельности. Приспособляемость координируется центральной нервной системой. Её тонус под влиянием систематических занятий повышается, улучшается подвижность нервных процессов, их сила, уравновешенность, совершенствуется регуляция всех функций организма. Систематические занятия физическими упражнениями вызывают важные положительные изменения в сердечно-сосудистой системе: благоприятные морфологические сдвиги, экономизацию работы в покое и при умеренной нагрузке, расширение функциональных возможностей. Сердечная мышца увеличивается, становится более сильной и работоспособной: нормализуется артериальное давление. Многочисленные исследования свидетельствуют о благоприятном влиянии регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста. Физические упражнения в среднем возрасте используются в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения. В преклонном возрасте средства физической культуры применяются для сохранения здоровья и активного долголетия, замедления инволюционных процессов, предупреждения прогрессирования хронических заболеваний и возможных осложнений. Таким образом, физическая культура, в единстве с нормами ЗОЖ, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию её саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни.

Здоровье – бесценное состояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнить наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм ЗОЖ. Так вот, давайте ещё раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления и сохранения здоровья.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой конкретного человека. Трудно переоценить значение личностных качеств педагога в результативности воспитательно-образовательного процесса. Издавна педагоги отмечали, что в воспитании всё дело в том, кто является воспитателем. Ещё К.Д. Ушинский указывал на то, что без личного, непосредственного влияния воспитателя на воспитаника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Совершенно очевидно, что педагог, оказывающий сильное влияние на формировании личности воспитаника, должен быть здоров. В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции педагога лежит осознание им проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению. Приобретение профессиональной позиции, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, уменьшает авторитарный характер педагогического труда и отчасти обеспечивает сохранение здоровья самого педагога.Поэтому здоровьесберегающая деятельность педагога имеет обобщённый характер и создаёт возможность сохранить и укрепить как здоровье детей, так и собственное здоровье.

Для сохранения и укрепления здоровья детей, а также их родителей и учителей в нашей школе № 106 города Самара построена система работы по формированию у детей и взрослого населения осознаного отношения к своему здоровью. Традиционно ежегодно проводится «День здоровья», в котором принимают участие дети, родители и учителя. На «Дне здоровья» проводятся спортивные этафеты, конкурсная программа о правильном и рациональном питании, где принимают участие дети и взрослые. Систематическое проведение «Дня здоровья» играет большую роль в воспитании у детей и взрослых потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями. Совместная со взрослыми деятельность укрепляет и сплачивает всех в формировании осознанного отношения к своему здоровью. Также при учреждении функционирует тренажёрный зал с высококвалифицированным профессиональным преподавателем. В тренажёрном зале занимаются дети, учителя и родители

ПРОФИЛАКТИКА.

Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, в т.ч. улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды.

Уровни профилактики : первичная, 2-ая, 3-тнчная. Основные задачи гиг воспитания населения : I. внедрение массы мед и гиг знаний; 2. привитие населению навыков по охране здоровья. 3. воспитание у людей чувства ответственности за личное и общественное здоровье. 4. привлечение населения к активному участию в гиг воспитании населения. 5. Пропаганда ЗОЖ, как фактора здоровья населения. Основные цели гиг воспитания населения : I. повышение уровня сан культуры населения. 2. Сохранение и укрепление здоровья повышение работоспособности, долголетия, воспитание здоровой семьи. Р проведении работы до гиг воспитанию принимает участие : персонал мед учреждений - прямая служебная обязанность.

Первичная профилактика: Первичная П. - система социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды. В отличие от вторичной П., нацеленной на раннее выявление заболевания, предупреждение рецидивов, прогрессировать болезненного процесса и возможных его осложнений, целью первичной П. является сохранение здоровья, предотвращение воздействия вредных факторов природной и социальной среды, способных вызывать патологические изменения в организме. Вторичная: сохранение здоровья здоровым, эффективная вторичная П. неинфекционных болезней включает и меры первичной П. Это положение лишний раз свидетельствует о единстве профилактической деятельности в области охраны здоровья, и в этой связи, несмотря на различие первоначальных целей, первичная и вторичная П. могут рассматриваться как две стадии единого профилактического процесса, призванного обеспечить высокий уровень общественного и индивидуального здоровья, а также выполнение основной экономической функции здравоохранения - сохранения и приумножения трудовых ресурсов общества на основе предупреждения заболеваемости и инвалидности. Эта стадийность достаточно четко выражена в целях и направленности каждой из упомянутых форм профилактической деятельности в отношении сохранения трудовых ресурсов: меры первичной П. предназначены для предупреждения заболеваемости, вторичная П. направлена на предотвращение инвалидности и развития тяжелых форм заболевания, при которых трудоспособность либо утрачивается, либо существенно ограничивается. Третичная профилактика: предупреждение рецидивов заболевания, снижение показателей ЗВУТ, увеличение продолжительности жизни, предупреждение утяжеления заболеваний.

Индивидуальная и общественная профилактика. Индивидуальная П. включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни , к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений гигиене одежды, обуви, рациональному литанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения (Грудной ребенок, Ясельный возраст, Дошкольный возраст, Школьный возраст, Подростковыйвозраст). рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой (Закливание, Зарядка, Спорт, Физическая культура) и др.

Общественная П. включает систему социальных, экономических, законодательных. воспитательных, санитарно-технических, саннтарно-гигиенических, противоэпидемических н медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения. Меры общественной П. направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры. Эффективность мер общественной П. во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья.

Практическое осуществление общественной П. требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т.д.

