Соблюдение режима дня а. Режим дня детей. Понятие режима дня и его значение в воспитании. Как нормализовать свой режим дня

В наш век высоких технологий человеку порой бывает очень трудно соблюдать здоровый образ жизни. Причинами этого являются: изобилие вредной и жирной пищи, богатой консервантами и красителями, свободный круглосуточный доступ к интернету и телевидению, ненормированный рабочий график и прочее. Как результат, режим дня сбивается, появляются хроническая усталость, апатия, частые головные боли, бессонница и даже депрессия.

Важность ведения здорового образа жизни

Того, кто ведет неправильный распорядок дня, не соблюдает режимов сна и бодрствования, видно сразу. Характерными признаками недосыпа являются: мешки под глазами , желтые белки глаз с полопавшими в них капиллярами, бледность кожи, проблемы с координацией, повышенная нервность, чувствительность и даже тремор.

Взаимосвязанность нормального физического и душевного самочувствия с режимом дня была замечена учеными еще более 100 лет назад. В зависимости от биологического возраста человека были составлены примерные идеальные распорядки дня .

Главные составляющие здорового образа жизни

  • Строгое соблюдение режима сна и бодрствования;
  • Сбалансированный постоянный режим питания;
  • Достаточное количество необходимых организму физических нагрузок;
  • Следование правилам элементарной гигиены;
  • Нормальное психологическое состояние;
  • Отсутствие вредных привычек.

Чем опасно несоблюдение режима дня?

Прежде всего, смещение режима чревато проблемами с состоянием нервной системы. Человек становится апатичным ко всему, либо наоборот, чрезмерно раздражительным и нервным . Трудоспособность заметно понижается. Кроме того, он становится больше подвержен губительному влиянию стресса, а также различных болезней и вирусов.

Кроме влияния на психологическое, отсутствие режима оказывает свое действие и на физическое состояние. Человек постоянно чувствует себя больным, истощенным и лишенным сил. Его преследуют частые головные боли, переутомление, боль в мышцах и проблемы с давлением. Также сбивание режима дня существенно затормаживает процессы метаболизма, в результате чего могут появляться такие заболевания, как запор, тяжесть в желудке, дисбактериоз.

Индивидуальный режим питания также должен быть налаженным и сбалансированным. Как известно, процессы пищеварения достигают пика своей активности с раннего утра до 12 часов дня, поэтому если регулярно пропускать завтрак, можно легко заработать себе язву, или гастрит.

К правильному распорядку дня и питания желудок привыкает быстро, поэтому у тех, кто ведет относительно здоровый образ жизни, как правило, не бывает значительных проблем с пищеварением и усвоением полезных веществ.

В чем состоит важность ведения здорового режима жизнедеятельности?

  • Соблюдение режима — ключ к успешности и процветанию. Люди, которые строго следуют распорядку дня, следят за своим питанием и контролируют наличие вредных привычек, как правило, более дисциплинированные и целеустремленные. Они никогда не откладывают что-то «на потом» и предпочитают решать проблемы по мере их появления. Кроме того, уровень активности у таких людей более высокий, они успевают сделать за день много дел.
  • Люди, ведущие здоровый образ жизни, режим дня, болеют реже остальных. При размеренной и организованной жизнедеятельности организм тоже начинает работать «как часы». Физическая активность, чувство голода, усталости и сонливость приходят в одно и то же время, поэтому физиологические механизмы никогда не застают врасплох и являются предсказуемыми почти всегда.

Распорядок дня, деятельность организма, фазы его сна и бодрствования напрямую связаны с понятием биологических ритмов .

Биоритмы — это периодически повторяемая динамика временной интенсивности физиологических процессов, систематически происходящих в каждом живом организме.

Биоритмы и их непосредственное влияние на жизнь и здоровье современного человека изучает специальная наука — хронобиология. Хронобиологами была установлена зависимость жизнедеятельности всех живых существ на планете от естественных природных процессов, а также влияния солнца, луны и даже звезд.

Также было установлена связь между жизнедеятельностью организма и периодом суток, временами года. Биоритмы не являются постоянными , они могут меняться в течении всей жизни.

С ними тесно связано понятие биологических часов — заранее запрограммированных естественным путем датчиков времени выполнения того, или иного действия.

Как превратиться из «совы» в «жаворонка»

Для этого понадобится, в первую очередь, желание и сила воли.Чтобы из «совы» превратиться в «жаворонка» надо приложить немного усилий и терпения .

Как составить здоровый распорядок дня? Примерный план действий

7:00 — 7-15 — подъем с постели

  • Оптимальное время побуждения — 7 часов утра. Не спешите сразу подрываться с постели — позвольте себе немного полежать. Подумайте о том, что принесет новый день, обдумайте сценарий его дальнейшего развития;
  • Попробуйте пить стакан чистой воды натощак сразу после пробуждения — это значительно ускорит и улучшит качество пищеварительных процессов;

7:15-7-30 — утренняя гимнастика и душ

  • Не стоит игнорировать зарядку — за ночь мышцы человека немеют и теряют свою прежнюю эластичность. Комплекс несложных физических упражнений способен помочь вернуть им тонус, а в комплексе с душем оказывает удивительное бодрящее действие.

7:30 — 8:00 — завтрак

8:15 — подготовка к выходу из дома

8:30 — выход из дома(время ориентировочное)

9:00 — 13:30 — первый пик рабочей активности

13:00-14:00 — обеденный перерыв

  • Рекомендуется ненадолго выйти подышать свежим воздухом для пробуждения и усиления аппетита;
  • Для того, чтобы не тратить деньги попусту, возьмите за правило брать обед с собой.

14:00-18:00 — второй пик рабочей активности

19:00 — 20:00 — отдых

20:00 — ужин(не позже 2-3 часов до сна)

  • Ужин должен быть комплексным и питательным, но в то же самое время не слишком перегруженным жирами и простыми углеводами. Идеальным вариантом может стать легкий гарнир типа гречневой каши, витаминного салата с оливковым маслом и запеченной рыбы.
  • Не пейте на ночь слишком много жидкости, особенно чая, так как он обладает диуретическими свойствами. Также следует воздержаться от кофе — содержащийся в нем кофеин раздражает нервные окончания и может стать причиной бессонницы.

20:30-23:00 — свободное время

23:00 — сон

  • Перед сном стоит принять контрастный душ, или специальную успокаивающую ванну;
  • 15-20 минут прогулки на свежем воздухе на ночь помогут вам крепче заснуть;
  • Если успеете проголодаться — выпейте стакан любого нежирного молочного продукта.

Конечно, это только примерное расписание распорядка дня человека. Более подробное можно составить самостоятельно, учитывая все аспекты и нюансы конкретно своей жизненной деятельности и состояния здоровья.

Как составить распорядок дня с учетом особенностей мужского и женского организмов

В силу психофизиологических особенностей распорядок дня для мужчин и женщин имеет некоторые различия.

Мужчинам стоит уделять больше внимания физической нагрузке, развивать и укреплять свое тело. Всего полчаса времени, регулярно уделяемых тренировке, помогут добиться поразительных результатов и улучшить здоровье. Полезно совершать утренние и вечерние пробежки, после чего принимать контрастный душ. Мужчинам также следует обратить внимание на свой рацион — обогащенная белками пища при достаточных физических нагрузках поможет нарастить желаемую мышечную массу. Правильных приемов пищи должно быть около 5-6 в день, также можно устраивать себе легкие питательные перекусы.

Режим жизни женщин является более гибким из-за влияния на них естественных ежемесячных циклов. Уровень физической и умственной активности должен зависеть непосредственно от их самочувствия.

Женщинам, как и мужчинам, также необходимо уделять время своей физической форме. Существует много методик и видов спорта, которые помогут держать тело в отличной форме, например гимнастика, плавание, йога, кардиотренировки, бальные и современные танцы.

Для сохранения свежего внешнего вида важно не забывать, что женщина должна спать не менее 8-9 часов в сутки и тщательно следить за своим питанием. Для сохранения стройности и изящества фигуры рекомендуется ограничить потребление фастфуда, сладостей и спиртных напитков. Предпочтение надо отдавать легкой и полезной пище с минимальным присутствием животных жиров в пользу растительных.

Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Главной задачей распорядка дня является обеспечение высокого уровня работоспособности, так как сам режим составляется в соответствии с биологическим ритмом функционирования организма. К примеру, организм активнее работает в период с 11:00 до 13:00 и с 16:00 до 18:00, поэтому вся важная деятельность должна планироваться именно на эти временные промежутки. Дети достаточно быстро адаптируются к распорядку дня в школе и дома.

Главными моментами в жизни любого школьника считаются: занятия в школе, домашние задания, отдых на свежем воздухе (прогулки, активные игры), регулярное питание (завтрак, обед, полдник, ужин), отдых по выбору (чтение, музыка, рукоделие и т.д.), полноценный сон. В процессе организации режима родителям необходимо обязательно учитывать состояние здоровья ребенка, его возраст. Если Вы грамотно составите распорядок, то через некоторое время у ребенка сформируется привычка и соблюдение режима не станет непосильной ношей.