Задачи: 1. организация и проведение научнообоснованных мероприятий по проф-ке (воспитание, население, знаниях 2. анализ причннно-следстввенных связей м/у здоровьем населения, его ОЖ и сан культурой, уровнем мед помощи, экологич ситуация. 3. осущ информационного обеспечения специальстов и разл групп населения АО вопросам охраны здоровья. 4. организация, контроль и анализ деятельности отделений, кабинетов мед профилактики ЛПУ. 5. Обеспечение конс-оздоровнт и реабилитац деятельности по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Образ жизни - ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени не бытовую деятельность и др.); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой; 4) социолиэаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).

Пропаганда ЗОЖ и гиг воспитанию населения

Организация пропаганды.

Методы пропаганды ЗОЖ н гиг воспитания населения: комбинированные, наглядный метод пропаганды, метод устной пропаганды (метод слышимого слова), метод печатной пропаганды (метод видимого слова), изобразительный метод. Средства метода устной пропаганды (лекция, беседа, вечер вопросов и ответов, радио). Средства метода печатной пропаганды: (книга, брошюра,памятка, листовка, лозунг, сан бюллетень, статьи в журнале, окно сатиры). Средства наглядного метода : натуральные об-ьекты. плоскостные средства, объемные средства. Плоскостные средства наглядного метода пропаганды : диаграммы, таблицы, фото, слайды, плакаты. К объемным средствам наглядного метода пропаганды : макет, муляж, модель. Виды плакатов : агитационный (минимум текста, максимум рисунков), пропагандистский (наоборот) Средства комбинированного метода пропаг : телевидиние, кинофильм, театр, эстрада, выставка. Работу по пропаг ЗОЖ и гиг воспитанию населения в мед учреждении проводит руководитель мед учреждения.

1. Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Здоровье населения обусловлено комплексным воздействием факторов, определяющих образ жизни ч/ка и состояния среды его обитания- атмосф. воздуха, воды почвы, уровня благосостояния общества и др. Факторы,потенциально опасные для здоровья ч/ка и способствующие возникновению заболеваний называются факторами риска (Социально-экономич-е; Соц.-гигиенич-е; Соц.-биологич-е; Эколого-гигиенич-е; Медико-организационные). Выявление факт. риска и проф-ка хрон.болезней способствует сохранению здоровья и повышению качества жизни популяции.С учетом этого важнейщей задачей органов гос.власти яв-ся разработка комплекса мер, направленных на коррекцию и устранение факторов риска их возникновения. Мед.проф-ка-комплекс проф-х мер,реализуемый через систему з/о.Бывает Индивидуальное т.е.проведение проф.мер.с отдельными лицами; Государственная-охватывает большие группы населения; Коллективная-с группами лиц со сходными факторами риска и Семейная. Первичная проф-ка-комплекс мед-х и немед-х меропр.направленных на предупр.появл.тех или иных заболев-й и отклонений в состоянии здоровья.(снижение влияния вредных факторов окр.среды на орг/м ч/ка; формиров.здорвого образа жизни; предупреждение проф.обусловл.заболев-й,несчастных случаев,а также случаев смертности в трудоспособ.возрасте; проведение иммунопроф-ки.Вторичная- комплекс мед-х,социал-х,сан.гигиенич-х,психолог-х и иных мер,направл-х на раннее выявление заб-ний,а также предупреждение их обострений,осложнений и хронизацию(целевое сан.гиг.обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам,связанным с конкретным заболев-м; проведение мед.осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях развития; проведение курсов проф-го лечения).Третичная(реабилитация)- комплекс мед-х,психолог-х,педагог-х,социал-х меропр.направл.на восстановление нарушенных физиолог-х,соц.функций орг/ма,качества жизни и трудоспособности больных и инвалидов.Это достигается развитием сети центров восстановительной медицины и реабилитации,а также санаторно-курортных учреждений.

V. Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики.

2.Образ жизни. Одним из важнейших компонентов первичной профилактики является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), который включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека,уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровья, поддерживать оптимальное качество жизни, Важнейшими направлениями формирования ЗОЖ являются:- пропоганда факторов, способствующих сохранению здоровья:личная гигиена,гигиена труда,отдыха,питания,физкультура,гигиена половой жизни,мед.соц-я активность,гигиена окр.среды и др.-пропаганда мер по профилактике факторов,пагубно влияющих на здоровье: избыточного потребления пищи при недостаточной физической нагрузке,злоупотребления спиртными напитками, употребления наркотиков,курение табака,соблюдения некоторых этнических обрядов и привычек и т.д. ее4 тт т г ниппер мпм

Глава 26 укрепление здоровья населения. современные проблемы профилактики

Анализ состояния общественного здоровья населения России в настоящее время свидетельствует о его катастрофическом состоянии. Угрожающие темпы роста смертности привели к резкому сокращению средней продолжительности предстоящей жизни.

Рост уровня заболеваемости и смертности регистрируется по большинству социально значимых болезней, что обусловлено последствиями социально-экономической нестабильности в стране. Здоровье населения напрямую зависит от уровня цивилизация, социально-экономического развития страны, правовой культуры и ответственности граждан за личное здоровье. Общественное здоровье, являясь реальным результатом социально-экономического развития, выступает в то же время и естественным условием его дальнейшего развития.

Как известно, здоровье населения обусловлено в 50\% и более - условиями и образом жизни, в 18-22\% - состоянием окружающей среды, в 20\% - генетическими факторами и лишь в 8-10\% - состоянием здравоохранения.

Таким образом, ведущую роль в формировании здоровья населения играет образ жизни.

Медико-социальные аспекты образа жизни населения

Нередко происходит смешение понятий «образ жизни» и «условия жизни». Между тем, «условия жизни» - по существу все опосредующие и обуславливающие образ жизни факторы, определяющие его или сопутствующие ему. К их числу следует относить материальные, социальные, политические, духовно-нравственные, культурные и другие условия, определяющие образ жизни, а также природные условия, которые, не являясь определяющими, оказывают влияние, подчас очень существенное, на образ жизни. Условия жизни - это материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни: образ жизни - деятельность, активность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни, используют их.

Таким образом, образ жизни можно определить как систему «наиболее существенных, типичных характеристик деятельности, активности людей, в единстве их количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений».

С образом жизни связывают и такие понятия, как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни». Эти термины получили самое широкое распространение, некоторые из них могут применяться при условии их правильного, научно обоснованного толкования. Образ жизни включает, обобщает 4 категории: экономическую - «уровень жизни», социологическую - «качество жизни», социально-психологическую - «стиль жизни» и социально-экономическую - «уклад жизни».

Уровень жизни характеризует размер национального дохода, приходящийся надушу населения, общий объем благ и услуг, потребляемых населением за год, долю питания в структуре потребления. Надо иметь в виду, что уровень жизни характеризует жизнедеятельность людей лишь в сфере потребления.

Однако уровень жизни нельзя оценивать или рассматривать лишь на основе средних показателей. Реальная картина раскрывается с помощью дифференцированных данных, относящихся к различным слоям и группам населения.

Под укладом жизни обычно понимают порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей. Термин «стиль жизни», как правило, относят к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности, активности. Сюда же причисляют и индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления.

Термин «качество жизни» широко используется западными (философами и социологами, однако все чаще встречается и в нашей литературе. При использовании этого термина следует иметь в виду качественную сторону условий жизни - качество жилищных условий, питания, уровень комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.д.* Понятно, что такое определение не заменяет понятия «образ жизни».

Поскольку деятельность людей, их активность проявляется в самых различных и многочисленных сферах, чрезвычайно сложно выделить наиболее существенные показатели, критерии образа жизни. Но вместе с тем, это чрезвычайно важно, потому что без научно обоснованной системы показателей образа жизни мы не можем изучать влияние образа жизни на здоровье различных групп населения. В самом широком понимании выделяют две основные сферы деятельности; производственная и внепроизводственная, каждая из которых включает целый ряд показателей.

В структуру образа жизни входят:

1. Трудовая деятельность, условия труда, профессиональная и социальная активность работающих.

2. Хозяйственно-бытовая деятельность, вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.

3. Рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой.

4. Социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками).

5. Планирование семьи и взаимоотношения членов семьи.

6. Медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

Что же формирует здоровый образ жизни, который является, с одной стороны, аспектом образа жизни, а с другой, - здоровья?

В отличие от социологического определения образа жизни в медико-гигиеническом толковании здорового образа жизни более выражено конкретное содержание; деятельность в основном разворачивается на микросоциальном уровне (индивид, группа), сильнее отражена повседневная жизнь человека.

Здоровый образ жизни - это такие способы активной биосоциальной деятельности людей, которые в максимальной и непосредственной степени укрепляют здоровье населения при наличия благоприятных материальных и общественных условий.

Международный терминологический словарь «Санитарное просвещение» дает такое понятие: «здоровый образ жизни» - гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

По мнению академика Ю.П.Лисицына, в здоровом образе жизни обнаруживается относительное единство и согласованность трех уровней жизнедеятельности человека: социального, психологического и биологического. Это понятие нельзя свести к отдельным формам медико-социальной активности, но, в то же время, они отражают те или иные стороны здорового образа жизни.

Основные факторы риска образа жизни и их медико-социальное значение

На здоровье населения оказывают влияние целый ряд таких отрицательных факторов образа жизни, как курение и употребление алкоголя, неправильное питание, адинамия и гиподинамия, употребление наркотиков и злоупотребление лекарствами, вредные условия труда, стрессовые ситуации, неблагоприятные материально-бытовые условия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокая степень урбанизации. Все это - факторы риска, то есть факторы, которые гипотетически связаны с развитием того или иного заболевания и ассоциируются как с большим распространением, так и с повышенной вероятностью возникновения новых случаев заболеваний. Как правило, действует не один из этих факторов, а несколько. Остановился на некоторых из них.

Как, к примеру, на здоровье влияет урбанизация? Это концентрация промышленных предприятий, чрезвычайно развитая сеть транспорта и связи, автоматизированно-ускоренный темп питания. В результате урбанизации меняется климат городов, загрязняется окружающая среда, увеличивается шум, растет психоэмоциональная напряженность жизни.

Первая проблема крупного города - это нейропсихическое состояние человека. Эмоциональные стрессы, угнетенное состояние, тоска, страх, депрессия, тревога и другие эмоциональные проявления еще в древности привлекали внимание медиков. При этих состояниях легче возникают и тяжелее протекают гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенные болезни, болезни кожи и обмена веществ, не говоря уже о неврозах и психических расстройствах.

Социально-гигиеническая проблема психологического фактора риска при урбанизации состоит в разработке мер общественной психопрофилактики.

Вторая проблема крупного города - это рост заболеваемости болезнями сердечно-сосудистой, нервной системы, органов дыхания, гриппом и инфекционными заболеваниями, язвенной болезнью желудка и травматизма. Эти нозологические формы встречаются у городских жителей в 2-4 раза чаще, чем у сельских.

Третья проблема города - это гиподинамия. Еще в середине XIX века машины и устройства, созданные человеком, производили не более 4\% вырабатываемой энергии. В настоящее время лишь 1 \% энергии вырабатывается мускульной силой, остальные 99\% - результат механизации и автоматизации. В результате - энергетический природный потенциал человека оказался ненужным. Автобус, трамвай, троллейбус, лифт, кресло приводят в конечном итоге к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, болезней нервной системы, суставов, связок, позвоночника. Неизбежные следствия ослабления мышечной активности - артриты, артрозы и частые мучительные страдания по поводу поясничных болей.