Как мы уже говорили - очень многое зависит от возраста ребенка. Так, в 6 - 7 лет организм чувствителен к негативным внешним факторам, наблюдается довольно быстрая утомляемости от процесса учебы и нагрузки. Более того, у младших школьников продолжаются процессы роста и развития скелета, развития мышц кисти, совершенствование нервной системы.

Для возраста 11 - 14 лет характерны сильные гормональные сдвиги, юношеская гипертензия (сердце растет быстрее, чем просветы сосудов).

В 15 - 18 лет завершается половое созревание, однако сохраняется общее возбуждение и состояние психической неуравновешенности.

Физические упражнения

День школьника должен начинаться с утренней зарядки. Именно она поможет проснуться и почувствовать прилив бодрости на весь день. Включите в зарядку преимущественно те упражнения, которые активизируют все группы мышц: туловище, ноги, руки, брюшной пресс, спина. Обязательны упражнения на гибкость позвоночника. Требования предъявляются и к порядку выполнения: сначала разминка (легкое потягивание), затем упражнения на руки и плечи, после этого - туловище и ноги. В конце зарядки - прыжки, бег на месте и успокаивающее дыхание. По времени зарядка обычно длится от 10 минут до получаса. Со временем стоит усложнить упражнения, как-то разнообразить сам процесс. Комната во время выполнения физических упражнений должна обязательно проветриваться. Во время зарядки можно включить музыку, которая настроит Вашего ребенка на нужный лад. И, конечно, нет лучшего стимула, чем родители, которые выполняют физические упражнения вместе со своим чадом.

В течение дня ребенок должен обязательно совершить прогулку на свежем воздухе, в которую должны входить активные игры, занятия спортом. Игры, в которых нужно двигаться, помогут развить эмоциональный и физический тонус. Плавание, лыжи, коньки - все это также может дать отличный оздоровительный эффект. Если у ребенка есть желание, то запишите его в спортивную секцию (волейбол, баскетбол, футбол, танцы и т.д.). Очень важно, чтобы ребенок много находился на воздухе (2,5-3 часа в день). Старайтесь не наказывать провинившегося ребенка лишением прогулки - найдите другой метод.

Водные процедуры

После того, как время утренней зарядки прошло, ребенок должен приступить к водным процедурам. Душ (сначала температура воды должна быть 30-32 градуса, после ее можно постепенно снижать до 20-15 градусов - это процедура приучает к закаливанию организма), умывание холодной водой, чистка зубов. Если ребенок в течение недели ходит в бассейн, то после каждого похода необходимо обязательно принимать душ.

Прием пищи

Вспомните известную поговорку: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Завтрак должен быть очень плотным и обязательно горячим, так как именно он составляет четверть суточной потребности. Приучайте ребенка не разговаривать за приемом пищи и не заниматься посторонними делами. Второй завтрак должен быть уже в школе (10-15% от суточной нормы). Обед (13:00-14:00) - это 40%, а ужин (до 19:30-20:00) - 20-25%. В промежутке между обедом и ужином может быть еще полдник (фрукты, йогурт, кефир). Ужин не должен быть очень тяжелым и плотным (каша, мюсли, фруктовые или овощные салаты). Детям 7-10 лет нужно потреблять не менее 2300 ккал в день. Контролируйте, чтобы ребенок не перекусывал в течение дня, перебивая аппетит чипсами, сухариками, сладостями.

Выполнение домашних заданий и отдых

Когда Ваш ученик придет домой после утомительных школьных занятий, не спешите сразу же выполнять домашнее задание - мозг ребенка должен отдохнуть. В качестве послеобеденного отдыха можно предложить прогулку на свежем воздухе и активные игры. Если ребенок переутомился, то отдыхом может послужить сон.

Время с 15:00 до 16:00 нужно посвятить приготовлению домашнего задания, так как именно в этот период мозговая деятельность наиболее активна. Начинайте с менее тяжелых предметов и постепенно переходите к сложным. Каждые 30-40 минут занятий разбавляйте физкультминуткой. Даже если ребенку ничего не задали в школе, не пускайте день на самотек, а вместо домашних заданий проведите, к примеру, диктант по русскому языку или порешайте примеры.