Еще один фактор риска возникновения важнейших заболеваний - питание. Здесь мы выделяем такие проблемы, как несбалансированное и некачественное питание, недо- и переедание.

Несбалансированность питания заключается в несоответствии между энергопоступлением и энерготратами, в неадекватной структуре питания, в том числе в нарушении соотношения основных компонентов питания (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины), в несоответствий времени приема пищи и ее объема индивидуальным биоритмологическим особенностям.

Прежде чем говорить о сбалансированности питания населения, нужно знать данные о потреблении продуктов питания в нашей стране. Если мы сравним эти данные с материалами по другим развитым странам, то сравнение будет не в нашу пользу.

Динамика потребления продуктов питания также не совсем благоприятна: за последние годы отмечается увеличение потребления хлебобулочных продуктов. Такие белоксодержащие продукты, как мясо и мясопродукты, мы употребляем на 7\% ниже рекомендуемых норм, овощей, фруктов и ягод - на 30\%.

В настоящее время в развитых странах от 20 до 50\% здоровых людей и до 60\% больных страдают избытком массы тела и ожирением. В 85\% случаев ожирение является алиментарным, т.е. связанным с ошибками в питании. Поэтому в последние годы там отмечено резкое снижение потребления сливочного масла (на 38\%), яиц (примерно на 20\%), жирного молока (на 47\%), сахара (на 23\%). Преимущественно углеводистая модель питания привела к избыточной массе тела у четверти населения нашей страны (у 28\% городских и 22\% сельских жителей, причем не только у взрослых).

Ожирение сегодня становится одним из самых распространенных (и, увы, не безвредных) заболеваний. К сожалению, последствия возникновения у людей избыточного веса в нашей стране традиционно недооценивались. Различными формами ожирения у нас в стране страдает около 60\% населения.

Лишний вес - это база для возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, диабета, заболеваний опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, ряда онкологических заболеваний.

Актуальна и проблема недоедания. Анемии, склонность к инфекционным заболеваниям, дистония, гиповитаминоз становятся результатом постоянного недоедания. Несбалансированное питание в первую очередь отражается на детях, молодежи, студентах. К росту важнейших заболеваний ведет и низкое качество пищи.

Нормализация обмена веществ и регуляция веса населения способствовали бы увеличению средней продолжительности жизни на 8-10 лет, в то время как избавление от рака способствовало бы увеличению средней продолжительности жизни на 4-6 лет.

В настоящее время Всемирной Организацией Здравоохранения установлены 7 основных факторов в области питания, направленных на преодоление риска несбалансированного питания:

Избегать переедания, а при избыточной массе тела снижать энергетическое потребление и увеличивать энергозатраты;

Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики

Увеличить потребление сложных углеводов и «натуральных» Сахаров (фруктозы, лактозы) до 48\% общей калорийности;

Снизить потребление рафинированных Сахаров до 10\% в общей калорийности;

Уменьшить потребление жира до 30\% в общей калорийности за счет ограничения потребления мяса, яиц, использования обезжиренного молока;

Снизить потребление насыщенных жиров до 10\% общего энергетического потребления;

Уменьшить потребление холестерина в день до 300 мг;

Ограничить потребление натрия, снизив прием соли до 5 г в день.

Следующий фактор риска нездоровья - это курение. В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию. Курят мужчины, курят женщины и дети. У нас в стране курят 64\% мужчин и 11 \% женщин. В США курит 28\% взрослого населения. Доля курящих женщин составляет от 10\% в Испании до 49\% в Дании. Доля курящих мужчин в мире колеблется от 43\% - в Великобритании до 75\% - в Польше. Больше и чаще курят лица молодого возраста и лица с низким уровнем образования. Установлена интересная закономерность: среди мужчин чем ниже уровень квалификации, тем больше доля курильщиков; среди женщин прямо противоположная тенденция, т.е. курящих женщин больше среди образованных и с высоким уровнем материального дохода. В последние годы у нас не наблюдается снижения числа курящих. В США произошло снижение с 40\% до 23\%. Вместе с тем, в последнее время снижается возраст начала курения: до 10-11 лет.

Наблюдается тенденция уменьшения числа курильщиков с возрастом: в возрасте 20-24 года курят 78\% мужчин и 15\% женщин, в возрасте 50 и более лет число курящих мужчин снижается в 1,5 раза (до 55\%), а женщин почти в 5 раз (до 3\%).

Установлено, что курение сокращает продолжительность жизни на 8-15 лет. Курение приводят к преждевременной смертности, учащает случаи внезапной смерти. Среди курящих уровень смертности на 70\% выше, чем среди некурящих. Кроме того, курение является основной причиной возникновения ряда грозных заболеваний: злокачественных новообразований трахеи, бронхов и легких; злокачественные новообразования губ; злокачественные новообразования пищевода, полости рта и глотки; злокачественные новообразования гортани; эмфизема и хроническая обструктивная болезнь легких; ишемическая болезнь сердца.

Смертность курящих от некоторых причин значительно превышает смертность некурящих. Так, курящие в 14 раз чаще умирают от хронического бронхита, в 8 раз чаще от рака легких, в 4 раза чаще от рака пищевода. По данным ВОЗ, в Европе ежегодно умирают от курения 1,2 млн. человек. Из-за болезней, связанных с курением, ежесуточно умирает 1000 американцев.

В настоящее время с курением связывают 90\% всех смертельных исходов от рака легких и бронхов, 85\% - от бронхита и эмфиземы легких, 70\% от рака полости рта, 50\% от рака поджелудочной железы, 47\% -от рака мочевого пузыря, 30\% от рака пищевода, 20\% от рака почек.

Следующий фактор риска - употребление алкоголя.

В различных странах насчитывается от 1 до 10\% больных хроническим алкоголизмом. Однако это далеко не полные сведения, поскольку гораздо больше злоупотребляющих не регистрируются, никем и нигде не учитываются. Распространенность алкоголизма учитывается по косвенным данным - производству алкогольных напитков, числу лиц, состоящих на учете в медицинских учреждениях, уровню и структуре их потребления спиртных налитков, величине медицинских и экономических потерь вследствие пьянства и алкоголизма.

Самый высокий уровень потребления алкоголя на душу населения отмечается в Германии - 12,1 л, во Франции - 11,9л, Италии - 11 л абсолютного алкоголя, несмотря на то, что в этих странах уровень потребления алкоголя за последние 27 лет снизился.

По данным мировой статистики 15\% мужчин и 5\% женщин регулярно употребляют алкоголь. Из этого числа 3-6\% становятся больными хроническим алкоголизмом. В США, поданным опроса института Гэллапа, 68\% населения злоупотребляет спиртным.

Чаще употребляют алкоголь лица трудоспособного возраста, рабочие по сравнению со служащими, жители больших городов, лица с низким уровнем образования, разведенные.

С биологической точки зрения женщины более уязвимы, чем мужчины по отношеню к алкоголю. Так, если у мужчин процесс привыкания к алкоголю, заканчивающийся полной зависимостью от него, длится 10-15 лет, то у женщин он занимает всего 3-4 года. В одном и том же возрасте, при одинаковой массе тела, одинаковом потребления алкоголя содержание алкоголя в крови у женщин всегда выше по сравнению с мужчинами, у них быстрее возникают тяжелые органические поражения. Тем не менее, число пьющих женщин постоянно растет. Об этом свидетельствуют приводимые во Франции данные о соотношении мужчин и женщин, страдающих алкоголизмом: в 1790 г. - 1 женщина на 10 мужчин; в 1990 г. - 1 женщина на 2,3 мужчин.

Изучая алкоголизм, как социально-гигиеническую проблему, Ю.П.Лисицын и Н.Я.Копыт классифицировали население на 3 группы:

1 - лица, употребляющие алкогольные напитки редко, не чаще одного раза в месяц, и лица, не употребляющие спиртные напитки вообще;

2 - лица, употребляющие алкогольные напитки умеренно (1 -3 раза в месяц, но не чаще 1 раза в неделю);

3 - злоупотребляющие алкоголем - чаще одного раза в неделю:

а) без признаков алкоголизма, т.е. лица, потребляющие алкоголь часто (несколько раз в неделю) в больших количествах;

б) с небольшими признаками алкоголизма - при наличии психической зависимости и изменений реактивности, чувствительности организма к алкоголю (влечение к алкоголю и состоянию опьянения, утрата контроля за качеством потребляемых напитков, повышение толерантности, восприимчивости и т.п.);

в) с выраженными признаками алкоголизма, когда появляются признаки физической зависимости от алкоголя, в частности, абстинентный синдром и другие симптомы, вплоть до серьезных психических нарушений (алкогольный психоз).

Таким образом, в основе этой классификации лежит медико-социальный подход с использованием комплекса критериев: частоты и количества потребляемых алкогольных напитков, наличия и степени выраженности признаков психической и физической зависимости от алкоголя.

Изучение распространенности алкоголизма среди рабочих промышленных предприятий г. Москвы с использованием вышеуказанной классификации показало, что алкогольные напитки употребляли практически все мужчины (99,8\%) и подавляющее большинство женщин (95\%). Злоупотребляющих оказалось 18,8\% (36,7\% мужчин и 1,9\% женщин). Среди злоупотребляющих алкоголем рабочих 1/2 - имела признаки хронического алкоголизма. Из числа лиц с выраженными признаками алкоголизма лишь 2/3 состояли на учете психоневрологического диспансера, а из числа лиц с начальными признаками алкоголизма ни один рабочий не считал себя больным и не состоял на учете.

Проблемы, связанные с употреблением алкоголя, затрагивают не только самих пьющих, но также их семьи, окружение, общество.

Неизбежно отрицательное влияние употребления алкоголя на показатели здоровья. Так, злоупотребление алкоголем, по данным американских авторов, сокращает среднюю продолжительность жизни на 20 лет. Уровень смертности систематически пьющих в 2-3 раза выше, чем непьющих.

Структура причин смертности у лиц, злоупотребляющих алкоголем, имеет свои особенности.

В структуре причин смертности мужчин, злоупотребляющих алкоголем, на I месте стоят несчастные случаи, отравления и травмы (почти половина всех случаев смерти); на II месте - сердечно-сосудистые заболевания (30\%); на III месте - злокачественные новообразования.

Имеются различия в уровне и структуре заболеваемости лиц, злоупотребляющих алкоголем. Уровень общей заболеваемости у больных, злоупотребляющих алкоголем, в 1,3 раза выше по сравнению с заболеваемостью всего населения.

Общеизвестны многочисленные данные о связи злоупотребления алкоголем с бытовым и производственным травматизмом, отравлениями, убийствами и самоубийствами, со многими заболеваниями - психическими расстройствами.

Значительное распространение в последнее время в нашей стране получили наркомания и токсикомания. По официальным сведениям на учете состоит 130 тыс. человек, употребляющих наркотики, из них 52 тыс. признаны наркоманами. Токсикоманов насчитывается 22 тыс. Общий уровень наркомании составляет 3,4 на 100 тыс. населения, а токсикомании - 1,0 случаев на 100 тыс. населения.

В связи со значительным загрязнением окружающей среды возрастает значение такого фактора, как экологическое поведение. Поданным национального ракового центра США, 15\% всех заболеваний раком вызваны загрязнением окружающей среды. Поданным ВОЗ, не менее 20\% всех больных хроническим бронхитом и эмфиземой легких, проживающих в городах, своим страданием обязаны загрязнению воздуха в них. Одна больничная койка из каждых четырех в мире занята больными, ставшими жертвами загрязнения воды.