Оборудуйте ребенку отдельное рабочее место: удобный стол, стул, полка для учебников и других книг, настольная лампа. Рабочий стол должен стоять как можно ближе к окну, чтобы естественного света было в достатке. Проследите, чтобы в процессе приготовления уроков ребенка ничего не отвлекало (лишние разговоры, радио, телевизор, компьютер), иначе внимание рассеивается и могут быть допущены ошибки. После выполнения домашнего задания выделите ребенку время на отдых по своим интересам (чтение книг, прослушивание музыки, просмотр телевизора, игры на компьютере, занятия в кружках и секциях). Во всем нужно знать меру, поэтому компьютерных игр и телевизора не должно быть больше, чем 1-2 часа в неделю. Самым лучшим отдыхом, несомненно, яляется прогулка на свежем воздухе перед сном. Но помимо этого ребенок может помочь семье: вынести мусор, вымыть посуду, вытереть пыль. Это даст возможность почувствать себя полноправным членом семьи.

Сон

Полноценный сон - это важный фактор в распорядке дня школьника. В процессе сна снижается физическая деятельность организма в то время, как мозг перерабатывает всю информацию, полученную за день. Нормальный сон должен длиться не менее 9-10 часов. При этом ребенку важно соблюдать постоянный режим: ложиться и вставать в одно и то же время.

Перед сном проветрите комнату, если на улице тепло, то форточку можно не закрывать на ночь. Оптимальная температура в комнате ночью - 18 градусов. Постарайтесь исключить вечерний просмотр телевизора и игры на компьютере (это чревато психическими расстройствами и нервозностью на утро), вместо этого пусть ребенок почитает книгу.

В том случае, если Ваш сын (дочка) учится во вторую смену, готовить домашние задания лучше с утра, а не поздно вечером, когда у ребенка одни только мысли об отдыхе.

В процессе чтения данной статьи, возможно, у многих сложилось впечатление, что все это просто невозможно реализовать. Однако это кажется сложным лишь на первый взгляд. Режим дня и распорядок - это понятия из взрослой жизни, с которыми нужно как можно раньше познакомить ребенка. По началу выполняйте все действия вместе с ним (завтракайте всей семьей, делайте зарядку, читайте, гуляйте). Если Вы сделаете первый шаг, то ребенок тут же сделает второй. Не забывайте, что любящие родители, пока их ребенок не вырос и не стал самостоятельным, должны засыпать с мыслью о том, как организовать завтрашний день и сделать его полезным для своего любимого чада.

Режим дня многими воспринимается, как что-то связанное с армией, спортом или здравоохранительными учреждениями. Они считают, что простому человеку не обязательно так себя «дрессировать». Но справедливо ли такое утверждение? Что такое режим дня? Зачем он нужен? Сложно ли заставить себя соблюдать распорядок? Существуют ли научно обоснованные рекомендации, помогающие составить режим дня? Кому это вообще необходимо? Какие причины мешают его соблюдению? Насколько быстро можно упорядочить свой день?

Что такое режим дня?

Режим дня - это четкое расписание всех аспектов жизни, включая сон, бодрствование (рабочие и бытовые вопросы, а также досуг). Упорядочивание своей деятельности позволяет довести до автоматизма отдельные процессы, тем самым повысив личную эффективность. Организм сам запоминает последовательность действий, позволяя разуму переключиться на более актуальные задания.

Кому необходим режим дня

Всем без исключения. Он актуален детям и взрослым, представителям творческих профессий и работникам, связанным с рутинной деятельностью. Несобранность забирает слишком много продуктивного времени и сил. Банальный пример – порядок на рабочем столе. Если все документы, папки и заметки лежат на своих местах, то можно выиграть вплоть до нескольких часов рабочего времени. А это лишь один конкретный стол. Не сложно догадаться, что будет, если упорядочить всю свою жизнь? Поговорим, как это сделать, и какие препятствия могут возникнуть.

Как составить режим дня?

Попытки упорядочить свою жизнь зачастую сталкиваются с суровыми реалиями жизни. Далеко не у всех получается соответствовать тому идеалу, который они для себя создали. Почему же так происходит? Какие помехи не дают выработать режим дня? К основным причинам относятся:

  • Непредвиденные обстоятельства;
  • Физиологические и психические особенности;
  • Обилие рабочих или домашних дел;
  • Многозадачность, распыление усилий;
  • Сезонные изменения в ритме жизни.

Влияние названных факторов на человека может усиливаться или ослабевать, но считаться с ними стоит в любом случае.

Непредвиденные обстоятельства

Неожиданные изменения в планах – злейший враг любого режима дня. Самое коварное в этом – невозможность предвидеть изменения. Например, неожиданная командировка в другой город может перечеркнуть запланированную тренировку в спортзале. Что же делать? Постараться осуществить задуманное, хотя бы «для галочки», не в полном объеме. Допустим, кто-то хотел потратить полтора часа на упражнения в спортзале, но прихоть шефа испортила его планы. Заменой, хоть и условной, будет поход на ближайшую спортплощадку, где можно выделить хотя бы 10-15 минут для подтягиваний на перекладине.

Физиологические и психические особенности

В силу индивидуальных особенностей в протекании психических реакций и физиологических процессов отдельным людям бывает сложнее стать собранными. Также, важную роль играет здоровье человека, уровень его жизненной энергии и сил. Если уделить внимание правильному питанию и активному образу жизни, то намного проще будет заставить себя соблюдать определенный режим дня.

Обилие рабочих или домашних дел

Чрезмерная наполненность ежедневного графика также усложняет упорядочивание своей жизни. Основной совет, помогающий разгрузить себя от изнурительной рутины – делегирование. Домашние дела можно распределить между всеми членами семьи. Производственные задачи можно попробовать аналогичным образом делегировать своим коллегам. Главное, не давать взваливать на себя дополнительные обязанности, которые отбирают «львиную долю» времени.

Многозадачность, распыление усилий

Бич многих «семиделкинов», из-за которого страдает их режим дня. Согласно закону Миллера, человек способен продуктивно выполнять от пяти до девяти заданий, включая бытовые вопросы и хобби. Если перегрузить себя, то заметно упадет концентрация внимания, сосредоточенность, продуктивность работы. Необходимо научиться устанавливать приоритеты для своих интересов, больше времени уделять самым важным из них.

Сезонные изменения в ритме жизни

Смена времен года также негативно сказывается на режиме дня. Свою лепту вносят практически все изменения, включая температуру, количество осадков, длину светового дня и т.п. Это требует регулярной корректировки своего распорядка. В холодные периоды особенно актуальным становится здоровый сон и потребление витаминов (лучше природные – в виде фруктов и овощей). Поскольку простуда или упадок сил негативно сказываются на работоспособности человека, его желании жить по определенному распорядку.

Как нормализовать свой режим дня?

Причины, мешающие гармонизации жизни, перечислены. Теперь разберемся, как все-таки составить режим дня. Наша работоспособность зависит от целого ряда факторов. Среди них – гормональный фон, биоритмы, активность различных органов.

Считается, что с 6.00 до 7.00 срабатывает «внутренний будильник» человека, поэтому данный временной промежуток особенно благоприятен для пробуждения. Также рекомендуется в это время совершать зарядку без чрезмерных силовых нагрузок, что способствует обогащению внутренних органов кислородом. Не менее полезен прохладный душ.

Примерно с 7.30 до 8.15 оптимальное время для завтрака. Основную массу килокалорий заберет активизация мозговой деятельности. Чем насыщеннее будет завтрак, тем больше сил и энергии появится для дневного времяпрепровождения.

Далее, до 9.00 стоит добраться до работы. Если погода и расстояние позволяет, лучше всего это проделать пешком или на велосипеде. Свежий воздух и солнечные «ванны» помогут дополнительно настроиться на продуктивный день. Начало рабочего дня лучше посвятить составлению списка дел.

Примерно с 10.00 до 12.00 наблюдается максимальный уровень физической и интеллектуальной активности. Так что, при формировании режима дня, желательно планировать на этот период самые ответственные и важные задания.

Обеденное время традиционно ассоциируется с восстановлением сил и энергетических запасов. Органы пищеварения работают на полную мощность, что позволяет переваривать даже очень сытную пищу.

С 13.00 до 15.00 наблюдается снижение активности большинства систем организма. По возможности, стоит посвятить это время спокойной и размеренной работе.

С 16.00 до 18.00 в организме наблюдается оптимальная выработка гормонов, стимулирующих физическую активность. Лучше всего запланировать тренировки именно на это время.

Около 22.00 – оптимальное время для того, чтобы лечь спать.

Безусловно, многие могут возразить, что «мой режим дня невозможно подогнать под эти требования», ведь бывают ненормированные рабочие дни, сменный график, дежурства и т.п. Безусловно, каждый отдельный случай индивидуален. Но стремиться к оптимизации хотя бы определенной части своего продуктивного времени нужно. В первую очередь, это касается сна и еды. Все остальное, может быть упорядоченно чуть позже, по мере возникновения такой возможности.