Мы остановились лишь на некоторых факторах риска, и действуют эти факторы не изолированно, а взаимосвязанно. Это значительно усиливает их неблагоприятный эффект на здоровье. Так, курение повышает риск онкологического заболевания в 1,5 раза, злоупотребление алкоголем - в 1,2 раза, а совместное воздействие этих факторов повышает риск онкологического заболевания в 6 раз.

Тем не менее, вычленение отдельных факторов риска оправдано не только в медицинском, но и в организационном плане, так как определение ведущего звена возникновения и развития заболеваний позволяет правильно и эффективно осуществлять меры профилактики и раннего леченая, сосредоточить усилия и средства на ограничение действия определенных факторов риска. Например, благодаря кампании сокращения и прекращения курения среди различных групп населения (например, врачей Великобритании, США), значительно сокращена (на 40\% и более) смертность от злокачественных опухолей легких и бронхов.

По этому же пути идут ученые кардиологического научного Центра РАМН, разработавшие программу вторичной профилактики болезней сердца и сосудов, включающую устранение факторов риска, а также медикаментозные средства снижения артериальной гипертензии.

Одним из важнейших критериев здорового образа жизни является медицинская (профилактическая) активность, которая складывается из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, выполнения медицинских рекомендаций, посещения медицинских учреждений, осмотров, диспансеризации. Это степень реализации медицинских знаний в повседневной жизни человека. Профилактическая активность - это комплексный показатель, при оценке которого учитывается наличие дли отсутствие вредных для здоровья привычек: курения, употребления алкоголя, гиподинамии, соблюдения режима труда, отдыха, питания, правил техники безопасности, раннее обращение к врачу о профилактической целью, выполнение медицинских предписаний и назначений.

Таким образом, в современных условиях снижение заболеваемости и смертности, улучшение здоровья в значительно большей степени зависят от изменений образа жизни, условий жизни, окружающей среды, чем от специфических медицинских функций (лечение, медицинская профилактика, медицинская реабилитация).

Сегодня терпит крах система здравоохранения, которая ставит своей задачей лечение болезней только с помощью лекарственных препаратов, забывая о таком действенном средстве профилактики и лечения заболеваний, как физическая культура, здоровый образ жизни, труда и отдыха.

Профилактика и ее основные виды

Принцип профилактики наиболее полно отражает гуманистическое содержание и социальное предназначение медицинской деятельности.

Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды

Термин профилактика (prevention) можно определить как «действия, направленные на уменьшение вероятности возникновения заболевания или нарушения, прерывание или замедление прогрессирования заболевания, уменьшение вероятности нетрудоспособности».

Профилактика - составная часть медицины. Социальное профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранение факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства. Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида профилактики.

Первичная профилактика - это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и, др.). К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома называются лечебно-профилактическими учреждениями.

Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Ряд специалистов предлагают термин «третичная профилактика» как комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной.социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

Основные методы и формы пропаганды здорового образа жизни

Цель пропаганды здорового образа жизни - формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Для реализации этой цели должны быть решены следующие задачи:

Обеспечение необходимой медико-гигиенической информацией о здоровом образе жизни;

Стимулирование деятельности государственных органов и общественных организаций по созданию условий для здорового образа жизни населения;

Вовлечение всех медицинских работников в санитарно-просветительную работу и воспитательную деятельность;

Организация всенародного движения за формирование здорового образа жизни, объединение усилий с национальными движениями такого рода в зарубежных странах.

Санитарное просвещение - это раздел здравоохранения, содержанием которого является гигиеническое обучение и воспитание населения.

Повышение уровня санитарной культуры населения, проведение мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, должны основываться на следующих принципах:

Научность (пропаганда тех сведений и положений, которые являются научным знанием, прочно установленным и утвержденным в науке);

Правдивость и объективность;

Дифференцированность и целенаправленность;

Массовость;

Систематичность и последовательность;

Комплексность (то есть пропаганда здорового образа жизни должна вестись не только медиками, но и психологами, социологами и т.п.);

Связь с жизнью общества, профильность.

Важнейшими направлениями воспитания санитарно-гигиенических навыков, пропаганды санитарно-гигиенических медицинских знаний, формирования здорового образа жизни можно считать следующие:

1. Пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья: гигиена труда, рациональное питание, гигиена отдыха, оптимальный двигательный режим, физкультура и спорт, гигиена супружеских отношений, закаливание, личная гигиена, медико-социальная активность, психогигиена, гигиена окружающей среды.

2. Пропаганда профилактики факторов, пагубно влияющих на здоровье: злоупотребление спиртными напитками, наркотиками; курение, соблюдение некоторых этнических обрядов и привычек, религиозно-культовые отправления.

Формирование здорового образа жизни, в частности, осуществление первичной профилактики, требует совместных усилий государственных, общественных организаций, медицинских учреждений, самого населения. Именно в таком направлении должна действовать государственная комплексная программа по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, разработанная Центром медицинской профилактики и другими научными учреждениями.

Формирование здорового образа жизни - это основное направление первичной профилактики.

Для каждого медицинского работника пропаганда здорового образа жизни является важным и необходима разделом работы, его профессиональной обязанностью.

С 1.01.89 г. реорганизована служба санитарного просвещения и создана служба формирования здорового образа жизни, а Дома санитарного просвещения преобразованы в Центры здоровья, затем в Центры медицинской профилактики.

Пропаганда медицинских знаний бывает трех типов: 1) массовая, 2) групповая, 3) индивидуальная.

Все врачи, фельдшеры, акушерки, медицинские сестры, кроме повседневной индивидуальной санитарно-просветительной работы с больными и посетителями лечебно-профилактических учреждений, должны уделять ежедневно часть рабочего времени массовой и групповой пропаганде медицинских и гигиенических знаний среди населения.

Общую организацию и руководство пропагандой здорового образа жизни и гигиеническим воспитанием населения осуществляет МЗ России, в котором есть отдел профилактики и сектор здорового образа жизни.

В областях и городах имеются Центры медицинской профилактики. Структурная организация центров соответствует их функциям и включает следующие основные отделы: организационно-методический, организационно-пропагандистский, редакционно-издательский и консультационно-оздоровительный.

В Центре медицинской профилактики организованы кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, релаксации (аутотренинга), а также фитологический кабинет.

В составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных (городских) больниц, медико-санитарных частей организуется отделение (кабинет) медицинской профилактики.

Организационно-методическое руководство деятельностью отделения осуществляет Центр медицинской профилактики совместно с главным врачом лечебно-профилактического учреждения.

Отделение возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку в области медицинской профилактики (желательно на базе Академии постдипломного образования или на курсах в Центре медицинской профилактики) и обладающий организаторскими способностями.

Заведующий отделением непосредственно подчинен главному врачу лечебно-профилактического учреждения.

Основные задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики

1. Обеспечение взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с территориальным Центром медицинской профилактики.

2. Организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганда медицинских и гигиенических знаний и здорового образа жизни.

3. Осуществление информационного обеспечения специалистов и различных групп населения по вопросам охраны здоровья, в том числе и через средства массовой информации.

4. Изучение и оценка знаний вопросов профилактики и здорового образа жизни у прикрепленного населения в соответствий с характером и особенностями работы различных отделений и кабинетов лечебно-профилактического учреждения.

5. Внедрение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний, медицинских проблем формирования здоровья, гигиеническому обучению и воспитанию населения с учетом показателей заболеваемости прикрепленного контингента.

6. Координация и обеспечение консультативно-оздоровительной деятельности по вопросам сохранения и укрепления здоровья прикрепленного населения.

7. Организация, контроль и анализ деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по вопросам сохранения и укрепления здоровья, снижения преждевременной смертности и выхода на инвалидность, по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний.

В соответствии с основными задачами отделение (кабинет) медицинской профилактики:

Осуществляет взаимодействие с Центром медицинской профилактики по вопросам:

Подготовки сотрудников ЛПУ по разделу здорового образа жизни и гигиенического обучения и воспитания, а также усовершенствования знаний и внедрения новых методов профилактики заболеваний;

Приобретения и распространения инструктивно-методических документов по сохранению и укреплению здоровья, наглядных пособий санитарно-просветительного характера (включая видеофильмы) среди работников и населения (организованного и неорганизованного);

Организации и проведения акций профилактической направленности среди прикрепленного населения;

Создания банка санпросветлитературы, лекций, бесед, статей медицинского профиля из периодической печати и т.д. для использования в работе;

Внедрения новых методов профилактической направленности в деятельность ЛПУ при работе о населением;

Организации лекториев, школ, семинаров для различных групп населения по вопросам охраны здоровья;

Рецензирования текстов лекций, бесед, викторин и др. материалов, подготовленных работниками ЛПУ. Проводит работу с сотрудниками ЛПУ:

Обобщает индивидуальные планы работы по вопросам, входящим в задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики;

Оказывает организационно-методическую и консультативную помощь при подготовке радиопередач, лекций, бесед и т.д.;

Контролирует и анализирует деятельность медицинских работников с населением по разделу гигиенического обучения, воспитания, сохранения и укрепления здоровья;

Принимает отчеты о проделанной работе, составляет сводный статистический отчет по ЛПУ, результаты доводит до сведения главного врача;

Сдает годовой отчет в Центр медицинской профилактики в установленные сроки.

Проводит работу с пациентами лечебно-профилактического учреждения:

Инструментальные исследования (антропометрия, измерение артериального давления, взвешивание и пр.);

Сбор анамнестических данных для выявления факторов риска, а также тестирование;

Организует учет профилактических осмотров, а также осуществляет учет и контроль за проведением профилактических прививок;

Разъясняет целесообразность проведения прививочной кампании;

Организует лектории, школы, семинары для различных групп населения по вопросам охраны, сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает их проведение как в организационно-методическом плане, так и санитарно-просветительной литературе.

В центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора санитарно-просветительную работу по вопросам гигиены и эпидемиологии проводит каждый медицинский работник. Ответственный за этот раздел работы (врач или средний медицинский работник) осуществляет организующую, координирующую и контролирующую функции в области пропаганды здорового образа жизни, гигиенического обучения и воспитания населения.

Медицинские работники должны квалифицированно использовать все доступные и необходимые методы и средства гигиенического обучения и воспитания. Под словом «методы» в данном случае понимают три основных способа ведения пропаганды: устный, печатный, изобразительный (наглядный) и их комбинации, и соответственно обозначают: метод устной пропаганды, метод печатной пропаганды и т.д.

Термин «средства» (или формы) объединяет всю совокупность конкретных приемов ведения работы, инструментарий (публикации в печати, кинодемонстрации, плакаты и пр.), используемый в процессе массового, группового и индивидуального воздействия на население. Они входят в состав каждого из методов, отражая главную его характерную особенность.

К средствам метода устной пропаганды относятся: популярная лекция (эпизодическая, цикловая), агитационно-информационное выступление, беседа (групповая, индивидуальная), вечер (час) вопросов и ответов, дискуссия, викторина, конференция, занятие (курсовое, кружковое), инструктаж вводный. Таким образом, к средствам устной пропаганды относятся средства, при использовании которых имеется непосредственный контакт с аудиторией (лекция, беседа, вечер вопросов и ответов, диспут, агитационные или информационное выступления) и средства, при использовании которых непосредственный контакт с аудиторией отсутствует (радио выступление, выступления по телевидению, запись выступлений, лекций на пленке, пластинке).