Лучше всего режим дня представлять в качестве интересной игры, направленной на оптимизацию своей жизни. Ни в коем случае, не стоит превращать его в рутину и повинность. Следует уяснить, в чем польза от подобной упорядоченности. Тогда соблюдение ежедневных правил не будет вызывать дискомфорт, превратившись в жизненный стиль.

порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток, способствующий нормальному развитию ребенка и укреплению здоровья. Составляется с учетом возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка. Приучать ребенка к соблюдению Р.д. необходимо с первого года жизни. Детям до 6 лет необходим одноразовый дневной сон, прогулки (3-4 ч), занятия физическим воспитанием (через 1-1,5 ч после завтрака). В Р.д. дошкольников входят: утренняя зарядка, игры, прогулки (1-4 ч в зависимости от климата), физические упражнения, направленные на развитие движений (ходьба, бег и т.д.), обучение плаванию, катанию на коньках, лыжах и т.д. Организм ребенка обладает наивысшей работоспособностью в утренние часы, поэтому в это время рекомендуется проводить наиболее трудоемкие занятия: рисование, лепку и др. Необходимо следить за осанкой; расстояние от стола до глаз должно составлять 30-35 см. Во 2-й половине дня время занятий следует сократить. В меню питания детей старше 3 лет не следует включать крепкие чай и кофе, острые, жирные и очень сладкие блюда. Одно из блюд в каждый прием пищи должно быть горячим, а ужин заканчиваться за 2 ч до сна. Ребенка приучают соблюдать личную гигиену: умываться, чистить зубы и т.д. Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отсутствие Р.д. у первоклассника ведет к истощению нервной системы и переутомлению. Важно научить ребенка правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий, начинать с письменных и более трудных заданий, делать перерыв на 10-15 мин для отдыха. Продолжительность прогулок на воздухе должна быть не менее 3 ч в день, а перерыв между занятиями в школе и дома - 1,5 ч. Нормальный сон для детей 7-10 лет длится не менее 10-10,5 ч, для подростков - 8-9 ч (иначе работоспособность падает до 30%). Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, - причина неврозов. Школьникам необходимо 4-5-кратное питание, ужин заканчивается за 1-1,5 ч до сна. Физическое воспитание в школе проводится по образовательным программам. Дома ребенок должен делать утреннюю зарядку и заниматься спортом в свободное время. Внимания взрослых требует организация выходного дня и каникул (максимальное пребывание на воздухе, культурные мероприятия и др.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕЖИМ ДНЯ детей и подростков

порядок чередования разл видов деятельности и отдыха в течение суток Способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине Правильно организовать Р.д. в семье помогают учителя, воспитатели, врачи обра-зоват учреждений. Составляют P. д. с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиол. и индивидуальных особенностей ребенка Р.д. предусматривает определенную продолжительность разл занятий, сна и отдыха, в т.ч. отдыха на открытом воздухе, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены Приучать ребенка к соблюдению Р.д. необходимо с первого года его жизни Это не только облегчает уход за младенцем, но с возрастом постепенно приучает ребенка к порядку, опрятности, с IV2 - 2 лет дети переходят на одноразовый дневной сон, в зависимости от погоды прогулки на свежем воздухе занимают 3-4 ч. Рекомендуется ежедневно через 1 - IV2 ч после зав трака заниматься физич. воспитанием

Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено, что организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы Поэтому в это время с детьми дошк. возраста следует проводить наиб. трудоемкие занятия - рисование, лепку, работу с ножницами и др. Во время занятий необходимо следить за осанкой ребенка, расстояние от глаз до стола должно составлять 30-35 см У детей 3-4 лет проводят 1 занятие, у более старших - 2 занятия с перерывом Во 2-й половине дня время занятий следует сократить, а время отдыха увеличить Пребыванию на воздухе, прогулкам отводится от 1 до 4 ч в зависимости от климата и погодных условий В Р.д. дошкольников должны входить утренняя зарядка, игры, физич. упражнения, направленные на развитие осн.движений (ходьба, бег, лазание и т.д.). В этом возрасте начинают учить детей плаванию, катанию на коньках, лыжах, велосипеде Питание детей старше 3 лет мало чем отличается от питания взрослых Однако в меню не следует включать крепкий чай, кофе, острые соусы, крепкие бульоны, шоколад, пирожные Одно из блюд в каждый прием пищи (не раньше чем через 30 мин после игры или прогулки). должно быть горячим Ужинать следует за 2 ч до сна Необходимо прививать ребенку гигиенич навыки приучать самостоятельно умываться, чистить зубы и др. До 6 лет ребенок спит днем (1 раз). Родители должны постепенно готовить ребенка ко сну, успокоить после игры, перед ночным сном проследить за вечерним туалетом и др. Перед сном комнату необходимо проветрить.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Задача педагогов и родителей - максимально облегчить преодоление трудностей, вставших перед ним Превышение допустимого уровня уч нагрузки, отсутствие режима уч работы, полноценного отдыха, физич. труда, достаточной двигат активности ведут к истощению нервной системы школьника, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости разл инфекциям Важно научить ребенка правильно регламентировать время уч работы дома чередовать виды занятий по разл предметам, делать перерыв между занятиями в 10-15 мин, во время к-рых снимается напряжение, отдыхают глаза.