Лекция - наиболее распространенное средство устной пропаганды, освещающее какую-либо одну тему, один вопрос в определенный отрезок времени, имеющее форму монолога. Лекция состоит из трех частей: введения, изложения основного материала и заключения.

Беседа - эффективное средство устной пропаганды. Позволяет установить тесный контакт с аудиторией за счет небольшого числа участников (до 25-30 человек). В процессе беседы в обсуждение темы вовлекается возможно большее число слушателей.

Вечер вопросов и ответов - это та же беседа, но здесь задает вопросы аудитория, а ведущий отвечает. Успешное проведение вечера зависит от степени подготовленности ведущего. Вопросы либо собираются заранее, либо задаются на самом вечере.

Дискуссия - активная проработка темы в достаточно подготовленной группе. Может быть проведена кружковая подготовка с аудиторией, интересующейся отдельными вопросами. Она предполагает углубленное изучение материала на определенную тему.

Гигиеническое обучение и воспитание населения осуществляются также по средством программ на центральном и местном радиовещании и телевидении (это лекции, беседы, выступления, час «вопросов и ответов» и т.д.). Такие передачи, как правило, проходят в определенные дни и часы.

Метод устной пропаганды является одним из ведущих и наиболее эффективным методом пропаганды здорового образа жизни. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод.

Метод печатной пропаганды включает средства: брошюра, буклет, бюллетень, журнал, календарь, статья, книга, листовка, лозунг, памятка, стенная газета.

Метод печатной пропаганды предоставляет большие возможности для пропаганды санитарно-гигиенических знаний, методов индивидуальной и групповой профилактики заболеваний, оздоровления окружающей среды и т.д. среди широких слоев населения. Данный метод делится на две основные группы:

а) средства печатной пропаганды, создаваемые силами собственного коллектива медицинских работников (рукописные лозунги, доски вопросов и ответов, санитарные стенные газеты, санитарные бюллетени, статьи и заметки в периодических изданиях);

б) печатная продукция (печатный лозунг, брошюра, памятка, листовка, газетные и журнальные публикации).

Среди многих ценных качеств средств метода печатной пропаганды наиболее важными являются: а) большой тираж печатных изданий; б) охват широких слоев населения; в) возможность неоднократного прочитывания, способствующего лучшему усвоению; г) точность изложения.

Наиболее простое средство печатной информации - лозунг. Это призыв выполнять те или иные советы с ярким и лаконичным текстом, выразительно освещающим самую суть проблемы.

Листовка - рассчитана на широкий круг читателей, имеет ярко выраженный агитационный характер.

Памятка - научно популярная книжка, к ней предъявляются те же требования, что и к лекции. На промышленных предприятиях большим успехом пользуются передвижные цеховые библиотечки, составленные из брошюр на медицинские темы.

Доска вопросов и ответов - состоит из вопросов читателей н ответов врачей-специалистов. При доске должен быть специальный ящик для вопросов. Ответы даются краткие, научно подготовленные.

Санитарная стенная газета - выпускается в лечебно-профилактических учреждениях, в медсанчастях промышленных предприятий, школах и др. учебных заведениях.

Санитарный бюллетень - выпускается в любых учреждениях медицинскими работниками и санитарной общественностью. Он должен быть хорошо оформлен, к нему предъявляются следующие требования: красочность, привлекательность, броскость, конкретность темы, интересное содержание.

Метод изобразительной (наглядной) пропаганды включает в себя:

1) плоскостные средства: плакат, рисунок, схема, чертеж, план, диаграмма, картограмма, фотография, фотолитовыставка, слайд крупномасштабный, слайд-серия, диапозитив (серия для секции), диафильм, кинофильм, видеофильм;

2) объемные средства: муляж, макет, модель, фантом, диарама, скульптура, чучело;

3) натуральные объекты (используемые как наглядные пособия и как экспонаты для выставок): макропрепарат, микропрепарат, образец (растительного, животного мира, изделия, продукты и др.);

4) комбинированные средства: вагон-выставка, праздник здоровья, театр, кукольный театр, агитбригады;

5) технические средства пропаганды: фильмоскоп, киноаппарат, эпидиаскоп, магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель, озвученные диапозитивы.

Наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств.

Натуральные объекты - наиболее действенное средство в силу его достоверности, К таким объектам относятся: микроскопические препараты, макроскопические и натуральные объекты, предметы ухода за ребенком, наборы витаминных препаратов, средства для оказания первой помощи и др.

Если нет возможности демонстрировать натуральные объекты, используют их воспроизведения - объемные и плоскостные. К объемным воспроизведениям относятся: муляж (отличается большей точностью воспроизведения); модель (воспроизводит объект в измененном, уменьшенном или увеличенном виде); макет (приближенное воспроизведение натуры); скульптура, барельеф, горельеф (используются для музейного оформления).

К плоскостным изобразительным средствам относятся плакаты (средства агитации с ярким рисунком и кратким текстом). Основными требованиями к содержанию плаката являются: актуальность тематики, ее социально-значимый характер, злободневность, важность для предполагаемой аудитории. Различают три основных типа сюжета: положительный, отрицательный, двойной.

Требования к тексту плаката: 1) доходчивость (краткость, удачная лексико-синтаксическая структура, смысловая точность, смысловая связь изображения и текста); 2) выразительность (применение изобразительно-выразительных средств языка).

В гигиеническом обучении и воспитании может быть использован также комбинированный метод массовой информация, когда происходят одновременное воздействие слухового и сильного зрительного раздражения для хорошего восприятия аудиторией. Используются театральные постановки (например, кукольный театр), кинофильмы (санитарно-просветительные фильмы), эстрада, телевидение и т.п.