Начинать приготовление уроков следует с письменных работ, а затем переходить к устным занятиям В первую очередь выполняются задания ср. трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие Дети 7-9 лет занимаются в школе не более 4 ч, 9-12 лет - 4-5 ч, у ст школьников проводятся 6-часовые занятия Уч работа чередуется с переменами - отдыхом.

Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе Прогулки, игры должны продолжаться не менее 3 ч в день, причем половина этого времени должна падать на перерыв между занятиями в школе и дома Для восстановления сил и работоспособности организма очень важен нормальный сон Детям 7-10 лет необходимо спать не менее 10-10V2 ч, подросткам - не менее 8-9 ч, в противном случае их работоспособность падает на 30% Хронич недосыпание, как и умственное переутомление, - причина неврозов и сопровождающих их раздражительности, грубости, рассеянности Следует избегать излишних нагрузок, к-рые могут нарушить сон и вредно сказаться на состоянии здоровья школьника.

Большое внимание в Р.д. школьника должно быть уделено питанию Для нормального физич. и невропсихич. развития школьника имеет большое значение правильно организованный режим питания (4-5-кратный). Ужинать ребенок должен за 1-IV2 часа до сна.

Физич. воспитание в школе проводится по программам, соответствующим возрасту школьника Родители призваны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей Каждое утро ребенок должен делать зарядку, это должно войти в привычку Время на внеклассные, внешкольные (свободные). занятия (по собственному выбору). должно согласовываться с кол-вом уроков в школе и временем приготовления домашних заданий Внимания взрослых требует организация выходного дня и каникул школьника Осн.элементы Р.д. (сон, еда и т.д.). должны оставаться такими же, как и в обычные дни, но при этом максимум времени отводится пребыванию на воздухе, участию в походах и экскурсиях, посещению музеев, театров В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться

Лит Воликова Т В, Режим дня в жизни школьника, M, 1961, Антропова M В, Гигиена детей и подростков, M, 19826 M В Антропова

Отличное определение

Неполное определение ↓

Режим дня – это организация и целесообразное распределение временных ресурсов человека, своеобразный жизненный график. Правильный распорядок дня – организация личного времени человека для наиболее оптимального использования его трудового потенциала. Для чего нужен режим дня? Каковы его основные составляющие?

Режим дня: его основные составляющие

Режим дня – основа нормальной жизнедеятельности организма. Именно правильное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности позволяет организму полностью восстановить силы в физическом и психологическом плане. Правильный режим дня позволяет грамотно распределить временные ресурсы на отдых, труд, питание, саморазвитие, уход за собой.

Существуют внешние и внутренние факторы, способствующие выработке определенного режима дня человека.

Основным внутренним фактором, способствующим выработке определенного поведения человека, являются биоритмы.

Биоритмы – фундаментальные процессы живой природы, закономерная активность организма, его систем, осуществляемая с определенной периодичностью. Биологические ритмы зафиксированы на всех уровнях живой материи: от простейших биологических реакций, происходящих в каждый момент времени в клетке, до сложных поведенческих реакций человека. Все физиологические процессы, протекающие в организме, согласованы с общим ходом времени. Основным фактором, регулирующим биоритмы всего живого, является Солнце. Значение биоритмов для человека было доказано физиологом И.П. Павловым, который утверждал, что нет ничего более значимого для живого организма, чем ритмичность и периодичность физиологических изменений, протекающих в организме. Биологические ритмы во многом определяют режим дня человека. Именно от биоритмов зависит работоспособность человека, способность к усвоению информации, обучению.

Построение режима дня, противоречащего естественным биоритмам человека, приведет к повышенной утомляемости, психологическому стрессу, длительному периоду нетрудоспособности.

Внешним фактором, определяющим режим дня человека, является его участие в жизни социума: обучение и посещение учебных заведений (детские сады, школы, высшие учебные заведения), труд на предприятии, что способствует выработке более или менее постоянного распорядка дня.

Обязательными составляющими режима дня должны быть:

  • Труд – физиологическая потребность человека, основное условие его существования в социуме, целесообразная, сознательная деятельность индивида, направленная на удовлетворение потребностей его самого и общества;
  • Отдых – необходимая составляющая режима дня, способ проведения времени, целью которого является восстановление физических сил и стабилизация психоэмоционального состояния для достижения нормального уровня работоспособности;
  • Приемы пищи – достаточный интервал времени в период трудовой занятости, отдыха для полноценного приема пищи;
  • Личная гигиена – период времени для проведения процедур для сохранения и укрепления здоровья;
  • Время на саморазвитие и совершенствование – период для прочих видов активности (чтение, посещение театра, общение с людьми).

Режим дня ребенка: как правильно организовать день для ребенка

Почему важно приучить ребенка к правильному режиму дня? Дети легко привыкают к новому распорядку дня в силу того, что в их сознании еще не выработался четкий динамический стереотип – форма деятельности мозга человека, проявлением которой является фиксированный порядок осуществляемых действий. Нарушение динамических стереотипов ведет к напряжению нервных элементов коры головного мозга, выходящему за пределы их функциональных возможностей, результатом чего является нарушение высшей нервной деятельности и развитие невротических состояний.

Режим дня ребенка несколько отличается от распорядка дня взрослого человека. Режим дня для детей является основой воспитания, приучения ребенка к ответственному использованию временных ресурсов, самодисциплины, выработки характера и силы воли.

В первые 3 года жизни ребенка работоспособность его нервной системы постоянно изменяется, что обусловливает смену режима дня ребенка в различные периоды его жизни. При несоблюдении режима дня для ребенка могут возникнуть следующие последствия:

  • Плаксивость, раздражительность ребенка;
  • Нестабильность психоэмоционального состояния;
  • Отклонения в развитии;
  • Трудности с приучением ребенка к распорядку детского сада, школы.

Каждый период в жизни ребенка должен быть правильно организован с точки зрения чередования активности и отдыха. Продолжительное бодрствование и сокращение продолжительности сна могут негативно сказываться на деятельности нервной системы ребенка, результатом чего станет нарушение его поведения. Не существует единого правильного режима дня, который бы подошел каждому ребенку. Однако существует ряд правил, придерживаясь которых родители смогут правильно организовать такой режим дня ребенка, который будет способствовать его полноценному физическому и психическому развитию.

Правила режима дня ребенка:

  • Соблюдение точного времени подъема и отхода ко сну, что способствует выработке рефлекса;
  • Соблюдение интервалов между приемами пищи (время приема пищи полностью зависит от периодов сна и бодрствования ребенка). Однако режим дня выстраивается так, чтобы после кормления ребенок бодрствовал, а затем спал, что способствует поддержанию оптимального состояния ребенка на любом этапе развития;
  • Бодрствование ребенка должно включать в себя развивающие игры, пребывание на свежем воздухе, общение со сверстниками. Не стоит забывать о «свободном времени» для ребенка, когда он не занят другой деятельностью и может заняться тем, что ему интересно самому.

Понятие правильного режима дня для каждого человека

Не существует единственно правильного режима дня, подходящего каждому человеку. Любой режим дня, как для ребенка, так и для взрослого человека, носит лишь рекомендационный характер. Правильный распорядок дня позволяет наиболее эффективно использовать энергетические ресурсы человека. При составлении распорядка дня необходимо учитывать биоритмы, периоды максимальной работоспособности человека.

Так, правильный режим дня способствует:

  • Поддержанию здорового функционирования организма;
  • Нормализации психоэмоционального состояния;
  • Гармоничному развитию личности;
  • Воспитанию пунктуальности;
  • Высокой самодисциплине и организованности, как в труде, так и в период отдыха;
  • Значительному снижению утомляемости;
  • Повышению эффективности труда.

Анализ своего режима дня поможет определить причины высокой утомляемости, низкой продуктивности, рассеянности внимания, частых депрессивных состояний. Не стоит придерживаться стереотипного режима дня, если он противоречит биологическим ритмам человека.

Основа правильного распорядка дня:

  • Нормальная продолжительность сна;
  • Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения;
  • Соблюдение графика приема пищи.

Видео с YouTube по теме статьи: